Условия среды необходимые для воздушного питания растений. Отношение овощных растений к условиям внешней среды. Воздушное питание

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема: «Воздушное питание растений». Условия среды необходимые для воздушного питания растений


Отношение овощных растений к условиям внешней среды. Воздушное питание

Рост, развитие, и урожайность растений зависят от влияния повышенной концентрации углекислого газа в зоне расположения листьев растений и поможет разобраться в этом данная статья

Воздушное питание.

В сухом веществе растений содержится в среднем 45% углерода, тогда как азота содержится только 1,5% и элементов золы 5%. Как видно, потребность растений в углероде весьма велика по сравнению с потребностью в других элементах питания.

Поэтому важнейшей задачей агротехники является не только обеспечение растений водой и элементами минеральной пищи, но создание в первую очередь бла­гоприятных условий для усвоения растениями углерода в процессе ассимиляции.

Рядом исследований установлено, что обычное содержание углекислоты в воздухе (0,03% по объему) не является оптимальным для углеродного питания растений.

В настоящее время имеются многочисленные данные, указывающие на положительное действие повышенной концентрации  углекислого газа в зоне расположения листьев растений. . Установлено, что удобрение углекислотой способствует увеличению урожая культуры и в ряде случаев может вызывать ускорение наступления репродуктивной фазы и изменения в росте и развитии растений (ускорение цветения растений огурца и образования женских цветков, увеличение развития листовой поверхности и т.п.).

С увеличением содержания углекислоты в воздухе при недостатке освещения ассимиляция ее увеличивается, а потому равенство прихода органического вещества в результате ассимиляции и его расхода в процессе дыхания наступает при более слабой интенсивности света.

Каждому виду растения свойственна своя интенсивность ассимиляции. Интенсивность ассимиляции не является постоянной величиной. Она изменяется как с возрастом растения, так и в зависимости от внешних условий. По мере усиления ростовых процессов, образования на растении все новых и новых органов возрастает отток из листьев синтезированных органических веществ, что повышает интенсивность ассимиляции.

Ранее была указана зависимость ассимиляции от температуры, силы света, концентрации углекислоты.

Не менее важное значение имеют условия водного режима — баланса поступления и расхода воды листьями в процессе транспирации. Ухудшение водного режима приводит к снижению интенсивности ростовых процессов, закрытию большей или меньшей части устьиц, что снижает транспирацию, а также и интенсивность ассимиляции.

Общая продуктивность ассимиляционного процесса зависит не только от средней величины интенсивности ассимиляции, свойственной данному виду растений, но и от размеров листовой поверхности, поскольку быстрота ее образования и общая ее величина влияют на скорость оттока продуктов ассимиляции, что сказывается на интенсивности ассимиляции, от потерь на дыхание в связи с условиями внешней среды и т. п.

Все это указывает на то, что на воздушное питание овощных растений необходимо обращать особое внимание. При дополнительном удобрении растений углекислотой улучшается рост и развитие их, увеличивается количество листьев, они становятся крупнее, ускоряется плодоношение, повышается урожай. Растения приобретают большую устойчивость к болезням и вредителям.

Одним из главных источников углекислого газа является почва, где он образуется в результате жизнедеятельности микроорганизмов, разлагающих органические вещества. Вследствие этого приземный слой воздуха непрерывно обогащается углекислым газом. Однако растения настолько интенсивно используют углекислоту, что содержание ее среди листьев в дневные часы не обеспечивает полной потребности растительного организма.

По данным профессора В. И. Эдельштейна, максимальное выделение углекислоты наблюдается на богатых перегноем почвах. Так, песчаная неудобренная почва выделяет с 1 га в час в среднем 2 кг углекислоты, перегнойные супеси и суглинки — около 4 кг, а богатые перегноем лесные почвы — от 10 до 25 кг.

250 фото теплиц на сайте teplitca.kiev.ua

Обогащению приземного слоя воздуха углекислым газом способствуют рыхление почвы и внесение удобрений.

Рыхление почвы способствует притоку кислорода к корням растения и к микроорганизмам, что усиливает дыхание корней и повышает жизнедеятельность бактерий, в результате чего увеличивается выделение углекислоты из почвы.

В теплицах для обогащения воздуха углекислым газом применяют почвенные смеси, богатые органическим веществом, вносят большие количества органических удобрений, применяют газирование из баллонов. Теплицы могут накрываться современным светопрозрачным материалом, таким как сотовый поликарбонат .

Читайте статьи на сайте http://teplitca.kiev.ua

теплицы

Парники

Виды пленки

Каркасные и двускатные укрытия

Устройство стеллажей и поддонов

Деизинфекция и подготовка теплицы к следующему сезону

Типы теплиц и их устройство

Теплицы, понятие и характеристики теплиц

Теплицы и их назначение

Теплицы, типы и их назначения

освещение

ИСКУССТВЕННЫЙ КЛИМАТ И ПОЧВА В ЗАЩИЩЕННОМ ГРУНТЕ. Световой режим

отопление теплиц

отопление теплиц

Обогрев защищенного грунта и регулирование микроклимата. Водяное и боровое отопление

См. также

teplitca.kiev.ua

Тема: «Воздушное питание растений»

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
advertisement advertisement
Related documents
это процесс образования органических веществ из
«Фотосинтез – воздушное питание растений» Цель: Должны знать:
Тест №2 1. Риниофиты – растения А. Первые сухопутные Б
Питание растений
2 Биология 7 класс Урок 5, 6. Питание растений. Фотосинтез
Оловянниковаx
Тема: «Фотосинтез» - Библиотека интересных материалов
Биология 6 класс Тема урока: Воздушное питание растений. Ф
Урок № _____ Дата ______ Фотосинтез 6 класс Цель урока: 1
Тема урока: «Воздушное питание растений и фотосинтез»
НИИ физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского МГУ
Действие экологических факторов среды на фотосинтез

studydoc.ru

Питание растений — Большая советская энциклопедия

Пита́ние растений

Процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений. Поглощение и усвоение питательных веществ (анаболизм) вместе с их распадом и выделением (катаболизм) составляют Обмен веществ (метаболизм) — основу жизнедеятельности организма.

В составе растений обнаружены почти все существующие на Земле химические элементы. Однако для П. р. необходимы лишь следующие: углерод (С), кислород (О), водород (Н), азот (N), фосфор (Р), сера (S), калий (К), кальций (Ca), магний (Mg), железо (Fe) и Микроэлементы: бор (В), марганец (Mn), цинк (Pb), медь (Cu), молибден (Mo) и др. Элементы питания поглощаются из воздуха — в форме углекислого газа (CO2) и из почвы — в форме воды (h3O) и ионов минеральных солей. У высших наземных растений различают воздушное, или листовое, питание (см. Фотосинтез) и почвенное, или корневое, питание (см. Минеральное питание растений). Низшие растения (бактерии, грибы, водоросли) поглощают CO2, h3O и соли всей поверхностью тела.

Потребность растительного организма в различных элементах неодинакова; наибольшая — в кислороде и водороде. Это объясняется тем, что живое растение на 80—90% состоит из воды, т. е. из кислорода и водорода в отношении 8: 1. Кроме того, растение расходует за свою жизнь в процессе транспирации (См. Транспирация) в сотни раз больше воды, чем его собственная масса (для предотвращения перегрева). Основу сухого вещества растения наряду с углеродом (45%) составляют также кислород (42%) и водород (6—7%). На долю элементов минерального питания, среди которых преобладают азот и калий, приходится всего 5—7% сухого вещества растения. Ни один элемент питания не может быть заменен другим (так называемый принцип незаменимости питательных элементов). Отсутствие или большой недостаток любого из них неизбежно приводит к прекращению роста и к гибели растения. Каждый из элементов выполняет в растительных тканях свою уникальную функцию, неразрывно связанную со всеми др. отправлениями организма. Так, углерод вместе с водородом и кислородом составляет основу всех молекул органических соединений (см. Биогенные элементы). Вещества, состоящие только из этих трёх элементов (углеводы),— главный субстрат дыхания (См. Дыхание). Из полимерных углеводов состоят также оболочки растительных клеток. Каждый вид и даже сорт растений поглощает преимущественно те элементы, которые в наибольших количествах нужны для свойственного ему обмена веществ. Поэтому, например, содержание калия в растениях обычно в десятки раз превышает содержание натрия, хотя в почвах отношение между этими элементами обратное. Некоторые виды растений способны накапливать в своих тканях редкие элементы (например, лантан), чем пользуются при геологической разведке (см. Индикаторные растения).

Типы питания. В зависимости от источника поглощаемого углерода различают несколько типов П. р. Часть низших растений (все грибы и большая часть бактерий) может использовать углерод только из органических соединений, в которых он содержится в восстановленной форме. При окислении таких соединений в процессе дыхания освобождается запасённая в них химическая энергия, которая затем может расходоваться на различные эндергонические (т. е. требующие затрат энергии) процессы: синтез более сложных соединений, передвижение веществ в растении и др. Питание этого типа называется гетеротрофным, а растения, потребляющие органические источники углерода,— гетеротрофными (см. Гетеротрофные организмы); питание за счёт мёртвых органических остатков называется сапрофитным, а растения, питающиеся мёртвыми органическими остатками,— сапрофитами (См. Сапрофиты). Этот тип питания свойствен всем гнилостным грибам и бактериям. Гетеротрофы, живущие за счёт органических соединений др. живых организмов, называются паразитами (См. Паразиты). К ним относятся все грибы и бактерии — возбудители болезней животных и растений, а также некоторые высшие растения, например заразиха, высасывающая с помощью специальных присосок соки др. растений. Паразитическое П. р. отличается от Симбиоза, при котором происходит постоянный обмен продуктами жизнедеятельности, полезный для обоих партнёров. Симбиотический П. р. наблюдается, например, у азотфиксирующих бактерий, поселяющихся в клубеньках на корнях бобовых растений (см. Азотфиксация), у шляпочных грибов, гифы которых проникают в корневые ткани древесных растений (см. Микориза), а также у лишайников, представляющих собой группу грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями. Большая часть растений способна усваивать углерод из углекислого газа, восстанавливая его до органических соединений. Этот тип питания называется автотрофным (см. Автотрофные организмы). Он свойствен всем высшим зелёным растениям, а также водорослям, некоторым бактериям. Восстановление CO2 до органических соединений требует затрат энергии либо за счёт поглощаемого солнечного света (фотосинтетики), либо за счёт окисления восстановленных соединений, поглощаемых из внешней среды (хемосинтетики).

Благодаря П. р. осуществляется большой биогеохимический Круговорот веществ в природе (рис. 1). Автотрофные (главным образом зелёные, или фотосинтезирующие) растения дают начало этому круговороту, удаляя из атмосферы CO2 и создавая богатые химической энергией органические вещества. Гетеротрофные растения (главным образом сапрофиты) замыкают этот круговорот, разлагая мёртвые органические остатки до исходных минеральных веществ.

В процессе фотосинтеза растения не только поглощают вещества, но и накапливают энергию. Один из первичных продуктов фотосинтеза — сахара. При соединении 6 грамм-молекул CO2 и такого же количества h3O образуется 1 грамм-молекула глюкозы (180 г). Этот процесс происходит с поглощением 674 ккал (1 ккал = 4,19 кдж) энергии солнечного света, которая и запасается в химических связях сахара. Вместе с молекулами сахара эта запасённая химическая энергия может затем переместиться в другие, нефотосинтезирующие части растений, например в корень. Здесь в процессе дыхания она может освобождаться для синтеза более сложных соединений и для др. процессов жизнедеятельности растительных клеток. Хотя в фотосинтезе непосредственно участвуют только CO2 и h3O, для его осуществления и в особенности для последующих превращений его первичных продуктов необходимы все др. элементы П. р., в каких бы ничтожных количествах они не содержались в растении.

Превращения питательных веществ происходят в различных органах и тканях и связаны друг с другом в непрерывный круговорот веществ в растительном организме (рис. 2). В листьях в процессе фотосинтеза из CO2 воздуха и поступающей из корня h3O образуются первичные органические продукты (ассимиляты). Один из них — сахароза — универсальная форма транспортировки углевода. Из фотосинтезирующих клеток листа сахароза поступает в специальную транспортную систему — ситовидные трубки флоэмы (См. Флоэма), обеспечивающие нисходящее перемещение веществ сначала по листовым жилкам, а затем по проводящим пучкам стебля в корень. Здесь ассимиляты покидают ситовидные трубки и распространяются по тканям корня. Навстречу притекающим из листьев ассимилятам движутся вода и ионы минеральных солей, которые сначала связываются поверхностью корневых клеток, а затем через клеточную мембрану проникают внутрь клеток. При этом одни элементы (калий, натрий, в значительной степени кальций, магний и др.) поступают в пасоку (См. Пасока) и подаются в надземные органы в неизменном состоянии. Другие (например, азот), встречаясь с центробежным потоком ассимилятов, вступают с ним во взаимодействие, включаясь в состав органических соединений (аминокислот и амидов), и в таком измененном виде поступают в пасоку. Наконец, третьи (такие, как фосфор), проходя через ткани корня, также включаются в органические соединения (нуклеотиды, фосфорные эфиры сахаров), но затем, снова отщепляясь, поступают в пасоку главным образом в виде свободных ионов. Так или иначе элементы корневого П. р. вместе с водой поступают в сосуды ксилемы (См. Ксилема) — вторую транспортную систему растения, обеспечивающую восходящее перемещение веществ в надземные органы. Движение воды и растворённых в ней веществ по сосудам происходит за счёт корневого давления и транспирации. В листе эти вещества из сосудов проникают в фотосинтезирующие клетки, где происходит их вторичное взаимодействие с ассимилятами. При этом образуются разнообразнейшие органические и органо-минеральные соединения, из которых после ряда усложнений развиваются новые органы растения.

Роль питания. П. р. обеспечивает веществами и энергией следующие процессы: поддержание жизнедеятельности (возмещение убыли питательных веществ при дыхании и выделении в наружную среду), рост органов, отложение веществ в запас и, наконец, воспроизведение потомства (образование плодов и семян). При недостаточном П. р. питательными веществами обеспечиваются в первую очередь процессы, связанные с жизнедеятельностью и воспроизведением потомства. При умеренном недостатке П. р. рост молодых частей растения (верхних листьев, корневых окончаний) ещё продолжается за счёт реутилизации, т. е. повторного использования питательных элементов путём их оттока из более старых листьев. При резком недостатке П. р. рост прекращается, и все питательные ресурсы направляются на главную функцию растительного организма — воспроизведение потомства. В этих условиях ячмень, например, имеет высоту всего 4—5 см, но образует 2—3 вполне нормальные зерновки. Избыток тех или иных элементов П. р. так же вреден, как и их недостаток.

Создание наилучших условий почвенного П. р. путём орошения и внесения удобрений — наиболее эффективное средство управления урожаем с.-х. растений. В закрытом грунте (парники, теплицы) можно регулировать также воздушное П. р.— путём изменения содержания CO2 в воздухе и дополнительного освещения (см. Светокультура растений). Создание оптимального комплекса условий для П. р.— главная задача растениеводства. На решение этой задачи направлены мероприятия по мелиорации засоленных почв (удаление вредного для П. р. избытка солей), агротехнические приёмы обработки почвы (создание условий плотности и аэрации, облегчающих П. р.), борьба с сорняками (конкурирующими с культурными растениями за элементы П. р.) и др.

Лит.: Тимирязев К. А., Жизнь растений, Избр. соч., т. 3, М., 1949; Сабинин Д. А.. Физиологические основы питания растений, М., 1965; Максимов Н. А., Как живёт растение, 4 изд., [М., 1966].

Д. Б. Вахмистров.

Рис. 1. Биогеохимический круговорот веществ в природе.

Рис. 2. Круговорот веществ в растении.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Воздушное питание растений

Интенсивность фотосинтеза и продуктивность посевов в значительной мере зависят от уровня обеспеченности растений СО2.

Еще в середине прошлого века было доказано, что содержание СО2 в воздухе — 0,03 % по объему (0,47 % от массы воздуха), явно недостаточно для удовлетворения потребности сельскохозяйственных культур в углеродном питании. Лучшее развитие растений по краям, нежели в середине поля («краевой эффект») обусловлено в основном с более высоким содержанием в воздухе углекислоты. Равновесное содержание СО2 в воздухе (0,03%) является следствием двух противоположно направленных процессов — минерализации различных органических веществ многочисленными организмами, проживающими на суше и в водной среде, включая дыхание животных, и ассимиляции углекислоты высшими и низшими фотосинтезирующими растениями. Однако такое равновесное содержание СО2 не соответствует реальной потребности большинства сельскохозяйственных растений. В период их интенсивного роста, за редким исключением, они пребывают на «голодном углекислотном пайке». При уменьшении содержания СО2 в атмосферном воздухе до 0,01 % фотосинтез значительно снижается и приостанавливается, при этом многолетние растения менее чувствительны к дефициту углекислоты, чем однолетние. Обеспеченность растений углеродом воздуха в обозримом будущем представляется достаточной, особенно, если иметь в виду единодушно прогнозируемое повышение его содержания в атмосфере.

При благоприятных агротехнических и экологических условиях урожайность полевых и овощных культур часто лимитируется не столько недостатком элементов минерального питания, сколько дефицитом СО2 в приземном слое воздуха. Интенсивность фотосинтеза растений в загущенных посевах всегда значительно ниже, чем разреженных. Стелющие растения (огурец, тыква, бахчевые и др.) страдают от дефицита СО2 значительно сильнее, чем прямостоячие и лучше отзываются на внесение органических удобрений, продуцирующих углекислоту. Растения практически не способны усваивать СО2 при содержании его в воздухе менее 0,01%. В безветренные дни, когда газообмен приземного воздуха с атмосферой в посевах крайне затруднен, интенсивность фотосинтеза сельскохозяйственных культур значительно снижается из-за острого углекислотного голодания. Умеренный ветер значительно повышает газообмен в приземном слое и фотосинтез растений. Более того, колебание листьев в воздушном потоке вызывает усиленный газообмен (принудительное всасывание и выталкивание воздуха из паренхимы листа) через устица в результате изменения межклеточного пространства губчатой паренхимы.

Особенно остро вопросы углеродного питания стоят перед тепличными хозяйствами, перешедшими на малообъёмные и минеральные грунты (керамзит, перлит, минеральную вату, цеолиты и др.), которые в отличие от прежних органических грунтов, приготавливаемых на основе органических субстратов: торфа, соломы, опилок и почвы, не продуцируют СО2.

Различные растения обладают весьма неодинаковой чувствительностью к увеличению содержания СО2 . К настоящему времени установлено, что практически все растения положительно отзываются на повышение концентрации СО2 в 10-15 раз по сравнению с его содержанием в воздухе. В зависимости от биологических особенностей возделываемых культур, освещенности и уровня минерального питания растений, повышение концентрации СО2 в воздухе с 0,03% до 0,3-0,6% увеличивает урожайность на 30-60%. При низкой освещенности оптимальная концентрация СО2 по объему составляет 0,2-0,3%, средней — 0,4-0,5 и высокой — 0,5-0,6%. Аналогичная зависимость наблюдается также при повышении уровня минерального и, прежде всего, азотного питания растений. В то же время, при слабой обеспеченности растений питательными веществами увеличение концентрации СО2 в воздухе не оказывает заметного влияния на урожайность растений.

Повышенная концентрация СО2 в воздухе также негативно сказывается на растениях. Большая часть овощных культур начинают страдать, когда содержание СО2 в атмосфере теплицы превышает 1,4%. Выращивание их в атмосфере, содержащей боле 2% СО2 вызывает угнетение растений.

Таким образом, продуктивность сельскохозяйственных культур обусловливается оптимальным сочетанием комплекса незаменимых и равнозначных факторов жизни растений, действие которых необходимо учитывать при обосновании приемов оптимизации минерального питания растений и системы удобрения.

В этой связи высокая продуктивность сельскохозяйственных культур может быть достигнута в том случае, когда многочисленные факторы, определяющие в той или иной мере рост и развитие растений гармонично удовлетворяют физиологические потребности сельскохозяйственных культур в течение всего периода вегетации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Мир Флоры » Blog Archive ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Оптимизация условий воздушного питания растений — важное направление интенсификации цветоводства защищенного грунта. Напомним, что за счет усвоения CO2 в растениях образуется 90-95 % органической массы урожая; около половины (0,42) сухого вещества его составляет углерод.

В старых оранжереях основным источником углекислоты были богато унавоженные почвы (на площади 1000 M2 они «поставляли» растениям до 50 кг CO2 в сутки).

Содержание углекислого газа в современных крупных комбинатах значительно ниже в связи с сокращением количестве вносимых органических удобрений (в частности навоза), уменьшением почвенного слоя, использование: вместо земляных субстратов верхового торфа и других биологически инертных почво-заменителей. В перспективе «голодный режим» СО, может стать главным препятствием на пути повышения продуктивности цветочных культур.

В теплицах, где объем воздуха и его перемещение резко ограничены, количество CO2 в рабочей зоне не постоянно. Обычно оно меньше атмосферного, а в солнечный день при закрытых форточках падает ниже границы усвоения (0,01 об. %). Фотосинтез при этом тормозится, что значительно снижает продуктивность растений.В зависимости от температурных условий среды возможны два способа оптимизации воздушного питания растений.

При наружных плюсовых температурах в теплицах необходимо постоянно контролировать систему проветривания, чтобы создать концентрацию CO2, аналогичную атмосферной, — 0,03 об. %, или 5 мг на 1 л. Это достигается 10-11-кратным обменом воздуха в час. Открывают 25-30 % стеклянного покрытия или применяют принудительную вентиляцию.

Важное значение имеет создание воздушных потоков. Если нет вертикального перемещения воздуха, объем оранжереи используется не полностью, в при земных слоях образуются «мертвые зоны» вокруг листьев.

К сожалению, в производстве данным вопросам не уделяется должного внимания. Распространена в основном естественная вентиляция, причем в большинстве случаев она имеет ряд погрешностей. Не выдерживается норма раскрывания форточек и фрамуг, расположение их не обеспечивает нужного воздухообмена. Даже хозяйства, имеющие хорошее оборудование для проветривания, не всегда используют его полностью.

Оптимальным является устройство принудительной вентиляции.

При низких наружных температурах прибегают к подкормке цветочных культур СО2. Для этого надо обеспечить герметичность оранжерей. Экономически оправдывает себя концентрация газа порядка О,15-0,2об. %. Слишком высокая (5 об. % и более) оказывает анестезирующее действие на растения, что наблюдается иногда при работе тепловых генераторов, например УТГО.

Для обогащения воздуха теплиц CO2 можно использовать свежий навоз, сухой лёд, жидкий газ из пищевых баллонов. Углекислоту получают также прямым сжиганием газообразного топлива или керосина в специальных генераторах или путем дифференци­рованного улавливания ее из труб котельных.

Институтом Укргипроинжпроект (Киев) проведены производственные испытания подкормки цветочных растений СО2. Разработана и апробирована технологическая линия выращивания калл и маточников ремонтантной гвоздики с использованием малогабаритного генератора ГУГ -1, сконструированного в институте.

Практические вопросы, с которыми при внедрении данного агроприема производственникам придется столкнуться в первую очередь, подробно изложены в наших методических рекомендациях.

Опыты были заложены в «Цветы Запорожья» (на 4000 м2) И В оранжерейном г. Черкассы (на 1000 м2).

Достижение оптимальной концентрации СО2 в теплицах ускоряло темпы роста и развития растений благодаря активизации фотосинтеза. Быстрее шло созревание побегов, а после их удаления форсировалось образование нового поколения побегов кущения. Таким образом достигалась резкая интенсификация культуры гвоздики на черенки и калл на срезку.

При подкормке СО2 прорастало дополнительное количество почек, которые в обычных условиях остаются спящими. У гвоздики побеги становились крепче и массивнее, междоузлия­ короче и толще, увеличивалась ширина листьев, и т. д. Все это повышало продуктивность маточников, качество черенков.

По сравнению с контролем (культура без подкормки CO2) выход посадочного материала гвоздики в опытах составил в среднем 200 %, приживаемость его повысилась на 15 %. Увеличился и урожай черенков с побегов первого порядка, представляющих особую ценность для закладки маточников. Сократился срок выращивания растений, появилась возможность получения продукции с трех поколений побегов за 1 год вместо 2,5.

Следует особо подчеркнуть, что для эффективного использования углекислого газа необходим коренной пересмотр технологического цикла выращивания растений.

Например, в предложенном нами варианте для маточников гвоздики оптимальным сроком их закладки стал октябрь, период выращивания сократился до 11-12 мес, черенки снимают чаще — с интервалом в 10 дней зимой, 7 — ранней весной и 5- летом. В таких условиях следует обязательно вносить более высокие дозы минеральных удобрений (за счет увеличения числа подкормок), усилить полив, поднять оптимальные параметры температуры и т. д.

Без соответствующего изменения агротехники действенность углекислотных подкормок резко снижается. Именно в этом нередко кроется причина неудач при внедрении данного агроприема.

floraa.ru

Тема: «Воздушное питание растений

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс)

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

Учебно-методическая литература: Пономорёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: вентана-Граф, 2009.

Ход урока:I. Проверка знаний, умений и повторение изученного.На рошлом уроке мы изучили тему «Корневое питание растений». Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.

1 слайд

Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):

Работа с классом. Фронтальный опрос:

  1. С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
  2. Что такое питание?
  3. Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
  4. Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
  5. Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
  6. Какие вещества поглощает корень из почвы?

Оценки за домашнее задание.

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?

400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.

Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?

Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.

Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)

2 слайд: Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

Вывод: учёный думал, что растение растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Цель урока: расскрыть сущность фотосинтеза. Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?3 слайд:

Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей.)4) Лист – спец орган для фотосинтеза.

4 слайд: «Фотосинтез»

Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, определение записываем в рабочих тетрадях, используя учебник стр. 103. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Раз мы разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)

Учитель: по типу питания различают организмы: афтотрофы и гетеротрофы.5 слайд:Така растения – живые организмы, значит тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофми, т.е. питаются готовыми орг веществами.

Учитель: найдите в учебнике определения. Задание2 в РТ пункт 3 заполнить пропуски в тексте.

Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания. Какое вещество поступает в листья при воздушном питании? Как же происходит воздушное питание?

Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.

  • Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
  • При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
  • Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
  • Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
  • Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
Учитель: ваши предположения подтвердились. Задание№3 РТстр.54.Учитель: Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (Хлоропласты)

Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.

6 слайд:

Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.

Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.

На экран выводится 7 слайд «Превращения веществ в растении».Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.На экран выводится 8слайд «Превращения веществ в растении».ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Наши алые цветки)

Работа в группах

Ученые называют лист – лабораторией растения.

Представим себя в лаборатории растения.

На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.

Проверка.

- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)

Напишите это слово на пустых карточках.

- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)

Задание 1 в РТ выполняем письменно стр.55Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.Ученики заканчивают в тетрадях схему:

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

  1. Осмысление нового материала (рефлексия).

1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.

Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

Работа в группах

На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания

Фантазеры”.

1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.

2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )4. “Историки”

В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.

Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать

Домашнее задание.

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

  1. “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105
  2. “Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
  3. “Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева?

Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.

www.microbik.ru

Тема: «Воздушное питание растений

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс)

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

Учебно-методическая литература: Пономорёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: вентана-Граф, 2009.

Ход урока:I. Проверка знаний, умений и повторение изученного.На рошлом уроке мы изучили тему «Корневое питание растений». Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.

1 слайд

Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):

Работа с классом. Фронтальный опрос:

  1. С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
  2. Что такое питание?
  3. Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
  4. Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
  5. Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
  6. Какие вещества поглощает корень из почвы?

Оценки за домашнее задание.

  1. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?

400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.

Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?

Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.

Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)

2 слайд: Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

Вывод: учёный думал, что растение растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Цель урока: расскрыть сущность фотосинтеза. Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?3 слайд:

Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей.)4) Лист – спец орган для фотосинтеза.

4 слайд: «Фотосинтез»

Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, определение записываем в рабочих тетрадях, используя учебник стр. 103. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Раз мы разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)

Учитель: по типу питания различают организмы: афтотрофы и гетеротрофы.5 слайд:Така растения – живые организмы, значит тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофми, т.е. питаются готовыми орг веществами.

Учитель: найдите в учебнике определения. Задание2 в РТ пункт 3 заполнить пропуски в тексте.

Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания. Какое вещество поступает в листья при воздушном питании? Как же происходит воздушное питание?

Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.

  • Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
  • При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
  • Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
  • Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
  • Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
Учитель: ваши предположения подтвердились. Задание№3 РТстр.54.Учитель: Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (Хлоропласты)

Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.

6 слайд:

Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.

Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.

На экран выводится 7 слайд «Превращения веществ в растении».Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.На экран выводится 8слайд «Превращения веществ в растении».ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Наши алые цветки)

Работа в группах

Ученые называют лист – лабораторией растения.

Представим себя в лаборатории растения.

На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.

Проверка.

- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)

Напишите это слово на пустых карточках.

- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)

Задание 1 в РТ выполняем письменно стр.55Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.Ученики заканчивают в тетрадях схему:

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

  1. Осмысление нового материала (рефлексия).

1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.

Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

Работа в группах

На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания

Фантазеры”.

1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.

2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )4. “Историки”

В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.

Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать

Домашнее задание.

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

  1. “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105
  2. “Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
  3. “Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева?

Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.

microbik.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта