Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь. Особенности неживой природы ледяной зоны растения ледяной зоны
Ледяная зона. Арктика. | Социальная сеть работников образования
Данная презентация на тему "Ледяная зона. Арктика" выполнена учеником 4 класса школы №6 города Заинска РТ, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". При изучении этой темы было дано задание выполнить творческую работу или призентацию, с целью развития способностей составлять презентацию, работать с интернетресурсами, глубже познакомить с особенностями неживой природы, растительным миром, деятельностью человека в ледяной зоне и в зоне арктических пустынь. Учителем (Мининой Л.А.) были даны рекомендации по выполнению работы, как пользоваться интернетом, учебником, какие иллюстрации можно использовать. В работе Камышов Никита применяет иллюстрации северного сияния, удивительная красота которого восхищает. Работа знакомит, как в трудных условиях приспособились выживать лишайники, похожие на накипь, мхи, полярный мак. Запоминаются птичьи базары, данные на слайдах презентации. Особенно интересно представлены фотографии белых медведей. Ученик поместил сведения и о том, как белые медведи приспособились выживать в условиях ледяной зоны, выводить медвежат и обучать ловле рыбы. О прекрасных пловцах- тюленях мы узнаем из следующих далее слайдов. Не менее интересен материал и о таких обитателях Арктики как моржи, толстый подкожный жир которых защищает их от холода. В презентации представлены и обитатели Северного Ледовитого океана. Из материала мы узнаем, что в просторах Северного Ледовитог океана обитает гренландский (полярный) кит. Он под угрозой исчезновенияи занесен в Красную книгу Международного союза и охраны и природных ресурсов (МСОП). Важным моментом является помещение карт северного морского пути и Государственного природного заповедника "Остров Врангель"- единственном месте , где гнездятся белые гуси, куда приходят медведицы для рождения медвежат. Ещё одно интересное животное представлено в презентации - это овцебык, способный переносить сильные морозы и неразборчив в выборе кормов. Показана также деятельность человека.
Этот материал был использован на уроке окружающего мира для закрепления по теме: "Второе заседание клуба "Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек". С помощью данного материала дети стали лучше представлять в своем воображении ледяную зону, Арктику.
nsportal.ru
Зона арктических пустынь
по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь. Цели урока:
1. Познакомить учащихся с характерными особенностями зоны Арктики.
2.Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительными источниками информации
3.Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения.
Планируемые результаты:Получить представления о географическом положении, климате, растительном и животном мире Арктики. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.
1.Организационный момент.
2.Работа по теме урока. Практическая работа. (работа с картой природных зон)
-Найти на карте природных зон России зону арктических пустынь.
-Каким цветом она обозначена?
-В каком поясе земли находится?
-Что можно рассказать по карте об этой зоне?
-Научиться показывать ее на карте.
Работа по плану:- Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны .
-Растения ледяной зоны .
-Животные ледяной зоны .
-Арктика и человек . Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos – «северный», так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы.
Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.
Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.
Растения ледяной зоны. (работа с ЦОРом)Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.
В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров. ФИЗМИНУТКА Животные ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.
У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.
На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.
Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.
На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.
В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.
Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники. 3. Работа над обобщением материала. ( работа в тетради на печатной основе)
Стр. 25 № 2
Вклеить иллюстрации птиц, соотнести их с названиями птиц.
Стр. 25 № 3
Выписать из учебника несколько названий растений и животных, характерных для зоны Арктики.
Стр. 25 № 4
Составить и записать цепь питания, характерную для зоны Арктики. 4. Закрепление пройденного материала.
Решение кроссворда "Арктика".
Вопросы.1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
5. Самое распространенное растение полярных районов.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.
Ответы:
1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайник. 6. Кит. 7. Рачки. 5.Домашнее задание.-Статья из учебника на стр. 78-86, ответы на вопросы.
-Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.
Технологическая карта урока окружающий мир "Ледяная зона"
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-436950
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
"Зона арктических пустынь" - Начальные классы
Зона арктических пустынь
Выполнила Богатырёва В.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СШ№37 г. Волжского Волгоградской области
Повестка дня
- 1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны
- 2. Растения ледяной зоны
- 3. Животные ледяной зоны
- 4. Арктика и человек
Растения Арктики
- водоросли, мхи, некоторые цветковые растения (полярный мак, полярная ива).
Снег красного цвета(снежная водоросль, или хламидомонада снежная.
- Она способна жить только на снегу. Когда поверхность снега начинает подтаивать под лучами солнца, водоросль начинает накапливать красное красящее вещество. На тающем снеге появляются большие красные пятна, Для развития им нужен только углекислый газ, который они поглощают из воздуха, да еще растворенные в талой воде минеральные вещества. Они попадают в воду со скал
- Каждому виду этих хламидомонад присуща определенная окраска. Поэтому можно встретить не только красный, но и розовый, оранжевый, зеленый, коричневый, бурый и черный снег. образуют отдельные скопления.
Рыбы
- Несколько видов рыб, но повсеместно распространена холодолюбивая родственница трески — сайка. Она служит основным кормом для тюленей и разнообразных птиц.
Огромные скопления птиц (кайры, глупыши, чайки) на неприступных скалах называют птичьими базарами
- Они не строят гнезд, поскольку построить их не из чего, откладывают яйца в маленькие углубления, крохотные ямки в скалах или прямо между камнями. И яйца у них особенные — грушевидной формы. Подует ветер — яйцо крутится, а из углубления не падает. Некоторые птицы подкладывают под яйца выщипанный у себя на груди пух
Почему же птицы выбирают для гнездовий места, где постоянно дуют ветры, часто падает снег или идет дождь?
- основная и любимая пища морских птиц -рыба. И врагов здесь у них мало. Если появится враг, то птицы так дружно набрасываются на грабителя, что тот поспешно обращается в бегство. Даже песец боится морских птиц
птицы — тупики (морские попугаи или морскими клоунами из-за пестро окрашенного, необычной формы клюва
- Гнезда у тупиков... под землей! Тупик своим клювом выкапывает нору и устраивает там гнездо. Ветер не дует, дождь не мочит, град не бьет! И никто гнездо не видит. Даже глазастой белой сове его не найти
Белая сова
- Совята у нее в гнезде мал мала меньше. Они не в один день выводятся. Старшие птенцы младших греют
А у кайры гнездо... ходячее
- Не на скале, не в норе, а у нее на лапках! Лежит яйцо прямо на ее широких перепончатых лапах, а сверху она прикрывает его животом. Так птенца и высиживает. И даже может с яйцом передвигаться — чуточку влево, чуточку вправо
А тюлени — это млекопитающие животные?
- Большую часть времени они проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.
- Морской заяц — самый крупный среди северных тюленей. Его длина свыше 2 м, а масса — до 300 кг.
- Кольчатая нерпа — самый мелкий из тюленей, встречающихся в Арктике. Длина ее до полутора метров, а масса — 40–60 кг
Кольчатая нерпа
Метеостанции.
- На арктических научных станциях изучают не только погоду, но и Северный Ледовитый океан — его глубины, течения, движения льдов, рыб и зверей, обитающих в нем, растения
- Когда можно начинать плавание — навигацию? Где встретятся тяжелые льды, как их легче обойти? Какая будет погода? И об этом сообщают полярники
Лишайники
- Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или почти бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудно-зеленые шарики. Это малютки-водоросли. Похожие на них живут и сами по себе на свободе.
- Ягель, как и все лишайники, состоит из двух организмов — гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Тайну лишайников люди узнали немногим более ста лет назад. Это стало одним из интереснейших открытий того времени.
Ягель — основная пища северных оленей
- Водоросль , как и зеленые листья деревьев, ловит солнечные лучи и готовит из углекислого газа пищу . Эта пища нужна и самой водоросли, и грибу. Гриб доставляет ей воду и растворимые минеральные соли . Гриб защищает нежную водоросль от быстрого высыхания . Так и живут водоросль и гриб вдвоем, как единый организм !
- Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания легко крошится. Мельчайшие его крошки переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель и размножается
multiurok.ru
Ледяная зона
Цели урока: на примере ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны; формировать у учащихся понятие "Арктика", "Ледяная зона", умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по ледяной зоне, иллюстрации животного и растительного мира Арктики, презентация (на диске).
^
- Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
- Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы
- Сегодня на уроке у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Его мы посвящаем изучению ледяной зоны. Разделимся на 4 группы: географы, биологи, зоологи и экологи. Заседание нашего клуба пройдет по плану: (на доске)
- Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны (группа географов).
- Растения ледяной зоны (группа биологов).
- Животные ледяной зоны (группа зоологов).
- Арктика и человек (группа экологов).
Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны.
Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).
Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до
- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.
Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.
Дадим слово группе биологов.
Растения ледяной зоны.
Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.
В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.
ФИЗМИНУТКА
Дадим слово группе зоологов.
^
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.
У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.
На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.
Слово нашим экологам.
Арктика и человек.
Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.
На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.
В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.
Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.
^
- Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.
- Какие растения и животные характерны для арктической зоны?
- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
- Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?
- Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?
^
Решение кроссворда "Арктика".
Если правильно отгадаешь кроссворд, то по центру прочитаешь слово.
Вопросы.
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
5. Самое распространенное растение полярных районов.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.
Ответы. 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.5.Домашнее задание.
Статья из учебника на стр. 66-73, ответы на вопросы.
**Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.
rud.exdat.com
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь
по окружающему миру 4 классТема: Зона арктических пустынь.Цели урока:
1. Познакомить учащихся с характерными особенностями зоны Арктики.
2.Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительными источниками информации
3.Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения.Планируемые результаты:
Получить представления о географическом положении, климате, растительном и животном мире Арктики. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, карта природных зон России, плакат «Природа Арктики», ЦОР «Арктика-мой дом» (электронная версия Полярной Энциклопедии Школьника)Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Работа по теме урока.Практическая работа. (работа с картой природных зон)
-Найти на карте природных зон России зону арктических пустынь.
-Каким цветом она обозначена?
-В каком поясе земли находится?
-Что можно рассказать по карте об этой зоне?
-Научиться показывать ее на карте.Работа по плану:
- Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны .
-Растения ледяной зоны .
-Животные ледяной зоны .
-Арктика и человек .Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos – «северный», так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы.Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.
Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до
- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.
Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.Растения ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.
В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров. ФИЗМИНУТКАЖивотные ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.
У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.
На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных. Арктика и человек. (работа с ЦОРом)
Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.
На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.
В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.
Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.3. Работа над обобщением материала. ( работа в тетради на печатной основе)
Стр. 25 № 2
Вклеить иллюстрации птиц, соотнести их с названиями птиц.
Стр. 25 № 3
Выписать из учебника несколько названий растений и животных, характерных для зоны Арктики.
Стр. 25 № 4
Составить и записать цепь питания, характерную для зоны Арктики.4. Закрепление пройденного материала.
Решение кроссворда "Арктика".Вопросы.
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
5. Самое распространенное растение полярных районов.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.
Ответы:
1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайник. 6. Кит. 7. Рачки.5.Домашнее задание.
-Статья из учебника на стр. 78-86, ответы на вопросы.
-Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.
5-bal.ru
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь
по окружающему миру 4 классТема: Зона арктических пустынь.Цели урока:
1. Познакомить учащихся с характерными особенностями зоны Арктики.
2.Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительными источниками информации
3.Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения.Планируемые результаты:
Получить представления о географическом положении, климате, растительном и животном мире Арктики. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, карта природных зон России, плакат «Природа Арктики», ЦОР «Арктика-мой дом» (электронная версия Полярной Энциклопедии Школьника)Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Работа по теме урока.Практическая работа. (работа с картой природных зон)
-Найти на карте природных зон России зону арктических пустынь.
-Каким цветом она обозначена?
-В каком поясе земли находится?
-Что можно рассказать по карте об этой зоне?
-Научиться показывать ее на карте.Работа по плану:
- Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны .
-Растения ледяной зоны .
-Животные ледяной зоны .
-Арктика и человек .Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos – «северный», так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы.Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.
Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до
- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.
Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.Растения ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.
В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров. ФИЗМИНУТКАЖивотные ледяной зоны. (работа с ЦОРом)
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.
У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.
На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных. Арктика и человек. (работа с ЦОРом)
Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.
На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.
В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.
Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.3. Работа над обобщением материала. ( работа в тетради на печатной основе)
Стр. 25 № 2
Вклеить иллюстрации птиц, соотнести их с названиями птиц.
Стр. 25 № 3
Выписать из учебника несколько названий растений и животных, характерных для зоны Арктики.
Стр. 25 № 4
Составить и записать цепь питания, характерную для зоны Арктики.4. Закрепление пройденного материала.
Решение кроссворда "Арктика".Вопросы.
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
5. Самое распространенное растение полярных районов.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.
Ответы:
1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайник. 6. Кит. 7. Рачки.5.Домашнее задание.
-Статья из учебника на стр. 78-86, ответы на вопросы.
-Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.
100-bal.ru