Основные отделы растений. Методический материал для контроля по теме "Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

СИСТЕМАТИКА. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ. Основные отделы растений


Методический материал для контроля по теме "Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных"

ЗАДАНИЕ А12

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. КЛАССЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ

    1. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

Группа

растений

Особенности строения и жизнедеятельности

Представители

Низшие растения (отделы зеленых, бурых и красных водорослей)

Тело представлено талломом (слоевищем), не дифференцированным на ткани и органы.

Многоклеточные водоросли имеют ризоиды, которыми прикрепляются к субстрату

Зеленые: хлорелла, хламидомонада, улотрикс, спирогира, ульва.

Бурые: ламинария. Красные: порфира

Высшие растения

Тело расчленено на органы, имеются ткани

Отдел

Моховидные

Имеют органы: стебель и листья. Не имеют корней (имеют ризоиды). Проводящие ткани развиты слабо. Размножаются спорами. Для оплодотворения необходимо наличие воды. В жизненном цикле преобладает гаметофит. Сфагновые мхи участвуют в образовании торфа

Кукушкин лен, сфагнум

Отделы

Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные

Имеют органы: стебель, лист и корень. Проводящие ткани развиты хорошо. Размножаются спорами. Для оплодотворения необходима вода. Гаметофит представлен заростком. Преобладает спорофит. Образовали залежи каменного угля

Папоротники: орляк, щитовник.

Плауны: плаун булавовидный.

Хвощи: хвощ полевой

Отдел

Голосеменные

Имеют органы: стебель, лист, корень. Размножаются семенами. Оплодотворение происходит без участия воды. Все ткани развиты хорошо. Гаметофит сильно редуцирован, преобладает спорофит

Все хвойные растения (ель, сосна, можжевельник, лиственница и др.), а также гинкго

Отдел

Цветковые (Покрытосеменные)

Имеют органы: стебель, лист, корень. Размножаются семенами. Оплодотворение двойное, происходит без участия воды. Имеется цветок, на месте которого формируется плод. Все ткани развиты хорошо. Гаметофит сильно редуцирован, преобладает спорофит

Элодея, кувшинка, кактусы и все другие растения, имеющие цветок

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ РАСТЕНИЙ

У мхов гаметофитом является зеленое растение с листьями и стеблями, а вот желто-коричневые коробочки на ножках, торчащие на зеленых растениях, - это спорофиты. При этом спорофит паразитирует на гаметофите. На рисунке гаметофит обозначен цифрой 1, а спорофит - 2. В коробочках происходит мейоз и образуются гаплоидные споры, которые прорастают в тонкие нити, а из них развиваются взрослые гаплоидные гаметофиты. На верхушках гаметофитов образуются мужские (антеридии) и женские (архегонии) органы размножения. При наличии воды происходит оплодотворение, образуется зигота, а из нее начинает развиваться взрослый спорофит (коробочка на ножке).

image18

Цикл развития мха

Одной из особенностей растений является чередование поколений в жизненном цикле. Половое поколение (гаплоидный гаметофит) сменяет бесполое (диплоидный спорофит). Вкратце это происходит так: гаплоидный гаметофит путем митоза производит мужские и женские гаметы, происходит оплодотворение, образуется диплоидная зигота, из которой путем митоза развивается спорофит. В результате мейоза у спорофита образуются гаплоидные споры, из которых опять вырастает гаплоидный гаметофит. В ходе эволюции наблюдается постепенная редукция гаметофита.

На рисунке представлена смена поколений у папоротников. Однако в отличие от мхов у папоротников взрослое растение (1) - спорофит. На нижней стороне листа (2) формируются гаплоидные споры (3), из которых при благоприятных условиях развивается небольшая (всего несколько миллиметров) пластинка - заросток (4). Это и есть гаметофит папоротника. На его нижней стороне образуются антеридии и архегонии, при наличии воды происходит оплодотворение, образуется зигота и начинает развиваться молодой спорофит (5), который вырастает во взрослое растение.

image19Цикл развития папоротника

У семенных растений наблюдается дифференциация гаметофитов на мужские и женские и еще большая их редукция.

На рисунке показан цикл развития сосны. Рано весной на побегах сосны образуются мужские (4) и женские (1) шишечки. В мужских созревает пыльца (мужские гаметофиты, не образующие антеридиев).В женских формируются семязачатки, в которых развиваются женские гаметофиты - эндосперм с двумя архегониями. В результате опыления пыльцевое зерно попадает на семязачаток и образует трубку, по которой cnepмии перемещаются к яйцеклетке.

Происходит оплодотворение, образуется зигота, из которой затем развивается зародыш.

image20

Цикл развития сосны

У цветковых растений гаплоидная стадия редуцирована еще сильнее. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном (как и у голосеменных), а женский - зародышевым мешком (всего семь клеток).

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе эволюции растений происходит постепенная редукция гаплоидной стадии (гаметофита).

КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Признаки

Класс Однодольные

Класс Двудольные

1. Главный признак - количество семядолей в зародыше семени

Одна семядоля

Две семядоли

2. Жилкование листьев

Параллельное или дуговое

Сетчатое

3. Корневая система

Мочковатая

Стержневая

4. Строение цветка

Число частей цветка обычно кратно трем. Околоцветник простой

Число частей цветка обычно кратно четырем или пяти. Околоцветник двойной

5. Наличие камбия

Нет

Есть

Однако следует помнить и про исключения из общего правила. Например, вороний глаз имеет сетчатое жилкование, но одну семядолю, и поэтому его относят к однодольным растениям. Подорожник имеет мочковатую корневую систему и дуговое жилкование, но относится к двудольным, т. к. имеет две семядоли.

СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Главным признаком при разделении цветковых растений на семейства является строение цветка и плода.

C:\Users\wf\Desktop\2013-04-27_094851.png

C:\Users\wf\Desktop\2013-04-27_094851.png

infourok.ru

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

Количество просмотров публикации ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ - 89

Выберите только один верный ответ из предложенных,

1. Морской капустой принято называть водоросль

1) фукус 3) ламинария 2) спирогира 4) кладофора

2. Прикрепленный к дну образ жизни ведет водоросль

1) хлорелла 3) улотрикс

2) спирогира 4) хламидомонада

3. Растения, не имеющие корней, стеблей и листьев,относятся к

1) водорослям 3) плауновидным

2) моховидным 4) папоротниковидным

4. Торфяным мхом называют

1) хвощ полевой 3) сфагнум

2) плаун булавовидный 4) кукушкин лен

5. У мхов тело представлено

1) листьями и корнем

2) стеблем, листьями и ризоидами

3) стеблем, ризоидами и корнем

4) листьями, ризоидами и корнем

6. Водоносные клетки имеют листья мхов

1) зелœеных 3) зелœеных и сфагновых

2) сфагновых 4) всœех видов

7. К нитчатым многоклеточным зелœеным водорослям относятся

1) спирогира, хлорелла, кладофора 3) улотрикс, хлорелла, хлорококк 2) кладофора, улотрикс, спирогира 4) хлорококк, кладофора, хлорелла

8. Летние побеги у хвоща полевого

1) бурые со спороносными колосками

2) зелœеные со спороносными колосками

3) бурые без спороносных колосков

4) зелœеные без спороносных колосков

9. Из споры папоротника развивается

1) листочек 3) семя

2) почка 4) заросток

10. У голосœеменных листья имеют вид

1) мелких листочков 3) вай

2) шишек 4) хвои

11. У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются на

1) одном и том же растении

2) одних растениях мужские, на других — женские

3) одном и том же растении, поочередно в разные годы

4) разных растениях исходя из условий

12. Спорангии со спорами у плауна булавовидного на­ходятся на

1) заростках

2) верхней стороне листьев

3) нижней стороне листьев

4) спороносных колосках

13. Яйцеклетки у заростков папоротников развивают­ся в

1) сорусах 3) антеридиях

2) архегониях 4) спорангиях

14. Хвощи размножаются

1) семенами и вегетативно

2) гаметами и заростками

3) спорами и семенами

4) спорами и вегетативно

15. Половое поколение у мхов развивается из

1) зиготы 3) почек

2) гамет 4) спор

16. Среди современных голосœеменных растений встре­чаются

1) только деревья

2) деревья и кустарники

3) деревья, кустарники и кустарнички

4) деревья, кустарники и травы

17. При наступлении неблагоприятных условий хлами­домонада размножается, образуя

1) споры без жгутиков

2) споры с двумя жгутиками

3) гаметы без жгутиков

4) гаметы с двумя жгутиками

18. Свободноплавающий образ жизни ведет водоросль

1) фукус 3) улотрикс 2) хлорелла 4) спирогира

19. Спорангии со спорами у папоротников находятся на

1)заростках

2) верхней стороне листьев

3) нижней стороне листьев

4) спороносных колосках

20. Половое поколение у папоротников развивается из

1)спор 3)зиготы

2)гамет 4) почек

21. Корневая система у двудольных растений чащевсœего

1) стержневая, иногда мочковатая

2) мочковатая, иногда стержневая

3) смешанная или мочковатая

4) стержневая или смешанная

22. Жилкование листьев у однодольных растений чаще всœего

1) сетчатое или дуговое

2) сетчатое или параллельное

3) параллельное или дуговое

4) дуговое, редко сетчатое

23. Число лепестков цветка у двудольных растений ча­ще всœего кратно

1)2 3) 2 или 3

2) 3 4) 4 или 5

24. Растения семейства Лилейные имеют плод

1) ягода или семянка

2) семянка или коробочка

3) ягода или коробочка

4) семянка или костянка

25. Растения семейства Злаковые имеют плод

1) зерновка 3) костянка

2) семянка 4) коробочка

26. Растения семейства Пасленовые имеют плод

1) зерновка или семянка

2) семянка или ягода

3) ягода или зерновка

4) ягода или коробочка

27. Соцветие корзинка характерно для растений семейства

1) Сложноцветные 3) Крестоцветные

2) Пасленовые 4) Злаковые

28. Цветок, состоящий из лепестков ʼʼпарусаʼʼ, двухʼʼвеселʼʼ и ʼʼлодочкиʼʼ, имеют растения семейства

1) Сложноцветные 3) Крестоцветные

2) Пасленовые 4) Бобовые

29. Простые листья с параллельным жилкованием более всœего характерны для семейства

1) Сложноцветные 3) Крестоцветные

2) Пасленовые 4) Злаковые

30. Наибольшее сельскохозяйственное значение имеют растения семейства

1) Злаковые 3) Лилейные

2) Сложноцветные 4) Крестоцветные

referatwork.ru

СИСТЕМАТИКА. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ — Мегаобучалка

А1. Самой крупной из перечисленных систематических групп является:

1) Вид, 2)род, 3) семейство, 4) класс

А2. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

1) Вид – род – отдел – класс – царство – семейство,

2) Род- семейство – вид – отдел – царство – класс,

3) Царство – отдел – класс – семейство – род – вид,

4) Семейство – вид – род – класс – царство- отдел.

А3. К покрытосемянным растениям относятся все:

1) Цветковые растения,

2) Растения Земли,

3) Растения дающие семена,

4) Опыляемые растения.

А4. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него скорее всего:

1) Мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями,

2) Мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей,

3) Стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями,

4) Стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей.

А5. К однодольным растениям относят:

1) Все покрытосеменные растения,

2) Только злаки,

3) Все культурные растения,

4) Злаки, осоки и лилейные.

А6. В каком случае приведено название рода растений?

1) Покрытосемянные,

2) Редька,

3) Редька дикая,

4) Крестоцветные.

А7. В каком случае указано название отдела растений?

1) Злаки,

2) Голосемянные,

3) Однодольные,

4) Двудольные.

А8. Исключите лишнее понятие:

1) Крестоцветные,

2) Розоцветные,

3) Бобовые,

4) Лилейные.

А9. Систематическая группа, обозначаемая двойным названием, называется:

1) Род, 2) класс, 3) семейство, 4) вид.

А10. Общим признаком для семейства крестоцветных является:

1) Плод стручок или стручочек,

2) Соцветие корзинка,

3) Мочковатый корень,

4) Параллельное жилкование листьев.

А11. К сорнякам из семейства крестоцветных относится:

1) Брюква, 2) турнепс, 3) левкой, 4)сурепка обыкновенная.

А12. Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных?

1) Деревья, 2) кустарники, 3) травы, 4) все формы.

А13. Травянистые розоцветные от крестоцветных легко можно отличить по:

1) Внутреннему строению листа,

2) Внутреннему строению стебля,

3) Строению и форме плода,

4) Строению и форме корня.

А14. Цветок бобовых приспособлен к опылению:

1) Ветром,

2) Водой,

3) Мелкими млекопитающими,

4) Насекомыми и самоопылению.

 

А15.Клубеньки на корнях бобовых – это:

1) Колония бактерий,

2) Вредные опухоли на корнях растения,

3) Погибшие от бактерий корни,

4) Разросшиеся корни.

А16. Бактериям легче проникнуть в растение гороха через:

1) Атмосферный воздух,

2) Корневые волоски,

3) Листья,

4) Стебель.

А17. Семена сои и арахиса богаты в основном:

1) Жирами и углеводами,

2) Белками и жирами,

3) Углеводами и жирами,

4) Минеральными солями.

А18. К семейству пасленовых относятся растения родов:

1) Петунья и перец,

2) Картофель и соя,

3) Белена и шиповник,

4) Белладонна и фасоль.

А19. Основным отличительным признаком семейства сложноцветных является:

1) Сетчатое жилкование листьев,

2) Соцветие-корзинка,

3) Две семядоли в зародыше,

4) Стержневая корневая система.

А20. Родина хризантем:

1) Восточная Азия,

2) Южная Америка,

3) Западная Европа,

4) Австралия.

А21.К древовидным лилейным относится:

1) Тюльпан, 2) гладиолус, 3) столетник, 4) ландыш.

А22. Корневая система лилейных образована:

1) Придаточными корнями,

2) Боковыми корнями,

3) Стержневыми корнями,

4) Всеми типами корней.

А23. Одним из основных признаков злаков является:

1) Плод семянка,

2) Одна семядоля в семени,

3) Плод зерновка,

4) Верхушечный рост побега.

А24. Початок кукурузы – это:

1) Плод, 2) цветок, 3) соцветие, 4) соплодие.

А25.Органоидом, реагирующим на свет, у хлореллы является:

1) Хроматофор, 2) жгутик, 3) глазок, 4) ядро.

А26. Хлореллу используют для очистки водоемов, потому что она:

1) Содержит много витаминов и белков,

2) Богата жирами и углеводами,

3) Питается бактериями, очищая воздух,

4) Поглощает соли азота и выделяет кислород.

А27. Зигота – это:

1) Соматическая клетка,

2) Мужская половая клетка,

3) Оплодотворенная яйцеклетка,

4) Неоплодотворенная яйцеклетка.

А28. Зигота от женской гаметы отличается:

1) Размерами, 2) формой, 3) числом хромосом, 4) подвижностью.

А29. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:

1) Слиянием гамет

2) Спорами или делением пополам,

3) Неравными частями тела,

4) Всеми указанными способами.

А30. Водоросли питаются:

1) Создавая неорганические вещества из неорганических,

2) Потребляя готовые органические вещества,

3) Создавая неорганические вещества из органических,

4) Способами 1 и 2.

А31. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

1) Хламидомонада, 2) спирогира, 3) хлорококк, 4) хлорелла.

А32. Из названных растений можно считать водорослью:

1) Ряску, 2)камыш, 3) морскую капусту, 4) кувшинку.

А33. Водоросли, из которых добывают агар-агар:

1) Красные, 2) зеленые одноклеточные, 3) бурые, 4) зеленые многоклеточные.

А34. Половое размножение улотрикса происходит с помощью:

1) Спор, 2) клеток тела, 3) гамет разных особей, 4)зиготы.

А35.К красным водорослям относятся:

1) Порфира, 2) кладофора, 3)ламинария, 4)фукус.

А36. Водоросли поглощают воды и минеральные вещества:

1) Ризоидами, 2) листьями, 3) корнями, 4) всем телом.

А37. Папоротники относят к высшим растениям, потому что у них есть:

1) Ризоиды, 2) хлорофилл, 3) органы растения, 4) споры.

А38. После оплодотворения у кукушкина льна развиваются:

1) Споры,

2) Коробочки со спорами,

3) Зеленые нити (предростки),

4) Листостебельные растения.

А39. Споры от зиготы отличаются тем, что:

1) Спора состоит из одной клетки, а зигота из многих,

2) Зигота состоит из одной клетки, а спора из нескольких,

3) В споре в два раза меньше хромосом, чем в зиготе,

4) В зиготе в два раза меньше хромосом, чем в споре.

А40. Коробочка со спорами (спорангий) – это:

1) Самостоятельное растение,

2) Паразитирующая часть мха,

3) Предросток,

4) Гаметофит.

А41. Половые клетки у сфагнума образуются:

1) На гаметофите,

2) В спорофите,

3) В спорах,

4) В предростке.

А42.Из споры мха вырастает:

1) Коробочка со спорами,

2) Зеленое растение с листьями и стеблем,

3) Предросток (зеленая нить),

4) Заросток.

А43. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

1) Ризоиды, 2) стебли и листья, 3) хлорофилл, 4) бесполое поколение.

А44. В торфе хорошо сохраняются остатки растений, потому что в торфяном пласте:

1) Много кислорода,

2) Нет бактерий,

3) Мало кислорода,

4) В торфяном пласте много бактерий.

А45. Расположение листьев у хвоща полевого:

1) Очередное, 2) супротивное, 3) мутовчатое, 4) встречаются все указанные виды.

А46. Спорофит хвоща – это:

1) Предросток,

2) Зеленое растение,

3) Заросток,

4) Спороносный колосок.

 

А47. Почвы, на которых растут заросли хвощей, чаще всего:

1) Щелочные и нуждаются в гипсовании,

2) Кислые и нуждаются в известковании,

3) Нейтральные и не нуждаются в указанных мерах,

4) Могут быть всех указанных видов.

А48. Подземная часть хвощей образована:

1) Корнями, 2) корневищами, 3) корнеклубнями, 4) луковицами.

А49. Папоротники – это:

1) Только травянистые растения,

2) Только кустарники,

3) Травянистые и древовидные растения,

4) Кустарники и травы.

А50. Хлорофилл в листьях папоротника находится:

1) В хроматофорах,

2) В хлоропластах,

3) Рассеян по цитоплазме клеток,

4) В спорангиях.

А51. Спорофит папоротника – это:

1) Предросток,

2) Заросток,

3) Взрослое зеленое растение,

4) Спорангий.

А52. Из споры папоротника вырастает:

1) Заросток, 2) спорангий, 3) взрослое растение, 4) зигота.

А53. Оплодотворение у папоротников происходит:

1) На листьях, 2) в спорангиях, 3) в цветках, 4) на заростке.

А54. В клетках мхов есть, а в клетке хламидомонады нет:

1) Ядра, 2) хроматофора, 3) цитоплазмы, 4) хлоропластов.

А55. Из зиготы у папоротников развивается:

1) Гаметофит,

2) Спорофит,

3) Коробочка со спорами,

4) Заросток.

 

ВЫПОЛНЯЕМ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ, НЕ ПРОПУСКАЕМ НИЧЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ТРУДНОСТИ, ИЩЕМ ОТВЕТ В УЧЕБНИКАХ, ИНТЕРНЕТЕ ИЛИ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО БИОЛОГИИ!!! ОТВЕТЫ СДАЕМ ВО ВТОРНИК, НА ДВОЙНОМ ЛИСТЕ!

megaobuchalka.ru

Реферат - «Основные отделы царства Растения»

МОУ «Средняя школа с. Плеханы» Балаковского района

Саратовской области

Урок по теме:

«Основные отделы

царства Растения»

(разработка открытого урока

по биологии в 6 классе)

Подготовила: учитель биологии

Горшкова Ирина Владимировна

2010-2011 учебный год

Урок по биологии в 6 классе

Тема: «Основные отделы царства Растения»

Цель урока. Обобщить знания учащихся об основных отделах царства Растения и на примере представителей показать особенности строения и усложнение их организации в эволюционном развитии. Внедрять элементы информатизации на уроках биологии.

Задачи:

а) образовательная – систематизировать знания учащихся об отделах царства Растения и научить их распознавать представителей этих групп организмов.

б) развивающая – развивать способности наблюдать, анализировать, делать выводы, быстро отвечать на вопросы, применяя полученные ранее знания.

в) воспитательная – воспитывать интерес к предмету биология и показать значимость любого организма в системе развития природы.

Форма урока: комбинированный.

Технология урока: урок с использованием вербальных средств общения, информационно – коммуникационных технологий и элементов игры.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран;

2) раздаточный материал – гербарии, тесты для контроля знаний;

3) презентация урока.

План урока

1.Актуализация знаний учащихся.

Беседа с применением слайда «Лестница развития» презентации урока.

2.Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов растений.

3. «Узнай растение» - определение растений из рассказа учителя.

4.Игра «Волна».

5. Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

6. Выводы и итоги урока.

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся.

Беседа с применением слайда «Лестница развития» презентации урока.

1) Вступительное слово учителя:

- Без растений на Земле невозможна была бы жизнь. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами. Вопросы: Всегда ли на нашей планете было такое разнообразие живых организмов? Какие организмы самые древние? Какие царства живой природы вам известны? Для чего нам необходимы знания о растениях?

- Знания нужны для того, чтобы представлять разнообразие растительного мира и значение растений в природе и жизни человека, постараться сохранить это разнообразие. Тема урока: «Основные отделы царства Растения».

^ Задача урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомним основные признаки представителей отделов царства Растения и определим черты усложнения организации растений в процессе их исторического развития.

2)Вопросы: На какие группы можно разделить все растения? Чем они отличаются? Какие отделы растений вы изучили? Разместите представителей этих отделов на «Лестнице развития» (постепенный показ слайда № 4 ).

3) Выводы

- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.

^ 2.Самостоятельная работа учащихся по заданиям с гербарным материалом с дальнейшим обсуждением характеристики представителей разных отделов растений.

Задание. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Водоросли» (… «Мхи», «Папоротникообразные», «Голосеменные», «Покрытосеменные») и дайте общую характеристику этого отдела (по мере рассказа учащимися - постепенный показ слайда № 5 - № 9 ).

^ 3. «Узнай растение» - определение растений из рассказа учителя.

1) Его стройные коричневые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна… Зелёный мох Кукушкин лён.

2)Самые древние растения на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью….Водоросли.

3) Размеры их разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно изрезанные листья называются вайями… Папоротник.

4)Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе. В таком лесу всегда светло, там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья… Сосна обыкновенная.

5)Хвоинки короткие, жёсткие, острые, 4-хгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. В таких лесах царит полумрак, густые кроны деревьев здесь смыкаются… Ель.

6)Хвоинки светло-зелёные, и мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Древесина отличается прочностью, долговечностью и устойчива к гниению… Лиственница (по мере определения растения учащимися - постепенный показ слайда №10 - №16 ).

^ 4.Игра «Волна». Программированный, графический опрос. Слушая предложенные суждения, отметьте значком «Ω» то , что относится к вашему варианту и «- «, то что не относится.

Покрытосеменные растения – это…

1. Высшие растения.

2.Имеют побеги.

3.Могут иметь ризоиды.

4.Семена развиваются внутри плода.

5.Растут повсюду.

6.Для оплодотворения нужна вода.

7.Мужские шишки расположены выше женских.

8.Листья называются хвоинками.

9.Их называют ещё Цветковыми.

10.Приспособлены к самым различным условиям от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

11.Среди этих растений много культурных.

Ответ: Ω Ω - Ω Ω - - - Ω Ω Ω

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 (показ слайда № с ответом).

^ 5. Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

1.Наука, изучающая жизнь и строение растений называется:

А) ботаника

Б) биология

В) микология

Г) экология

2.Низшие растения не имеют:

А) корней

Б) листьев

В) стебля

Г) всего перечисленного

3. Какие из перечисленных признаков относятся к мхам?

А) наличие стебля и листьев

Б) наличие стебля и листьев и цветков

В) наличие корня, стебля и листьев

Г) размножение с помощью семян

4.Голосеменные растения – это:

А) ель и берёза

Б) сосна и осина

В) кедр и лиственница

Г) Пихта и дуб

5. Для папоротников характерно:

А) цветение и образование семян

Б) размножение спорами

В) наличие ризоидов

Г) наличие мицелия

6. Для отдела водорослей характерны признаки:

А) имеют корни и побеги

Б) имеют цветы

В) тело – слоевище

Г) размножаются семенами

7. Где преимущественно обитают папоротники?

А) в пресных водоёмах

Б) во влажных тенистых лесах

В) на болоте

Г) в сухих местах

8. Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система

Б) наличие корневища

В) цветок и плод с семенами

Г) семена созревают в шишках

9. Семя впервые появилось у:

А) водорослей

Б) мхов

В) голосеменных

Г) покрытосеменных

10. Результатом исторического развития растений является:

А) клеточное строение растений

Б) жизнь растений в разных средах обитания

В) усложнение их строения от водорослей до покрытосеменных

Г) разнообразное значение растений.

Ответы: 1-а; 2 - г; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в

(показ слайда № с ответом).

^ 6. Выводы и итоги урока.

Тестовое задание по теме: «Отделы растений».

1.Наука, изучающая жизнь и строение растений называется:

А) ботаника

Б) биология

В) микология

Г) экология

2.Низшие растения не имеют:

А) корней

Б) листьев

В) стебля

Г) всего перечисленного

3. Какие из перечисленных признаков относятся к мхам?

А) наличие стебля и листьев

Б) наличие стебля и листьев и цветков

В) наличие корня, стебля и листьев

Г) размножение с помощью семян

4.Голосеменные растения – это:

А) ель и берёза

Б) сосна и осина

В) кедр и лиственница

Г) Пихта и дуб

5. Для папоротников характерно:

А) цветение и образование семян

Б) размножение спорами

В) наличие ризоидов

Г) наличие мицелия

6. Для отдела водорослей характерны признаки:

А) имеют корни и побеги

Б) имеют цветы

В) тело – слоевище

Г) размножаются семенами

7. Где преимущественно обитают папоротники?

А) в пресных водоёмах

Б) во влажных тенистых лесах

В) на болоте

Г) в сухих местах

8. Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система

Б) наличие корневища

В) цветок и плод с семенами

Г) семена созревают в шишках

9. Семя впервые появилось у:

А) водорослей

Б) мхов

В) голосеменных

Г) покрытосеменных

10. Результатом исторического развития растений является:

А) клеточное строение растений

Б) жизнь растений в разных средах обитания

В) усложнение их строения от водорослей до покрытосеменных

Г) разнообразное значение растений.

Задание1. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Водоросли» и дайте общую характеристику этого отдела

Задание2. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Мхи и дайте общую характеристику этого отдела

Задание3. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Папоротникообразные» и дайте общую характеристику этого отдела

Задание4. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Голосеменные», дайте общую характеристику этого отдела

Задание5. Среди гербарного материала выберите представителей отдела «Покрытосеменные» и дайте общую характеристику этого отдела

www.ronl.ru

Царство Растения (Основные отделы растений) 3

Царство Растения ( Основные отделы растений.)

Часть А. Выберите один правильный ответ

Растения, в отличие от организмов других царств, 1) имеют клеточное строение 2) содержат в клетках хлоропласты 3) имеют различные органы и ткани 4) размножаются с помощью спор.

В клетках водорослей есть 1) споры 2) хроматофор 3) хлоропласты 4) спорангии

К многоклеточным зеленым водорослям относится 1) хлорелла 2) ламинария 3) спирогира 4) порфира

Хлорофилл в клетках водорослей находится в 1) хлоропластах 2) хромопластах 3) хроматофорах 4) лейкопластах.

Водоросли, в отличие от моховидных, 1) имеют покровную ткань 2) синтезируют органические вещества из неорганических 3) размножаются половым путём 4) имеют слоевище.

Тело лишайника состоит из клеток1)гриба 2) гриба и водорослей 3)водорослей 4) водорослей и бактерий

Лишайники представляют собой результат симбиоза 1) бактерий и водорослей 2) грибов и высших растений 3) бактерий и высших растений 4) грибов и цианобактерий или водорослей

Отсутствие лишайников в данной местности свидетельствует о 1) недостатка воды 2) загрязнении воздуха 3) недостатке минеральных веществ 4) недостатке органических веществ.

Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют 1) корня 2) стебля 3) листьев 4) цветка.

Тело мха кукушкин лен состоит из 1) слоевища 2) стебля и листьев 3) стебля, корня и листьев 4) стебля, корня, листьев и плодов с семенами

На торфяных болотах господствует мох 1) кукушкин лен 2) маршанция 3) сфагнум 4) риччия

Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в появлении у них 1) клеточного строения 2) хлоропластов 3) тканей и органов 4) фотосинтеза.

У современных хвощей 1) многолетние надземные побеги 2) хорошо развитые древесные стебли 3) многолетние корневища 4) красивые яркие цветы

Вайи – это 1) побеги плауна 2) листья папоротника 3) листостебельные мхи 4) перезимовавшие побеги хвоща.

Папоротники цветут 1) один раз в конце жизни 2) ежегодно 3) никогда не цветут 4) на второй год жизни

У папоротников вайями называются 1) корневища 2) спорангии3) цветки 4) рассеченные листья

Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью 1) спор 2) корней 3) почкования 4) корнеклубней.

Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них 1) стеблей 2) листьев 3) корней 4) ризоидов.

Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют 1) проводящей системы 2) цветков и плодов 3) хлоропластов в клетках 4) эпидермиса с устьицами.

Растения какой группы образовали залежи каменного угля? 1) моховидные 2) папоротниковидные 3) цветковые 4) древние водоросли.

К листопадным хвойным относится 1) можжевельник 2)лиственница 3)пихта 4) сосна

Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют 1) корень 2) листья 3) стебель 4) семена.

Почему голосеменные считаются более высокоорганизованными растениями, чем папоротники? 1) у них появился фотосинтез 2) у них появился половой процесс 3) они размножаются семенами 4) они размножаются спорами.

Высшие растения отличаются от низших 1) расчленением тела на органы 2) наличием таллома 3) вегетативным размножением 4) размножаются спорами

Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно 1) размножение семенами 2) автотрофное питание 3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка и плода.

Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных, 1) имеют корень, стебель, листья 2) имеют цветок и плод 3) размножаются семенами 4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза.

Почему ель относят к отделу голосеменных ? 1) отсутствуют семенная кожура 2) листья видоизменены в иголки 3) семена лежат открыто на чешуйках 4) семена расположены в сухих плодах

По каким признакам моховидные отличаются от других растений? 1) в процессе развития происходит чередование поколений 2) размножаются спорами 3) имеют листья, стебель и ризоиды 4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.

По каким признакам можно узнать голосеменные растения? 1) имеют плоды и семена 2) семена располагаются на чешуйках шишек 3) в процессе развития образуют зелёную пластину – заросток 4) оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды.

Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют 1) энергию солнечную света 2) готовые органические вещества 3) углекислый газ и воду 4) минеральные соли.

Почему цветковые относят к высшим растениям? 1) они обитают в наземно-воздушной среде 2) их организм состоит из тканей и органов 3) их организм – скопление клеток – слоевище 4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым.

Укажите признак, характерный только для царства растений. 1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются растут, размножаются 3) имеются фотосинтезирующую ткань 4) питаются готовыми органическими веществами

Что представляет собой белый пушистый налёт, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?1) слоевище лишайника 2) споры растения 3) мицелий плесневого гриба 4) колонию бактерий.

По какому признаку мхи относят к царству растений? 1) в процессе дыхания мхи расходуют органические вещества 2) мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез 3) клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.

У каких растений отсутствуют ткани и органы? 1) папоротниковидных 2) водорослей 3) покрытосеменных 4) голосеменных.

У цветковых растений, в отличие от голосеменных растений, имеется 1) корень 2) цветок 3)стебель 4) листья

Цветки характерны для 1) хвощей 2) папоротников 3) голосеменных 4) покрытосеменных.

Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является 1) наличие цветка 2) развитие из спор 3) развитие из семени 4) исключительно наземные растения.

Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них 1) нет корней 2) стебель с узкими листьями 3) образуются много спор 4) есть воздухоносные клетки.

Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле? 1) сожительство корней растений с грибами (микориза) 2) защита семян плодовыми оболочками 3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен 4) наличие в клетках листьев хлоропластов.

Грибы в отличие от растений 1) размножаются с помощью спор 2) не имеют клеточного строения 3) не способны к фотосинтезу 4) имеют в клетке оформленное ядро.

Часть В Выбери три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Тело водорослей может быть представлено 1) мицелием 2) одной клеткой 3) плодовым телом 4) корнем и побегами 5) группой (колонией) клеток 6) многоклеточным слоевищем.

В2. По содержанию пигментов водоросли подразделяют на 1) бурые 2) синие 3) зелёные 4) красные 5) фиолетовые 6) одноклеточные.

В3. Растения, как и грибы, 1) растут в течение всей жизни 2) имеют ограниченный рост 3) всасывают питательные вещества поверхностью тела 4) питаются готовыми органическими веществами 5) содержат хитин в оболочках клеток 6) имеют клеточное строение .

В4. К зелёным водорослям относятся 1) порфира 2) хлорелла 3) цистозейра 4) ламинария 5) спирогира 6) хламидомонада.

В5.Какие признаки присущи растениям? 1) ограниченный рост 2) рост в течение всей жизни 3) автотрофный способ питания 4) гетеротрофный способ питания 5) наличие клетчатки в оболочках клеток 6) наличие хитина в оболочках клеток.

В6. Мхи, как и покрытосеменные растения, 1) имеют клеточное строение 2) имеют корни, стебли, листья 3) образуют цветки и плоды 4) содержат в клетках хлорофилл 5) способны к фотосинтезу 6) размножаются семенами.

В7. В клетках растительных организмов, в отличие от животных, содержатся 1) хлоропласты 2) митохондрии 3) ядро и ядрышко 4) вакуоли с клеточным соком 5) клеточная стенка из целлюлозы 6) рибосомы.

В8. По форме слоевища различают лишайники 1) древовидные 2) травянистые 3) листовидные 4) кустистые 5) накипные 6) бурые.

В9. Значение лишайников 1) разрушают горные породы 2) связывают атмосферный азот 3) служат кормом для животных 4) участвуют в почвообразовании 5) являются сырьём для получения агар-агара 6) являются сырьём для получения антибиотиков.

В10.Все голосеменные растения имеют 1) сочный плод 2) корень 3) стебель 4) цветок 5) листья 6)семена

В11.Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма. 1) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет 2) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами 3) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение 4) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка 5) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника.

В12. Установите в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле. 1) Псилофиты 2) Многоклеточные водоросли 3) Покрытосеменные 4) Одноклеточные водоросли 5) Папоротникообразные 6) Голосеменные

В13. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции. 1Голосеменные 2) водоросли 3) Псилофиты 4) Покрытосеменные 5)Папоротники.

В14.Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений. 1) зелёные водоросли 2) хвощевидные 3) семенные папоротники 4) риниофиты 5) голосеменные.

В15.Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле. 1) псилофиты 2) голосеменные 3) семенные папоротники 4) одноклеточные водоросли 5) многоклеточные водоросли

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В16. Установите соответствие между характеристиками и группой растений, к которой они относятся.

Характеристики

Группа

А. являются высшими растениями

Б. являются низшими растениями

В. Тело расчленено на органы

Г.Одноклеточные и многоклеточные организмы

Д. размножаются спорами

Е. размножаются семенами

1) водоросли

2) покрытосеменные

В17.Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

Признак растения

А.В большинстве травянистые растения

Б.Преобладают деревья и кустарники

В.Размножаются спорами

Г.Размножаются семенами

Д.Оплодотворение не связано с водной средой

Отдел

Папоротниковидные

голосеменные

В18. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен..

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

А.листостебельные растения, не имеющие корней

Б. имеют хорошо развитую проводящую систему

В. Некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода

Г. недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен

Д. половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е. спорофит преобладает над гаметофитом

ОТДЕЛ

1.Моховидные

2.Папортниковидные.

В19. Установите соответствие между признаком растений и отделом , к которому его относят.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

А. не выносят засушливых условий

Б.в основном деревья и кустарники

В. Имеют семязачаток

Г.образуют пыльцу

Д.для полового размножения необходима вода.

ОТДЕЛ

1)Папоротниковидные

2) Голосеменные

В20.Укажите соответствие между признаком и отделом растений, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

А.образуют шишки

Б.семязачатки открыто расположены на чешуях

В.размножение связано с водой

Г.большинство – травянистые растения

Д.заростки – тонкие зелёные пластинки

ОТДЕЛ

Папоротниковидные

Голосеменные

В21.Установите соответствие между группой растений и названием растения, которое к ней принадлежит.

Название растения

Группа

1) сосна

2) яблоня

3) кедр

4) тополь

5) ель

6) 6) липа

А) голосеменные

Б Б) покрытосеменные

Часть С.С1. Назовите отличие одноклеточных водорослей от многоклеточных.

С2.Проследите эволюцию процесса размножения у представителей основных

С3. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трёх элементов.

sundekor.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта