Общим признаком для клеток растений и животных является. какой признак является основным для живой клетки?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Общим признаком для клеток растений и животных является


Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2)

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2008 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

9 класс

Задание 1. Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

  1. Сувойка относится к организмам:а) многоклеточным;б) одноклеточным; +в) колониальным; г) симбиотическим.

  2. Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:а) наличие хлоропластов;б) 46 хромосом в клетке;в) химический состав; +г) наличие пластид.

  3. Богатое энергией вещество (АТФ) образуется в:а) рибосомах;б) ядре;в) межклеточном веществе;г) митохондриях. +

  4. По химическому составу большинство ферментов являются:а) белками; +б) углеводами;в) жирами;г) нуклеиновыми кислотами.

  5. Функции носителей наследственной информации выполняют:а) белки;б) углеводы;в) жиры;г) нуклеиновые кислоты. +

  6. Аминокислоты – это вещества, образующие:а) белки; +б) углеводы;в) жиры;г) нуклеиновые кислоты.

  7. Из указанных процессов, не относится к процессам биосинтеза образование:а) белков;б) углеводов;в) воды и углекислого газа при дыхании; +г) нуклеиновых кислот.

  8. Наиболее точный признак, то которому можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:а) цвет;б) количество ядер; +в) количество межклеточного вещества;г) наличие ресничек.

  9. Из перечисленных продуктов обмена, продуктами выделения являются:а) белки;б) углеводы;в) жиры;г) углекислый газ и вода. +

  10. Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:а) опорно-двигательная и пищеварительная;б) кровеносная и дыхательная;в) нервная и эндокринная; +г) выделительная и покровная.

  11. Эпителиальной тканью, в основном, образован орган:а) сердце;б) желудок;в) язык;г) слюнная железа. +

  12. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:а) анатомия;б) физиология;в) гигиена; +г) медицина.

  13. Ткань, для которой характерны функции: защитная, трофическая и опорная:а) эпителиальная;б) соединительная; +в) мышечная;г) нервная.

  14. Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества:а) эпителиальная; +б) соединительная; в) мышечная;г) нервная.

  15. Вид ткани, образующийся только из эктодермы:а) эпителиальная;б) соединительная;в) мышечная;г) нервная. +

  16. На рисунке изображена соединительная ткань:а) костная;б) хрящевая;в) жировая;г) волокнистая. ++

  17. Надкостница не может обеспечить:а) рост кости в длину; +б) чувствительность кости;в) питание кости;г) срастание кости после переломов.

  18. Кровь в аорту поступает из:а) правого желудочка сердца;б) левого предсердия;в) левого желудочка сердца; +г) правого предсердия.

  19. Не является признаком "гоминизации" человека:а) прямохождение;б) изменение зубочелюстного аппарата;в) перестройка этапов онтогенеза;г) утрата сплошного волосяного покрова в постэмбриональный период развития. +

  20. Питекантропов относят к:а) архантропам; +б) палеоантропам;в) неоантропам;г) атлантропам.

  21. Пероксисома – это:а) органоид одномембранного строения; +б) органоид двумембранного строения;в) органоид немембранного строения;г) не является органоидом.

  22. Основой любой биологической мембраны являются:а) белки;б) липиды; +в) углеводы;г) неорганические соли и вода.

  23. Нуклеолемма – это:а) внутреннее содержимое ядра;б) ядерная оболочка; +в) ядрышко; г) деспирализованные хромосомы.

  24. Среди перечисленных веществ выберите не являющееся, по строению, органическим полимером:а) инсулин;б) лактоза; +в) гликоген;г) РНК.

  25. Выберите термин эквивалентный термину "нервный импульс":а) мембранный потенциал;б) потенциал действия; +в) поляризация;г) деполяризация.

  26. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:а) интерфаза; +б) профаза;в) метафаза;г) телофаза.

  27. Характерным признаком эпителиальной ткани является:а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;б) быстрая регенерация поврежденных клеток; +в) наличие плотной клеточной оболочки;г) развитие из эктодермы.

  28. Человек, отличающийся преобладанием поперечных размеров и невысоким ростом по типу телосложения относится к:а) астеникам;б) нормостеникам;в) гиперстеникам; +г) неврастеникам.

  29. Стадия митоза во время которой происходит расхождение хроматид:а) профаза;б) метафаза;в) анафаза; +г) телофаза.

  30. Наука, изучающая клетку:а) гистология;б) морфология;в) цитология; +г) эмбриология.

Задание 2. Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

  1. Эндосперм имеется в семенах:а) лука; +б) пшеницы; +в) хурмы; + г) фасоли;д) перца. +

  2. Семена не образуются у:а) водорослей; +б) моховидных; +в) папоротниковидных; +г) плауновидных; +д) голосеменных.

  3. Половое размножение характерно для:а) спирогиры; +б) хламидомонады; +в) хлореллы; г) улотрикса; +д) вольвокса. +

  4. Признаки, характерные для иглокожих:а) двухслойное строение тела;б) наличие целома; +в) наружный известковый скелет; +г) прямое развитие;д) раздельнополые животные. +

  5. Воронковидных цветков не бывает у:а) одуванчика; +б) василька синего;в) подсолнечника; + г) ромашки; +д) пижмы. +

  6. Для насекомых характерны следующие признаки:а) кишечник, не имеющий выростов;б) четыре пары конечностей;в) две пары антенн; г) брюшко обычно состоит из 13 сегментов;д) отсутствие настоящих ротовых частей.

  7. К лилейным относят такие растения как:а) лилия; +б) майник; +в) вороний глаз; + г) тюльпан; +д) кукуруза.

  8. Безусловные рефлексы:а) индивидуальные;б) врожденные; +в) видоспецифичные; +г) возникают на специфичный раздражитель; +д) возникают на неспецифичный раздражитель.

  9. Эндокринная регуляция:а) включается быстро и действует долго;б) включается медленно и действует долго; +в) передача сигнала химическая; + г) распространение сигнала по сосудам с током крови; +д) ответ четко локализован.

  10. Соцветие свойственное злакам:а) сложный колос; +б) простой колос;в) султан; + г) метелка; +д) кисть.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (поставьте знак "+" около номеров правильных суждений).

  1. Стручок образуется у растений семейства бобовых.

  2. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

  3. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

  4. У животной клетки, в отличие от растительной, имеется клеточный центр. +

  5. Крокодилы и черепахи не линяют.

  6. Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и некоторыми гормонами. +

  7. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях. +

  8. Органы выделения рыб – почки.

  9. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок. +

  10. Медиаторы отвечают за передвижение нервного импульса по нейрону.

Задание 4. Из предложенной информации выберите сведения о подсолнечнике.

Подсолнечник – _________________________ (02, 04, 06, 09, 12, 14).

  1. Однодольное растение.

  2. Двудольное растение.

  3. Жизненная форма – дерево.

  4. Жизненная форма – трава.

  5. Имеет несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков.

  6. Из семени в течение одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.

  7. Многолетнее растение.

  8. Двулетнее растение.

  9. Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

  10. Имеет соцветие головку.

  11. Имеет крупные одиночные цветки.

  12. Теплолюбивое растение.

  13. Холодостойкое растение.

  14. Культурное растение.

  15. Дикорастущее растение.

  16. Имеет трубчатые и воронковидные цветки, собранные в соцветие корзинка.

Задание 5. Решите биологическую задачу.

На поддержание температуры тела оказывает влияние уровень обмена веществ. Два приятеля, проживающие в средней полосе европейской части Рос­сии, оказались по служебным обязанностям в разных районах. Один поехал в длительную командировку в Магадан, а другой – в Среднюю Азию. В каком направлении изменялся у них уровень обмена веществ в процессе адаптации (приспособления) к климатическим условиям нового местожительства? Поясните ваше решение.

Ответ: В районе холодного климата (Магадан) у человека повышается уровень обмена веществ и образование тепла, предохраняющего организм от охлаждения. Обратные процессы имеют место при адаптации организма к жаркому и сухому климату.

gigabaza.ru

что отсутствует в животной клетке?

Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки.

В строении и жизнедеятельности растительной и животной клеток много общего. И растительные, и животные клетки питаются, дышат, делятся. И растительные, и животные клетки имеют наружную клеточную мембрану, ядро, цитоплазму, эндоплазматическую сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, клеточные включения. Однако, между клетками растений и животных имеется целый ряд отличий.

У растительной клетки способ питания автотрофный. В процессе фотосинтеза идет образование органических веществ (углеводов) , которые используются клеткой как пластический материал и как источник энергии для процессов жизнедеятельности. Одним из отличительных признаков растительных клеток является наличие достаточно жесткой клеточной оболочки (клеточной стенки) , которая отделена от цитоплазмы элементарной плазматической мембраной. Для растительной клетки характерны цитоплазматические вакуоли – полости, заполненные клеточным соком. Для растительной клетки характерно наличие пластид – органов, содержащих пигменты. Клетки голосеменных и покрытосеменных растений лишены центриолей. В животной клетке пластиды отсутствуют, синтез АТФ происходит в митохондриях, целлюлозная клеточная стенка отсутствует; вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.

Общими чертами являются:

Принципиальное единство строения. Сходство в протекании многих химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, кислородное расщепление некоторых органических веществ, репликация ДНК) . Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки. Сходное строение мембран. Единство химического состава. Черты сходства, имеющиеся у клеток, указывают на близость их происхождения. Признаки различия говорят о том, что клетки вместе с их владельцами прошли длительный путь исторического развития, сопровождавшийся процессом дивергенции.

По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные отличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей. В клетках высших растений, помимо отмеченных выше особенностей – в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей, резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.

В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит из хитина – вещества, из которого устроен наружный скелет членистоногих животных. Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.

В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид. Нет в животной клетке и центральной вакуоли. Центриоль характерна для клеточного центра животных клеток.

Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.

otvet.mail.ru

Проверка знаний по теме. Тестовый контроль № 2



Задание 1. Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных. Выберите правильные ответы и впишите их индексы в матрицу ответов.

1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней

а) нет вакуолей

б) разрушено ядро

в) много хлоропластов

г) крупные вакуоли (верный)

2. Наиболее простое строение имеет клетка

а) мха

б) гриба

в) амёбы

г) бактерии (верный)

3. Форму растительной клетке придаёт

а) ядро

б) вакуоль

в) оболочка (верный)

г) цитоплазма

4. Цитоплазма в растительной клетке

а) придаёт клетке форму

б) выполняет защитную функцию

в) обеспечивает поступление веществ в клетку

г) осуществляет связь между частями клетки (верный)

5. Неорганические вещества клетки

а) углеводы

б) нуклеиновые кислоты

в) белки

г) минеральные соли (верный)

6. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам

а) белки

б) жиры

в) углеводы

г) нуклеиновые кислоты (верный)

7. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности

а) белки (верный)

в) углеводы

б) жиры

г) нуклеиновые кислоты

8. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

а) ядра

б) оболочки

в) цитоплазмы

г) хлоропластов (верный)

9. Оформленное ядро отсутствует в клетках

а) грибов

б) бактерий (верный)

в) растений

г) животных

10. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)

а) бактерии

б) грибы

в) растения

г) животные (верный)

11. В клетках растений, в отличие от клеток грибов и животных, происходит

а) дыхание

б) питание

в) выделение

г) фотосинтез (верный)

12. Общим для большинства растительных и животных клеток является

а) наличие ядра (верный)

б) способ питания

в) наличие хлоропластов

г) строение оболочки

Задание 2. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова, в таблицу для ответов под соответствующими буквами.

Ответ: А6, Б1, В4, Г5, Д3

Задание 3. Установите соответствие между характеристикой растительной клетки и её структурой. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Ответ: А1, Б2, В2, Г1, Д2

Личный результат

resheba.me

какой признак является основным для живой клетки?

Все живые организмы обладают рядом общих признаков и свойств, которые делают их отличными от тел неживой природы.

1. Высокоупорядоченное строение. Живые организмы имеют определенный план строения — клеточный или неклеточный (вирусы) , состоят из химических веществ более высокого уровня организации, чем вещества неживой природы.

2. Обмен веществ и энергии. Для живых организмов характерна совокупность процессов дыхания, питания, выделения, посредством которых они получают из внешней среды необходимые вещества и энергию, преобразуют и накапливают их в организме, выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности.

3. Раздражимость. Организмы способны специфически реагировать на изменения окружающей среды, адаптироваться и выживать в изменяющихся условиях.

4. Размножение. Все живое способно к самовоспроизведению. Размножение связано с процессом передачи наследственной информации и является самым характерным признаком живого. Жизнь любого организма ограничена, но за счет размножения живая материя «бессмертна» .

5. Рост и развитие. Живые организмы растут, увеличиваются в размерах, развиваются, изменяются за счет поступления питательных веществ.

6. Движение. Организмы способны к более или менее активному движению. Это один из ярких признаков живого. Движение характерно как для организма, так и для клетки.

7. Саморегуляция. Одним из самых характерных свойств живого является постоянство внутренней среды организма при изменении внешних условий. Регулируется температура тела, давление, насыщенность газами, концентрация веществ и т. д. Явление саморегуляции осуществляется не только на уровне всего организма и на уровне клетки. За счет деятельности всех живых организмов саморегуляция присуща и биосфере в целом. Саморегуляция связана с такими свойствами живого, как наследственность и изменчивость.

8. Наследственность — это способность передавать признаки и свойства организма из поколения в поколение в процессе размножения.

9. Изменчивость — это способность организма изменять свои признаки при взаимодействии со средой.

10. Эволюция. Все живое развивается от простого к сложному. В результате исторического развития возникло все многообразие живых организмов.

otvet.mail.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта