Органография растений. Органография вегетативных органов растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Органография и размножение растений. Органография растений


Органы растений (органография)

В данном разделе изучаются вопросы морфологического и анатомического строения корня, стебля и листьев, морфологическое строение почек, побега и видоизменения вегетативных органов.

Каждый вегетативный орган необходимо рассматривать в следующем порядке: 1 — функции, которые выполняет орган, 2 — внешнее строение (морфология), 3 — внутреннее строение (анатомия), 4 — видоизменения (метаморфозы) органа. После изучения этой темы студент должен уметь схематично изобразить анатомическое и морфологическое строение корня, стебля, листьев, почки, побега, уметь назвать типы тканей и определить тип проводящих пучков.

Почки имеют разнообразное строение, расположение на побеге, характер развития. По функциям различают почки вегетативные, генеративные (цветочные), смешанные. По расположению выделяют верхушечные почки, боковые и придаточные. Боковые почки возникают в пазухах листьев, придаточные — на любых органах, в любом месте (кроме пазухи листа). По характеру развития различают зимующие почки, трогающиеся в рост на следующий год после возникновения, и спящие, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя.

Следует обратить внимание на различные метаморфозы корня (корнеплоды, корневые клубни), метаморфозы побега (корневища, луковицы, клубни, столоны, колючки и др.) и метаморфозы листа.

Вопросы для самопроверки

  1. Основные закономерности морфологического строения вегетативных органов.

  2. Стебель, его строение и функции.

  3. Каковы особенности анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений. Строение древесного стебля.

  1. Корень, его развитие, строение и функции.

  2. Анатомическое строение корня, первичное и вторичное.

  3. Лист, его строение, развитие и функции. Морфология листа.

  4. Анатомическое строение типичного листа двудольного и однодольного растения.

  5. Типы почек. Листорасположение. Типы ветвления побегов.

  6. Метаморфозы вегетативных органов. Подземные и надземные видоизменения побегов. Приведите примеры.

Размножение растений

В этом разделе дается представление о размножении растений с помощью вегетативных и генеративных органов. Имеется 3 способа размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Растения могут размножаться вегетативно как частями корня, стебля, листа, имеющими типичное строение, так и их видоизменениями. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение растений, среди которых особое место занимает прививка.

Вегетативное размножение растений не следует путать с бесполым, которое осуществляется с помощью спор. Очень важно усвоить, что деление материнских клеток при спорообразовании происходит путем мейоза (редукционного деления), при котором число хромосом уменьшается в два раза. Половое воспроизведение осуществляется с помощью половых клеток. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор восстанавливается после полового процесса. Зигота, а также возникающие из нее растения будут диплоидными.

Большое место при изучении ботаники отводится генеративным (репродуктивным) органам (цветок, семя, плод), их морфологии и анатомии. Нужно иметь четкое представление о типичном строении цветка, околоцветника (простой, двойной), однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. Особое внимание уделить строению и развитию тычинки, типам завязей. Тычинка (совокупность тычинок носит название «андроцей») состоит в большинстве случаев из тычиночной нити, пыльника и связника. В пыльнике происходит процесс развития микроспор (микроспорогенез), из которых путем деления возникают пыльцевые зерна – мужские гаметофиты.

Микроспоры не следует смешивать с пыльцевыми зернами. Микроспора — это одноклеточное образование, а пыльцевое зерно содержит или две клетки: вегетативную и генеративную, или 3 клетки: вегетативную и две мужские половые клетки— спермин, которые осуществляют процесс оплодотворения.

Совокупность плодолистиков, образующих один или несколько пестиков, носит название «гинецея». Пестик состоит в большинстве случаев из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи развивается один или несколько семязачатков. Семязачаток проходит сложный путь развития, в нем протекает мегаспорогенез (или макроспорогенез) и образование из мегаспоры зародышевого мешка — женского гаметофита. Следует знать, как происходит у растений цветение, опыление, какие имеются приспособления у растений к различным типам опыления: самоопылению, клейстогамии, перекрестному опылению. Способы переноса пыльцы: энтомофилия, анемофилия, гидрофилия и орнитофилия. У цветковых растений осуществляется двойное оплодотворение (амфимиксия), при котором один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой со вторичным ядром. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, а из завязи — плод, иногда в образовании плода принимают участие другие части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и цветоложе.

У некоторых растений зародыш развивается не из зиготы, а из других клеток: из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), из других клеток зародышевого мешка — антипод, синергид (апогамия), из клеток нуцеллуса, интегументов или халазы (апоспория). Все эти способы развития зародыша без оплодотворения известны под названием «апомиксис». Часто апоспория приводит к многозародышевости — полиэмбрионии (у лимона и у других цитрусовых). У некоторых растений (виноград, груша, мандарин) возникают плоды без семян. Это явление называется партенокарпией.

Заканчивается изучение этой темы рассмотрением формирования и строения различных типов семян и плодов, условий, необходимых для прорастания семян, морфологии проростков. Следует знать значение семян и плодов в питании диких животных, а также роль животных в распространении семян и плодов.

Вопросы для самопроверки

  1. Происхождение и типичное строение цветка.

  2. Что такое андроцей? Строение тычинки. Образование, строение микроспор (микроспорогенез) и пыльцевого зерна.

  3. Гинецей. Строение пестика и семязачатка. Образование мегаспор (мегаспорогенез). Формирование и строение зародышевого мешка.

  4. Типы цветков по строению околоцветников, по половому признаку и по положению завязи.

  5. Соцветия. Классификация и характеристика соцветий.

  6. Цветение и опыление. Способы опыления. Особенности цветка в анемофильных (ветроопыляемых) и энтомофильных (насекомоопыляемых) растениях.

  7. Двойное оплодотворение. Развитие зародыша.

  8. Образование и строение семени. Основные типы семян.

  9. Развитие и строение плодов. Классификация плодов. Типы цветковых растений по морфологической структуре и продолжительности жизни.

studfiles.net

Органы растений (органография)

В данном разделе изучаются вопросы морфологического и анатомического строения корня, стебля и листьев, морфологическое строение почек, побега и видоизменения вегетативных органов.

Каждый вегетативный орган необходимо рассматривать в следующем порядке: 1 — функции, которые выполняет орган, 2 — внешнее строение (морфология), 3 — внутреннее строение (анатомия), 4 — видоизменения (метаморфозы) органа. После изучения этой темы студент должен уметь схематично изобразить анатомическое и морфологическое строение корня, стебля, листьев, почки, побега, уметь назвать типы тканей и определить тип проводящих пучков.

Почки имеют разнообразное строение, расположение на побеге, характер развития. По функциям различают почки вегетативные, генеративные (цветочные), смешанные. По расположению выделяют верхушечные почки, боковые и придаточные. Боковые почки возникают в пазухах листьев, придаточные — на любых органах, в любом месте (кроме пазухи листа). По характеру развития различают зимующие почки, трогающиеся в рост на следующий год после возникновения, и спящие, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя.

Следует обратить внимание на различные метаморфозы корня (корнеплоды, корневые клубни), метаморфозы побега (корневища, луковицы, клубни, столоны, колючки и др.) и метаморфозы листа.

Вопросы для самопроверки

  1. Основные закономерности морфологического строения вегетативных органов.

  2. Стебель, его строение и функции.

  3. Каковы особенности анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений. Строение древесного стебля.

  1. Корень, его развитие, строение и функции.

  2. Анатомическое строение корня, первичное и вторичное.

  3. Лист, его строение, развитие и функции. Морфология листа.

  4. Анатомическое строение типичного листа двудольного и однодольного растения.

  5. Типы почек. Листорасположение. Типы ветвления побегов.

  6. Метаморфозы вегетативных органов. Подземные и надземные видоизменения побегов. Приведите примеры.

Размножение растений

В этом разделе дается представление о размножении растений с помощью вегетативных и генеративных органов. Имеется 3 способа размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Растения могут размножаться вегетативно как частями корня, стебля, листа, имеющими типичное строение, так и их видоизменениями. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение растений, среди которых особое место занимает прививка.

Вегетативное размножение растений не следует путать с бесполым, которое осуществляется с помощью спор. Очень важно усвоить, что деление материнских клеток при спорообразовании происходит путем мейоза (редукционного деления), при котором число хромосом уменьшается в два раза. Половое воспроизведение осуществляется с помощью половых клеток. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор восстанавливается после полового процесса. Зигота, а также возникающие из нее растения будут диплоидными.

Большое место при изучении ботаники отводится генеративным (репродуктивным) органам (цветок, семя, плод), их морфологии и анатомии. Нужно иметь четкое представление о типичном строении цветка, околоцветника (простой, двойной), однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. Особое внимание уделить строению и развитию тычинки, типам завязей. Тычинка (совокупность тычинок носит название «андроцей») состоит в большинстве случаев из тычиночной нити, пыльника и связника. В пыльнике происходит процесс развития микроспор (микроспорогенез), из которых путем деления возникают пыльцевые зерна – мужские гаметофиты.

Микроспоры не следует смешивать с пыльцевыми зернами. Микроспора — это одноклеточное образование, а пыльцевое зерно содержит или две клетки: вегетативную и генеративную, или 3 клетки: вегетативную и две мужские половые клетки— спермин, которые осуществляют процесс оплодотворения.

Совокупность плодолистиков, образующих один или несколько пестиков, носит название «гинецея». Пестик состоит в большинстве случаев из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи развивается один или несколько семязачатков. Семязачаток проходит сложный путь развития, в нем протекает мегаспорогенез (или макроспорогенез) и образование из мегаспоры зародышевого мешка — женского гаметофита. Следует знать, как происходит у растений цветение, опыление, какие имеются приспособления у растений к различным типам опыления: самоопылению, клейстогамии, перекрестному опылению. Способы переноса пыльцы: энтомофилия, анемофилия, гидрофилия и орнитофилия. У цветковых растений осуществляется двойное оплодотворение (амфимиксия), при котором один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой со вторичным ядром. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, а из завязи — плод, иногда в образовании плода принимают участие другие части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и цветоложе.

У некоторых растений зародыш развивается не из зиготы, а из других клеток: из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), из других клеток зародышевого мешка — антипод, синергид (апогамия), из клеток нуцеллуса, интегументов или халазы (апоспория). Все эти способы развития зародыша без оплодотворения известны под названием «апомиксис». Часто апоспория приводит к многозародышевости — полиэмбрионии (у лимона и у других цитрусовых). У некоторых растений (виноград, груша, мандарин) возникают плоды без семян. Это явление называется партенокарпией.

Заканчивается изучение этой темы рассмотрением формирования и строения различных типов семян и плодов, условий, необходимых для прорастания семян, морфологии проростков. Следует знать значение семян и плодов в питании диких животных, а также роль животных в распространении семян и плодов.

Вопросы для самопроверки

  1. Происхождение и типичное строение цветка.

  2. Что такое андроцей? Строение тычинки. Образование, строение микроспор (микроспорогенез) и пыльцевого зерна.

  3. Гинецей. Строение пестика и семязачатка. Образование мегаспор (мегаспорогенез). Формирование и строение зародышевого мешка.

  4. Типы цветков по строению околоцветников, по половому признаку и по положению завязи.

  5. Соцветия. Классификация и характеристика соцветий.

  6. Цветение и опыление. Способы опыления. Особенности цветка в анемофильных (ветроопыляемых) и энтомофильных (насекомоопыляемых) растениях.

  7. Двойное оплодотворение. Развитие зародыша.

  8. Образование и строение семени. Основные типы семян.

  9. Развитие и строение плодов. Классификация плодов. Типы цветковых растений по морфологической структуре и продолжительности жизни.

studfiles.net

Органы растений (органография)

В данном разделе изучаются вопросы морфологического и анатомического строения корня, стебля и листьев, морфологическое строение почек, побега и видоизменения вегетативных органов.

Каждый вегетативный орган необходимо рассматривать в следующем порядке: 1 — функции, которые выполняет орган, 2 — внешнее строение (морфология), 3 — внутреннее строение (анатомия), 4 — видоизменения (метаморфозы) органа. После изучения этой темы студент должен уметь схематично изобразить анатомическое и морфологическое строение корня, стебля, листьев, почки, побега, уметь назвать типы тканей и определить тип проводящих пучков.

Почки имеют разнообразное строение, расположение на побеге, характер развития. По функциям различают почки вегетативные, генеративные (цветочные), смешанные. По расположению выделяют верхушечные почки, боковые и придаточные. Боковые почки возникают в пазухах листьев, придаточные — на любых органах, в любом месте (кроме пазухи листа). По характеру развития различают зимующие почки, трогающиеся в рост на следующий год после возникновения, и спящие, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя.

Следует обратить внимание на различные метаморфозы корня (корнеплоды, корневые клубни), метаморфозы побега (корневища, луковицы, клубни, столоны, колючки и др.) и метаморфозы листа.

Вопросы для самопроверки

  1. Основные закономерности морфологического строения вегетативных органов.

  2. Стебель, его строение и функции.

  3. Каковы особенности анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений. Строение древесного стебля.

  1. Корень, его развитие, строение и функции.

  2. Анатомическое строение корня, первичное и вторичное.

  3. Лист, его строение, развитие и функции. Морфология листа.

  4. Анатомическое строение типичного листа двудольного и однодольного растения.

  5. Типы почек. Листорасположение. Типы ветвления побегов.

  6. Метаморфозы вегетативных органов. Подземные и надземные видоизменения побегов. Приведите примеры.

Размножение растений

В этом разделе дается представление о размножении растений с помощью вегетативных и генеративных органов. Имеется 3 способа размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Растения могут размножаться вегетативно как частями корня, стебля, листа, имеющими типичное строение, так и их видоизменениями. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение растений, среди которых особое место занимает прививка.

Вегетативное размножение растений не следует путать с бесполым, которое осуществляется с помощью спор. Очень важно усвоить, что деление материнских клеток при спорообразовании происходит путем мейоза (редукционного деления), при котором число хромосом уменьшается в два раза. Половое воспроизведение осуществляется с помощью половых клеток. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор восстанавливается после полового процесса. Зигота, а также возникающие из нее растения будут диплоидными.

Большое место при изучении ботаники отводится генеративным (репродуктивным) органам (цветок, семя, плод), их морфологии и анатомии. Нужно иметь четкое представление о типичном строении цветка, околоцветника (простой, двойной), однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. Особое внимание уделить строению и развитию тычинки, типам завязей. Тычинка (совокупность тычинок носит название «андроцей») состоит в большинстве случаев из тычиночной нити, пыльника и связника. В пыльнике происходит процесс развития микроспор (микроспорогенез), из которых путем деления возникают пыльцевые зерна – мужские гаметофиты.

Микроспоры не следует смешивать с пыльцевыми зернами. Микроспора — это одноклеточное образование, а пыльцевое зерно содержит или две клетки: вегетативную и генеративную, или 3 клетки: вегетативную и две мужские половые клетки— спермин, которые осуществляют процесс оплодотворения.

Совокупность плодолистиков, образующих один или несколько пестиков, носит название «гинецея». Пестик состоит в большинстве случаев из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи развивается один или несколько семязачатков. Семязачаток проходит сложный путь развития, в нем протекает мегаспорогенез (или макроспорогенез) и образование из мегаспоры зародышевого мешка — женского гаметофита. Следует знать, как происходит у растений цветение, опыление, какие имеются приспособления у растений к различным типам опыления: самоопылению, клейстогамии, перекрестному опылению. Способы переноса пыльцы: энтомофилия, анемофилия, гидрофилия и орнитофилия. У цветковых растений осуществляется двойное оплодотворение (амфимиксия), при котором один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой со вторичным ядром. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, а из завязи — плод, иногда в образовании плода принимают участие другие части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и цветоложе.

У некоторых растений зародыш развивается не из зиготы, а из других клеток: из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), из других клеток зародышевого мешка — антипод, синергид (апогамия), из клеток нуцеллуса, интегументов или халазы (апоспория). Все эти способы развития зародыша без оплодотворения известны под названием «апомиксис». Часто апоспория приводит к многозародышевости — полиэмбрионии (у лимона и у других цитрусовых). У некоторых растений (виноград, груша, мандарин) возникают плоды без семян. Это явление называется партенокарпией.

Заканчивается изучение этой темы рассмотрением формирования и строения различных типов семян и плодов, условий, необходимых для прорастания семян, морфологии проростков. Следует знать значение семян и плодов в питании диких животных, а также роль животных в распространении семян и плодов.

Вопросы для самопроверки

  1. Происхождение и типичное строение цветка.

  2. Что такое андроцей? Строение тычинки. Образование, строение микроспор (микроспорогенез) и пыльцевого зерна.

  3. Гинецей. Строение пестика и семязачатка. Образование мегаспор (мегаспорогенез). Формирование и строение зародышевого мешка.

  4. Типы цветков по строению околоцветников, по половому признаку и по положению завязи.

  5. Соцветия. Классификация и характеристика соцветий.

  6. Цветение и опыление. Способы опыления. Особенности цветка в анемофильных (ветроопыляемых) и энтомофильных (насекомоопыляемых) растениях.

  7. Двойное оплодотворение. Развитие зародыша.

  8. Образование и строение семени. Основные типы семян.

  9. Развитие и строение плодов. Классификация плодов. Типы цветковых растений по морфологической структуре и продолжительности жизни.

studfiles.net

Органография | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе

 Органография.

 

Органы высших растений подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные органы составляют тело растения и выполняют основные функции его жизнедеятельности, включая вегетативное размножение. К ним относят корень, стебель и лист. Стебель с листьями и почками называют побегом. Репродуктивные (генеративные) органы предназначены для полового или собственно бесполого размножения. У покрытосеменных к ним относят цветок и его производные - семя и плод

Органам растений свойственны некоторые общие закономерности.

 Симметрия. Орган моносимметричен, если через него можно провести лишь одну плоскость симметрии (например, лист), полисимметричен, если через него можно провести более одной плоскости симметрии (например, стебель, корень).

Полярность. Вегетативный орган (или его часть) имеет два полюса: терминальный (верхний) и базальный (нижний). В терминальной части образуются только побеги, а в базальной - только корни.

 Геотропизм. Это способность органов растения ориентироваться в пространстве определенным образом. В каком бы положении ни лежало семя в почве, корень всегда растет вниз под действием земного притяжения (положительный геотропизм), а стебель - вверх (отрицательный геотропизм). Осевые органы - стебель и корень - располагаются вертикально к поверхности земли (ортотропные органы), а листья - под углом (плагиотропные органы). Если взрослое растение каким-либо внешним воздействием будет выведено из правильно ориентированного положения, оно изгибает свои молодые части так, что они принимают прежнее положение в пространстве. Злаки способны приподнимать свои стебли после полегания почти целиком в связи с тем, что меристема у них находится в основаниях междоузлий.

 Метаморфизированные (видоизмененные) органы - это такие, у которых под действием среды обитания или в зависимости от определенной функции произошли наследственно закрепленное усиление одной функции, сопровождающееся резким изменением формы, и потеря других. Метаморфизированные органы - это реальное выражение приспособительной эволюции. Их подразделяют на аналогичные и гомологичные. Аналогичными называют органы, имеющие одинаковые строение и функции, но различное происхождение. Например, колючка барбариса листового происхождения и колючка боярышника побегового происхождения, усик гороха листового происхождения и усик винограда побегового происхождения. Гомологичными называют органы, имеющие одинаковое происхождение. По строению они могут быть похожими, например шипы шиповника и крыжовника (оба  выросты поверхностных тканей стебля), но чаще не имеют сходства, например луковица лука и клубень картофеля (оба побегового происхождения).

 

 

Библиография:

Конспект лекций кандидата биологических наук Суркова Виктора Александровича 

uclg.ru

Органография и размножение растений.

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение

По образованию в области сельского хозяйства

 

 

БОТАНИКА

 

Типовая учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

Агрономия», 1-74 02 02 «Селекция и семеноводство»,

Защита растений и карантин», 1-72 02 04 «Плодоовощеводство»,

1-74 02 05 «Агрохимия и почвоведение»

 

Минск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по дисциплине Ботаника составлена в соответствии с требованиями Образовательных стандартови типовых учебных планов по специальностям1-47 02 01 – Агрономия, 1-74 02 02 – Селекция и семеноводство, 1-72 02 03 – Плодоовощеводство, 1-72 02 04 – Защита растений и карантин, 1-72 02 05 – Агрохимия и почвоведение.

 

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины.

 

Цель ботаники состоит в изучении особенностей строения, размножения, эволюции и разнообразия растений, закономерностей их распространения для рационального использования и сохранения растительных ресурсов.

Задачей преподавания ботаники является формирование у студентов диалектического мировоззрения, понимание эволюционной роли растений на Земном шаре, знаний о строении и жизни растений как объектов сельскохозяйственного производства.

 

1.2. Место учебной дисциплины в системе подготовки

Специалистов с высшим образованием

 

Ботаника является теоретической основой для изучения физиологии растений, генетики и селекции плодовых, овощных, декоративных, лекарственных растений, комплекса прикладных растениеводческих наук, которые необходимы при подготовке специалистов высшей квалификации в области агрономии.

 

1.3. Требования к освоению учебной дисциплины

В соответствии с образовательным стандартом.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен закрепить и развить академические (АК), социально-личностные (СЛ) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные в образовательных стандартах ОСВО 1-72 02 03 –2013; ОСВО 1-72 02 04 –2013; ОСВО 1-72 02 05 –2013.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен быть способен:

ПК-1. Участвовать в разработке производственных и технологических процессов.

ПК-2. Использовать информационные, компьютерные технологии.

ПК-3. Совершенствовать и оптимизировать действующие технологические схемы на базе системного подхода к анализу режимов и параметров операций и процессов.

ПК-5. Применять прогрессивные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии ведения сельскохозяйственного производства.

ПК-11. На научной основе организовывать свой труд.

ПК-12. Систематизировать и анализировать результаты производственной деятельности.

ПК-14. Определять цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения системный подход.

ПК-15. Разрабатывать самостоятельно или в составе группы специалистов новые технологические и технические схемы, режимы, операции по производству, послеуборочной обработке и хранению продукции растениеводства.

ПК-35. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

ПК-36. Анализировать и оценивать собранные данные.

ПК-39. Готовить доклады и материалы к презентациям.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– особенности строения растительной клетки;

– значение, происхождение, местонахождение и отличительные признаки клеточного строения тканей растительного организма;

– строение и значение вегетативных и репродуктивных органов растений;

– отличительные признаки отделов растений и биологические особенности их важнейших представителей;

– характеристику семейств покрытосеменных, имеющих широкое распространение и значение в Беларуси;

– особенности флоры и растительности Беларуси;

уметь:

– описывать и анализировать строение вегетативных и репродуктивных органов растений;

– определять виды растений по совокупности диагностических признаков;

– определять видовую структуру и состояние фитоценозов;

владеть:

– навыками использования оптического микроскопа;

– методами морфологического анализа растений.

 

Учебная практика по ботанике направлена на углубление, расширение и закрепление теоретических знаний по морфологии, систематике растений и геоботанике, приобретенных студентами при изучении теоретического курса, путем знакомства с многообразием флористического состава и основными типами растительных сообществ Республики Беларусь.

В результате прохождения учебной практики студент должен знать:

– правила сбора, гербаризации и монтировки гербарных образцов;

– признаки и свойства фитоценозов;

– особенности формирования и структуру луговых, лесных и полевых фитоценозов Республики Беларусь;

уметь:

– ориентироваться в многообразии растительного мира;

– определять виды растений по совокупности диагностических признаков;

– проводить геоботаническое описание лугового, лесного фитоценозов и агрофитоценоза;

– использовать знания основных закономерностей формирования и функционирования растительных сообществ в хозяйственной и природоохранной деятельности;

владеть:

– навыками сбора, сушки и гербаризации растений;

– методикой геоботанического описания растительности.

 

Общее количество часов и количество аудиторных часов

 

Специальность Всего часов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа, часов Зачетные единицы Коды формируемых компетенций
всего из них
лекции лабора-торные занятия
1-74 02 01 Агрономия АК-3, СЛК-2, ПК-3, ПК-15
1-74 02 02 Селекция и семеноводство АК-3, СЛК-2, ПК-3, ПК-12
1-72 02 03 Защита растений и карантин АК-1-4, 6-7, 9, СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 36, 39
1-72 02 04 Плодоово-щеводство АК-1-4, 6-7, 9, СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 39
1-74 02 05 Агрохимия и почвоведение АК-1-4, 6-7, 9, СЛК-2-3, 6, ПК-1-2, 5, 11, 14, 35, 39

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.2. Примерное распределение отведенных аудиторных часов на изучение ботаники по специальностям 1-74 02 01 Агрономия, 1-74 02 02 Селекция и семеноводство.

 

№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
всего в том числе
лекции лабораторные занятия
Цитология
1.1 Особенности строения растительной клетки и методы её изучения  
1.2 Протопласт растительной клетки  
1.3 Производные протопласта  
  Текущий контроль знаний    
Гистология
2.1 Возникновение тканей в онтогенезе и их классификация. Характеристика образовательные ткани.    
2.2 Характеристика постоянных тканей  
  Текущий контроль знаний    
Органография
3.1 Общие закономерности строения органов растений.    
3.2 Морфология и анатомия корня  
3.3 Побег. Морфология и анатомия стебля.  
3.4 Морфология и анатомия листа  
3.5 Размножение растений. Понятие о жизненном цикле и чередовании поколений.    
  Текущий контроль знаний    
4. Систематика растений
  Систематика как наука. Классификация растений    
  Характеристика отделов архегониальных споровых растений  
  Характеристика архегониальных семенных растений: Голосеменные  
  Текущий контроль знаний    
Отдел Покрытосеменные
5.1 Характеристика отдела Покрытосеменные.    
5.2 Репродуктивные органы Покрытосеменных. Онтогенез семенного растения.  
  Текущий контроль знаний    
Систематика Покрытосеменных растений  
6.1 Сравнительная характеристика отделов Двудольные и Однодольные    
6.2 Характеристика семейств покрытосеменных растений    
  Текущий контроль знаний    
Фитоценология и география растений
7.1 Учение о фитоценозе и его структуре.    
7.2 Флора и растительность Беларуси. Зональность в распространении растений.    
  Текущий контроль знаний    
  Всего

2.2. Примерное распределение отведенных аудиторных часов на изучение ботаники по специальностям 1-74 02 03 Защита растений и карантин, 1-74 02 04 Плодоовощеводство, 1-74 02 05 Агрохимия и почвоведение.

 

№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
всего в том числе
лекции лабораторные занятия
Цитология
1.1 Особенности строения растительной клетки и методы её изучения    
1.2 Протопласт растительной клетки  
1.3 Производные протопласта  
  Текущий контроль знаний    
Гистология
2.1 Возникновение тканей в онтогенезе и их классификация. Характеристика образовательные ткани.    
2.2 Характеристика постоянных тканей  
  Текущий контроль знаний    
Органография
3.1 Общие закономерности строения органов растений.    
3.2 Морфология и анатомия корня  
3.3 Побег. Морфология и анатомия стебля  
3.4 Морфология и анатомия листа  
3.5 Размножение растений. Понятие о жизненном цикле и чередовании поколений.    
  Текущий контроль знаний    
4. Систематика растений
  Систематика как наука. Классификация растений    
  Характеристика отделов архегониальных споровых растений  
  Характеристика архегониальных семенных растений: Голосеменные    
  Текущий контроль знаний    
Отдел Покрытосеменные
5.1 Характеристика отдела Покрытосеменные.    
5.2 Репродуктивные органы Покрытосеменных. Онтогенез семенного растения.  
  Текущий контроль знаний    
Систематика Покрытосеменных растений
6.1 Сравнительная характеристика отделов Двудольные и Однодольные    
6.2 Характеристика семейств покрытосеменных растений  
  Текущий контроль знаний    
Фитоценология и география растений
7.1 Учение о фитоценозе и его структуре.    
7.2 Флора и растительность Беларуси. Зональность в распространении растений.    
  Текущий контроль знаний    
  Всего

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Ботаника как наука о растениях и растительном покрове Земли. Отличительные признаки растительных организмов. Значение растений в природе и жизни человека. Понятие об эволюции растений и их онтогенезе. Краткая история развития ботаники. Разделы ботаники и их задачи. Связь ботаники с другими биологическими и прикладными агрономическими науками.

Предмет и задачи физиологии и биохимии растений. Связь физиологии и биохимии растений с другими биологическими и сельскохозяйственными науками, роль в становлении и развитии новых научных направлений – молекулярной биологии, энзимологии, генетической инженерии, биотехнологии. Этапы развития физиологии и биохимии растений, важнейшие научные открытия ученых в 18-21 вв. Основные направления современной физиологии и биохимии растений. Применение достижений физиологии и биохимии растений в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях. Методы и уровни исследований физиологии и биохимии растений.

Цитология

Клетка как основная структурная единица живой материи. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна и ее современные дополнения. Краткая история изучения растительной клетки. Форма и размеры клеток. Отличия растительной клетки от животной. Структурная организация растительной клетки. Понятие об элементарной мембране. Химический состав, строение и функции мембран.

Цитоплазма. Химический состав, физическое свойства, структура, свойства и значение цитоплазмы. Классификация органоидов по наличию мембран. Пластиды. Строение, пигменты и функции хлоропластов. Особенности строения, пигменты и роль хромопластов. Лейкопласты. Происхождение, онтогенез и превращение пластид. Строение и функции митохондрий, эндоплазматической сети, аппарат Гольджи, лизосомы, сферосом, микротелец и рибосом.

Ядро. Строение, химический состав и функции ядра. Понятие о хромосомах и кариотипе. Способы деления клетки. Амитоз. Локализация митотического деления в растительном организме. Особенности мейоза и его значение в жизни растений, его структура и функции.

Производные протопласта. Образование и значение вакуолей. Химический состав и значение клеточного сока.

Понятие о физиологически активных веществах клетки и их значение в жизни растений. Запасные питательные вещества клетки. Места и способы запасания углеводов, белков и жиров в растительном организме.

Клеточная оболочка. Химический состав, строение и образование клеточной оболочки. Строение и разнообразие пор. Плазмодесмы. Перфорации. Химические изменения клеточной оболочки: одревеснение, опробковение, кутинизация, минерализация, ослизнение.

 

Гистология

Понятие о тканях растений. Разнообразие тканей и принципы их классификации. Возникновение и развитие тканей в филогенезе.

Образовательные ткани (меристемы). Особенности клеточного строения и функций меристем. Классификация образовательных тканей по происхождению и месту локализации: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые меристемы. Строение конуса нарастания стебля и корня, возникновение образовательных тканей в онтогенезе.

Покровные ткани. Первичная покровная ткань эпидерма. Происхождение, особенности клеточного строения и функции эпидермы. Строение и работа устьичного аппарата. Выросты эпидермы. Первичная покровная ткань эпиблема. Образование, особенности клеточного строения и значение эпиблемы. Корневые волоски.

Вторичный покровный комплекс перидерма, ее формирование, строение и функции. Чечевички. Формирование, строение и значение корки.

Основные ткани. Значение, топография и особенности клеточного строения ассимиляционной, запасающей, воздухоносной, водозапасающей и типичной паренхим.

Механические ткани. Значение, возникновение в онтогенезе и классификация механических тканей. Особенности клеточного строения клеток уголковой и пластинчатой колленхимы, древесинных и лубяных волокон склеренхимы и склереиды. Местоположение механических тканей в органах растений.

Проводящие ткани. Значение, классификация и возникновение проводящих тканей в онтогенезе растений. Особенности клеточного строения трахеид. Клеточное строение и разнообразие сосуд. Значение, строение и работа ситовидных трубок и клеток-спутниц. Образование тилл и каллезы. Эволюция проводящих тканей. Проводящие пучки. Строение и классификация проводящих пучков. Гистологический состав и функции ксилемы и флоэмы. Понятие о стеле и ее эволюции.

Выделительные ткани. Строение и значение структур внешней секреции – железок, железистых волосков, нектарников, водяных устьиц. Образование и строение структур внутренней секреции – простых и членистых млечников, смоляных и эфиромасличных ходов и вместилищ.

Органография и размножение растений.

Понятие об органах растений и их классификация. Морфологическое расчленение тела растения как следствие жизни в наземных условиях. Возникновение органов растений в филогенезе. Общие закономерности их строения: полярность, симметрия, метамерия. Понятие об аналогичных и гомологичных органах.

Корень. Морфология и функции. Классификация корней и корневых систем. Зоны корня. Первичное анатомическое строение корня в зоне корневых волосков. Переход ко вторичному анатомическому строению корня и его значение в жизни растений. Вторичное анатомическое строение корня.

Видоизменения корней. Морфологическое и анатомическое строение корнеплодов. Корневые клубни. Ассимилирующие корни. Пневматофоры. Гаустории. Микориза. Симбиотические клубеньки на корнях бобовых.

Понятие о побеге. Значение и морфологическое строение побега. Развитие побега из почки. Ветвление и его биологическое значение. Кущение злаков. Подземные и надземные видоизменения побега.

Стебель. Функции типичного надземного стебля. Морфологическая классификация стеблей. Формирование стебля из меристемы конуса нарастания у двудольных растений. Роль прокамбия, перицикла и камбия в развитии стебля. Вторичное анатомическое строение стебля пучкового, непучкового и переходного типа у травянистых растений.

Анатомическое строение стебля древесного растения. Образование годичных колец. Гистологический состав коры и древесины у покрытосеменных и голосеменных растений.

Формирование стебля из меристемы конуса нарастания у однодольных растений. Анатомическое строение стебля злаков.

Лист. Морфологические части листа и их функции. Простые и сложные листья. Разнообразие простых листьев по форме, краю, степени расчленения листовой пластинки. Сложные листья. Гетерофиллия. Листорасположение. Жилкование.

Формирование листа из меристемы конуса нарастания побега. Анатомическое строение листьев двудольных и однодольных растений. Анатомическое строение хвои голосеменных.

Продолжительность жизни листа. Листопад и его значение. Видоизменения листьев.

Понятие о размножении и воспроизведении растений. Формы размножения. Бесполое размножение.

Вегетативное размножение с помощью вегетативных органов, их видоизменений, его биологическое и хозяйственное значение.

Споровое размножение. Образование, строение и типы спор.

Сущность и биологическое значение полового размножения. Органы полового размножения у растений. Гамета. Зигота. Основные типы полового процесса.

Чередование и взаимосвязь полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Понятие о спорофите и гаметофите и их эволюция.

Систематика растений.

Задачи систематики, разделы и методы систематики. Таксоны и таксономические единицы. Учение о виде и его критериях. Правила наименования растений.

Общая характеристика растений. Возникновение тканей и органов. Эволюция морфологической структуры органов высших растений. Происхождение и взаимосвязь отделов растений.

Отдел Риниевидные. Происхождение и общая характеристика.

Отдел Моховидные. Происхождение, распространение и видовое многообразие моховидных. Классификация мхов. Особенности строения и размножения типичных представителей классов антоцеротовые, печеночники и листостебельные мхи. Соотношение гаметофита и спорофита в жизненном цикле. Значение мхов в природе в хозяйственной деятельности человека.

Отдел Плауновидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация плаунов. Особенности строения и размножения равноспоровых плаунов на примере плауна булавовидного и разноспоровых – на примере селагинеллы селагинелловидной. Значение плауновидных. Охраняемые виды.

Отдел Хвощевидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация хвощей. Особенности строения и размножения хвощей на примере хвоща полевого. Значение хвощевидных.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация папоротников. Особенности строения и размножения равноспоровых и разноспоровых папоротников. Значение папоротниковидных. Роль равноспоровых и разноспоровых папоротников в эволюции высших растений.

Отдел Голосеменные. Происхождение, распространение, видовое многообразие и классификация голосеменных. Особенности морфологического и анатомического строения вегетативных органов. Размножение. Микро- и мегаспорогенез, развитие гаметофитов на примере сосны обыкновенной. Оплодотворение. Развитие и строение семян.

Основные представители голосеменных в Беларуси, их значение в природе и народном хозяйстве. Охраняемые виды.

 

stydopedia.ru

Органы растений (органография)

В данном разделе изучаются вопросы морфологического и анатомического строения корня, стебля и листьев, морфологическое строение почек, побега и видоизменения вегетативных органов.

Каждый вегетативный орган необходимо рассматривать в следующем порядке: 1 - функции, которые выполняет орган, 2 - внешнее строение (морфология), 3 – внутреннее строение (анатомия), 4 – видоизменения (метаморфозы) органа. После изучения этой темы студент должен уметь схематично изобразить анатомическое и морфологическое строение корня, стебля, листьев, почки, побега, уметь назвать типы тканей и определить тип проводящих пучков.

Почки имеют разнообразное строение, расположение на побеге, характер развития. По функциям различают почки вегетативные, генеративные (цветочные), смешанные. По расположению выделяют верхушечные почки, боковые и придаточные. Боковые почки возникают в пазухах листьев, придаточные – на любых органах, в любом месте (кроме пазухи листа). По характеру развития различают зимующие почки, трогающиеся в рост на следующий год после возникновения, и спящие, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя.

Следует обратить внимание на различные метаморфозы корня (корнеплоды, корневые клубни), метаморфозы побега (корневища, луковицы, клубни, столоны, колючки и др.) и метаморфозы листа.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные закономерности морфологического строения вегетативных органов.

2. Стебель, его строение и функции.

3. Каковы особенности анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений. Строение древесного стебля.

4. Корень, его развитие, строение и функции.

5. Анатомическое строение корня, первичное и вторичное.

6. Лист, его строение, развитие и функции. Морфология листа.

7. Анатомическое строение типичного листа двудольного и однодольного растения.

8. Типы почек. Листорасположение. Типы ветвления побегов.

9. Метаморфозы вегетативных органов. Подземные и надземные видоизменения побегов. Приведите примеры.

Модуль 3. «Размножение растений»

В этом разделе дается представление о размножении растений с помощью вегетативных и генеративных органов. Имеется 3 способа размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Растения могут размножаться вегетативно как частями корня, стебля, листа, имеющими типичное строение, так и их видоизменениями. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение растений, среди которых особое место занимает прививка.

Вегетативное размножение растений не следует путать с бесполым, которое осуществляется с помощью спор. Очень важно усвоить, что деление материнских клеток при спорообразовании происходит путем мейоза (редукционного деления), при котором число хромосом уменьшается в два раза. Половое воспроизведение осуществляется с помощью половых клеток. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор восстанавливается после полового процесса. Зигота, а также возникающие из неё растения будут диплоидными.

Большое место при изучении ботаники отводится генеративным (репродуктивным) органам (цветок, семя, плод), их морфологии и анатомии. Нужно иметь четкое представление о типичном строении цветка, околоцветника (простой, двойной), однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. Особое внимание уделить строению и развитию тычинки, типам завязей. Тычинка (совокупность тычинок носит название «андроцей») состоит в большинстве случаев из тычиночной нити, пыльника и связника. В пыльнике происходит процесс развития микроспор (микроспорогенез), из которых путем деления возникают пыльцевые зерна – мужские гаметофиты.

Микроспоры не следует смешивать с пыльцевыми зернами. Микроспора – это одноклеточное образование, а пыльцевое зерно содержит две клетки: вегетативную и генеративную, или 3 клетки: вегетативную и две мужские половые клетки – спермии(гаметы), которые осуществляют процесс оплодотворения.

Совокупность плодолистиков, образующих один или несколько пестиков, носит название «гинецея». Пестик состоит, в большинстве случает, из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи развивается один или несколько семязачатков. Семязачаток проходит сложный путь развития, в нем протекает мегаспорогенез (или макроспорогенез) и образование из мегаспоры зародышевого мешка – женского гаметофита. Следует знать, как происходит у растений цветение, опыление, какие имеются приспособления у растений к различным типам опыления: самоопылению, клейстогамии, перекрестному опылению. Способы переноса пыльцы: энтомофилия, анемофилия, гидрофилия и орнитофилия. У цветковых растений осуществляется двойное оплодотворение (амфимиксия), при котором один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой со вторичным ядром. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, а из завязи – плод, иногда в образовании плода принимают участие другие части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и цветоложе.

У некоторых растений зародыш развивается не из зиготы, а из других клеток: из неоплодотворенной яйцеклетки (партеногенез), из других клеток зародышевого мешка – антипод, синергид (апогамия), из клеток нуцеллуса, интегументов или халазы (апоспория). Все эти способы развития зародыша без оплодотворения известны под названием «апомиксис». Часто апоспория приводит к многозародышевости – полиэмбрионии (у лимона и других цитрусовых). У некоторых растений (виноград, груша, мандарин) возникают плоды без семян. это явление называется партенокарпией.

Заканчивается изучение этой темы рассмотрением формирования и строения различных типов семян и плодов, условий, необходимых для прорастания семян, морфологии проростков. Следует знать значение семян и плодов в питании диких животных, а также роль животных в распространении семян и плодов.

 

Вопросы для самопроверки

1. Происхождение и типичное строение цветка.

2. Что такое андроцей? Строение тычинки. Образование, строение микроспор (микроспорогенез) и пыльцевого зерна.

3. Гинецей. Строение пестика и семязачатка. Образование мегаспор (мегаспорогенез). Формирование и строение зародышевого мешка.

4. Типы цветков по строению околоцветников, по половому признаку и по положению завязи.

5. Соцветия. Классификация и характеристика соцветий.

6. Цветение и опыление. Способы опыления. Особенности цветка в анемофильных (ветроопыляемых) и энтомофильных (насекомоопыляемых) растениях.

7. Двойное оплодотворение. Развитие зародыша.

8. Образование и строение семени. Основные типы семян.

9. Развитие и строение плодов. Классификация плодов. Типы цветковых растений по морфологической структуре и продолжительности жизни.

 

Модуль 4. «Систематика растений»

Систематика растений – это большой раздел ботаники, изучающий многообразие ныне существующих и вымерших растений, их родственные отношения и пути эволюции растительного мира в целом, а также отдельных его ветвей.

Главные таксономические (систематические) единицы: вид (species), род (genus), семейство (familia), порядок (ardo), класс (class), отдел (diyisio), подцарство (subregnum), царство растений (Regnum vegetabilia). Основная единица систематики – вид. Понятие «вид». Систематика растений учитывает все разнообразие растений,, отличающихся по местам обитания, внешнему и внутреннему строению, жизненным циклам, происхождению, роли в природе и народном хозяйстве.

 

Высшие растения

Следует знать происхождение и пути развития высших растений. Приспособление их к жизни на суше. Понятие об архегониальных растениях. Уяснить цикл развития мхов, чередование гаметофита и спорофита. Особенности строения сфагновых мхов. Биологическое и практическое значение.

Характерные признаки плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных. Их циклы развития, чередование поколений (гаметофит и спорофит). Разноспоровые представители плауновидных (селягинелла) и папоротниковидных (сальвиния). Понятия: микро- и мегаспорангий, микро- и мегаспоры. Особенности заростков, развивающихся из микроспор и мегаспор.

Голосеменные растения и их эволюционная связь с другими растениями. Классы и порядки голосеменных, их характеристика. Главные представители порядка хвойных, их значение в народном хозяйстве и растительном покрове.

Особое внимание следует уделять изучению отдела покрытосеменных или цветковых растений. Важнейшие отличительные признаки и происхождение покрытосеменных. Происхождение и эволюция цветка. Филогенетическая система и её методы. Классы покрытосеменных: двудольные и однодольные (сравнительная характеристика). Основные семейства: Лютиковые, Розоцветные, Бобовые (Мотыльковые), Гречишные, Гвоздичные, Маревые, Тыквенные, Маковые, Капустные (Крестоцветные), Сельдерейные (Зонтичные), Паслёновые, Норичниковые, Яснотковые (Губоцветные), Астровые (Сложноцветные), Лилейные, Осоковые, Мятликовые (Злаковые).

Характеристику важнейших семейств покрытосеменных следует давать по плану: строение вегетативных органов растений, цветков и плодов, характерные черты биологии, экологии и биохимии растений, географическое распределение, место в эволюционном ряду, практическое значение. Особое внимание должно быть обращено на культурные, кормовые, сорные, ядовитые, лекарственные и декоративные растения.

Вопросы для самопроверки

1. Систематика растений как наука. Понятие о виде растений. Основные таксономические единицы систематики растений.

2. Понятие о низших и высших растениях.

3. Водоросли. Особенности строения клеток. Питание, размножение: бесполое, вегетативное, половое. Понятие о планктоне и бентосе. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве.

4. Происхождение и пути развития высших растений. Понятие об архегониальных растениях. Гаметофит и спорофит.

5. Краткая характеристика мохообразных. Чередование поколений. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

6. Общая характеристика папоротникообразных. Цикл развития, чередование поколений. Понятие о разноспоровости. Биологическое значение разноспоровости.

7. Характеристика голосеменных растений. Классы голосеменных. Главнейшие представители хвойных и их значение в народном хозяйстве.

8. Покрытосеменные растения, их происхождение и важнейшие признаки. Эволюция цветка.

9. Отличительные признаки класса однодольных и двудольных растений.

10. Кормовые и ядовитые растения из различных семейств.

11. Метаморфозы побега и корня у растений семейств Капустные и Паслёновые.

12. Характерные признаки семейств: Бобовые, Капустные, Сельдерейные и Астровые.

13. Важнейшие семейства класса однодольных и их значение.

14. Важнейшие семейства класса двудольных и их значение в народном хозяйстве.

 

Модуль 5. «Элементы экологии и геоботаники»

При изучении данного раздела студент должен получить ясное представление о задачах и методах экологии как науки о взаимосвязях растений со средой обитания. Средой обитания называют совокупность всех условий, оказывающих влияние на растения и растительные сообщества. Среда оказывает формирующее воздействие на растения, образуя жизненные формы. Жизненная форма – это результат длительного приспособления растений к местным условиям существования, выраженный в его внешнем виде. Если объектом изучения систематики является вид, то экологии – жизненные формы. Связь экологии с другими науками. Роль русских ученых в развитии науки. Прямо- и косвеннодействующие факторы, их взаимодействие. Местонахождение и местообитание. Классификация факторов.

Фитогеография изучает распространение растений по земной поверхности и законы этого распространения. Основным объектом изучения фитогеографии является ареал – это площадь (область) обитания вида или любой другой таксономической единицы. Без знания ареалов нельзя делать какие-либо выводы о распространении растений. При изучении данного раздела надо обратить внимание на следующее.

Размеры и форма ареала вида. Растения космополиты и эндемики. Характер распространения вида в пределах ареала. Факторы, определяющие эти границы: климатические, эдафические, механические, биотические, исторические, антропогенные. Типы ареалов: сплошные, разъединенные, ленточные и др.

Флора – совокупность (список) видов, произрастающих на какой-либо территории. Это может быть физико-географический или административный район. Можно говорить, например, о флоре области, страны, континенте или какого-либо конкретного района. Современная флора есть результат её исторического развития.

Растительность – совокупность растительных сообществ (фитоценозов), покрывающих земную поверхность, например, лес, степь, луг, тундра и др. Здесь также можно говорить о растительности всего земного шара или о растительности отдельного региона.

Растительное сообщество (фитоценоз) – закономерное сочетание растений, произрастающих на одной территории, имеющее определенный состав, которое определяется историческим развитием и условиями внешней среды.

Основные признаки фитоценоза: видовой состав, ярусность, обилие, проективное покрытие, аспект, жизненность, встречаемость.

Изучением растительных сообществ занимается наука геоботаника. Основной систематической единицей, принятой для классификации растительных сообществ, является растительная ассоциация.

Вопросы для самопроверки

1. Экология растений как наука, её задачи и методы.

2. Классификация экологических факторов. Прямые и косвенные факторы.

3. Что такое жизненная форма? Основные типы жизненных форм растений.

4. Влияние животных на жизнь растений. Приведите примеры.

5. Влияние растений друг на друга (положительное и отрицательное). Приведите примеры.

6. Воздействие человека на растительный покров.

7. Что такое ареал?

8. Растения-космополиты и эндемики.

9. Понятие о реликтах и эндемиках. Примеры.

10. Что такое флора и растительность?

11. Понятие о растительном сообществе (фитоценозе).

12. Основные признаки растительного сообщества.

 

Формулы цветков

При изучении семейств цветковых растений и их отделов необходимо уметь составить и написать формулу цветка. План строения цветка выражается в формуле при помощи букв, цифр и условных знаков. Буквенные обозначения происходят от латинских названий частей цветка.

Р(Perigonium) – простой околоцветник;

Ca (Calyx) – чашечка;

Сo (Corolla) – венчик;

А (Androeceum) – тычинки, андроцей;

G (Gynoeceum) – плодолистики, гинецей

После буквенных обозначений ставятся числа членов, слагающих отдельные круги (мутовки) цветка (число плодолистиков, число тычинок и т.д.).

Знаки

Знак плюс ставится между числами членов однородных кругов цветка (например, 2 кругов тычинок, 2 кругов листочков простого околоцветника и пр.).

Знаком бесконечности ∞ обозначается неопределенная множественность числа членов круга.

Нулем выражается отсутствие членов круга.

Скобки обозначают сращение членов круга.

Звездочка или + перед формулой показывают, что цветок правильный (актиноморфный). Неправильный (зигоморфный) цветок обозначается знаком↑.

Черта под числом плодолистиков означает, что околоцветник находится под завязью, что завязь верхняя. Черта над числом плодолистиков означает, что околоцветник находится над завязью, что завязь нижняя.

Обоеполый цветок обозначается знаком ♀♂ , женский – ♀, мужской – ♂.

 

 

Формулы цветков

 

1) С простым околоцветником.

а) Правильные (актиноморфные цветки):

Сем. Гречишные – Polygonaceae.

Гречиха съедобная – Fagopyrum sagittatum Gilib.

*P5 A8 G (_3) завязь верхняя

 

Сем. Лилейные – Liliaceae.

Тюльпан – Tulipa - * P 3+3 A 3+3 G (_3) завязь верхняя

 

б) Неправильное (зигоморфные цветки):

Сем. Мятликовые, или Злаки – Poaceae (Gramineae).

Чаще всего цветок имеет формулу - ↑Р (2)+2 А 3 G (2) завязь верхняя

 

2) С двойным околоцветником.

а) Правильные:

Сем. Лютиковые – Ranuculaceae.

Лютик едкий – Ranunculuc acris L. - * Ca5 Co5 A∞ G∞_ завязь верхняя

 

Сем. Розановые или Розанные – Rosaceae

Вишня обыкновенная – Prunus cerasus L. - * Ca(5)Co5A∞ G1 завязь верхняя

 

Яблоня лесная – Malus sulvestris Mill. - * Ca(5)Co5A∞G(5‾) завязь нижняя

 

Сем. Бобовые или Мотыльковые – Fabaceae, Papilionaceae

Горох посевной - ↑Pisum sativum L. – Ca(5)Co1+2+(2)A(9)+1G1) завязь верхняя

 

Сем. Норичниковые – Scrophulariaceae.

Льнянка обыкновенная – Linaria vulgaris Mill.

3) Разельнополые:

4) Сем. Тыквенные – Cucurbitaceae

Огурец посевной – Cucumis sativus.

 

Пестичный (женский) цветок - ♀*Ca(5)Co(5)A0G(3‾)) завязь нижняя

 

Тычиночный (мужской) цветок -♂*Ca(5)Co(5)A(2)+(2)+1G0

 

studopedya.ru

Органография вегетативных органов растения

Гистология

21/.Понятие о растительных тканях. Классификация тканей и их функции.

22/.Проводящие ткани: флоэма и ксилема. Расположение в органах, строение, функции. Проводящие пучки.

23/.Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.

24/.Типы образовательных тканей: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые.

25/Характерные особенности меристематических тканей, их строение и функции.

26/.Покровные ткани, их происхождение, строение и функции.

27/Типы покровных тканей. Первичная покровная ткань. Эпидермис. Устьица, их строение и функции.

28/.Вторичная покровная ткань. Корка. Чечевички. Перидерма.

29/.Комплекс перидермы, функции перидермы, использование пробки.

30/Корка, ее возникновение и функции.

31/Механические ткани, их строение и функции.

32/Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды, особенности их строения.

33/. Структуры выделительных тканей внутренней секреции.

34/ Ситовидные трубки, клетки спутницы. Расположение в органах, строение, функции.

35/ Ксилема, как комплексная ткань (механические, проводящие, основные).

36/Типы проводящих пучков.

37/ Флоэма, как комплексная ткань (механические, проводящие, основные).

38/ Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры, их функции.

39/ Структуры выделительных тканей внутренней секреции.

40/.Типы основных тканей: водопоглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная. Расположение в органах, строение, функции.

41/.Корень, понятие и функции. Виды корней.

42/Типы корневых систем. Зависимость развития корневых систем от экологических факторов.

43/.Метаморфозы корня в связи с их функциями.

44/Микориза и клубеньки, значение их в жизни растений, в природе и хозяйстве.

45/ Зоны корня и их функции. Нарисовать схематическое изображение продольного среза корня и сделать обозначения.

46/ Почки, их строение, типы и значение. Биологическая роль почек.

47/ Понятие о побеге и его функциях. Строение побега.

48/Типы побегов по расположению в пространстве. Нарисовать схематическое изображение побегов по расположению в пространстве, сделать обозначения. Привести примеры растений.

49/ Строение побега. Типы ветвления. Привести примеры.

50/ Метаморфозы побега, их биологическое и хозяйственное значение. Привести примеры. По каким признакам можно определить, что видоизменённый орган является побегом?

51/ Лист, определение, строение и функции.

52/ Типы жилкования листа. Классификация листьев по форме, основанию, верхушке, краю листовой пластинки. Привести примеры.

53/ Классификация листьев по рассечению листовой пластинки.

54/ Сложные листья. Привести примеры.

55/ Метаморфозы листа, их значение. Привести примеры.

56/ Гетерофилия. Листопад и его биологическое значение.

57/ Вегетативное размножение растений. Естественное вегетативное размножение корнями, корневищами, корневыми клубнями, луковицами, корневыми и стеблевыми отпрысками.

58/ Способы искусственного вегетативного размножения: делением кустов, отпрысками, черенками. Прививки.

59/ Подземные метаморфозы побега, их использование. Приведите рисунки.

60/ Надземные метаморфозы побега, их использование. Приведите рисунки.

studlib.info


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта