Царство грибов и царство растений. Конспект урока на тему "Царство Грибы и Царство Растения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Краткая характеристика царства растений и грибов. Царство грибов и царство растений


Конспект урока на тему "Царство Грибы и Царство Растения"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Царство Грибы и Царство Растения" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок обобщения знаний по разделам: « Царство Грибы и Царство Растения

Форма урока: Нестандартный урок. Урок – игра «Счастливый случай».

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся разделу: «Царство Грибы и Царство Растения».

2. Закрепить понимание об усложнении организации живых организмов на Земле в эволюционном плане.

3. Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, используя приемы нестандартного решения проблемы.

Класс делится на команды 2 или 3, в зависимости от количества учащихся в классе.

1. Представление команд.

2. Разминка (или жеребьевка) отгадать загадку.

3. Первый тур.

Команды могут выбрать любой раздел и номер вопроса из этого раздела.

За правильный ответ команда получает жетон. По количеству набранных жетонов определяется победитель игры.

ГРИБЫ

ЛИШАЙНИКИ

МХИ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

ГРИБЫ:

1. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов объединяют их с растениями?

2. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов объединяют их с животными?

3. Из чего состоит вегетативное тело гриба?

4. Какие из перечисленных грибов относят к смертельно ядовитым?

А) красный мухомор б) бледная поганка в) подберезовик, г) трутовик

МХИ:

1. Какие свойства мха сфагнума и особенности строения человек применяет в медицине?

2. Почему мхи предпочитают селиться вблизи водоема, там где влажно?

3. Какова роль мертвых клеток мха сфагнума?

4. В чем сходство мхов и водорослей?

ЛИШАЙНИКИ:

1. Из каких организмов состоит тело лишайников?

2. Почему лишайники называют сфинксами и пионерами?

3. Какова роль лишайников в природе?

4. О чем может рассказать человеку лишайник?

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

1. Есть старинное поверье: «В ночь на Ивана Купала молодые девушки и парни шли в лес, чтобы отыскать цветок папоротника, кто найдет цветок папоротника, тому он укажет где зарыт клад». Верно ли старинное поверье?

2. Почему папоротники любят селиться под пологом леса, в сырых оврагах?

3. Почему вымерли гигантские папоротники?

4. Чем папоротники отличаются от мхов?

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

1. Какие особенности строения позволили голосеменным широко распространиться по Земле?

2. В чем заключается хозяйственное значение голосеменных?

3. Как отличить на молодых весенних побегах сосны мужские шишки от женских?

4. Где формируется женский гаметофит у голосеменных растений? Что он собой представляет?

5. Какие особенности строения голосеменных позволили им приспособиться суровым условиям существования и распространиться на Земле?

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

1. К покрытосеменным растениям не относится

А) гинго двулопастное б) подсолнечник в) малина г) липа

2. Какова роль цветка покрытосеменных растений?

3. Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?

4. Что развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка?

ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ:

1. В жаркий солнечный день песок и камни горячие, а трава прохладная. Как объяснить такое явление?

2. Как объяснить, что у деревьев, которые растут на улицах городов возле фонарей, листопад наступает значительно позже, чем у деревьев, растущих на неосвещенных участках?

Блиц опрос.

Вопросы 1 команде

1. Элементарная структурная и функциональная единица всех живых организмов.

(клетка)

2. Группа цветков, расположенных в определенном порядке на главной и боковых осях.

(соцветие)

3. Естественное отделение листьев от стебля при их отмирании.

(листопад)

4. Наука, изучающая строение и функции растительного организма.

(ботаника)

5. Молодой лист папоротника. (вайя)

6. Тело лишайников и водорослей. (слоевище)

7. Процесс образования органических веществ из неорганических используя энергию солнца. (фотосинтез)

Вопросы 2 команде

1. Наука изучающая живые организмы, описывающая их и распределяющая по группам на основании сходства и родства. (систематика)

2. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (опыление)

3. Оплодотворенная яйцеклетка. (зигота)

4. Ткань в которой накапливается запас питательных веществ для зародыша. (эндосперм)

5. Бесполое поколение растений (спорофит)

6. Видоизмененный побег, орган полового размножения покрытосеменных растений.

(цветок)

7. Взаимовыгодное сожительство двух и более организмов. (симбиоз)

Подведение итогов, выставление оценок, награждение победителей

docbase.org

Конспект урока на тему "Царство Грибы и Царство Растения"

Урок обобщения знаний по разделам: « Царство Грибы и Царство Растения

Форма урока: Нестандартный урок. Урок – игра «Счастливый случай».

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся разделу: «Царство Грибы и Царство Растения».

2. Закрепить понимание об усложнении организации живых организмов на Земле в эволюционном плане.

3. Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, используя приемы нестандартного решения проблемы.

Класс делится на команды 2 или 3, в зависимости от количества учащихся в классе.

1. Представление команд.

2. Разминка (или жеребьевка) отгадать загадку.

3. Первый тур.

Команды могут выбрать любой раздел и номер вопроса из этого раздела.

За правильный ответ команда получает жетон. По количеству набранных жетонов определяется победитель игры.

ГРИБЫ

ГРИБЫ:

1. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов объединяют их с растениями?

2. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов объединяют их с животными?

3. Из чего состоит вегетативное тело гриба?

4. Какие из перечисленных грибов относят к смертельно ядовитым?

А) красный мухомор б) бледная поганка в) подберезовик, г) трутовик

МХИ:

1. Какие свойства мха сфагнума и особенности строения человек применяет в медицине?

2. Почему мхи предпочитают селиться вблизи водоема, там где влажно?

3. Какова роль мертвых клеток мха сфагнума?

4. В чем сходство мхов и водорослей?

ЛИШАЙНИКИ:

1. Из каких организмов состоит тело лишайников?

2. Почему лишайники называют сфинксами и пионерами?

3. Какова роль лишайников в природе?

4. О чем может рассказать человеку лишайник?

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

1. Есть старинное поверье: «В ночь на Ивана Купала молодые девушки и парни шли в лес, чтобы отыскать цветок папоротника, кто найдет цветок папоротника, тому он укажет где зарыт клад». Верно ли старинное поверье?

2. Почему папоротники любят селиться под пологом леса, в сырых оврагах?

3. Почему вымерли гигантские папоротники?

4. Чем папоротники отличаются от мхов?

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

1. Какие особенности строения позволили голосеменным широко распространиться по Земле?

2. В чем заключается хозяйственное значение голосеменных?

3. Как отличить на молодых весенних побегах сосны мужские шишки от женских?

4. Где формируется женский гаметофит у голосеменных растений? Что он собой представляет?

5. Какие особенности строения голосеменных позволили им приспособиться суровым условиям существования и распространиться на Земле?

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

1. К покрытосеменным растениям не относится

А) гинго двулопастное б) подсолнечник в) малина г) липа

2. Какова роль цветка покрытосеменных растений?

3. Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?

4. Что развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка?

ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ:

1. В жаркий солнечный день песок и камни горячие, а трава прохладная. Как объяснить такое явление?

2. Как объяснить, что у деревьев, которые растут на улицах городов возле фонарей, листопад наступает значительно позже, чем у деревьев, растущих на неосвещенных участках?

Блиц опрос.

Вопросы 1 команде

1. Элементарная структурная и функциональная единица всех живых организмов.

(клетка)

2. Группа цветков, расположенных в определенном порядке на главной и боковых осях.

(соцветие)

3. Естественное отделение листьев от стебля при их отмирании.

(листопад)

4. Наука, изучающая строение и функции растительного организма.

(ботаника)

5. Молодой лист папоротника. (вайя)

6. Тело лишайников и водорослей. (слоевище)

7. Процесс образования органических веществ из неорганических используя энергию солнца. (фотосинтез)

Вопросы 2 команде

1. Наука изучающая живые организмы, описывающая их и распределяющая по группам на основании сходства и родства. (систематика)

2. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (опыление)

3. Оплодотворенная яйцеклетка. (зигота)

4. Ткань в которой накапливается запас питательных веществ для зародыша. (эндосперм)

5. Бесполое поколение растений (спорофит)

6. Видоизмененный побег, орган полового размножения покрытосеменных растений.

(цветок)

7. Взаимовыгодное сожительство двух и более организмов. (симбиоз)

Подведение итогов, выставление оценок, награждение победителей

ЛИШАЙНИКИ

МХИ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

doc4web.ru

Краткая характеристика царства растений и грибов

Краткая характеристика царства растений и грибов

Сюда относят зеленые растения с автотрофным питанием. Очень редко встречается гетеротрофность (например, у насекомоядного растения росянки и паразитического растения омелы). У зеленых растений всегда есть пластиды. Клетки, как правило, имеют наружную оболочку из целлюлозы. Царство растений подразделяется на три полцарства; настоящие водоросли, багрянковые (красные водоросли) и высшие растения (см. форзац в начале книги).

Подцарство Настоящие водоросли

Настоящие водоросли представляют собой низшие растения, характеризующиеся общими особенностями: это автотрофные организмы с подвижными гаметами, во всех клетках тела имеются хромотофоры.

Тело простейших водорослей состоит из одной или двух клеток, обычно имеющих жгутики. Группы клеток у некоторых видов могут объединяться друг с другом слизистой оболочкой. Множество водорослей представлено нитчатыми формами, у которых клетки идут одна за другой в один слой. Известны водоросли с пластинчатым строением тела. Наконец, у некоторых форм тело состоит как бы из одной гигантской клетки (обычно многоядерной). Тело таких водорослей расчленено на листовидную и корневидную части, например у сифоновых водорослей (рис. 37). В последнем случае говорят о сифоновом, или неклеточном, строении.

К настоящим водорослям относится семь типов растений: золотистые водоросли, или хризомонадовые (около 400 видов), разножгутиковые (200—300 видов), диатомовые (около 10000— 15 000 видов), эвгленовые (около 400 видов), пиррофитовые (1100 видов), зеленые водоросли (около 5700 видов), бурые водоросли (900—1500 видов). Строение тела водорослей разных типод может быть сходным, однако это сходство носит поверхностный характер и вызвано тем, что представители разных типов водорослей живут в сходных условиях. По особенностям строения клеток, химическому составу красящих и запасающих веществ типы водорослей существенно отличаются друг от друга. Так, в хромотофорах золотистых водорослей помимо хлорофилла имеются бурый пигмент (фукоксантин) и желтый пигмент (лютеин). Эти пигменты придают водорослям золотистый оттенок. Только у диатомовых водорослей встречается желтый пигмент (диатомин). У пиррофитовых водорослей наряду с зеленым пигментом (хлорофиллом) имеются специфические пигменты (ксантин и перидинин). У зеленых и эвгленовых водорослей окраску тела определяют хлорофилл а и каратиноиды (ксантофилл и каротин). Запасающими веществами у разножгутиковых, диатомовых водорослей являются жирные масла, у золотистых водорослей, кроме того, запасается углевод гликозин, у эвгленовых — углевод парамид. Интересно отметить, что у пиррофитовых и зеленых водорослей запасающее вещество — крахмал. Бурая водоросль ламинария содержит высокий процент йода. Она заготавливается в дальневосточных морях как пищевой продукт, называемый «морская капуста». Запасающее вещество бурых водорослей — ламинарии (особый полисахарид, растворимый в воде).

Все эвгленовые водоросли — одноклеточные, среди диатомо-вых встречаются колониальные формы. У золотистых, разножгу-тиковых, пиррофитовых, зеленых водорослей наблюдаются виды с нитчатым, колониально-многоклеточным и сифоновым строением, т. е. опять как бы делается попытка прорыва на следующий уровень организации — многоклеточности, где разные клетки несут различные функции. Многоклеточность и расчленение тела на части, выполняющие разные функции, выражены у бурых водорослей. Переход от одноклеточности к многоклеточности — пример ароморфоза в эволюции зеленых растений.

В разных типах водорослей прослеживается тенденция к специализации и разделению половых клеток на мужские и женские. У золотистых и эвгленовых водорослей подвижны и вегетативная, и половая стадии. У разножгутиковых подвижность вегетативной стадии наблюдается редко. У диатомовых и зеленых водорослей вегетативная стадия неподвижна. Вегетативная стадия у бурых водорослей — настоящее многоклеточное растение — неподвижна, гаметы снабжены жгутиками.

Подцарство Багрянковые. Тип Красные водоросли

К багрянковым относят единственный тип — красные водоросли, в котором разные исследователи насчитывают от 2500 до 4000 видов. Окраска красных водорослей определяется наличием в их клетках помимо хлорофилла красного пигмента (фикоэритрина) и синего пигмента (фикоцианина). Их смесь придает телу водорослей различные оттенки: розовый, красноватый, пурпурный, багровый. Вегетативная стадия — сложно расчлененное тело — неподвижна. Удивительная особенность красных водорослей — отсутствие подвижности гамет. Красные водоросли стоят особняком среди других типов растений, и их происхождение до сих пор остается загадкой.

Красные водоросли — более глубоководные формы, нежели другие типы водорослей. Их можно найти на глубине до 100 м. Обладающие наименьшей энергией лучи длинноволновой части спектра (красные, оранжевые) не могут проникать на большие глубины. Вслед за ними поглощаются лучи со средней длиной волны (зеленые). Глубже всего проникают в толщу воды коротковолновые лучи (голубые, синие и фиолетовые). Пигмент фико-эритрин, в отличие от хлорофилла, способен поглощать синие и фиолетовые лучи. Благодаря этой особенности красные водоросли могут жить на больших глубинах, нежели другие типы водорослей.

Подцарство Высшие растения

К высшим растениям относят группу растений, тело которых расчленено на корень, стебель и листья. Многоклеточность у высших растений истинна, т. е. клетка корня отлична от клетки стебля, клетка стебля от клетки листа. У истинно многоклеточных форм, к каковым принадлежат высшие растения, клетки специализированы, т. е. несут строго определенную функцию. Однако эта специализация не абсолютна. При некоторых условиях клетки стебля могут превращаться в клетки корня, в подземных частях растений при освещении может накапливаться хлорофилл (вот почему клубни картофеля зеленеют на свету).

Высшие растения подразделяются на две группы: споровые и семенные растения.

Группа споровых растений. Споровые растения — первые из зеленых растений, вышедшие на сушу. Однако подвижные, снабженные жгутиками гаметы могут передвигаться только в воде. Таким образом, выход на сушу неполный. Размножаются эти растения спорами. К споровым относят два типа: мохообразные и папоротникообразные.

Тип мохообразные содержит 23 000 видов (мхи, печеночники). Бесполое поколение (спорофит) редуцировано, преобладает половое поколение (гаметофит). Тело мхов—гаплоидно, диплои-ден лишь небольшой спорофит. Спермий несет два жгутика. Растения не имеют сосудистых пучков.

Тип папоротникообразные включает 6600 видов (хвощи, плауны, папоротники). Спорофит преобладает над гаметофитом («заросток» папоротника). Спермий несет множество жгутиков. Корни, стебли и листья этих растений связаны сосудистой системой, по которой транспортируются вода и питательные вещества. Приобретение сосудистой системы — важный ароморфоз в эволюции растений.

Группа семенных растений

Семенные растения размножаются семенами, в их жизненном цикле нет жгутиковой стадии. Благодаря этому процесс размножения семенных растений может быть не связан с водой, что позволило этой группе растений отойти от берегов в глубь суши. К семенным относится два типа-Тип голосеменные имеет 640 видов. Гинкго, хвойные не имеют. настоящих цветков и семяпочек, семена не заключены в завязь, а образуются голыми на поверхности чешуи шишек.

Тип покрытосеменные содержит 200000 видов (цветковые растения). У этого типа растений семена заключены а завязь. Основное разнообразие травянистых, кустарниковых и древесных растений образовано представителями этого типа. Цветковые формы (покрытосеменные) характеризуются более совершенным размножением по сравнению с голосеменными. (Также живорождение дает млекопитающим преимущество по сравнению с яйцекладущими рептилиями.) Этим и вызван расцвет современных цветковых растений.

Грибы — группа бесхлорофилловых эукариот, включающая представителей двух типов: миксомицеты и грибы. Это гетеротрофные формы, использующие энергию, образующуюся при расщеплении органических соединений. Как и у животных, у гетеротрофных грибов и миксомицетов запасающим веществом является полисахарид гликоген.

К миксомицетам (или слизистым грибам> относят более 400 видов. Тело миксомицетов состоит из множества ядер и цитоплазмы, не разделенной на отдельные клетки. Такое многоядерное тело называется плазмодием. Плазмодий миксомицетов имеет вид беловато-желтоватой слизистой массы, которую иногда можно увидеть среди преющих листьев или в сыром трухлявом пне. Выпуская ложноножки, миксомицеты могут передвигаться и питаться, подобно амебе.

Миксомицеты, по-видимому,— потомки бесцветных жгутиковых, стоявших у оснований трех стволов: растений, животных и грибов.

Тип грибов включает от 89 000 до 100 000 видов бесхлорофилльных растений. Сюда относят такие разнообразные формы, как хлебная плесень, плесневый грибок пенициллум, шляпочные съедобные грибы, трутовики. Общая особенность для столь разнообразных форм - образование вегетативного тела гриба из нитей (гифов). Эти гифы образуют грибницу (мицелий). В строении тела грибов наблюдается переход от неклеточного (сифонового) к многоклеточному строению.

Гаметы большинства грибов подвижны и несут два жгутика. Клеточная оболочка обычно состоит из хитина — того же вещества, из которого образованы покровы тела членистоногих животных.

Группа симбиотическнх низших эукариот. Тип лишайники

Лишайники—своеобразная группа организмов, возникшая в результате симбиоза. Тело лишайника образовано грибом, в котором могут жить сине-зеленые и зеленые водоросли.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru

fix-builder.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта