План конспект органы растений. План-конспект урока по познанию мира на тему "Группы растений, органы растений и их функции" (1 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

План-конспект урока-игры по биологии в 6 классе по теме: «Органы цветкового растения». План конспект органы растений


План-конспект урока-игры по биологии в 6 классе по теме: «Органы цветкового растения»

План-конспект урока-игры

по биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветкового растения»

(УМК Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2011г.).

Тема урока: «Органы цветковых растений»

Тип урока: урoк - обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, гербарный материал, справочники лекарственных растений, таблицы по темам: «Лист», «Корень», «Листорасположение, виды жилкования», «Плоды», карточки с названием станций, поезд.

Формы организации работы: игра- путешествие.

Подготовка к уроку: класс делиться на две команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Члены команд рассаживаются за столы. На столах находятся листы и ручки).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами оправимся в занимательное и увлекательное путешествие на цветочном поезде в мир цветкового растения. Надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (аудиозапись)

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель. Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся.

Капитаны команд загадывают загадки о «своем» цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды наде­вают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 мин.

Учитель:

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений».

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном поезде (плакат на доске). Наш поезд будет останавливаться на разных станциях. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами цветы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. Каждый член команды собирает свой букет, который будет нужен для выставления отметки.

. Игра-путешествие.

Учитель. Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Терминологическая». (Приложение 1)

Учитель. Ребята, на этой станции вам предстоит по описанию угадать о каком органе растения идет речь.

(капитаны по очереди вытягивают вопросы)

Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)

  1. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)

  2. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)

  3. Орган, содержащий семена (плод)

  4. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)

  5. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)

  6. Плод картофеля (клубень)

  7. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

  8. Плод капусты (кочан)

  9. Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник)

  10. Часть венчика цветка (лепестки)

  11. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)

  12. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)

  13. Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)

  14. Орган, привлекающий насекомых (цветок)

  15. Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)

2) Станция «Третий лишний».

Ребята, исключите лишнее слово и объясните почему.

Команда № 1.

Корнеплод, корневище, клубень.

Цветок, лист, плод.

Устьица, чечевички, мякоть

Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.

Команда № 2.

Корневые шишки, корневище, корнеплод

Колос, ягода, метелка.

Тополь, ольха, клевер, орешник.

Перистое, параллельное, пальчатое.

Лист, цветок, корен.

Остановка № 1. «Корзинка».

Учитель. Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому - сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

3) Станция «Счастливый случай»

Учитель. Игру «Счастливый случай» вы тоже знаете. Для этого конкурса мы использовали элемент этой игры конкурс «Дальше, дальше...». Команды должны поочередно за одну минуту дать от­веты на возможно большее число вопросов.

За каждый правильный ответ присуждается один балл. Учитель называет правильный ответ, если команда допустила ошибку. Жюри подсчитывает число правильных ответов, данных командой.

Ученики.

Вопросы, которые задает 1 команда второй команде.

1. Наука о живой природе. (Биология.)

2. Растения, которые могут цвести хотя бы один раз в жизни. (Цветковые).

3. Составные части пестика. (Рыльце, столбик, завязь.)

4. Группа цветков, собранных в определенном порядке. (Соцве­тие.)

5. Зона корня, имеющая «корневые волоски». (Зона всасывания.)

6. Корневая система с хорошо развитым главным корнем. (Стер­жневая.)

7. Корень, развивающийся из корешка зародыша. (Главный.)

8. Верхний плодородный слой земли. (Почва.)

9. Мертвые клетки проводящих пучков». (Сосуды.)

10. Покровная ткань листа. (Кожица.)

11. Зеленые пластиды. (Хлоропласты.)

12. Характер расположения жилок на листовой пластинке. (Жил­кование.)

13. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соеди­ненных одним черешком. (Сложный.)

14. Жилкование листа ландыша. (Дуговое.)

15. Проводящие пучки листа. (Жилки.)

16. Листорасположение, при котором два листа развиваются из одного узла. (Супротивное.)

17. Угол между листом и вышележащим междоузлием. (Пазуха листа.)

18. Группа удобрений, к которой относится торф. (Органиче­ские.)

19. Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. (Пикировка.)

20. Чем заполнены вакуоли клеток?. (Клеточным соком.)

21. Самый простой увеличительный прибор, (Лупа.)

22. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус. (Шта­тив.)

23. Наука о растениях. (Ботаника.)

24. Сухой плод, который вскрывается двумя створками. (Боб.)

25. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, образую­щие плод. (Околоплодник.)

Вопросы, которые задает 2 команда первой команде.

26. Все корни растения. (Корневая система.)

27. Тельца, служащие для передачи наследственной информа­ции от клетки к клетке. (Хромосомы.)

28. Часть цветка, состоящая из лепестков. (Венчик.)

29. Часть корня, защищающая его от механических поврежде­ний. (Корневой чехлик.)

30. Части двойного околоцветника. (Венчик, чашечка.)

31. Группы плодов. (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные.)

32. Жилкование листьев пшеницы. (Параллельное.)

33. Наука, изучающая периодические явления в жизни живот­ных и растений. (Фенология.)

34. Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса. (Окуляр.)

35. Тонкие участки клеточной оболочки. (Поры.)

36. Почки, развивающиеся на верхушке побега. (Верхушечные.)

37. Корни, растущие от стебля и листьев. (Придаточные.)

38. Длинный вырост наружной клетки корня. (Корневой воло­сок.)

39. Составные части тычинки. (Пыльник и тычиночная нить.)

40. Группа удобрений, к которой относится зола. (Минераль­ные.)

41. Ткань, которой образована зона деления корня. (Меристе­ма.)

42. Живые клетки проводящих пучков. (Ситовидные трубки.)

43. Зеленые клетки кожицы листа, образующие устьице. (Замы­кающие.)

44. Пространства между клетками. (Межклетники.)

45. Зона корня, где происходит образование новых клеток. (Зона деления.)

46. Часть листа, соединяющая его со стеблем. (Черешок.)

47. Корневая система без главного корня. (Мочковатая.)

48. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость корня. (Ме­ханическая.)

49. Явление, способствующее поступлению воды из корня в сте­бель. (Корневое давление.)

50. Лист, имеющий одну листовую пластинку на одном череш­ке. (Простой.)

Остановка № 2. «Спортивная».

Физкультминутка (Презентация)

5) Станция. «Исследовательская»

Учитель: Каждому участнику предлагается гербарий. Ваша задача дать морфологическую характеристику растения.

Остановка «Собери цветок».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных цветов (на столе заготовки ). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой сердцевины найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

6) Станция. «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то - нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня - его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

7)Станция. «Лекарственная»

Учитель: Ребята, каждой команде достанется по 2 лекарственных растения нашей местности. Пользуясь справочниками «Лекарственные растения», вы должны будете выяснить и рассказать, какие части растения являются лечебными, и от какого недуга помогают.

8) Станция «Самые, самые».

Учитель: Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская - диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская - 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма - 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский - 2,6м, 100кг).

91) Станция «Красная книга»

Учитель: по одному участнику из команды должны прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

Ученик. Ответ

Медуница

Пион

Жарки

10) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, собрал большой букет, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, повторить раздел «Органы цветкового растения»

7. Рефлексия.

Ребята, давайте в конце урока поиграем в «Светофор». У каждого из вас по три круга: красный, желтый и зеленый. Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом?. Если да, то поднимите круг зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, растение - живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие - выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Список используемых источников:

  1. Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Биология.5-7 классы: внеклассные мероприяьтия.-вып. 2/авт.-сост. Е.А. Якушина и др. -Волгоград:Учитель, 2009.-214 с.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

  4. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. - Саратов: Лицей, 2012.

Приложение 1.

Станция «Терминологическая»

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу

  2. Органы цветка, образующие пыльцу

  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами

  4. Орган, содержащий семена

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка

  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена

  7. Плод картофеля

  8. Часть стебля, на которой расположен цветок

  9. Плод капусты

  10. Часть тычинки в которой развивается пыльца

  11. Часть венчика цветка

  12. Орган, который на зиму растение сбрасывает

  13. Орган, которым растение удерживается в почве

  14. Часть цветка, несущая семяпочки

  15. Орган, привлекающий насекомых

  16. Орган, по которому двигаются минеральные вещества

Приложение 2

Станция «Третий лишний»

multiurok.ru

План-конспект урока по познанию мира на тему "Группы растений, органы растений и их функции" (1 класс)

План-конспект урока

познания мира в 1 классе

Тема: Группы растений, органы растений и их функции

Цель урока: Дать понятия о частях растений;

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием растительного мира; научить детей распознавать части растений; уточнить , что каждая часть играет свою роль в развитии растений;

2. Развивать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

3. Воспитания интереса и любви к природе.

Оборудование: презентация Powerpoint, видео-материал, иллюстрации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, игры.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.

II. Актуализация знаний

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

В шубе летом,

А зимой — раздеты

Их весной и летом

Видим мы одетыми.

А осенью с бедняжек

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха их разодели. (деревья)

Не огонь, А жжется. (Крапива)

Рос шар бел, ветер дунул - улетел. (Одуванчик)

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь –

Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

III. Изучение нового материала

Рассматривание рисунков на доске. На какие группы растений можно их разделить.

- Что в них общего? В чем их различие?

- Как вы думаете, какую роль играет корень у растений? (Ответы детей)

- из каких частей состоит дерево? Рассмотрите рисунки деревьев в ученике стр. 49

Найдите все части дерева: корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды.

Из каких частей состоят кустарники и травянистые растения?

Работа по учебнику с 49-50.

Учитель читает текст

-Рассмотрите иллюстрации, назовите деревья, кустарники, травянистые растения. Сравните их.

-Почему мы относим их к живой природе?

-Что нужно растениям для роста?-Какие травянистые растения есть около вашего дома?

-Назовите части растений.

Чем отличается кустарник от дерева?

Назовите кустарники которые вы знаете?

Работа в группах

1-ой группе выдается разрезная иллюстрация дерева, они должны составить пазл вместе, и подписать все части дерева.

2-ой группе выдается разрезная иллюстрация цветка, они должны составить пазл вместе, и подписать все части цветка.

3-ей группе выдается разрезная иллюстрация кустарника, они должны составить пазл вместе, и подписать все части дерева.

Работа по тетради

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

- А теперь оцените свою работу на уроке.

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.)

V. Домашнее задание.

infourok.ru

План-конспект урока-игры по биологии в 6 классе по теме: «Органы цветкового растения»

План-конспект урока-игры

по биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветкового растения»

(УМК Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2011г.).

Тема урока: «Органы цветковых растений»

Тип урока: урoк - обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, гербарный материал, справочники лекарственных растений, таблицы по темам: «Лист», «Корень», «Листорасположение, виды жилкования», «Плоды», карточки с названием станций, поезд.

Формы организации работы: игра- путешествие.

Подготовка к уроку: класс делиться на две команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Члены команд рассаживаются за столы. На столах находятся листы и ручки).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами оправимся в занимательное и увлекательное путешествие на цветочном поезде в мир цветкового растения. Надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (аудиозапись)

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель. Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся.

Капитаны команд загадывают загадки о «своем» цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды наде­вают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 мин.

Учитель:

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений».

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном поезде (плакат на доске). Наш поезд будет останавливаться на разных станциях. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами цветы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. Каждый член команды собирает свой букет, который будет нужен для выставления отметки.

. Игра-путешествие.

Учитель. Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Терминологическая». (Приложение 1)

Учитель. Ребята, на этой станции вам предстоит по описанию угадать о каком органе растения идет речь.

(капитаны по очереди вытягивают вопросы)

Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)

  1. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)

  2. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)

  3. Орган, содержащий семена (плод)

  4. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)

  5. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)

  6. Плод картофеля (клубень)

  7. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

  8. Плод капусты (кочан)

  9. Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник)

  10. Часть венчика цветка (лепестки)

  11. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)

  12. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)

  13. Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)

  14. Орган, привлекающий насекомых (цветок)

  15. Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)

2) Станция «Третий лишний».

Ребята, исключите лишнее слово и объясните почему.

Команда № 1.

Корнеплод, корневище, клубень.

Цветок, лист, плод.

Устьица, чечевички, мякоть

Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.

Команда № 2.

Корневые шишки, корневище, корнеплод

Колос, ягода, метелка.

Тополь, ольха, клевер, орешник.

Перистое, параллельное, пальчатое.

Лист, цветок, корен.

Остановка № 1. «Корзинка».

Учитель. Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому - сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

3) Станция «Счастливый случай»

Учитель. Игру «Счастливый случай» вы тоже знаете. Для этого конкурса мы использовали элемент этой игры конкурс «Дальше, дальше...». Команды должны поочередно за одну минуту дать от­веты на возможно большее число вопросов.

За каждый правильный ответ присуждается один балл. Учитель называет правильный ответ, если команда допустила ошибку. Жюри подсчитывает число правильных ответов, данных командой.

Ученики.

Вопросы, которые задает 1 команда второй команде.

1. Наука о живой природе. (Биология.)

2. Растения, которые могут цвести хотя бы один раз в жизни. (Цветковые).

3. Составные части пестика. (Рыльце, столбик, завязь.)

4. Группа цветков, собранных в определенном порядке. (Соцве­тие.)

5. Зона корня, имеющая «корневые волоски». (Зона всасывания.)

6. Корневая система с хорошо развитым главным корнем. (Стер­жневая.)

7. Корень, развивающийся из корешка зародыша. (Главный.)

8. Верхний плодородный слой земли. (Почва.)

9. Мертвые клетки проводящих пучков». (Сосуды.)

10. Покровная ткань листа. (Кожица.)

11. Зеленые пластиды. (Хлоропласты.)

12. Характер расположения жилок на листовой пластинке. (Жил­кование.)

13. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соеди­ненных одним черешком. (Сложный.)

14. Жилкование листа ландыша. (Дуговое.)

15. Проводящие пучки листа. (Жилки.)

16. Листорасположение, при котором два листа развиваются из одного узла. (Супротивное.)

17. Угол между листом и вышележащим междоузлием. (Пазуха листа.)

18. Группа удобрений, к которой относится торф. (Органиче­ские.)

19. Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. (Пикировка.)

20. Чем заполнены вакуоли клеток?. (Клеточным соком.)

21. Самый простой увеличительный прибор, (Лупа.)

22. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус. (Шта­тив.)

23. Наука о растениях. (Ботаника.)

24. Сухой плод, который вскрывается двумя створками. (Боб.)

25. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, образую­щие плод. (Околоплодник.)

Вопросы, которые задает 2 команда первой команде.

26. Все корни растения. (Корневая система.)

27. Тельца, служащие для передачи наследственной информа­ции от клетки к клетке. (Хромосомы.)

28. Часть цветка, состоящая из лепестков. (Венчик.)

29. Часть корня, защищающая его от механических поврежде­ний. (Корневой чехлик.)

30. Части двойного околоцветника. (Венчик, чашечка.)

31. Группы плодов. (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные.)

32. Жилкование листьев пшеницы. (Параллельное.)

33. Наука, изучающая периодические явления в жизни живот­ных и растений. (Фенология.)

34. Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса. (Окуляр.)

35. Тонкие участки клеточной оболочки. (Поры.)

36. Почки, развивающиеся на верхушке побега. (Верхушечные.)

37. Корни, растущие от стебля и листьев. (Придаточные.)

38. Длинный вырост наружной клетки корня. (Корневой воло­сок.)

39. Составные части тычинки. (Пыльник и тычиночная нить.)

40. Группа удобрений, к которой относится зола. (Минераль­ные.)

41. Ткань, которой образована зона деления корня. (Меристе­ма.)

42. Живые клетки проводящих пучков. (Ситовидные трубки.)

43. Зеленые клетки кожицы листа, образующие устьице. (Замы­кающие.)

44. Пространства между клетками. (Межклетники.)

45. Зона корня, где происходит образование новых клеток. (Зона деления.)

46. Часть листа, соединяющая его со стеблем. (Черешок.)

47. Корневая система без главного корня. (Мочковатая.)

48. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость корня. (Ме­ханическая.)

49. Явление, способствующее поступлению воды из корня в сте­бель. (Корневое давление.)

50. Лист, имеющий одну листовую пластинку на одном череш­ке. (Простой.)

Остановка № 2. «Спортивная».

Физкультминутка (Презентация)

5) Станция. «Исследовательская»

Учитель: Каждому участнику предлагается гербарий. Ваша задача дать морфологическую характеристику растения.

Остановка «Собери цветок».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных цветов (на столе заготовки ). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой сердцевины найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

6) Станция. «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то - нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня - его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

7)Станция. «Лекарственная»

Учитель: Ребята, каждой команде достанется по 2 лекарственных растения нашей местности. Пользуясь справочниками «Лекарственные растения», вы должны будете выяснить и рассказать, какие части растения являются лечебными, и от какого недуга помогают.

8) Станция «Самые, самые».

Учитель: Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская - диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская - 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма - 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский - 2,6м, 100кг).

91) Станция «Красная книга»

Учитель: по одному участнику из команды должны прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

Ученик. Ответ

Медуница

Пион

Жарки

10) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, собрал большой букет, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, повторить раздел «Органы цветкового растения»

7. Рефлексия.

Ребята, давайте в конце урока поиграем в «Светофор». У каждого из вас по три круга: красный, желтый и зеленый. Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом?. Если да, то поднимите круг зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, растение - живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие - выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Список используемых источников:

  1. Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Биология.5-7 классы: внеклассные мероприяьтия.-вып. 2/авт.-сост. Е.А. Якушина и др. -Волгоград:Учитель, 2009.-214 с.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

  4. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. - Саратов: Лицей, 2012.

Приложение 1.

Станция «Терминологическая»

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу

  2. Органы цветка, образующие пыльцу

  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами

  4. Орган, содержащий семена

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка

  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена

  7. Плод картофеля

  8. Часть стебля, на которой расположен цветок

  9. Плод капусты

  10. Часть тычинки в которой развивается пыльца

  11. Часть венчика цветка

  12. Орган, который на зиму растение сбрасывает

  13. Орган, которым растение удерживается в почве

  14. Часть цветка, несущая семяпочки

  15. Орган, привлекающий насекомых

  16. Орган, по которому двигаются минеральные вещества

Приложение 2

Станция «Третий лишний»

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта