Тема: " Дикорастущие и культурные растения ". Дикорастущие растения и культурные растения
Дикорастущие и культурные растения
Окружающий мир
2 класс
«Дикорастущие и культурные растения»
Губа С.А , учитель начальных классов МОУ «Косихинская средняя
общеобразовательная школа» с. Косиха Косихинского района
Алтайского края , 2016 год
На какие группы можно разделить растения?
Деревья
Кустарники
Травы
Какое значение для человека имеют растения?
Дают много полезных вещей
Кормят человека
Лечат человека
Одевают человека
3
Чем отличаются и чем похожи ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?
Различия
Сходства
Растет в лесу
Деревья, приносят пользу человеку
Ель
Растет в саду, за ней ухаживает человек
Яблоня
Различия
Сходства
Растет в саду, за ним ухаживает человек
Кустарники
Шиповник
Растет в лесу
Можжевельник
Сходства
Различия
Растет повсюду
Травянистые растения
Мать-и-мачеха
Растет в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.
Помидор
На какие группы можно поделить все растения?
Дикорастущие
Культурные
Растения, которые выращивает человек.
Растения, которые растут сами по себе.
3
Дикорастущие растения. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек.
Стоит Алена-
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Береза
Колосится в пол рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Сидят на палочке,
В красных рубашках,
Брюшко светло,
Камешками набито .
Василек
Шиповник
Культурные растения. Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.
Культурные растения
Деревья
Кустарники
Травы
Яблоня
…
Крыжовник
…
Помидор
…
Игра «Найди пару»
Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове?
Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою -в бочке,
Крепкие, соленые.
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Голова велика,
Только шея тонка.
Что узнал? ….
Что удивило? ….
Чему научился? ….
Что буду применять на практике? ….
Интернет ресурсы
http://mirphotoshopa.at.ua/publ/kartinki_na_prozrachnom_fone_v_formate_png/kliparty/2-1-0-674
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/o/odeg.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/o/ovos3.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/t/trav2.html
" Дикорастущие и культурные растения "
Тема урока:Дикорастущие и культурные растения
Цель:научить различать дикорастущие и культурные растения
Задачи:
Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.
Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:мультимедийный проектор, презентация, компьютер, карточки с заданиями, учебник, таблицы.
I. Организационный момент.
Ну – ка проверь дружок,Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получатьТолько лишь оценку “5”.
II. Актуализация знаний.
Разнообразие растительного мира
- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение)
III. Изучение нового материала
. Работа с презентацией.
Сегодня мы с вами будем говорить о растениях, но посмотрим на них с другой стороны. Сначала вспомним, какое значение имеют растения для человека. (Кормят, одевают, лечат, строительный материал, топливо, кислород).
- Вот сегодня мы должны выделить 2 группы растений. Для этого вы должны ответить на вопрос: чем отличаются
1 ряд ель и яблоня
2 ряд крапива и помидор
Выслушиваются ответы.
- Итак, ребята, есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за ними, собирает урожай. Такие растения называются культурными. Есть растения, которые растут без помощи человека, сами по себе. Это дикорастущие растения.
Культурные Дикорастущие
- Какие растения узнали?
4. Физминутка.
-Подравнялись. Итак, услышав название культурного растения – вы потянулись, а, услышав декоративное – присели. (Я вас буду путать, а вы будьте внимательны)
Дуб, капуста, пион, клён, хлопок, груша, ель, одуванчик, крапива, берёза.
5. Закрепление
- А вот культурные растения принято делить на 5 групп. Я для вас подготовила таблицы. Найдите их, сейчас будем заполнять.
- Но сначала все-таки надо выяснить, что это за виды. Как называется первая группа растений. Что мы можем туда отнести. Поработайте по парам. Итак, какие овощные растения записали?
- Как называется 2 группа? Что можем отнести в эту группу? Поработайте по парам. Проверка.
- Как называется 3 группа? А вот зерновыми растениями назовем такие растения, которые растут на полях, из них делают муку и крупу. Что напишем в этой группе? (пшеница, рожь, ячмень, овес)
- 4 группа называется декоративные. Декоративные – это значит для красоты. На уроках рисования у нас бывает декоративная роспись. Что человек выращивает для красоты? Напишите, поработав в группе.
По ходу урока выстраивается таблица с 2 примерами на каждый вид.
- Еще раз повторим названия групп растений.
Культурные растения
Овощные
Плодовые
Зерновые
Декоративные
Прядильные
Свёкла
Слива
Пшеница
Роза
Лен
Лук
Яблоня
Рожь
Ромашка
Хлопок
Картофель
Персик
Ячмень
Пион
Помидор
Абрикос
Овес
Астры
Работа у доски. Ассоциативный куст.
5. Обобщение изученного материала.
Игра “Что здесь лишнее?”
- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?”
- Я составляла таблицу, но все ли там верно. Поработайте по группам.
Работа в группах
Культурные растения
Овощные плодовые зерновые декоративные прядильные
редис яблоня рожь роза хлопок
лук слива овёс гладиолус гречиха
груша пшеница ячмень свёкла лён
помидор персик хлопок тюльпан
Итог урока.
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы
Рефлексия.
Похлопайте в ладоши, кому на уроке было комфортно.
Оцените свою работу на уроке, поставьте оценки на цветочках.
Домашнее задание:
прочитать легенды о растениях
infourok.ru
Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком
В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.
Однако это ненаучная классификация представителей флоры.
Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений
Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и диатомовые водоросли. К высшим относятся такие отделы: моховидные, хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две — семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к отделу покрытосеменных. И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.
Разнообразие покрытосеменных
Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.
Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.
Многообразие голосеменных
Растения, которые принадлежат к отделу голосеменных, можно разделить на четыре класса: хвойные, саговниковые, гнетовые и гинкговые. В основном это дикорастущие виды.
Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.
Другие классификации растений
В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:
- Деревья. Это многолетние растения с одеревеневшим ярко выраженным стволом от 2 метров в высоту.
- Кусты (кустарники). Многолетние представители флоры с одеревеневшими стеблями, однако не имеют ярко выраженного ствола. Ветвление таких растений начинается от самой почвы.
- Полукустарники. Это многолетние растения с одеревеневшими нижними частями стеблей и травянистыми верхними. Их высота составляет от 1 метра. Это не такая уж многочисленная группа растений. К ней принадлежат только некоторые виды эфедры, астрагала и тому подобные.
- Кустарнички. Обладают теми же качествами, что и кустарники, но меньшей высотой — не выше 0,5 метра.
- Полукустарнички. Очень похожи на полукустарники, но имеют приблизительно такую же высоту, как и кустарнички. К полукустарничкам относятся, например, некоторые виды полыни.
- Суккуленты. Многолетние растения, обладающие сочными, мясистыми стеблями и листьями, в которых содержится запасная вода. К этой группе относится много комнатных цветов: алоэ, каланхоэ, кактусы и др.
- Лианы. Им необходима опора для поддержания положения. Они делятся на вьющиеся и лазящие.
- Травы. Растения с сочными зелеными не одеревеневшими побегами. Этой жизненной формой обладает множество культурных растений и комнатных цветов.
- Также существуют такие жизненные формы, как паразиты и эпифиты. Они похожи тем, что поселяются на других растениях. Однако разница между ними в том, что паразиты питаются за счет своих "хозяев", а эпифиты не причиняют никакого вреда растениям, на которых живут.
Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном травянистые растения, а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.
Дикорастущие и культурные растения: примеры
Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.Их демонстрирует представленная ниже таблица.
Выращивание | Группы | Примеры |
Дикорастущие | лекарственные | календула, валериана, шиповник, ромашка полевая, хвойные |
для целлюлозно-бумажной и мебельной отраслей | ель, береза, сосна | |
для употребления в пищу | брусника, ежевика, черника, голубика | |
сорняки | лебеда, мятлик, крапива, осот | |
Культурные | декоративные | нарцисс, роза, тюльпан, орхидея |
бобовые | соя, фасоль, горох | |
зерновые | кукуруза, пшеница, рис, овес, пшено | |
сахароносные | свекла сахарная | |
крахмалоносные | картофель | |
волокнистые | лен, хлопчатник, конопля, кенаф | |
масличные | подсолнух | |
бахчевые | арбуз, дыня | |
плодовые | яблоня, груша, слива | |
овощные | помидор, огурец, капуста, редис, редька, репа | |
стимулирующие | кофе, чай, табак | |
кормовые | свекла кормовая, турнепс |
Теперь вы знаете, какими бывают культурные и дикорастущие представители флоры и на какие группы они делятся.
загрузка...
worldfb.ru