Волшебные травы на Руси. Огнецвет растение
Огнецвет | Аватар вики | FANDOM powered by Wikia
Огнецвет, или огненное семя (англ. Fire Weed) — растение на Пандоре.
Огнецвет является очень редко встречающимся растением, но привлекательным из-за своего внешнего вида. Он произрастает в горной местности, что делает растение ещё более труднодоступным.
Огнецвет — невысокое цветковое растение. У него мощная корневая система и очень толстый стебель, защищённый корой и являющийся резервуаром для влаги, высасываемой растением из скал и собираемой во время дождя. Кора огнецвета считается очень красивой, в том числе по меркам На’ви и фауны Пандоры. Она словно покрыта перламутровой глазурью, переливается голубым, зеленоватым и фиолетовым цветами и имеет извивающиеся бороздки. Листья, собранные на верхушке, обрамлены красноватыми шипами, вероятно, служащими для защиты растения от хищников.
Во время цветения огнецвет выбрасывает нечто вроде луковой стрелки, на которой располагаются трубчатые цветы простого строения, обладающие весьма нежным и приятным запахом. Поскольку большинство насекомых неспособно добраться до нектара, расположенного в свёрнутом в узкую трубку венчике, огнецвет развил облигатные симбиотические отношения с особым видом насекомых, имеющих вытянутый хоботок. Эти насекомые опыляют растения. Цветение огнецвета длится недолго, после чего быстро завязываются семена, а «стрелка» отпадает.
Участие в сюжетеПравить
James Cameron’s Avatar: The Game
- Когда Райдер впервые прибывает в Икнимайю, Марали советует ему/ей найти редкое огненное семя и преподнести его Бейда'амо в знак уважения. Огненное семя было первым цветком, который когда-то сам Бейда'мо подарил Марали. Тем самым Марали хотела косвенно дать понять Бейда'амо, что это она дала Райдеру своё благословение и ему/ей следует помочь... впрочем, её затея не особенно удалась.
James Cameron’s Avatar: The Game (Wii/PSP)
James Cameron’s Avatar (iOS/Android)
- Огнецветы являются живыми бомбами, с которыми Райан Лоренц множество раз сталкивается во время своего путешествия: когда он приближается к огнецвету, тот реагирует и через какое-то время взрывается.
- В отличие от других игр, в этой огнецветы красного цвета и слегка светятся изнутри.
- Шаман Атанвей дал Лоренцу несколько семян огнецвета, чтобы пробить дорогу из Перворожденной долины в Долину танаторов.
Огнецвет — Мир Ахаса
Материал из Мир Ахаса.
Любой |
Очень редкий |
Участок |
Дневной |
Фотосинтез |
Нет (0) |
O, U, X |
Нет |
10 - 100 участков (10d10) |
10 |
0 |
1 за участок |
19 |
1 за цветок |
См. ниже |
Тепловой луч |
Нет |
Нет |
G (50’+) |
Нет |
270 за участок |
Псионика: Нет
Огнецвет (англ. Burnflower) - крепкое растение с сильно блестящими листьями, отражающими солнечный свет в виде смертоносных лучей энергии.
Огнецветы выглядят как участки серо-зеленых стеблей с закрытыми цветами в форме луковицы. Если цветы раскрыты, становится видно, что они покрыты прозрачным, клейким соком. Сок обладает противным горьким запахом и не пригоден в пищу, хотя и не ядовит.
Сражение: Огнецветы растут в больших количествах. Заросль подразделяется на несколько участков 10 на 10 футов. Все данные по атакам, повреждениям, защитам и призовому опыту даются для такого участка 10х10 футов. На участке каждый отдельный цветок занимает, примерно, один кв. фут, следовательно, на участок приходится 100 огнецветов.
Каждый огнецвет раскрывается каждое утро и поворачивается весь день вслед за солнцем. Высокоотражающее покрытие на внутренней стороне каждого лепестка улавливает и отражает солнечные лучи, формируя смертельный тепловой луч. Любое существо, крупнее двух футов, подошедшее к участку огнецветов на 50 ярдов, будет атаковано тепловыми лучами всех тамошних растений. Хотя сам по себе участок особо метким не назовешь, общее количество повреждений, которые он может нанести, внушительно и изменяется соответственно расстоянию.
0‑20 ярдов | 10d4 |
21‑40 ярдов | 10d3 |
41‑50 ярдов | 10d2 |
Каждый участок в пределах досягаемости будет вести огонь по одной подходящей мишени. Персона, пораженная тепловым лучом огнецветов, получает право на спасбросок от смерти, чтобы уменьшить повреждение вдвое.
Возможна защита от палящих тепловых лучей. Скалы могут служить укрытием. Также подойдет и магическая защита от пламени или жары. Шкура огненного змея (drake) дает защиту от огня, пред которой тепловой луч огнецвета бессилен.
Предметы у мишени также должны делать спасбросок от нормального огня, чтобы не быть уничтоженными. У волшебных доспехов шансы на спасение нормальные, но неволшебные доспехи получают штраф -2 к своему спасброску. Все остальные предметы делают спасбросок со штрафом -4. В случае успешного броска, предметы становятся опаленными, но не уничтожаются. Однако, каждый последующий спасбросок для этого материала получает дополнительный штраф -1. Проваленный спасбросок означает, что рассматриваемый предмет воспламенился и поглощается экстремальной жарой. Если предмет несли, его должны бросить. Если предмет был надет, хозяин получает 1d3 дополнительных ожоговых повреждений.
Ареал/общество: Прямо перед зарей, огнецветы выделяют небольшое количество сока из маленьких пор на лепестках закрытых цветков. Сок высокоотражающ и защищает растение от палящих лучей солнца. Отражающая защита стол хороша, что создает свеобразное зеркало. Экстремальная жара, создаваемая цветами, приносит растению сразу несколько выгод. Благодаря ей, огнецвет «в тени» и прохладе; тепловые лучи убивают большинство животных, пытающихся полакомиться растением, что, в свою очередь, снабжает огнецвет влагой.
Экология: Особой пользы от огнецветов нет никому. Друид может использовать растение, чтобы днем защищать небольшую территорию. К несчастью для путешественников, отражающий сок, пробыв один день на солнце, высыхает, так что его нельзя использовать для покрытия одежды или прочего имущества.
www.athas.ru
Волшебные травы на Руси » Перуница
До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.
Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: " Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!".
Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день "Агрофены - злые коренья", поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы - время сбора волшебных трав. Иванова ночь - особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо - это цветение папоротника или Перунова огнецвета.
Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.
Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.
Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.
Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.
Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.
Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются.Н.И.Лажечников "Басурман"
У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.
Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.
Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: " Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы - самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".
Одолень-трава - это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё - русалочий цветок.Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.
"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".
В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.
Золототысячник, или тирличТрава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.
Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертникЧертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: " Сгони червей с моей скотины - отпущу", напасть со скотины сойдёт.С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым
Крапива, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.
Любовные яблоки - через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.
Петуния - это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.
www.perunica.ru
Огнецветы | Источник вики | FANDOM powered by Wikia
Серая статья Это статья - набросок, в ней слишком мало информации. Если вас интересует данная статья, то спросите главного автора - Мегалиона.Для достижения статуса Зеленой статьи в статье должен быть инфобокс, навибокс, одно изображение/арт/эскиз и 5 тысяч бит информации. |
Огнецветы
Тип
Высшие растения
Класс
Цветковые
Порядок
Светилы
Семейство
Огнецветы
Время Существования
Эволюционный Предок
Неизвестно
Эволюционный Потомки
Неизвестно
Размер
от десяти см и до двадцати метров
Огнецветы - обширное и разнообразное семейство цветов, которые горят разным цветом, в основном - огненным, рыжим, красным и некоторыми другими цветами. Существует более тысячи разнообразных видов и около пятидесяти родов. Произрастают Огнецветы по всему Идеальному Миру, но больше всего их растёт в огненном круге Аппаты. Огнецветы славятся, как важные алхимические индигриенты, также существуют плодовые и древесные виды, плоды которых очень остры и горячи. Большинство видов - однолетние, но существуют и многолетние виды.
В зависимости от рода и вида Огнецветы выглядят совершенно по разному:
- Корень у большинства Огнецветов один, разветвлённый. У древесных и плодовых видов он достигает длины до 15 метров в глубину. Обычно этот корень легко выдернуть, исключая лишь многолетние виды.
- Стебель у Огнецветов довольно тонкий, и лишь у самый больших и многолетних видов он достигает толщины в палец. Стволы же древесных и плодовых видов достигают в толщину около десяти-пятнадцати сантиметров у взрослых деревьев.
- Кора у древесных видов похожа на древесные угли, между которыми видна в виде жил пламенеюшая древесина. У плодовых видов кора похожа на застывшую чёрную лаву, с огненными прожилками.
- Листья у огнецветов имеют разнообразную форму, но больше всего имеются видов с листьями, похожими на пламя.
- Цветки огнецветов поражают своим разнообразием - по цвету и форме. Чаще всего встречаются пяти, четырёх и трёх лепестковые цветы. Но некоторые виды имеют довольно большие бутоны - их используют в декоративных целях.
- Плоды огнецветов также довольнот разнообразны, но большинство из них имеет плод-коробочку с семенами, в которых множество маленьких семян. Плоды некоторых видов используются для приготовления приправ - есть как жгуче-острые, так и кисло-сладкие. А плоды плодовых огнецветов в кухне Фаяров заменяют яблоки и разные другие фрукты.
Характер, ПривычкиПравить
Большинство Огнецветов цветут ночью, предпочитая сухие и лесистые биомы. Но также встречаются виды, что растут в горах или степях.
РазмножениеПравить
Большинство Огнецветов цветёт ночью в середине лета, после чего за месяц появляются плоды, которые поедают птицы и звери. После прохождения пищеварительного тракта семечко засыпает до следующего года и просыпается с весной, где медленно растёт четыре месяца до цветения. Древесные и Плодовые виды растут в течении пяти-семи лет, а потом уже цветут.
В зависимости от вида огнецветы можно встретить на горах, на скалах, в степях и других биомах. Больше всего их растут в круге Аппаты.
Огнецветы любят расти в затенённых местах, и их листья часто бываю тёмного, чёрного или фиолетового вида.
Хозяйственное значениеПравить
Огнецветы занимают значительное место в жизни Фаяров - ведь они дают хорошие плоды, важные спецыи и просто украшают круг Аппату своим видом.
Мифологическое и культурное значениеПравить
Про Огнецветы имеется множество различных мифов и легенд. Также, огнецветы являются важными геральдическими символами - и являются символами множества городов, нескольких государств и множества кланов и родов Фаяров.
- Гори Ясно! - очерк о разнообразии Огнецветов
- Пламень в ночи. Книга третья. - среди всего прочего, автор приводит много различной информации об Огнецветах, обитающих вне круга Аппаты, в том числе, о том, какое культурное значение они имеют для местных жителей.
- Огнецвет - подробный обзор мифов и легенд, связанных с Огнецветами.
Существует множество родов огнецветов:
- Огнедрево - самый большой представитель семейства Огнецветовых, представляет из себя большое дерево с огненно-красными цветками, растущее в некоторых местах Аппаты.
ru.source.wikia.com
Огнецвет | Террария вики | FANDOM powered by Wikia
Огнецвет318
Макс. в ячейке
99
Продажа
20Возможно, вы искали информацию о магическом оружии, но попали сюда. Об оружии "Огненный цветок" можно прочесть здесь. |
Огнецвет (Fireblossom) – растение, добавленное в версии 1.0.5. Используется как алхимический компонент для некоторых зелий.
Растёт в аду. Достигнув зрелой стадии, цветёт днём – с 15:45 до 19:30, но лишь в ясную погоду. Срубленный, даёт также семена, которые можно выращивать в горшке, кадке или на пепле. В мобильной и консольной версиях цветёт и даёт семена при срезании, если залить его лавой.
Использование в рецептах
Зелье гравитации Зелье обсидиановой кожи Зелье телепортации Зелье инферно Зелье смены полаИстория версий
- Версия 1.3:
- Цветёт с 3:45 до 7:30 вечера.
- Больше не даёт семена, если залить лавой.
- Версия 1.2.3.1: Исправлен баг, при котором огнецвет некорректно отображался на карте.
-
Получение семян
3 сообщений
-
Вечером снести, с 16:00 вроде до 19:30, в общем перед закатом. 2017-07-11T14:06:27Z
-
На огнецвете видно, когда он цветет. Когда не цветет, он вообще незаметный. А цветет в определенное время, почитай на странице 2017-07-11T16:27:08Z
-
-
Цветение
2 сообщений
-
Огнецвет не растет в кадке, вроде все сделал правильно. Так же узнал что от кад… 2017-05-05T22:35:34Z
-
Простите за ложную инфу. Тема закрыта. 2017-05-05T22:39:20Z
-
ru.terraria.wikia.com
Огненный цветок папоротника — Славянская культура
Когда-то, очень-очень давно, папоротники покрывали всю нашу планету. Причем это была не какая-то газонная травка, а огромные деревья! С тех пор это растение несколько измельчало, но вымирать оно пока не собирается.
Светлячки-обманщики
Папоротник имеет столько народных названий, что все и не перечесть: папорть (или папороть), перекус, купирод, чертова борода, блошник, щитник и многие другие…
Сколько у папоротника названий, столько и легенд, и, наверное, даже больше. Некоторые легенды имеют вполне реальные корни. К примеру, считалось, что щитовник мужской (одна из широко распространенных разновидностей папоротника) мог своими волшебными свойствами послужить настоящим «щитом» человеку – сделать его богатым и невидимым для окружающих.
Во многих российских губерниях папоротник назывался светицвет или Перунов огнецвет (в честь бога грома и молнии Перуна), так как считалось, что раз в году (в ночь накануне Иванова дня) папоротник начинает цвести прекрасным, ярко пылающим в ночи цветком.
Можно предположить, откуда взялось это поверье: ближе к середине лета в лесу (в том числе, и в зарослях папоротника) появляются всякого рода светлячки. А поскольку папоротника в лесах более чем достаточно, людям, оказавшимся ночью в глухой чаще, вполне могло показаться, что этим ярким, но холодным светом горят цветы растения. Так родилась легенда о цветущем раз в год папоротнике, переросшая затем во многие другие поверья.
В поисках клада
«Один крестьянин искал накануне Иванова дня потерявшуюся корову; в самую полночь он зацепился нечаянно за куст папоротника, и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему все прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о многих сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы ведьм. Когда крестьянин возвратился в семью, домашние, слыша его голос и не видя его, пришли в ужас; но вот он разулся и выронил цветок – и в ту же минуту все его увидели. С потерей цветка окончилось и его всеведение, даже позабыл про те места, где еще недавно любовался зарытыми сокровищами…» (А. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу»)
В гораздо более древнем сочинении – рукописном травнике – сказано: «А сия трава самая наисильнейшая над кладами, царь над цветами – трава папороть».
Понятно, что много находилось желающих найти цветок папоротника и мгновенно разбогатеть. На основе этого поверья и родился праздник ночи накануне Ивана Купалы, когда крестьяне всем селением отправлялись в лес, разжигали там костры, пели и танцевали, а затем поодиночке отправлялись искать заветный цветок.
«Спорное» размножение
К сожалению, никакие драгоценные клады папоротник найти не поможет, и вовсе не потому, что сам папоротник не волшебный, а потому, что он, собственно, никогда и не цветет – биологи давно уже выяснили, что это растение размножается спорами.
По осени крохотные споры папоротника осыпаются на землю с материнского растения. Вскоре их оболочка лопается, и содержимое постепенно превращается в так называемый заросток. Выглядит он как маленькая зеленая пластинка, прикрепленная к почве тонкими волосками. Через некоторое время на нижней стороне пластинки образуются имеющие разнообразное и довольно сложное строение сосочки – половые органы папоротника. Когда приходит нужный момент (обычно это происходит в сырую, дождливую погоду), сосочки лопаются и созревшие в них сперматозоиды «водным путем» достигают яйцеклеток. После оплодотворения начинает расти новый папоротник, но привычного нам размера он достигает только через много лет. Однако это открытие вовсе не преуменьшает по-настоящему «волшебные» свойства папоротника. Еще древние римляне и греки справедливо считали папоротник лекарственным растением. О папоротнике упоминал в своих сочинениях Плиний Старший. О его лечебных свойствах был хорошо осведомлен бухарский ученый Авиценна. В Древней Руси знахари, используя целебные свойства этого растения, изгоняли из людей глистов, коими в то время болели очень многие. А папоротник как раз являлся (и является) очень хорошим глистогонным средством. Так что владевший этим секретом мог довольно легко и быстро разбогатеть, как на Руси, так и в Европе. К примеру, французский король Людовик XVI заплатил огромную по тем временам сумму (18 000 ливров) вдове швейцарского хирурга Нуфферы за секрет изготовления одного из глистогонных средств.
Кушать подано!
Интересно, что папоротник является не только лекарственным растением. Некоторые его виды можно употреблять в пищу. К примеру, черешки молодых листьев (рахисы) орляка (одной из широко распространенных разновидностей папоротника) засаливают и с удовольствием едят жители Восточной Азии, Китая, Японии и Дальнего Востока. Свежие рахисы в пищу непригодны, они содержат горечь, перед употреблением их нужно либо отварить, либо засолить. При этом японцы считают, что рахисы нужно варить только в медной посуде, тогда они сохранят ярко-зеленый цвет, а на вкус присутствие меди совершенно не влияет.
В XIX в. на Канарских островах, в Новой Зеландии, Америке и Австралии, где папоротник тоже произрастает во множестве, из его высушенных и измельченных корневищ даже выпекали хлеб.
В Канаде и некоторых штатах Северной Америки имеется разновидность папоротника под названием страусник. Это растение – традиционная весенняя еда индейцев. В его листьях не содержится вредных веществ и страусник можно без обработки использовать для приготовления различных блюд. В России тоже растут два вида этого папоротника, но у нас он в качестве пищи гораздо менее известен.
Константин ФЕДОРОВ
Похожие статьи:
Поэзия → Цветок папоротника
Праздники → Языческая Купала на Красном Лугу
Славянские символы → Почему символ Света превратили в нечто несущее зло?
Славянские символы → Коловрат и лунница - славянские обереги с солярными и лунарными символами
Альтернативная история → Древний Герб Беловодья
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Тайны волшебных трав
Краеведческий сборник «Наш край» — № 7, 2004 год, г. Яранск Кировской области.
Добрые и злые травы. Сколько о них сложено легенд, сказаний и песен! Добрые названы ласково: травушка-муравушка, мурава духовитая, трава шелковая; злые — отталкивающе: лихие травы, лютые коренья, отрава. Растения-целители, которыми врачевали от недугов и хворости, исстари почитались особо. Но, являясь в прошлом добычей ловкачей, выдававших себя за чародеев, лекарственные растения нередко не только не приносили облегчения страждующим, а и служили во вред, так как знахарство шло рука об руку с суеверием и невежеством. У всякого рода травознаев и по сию пору не перевелись еще клиенты, доверчиво возлагающие на них надежды о выздоровлении.
В недалеком прошлом «нам велели» говорить, что особенно широко процветает надувательство знахарскими снадобьями в США и ФРГ. Исследования показали, что самые древние травники (старше 300 лет) были польского происхождения, более поздние попали к нам из Германии. При переходе из рук в руки травники не только пополнялись, но и обрабатывались литератур но, иногда весьма умело, и были весьма авторитетными для просвещенных слоев населения. Нередко за перевод и составление этих руководств брались даже священники.
В лечебнике, хранившемся в Соловецком монастыре, прямо говорилось, что он «сочинен из дохтурских наук преосвещенным Кир Афонасием, архиепископом Холмогорским и Волжским» (1696). Лечебникам давались изощренные названия: «Травоврач», «Зельник», «Цветник», «Жизненник», «Травник». Встречались и более причудливые: «Ковчежец медицинский», «Прокладный Вертоград» и другие.
В этих руководствах даже самые заурядные растения наделены таинственными свойствами. Так об осоте сказано: «Трава осот добра: кто ее знает, тот человек талант обрящет. А растет трава красна и светла, листочки кругленьки, что денежки, собой в пядь, а цвет розный. Растет кустиком по сильным местам раменским. Ту траву держать торговым людям: носи при себе, где ни пойдешь, много добра обрящешь, и от людей честь будет, и великою славою тот человек вознесется. А корень ее светел как воск». Носи, дескать, осот при себе, с ним не пропадешь и честь узнаешь.
Там же втолковывалось, что, обзаведясь ряской, ревнивый супруг может выведывать секреты своей благоверной, стоит только положить эту траву «в головы жене, и она скажет, что было с ней добро или зло, а положить надобно в сих числах: 19, 20, 25». Вздорность подобных умозаключений очевидна.
Как отголосок седой старины сохранились повествования о девяти волшебных травах: плакуне, пастушьем папоротнике, разрыв-траве, тирличе, одолень-траве, адамовой голове, орхилине, прикрыше и нечуй-ветре. Зачастую это ничем не примечательные обитатели лугов, болот и рек, но при научном анализе открывается, что у волшебных трав есть реальные прообразы, вот ниже мы и сопоставим сведения о волшебных травах, почерпнутые из бытовавших поверий, с данными науки о растениях и сорвем покрывало таинственности с многих легенд.
Как возникают легенды
Как возникли легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Чтобы ответить на эти вопросы, напомню, что познанию окружающего мира всегда сопутствовали различные верования. Всему и всякому сколько-нибудь загадочному, непонятному явлению приписывалась потусторонняя сила. Нецветковое растение папоротник, например, удивляло своим видом и необычным способом размножения. Все растения цветут, а это нет, — значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг папоротника начинают возникать легенды, сказания. В них-то скромный обитатель лесов и наделяется теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал: папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.
Толчок к созданию легенды могли дать необычные, мало встречаемые и недоступные растения. Ужовник и груздовник уникальны в нашей флоре, попадаются очень редко. Низенький папоротничек с «кистью цветков» — разве не диво? «Разрыв-травой» его назвали потом, когда он прослыл загадочным растением.
Непосвященный человек не мог найти редкого растения, а травоискателю оно иногда встречалось. И если он его находил, то старался сбыть повыгоднее. Бедный человек много не даст, а вот тот, кто промышлял темными делами или искал клады, не скупился, лишь бы заручиться помощью сказочной силы для осуществления своего предприятия. И если с помощью разрыв-травы не находил клада, легенду опровергнуть не осмеливался. Все валил на проделки нечисти, которая якобы помешала ему.
Непонятное в жизни растения — одно из главных причин возникновения легенд. Так петров-крест, растущий в основном под землей и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. Кувшинка — цветок водоемов, тоже не как другие, ведь пруды и бочажки — обиталища всякой нечисти, значит, и цветок особенный. Его и назвали русалочным.
Истоки легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладает растение. Это относится главным образом к лекарственной флоре.
Происхождение поверий о фантастических травах связано с извечной мечтой человека возвысится над природой: останавливать ветер, управлять погодой и т.п. Наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. А вот сверхъестественных свойств у них не оказалось.
Всем травам мати
Только на плакун-траву человек творил заговор. Называли его чародеем, ведуном, знахарем. Наговорная трава в представлении суеверного человека могла устрашать нечистую силу, заставляла плакать бесов и ведьм.
Взглянув на такую траву глазами ботаника, замечу, что перед нами всего лишь дербенник иволистый, прозванный в народе «плакун-травой». Называли его еще дубник, подбережник, твердяк, тройчак, кровавница, верба-трава. Растет дербенник по сырым местам, берегам рек и прудов, а также среди зарослей ольшаника и на влажных заливных лугах. Цветет с июня до сентября. Растение содержит дубильные вещества, скот его не ест. Род дербенниковых «литрум» получил название из-за темно-красных цветов. Происхождение латинского наименования восходит к греческому «лудрон», что означает кровь.
Дербенник иволистый никакими лекарственными или другими достоинствами не обладает, он даже не входит в государственную фармокопею — утвержденный список растений-целителей. Но в поверьях плакун-трава — «всем травам мати».
Знахари приготовляли из нее порошки и настойки. Когда-то в Пермских деревнях отвар из корня плакуна употребляли при грыжах, при болях в желудке и даже «от тоски».
Откроем старинный травник на странице, где описывается это растение. Читаем: «Есть плакун-трава, а растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров и та трава вельми добра: держи в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из нее вырезать носить при себе вельми добро».
В приведенном описании правдиво лишь то, что плакун-трава «растет при озерах», остальное надумано.
Перунов огнецвет
На Руси исстари пору сбора целебных растений приурочивали ко дню Аграфены-купальницы (23 июня по ст. стилю). Травоискатели называли этот день «Аграфены — злые коренья». Что ж, пожалуй, так оно и есть. Ведь из кореньев, собранных в эту пору, изготовляли сильнодействующие снадобья и зелья, от которых погиб не один человек.
А за этим днем следовал знаменитый Иван Купала — время сбора волшебных трав, время «козней лукавого».
В ночь на Ивана Купалу, по суеверным представлениям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает всем цветам цветок — папоротник, показывается разрыв-трава, цветущая так недолго, что еле успеешь прочесть «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Колдуны в Иванову ночь ходили за тирлич-травой и орхилином. В ночь под Иванов день затевались игры, зажигались купальские огни, умывались росой.
Иван Купала... В этом имени слились христианские и языческие верованья. Иван — Иоанн Креститель, который «купал», крестил Иисуса Христа, и Купала — языческий идол, которому в далекие времена «благодарения и жертвы в начале жатв приносиху».
Сказание гласит, что папоротник, или как его еще называли, перунов огнецвет, жар-цвет, кочедыжник, цветет только в ночь под Ивана Купалу. Происходит будто бы так. Между листьями, похожими на крылья орла, подымается, как светящийся уголек, цветочная почка. Она движется, прыгает и к тому же щебечет. В полночь почка с треском раскрывается, появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг. Некоторые добавляют, что при этом раздается гром и сотрясается земля.
Смельчак, отважившийся обрести цветок папоротника, должен прийти в лес, найти подходящее место, очертить себя кругом и ждать, пока появится цветок. Как только он покажется, нечистая сила будет что есть мочи стараться испугать смельчака. Но пугаться нельзя. Сорванный цветок советуют вложить в рану на ладони и, не оглядываясь, бежать домой. По дороге нечисть пуще прежнего будет соблазнять и одолевать страхом, но цветок отдавать нельзя. Овладевшему цветком папоротника подвластны все тайны и чары — такова легенда.
Однако наукой достоверно установлено, что папоротник никогда не цветет. Принадлежа к тайнобрачным, растение размножается спорами, созревающими на обратной стороне листа. Но откуда же пошло поверье о цветущем папоротнике, была ли для такой легенды основа? На этот вопрос отвечу ниже, в рассказе о волшебной разрыв-траве. А здесь добавлю, что современная медицина использует папоротник для лечения некоторых болезней. Правда, пригодным находят только щитовник мужской — растение с мощным чешуйчатым корневищем, содержащим филиксовую и флаваспидовую кислоты, эфирное масло, дубильные вещества и крахмал. Сделанные из него таблетки применяют против ленточных глистов.
Замечу кстати, что папоротник давно известен как глистогонное средство, но в средние века из-за неумелого приготовления лекарств его слава померкла. Только упорство одиночек вернуло ему честь. Получилось так, что вдова швейцарского врача Нуффера оказалась обладательницей глистогонного рецепта, состав которого держала в секрете. Французский король Людовик XVI в 1775 году купил этот рецепт за большие деньги и обнародовал его. Оказалось, что лекарство приготовлялось из папоротника. С тех пор легендарное растение вошло во все европейские фармакопеи.
Разрыв-трава
По преданию разрыв-трава достается лишь тому, кто имеет цветок папоротника и корень плакуна. О разрыв-траве мечтали воры и кладоискатели, ведь она разрывает запоры тюрем и превозмогает сатанинскую силу, стерегущую клады. Разрыв-траву называли еще скакун и прыгун, так как цветок ее будто бы в Иванову ночь скачет, прыгает. Известна она еще и под именем «ключ-трава». Легенда повествует, что когда-то разбойники зарывали клады, запирали их под землей на замки, а ключи бросали в воду. Обладатель разрыв-травы будто бы может отпирать заговоренные клады. Утверждалось также, что если бросить разрыв-траву в кузницу, кузнец работать не сможет. Узнают ее так: на которой траве в Иванову ночь коса переломится, та и есть разрыв–трава.
Конечно, в подобных поверьях много от сказки, суеверия. Но вот что интересно: в народных сказаниях встречается упоминание о том, что разрыв-трава— все тот же папоротник, или очень похожа на него. Когда же ботаники стали выяснять, есть ли у волшебной травы прообразы, то оказалось, что есть. Ими являются два вида папоротника: ужовник (по латыни офиоглоссум, что в переводе означает «змееязычный») и груздовник (ботрихиум).
У них имеется нечто, похожее на кисть цветков. Если внимательно присмотреться к такой «кисти», то окажется, что это всего лишь вытянутая часть листа с «бутончиками» — спорангиями, открывающимися в сухую погоду. С виду измененная часть листа напоминает стрелку с кистью цветов (не зря ужовник получил название змееязычный: от его листьев отходит вырост, напоминающий узкий язык змеи).
Сходство с цветком и послужило поводом к легенде о цветущем папоротнике. Ужовник и груздовник встречаются в наших лесах очень редко, что также делало их таинственными. В действительности же ни один вид папоротника никогда не цвел и цвести не может. Это растение не цветковое.
Одолень-трава
В заговоре на путь-дороженьку сказано: «Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды... спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и по всей дороженьке». Будто бы одолень-трава наделена свойствами охранять людей, едущих в иные земли, от разных бед и напастей. Ее вкладывали в ладанку и носили как амулет. Что же это за растение?
Оказывается, всего-навсего кувшинка — жительница прудов, тихо текущих рек, заливов и стариц. Белые лепестки, серо-желтые рыльца и тычинки делают кувшинку заметной на воде. Называли ее когда-то еще «русалочным цветком». В старинном травнике записано: «Одолень растет при реках, ростом в локоть, цвет рудо-желт, листочки белые. И та трава добра, коли человека окормят, и дав ту траву, скоро пойдет низом и верхом. И корень травы добр от зубной болезни, и пастуху, чтобы стадо не расходилось, или кто тебя не любить станет и хочешь его присушить, — дай ести корень».
Внешний облик кувшинки нарисован правильно, правда, лепестки здесь названы листочками. Цветок «рудо-желт», т.е. красно-желтый. Согласно этому отрывку, одолень-травой можно «присушить», приворожить.
Приворотным зельем когда-то слыла также трава «симтарин». Что под ней подразумевалось, выяснить не удалось. Эта трава будто бы имеет четыре листочка: «Первый синь, другой червлен, третий желт, а четвертый багров». До введения бинарной номенклатуры в названиях растений царила такая неразбериха и путаница, что по старому названию не всегда удавалось выяснить современное наименование. Вот, к примеру, как называли в разных местах лютик едкий: жемчужок, сондарь, зоря луговая, копеечный цвет, маслянка, жабник. Травознаям выгодно было засекречивать растения множественнос тью наименований одного и того же вида. Это затрудняло знакомство с ним непосвященных.
Царь во всех травах
«А кто хощет диавола видеть или еретика, и тот корень возьми и положи на престол, освятив его водой, и не замай 40 дней, и те дни пройдут, носи при себе — узришь водяных и воздушных демонов... а когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три дня заживет». Речь идет о легендарной мандрагоре, известной еще под названиями адамова голова, мужской корень, покрик, сонное зелье.
Корень «царя во всех травах» похож на редьку с причудливыми выростами. Он пользуется большим почетом на Западе. К нам весть о волшебной мандрагоре пришла из Европы. В русских сказаниях это растение главенствующего положения не получило. Привозная легенда проникла больше в письменные источники, чем в народные верованья.
В магические действия адамовой головы серьезно верили только охотники. В «великий четверток» полагалось окуривать мандрагорой охотничье снаряжение, после чего оно будто бы приобретало удачливость. Обыкновенно чародей вместо «царя во всех травах» давал простодушному суеверу что-нибудь другое, ведь мандрагора в пределах нашей страны найдена недавно. Из пяти видов, составляющих род мандрагор, три произрастают исключительно на Средиземноморском побережье, один в Гималаях и один недавно найден в горах Копет-Дага, в Туркмении. Кстати, последний оказался очень податливым, его можно выращивать в хозяйствах. За мандрагору часто принимали солодский корень — скополию корниолинскую, принадлежащую тоже к семейству масленовых, но входящую в другой род. Народные названия адамовой головы — черный осот, пупочник, шишкарник, щелобольник, пустосел, кукушкины сапожки.
В средневековье бытовало много рассказов о смертельном риске, которому подвергает себя корнеискатель, выкапывая мандрагору. Молва предписывала ему повернуться лицом к западу, очертить троекратно ножом место с заветным растением, привязать мандрагору к хвосту черной собаки и заставить ее выдернуть корень. При этом мандрагора якобы издавала страшный крик. Вот почему она названа еще трава–покрик. Если же вырывать ее самому, без собачки, — найдешь погибель. Выдумки о мандрагоре настолько нелепы, что не выдерживают никакой научной критики. Волшебства в этом растении не больше, чем в любом другом. Корень его содержит гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды.
И прочая...
В послании игумена Панфила псковскому наместнику (XVI) о сборе трав и корений сказано так: «Егда приходит великий праздник Рождества Предтечева, исходят огницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные отравы и приворотные зелья». Вот в эту-то пору и ходили травознаи за орхилином, растущим на больших реках. Срывать орхилин полагалось через серебряную гривну (шейный обруч). Орхилин будто бы охранял от дурного глаза и порчи.
Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых. Цветет с половины июня до августа. Попадается в лесу, в «закустаренных лугах». Чародеями собиралась осенью в великоденский мясоед, употреблялась против свадебных наговоров. Делалось это так. Когда невесту везли в дом жениха, знахарь забегал вперед, клал траву-прикрыш под порог. Предупрежденная родными о проделке знахаря, невеста, входя в дом, должна была перепрыгнуть через порог, не наступив на траву. Ежели невеста этого не сделает, то наговоры злых людей «возымеют силу».
Еще более нелепа легенда о нечуй-ветре. Растет волшебная трава будто бы по берегам рек и озер. Собирают ее в глухозимье, под Васильев вечер. Причем найти нечуй-ветер могут лишь слепцы. Наступая на сказочную траву, слепцы якобы чувствуют, как она колет их слепые глаза. Если нашедший возьмет нечуй-ветер не руками, а ртом, он обретает способность останавливать ветер, а также ловить рыбу без неводов.
За рассказами о девяти волшебных травах стояли выдумки и о других растениях. Так о чертополохе говорили, что он отгоняет чертей, преследующих человека. Стоит только стать, где растет эта трава, и бросить в нечистых шишки чертополоха, как они отстанут. Если пригнуть чертополох к земле ветками, приговаривая: «Сгони червей с моей скотины — отпущу», — напасть со скотины сойдет. Считалось, что черви (в данном случае правильнее сказать — личинки мух) сродни темным силам.
Густой завесой суеверий окутано растение петров-крест. Известно, что произрастает оно в широколиственных лесах, но обнаружить его можно только во время цветения, в апреле-мае. Затем надземная часть — соцветие — отмирает.
Петров-крест живет за счет растения-хозяина — орешника или ольхи, паразитируя на их корнях. Его стебель расположен под землей, там он ветвится, образуя фигуры, напоминающие крест, что и дало происхождение видовому названию. Растение лишено зеленой окраски, вместо листьев имеет чешуи. Поверье напутствовало брать петров-крест «от еретика».
Ананий Веретенников.
olnd.ru