Способы размножения животных. Как размножаются растения и животные
КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ РАСТЕНИЯ - РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс - по учебнику И. В. Грущинської - 2014 год
РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Встреча 36. КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ РАСТЕНИЯ?
Цель: формировать у учащихся представление о размножении растений; развивать речь, мышление; воспитывать наблюдательность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Какие приспособления к недостатку воды возникли в степных растений?
— Приведите примеры водолюбивых растений.
— Расскажите сказку о дружбе ветра и растений.
— Объясните: почему нельзя рвать кувшинки белое и кувшины желтые?
— Расскажите о значении почвы в жизни растений.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы узнаете больше о способах размножения растений с помощью семян и других органов.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 97-98)
— Вспомните! На какие группы распределяют культурные растения?
Работа в парах
— Рассмотрите рисунки на стр. 97.
— Составьте рассказ о распространение плодов и семян в природе.
— Что рассказала Сойка Синьокрила?
— Запомните! Новое растение можно вырастить из семени.
— Цветковые растения — самая распространенная группа растений на Земле. Среди цветковых растений есть деревья, кусты, травы. Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами образуются вместо цветка после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека.
Для прорастания семенам необходимы вода, питательные вещества, тепло и воздух. Обычно семена получает все это из почвы.
Как развивается растение из семени? Сначала появляется корешок, а потом — стебель с листочками. Росток растет и со временем становится взрослым растением.
Некоторые растения размножаются луковицами. Одна луковица чеснока, тюльпана или нарцисса может образовать несколько маленьких луковичек-деток.
Корневищами размножаются ирисы, ландыши, папоротник, а также злостный сорняк пырей и много других растений.
Картофель размножают клубнями. Весной их высаживают в грунт, а осенью от каждого растения собирают десятки новых клубней.
Деревья и кусты часто размножают частями стебля — черенками.
Хорошо растут и укореняются в почве частицы стеблей смородины, винограда, тополя, ивы, розы. Для этого весной, до распускания почек, одревесневшие части стебля длиной 25-30 см сажают в хорошо увлажненную почву. К осени на черенках вырастают корни. Тогда черенки выкапывают и высаживают на постоянном месте. Частями стебля размножают многие комнатные растения: традесканцию, бегонию, пеларгонию, бальзамин.
Итак, растения могут размножаться различными способами. И все же большинство из них вырастают из семян.
— Рассмотрите таблицу на с. 98. Расскажите о способах размножения растений.
Выводы
• Растения можно размножать различными способами — луковицами, корневищами, клубнями, черенками. Однако большинство растений размножается семенами.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Работа над загадками
• Дышат, растут, а ходить не могут. (Растения)
• Ноги на поле, середина дворе, голова на столе. (Корень, стебель, семена)
2. Работа над поговоркой
Без корней и дерево погибает.
3. Практическое задание
— С помощью опыта убедитесь в том, что растения растут и развиваются.
Возьмите несколько зерен фасоли, замочите их в небольшом количестве воды. Когда семя набухнет, посадите каждое семя в отдельный стакан, заполненный увлажненной почвой, на глубину 2-3 см. Периодически увлажняйте почву в стакане отстоянной водой.
За несколько дней в каждом из стаканов проклюнутся молодые побеги, зародится новая жизнь. Ухаживайте за ростками, не забывайте увлажнять почву. Ростки понадобятся вам для следующих опытов.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
— Прочитайте страницы Книги важных знаний о природе на сек. 98.
— Назовите различные способы размножения растений.
— Назовите растения, которые размножаются луковицами, корневищем, клубнями.
— Какие растения размножают частями стебля? Подумайте, как можно размножать и выращивать на приусадебном участке лук, картофель, малину, клубнику, смородину?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 97-98.
— Есть ли у вас любимое комнатное растение? Исследуйте, как ее можно размножить.
schooled.ru
описание!!! помогите по биологии!! 1.как размножаются живые организмы? 2.как размножаются животные и мы?
Размножение - важнейшее свойство живых организмов, с его помощью они могут производить своих потомков, передавать им свой генетический материал, а значит, сохранять непрерывность жизни. Существует два основных способа размножения - половое и бесполое, они в свою очередь делятся на подвиды. 1В основе размножения любого клеточного организма находится деление клеток. Бесполое размножение - древнейший способ размножения, он распространен среди простых организмов и заключается в образовании новой особи из обычных клеток родительского организма, без участия репродуктивных клеток. Половое размножение - более совершенная форма размножения, для него необходимо слияние репродуктивных клеток. 2Деление - самый простой способ размножения, характерный для простейших одноклеточных организмов. В результате деления родительский организм разделяется на два или более дочерних. 3Почкование - более сложный вид размножения, присущ простым многоклеточным - гидрам, полипам и некоторым одноклеточным организмам - дрожжам. В процессе почкования на теле родителя появляется нарост, из которого в дальнейшем формируется новый организм. 4При фрагментации родительская особь распадается на части, и из этих частей рождаются потомки. С помощью фрагментации размножаются элодеи, морские звезды, кольчатые черви. 5Вегетативное размножение присуще многим растениям, оно заключается в том, что организм выращивает специальные структуры, из которых формируется новая особь. Такими структурами могут быть корни, побеги, луковицы, листы. 6Размножение спорами заключается в образовании в родительском организме специальных клеток - спор, которые устойчивы к воздействию окружающей среды. При попадании в благоприятные условия споры развиваются в способную к делению клетку. 7Половое размножение требует присутствия двух особей - мужской и женской, каждая из которых продуцирует специальные репродуктивные клетки - гаметы. Они должны слиться в процессе оплодотворения для образования нового организма. Половое размножение более совершенно из-за того, что происходит постоянное изменение и обновление генетического материала. 8Выделяют три вида полового размножения - изогамию, при которой мужские и женские клетки имеют одинаковые размер и подвижность, гетерогамию - женские клетки крупнее, овогамию - крупные неподвижные женские клетки и мелкие подвижные мужские. Большая часть растений и животных размножается с помощью овогамии. <a rel="nofollow" href="http://vsedz.ru/content/19-polovoe-razmnozhenie-zhivotnyh" target="_blank">http://vsedz.ru/content/19-polovoe-razmnozhenie-zhivotnyh</a>
вот все про размножении в википедии <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Размножение" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Размножение</a>
touch.otvet.mail.ru
Как размножаются животные?
Способность к продолжению рода - самое главное свойство живых организмов. Без него, не было бы возможно продолжение жизни всего органического на Земле. Большинство животных не имеют никаких особенностей размножения. Многие из них имеют наружные половые органы и размножаются половым путем. Самец передает самке сперматозоид, который попадает в яйцеклетку, и таким образом самка беременеет. Здесь о том, как размножаются животные, мы ничего нового не узнаем. Однако существуют такие животные, которые не обладают наружными половыми признаками. К таким животным относятся птицы и другие. Также среди животных встречаются гермафродиты, о способе размножения которых мы расскажем ниже.
Интересный способ размножения
В природе существуют низкоорганизованные животные, которые способны размножаться бесполовым способом. К таким животным можно отнести ящериц и пчёл. Очень интересный способ размножения у рыбок – серебряных карасиков. В природе существуют только самки таких карасей. Собственно возникает вопрос, как же размножаются и успешно продолжают свой род? Ответ прост: размножению способствуют другие рыбки, которые делятся с ними сперматозоидами.
Пожалуй, ещё один интересный способ размножения у птиц. Птицы не имеют наружных половых органов. Орган, благодаря которому они размножаются - клоака, находиться внутри тела, в конце пищеварительной системы. Самец прижимается своим органом к органу самки, и передает, таким образом, сперму. Однако страусы, гуси и утки имеют специальный детородный орган, которым оплодотворяют самку. Сейчас, мы расскажем на конкретных примерах, о том, как размножаются животные. Видео в интернете, которые вы сможете легко найти, показывает обычно яркую картинку, а вы слышите только голос за кадром. На самом деле, смотреть и читать мало, ведь размножение животного это физиологический процесс, в котором учитываются многие факторы, неподвластные одному глазу.
Как размножаются однополые животные
Раньше считалось, что в природе все особи делятся по половому признаку. На мужской и женский род. Однако в 1958 году, русский учёный Заревский, сделал открытие. Он доказал, что ящерицы все женского пола и размножаются другим методом. Этот метод впоследствии был назван партеногенезом. Им активно пользуются также пчёлы или тля. Метод заключаются в том, что самка просто производит на свет потомство без оплодотворения. В 2001 году также было сделано интересное открытие относительно акул. Икринку бамбуковой акулы поместили в аквариум, и через некоторое время она дала потомство. Сейчас насчитывается около 70 видов животных, которые размножаются по средствам партеногенеза.
Размножение животных простым делением
Размножение посредством деления - это такой
Урок природоведения. Тема: "Как растения размножаются"
Разделы: Начальная школа
Цели:
Охарактеризовать роль опыления как обязательного этапа в размножении растений. Сформировать представления о разных способах распространения плодов и семян. Осуществлять практическую работу по изучению плодов и семян различных растений. Сформировать знания о развитии растений из семени при благоприятных условиях.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Учитель. Проверку домашнего задания начнем сегодня с загадок.
(Отгадки-картинки вывешиваются учителем на доску справа в произвольном порядке.)
Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора огромен он. Вы узнали? Это …
Дети. Слон.
Учитель.
Ноги – как ходули. Шея – как свеча. Скорость – как у пули. Ростом – каланча. Шуба – сплошь заплаты. И бока покаты. Кто это, ребята?
Дети. Жираф.
Учитель.
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
Дети. Корова.
Учитель.
В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живет без оконца, Не видывал солнца.
Дети. Крот.
Учитель.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.
Учитель.
Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет.
Дети. Лиса.
Учитель.
Зимой спит – Летом ульи ворошит.
Дети. Медведь.
Учитель. Царь леса.
Дети. Лев.
Учитель.
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
Дети. Еж.
Учитель. Назовите одним словом. Кто это?
Дети. Животные.
Учитель.
На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?
Дети. Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.
(Карточки с названиями групп учитель вывешивает на доску слева.)
Учитель.
Какие животные называются травоядными? Насекомоядными? Хищниками? Всеядными?
Дети отвечают.
Учитель.
Распределите животных по группам.
(Дети на доске упорядочивают вывешенные ранее картинки с животными по группам.)
Учитель.
Что такое “цепь питания”?
Дети отвечают.
(Учитель вывешивает на доску рис.4)
Учитель.
Дети. Лист – заяц – волк. Стрекоза – лягушка – филин. Лист – жук – дятел.
Учитель.
С какого компонента чаще всего начинается цепь питания?
Дети отвечают.
Учитель.
Что произойдет с этой цепью, если исчезнет второе звено? А если первое?
Дети отвечают.
Учитель.
Как следует относиться к хищным животным?
Дети отвечают.
Учитель.
Какие птицы улетают от нас осенью? Объясните причину.
Дети отвечают.
Учитель.
К сказанному я могу добавить слова замечательного писателя и большого любителя природы М.М. Пришвина:
“Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Работа над новым материалом.
Учитель.
Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор невольно поражает их пестрое многоцветие. Впрочем, и лишенные ярких цветов растения (мхи, папоротники и др.) тоже пробуждаются от зимней спячки и стремятся дать жизнь новым поколениям.
Тема нашего урока “Как растения размножаются”. Мы рассмотрим разные способы распространения плодов и семян, узнаем о развитии растений из семени при благоприятных условиях.
Вы, наверное, все видели на цветках растений пчел, шмелей, бабочек? Они кормятся сладким цветочным соком – нектаром.
(Учитель вывешивает на доску схему - рис.5)
В цветках, кроме нектара, есть пыльца – желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела переносит на него пыльцу – опыляет цветок. А из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами.
(Учитель в процессе рассказа вывешивает опорные слова в таблицу - рис.6)
Учитель.
Какое значение в жизни растений имеют семена?
Дети. Семена используют для размножения растений.
Учитель.
Как же развивается растение из семени? Воспользуемся семенами фасоли, которые вы выращивали на уроках трудового обучения. (На парте у каждого раздаточный материал).
Какие условия нужны для прорастания семян?
Дети. Тепло, вода, воздух.
Учитель.
Рассмотрим семена фасоли.
(Учитель вывешивает на доску рис.7)
Учитель.
У фасоли семена крупные. Снаружи семя покрыто гладкой семенной кожицей. Под кожурой находится зародыш, который состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки.
Растение из семени развивается так (учитель вывешивает на доску таблицу -рис.8): из семени появляется корешок, а потом проросток с несколькими листочками. Проросток растет и превращается во взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами.
Учитель.
Только ли семенами могут размножаться растения?
Дети. Могут размножаться еще черенками (смородина), отводками (крыжовник), клубнями и его частями (картофель), луковицами (тюльпаны), усами (земляника), корнями (малина).
Учитель.
Плоды и семена растений – великие путешественники. Мы сейчас посмотрим видеофильм и узнаем, как могут распространяться семена растений.
(Просмотр видеофильма “Удивительные путешественники” - 5 минут)
Учитель.
Как же распространяются растения?
Дети. С помощью человека, животных, ветра.
Работа с учебником.
Учитель.
Прочитайте текст на стр.81 “Как растения размножаются”.
Закрепление.
Учитель.
Итак, расскажите, какое значение имеет посещение насекомыми цветков растений?
Дети. Насекомые опыляют растения.
Учитель.
Почему вокруг цветущих растений всегда вьются, пчелы, шмели и другие насекомые?
Дети. Кормятся соком – нектаром.
Учитель. Что происходит с цветком после опыления?
Дети. Развивается плод с семенами.
Учитель. Расскажите, что вы узнали о семени?
Дети. Благодаря ему растение может сохранить свой род (вид).
Учитель. Разложите проростки фасоли в той последовательности, как происходит развитие растения. (На столах у детей карточки с этапами развития фасоли из семени – рис.9).
Учитель. Какие условия нужны для прорастания семян?
Дети. Тепло, вода, воздух.
Итог урока.
Учитель. Ребята, на следующем уроке мы узнаем о том, как размножаются насекомые и рыбы, птицы и звери.
Учитель выставляет оценки с пояснениями и дает домашнее задание: с.83–84 – ответить на вопросы, в тетрадь наклеить и раскрасить этапы развития растений из семени.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Способы размножения животных
Бесполое размножение.
В животном мире существует целый ряд способов размножения, например, прямое деление или почкование, характерные для низших беспозвоночных, а также партеногенез, отмечаемый даже у высших позвоночных. Совершенно очевидно, что именно бесполое размножение представляет собой наиболее простой и наименее энергоемкий путь увеличения численности особей. Однако, почему-то, в процессе эволюции возник сложный, сопряженный с множеством проблем и условностей, процесс полового размножения.
Половое размножение.
1. Конъюгация. Половое размножение появляется у животных уже на самых низших ступенях эволюционной лестницы. Так, уже у простейших одноклеточных микроорганизмов - инфузорий, размножающихся прямым делением, наблюдается так называемая конъюгация, представляющая собой некий аналог полового процесса. В процессе конъюгации две инфузории как бы срастаются, на время, в течение которого обмениваются наследственной информацией. Затем инфузории разъединяются, и затем каждая продолжает делиться сама по себе.
2. Партеногенез. У целого ряда беспозвоночных, а также многих позвоночных животных отмечается такое явление, как партеногенез, при котором самки откладывают яйца или рожают живых детенышей без участия самцов. Вылупляются из этих яиц или рождаются подобным образом только самки, причем интересно, что в природе существуют целые локальные популяции подобных видов. Подобная популяция скальных ящериц была обнаружена в Армении. В остальных местах своего обитания этот, весьма обычный вид, размножается обычным образом.
Партеногенез в экспериментальных условиях возможен даже у млекопитающих. Для этого необходимо каким-либо образом стимулировать к делению неоплодотворенную яйцеклетку, что осуществимо разными путями, например, просто нанесением укола микроиглой.
3. Гермафродитизм. У целого ряда беспозвоночных животных имеет место гермафродитизм, при котором у каждой особи имеются как мужские, так и женские половые железы. Среди наиболее известных животных гермафродитами являются, например, дождевые черви, пиявки и многие виды улиток. Однако, несмотря на то, что у подобных животных каждая особь производит и яйцеклетки, и сперматозоиды, они спариваются друг с другом, производя взаимный обмен половыми клетками. У крупных, не имеющих раковин, моллюсков аплизий или морских зайцев, обитающих в прибрежной зоне моря, в процессе оплодотворения может одновременно принимать участие до 10-12 особей, играя сразу как роли самцов, так и роли самок.
Однако, несмотря на наличие у животных-гермафродитов половых клеток обоих типов, они крайне редко прибегают к самооплодотворению, и напротив, обычно стремятся к спариванию с другими, предпочтительно не родственными особями.
4. Смена пола. У некоторых животных, в том числе у целого ряда видов рыб, с возрастом происходит смена пола. Так, у хорошо известных аквариумистам рыбок-меченосцев довольно обычным является превращение немолодых самок в самцов. При этом у них вырастает мечевидный отросток на хвосте, имеющийся только у самцов, и они начинают проявлять типичное половое поведение, успешно оплодотворяя самок. Аналогичное явление наблюдается и у небольших рыбок морских юнкеров, обитающих в прибрежной зоне Черного моря. У некоторых видов рыб отмечен и обратный процесс: превращение самцов в самку.
5. Чередование половых и бесполых типов размножения. У таких беспозвоночных, как кишечнополостные, черви разных типов, иглокожие, параллельно существуют как половое, так и бесполое размножение. Для множества беспозвоночных характерно чередование половых и бесполых поколений. Так, например, коралловые полипы, весьма активно разрастающиеся за счет вегетативного размножения, периодически производят огромное количество подвижных мужских и женских половых клеток. Оплодотворение происходит в толще воды. Из образовавшихся при этом зигот развиваются подвижные личинки, которые оседают на подходящий субстрат и дают начало новым колониям кораллов. Аналогичным путем размножаются все прикрепленные формы: губки, мшанки, гидроидные полипы и т.д.
У некоторых видов наблюдается чередования партеногенеза с нормальным половым размножением. Так, например, тли, в течение всего лета размножаются живорождением, при котором, неоплодотворенные самки рожают одних самок. Молодые самки тлей начинают рожать следующих самок уже в возрасте нескольких часов.
Таким образом, в течение лета проходит огромная череда бесполых поколений. Зоологи подсчитали, что если бы все потомство одной тли выживало, то оно за одно лето могло бы покрыть сплошным покрывалом весь земной шар. К счастью, поскольку тлями питается множество других животных, этого не происходит. Казалось бы, данный способ размножения тлей весьма успешен и не требует желать ничего лучшего. Однако осенью многие тли откладывают яйца, из них выводятся самцы, которые оплодотворяют сравнительно небольшое количество самок.
В то время как осенью большинство тлей, закончив свой жизненный цикл, погибает, оплодотворенные самки успешно переживают зиму и весной откладывают яйца. Из яиц вылупляются крылатые тли, они разлетаются в разных направлениях, и, осев на подходящих кормовых растениях, утрачивают крылья и начинают размножаться партеногенезом. Очевидно, что для успешного выживания в условиях континентального климата тлям оказывается необходимым расширение спектра изменчивости в геноме, обеспечиваемое половым размножением.
Таким образом, основное значение полового размножения заключается не просто в увеличении количества особей, а в расширении генофонда, в дальнейшем способствующего естественному отбору.
Особенности процесса размножения животныхРоль полового размножения в эволюцииТипы брачных отношений у животныхКоммуникации в половом поведении, ритуализацияБрачные церемонии животныхСпособы рождения у животныхЗабота о потомстве у животных, беспозвоночных, пресмыкающихсяОсобенности размножения птиц, млекопитающихЮвенильный, ранний постнатальный периодОсобенности онтогенеза разных таксономических групп, его периодизацияОбучение животных в процессе онтогенезаКонцепция Леонтьева-ФабриЭлементарная сенсорная психика, эволюция
biofile.ru
Как размножаются животные | Биология
У большинства животных есть два родителя. Один — это женский организм, другой родитель — мужской организм. Первый образует женские гаметы, второй — мужские. Новый организм образуется при соединении гамет двух родительских особей.
Однако в природе бывает так, что новый организм появляется от одного родителя. Так, например, происходит у гидры. Это животное, обитающее в озерах, реках и прудах с чистой водой. Его длина около 1 см.
Размножение гидры: А — новую гидру образует один организм в результате деления клеток тела; Б — в появлении новой гидры участвуют два родителя.
В течение лета (когда условия благоприятные) на теле гидры образуются бугорки — почки. Они растут за счет деления клеток организма. На конце почки постепенно появляются щупальца и рот. Таким образом, на материнском организме развивается маленькая новая гидра. Подросшая гидра отделяется от родительского организма и начинает жить самостоятельно. Такое размножение за счет деления клеток своего тела называется бесполым.
Осенью с понижением температуры воды и уменьшением количества корма гидра размножается с помощью половых клеток — это половое размножение. Мужские гаметы выделяются в окружающую среду и потоком воды доставляются к женской гамете. После слияния мужской и женской гаметы образуется зигота, которая покрывается оболочкой — образуется яйцо гидры, которое зимует. Весной из яиц выходят новые гидры.
Половой способ размножения обладает преимуществами, т. к. особи, несущие признаки двух родителей, лучше приспосабливаются к изменениям окружающей среды, следовательно, они более жизнестойки и лучше переносят неблагоприятные условия.
Размножение с помощью половых клеток или частей тела называют бесполым, а размножение с участием половых клеток — половым.
Некоторые животные размножаются как с участием половых клеток, так и за счет деления клеток своего тела.
Но есть еще одно чудо в животном мире. Есть в природе животные, которые соединяют в себе признаки сразу двух полов — и мужского, и женского. Такие обоеполые организмы называются гермафродитами по имени персонажа древнегреческого мифа. В этом мифе рассказывается о сыне бога Гермеса и богини Афродиты, которого звали Гермафродитос. Его тело соединилось с телом влюбленной в него нимфы Салмакиды и слилось в одно двуполое существо.
Обоеполые организмы встречаются на самом деле. Это, например, дождевой червь, виноградная улитка.
Однако в половом размножении этих животных все равно участвуют две особи. Причем некоторые обоеполые животные в разные периоды жизни могут играть роль то самца, то самки.
blgy.ru
Способы размножения | Биология
У любого живого организма есть враги, и много опасностей угрожает его жизни и здоровью. Кроме того, все организмы стареют и умирают. И несмотря на это, из года в год мы видим луга, на которых растут травы и цветы, порхают бабочки, в лесах щебечут птицы. Что же изобрела живая природа, чтобы жизнь продолжалась, чтобы появлялись новые животные и растения, новые поколения людей.
Живые организмы производят новые поколения себе подобных организмов. Этот процесс называется размножением.
Какие же способы размножения живых организмов существуют на нашей планете?
Различают два основных способа размножения — бесполое и половое.
Бесполое размножение — древнейший способ размножения живых организмов на Земле. При бесполом размножении новые организмы развиваются из клеток или частей материнского тела и являются точными копиями материнского организма.
При половом размножении в образовании нового организма участвуют особые клетки, созревшие в телах родителей. Их называют половыми клетками или гаметами. Они есть у растений, животных, человека. Новый организм возникает в результате слияния двух гамет и сочетает в себе признаки обоих родителей.
Мужские гаметы обозначают знаком ♂ («щит и меч», знак Марса). Женские гаметы обозначают знаком ♀ («зеркало», знак Венеры). Женская гамета содержит большой запас питательных веществ (веществ, необходимых для развития организма). Пользуясь знаками ♂ и ♀, представим схему полового размножения и поясним ее, рассмотрев конкретный пример — появление нового организма в процессе размножения речного окуня.
Схема полового размноженияРазвитие нового организма из зиготы (на примере речного окуня)
Из двух клеток, мужской и женской, образуется одна клетка, называемая зиготой (от греч. зигос - «соединенный вместе»). Из зиготы, имеющей запас питательных веществ, образуется зародыш, который со временем развивается в новый организм.
Употребляя в пищу яйца птиц и икру рыб, а также семена растений, мы используем питательные вещества, которые живые организмы заготовили для развития своих зародышей. У млекопитающих животных (собак, кошек, человека, мышей, коров и др.) развивающийся зародыш получает необходимые ему вещества из материнского организма.
Зародыши: 1 — растений в семени; 2 — рыбы; 3 — птицы; 4 — млекопитающего
Новый организм после образования зиготы появляется через определенное время. Так, у мышей и полевок потомство рождается через 12-40 суток, у кошек и собак — примерно через 2 месяца, у медведей — через 7 месяцев, у оленей — через 8 месяцев, у китов — почти через 1,5 года.
Все живые организмы размножаются, то есть увеличивают количество себе подобных.
blgy.ru