Продолжительность жизни и осенние явления в мире растений. Осенние явления у растений
Осенние явления в жизни растений n У
Осенние явления в жизни растений!
n У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев.
Листья берез становятся светложелтыми; рябины — пунцово-красными; осины — оранжевыми; ольхи — мутного бурозеленого оттенка. Осенняя перемена окраски листьев распространяется также на кустарники к некоторые травы.
Вслед за переменой окраски листьев наступает листопад, имеющий в первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимой, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы и с прекращением всасывания из охлажденной почвы.
Независимо от перекрашивания и других изменений в тканях пластинок листьев, происходит подготовка к сбрасыванию. В черешках появляется так называемый разделительный слой клеток, где и про исходит отделение под влиянием легкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью.
Не все наши деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. Зимнезелеными сохраняются хвойные: сосна, ель, можжевельник.
Осень в жизни травянистых растений n Травы в осенний период так же теряют зелёную окраску, желтеют и высыхают. У многолетников отмирает наружная часть растения, а корневище остаётся зимовать под землёй.
n Осенью идёт подготовка к зимовке и у водных растений. Немногие однолетники из водных растений перезимовывают в виде семян. Некоторые перезимовывают в виде корневищ: рдест плавающий.
Кувшинки перезимовывают в виде корневищ.
Самый распространенный способ зимовки водных растений — в виде побегов с сильно скрученными и укороченными листьями, или в виде зимующих почек, образующихся в конце вегетационного периода. Наполняясь крахмалом и получая высокий удельный вес они осенью опускаются на дно. Зимующие почки образуются, например, у водокраса, роголистника, пузырчатки.
Некоторые из водных растений перезимовывают без специальных приспособлений на дне водоема, как ряска (фото), болотники, некоторые рдесты.
n n n Итак, в заключение, давайте ответим на несколько вопросов: 1. Как растения готовятся осенью к зимовке? 2. Для чего нужен листопад? 3. Как многолетние травы готовятся к зиме? 4. Какие ещё осенние явления вам известны?
n Домашние задание: собрать и засушить небольшую коллекцию (5 -10 листьев) с разнообразной осенней окраской.
n Большое спасибо за внимание!)
present5.com
Осенние явления в жизни древесных растений. Листопад
Разделы: Биология
Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.
Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью.
Задачи:
Обучающие:
- Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
- Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».
Развивающие:
- Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
- Объяснить причины этих изменений;
- Находить черты приспособленности растений к меняющимся погодным условиям.
Воспитательные:
- Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.
Подготовка к экскурсии
При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с теоретическими основами её проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:
- Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
- Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
- Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
- Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
- Избегай длинных объяснений.
- Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
- Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
- Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
- Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
- Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
- В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
- Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.
Время проведения экскурсии - сентябрь-октябрь. Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.
Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.
Проведение экскурсии
При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.
Этап 1 Пробуждения энтузиазма
«Падают, падают листья В нашем саду листопад, Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят».
Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?
(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.
Этап 2 Концентрация внимания
Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям. Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?
Этап 3 Приобретение опыта
Этот этап является основным для достижения учебной цели. Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.
Карточка – задание:
1. Отметьте погодные условия.
2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.
3. Отметьте цвет листа.
4. Установите, где больше окрашенных листьев:
- в верхней части кроны или нижней? - в наружной или внутренней части кроны?
5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть
- зелёный лист; - лист, начавший менять окраску; - лист, полностью изменивший окраску.
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
а) какой из листьев легче всего обрывается? б) как готовится лист растения к листопаду?
6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.
7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.
Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев. Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.
1.Погодные условия.
Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.
2.
Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба; Пунцово – красные - вишня, рябина, барбарис; пурпурные - черёмуха.
Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.
3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.
Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.
Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.
4. Сбрасывание листьев. Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.
В заключении учащимся предлагаются вопросы:
- В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
- Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
- Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
- Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
- Есть ли среди хвойных листопадные растения?
- Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?
Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.
Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.
1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:
- У дуба и осины самый поздний листопад. - Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы. - Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме. - Весна да осень – на дню погод восемь. - В октябре и лист на дереве не держится.
2. Предлагается вспомнить стихи об осени:
«Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день …» (А. Пушкин ).
«Падают, падают листья, В нашем саду листопад, Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят …» (М. Красев).
«Поздняя осень, Грачи улетели Лес обнажился, Поля опустели ». (Н.А. Некрасов).
«Унылая пора! Очей очарование! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одеты леса!…» (А. Пушкин ).
По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление об экскурсии в виде творческой работы:
- написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Экскурсия по биологии "Осенние явления в жизни растений"
Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».
Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений .Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.
Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.
Задачи:
Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)
Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.
Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.
Оборудование: гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.
План проведения экскурсии
Выбор маршрута экскурсии
Организация обучающихся перед экскурсией
Выход на место проведения экскурсии
Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений
Работа обучающихся по сбору материала
Заключительное слово учителя
Подведение итогов работы
Вступительная беседа 5-7 мин.
Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
А.Пушкин
В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).
У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.
Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!
- одуванчики, жарки, ветреница, земляника.
Задания для самостоятельной работы
Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?
Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:
а) роль листопада в жизни растения;
б) значение листопада в природе.
Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)
Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.
Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.
Какие растения продолжают цветение? Записать название.
Итог экскурсии
Значение листопада в жизни растения.
Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.
Значение листопада в природе.
Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).
Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.
Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.
Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».
infourok.ru
Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"
Разделы: Биология
Цель:
- Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.
- Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.
Оборудование:
- компьютер,
- экран,
- проектор,
- авторская работа-презентация,
- коллекции прошлых лет,
- блокноты учащихся с записями во время экскурсии,
- раздаточный материал.
Наглядность:
- таблица “Листопад”,
- календарь природы “Осень”.
Общебиологические понятия:
- ритмичность,
- биологические циклы,
- обмен веществ,
- приспособленность организмов к экологическим факторам,
- взаимосвязь организма и среды,
- размножение и развитие.
Частные биологические понятия:
- пигменты,
- хлорофилл,
- фотосинтез,
- передвижение веществ,
- испарение,
- выделение,
- листопад.
- функции организмов, их взаимосвязь.
- жизненные формы,
- продолжительность жизни,
- озимые,
- способы распространения плодов и семян.
- закладка почек.
- подземные побеги.
- покой глубокий.
- фенология.
План урока
I. Краткая вступительная беседа.
На дворе царица-осень Уж завершает листопад; Ковёр листвы на землю сброшен, Теперь он снегу будет рад. Как преобразилось всё вокруг двора: Кроны у деревьев, травы все сжелта, Листья опадают, дождик моросит, Осень золотая о себе гласит.
Учитель: Эти два четверостишья написаны вашими сверстниками, учениками прошлых лет. Пусть они не совсем совершенны, но искренни, а главное - правдивы.
А какой вы увидели осень во время экскурсии? Насколько были наблюдательными и внимательными, это выяснится в ходе урока, поскольку мы сегодня подытожим результаты экскурсии “Осенние явления в жизни растений”.
На экране вопросы к уроку (слайд №2):
- Почему осенью листья изменяют свою окраску?
- Как происходит листопад?
- Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:
а) роль листопада в жизни растения;
б) значение листопада в природе.
- Какие ещё явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
А теперь вспомним, какие изменения в природе мы могли наблюдать до наступления недавних сильных заморозков, которые всё преобразили вокруг (слайд №3).
II. На экране видеофильм, снятый во время экскурсии, сопровождаемый выдержками из стихотворений. Содержание стихов соответствует изображению на экране.
Мой школьный сад во власти красок Лучами Осени объят, Он душу раскрывает как бы И щедро дарит листопад. (Из стихотворения ученика)
Срок пришел Краснеть кленовым лапам. Ясень желт И вяз при самом слабом Вздохе ветерка Роняет листья. Осень, засверкав Плащом огнистым, В старый парк И в лес густой вошла И пожар Бездымный свой зажгла. Ясным днем Отправлюсь в путь заветный, А кругом Просторы многоцветны. Яркость позолоты У дороги… (Н. Уросов)
Как разгулялся ветер листопада! Сегодня он не просто рвёт листву, А гонит по реке барашков стадо, Дает волнам морскую синеву. И слышно, как река шуршит листвою, А листья пеной бьются о песок. И рядом с этой страшной синевою Летучим дымом кажется лесок. (В. Берестов)
Сколько листвы намело. Это лёгкие наших деревьев, Опустошенные, сплющенные пузыри кислорода (А. Тарковский)
Осень над парком тенистым. Ложится Золото клёнов на воды пруда. Кружатся листья. Умолкнули птицы, В похолодевшее небо глядится Астра, лучистая астра- звезда.
Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. В лужах лед прозрачно-синий, На листочках белый иней. (Е. Головин)
Потом внезапно побелеет тьма, И всё, что раньше радовало взоры, Согнёт, причешет, упростит зима, Покрыв геометрическим узором. ( Беличенко)
Беседа: А что не смог увидеть объектив камеры?
(Похолодание, влияние северного ветра, сокращение долготы дня, уменьшение освещённости, заморозки)
Как эти изменения влияют на жизнь живого?
Вывод: жизнь растений зависит от условий окружающей среды.
III.Почему листья изменяют свою окраску.
Проверка домашнего задания. Какие краски осени (как живописца) вы нашли в стихах?
Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.
Изменение окраски листьев.
А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы) (слайд №4).
Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии) (слайд №5).
В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) - в зависимости от даты про ведения экскурсии (слайд №6).
Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая гамма красных расцветок, с щелочью – синих.
IV.Листопад. Как он происходит у разных растений (слайд №7).
Оно не может улететь на юг И отменить не в силах опаданья. Оно для листьев замыкает круг Рожденья, шелестенья, увяданья.
Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.
Листопад.
А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).
Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).
В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).
Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)?
Как падают листья?
Дополнение к ответам учащихся (слайд №8).
“Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы… Скоро и мы… скоро…скоро…”
Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое свечение…”
Виктор Астафьев “Падение листа”
Закон природы.
Листик серебристый, листик золотистый, Падает, качается, словно парашют. Медлит, опускаясь, в воздухе кружится, Будто бы не хочет прервать он свой маршрут. Но вот уж не кружится, Вот уже ложится На траву холодную Листик золотой, И другие листья падают с березы, Заполняют воздух золотым дождем. Хочешь иль не хочешь, но закон природы Все твои желания ставит на своем. Стихотворение ученицы 5 кл.
V.Значение листопада в жизни растения (слайд №9).
- Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
- Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
- Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.
Значение листопада в природе.
- Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
- Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).
- Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.
Зачитывается отрывок из рассказа А. Шевченко “Безответные”.
Листопад. Сойка ли прячет желуди – прячет про зимний запас, а вырастают дубки,- иль рябчик пробежит по опавшей листве – и уже шорох. Далеко слышно, как проскачет по сухим листьям лесной заяц-беляк. Ой, как боязно косому, все чудится ему, что, беспрерывно шурша, кто-то крадется к нему.
И в толк не возьмешь, кто кого тут опасается, говорят же: “Заяц от листья, а лягушка от зайца бежит”.
Лиса тоже обходит шуршащий покров, не нравится он ей: тут даже легким шагом вмиг выдашь себя соглядатаям. И разве к настороженной шелестом дичи подкрадешься мягко и тихо?
Вот подземному зверю – есть у нас такой, речь о нем впереди, - ему листопад даже на руку: готовая подстилка для логова.
…собирая грибы, шурша опавшими листьями, я приближался к подземному городку этого когтистого зверя.
Куда это еще он направляется? Степенно, с перевальцем заковылял серовато-темной спиной. Ага, к кучам листвы! Заготовил и подгребает к себе, в логово.
Тут и случилась препотешная история. Горка листьев, которых еще не касался барсук, вдруг покатила. Опешил мой зверь: листья еще никогда от него не удирали! Торопливо догнал убегающую кучку, попридержал лапой и ткнул в нее мордой – в чем , мол, тут дело? А кучка – “фук, фук”, так сердито, да как поддаст прямо в нос барсуку. Подпрыгнул толстяк, ощетинился, шипит. Трясет мордой, трет ее лапами. А горка покатила дальше.
То был еж. Он тоже собирал подстилку для логова, набрел на готовое и поживился чужим: покатался в листьях, нанизал их на иглы и потащил…
У замечательного поэта С. Наровчатого есть стихотворение “Листопад” Я осень давно не встречал в лесу
И, удивленный, глазею в оба, Как в тихих ладонях ветры несут Кленовое золото высшей пробы. Как на юру, выгорая дотла, Спеша на тщеславье богатство выменять, Сыплют червонцами вяз и ветла И другие, которых не знаю по имени.
Задание: А сможете ли вы по листьям определить названия растений? (слайд №10)
Раздаточный материал: коллекции листьев с номерами, соответствующими названиям растений, которые надо вписать в клетки кроссворда. Если задание выполнено правильно, в первых вертикальных столбцах должны прочитаться слова “листопад” в “сентябре”.
Для 1 варианта: липа, ива, сирень, тополь, осина, подорожник, акация, дуб.
Для 2 варианта: смородина, ель, ноготки, терн, яблоня, береза, рябина, ежевика.
Для предлога “в” можно взять вяз или вишню.
Дополнительное задание: в каждом варианте есть одно лишнее растение, какое и почему? (в 1 варианте - подорожник, во 2 – ноготки, т. к. травянистые растения) (слайд №11)
Какие еще изменения в жизни растений происходят осенью? (слайды №12, №13)
Закладка зимующих почек.
Завершение образования годичного кольца.
Созревание плодов и семян.
Распространение плодов и семян.
Изменения в жизни травянистых растений.
Цветение поздноцветущих растений (слайд №14).
Увядшие растения. Снежинка пролетела. Но что там за цветение На грядке помертвелой?
Ах, розовые неженки, Промокшие до нитки, Осенние подснежники… Прощайте, маргаритки!
Вывод по уроку.
В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.
Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.
Осенью растения готовятся к зиме.
А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной литературой.
Домашнее задание.
Стр. 90 и 91 §18 учебника “Природа” Т.С.Суховой, В.И.Строганова, стр. 9-11 учебника “Окружающий мир” З.И. Тюмасевой, Е.В. Гуськовой.
Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Осенние и зимние явления в жизни растений
Осенние и зимние явления в жизни растений
По данным Северодвинского городского краеведческого музея Зима в Северодвинске -Первая декада ноября – 2 декада марта.
Среднесуточная температура воздуха ниже 0 градусов.
По области 171–234 дня, в Северодвинске 183 дня.
Однолетние растения, принесшие семена, осенью заканчивают свой жизненный цикл. Двулетние и многолетние растения осенью погружаются в покой. В покоящихся органах основные проявления их жизнедеятельности сохраняются и могут быть обнаружены. В начале зимы в деревьях запасы крахмала исчезают, заменяясь сахаром что имеет большое значение для увеличения морозостойкости растения.
К весне крахмал в растении снова появляется.
Состояние зимнего покоя вызывается различными причинами, в соответствии с чем можно различать покой глубокий и вынужденный. Первый, по-видимому, связан с физико-химическими изменениями цитоплазмы клеток, с накоплением в ней веществ, тормозящих рост. Второй непосредственно обусловливается внешними воздействиями. Прекращение роста побегов у наших деревьев начинается тогда, когда внешняя температура еще достаточна для вегетативных процессов. Но уже в январе ветки и растения в теплом помещении энергично пробуждаются: почки распускаются и дают побеги, весенние растения зацветают. Значит, в это время их покой в природе является «вынужденным», обусловленным внешними факторами, главным образом низкой температурой зимы.
У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берез становятся светло-желтыми; рябины — пунцово-красными; осины — оранжевыми; ольхи — мутного буро-зеленого оттенка. Осенняя перемена окраски листьев распространяется также на кустарники к некоторые травы.
Так, листья голубики и сныти принимают фиолетовый оттенок, черники — ярко-желтый и пр.
Черника
Вслед за переменой окраски листьев наступает листопад, имеющий в первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимой, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы и с прекращением всасывания из охлажденной почвы.
Независимо от перекрашивания и других изменений в тканях пластинок листьев, происходит подготовка к сбрасыванию. В черешках появляется так называемый разделительный слой клеток, где и про исходит отделение под влиянием легкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью.
Фото В. Бербенца
Не все наши деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. Зимнезелеными сохраняются хвойные: сосна, ель, можжевельник.
Зимнезелеными сохраняются и ряд кустарничков: вереск, багульник, брусника, клюква, водяника и др.
Хвоя и листья зимнезеленых растений обладают способностью переносить значительные морозы. Опасность засохнуть зимой от чрезмерного испарения у большинства наших зимнезеленых деревьев и кустарничков предотвращается резким сокращением листовой поверхности. Примером может служить иглоподобная хвоя сосен и елей, мелкие чешуеподобные листья вереска и водяники.
Широкие листья у некоторых зимнезеленых растений (брусника, подбел, грушанки и др.) сохраняются лишь в том случае, если они зимуют под защитой снежного покрова.
Но и листья зимнезеленых растений, готовясь к перезимовке, испытывают серьезные изменения. Внешне это проявляется в изменении их окраски. Хвоя елей и сосен темнеет, становится тусклой. У вереска, багульника, болотного вереска листья буреют. Весной перезимовавшая хвоя и листья вновь приобретают обычную зеленую окраску.
Зимой рассеиваются семена у видов с сухими плодами. После установления снежного покрова заканчивается рассеивание семян у березы, серой ольхи, обыкновенного ясеня, мелколистной липы. Большинство семян или плодов этих видов снабжены придатками — «крыльями», способствующими их распространению ветром по снежному пасту.
Особенно полно приспособление к зимнему рассеиванию семян выражено у ели. Семена ели созревают осенью но, сохраняются на деревьях до предвесенья, когда, под влиянием усиливающегося солнечного освещения шишечные чешуи подсыхают и растопыриваются. Семена освобождаются и падают на снег. Ветер далеко разносит семена-летучки ели по гладкому позднезимнему насту.
Биология рассеивания семян сосны иная. У сосны семена рассеиваются через год после цветения в конце весны — начале лета.
Зимой у многих деревьев и кустарников наблюдается рассеивание семян. У некоторых из них, обладающих сочными плодами (рябина, боярышник, калина, можжевельник и др.), нередко часть плодов долго сохраняется на ветвях.
Зимой плоды служат пищей зимующим птицам, которые способствуют широкому рассеиванию семян.
Ягоды можжевельника
По окончанию листопада осенью и зимой древесные ветви голые. В биологическом отношении наибольший интерес представляют защитные приспособления почек в виде наружных кожистых чешуй, волосистого покрова, клейких смолистых веществ, выделений воска и т. п. С точки зрения приспособления растений к перенесению зимы все высшие наземные растения можно разделить на пять главных экологических групп. Главным критерием для этого разделения является высота положения почек возобновления, из которых в неблагоприятное время года появятся новые побеги.
Первый тип (фанерофиты) составляют деревья и кустарники, почки которых располагаются на ветвях выше снежного покрова. Находясь на открытом воздухе, подвергаясь действию ветра и т. д., они наделены соответствующими приспособлениями против опасности потери воды испарением.
Второй тип (хамефиты) —кустарнички и травянистые растения, почки возобновления которых находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снежного покрова. Почки этих растений покрыты более нежными и зелеными чешуями. Покрытые снегом, растения этой группы могут сохранять часть своей листвы. Этот тип включает вечнозеленые кустарнички: бруснику, багульник, и др. Из травянистых растений, одни перезимовывают только с почками, другие с листьями. Среди этих растений есть стелющиеся по земле, есть сохраняющие на зиму наряду с листьями и цветки.
Вереск
Третий тип (гемикриптофиты) составляют растения, почки возобновления которых лежат на одном уровне с землей, а поднимающиеся над землей части их отмирают на зиму. Обычно эти растения образуют на почве зимующую розетку листьев, в центре которой рас полагается нежная зеленая почка. Таковы, например, маргаритка, первоцвет, медуница, манжетка, подорожник.
К гемикриптофитам относятся также одуванчик, чистотел, коровяк, сурепка, щавель конский, чертополох и др. Стелющиеся по земле растения, смотря по степени пригибания почек к земле, могут быть отнесены и к этой группе и к предшествующей.
Четвертый тип (геофиты) — растения, сохраняющиеся на зиму лишь в подземных частях — в виде клуб луковиц, корневищ — и, следовательно, имеющие почки возобновления уже под поверхностью почвы. Например, мать-и-мачеха.
П ятый тип (терофиты) составляют растения однолетние, нацело теряющие все свои части и переносящие зиму в виде семян, хорошо защищенных плотными оболочками от резких колебаний температуры и от потери воды. Сюда относится большинство сорняков, произрастающих среди наших культурных растений – мокрица, ярутка, пастушья сумка, лебеда, крапива жгучая.
Пастушья сумка
В особую группу выделяются поселяющиеся на древесных стволах низшие растения — лишайники, некоторые водоросли, мхи. Не будучи ничем защищены, они, однако, стойко переносят зимнюю стужу. Эту стойкость, по всей вероятности, мы должны отнести за счет свойств цитоплазмы этих растений. В заключение подчеркнем, что для многих наших растений воздействие низких температур зимой представляет обязательное условие для нормального развития.
Немногие однолетники из водных растений перезимовывают в виде семян. Некоторые перезимовывают в виде корневищ: рдест плавающий.
Перезимовывают в виде корневищ: кувшинки
Самый распространенный способ зимовки водных растений — в виде побегов с сильно скрученными и укороченными листьями, или в виде зимующих почек, образующихся в конце вегетационного периода. Наполняясь крахмалом и получая высокий удельный вес они осенью опускаются на дно. Зимующие почки образуются, например, у водокраса, роголистника, пузырчатки.
Некоторые из водных растений перезимовывают без специальных приспособлений на дне водоема, как ряска (фото), болотники, некоторые рдесты.
Литература
Полянский И. И. Ботанические экскурсии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1968.
multiurok.ru
Осенние явления в жизни растений - экология - Экскурсии - Методическая копилка
Осень – увядание растений, листопад, подготовка к зиме. Все доступно для наблюдения, в осенние месяцы: от первых желтых листьев березы до установления снежного покрова.Осень – переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега. Множество перемен происходит в природе осенью. И самые заметные из них – осеннее раскрашивание листвы, листопад, первый снег. Осень в наших широтах необычайно красочное время года. Сколько разных тонов и оттенков видим мы в это время у деревьев и кустарников. Золото и багрянец листвы – вот главная примета осени. В растительном мире на протяжении осени происходит переход от летнего активного состояния к зимнему периоду покоя. Теряют зеленый цвет листья берез и кленов, осин и лип. Они перестают выполнять свою обычную летнюю работу, а затем отрываются от веток и падают на землю. Это явление называется – листопад. Обнажаются кроны деревьев, оголяются их побеги. Останавливаются в росте корни. Все готовится к зиме, словно цепенеет.Однако есть и такие растения, у которых осенью наблюдается активный рост. Возьмите, например, некоторые травянистые растения: ветреницу лютиковую, кандык, медуница. В течении сентября и октября, до тех пор пока не наступят морозы, ростки их (побеги будущего года), находящиеся неглубоко в почве или даже на ее поверхности, заметно увеличиваются в размерах, удлиняются.
Задание: Понаблюдайте осенью за нашими лесными травами, и вы узнаете, какие растения кроме перечисленных, ведут себя таким же образом.
Осенняя экскурсия в природу даст много впечатлений. Начало сентября. Лиственный лес пока еще зеленый. Но среди листвы берез, тут и там выделяются крупные лимонно-желтые пряди. Много желтизны и у липы. Это дерево, как и береза, рано начинает раскра-шиваться. Есть осенние тона и у других деревьев – осины, клена, дуба, тополя. Но только краски осени слабо проступают среди зелени крон.
Золото и багрянец еще не хозяева в лесу, а только робкие гости. Их время впереди. Понемногу опадают желтые листья березы. Подует ветер – закружит в воздухе стайкой, не спеша опустит их на землю. Настоящего листопада еще нет. Уже чувствуется аромат осени – запах опавшей листвы. Правда, он еще слабый. Осень пока еще мало тронула и лесные травы. Многие из них, зеленеют по-летнему. Продолжается грибная страда – в лесу много грибов.
Вопросы: 1. Какие явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
2.Какие растения активно растут в сентябре, октябре, готовятся к весне?
3.Какие растения цветут осенью?
4.Заведите дневник наблюдений. Записывайте в него сезонные изменения в жизни растений.
soldmaral.ucoz.ru
Продолжительность жизни и осенние явления в мире растений
admin 23.08.2010
Книга для чтения по ботанике
Не похожи друг на друга растения и по сроку жизни. Можно встретить дубы, которым больше тысячи лет. В то же время яровая пшеница, рожь, овес и другие хлебные злаки живут менее года.
Долговечные растения можно встретить и среди кустарников. Интересно, что такие мелкие кустарнички, как черника и брусника, живут 20—25 лет.
Много лет живут некоторые травянистые растения, например: ландыш, одуванчик, осот, мать-и-мачеха, крапива, ирисы, пионы и другие. Надземные части большинства таких растений к зиме отмирают. Весной они развиваются вновь. Так происходит потому, что в почве под снегом в течение всей зимы у этих растений сохраняются корни или другие подземные части с почками. Из почек развиваются весной новые надземные стебли.
Растения, живущие много лет, называются многолетними. Это все деревья и кустарники, а также многие дикорастущие и культурные травянистые растения.
Рис. 14. Осенняя окраска листьев: 1 — клен; 2 — ирга; 3 — береза; 4 — вяз; 5 — груша; 6 — липа.
Среди травянистых растений есть и такие, что живут всего одно лето, например: лебеда, мокрица, левкои, редис, просо, гречиха, овес. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Их называют однолетними.
К однолетним по сроку жизни близки травянистые растения, живущие два года. В первый год, например, у свеклы, редьки, капусты, моркови и некоторых других почти всегда развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и к осени отмирают. Такие растения называют двулетними.
Среди деревьев и кустарников нет ни однолетних, ни двулетних, все они многолетние.
Отмирание травянистых растений после созревания семян чаще всего наблюдается осенью.
Осенью многое можно увидеть в природе.
Плоды и семена большинства растений, в том числе и многолетних, созревают и рассеиваются осенью.
Осенью у большинства деревьев и кустарников наблюдается изменение окраски листьев и листопад. Деревья и кустарники словно соперничают друг с другом в красоте пурпурной и золотисто-желтой листвы. Но далеко не у всех деревьев и кустарников листья приобретают яркую осеннюю окраску. У некоторых растений они остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Таковы, например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя.
Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. Например, листопад у березы длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.
Осенью все еще продолжают цвести некоторые травянистые растения.
Многих удивляет это цветение. После осенних дождей и первых морозов, казалось бы, безнадежно искать цветущие растения. И все-таки они есть, правда, чаще среди сорных трав поля или огорода. Это прежде всего полевые анютины глазки с мелкими цветками нежной окраски, пастушья сумка, однолетний мятлик и некоторые другие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров: 394
kaz-ekzams.ru