Молчанка растение. Онлайн чтение книги Рука доктора Фу Манчи ГЛАВА IV. ЦВЕТОК МОЛЧАНИЯ

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

О чем расскажут цветы? Красноречивое молчание. Молчанка растение


Легенды и мифы о цветах

Цветы играли важную роль в жизни всех народов, начиная с глубокой древности. Они сопровождали войны и пиршества, торжественные погребальные процессии, служили для украшения алтарей и жертвоприношений, играли роль целительных трав, охраняли домашний очаг и животных, радовали глаз и душу. Цветочные растения получили самое широкое распространение в Европе, выращивали их повсюду: от дворцовых парков до скромных садов горожан. Любовь к необычным экзотическим растениям доходила до крайних форм – увлечение тюльпанами, или "тюльпаномания", в XVIII веке охватило голландцев, и не только богатых, а почти всё население страны. Цены на луковицы новых сортов были фантастическими.

С цветами издавна связано множество легенд, сказаний и преданий – весёлых, грустных, поэтических и романтических… Каждая глава посвящена одному цветку как символу.

Роза, символ молчания

Впервые роза упоминается в сказаниях древней Индии. Не было цветка, говорится в них, который был бы окружён таким почётом, как роза. Действовал даже закон, по которому каждый, принёсший царю розу, мог попросить у него всё. Что угодно.. Ею убирали брамины свои храмы, а цари – покои, ею платили дань. Аромат розы был столь любимым, что в дворцовых садах проводили вдоль всех дорожек особые канавки и наполняли их розовой водой, чтобы испаряющийся чудный запах всюду сопровождал гуляющих.

Весь Восток стал преклоняться перед розой и слагать о ней сказания. Но превзошла всех Персия , её поэты посвятили розе сотни томов. Они и сами свою страну нарекли вторым – нежным, поэтичным – именем: Гюлистан, что означает "сад роз". Розами были полны персидские сады. Внутренние дворы, комнаты, купальни. Без них не обходилось ни одно торжество.

Красота и запах розы вдохновляли на стихотворные строки и мыслителя, мудреца Конфуция. Ради неё отвлекался он от своих бессмертных философских трудов. А в библиотеке одного из китайских императоров пятьсот из восемнадцати тысяч томов трактовали только о розе. В императорских садах она росла в неисчислимых количествах.

В Турции у цветка было совё, неожиданное предназначение: розовыми лепестками осыпали в сералах новорождённых.

Европа разделяла почтение Востока к неподражаемому цветку. Самые знаменитые в Греции храмы Венеры окружали невероятные по роскоши и протяжённости сады из роз. Высшая честь: её изображение попало на монеты…

У древних римлян, времён Республики, роза символизировала храбрость. Перед сражением воины нередко меняли шлемы на венки из роз. Зачем? Чтобы, по обычаям того времени, вселить в себя мужество! Розу уподобляли ордену, награде за храбрость, беспримерное геройство, выдающиеся деяния. Римский полководец Сципион африканский-старший так оценил мужество своих солдат, первыми ворвавшимися в неприятельский лагерь: они прошли по Риму триумфальным шествием с букетами роз в руках, а на их щитах выбили силуэты роз. А Сципион-младший оказал честь воинам первого покорившего стены Карфагена легиона, повелев украсить розовыми венками их щиты и всю триумфальную колесницу.

Когда начался упадок Рима, розой как украшением стали нещадно злоупотреблять. Проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе, как на носилках, матрац и подушки которых постоянно набивали свежими лепестками роз. В обеденном зале императора Нерона потолок и стены вращались посредством специального механизма, попеременно изображая времена года. Вместо града и дождя на гостей сыпались миллионы розовых лепестков. Ими был усыпан весь стол, а иногда – и пол. В розах были все подававшиеся блюда, чаши с вином, а также прислужники-рабы.

Но иное, кроме украшения, малоизвестное значение было тогда у розы. Слышали ли вы когда-нибудь, что она выступала ещё и символом молчания? И имела прямое отношение к богу молчания? И имела прямое отношение к богу молчания Гарпократу… Помните, тому который знаком нам прикладывающим палец к губам7 Так вот, представьте, как опасно было при жестоких правителях периода упадка Рима делиться публично своими мыслями! Придумали, как предостеречь разгорячённые от выпитого головы. И снова прибегли к розе. На время пиршеств вешали её белый цветок на потолке залы. И все знали: как взглянешь на него, так и вспомнишь, для чего он тут. Сдержи себя, не выболтай лишнего! Сколько уберегла от смертельной опасности символическая роза! От этой традиции и родилось известное латинское выражение: "сказанное под розой" .

Астры

Пожалуй, нет ни одного сада, где бы не цвели осенью астры. Каких только цветов не увидишь: и красные, и белые и жёлтые и т.д. Но астры отличаются не только по цвету. Есть астры махровые с большим количеством узких лепестков, торчащих во все стороны. У одних лепестки прямые, у других волнистые, загнутые внутрь, у третьих узкие, заострённые – игольчатые. Родина её – северные области Китая, Маньчжурия, Корея.

А первые астры, выросшие в Европе, были совсем иные.

В 1728 году известному французскому ботанику Антуану Жюссье прислали из Китая семена редкого неизвестного растения, Жюссье посеял весною семена в Парижском Ботаническом саду. В то же лето растение расцвело красным лучистым цветком с жёлтой серединкой. Оно походило на маргаритку очень крупных размеров. Французы сразу назвали растение Королевой маргариток. Они очень ошиблись: и астра, и маргаритка из одного весьма многочисленного семейства сложноцветных.

Ботаникам и садоводам очень понравилась Королева маргариток. Они стали выводить новые сорта различной окраски. И неожиданно спустя двадцать два года расцвёл невиданный махровый цветок. Жёлтая серединка исчезла, из трубчатых цветочков выросли язычки, такие же, как у краевых. Как увидели такой цветок ботаники, так и воскликнули по латыни: "Астер!" - "Звезда!". С тех пор и установилось за этим цветком название – "астра китайская".

Садоводы начали сразу во всех садах Франции разводить махровые астры. Особенно много их было в королевском саду Трианон. Садовники Трианона ещё в XVIII веке вывели основные форм астр, пеоновидные и игольчатые.

В переводе с греческого "астра" означает "звезда". По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Согласно народному поверью, если ночью притаиться в цветнике из астр и прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – это астры разговаривают со своими сёстрами – звёздами.

Хризантемы

Королевский цветок – так иногда называют хризантемы. Из них составляют букеты для самых престижных торжеств и высоких гостей. Хризантемы дарят как символ постоянства и верности своим обещаниям. Изящные язычковые, шикарные помпонные, огненно-яркие или нежные, как ромашки, хризантемы прекрасны и разнообразны. Среди этих цветов есть совсем маленькие карлики ростом всего 30-40 см и настоящие великаны, высотой до полутора метров.

С глубокой древности у японцев к хризантеме особо почтительное отношение. В стране восходящего солнца цветение хризантем отмечают так же торжественно. Как и цветение сакуры. Хризантема стала не только национальным символом Японии, но и эмблемой императорского дома. Высшая японская награда называется "Орден Хризантемы". В честь этого цветка осенью устраивают национальные празднества. Считается, что эти растения обладают волшебной силой продлевать жизнь человеку, а испивший росу с лепестков хризантем остаётся навсегда молодым.

Праздник хризантем проходит здесь поздней осенью. Из цветов плетут гирлянды, украшают ими окна и двери домов; люди обращаются друг к другу с добрыми пожеланиями. Для японцев хризантема – не только символ здоровья, счастья, но и прекрасный цветок, которым можно любоваться бесконечно. Вот почему японские писатели так часто воспевают хризантему. "Однажды в пору девятой луны всю долгую ночь до рассвета лил дождь. Утром он кончился, солнце встало в полном блеске, но на хризантемах в саду ещё висели крупные, готовые вот-вот пролиться капли росы. … Пронзающая душу красота!"

В результате многовековой культуры в Японии насчитывается тысячи сортов хризантем. Их выращивают в горшках для жилищ, а также в виде крупных каскадов, пирамид, полусфер и разных фигур – для больших интерьеров и городских парков.

Особым успехом у публики на выставке пользуются так называемые хризантемные куклы. Они появились в Японии в начале XIX века и быстро приобрели огромную популярность, особенно в Токио и его окрестностях. Для туловища кукол делается объёмный каркас из соломы, бамбука, проволочной сетки и др. Его заполняют питательной землёй и мхом. Подготовленную рассаду высаживают во влажный субстрат сквозь каркас. Затем путём многократной прищипки новых побегов, фигура сплошь покрывается, наподобие одежды, одновременно распускающимися небольшими соцветиями. Голову, шею и руки делают из воска или пластилина, головной убор – из цветов. Часто хризантемные куклы "разыгрывают сцены" на известные литературные и исторические темы.

Сегодня уже мало кто помнит, что родиной этой культуры был Древний Китай. День, когда чествуют хризантемы в Китае, носит название Чунъянцзе – 9-е число 9-ого лунного месяца. Дело в том, что девятка в китайской традиции – благоприятное число, а две девятки сразу указывают на счастливый день. В это время в Китае пышно цветут хризантемы, поэтому главная традиция праздника – любование хризантемами. Во время празднества пьют напитки, настоянные на её лепестках. Цветами украшают окна и двери домов.

Тюльпаны

Голландия известна как "страна тюльпанов". Однако родина цветка – Турция, а название "тюрбан" . Тюльпаны были завезены из Турции в XVI веке, и в Голландии началась настоящая "тюльпановая лихорадка". Все, кто мог, выводили, выращивали и продавали тюльпаны, стремясь к обогащению. Так, в XVII веке за луковицу одного цветка было отдано 4 быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина и 4 бочонка пива. Говорят, что на одном здании в Амстердаме до сих пор сохранилась доска с надписью о том, что два дома были куплены за три тюльпанные луковицы.

Ландыши

Многие народы почитали ландыш как символ весны. Так, древние германцы украшали им свою одежду в весенний праздник Остерн. В конце праздника увядшие цветы торжественно сжигали, как бы принося в жертву Остаре – богине зари, вестнице тепла.

Во Франции существует традиция отмечать "праздник ландышей". Традиция возникла ещё в Средние века. В первое воскресенье мая после полудня жители деревень отправлялись в лес. Вечером все возвращались по домам с букетами ландышей. Наутро, украсив дом цветами, устраивали общее застолье, а потом начинали танцевать. Девушки украшали ландышами платья и причёски, юноши вставляли букетики в петлицы. Во время танцев молодёжь обменивалась букетами и любовными признаниями… А совсем в давние времена их уже считали бы помолвленными. Отказ от букета – отказ от дружбы, бросить ландыш под ноги – не иначе как выказать крайнюю степень презрения.

Латинское название в переводе звучит как "лилия долин". Русские прозвища ландыша следующие. Ярославцы и воронежцы его называют ландушка, костромичи – мытная трава, калужане – заячья соль, тамбовцы – виновник. Известен он ещё и как ванник, гладыш, воронец, заячьи уши и язык лесной. Слово "ландыш" происхождением восходит к понятию "гладкий". Возможно, из-за гладких мягких листьев.

Ландыши сравнивают со слезами и старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слёз. Тонкий аромат ландыша привлекает пчёл и шмелей, которые способствуют опылению цветков, после чего развиваются вначале зелёные, а при созревании оранжево-красные ягоды. Им посвящена поэтическая легенда: когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда она ушла, оплакивал её её такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Влюблённый Ландыш так же безмолвно перенёс своё горе, как нёс и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слёз Пресвятой Богородицы у Креста Её распятого Сына.

Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окружённая венцом из серебристых ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость.

Бархатцы

Родина бархатцев – Америка. Мексиканские индейцы считали, что там, где растёт этот цветок, можно найти золото. Ещё до открытия Америки европейцами коренные жители Мексики начали выращивать бархатцы как декоративное растение.

Интересно происхождение названия этого растения . В Европу это цветок попал только в XVI веке. Карл Линней дал ему название в честь внука бога Юпитера Тагеса, славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Испанцы дали бархатцам это имя во время завоевания Мексики из-за того, что, поселяясь рядом с золотоносными жилами, цветы не хуже Тадиса указывали местонахождение золота.

Англичане называют бархатцы "мэрилголд" - "золото Мэри", немцы – "студенческим цветком", украинцы – чернобривцами, а у нас – за бархатистость лепестков – бархатцами или бархотками.

Анютины глазки

Этот цветок, конечно же, всем знаком. Ботаники называют анютины глазки виолой или фиалкой трёхцветной. У всех народов фиалка считается символом оживающей природы.

До сих пор неизвестно, откуда у него такое красивое название, в других странах его называют иначе. Немцы называют его мачехой, объясняя это название следующим образом. Нижний самый крупный и красивый лепесток представляет собой расфуфыренную мачеху, два находящихся повыше, не менее красивых лепестка – её родных дочерей, а два самых верхних, беленьких лепестка – её бедно одетых падчериц. В преданиях говорится, что сначала мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но господь сжалился над забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе дал шпорец, а её дочерям ненавистные им усики.

По мнению других анютины глазки изображают лицо сердитой мачехи. Третьи считают, что цветы похожи на любопытное лицо, и рассказывают, что оно принадлежало одной женщине, которая была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей заглядывать было запрещено. Подтверждает это и другая легенда. Однажды Афродита купалась в отдалённом гроте, куда не мог проникнуть ни один человеческий глаз. Но вдруг она услышала шорох и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Придя в неописуемый гнев, она обратилась с просьбой к Зевсу наказать людей. Зевс сначала хотел покарать их смертью, но потом смягчился и превратил людей в анютины глазки.

Греки называют этот цветок цветком Юпитера. Однажды Юпитер, соскучившись сидеть на троне среди облаков, решил спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он превратился в пастушка. На Земле он повстречал красавицу Ио, дочь греческого царя Иноха. Заворожённый её необычной красотой, Юпитер забыл о своём божественном происхождении и сразу влюбился в красавицу. Гордая, неприступная Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Об этом скоро узнала ревнивая Юнона. И Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить её в в чудную белоснежную корову. Для красавицы это превращение было величайшим несчастьем. Чтобы несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила лакомый для неё корм – необычный цветок, который получил название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

В средние века цветок был окружён таинственностью. Христиане считали анютины глазки цветком Святой Троицы. Тёмный треугольник в центре цветка они сравнивали со всевидящим оком, а окружающие его разводы – с идущим от него сиянием. Треугольник изображал, по их мнению, три лика святой Троицы, берущие свой начало из всевидящего ока – Бога отца.

Во Франции белые анютины глазки считались символом смерти. Их никогда никому не дарили и не делали из него букетов. В других местностях цветок служил влюблённым символом верности. И было принято дарить друг другу свои портреты, помещённые в увеличенное изображение этого цветка. В Англии в Валентинов день 14 февраля было принято посылать предмету своего сердца букетик анютиных глазок с запиской или письмом с засушенным цветком. В современной символике анютины глазки обозначают задумчивость. Анютины глазки стали выращиваться как садовые цветы с начала XVI века. Анютины глазки или фиалка Витрока – многолетнее растение, относящееся к семейству фиалковых.

Но не только древние греки и римляне почитали этот цветок. Его любили Шекспир и Тургенев, Гёте питал к этому цветку столь страстную любовь, что, выходя на прогулку, всегда брал с собою семена и рассеивал их, где только можно. Посеянные им цветы так размножились, что скверы, парки и окрестности Веймара весной покрывались роскошным разноцветным ковром.

Однако не только свое привлекательностью известно это растение. Его применяют в виде отваров и чаев при простуде, для полоскания горла. Используют отвар и при кожных заболеваниях.

Космическая гостья

Название этого растения "космея" одни выводят из греческого kosmeo – "украшение", другие ссылаются на сходство его ярких соцветий, горящих на фоне перистой листвы, с сияющими на ночном небосклоне созвездиями… Правда, есть и обидное прозвище –"нечёсаная барыня", дано оно явно за сходство тонкой листвы с непослушными кудрями.

Родина растения – тропическая и субтропическая Америка.

Ноготки, янтарём осмолённые

Так писал о календуле лекарственной известный поэт XIX века Лев Мей. Она выращивается на приусадебных участках, в основном, как декоративное растение. Но в её ярких, словно пылающих, соцветиях содержатся вещества, обладающие эффективными лечебными свойствами от многих болезней. И первые сведения об этом были найдены у древнегреческого военного врача и философа Диоскорида, жившего в I веке до н.э. Он использовал настой календулы при заболеваниях печени как средство, устраняющее спазмы внутренних органов. На протяжении веков календулу применяли знаменитости, как римский врач Гален , Абу Али Ибн Сина , армянский врач Амировлад Амасиаци и знаменитый травник Николас Кульпепер, утверждавший, что это растение способно укреплять сердце.

Календула употреблялась не только как лекарство, но и как овощ. В средние века её добавляли в суп, с ней варили овсяную кашу, делали вареники, пудинги и вино. Долгое время её считали "пряностью для бедных". Ведь настоящие пряности привозились из-за моря и стоили очень дорого. Календула же была общедоступна и, заменяя шафран, отлично подкрашивала блюда в жёлто-оранжевый цвет, придавая им неповторимый терпкий вкус, что очень ценилось не только бедными, но и богатыми гурманами.

Она была любимым цветком королевы Наваррской Маргариты Валуа. В Люксембургском саду, в Париже, есть статуя королевы с календулой в руках.

Ирис означает "радуга"

Удивительно устроен цветок этого растения. Его лепестки. Или, точнее, доли околоцветника, развёрнуты таким образом, что любая их деталь видна зрителю. Загадочный блеск цветка, особенно заметный при косых лучах солнца и электрическом освещении, объясняется строением клеток кожицы, фокусирующих свет, как миниатюрные оптические линзы. В переводе с греческого ирис означает радуга.

Цветок, олицетворяющий одно их красивейших явлений природы, у русского народа нежно и ласково зовётся касатиком; украинцы за бойцевато приподнятые над веером листьев ярко окрашенные цветки прозвали ирис петушком.

Как декоративное растение ирис известен очень давно. Об этом свидетельствует фреска на одной из стен Кносского дворца , изображающая юношу, окружённого цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет.

Ирис беловатый выращивался арабами с древнейших времён. Их Аравии этот ирис с невысоким цветоносом и ароматными белыми цветками был распространён магометанскими паломниками по всему Африканскому побережью Средиземного моря. В период владычества мавров этот период попал в Испанию. После открытия Америки был завезён в Мексику, а оттуда проник в Калифорнию, где его можно встретить в одичавшем виде.

Американский ирисовед Митчелл обнаружил в Мадриде датированные 1610 г. рисунки ирисов, исполненные фламандским художником Яном Брейгелем. По этим рисункам видно, что и в те отдалённые времена европейцам уже были знакомы декоративные формы ириса с окаймлёнными лепестками.

Давно заинтересовали человека и лекарственные свойства ириса. Греческий врач Диоскорид рассказывает о них в сочинении "О лекарственных средствах".

Различными полезными свойствами обладают листья, корневища и даже корни ирисов. Более 300 лет в Италии под названием фиалкового корня выращивают ирис флорентийский, корневище которого содержит ценное ирисовое масло, куда входит особое вещество – ирон – с нежным ароматом фиалки. Это масло используют в парфюмерной промышленности. В корнях и корневищах ириса джунгарского обнаружены вещества с антисептическими свойствами. Листья этого вида дают очень прочное волокно, используемое для изготовления щёток. У большинства видов ириса листья очень богаты витамином С.

Первое печатное упоминание об ирисах как декоративных растениях мы находим в книге ботаника Карла Клузиуса, опубликованной в Антверпене в 1576 г.

Особое значение в истории культуры ирисов имеют конец 19 – начало 20 века. Время это связано с именами двух английских ботаников – Майкла Фостера и Уильяма Дайкса. Первый из них в результате гибридизационной работы с ирисами создал качественно новую группу полиплоидных форм, а Дайкс провёл наиболее обстоятельные исследования видов ириса природной флоры. Он изучил и описал их в монографии "Род Ирис", изданной в 1913 году. Она и по сей день является капитальным справочником для тех, кто хочет познакомиться с мировым разнообразием природных видов.

В 20 веке ирисы как цветочные и декоративно-лекарственные многолетники получили широкое признание у цветоводов большинства стран мира. По количеству сортов, а их зарегистрировано более 35 тысяч, этот многолетник вышел на одно из первых мест среди культурных растений.

Совершенно особое место занимает культура ирисов в Японии. Эта страна является несомненным патриархом ирисоводства. Здесь в итоге многовековой работы в совершенстве освоена культура японских ирисов, многие из которых поразительно красивы, особенно в сочетании с водоёмами.

Легенда гласит, что в IV веке нашей эры ирис спас от поражения в битве короля франков Хлодвига Меровинга. Войска короля попали в западню на реке Рейн. Заметив, что река в одном месте заросла ирисами, Хлодвиг по мелководью перевёл своих людей на другой берег. В честь спасения король сделал своей эмблемой цветок золотого ириса, который с тех пор у французов считается символом власти.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивная радуга. До рассвета сияла она над миром, даря людям надежду. А когда утром взошло солнце, там, где горела радуга, расцвели чудесные цветы. Люди назвали их ирисы по имени богини радуги Ириды.

Ирису посвящены легенды многих народов мира. Он известен как древнейшая садовая культура. Его изображение, найденное на фресках острова Крит, выполнено в 3-ем тысячелетии до нашей эры. В Древнем Египте ирис считался символом царской власти, внушал почтение подданным. Итальянцы считают его символом красоты. Город Флоренция получил своё название благодаря полям цветущих ирисов. Поскольку листья ириса похожи на мечи, в Японии цветок считается символом мужества. Слова "ирис" и "воинский дух" обозначаются одним и тем же иероглифом.

Цветок дождей

Гиацинт пользовался огромной любовью жителей Востока, Там родились такие строки: "Если бы у меня было три каравая хлеба, то я бы один каравай оставил, а два продал и купил гиацинты, чтобы накормить свою душу…"

У турецкого султана был особый сад, в котором выращивались только гиацинты, и в пору цветения султан проводил в саду всё своё свободное время, любуясь их красотой и наслаждаясь ароматом.

Этот цветок – подарок Малой Азии. Его название означает "цветок дождей" - именно с весенними дождями он распускается у себя на родине.

Древнегреческие мифы связывают его название с именем прекрасного юноши Гиацинта. Гиацинт и бог солнца Аполлон состязались в метании диска. И случилось несчастье: диск, брошенный Аполлоном, попал в голову юноши. Убитый горем Аполлон не смог оживить друга. Тогда он направил свои лучи на кровь, льющуюся из раны. Так появился этот цветок.

В Западную Европу гиацинт попал в конце XVII века, благодаря кораблекрушению. Корабль, перевозивший товары, разбился у берегов Голландии.

Ящики с луковицами гиацинтов были выброшены на берег. Луковицы укоренились и зацвели. Голландские цветоводы пересадили их в свои сады и занялись разведением новых сортов. Вскоре гиацинт стал всеобщей страстью.

В честь выведения нового сорта устраивались пышные "крестины", и "новорожденный" получал имя известного человека. Стоимость луковиц редких сортов была невероятно высока.

Сирень

Сирень получила своё имя от греческого сиринкс – трубка. Одна древнегреческая легенда повествует. Молодой Пан – бог лесов и лугов, однажды повстречал прекрасную речную нимфу – Сирингу, нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя в одиночестве по лесным чащам, и всем старался сделать добро. А именем нимфы Сиринги назвали куст с красивыми цветами – сирень.

Существует и другое повествование о происхождении сирени. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис , смешала лучи солнца с пёстрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи – так к лиловой сирени присоединилась белая.

В Англии сирень считается цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. На Востоке сирень служит символом грустного расставания, и влюблённые вручают её друг другу при расставании навсегда.

Ромашка

По сказке, ромашки в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномов. Пойдёт дождь, гномик сорвёт цветок и шагает с ним. Дождь стучит по зонтику, струйки стекают с него. А гном оставался сухим.

А вот легенда о ромашке. Давным-давно жила на свете Девушка. Имя её уже забылось. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у неё любимый человек – Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были таким возвышенными и тёплыми, что им казалось, что они не простые смертные.

Каждый день влюблённые проводили вместе. Роман любил дарить своей девушке маленькие красивые, как сама Девушка, подарки, которые он мастерил для неё. Однажды принёс он своей любимой цветок – нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный – вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что Девушке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой – по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: "И почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберёшь целый букет этих цветов в неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!" Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашёл на краю света Царство снов. Царь снов предложил ему обмен – Роман остаётся навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на всё!

Девушка долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное…Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив её Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше!

Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы ха их простую красоту и нежность, а влюблённые стали на них гадать. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: "любит – не любит?"

Василёк

Легенда, родившаяся на Руси.

Однажды небо упрекнуло хлебное поле в неблагодарности. "Всё, что населяет землю, благодарит меня. Цветы посылают мне свои благоухания, леса – свой таинственный шёпот, птицы – своё пение и только ты не выражаешь признательности и упорно молчишь, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать золотые колосья".

"Я тебе благодарна", - отвечало Поле, - Я украшаю пашню весной волнующей зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не могу выразить благодарность тебе. У меня нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай его, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви к тебе. Помоги мне". "Хорошо, - согласилось небо, -если ты не можешь вознестись ко мне, то я сойду к тебе". И приказало земле вырастить среди колосьев великолепные синие цветы, кусочки его самого. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам, и шепчут им нежные слова любви.

Кувшинка

Кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал её с нечистыми помыслами. Отвар кувшинки считался любовным напитком, его носили в ладанке на груди как оберег.

В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей взаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку. Существует поверье, что нимфы укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.

По другому сказанию, кувшинки – это дети красавицы графини, увлечённой в тину болотным царём. Убитая горем мать графини ежедневно ходила на берег болота. Однажды она увидела дивный белый цветок, лепестки которого напоминали цвет лица её дочери, а тычинки – её золотистые волосы.

Львиный зев

Львиный зев, или львиная пасть, - какое страшное название для цветка! У этого растения соцветие – кисть, сплошь увешанная цветочками, напоминающими мордочки. Если сжать цветок с боков, он "открывает ротик" и сразу же закрывает. Из-за этого и названо растение: антирринум – львиный зев. А проникнуть в цветок за нектаром, который хранится в длинном шпорце, может только сильный шмель.

Львиный зев действительно происходит из страны, где обитают настоящие львы, - из Африки.

В сказаниях древнегреческого героя, упоминается и о нашем скромном садовом цветке. Геракл победил страшного немецкого льва, руками разодрав ему пасть. Эта победа восхитила не только смертных, но и богов на Олимпе. Богиня Флора создала в честь подвига Геракла цветок, напоминавший окровавленную пасть льва.

Мать-и-мачеха

Так уж повелось в народе, что родная мать обязательно добрая, нежная и вместе с тем скромная, неброская. А мачеха, хотя и красивая, но злая и жестокая.

Жила когда-то в деревне семья. Всё-то у них было хорошо и ладно. И корова с телёнком, и свинья с поросятами, в доме порядок, в сердце любовь. А краше всех – пять дочерей. Такие весёлые, такие ласковые, и волосы у них золотые, словно солнечными лучами украшенные. Но пришла худая пора, умерла их мать, и женился отец на другой. Невзлюбила мачеха падчериц, выгнала их из дома. С тех пор каждый год ранней весной возвращаются они к родной околице и слышат, будто зовёт их любимая матушка. Но только увидят мачеху, как опять исчезают, до следующей весны.

Незатейливые по форме, а дороже самых изысканных цветов эти первые ласточки весны. Пройдёт немного времени, и они исчезнут, растворятся в зелёном травяном ковре. На их месте появятся другие – с мохнатыми, чуть белёсыми с одной стороны и гладкими, словно надраенными воском с другой листьями. Это из-за них растение получило такое странное название. Будто мягкая материнская доброта соединилась в них с жестокой холодностью мачехи.

www.microarticles.ru

Сечки, молчанки и голосянки. Русский детский фольклор: учебное пособие

Сечки, молчанки и голосянки

Основные понятия. Сечки: механизм действия, различие между сечкой и считалкой, классификация (основные точки зрения), происхождение, содержание, особенности (ритм, мелодика, образная система, простота построения, специфика словаря, синтаксис).

Молчанки: методика организации игры, особенности, функциональное предназначение.

Голосянки: особенности, связь с игрой и потешным фольклором.

Сечки. Сечки представляют собой «стишки, сопровождаемые ударами по дереву каким-либо твердым или острым предметом.

Секу, секу сечку,

Высеку дощечку.

Сек, сек, сек, сек,

Шесть – шестнадцать.

На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек содержится зашифрованный счет. Данная особенность характерна и для считалки.

Термин введен Г.С. Виноградовым, до сих пор остающимся автором единственной работы, посвященной изучению сечки[137]. Название зависит от характера исполнения данных произведений. Сечками нередко сопровождали посильный детский труд в доме.

Само слово сечка обозначает мелко нарезанную солому с добавлением муки и отрубей, подготовленную на корм скоту. Поэтому можно согласиться с исследователем, что сечки – такой же древний жанр фольклора, как трудовые песни. Ритм помогал облегчать труд. Об этом говорит и название формы, и начальные слова «секу, секу сечку». Из взрослой среды они некогда перешли к детям и стали увлекательной игрой. В сечки начинали играть в первые весенние дни, когда таял снег, но из-за грязи еще нельзя еще было играть в подвижные игры. В сечки играют преимущественно мальчики. По форме сечки можно отнести к словесным играм. В них присутствуют все элементы игры: завязка, ход и концовка.

Происхождение сечек. Поскольку в сечках элементы словесных игр разработаны менее, чем в других формах, Г.С. Виноградов относил их к переходным формам. Он выводил происхождение сечек от заговоров. Однако ни один источник (записи В.И. Даля, А. Можаровского, А. Кудрявцева и самого Г.С. Виноградова) не показывает полного соответствия текстов сечек и заговорных формул. М.Н. Мельников даже высказал сомнение в правомерности подобного сближения.

По-видимому, сечки так давно бытуют в русском фольклоре, что их связь с первоисточниками уже практически неощутима. Действительно, наблюдения этнографов, сделанные в некоторых странах Африки выявили существование подобных произведений, входивших в ритуалы инициации. Постоянным компонентом данных обрядов являются различные испытания, которым подвергаются кандидаты. Одним из них и служат словесные игры. А. Хоуитт приводит английский эквивалент, в котором легко угадывается ритм сечки:

Timothy Titus took two ties

To tie two taps to two tall trees

To terrify the terrible Thomas a Tullamees[138]

В настоящее время уже невозможно установить, являются ли подобные стихи творчеством самих детей или перешли к ним от взрослых. Ссылаясь на бытование аналогичных игр у плотников, лесорубов Урала и Алтая, Г.С. Виноградов разделяет второе предположение. Английские исследователи отметили бытование аналогичных текстов у индийских рубщиков сахарного тростника, а итальянский ученый – у резальщиков табачных листьев[139].

Предшественниками сечек можно считать и трудовые припевки, адаптированные к определенным профессиональным условиям. В сечках имитируются движения – резка листьев или перерубание стеблей растений.

Строение сечек традиционно: в них есть завязка, ход игры и концовка. Обычно они строятся в виде четверостиший, реже встречаются шестистишия, восьмистишия и более крупные формы. Каждая сечка имеет счетное число, зашифрованное в количестве ударений. Самым распространенным является 15 ударений. Известны тексты, в которых содержится счет на 22, 23, 26, 31, 41. Четные числа встречаются редко. Видимо, здесь также проявляются следы древних представлений о том, что четные числа приносят несчастье.

Принципиальное различие между сечками и считалками заключается в том, что в считалке счет является вспомогательной частью игры, своеобразной прелюдией к ней. Сечка же составляет саму игру. В считалке результат не известен, он зависит от количества участников игры, а в сечке он предопределен ее текстом.

Изменение повседневного труда крестьян привело к постепенному исчезновению сечек из детского фольклора. М.Н. Мельников приводит тексты, использовавшиеся в качестве забавы школьников, но не выполняющие прежних задач. В них традиционный рефрен «секу, секу…» заменен новым «пишу»:

Я пишу, пишу, пишу,

Пятнадцать палок напишу,

Если вы не верите,

Возьмите и проверьте.

Молчанки. Название объясняется порядком действий во время самой игры: один из детей начинает читать текст, чаще всего комического содержания:

Тише, мыши:

Кот на крыше

Кошку за уши ведет.

Кошка драна,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

Обычно во время игры ведущий старается задеть участников определениями, добиваясь, чтобы один из них не выдержал и заговорил или рассмеялся. Сигналом к молчанию становятся следующие формулы: «Кто промолвит», «Кто скажет», «С этих пор молчать», «С этих пор говорить бросим» и др.

Особенности. Рифма усиливает или эмоционально окрашивает значение слов. Наиболее распространена парная рифма, хотя постоянная ритмическая основа встречается не всегда.

В отличие от считалок молчанки не содержат зауми, все тексты имеют ясное и логически построенное содержание. С помощью молчанки вырабатывается умение владеть своими эмоциями, сдерживать желания. Уговор сохранять молчание используется для установления тишины и порядка.

Голосянка, или волосянка также сочетает в себе свойства игры и потешного фольклора. Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим:

Станем ли мы, братцы

Волосяночку тянуть,

А кто не дотянет,

Того самого…

Если кто-то остановится и не сможет протянуть дольше последний звук о, он и считается проигравшим. Игра способствовала формированию навыков правильного дыхания, но со временем практически забылась.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Культура речи. Культура молчания :: Частный Корреспондент

Новости

Фестиваль «Летние вечера в Елабуге» С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский. Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ 15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко. «Открытая библиотека» в Астрахани 14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ». gs

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Shhh...У них есть тайна. - Символика в современном мире

Гарпократ - (Άρποκράτης) - греческая транскрипция одного из египетских эпитетов бога Гора, впоследствии ставшего именем особого выделившегося божества. Впервые это имя является в надписи на пирамиде царя VI дин. Меренра. В ермонтском святилище, воздвигнутом при Птолемеях, изображено его рождение и воспитание. Он олицетворял восходящее Солнце;изображался с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту - признаки детства.

Греки не поняли этого условного знака и сделали из Гарпократа бога молчания.

   

Часто Гарпократа изображали сидящим на коленях матери и сосущим грудь. Позже католическая церковь позаимствовала образ для изображения Девы Марии и ёё дитя. Иногда Гарпократа изображали обнаженным с рогами на голове , рога символ власти. и сидящим на цветке лотоса. (лотос - символическое изображение вагины).

В Древнем Риме происходит сближение образов Гарпократа и Амура. Гарпократ олицетворяет молчание как необходимое условие сохранения тайны любовных отношений.Амур дарит розу (цветок Венеры и тайны - sub rosa - под розой // Sub muska - под мухой) Гарпократу. В эллинистической традиции трактуется как олицетворение безмолвия и тайны.Но с другой стороны,в Риме существовала богиня Ангерона - божество, значение которого неизвестно; одни полагали, что этобогиня молчания, другие - что это богиня тревоги и беспокойства, не только возбуждающая такие душевные настроения, но и освобождающая от них изображение ее стояло на алтаре Волупии. Богиня зимнего Солнцестояния.

Палец приложенный у губам символизирует один из основным постулатов масонства - Ever conceal, never reveal .Примерный перевод - тайное никогда не станет явным. Во всех клятвах при вступлении в масонство , присутствует обещание хранить молчание иначе смерть.Не зря, в черновиках Алистера Кроули (основоположник масонского оккультизма) сохранились разработки посвятительного ритуала, вторая ступень которого описана следующим образом:«2. В полном молчании вызывается Гор-па-херд, как в древнем ритуале. Он должен защитить кандидата».*

ДарвинРианна

Линсей ЛоханЛили Аллен

 

bubbakar.livejournal.com

Читать онлайн электронную книгу Рука доктора Фу Манчи - ГЛАВА IV. ЦВЕТОК МОЛЧАНИЯ бесплатно и без регистрации!

— Теперь мы имеем дело, — сказал Найланд Смит, беспокойно расхаживая взад-вперед по гостиной, — не как прежде с доктором Фу Манчи, но с совершенно неизвестным лицом — Си Фаном.

— Ради всего святого! — вскричал я. — Что такое Си Фан?

— Величайшая тайна таинственного Востока, Петри. Вдумайтесь только. Вы, как и я, знаете, что злой гений, доктор Фу Манчи, некоторое время жил в Англии, «подготавливая почву» (кажется, это мое собственное выражение) для создания ни больше и ни меньше, как гигантской Желтой империи. Миллионы европейцев и американцев называют эту мечту Желтой Погибелью. Прекрасно. Но подобной империи необходим…

— Император!

Найланд перестал мерить шагами гостиную и остановился прямо напротив меня.

— А почему не императрица, Петри? — отрывисто спросил он.

Слова его оглушили меня, подобно грому средь ясного неба, и я не нашелся, что ответить.

— Вы, вероятно, напомните мне, — быстро продолжал мой друг, — о низком положении женщины в восточном обществе. Я же могу привести в пример разные достойные внимания исключения из сего правила — и древние, и современные. В действительности, по здравом размышлении, можно увидеть множество преимуществ в создании гипотетической Восточной династии не императоров, но именно императриц. Наконец, на Дальнем Востоке существует старинное предание, согласно которому однажды миром будет править женщина. Несколько лет назад один ученый индус уверял меня, что в каком-то тайном монастыре в Татарии или на Тибете живет принцесса невероятно древнего рода, которой суждено стать императрицей мировой державы. Полагаю, это традиционное верование или мощная организация, следящая за его сохранением и распространением, и называется Си Фаном!

Удивление мое не знало границ, но…

— Так, значит, упомянутая леди немолода? — спросил я.

— Напротив, Петри. Она всегда остается молодой и красивой благодаря длинному ряду воплощений. Кроме того, таким образом она несет в себе всю мудрость прошлых веков. Короче, это — архетип ламаизма. Подлинный секрет безбрачия лам заключается в существовании чистой, целомудренной правительницы, при которой Великий лама состоит всего лишь в качестве верховного духовного лица. Для ее свиты отбираются самые красивые и очаровательные девушки из благородных семей — им предварительно отрезают языки, дабы лишить возможности рассказать кому-либо об увиденном и услышанном.

— Смит! — вскричал я. — Но это совершенно невероятно!

— Рабыни же, ухаживающие за телом принцессы, не только немы, но и слепы — ибо узревший прекрасную наготу повелительницы обречен на смерть!

Я взволнованно вскочил с места.

— Вы придумали все это ради собственного развлечения, — воскликнул я.

Найланд Смит в свойственной ему импульсивной манере похлопал меня по плечу и серьезно посмотрел мне в глаза.

— Простите, дружище, — сказал он, — если случайно заставил вас поверить, что эти невероятные фантастические подробности не вызывают у меня никакого сомнения. Многие из них принадлежат легенде, многие являются плодом суеверного вымысла, но некоторые факты — и тут я совершенно серьезен, Петри, — абсолютно достоверны.

Я молча смотрел на сухое загорелое лицо друга — ни тени улыбки не появилось на его сурово сжатых губах.

— На самом деле такая женщина может существовать только в легенде, Петри. Но тем не менее она является центром колоссальной тайной организации, в которую доктор Фу Манчи со всем своим окружением входил лишь как одна из составных частей. Хэйл случайно узнал о деятельности этого общества. Из слов Битона и из собственных наблюдений я заключил, что в этом сундуке, — он указал на стоящий поблизости медный ящик, — Хэйл хранил нечто важное и абсолютно необходимое для успешного осуществления широкомасштабного заговора желтых. Совершенно очевидно, что агенты Неизвестного следили за бывшим атташе до самого отеля. Но, — мрачно добавил мой друг, — усилия их не увенчались успехом.

Сотни самых ужасных мыслей теснились в моем мозгу.

— Смит! — воскликнул я. — Та женщина, которую я видел в отеле…

Найланд пожал плечами.

— Вероятно, как предположил мистер Самаркан, это айя, — сказал он, но в голосе его прозвучала странная нотка, и глаза странно блеснули.

— Опять-таки, я почти уверен, что предупреждение Хэйла относительно хромого человека — не пустые слова. Вы откроете медный сундук?

— В настоящее время — определенно нет. Страшная кончина Хэйла является предостережением, которое нельзя игнорировать. Я находился у постели умирающего, и они не знают, что известно мне. Но как же он умер? Как он умер? Каким образом Цветок Молчания попал в надежно охраняемую спальню?

— Цветок Молчания?

Смит рассмеялся — коротко и невесело.

— Однажды во время моего пребывания в Верхней Бирме, — сказал он, — ко мне явился посыльный от одного чужеземца — какого-то странствующего монаха, насколько я понял, — который хотел передать мне лично какое-то важное сообщение. Он умирал в грязной хижине на окраине Манипура, высоко в горах. По прибытии туда я с первого взгляда опознал в умирающем тибетского монаха. Вероятно, он переправился через реку и пересек Ассам. Но мне не довелось услышать упомянутое сообщение. Человек потерял дар речи! Он невнятно мычал и лепетал, в точности как бедняга Хэйл. Через несколько минут после моего прибытия монах испустил дух. Провожатый мой склонился над умершим — никогда не забуду эту сцену! — и отскочил назад, словно наступив на гадюку. «Он держит в руке Цветок Молчания! — завопил он. — Си Фан! Си Фан!» — и пулей вылетел из хижины.

Я занялся осмотром тела, и действительно: покойный сжимал в руке маленький пучок измятых цветов. Естественно, я не стал трогать его, но ухитрился извлечь из пальцев мертвеца, набросив на стебелек веревочную петлю. Я отнес цветки знакомому искателю орхидей, случайно оказавшемуся в ту пору в Манипуре.

Грэхэм — так звали моего знакомого — отнес растение к неизвестной разновидности ятрофы из семейства Curcas. Среди цветочков он обнаружил похожий на клык полый шип, но не смог догадаться о его назначении. Однако из лепестков Грэхэм извлек род нелетучего масла в количестве достаточном для того, чтобы убить нас обоих.

— Вероятно, когда стебелек ломается…

— Через шип выделяется некоторое количество ядовитого масла. Практически, чудовищный цветок жалит, почувствовав боль. Это моя собственная версия, Петри. И я могу представить себе, как восточные фанатики, провинившись, принимают заслуженный приговор — молчание и смерть, — вынесенный Си Фаном, и совершают эту новую форму харакири. Но я не смогу спать спокойно рядом с этим медным сундуком, пока не узнаю, что заставило мистера Хэйла дотронуться до цветка и каким образом последний оказался в его спальне.

— Но Смит! Почему вы приказали мне сегодня вечером произнести слова «Сакья Муни»?

Смит улыбнулся самым мрачным образом.

— После случая с тибетским монахом я свел знакомство с одним ученым индусом, отдельные высказывания которого я уже цитировал в целях вашего просвещения. Он подтвердил, что Цветок Молчания действительно часто используется определенной группой людей в качестве инструмента убийства, и добавил, что, согласно некоторым авторитетным источникам, человек, дотронувшийся до Цветка Молчания, может спастись от смерти, немедленно произнеся святое имя Будды. Однако сам ученый не был фанатиком и, заметив мою недоверчивую улыбку, объяснил сей феномен следующим образом.

Человек с пораженной речевой функцией не может правильно произнести слова «Сакья Муни». А поскольку смертельный яд в первую очередь парализует мышцы языка, то произнесение святого имени Будды превращается практически в тест, по которому жертва может судить, проник яд в ее кровь или нет!

Я с трудом подавил дрожь. Атмосфера ужаса сгущалась вокруг нас, подобно туману.

— Смит, — медленно проговорил я, — мы должны быть начеку, — ибо в этот момент меня вдруг осенило. — Если я не ошибаюсь самым глупым образом, человек, столь загадочным образом появившийся в номере Хэйла, и предполагаемая айя, встреченная мною внизу, — одно и то же лицо. Следовательно, считая загадочного хромого, по меньшей мере двое из Желтой организации находятся сейчас здесь, в «Нью-Лувре»!

Приглушенный свет лампы падал на медный сундук на столе. Туман в гостиной уже рассеялся, но в полночной тишине с реки доносились приглушенные пароходные гудки, и с железной дороги слышались предупреждающие свистки паровозов, из чего я сделал вывод, что город еще окутан плотной пеленой тумана. В соответствии с заранее установленным планом, мы решили в течение ночи по очереди сторожить «ключ к Индии» (что бы он собой ни представлял). Короче, мы боялись спать без охраны. Теперь часы мои показывали без малого четыре. В четыре я должен был разбудить Смита и отправиться спать к себе в комнату.

Во время моего дежурства ничего не случилось, то есть ничего определенного. Правда, один раз, полутора часами раньше, мне послышались доносившиеся откуда-то сверху глухой шум и постукивание. Но поскольку в коридоре верхнего этажа еще велись отделочные работы и ни одна из выходящих в него комнат не была заселена, я решил, что ошибся. Лестницу в конце нашего коридора, ведущую наверх, до сих пор загромождали мешки с цементом и мраморные плиты.

До слуха моего донесся отдаленный бой лондонских часов, бьющих четыре. Но я продолжал сидеть возле таинственного сундука, не склонный будить друга раньше, чем следует, тем более что спать мне совсем не хотелось.

В ту же ночь я получил серьезный урок — урок неукоснительного следования договоренности. Я должен был разбудить Найланда в четыре, но, поскольку я задержался, решив предварительно выкурить трубку, то едва не лишился возможности вообще когда-либо разбудить своего товарища.

В десять минут пятого в тишине столь глубокой, что звук моих шагов казался просто оглушительным, я пересек гостиную и распахнул дверь спальни. Там было темно, но, ступив за порог, я немедленно нажал на расположенный рядом с дверью выключатель и зажег свисающую с потолка лампу.

Взглянув в сторону кровати, я сразу заметил, что интерьер спальни неуловимо изменился. Я не сразу смог определить природу происшедшей перемены, но вскоре сообразил, в чем дело.

Висящая над кроватью лампа крепилась к подвижному деревянному блоку на потолке и могла подниматься и опускаться но желанию постояльца. Укладываясь в постель сегодня. Смит не был расположен читать на сон грядущий и даже не зажигал лампу, но оставил ее высоко под потолком.

Сейчас положение лампы изменилось: она висела так низко над подушкой, что шелковая бахрома абажура почти касалась лица моего друга, который крепко спал, положив одну худую загорелую руку на покрывало.

Озадаченный, я стоял в дверях и мог бы простоять так до тех пор, пока не стало бы слишком поздно, если бы, случайно взглянув на потолок, не увидел там вместо деревянного блока, обеспечивающего подвижность лампы, круглое черное отверстие, из которого свисал белый шнур.

Не сумев подавить хриплый крик, я прыгнул через комнату к кровати, ибо теперь я увидел кое-что еще!

Я увидел привязанный к одной из четырех украшающих абажур шелковых кисточек маленький цветок, почти лежащий на щеке спящего человека. Цветок Молчания!

Схватив абажур левой рукой и шнур — правой, я рванул лампу в сторону изо всех сил, в то время как Смит с безумным видом резко сел на кровати. Я бросил взгляд вверх и мельком увидел желтую руку с длинными заостренными ногтями. Раздался громкий треск, из круглого отверстия в потолке вылетела электрическая искра, и по-прежнему крепко сжимая шнур и лампу в руках, я покатился по ковру. В тот же момент в спальне погасла вторая лампа.

В темноте я увидел, как Смит в пижаме спрыгивает с другой стороны кровати.

— Петри, Петри! — закричал он. — Где вы? Что случилось?

Почти истерический смех сорвался с моих губ. Я с усилием взял себя в руки и торопливо направился в гостиную.

— Скорей, Смит! — сказал я, но не узнал собственного голоса. — Скорей, пойдемте прочь из этой комнаты!

Я пересек гостиную и, дрожа всем телом, упал на диван. Найланд Смит вышел из спальни и стал напротив меня с потрясенным выражением лица и по-прежнему диким видом.

— Ради всего святого, в чем дело? — осведомился он и принялся дергать себя за мочку левого уха, обводя комнату не вполне еще осмысленным взглядом.

— Цветок Молчания! — сказал я. — Кто-то в верхнем коридоре… Бог знает, когда они успели, ибо мы редко отлучались из номера с тех пор, как поселились здесь… Тот же прием, что и в случае с беднягой Хэйлом… Спросонья вы могли попытаться смахнуть цветок со щеки…

Проблеск сознания появился в глазах моего друга. Он резко выпрямился и громким отчетливым голосом произнес слова: «Сакья Муни». И потом еще раз: «Сакья Муни».

Потом, громко звеня стаканами и графином, Найланд налил две порции крепкого виски и вдруг…

— Тс-с! Что это? — прошептал он и замер на месте, чуть наклонив голову к плечу и напряженно прислушиваясь.

Еле слышное шарканье и постукивание донеслись до нашего слуха, как мне показалось, со стороны недостроенной лестницы, ведущей на верхний этаж.

— Хромой человек! — прошептал Смит.

Он прыгнул к двери и уже схватился за дверную ручку, но внезапно повернулся и устремил взгляд на медный ящик.

— Нет! — решительно заявил мой друг — В некоторых случаях приходится подчиняться голосу разума. Никто из нас не должен покидать номер сегодня.

librebook.me

О чем расскажут цветы? Красноречивое молчание.

О чем расскажут цветы? Красноречивое молчание. Люди любят окружать себя прекрасными цветами и казалось бы, что это вполне естественное желание. Но чувство это не простое, оно связанно с различными душевными переживаниями человека. Вот поэтому одним людям нравятся неприметные гвоздик, другим-бархатные розы. Почему так происходит можно узнать из древних трактатов знахарей. Это конечно не научно доказанные факты, а лишь обобщенные знания, но и они могут помочь людям больше узнать себя.

Пионы и розы. Эти цветы любят страстные, пламенные, влюбленные в жизнь люди. И наоборот, совершенно безразличны к этим растениям люди не способные любить и радоваться жизни.

Гвоздики. Их выбирают люди с широкой душой, которые любят идти в ногу со временем и не придерживаются строгих критериев и различных нюансов чувств.

Тюльпаны и гиацинты - излюбленные цветы, тех кто часто страдает от неразделенной любви и одиночества. Именно эти растения возвращают людям веру в себя.

Гладиолусы и прочие цветы с длинными стеблями. Эти цветы созданы для людей великодушных, спонтанных, которые любят природу. Но так же они практичны и не любят большой сентиментальности.

Садовые и полевые фиалки. Те, кто выбирает эти недолговечные цветы, внешне не выглядят сентиментальными особами но глубоко в душе хранят в себе сильные чувства.

Сирень. Сезонный цветок любят люди жизнерадостные, имеющие склонность к развлечениям.

Искусственные цветы. Им безразлична жизнь. Такие экземпляры выбирают люди, которые устали от жизни, им тоскливо на душе. Они эгоцентричны и мелочны.

Цветы без запаха. К этим цветам склонны люди с неустойчивой нервной системой.

Цветы с сильным ароматом. Владельцам таких цветов присуща любовь к бурным страстям и насилию.

Флористы давно подметили, что каждое растение имеет как-то смысл, особое значение для людей.

Акация - духовная любовь.

Анемон - болезнь или беспомощность.

Астра - слезы.

Базилик - растение ненависти и отвращения.

Барвинок - приятное воспоминание.

Василёк - олицетворяет собой изящество.

Вереск - крепкая дружба.

Гладиолус – знак целеустремлённости и трудолюбия.

Жасмин - любезность.

Ландыш - счастье.

Незабудка - не забывай обо мне.

Орхидея - тайна, загадка, большой секрет.

Ромашка - непостоянство.

Тюльпан - объяснение в любви.

Как видно, молчаливые цветы расскажут о нас больше, чем мы сами могли о себе подумать. Поэтому дарите друг другу цветы и радуйте ими своих близких.

www.lynix.biz

Детская игра "Молчанка" - правила. Развлечения и игры для детей без компьютера!

Молчанка (или молчанки) — хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Как нетрудно догадаться, название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно. Особенно много удовольствия доставлял в прежние времена вариант молчанки на тихом часе в пионерском лагере.

Правила игры в Молчанку

В классическом варианте молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра с «аппетитного» стишка:

Ехали цыгане (бояре), кошку потеряли.Кошка сдохла, хвост облез.Кто слово промолвит, тот ее и съест!А кто улыбнется — кошкиной крови напьется

Или попроще:

Кошка сдохла, хвост облез.Кто промолвит, тот и съест!

Есть ещё более политкорректный «народный» вариант:

Первенчики, червенчикиЛетали голубенчикиПо свежей росе,По чужой полосе,Там чашки, орешки,Медок, сахарок — молчок!

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех — молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!

Напоследок — ещё несколько вариантов стихов для молчанок. В скобках — различные варианты слов:

Чок, чок, чок,Зубы на крючок,Кто слово скажет,(Кто заговорит) -Тому в лоб щелчок!

Шел МолчанПо крутым горам.Кто не молчал -Того за уши драл!

Кони-кони, мои кони, мы сидели на балконе,Чай пили, чашки мыли, по-турецки говорили:«Чаб-чаляби, чаб-чаляби!»Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»А кто первый отомрет — тот получит шишку в лоб!Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

Кони-огони сидели на балконе,Чай пили, чашки били,По-туречки говорили:«Чоби, ачоби, челяби и чоби».Начинается игра!Мы набрали в рот воды и сказали всем:— Замри!

Шел МолчанПо всем городам:Кто стукнет-брякнет -За волосы драть,До слез добивать.Последнее слово — тпру-у!

У гражданки СоколовойБегемот сидит в столовой,Чешет вилкою живот,Скатерть новую жует.Он кричит: «Ри-ри-ри-ри!»Кто играет, тот — замри!

Тише, мыши, кот на крыше:Кошку за уши ведет,Кошка драна, хвост облез...Кто промолвит, тот и съест!

Посмотреть видео игры Молчанка:

bosichkom.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта