Вегетативное размножение цветковых растений. Биология (6 класс)/Вегетативное размножение цветковых растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока на тему: "Вегетативное размножение растений". Вегетативное размножение цветковых растений


Биология (6 класс)/Вегетативное размножение цветковых растений — Викиверситет

Вегетативное размножение - это способ размножения растений в результате развития корней, стеблей и листьев. Покрытосеменные, или цветковые, растения размножаются как половым, так и вегетативным путём. Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но ещё чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Подготовленные к посадке стеблевые зелёные черенки пеларгонии (Pelargonium sp.)

Вегетативное размножение растений побегами

Размножение черенками

Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками. Когда ветер ломает растение, то оставшиеся в почве корни дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива, или другое растение.

Способность многих растений легко образовывать придаточные корни на побегах широко используют в садоводстве и цветоводстве. Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают смородину, розу, тополь, иву и многие другие деревья и кустарники. Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние декоративные растения, например флоксы, многие комнатные растения: бальзамин, колеус, пеларгонию и др.

В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые черенки. Корневой черенок — это отрезок корня длиной 15—25 см.

Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки.

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

Размножение отводками

Клубень картофеля (Solanum tuberosum) с развивающимися из пазушных почек молодыми боковыми побегами.

Есть разные способы размножать растения отводками. Самый простой способ - изогнуть молодой побег так, чтобы средняя его часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. Затем на нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза прикрепить побег к почве полить и окучить. Верхушка побега должна стоять вертикальн

ru.wikiversity.org

11. Вегетативное размножение цветковых растений прививкой

В садоводстве прививки применяют с давних времён. Плодовые деревья — яблони, груши, сливы, вишни — часто размножают прививками. Почку-глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок — молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Корневая система дичка обладает большей мощностью, неприхотливостью к почве, морозостойкостью и другими качествами, которых нет у прививаемого культурного растения. Глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки, называют привоем, а дичок, к которому прививают, — подвоем.

Прививка черенком

Прививку черенком производят весной, пока не тронулись в рост почки.

Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Место прививки туго обвязывают, а срез пенька замазывают садовым варом. Если прививка сделана правильно, произойдёт срастание подвоя с привоем, и почки привоя начнут распускаться.

 

6-43_Privivka.jpg

Прививка почкой (глазком) — окулировка

Прививку почкой производят во второй половине лета.

Для прививки почкой у основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т и отделяют кору дичка от древесины.

 

С культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной \(2\)–\(2,5\) см и вставляют её под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.

 

Privivka.jpg

 

Если прививка сделана правильно, через \(2\)–\(3\) недели подвой срастётся с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьётся побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через \(2\)–\(3\) года побег превратится в деревце культурного сорта.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

http://biolicey2vrn.ru/

www.yaklass.ru

Вегетативное размножение цветковых растений - Вегетативные органы растений - РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ - ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ - ЕГЭ 2018 - Произведения школьной программы

ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ

Вегетативное размножение цветковых растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения

Вегетативным размножением называется такой тип размножения растений, при котором увеличение числа особей происходит за счет их развития из вегетативных органов — корня, стебля, листа. Биологическое значение данного типа размножения состоит в том, что дочерние растения сохраняют все признаки материнского организма. Это главное отличие вегетативного размножения от полового. Вегетативное размножение широко распространено в природе и используется в сельском хозяйстве для ускоренного распространения сортов растений с нужными человеку признаками, получения высоких урожаев и для сохранения ценных сортов культурных растений.

Вегетативное размножение с помощью корня — это размножение корневыми черенками: корень делится на участки по 10-15 см, которые затем укореняются (хрен, одуванчик). Также многие растения размножаются корневыми отпрысками: на корнях образуются придаточные почки, а из них развиваются надземные побеги. Затем эти побеги отделяются и формируют самостоятельное растение (малина, тополь, слива, облепиха и др.).

Вегетативное размножение с помощью листа происходит с помощью листовых черенков — это отделенный от растения лист, который затем укореняется (бегония, узамбарская фиалка). У ряда растений в пазухах листьев или на листовых пластинках формируются маленькие побеги, они отламываются от материнского растения, падают на почву и укореняются (очиток, камнеломка, бриофиллум).

Вегетативное размножение с помощью побегов происходит с помощью стеблевых черенков — от растения отделяется небольшой участок побега и дает корни (смородина, тополь, ива).

Луковичные многолетние травы размножаются при делении луковиц (лук, чеснок и др.). На луковицах образуются маленькие луковички — детки, которые отделяют и высаживают. Иногда луковички- детки формируются в соцветиях. Размножение клубнями — это тоже размножение с помощью видоизмененных побегов (картофель, топинамбур). Картофель можно размножать, высаживая целые клубни, а также отростками, глазками и верхушками. Верхушка — это часть клубня, где сосредоточено наибольшее количество глазков, противоположная месту прикрепления клубня к столону. При размножении глазками клубень делится на небольшие кусочки, каждый из которых содержит глазок. Отростки представляют собой побеги, образовавшиеся из глазка. Эти побеги отделяют и высаживают. Такими способами размножают особо ценные сорта картофеля.

Размножение корневищами главным образом свойственно сорным травам (ландыш, пырей, хвощ). Из пазушных почек корневища развиваются надземные побеги, и растение быстро распространяется. Крыжовник, смородина, виноград и некоторые другие растения размножаются отводками. Ветку растения пригибают к земле, укрепляют шпилькой и сверху присыпают землей. К осени на ветке образуются придаточные корни, и ее отделяют. Размножение с помощью прививок широко используется в садоводстве и декоративном растениеводстве. Различают два типа прививок — окулировка и копулировка (яблони, сливы, розы и т.д.). Растение, на которое прививают, называется подвой (это обычно дичок), а растение, которое прививают, называется привой (сортовое). Окулировка — это прививка, когда привоем служит почка (глазок), а при копулировке привоем является участок побега с почкой. Возможно также размножение надземными ползучими побегами — усами (земляника), плетями (живучка), столонами (костяника). Делением кустов размножают декоративные растения, например флоксы, фиалки, маргаритки и др.



scribble.su

«Вегетативное размножение растений»

Тема урока: «Вегетативное размножение растений».

  Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.
Образовательные задачи:
  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:
  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательная направленность урока:
  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II. Опрос.

1.По карточкам.

2.Фронтальный. – 8 мин.

1.Что лишнее в предложенных предложениях и почему вы так считаете?

А) Функции листа: фотосинтез, минеральное питание, дыхание.

Б)Основная ткань листа состоит из: столбчатой паренхимы, губчатой паренхимы, воздушной паренхимы.

В) Пучки сосудов состоят: из ксилемы, флоэмы, зоны всасывания.

Г) Испарение воды листом необходимо для: образования в листе органических веществ, транспорта из корня воды и минеральных веществ, защиты листа от перегрева.

Д) Для класса однодольных характерно жилкование: параллельное, дуговое, сетчатое( пальчатое, перистое)

Е)Лист состоит: из листовой пластинки, междоузлия, черешка.

Ж) В листе находятся ткани: проводящая (ксилема и флоэма), фотосинтезирующая, покровная, камбий.

III. Изучение нового материала – 23 мин.

1. Подведение к теме (зачитывание фрагмента литературного произведения)- 2 мин Вопросы:

1. Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

2. Какие органы цветковых растений вы знаете? 3. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений?

4. Какие органы относят к вегетативным?

5. Какие побеги растений вы знаете?

6. Что такое размножение?

Для чего же мы с вами с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение вегетативных органов растений? Для того ли только, чтобы знать это? Конечно же, нет. Эти знания имеют большое практическое значение в садоводстве и цветоводстве. Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

23 июля 2005 года

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать? Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение цветковых растений».

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).

2. Актуализация прежних знаний (вопросы классу) - 2 мин

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.

  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?
  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?
  3. Какие способы размножения растений вам известны?
  4. В чём принципиальное отличие вегетативного и полового размножения?
3. Способы вегетативного размножения цветковых растений – 14 мин

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

а) “усами”

б) корневыми черенками; в) корневыми отпрысками; г) стеблевыми черенками; д) * отводками; е) * прививка почкой (окулировка).

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя:

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя:

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?

Вегетативное размножение комнатных растений

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками. Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки”. Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части. Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения: верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток, которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения.

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками. Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции, плющ.

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование. Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы, традесканции. Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы. Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера, толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя. При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые. Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка). Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии, глоксинии, а также сансевиерию (щучий хвост). Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22С.

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

IV. Закрепление (выполнение практических заданий) – 8 мин.

Сообщение учителя.

V. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение учителя. Открываем дневники и записываем домашнее задание §49

Составить четверостишие со словами: ветки, соседки,попрошу, посажу

VI. Итог урока – 2 мин.

Сообщение учителя. Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике.

Оценки за урок, их комментирование.

 

1. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх).

А) образуют на свету органические вещества из неорганических

Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

В) защищают растения от перегрева, испаряя воду

Г) представляют собой боковой орган побега

Д) представляют собой осевой орган побега

Е) имеют клеточное строение

Задание. Для каждого из слоев клеток листа выберите соответствующие характеристики(цифры) и занесите их в таблицу.

Характеристика    слоев клеток

                Название слоев клеток
  кожица    мякоть   жилки  устьица
Строение слоев клеток        
Функции клеток тканей листа        
 Строение слоев клеток листа: 1. Отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты. 2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество. 3. Состоит из рыхлых и плотных слоев клеток, содержащих хлоропласты. 4. Представлены сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами. Функции клеток тканей листа: 1. Клетки тканей предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий. 2. В клетках ткани осуществляется процесс фотосинтеза. 3.В  клетках обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение органических веществ от листьев к стеблю, минеральных веществ и воды – от стебля к листу. 4. Клетки обеспечивают газообмен и испарение воды.
Задание. «Внешнее строение и прикрепление листьев»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

листья

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?
  2. Как называются листья, обозначенные на рисунке буквами А, Б, В?

Задание. «Внутреннее строение листа»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

внутреннее строение-4

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 12?
  2. Что характерно для клеток кожицы листа?
  3. Каковы функции столбчатой ткани в мякоти листа?
  4. Каковы функции губчатой ткани в мякоти листа?

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Урок по теме "Вегетативное размножение цветковых растений"

Разделы: Биология

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация к разным этапам урока,
  • листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,
  • различные комнатные растения,
  • горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы
  • сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,
  • шпатели (для выполнения практических заданий).

Ход урока

На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки). Используя материал урока, можно создать презентацию по своему усмотрению. Рисунки взяты автором разработки с сайта files.school-collection.edu.ru

I. Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием размножение и с основными видами размножения. Сегодня нам предстоит боле подробно изучить один из способов размножения – вегетативное. В ходе урока нам необходимо выявить положительные стороны данного способа размножения по сравнению с другими. И возможно мы найдём и минусы этого способа. Но сейчас вернёмся к материалу прошлого урока, к вашему домашнему заданию.

  1. Беседа по вопросам (фронтальный опрос). Что такое размножение? Для чего необходимо размножение?
  2. Заполнить схему “Способы размножения” (выдаются на листочках заготовленные схемы, нужно указать способы размножения и по 2 примера к каждому).

  1. Определить способ размножения по бумажной модели (или рисунку) А) Прямоугольник или квадрат разрезаем пополам (бесполое размножение). Б) Два полукруга разного цвета соединяем друг с другом (половое размножение). В) От квадрата отрезаем фрагмент (вегетативное размножение).

Каждый ответ обязательно комментируется учениками.

III. Изучение нового материала.

  1. Мы расскажем и покажем, Как размножать растения наши. Способов поверьте много, Но у всех одна дорога- Прибавлять собратьев ряд. Лучший будем выбирать.
  2. Решение вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение цветковых растений”. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему? На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?
  3. Способы вегетативного размножения цветковых растений. Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений. Итак, начнём наш разговор о способе размножения черенком. (Помощник отрезает часть побега традесканции и ставит в стакан с водой)

Посмотри сюда дружок Пред тобою черенок. Стебель, почки и листочки, Так и просятся в горшочек. (или в воду)

Совет: на черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45 градусов.

Размножение стеблевыми черенками. Смородина. Ива, тополь, крыжовник

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

Ветер ветку наклонил И про ветку позабыл. И на ветке от тоски Появились корешки.

Размножение отводками. Смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.

Можешь трогать коль не трус, У клубники длинный ус. Ты розетки отрезай. И клубнику размножай.

Этот способ пригодится не только для размножения клубники, а правильнее сказать земляники садовой, но и для некоторых комнатных растений (камнеломка, хлорофитум). Помощник отрезает розетку с частью уса и ставит в воду или прикапывает в горшочек.

Помощник раздаёт ребятам пластилин и просит повторить за ним. Делает долинный жгут, а затем разрезает или разрывает его на небольшие кусочки.

Это не урок технологии. Вы сейчас разделили корневище! Всё так просто!

Что там в земле за усище? Да это ж хрена корневище.

С помощью деления корневища размножаются многие дикорастущие растения, например крапива, мята, ирис, ландыш, пырей.

Угадайте о чём идёт речь? Много глаз на клубеньках. И они пока закрыты. А откроются глазки, Когда землёй будут прикрыты.

Конечно же, это размножение с помощью клубней. Так размножается картофель, топинамбур. Нужно помнить правило: чем больше глазков, тем лучше. Не делите клубень на множество частей.

 Разберётся новичок, Целый куст даёт листок. Срежь листок и посади. Новый кустик впереди!

Листовыми черенками (листьями) размножается много растений, но лучше всего этот способ подходит для бегонии, сенполии, сансевьеры.

Помощник срезает лист сенполии под углом 45 градусов. Поясняет, что срез необходимо подсушить на воздухе в течение 15-20 минут, а потом ставить в воду или помещать в грунт.

Они из долек состоят Какие дружные семейки! И друг за друга постоят, Попробуй-ка, разбей-ка!

Луковицу дольчатую необходимо делить на дольки, для посадки отбираются наружные дольки. Делить нужно осторожно, не повреждая чешуек. Луковицу пластинчатую лучше не делить, но если в этом есть необходимость, то срез припорошить активированным углём для дезинфекции. Ученикам предлагается провести деление луковиц.

Куст огромный, куст могучий Много места занимал. Разделили на три части Пока кустик наш дремал.

Куст необходимо освободить от верхнего слоя почвы и разделить, выбрав для этого путь минимального повреждения.

Сидели словно в клетке На маме эти детки. Вот это детки-экстрималы! Прыжки, полёты всё им мало!

Такие детки называются выводковыми почками. Их имеют не так много растений. Самое известное – каланхоэ.

III. Закрепление.

Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Есть ли у вегетативного способа преимущества над размножением семенами и наоборот? (обсуждение)

Ребята, вам выданы таблицы. Я предлагаю вам заполнить 1 колонку. 3 колонку заполним вместе (заполнение и осуждение)

Название способа

Названия растений

рисунок

       
       

Домашнее задание. Заполнить вторую колонку таблицы. Повторить вопросы: способы размножения, строение растений, вегетативное размножение. Подготовка к тесту.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вегетативное размножение цветочных растений.

К этому способу размножения цветочных растений относятся: размножение черенками, корневищами, делением куста, клубнями и луковицами.

Размножение черенками. В грунтовом цветоводстве (открытого грунта) черенками размножают пеларгонии, гелиотроп, фуксии, колеусы, сальвии, флокс многолетний, а также растения из группы ковровых цветов - альтернантеры, седумы, ахирантес, ирезине, мезембриантемум, сантолину, гнафалиум и др. Из летников черенками размножают ценные сорта агератума, лобелии, петуний, вербены, гвоздики, а также растения с махровыми цветами, не дающими семян. Широко черенками размножают георгины.

Черенком называют часть стебля от 3 до 8 см длины, с 2-3 глазками. Черенки могут быть и корневые, различной длины. Некоторые растения размножают листовыми черенками с жилками (бегонии), листьями с частью стебля с глазком.

Перечисленные ниже растения размножаются стеблевыми черенками, нарезанными из маточных растений.

Черенки режут так, чтобы нижний срез был сделан сразу под почкой. В этом месте скорее образуются кольцеобразные наплывы, которые называются каллюсом. Из каллюса образуются корешки. Верхний срез черенка производят над почкой. Нижний лист с черешком отрезают, а у остающихся 1-2 листов отрезают верхнюю половинку пластинки листа. Это необходимо для уменьшения испарения воды листом неукоренив-шегося черенка. Для того чтобы черенки не увядали, их помещают в корзинку с влажной тряпкой.

Потребность в маточных растениях для получения 1000 черенков

Цветочные растения

Количество маточных растений на 1000 черенков

Количество черенков с 1 маточного растения за вегетационный период *

Альтернантера

10

50

Ахирантес

40

60

Гелиотроп

60

15

Гнафалиум

10

50

Ирезине

20

50

Колеус

20

60

Мезембриантемум

40

25

Пеларгония

40

25

Сальвия

50

20

Сантолина

20

50

Седум карнеум

20

50

Фуксия

40

25

Хризантемы корейские

25

40

* Чтобы содержать в течение зимы в теплицах меньше маточных растений, первые ранние растения, выращенные из черенков, используют как маточники для черенков.

Черенки же сочных растений (седум, мезембриантемум и др.) перед посадкой немного провяливают. Раннее черенкование (с февраля-марта) проводят в разводочных теплицах на стеллажах, накрытых рамами. Грунт стеллажа для окоренения черенков приготовляют так. Для создания хорошего дренажа на щели между досками накладывают битые черепки; на дренаж насыпают слой (до 3-4 см) вересковой или лиственной, или торфяной земли, перемешанной с песком; наверх насыпают слой (до 2-4 см) крупнозернистого речного песка; поверхность песка выравнивают, увлажняют и маркируют. Можно маркировать зубчатым маркером и в дырочки садить черенки. Песок вокруг посаженного черенка уплотняют колышком или пальцами.

Черенки сажают на глубину 1-2 см, чтобы к месту образования новых корешков свободно проникал воздух. Для лучшего их окоренения почву необходимо подогревать до 20-25°. Такая температура почвы необходима для теплолюбивых растений: альтернантеры, агератума, пеларгонии, бегонии и др. Для черенков фуксии и сальвий необходима температура 14-16°. Черенки гнафалиума, сантолины, мезембрианте-мума, хризантем, герани, гортензий удовлетворительно окореняются при равномерной температуре воздуха, без подогрева почвы.

Разводочные теплички Украинской опытной станции цветочных и декоративных растений оборудованы стеллажами, дно которых выложено огнеупорным межигорским кирпичом в один слой плашмя на металлическом каркасе. Такой стеллаж хорошо нагревается от нижележащих труб водяного отопления, равномерно удерживает температуру; кирпичное дно стеллажа является хорошим дренажем для слоя земли и песка; стеллаж не требует ежегодного ремонта.

Окореняются черенки лучше под стеклом, при влажном воздухе. Для этого черенки, посаженные на стеллажах или в пикировочных ящиках, накрывают рамами или стеклом. Черенки гортензий, пеларгоний, всех сочных растений хорошо окореняются и без накрывания их стеклом. В жаркую погоду черенки необходимо проветривать. Их несколько раз на день опрыскивают теплой водой. Черенки альтернантеры, агератума, колеуса, седума окореняются в течение 3-5 дней. У других растений они образуют корни за более длительный период.

После окоренения черенков рамы с парников или стекла с ящиков снимают, и растения, приучаясь к наружному воздуху, развиваются нормально.

В апреле-мае массовое размножение ковровых растений производят в парниках на навозном обогреве. Тут создается равномерный подогрев почвы, хорошее освещение, и черенки окореняются в короткий срок. Для такого размножения можно использовать парники после выборки рассады ранних цветов.

На немного уплотненный горячий навоз насыпают слой (до 8-10 см) легкой парниковой земли. Ее хорошо выравнивают граблями и уплотняют доской с ручкой. Наверх насыпают толщиной 1-2 см слой крупного песка, который увлажняют. Черенки высаживают рядками в ямки, сделанные зубчатым маркером, и уплотняют песок с боков. Под одну парниковую раму черенкуют: альтернантеры 1200-1500 штук, агератума 700-800 штук, эхеверии 600-700 штук.

Заслуживает внимания новый способ черенкования листьями с пазушной почкой флокса многолетнего, аукуб, гортензий, роз, цитрусовых и др. Этот способ состоит в том, что в конце июня - в начале июля срезают стебли флокса и острым ножом от стебля отрезают лист с пазушной почкой и небольшим, до 2 смдлины, кусочком стебля. Их высаживают в ящики или в грунт парника при расстоянии между рядами 4-5 см и в ряду 2-3 см. Посадку необходимо производить неглубокую - до 2 см, чтобы на поверхности песка лист оставался в наклонном положении.

Растения лучше окореняются в полутеплом парнике. Уход состоит в частом опрыскивании листьев и затенении парников. Окоренение совершается в течение 20-25 дней. Полученную рассаду можно высадить в открытый грунт в первой половине августа, чтобы растения до зимы хорошо прижились.

Этот способ очень экономичный, так как из одного стебля флокса можно срезать 10-15 черенков, кроме того, меньше площади потребуется для их укоренения. С целью лучшего укоренения черенков применяют ростовые вещества - калийную соль нафталеноуксусной кислоты в концентрации 0,0012-0,0025% (12-25 мг на 1 л воды) или нафтплуксусную кислоту в концентрации 0,001% (10 мг на 1 л воды). Первый прецарат растворяют непосредственно в воде, а другой необходимо сначала растворить в нескольких кубических сантиметрах 95-процентного этилового спирта; затем к нему добавляют нужное количество воды.

Черенки погружают в раствор нижними концами на 1,5 см при температуре 16° на 10-12 часов. После обработки черенки обмывают водой и высаживают в стеллажи теплиц или в парники.

Размножение корневищами. Примером размножения цветочных растений корневищами служат канны. После зимнего хранения корневища в марте высаживают в теплицах на стеллажи, увлажняют землю, и канны начинают прорастать. Когда растения достигнут 20-25 см, корневища вынимают и разрезают на части так, чтобы каждая из них имела кусочек корневища с корнями. Все порезы необходимо посыпать порошком древесного угля. Растения высаживают в горшочки по одному и переносят в парники для укоренения.

Делением корневищ размножают весной и осенью также ирисы. Их выкапывают с корнями, делят и рассаживают на новые места.

Размножение делением кустов. Этим способом размножают главным образом многолетние цветочные растения. Все они способны куститься и обра^ зовывать много корневых отпрысков.

Одни из них делят ежегодно, например, астры многолетние; другие - фиалки, физостегии, хризантемы - делят через два года; ахилею, астильбе, гайллардию, гвоздику, гейхеру, дельфиниум, инулю, колокольчики, лихнис, рудбекию, солидаго, флоксы делят через 3-4 года; анемон, аквилегию, бокконию, ландыш, лилейник, монарду, сенецио, таликтрум, функию можно делить через 5-6 лет.

Все многолетники, которые цветут весной и в начале лета,- пионы, примулы и др., размножают делением в августе. Те многолетние растения, которые зацветают осенью,- астры, солидаго, флоксы и др.,- необходимо делить весной.

Размножение многолетников делением кустов производят тогда, когда кусты хорошо развиты, посадки загущены; при этом цветы образуются мелкие, и период цветения их сокращается.

Такие многолетники, как аконит, гипсофила, диклитра, люпин, мак восточный, морозник (геллеборус), эремурус, плохо переносят деление, пересадку и значительно задерживаются в росте. Кусты их омолаживают, разделяя лопатой пополам: одну половину садят на новое место с комом земли. При этом под старые и новые кусты вносят перегной или компост, перемешивая его с землей.

Размножение делением клубней. Этим способом размножают главным образом георгины. Их корнеклубни в марте-апреле выкладывают в теплом светлом помещении для проращивания и регулярно опрыскивают. В таких условиях прорастают все почки. Затем приступают к делению клубней с таким расчетом, чтобы каждый клубень имел росток. Если необходимо, применяют острый нож. Все порезы посыпают угольным порошком.

Можно также делить клубни бегоний, глоксиний, анемон и других клубневых цветов. Каждая часть клубня должна иметь ростовую почку.

Размножение луковицами. У гиацинтов, тюльпанов и нарциссов луковицы пленчатые, у лилий - чешуйчатые. Пленчатые луковицы из пазушных почек образуют луковички - «детки», маточные луковицы иногда истощаются и засыхают.

Для образования большего количества луковичек - «деток» - у гиацинтов старые луковицы надрезают снизу накрест или вырезают у них донце. Это делают для того, чтобы вырезать среднюю почку, тогда у луковицы образуется много «деток».

Летом, после засыхания у гиацинтов цветочной стрелки и листьев, луковицы выкапывают, отделяют «детки» и просушивают их. Для каждого сорта отводится грядка, на которую осенью высаживают «детки» на расстоянии 6-8 см. «Детки» сортируют по величине на три сорта и каждый из них высаживают отдельно. Луковицы из самых крупных «деток» выкапывают через 3-4 года и из них отбирают лучшие для выгонки. Луковицы для выгонки должны быть не только крупными, но и тяжеловесными. Крупные легковесные луковицы гиацинтов используют для весенних цветников.

Для получения «деток» ежегодно осенью высаживают участок старых луковиц гиацинтов, специально для этого подготовленных.

Тюльпаны и нарциссы размножают дочерними луковичками. Для этого ежегодно выкапывают часть плантации, луковицы сортируют, отбирая самые крупные для выгонки зимой, а средние - для посадки в цветники для ранневесеннего цветения; дочерние луковицы высаживают в грядки для доращивания. Чтобы ежегодно было много растений нарциссов для среза цветов на букеты, их на всей плантации не выкапывают. Тюльпаны для получения цветов на срез высаживают ежегодно.

Лилии размножаются «детками», которые образуются на донцах луковиц у основания наружных чешуи. Лилии с успехом можно размножать также чешуйками луковиц, стеблевыми листьями, проращивая их во влажном песке, как зеленые черенки многих растений.

Некоторые виды лилий (бульбиферум, тигринум и др.) в пазухах листьев образуют летом воздушные луковички (их называют еще бульбочками). Эти луковички собирают и осенью высаживают в грунт. Через 3-4 года из них вырастают лилии, которые зацветают.

Клубнелуковицы гладиолусов образуют из спящих почек 1- 4 замещающие клубнелуковицы; количество их зависит от числа проросших почек. Сколько образуется клубнелуковиц, столько же вырастает и цветочных стеблей. Чем больше цветочных стрелок, тем они слабее, а цветы - мельче.

Для размножения ценных и редких сортов гладиолусов рекомендуют садить маточные клубнелуковицы бочком или донцем вверх. При этом способе посадки у 80% маточных клубнелуковиц образуется не менее четырех замещающих клубнелуковиц. Это объясняется тем, что нижние спящие почки пробуждаются раньше и развиваются интенсивнее, чем верхние. Растения из таких клубнелуковиц зацветают на 6-8 дней позже, и цветы получаются по качеству хуже.

www.flowers-zone.com

Разработка урока на тему: "Вегетативное размножение растений"

УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Тема: "Вегетативное размножение цветковых растений"

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;

  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;

  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;

  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • ПК,

  • мультимедийный проектор,

  • презентация к разным этапам урока,

  • листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,

  • различные комнатные растения,

  • горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы

  • сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,

  • шпатели (для выполнения практических заданий).

Ход урока

На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки).

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний:

Ребята, вы с Надеждой Николаевной на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника моего знакомого садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение растений.

Но сейчас вернёмся к материалу прошлого урока, к вашему домашнему заданию.

  1. Беседа по вопросам (фронтальный опрос). Что такое размножение? Для чего необходимо размножение?

  2. Заполнить схему “Способы размножения” (выдаются на листочках заготовленные схемы, нужно указать способы размножения и по 2 примера к каждому).

hello_html_m124b4d54.png

  1. Определить способ размножения по бумажной модели (или рисунку)А) Прямоугольник или квадрат разрезаем пополам (бесполое размножение).Б) Два полукруга разного цвета соединяем друг с другом (половое размножение).В) От квадрата отрезаем фрагмент (вегетативное размножение).

Каждый ответ обязательно комментируется учениками.

III. Изучение нового материала.

  1. Помощник

Мы расскажем и покажем, Как размножать растения наши.Способов поверьте много,Но у всех одна дорога-Прибавлять собратьев ряд.Лучший будем выбирать

Итак записываем тему урока “Вегетативное размножение цветковых растений”. Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

2. Способы вегетативного размножения цветковых растений.Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений. Итак, начнём наш разговор о способе размножения черенком. (Помощник отрезает часть побега традесканции и ставит в стакан с водой)

Посмотри сюда дружокПред тобою черенок.Стебель, почки и листочки, Так и просятся в горшочек. (или в воду)

Совет: на черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45 градусов.

hello_html_8833df7.pnghello_html_m61797261.png

Размножение стеблевыми черенками. Смородина. Ива, тополь, крыжовник

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

Ветер ветку наклонилИ про ветку позабыл.И на ветке от тоскиПоявились корешки.

hello_html_69649093.png

Размножение отводками. Смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.

Можешь трогать коль не трус,У клубники длинный ус.Ты розетки отрезай.И клубнику размножай.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта