Осенние изменения в жизни растений. Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Осенние изменения в жизни хвойных и лиственных растений. Осенние изменения в жизни растений


Осенние изменения в жизни растений

Осенние изменения в жизни растенийМБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской областиКнышова Марина ЕвгеньевнаУчитель начальных классов2013Осенние изменения в жизнирастенийОсенние изменения в жизнирастенийЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряныйВесёлой, пёстрою стенойСтоит над светлою поляной.(И. Бунин)Осенние изменения в жизни растенийНА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ КАРТИНКИ?Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки , но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета? Осенние изменения в жизнирастенийПочему осенью меняется окраска листьев?Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.Осенние изменения в жизнирастенийОсенние изменения в жизнирастенийВ листьях есть вещество «ксантофилл», которое делает лист желтым. Осенние изменения в жизнирастенийКаротин придаёт листьям оранжевый оттенок.Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки. Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья. На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках. Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.Почему осенью меняется окраска листьев?1.Уменьшается световой день2.Хлорофилл не восстанавливается3.Меняется окраскаРАБОТА В ТЕТРАДИ№7 С.13КРОССВОРДЛИСТОПАДПочему листья осенью опадают?Понижение температурыЗамедление движения соковПробковый слойЛистопадЗачем листья осенью опадают?Избавляют дерево от лишних минеральных солейНет лишнего испарения – спасают дерево от засухиПочему у хвойных деревьев нет листопада?1.Восковой налёт хвоинок спасает от «зимней засухи»2.Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенноЛиственница - исключение у хвойных деревьев Осенью её мягкая хвоя желтеет и опадает. Почему?У мягкой хвои лиственницы нет защитного слояТравянистые растения осеньюФИЗМИНУТКАТ Е С ТРастения осеньюРАБОТА В ГРУППАХРАБОТА В ГРУППАХИТОГ УРОКАДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕРЕФЛЕКСИЯурок был мне интересен и полезен урок прошел без пользы для меняВ ЗАКЛЮЧЕНИЕСнова осень взялась за краскиИ вовсю золотит листву.Прекратив на время осадки,Она спешит показать красоту.Красоту осенних деревьев,Красоту тёплых дней осенних,Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них. Кнышова М.Е. 9.10.2013гСПАСИБО ЗА РАБОТУ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/Видеофильм «Осень в лесу» Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;Картинки http://images.yandex.ru/Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0EФизминутка «Осень» Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616

dochot.org

Осенние изменения в жизни хвойных и лиственных растений

Приложение № 2

Урок – игра «Осенние изменения в жизни хвойных и лиственных растений»

Цели:

- Сформировать понятие о способах приспособления деревьев к зимним условиям. Воспитывать потребность в общении с природой, бережное к ней отношение, желание любоваться окружающим миром.

Планируемые достижения:

Предметные: знать различия хвойных и лиственных деревьев, об осенних изменениях в жизни растений.

Умения: различать виды деревьев (по картинке, по листьям), характеризовать способы приспособления деревьев к зимним условиям.

Метапредметные (УУД):

- Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир.

- Самостоятельный поиск информации (даётся задание собрать информацию о различных деревьях, встречающихся в нашей местности)

Оборудование: листья березы, ветки сосны и ели, лиственницы, короны у учащихся, музыкальная композиция "Звуки леса", карточки со словами, картина леса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, а какое сейчас время года? (осень)

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

- Как греет солнце?

- Ребята, нас сегодня Лесовичок пригласил отправиться в путешествие. А вот куда, вы должны угадать сами.

- Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,Веселый друг, хороший друг,Он им протянет сотни рукИ тысячи ладошек.

- О каком зеленом друге говорится в загадке? (Это лес.)

- Сейчас вам необходимо представить небольшую поляну в лесу, на которой собралось очень много разных деревьев.

(На доске появляется картина с изображением леса осенью.)

III. Сюжетно-ролевая игра.

Звучит музыка "Шум леса" и выходит ученица в роли березки с печальным видом.

Учитель: Почему милая березка ты стоишь такая грустная, не гуляешь по полянке?

Береза: Я лиственное растение, живу на одном месте, потому что часть моего тела (корни) находятся в почве и мой ствол, на котором осталось так мало листиков вы можете видеть.

Учитель: Все прекрасно, у березки есть дом, корни, но она замерла, опустила свои ветки. Что же за беда к ней пришла? В чем причина? Сможем ли мы ей помочь?

Первым беду заметила почва.

Почва: Что с тобой случилось?

Береза: Я, наверное, заболела. Я, почему-то стала такая некрасивая - все листья облетели.

Почва: Ты заболела, потому что я охладилась.

Береза: Кто же виноват в том, что ты охладилась?

Почва: Наверное, солнце. Давайте у него спросим.

Солнце: Я стало греть все меньше и меньше согревать землю. Вот все растения и завяли, листья с деревьев облетели.

Почва: Вместе со мною охладилась и вода.

Вода: А меня, охлажденную, твои корни березка не станут всасывать!

Учитель: Давайте же, ребята, спросим у Лесовичка - он же все про все на свете знает о жизни леса. Что же за явление в природе пришло в лес?

Лесовичок: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопадом. Листопад нужен дереву в лечебных целях. Дело в том, что с водой дерево впитывает из почвы различные минеральные соли, но используют их неполностью. Излишки накапливаются в листьях как зола в печи. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

infourok.ru

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.

  • Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
  • Учить учащихся наблюдать за природой.
  • Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
  • Развивать мышление, наблюдательность, речь.
  • Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.
  • Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
  • Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп.

Методы: исследовательский метод, групповая работа, дифференцированное обучение.

Ход урока.

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

*** Жёлтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

И ответил папа:

— Это осень, друг.

Наталия Антонова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ирина Токмакова

***

***

Осенний трогая Огонь, Тянул я вверх Свою ладонь. Пожару осени, Как другу, Пожал Пылающую Руку. Я пробирался, Как во сне, Сквозь заросли Дождя В огне. Осталась Память У меня — Букет oдин Того Огня.

Семен Островский

- Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

- В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. (СЛАЙД 7)

- О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Почему начинается листопад?

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО с.13 задание №31. СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. СЛАЙД 17 (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. –Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!(Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятсяПокажем – крылья сложили назад. (И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.Заниматься тихо сели.

У. –Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. –Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

У. –Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. –Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. –Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. –Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. –Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У. –. Какие растения ещё цветут осенью?

У. –.Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. –. Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21 - 49 (презентация «Осенние превращения»)

9. Итог урока. Рефлексия.

У. –Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. СЛАЙД 50

- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10.Домашнее задание. СЛАЙД 53

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа. Вопросы:

Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?

Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы. Вопросы:

Учебник с.48.

4 группа. Вопросы:

Составить кроссворд «Осенняя клумба»

На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».

lib2.znate.ru

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.Развивать мышление, наблюдательность, речь.Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства. Ход урока. 1. Организационный момент Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо. 2.    Актуализация темы урока У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь! Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса») В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок. - Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло? 3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы) ОСЕНЬ Изменения  Растения - Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4 - Какие признаки осен

univerfiles.com

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.Развивать мышление, наблюдательность, речь.Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства. Ход урока. 1. Организационный момент Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо. 2.    Актуализация темы урока У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь! Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса») В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок. - Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло? 3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы) ОСЕНЬ Изменения  Растения - Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4 - Какие признаки осен

univerfiles.com

Осенние изменения в жизни растений

  • Home
  • Documents
  • Осенние изменения в жизни растений
  • Published on12-Feb-2016

  • View346

  • Download0

DESCRIPTION

Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской…

Transcript

Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области Кнышова Марина Евгеньевна Учитель начальных классов 2013 Осенние изменения в жизни растений Осенние изменения в жизни растений Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.(И. Бунин) Осенние изменения в жизни растений НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ КАРТИНКИ? Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки , но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета? Осенние изменения в жизни растений Почему осенью меняется окраска листьев? Осенние изменения в жизни растений Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче. Осенние изменения в жизни растений В листьях есть вещество «ксантофилл», которое делает лист желтым. Осенние изменения в жизни растений Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок. Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки. Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья. На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.   Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень. Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают. Почему осенью меняется окраска листьев? 1.Уменьшается световой день 2.Хлорофилл не восстанавливается 3.Меняется окраска РАБОТА В ТЕТРАДИ №7 С.13 КРОССВОРД ЛИСТОПАД Почему листья осенью опадают? Понижение температуры Замедление движения соков Пробковый слой Листопад Зачем листья осенью опадают? Нет лишнего испарения – спасают дерево от засухи Избавляют дерево от лишних минеральных солей Почему у хвойных деревьев нет листопада? 1.Восковой налёт хвоинок спасает от «зимней засухи» 2.Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно Лиственница - исключение у хвойных деревьев Осенью её мягкая хвоя желтеет и опадает. Почему? У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя Травянистые растения осенью ФИЗМИНУТКА Т Е С Т Растения осенью РАБОТА В ГРУППАХ КАРТИНКА НАЗВАНИЕ ТЕКСТ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. РАБОТА В ГРУППАХ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. ИТОГ УРОКА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ урок был мне интересен и полезен урок прошел без пользы для меня В ЗА КЛЮЧЕ НИЕ Снова осень взялась за краски И вовсю золотит листву. Прекратив на время осадки, Она спешит показать красоту. Красоту осенних деревьев, Красоту тёплых дней осенних, Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них. Кнышова М.Е. 9.10.2013г СПАСИБО ЗА РАБОТУ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/ Видеофильм «Осень в лесу» Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list; Картинки http://images.yandex.ru/ Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Физминутка «Осень» Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616

docslide.us

Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Цели урока. Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений. Учить учащихся наблюдать за природой. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Ход урока.

1. Организационный момент

Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо.

2.    Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса»)

В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок.

- Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло?

3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы)

ОСЕНЬ

Изменения

 Растения

- Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4

- Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер)

- Это изменения в неживой природе.

- А как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на живую природу? (Да) слайд 5

- Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения).

- Кто является главным действующим лицом сказки? (Цветочек)

- Они к какой группе относится? (К растениям)- слайд 6

3. Сообщение темы и задач урока.

Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью. слайд 7,8

– И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

– Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)

– Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Со всех ли растений облетают листья? Что такое листопад? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.

Мы будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые нам надо найти ответы. слайд 9

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Почему начинается листопад?

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

Про осень говорят: “Осень – перемен восемь”-на доске. А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят осенью? Слайд10

Дети: Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в море холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди. – на доске.

А какие пословицы и поговорки об осени знаете вы?

VI. Открытие новых знаний.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.

Что изменяется в жизни растений осенью?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Осенью в листьях не появляется никаких желтых и красных пигментов: они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зеленого пигмента – хлорофилла. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. Осенью хлорофилл разрушается и содержащиеся в нем ценные вещества (магний) запасаются в стеблях (стволах), в результате чего в листьях становятся видны другие цветные оттенки.

Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙД 11.

Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд СЛАЙД 12-20

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад).

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность

Целый день играют в пряткиС ветром рыжие заплатки.

Что это такое?

Дети: Осенние листья.

Учитель: Как вы догадались?

Работа по группам. Исследовательская деятельность.

Учитель: Я попрошу каждую группу собрать по букету из осенних листьев. СЛАЙД 21

4. Практическая работа

Дети собирают букеты из листьев.

У детей – листья.

– Рассмотрите осенние листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешн

www.infouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта