Приспособление плодов и семян к распространению, использование растительных богатств. Опишите приспособления которые имеют плоды этих растений
Какие приспособления к распространению плодов и семян встречаются у растений?
Приспособления некоторых плодов н семян к распространению. Плоды, разбрасывающие семена: 1 — бешеного огурца; 2 — кислицы; 3 — чины. Распространяемые ветром: 4 — айланта; 5 — птелеи; 6 — клевера (6а — плод в продольном разрезе) ; 7 — одуванчика; 8 — ветреницы. Распространяемые животными: 9 — подмаренника (9а — крючковатые щетинки плода) ; 10 — торилиса (10а — шипы плода) ; 11 — осоки; 12 — шалфея (12а — желёзки на плодовой чашечке, выделяющие липкую жидкость) .
Одуванчик - очень оригинальный способ распространения семян.
а вот расселению дуба помогает сойка
Крылатка. клёна остролистного скоро отправиться путешествовать
У семян некоторых растений есть специальные крючки или колючки, которыми они цепляются за перья птиц, шерсть животных и переносятся на большие расстояния. Такие семена, например, у череды, татарника.
Помимо семян-аэронавтов, есть еще семена-мореплаватели, не тонущие в воде и переселяющиеся через моря и океаны. Именно таким образом появились на острове кокосовые пальмы
Среди семян-путешественников есть и такие, которые сами помогают себе зарываться в землю. Так, плоды аистника и ковыля имеют с одной стороны тонкое острие, а с другой — длинную ость, которая при подсыхании винтообразно скручивается, а при увлажнении раскручивается и таким образом помогает семенам зарыться в землю
otvet.mail.ru
Приспособление плодов и семян к распространению
Распространение и распространения плодов с семенами является необходимым условием для существования полноценных популяций видов и одним из механизмов расширения их площади. Плоды и семена могут распространяться с участием различных агентов.
Значительная часть плодов и семян распространяется воздушными течениями (этот способ называется анемохория). Даже слабые воздушные течения способны переносить мелкие семена (виды семей - ятрышника, заразихи). Больше семян переносится ветром благодаря наличию у него волосков или различных выростов, облегчает парения в воздухе. Волоски, например, развиваются в семенах ивы, тополя, хамерию узколистного или иван-чая. Волоски в виде паппусив развиваются у плодов многих видов сложноцветных. Распространению плодов ветром способствуют перистые столбики пестики, остаются на плодах в части видов семей - Розовые, лютик, Гераниеви. Такую же роль выполняют перистые ости в зерновках ковыля. Крылатые вырасти образуются у плодов вяза, ясеня, березы, клена и многих других древесных видов растений. Крылатым часто бывает семена многих видов гвоздичного.
Некоторые, преимущественно степные и полупустынные виды растений, после созревания плодов отламывается от своей подземной части и гоняются ветром на значительные степных просторах, часто сцепляясь вместе в большие кучи. Такие виды объединяются в жизненную форму перекати-поле. Их побеги характеризуются интенсивным ветвлением, которое начинается почти с поверхности почвы, и шаровидной формой кроны. При перекатывании таких растений, особенно при толчках, происходит рассеивание семян. Жизненную форму перекати-поле имеют виды кермека, чертополоха, кресса.Распространение плодов водой или гидрохория характерно для гидато-, гидро-и гигрофильних видов растений. Такие плоды способны переносить длительное пребывание в воде. Они имеют различные приспособления, обеспечивающие им плавучесть. Они, например, часто вздутые (плоды осок) или имеют различные выросты, заполненные воздухом как плавательные пузыре. Водой также переносятся и мелкие плоды и семена.
Для многих видов характерно распространение плодов и семян животными (этот способ называется зоохория) или человеком (этот способ называется антропохориею). Такие семена является клейким или цепким, оплодень часто является сочным, мясистым, на поверхности имеет различные выросты в виде щетинок, шипов, кручечкив. В лопуха специальные приспособления для распространения плодов животными возникают на листочках обертки, что способствует распространенных целых корзин. Длинные и крепкие ости, развивающихся на цветочных чешуе в части видов Тонконогових, также способствуют зоохория. Подавляющее большинство сочных плодов является зоохорнимы. Они, как правило поедаются, а семена удаляется непереваренной, поскольку защищено от пищеварительных соков каменистым ендокарпием или твердой семенной кожурой. Распространение плодов и семян с помощью птиц называется орнитохориею. Семена многих лесных травянистых растений (например, фиалок, хохлатки, чистотела, звезд) распространяется муравьями (этот способ называется мирмекохориею).
У части видов выработались приспособления к самостоятельному активного распространения семян (этот способ называется автохориею). Сюда относятся растения в которых плоды при созревании раскрываются и при этом вследствие особенностей их анатомического строения резким толчком разбрасывают семена. Такие растения называют баллистами. К ним относятся различные виды разрыв-травы, многие виды из семейства Бобовые (например, желтая акация, люпин, чина). В бешеного огурца при легком прикосновения к его плода семена вместе со слизистой жидкостью резко выбрасывается и прилипае до животного или человека, проходящего рядом. Выброс семян обеспечивается благодаря специальным приспособлением в плодах, в основе которых лежит повышенное осмотическое давление клеток их основной ткани. Распространение плодов растениями под влиянием cилы притяжения называется барохориею. Растения-барохоры, как правило, имеют тяжелые плоды и семена. В плодах таких растений может развиваться специальная отделяя ткань, которая при созревании плодов помогает им опадать. К таким растениям можно отнести дуб, орех, конский каштан. Их плоды и семена осыпаются с материнского растения и оказываются в непосредственной близости от своих родителей. Как случай автохории можно рассматривать и геохорию, при которой плоды растений зарываются в грунт и там созревают (например, у фиалок, арахиса).
Приспособление плодов и семян к распространению, использование растительных богатств
Задачи: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян; выяснить сроки уборки урожая плодов и семян в ближайшем колхозе, совхозе, на пришкольном учебно-опытном участке, их использование.
Оборудование: коллекции плодов и семян, распространяющихся разными способами; диапозитивы «Плоды»; таблицы, учебный фильм «Сезонные изменения в жизни растений».
Методические рекомендации. В начале урока повторяют и закрепляют знания школьников о формировании плодов и их разнообразии. Проверку знаний можно провести с использованием коллекций, таблиц, рисунков на доске и т. д., а также диапозитивов. У доски 2—3 ученика выполняют схематические рисунки и записывают названия растений и плодов (сочные односемянные, сочные многосемянные, сухие односемянные, сухие многосемянные).
2—3 школьника заполняют подготовленную на доске таблицу, выполненную на предыдущем уроке. В это же время в беседе выясняются знания о строении цветка, образовании плодов и их практическом значении. В процессе проверки знаний учитель подводит учащихся к выводу о том, что плоды очень разнообразны по строению, способам раскрывания и рассеивания семян. Чтобы подготовиться к конкурсу можно решать задания русский Медвежонок 2014. Возникает вопрос, какое значение имеет приспособленность растений к разбрасыванию семян из плодов, какое биологическое значение имеют приспособления плодов и семян к распространению. Из курса природоведения и предыдущего урока ботаники учащимся известно, что с помощью семян растения размножаются. Следует выяснить, как в естественных условиях растения приспособились к самораспространению. Предлагается самостоятельная работа с учебником по заранее записанному на доске плану:
1) Прочитайте текст по учебнику.
2) Разделите содержание на части в соответствии с описанием способов распространения семян.
3) Рассмотрите изображения плодов и семян в учебнике, прочтите их описание в тексте.
4) Найдите р тексте определения способов распространения плодов и семян.
5) Подготовьте ответы на вопросы в конце параграфа.
6) Запишите в словарь новые термины.
7) Подготовьте краткие рассказы по вопросами плана.
После самостоятельной работы учитель проводит беседу и сообщает, что процесс распространения плодов и семян не случайный (многообразные приспособления у плодов и семян выработались в результате длительного развития растительного мира на Земле), обращает внимание на основные способы распространения плодов и семян, на то, что приспособительные признаки особенно хорошо видны при их созревании. Дальнейшее усвоение знаний происходит в процессе просмотра фильма. Вопросы к беседе по фильму: каковы особенности приспособления плодов и семян к распространению ветром? Как распространяются сочные дикорастущие плоды и семена? Какие сезонные изменения характерны для плодов и семян растений? Какое практическое значение имеет приспособленность плодов и семян к распространению?
Далее в беседе выясняют, какие растения выращивают в местном хозяйстве, на учебно-опытном участке, приусадебных участках, каковы сроки уборки урожая в местном хозяйстве, люди каких профессий участвуют в уборке урожая. Такая беседа необходима с учащимися как сельской, так и городской школы. Проводится беседа о значении своевременной уборки урожая плодов и семян и об их использовании человеком. Уместно рассказать о задачах Продовольственной программы или выяснить знания учащихся об этих задачах. При этом важно обратить внимание школьников, что у пшеницы при созревании колоса зерно свободно выпадает из колоса, что приводит к большим потерям при поздней уборке урожая.
Семена анютиных глазок, левкоя, львиного зева и многих других декоративных растений при созревании также высыпаются из плодов. Отсюда следует, что человеку важно знать сроки созревания плодов и семян, чтобы использовать эти знания в практической деятельности. При подведении итогов беседы подчеркивается, что наиболее характерные приспособления плодов и семян, распространяемых ветром, — различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски и т. д. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, иголок, шипиков, летучек. С помощью животных распространяются семена растений со съедобными плодами (рябина, лещина, дуб и др.). Для систематизации знаний учащихся им предлагается заполнить таблицу, подготовленную на доске. Если достаточно времени, можно предложить школьникам выполнить эту работу в тетради. Дома следует выполнить задание к параграфу учебника.
Наименование растений |
Дикорастущее или культурное |
Тип плода |
Способ распространения |
Приспособление к распространению |
Береза Рябина Горох |
Дикое Дикое Культурное |
Семянка Ягода Боб |
Ветром Птицами Саморазбрасывание |
Крылатка Толстая семенная кожура Скручивание створок боба |
Приспособление плодов и семян к распространению, использование растительных богатств
Задачи: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян; выяснить сроки уборки урожая плодов и семян в ближайшем колхозе, совхозе, на пришкольном учебно-опытном участке, их использование.
Оборудование: коллекции плодов и семян, распространяющихся разными способами; диапозитивы «Плоды»; таблицы, учебный фильм «Сезонные изменения в жизни растений».
Методические рекомендации. В начале урока повторяют и закрепляют знания школьников о формировании плодов и их разнообразии. Проверку знаний можно провести с использованием коллекций, таблиц, рисунков на доске и т. д., а также диапозитивов. У доски 2—3 ученика выполняют схематические рисунки и записывают названия растений и плодов (сочные односемянные, сочные многосемянные, сухие односемянные, сухие многосемянные).
2—3 школьника заполняют подготовленную на доске таблицу, выполненную на предыдущем уроке. В это же время в беседе выясняются знания о строении цветка, образовании плодов и их практическом значении. В процессе проверки знаний учитель подводит учащихся к выводу о том, что плоды очень разнообразны по строению, способам раскрывания и рассеивания семян. Чтобы подготовиться к конкурсу можно решать задания русский Медвежонок 2014. Возникает вопрос, какое значение имеет приспособленность растений к разбрасыванию семян из плодов, какое биологическое значение имеют приспособления плодов и семян к распространению. Из курса природоведения и предыдущего урока ботаники учащимся известно, что с помощью семян растения размножаются. Следует выяснить, как в естественных условиях растения приспособились к самораспространению. Предлагается самостоятельная работа с учебником по заранее записанному на доске плану:
1) Прочитайте текст по учебнику.
2) Разделите содержание на части в соответствии с описанием способов распространения семян.
3) Рассмотрите изображения плодов и семян в учебнике, прочтите их описание в тексте.
4) Найдите р тексте определения способов распространения плодов и семян.
5) Подготовьте ответы на вопросы в конце параграфа.
6) Запишите в словарь новые термины.
7) Подготовьте краткие рассказы по вопросами плана.
После самостоятельной работы учитель проводит беседу и сообщает, что процесс распространения плодов и семян не случайный (многообразные приспособления у плодов и семян выработались в результате длительного развития растительного мира на Земле), обращает внимание на основные способы распространения плодов и семян, на то, что приспособительные признаки особенно хорошо видны при их созревании. Дальнейшее усвоение знаний происходит в процессе просмотра фильма. Вопросы к беседе по фильму: каковы особенности приспособления плодов и семян к распространению ветром? Как распространяются сочные дикорастущие плоды и семена? Какие сезонные изменения характерны для плодов и семян растений? Какое практическое значение имеет приспособленность плодов и семян к распространению?
Далее в беседе выясняют, какие растения выращивают в местном хозяйстве, на учебно-опытном участке, приусадебных участках, каковы сроки уборки урожая в местном хозяйстве, люди каких профессий участвуют в уборке урожая. Такая беседа необходима с учащимися как сельской, так и городской школы. Проводится беседа о значении своевременной уборки урожая плодов и семян и об их использовании человеком. Уместно рассказать о задачах Продовольственной программы или выяснить знания учащихся об этих задачах. При этом важно обратить внимание школьников, что у пшеницы при созревании колоса зерно свободно выпадает из колоса, что приводит к большим потерям при поздней уборке урожая.
Семена анютиных глазок, левкоя, львиного зева и многих других декоративных растений при созревании также высыпаются из плодов. Отсюда следует, что человеку важно знать сроки созревания плодов и семян, чтобы использовать эти знания в практической деятельности. При подведении итогов беседы подчеркивается, что наиболее характерные приспособления плодов и семян, распространяемых ветром, — различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски и т. д. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, иголок, шипиков, летучек. С помощью животных распространяются семена растений со съедобными плодами (рябина, лещина, дуб и др.). Для систематизации знаний учащихся им предлагается заполнить таблицу, подготовленную на доске. Если достаточно времени, можно предложить школьникам выполнить эту работу в тетради. Дома следует выполнить задание к параграфу учебника.
Наименование растений |
Дикорастущее или культурное |
Тип плода |
Способ распространения |
Приспособление к распространению |
Береза Рябина Горох |
Дикое Дикое Культурное |
Семянка Ягода Боб |
Ветром Птицами Саморазбрасывание |
Крылатка Толстая семенная кожура Скручивание створок боба |
belmathematics.by
Какие приспособления к распространению семян у сложноцветных Виды
Значительная часть плодов и семян распространяется воздушными течениями (этот способ называется анемохория). Даже слабые воздушные течения способны переносить мелкие семена (виды семей - ятрышника, заразихи). Больше семян переносится ветром благодаря наличию у него волосков или различных выростов, облегчает парения в воздухе. Волоски, например, развиваются в семенах ивы, тополя, хамерию узколистного или иван-чая. Волоски в виде паппусив развиваются у плодов многих видов сложноцветных. Распространению плодов ветром способствуют перистые столбики пестики, остаются на плодах в части видов семей - Розовые, лютик, Гераниеви. Такую же роль выполняют перистые ости в зерновках ковыля. Крылатые вырасти образуются у плодов вяза, ясеня, березы, клена и многих других древесных видов растений. Крылатым часто бывает семена многих видов гвоздичного.
Некоторые, преимущественно степные и полупустынные виды растений, после созревания плодов отламывается от своей подземной части и гоняются ветром на значительные степных просторах, часто сцепляясь вместе в большие кучи. Такие виды объединяются в жизненную форму перекати-поле. Их побеги характеризуются интенсивным ветвлением, которое начинается почти с поверхности почвы, и шаровидной формой кроны. При перекатывании таких растений, особенно при толчках, происходит рассеивание семян. Жизненную форму перекати-поле имеют виды кермека, чертополоха, кресса.Распространение плодов водой или гидрохория характерно для гидато-, гидро-и гигрофильних видов растений. Такие плоды способны переносить длительное пребывание в воде. Они имеют различные приспособления, обеспечивающие им плавучесть. Они, например, часто вздутые (плоды осок) или имеют различные выросты, заполненные воздухом как плавательные пузыре. Водой также переносятся и мелкие плоды и семена.
Для многих видов характерно распространение плодов и семян животными (этот способ называется зоохория) или человеком (этот способ называется антропохориею). Такие семена является клейким или цепким, оплодень часто является сочным, мясистым, на поверхности имеет различные выросты в виде щетинок, шипов, кручечкив. В лопуха специальные приспособления для распространения плодов животными возникают на листочках обертки, что способствует распространенных целых корзин. Длинные и крепкие ости, развивающихся на цветочных чешуе в части видов Тонконогових, также способствуют зоохория. Подавляющее большинство сочных плодов является зоохорнимы. Они, как правило поедаются, а семена удаляется непереваренной, поскольку защищено от пищеварительных соков каменистым ендокарпием или твердой семенной кожурой. Распространение плодов и семян с помощью птиц называется орнитохориею. Семена многих лесных травянистых растений (например, фиалок, хохлатки, чистотела, звезд) распространяется муравьями (этот способ называется мирмекохориею).
У части видов выработались приспособления к самостоятельному активного распространения семян (этот способ называется автохориею). Сюда относятся растения в которых плоды при созревании раскрываются и при этом вследствие особенностей их анатомического строения резким толчком разбрасывают семена. Такие растения называют баллистами. К ним относятся различные виды разрыв-травы, многие виды из семейства Бобовые (например, желтая акация, люпин, чина). В бешеного огурца при легком прикосновения к его плода семена вместе со слизистой жидкостью резко выбрасывается и прилипае до животного или человека, проходящего рядом. Выброс семян обеспечивается благодаря специальным приспособлением в плодах, в основе которых лежит повышен
otvet.mail.ru