Опыление растений животными. Значение животных для опыления и распространения растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок в 6-м классе по экологии "Животные-опылители". Опыление растений животными


Что такое опыление? - Растения - В мире животных - Детям

Чтобы в цветке начали развиваться семена, должно обязательно произойти опыление — то есть пыльца тычинок должна попасть на рыльце пестика. Если пыльца переносится на рыльце того же цветка, то это самоопыление.

Но основной тип опыления цветковых растений — это перекрестное опыление, когда пыльца переносится на цветки разных особей. При постоянном самоопылении новые формы не развиваются, но зато совершенствуются лучшие черты данного вида растения. Перекрестное опыление благоприятствует развитию новых форм и свойств растений.

У ивы, тополя, осины, облепихи, финиковой пальмы, конопли, спаржи, инжира имеются два типа цветков — пестичные (женские) и тычиночные (мужские). Эти разные типы цветков появляются на разных деревьях, которые иногда различаются между собой и формой листьев, и другими признаками. Например, мужские экземпляры тополей не загрязняют улицы летящим пухом.

Чтобы не было самоопыления, у некоторых цветков пестики и тычинки созревают в разное время, например у колокольчиков, у зонтичных растений. Пыльца и нектар — любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и происходит опыление растений.

Как оказалось, пчелам небезразличен цвет, хотя их цветовое зрение отличается от зрения человека. Пчелы, например, слепы к красному цвету, они пролетят мимо мака и тюльпана. Поэтому некоторые цветки меняют свою окраску: медуница, только распустившись, бывает розово-пурпурной, потом становится синей. У конского каштана желтое пятно на лепестках превращается в оранжевое, а потом — в красное. Нектар выделяется только в начале цветения.

Красные цветки опыляют бабочки: белянки и парусники. Но таких цветков мало в средней полосе и много в тропиках, где их опыляют птицы. Цветки привлекают насекомых не только цветом, но и запахом. Боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис опыляются мухами и жуками и их цветки неприятно пахнут или навозной жижей, или гниющим мясом. Но чаще цветы выделяют ароматные эфирные масла. Опыты показали, что запах цветка действует на насекомых сильнее, чем его окраска. Ночные бабочки ориентируются в основном по запаху. Цветки, опыляемые птицами, не пахнут, ведь птицы не чувствуют запаха.

Травянистые растения: подорожник, житняк, осока, злаки опыляются ветром, как и береза с лещиной, пока не распустились их листья.

Попробуйте представить…

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем,…

Какие каштаны съедобны?

Съедобны плоды каштана настоящего. Это дерево выглядит несколько иначе, чем конский каштан. Листья у каштана настоящего продолговатые, эллиптические, с острыми зубчиками. Каждый лист черешком прикрепляется к ветке. У конского каштана листья сложные, пальчатые, на общем черешке их 5-7. Плоды каштана и плоды конского каштана похожи, но у настоящего в плюске (соплодии) их по 2-4. Когда…

Как искать грибы?

Только что пронесся неожиданный в разгаре летнего дня дождь. Вы, ребята, наверное, торопитесь схватить корзинку и быстрее бежать в лес за грибами. Но бабушка останавливает: подожди, дай грибам подрасти… А вы никогда не задавали вопроса: откуда грибы берутся и как растут? Сам гриб — похожая на паутину грибница-мицелий — спрятан в земле, А часть гриба,…

Как растет кофе?

О кофе узнали в Европе в 1591 г. от итальянского врача Проспера Альпинуса. С итальянским посольством он был в Египте и попробовал там кофе. Ему рассказали легенду о том, как один пастух из Эфиопии заметил, что его козы, поевшие ягод с куста с жесткими зелеными листьями, всю ночь не спали и были бодры и веселы….

Бывают ли текстильные деревья?

Кроме хлопчатника, льна, джута, рами, еще одно растение дает людям натуральные растительные волокна. Это сейба — высокое, до 45 м в высоту, дерево. Это наиболее величественное дерево в Центральной Америке, тем более что в этих засушливых районах все растения, как правило, низкорослы. Сейба — вообще интересное растение. У молодых деревьев ствол и ветки усажены мощными,…

Что такое мамонтово дерево?

Наверное, очень высокое и с очень толстым стволом, если так называется, — решат многие из нас. Мало кто из жителей России его видел. Ведь растет оно далеко за океаном, в Центральной Америке. Действительно, секвойя дендрон, или мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Такое трудно себе представить. Дерево, которое…

Что такое цветок?

Цветы — одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота! Цветки и отвечают за важнейший момент в жизни каждого растения — образование плода. В цветке происходит…

Как в лесу узнать крушину?

И в лесу, и в парках, вы, быть может, видели этот кустарник или небольшое дерево с разноцветными ягодами: зелеными, красными, черными. Это крушина. Среди других пород крушину всегда можно узнать благодаря некоторым ее особенностям. Зимой — по почкам, которые совершенно лишены защитных чешуек. Зачатки будущих листьев зимуют совершенно “голыми”, они лишь покрыты бурыми пушистыми волосками….

Какие бывают тыквы?

Если лето было достаточно теплым в средней полосе России, к осени на огородах созревают огромные, почти до метра в диаметре, желтые тыквы. Их почти не едят, это скорее забава для огородников. Многие любят пшенную кашу с тыквой, но чаще эти плоды идут на корм скоту. Цветки тыквы привлекают насекомых не только пыльцой и нектаром. Крупные,…

Что такое батат?

Это растение кормит жителей всех теплых стран. Его часто сравнивают с картофелем, потому что в батате много крахмала, и так же, как у картофеля, клубни батата образуются на корнях растения. Батат — сладкий на вкус и поэтому его называют “сладким картофелем”. Батат — многолетнее травянистое растение с длинными ползучими стеблями и с крупными цветками в…

www.poznovatelno.ru

Урок в 6-м классе по экологии "Животные-опылители"

Разделы: Экология

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями; раскрыть значение перекрестного опыления в жизни растений и человека.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с различными видами животных – опылителей; помочь уяснить, какими экологическими особенностями обладают растения.

Развивающие задачи: развивать у учащихся память, внимание, экологическое мышление и познавательный интерес.

Воспитательная задача: воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью фрагмента «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, плакат с изображением луга, рисунки луговых цветов, таблица «Животные-опылители», схема перекрестного опыления, плакат с эпиграфом.

Содержание урока.

1. Организационный момент.

2. Упражнение релаксации.

3. Постановка учебной цели

Сегодня мы переходим к изучению следующего раздела, и называется он «Животные и растения»

На уроке мы познакомимся с животными – опылителями и поговорим о том, какую роль животные – опылители играют в жизни растений и жизни человека.

Эпиграф урока:

«Все прекрасное на Земле – от солнца, все хорошее – от человека» М. Пришвин.

4. Изучение нового материала:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами совершим прогулку.

И хотя за окном очень холодно, но мы с вами можем пофантазировать. Давайте закроем глаза и представим. Лето…. Теплый солнечный день…. По небу плывут облака и можно идти куда угодно: в лес, на речку, к озеру.

Откройте, пожалуйста, глаза.

«Зеленый луг, как чудный сад,Пахуч и свеж в часы рассвета,Красивых радужных цветов,На нем разбросаны букеты». (И. Суриков)

- Куда я вас ребята приглашаю?

А сейчас будьте очень внимательны, наблюдайте, слушайте и запоминайте. (Сценка).

Звучит «Полет шмеля» Римского- Корсакова.

(На сцену влетает Шмель. У него очень озабоченный вид, он деловито перелетает с цветка на цветок, не обращая внимания на Кузнечика. После нескольких неудачных попыток остановить Шмеля, Кузнечик попросту сталкивается с ним. Оба падают.)

Кузнечик (потирая лоб). Уф, еле тормознул тебя, приятель.

Шмель (угрожающе). И совершенно напрасно, приятель. (Медленно поднимается с пола.)

Кузнечик. А что вы тут делаете?

Шмель. Я тут, понимаешь, делом занят, нектар собираю, а всякие бездельники, которым наскучило на лугу сидеть и песенки распевать, еще тормозить меня будут по пустякам.

Кузнечик (миролюбиво). Да я не по пустякам, я спросить хотел…

Шмель (не слушая). Спрашивальщик еще нашелся! (Собирается уходить.)

Кузнечик (вслед). Да я про музыку хотел спросить.

Шмель (оборачиваясь). Про какую еще музыку?

Кузнечик. Да вот хотя бы про ту, которая сейчас звучала.

Шмель. Вот невежда! Да это же знаменитый «Полет шмеля» известного композитора-сказочника Римского-Корсакова.

Кузнечик (уважительно). Ну, надо же, такой великий композитор и вам, шмелям, музыкальную пьесу посвятил?

Шмель (горделиво). А кому же еще? Уж не вам ли, скрипачам зеленым? Да и сыну надо было помочь. (Снова собирается уходить.)

Кузнечик. Какому сыну?

Шмель (раздосадовано). Какому-какому, своему, конечно, Михаилу Николаевичу Римскому- Корсакову, известному русскому энтомологу. Это сейчас его никто, кроме специалистов, не знает, а в начале века его книга «Зоологические экскурсии» была известна каждому натуралисту.

Кузнечик. А как же композитор мог энтомологу помочь?

Шмель. Да очень просто. Написанная им музыкальная картинка помогла впоследствии Михаилу находить гнезда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого нами при полете.

Да заболтался я с тобой, лететь надо, солнце уже высоко. Летний день год кормит. Звучит прекрасная музыка Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Под её звуки на сцене появляется Пчела.

Кузнечик (обрадовано). Пчелка наконец-то! Только не улетай, пожалуйста, не торопись, мне очень-очень хочется с тобой поговорить!

Пчела. Хорошо, малыш, давай поговорим, но не очень долго, утро чудесное, солнечное, ты знаешь, мне надо трудиться.

Кузнечик. Я все хотел спросить, о чем ты жужжишь?

Пчела. О многом. Мы, пчелы, насекомые общественные.

Кузнечик. И все же, о чем?

Пчела. Главное в нашей жизни – работа. Стало быть, и жужжим, как правило, о работе. Нам нравится перелетать с цветка на цветок, собирать по крупицам нектар, трудиться с утра до вечера.

Кузнечик. Как в этом мире все разумно!

Спасибо тебе, Пчелка, за рассказ. И вам, ребята, спасибо, что все внимательно выслушали. Велика роль насекомых в жизни растений, прекрасен мир, в котором мы живем. Вся наша планета - огромный зеленый луг, который нужно охранять и беречь!

- Вы только что услышали новое слово энтомолог. Это ученый, изучающий насекомых.

А теперь выясним, кто был из вас самым внимательным и наблюдательным.

Чем занимался шмель?

А пчела чем занималась?

На уроке мы с вами познакомимся с тем, как влияют на растения живые организмы и в первую очередь – животные.

Итак, тема урока «Животные опылители»

В биологии различают два типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление.

- А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления.

Что такое перекрестное опыление?

Перенос пыльцы с тычинок цветка одного растений на рыльце пестика другого принято называть перекрестным опылением.

Давайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?

Животных, которые доставляют пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями.

Итак, животные-опылители, это: насекомые, птицы, звери. (Перенесение схемы в тетрадь).

Кого вы знаете опылителей среди насекомых?

А среди птиц, есть известные вам опылители?

А из зверьков, кто вам известен?

А для чего животные-опылители посещают цветки растений?

А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?

Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.

Если цветам так необходимы опылители, то какими способами они привлекают их к себе? Как вы думаете?

Приспособление цветка к опылению: а) яркая окраска венчика;б) крупные одиночные цветки или мелкие собранные в соцветия;в) ароматный запах и наличие нектара.

Это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро находить вкусную и обильную пищу. И красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов – привлекать насекомых.

Днем опылителей привлекает, прежде всего, яркая окраска венчика. И окраска цветов бывает самая разнообразная: жёлтая – у одуванчика, мать-и-мачехи; красная и розовая – у клевера, гвоздики; синяя и голубая – у василька и цикория; лиловая – у колокольчиков; белая – у ромашки.

В природе встречаются цветущие растения, которые распускаются вечером, например: душистый табак, ночная красавица, дрема (работа по учебнику).

А как отыскивают ночные опылители такие цветки?

Как вы думаете, кто является опылителем таких растений?

А почему это растение получило такое название?

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся). <

Раффлезия – самый большой в мире цветок. У него самые крупные цветки в мире, диаметр до 1 м. Это растение – паразит, т.к. высасывает соки и воду из лиан. Произрастает на острове Ява, и опыляют цветки раффлезии мясные мухи, потому что запах, который идет от цветка напоминает тухлое мясо.

Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах?

Оказывается у тропических растений опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, т.к. птицы лучше видят красный цвет (работа по учебнику).

Послушайте сообщение об этих крохах. (Сообщение готовят учащиеся). Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка.

- А вот у некоторых тропических растений, цветки располагаются в нижней части ствола. Как, например, у шоколадного дерева. (Рисунок учебника). Такие цветки опыляют летучие мыши и мелкие древесные зверьки, обитающие в Австралии – кускус. (Сообщение готовят учащиеся).

Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы.

- Не все насекомые, которые посещают цветок, оказываются опылителями. Например, муравьи часто прогрызают околоцветник снизу и выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от таких посетителей, у растений возникли разные приспособления. Например, растение выделяет клейкое вещество на цветоносах. И на пути у похитителей образуется ловушки по принципу липкой бумаги, как у смолки обыкновенной (рисунок учебника).

Как вы думаете, сколько опылителей может быть у растений?

Оказывается, это зависит от строения цветка. У одних цветущих растений пыльца и нектар легко доступны разным опылителям и цветки таких растений имеют широко раскрытые венчики. А у некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые.

Послушайте очень интересную историю о клевере. (Сообщение готовят учащиеся). У клевера, например нектар, находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Интересно, что завезенный европейцами в Австралию клевер отлично рос и великолепно цвел, однако семян у него не было. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.

Перекрестное опыление цветковых растений имеет большое значение в природе и большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно при выращивании плодов, семян и овощных культур, а также в пчеловодстве.

Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. А если опылителей мало, урожаи резко снижаются.

Почему на полях гречихи, подсолнечника, в цветущих садах ставят ульи?

Мы выяснили, какую пользу приносят животные опылители для растений и для человека. Но судьба растений и животных опылителей не редко зависит от нашего поведения в природе.

Сейчас мы с вами на уроке мысленно посетили красивый уголок природы. Закончится зима, и мы пойдем на экскурсии, прогулки в лес.

Бывая в природе, о чем мы должны помнить? И никогда не забывать?

О правилах и нормах поведения.

(Показ напоминающих знаков).

Знак №1: «Не рвите в лесу, на лугу цветов»

Что означает этот знак? Для букетов цветы выращивают специально.

Знак №2: «Не ловите насекомых». А почему их нельзя ловить?

Знак №3: «Старайтесь ходить по тропам тихо и осторожно».

Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого цветка, ни обидев животного. Сейчас есть фотоаппараты, фотокамеры. Сделайте снимки, которые будут напоминать вам о встрече с прекрасным.

Бережно относитесь ко всему живому. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатство Земли.

5. Итог урока:

- Итак, что вы сегодня узнали нового на уроке?

Каких животных-опылителей вы знаете?

Давайте вернемся к словам М. Пришвина:

«Все прекрасное на Земле – от солнца, все хорошее – от человека»

И пусть они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.

Как много в нашем мире красоты, Которой часто мы не замечаем. Всё потому, Что каждый день встречаем Её давно знакомые черты. Мы знаем, Что красивы облака, Река, цветы, Лицо любимой мамы, И Пушкина летящая строка. И то, что человек Красив делами. Но есть ещё другая красота, Которая не кажется красивой. К примеру, красота крота. Крота? Да- да! Или пчелы трудолюбивой. Или змеи, лягушки и жука. Или другого странного «народа», Не зря все бесконечные века Его ваяла мудрая природа. Вглядись в лицо Любого существа – И ты увидишь Как она права!

Спасибо, ребята, за урок.

Мне очень приятно было с вами работать.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

КАК ПРОИСХОДИТ ОПЫЛЕНИЕ У РАСТЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИВОТНЫХ: Что такое ОПЫЛЕНИЕ

При перекрестном опылении пыльца с тычинок одного цветка переносится на рыльце пестика другого цветка. Перекрестное опыление. Тычинки и пестики могут находиться в разных цветках или на разных растениях. У них не раскрывается околоцветник и опыление происходит в бутоне.

Самонесовместимость — приспособление растений по недопущению самоопыления, выражающееся в том, что при самоопылении число семян ничтожно по сравнению с числом семян при перекрёстном опылении. Пономарёв А. Н., Демьянова Е. И., Грушвицкий И. В. Опыление // Жизнь растений. М.: Просвещение, 1980. — Т. 5. Ч. 1. Цветковые растения.

Цветением называется состояние растения от начала раскрытия цветков до засыхания его тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у растений может очень различаться. Опыление цветка происходит в период цветения растений. Вслед за опылением в завязи цветка происходит оплодотворение — слияние спермия с яйцеклеткой. Перекрестное опыление отмечается у большей части цветковых растений.

23. Цветение и опыление растений

В процессе эволюции у растений возникли разнообразные приспособления к осуществлению перекрестного опыления. У растений существует множество приспособлений к переносу пыльцы с помощью животных. К переносу пыльцы ветром у растений выработались особые приспособления, которые направлены на лучшее улавливание пыльцы. Вот почему у ветроопыляемых растений цветки часто не имеют околоцветника, либо он очень маленький. Обычно цветки у таких растений мелкие, без ярких красок, запаха и нектара, собраны в длинные и качающиеся соцветия.

Опыление растений пчелами.

Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестноопыляемые, и самоопыляемые цветки. Перекрестноопыляемые цветки пахучие, имею хорошо развитый околоцветник, а цветки, опыляемые своей пыльцой, обычно мелкие и появляются в конце цветения растения.

Смотреть что такое «ОПЫЛЕНИЕ» в других словарях:

Такой способ опыления является страховочным, на случай если не произойдет опыления раскрытых цветков пыльцой с другого растения. У большинства растений перекрестное опыление цветков — обычное явление, осуществляемое с помощью животных (чаще всего насекомых), ветра, воды. Некоторым растениям свойственно самоопыление.

В чем сходство и различие насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков? На цветках каких растений вы видели насекомых — пчел, шмелей или бабочек? В чем проявляется взаимосвязь цветкового растения и его опылителей? Какие бывают приспособления у растений для предотвращения самоопыления? Опыление — жизненно важный процесс для всех цветковых растений, и природа немало позаботилась о том, чтобы он проходил успешно.Лиственные деревья, ясень дерево — другие лиственные деревья.

Опыляемые ветром растения вынуждены производить огромное количество пыльцы, чтобы увеличить шансы ее попадания на рыльце соответствующего растения. Пыльцевые зерна опыляемых насекомыми цветов обычно крупнее и шероховатей, чем у цветов, опыляемых ветром. Насекомое может стряхнуть пыльцу из пыльника на рыльце или перенести ее на другой цветок.

Опыление насекомыми — это основной вид опыления цветов, однако в тропиках Австралии и Южной Америки довольно распространено опыление птицами. Это самый редкий вид опыления, но он является основным для сугубо водных цветущих растений — например, зостеры (морской травы). Опыле́ние — перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика у цветковых растений или на семязачаток у голосеменных.

Опыление насекомыми

У покрытосеменных (цветковых) растений существует два способа опыления — перекрестное и самоопыление. В результате перекрестного опыления в случае, если пыльца попадает с цветка другого растения, зародыш обладает признаками обоих родителей. Поэтому перекрестное опыление имеет преимущество перед самоопылением.

В процессе эволюции у растений появились особенности, связанные с опылением. Например, раздельнополость цветков и растений (двудомность). У многих перекрестноопыляемых растений пыльца плохо прорастает или не прорастает совсем на рыльце своего пестика, что исключает самоопыление. Перекрестное опыление осуществляется с помощью животных (зоофилия), ветра(анемофилия), воды (гидрофилия).

Адаптация к насекомым

Животные посещают цветки ради нектара или пыльцы. Пыльца зоофильных растений обычно крупная с неровной и часто липкой поверхностью, что помогает ей удерживаться на теле животного. Строение их цветков обычно таково, что посещающее их животное прикасается к пыльникам и рыльцу.

И цветочная пыльца энтомофильных растений приспо­соблена к перекрестному опылению

Особые приспособления к извлечению нектара и пыльцы из цветков выработались и у животных-опылителей. Ветром опыляются в основном растения открытых пространств и деревья.

Чтобы использовать его, растениям необхо­димы совсем другие цветки, как при опылении насекомыми

Гидрофильных растений немного. Некоторые растения способны опыляться разными способами; так, подорожники ланцетный и средний могут опыляться и насекомыми, и ветром.

Чтобы в цветках образовались семена и плоды, необходи­мо опыление (перенос пыльцы на рыльце пестика) и оплодо­творение (слияние мужских и женских половых клеток). Поэтому, хотя у подавляющего большинства растений цветки обоеполые и пыльники в них находятся рядом с рыль­цами, самоопыление представляет редкое явление. В обоеполых цветках самоопыление часто исключается неодновременным созреванием тычинок и пестиков.

Опыляемые ветром растения не растут в оди­ночку, а образуют большие заросли, что также увеличивает шансы опыления их цветков

Рожь и резеда устраняют самоопыление без всяких хит­ростей – собственная пыльца их не прорастает на своем рыльце. А у некоторых бразильских орхидей в случае само­опыления рыльце погибает, как от яда, и никакого оплодо­творения не происходит. Но чтобы произошло перекрестное опыление, нужны посредники. Между растениями и насекомыми-опылителями существует тесный контакт, даже взаимозависимость.

Опылением называют перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика. Триморфная гетеростилия — у растений одного вида имеются три формы цветков: коротко-, средне- и длинностолбчатые. Цветки у них всегда обоеполые, пыльники созревают одновременно с пестиками, и пыльца из них легко попадает на рыльце.

Читайте также:

podnogqali.ru

Значение животных для опыления и распространения растений

 

Министерство образования Саратовской области.

Управление образования Дергачевского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме :Значение животных в опылении и распространении растений. ______________________________

 

 

 

 

 

 

Автор: Печенова Лариса Васильевна, учитель экологии МОУ СОШ_№1

р.п. Дергачи___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дергачи 2012

Предмет: Экология 

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Значение животных для опыления и распространения растений

Продолжительность: 45 минут

Класс: 6

Технологии: При подготовке данного урока использовались:пакет Microsoft Office, текстовый  процессор Word, электронные презентации PowerPoint.

  1.  Использование мультимедийной презентации
  2.  Использование ресурсов сети Интернет для подготовки урока
  3.  Использование фото коллекции
Аннотация:

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.

В своей работе я систематически внедряю в учебный процесс ИКТ с целью научить учащихся работать с информацией, самостоятельно добывать знания.

Компьютер используется на всех этапах: при подготовке урока, в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Роль компьютера: демонстратор, проверяющий, тренажёр, иллюстратор; заинтересовывает учащихся, мобилизует и активизирует их работу, сокращает время проверки.

Уроки экологии проводятся в соответствии с тематическим планированием и составленной мной рабочей программой. Данный урок – комбинированный, учащиеся знакомятся с новой информацией, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, показывают сформированные умения, по ходу занятия устраняют выявленные пробелы.

 ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы Экология, так как данный предмет предусматривает использование большого объема наглядного материала, виртуальные лаборатории и экскурсии, проектную деятельность и моделирование. Для реализации данных задач в настоящее время без компьютерных технологий не обойтись.

На уроке мы говорим о многообразии животных-опылителей , о способах распространения растений с большим количеством иллюстраций, что позволяет сделать урок информативным и наглядным.

Методические приёмы:

1. Логические:

  1. постановка проблемных вопросов
  2. выявление общих признаков и свойств
  3. обобщение сведений на основе их анализа
  4. выводы
2. Технические:
  1. работа по заполнению схемы
3. Организационные:
  1. актуализация знаний учащихся
  2. мотивация учебной деятельности
  3. постановка проблемных вопросов
  4. формирование новых способов действия
  5. использование личного опыта и знаний учащихся
  6. обобщение и систематизация
  7. подведение итогов

Конспект урокаТема: Значение животных в опылении и распространении растений.Цель: Изучить значение животных в опылении и распространении растений.

Задачи: 

  1. Сформировать понятие о животных- опылителях и важности их в опылении .
  2. Показать приспособленность растений к процессу опыления животными-опылителями.
  3. Расскрыть значение животных в распространении плодов и семян растений.
  4. Продолжить формирование умения работать печатной тетрадью и текстом учебника.
  5. Развивать способности к анализу экологических ситуаций, умения находить причинно-следственные связи и составлять надлежающие выводы.
  6. Воспитывать гуманизм и любовь к прекрасному.
  7. Продолжить формирование нравственных качеств учащихся.
Оборудование и материалы: карточки , проектор, презентация  Power Point, раздаточный материал (тест-листы).План урока.
    1. Организационный момент.(1 мин.)
Рефлексия(1 мин.)

2. Проверка домашнего задания.(15 мин.)

3.Изучение нового материала.(20 мин.)

а) Животные- опылители

б) Как цветки привлекают опылителей.в) Практическое значение опыления

г) Физкультминутка.

д)Основные способы распространения семян и плодов растений.

4.Закрепление новых знаний.(5мин.)

5. Подведение итогов урока (1 мин.)

6.Домашнее задание.(1 мин.)7. Рефлексия .(1 мин.)

8.Список литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент.Приветствие.
Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Рефлексия

  1. Проверка домашнего задания.
1.Тестирование (Приложение№ 1)

2.Устный опрос

1.Как человек улучшает почву?

2.Почему нужно вносить минеральные удобрения в течение вегетационного периода?

3.Что называют зеленым удобрением ? Как его используют?

4.Что такое рассоление почвы и как его проводят?

5.Для чего нужно оберегать почву?

3.Письменная работа по карточкам (дифференцированная ,Приложение №3)

4.Работа у доски

Решение ребусов по изученной теме (Приложение №2)

  1. Изучение нового материала.

   

Индуктор – побудитель мысли.

1.На доске рисунки учащихся(заранее детям дается задание нарисовать плоды и семена растений, цветущие растения).

2.На столе учителя (можно любое ) цветущее комнатное растение

3.На экране рисунок «Цветы, пчелы,бабочки, растения».

Предлагаю посмотреть образцы на доске, на столе учителя и на своих партах. И предложите, какие возникли ассоциации. Высказывания записываю на доске. Что уже знаем? Методом исключения подходим к теме и цели урока:

Тема:Значение животных в опылении и распространении растений.

Цель: Изучить значение животных для опыления и распространения растений.

Актуализация знаний учащихся:

Вспомним: Основные части цветка и как проходит опыление? А перекрестное опыление?

А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления.

Записываем схему перекрестного опыления:

а) Животные- опылителиДавайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?

Кто такие животные- опылители?

Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика называют опылителями.

К ним относят прежде всего насекомых (Каких?), а в тропических и субтропических странах еще птиц и зверей. (Перенесение схемы в тетрадь).Кого вы знаете опылителей среди насекомых?

А среди птиц, есть известные вам опылители?

А из зверьков, кто вам известен?

Для чего опылители посещают цветки ?

А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?

Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.

В поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок, опылители переносят прилипшие к телу пылинки,перекрестно опыляя растения.

б) Как цветки привлекают опылителей?

Рассказ учителя с использованием рисунков на экране, комнатных растений на столе, (или таблицы на доске).Можно составить и записать такую схему (на доске и в тетрадях):

Цветки, опыляемые животными.

Дневные Ночные

яркая окраска яркий запах,

(желтая, красная, синяя, белая окраска

голубая, лиловая)

Яркая окраска и сильный запах цветов — это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков.Она может быть самой разнообразной: желтой, как у мать-и-мачехи, одуванчика,красной и розовой , как уклеверов, шиповника, синей и голубой — у цикория и василька, лиловой- у колокольчика.

Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах.У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, ослинника и дремы.

Это интересно:Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся).

Раффлезия Арнольди-паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами, но полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок которой, достигает в диаметре одного метра и весит в среднем 5 килограмм, по случаю чего назван самым крупным в мире цветком. При этом раффлезия не имеет ни стеблей, ни листьев, ни корней. Она состоит только из цветка, напоминающего красный капустный кочан, и является паразитирующим растением, получающим все питательные вещества от другого растения.

Эти цветки опыляются мухами, привлекаемыми запахом падали. К тому же и окраска цветков у раффлезий имитирует разлагающееся мясо.

Гигантский цветок - аморфофаллус - самое дурнопахнущее растение в мире. Его специфическим запахом, напоминающим гниющую рыбу, тухлые яйца, пропахли все леса острова Суматра, где это «чудовище» и произрастает.

Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах?

Оказывается у тропических растений опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, т.к. птицы лучше видят красный цвет (работа по учебнику).

Послушайте сообщение об этих крохах. (Сообщение готовят учащиеся). Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка.

- А вот у некоторых тропических растений, цветки располагаются в нижней части ствола. Как, например, у шоколадного дерева. (Рисунок учебника). Такие цветки опыляют летучие мыши и мелкие древесные зверьки, обитающие в Австралии –кускус. (Сообщение готовят учащиеся).

Кускус хоботноголовыйВнешний вид поссума-медоеда демонстрирует приспособление к питанию пыльцой и нектаром цветов. Морда у него вытянута в хоботок, который составляет примерно две трети длины головы, а язык, длинный и тонкий, способен высовываться изо рта на 2,5 см. Язык медоеда по спинке покрыт длинными щетинковидными сосочками. Он представляет собой своеобразную кисть для сбора пыльцы, а удлиненная морда служит трубкой для втягивания нектара. Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы.

- Не все насекомые, которые посещают цветок, оказываются опылителями. Например, муравьи часто прогрызают околоцветник снизу и выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от таких посетителей, у растений возникли разные приспособления. Например, растение выделяет клейкое вещество на цветоносах. И на пути у похитителей образуется ловушки по принципу липкой бумаги, как у смолки обыкновенной (рисунок учебника стр.82).

Как вы думаете, сколько опылителей может быть у растений?

Оказывается, это зависит от строения цветка. У одних цветущих растений пыльца и нектар легко доступны разным опылителям и цветки таких растений имеют широко раскрытые венчики. А у некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые.

Постановка проблемного вопроса:В Австралию был завезен клевер, он отлично рос и великолепно цвел, однако семян не было. Почему завезенный клевер не образовывал семян?.

 У клевера, например нектар, находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.

в) Практическое значение опыления

Перекрестное опыление цветковых растений имеет большое значение в природе и большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно при выращивании плодов, семян и овощных культур, а также в пчеловодстве.

Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. А если опылителей мало, урожаи резко снижаются.Почему на полях гречихи, подсолнечника, в цветущих садах ставят ульи?

Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда.Мы выяснили, какую пользу приносят животные опылители для растений и для человека. Но судьба растений и животных опылителей не редко зависит от нашего поведения в природе. г) Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась,Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – улетела. д)Основные способы распространения семян и плодов растений.

Давайте вспомним , какие бывают плоды по типу околоплодника?

Сочные и сухие

А как животные помогают расселяться растениям с сочными плодами? А с сухими плодами ?Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами — внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.

Составляем и записываем схему на доске и в тетрадях: Распространение семян и плодов

Животными Самораспространение Ветром Водой

( людьми)

Сегодня мы поговорим именно о распространении семян и плодов животными.Распространение сочных плодов

Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву.

Распространение сухих плодов

Животные распространяют и сухие плоды, например желуди дуба. Белки и сойки прячут желуди под корнями, запасая их на зиму (в кладовых сойки находили до 4 кг желудей), но часто забывают о своих кладовых. Так с помощью птиц и зверей желуди попадают на новые места и прорастают далеко от материнского дерева. Похожие отношения складываются между птицей кедровкой и сибирской кедровой сосной, называемой сибирским кедром. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью кедровки. Интересно, что области распространения сибирского кедра и кедровки, дуба и сойки совпадают. Это говорит о тесных взаимных связях между растениями и распространяющими их семена и плоды птицами.Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки.

Распространение семян муравьями

Большую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Они переносят на расстояние 10-12 м (иногда до 40-70 м) семена, главным образом низкорослых трав, плоды которых созревают в начале лета. В это время муравьи выкармливают личинки и заготавливают для них много пищи. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах (рис. 50). Муравьи обгрызают их. Семена и плоды перетаскивают в муравейник, частично теряют по дороге. Распространение цепких и клейких плодов и семянПлоды шалфея клейкого легко прилипают к ногам человека и лапам животных. Семена подорожника большого приклеиваются к обуви и к копытам с комочками грязи. Некоторые растения имеют выросты-прицепки на плодах (например, гравилат, череда) или на соплодиях (лопух, дурнишник). Соплодиями называют группы плодов, сформировавшихся из цветков одного соцветия. Выросты плодов и соплодий цепляются за шерсть животных, одежду и обувь человека. Таким образом семена и плоды переносятся на многие километры.

Сверхдальнее расселение растений

Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты.

Так, американские растения: амброзия полыннолистная, галинзога мелкоцветковая, мелколепестник канадский, душистая, или безлепестковая, ромашка — попали в Европу. Наш обычный подорожник большой оказался в Америке, а пастушья сумка расселиласьПодведем итог: Люди и животные распространяют плоды и семена при поедании их и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.

Споры мхов и папоротников на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляются за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстояния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопитающие, запасающие плоды и семена на зиму.IV. Закрепление изученного на уроке.

А) Вопросы:

1. Какие животные опыляют растения и почему?

2. Какие особенности имеют цветки, опыляемые насекомыми?

3. Почему одни растения опыляются самыми разнообразными животными, а другие — лишь немногими? Приведите примеры.

4. Чем отличается поведение опылителей и похитителей нектара?

5. Каким образом растения защищаются от похитителей нектара?

6. Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев? Почему совпадают области распространения сибирской кедровой сосны и птицы кедровки, дуба и сойки?

7. Семена каких растений и на какие расстояния переносят муравьи?

8. Каким образом семена и плоды растений попадают в далекие страны и на другие континенты?

9. Есть ли растения, расселившиеся по всему миру? Приведите примеры.Б)Творческое задание (можно вызвать двух учеников к доске)

Цветными карандашами раcкрасьте цветок, который:

  • I вариант – опыляют днем
  • II вариант – опыляют вечером или ночью

В)Выполните задание в печатной тетради № 4 стр.36

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.§ 31, 32

7. Рефлексия .

 - Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему

 - Я волновался, и у меня были ошибки

 -Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял темы

Спасибо, ребята, за урок.

Мне очень приятно было с вами работать.

Выставление оценок.8.Список используемой литературы:

  1. Былова А.М.Экология растений. 6 класс.М.: Вентана-Граф, 2010 г.
  2. Н.А. Горская.Экология растений. 6 класс.Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2011 г.
3.И.Н. Пономарева.Экология .М.: Вентана-Граф, 2006 г.
  1. Интернет ресурсы:
http://umm4.com/raznoe/sekrety-opyleniya-cvetov.htm

http://newsinphoto.ru/priroda/zolotye-sobirateli-pylcy/

http://mlekopit.com/sumchatyie/hobotnogolovyiy-kuskus.html

Приложение № 1Тест на проверку знанийВыберите правильный ответ.1.Выпас животных на лугах обычно приводит к следующим изменениям:

а)появление большого количества трав;

б)разрастанию сочных трав;

в)появлению колючих и жестких трав;2.Разрушение почв под действием ветра называют:

а)водной эрозией;

б)ветровой эрозией;

в)суховеем;3.Для защиты сельскохозяйственных угодий от засухи и суховеев проводят:

а)роют траншеии и наполняют водой;

б)посадка полезащитных полос;

в)работы по изменению структуры и состава почвы;4Распашка полей вдоль склонов вызывает:

а)овражную эрозию;

б)ветровую эрозию;

в)улучшение структуры почвы;5.Для закрепления песков используют посадку:

а)березы белой;

б)сосны обыкновенной;

в)калины красной;Ответы: 1.в, 2.б, 3.б, 4.а, 5.б.

Приложение № 2Ребусы : А) Б)

В)

Г)

Ответы: А)рассоление; Б)почва; В)эрозия; Г)люпин.Приложение № 3Карточка №1

 В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. В почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему? Карточка №2Факторы, влияющие на образование почвы

Карточка №3

Карточки №2,3 для заполнения могут даваться по степени успеваемости ученика.Так для сильного ученика можно дать все пустые клетки, а для более слабого только на половину.

100-bal.ru

опыление животными - это... Что такое опыление животными?

 опыление животными

zoophily

Русско-английский сельскохозяйственный словарь. 2013.

  • опыление ветром
  • опыление птицами

Смотреть что такое "опыление животными" в других словарях:

  • Опыление —         Со времен Ч.Дарвина до наших дней опыление орхидных не перестает привлекать внимание исследователей. И. И. Мечников в своей книге «Этюды о природе человека» (1903) называет механизм опыления орхидей одним из наиболее удивительных примеров …   Биологическая энциклопедия

  • ОПЫЛЕНИЕ — у растений, перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика (у цветковых растений) или на семяпочку (у голосеменных). После О. из пылинки развивается пыльцевая трубка, к рая растёт в сторону завязи и доставляет муж. половые клетки спермин к… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ОПЫЛЕНИЕ — ОПЫЛЕНИЕ, перенесение оплодотворяющей пыльцы цветка с места ее образования (тычинки) на воспринимающую часть женского органа (на рыльце пестика). Следствием О. является оплодотворение и развитие семени растения. Различают: 1) с а моопылени е… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Опыление —         у растений, перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика у покрытосеменных или на семяпочку у голосеменных растений. После О. из пылинок развиваются пыльцевые трубки, доставляющие мужские половые клетки Спермии к яйцеклетке, находящейся в …   Большая советская энциклопедия

  • Абиотическое опыление —         Анемофилия. Опыление ветром у покрытосеменных вторично. Анемофильные группы их произошли от энтомофильных предков. Анемофилия характеризуется высокой специализацией. Это представление отнюдь не исключает возможность случайного опыления… …   Биологическая энциклопедия

  • МАЛЯРИЯ — МАЛЯРИЯ, от итальянского malaria испорченный воздух, перемежная, перемежающаяся, болотная лихорадка (malaria, febris intermittens, франц. paludisme). Под этим названием объединяется группа близко стоящих друг к другу родственных б ней,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД — СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД. Гигиена сельскохозяйственного труда. Социалистическая реконструкция сельского хозяйства на базе широкой его механизации, произведенная в СССР в годы первой пятилетки, совершенно изменила условия С. х. т. 224,5 тыс.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Энтомофильные растения — Перламутровка адиппа на цветке Василька придунайского …   Википедия

  • Энтомофильное — Перламутровка адиппа на цветке Василька придунайского Содержание 1 Шпренгель и его открытие …   Википедия

  • Энтомофильные — Перламутровка адиппа на цветке Василька придунайского Содержание 1 Шпренгель и его открытие …   Википедия

  • Энтомофильные растения* — растения, опыляемые насекомыми. В конце ХVIII столетия Христиан Конрад Шпренгель обратил внимание на отношение насекомых к посещаемым ими цветам. Шаг за шагом проникая в интимную жизнь цветка, Шпренгель вдруг с изумлением заметил, что насекомые… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

agricultural_ru_en.academic.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта