Лабораторная работа по биологии знакомство с клетками растений. Презентация по биологии на тему "Растения. Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения" (5 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторные работы по биологии "Основные отделы царства Растений". Лабораторная работа по биологии знакомство с клетками растений


Презентация по биологии на тему "Растения. Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения" (5 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Растения. Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Урок № 13 (5) Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» Учитель биологии МБОУ СОШ № 27 Бойко Лариса Николаевна г. Сургут

2 слайд Описание слайда:

БОГИНЯ ФЛОРА

3 слайд
Описание слайда:

ХЛОРОФИЛЛ

4 слайд Описание слайда:

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ 1.Минеральное питание из почвы КОРЕНЬ (вода + минеральные соли)

5 слайд Описание слайда:

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ 2.Воздушное питание (ФОТОСИНТЕЗ) – ЛИСТ ( образование органических веществ АВТОТРОФНОЕ ПИТАНИЕ

6 слайд Описание слайда:

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ ЦВЕТОК СТЕБЕЛЬ ЛИСТ КОРНИ ПЛОД С СЕМЕНАМИ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ

7 слайд Описание слайда:

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

8 слайд Описание слайда:

ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ)

9 слайд Описание слайда:

ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ)

10 слайд Описание слайда:

ГОЛОСЕМЕННЫЕ (ХВОЙНЫЕ)

11 слайд Описание слайда:

ГОЛОСЕМЕННЫЕ (ХВОЙНЫЕ)

12 слайд Описание слайда:

ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ

13 слайд Описание слайда:

МОХОВИДНЫЕ РАСТЕНИЯ

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии "Основные отделы царства Растений"

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Знакомство с водорослями».

Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией

Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

2) предметное и покровное стекла, пипетка;

3) микроскоп;

4) микропрепарат «Спирогира»;

5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.

3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.

Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Строение мхов».

Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых

мхов, научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".

Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.

2. Рассмотрите сфагнум.

Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Строение папоротникообразных».

Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,

научиться выявлять их особенности

Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;

2) лупа и микроскоп;

3) микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы:

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.

Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.

Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Споры папоротника».

Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.

Оборудование:

  1. цифровые микроскопы;

  2. лист папоротника;

  3. препаровальная игла;

  4. инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

Ход работы.

1.Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.2.Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.3.Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.4.Сделайте фотографию.5.Переведите микроскоп на увеличение 60*. 6.Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.

Обработка результатов исследования.

1. Перейдите в коллекцию рисунков.2. Поместите на один рисунок лист папоротника при увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.3. Сделайте подписи:

4.Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника"

Пример оформления практической работы:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Сравнительная характеристика шишек сосны и ели».

Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;

2) шишки этих растений;

3) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.

2. Рассмотрите шишки и сравните их.

Оформление результатов:

сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:

Растения

Хвоя Шишки

длина

окраска

расположение

на ветке

продолжитель-

ность жизни

размеры

плотность

сосна

ель

Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Определение растений из разных семейств».

Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,

закрепить умение выявлять у растений особенности их строения

и доказывать принадлежность растений к определённому классу

Оборудование: 1) определительные карточки;

2) гербарные листы с растениями из разных семейств;

3) лупа.

Ход работы:

После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.

Оформление результатов:

сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.

Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.

multiurok.ru

лабораторные работы по биологии

Лабораторная работа № 1

Устройство увеличительных приборов

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.

Ход работы

Устройство лупы и рассматривание  с её  помощью клеточного строения растений

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

1.     Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

2.     Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

                Порядок работы с микроскопом.

1.     Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

2.     Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3.     Пользуясь винтами, плавно опустите тубус  так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

4.     В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов  медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

5.     После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на  свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
  7. Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме  хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
  10. Зарисуйте  2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 3

Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.

Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника

 

Ход работы

  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
  4. Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти.  Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.
  5. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на  свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.
  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.
  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме  хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
  10. Зарисуйте  2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи  и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы  в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

Ход работы

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
  2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
  3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
  4. Сформулируйте вывод.

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.

Ход работы

  1. Настройте микроскоп.
  2. Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.
  3. Отметьте особенности строения их клеток.
  4. Прочтите П. 10.
  5. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.

Название ткани

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6.

Особенности строения мукор и дрожжей

Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.

Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.

Условия проведения опыта: тепло, влажность.

Ход работы

Плесневый гриб мукор

  1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
  4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.
  2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
  3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
  4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

 

Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 7

Строение зеленых водорослей

Цель: изучить строение зеленых водорослей

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.

Ход работы

  1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).
  3. Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
  4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
  5. Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.
  6. Сформулируйте вывод.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 8.

Строение мха, папоротника, хвоща.

Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.

Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.

Ход работы

СТРОЕНИЕ МХА.

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
  2. Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?
  7. Запишите свои ответы на вопросы.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

  1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
  2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?
  3. Зарисуйте побеги хвоща.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.
  2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
  3. Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
  4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща

 

 

 

 

Лабораторная работа № 9.

Строение хвои и шишек хвойных

Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки  данных голосеменных растений.

Ход работы

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
  2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Название растения

форма чешуек

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

 

 

 

Лабораторная работа № 10.

Строение цветковых растений

Цель: изучить строение цветковых растений

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.

                                                                 ход работы

  1. Рассмотрите цветковое растение.
  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.
  3. Определите, где находятся цветки и плоды.
  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.
  5. Рассмотрите плоды, определите их количество.
  6. Рассмотрите цветок.
  7. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.
  8. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.
  9. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.
  10. Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.
  11. Рассмотрите строение пестика, найдите его части.
  12. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).
  13. Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?
  14. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?

Вопросы для формирования вывода. - какие растения называют цветковыми? - из каких органов состоит цветковое растение?  - из чего состоит цветок?

 

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта