Наука о высших растениях. Биология – наука о живой природе. Ботаника – наука о растениях

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Учение о ботанике. Наука о высших растениях


Учение о ботанике

Ботаника — наука о растениях, их форме, строении, жизнедеятельности и распространении. Роль растений в природе огромна. Они создают органические вещества — основу питания человека и животных, служат источником кислорода в атмосфере Земли, который необходим для дыхания большинству организмов, обеспечивают круговорот веществ в природе и оказывают большое влияние на климат и почвы. Кроме того, растения дают многообразное техническое сырье, а также различные лекарственные средства.

Важная роль растений в природе и жизни человека обусловливает значение ботаники. Особенно важно изучение ботаники для специалистов сельского хозяйства. Изучить растение и поставить его на службу человеку — такова задача сегодняшнего дня. Быстрый рост населения земного шара с предельной остротой выдвигает перед наукой проблему максимальной интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения урожайности полей и продуктивности животноводства. Решать эти задачи невозможно без знания ботаники — одной из основ научной агрономии.

Классификация растений

Растительный мир крайне разнообразен. В настоящее время насчитывается около 500 тыс. видов растений. Ориентироваться в этом колоссальном количестве невозможно, не подразделив растения на систематические группы. В качестве основной единицы систематики принят вид. Вид — это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими, физиологическими и биологическими признаками, единым происхождением и общим географическим распространением. Иначе говоря, особи одного вида обладают сходным внешним и внутренним строением, сходным обменом веществ и энергии, способностью к скрещиванию и воспроизведению, приспособленностью к определенным условиям существования; при этом они расселены на общей территории.

Вид — это не только систематическая единица, но и одна из важнейших форм существования жизни. Вид объединяет множество особей и так же реален, как отдельные особи.

Виды, сходные по многим признакам, объединяются в один род (например, пшеница мягкая и пшеница твердая — в род пшеница). Название каждого вида состоит из двух слов, первое из которых — родовое название, а второе — видовое определение.

Все растения подразделяются на низшие и высшие. Низшие растения отличаются более примитивным строением: их тело не расчленено на корень, стебель и листья и представляет собой слоевище. Тело высших растений состоит из корня, стебля и листьев. Для них характерна внутренняя дифференциация на различные ткани (покровная, механическая, проводящая и др.).

Низшие растения Высшие растения
Отдел БактерииОтдел ВодорослиОтдел ГрибыОтдел Лишайники Отдел МхиОтдел ПапоротникообразныеОтдел ГолосеменныеОтдел Покрытосеменные (цветковые)

Голосеменные и покрытосеменные обычно объединяются под названием семенных растений. Поскольку строение семенных растений отличается особой сложностью, целесообразно сначала ознакомиться с их морфологией.

jbio.ru

Тема: Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. | Уроки по Биологии

Тема: Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний.

05.11.2015 2305 309 Изтаева Карагоз Бектаевна

 

Цели:

  • Обучающие: познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника.
  • Развивающие: продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей.
  • Воспитательные: умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание.

Проблема: непонимание детьми ведущей роли растений в природе.

Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.

Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационное начало. Тема и цель урока.
  2. Зачем изучать растения.
  3. Многообразие растений и их значение.
  4. Творческое задание (работа по группам).
  5. Наука ботаника. Низшие и высшие растения.
  6. Закрепление изученного материала – мини-тест.
  7. Домашнее задание. Рефлексия.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

I. Организационное начало.

Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

II. Постановка проблемы.

Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

III. Зачем нам изучать растения.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Факты из истории.

  1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.
  2. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.
  3. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ  Казахстана – тюльпан (гербарий)

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.

С целым миром спорить я готов,Я готов поклясться головоюВ том, что есть глаза у всех цветов,И они глядят на нас с тобоюВ час раздумий наших и тревог,В горький час беды и неудачиВидел я: цветы, как люди, плачутИ росу роняют на песок...Р. Гамзатов.

Приведите примеры из литературы или истории.

IV. Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

  • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)
  • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.
  • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел
  • подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.
  • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.
  • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
  • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

V. Физминутка. Упражнение «Цветы»

VI. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».

(информация из учебника )

Для человека – значение.

  1. Кислород
  2. Пища
  3. Лекарства
  4. Одежда
  5. Строительный материал
  6. Бумага
  7. Эстетическое
  8. Экологическое

Какое главное значение растений?

VII. Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.

Почему жители Грюнландии стали задыхаться?

Что им нужно взять на Земле?

Какое растение вы бы им посоветовали взять?

Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.

Защита писем-плакатов.

VIII. Занимается изучением растений наука БОТАНИКА.

Ботане – зелень, трава.

Ц. Растения

Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения.

  • п/ц Низшие слоевище или таллом нет органов
  • п/ц Высшие – есть органы и ткани.

IX. Закрепление – Мини-тест.

Учащиеся при ответе на вопрос поднимают руку соответствующую правильному ответу. А – леваярука, Б – правая рука, С – обе руки.

  1. Наука изучающая растения
    1. Биология
    2. Ботаника
    3. Микология
  2. Органы и ткани есть у
    1. Низших растений
    2. Высших растений
    3. У всех растений
  3. Главное значение растений
    1. Являются пищей человеку
    2. Выделяют кислород
    3. Являются сырьем
  4. На земле существует растений
    1. Около миллиона видов
    2. Более 350 тыс.
    3. Около тысячи
  5. Какое растение является символом Казахстана
    1. Береза
    2. Клен
    3. Тюльпан

X. Рефлексия, Д/З стр 4 - 6

 

 

 

 

Физминутка. Упражнение «Цветы»

Цели: 

  1. Укрепление мышц и суставов кистей.
  2. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.
  3. Воспитание любви к Родине.

Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

Наши нежные цветкиРаспускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головками качают.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Биология – наука о живой природе. Ботаника – наука о растениях

Общее знакомство с цветковыми растениями.

  1. Биология – наука о живой природе.      Ботаника – наука о растениях.
«Ботане» — от греческого – трава, растение.
  1. Значение растений на Земле.
Кислород, органические вещества.

Дикорастущие и культурные растения.

Культурные растения:

пищевые –

зерновые – рожь, пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза, ячмень, овес;

зернобобовые – горох, бобы, соя;

овощи – картофель, капуста, свекла, морковь, редис;

плодово-ягодные – яблоня, вишня, смородина, виноград;

масличные – подсолнечник, горчица;

кормовые – кормовая свекла, турнепс;

технические – лен, хлопок.

декоративные – астры, пионы, розы.

 

  1. Признаки цветковых растений. Высшие и      низшие растения.
Цветковые (покрытосеменные) растения — это высшие растения, у которых из цветков образуются плоды с семенами.

^

Высшие (имеют органы) и низшие растения.

Вегетативные органы (корень и побег), их функции. Корни и побеги могут ветвиться.

Существуют корневые системы и системы побегов.

Побеги и почки. Побег – стебель с листьями и почками. Почки – зачаточный побег.

Репродуктивные (генеративные) органы цветковых растений — цветки, плоды, семена.

Строение цветка вишни: венчик из лепестков, чашечка из чашелистиков, чашечка и венчик представляют собой околоцветник. Цветоложе -  расширенная ось цветка, в центре пестик и тычинки. Цветоножка соединяет цветок со стеблем.

Строение плода: семя и околоплодник.

 

  1. ^
Жизненная форма – общий внешний облик растения.

Деревья – один мощный ствол (толстый стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста). Многолетние. Баобаб растет несколько тысяч лет, каштан более 1000 лет, дуб до 500 лет. Австралийские эвкалипты – до 100м. Карликовые декоративные деревца в Японии в горшках.

Кустарники – много стволиков разной толщины и высоты, отходящих от общего основания под землей. Примеры – орешник, смородина, крыжовник, малина, сирень, жасмин. Рябина, черемуха – могут расти и в виде дерева, и в виде кустарника.

Стволики образуются из боковых почек основного стволика, развившегося из зачаточного побега семени. Многолетники.

Высота кустарник от 0,8 до 6 метров.  Стволики могут отмирать, но сам кустарник будет жить долго. Орешник живет 25-30 лет.

Кустарнички — это жизненная форма растений, низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту – 20-40), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. Примеры – брусника, черника, вереск, клюква, голубика, багульник.

Травы (травянистые растения) – имеют зеленые неодревесневевшие стебли (сочные, или мягкие). Высота в среднем меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и высокие травы (банан – до 15 метров, сахарный тростник – до 7 метров, гиганская сахалинская гречиха – декоративная). Бывают однолетние, двулетние, многолетние.

 

^

Однолетние травы: жизнь длится один вегетационный период – растение отцветает и целиком отмирает. Большинство однолетников цветут весной, однако семена некоторых могут прорастать осенью, давать молодые растения и зимовать. Это озимые растения – озимая пшеница, пастушья сумка.

Однолетние травы (днолетники) — овес, кукуруза, просо, огурец, горох, помидор, редис, астры, бархатцы, петуния, табак, лебеда, мокрица, пастушья сумка, редька дикая, василек синий.

Двулетние травы (двулетники): первый год запасают вещества в корнях, или стеблях. На зиму оставляют корни, укороченные стебли и почки. На второй год из почек – цветоносные побеги!

Двулетние: капуста, морковь, свекла, брюква, редька, дикорастущие двулетники — чертополох, лопух обыкновенный, луговые двулетники — тмин, цикорий.

Многолетние травы (многолетники): впервые цветут через 5-10 лет после прорастания семян, потом цветут каждый год в течение 10-20, а то десятков лет! Ежегодно почки дают новые надземные побеги, которые отмирают, но оставляют к зиме нижнюю часть с почками на уровне почвы или под землей. Имеют зимующие почки, которые трогаются в рост весной за счет питательных веществ, накопленных в подземных органах.

Многолетние: банан, люпин, лапчатка, щавель, одуванчик,  ромашка, колокольчик, зверобой, бегония, лилия белая, золотарник обыкновенный, мята, копытень европейский, земляника, хрен, крапива, мать-и-мачеха, 

mir.zavantag.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта