Презентация на тему: Роль животных в опылении и распространении растений. Опыление животными растений
Кто помогает опылять растения, какие животные?
Удивительные факты из растительного и животного мира - опыление и другие интересные факты.
1. Не только насекомые опыляют растения. Колибри собирают нектар даже не садясь на цветки, прямо на лету. В этом им помогает их способность «зависать» почти неподвижно. Крылья этих птичек осуществляют до 100 взмахов в секунду. Колибри имеют идеальный инструмент для сбора нектара: тонкий, иногда изогнутый клюв, внутри которого тонкий, слегка расширенный на конце, язык. Такой режим работы крыльев возможен потому, что около четверти массы тела составляет мускулатура, а размеры сердца намного больше, чем у любой другой птицы.
2. Наряду с птицами в опылении участвуют и наземные животные. Так, например, в Австралии таковым является хоботноголовый кускус. У него морда удлинена, а её продолжением является тонкий язык, которым он легко достигает нектар в глубине цветков, и заодно пыльцу.
3. Цветки, которые опыляют летучие мыши, неяркие, цветут ночью, нередко опадая к утру. У летучих мышей очень длинный язык, до 6 см и почти равен длине тела. Любимые цветы пахнут, в основном, падалью, гнилью, зато выделяют много сладкого нектара, что он прямо капает на землю.
4. Не только цветом и запахом приманивают растения насекомых для опыления. Орхидеи могут сами превращаться в бабочек, пчел или мух. Удивительные по форме цветы могут встречаться как в тропиках, так и на севере Европы. Орхидея офрис имеет цветки, похожие по цвету и форме на сидящую на цветке пчелу. Таким образ пчелы прилетают спариваться, и тем самым опыляют цветы.
5. Венерина мухоловка обитает на болотах. Её листья складываются пополам на подобии книжки, когда на них приземляется насекомое. Происходит это всего за 0,2 секунды. Датчиками являются особые шипики, которые располагаются по три на каждой половине листа. Полное закрытие ловушки происходит при втором контакте с жертвой, когда она начинает передвигаться. Затем закрытый лист наполняется пищеварительным соком. После двух-трех захлопываний лист отмирает.
6. Все мы обжигались крапивой. Дело в специальных клеточках на поверхности стеблей и листьев, воспринимаемых как тонкие волоски. Кончик иглы для необходимой твердости пропитан кремнием. После проникновения в кожу содержимое клетки попадает внутрь организма человека, а усиливает это внутренняя её часть, напоминающая резиновую грушу. Появившееся чувство жжения вызывается находящейся в яде муравьиной кислотой, а сыпь – гистамином.
7. Не понятно, почему чилим назван орехом, хоть и водяным. С орехом его роднит лишь крахмалистое содержимое и сладковатый вкус. Едят его в печеном или вареном виде, при добавлении муки можно испечь вкусный хлеб. Водяной орех представляет собой розетку распластавшихся по поверхности воды ромбовидных листьев. Созревшие орехи опадают на дно, там на следующий год прорастают, становясь одновременно якорем.
8. Долго ученые спорят о высоте самых высоких эвкалиптов. Они считают, сто рост великанов может достигать 162 метров. Зная об этом, власти Австралии предложили крупное вознаграждение за сообщение о дереве более 101 метра высотой. День эти до сих пор не выплачены. Самым высоким из найденных деревьев было высотой 99,4 метра. Даже при таком внушительном росте эвкалип не дотягивает до секвойи.
webznayka.ru
Видеоматериалы. Занятие №2 «Роль животных в опылении и распространении растений»
Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты
Кинопособие « Экология животных »
Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" в начальной школе.
Актуальность занятия:
Живая природа планеты представлена царством растений, царством животных, царством грибов и царством бактерий (микроорганизмов). Царство животных объединяет в сегодняшней жизни Земли около 1,5 млн. видов.
Вместе с растениями и другими организмами животные участвуют в перемещениях химических веществ и элементов, в их круговороте в природе и обеспечивают таким образом ее единство. Роль животных в жизни планеты чрезвычайно
Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Основные понятия
Нектароядные птицы. Насекомые-опылители. Расселение растений
Рассматриваемые вопросы
1.Какие животные участвуют в опылении растений?
2.Как растения приспособлены к опылению животными?
3.Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев?
1.Роль животных в опылении растений
Важную роль играют животные как опылители растений. Их связь с опылением основывается на том, что животные используют в пищу нектар и пыльцу цветков. Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нек тарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении.
Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления. Тропическая птичка — колибри — мельчайшая среди птиц (рис. 2). Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса землеройковидного листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепещущем полете и высасывает нектар длинным языком.
Рис. 2. Колибри у цветка Рис. 3. Соцветие и насекомые-опылители (бабочка, пчела, шмель, муха)
И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые- опылители, принадлежащие к трем отрядам — перепончатокрылым (пчелы, шмели), двукрылым (мухи), чешуекрылым (бабочки) (рис. 3). Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пчелы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок.
Известно, что многие бобовые растения опыляются шмелями. В прошлом веке в Австралию был завезен луговой клевер, но из-за отсутствия опылителей — шмелей — он не приносил семян. Для семенного размножения этого растения потребовалось ввезти шмелей — его опылителей.
Считают, что в эволюции растительности на Земле именно насекомые оказали влияние на возникновение и формирование покрытосеменных растений. В настоящее время насекомые опыляют большинство цветковых растений.
2.Роль животных в распространении растений
Животные способствуют и расселению растений. Споры мхов и папоротников на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляют ся за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстояния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопитающие, запасающие плоды и семена на зиму.
В нашей стране большую роль в распространении кедровой сосны играет птица кедровка. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью этой птицы. В распространении могучего дуба принимает участие другая лесная птица — сойка. В кладовых сойки находили до 4 кг желудей. Часть их птица выкапывает и съедает, а часть остается в почве и прорастает. Пряча орешки и желуди в почву, запасая их для себя впрок, птицы становятся «сеяльщиками» новых лесов. Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки (рис. 4).
Распространители семян: 1 — кедровка; 2 — сойка; 3 — бурундук; 4 — белка
Многие сочные плоды с удовольствием едят разные животные. Семена не перевариваясь проходят через пищеварительный тракт и прорастают в новом месте, будучи выброшенными с экскрементами. Распространению лесных ягодников способствуют многие лесные грызуны.
Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.
Занятие №1
Видеоматериалы. Занятие № 31 «Животные-опылители»
Кинопособие « Экология растений» 58 занятий. Глава VI. Животные и растения
Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учителю на всех этапах проведения уроков.
Актуальность:
Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями.
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Основные понятия
Звери. Птицы. Насекомые: мухи, пчелы, бабочки, жуки. Опыление. Перекрестное опыление. Околоцветник. Венчик. Тычинка. Пыльник. Тычиночная нить. Рыльце. Пыльца. Нектар. Похитители нектара. "Дрема”. Опыление птицами, млекопитающими.
Вопросы для обсуждения
1.Какие животные опыляют растения и почему?
2.Какие особенности имеют цветки, опыляемые насекомыми?
3.Как отличаются цветки растений, опыляемые днем, в вечернее и ночное время?
4.Почему одни растения опыляются самыми разнообразными животными, а другие — лишь немногими? Приведите примеры.
5.Чем отличается поведение опылителей и похитителей нектара?
6.Каким образом растения защищаются от похитителей нектара?
7.Почему завезенный в Австралию клевер первое время не образовывал семян?
Вы познакомились с тем, как влияют на растения факторы неживой природы. Теперь речь пойдет о влиянии на растения других живых организмов, в первую очередь животных.
У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления, когда пыльца одного цветка перенесена на рыльце другого. Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями. Они посещают цветки в поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок. Опылители переносят прилипшие к телу пылинки, перекрестно опыляя растения.
Как цветки привлекают опылителей. Яркая окраска и сильный запах цветков — это “реклама” для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков. Она может быть разнообразной: желтой, например у лютиков, мать-и-мачехи, одуванчика, красной и розовой, как у клеверов, гвоздик, шиповника, синей и голубой — у василька и цикория, лиловой — у колокольчиков, короставника.
Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах. У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки, как правило, светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, любки двулистной, ослинника. Некоторые из этих растений на день закрывают цветки, как бы “засыпают”. Отсюда возникло народное название “дрема”, например дрема белая и лесная (рис.1). У тропических растений, опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, так как птицы лучше видят красный цвет (рис. 2), например цветки обычных комнатных кактусов — “декабриста” и филлокактуса.
Рис. 1. Дрема белая днем и вечером Рис. 2. Колибри, опыляющая цветок
В тропиках летучие мыши и мелкие древесные зверьки (кускус в Австралии) опыляют цветки, которые располагаются или в нижней части стволов, как у хлебного и шоколадного деревьев или на толстых ветвях, как у хлопкового дерева (ка- пока). Такие цветки часто издают резкий, неприятный для человека, но привлекательный для опылителей запах. Самые крупные цветки в мире, диаметром до 1 м, принадлежат растению-паразиту раффлезии Арнольди с острова Ява. Раффлезия обитает внутри корней деревьев в виде тонких бесцветных нитей, а бутоны ее размером с кочан капусты прорастают наружу и появляются на поверхности почвы. Бутон раскрывается, и красноватый пятнистый венчик цветка ложится на землю. Опыляют цветки раффлезии, с запахом тухлого мяса, мясные мухи
Похитители нектара. Не все насекомые, прилетающие к цветкам, являются опылителями. Шмели и муравьи, например, часто прогрызают околоцветник снизу, выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от них у растений возникли разные приспособления, например выделение клейких веществ на цветоносах у смолки обыкновенной. Так на пути похитителей образуются ловушки по принципу липкой бумаги (рис.3). Иногда защитой служат вздувшаяся чашечка, как у смолевки-хлопушки, или жесткие листья около основания цветка, как у гвоздик.
Рис. 3. Соцветие смолки обыкновенной с пойманными насекомыми — похитителями нектара
Сколько опылителей бывает у растений. У одних растений пыльца и нектар легко доступны разнообразным опылителям. Цветки этих растений имеют широко раскрытый венчик. Тычинки расположены открыто. Нектар выделяется в основании лепестков или пестика (лютики, ветреницы, лапчатки, сныть обыкновенная, купырь лесной и многие другие растения). Вы можете легко убедиться сами, что их цветки опыляют и мухи, и пчелы, и осы, и бабочки, и жуки.
У некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые. У клевера, например, нектар находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Интересно, что завезенный европейцами в Австралию клевер отлично рос и великолепно цвел, однако семян у него не было. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.
Часто строение цветков соответствует размерам, массе и повадкам опылителей, например у шалфея лугового (рис. 4). Его цветки имеют крупный синий венчик из пяти лепестков, их нижние части срастаются в трубку. Верхние части остаются свободными и образуют две губы — верхнюю из двух, нижнюю из трех лепестков. Нижняя губа венчика — удобная посадочная площадка для шмелей и пчел и соответствует их размерам. Нектар накапливается в глубине трубки венчика. Тычинки шалфея построены очень своеобразно. Тычиночная нить на верхушке несет поперечный неравнобокий вырост. Один конец его короткий и широкий, похож на педаль. Другой — длинный, дуговидно изогнут и заканчивается пыльником. Когда шмель или пчела заползают в цветок шалфея за нектаром, по пути они нажимают лапками на педалевидные выросты тычинок. При этом дуговидные выросты с пыльниками опрокидываются на спинку опылителя. Пыльца высыпается кучкой на спинку насекомого. При посадке на следующем цветке шмель или пчела касаются спинкой рыльца, и пыльца остается на нем. Таким путем гарантируется перекрестное опыление.
Рис. 4. Опыление шмелем цветка шалфея лугового: 1— нижняя губа венчика, 2 — верхняя губа венчика, 3 — вырост тычиночной нити, 4 — пыльник, 5 — столбик и рыльце, 6 — пыльца на спинке шмеля
Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)
Колибри, опыляющая цветок
Опыление растений насекомым
Опыление шмелем цветка
Хлебное дерево
Шоколадное Дерево
Муравьи кушают нектар в огуречных цветках
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Презентация на тему "Роль животных в опылении и распространении растений"
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:1. Почему понятие «травоядные животные» неудачно? 1. Почему понятие «травоядные животные» неудачно? 2. Назовите опасных вредителей леса и сельского хозяйства. 3. Как влияет выпас на травянистые растения, на всходы деревьев и кустарников? 4. Почему перевыпас меняет набор растений на пастбищах? 5. Что такое сбой? Почему он возникает? 6. Каких растительноядных животных вы знаете? Как приспособлена их пищеварительная система к питанию различными органами растений? 7. Как взаимосвязаны растения пастбища и пасущиеся на нем копытные? 8. Каким образом животные влияют на окружающую их природу в местах водопоя и отдыха? 9. Какие повреждения наносят растениям насекомые?
№ слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда:У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления, когда пыльца одного цветка перенесена на рыльце другого. Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями. Они посещают цветки в поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок. Опылители переносят прилипшие к телу пылинки, перекрестно опыляя растения. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления, когда пыльца одного цветка перенесена на рыльце другого. Пыльцу часто переносят животные, в первую очередь насекомые, а в субтропических и тропических странах еще птицы и звери. Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями. Они посещают цветки в поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок. Опылители переносят прилипшие к телу пылинки, перекрестно опыляя растения.
№ слайда 4 Описание слайда:Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нектарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении. Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нектарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении. Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления.
№ слайда 5 Описание слайда:Тропическая птичка— колибри — мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Тропическая птичка— колибри — мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепещущем полете и высасывает нектар длинным языком.
№ слайда 6 Описание слайда:И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые-опылители (пчелы, шмели, мухи, бабочки). Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пчелы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок. И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые-опылители (пчелы, шмели, мухи, бабочки). Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пчелы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок.
№ слайда 7 Описание слайда:Яркая окраска и сильный запах цветков — это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков. Она может быть разнообразной: желтой, например у лютиков, мать-и-мачехи, одуванчика, красной и розовой, как у клеверов, гвоздик, шиповника, синей и голубой — у василька и цикория, лиловой — у колокольчиков. Яркая окраска и сильный запах цветков — это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков. Она может быть разнообразной: желтой, например у лютиков, мать-и-мачехи, одуванчика, красной и розовой, как у клеверов, гвоздик, шиповника, синей и голубой — у василька и цикория, лиловой — у колокольчиков.
№ слайда 8 Описание слайда:Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах. У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки, как правило, светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, любки двулистной. Некоторые из этих растений на день закрывают цветки, как бы «засыпают». Отсюда возникло народное название — дрёма, например дрёма белая и лесная. Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах. У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки, как правило, светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, любки двулистной. Некоторые из этих растений на день закрывают цветки, как бы «засыпают». Отсюда возникло народное название — дрёма, например дрёма белая и лесная. У тропических растений, опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, так как птицы лучше видят красный цвет.
№ слайда 9 Описание слайда:Не все насекомые, прилетающие к цветкам, являются опылителями. Шмели и муравьи, например, часто прогрызают околоцветник снизу, выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от них у растений возникли разные приспособления, например выделение клейких веществ на цветоносах у смолки обыкновенной. Так на пути похитителей образуются ловушки по принципу липкой бумаги (рис. 48). Иногда защитой служат жесткие листья около основания цветка, как у гвоздик. Не все насекомые, прилетающие к цветкам, являются опылителями. Шмели и муравьи, например, часто прогрызают околоцветник снизу, выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от них у растений возникли разные приспособления, например выделение клейких веществ на цветоносах у смолки обыкновенной. Так на пути похитителей образуются ловушки по принципу липкой бумаги (рис. 48). Иногда защитой служат жесткие листья около основания цветка, как у гвоздик.
№ слайда 10 Описание слайда:У одних растений пыльца и нектар легко доступны разнообразным опылителям. Цветки этих растений имеют широко раскрытый венчик. Тычинки расположены открыто. Нектар выделяется в основании лепестков или пестика (лютики, ветреницы, лапчатки, сныть обыкновенная, купырь лесной и многие другие растения). Их цветки опыляют и мухи, и пчелы, и осы, и бабочки, и жуки. У одних растений пыльца и нектар легко доступны разнообразным опылителям. Цветки этих растений имеют широко раскрытый венчик. Тычинки расположены открыто. Нектар выделяется в основании лепестков или пестика (лютики, ветреницы, лапчатки, сныть обыкновенная, купырь лесной и многие другие растения). Их цветки опыляют и мухи, и пчелы, и осы, и бабочки, и жуки.
№ слайда 11 Описание слайда:У некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые. У клевера, например, нектар находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Интересно, что завезенный европейцами в Австралию клевер отлично рос и великолепно цвел, однако семян у него не было. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян. У некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые. У клевера, например, нектар находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Интересно, что завезенный европейцами в Австралию клевер отлично рос и великолепно цвел, однако семян у него не было. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.
№ слайда 12 Описание слайда:Опыление цветков имеет большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно в плодоводстве, в овощных и семенных хозяйствах, а также в пчеловодстве. Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. Если опылителей мало, урожаи резко снижаются. В цветущих садах, на полях гречихи, рапса, горчицы ставят ульи. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда. Опыление цветков имеет большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно в плодоводстве, в овощных и семенных хозяйствах, а также в пчеловодстве. Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. Если опылителей мало, урожаи резко снижаются. В цветущих садах, на полях гречихи, рапса, горчицы ставят ульи. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда.
№ слайда 13 Описание слайда:Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами — внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются. Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами — внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются. Споры мхов и папоротников на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляются за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстояния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопитающие, запасающие плоды и семена на зиму.
№ слайда 14 Описание слайда:Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву. Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву.
№ слайда 15 Описание слайда:Животные распространяют и сухие плоды, например желуди дуба. Белки и сойки прячут желуди под корнями, запасая их на зиму (в кладовых сойки находили до 4 кг желудей), но часто забывают о своих кладовых. Так с помощью птиц и зверей желуди попадают на новые места и прорастают далеко от материнского дерева. Похожие отношения складываются между птицей кедровкой и сибирской кедровой сосной, называемой сибирским кедром. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью кедровки. Интересно, что области распространения сибирского кедра и кедровки, дуба и сойки совпадают. Это говорит о тесных взаимных связях между растениями и распространяющими их семена и плоды птицами. Животные распространяют и сухие плоды, например желуди дуба. Белки и сойки прячут желуди под корнями, запасая их на зиму (в кладовых сойки находили до 4 кг желудей), но часто забывают о своих кладовых. Так с помощью птиц и зверей желуди попадают на новые места и прорастают далеко от материнского дерева. Похожие отношения складываются между птицей кедровкой и сибирской кедровой сосной, называемой сибирским кедром. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью кедровки. Интересно, что области распространения сибирского кедра и кедровки, дуба и сойки совпадают. Это говорит о тесных взаимных связях между растениями и распространяющими их семена и плоды птицами.
№ слайда 16 Описание слайда:Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки. Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки.
№ слайда 17 Описание слайда:Большую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Они переносят на расстояние 10-12 м (иногда до 40-70 м) семена, главным образом низкорослых трав, плоды которых созревают в начале лета. В это время муравьи выкармливают личинки и заготавливают для них много пищи. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах (рис. 50). Муравьи обгрызают их. Семена и плоды перетаскивают в муравейник, частично теряют по дороге. Большую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Они переносят на расстояние 10-12 м (иногда до 40-70 м) семена, главным образом низкорослых трав, плоды которых созревают в начале лета. В это время муравьи выкармливают личинки и заготавливают для них много пищи. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах (рис. 50). Муравьи обгрызают их. Семена и плоды перетаскивают в муравейник, частично теряют по дороге.
№ слайда 18 Описание слайда:Плоды шалфея клейкого легко прилипают к ногам человека и лапам животных. Семена подорожника большого приклеиваются к обуви и к копытам с комочками грязи. Некоторые растения имеют выросты-прицепки на плодах (например, гравилат, череда) или на соплодиях (лопух, дурнишник). Соплодиями называют группы плодов, сформировавшихся из цветков одного соцветия. Выросты плодов и соплодий цепляются за шерсть животных, одежду и обувь человека. Таким образом семена и плоды переносятся на многие километры. Плоды шалфея клейкого легко прилипают к ногам человека и лапам животных. Семена подорожника большого приклеиваются к обуви и к копытам с комочками грязи. Некоторые растения имеют выросты-прицепки на плодах (например, гравилат, череда) или на соплодиях (лопух, дурнишник). Соплодиями называют группы плодов, сформировавшихся из цветков одного соцветия. Выросты плодов и соплодий цепляются за шерсть животных, одежду и обувь человека. Таким образом семена и плоды переносятся на многие километры.
№ слайда 19 Описание слайда:Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты. Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты.
№ слайда 20 Описание слайда:1. Какие животные опыляют растения и почему? 1. Какие животные опыляют растения и почему? 2. Какие особенности имеют цветки, опыляемые насекомыми? 3. Как отличаются цветки растений, опыляемые днем, в вечернее и ночное время? 4. Почему одни растения опыляются самыми разнообразными животными, а другие — лишь немногими? Приведите примеры. 5. Чем отличается поведение опылителей и похитителей нектара? 6. Каким образом растения защищаются от похитителей нектара? 7. Почему завезенный в Австралию клевер первое время не образовывал семян?
№ слайда 21 Описание слайда:8. Как животные помогают расселяться растениям с сочными плодами? 8. Как животные помогают расселяться растениям с сочными плодами? 9. Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев? Почему совпадают области распространения сибирской кедровой сосны и птицы кедровки, дуба и сойки? 10. Семена каких растений и на какие расстояния переносят муравьи? 11. Каким образом семена и плоды растений попадают в далекие страны и на другие континенты? 12. Назовите американские растения, расселившиеся в Европе, и европейские, расселившиеся в Америке? 13. Есть ли растения, расселившиеся по всему миру? Приведите примеры.
ppt4web.ru
Содействие животных размножению и распространению растений
Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов и вегетативных органов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению. Поэтому хотя животные и выступают как хищники, растения в этом случае вряд ли можно рассматривать как жертвы.
В настоящее время типы опыления и распространения диаспор рассматриваются на вероятностной основе — как наиболее часто реализуемый вариант (Б. М.Миркин и др., 2001). Так, насе- комоопыление, ветроопыление, самоопыление и апомиксис у одних и тех же видов могут сочетаться и чередоваться в разные годы. То же относится к способам распространения плодов и семян. Так, кроме животных, сочные плоды черемухи (Padus avium) и боярышника (Crataegus) могут транспортироваться водой, а семена многих анемохорных, гидрохорных, эпизоохорных и авто-
хорных растений часто распространяются эндозоохорно, не теряя всхожести при прохождении через пищеварительный тракт животных, питающихся вегетативными частями растений.
Зоофилия. Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже — птицами и млекопитающими). Поэтому между зоофильными видами и опылителями устанавливаются тесные взаимоотношения. К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), а в отдельных случаях имитация цветками самок насекомых, с которыми самцы пытаются спариться (известна псевдокопуляция самца наездника Lissapimpa excelsa с орхидеей Cryptostylis subulata). Так как в основе зоофилии лежит трофическая привлекательность пыльцы, животные могут уничтожать ее в большом количестве. Растениям это невыгодно, но в то же время эффективное перекрестное опыление обеспечивает необходимую генетическую гетерогенность популяций. Поэтому формирование нектарников в процессе эволюции можно рассматривать как «компромисс», при котором животные, потребляя высококалорийный и легкоусвояемый нектар, одновременно осуществляют перенос пыльцы.
У растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар. Одни цветки, широко открытые, доступны для многих опылителей, другие, с длинной трубкой венчика, — только для некоторых (с длинным хоботком или клювом, рис. 11.3). Насекомые отыскивают цветки в первую очередь с помощью зрения, и этому соответствуют приспособления растений. Показано, что окраска цветков лежит в области наиболее чувствительной части цветового зрения опылителей. Например, это касается опыления цветков разного цвета у живокости (Delphinium nelsonii). Обычно она имеет синие цветки, но встречаются и растения с белыми венчиками, которые дают на 20% меньше семян. Это связано с тем, что шмели и птицы посещают их на 24 % меньше, притом что нектара они вырабатывают столько же, сколько и обычные. При искусственном опылении белые цветки производят такое же количество семян, что и синие.
Зоофилия часто приводит к коадаптации взаимодействующих видов. Характерна синхронизация циклов развития растений и опылителей. Так, виды, опыляемые ночными животными, открывают цветки вечером и закрывают утром, имеют белую окраску и сильный запах. И опылители подстраивают свой цикл к ритму жизни опыляемых растений. А у насекомых с коротким временем питания (например, чешуекрылых) жизненный цикл может быть очень жестко скоординирован с цветением определенных видов растений. Так взаимосвязаны репродуктивные циклы юкки (Yucca) и юкковой моли (Tegeticula maculata). Моль опыляет цветки, откладывает в их завязь яйца, и личинки регулируют число семян, выедая их часть. Но в конце сезона самки откладывают яйца не в цветки, а в плоды, так как из поздних цветков плоды часто не образуются.
Но в некоторых случаях взаимоотбора партнеров по взаимовыгодному сотрудничеству может и не произойти. Например, разные виды ваточника (Asclepias) опыляются шмелями одного вида. Однако устройство их цветков таково, что пыльца пристает к разным частям тела насекомого, поэтому потом она попадает на рыльца только соответствующего вида растения, что препятствует межвидовому опылению. В этом примере опылитель не специализирован, но растения специализироваться вынуждены. К неспециализированным универсальным опылителям относятся и долгоживущие животные (пчелы, летучие мыши, грызуны). В течение сезона они используют цветки разных видов, а при недоступности нектара переходят на другие корма (М. Бигон и др., 1989).
Зоофильные виды обычно встречаются только там, где есть их опылители. Поэтому отсутствие соответствующего таксона растений в данной местности при прочих благоприятных условиях может быть объяснено иногда лишь отношениями с опылителями. Так, северная граница распространения нектарниц, главных птиц-опылителей Старого Света, примерно соответствует северной границе орнитофильных растений (Musa, Hibiscus, Loranthus, Bombax и др.). Связь между распространением этих растений и опыляющих их птиц вполне вероятна, хотя не ясно, какой из партнеров ограничивает распространение другого (Ф.Фукарек и др., 1982).
eco-rasteniya.ru
Из жизни растений (опыление) - 1000 фактов
У 80 % растений на Земле есть цветки, у которых одна цель — создать потомство. Как и большинство цветковых, подсолнухи создают сообщества с животными, обеспечивая свое размножение. Питаясь нектаром, пчелы невольно задевают тычинки и захватывают пыльцу, перенося ее потом с цветка на цветок. Так происходит опыление подсолнуха.
Но не у всех растений есть возможность долго цвести. Местообитание ричеи метельчатой пронизывается ветрами. Во время цветения ее нежные части могут пострадать от холода. У растения есть своеобразный выход: лепестки цветка собраны вместе, образуя защитную оболочку вокруг тычинок. Но в оболочке нет щелей, через которые насекомые могли бы опылить цветок. В краткие солнечные периоды цветки нагреваются и сразу начинают выделять нектар. Это привлекает черную ворону- флейтиста. У нее достаточно силы, чтобы вскрыть внешнюю оболочку цветков и получить в награду нектар. Одновременно она открывает хрупкие тычинки. Если повезет, то насекомые успеют опылить цветки до того, как пронзительные ветры погубят их.
Отношения некоторых растений и опыляющих их насекомых далеки от мирных. Ваточник расцветает на лугах Флориды. Время цветения полностью совпадает с появлением здесь бабочек Данаиды монарха, мигрирующих из Мексики. Данаиды разыскивают цветки ваточника, но не с целью ее опыления. Вместо сбора нектара самка откладывает яйца на лист. Ваточник — единственное растение, которое могут есть гусеницы.
Но и ваточник умеет защищаться. Как только гусеница врезается в жилку, из нее выделяется разновидность латекса, опутывая гусеницу. Если она не поторопится, то может утонуть или у нее слипнутся челюсти. И только треть гусениц выживает в первый день. Выжившие вырастают и ищут уязвимые места. Осторожно вгрызаясь в главную жилку, гусеница дает стечь латексу с листа и отрезает его приток. Теперь лист становится беззащитным и гусеница спокойно питается им, пока не превратится в куколку бабочки. Появившаяся бабочка лакомится нектаром цветков, а ее лапки в это время скользят в выемках тычинок, где содержатся мешочки с пыльцой. Когда бабочка улетает, она лапками захватывает пыльцу и переносит ее на следующий цветок, опыляя его. И, заплатив очень дорого, ваточник в итоге использует монарха с выгодой для себя.
Еще несколько интересных фактов:
Related posts:
1000facts.ru
Значение животных для опыления и распространения растений
Министерство образования Саратовской области.
Управление образования Дергачевского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме :Значение животных в опылении и распространении растений. ______________________________
Автор: Печенова Лариса Васильевна, учитель экологии МОУ СОШ_№1
р.п. Дергачи___________________________
Дергачи 2012
Предмет: Экология
Тип урока: Комбинированный
Тема урока: Значение животных для опыления и распространения растений
Продолжительность: 45 минут
Класс: 6
Технологии: При подготовке данного урока использовались:пакет Microsoft Office, текстовый процессор Word, электронные презентации PowerPoint.
- Использование мультимедийной презентации
- Использование ресурсов сети Интернет для подготовки урока
- Использование фото коллекции
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.
В своей работе я систематически внедряю в учебный процесс ИКТ с целью научить учащихся работать с информацией, самостоятельно добывать знания.
Компьютер используется на всех этапах: при подготовке урока, в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Роль компьютера: демонстратор, проверяющий, тренажёр, иллюстратор; заинтересовывает учащихся, мобилизует и активизирует их работу, сокращает время проверки.
Уроки экологии проводятся в соответствии с тематическим планированием и составленной мной рабочей программой. Данный урок – комбинированный, учащиеся знакомятся с новой информацией, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, показывают сформированные умения, по ходу занятия устраняют выявленные пробелы.
ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы Экология, так как данный предмет предусматривает использование большого объема наглядного материала, виртуальные лаборатории и экскурсии, проектную деятельность и моделирование. Для реализации данных задач в настоящее время без компьютерных технологий не обойтись.
На уроке мы говорим о многообразии животных-опылителей , о способах распространения растений с большим количеством иллюстраций, что позволяет сделать урок информативным и наглядным.
Методические приёмы:
1. Логические:
- постановка проблемных вопросов
- выявление общих признаков и свойств
- обобщение сведений на основе их анализа
- выводы
- работа по заполнению схемы
- актуализация знаний учащихся
- мотивация учебной деятельности
- постановка проблемных вопросов
- формирование новых способов действия
- использование личного опыта и знаний учащихся
- обобщение и систематизация
- подведение итогов
Конспект урокаТема: Значение животных в опылении и распространении растений.Цель: Изучить значение животных в опылении и распространении растений.
Задачи:
- Сформировать понятие о животных- опылителях и важности их в опылении .
- Показать приспособленность растений к процессу опыления животными-опылителями.
- Расскрыть значение животных в распространении плодов и семян растений.
- Продолжить формирование умения работать печатной тетрадью и текстом учебника.
- Развивать способности к анализу экологических ситуаций, умения находить причинно-следственные связи и составлять надлежающие выводы.
- Воспитывать гуманизм и любовь к прекрасному.
- Продолжить формирование нравственных качеств учащихся.
- Организационный момент.(1 мин.)
2. Проверка домашнего задания.(15 мин.)
3.Изучение нового материала.(20 мин.)
а) Животные- опылители
б) Как цветки привлекают опылителей.в) Практическое значение опыления
г) Физкультминутка.
д)Основные способы распространения семян и плодов растений.
4.Закрепление новых знаний.(5мин.)
5. Подведение итогов урока (1 мин.)
6.Домашнее задание.(1 мин.)7. Рефлексия .(1 мин.)
8.Список литературы.
Ход урока
- Организационный момент.Приветствие.
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Рефлексия
- Проверка домашнего задания.
2.Устный опрос
1.Как человек улучшает почву?
2.Почему нужно вносить минеральные удобрения в течение вегетационного периода?
3.Что называют зеленым удобрением ? Как его используют?
4.Что такое рассоление почвы и как его проводят?
5.Для чего нужно оберегать почву?
3.Письменная работа по карточкам (дифференцированная ,Приложение №3)
4.Работа у доски
Решение ребусов по изученной теме (Приложение №2)
- Изучение нового материала.
Индуктор – побудитель мысли.
1.На доске рисунки учащихся(заранее детям дается задание нарисовать плоды и семена растений, цветущие растения).
2.На столе учителя (можно любое ) цветущее комнатное растение
3.На экране рисунок «Цветы, пчелы,бабочки, растения».
Предлагаю посмотреть образцы на доске, на столе учителя и на своих партах. И предложите, какие возникли ассоциации. Высказывания записываю на доске. Что уже знаем? Методом исключения подходим к теме и цели урока:
Тема:Значение животных в опылении и распространении растений.
Цель: Изучить значение животных для опыления и распространения растений.
Актуализация знаний учащихся:
Вспомним: Основные части цветка и как проходит опыление? А перекрестное опыление?
А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления.
Записываем схему перекрестного опыления:
а) Животные- опылителиДавайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?
Кто такие животные- опылители?
Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика называют опылителями.
К ним относят прежде всего насекомых (Каких?), а в тропических и субтропических странах еще птиц и зверей. (Перенесение схемы в тетрадь).Кого вы знаете опылителей среди насекомых?
А среди птиц, есть известные вам опылители?
А из зверьков, кто вам известен?
Для чего опылители посещают цветки ?
А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?
Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.
В поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок, опылители переносят прилипшие к телу пылинки,перекрестно опыляя растения.
б) Как цветки привлекают опылителей?
Рассказ учителя с использованием рисунков на экране, комнатных растений на столе, (или таблицы на доске).Можно составить и записать такую схему (на доске и в тетрадях):
Цветки, опыляемые животными.
Дневные Ночные
яркая окраска яркий запах,
(желтая, красная, синяя, белая окраска
голубая, лиловая)
Яркая окраска и сильный запах цветов — это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков.Она может быть самой разнообразной: желтой, как у мать-и-мачехи, одуванчика,красной и розовой , как уклеверов, шиповника, синей и голубой — у цикория и василька, лиловой- у колокольчика.
Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах.У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, ослинника и дремы.
Это интересно:Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся).
Раффлезия Арнольди-паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами, но полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок которой, достигает в диаметре одного метра и весит в среднем 5 килограмм, по случаю чего назван самым крупным в мире цветком. При этом раффлезия не имеет ни стеблей, ни листьев, ни корней. Она состоит только из цветка, напоминающего красный капустный кочан, и является паразитирующим растением, получающим все питательные вещества от другого растения.
Эти цветки опыляются мухами, привлекаемыми запахом падали. К тому же и окраска цветков у раффлезий имитирует разлагающееся мясо.
Гигантский цветок - аморфофаллус - самое дурнопахнущее растение в мире. Его специфическим запахом, напоминающим гниющую рыбу, тухлые яйца, пропахли все леса острова Суматра, где это «чудовище» и произрастает.
Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах?
Оказывается у тропических растений опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, т.к. птицы лучше видят красный цвет (работа по учебнику).
Послушайте сообщение об этих крохах. (Сообщение готовят учащиеся). Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка.
- А вот у некоторых тропических растений, цветки располагаются в нижней части ствола. Как, например, у шоколадного дерева. (Рисунок учебника). Такие цветки опыляют летучие мыши и мелкие древесные зверьки, обитающие в Австралии –кускус. (Сообщение готовят учащиеся).
Кускус хоботноголовыйВнешний вид поссума-медоеда демонстрирует приспособление к питанию пыльцой и нектаром цветов. Морда у него вытянута в хоботок, который составляет примерно две трети длины головы, а язык, длинный и тонкий, способен высовываться изо рта на 2,5 см. Язык медоеда по спинке покрыт длинными щетинковидными сосочками. Он представляет собой своеобразную кисть для сбора пыльцы, а удлиненная морда служит трубкой для втягивания нектара. Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы.
- Не все насекомые, которые посещают цветок, оказываются опылителями. Например, муравьи часто прогрызают околоцветник снизу и выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от таких посетителей, у растений возникли разные приспособления. Например, растение выделяет клейкое вещество на цветоносах. И на пути у похитителей образуется ловушки по принципу липкой бумаги, как у смолки обыкновенной (рисунок учебника стр.82).
Как вы думаете, сколько опылителей может быть у растений?
Оказывается, это зависит от строения цветка. У одних цветущих растений пыльца и нектар легко доступны разным опылителям и цветки таких растений имеют широко раскрытые венчики. А у некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые.
Постановка проблемного вопроса:В Австралию был завезен клевер, он отлично рос и великолепно цвел, однако семян не было. Почему завезенный клевер не образовывал семян?.
У клевера, например нектар, находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.
в) Практическое значение опыления
Перекрестное опыление цветковых растений имеет большое значение в природе и большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно при выращивании плодов, семян и овощных культур, а также в пчеловодстве.
Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. А если опылителей мало, урожаи резко снижаются.Почему на полях гречихи, подсолнечника, в цветущих садах ставят ульи?
Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда.Мы выяснили, какую пользу приносят животные опылители для растений и для человека. Но судьба растений и животных опылителей не редко зависит от нашего поведения в природе. г) Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась,Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – улетела. д)Основные способы распространения семян и плодов растений.
Давайте вспомним , какие бывают плоды по типу околоплодника?
Сочные и сухие
А как животные помогают расселяться растениям с сочными плодами? А с сухими плодами ?Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами — внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.
Составляем и записываем схему на доске и в тетрадях: Распространение семян и плодов
Животными Самораспространение Ветром Водой
( людьми)
Сегодня мы поговорим именно о распространении семян и плодов животными.Распространение сочных плодов
Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву.
Распространение сухих плодов
Животные распространяют и сухие плоды, например желуди дуба. Белки и сойки прячут желуди под корнями, запасая их на зиму (в кладовых сойки находили до 4 кг желудей), но часто забывают о своих кладовых. Так с помощью птиц и зверей желуди попадают на новые места и прорастают далеко от материнского дерева. Похожие отношения складываются между птицей кедровкой и сибирской кедровой сосной, называемой сибирским кедром. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью кедровки. Интересно, что области распространения сибирского кедра и кедровки, дуба и сойки совпадают. Это говорит о тесных взаимных связях между растениями и распространяющими их семена и плоды птицами.Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки.
Распространение семян муравьями
Большую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Они переносят на расстояние 10-12 м (иногда до 40-70 м) семена, главным образом низкорослых трав, плоды которых созревают в начале лета. В это время муравьи выкармливают личинки и заготавливают для них много пищи. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах (рис. 50). Муравьи обгрызают их. Семена и плоды перетаскивают в муравейник, частично теряют по дороге. Распространение цепких и клейких плодов и семянПлоды шалфея клейкого легко прилипают к ногам человека и лапам животных. Семена подорожника большого приклеиваются к обуви и к копытам с комочками грязи. Некоторые растения имеют выросты-прицепки на плодах (например, гравилат, череда) или на соплодиях (лопух, дурнишник). Соплодиями называют группы плодов, сформировавшихся из цветков одного соцветия. Выросты плодов и соплодий цепляются за шерсть животных, одежду и обувь человека. Таким образом семена и плоды переносятся на многие километры.
Сверхдальнее расселение растений
Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты.
Так, американские растения: амброзия полыннолистная, галинзога мелкоцветковая, мелколепестник канадский, душистая, или безлепестковая, ромашка — попали в Европу. Наш обычный подорожник большой оказался в Америке, а пастушья сумка расселиласьПодведем итог: Люди и животные распространяют плоды и семена при поедании их и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.
Споры мхов и папоротников на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляются за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстояния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопитающие, запасающие плоды и семена на зиму.IV. Закрепление изученного на уроке.
А) Вопросы:
1. Какие животные опыляют растения и почему?
2. Какие особенности имеют цветки, опыляемые насекомыми?
3. Почему одни растения опыляются самыми разнообразными животными, а другие — лишь немногими? Приведите примеры.
4. Чем отличается поведение опылителей и похитителей нектара?
5. Каким образом растения защищаются от похитителей нектара?
6. Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев? Почему совпадают области распространения сибирской кедровой сосны и птицы кедровки, дуба и сойки?
7. Семена каких растений и на какие расстояния переносят муравьи?
8. Каким образом семена и плоды растений попадают в далекие страны и на другие континенты?
9. Есть ли растения, расселившиеся по всему миру? Приведите примеры.Б)Творческое задание (можно вызвать двух учеников к доске)
Цветными карандашами раcкрасьте цветок, который:
- I вариант – опыляют днем
- II вариант – опыляют вечером или ночью
В)Выполните задание в печатной тетради № 4 стр.36
- Итог урока.
- Домашнее задание.§ 31, 32
7. Рефлексия .
- Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему
- Я волновался, и у меня были ошибки
-Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял темы
Спасибо, ребята, за урок.
Мне очень приятно было с вами работать.
Выставление оценок.8.Список используемой литературы:
- Былова А.М.Экология растений. 6 класс.М.: Вентана-Граф, 2010 г.
- Н.А. Горская.Экология растений. 6 класс.Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2011 г.
- Интернет ресурсы:
http://newsinphoto.ru/priroda/zolotye-sobirateli-pylcy/
http://mlekopit.com/sumchatyie/hobotnogolovyiy-kuskus.html
Приложение № 1Тест на проверку знанийВыберите правильный ответ.1.Выпас животных на лугах обычно приводит к следующим изменениям:
а)появление большого количества трав;
б)разрастанию сочных трав;
в)появлению колючих и жестких трав;2.Разрушение почв под действием ветра называют:
а)водной эрозией;
б)ветровой эрозией;
в)суховеем;3.Для защиты сельскохозяйственных угодий от засухи и суховеев проводят:
а)роют траншеии и наполняют водой;
б)посадка полезащитных полос;
в)работы по изменению структуры и состава почвы;4Распашка полей вдоль склонов вызывает:
а)овражную эрозию;
б)ветровую эрозию;
в)улучшение структуры почвы;5.Для закрепления песков используют посадку:
а)березы белой;
б)сосны обыкновенной;
в)калины красной;Ответы: 1.в, 2.б, 3.б, 4.а, 5.б.
Приложение № 2Ребусы : А) Б)
В)
Г)
Ответы: А)рассоление; Б)почва; В)эрозия; Г)люпин.Приложение № 3Карточка №1
В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. В почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему? Карточка №2Факторы, влияющие на образование почвы
Карточка №3
Карточки №2,3 для заполнения могут даваться по степени успеваемости ученика.Так для сильного ученика можно дать все пустые клетки, а для более слабого только на половину.
5-bal.ru