Конспект урока окружающего мира на тему "Какие бывают растения". Окружающий мир какие бывают растения
Какие бывают растения (окружающий мир 2 класс)
На данном уроке мы узнаем с вами, какие бывают растения, их виды и подвиды. Научимся различать виды растений между собой и рассмотрим некоторые из них более подробно.
Тема: Природа
Урок: Какие бывают растения
Какие бывают растения? Чтобы это узнать, мы пойдем с вами в лес. Первое, что мы видим в лесу – это деревья. Они составляют первую группу растений. Чем деревья отличаются от других растений? У них один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.
Посмотрите, не все деревья одинаковы:
Рис. 1. Береза (Источник)
Рис. 2. Осина (Источник)
Рис. 3. Ива (Источник)
Рис. 4. Ель (Источник)
Деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев растут листочки в виде пластинок, а у хвойных – иголки.
Рассмотрите картинку:
Рис. 5. Кустарники
Каким словом можно назвать эти растения? Это все кустарники. Это вторая группа растений леса. У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.
Посмотрите на изображение:
Рис. 6. Раскаленная калина (Источник)
Этот кустарник называется раскаленная калина. Народ сложил о ней песни и сказки. Во время цветения она стоит торжественная, вся в белом. Осенью ее украшают розовые, бордовые, пурпурные листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскаленный металл, она и получила свое название.
Кроме деревьев и кустарников в лесу есть еще травы. Какие же травы есть в лесу?
Рис. 7. Мать-и-мачеха (Источник)
Из листьев и цветов мать-и-мачехи заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
Рис. 8. Одуванчик (Источник)
Из одуванчиков варят мед и варенье, из его корней делают напиток, похожий на кофе, а из листьев – салат. А еще одуванчик используют как лекарство при бессоннице, зубной боли.
Посмотрите, какие еще растения растут в лесу:
Рис. 9. Растения
Итак, сегодня мы с вами узнали, что лес состоит из 3х ярусов:
1. Деревья
2. Кустарники
3. Травы
Список рекомендованной литературы
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
- Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Prezi.com (Источник).
- Slideboom.com (Источник).
- Myshared.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- с. 46-49, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
- с. 19-20 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
- Погуляй по лесу и найди там все деревья, которые мы рассматривали на уроке. Какие еще деревья растут в твоем лесу? Спроси у взрослых, как они называются.
Мотивация к учебной деятельности. Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; Регулятивные УУД. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Решение проблемы. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Первичное закрепление. Познавательные УУД. Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить. Информация о домашнем задании. Рефлексия учебной деятельности. Регулятивные УУД. (волевая саморегуляция) | Доброе утро! Доброе утро солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам! Ребята, я рада вас видеть. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. - Какое значение имеет вода для животных, растений, человека? -Кто составил рассказ о «Красоте воды»? - Какие царства живой природы вы знаете? Теперь попробуйте отгадать загадки, я буду вам читать, а вы будете отгадывать. - Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Берёза) Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет. (Черная и красная смородина) Был цветочек золотой, За неделю стал седой, А денечка через два Облысела голова. (Одуванчик). Как можно назвать это одним словом? А вы знаете что такое растения? Вот дерево, такое высокое, что его верхушка достаёт до окон пятого этажа, и такое толстое, что трое детей, взявшись за руки, едва могут обхватить его. Это растение. А вон там, между камнями мостовой, пробивается едва заметная травка. Это тоже растение. В саду пышно расцвели кусты сирени. Это тоже растение. На вашей грядке вы вырастили редиску и салат- и это растения. Трава на лугах, рожь, пшеница, овёс в поле, цветы на окне- всё это растения. Всё, что вырастает из земли, и всё, что имеет зелёные листья или стебли,- всё это растения. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Прочитайте тему урока на с.56 учебника. - Тема урока «Какие бывают растения» -Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке? -А сейчас мы узнаем у Муравьишки чему мы будем учиться на уроке? -Прочитайте задачи урока в учебнике. - А что вы знаете уже по этой теме? Вспомните, что общего у разных растений? - Растения очень разнообразны. На какие группы можно разделить эти растения? Среди них есть деревья, кустарники, травы. Деревья: Посмотрите, определите по картины, и скажите, чем деревья отличаются от остальных растений? Чем ель отличается от остальных деревьев? У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви. Деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных в виде иголок (хвоинок). Кто заметил, почему лиственница относится к лиственным растениям, а не хвойным? Это единственное дерево, у которого хвоинки отпадают на зиму, потому что они не могут выдержать морозы. А какие деревья растут в наших лесах? Кустарники: Чем кустарники отличаются от деревьев? У кустарников несколько довольно тонких одревесневших стеблей – стволиков. Кустарники тоже могут быть лиственные и хвойные. У лиственных кустарников листья в виде пластинок, а у хвойных в виде иголок (хвоинок). А какие кустарники растут в наших лесах? Теперь ребята послушайте интересный расказ о можжевельнике. Можжевельник— вечнозеленый хвойный кустарник, многие части которого используют в качестве пряности. Растет в лесу, в ельниках. Можжевельник относится к реликтовым целебным растениям. Его использовали для изгнания злых духов. Известно, что в старину ходили в баню не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками. Травы: Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. Какие травы растут в наших лесах? Физминутка. Откройте учебники на с.57, найдите рисунки растений. В парах порассуждайте и назовите название растений, по каким признакам вы их узнали? Какие из них -деревья, какие-кустарники, какие травы. Потом будем проверять. Теперь откройте стр.58 и прочитайте рассказ «Красота растений» - какую пользу приносят человеку растения? Какой вывод можно сделать из этого рассказа? Посмотрите на схемы и объясните что они значат? Послушайте, ребята правила друзей в природе, все растения в природе надо беречь. Придумать и описать фантастическое растение или составить фоторассказ о «Красоте воды». Какую тему мы сегодня изучали на уроке? На какие группы можно разделить растения? Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы? 1.Что нового узнали о растениях? 2.Что показалось вам самым интересным? 3. Что еще вам хотелось бы узнать о растениях? | - Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность. Ответы детей. Анализируют содержание, выделяют и делают вывод. Растения. - О растениях. Читают тему урока: какие бывают растения. Читают учебные задачи. У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Сравнивают, анализируют делают вывод. Рассуждают, отвечают на вопросы. Отвечают. Ответы детей. В парах обсуждают выполняют задания. Растения надо беречь. Объясняют, анализируют схему. Отвечают на вопросы. |
kopilkaurokov.ru
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс Начальная школа XXI века.Растения леса.Какие бывают растения?
Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.Задачи:- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Оборудование:карточки с изображением растений,карточки с названиями групп растений,изображение существенных признаков каждой группы растений,презентация.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные действия
Самоопределение к деятельностиОрганизационный момент
Здравствуйте дети. Жизнь играет, жизнь идет.Утро солнышко несет.Пляшет вечности минутка.Всем желая, с Добрым утром.Мир проснулся все чудесно.Все так ново, интересно.Улыбнитесь утру и друг другу.
Подготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи.
Именно так, с улыбкой , мы войдем в сказочное царство. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были. Нет – нет, не царь с царицей. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас.может вы догадались, что это за царства? Это четыре царства живой природы.Просмотр слайда 1 «Царства живой природы»
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
В каком царстве мы окажемся, помогут понять загадки:Русская красавицаСтоит на полянеВ зеленой кофточке, В белом сарафане(береза)Он красивой розе брат,Если ты не виноват,Все равно имей в виду,Может уколоть в саду. (Шиповник)Есть один такой цветок,Не вплетешь его в венокНа него подуй слегка:Был цветок – и нет цветка.(одуванчик)Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок Ничего, что плод мой мелок. (дуб)Только тронь –Отдернешь ладоньОбжигает трава,Как огонь!(крапива)Красненька матрешкаБеленько сердечко,На кустах растетИ сладка как мед.(малина)Слайд 2- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?/Растения/Ставят цели, формулируют, уточняют тему урока.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.
Формулирование темы урока:В каком же царстве мы побываем? Что нам предстоит изучить?
Тема урока отражается на слайде.
Построение проекта, выхода из затрудненияОрганизует учащихся по исследованию проблемной ситуации.- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, теперь я попрошу вас получить задание для исследованияСлайд3Проводится проверка.Кто готов рассказать о растении по плану?(2-3 у
profhelp.net
Урок по окружающему миру "Какие бывают растения". (2 кл.)
КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ. 2 класс
Цели урока: познакомить обучающихся с разными группами растений.
Задачи: научить различать растения по группам;
воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: презентация к уроку, картина “Лес”, учебники А.Плешакова “Окружающий мир” 2 класс, рабочие тетради, схема (на доске).
Ход урока.
Организационный момент, сообщение темы, целей урока.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтобы умными быть,
Надо многое знать.
Думать уметь, логически рассуждать.
“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”, – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.
Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, любуйтесь ею!
Каждый получает тест, заполняет таблицу и мы получаем ключевое слово урока.
Тест.
Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют…
л) природой р) погодой м) природными явлениями
2. Первый осенний месяц:
в) октябрь б) ноябрь а) сентябрь
3. С чем связаны осенние похолодания?
з) улетают птицы ж) дует ветер с) Солнце ниже поднимается над горизонтом
4. Чем измеряют температуру?
д) линейкой в) барометром т) термометром
5. При какой температуре теплее всего?
е) +10 э) -20 и) 0
6. Что является известняком?
н) мел м) глина л) песок
7. Какой самый важный газ воздуха человек использует при дыхании?
ы) азот и) кислород о) углекислый газ
8. Дождь – это какое состояние воды?
я) жидкое ё) твёрдое з) газообразное.
После выполнения заданий теста, учащиеся заполняют таблицу, в которой получается слово растения.
1
2
3
4
5
6
7
8
р
а
с
т
е
н
и
я
2. Изучение нового материала.
–Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в степях, в горах, в безводных пустынях и топких болотах, в морях, океанах, прудах и реках. На уроке вы найдете ответ на этот вопрос (презентация, слайд 1): «Какие бывают растения?». А вот, куда мы мысленно отправимся за поиском ответа, вы узнаете, прослушав стихотворение
Вам низко кланяюсь, леса,-
Корням, стволам и каждой ветке.
Вам покланялись наши предки
Еще до веры в небеса.
Вам низко кланяюсь, леса,-
Зверям, букашкам, каждой птице.
Живу с надеждой возвратиться
К вам снова: верю в чудеса.
- Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Прислушайтесь и послушайте.! (звуки леска)
3. Знакомство с разнообразием растений.
Картина «Лес».
-Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самые различные: от сосны до земляники.)
- Наша задача- разделить все растения на группы.
Какая группа будет самая первая? (Деревья. )
-Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)
-Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь:
Русская красавица Кудри в речку опустила,
Стоит на поляне. И о чем-то загрустила,
В зеленой кофточке, А о чем она грустит,
В белом сарафане. Никому не говорит.
(Береза) (Ива)
Весной зеленела, Что же это за девица?
Летом загорала, Не швея, не мастерица,
Осенью надела, Ничего сама не шьёт,
Красные кораллы. А в иголках круглый год.
(Рябина) (Ель)
Никто не пугает,
А она вся дрожит.
(Осина)
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.) Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные- это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина. А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т.д
Доскажи словечко.
Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки
За неделю до нашего урока ребята получили задания. Подготовить красочное сообщение об одной из групп растений.
Сообщения учащихся
- А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)
Сообщения учащихся.
- А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников?(Травы)
- Какие травы мы можем увидеть в лесу?(Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)
Чем травы отличаются от деревьев и кустарников.
- Давайте познакомимся поближе с травами леса.
Послушаем сообщения ребят.
4.Закрепление изученного.
Послушайте и отгадайте о каком растении идет речь:
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На короткой, толстой ножке
Все дремал он на дорожке,
А проснулся, улыбнулся:
Вот пушистый я какой!
Удивляю я всех красой!
-Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе?(Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек.)
Работа с гербарием. Мать-и-мачеха.
- Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похож на маленькое солнышко.)
- Какой стебелек? (Маленький, короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком.)
Пушок защищает цветок от жаркого солнца днем, а ночью от холода.
А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха.
- Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой:
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Горел в траве росистой
Фонарик золотой
Потом померк, потух
,И превратился в пух.
Пушистый, белый, а не зайчик.
Он просто…(Одуванчик)
- Где можно встретить этот цветок?
Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!
Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовя салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовя лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.
- На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят.)
Работа с гербарием в парах.
Выберите каждый по два растения вашей группы.
Лес состоит как бы из трех ярусов- деревья, кустарники и травы. Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.
Физкультминутка.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер-полетели.
Мы летели. Мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились ,полетели
И на землю тихо сели.
Составим правила друзей природы.
Как должны мы вести себя по отношению к природе.
Запомним эти правила и будем выполнять.
А сейчас , внимание!
В гости к нам пожаловал Лесовичок.
Будьте внимательны, он задаст вам вопросы.
Игра. «Это детка с какой ветки».( В корзине плоды рябины, сосны, ели, смородины и.т.д.)
Спасибо , Лесовичок!
Подумай и ответь.
Экологическая задача.
Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпололи, выгребали и убирали опавшую хвою. Скоро ёлочки перестали расти, погибли. Почему?
Интересные факты.
* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви человека)
* В Москве в ботаническом саду летом ежегодно цветёт тропическое водное растение виктория-круциана. Листья у него так велики, что выдерживают трёхлетнего ребёнка и свободно держатся на воде.
Викторина.
Из какого дерева делают спички? (осина)
А лыжи? (берёза). А пианино? (ель)
У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)
Какие деревья дают сладкий сок? (берёза, клён)
Какой вред может нанести сбор сока дереву? (засохнет)
Чем похожи дерево и винтовка? (есть ствол)
Рефлексия.
- О каких группах растений мы сегодня говорили? (Схема на доске)
- Что нового вы узнали?
- Что интересного было на уроке?
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(И. Никулин.)
Оценивание учащихся.
Домашнее задание.
Разработка урока по окружающему миру.
Какие бывают растения.
2 класс.
УМК «Школа России»
Разработала и провела
Городкова Н.Н
учитель начальных классов
www.metod-kopilka.ru