Опыление цветковых растений. 26.Опыление и оплодотворение у растений. Понятие о двойном оплодотворении у цветковых растений. Приспособления ветро- и насекомоопыляемых растений.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

УРОК НА ТЕМУ: "ОПЫЛЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ". Опыление цветковых растений


26.Опыление и оплодотворение у растений. Понятие о двойном оплодотворении у цветковых растений. Приспособления ветро- и насекомоопыляемых растений.

Опыление - необходимое условие оплодотворения, происходящего в цветке. Суть опыления состоит в переносе пыльцы из пыльников на рыльце пестика.

Различают два принципиально различных типа опыления: самоопыление и перекрестное. При самоопылении пыльца переносится на рыльце пестика в пределах данного цветка или данной особи.

Самоопыление, особенно постоянное, рассматривается как вторичное явление, вызванное неблагоприятными условиями среды, т.е. неблагоприятными для перекрестного опыления; оно выполняет страхующую роль. Постоянное самоопыление трактуется как тупик эволюционного развития. Самоопыление чаще бывает у однолетников с коротким жизненным циклом, растущих в неблагоприятных экологических условиях на сухих и бедных почвах (пастушья сумка, клевер шершавый, клевер скученный). Такой вид опыления позволяет им быстрее восстановить численность вида. Кроме того, самоопыление характерно для растений, где невозможно перекрестное опыление. Этот вид опыления осуществляется, когда тычинки постоянно соприкасаются с пестиком (копытень, седмичник, рис. 124). Чаще самоопыление наблюдается у растений темнохвойного леса (брусника, черника). У кислицы, растущей в темнохвойном лесу, где большая влажность воздуха и почти нет опыляющих насекомых, опыление происходит, когда цветки еще в бутоне (рис. 125), - клейстогамия.

Перекрестное опыление - основной тип опыления цветковых растений. Оно биологически более совершенно. У растений есть специальные устройства морфологического и физиологического характера, предотвращающие или ограничивающие самоопыление и, следовательно, способствующие перекрестному опылению. К ним относится двудомность растений, т. е. разновременное созревание тычинок или пестиков: протандрия - раньше созревает пыльца (колокольчики, гвоздики, сложноцветные), протогиния - раньше созревает рыльце (крестоцветные, розоцветные).

Различают два вида перекрестного опыления: биотическое и абиотическое.

Биотическое опыление: энтомофилия, орнитофилия, хироптерофилия. Абиотическое - анемофилия, гидрофилия. При перекрестном опылении цветки имеют приспособления для опыления агентами живой и неживой природы.

Энтомофилия - опыление с помощью насекомых. Насекомые посещают цветки для сбора пыльцы, нектара, а иногда в поисках убежища, отложения яиц, поиска партнера. Растения для опыления насекомыми имеют ряд приспособлений. Так, мак, пион, шиповник, зверобой образуют много пыльцы и этим привлекают жуков, которые питаются пыльцой. Нектар растения выделяют в разном количестве и в разное время дня, что помогает насекомым находить его в любое время. В привлечении насекомых большое значение имеют запах и окраска растений. Цветовая гамма цветков разнообразна, и восприятие цвета у насекомых отличается от восприятия человека. Пчел привлекает ультрафиолетовое излучение некоторых растений, которое не воспринимает глаз человека (дербенник иволистный), а также пестрая окраска цветка - точки, штрихи, линии, пятна разной величины и окраски, которые указывают на местонахождение нектара в цветке, например желтое кольцо на голубом цветке незабудки. Разнообразная окраска цветков безусловно имеет приспособительное значение. Учитывая, что насекомые по-разному воспринимают цветовую гамму, можно видеть, что для сбора нектара или пыльцы они выбирают цветки такой окраски, которая наиболее восприимчива для глаз насекомого. Бабочки белянки летят в поисках пищи на красное, желтое, сине-фиолетовое, а нимфалиды и бархатницы предпочитают желтый или голубой цвет, ночные бабочки - белый, светло-желтый, светло-пурпурный. Цветочные мухи, жужжалы посещают цветки с ярко-желтой, синей, фиолетовой окраской. Цветки привлекают насекомых своим запахом. Запах не всегда приятный. Запах гниющего мяса издают цветки раффлезии, стапелий, некоторых кирказонов. Такой запах привлекает мух как место для отложения яиц. Орнитофилия - опыление птицами - характерно для тропиков. Птицами (колибри, нектарницы, цветочница) опыляются эвкалипты, канны, алоэ, акации, некоторые кактусы, фуксии. Цветки этих растений без запаха, но имеют яркую окраску, выделяя много водянистого нектара.

Хироптерофилия - опыление летучими мышами, распространено в тропиках Азии и Америки. Ими опыляются такие растения, как банан, агава, баобаб. Цветки имеют зеленовато-желтую, коричневую или фиолетовую окраску, которая лучше воспринимается летучими мышами в ночное время. Кроме того, у этих цветков прочные "посадочные площадки" - толстые цветоножки, прочные безлистные участки ветвей, затхлый запах, имитирующий запах самих летучих мышей.

Анемофилия - опыление с помощью ветра. Оно представляет собой адаптацию цветковых растений к неблагоприятным условиям, которые ограничивают возможность биотического опыления. Ветроопыляемые растения цветут до распускания листьев (лещина, береза), их цветки без околоцветника, без запаха и окраски (невзрачные), но имеют перистое рыльце. Цветки собраны в соцветия (сережка, кисть, колос). Тычинки свободно свисающие.

Гидрофилия - перенос пыльцы водой или по водной поверхности. Это опыление характерно для немногих водных растений (валлиснерия, элодея, руппия и др.). У валлиснерии опыление происходит на поверхности воды. Опыленный женский цветок затем опять уходит под воду (рис. 126).

Оплодотворение

Процессу оплодотворения предшествует прорастание пыльцевого зерна на рыльце (рис. 127). Микроспора еще внутри пыльника прорастает и ее ядро подвергается митотическому делению, в результате которого образуется маленькая репродуктивная клетка и большая вегетативная. Попав на пестик, вегетативная клетка вытягивается в пыльцевую трубку, а ядро геративной клетки делится и дает две мужские клетки спермин. На следующем этапе пыльцевая трубка проникает в зародышевый мешок, разрывается и из нее выходят гаметы. Один спермий сливается с яйцеклеткой (зигота диплоидна), другой - со вторичным ядром. Такое оплодотворение называется двойным. Это выдающееся открытие принадлежит русскому ученому С. Г. Навашину. Из оплодотворенной клетки (зиготы) развивается зародыш будущего растения. Из вторичного ядра зародышевого мешка - эндосперм семени, иными словами, семя образуется из семяпочки после оплодотворения. Из покровов семяпочки развивается кожура семени, из зиготы - многоклеточный зародыш, из триплоидной клетки - запасающая ткань эндосперм. Возможно возникновение в семени запасающей ткани из нуцеллуса (центральной части семяпочки). Эту ткань называют периспермом.

studfiles.net

Опыление и оплодотворение цветковых растений

  • Главная
  • Видеотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
    • Обществознание
      • Обществознание - как наука
      • Иностранные языки
      • История
      • Психология и педагогика
      • Русский язык и литература
      • Культурология
      • Экономика
      • Менеджмент
      • Логистика
      • Статистика
      • Философия
      • Бухгалтерский учет
    • Технические науки
      • Черчение
      • Материаловедение
      • Сварка
      • Электротехника
      • АСУТП и КИПИА
      • Технологии
      • Теоретическая механика и сопромат
      • САПР
      • Метрология, стандартизация и сертификация
      • Геодезия и маркшейдерия
    • Программирование и сеть
      • Информатика
      • Языки программирования
      • Алгоритмы и структуры данных
      • СУБД
      • Web разработки и технологии
      • Архитектура ЭВМ и основы ОС
      • Системное администрирование
      • Создание программ и приложений
      • Создание сайтов
      • Тестирование ПО
      • Теория информации и кодирования
      • Функциональное и логическое программирование
    • Программы
      • Редакторы и компиляторы
      • Офисные программы
      • Работа с аудио видео
      • Работа с компьютерной графикой и анимацией
      • Автоматизация бизнеса
    • Прочие
      • Музыка
      • Природное земледелие
      • Рисование и живопись
  • Библиотека
    • Естествознание
      • Физика
      • Математика
      • Химия
      • Биология
      • Экология
      • Астрономия
    • Обществознание
      • Иностранные языки
    • Технические науки
      • Теоретическая механика и сопромат
      • Сварка

forkettle.ru

Опыление - размножение цветковых растений

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Его важнейшие части — тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы полового размножения — опыление и оплодотворение.

Опыление — процесс, во время которого пыльца с пыльников тычинок растения переносится на рыльце пестика.

Существуют два способа опыления:

  1. 1. При самоопылении пыльца с тычинок цветка попадает на рыльце пестика того же самого цветка.Так опыляются овёс, пшеница, ячмень, фасоль, горох, хлопчатник. Самоопыление чаще всего совершается до распускания цветка (в бутоне). Имеются растения, у которых цветы вообще не распускаются.
  2. 2. При перекрестном опылении пыльца с тычинок одного цветка переносится на рыльце пестика другого цветка.

Перекрестное опыление происходит, когда пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка этого же или другого растения того же вида.

У цветковых растений перенос пыльцы осуществляется насекомыми (энтомофильные растения — подавляющее большинство), ветром (ветроопыляемых растения), в некоторых — водой, птицами (в тропиках) и другие.

Цветки ветропыляемых растений имеют небольшие размеры, неяркие цвета, часто простую околоцветник, мелкий сухой пил (береза, дуб, ольха, лещина), хорошо разносится ветром.

Цветки энтомофильные растений имеют приспособления для привлечения насекомых: крупные цветки (если мелкие цветки, то они собраны в соцветия), околоцветник ярких цветов, клейкие, больших размеров пыльцевые зерна, сильный запах, нектарники.

Запах — очень важное свойство: некоторые насекомые чувствуют запах даже одного цветка на расстоянии нескольких километров. Нектарники — особые железистые образования, производящие сахаристые вещества (нектар), расположенные преимущественно в глубине цветка.

В поисках нектара насекомые посещают цветки, одновременно обеспечивая их опыления благодаря липкой и цепком пыльцы, который прилипает к их тела. Различные способы опыления обеспечили цветочным растениям распространение в различных местностях.

Искусственное опыление осуществляется путем переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика с участием человека. Его применяют в цветоводстве, сельском и лесном хозяйстве.

bio-learn.com

Урок "Опыление цветковых растений"

Проверка знаний учащихся.

Строение цветка.

Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.

Рассмотрите рисунок.

hello_html_29a60af4.gif

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните.

3.Чем отличается простой околоцветник от двойного?

1. Под какой цифрой изображена часть цветка, в которой созревает пыльца?

2. Часть цветка, из которой образуется плод.

3. Околоцветник…

4. Часть цветка, привлекающая насекомых.

5. Главные части цветка.

6. Часть цветка, имеющая завязь.

7. часть цветка, в которой имеются семязачатки.

Изучение нового материала:

1. Цветение.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?

Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания.

Вопрос: Все ли растения цветут?

Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

2. Опыление.

Ребята, как бы вы объяснили, что такое опыление.

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Вопрос: -Зачем растению опыление?

После опыления происходит оплодотворение.

3. Оплодотворение – это слияние двух половых клеток (гамет).

Как вы считаете, ребята, что дает оплодотворение?

(После этого у растения появляются плоды)

Как же происходит перенос пыльцы с тычинок на пестики?

4. Виды опылений:

Самоопыление

Вопрос: Ребята, используя определение опыления, опробуйте дать определение самоопыления

Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для самоопыления?

Приспособления к самоопылению:

Тычинки должны быть длиннее пестика.

Происходит в закрытом бутоне.

Примеры: пшеница, томат, картофель, лен.

Перекрестное опыление

Вопрос: Используя определение опыления, опробуйте дать определение перекрестного опыления.

Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка?

Перекрестное опыление животными

Ребята, какие животные чаще и больше других опыляют цветки?

(Насекомые)

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми:

Наличие нектара

-Много пыльцы, Яркий околоцветник

Оказывается, что насекомые не равнодушны к окраске цветка. Так «любимыми» цветами пчел и шмелей являются синий и фиолетовый, меньше – желтый. К зеленому они равнодушны, а красный вообще не замечают. А вот некоторые бабочки, напротив, предпочитают красный цвет.

-Запах: Приятный аромат

-Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

Примеры: шиповник, клевер, ландыш, черемуха, стапелия.

На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена.

Удивительное растение, не правда ли?

Интересно знать, что бутоны с цветками баобаба раскрываются в одну ночь. Крупные цветки источают странный аромат, немного напоминающий запах мускуса. На старом баобабе за ночь распускается до ста цветков. Их сладкий нектар привлекает лемуров галаго, которые вылизывая нектар, переносят пыльцу.

Различные насекомые далеко не равноценны как опылители. У цветков выработалось приспособление, защищающее нектар от бесполезных для цветка лакомок и открывающее к нему доступ насекомым, производящим перекрестное опыление.

Чтобы избавиться от толпы назойливых мух, многие цветки имеют такую форму венчика, где сладкий нектар спрятан в глубине трубки венчика или специальной шпорце, образованной выпячиванием одного из лепестков.

Цветки донника приспособлены к опылению пчелами. На нижних лепестках этих цветков, раскрытых в виде пасти, может усидеть только пчела, а бабочке некуда здесь деть свои крылья.

Перекрестное опыление ветром

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром.

Приспособления к опылению ветром:

Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

Мелкие цветки собраны в длинные соцветия

Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

Тычинки длинные

Пыльца легкая, летучая

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.

Перекрестное опыление водой

Вопрос: Как вы считаете, у каких растений может происходить такое опыление.

Происходит у водных растений.

Примеры: роголистник, элодея.

Вопросы для закрепления изученного материала:

Почему пестики и тычинки у многих растений развиваются в разное время?

Почему у кукурузы и ржи невзрачные цветки?

Растение душистого табака раскрывает свои цветки ночью. Почему?

Почему нектарники располагаются в нижней части цветка?

Ученые провели опыт и выяснили: яблоня при удаленности ульев на 600 м давала урожай 124 кг яблок, на 200 м – 252 кг. Как это можно объяснить?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. П. 22

infourok.ru

УРОК НА ТЕМУ: "ОПЫЛЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ"

ТЕМА УРОКА: Способы опыления у покрытосеменных растений.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Сформировать у учащихся понятие «опыление»

2. Познакомить с особенностями приспособления цветков к

опылению различными способами.

3. Выяснить биологическую сущность и практическое значение

опыления.

4. Развитие на уроке памяти, речи, логического мышления.

ХОД УРОКА:

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА:

Вопросы:

1. Какие типы размножения растений вам известны?

2. При помощи, каких органов происходит вегетативное размножение?

3. При помощи, каких органов происходит половое размножение?

4. Из какого органа образуются плоды и семена?

5. Какие условия необходимы, чтобы образовались плоды и семена?

6. Каково строение цветка?

Со строением цветка мы познакомились. Теперь нам предстоит выяснить, как происходит опыление у цветковых растений.

ТЕМА: Опыление у цветковых растений.

Опыление связано с главными частями цветка.

Вопросы:

1. Назовите главные части цветка.

2. Что же такое опыление?

ОПЫЛЕНИЕ – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

В природе существует два основных вида опыления:

а) самоопыление

б) перекрестное опыление

РАБОТА ПО СХЕМАМ: КОДОСКОП

Попробуйте составить правила.

1. Что такое самоопыление?

2. Что такое перекрестное опыление?

САМООПЫЛЕНИЕ

ПЕРЕКРЕСТНОЕ

Это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика этого же цветка.

Это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

РАБОТА ПО РАЗДАТОЧНОМУ МАТЕРИАЛУ:

I вариант

II вариант

ОСОБЕННОСТИ САМООПЫЛЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕКРЕСТНОГО

1. Пыльца попадает с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

1. Пыльца попадает с тычинок на рыльце пестика другого цветка.

2. Сливаются половые клетки, которые образуются на одном растении.

2. Сливаются половые клетки, которые образуются на разных растениях.

3. Половые клетки имеют одинаковые наследственные признаки.

3. Половые клетки имеют разные наследственные признаки.

4. Потомство похоже на родительское растение. Оно менее жизнеспособно.

4. Потомство приобретает новые признаки и свойства, которых не было у родителей. Оно более жизнеспособно.

ПРОВЕРКА:

1. Назовите признаки самоопыляемых растений.

2. Назовите признаки перекрестноопыляемых растений.

ДОПОЛНЕНИЕ

В природе перекрестное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление.

Более того, у растений выработались специальные приспособления, затрудняющие самоопыление, или делающие его невозможным.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

1. Тычинки и пестики на одном цветке созревают не одновременно.

2. Тычинки и пестики находятся в разных цветках.

Вопрос: Как называются такие цветки? (Огурец, арбуз, кукуруза, орешник)

3. Тычинки бывают короче пестиков.

4. Невозможно самоопыление у двудомных растений.

Вопрос:

А) Почему? (Пестичные и тычиночные цветки на разных растениях)

Б) Назовите примеры. (Тополь, ива)

Пыльца у покрытосеменных растений может переноситься разными способами.

Чтобы выяснить, какие бывают виды перекрестного опыления, какими признаками обладают растения, которые опыляются данными видами опыления, посмотрим сказку.

ЗАДАНИЕ:

Прослушав сказку, вы должны заполнить данную таблицу. Записать признаки.

СКАЗКА:

Автор: В растительном царстве, в Покрытосеменном государстве жил-был царь-батюшка Урожай. Была у него дочь по имени Урожаюшка.

Злая колдунья заколдовала Урожаюшку. Стало пустынно и грустно вокруг. Царь Урожай, разбитый горем, издал Указ:

УКАЗ: Тот, кто узнает секрет растений: почему один год урожайный, а другой неурожайный, поможет расколдовать дочь Урожаюшку, тому царь отдаст в жены дочь, да полцарства в придачу.

Поскакали гонцы во все концы, в надежде узнать секрет растений.

Совершим и мы путешествие вместе с Иваном царевичем, которому подарили шапку-невидимку и волшебные уши, которые способны понимать язык растений и животных.

Долго шел Иван царевич, пока перед ним открылась красивая картина

Иван царевич Долина вся в цветах

Над этими цветами

Рой пестрых бабочек

И пчел миллионный рой.

ПЕСНЯ Мохнатый шмель

На душистый хмель

Он уселся там на цветки

Порхают бабочки здесь

Да и пчел всех не счесть

Чем влекут их эти цветы?

Автор: Решил отдохнуть Иван-царевич. Да ради интереса надел шапку-невидимку и волшебные уши. О чудо! Он услышал ответ на свой вопрос.

Энтомофилы Ведь у наших цветков

Яркий венчик лепестков

В тычинках много липкой пыльцы

Есть нектар и аромат испускают цветки

Значит энтомофилы все мы.

Энтомофил 1 Да! Мы опыляемся насекомыми. Такое опыление называется

Все ЭНТОМОФИЛИЯ

Энтомофил 2 В наших железах-нектарниках образуется много нектара, сладковатой жидкости, которая является пищей для насекомых. У некоторых цветков нектар капает целыми каплями.

Энтомофил 3 Посмотрите, какие мы модные! У нас яркая окраска лепестков. Мы можем быть желтыми, оранжевыми, синими, белыми. Одиночные цветки крупные, а мелкие собраны в соцветия.

Энтомофил 1 Мы издаем аромат, который насекомые чувствуют на большом расстоянии. Только некоторые цветки, которые опыляются мухами, издают запах тухлого мяса.

Энтомофил 2 Пыльца у нас липкая, шероховатая, легко прилипает к насекомым-опылителям.

Автор: И разгорелся между растениями спор, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Зоофил 1 Ну, конечно, вы, энтомофилы, модницы! Привлекаете к себе многих насекомых. Каждое норовит сесть на вас.

А вот мы, зоофилы, опыляемся не какими-нибудь мелкими букашками, а настоящими зверьми – млекопитающими. Поэтому мы называемся

Все ЗООФИЛЫ, а опыление, которое у нас происходит

ЗООФИЛИЯ

Энтомофил 3 Зверями? Как же ваши цветоножки выдерживают их?

Энтомофил 2 Каким образом они вас находят?

Зоофил 2 У нас для этого есть свои приспособления. У одних растений цветки белые, закрыты днем и открываются ночью. Они источают сильный аромат, привлекая к себе местных крыс.

Энтомофил 1 Фу, крыс!

Зоофил 1 Ну и что? Это довольно привлекательные животные.

Зоофил 2 Но цветки могут быть и другого цвета: зеленовато-желтого, фиолетового.

Зоофил 1 Наши цветки имеют прочный околоцветник и посадочные площадки в виде толстых цветоножек, чтобы они выдерживали животных.

Зоофил 2 В цветке образуется много слизистого нектара.

Зоофил 1 Если цветки опыляются летучими мышами, они имеют затхлый запах, который похож на запах, издающий железами летучих мышей.

Энтомофил 2 Вот удивили! Но и среди нас, энтомофилов, есть цветки, которые опыляются только определенными насекомыми.

Львиный зев Я, львиный зев, не могу опыляться любым насекомым. Мой цветок состоит из двух губ: верхней и нижней. Он всегда закрыт. Под весом любого насекомого он не раскрывается. Для этого нужно насекомое с большим весом. Такое, как шмель. Шмель садится на нижнюю губу, она свисает вниз, цветок открывается, он проникает во внутрь цветка, достает нектар. На его брюшко, лапки попадает пыльца и переносится на другой цветок.

Клевер Мы тоже благодарны шмелям за свой труд. Так как если бы не они, мы могли бы исчезнуть с лица Земли. Мне рассказывала бабушка, что когда была открыта Австралия, переселенцы посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но но семян не давал. То есть он не размножался. Каждый раз для сева приходилось завозить семена из Англии. Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, которые опыляют эти растения. Как только в Австралию завезли шмелей, стало происходить опыление и оплодотворение, образовались семена. Так пропала необходимость завоза семян из Англии.

Орнитофил 1 Вот расхвастались! Мы, растения, у которых воронковидные цветки, тоже не лыком шиты. Нас просто так не опылишь. Ведь наши лепестки венчика срослись в трубочку, тычинки и пестик сидят глубоко в цветке. Не каждая букашка долетит и не каждый зверь долезет до нектарников, спрятанных у нас внутри. Мы большие друзья с птицами. Ими опыляются самые высокие растения – эвкалипты.

Жители пустынь – кактусы и алоэ. Птицами опыляются некоторые виды акаций и фукций.

Зоофил 1 Вот придумали! Ха! Ха! Смешно даже!

Зоофил 2 Вы что, скрываете в себе насекомых, лягушек грызунов или склад семян, которыми питаются пернатые?

Орнитофил 2 Вовсе нет! Какое невежество! Никаких познаний в биологии! Есть птицы, которые для питания используют нектар. Это, например, колибри, нектарницы.

Орнитофил 1 Они находят нас не по запаху, у нас его нет. Да и у птиц органы обоняния плохо развиты.

Орнитофил 2 Зато у нас яркая окраска лепестков. Причем, по сравнению с энтомофилами, у нас в первую очередь лепестки венчика имеют ярко красную окраску. Но она может быть и оранжевой и фиолетовой. Такая окраска видна издали и привлекает птиц.

Орнитофил 1 У нас водянистый слизистый нектар. Его очень много.

Орнитофил 2 Мелкие птицы порхают в воздухе, посасывая нектар из цветков, не садясь на них. Они обладают длинным клювом, которым достают нектар. Перелетая с одного цветка на другой, они опыляют нас. Такое опыление назвали

Все ОРНИТОФИЛИЯ

А нас

Все ОРНИТОФИЛЫ

Анемофил Боже! Нет более глупых существ, чем вы на нашей планете! Без этих живых тварей: букашек, пчел, бабочек, птиц и тем более крыс и летучих мышей вы ничто на этой планете! Наша экология становится все хуже и хуже. Вымрут они, и вы за ними.

Толи дело мы! Анемофилы! Опыляемся ветром. За нами будущее! Ведь что- что, а ветер всегда будет в природе!

Энтомофил 1 Как ветер может вас опылить! Это абсурд!

Орнитофил 2 У ветра что, есть лапки, хоботок, клюв? Боже мой, ветром!

Зоофил 2 И какие для этого у вас есть приспособления?

Анемофил Говорить вам об этом, ниже моего достоинства! Если вам так уж это интересно, прочитайте в справочнике.

КНИГА Для нас с вами справочником является книга

Вопрос:

1. Найдите признаки ветроопыляемых растений то есть анемофилов.

ПРОВЕРКА:

ПРИЗНАКИ АНЕМОФИЛОВ

1. Цветки невзрачные;

2. Цветки мелкие, собраны в соцветия;

3. Рыльца перистые;

4. Пыльники на длинных свисающих нитях;

5. Пыльца легкая, сухая, мелкая, ее много.

Автор И неизвестно, чем закончился и сколько бы продолжался этот спор, если бы не появилась царица всего зеленого царства Флора.

Флора Тихо! Тихо! Что это вы так расшумелись сегодня? Угомонитесь! Как не стыдно? Разве имеет хоть какое то значение, как и кем происходит опыление?

Важно то, чтобы оно произошло. За опылением наступает оплодотворение, и тогда только образуются плоды и семена. Только в этом случае вы сможете размножаться и жить вечно на Земле! Да и человек будет собирать большие урожаи.

А людям просто нужно задуматься. Ведь если и дальше природа будет загрязняться и уничтожаться, то они могут остаться и без животных и без растений.

Иван-царевич Понял! Понял! Чтобы был урожай, нужно, чтобы у цветков произошло опыление и оплодотворение.

Автор Возвратился Иван-царевич к царю Урожаю. Рассказал секрет растений, расколдовал дочь Урожаюшку. Стали они жить поживать да добра наживать.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Вопросы:

1. Что такое опыление?

ТЕТРАДЬ

2. На какие группы делится опыление?

СХЕМА ТЕТРАДЬ

Оhello_html_m22abac5d.gifhello_html_4f404b72.gifПЫЛЕНИЕhello_html_30f9a0d7.gif

САМООПЫЛЕНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ

3. Что такое самоопыление?

4. Что такое перекрестное опыление?

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕТРАДЬ

5. Какое опыление преобладает у покрытосеменных?

6. Пыльца может переноситься разными способами, поэтому существует несколько видов перекрестного опыления. Вспомните сказку. Назовите виды опыления.

7. Сколько видов опыления мы узнали?

СХЕМА ТЕТРАДЬ

Пhello_html_m569fdc55.gifЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ

hello_html_m569fdc55.gifhello_html_m1586c114.gifhello_html_52240516.gifhello_html_m41bc59b5.gif

hello_html_349cd6d4.gif

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ:

1. Читаем термин хором

2. Записываем термин в схему, объясняем его кратко (все термины)

3. Составьте правило по каждому термину.

4. Закончить предложения:

а) Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого

цветка, называется …

б) Перенос пыльцы … птицам, называется …

в) Перенос, пыльцы … животными, называется …

г) Перенос, пыльцы …водой, называется …

д) Перенос, пыльцы …ветром, называется …

5. ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ПЕРЕКРЕСТНОГО ОПЫЛЕНИЯ:

а) По картинкам (Бабочки, летучие мыши, Колибри)

ЭНТОМОФИЛИЯ СООБЩЕНИЕ

Цветы всегда привлекали к себе внимание человека. Религии разных стран по своему объясняли значение цветов в природе, часто приписывая цветам божественное происхождение.

Предполагалось, что боги одели растения в прекрасные яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного и чистое от порочного.

Сладкий сок – нектар в цветах считался божественным напитком, приносящим вечную юность тем, кто его вкусит. В древней греческой легенде говорится, что боги спрятали нектар в глубине цветов, чтобы люди не заметили и не похитили его, пожелав стать бессмертными, как сами боги.

И лишь кропотливая работа ученых раскрыла тайны цветов и разрушила религиозные сказки. Оказалось, что красота цветов существует не ради человека.

Бесконечное разнообразие цветов объясняется приспособлением их к привлечению насекомых, способствующих перекрестному опылению.

6. Назовите признаки каждого вида опыления УСТНО

а) энтомофилия;

б) зоофилия

в) орнитофилия

г) анемофилия;

д) гидрофилия

7. СРАВНИТЕ ПРИЗНАКИ ЭНТОМОФИЛОВ И АНЕМОФИЛОВ

ЭНТОМОФИЛЫ

АНЕМОФИЛЫ

1. Крупные одиночные цветки

1. Цветки мелкие.

2. Мелкие цветки собраны в соцветия

2. Цветки собраны в соцветия

3. Яркая окраска лепестков венчика

3. Нет яркой окраски лепестков венчика

4. Наличие нектара

4. Нет нектара

5. Наличие аромата

5. Нет аромата

6. Крупная, липкая шероховатая пыльца

6. Мелкая, легкая, сухая пыльца

7. Пыльники на длинных свисающих нитях

8. ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ПЕРЕКРЕСТНОГО ОПЫЛЕНИЯ:

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

А) СТИХОТВОРЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Колокольчик! Колокольчик! (ЭНТОМОФИЛИЯ)

Неужели это ты?

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы?

Нет, то сонное гуденье

Темных бархатных шмелей,

Шелест трав и струек пенье

В знойном воздухе полей

Колокольчик! Колокольчик!

Что на гибком стебельке

Ты лиловую головку

Клонишь в свежем ветерке?

Может быть, звенишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам

И понятен только пчелам,

Рощам, травам и цветам.

Б) ДРИАНДРА (ЗООФИЛИЯ)

На равнинах Австралии растут кустики дриандры.

Цветки у них очень крупные, растут на расширенном, словно чаша цветоложе, собираясь в соцветие. Дно чаши усеяно чешуйками и наполнено слизистым нектаром. Нектар пахнет сливками, которые чуть-чуть начали скисать.

Кенгуру приходят, и сунув в чашу морду, пьют, «сливовый» нектар, причем пачкают нос пыльцой. Скачут потом к соцветиям другой дриандры и оставляют пыльцу в цветах.

В) ВОРОНКОВИДНЫЕ ЦВЕТЫ (ОРНИТОФИЛИЯ)

В тропических лесах огромное количество растений с воронковидными цветами. У них нет толстых цветоножек - посадочных площадок. Цветки крупные, прочные. Они лишены запаха. Зато окрашены очень ярко. Преобладающий цвет – огненно-красный, особенно в сочетании с другими тонами - черным, фиолетовым, зеленым, белым. В цветках очень много нектара, но он жидкий и слизистый.

Австралийское растение дорианте содержит в каждом своем цветке по рюмке нектара. Слизким соком некоторых цветков даже человек может утолить жажду.

ТИП ОПЫЛЕНИЯ?

У птиц-опылителей клюв длинный, тонкий, часто серповидный. Бахрома хорошо впитывает нектар. Трубчатый язык действует как поршень: втягивая его в рот, птица засасывает цветочный сок через плотно сомкнутый клюв.

Г) РАФФЛЕЗИЯ (ЭНТОМОФИЛИЯ)

1818 году при путешествии вглубь острова Суматра доктор Арнольд и Тома Раффльс увидели перед собой громадный раскинувшийся на земле цветок. Все в этом цветке было необычно.

Диаметр цветка – 1 метр

Масса – 6 килограмм

Толщина мясистых лепестков – 5 см.

Лепестки красного цвета с пятнами более бледного оттенка.

У этого растения не было листьев. Это паразит.

Но самое удивительное то, что вместо присущего всем цветам аромата этот цветок издает отвратительное зловоние. Этот запах сходен с запахами гниющего мяса, служит ей для той же цели, что и многим душистым цветам их тонкие приятные ароматы.

КОГО ПРИВЛЕКАЕТ ЭТОТ ЗАПАХ?

ТИП ОПЫЛЕНИЯ?

9. КОМБИНИРОВАННОЕ ОПЫЛЕНИЕ

Чаще всего у растений происходит либо перекрестное, либо самоопыление.

Но есть растения, цветки которых приспособились сразу к двум видам:

а) перекрестному опылению

б) самоопылению

Примером является:

ГОЛУБАЯ ПЕРЕЛЕСКА

На одном и том же кустике перелески есть мелкие цветы, а есть и вдвое крупнее. Мелкие – только что раскрывшиеся. Значит, эти цветы растут!

У молодого цветка рыльце блестит, но не одна тычинка не пылит. Тычинки и пестик созревают в разное время. Этот цветок ждет насекомого, которое принесет ему пыльцу с другого цветка.

А крупный цветок не ждет насекомого. У него пылит последний круг тычинок. И, любопытно, тычинки нагнулись пыльниками к рыльцам. Он, очевидно, цвел в дурную погоду, и ему пришлось опылять себя собственной пыльцой. Но какие длинные эти тычинки! Соседний круг покороче, потом еще короче. А крайний круг, те, которые пылили первыми, короче всех! В то время цветок был маленьким. Так вот почему растут лепестки! Ведь они смыкаются на ночь, чтобы защищать собой тычинки. И каждую ночь им приходится укрывать все более длинные тычинки. И самим им приходится удлиняться.

10. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, НЕ ДОПУСКАЮЩИЕ САМООПЫЛЕНИЯ

У многих растений происходит перекрестное опыление. У них возникли приспособления, чтобы не происходило самоопыление.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

А) У знакомой нам голубой перелески в цветке есть и тычинки и пестик. Почему у них не происходит сразу самоопыление, а только в том случае, если цветок остается неопыленным?

(Тычинки и пестик созревают в разное время)

Б) Тычинки и пестики в цветках кукурузы созревают одновременно. Почему у кукурузы не происходит самоопыление?

(Раздельнополые цветки)

В) Почему невозможно самоопыление у тополя и ивы, ведь у них есть и тычиночные и пестичные цветки?

(Двудомные растения)

Г) Нельзя сказать, что медуница привлекательное растение. Но оно оригинально: на одном и том же стебле цветки разного цвета: розовые, голубые, синие, фиолетовые. Начинает цветок свою жизнь розовым, а голубеет он уже после

опыления. И тогда прекращается выделение меда. Любопытно, что насекомые не посещают никаких других цветков медуницы, кроме розовых. Розовый цвет для них вывеска: «мед имеется».

Есть у цветков медуницы еще одна особенность. У них есть и тычинки и пестик. Но никогда в цветке не происходит самоопыление. ПОЧЕМУ?

У одних цветков тычинки выше пестиков.

У других цветков пестики гораздо выше тычинок.

В любом случае цветки приспособлены к тому, чтобы опыление происходило между разными растениями.

(разная длина тычинок и пестиков)

11. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, НЕ ДОПУСКАЮЩИЕ САМООПЫЛЕНИЯ

1. Раздельнополые цветки;

2. Двудомные растения;

3. Разное время созревания тычинок и пестиков;

4. Разная длина тычинок и пестиков.

Урок на тему:

«ОПЫЛЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»

6 класс

Учитель высшей квалификационной категории

ГОЛУБОВА О.А.

infourok.ru

Опыление цветковых растений

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: Автор разработки: учитель биологии 2-й дидактической категории Князева Т.А. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Опыление цветковых растений" Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

  • обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;

  • показать практическую значимость изучения опыления;

  • продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности;

  • умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • знать характеристики видов опыления растений;
  • уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.

Межпредметные:

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

Личностные:

развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления растений.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, игровая технология, технология проектирования. Информационно-технологические ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложение ). Основные понятия урока: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.

Формиро-вание УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап. (1 мин)

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу

Л(5-7) 1.5

Л(5-7) 2.1

К(5-7) 5.

- Добрый день, ребята!

Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока

«На уроке, как в лесу

Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.

Пожалуйста, не теряйся» СЛАЙД 2

(В. Шаталов)

Приветствие учителя. Настраиваются на работу.

2. Мотивация учебной деятельности. ( 3 мин)

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

К(5-7) 1.2

- Подумайте, о каком процессе идет речь?

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие. Пробудившись от зимней спячки каждое растение, стремится дать жизнь новым поколениям. СЛАЙД 3

- Что называется размножением?

- Как называется размножение с участием половых клеток?

- О размножении, каких растений идёт речь?

- С каким органом покрытосеменного растения связано половое размножение?

- Чем отличаются цветки разных растений друг от друга?

- самая яркая и заметная часть цветка, часто окрашена в разные цвета?

- Какие части цветка отвечают за размножение?

- Женский орган цветка?

- Мужской орган цветка?

- Вспомним главные части цветка и их строение.

- Для этого выполните задание: напишите цифры, указывающие строение пестика и тычинки в нужном порядке. СЛАЙД 4

- Оцените свою работу. Для этого нам поможет оценочная цветовая шкала: (на доске)

  • отлично - красный

  • хорошо - оранжевый

  • справился - синий

  • не справился - желтый

и цветок на вашей парте.

- Вы берете цвет лепестка и приклеиваете его к 1.

- С их участием происходит два процесса. Об одном из них мы сегодня поговорим. Слайд 5

Воспроизводят имеющиеся знания о растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их.

Формулируют тему урока, цель урока.

Отвечают на вопросы.

Составляют схему, проверяют, оценивают, приклеивают к цветку первый лепесток.

3. Постановка целей и задач урока.(3 мин)

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи

Р(5-7) 1.1.

Р(5-7) 2.1.

К(5-7) 5

- Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему не происходило размножение? СЛАЙД 6

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Какие задачи будем решать?

В случае затруднения ответа, учащимся показывается слайд со шмелём, потом прочитывается текст (Приложение1) СЛАЙД 7

ТЕМА УРОКА: Опыление цветковых растений.

ЗАДАЧИ:

- дать определение опылению

- рассмотреть виды опыления

- показать практическое применение знаний. СЛАЙД 7а

Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы.

Формулируют тему и задачи урока.

4. Первичное усвоение новых знаний. (10мин)

Цель: поиск решения учебной задачи.

Л(5-7) 3.2

П(5-7) 1.1

П(5-7) 1.2

П(5-7) 3.3

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.2

К(5-7) 4

К(5-7) 6.1

- Как вы понимаете термин «опыление»?

Организует работу в группах с учебником по видам опыления (задания выдаются на карточках - Приложение 2).

Во время работы звучит МУЗЫКА «Цветочная поляна»

В ходе беседы проверяет результаты работы. СЛАЙД 8

- Оцените свою работу, приклеив к цветку второй лепесток. Слайд 8а

Организует работу по заполнению таблицы в парах:

«Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений» (Приложение 3)

Проверяет работу. СЛАЙД 8а

- Оцените свою работу, приклеив к цветку третий лепесток

- Оказывается, насекомых привлекает не только приятный запах. Сейчас разыграем сценку, из которой вы узнаете или вспомните два новых факта. (Приложение 4). ЗВУК пчелы и мухи. Слайд 9

Отвечают на вопрос.

Работают в группах с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике и с дополнительной информацией.

Составляют схему опыления.

Работают в парах по заполнению таблицы.

Оценивают работу и приклеивают лепестки: второй и третий.

Разыгрывают сценку.

Отвечают на вопросы.

5. Домашнее задание. (1мин)

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение об опылении растений водой или птицами на выбор. Слайд 10

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

6. Первичное закрепление.(4 мин)

Цель: построение ориентированной основы нового способа действия.

Л(5-7) 3.2

П(5-7) 1.2

П(5-7) 2.1

П(5-7) 2.2

К(5-7) 6.1

- Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым - Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки

Игра «Найди ошибки» СЛАЙДЫ 11 и 12

«Во поле берёза стояла

и её пчела опыляла…»

«Как на нашей грядке

Расцвёл горошек сладкий

Мушки, пчёлки налетят,

Будем урожая ждать»

Находят и исправляют ошибки.

7. Самостоятельное применение знаний.(1 мин)

Цель: выяснить умение применения знаний в новой ситуации.

Л(5-7) 1.4

Л(5-7) 2.1

П(5-7) 1.1

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 6.1

Задаёт вопросы: Слайд 13

– Почему ливни над фруктовым садом весной могут стать причиной плохого урожая осенью?

– Почему весной выносят ульи в цветущий сад?

– Оцените свою работу, приклеив четвёртый лепесток.

Отвечают на вопросы.

Оценивают и приклеивают к цветку четвёртый лепесток.

Рассказ о самоопылении и искусственном опылении. Слайды 14-18

Фильм «Опыление цветковых растений» (до 6.58)

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

Организует тестовую работу и

контрольно-оценивающую деятельность (Приложение 5) слайд 19

- В центре вашего цветка заготовка теста, вы ставите буквы ответа под цифрами вопроса.

- Оцените свою работу, приклеив пятый лепесток. СЛАЙД 20

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

и приклеивают к цветку пятый лепесток

9. Рефлексия. (3 мин) слайд 21

Цель: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Л(5-7) 1.5.

Р(5-7) 4

Р(5-7) 5

К(5-7) 1.1

К(5-7) 6.1

Организует рефлексию.

Оценивают свою работу, работу класса и учителя, и приклеивают к цветку шестой лепесток.

Задают вопросы учителю.

Критерии, показатели, диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся

Личностные:

Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общест­венной практики.

Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, пра­вил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников

Л(5-7) 2.1. Сформированность ответствен­ного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта уча­стия в социально значимом труде.

Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с други­ми людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные:

П(5-7) 1.1. Сформированность умения озна­комительного и изучающего чтения

П(5-7) 1.2. Сформированность умения само­стоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий.

П(5-7) 2.1. Сформированность умения созда­вать и использовать модели и схемы для решения задач.

П(5-7) 2.2. Сформированность умения осу­ществлять выбор способов решения задач.

П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руково­дством учителя в соответствии с требова­ниями

Регулятивные:

Р(5-7) 1.1. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р(5-7) 2.1. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

Р(5-7) 4. Сформированность умения в со­трудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р(5-7) 5. Сформированность умения само­стоятельно оценивать правильность выпол­нения действия на уровне соответствия ре­зультата заданным требованиям

Коммуникативные:

К(5-7) 1.1. Сформированность умения учи­тывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

К(5-7) 1.2. Сформированность умения пла­нировать общие способы работы в совмест­ной деятельности под руководством учителя.

К(5-7) 4. Сформированность умения обме­ниваться необходимой и полезной информа­цией для общения и деятельности и оказы­вать необходимою помощь партнеру в про­цессе сотрудничества

К(5-7) 5. Сформированность умений аргу­ментировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

К(5-7) 6.1. Сформированность, умений в со­ответствии с коммуникативными ситуация­ми использовать речевые средства для реше­ния различных коммуникативных задач

Приложение 1

Шмели – отличные опылители красного клевера. Они имеют более длинный, чем у пчелы, хоботок, что позволяет им работать там, где пчелам это не под силу. Шмели «встают» раньше пчел и бодрствуют дольше, так как не боятся утреннего и вечернего похолодания. Их мохнатая шубка хорошо защищает от охлаждения. Сейчас шмелей разводят искусственно в основном для опыления красного клевера и культур закрытого грунта.

Приложение 2

Составьте схему «Опыление цветковых растений»

Слова: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное, в природе, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка, перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветков других растений. Потомство очень похоже на родительское растение. Потомство приобретает новые свойства, более жизнеспособно.

Рисунки: гороха, ивы, овса, хлопчатника, арбуза.

Приложение 3

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1. Крупные яркие цветки

2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

3. Наличие нектара

4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

5. Наличие аромата

6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

7. Крупная липкая шероховатая пыльца

Приложение 5

Тестовая работа.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Б. Слияния спермия с центральной клеткой

В. Прорастание пыльцевых зерен

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра

Б. Человека

В. Воды

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром

Б. Искусственно

В. Насекомыми

4. Самоопыление происходит у:

А. Вишни клевера

Б. Картофеля, гороха

В. Березы, орешника

5. Много сухой пыльцы образуется у цветков, опыляемых:

А. Насекомыми

Б. Ветром

В. Самоопылением

Приложение 4

Сценка.

1 Пчела.

Ну, и запах! Умереть можно!

2 Пчела.

Люди говорят, что так пахнет гниющее мясо.

1 Пчела.

Так это же Рафлезия Арнольди.

2 Пчела.

Мало того, что у нее самый крупный цветок с диаметром 1 метр, так еще и самый отвратительный запах!

1 Муха.

Кто это вам сказал. Это самый замечательный запах! Именно этот запах нас и привлекает. Так пахнет не только Рафлезия Арнольди, но и другие растения тоже. Например, в Черноземной полосе России есть растение киргазон обыкновенный. Мы то же его любим.

2 Муха.

– Да и цвет у него что надо! Часть лепестков окрашена в грязный красный цвет. Ну, ничего! Поем эти сочные клетки лепестков. Что это. Пыльца… Вся в пыльце!

11

videouroki.net

Цветение и опыление растений

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам  опыления возникшими в ходе эволюции.

Задачи урока:

Образовательные: показать значение опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,  систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений,  продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, работа в парах. 

Оборудование: таблицы " Строение цветка", " Опыление цветков насекомыми",   "Ветроопыляемые растения", " Искусственное опыление кукурузы", конверты с   заданием, компьютер, проектор, учебный диск" биология -6", гербарий самоопыляемых и перекрёстноопыляемых растений, презентация к уроку, рабочая тетрадь №1.

Ход урока

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
  6. Домашнее задание.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Всю жизнь цветы не оставляют нас Прекрасные наследники природы. Они приходят к нам в рассветный час, В закатный час заботливо уходят.

А) Фронтальная беседа по вопросам:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок? Что является главными частями цветка?

Какое строение имеет пестик?

Что развивается из завязи пестика?

Какое строение имеет тычинка?

Что находится в пыльнике тычинки?

Что такое соцветие

Б) Работа в парах. Разгадывание кроссворда по пройденной теме

(дети получают кроссворды и приступают к её разгадыванию).

В) Обобщение ответов(слайд №1-переход к новой теме)

3. Изучение новой темы. (

Слайд №2)

А) постановка цели урока

Б) проблемный вопрос

– Зачем растение цветёт? Чтобы радовать нас, людей?

Почему в этот период на растениях много самых разных насекомых?

(Предполагаемые ответы учащихся)

Учитель: (слайд №3) Подводит итоги ответов учащихся и вместе дают определение "цветение"

– А что же такое опыление?

(Предполагаемые ответы учащихся) (слайд №4)

Значение опыления (слайд №5)

Типы опыления: (слайд №6)

А) самоопыление Б) перекрёстное опыление. Самоопыление.

Слайд №7. Самоопыление. Дайте краткую характеристику самоопыления. Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыление?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Какие есть приспособления у растений к самоопылению?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– часто происходит ещё в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне;

– тычинки длиннее пестиков и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики;

Затем вместе формулируем вывод и обращаем внимание на (слайд №8).

Приспособления у растений к самоопылению.

Слайд №9.Примеры растений , у которых наблюдается самоопыление.

Слайд №10. Перекрёстное опыление( определение). Дайте краткую характеристику перекрёстного опыления.

Выполнить задание №1 в рабочей тетради к параграфу 24.

Перекрёстное опыление может быть нескольких видов.

Слайды № 11-12. Перекрёстное опыление насекомыми.

Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению насекомыми? (предполагаемые ответы учащихся).

Затем вместе формулируем вывод.

Слайды № 13-14.Приспособления растений к опылению насекомыми.

Слайд № 15.Опыление растений ветром.

Ребята, как вы думаете, какие есть приспособления у растений к опылению ветром?

(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.

Слайд № 16.Приспособления растений к опылению ветром.

Слайд № 17.Примеры растений, опыляющихся ветром

(Берёза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей)

Для закрепления материала выполнить задание №2 в рабочей тетради.

Затем выполняем лабораторную работу " Рассмотрение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" ( Инструкционная карточка на стр.90-91)

(Учащиеся работают с гербарным материалом , затем формулируют вывод)

Вопросы учащимся:

– Как по строению цветка можно узнать, как опыляется растение ,ветром или насекомыми?

– Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

(Предполагаемые ответы учащихся). Затем вместе формулируем вывод.

Существуют и другие способы опыления растений.

Слайд № 17.Другие способы опыления растений.

Слайд № 18.Опыление с помощью воды.

Слайд № 19.Копытень. Муравьи-опылители.

Слайд № 20.Колибри.

Слайд № 21.Баобаб.

Слайд № 22.Животное Кускус в Австралии.

Учитель. Помимо естественного опыления, происходящего в природе , возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление-это опыление , которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( рассказ учащегося о способах искусственного опыления с использованием таблицы

"Искусственное опыление кукурузы"

4. Закрепление нового материала

А) самостоятельная работа ( заполнить таблицу ).Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак "+", если нет "-"

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Крупные яркие цветки    
2.Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия    
3. Наличие нектара    
4.Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия    
5.Наличие аромата    
6. Пыльца мелкая, сухая, лёгкая, большое количество.    
7.Крупная липкая шероховатая пыльца    
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли    
9. Растения цветут весной до распускания листьев    
В цветках отсутствует нектар    

Б) Найти биологические ошибки. Сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей Цветочного города. Вы, наверное, все помните одного из жителей города– Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка всерьёз решил заняться ботаникой, но как обычно всё перепутал. Помогите ему.

1 конкурс " Сочинения Незнайки"

Ваша задача – найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1.Во поле берёза стояла И её пчела опыляла (Берёза опыляется ветром) 2.Как на нашей грядке Расцвёл горошек сладкий Мушки, пчёлки налетят, Будем урожая ждать (Горох – самоопыляемое растение)

2 конкурс " Почемучка". Второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на вопросы, которые отличаются от вопросов Знайки своей серьёзностью и правильностью.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и жёлтого цвета?
  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет?
  3. Почему весной мало кто из людей замечает цветение берёзы.
  4. Почему один из двух цветков яблони образовал плод, а другой нет? Почему так произошло?

5. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

6. Домашнее задание.

п.24. стр. 89-92.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта