На процессы жизнедеятельности растения используют. Тема урока «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема: основные процессы жизнедеятельности растений. На процессы жизнедеятельности растения используют


Суточный периодизм жизнедеятельности растений

Суточный периодизм жизнедеятельности растений

Некоторые вопросы физиологии растений. Суточный периодизм жизнедеятельности растений.

Физиология растений – это наука о процессах, которые происходят в растительных организмах. К основным процессам жизнедеятельности растений относят фотосинтез и дыхание. Они носят сложный характер и происходят при участии веществ, называемых ферментами. Кроме того, растения постоянно испаряют влагу, этот процесс называется транспирацией.

Процессы фотосинтеза и дыхания в течение суток происходят с разной интенсивностью или даже вовсе прекращаются при определенных условиях. Так днем в растении осуществляются реакции фотосинтеза, дыхания и транспирации. Ночью происходит дыхание и транспирация с прекращением реакции фотосинтеза. Физиологи растений считают, что постоянно, как днем, так и ночью, растения извлекают из почвы воду, органические и минеральные вещества (так же углекислоту почвы).

И только совокупное использование продуктов почвенного и светового питания (продуктов фотосинтеза) позволяет растениям образовывать новые молекулы, размножать клетки, строить новые ткани и органы. В этом и состоит процесс роста и развития растения, когда увеличиваются его размеры и формируются дифференцированные органы.

Интенсивность и эффективность перечисленных процессов, проходящих в растении, впрямую зависит как от внешних (экзогенных) факторов, так и от внутренних (эндогенных) и поддаются регулировке. Поэтому для того, чтобы говорить о том, как с помощью освещенности, температуры, влажности и режимов питания и полива влиять на скорость роста и развития растений, следует подробней остановиться на сущности основных физиологических процессов растения.

Под фотосинтезом понимается тип питания углеродом, при котором синтез органических соединений происходит с использованием энергии солнечного света из простых неорганических веществ: углекислого газа (С02) и воды (Н20).

Фотосинтез протекает в любых зеленых частях растения (стеблях, плодах и даже корнях у эпифитных растений), но в основном - в листьях. Этому способствует анатомическое строение листа и его большая поверхность на единицу массы. Густая сеть жилок обеспечивает не только поступление воды, но и быстрый отток углеводов, которые в листьях образуются в процессе фотосинтеза.

Углекислый газ из атмосферы поступает в листья через устьица и проникает в любую часть листа по межклеточным пространствам.

Фотосинтез осуществляется в хлоропластах - органоидах, содержащихся в клетках листьев и других зеленых частях растений. Размеры хлоропластов 4-6 мкм, наиболее часто они имеют овальную форму. У высших растений в одной клетке обычно бывает несколько десятков хлоропластов. Зеленый цвет хлоропластов зависит от содержания в них пигмента хлорофилла. От цитоплазмы хлоропласт отделен двумя мембранами - наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, без складок и выростов, а внутренняя образует много складчатых выростов, направленных внутрь хлоропласта. Поэтому внутри хлоропласта сосредоточено большое количество мембран, образующих особые структуры - граны.

В мембранах гран располагаются молекулы хлорофилла, и именно здесь происходит фотосинтез, который, очень упрощенно, можно рассматривать как реакцию усвоения углекислого газа атмосферы с помощью солнечной энергии (при участии воды). И результатом этой реакции являются органические вещества, прежде всего - сахара. В хлоропластах синтезируется АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Между внутренними мембранами хлоропласта содержатся ДНК, РНК и рибосомы. Следовательно, в хлоропластах происходит синтез белка, необходимого для деятельности этих органоидов. Хлоропласты размножаются делением.

Интенсивность фотосинтеза в значительной мере зависит от большого числа внешних факторов, среди которых наиболее важными являются: свет (интенсивность и спектральный состав), температура, концентрация СО2 и О2, водный режим, минеральное питание, а также внутренних особенностей растения: его возраста, содержания хлорофилла и ферментов, количества воды в листе, структуры листа, степени открытости устьиц.

Увеличение концентрации СО2 в воздухе активирует интенсивность фотосинтеза и ингибирует дыхание растений. Под влиянием СО2 растягивается период дегидратации (обезвоживания) тканей растения, так как снижается интенсивность потери воды. Рост концентрации СО2 увеличивает возможности адаптации растений к повышению температуры, особенно у слабоустойчивых сортов.

Механизм усвоения углекислого газа, являющегося основным у фотосинтезирующих организмов, описан М. Кальвином ( M. Calvin), получившим за эту работу Нобелевскую премию в 1961 г. Описанная им последовательность всех ферментативных реакций, приводящих к образованию сахаров из углекислого газа с помощью энергии солнечного света, носит название цикл Кальвина. Типов фотосинтеза растений обнаружено несколько, но общим для всех типов является способность превращать энергию света в доступные клетке формы энергии, которая потребляется затем во всех энергозависимых процессах, в том числе и для биосинтезов.

В целом, химический баланс фотосинтеза может быть представлен в виде простого уравнения:

6CO2 + 6h3O = C6h22O6 + 6O2

Нужно заметить, что количество воды, потребляемой для образования углеводов при фотосинтезе, представляет незначительную часть по сравнению с общим содержанием воды, необходимым для поддержания клетки в тургорном состоянии. И заметное снижение интенсивности фотосинтеза отмечается только при увеличении водного дефицита свыше 15—20%.

В то же время в литературе встречается парадоксальное, на первый взгляд, утверждение, что и полное насыщение листьев водой приводит к снижению фотосинтетических реакций. Объясняют это явление сдавленностью устьиц, их неспособностью открываться полностью при полном насыщении водой тканей листа. Однако этот эффект носит кратковременный характер, так как вследствие транспирации насыщение листьев водой снижается.

Недостаток воды прежде всего приводит к закрытию устьиц. Если устьица закрыты, поглощение СО2 листьями резко снижается, что снижает фотосинтез. Кроме того, закрытые устьица снижают транспирацию, что приводит к повышению температуры листьев и перегреву растения. При сильном обезвоживании клеток наступают структурные изменения фотосинтетического аппарата: повреждается структура тилакоидов (полостей внутри хлоропластов, в которых происходят светозависимые реакции), снижается активность ферментов. Длительное обезвоживание может привести к тому, что растение не восстанавливается даже после насыщения влагой, так как в структуре его клеток произошли необратимые изменения, а устьица утратили способность открываться и закрываться.

Под дыханием растений понимается процесс газообмена: поглощения кислорода воздуха (02) и выделения углекислого газа. Такое дыхание - на уровне целого растения, называют внешним дыханием.

Газообмен происходит через покровные ткани и специализированные структуры - устьица. Скорость дыхания различных органов и тканей неодинакова: наиболее интенсивно дышат быстрорастущие ткани (меристемы, зоны растяжения, недифференцированные ткани).

Клеточное дыхание растений протекает в митохондриях – клеточных органоидах и является процессом окисления органических веществ кислородом воздуха с выделением энергии.

Митохондрии содержатся в цитоплазме большинства животных и растений. Митохондрии хорошо видны в световой микроскоп, с помощью которого можно рассмотреть их форму, расположение, сосчитать количество. Внутреннее строение митохондрий изучено с помощью электронного микроскопа. Оболочка митохондрии состоит из двух мембран - наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, она не образует никаких складок и выростов. Внутренняя же мембрана образует многочисленные складки, которые направлены в полость митохондрии. Складки внутренней мембраны называют кристами. Число крист неодинаково в митохондриях разных клеток. Их может быть от нескольких десятков до нескольких сотен, причем особенно много крист в митохондриях активно функционирующих клеток. Основная функция митохондрий - синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Эта кислота синтезируется в митохондриях клеток всех организмов и представляет собой универсальный источник энергии, необходимый для осуществления процессов жизнедеятельности клетки и целого организма. Митохондрии размножаются делением.

Функции дыхания одинаковы у растений и животных: во-первых, это обеспечение клетки энергией (энергия, высвобождающаяся при окислении углеводов, преобразуется в клеточную энергию АТФ), во-вторых, обеспечение клеток метаболитами (промежуточными продуктами распада), которые образуются при окислении глюкозы и используются растениями в синтезе разнообразных необходимых растениям веществ. В-третьих, функция дыхания – термогенез, то есть рассеивание энергии в виде тепла.

Необходимо отметить так же, что процесс дыхания невозможен без участия окислительно-восстановительных ферментов.

У растений хлоропласты в ночное время прекращают синтез молекул АТФ, в это время суток эти высокоэнергетические молекулы синтезируются в митохондриях.

Центральная часть общего пути катаболизма (разложения сложных веществ на более простые) описана циклом Кребса. Это циклический биохимический процесс, в ходе которого происходит превращение соединений, образующихся как промежуточные продукты при распаде углеводов, жиров и белков, до CO2. При этом освобождённый водород в дальнейшем окисляется до воды, принимая непосредственное участие в синтезе универсального источника энергии - АТФ.

Суммарное уравнение может быть записано в следующем виде:

C6h22O6 + 6h3O ------------------> 6CO2 + 4ATФ +12h3

За эту работу Х. Кребс (совместно с Ф. Липманом) в 1953 г. был удостоен Нобелевской премии.

Интенсивность дыхания определяют по количеству выделенного растением углекислого газа, по количеству поглощенного кислорода или по убыли сухой массы (эти показатели рассчитываются на единицу массы в единицу времени).

Как всякая ферментативная реакция, дыхание усиливается при повышении температуры. Однако в интервале 30С – 40С дыхание растений ослабляется. Физиологи объясняют это явление тем, что с началом подъема температуры усиливаются ферментативные процессы, но затем наступает нехватка кислорода (его поглощение с температурой не усиливается) и это не дает возможности усиливаться процессу дыхания дальше.

В процессе эволюции расте­ния приспосабливаются к определенным температурным условиям. На характер реагирования влияет происхождение растений, то, к каким температурным условиям они приспособлены генетически. Так хойи безболезненно переносят подъем температуры до 35С и даже 40С.

Для протекания дыхания необходим кислород. Увеличение содержания кислорода до 5—8% сопровождается повы­шением интенсивности дыхания. Дальнейшее возрастание концентрации 02 обычно уже не сказывается на интенсивности дыхания. Большое значение в снабжении кислородом отдельных органов и тканей имеет система межклетников, способствующая циркуляции воздуха. Воздух, прони­кая через устьица листа, достигает по межклетному пространству других орга­нов, что и позволяет им осуществлять аэробное дыхание. Необходимо помнить так же, что растения, хойи в частности, нуждаются еще и в доступе кислорода непосредственно к корням, поэтому почва, в которой они растут, должна быть хорошо аэрируемой, рыхлой.

Углекислый газ является конечным продуктом дыхания. При концентрациях выше 40% процесс дыхания тормозится: инактивируются некоторые дыхательные ферменты, так же закрываются устьица, что приводит к недостаточному поступлению кислорода.

Интенсивность дыхания сильно зависит от снабжения рас­тения элементами минерального питания. Такие элементы, как фосфор, сера, железо, медь, марганец, принимают непосредственное участие в процессе дыха­ния, входя в промежуточные продукты (фосфор) или являясь составной частью дыхательных ферментов.

Содержание воды в растении достигает 95% от его массы и она прямо или косвенно участвует во всех жизненных процессах растения. Вода входит в состав мембран и клеточных стенок, является основной частью цитоплазмы (благодаря воде ее коллоиды и белки поддерживают свою структуру, а все содержимое находится в подвижном состоянии). Поскольку вода является растворителем, она обеспечивает передвижение и циркуляцию по растению питательных веществ, которые в ней растворены. Кроме того, вода сама принимает непосредственное участие во многих важнейших реакциях: гидролиза, окислительно-восстановительных при фотосинтезе и дыхании. Вода защищает ткани растений от резких колебаний температуры и обеспечивает упругость растения.

В растении вода находится как в свободном, так и связанном состоянии, с физиологической точки зрения значение свободной и связанной воды различно. Большинство физиологов считает, что основные физиологические процессы, в том числе и темпы роста, в первую очередь зависит от количества в растении свободной воды. А вот устойчивость растения к неблагоприятным условиям впрямую зависит от содержания в нем связанной воды.

Для нормального существования растение должно содержать много воды. Но, развив большую листовую поверхность для поглощения углекислого газа (его в атмосфере мало, всего 0,03%) растение вынуждено много воды терять в процессе транспирации. И, чтобы восполнять эту потерю от испарения, растение должно постоянно получать воду. Два непрерывно идущих процесса – испарение и поступление воды, называют водным балансом растения. Растения в процессе естественного отбора выработали приспособления как для поглощения воды (развитая корневая система), так и для ее передвижения (специальная проводящая система). Для сокращения испарения воды у растений существует система покровных тканей и система автоматически закрывающихся устьичных отверстий. И все-таки очень часто поступление воды в растение и ее расход не уравновешиваются, наступает водный дефицит.

Процесс транспирации усиливается тем сильнее, чем ниже влажность воздуха и выше его температура. Сильное влияние на транспирацию оказывает свет. На свету повышается температура листа, и это вызывает усиление процесса транспирации. Свет влияет на транспирацию тем сильнее, чем выше в листьях содержание хлорофилла. У зеленых растений даже рассеянный свет повышает транспирацию на 30—40%.

На интенсивность процесса транспирации оказывает влияние влажность почвы. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается, так как чем меньше воды в почве, тем меньше ее в растении. А уменьшение содержания воды в растении включает процессы устьичной и внеустьичной регулировки, транспирация снижается.

Транспирация зависит и от внутренних факторов, прежде всего от содержания воды в листьях. Всякое уменьшение содержания воды уменьшает интенсивность транспирации. Транспирация изменяется в зависимости от величины листовой поверхности, а также при изменении соотношения корни/побеги. Чем больше развита листовая поверхность и больше побеги, тем значительнее общая потеря воды.

Интенсивность транспирации зависит и от фазы развития. С увеличением возраста растений транспирация, как правило, падает. Высокая интенсивность испарения у молодых листьев может происходить за счет высокой кутикулярной транспирации, так как кутикула у молодых растений еще слабо развита.

Транспирация изменяется в течение суток: ночью она резко сокращается. Это связано как с изменением внешних факторов (повышается влажность воздуха, снижается температура, отсутствует свет), так и с внутренними особенностями (закрываются устьица). Измерения показывают, что ночная транспирация составляет всего 3—5% от дневной. Днем транспирации обычно изменяется в зависимости от метеорологических условий: освещенности, температуры, влажности воздуха. Наиболее интенсивно транспирация происходит в 12—13 ч.

Основным органом поглощения воды являются корни. Дальнейшее передвижение воды в растении идет по сосудистой системе корня, стебля и листа. Транспорт воды в корне зависит от интенсивности процесса дыхания.

Наземные растения в основном поглощают воду из почвы. Однако некоторое количество воды может поступать из атмосферы. Есть растения, для которых атмосферная влага является основным источником. К таким растениям относятся, прежде всего, эпифиты, живущие на поверхности других растений, но не являющиеся паразитами. Эпифиты принадлежат к различным семействам, особенно много их в тропической флоре. Они обладают воздушными корнями, в которых имеется многослойная ткань, состоящая из полых клеток с тонкими стенками. Такое строение позволяет им поглощать как пары воды, так и воду осадков, подобно губке. У некоторых эпифитов дождевая вода собирается листьями и затем поглощается с помощью волосков.

Поступление воды через корневую систему зависит от температуры. С понижением температуры скорость поступления воды резко сокращается. Это может оказать заметное влияние на растение, особенно в осенний период, когда испарение идет еще достаточно интенсивно, а поступление воды задерживается из-за пониженной температуры почвы. В результате растение завядает и даже может погибнуть от обезвоживания. Причин, по которым понижение температуры вызывает уменьшение поступления воды, по-видимому, несколько: это и уменьшение подвижности воды (увеличивается ее вязкость) с уменьшением проницаемости цитоплазмы, и уменьшение скорости всех метаболических процессов, и торможение роста корней.

Снижение аэрации почвы также тормозит поступление воды. Это можно наблюдать, когда после сильного дождя все промежутки почвы заполнены водой и вместе с тем на солнце при сильном испарении растения увядают.

Характерной чертой ростовых процессов растений является то, что они локализуются в определенных точках – меристемах. Апикальные (верхушечные) меристемы располагаются в верхушках стебля или корня, интеркалярные (вставочные) меристемы обеспечивают рост междоузлий. Рост стебля в толщину (камбий, феллоген) обеспечивают латеральные меристемы.

Необходимо заметить при этом, что на интенсивность роста растений влияют не только внешние (экзогенные) факторы: температура, наличие влаги, свет, но и такие внутренние (эндогенные) факторы, как интенсивность нуклеинового и белкового синтеза, темпы образования, накопления и активность ферментов, фитогормонов и других продуктов метаболизма. Темпы роста растения впрямую связаны с питанием растения и его водным балансом.

Наиболее сильно внутренние факторы сказываются на росте тех растений, которые выращиваются в регулируемых условиях.

Температура. Для каждого вида растений существуют определенные температурные границы, благоприятные для роста. Эти границы определяются географическим происхождением данного вида. Различают три кардинальные для растения температурные точки: минимальная температура, при которой рост только начинается, оптимальная - наиболее благоприятная для ростовых процессов, и максимальная, при которой рост прекращается. С повышением температуры от минимальной до оптимальной скорость роста растений резко возрастает. При этом оптимальные температуры могут быть неодинаковыми для роста разных органов одного и того же растения. Как правило, оптимальная температура для роста корней ниже по сравнению с оптимальной температурой для роста надземных органов. А для роста боковых побегов оптимальная температура ниже по сравнению с температурой, нужной для роста главного стебля.

Свет впрямую влияет на рост растения. При этом на разные стороны ростовых процессов влияние света проявляется неоднозначно. Так, свет необходим для протекания процесса фотосинтеза, и поэтому накопле­ние массы растения без света не происходит. Вместе с тем рост клеток растяжением (увеличение длины побега) может идти в темноте, а на свету рост стебля тормозится, при этом рост листьев усиливается и они принимают обычную форму. Под влиянием света происходят так же анатомические изменения стебля (фотоморфогенез), когда дифференцируется эпидермис, появляются волоски, изменяется окраска - син­тезируется хлорофилл.

Процесс роста растения требует больших затрат энергии, источником которой являются процессы дыхания. Дыхательные процессы обеспечивает кислород. При его снижении ниже 5% рост растения тормозится.

Для нормального протекания ростовых процессов не­обходимо достаточное снабжение растения всеми необходимыми минеральными элемен­тами. Особенно специфична роль снабжения растений азотом. Это связано не только с тем, что азот входит в состав белков и нуклеиновых кислот, но и с обра­зованием двух основных групп гормонов, регулирующих ростовые процессы (ауксинов и цитоконинов).

Содержание воды. В процессе своего роста растения особенно чувствительны к не­достатку воды. Уменьшение содержания воды в почве приводит и к уменьшению содержания ее в растении, а это, в свою очередь, резко тормозит процессы роста. В ситуации водного дефицита снижается скорость деления клеток и особенно их рост растяжением. Для различных физиологических процессов нужна разная насыщенность водой. Наибольшая насыщенность водой требуется для процессов роста. Степень насыщенности клетки или ткани растений водой называют гидратурой, она выражается в про­центах. За 100%-ную гидратуру принимается такая насыщенность, при которой данное тело находится в равновесии с атмосферой, имеющей 100%-ную отно­сительную влажность. Рост клеток идет лишь в том случае, если гидратура не падает ниже 95%. Для того чтобы поддержать такую гидратуру, точки роста над­земных органов растения защищены смыкающимися листочками с хорошо раз­витой кутикулой. Точки роста корня не имеют подобной защиты и поэтому тре­буют повышенной влажности почвы для своего роста.

Установлено, что растения интенсивнее растут в ночной период суток. Для роста многих растений благоприятной является изменение температуры в течение суток - днем повышенная, а ночью пониженная. Это явление Ф. Вент назвал термопериодизмом. Показано (Н.И. Якушкина), что пониженные ночные температуры ускоряют рост корневой системы и боковых побегов у растений. Такое влияние может быть объяснено тем, что при понижении температуры более активно ра­ботают ферменты, катализирующие распад крахмала на сахара. В листьях обра­зуются растворимые транспортные формы углеводов, легко передвигающиеся к точкам роста корня и боковых побегов, благодаря чему их рост усиливается.

Однако по подобной схеме растения растут только в самых благоприятных условиях, близ экватора, где продолжительность дня и ночи приблизительно равны, ночи всегда теплые и благоприятствуют росту. В наших условиях короткого лета, коротких и не очень теплых ночей растения вынуждены использовать для роста все теплое время суток: и ночь, и часть дня. Наблюдениями было установлено, что большое количество растений наших широт растет днем заметно быстрее, чем ночью. В то же время отмечается, что растения, растущие и у нас быстрее ночью, чем днем, представляются более жизнеспособными, более податливыми на агротехнические приемы повышения урожайности.

Для измерения и регистрации роста стебля в 70-х и 80-х гг. XIX в. был создан целый ряд приборов, названных ауксанометрами. Принцип механической регистрации роста стебля и первая простейшая модель ауксанометра были предложены Саксом в 1872 г. Прирост стебля, к верхушке которого привязывалась нить, перекинутая через вращающийся блок, отмечался по перемещению прикрепленной к блоку стрелки. В домашних условиях простейший ростомер изготавливается из миллиметровой бумаги, закрепленной рядом со стеблем, на которой делаются отметки рядом с верхушкой измеряемого стебля.

При помощи ауксанометрических измерений было подтверждено влияние внешних условий на процесс роста (положительное влияние тепла и влажности, задерживающее рост влияние света и т. д.).

Физиолог растений Баранецкий (1879 г.) изучал суточную периодичность роста и обнаружил, что у одних растений максимальный прирост происходит ночью или ранним утром, а у других - днем или вечером. По мнению Баранецкого, этот ритм связан с определенным ритмом биохимических процессов в листьях и меристемах, а эти процессы в свою очередь зависят от периодичности смены дня и ночи.

При этом до сих пор список растений, суточный периодизм роста которых изучен, остается очень скудным: на одной и той же гряде могут одновременно жить виды или сорта растений, совершенно различные по своим суточным периодам и темпам роста.

Явление суточной периодичности и ритмичности роста было разработано в трудах физиолога В. С. Шевелухи – академика ВАСХНИЛ. Он и его сотрудники создали оригинальные ауксанографы, с помощью которых в течение 12 вегетационных периодов (1965—1976 гг.) проводили в условиях Белоруссии подробные исследования многих культур. Им было установлено, что по ночам растут гораздо быстрее, чем днем люпин, клевер, картофель, свекла сахарная, свекла кормовая, брюква, морковь, цикорий, помидоры.

И позже проводились интересные исследования, которые касались изучения того, в какое время, ночью или днем растения растут быстрее. Так выяснилось, что в районе Калуги практически все злаковые и бобовые культуры растут днем быстрее. Но некоторые виды растений растут быстрее ночью: груша дикая, малина, ампелопсис (виноградовик), спирея (таволга), рудбекия, фасоль и подорожник. Корнеплодные растения, картофель и томаты тоже проявляют дневное торможение роста и усиление его в вечерние и ночные часы.

В литературе сообщается, что из лесных пород к ночному росту склонна сосна. А на Крайнем Севере в июне, в условиях, когда световой день продолжается практически все сутки, растения демонстрируют невиданные темпы роста.

И, тем не менее, для основной массы растений принято считать, что с 6 часов вечера до 6 часов утра (приблизительно) скорость роста растений постепенно повышается. Затем от утра к вечеру замечается постепенное замедление роста.

Ну, а как же обстоят дела с хойями: когда, ночью или днем растут они?

Никаких сведений о том, чтобы кто-то исследовал суточный периодизм роста хой (да и комнатных растений вообще), не обнаружилось. Исходя из того, что хойи являются тропическими растениями, расти они, преимущественно, должны ночью, используя высокую ночную температуру и значительную продолжительность ночи. Но, с другой стороны, хойи настолько пластичны и легко приспосабливаются к условиям квартиры, что они могут расти и днем, так как летние ночи наших широт слишком коротки. Прояснить для себя этот вопрос легко, соорудив в домашних условиях простейший ростомер.

Но следует помнить, что успешный рост хой возможен только в том случае, если им обеспечивают все возможности для фотосинтеза и дыхания, поливом и увлажнением поддерживают их водный баланс и обеспечивают полноценным питанием.

hoyas.ru

Процессы жизнедеятельности в листьях - Документ

Процессы жизнедеятельности в листьях

К основным процессам жизнедеятельности листа относят фотосинтез, газообмен и транспирацию – испарение воды с поверхности листовой пластинки.

Фотосинтез происходит в листьях на свету. При этом из углекислого газа и воды образуется органическое вещество – углевод глюкоза, а в атмосферу выделяется кислород. Глюкоза участвует в образовании запасного вещества – крахмала, который накапливается как в листе, так и в других органах растения.

Дыхание в листе также очень важный процесс, поскольку именно при нём за счёт окисления органических веществ выделяется энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности. При этом выделяется углекислый газ, а потребляется кислород, то есть по протеканию дыхание является неким антиподом фотосинтеза.

На свету эти процессы происходят одновременно. При отсутствии света протекает лишь дыхание. Поэтому по отношению к листьям применяется термин «газообмен», не уточняющий, о каких именно обменных газах идёт речь, поскольку в одном случае поступает кислород и удаляется углекислый газ (дыхание), а в другом наоборот (фотосинтез).

Однако наиболее интересным процессом, происходящим в листьях, является транспирация. Это очень важный приспособительный механизм, главная роль в котором отводится устьицам. Поскольку в процессе фотосинтеза лист обильно освещается солнечным светом, то он и нагревается. В этот момент устьица открыты, и пары воды свободно покидают поверхность листа – испаряются, охлаждая нагретую поверхность. В результате лист не перегревается. Ночью, когда устьица закрыты, газообмен с внешней средой сведён к минимуму, и, как следствие, необходимый для фотосинтеза углекислый газ в процессе дыхания накапливается в межклетниках губчатой ткани листа, чтобы потом израсходоваться.

Задание №

Используя содержание текста «Процессы жизнедеятельности в листьях», ответьте на следующие вопросы.

1) В чём суть процесса фотосинтеза?

2) Какое значение для листа играет дыхание?

3) Какие процессы выполняют аналогичную транспирации роль у млекопитающих животных?

Голосеменные растения – это отдел высших растений, размножающихся семенами. Однако они не образуют плодов. У покрытосеменных растений семена заключены в плоды.

Среди голосеменных растений не встречаются такие жизненные формы, как травы. Это хвойные растения (сосна, ель, пихта и др.). У большинства видов листья вечнозелёные, жёсткие. Устьица обычно глубоко погружены в ткань листа. Пыльники и семязачатки развиваются на чешуях шишек. В пыльниках развиваются пыльцевые зёрна. На семенных чешуях формируются семязачатки. Семязачатки и семена развиваются открыто – на верхней поверхности семенных чешуй.

Покрытосеменные растения – самая многочисленная группа растительного мира. К ней также относятся высшие растения, у которых сформировался цветок – орган полового размножения. Семязачатки у покрытосеменных расположены в завязи цветка, предохраняющей их от неблагоприятных условий. Если голосеменные опыляются ветром, то покрытосеменные приспособлены к различным способам опыления. Важными признаками покрытосеменных являются двойное оплодотворение и наличие плодов и семян – органов расселения растений. Покрытосеменные растения наиболее разнообразны по своим жизненным формам.

Покрытосеменные растения эволюционно более молодые. Они растут во всех климатических зонах и насчитывают более 250 тысяч видов. Процесс оплодотворения голосеменных и покрытосеменных растений не зависит от наличия воды. Эти растения имеют развитые проводящие ткани, а в циклах их развития спорофит преобладает над гаметофитом.

Задание №

Используя содержание текста «Голосеменные и покрытосеменные растения», ответьте на следующие вопросы.

1) На каких шишках развиваются пыльцевые зёрна, а на каких – семязачатки?

2) Какие жизненные формы существуют у голосеменных, а какие – у покрытосеменных растений?

3) Эволюционное видоизменение какого органа представляют собой шишка голосеменных растений и цветок покрытосеменных?

У мхов и папоротников происходит чередование бесполого и полового размножения.  Бесполое размножение мха кукушкина льна осуществляется с помощью спор. Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить — предросток. Нить ветвится, на ней появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские растения мха.

Половое размножение кукушкина льна характеризуется тем, что на одних растениях развиваются  мужские гаметы — сперматозоиды, на других женские — яйцеклетки. При слиянии гамет в присутствии воды образуется зигота. Из зиготы развивается коробочка на ножке, в которой созревают споры. Спора — это клетка с плотной оболочкой. Она служит для бесполого размножения.

У папоротника на нижней стороне листа образуются маленькие бурые бугорочки — спорангии со спорами. Созревшие споры, попадая в благоприятные условия, прорастают. Из проросшей споры развивается маленькая зелёная пластинка — заросток. Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.

На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы. Под заростком задерживаются капельки воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам и оплодотворить их. Из зиготы развивается зародыш растения.

Зародыш сначала получает питательные вещества от зелёного заростка. Он растёт и постепенно превращается в растение, которое называют папоротником.

Задание №

Используя содержание текста «Размножение споровых растений», ответьте на следующие вопросы.

1) В каком органе мха происходит образование спор?

2) Какое обязательное условие необходимо для оплодотворения у споровых растений?

3) Чем споры отличаются от гамет? (Укажите не менее двух отличий).

Водоросли, как правило, обитают в воде, где составляют основную массу растительности. Их клетки состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид, именуемых хроматофорами. У большинства водорослей хроматофоры зелёного цвета из-за содержащегося в них хлорофилла. Они выполняют роль хлоропластов. Кроме хлорофилла хроматофор может содержать пигменты оранжевого, жёлтого, синего, красного и бурого цветов, часто маскирующих зелёную окраску водорослей. В связи с этим водоросли имеют самую различную окраску, что обеспечивает наилучшее улавливание света на различных глубинах.

Способы размножения у водорослей очень разнообразны. Бесполое размножение осуществляется почкованием, делением клетки надвое, обрывками нитей. Образование спор осуществляется в специальных органах – спорангиях или внутри вегетативной клетки. Чаще всего образуются подвижные споры – зооспоры.

Половое размножение осуществляется посредством половых клеток – гамет, которые, сливаясь попарно, образуют зиготу. После периода покоя зигота прорастает, образуя зооспоры или новое растение. У морских водорослей зигота прорастает без периода покоя.

Для большинства водорослей установлено, что развитие спор и гамет зависит от условий внешней среды. Если они благоприятны, водоросли размножаются бесполым путём; в неблагоприятных же условиях образуются гаметы.

Водоросли играют огромную роль в образовании органического вещества и выделении кислорода в атмосферу планеты. Из морских водорослей получают в промышленных масштабах бром и йод, агар-агар, а также альгиновую кислоту, которую используют для получения пластика и непромокаемых тканей.

Задание №

Используя содержание текста «Водоросли», ответьте на следующие вопросы.

1) Каковы особенности клеточного строения водорослей?

2) В чём различие полового и бесполого размножения водорослей?

3) В морях красные водоросли встречаются на бóльших глубинах, чем бурые. Причём чем больше глубина, тем водоросли краснее. Как можно объяснить такое явление?

Яблоня – многолетнее растение. Дикая яблоня может жить до двухсот лет. Культурные яблони живут и развиваются до пятидесяти лет. Продолжительность их жизни, так же как и урожайность, и качество плодов, зависит от ухода и почвенно-климатических особенностей тех районов, где выращиваются яблони.

Корневая система яблони хорошо развита, и корни активно извлекают необходимые питательные вещества и воду из почвы. Кроме толстых, или, как их называют, скелетных корней, имеются ещё многочисленные мелкие корни. Основные корни уходят в почву на пять метров и глубже. От скелетных корней отходят вширь ответвления боковых корней, которые нередко достигают десяти и более метров. Отходящие от боковых корней белые корешки покрыты невидимыми для невооружённого глаза корневыми волосками, при помощи которых происходит всасывание из почвы воды и растворённых в ней питательных веществ. Корни яблони растут главным образом весной, летом их рост ослабевает и возобновляется вновь только осенью.

Яблони выращивают из семян, которые предварительно стратифицируют – пересыпают сырым песком и держат при температуре +5 ºС до посева. Из семени вырастает молодая яблоня-сеянец. После двух-трёх лет выращивания сеянцы яблони пересаживают на постоянное место произрастания. В этом случае молодое растение называют саженцем. Для передачи сортовых свойств саженцу делают прививку – пересаживают почку с сортовой яблони на ствол саженца. Существуют разнообразные способы прививок. При прививках ткани пересаженной почки и ствола саженца должны срастись, образовав единый организм. Таким образом, сортовые качества передадутся новому растению яблони.

Задание №

Используя содержание текста «Яблоня», ответьте на следующие вопросы.

1) Что понимается в тексте под сеянцем яблони?

2) Почему саженцы высаживают либо весной, либо осенью?

3) Для получения высокого урожая яблок производят обрезку яблонь, удаляя весной верхние части её побегов. Каким образом обрезка позволяет увеличить урожайность?

Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда еще и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.

Задание №

Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы.

1) Какие организмы образуют лишайник?

2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов?

3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет  входящий в его состав гриб?

Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения.

Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков.

Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

Задание №

Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?

2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?

3) Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?

Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).

Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.

Микориза – особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев – сосны, яблони – грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое.

Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли – клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки – это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.

Задание №

Используя содержание текста «Видоизменения корней», ответьте на следующие вопросы.

1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?

2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.

3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?

В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

Задание №

Используя содержание текста «Кокосовая пальма», ответьте на вопросы.

1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?

2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?

3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

Большинство растений питается за счет фотосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в органах растения, а также используются для роста, размножения, синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов.

Поступление необходимых для фотосинтеза воды и минеральных веществ у большинства наземных растений связано с корнем. В зоне всасывания он имеет корневые волоски – клетки покровной ткани с выростами, значительно увеличивающими площадь, через которую в растение может поступать вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Вместе с водой через мембрану корневых волосков поступают ионы солей, то есть происходит минеральное питание растения. Вода и растворённые в ней минеральные вещества далее поступают через молодые клетки коры корня в сосуды центрального цилиндра. А затем по сосудам древесины стебля вода поднимается к остальным органам растения, где используется для фотосинтеза, транспорта веществ и испарения через устьица листьев, предохраняющего растение от перегрева.

Необходимый для фотосинтеза свет и углекислый газ улавливают листья. Благодаря уплощённой форме, листовой мозаике и особому порядку размещения на стеблях – листорасположению, листья растений приспособлены к эффективному использованию света. Внутреннее строение листа также отражает выполняемую им функцию. Так, кожица образована прозрачными клетками, свободно пропускающими свет к столбчатой ткани мякоти листа, в которой и происходит фотосинтез. Углекислый газ поступает внутрь листа через устьица, а вода и минеральные вещества – по сосудам жилок – проводящих пучков, состоящих из луба, древесины и волокон. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, затем транспортируются по ситовидным трубкам луба к другим органам растения.

Используя содержание текста «Питание растений», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие приспособления внешнего строения органов растения способствуют протеканию фотосинтеза?

2) Какие клетки корня и стебля обеспечивают транспорт воды к листьям?

3) Какие вещества необходимы для обеспечения фотосинтеза?

gigabaza.ru

«Процессы жизнедеятельности растений» 6 класс

Тест по теме «Процессы жизнедеятельности растений» 6 класс
  1. В процессе дыхания растение
    1. Поглощает кислород
    2. Выделяет кислород
    3. Поглощает углекислый газ
    4. Поглощает воду
  1. Углекислый газ необходим растениям для
    1. Размножения
    2. Поглощения воды
    3. Дыхания
    4. Фотосинтеза
  1. Кислород необходим растениям для
    1. Питания
    2. Дыхания
    3. Фотосинтеза
    4. Размножения
  1. В процессе фотосинтеза растение
    1. Поглощает углекислый газ
    2. Поглощает кислород
    3. Выделяет углекислый газ
    4. Образует минеральные вещества
  1. Значение растений для животных состоит в том, что они
    1. Выделяют углекислый газ
    2. Поглощают воду и минеральные соли
    3. Выделяют кислород
    4. Образуют перегной
  1. Фотосинтез - это процесс
    1. Образования органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого газа и воды
    2. Разрушения органических веществ в листьях
    3. Образование минеральных веществ на свету
    4. Поглощения растением углекислого газа и воды
  1. Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету называется
    1. Дыханием
    2. Размножением
    3. Питанием
    4. Фотосинтезом
  1. Фотосинтез происходит в
    1. Ядре
    2. Цитоплазме
    3. Хлоропластах
    4. Вакуолях
  1. Для обнаружения крахмала в листьях используют
    1. Воду
    2. Йод
    3. Спирт
    4. Кислород
  1. В результате фотосинтеза в клетках листа образуется
    1. Спирт
    2. Минеральная соль
    3. Углекислый газ
    4. Крахмал
  1. Процесс фотосинтеза идет
    1. На свету и в темноте
    2. Только на свету
    3. Только в темноте
    4. В любое время суток
  1. «Космическая роль» растений состоит в том, что они
    1. Улавливают и запасают солнечную энергию
    2. Поглощают воду
    3. Поглощают минеральные соли
    4. Поглощают углекислый газ
  1. Поглощаемая растениями солнечная энергия запасается в
    1. Минеральных веществах
    2. Воде
    3. Органических веществах
    4. Кислороде
  1. Листья, как и корни, при дыхании
    1. Поглощают кислород
    2. Выделяют кислород
    3. Поглощают воду
    4. Поглощают минеральные соли
  1. Процесс дыхания в отличие от фотосинтеза идет
    1. Только в темноте
    2. Только днем
    3. На свету и в темноте
    4. Только на свету
  1. В процессе дыхания
    1. Образуются органические вещества
    2. Расходуются органические вещества
    3. Расходуется вода
    4. Поглощается углекислый газ
  1. Дыхание растений происходит
    1. Только в клетках с хлоропластами
    2. Только в клетках покровной ткани
    3. Только в клетках с хлоропластами
    4. Во всех клетках
  1. Функции дыхания, испарения, фотосинтеза выполняет
    1. Корень
    2. Плод
    3. Цветок
    4. Лист
страница 1

скачать

Другие похожие работы:

netnado.ru

Тема урока «Основные процессы жизнедеятельности растений»

МОУ «Школа №3 имени И.А. Флерова»

Открытый урок учителя биологии Головановой Л.В.

Тема урока « Основные процессы жизнедеятельности растений»

18.02.11г.

Цель: систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений; обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением; углубить понятие «индивидуальное развитие» растения; закрепить знания о размножении, росте и развитии растений, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений о роли растений в природе и жизни человека

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: программа 1 С: Образование 3,0 Биология 6 класс «Основные процессы жизнедеятельности растений»,таблицы.

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного.

Задание1.(Устный опрос)

а)Питание ,дыхание ,космическая роль растений обмен веществ

1.Какие два способа питания растений мы знаем? (Корневое и воздушное)

2.Как осуществляется корневое питание у растений? (С помощью корневой системы растение извлекает из почвы минеральные в-ва, растворенные в воде)

3.Какую роль играют корневые волоски? (Они поглощают соли калия ,кальция и других хим. элементов)

4.Какова роль удобрений в жизни растений?

а)Схема на доске Удобрения

Минеральные Органические

Азотные Калийные Фосфорные Навоз Компост

б)Что означает понятие макроэлементы и микроэлементы?(Макроэлементы – содержатся в больших кол., микроэлементы – в малых)

5.Как осуществляется воздушное питание, дать определение процессу фотосинтеза?

(Фотосинтез – процесс синтеза органических в-в-углеводов- из неорганических в-в-углекислого газа и воды- в хлоропластых зеленых листьев, сопровождающийся выделением кислорода и поглощением солнечной энергии.)

6.Почему образование орган. в-в из неорганических называют воздушным питание?

( т.к.основным поставщиком углекислого газа является воздух)

7.Каковы особенности строения зеленого листа как специализированного органа воздушного питания? (Плоская форма дает большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом)

8.Как передвигаются продукты жизнедеятельности растений? (Углеводы-органические в-ва-по ситовидным трубкам луба оттекают от листьев ко всем частям растения-сверху-вниз; минеральные в-ва, растворенные в воде поднимаются вверх по сосудам древесины)

9.Дать определение автотрофным и гетеротрофным организмам.(Автотрофы – организмы, самостоятельно синтезирующие органические в-ва из неорганических, используя солнечную энергию; гетеротрофы – организмы питающиеся готовыми органическими в-вами

10.Что означает «Космическая роль» зеленых растений?(Только растения, используя солнечную энергию,производят органические в-ва,поставляя кислород в атмоферу)

Схема Космическая роль растений

Органические в-ва Накопление кисл. Накопл.энерги Пост.углек.газа(0,03%)

(21%) Озон.слой Создание почвы

11.Охарактеризовать процесс дыхания.(Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа; под действием кислорода происходит распад орг. В-в на углекислый газ и воду, выделяется энергия)

12.Дать характеристику процессу обмена в-в. (Обмен в-в-это совокупность протекающих в организме хим. превращений, обеспечивающих рост и развитие организма. его размножение и контакт с окружающей средой. дыхание и фотосинтез – необходимые условия обмена в-в)

13.Охарактеризовать этапы водного обмена. (1-Поглощение воды корнями 2-передвижение воды по сосудам древесины 3 - испарение воды листьями)

2.1.аСамостоятельная работа по вариантам.Тесты (Приложение1)

б)Размножение и оплодотворение, рост и развитие ,зависимость от условий окружающей среды

1.Что такое процесс размножения? (Это увеличение числа особей)

2.Какие типы размножения вы знаете?(Бесполое и половое)

Схема Размножение

Половое Бесполое

Вегетативное Размножение спорами

3.Дать определение процессу оплодотворение. (Оплодотворение – это процесс слияния мужских и женских гамет)

4.Как называют мужские и женские гаметы? (Спермии у семенных растений, сперматозоиды у споровых – мужские гаметы; яйцеклетки – женские гаметы)

5.Что такое зигота? (Слияние мужской и женской гамет в процессе оплодотворения дают зиготу)

6.Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?(т.к. происходит слияние 2х спермиев с яйцеклеткой и с центральным ядром)

7.Какой ученый открыл двойное оплодотворение? (Сергей Гаврилович Навашин)

8.Что такое вегетативное размножение? (Один из видов бесполого размножения; размножение частями растения: корнем и побегом: листьями, стеблем, почками)

9.Значение вегетативного размножения.(Получение точной копии материнского растения, происходит быстрее полового размножения)

10Чем отличается искусственное вегетативное размножение от естественного? (Искусственное- с помощью человека)

11.Что такое прививка? (Пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание друг с другом)

12.Что такое подвой и привой? Значение (Растение на которое прививают - подвой, растение которое прививают – привой. Выращивание сортовых плодоых деревьев.прививки черенком и глазком)

13.Какой ученый вывел много ценных сортов плодовых и ягодных культур?(Иван Владимирович Мичурин)

14.Коково отличие растений от других живых организмов?(Растут в течении всей жизни – К.АТимирязев)

15.Дать определение понятию рост и развитие. (Рост – это необратимое увеличение массы организма- количественные изменения; Развитие – качественные изменения в строении и жизнедеятельности организма)

16.Что такое индивидуальное развитие организма? (Это преобразование организма от зарождения до смерти)

2.1б.Самостоятельная работа по вариантам.Тесты (Приложение2)

Задание 3

Выберите правильные утверждения:

3.1)

а)только растения могут поглощать энергию солнечного излучения

б)питание растений воздухом называют воздушным питанием

в)потребляя неорганические в-ва: углекислый газ .воду и минеральные соли,-растение питается

г)в лесу поглощенные растениями минеральные соли возвращаются в почву с опавшими листьями и хвоей

д)с помощью хлорофилла.углекислого газа и воды в листе образуются органические в-ва (сахара)

е)на полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные в-ва не возвращаются в почву

ж)автотрофы – организмы,способные самостоятельно синтезировать органические в-ва из неорганических

3.2)

а) роль зеленых растений называется космической потому,что они из космоса получают энергию солнечного света

б) с появлением на Земле зеленых растений образовался атмосферный кислород

в) водный ток в растении зависит только от всасывающей способности корневых волосков

г ) обмен в-в – это только питание и дыхание растений

д) поступающая из космоса энергия солнечного света запасается зелеными растениями в виде углеводов, жиров и белков

е) зеленые растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют в энергию химических связей

ж)кислород- в-во ,необходимое для фотосинтеза и дыхания растений

з)дыхание – это расщепление сложных органических в-в на более простые, неорганичесие, и освобождение энергии химических связей

Задание 4.

Работа в парах, попеременно отвечая на вопросы.

Ответ оценивается по 5 системе (5 вопросов):

1.К минеральным удобрениям относится:

а)навоз б)зола в)перегной г)фосфорные удобрения д)азотные удобрения

2.Выберите правильные утверждения :

а) зеленые растения – автотрофы,т.е. способны самостоятельно создавать органические в-ва

б) лист является специальным органом воздушного питания, т. к. при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические в-ва

в)сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно

г)корневое питание обеспечивает растения минеральными солями и водой, а воздушное питание является основным поставщиком органических в-в

3.Дыхание в отличие от фотосинтеза: а)характерно для всех организмов

б)происходит во всех клетках растения в)свойственно только растениям г)характеризуется выделением углекислого газа

4.Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:

а)слияния спермия с яйцеклеткой б)слияния одного спермия с яйцеклеткой ,а другого – с центральным ядром зародышего мешка

5.Половое размножение в отличие от вегетативного: а)возможно при участии генеративных органов б)вегетативных органов в)связано с оплодотворением г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

Задание 5.

6.1Весной у березы,сделав разрез в коре,часто берут сладкий березовый сок.

От восходящего или низходящего тока берут этот сок?

Что произойдет с березой,если у не взяли много сока?

6.2Почему бесполое размножение так широко представлено в царстве растений?

6.3Можно ли сказать,что обмен в-в влияет на окружающую среду?

6.4Почему рост и развитие растений зависят друг отдруга?

6.5.Как условия окружающей среды воздествуют на рост и развитие растений?

3.Подведение итогов

4.Домашнее задание:повторить главу 4.

Тесты 1 б) (Приложение2)

В-1

В-2

1.искусственное вегетативное размножение: а)основано на природных процессах б)помогает выращивать культурные растения в)вредно для растений г)используется в с/х

1.Развитие растений, в отличие от роста: а)взаимосвязано с окружающей средой б)качественное изменение в)длится не всю жизнь г)приводит к более активной жизнедеятельности

2.Индивидуальное развитие – это: а)дыхание растений б)размножение растений в)питание растений г)преобразование организма от зарождения до смерти

2.Характерными особенностями растений являются: а)наличие хлорофилла б)рост в течении всей жизни в)способность к фотосинтезу г)многоклеточность

3.Суточные ритмы обусловлены: а)сменой дня и ночи б)колебаниями освещенности в)колебаниями влажности г)колебаниями температуры

3.Самый важный абиотический фактор: а)свет б)вода в)температура г)солевой состав среды

4.От условий окружающей среды зависит: а)и рост и развитие б)только рост растения

в)только развитие г)ни то, ни другое

4.Прививка – а)размножение усами б)защита растений от болезней в)искусственное вегетативное размножение г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

Тесты 1 а) (Приложение1)

В-1

В-2

1.Какие в-ва получают растения с помощью корневого питания? а)кристаллы минеральных в-в б)воду в)органические в-ва г)минеральные в-ва, растворенные в воде

1.Зигота – особая клетка, образовавшаяся в результате: а) образования женских и мужских половых клеток б)перемещения спермия к яйцеклетке в)слияния сперматозоида(спермия)с яйцеклеткой

2.Размножение,необходимое свойство жизни ,может быть: а)половым и бесполым

б)вегетативным и споровым в)половым и вегетативным г)вегетативным

2.Высшие растения размножаются вегетативно с помощью: а) листа б)слоевища в)корня г)цветка

Космическая роль растений обусловлена тем,что они: а)обеспечивают плодородие почвы б)способствуют накоплению кислорода в атмосфере в)имеют зеленую окраску г)накапливают в себе органическую массу

3.Основные продукты фотосинтеза – а)белки б)сахар в)соли г)кислород

4.Дыхание у растений интенсивнее6 а) днем б)летом в)ночью г)в молодых тканях

4.В жаркие часы дня листья растений увядают, потому, что: а)низкая интенсивность дыхания б)слишком высокая интенсивность фотосинтеза в)они отмирают

г )испарение воды превышает ее поступление

Тесты 1 б) (Приложение2)

В-1

В-2

1.искусственное вегетативное размножение: а)основано на природных процессах б)помогает выращивать культурные растения в)вредно для растений г)используется в с/х

1.Развитие растений, в отличие от роста: а)взаимосвязано с окружающей средой б)качественное изменение в)длится не всю жизнь г)приводит к более активной жизнедеятельности

2.Индивидуальное развитие – это: а)дыхание растений б)размножение растений в)питание растений г)преобразование организма от зарождения до смерти

2.Характерными особенностями растений являются: а)наличие хлорофилла б)рост в течении всей жизни в)способность к фотосинтезу г)многоклеточность

3.Суточные ритмы обусловлены: а)сменой дня и ночи б)колебаниями освещенности в)колебаниями влажности г)колебаниями температуры

3.Самый важный абиотический фактор: а)свет б)вода в)температура г)солевой состав среды

4.От условий окружающей среды зависит: а)и рост и развитие б)только рост растения

в)только развитие г)ни то, ни другое

4.Прививка – а)размножение усами б)защита растений от болезней в)искусственное вегетативное размножение г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

Задание 4.

Работа в парах, попеременно отвечая на вопросы.

Ответ оценивается по 5 системе (5 вопросов):

1.К минеральным удобрениям относится:

а)навоз б)зола в)перегной г)фосфорные удобрения д)азотные удобрения

2.Выберите правильные утверждения :

а) зеленые растения – автотрофы,т.е. способны самостоятельно создавать органические в-ва

б) лист является специальным органом воздушного питания, т. к. при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические в-ва

в)сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно

г)корневое питание обеспечивает растения минеральными солями и водой, а воздушное питание является основным поставщиком органических в-в

3.Дыхание в отличие от фотосинтеза: а)характерно для всех организмов

б)происходит во всех клетках растения в)свойственно только растениям г)характеризуется выделением углекислого газа

4.Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:

а)слияния спермия с яйцеклеткой б)слияния одного спермия с яйцеклеткой ,а другого – с центральным ядром зародышего мешка

5.Половое размножение в отличие от вегетативного: а)возможно при участии генеративных органов б)вегетативных органов в)связано с оплодотворением г)обеспечивает наследование признаков обоих родителей

gigabaza.ru

Тема: основные процессы жизнедеятельности растений

Итоговый тест по биологии

Тема: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Класс: 6

Вариант 1

1. К органическим веществам относят:

A. Белки Б. Воду B. Углеводы Г. Йод Д. Минеральные соли

2. Выберите наиболее полное определение. Почва – это:

A. Верхний слой земли Б. Плодородный слой земли B. Горная порода

Г. Верхний плодородный слой земли, обладающий способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой

3. Для лучшего использования света растение приспособлено благодаря:

A. Цвету листьев Б. Листовой мозаике

B. Форме листовой пластинки Г. Большому количеству устьиц

^

А. Кислород Б. Углекислый газ В. Озон Г. Водород

5. Испарение воды происходит:

A. Через устьица Б. Через всю поверхность листа B. Через жилки

Г. Все утверждения верны

^

A. Разрушается хлорофилл, и оранжевые и желтые пигменты остановятся заметными

Б. Накапливается большое количество вредных веществ

B. Образуются новые желтые и оранжевые пигменты

Г. Растения запасаются органическими веществами

7. Фотосинтез происходит:

А. Только на свету Б. В темноте В. Только осенью Г. Только ночью

^

А. Песчаной Б. Глинистой В. Чернозема Г. С повышенной кислотностью

9. Выберите верные утверждения. Проросток растет и развивается за счет:

A. Образования органических веществ в результате фотосинтеза

Б. Поглощения из почвы воды и минеральных веществ

B. Использования органических веществ, запасенных в семени

Г. Все утверждения верны

10^ :

A. Цветут раз в году Б. Цветут каждый год

B. Не имеют фазы цветения в первый год жизни

Г. В течение одного вегетативного периода проходят весь цикл развития, от прорастания семени до образования новых семян

11^ :

A. Размножение спорами

Б. Размножение семенами

B. Размножение листьями, корнями, черенками

Г.

Все утверждения верны

12^ :

А. Способ размножения растений

Б. Способ борьбы с вредителями культурных растений

В. Способ борьбы с болезнями культурных растений

Г. Способ формирования кроны растений

13^ :

A. Слияние мужских и женских гамет

Б. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

B. Перенос пыльцы ветром

Г. Перенос пыльцы с одного цветка на другой

^

A. Клевер Б. Ночная красавица B. Кукуруза Г. Рожь Д. Дуб

15. Выберите правильное определение. Зигота – это:

A. Оплодотворенная яйцеклетка Б. Женская половая клетка

B. Мужская половая клетка Г. Спорта

^

A. Ситовидные трубки

Б. Сосуды

B. Фотосинтез

Г. Дыхание

Д. Корневое давление

Е. Испарение

1. Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх по... древесины благодаря... и... листьев.

2. Органические вещества из листьев в другие органы растения передвигаются по..., которые находятся в лубе.

В2. Закончите предложения. Вставьте пропущенные слова.

1. Ускоряет созревание плодов томатов удаление боковых побегов, так как... вещества, которые использовались бы на развитие..., направляются к...

2. Запасы питательных веществ у разных растений откладываются в...

3. Источником энергии для фотосинтеза является …..

4. Культура ткани – это способ размножения растений путем выращивания... из клеток... ткани, помещенной в... среду.

5. Размножением называют... особей.

В3. Найдите соответствие и заполните таблицу. Какие явления характерны для каждого периода развития растения?

I. Зародышевый II. Период молодости III. Период зрелости IV. Период старости

A. Цветение и плодоношение Б. Отмирание

B. Образование зародыша и его прорастание Г. Первое цветение

С1.  Растение – целостный организм. Обоснуйте это утверждение, используя предложенные термины.

1. Клеточное строение

2. Обмен веществ

3. Фотосинтез

4. Простые вещества

5. Сложные вещества

6. Поглощение

7. Выделение

8. Рост

9. Органы растения

10. Взаимосвязь

11. Солнечная энергия

12. Накопление энергии

13. Расщепление веществ

14. Процессы жизнедеятельности

Итоговый тест по биологии

Тема: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

Класс: 6

Вариант 2

^

А. Минеральных солей Б. Воды В. Жиров Г. Белков

2. Вода с растворенными минеральными веществами из корня поступает в другие органы растения, так как:

A. Корневые волоски тесно соприкасаются с почвой

Б. Корневые волоски покрыты слизью

B. Из-за коревого давления Г. Все утверждения верны

^

A. Газообмен

Б. Расходование органических веществ с освобождением энергии

B. Образование органических веществ с накоплением энергии

Г. Все утверждения верны

^

А. В темноте Б. На свету В. В темноте и на свету Г. В теплое время года

5. Испарение воды листьями способствует:

А. Передвижению воды в растениях

Б. Поступлению воды из корня по стеблю в листья

В. Поступлению воды и растворенных в ней минеральных веществ через корни по стеблю в листья

Г. Все утверждения верны и дают полное объяснение процесса

^

A. Изменение окраски листьев Б. Сбрасывание листвы

B. Удаление вредных веществ Г. Приспособление растений к недостатку тепла и влаги

^

A. Морковь и капуста Б. Пырей и вишня B. Свекла и картофель Г. Горох и подсолнечник

^ :

A. Образование двух пыльцевых зерен

Б. Образование пыльцы и зародышевого мешка

B. Образование двух спермиев

Г. Слияние одного спермия с яйцеклеткой, второго – с центральной клеткой.

^

A. Тополь Б. Яблоня B. Одуванчик Г. Береза Д. Груша

10. Искусственное опыление производят с целью:

A. Повышения урожайности культурных растений

Б. Выведения новых сортов

B. Избежания переноса заболеваний с одного растения на другое

Г. Все утверждения верны

^

А. лейкопластах         Б. вакуолях В. хлоропластах         Г. Цитоплазме

12. Сколько спермиев участвуют в оплодотворении у цветковых растений:

А. один             Б.два                В. три              Г. много

^

А. поглощают из воздуха Б. всасывают из почвы

В. получают от других организмов Г. создают сами в процессе фотосинтеза

^

А. зародыш       Б. эндосперм В. семя              Г. околоплодник

15. С помощью стебля осуществляется связь между

А. главным и боковыми корнями Б. цветками и насекомыми

В.  корнями и листьями Г. листьями и воздушной средой

^

А. Рост зародышевого стебелька

Б. Молодой корень разрывает кожуру семени и выходит наружу

В. Укрепление корня в почве

Г. Вынос семядолей и почечки над поверхностью почвы

В2. Закончите предложения. Вставьте пропущенные слова.

1.У растений существуют два способа размножения:... и...

2.Слияние двух половых клеток называют...

3.Черенок культурного растения, взятого для прививки, называют..., а растение, к которому прививают, называют...

4.Сахар в зеленых листьях растений образуется из... и... с использованием... энергии.

5.Дыхание – это процесс, в результате которого происходит поглощение... и... углекислого газа

В3. Установите  соответствие  между  функцией  растенияи органом, который ее выполняет.

Функции                                                        Органы

1)     обеспечивает процесс фотосинтеза      А) лист

2)     выделяет кислород                                  Б) корень

3)     снабжает растение водой и ми­неральными веществами

4)     укрепляет растение в почве

5)     осуществляет испарение воды

С1. Из предложенных терминов составьте предложение об одном из способов размножения растений.

1. Половое размножение

2. Гамета

3. Спермий

4. Яйцеклетка

5. Зигота

6. Оплодотворение

7. Зародыш

lib.podelise.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта