Научный текст про растения. Конспект урока по развитию речи: "Сочинение по наблюдениям и другим источникам"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как составить текст описания в научном стиле про растений. Научный текст про растения


"Сочинение по наблюдениям и другим источникам"

Бурдюг Ирина Александровна,учитель начальных классов,МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

 Описание растения в научном стиле «Северный подснежник»

Цели:

  • формировать умение строить научное описание и употреблять языковые средства, свойственные научному стилю;

  • учить составлять рассказ по наблюдениям и другим источникам;

  • воспитывать любовь к природе, родному краю

 

Оборудование:

 

Ход урока

I.Организационный момент

Эпиграфом к нашему уроку будут строчки из стихотворения А.Плещеева:

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…» (СЛАЙД)

 

II. Актуализация знаний

- Почему именно эти строчки стали эпиграфом к нашему уроку?

- Что происходит в природе с приходом весны? (СЛАЙДЫ)

- Как называют первые весенние цветы? Почему?

Послушайте описание растения. Скажите: о каком цветке – подснежнике идёт речь?

 

«Если не придётся вам попасть в лес ранней весной, не расстраивайтесь – подснежники вы отыщете даже в городе. Всюду, где есть хоть невысокий бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега могут появиться жёлтенькие огоньки» `

 

- Как называется этот цветок? (СЛАЙД)

- А знаете ли вы, что мать - и - мачеху называют северным подснежником. - Почему его так назвали?

 

III. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение описание весеннего цветка - мать – и – мачехи. Сформулируйте цели урока.

Чтобы хорошо написать сочинение, надо к нему подготовиться.

- Что для этого нужно сделать?

(Искать материал в книгах и других источниках. Рассмотреть картинки с изображением растения или его гербарий.)

Особенность нашей сегодняшней работы в том, что это будет сочинение по наблюдениям в научном стиле. (СЛАЙД)

- Чем отличается художественный текст от научного?

Рассмотрите обложки книг. (СЛАЙД)

- Что можно прочитать в художественных книгах, а что в энциклопедиях?

 

Вывод. В художественном тексте передаётся отношение автора, используются образные слова и выражения. В научном стиле только передаётся информация.

 

Физминутка

Зарядка для глаз.

По классу развешаны картинки с изображением весенних цветов. Учитель называет цветок, ученики пытаются найти нужный и показывают его глазами.

 

IV. Составление устного рассказа по готовому плану и опорным словам

При составлении текстов мы пользуемся планом.

Составим план сочинения.

- На какие вопросы нужно будет ответить, рассказывая о растении?

- Как начать описание?

- В каком порядке описывать детали?

- Как можно закончить описание?

- Составьте рассказ по готовому плану и опорным словам.

Примерный план.

  1. Вступление.

2. Основная часть.

а) Где и когда появляется.

б) Описание цветка.

в) Появление листьев.

  1. Заключение. Целебные свойства цветка. (СЛАЙД)

Лексико-орфографическая подготовка

Обратите внимание на столбики слов.

листья – листочки

травянистое растение – травка

стебли – стебельки

цветы - цветочки

- Слова какого из этих столбиков мы будем использовать в научном описании?

- При написании сочинения можно использовать опорные слова:

северный подснежник, мать-и-мачеха, травянистое растение, многолетнее, золотисто-жёлтые цветы, стебли, покрытые чешуйками, территория России, предпочитает, округло-сердцевидные, прикорневые листья, беловойлочные, чешуйчатые листья, целебные свойства, успокаивает кашель. (СЛАЙД)

V. Составление устных рассказов обучающихся

(Обсуждение, исправление речевых ошибок.)

VI. Самостоятельная письменная работа учеников

«Копилка» наших знаний о цветке (карточки - инструкции).

VII. Итог урока. Чтение вслух собственных сочинений

VIII. Рефлексия

- Если вы считаете, что текст у вас получился, вам было легко составить и написать сочинение, то поставьте галочку у распустившегося цветка, а если вы испытывали затруднение, то у нераскрывшегося бутона. (СЛАЙД)

IX. Домашнее задание

 

Приложение. Образец учителя.

Северный подснежник.

Мать - и - мачеха - многолетнее травянистое растение.Появляется она ранней весной одной из первых трав и цветёт до середины мая. Мать-и-мачеха распространена почти на всей территории России. Предпочитает сырые берега рек, овраги, глинистые склоны, холмы, канавы и обочины дорог.Мать-и-мачеха - растение с золотисто-желтыми цветами, похожими на одуванчик. Когда растение отцветает, появляются плотные, округло-сердцевидные листья на длинном, сочном черешке. Снизу беловойлочные (тёплые — мать), сверху гладкие (холодные — мачеха). Листья цветущего стебля чешуйчатые, острые, часто буроватые.Мать-и-мачеха обладает целебными свойствами. Она успокаивает кашель, уменьшает воспаление, возбуждает аппетит, заживляет раны. Помогает и при головной боли. В переводе с латинского языка название цветка означает «кашель» и «прогонять».

 

Загадка

На откосе, на лугу, босиком на снегу,

Первые цветочки – жёлтые глазочки.

(Мать – и – мачеха.)

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Как составить текст описания в научном стиле про растений

Что такое научный стиль? Это многофункциональный и довольно полезный стиль речи русского языка, для которого характерны стройность построения предложений, термины из сферы науки и строгий отбор языковых средств. Одним из главных направлений научного стиля считается ботаника. Она изучает весь необъятный растительный мир флоры и фауны.

В чем особенности текстов научного стиля

От остальных стилей речи научный отличает то, что он делится на несколько подстилей: научно-собственный, научно-популярный, научно технический и научно-учебный. Работы последнего нередко можно найти в учебниках и энциклопедиях. Рассмотрим его особенности:

  • работа должна быть направлена на обучение кого-либо. Вы должны описать объект не так как это сделал бы поэт или писатель, а как настоящий ученый;
  • обязательно придерживайтесь формы "от общего к частному". Начинайте с обобщающих фактов и медленно подводите к изначальной теме;
  • используйте больше глаголов и существительных. Помните - вы должны полностью охарактеризовать предмет, не упустив даже малые детали;
  • предпочитайте использовать больше сложных предложений, избегайте простых и односоставных;
  • не забывайте слова-помощники: затем, вначале, потом, прежде всего, следовательно, предварительно;

Следуя подпунктам этого плана вы с легкостью опишите требуемый объекта.

Правильный анализ и примеры научных текстов

Некоторые ученики ошибочно воспринимают художественные тексты взамен научных. А различать их довольно просто! Например, если описание нужного нам предмета содержит средства литературного языка ("с серебряным звоном ударяются друг о друга цветки колокольчика"), то стоит понять, что перед нами ничто иное как художественный стиль речи. Ученые-ботаники,в свою очередь, в работах избегают подобных способов, пытаясь наполнить предложения большим количеством научной информации ("Колокольчик - род растений из семейства Колокольчиковые, встречается на Кавказе, в Сибири...).  Из вышеизложенной информации можно понять, что главной задачей текста-описания научного стиля является не рассказать о событиях, произошедших с растением, а создать один "кадр", задачей которого будет изобразить предмет со стороны науки. 

 

shkolnikru.com

Как составить текст описания в научном стиле про растений

Что такое научный стиль? Это многофункциональный и довольно полезный стиль речи русского языка, для которого характерны стройность построения предложений, термины из сферы науки и строгий отбор языковых средств. Одним из главных направлений научного стиля считается ботаника. Она изучает весь необъятный растительный мир флоры и фауны.

В чем особенности текстов научного стиля

От остальных стилей речи научный отличает то, что он делится на несколько подстилей: научно-собственный, научно-популярный, научно технический и научно-учебный. Работы последнего нередко можно найти в учебниках и энциклопедиях. Рассмотрим его особенности:

  • работа должна быть направлена на обучение кого-либо. Вы должны описать объект не так как это сделал бы поэт или писатель, а как настоящий ученый;
  • обязательно придерживайтесь формы "от общего к частному". Начинайте с обобщающих фактов и медленно подводите к изначальной теме;
  • используйте больше глаголов и существительных. Помните - вы должны полностью охарактеризовать предмет, не упустив даже малые детали;
  • предпочитайте использовать больше сложных предложений, избегайте простых и односоставных;
  • не забывайте слова-помощники: затем, вначале, потом, прежде всего, следовательно, предварительно;

Следуя подпунктам этого плана вы с легкостью опишите требуемый объекта.

Правильный анализ и примеры научных текстов

Некоторые ученики ошибочно воспринимают художественные тексты взамен научных. А различать их довольно просто! Например, если описание нужного нам предмета содержит средства литературного языка ("с серебряным звоном ударяются друг о друга цветки колокольчика"), то стоит понять, что перед нами ничто иное как художественный стиль речи. Ученые-ботаники,в свою очередь, в работах избегают подобных способов, пытаясь наполнить предложения большим количеством научной информации ("Колокольчик - род растений из семейства Колокольчиковые, встречается на Кавказе, в Сибири...).  Из вышеизложенной информации можно понять, что главной задачей текста-описания научного стиля является не рассказать о событиях, произошедших с растением, а создать один "кадр", задачей которого будет изобразить предмет со стороны науки. 

 

vashurok.ru

Текст-описание о растениях в научном стиле

Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А.Есенина берёза стала символом родины, горячо любимой им России.

Берёза - самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой и белой корой находится береста - это та же пробка, что и у пробкового дуба, но у берёзы этот слой более тонкий.

Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички. Они легко отслаиваются, так как состоят из той же пробки. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, потому что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.

Цветки берёзы распускаются одновременно с листьями. Крупные мужские соцветия сережки видны всем. А мелкие, невзрачные женские почти незаметны на фоне благоухающей молодой листвы. Ветер раскачивает ветки дерева вместе с длинными мужскими серёжками, и иногда становится видным облачко пыльцы.

В конце лета и в начале осени огромное количество мелких плодов разносится ветром по всей округе. Плодберёзы - маленький орех с двумя прозрачными крыльями. Если условия благоприятны, если почва влажная, он немедленно прорастает. Если осень холодная, то семена в состоянии покоя пролежат до весны. Из такого семени вырастает стройное дерево. Но если вы увидите несколько берёз, изогнутых у основания, это значит, что когда-то они были зелёной порослью на корявом пне. Пень давно сгнил, а на его месте выросли деревья-близнецы.

obrazovalka.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта