Дашков Максим Леонидович, репетитор по биологии в Минске. Растения биология 7 класс
Растения. Общая характеристика. - Биология
Царство растений
Расте́ния — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя:
- мхи
- папортинки
- хвощи
- голосеменные
- цветковые растения
- водоросли
Общие признаки растений
- Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочки
- В клетках находятся зелёные пластиды — хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез. Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет
- В основном ведут прикреплённый образ жизни
- Запасные вещества в клетках накапливаются в виде крахмала
- Растут в течение всей жизни
- Жизнедеятельность регулируется фитогормонами.
Мхи
Мхи — отдел высших растений,
насчитывающий около 10 000 видов.
Это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра.
У мхов нет цветков, корней и проводящей системы.
Мох не только растет на болотах, но и создает условия для их возникновения.
Некоторые мхи достигают полуметра
в высоту и могут образовывать подобие
травяного покрова.
Распространение мха:
Мхи встречаются на всех континентах
в Антарктиде
нередко в экстремальных условиях обитания.
Где встречаются и как размножаются
Обычно мхи образуют плотные скопления
- в затенённых местах
- в непосредственной близости от воды
- встречаются и на относительно открытых, сухих участках
- среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах.
- морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.
Мхи размножаются:
- бесполым
- вегетативным
- половым путем.
Поэтому эти растения способны к быстрому расселению.
Папортники
Папоротники , — отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений, появившихся около 400 млн лет назад.
Это самая большая группа споровых растений: существует около 300 родов и более 10 000 видов папоротников.
Распространение папоротника:
в лесах — в нижнем и верхнем ярусах
на ветвях и стволах крупных деревьев — как эпифиты,
в расщелинах скал,
на болотах,
в реках и озёрах,
на стенах городских домов,
на сельскохозяйственных землях как сорняки,
по обочинам дорог
Самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.
Как размножаются:
- спорами
- вегетативно (вайями, корневищами, почками, афлебиями и так далее)
- половое размножение как часть их жизненного цикла.
Хвощи
Хвощ — род сосудистых растений, в силу своей уникальности в современной флоре иногда выделяемый в особый отдел Хвощеви́дные.
Насчитывается от 15 до 32 видов.
Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Хвощ — трудноискоренимый сорняк, переживающий благодаря своим подземным корневищам даже лесные пожары .
Распространение хвоща:
от Южной Америки и южной части Африки до Арктики
Евразия
Северная Америка
Как размножается:
- корневищами
- спорами
Плаун
Плау́н - род растений семейства Плауновые. Вечнозелёные многолетние травы, большей частью с дихотомическим ветвлением.
Побеги ползучие с приподнимающимися ветвями.
Род содержит несколько десятков видов.
Распространение плауна:
от тундры до тропиков
преимущественно в Северном полушарии.
Как размножается:
- спорами
- вегетативное — укоренением ветвей
- выводковыми почками
- клубеньками
Голосеменные
Голосеменны́е расте́ния — древняя группа семенных растений, появившаяся около 370 млн лет назад. Голосеменные включают более 1100 современных видов.
Главные признаки отдела:
Опыляются ветром, в шишках (стробилах) образуются семена, не имеющие оболочек (отсюда название отдела).
Древесина состоит в основном из трахеид (сосуды встречаются редко).
Большинство голосеменных – крупные деревья, встречаются кустарники и лианы.
Как размножаются:
- В отличие от цветковых растений голосеменные растения плода не образуют.
Цветковые растения
Цветко́вые расте́ния , — отдел высших растений , отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа размножения и замкнутого вместилища у семяпочки. Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение.
По числу видов цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые. общее число современных видов цветковых растений на нашей планете — примерно в 350 тысяч..
Где встречаются и как размножаются
Каждое цветковое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цветок и плод. Благодаря корню, стеблю, листья растение питается. Поэтому корень, стебель, лист называют органами питания.
Цветковые размножаются:
- при помощи цветков
- при помощи плодов
Водоросли
- Водоросли— гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.
- Водоросли — группа организмов различного происхождения, объединённых следующими признаками:
- наличие хлорофилла
- фотоавтотрофное питание
- у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела на органы
- отсутствие ярко выраженной проводящей системы
Где встречаются и как размножаются
- обитают в водной среде или во влажных условиях
- не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.
Водоросли размножаются:
- вегетативное
- бесполое
- половое размножение.
multiurok.ru
Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 6
Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 6 - Высшие споровые растения
- Рассмотрите рисунок. Укажите элементы, обозначенные на рисунке цифрами.
|
- Заполните пропуски в предложениях.
Характерная особенность мхов — преобладание половой стадии в жизненном цикле над бесполой. Тело большинства видов мхов разделено на стебель и листья. А вот корни у мхов отсутствуют, их функцию выполняют ризоиды. Кукушкин лен — двудомное растение. На верхушке мужских растений развиваются антеридии, внутри которых образуется большое количество сперматозоидов. На верхушке женских растений развиваются архегонии, в каждом из которых развивается по одной яйцеклетке.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. Многие мхи при наступлении неблагоприятных условий переходят в покоящееся состояние.Б. У мхов хорошо развиты ксилема и флоэма.B. Гаметофит — это бесполая стадия в жизненном цикле мхов.Г. Для процесса оплодотворения мхам необходимо наличие воды.Д. Внутри коробочки кукушкина льна располагается спорангий со спорами.
- Ученик рассказал на уроке, что видел растения мха высотой 2 м. Почему учащиеся не поверили ему? Ответ объясните.
Высота мхов может быть не более 20 см, растения больше высоты не могут обходится без корневой системы.
- Мхи можно встретить везде, за исключением засоленных местообитаний. Объясните этот факт.
Мхам необходимо много влаги, а сама среда будет их обезвоживать.
- Рассмотрите строение стебля сфагнового мха. Укажите, какие ткани обозначены на рисунке цифрами. Какие функции они выполняют?
|
- Заполните пропуски в предложениях.
Взрослое растение сфагнового мха — это половое поколение в жизненном цикле растения. На нем образуются архегонии и антеридии. В антеридиях образуются сперматозоиды, а в архегониях — по одной яйцеклетки. Для процесса оплодотворения сфагновым мхам необходимо наличие воды. В результате оплодотворения образуется зигота, которая дает начало шаровидной коробочки — бесполой стадии в жизненном цикле сфагнового мха.
- Рассмотрите строение плауна булавовидного. Укажите, какие органы обозначены на рисунке цифрами. Какие функции они выполняют?
|
- Заполните таблицу, сравнив строение мхов, плаунов, хвощей и папоротников.
Признаки для сравнения | Мхи | Плауны | Хвощи | Папоротники |
Жизненная форма | травянистая | травы | травы | травы |
В жизненном цикле доминирует | гаметофит | спорофит | спорофит | спорофит |
Гаметофит | листостебельное растение | заросток | заросток | заросток |
Спорофит | коробочка со спорами | листостебельное растение | листостебельное растение | листостебельное растение |
Особенности строения гаметофита | не имеет корней, провод. тканей | бесцветный, необходим симбиоз с грибами | зелёный заросток, на нём архегонии и антеридии | зелёная пластинка сердцевидной формы |
Особенности строения спорофита | имеет ножку, питается за счёт гаметофит | растение с листьями, корнями, развитыми тканями | растение с листьями, корнями и развитыми тканями | большие листья, стебель — укороченное корневище |
- Проанализируйте таблицу из задания 9. Что общего у всех споровых растений?
Все представители существуют в форме трав, почти у всех в жизненном цикле доминирует бесполое поколение (спорофит).
- У некоторых видов плаунов в их жизненном цикле формируются не подземные, а надземные заростки, способные к фотосинтезу. Как выдумаете, какие плауны — с подземными или с надземными заростками — развиваются быстрее? Почему?
С надземными заростками будут развиваться быстрее, т.к. способность к фотосинтезу обеспечивает поступление питательных веществ.
- Рассмотрите рисунок. Выпишите в таблицу названия структур, обозначенных на рисунке цифрами. К какой стадии жизненного цикла относятся данные структуры? Какова функция каждой структуры?
Название структуры | Стадия жизненного цикла |
1. вайя | спорофит |
2. сорус | спорофит |
3. спораний | спорофит |
4. споры | спорофит |
5. сперматозоиды | гаметофит |
6. архегоний | гаметофит |
7. зародыш | гаметофит |
8. заросток | гаметофит |
9. спорофит | спорофит |
10. корневище | спорофит |
- Сделайте вывод об особенностях строения и процессов жизнедеятельности папоротников. Чем отличаются папоротники от плаунов и хвощей?
Стебель имеет вид укороченного корневища, хорошо развиты проводящие ткани, листья вайи имеют стеблевое происхождение. Заросток — обоеполый.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. Большинство ныне живущих папоротников являются многолетними травянистыми растениями.Б. В тропиках можно встретить древовидные папоротники и папоротники-лианы.B. Среди папоротников отсутствуют однолетники.Г. Образование каменного угля связано с сухим холодным климатом во время каменноугольного периода.Д. Человек широко использует каменный уголь в химической промышленности.
- Большинство папоротников растут во влажных тенистых местах, чаще всего под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить это явление?
Ксилема папоротников представлена трахеидами, поэтому им необходима влажная среда обитания.
- Очень важным в хозяйственном отношении водным папоротником является азолла. Ее широко культивируют на залитых водой рисовых полях. В листьях азоллы поселяется цианобактерия анабена, которая способна усваивать атмосферный азот, недоступный высшим растениям.
Как, по вашему мнению, этот папоротник помогает получать на одном поле по 3-4 урожая риса в год?
Листья азолла является удобрением азотных для почвы. Азот ускоряет развитие роста и развитие растений, что и помогает собирать несколько урожаев.
- Заполните пропуски в предложениях.
Голосеменные — это растения, у которых образуются силема, но не формируется цветков и плодов. Наиболее широко распространенной группой голосеменных являются хвойные. Корневая система у них стержневого типа. Стебель хвойных покрыт корой, под которой находится хорошо развитая древесина. Она состоит главным образом из трахеид.
- Выберите и подчеркните правильные варианты.
A. Большинство голосеменных — (вечнозеленые, листопадные) (деревья, кустарники, травы).Б. В Северном полушарии широко распространены (сосны, ели, лиственницы,пихты, можжевельники, араукарии, агатисы), а в Южном полушарии — (сосны, ели, лиственницы, пихты, можжевельники, араукарии, агатисы).B. Листья у сосны (игольчатые, овальные). Эпидермис листьев снаружи (густо опушен, покрыт толстым слоем воска). Это обеспечивает листьям (более активный фотосинтез, меньшую транспирацию, большую механическую прочность).
- Составьте синквейн по теме § 44 учебного пособия.
- Сосна;
- голосемянные, хвойные;
- распространяться, развиваться, проникать.
- Хвойные растения — группа голосемянных.
- Семенные растения.
- Рассмотрите живые побеги различных голосеменных растений, растущих в вашей местности. Зарисуйте побеги трех видов голосеменных и выпишите те признаки, по которым этот вид можно отличить от остальных.
Задание, индивидуальное для каждой местности
- Дайте определения терминам.
Микроспора — мелкие спор, из которых образуется мужской гаметофит.
Мегаспора — крупные споры, из которых развиваются женские гаметофиты.
Первичный эндосперм — многоклеточные женский гаметофит.
Спермий — мужские гаметы.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. В жизненном цикле сосны доминирует половое поколение.Б. В мужских шишках сосны образуется пыльца.B. Семязачатки у сосны располагаются в женских шишках.Г. У сосны в процессе оплодотворения участвует только один сперматозоид.Д. Прозрачное крылышко на семени сосны — это приспособление для распространения семян ветром.
- Рассмотрите рисунок. Выпишите в таблицу названия структур, обозначенных на рисунке цифрами. К какой стадии жизненного цикла относятся данные структуры?
Название структуры | Стадия жизненного цикла |
1. женские шишки 3-го рода | спорофит |
2. женские шишки 2-го рода | спорофит |
3. женские шишки 1-го рода | гаметофит |
4. мужские шишки | спорофит/гаметофит |
5. семязачаток | гаметофит |
6. пыльник | спорофит |
7. пыльцевая трубка | гаметофит |
8. семя | гаметофит |
9. проросток | спорофит |
- Проанализируйте таблицу из задания 23. Определите основные различия между мужской и женской шишками.
У мужских шишек главная особенность в том, что и микроспоры зерна образуются в одном месте, в женских шишках гаметофит образует только одна мегаспора.
- Заполните таблицу, сравнив жизненные циклы папоротников и хвойных.
Признаки для сравнения | Папоротники | Хвойные |
Доминирующая стадия в жизненном цикле | спорофит | спорофит |
Чем представлен гаметофит | заросток | проросток |
Наличие архегониев | в наличии | только 2 архегония |
Процесс оплодотворения | не имеет | имеет |
Способ размножения | в помощью воды | опыления (ветер) |
- Проанализируйте таблицу из задания 25. Каковы основные черты усложнения хвойных по сравнению с папоротниками?
Помимо, процесса опыления существует процесс оплодотворения, результатом которого является образование семя.
- Созревшие семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы — начале весны. Имеет ли значение для сосны время рассеивания семян? Если да, то какое?
Имеет значение, поскольку семена не имеют защитных покровов и должны попадать в благоприятные условия.
- Выберите и подчеркните правильные варианты.
А. В жизненном цикле покрытосеменных доминирует (спорофит, гаметофит).Б. Цветок — это орган (вегетативного, семенного) размножения.В. Половое поколение покрытосеменных развивается (самостоятельно, на материнском растении спорофита, на материнском растении гаметофита).Г. В результате двойного оплодотворения у покрытосеменных формируется (зародыш, первичный эндосперм, эндосперм, гаметофит).
- Раскройте понятия.
Покрытосеменные растения — растения, семена которых защищены плодом.
Цветковые растения — растения, имеющие орган размножения — цветок.
- Придумайте сказку о признаках цветковых растений.
Жило было цветковое растение, ему было одиноко, очень, и оно захотело детей. И растение обратилось к врачу.
Растение и спрашивает у врача:
— Откуда же берутся дети?
— Дети? Они берутся из вашего органа полового размножения — цветка!
— Вау! А где же будут находится зародыши моих детей? Ведь снаружи они погибнут!
— Они буду внутри плода! Там и ничего не грозит!
— А как же их сделать?
— Вы какое растение?
— Покрытосеменное!
— У вас двойное оплодотворение: вы должны оплодотворить яйцеклетку и клетку зародышевого мешка!
— А где же мне хранить питательные вещества для моих детей?
— В видоизменённых корнях — клубнях!
— Спасибо доктор!
И сделала оно себе много детей, и жила она долго и счастливо.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
А. Простой околоцветник состоит из чашечки и венчика.Б. В пыльцевых камерах пыльника происходит образование пыльцы.В. Пестик состоит из завязи, пыльника и рыльца.Г. Цветки могут быть обоеполыми и раздельнополыми.Д. Через неправильные цветки можно провести несколько осей симметрии.
- В начале цветения огурцов первыми распускаются так называемые «пустоцветы», а затем — цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии «пустоцветов»? Ответ поясните.
Нельзя получить, поскольку цветки у огурцов раздельнополые.
- У многих растений околоцветник действует как система зеркал, которая отражает свет и направляет его в центральную часть цветка. Какое значение это может иметь для растения?
Такая система создаёт благоприятные условия для развития пыльцы и яйцеклеток, либо семян, т.е. повышая температуру и освещённость.
- Что общего и какие различия у соцветия подорожника и соцветия ландыша?
У подорожника соцветие — простой колос с сидячими цветками, а у ландыша — простая кисть, цветки которой имеют цветоножки.
- Рассмотрите рисунок. Подпишите названия соцветий. Номера простых соцветий обведите кружком, а сложных — квадратом.
|
|
- Калина обыкновенная имеет соцветие щиток, в котором по краю расположены бесполые цветки с крупными белыми лепестками, а в центре — невзрачные обоеполые цветки с нектаром. Какое значение имеет такое разделение цветков в соцветии? Есть ли еще растения с таким строением соцветия?
Крупные цветки привлекают насекомых-опылителей, а мелкие служат для оплодотворения. Такое соцветие имеет багульник, груша.
- У кукурузы женские цветки, собранные в соцветие сложный початок, снаружи обернуты несколькими слоями видоизмененных листьев. Каким образом в этом случае происходит опыление цветков?
Во время цветения цветовые клетки набухают и раздвигают цветовые чешуи. Благодаря этому тычинки и рыльца пестика выдвигаются из цвета.
- Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами перечисленные элементы.
|
- Найдите соответствие в строении цветка и строении плодов (семян).
Плод/семя | Цветок |
Боб | Горох, фасоль, соя |
Желудь | Дуб |
Ягода | Смородина, виноград, картофель |
Стручок | Капуста, редис, горчица |
Зерновка | Пшеница, рожь, рис |
- Заполните таблицу, указав способы естественного опыления цветковых растений и основные приспособления для каждого из способов.
Приспособление | Способы естественного опыления | |||
Самоопыление | Перекрёстное опыление | |||
насекомыми | ветер | вода | ||
Пыльца (количество, характер поверхности, размеры) | любое количество и размеры | много, мелкая | много, мелкая, лёгкая | немного, крупная, несмачиваемая водой |
Нектар (наличие) | наличие необязательно | в наличии | отсутствует | чаще отсутствует |
Запах | необязательно, чаще нет | сильный, приятный и неприятный | отсутствует или слабый | чаще отсутствует |
Цветок (размер, окраска, форма) | любой (открытый и закрытый) | крупный, яркий | мелкие цветки, собраны в поникающие соцветия без околоцветника | разные, женские цветки, цветки обычно крупные |
Время цветения | любое | лето | весна | лето |
- Проанализируйте таблицу из задания 40. Назовите основные приспособления растений к ветро- и насекомоопылению.
Лёгкая пыльца в большом количестве, особое строение цветков и соцветий, запах, нектар.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. У покрытосеменных растений образуются неподвижные мужские гаметы — спермии.Б. Зародышевый мешок состоит из 7 клеток.B. Попав на рыльце пестика, пыльцевое зерно начинает прорастать.Г. Из зиготы образуется зародыш нового растения.Д. В результате слияния спермия и центральной клетки зародышевого мешка образуется околоплодник.
- Составьте синквейн по теме § 50 учебного пособия.
- Оплодотворение;
- центральная, двойное;
- опылять, прорастать, образовывать.
- Стенки завязи образуют околоплодник.
- Опыление.
- Сравните процесс оплодотворения у цветковых растений и у голосеменных.
Общие признаки:
- пыльцевые зёрна образуют пыльцевую трубку;
- в оплодотворении участвуют 2 спермия;
- спермий не двигаются самостоятельно.
Различия:
- у голосеменных яйцеклетки находятся в архегониях;
- у цветковых растений в оплодотворении участвует 1 яйеклетка;
- у цветовых растений второй спермий не погибает.
- Заполните таблицу, указав способы распространения и приспособления к этому у шести известных вам видов растений.
Название растения | Способ распространения плодов и семян | Приспособления к распространению |
клён | ветер | крылатки |
одуванчик | ветер | парашютики |
осока | вода | плотная оболочка |
череза | животные | крючья |
репейник | животные | колючки |
черника | животные | сочный околоплодник |
- Проанализируйте таблицу из задания 45. Как связано строение плодов и семян с особенностями их распространения?
В зависимости от способа распространения плодов и семян, у них сформировались соответствующие приспособления.
- Заполните схему классификации плодов. Для каждого типа плода в скобках приведите по одному примеру растений, имеющих такой плод.
Плоды | |||
сухие | сочные | ||
невскрывающиеся | вскрывающиеся | односеменные | многосемянные |
орех (лещина) | сборная листовка (дельфиниум) | костянка (слива) | ягода (томат) |
жёлудь (дуб) | боб (горох) | тыквина (дыня) | |
крылатка (клён) | стручок (капуста) | яблока (груша) | |
зерновка (кукуруза) | коробочки (мак) | ||
семянка (подсолнечник) |
- Яблоко — это тип плода, в образовании которого принимает участие цветоложе, прирастающее к завязи. По каким признакам можно установить у яблока границу между мякотью, образованной завязью, и мякотью, происходящей из цветоложа?
«Яблоко образуется из нижней завязи, возникающей у розовых благодаря наличию гипантия — расширенного цветоложа, сросшегося с околоцветником и основанием андроцея», — Википедия.
- Рассмотрите рисунки и назовите основные части зерновки пшеницы и семени фасоли.
Пшеница (А) | |
|
|
Фасоль (Б) | |
|
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. Питательные вещества поглощаются зародышем только в растворенном состоянии.Б. Рожь, горох, огурцы — холодостойкие растения.B. Чем мельче семена, тем глубже их надо заделывать при посадке — в этом случае семена получат больше питательных веществ из почвы.Г. При прорастании семян первым трогается в рост зародышевый корешок.Д. Корни растения развиваются из зародышевой почечки.
- Подпишите способы прорастания семян: А — гороха; Б — фасоли.
Подземный тип | |
Надземный тип |
- Какие преимущества и недостатки, по вашему мнению, имеют различные способы прорастания семян? Заполните таблицу.
Надземный тип прорастания | Подземный тип прорастания | |
Достоинства | вынесенные на поверхность семядоли питают молодое растение | семядоли могут некоторое время питать проросток |
Недостатки | при повреждении семядоли растения могут погибнуть | запас питательных веществ семядолей ограничены |
- Вы покупаете семена овощных растений для посадки на школьном опытном участке. Вам предлагают семена огурца, тыквы, кукурузы, гороха, фасоли, капусты, редиса, свеклы, томата, лука, моркови, перца, салата, тмина, укропа, пастернака, сельдерея. Все они собраны 3 года назад. Семена каких овощей вы купите, а от каких откажетесь?
Куплю семена огурца, тыквы, редиски, кукурузы, гороха, фасоли, капусты, свеклы, томата, моркови, перца, салата.
Откажусь от семян тмина, укропа, пастернака, сельдирея.
Почему? Срок годности первой группы семян составляет 3 года, вторых — 1-2 года. Срок годности семян лука — 2-3 года в зависимости от сорта.
- Заполните схему основных систематических единиц растений.
Вид ? род ? семейство ? порядок ? классы ? отделы ? Царство.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. Сходные порядки объединяются в семейство.Б. Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива.B. Бинарная номенклатура была введена Карлом Линнеем.Г. Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса: Однодольные и Двудольные.Д. На основании только одного признака нельзя определить, к какому классу относится растение.
- Подберите признаки, характерные для классов покрытосеменных растений.
1. Стержневая корневая система. 2. Листья, разделенные на черешок и пластинку. 3. Листья только простые. 4. Листья с параллельным жилкованием.5. Листья с пальчатым жилкованием. 6. Цветки трехчленные. 7. Цветки пятичленные. 8. Растение не имеет камбия. 9. Дерево.
Ответ запишите в таблицу цифрами.
Однодольные | Двудольные |
3, 4, 6, 8 | 1, 2, 5, 7, 9 |
- Составьте синквейн по теме § 54 учебного пособия.
- Покрытосеменные;
- бинарная, двойная;
- определять, классифицировать, отличаться.
- Бинарную номенклатуру предложил Линей.
- Классификация.
- Рассмотрите растения, растущие у вас дома или в школе. Какие из них можно отнести к классу Двудольные, а какие — к классу Однодольные? По каким признакам это можно определить? Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Название растения | Класс | Признаки класса |
Берёза | двудольные | листья разделены на черешок и пластинку, дерево, жилкование перистое |
Сирень | двудольные | листья разделены на черепок и пластинку, жилкование перистое, кустарник |
- Жизнь многих насекомых связана с растениями. Например, гусеницы многих бабочек-белянок (капустницы, брюквенницы, репницы) развиваются на растениях семействаКрестоцветные. По какому признаку, по вашему мнению, бабочки-белянки отличают растения семейства Крестоцветные от растений других семейств?
Отличают по запаху. Крестоцветные имеют вещества, в составе которых содержится сера. Этот элемент придают особый запах растениям данного семейства.
- У некоторых растений семейства Крестоцветные стручок не раскрывается, а распадается на односеменные членики вследствие разламывания плодов с помощью поперечных перетяжек. Назовите несколько растений с таким строением стручка.
Орешек, редька.
- Заполните таблицу, указав особенности изучаемых семейств покрытосеменных растений. (Задание может выполняться на протяжении нескольких уроков.)
Признак | Семейство | |
Крестоцветные | Бобовые | |
Число видов | ~3 тыс. | ~18 тыс. |
Жизненные формы | травы, полукустарники, кустарники | деревья, кустарники, кустарнички, травы |
Особенности строения вегетативных | листья простые без прилистников, рассечённые или цельные | листья сложные с прилистниками, лист может превращаться в усики |
Околоцветник | двойной | двойной |
Тычинки | 6 (2 короткие и 4 длинные) | 10 (9) |
Пестики | один | один |
Соцветие | кистевидное | кисти, головки |
Плод | стручок или стручочек | боб |
Представители и значение | белокочанная капуста, кольраби — пища; рапс — кормовая культура | соя, горох — пища; клевер луговой — кормовая культура |
Признак | Семейство | ||
Розовые | Пасленовые | Злаки | |
Число видов | более 3 тыс. | ~2.5 тыс. | более 10 тыс. |
Жизненные формы | все | травы, иногда древесные растения | чаще однолетние и многолетние травы |
Особенности строения вегетативных органов | листорасположение очередное, листья простые и сложные, есть прилистники | листья простые, цельные, расчленённые; листорасположение очередное или супротивное | цилиндрический стебель с полыми междоузлиями, листья влагалищные |
Околоцветник | двойной | двойной | двойной |
Тычинки | T? | T5 | T3 |
Пестики | один или ? | один | один |
Соцветие | кисть, щиток, простой зонтик | пазушные | сложный колос, метёлка, сложный початок |
Плод | сборная листовка, сборный орех, костянка, яблоко | ягода или коробочка | зерновка |
Представители и значение | груша, яблоня, вишня, земляника — пища | тамат, картофель, перец — пища; петуния, табак — декоративные растения | рис, пшеница, ячмень — пища |
- Назовите растение семейства Бобовые, чью твердость многие школьники прежде испытывали собственными коленками.
Горох.
- На небольшом участке луга росли растения из семейств Крестоцветные, Бобовые,Розовые и Злаки. Этот участок скосили до уровня почвы. Можно ли после такого скашивания определить, что на этом участке луга росли представители семействаБобовые? Ответ поясните.
- Отметьте знаком «+» верные утверждения.
A. Малина, клевер и шиповник относятся к семейству Розовые.Б. Представители семейства Розовые имеют листья с прилистниками.B. Цветки у растений семейства Розовые чаще всего неправильные.Г. Яблоня и груша имеют плод яблоко.Д. Лапчатка белая и морошка являются в Беларуси охраняемыми растениями.
- Для того чтобы получить 1 кг розового масла, необходимо переработать 3 т лепестков дамасской розы. Рассчитайте, сколько необходимо собрать цветков розы, если в цветке в среднем 50 лепестков, а для получения 10 г масла необходимо переработать 350 000 лепестков.
1 цветок — 0.00143 г, 7000/10г = x/100 г; x = 700 000 цветков.
- Культурные сорта роз имеют махровые цветки с большим количеством лепестков, тогда как у их диких предков цветки имеют всего пять лепестков. Видоизменение какой части цветка, по вашему мнению, приводит к появлению махровых цветков? Обоснуйте свою точку зрения.
У декоративных сортов в лепестки — видоизменённая часть тычинок.
- Чтобы получить урожай картофеля, весной в почву высаживают его клубни, а для получения урожая моркови в почву высаживают семена. Почему?
Потому что морковь — видоизменённый корень, а картофель — побег (клубни).
С какой целью все же иногда высевают семена картофеля?
В условиях нашего климата иногда картофель вовсе не вызревают.
- На предложенной карте цифрами укажите центры происхождения культурных растений семейства Пасленовые, а также культурных растений других изученных вами семейств. Какие виды растений известны вам в каждом из центров?
- Зарисуйте простое соцветие и основные типы сложных соцветий злаков. Подпишите их названия и укажите, для каких растений они характерны.
Простое соцветие | Сложные соцветия | ||
1 — кукуруза | 2 — рожь | 3 — ежа | 4 — початок |
початок | сложный колос | метёлка | сложный зонтик |
- Какой ткани нет в стебле злаков?
Образовательной ткани.
- Запишите, из каких злаков можно приготовить:
- манную кашу — пшеница;
- перловую кашу — ячмень;
- хлопья «Геркулес» — овёс;
- макароны — пшеница;
belmathematics.by
Презентации по биологии, 7 классВнимание! Перед просмотром или скачиванием файлов внимательно ознакомьтесь с правилами использования материалов сайта. Презентации сконвертированы в формат swf (flash-анимация). Для просмотра кликните левой кнопкой мыши по картинке или по названию презентации. Для сохранения на компьютере используйте правую кнопку мыши. Например, если Вы пользуетесь Opera, кликните правой кнопкой мыши по картинке презентации (на сайте) и выберите: "Сохранить по ссылке" или "Сохранить в папку загрузки". Если Вы пользуетесь Chrome, клик правой кнопкой, затем "Сохранить ссылку как". Файлы swf можно просматривать с помощью Интернет-браузеров (Internet Explorer, Opera, Chrome...), многие видеоплееры также поддерживают формат swf. Если Вы заметили ошибки, неточности или опечатки, пожалуйста, сообщите мне об этом.
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >> | |||||||||||||||||||||
Страница 1 из 2 |
dashkov.by
Биология 7 класс
Биология — наука о живой природе.
Растительный мир — составная часть природы
Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений
Строение и жизнедеятельность растений. Основные процессы жизнедеятельности растений
Увеличительные приборы. Строение растительной клетки. Разнообразие растительных клеток.
Жизнедеятельность клетки
Ткани растения, их функции и взаимосвязь
Органы растения, их функции и взаимосвязь. Вегетативные органы растения. Корень и корневые системы
Минеральное питание. Почва и ее значение в жизни растения. Удобрения
Внутреннее строение корня. Строение корня в связи с его функциями
Побег, его строение. Стебель — ось побега. Разнообразие побегов. Видоизменения побегов
Транспорт веществ по растению. Внутреннее строение стебля в связи с передвижением по нему веществ
Почка — зачаточный побег. Листок — боковая часть побега. Строение и разнообразие листьев.
Видоизменения листьев
Строение листа и его роль в обеспечении процесса фотосинтеза, газообмене и испарении воды
Среды обитания растений. Связи растений с другими компонентами экосистем. Ответ растений на раздражение
Тема 2. Размножение и развитие растений
Неполовое размножения, его виды. Вегетативное размножение. Регенерация у растений. Половое размножение
Строение и разнообразие цветов
Соцветия, их строение и разнообразие
Опыление. Способы опыления
Оплодотворение цветковых растений
Семечко, плод, их строение. Типы плодов и способы их распространения
Влияние условий среды на прорастание семени.
Рост и развитие растений. Сезонные явления в жизни растений
Общая характеристика водорослей. Среда обитания. Приспособительные черты строения и жизнедеятельности водорослей
Разнообразие водорослей
Значение водорослей в природе и жизни человека
Тема 3. Высшие споровые растения
Высшие споровые растения Общая характеристика высших споровых растений
Мохообразные. Среда обитания. Приспособительные черты строения и процессов жизнедеятельности
Плауновидные, Хвощевидные, папоротникообразные. Среда обитания. Приспособительные черты строения и процессов жизнедеятельности. Значение высших споровых растений в природе
Тема 4. Голосеменные
Общая характеристика голосеменных. Среда обитания. Приспособительные черты строения и жизнедеятельность голосеменных
Разнообразие голосеменных растений
Значение голосеменных в природе и жизни человека
Тема 5. Покрытосеменные
Общая характеристика. Классификация покрытосеменных
Характеристика классов и отдельных семей. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения
Тема 6. Грибы
Общая характеристика грибов. Разнообразие грибов. Распространение среды обитания
Значение грибов в природе и в жизни человека
Тема 7. Лишайники
Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и в жизни человека
Тема 8. Бактерии
Общая характеристика бактерий. Разнообразие
Значение бактерий в природе и в жизни человека
Тема 9. Организмы и среда обитания
Среда обитания и его факторы
Расселение растений в природе. Экологические группы растений
Жизненные формы растений. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах
Охрана природы
xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai
Коспект урока по биологии "Многообразие растений" 7 класс
Апачева Эльвина Ильгаровна МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»
Урок 22.
Многообразие растений. Лабораторная работа №7 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения».
7 класс 2016-2017 уч. год
Цели урока:
Образовательные: Рассмотреть отличительные признаки растений, разнообразие, распространение растений, их значение, сформировать понятие о науке ботаника.
Коррекционно-развивающие: Развитие умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умение сравнивать и анализировать, сделать самостоятельные выводы.
Воспитательные: Воспитывать любовь к окружающему миру, желание ценить красоту природы, воспитывать интерес к изучению темы, желание узнавать новое.
Оборудование:
У детей – рабочая тетрадь,учебник.
У учителя – Компьютер, экран, проектор, флэшкарта, слайды,букеты цз цветов, букет – оригами, комнатные растения; фонограмма музыки П.И.Чайковского (Вальс цветов).
План и ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно,но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.
Сейчас назовите по очереди названия цветков.
(Ромашка, астра, георгин, роза, колокольчики,бархатцы ( слайды № 1– 6))
Правильно. А сейчас отгадаем загадки. (Слайды № 7 – 14)
В землю – блошкой, из земли – лепешкой. (репа)К нам приехали с бахчи полосатые мячи (арбуз)На сучках висят шары, посинели от жары (слива)Золотая голова велика, тяжела.Золотая голова отдохнуть прилегла.Голова велика, только шея тонка (тыква)Зимой и летом одним цветом ( ель)Сквозь землю прошёл– шапку золота нашел (ноготки)Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит (ива)Круглое, румяное, я расту на ветке;Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Сейчас берем первые буквы из угаданных слов, что получилось?
Растения (слайд №15)
Ребята, я думаю, что Вы настроились на рабочий лад и сможете без труда назвать тему сегодняшнего урока. (Будем говорить о растениях)
Верно, мы будем говорить о многообразии растений, в том числе и о цветковых растениях.
Тема урока: Многообразие растений
(Пишем дату и тему урока в тетрадях) (слайд №16)
Растения встречаются всюду: в лесу, в водоеме, на пустыре, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними и не ухаживает. Такие растения называются – дикорастущими. (слайд № 17)
Некоторые растения человек специально высаживает, а затем ухаживает за ними. Такие растения называются – культурными. (слайд №18)
РАСТЕНИЯ (слайд №19)
Различают растения по количеству и особенностям стеблей.
Деревья: яблоня, береза, клен, ель, сосна и др.
Кустарники: смородина, малина, крыжовник и др.
Травянистые растения: ромашка, астра, пион и др.
Физкульминутка.
Все перечисленные травянистые растения очень красиво цветут. Посмотрите , вот эти красивые букеты, (слайд №20,21) букет из оригами. Цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветамии дарим цветы тем кого любим. К ним у нас особое отношение. ЦВЕТЫ НАС РАДУЮТ КРАСОТОЙ.Они всегда привлекают внимание людей. Красота – неотъемлемая часть жизни человека. Человек ценит красивое.Изображения цветов можно встрерить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинках. О них сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий.
А кто знает как называется самый большой цветок в мире? (Догатки учащихся)
– Это раффлезия Арнольди. (слайд №22)
Я попросила одного из вас узнать что –нибудь об этом цветке (рассказ ученика слайд № 23 )
Как называется самое маленькое растение? (ряска болотная – слайд № 24 )
Сейчас откроем рабочие тетради стр.3 задание №3 (слайд №25)
Замени одну букву в именах девочек и напиши названия растений:
Мы изучаем растения, значит Ботаника – наука о растениях. “Ботанэ” в переводе от греческого означает растения. (слайд №26)Человеку без растений прожить трудно. А сейчас поговорим о значении растений.
Работа с учебником. (Читать стр 8 -10.)
В рабочих тетрадях заполнить таблицу о значении растений.(задание №6)
Выполняем задания в рабочих тетрадях на стр.3 задание 2, стр.4 задание №4.
Следующее задание: решите кроссворд.
Напишите названия растений заканчивающие на “К” (слайд №27)
Итак, цветы привлекают внимание людей. Бывает даже цветочный гороскоп. Я раздаю вам на память цветочный гороскоп, прочитаете на досуге.
Домашнее задание: составить синквейн.
Например:
Цветок
Красивый, розовый
Растет, украшает, выделяет
Цветок – надземная часть растения
Украшение
(Выставляются оценки.)
И в заключение урока мне бы, ребята, хотелось прочитать несколько строк из стихотворения Б. Заходера “Береги природу!”
Береги свою планету, ведь другой на свете нет!Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки.Всё живое береги ты на этом свете!
infourok.ru