Занятие со старшей группой по теме "Путешествие в подводный мир". На дне морском подводные растения
Обитатели морского дна | Энимал Ридер
Содержание статьи
Подводный мир полон множеством обитателей. Каждый, кто сталкивался с подводным погружением, навсегда сохранил в своей памяти незабываемые впечатления о красоте и разнообразии флоры и фауны морского или океанского дна.
Губки
Наряду с разнообразными рыбами, необычными водорослями на морском дне есть существа столь необыкновенные, что нельзя определить, к какому разряду их причислить.
Одними из таких существ являются губки. Они не имеют ни внутренних органов, ни органов чувств. С первого взгляда никак нельзя сказать, что это животное.
И, тем не менее, это так. Губки устроены примитивно, приспособлены к жизни исключительно на дне морей, причем глубина для комфортного существования губок не играет никакой роли. Территория их распространения очень велика, а количество разновидностей — огромно. Некоторые из них выживают даже на Северном полюсе!
Выглядят губки по-разному. Встречаются особи шарообразной формы, вытянутой, а то и в форме эллипса. Цвета тоже варьируются: от бледных и светлых до ярких, насыщенных.
Губки — многоклеточные животные, которые выживают в любых условиях.На ощупь губка кажется очень непрочной, поскольку все ее туловище пористое. С помощью этих пор губка дышит и питается. Вода проходит через поры, оставляя в теле губки мелкий морской планктон.
Жизнеспособность губок также вызывает удивление. У них великолепная способность к регенерации: на сколько бы мелких частей ни разделить губку, она наверняка сможет восстановиться. Живут губки от нескольких месяцев до пятидесяти лет.
Кораллы
Более точное название таких общеизвестных организмов, как кораллы, — «коралловые полипы». То, что мы привыкли считать кораллом, на самом деле — скелет кораллового полипа. Коралловый полип очень невелик по размеру, форма его не так живописна, как форма его скелета, а скорее напоминает зернышко риса. У кораллового полипа нет позвоночника, зато есть щупальца.
После смерти полипа его скелет (иначе он называется «кораллит»), соединяясь с другими, создает коралловый риф. Новые полипы развиваются прямо на скелетах старых, значительно меняя рельеф морского дна.
Коралловые рифы необыкновенно красивы и очень привлекают любителей подводного плавания. Кораллы бывают разные. Коралловые рифы состоят, в основном, из каменистых кораллов. Существуют также мягкие кораллы и роговые кораллы (научное их название «горгонарии»). Все кораллы объединяет любовь к тропическому климату и высокой температуре воды. Например, Черное море для этих существ недостаточно теплое.
На сегодняшний день мы знаем не менее пятисот разновидностей кораллов. Практически все они предпочитают обитать на небольшой глубине.
Кораллы преимущественно обитают в теплых океанических и морских водах.Коралловый полип без своего прочного известкового скелета очень хрупок. Они обитают на дне или напоминают по форме куст или дерево. Расцветки их разнообразны и очень затейливы. Коралл способен вырасти до значительных размеров — от полутора до двух метров. Кораллы — обитатели морей и океанов. Пресная вода для них вредна.
Для нормальной жизнедеятельности кораллам необходим солнечный свет. Эти организмы дышат при помощи крохотных водорослей, проживающих прямо в тканях тела полипа.
Кораллы питаются планктоном, который захватывают щупальцами.В пищу кораллы употребляют планктон. Он пристает к их щупальцам, которые затем отправляют еду в рот. Рот расположен под щупальцами.
Иной раз в силу тектонических процессов океанское дно перестает быть скрыто водой. В таком случае попавший наверх коралловый риф становится основой для нового острова.
Со временем на нем появляется своя флора и фауна, а после на этом острове поселяются люди. Так возникли некоторые обитаемые острова Океании.
Кораллами обычно называют только скелет колонии, оставшийся после гибели множества мелких полипов.Морские звезды, ежи, лилии
Таких ни на кого не похожих существ, как морские звезды, морские ежи и морские лилии относят к отряду иглокожих. Они проживают исключительно в соленой воде, потому место их обитания — морское и океанское дно.
Морские звезды могут достигать значительных размеров — до целого метра в поперечнике. Наряду с такими крупными экземплярами попадаются и совсем крохотные — до нескольких миллиметров.
У морской звезды может быть до пятидесяти «лучей» — отростков, на которых располагаются глаза. Эти глаза способны различать свет. Морские звезды обычно ярко окрашены, и их цветовая гамма довольно обширна. Можно сказать, что они бывают всех цветов радуги!
Морская звезда ( Asteroidea).Несмотря на кажущуюся медлительность и отсутствие зубов, морские звезды — отменные хищники. Во-первых, они практически всеядны, в прямом смысле способны съесть все, что не может съесть их самих.
Во-вторых, дело в особом устройстве желудка морской звезды, способного переваривать пищу даже вне тела своего хозяина. То есть, морской звезде необязательно самой проникать в раковину моллюска, чтобы полакомиться его содержимым. Достаточно поместить туда свой желудок и начать пищеварительный процесс. И в исполнении этого процесса возможности морской звезды почти не ограничены. Она способна справиться даже с живой рыбой.
Не меньшей прожорливостью отличаются морские ежи. В пищу они употребляют практически всех обитателей подводного царства: растений и животных, рыб и моллюсков, живых и мертвых, и даже друг друга. Их мощная челюсть позволяет ежам даже прогрызать камни.
Морские лилии — это животные, неотличимые от настоящих цветов. Сходство усугубляется тем, что, как и растения, они неподвижны. Различие только в том, что стеблей у морских лилий, в противоположность настоящим, нет.
Морской еж — обитатель морей и океанов.Медузы
Медузы замечательны тем, что почти 100% их массы составляет вода.
Процесс появления медузы на свет не менее причудлив, чем внешний облик этого необычного существа. Из яиц, которые откладывает взрослая медуза, выходят личинки, которые позже трансформируются в полип, по форме похожий на куст. От него отпочковываются крохотные новорожденные медузы, которым предстоит вырасти во взрослую особь.
Разнообразие медуз поражает. Среди них встречаются и крохи диаметром в несколько миллиметров, и настоящие гиганты более двух метров в поперечнике. Щупальца у таких исполинов тоже исполинские: почти тридцать метров. Среда обитания медуз — вся толща морской воды, они одинаково хорошо себя чувствуют и на поверхности воды, и у самого дна моря.
С виду медузы очаровательны, но некоторые из них могут быть смертельно опасны. Дело в том, что медуза ведет образ жизни хищника, и ее щупальца — не только украшение и средство передвижения, но и оружие для охоты. В них скрыта своего рода нить, имеющая шипы и содержащая в себе парализующую жидкость. Малейшее прикосновение к дьявольски прекрасной медузе для мелкого морского организма может обернуться смертью, для более крупного существа — серьезным ожогом.
Не всегда самые опасные медузы выглядят особенно крупными или яркими. К примеру, неприметная медуза под названием «крестовичок» (из-за узора в форме креста на ее «зонтике») размером с монету достоинством в пять копеек невероятна опасна для человека. Прикосновение к ней грозит получением сильного ожога. Но это не самое страшное. Вслед за ожогом человек начинает задыхаться. А поскольку встречи с этой медузой конечно же происходят в воде, исход такого свидания чаще всего неутешительный.
Что еще отличает медуз от прочих обитателей подводного царства подобного рода, так это скорость передвижения. Их «зонтик» очень подвижен, и его форма позволяет перемещаться с места на место довольно быстро.
Жизнь медузы вне воды невозможна. Когда создание выбрасывает на берег, оно погибает, высыхая на солнце.Подводные обитатели изменчивы, как и само море. Совсем недавно в Японском море появилась медуза огромных размеров. Ее вес составил полторы сотни килограмм. Самое главное, это был не единичный случай. Сородичи этой медузы также начали активно расти. Возможно, такой бурный рост вызван потеплением Мирового океана.
Кроме таких удивительных и ни на что не похожих творений природы, как вышеназванные существа, в морях и океанах проживают всем хорошо известные и привычные млекопитающие. Не для всех них вода служит постоянным домом, как, например, для дельфинов. Многие используют ее как источник пищи и место для охоты. Естественно, что все связанные с водой млекопитающие — замечательные пловцы.
Медузы способны светиться в темноте.Интересно отметить, что вода способна выдержать любой вес, и потому многие морские млекопитающие гораздо крупнее своих наземных собратьев.Из тех млекопитающих, что живут в воде постоянно, можно выделить следующие группы: китообразные, ластоногие, сирены и каланы. К китообразным относят собственно китов, а также дельфинов. Ластоногие включают в себя моржей и все виды тюленей. К разряду сирен принадлежат такие похожие на мифических сирен или русалок дюгони. Надо отметить, что китообразные и сирены на сушу не выходят никогда, а вот ластоногие и каланы отдыхают и размножаются на берегу, а питаются и охотятся в море.
https://www.youtube.com/watch?v=fJWhD8Lp31E
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
animalreader.ru
Занятие со старшей группой по теме "Путешествие в подводный мир"
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели и задачи:
Образовательные:
расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
научить применять ранее освоенные приемы и способы рисования при работе с красками и карандашами;
учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители;
учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности – тарелки с пластилиновой основой.
Развивающие:
развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
развивать самостоятельность, активность, творчество детей.
Воспитательные:
вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;
формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;
учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;
формировать бережное отношение к природным богатствам.
Методические приемы:
Словарная работа:
Рак-отшельник, улитка-береговушка, актиния, хищница, обитатели морского дна, щупальцы, несдобровать, клешня, плавники, жабры, чешуя.
Оборудование и материалы:
Иллюстрационные материалы, картины морского дна, предметы и элементы для пейзажной композиции “Морское дно”, цветная бумага, краски акварельные, простые карандаши, листы с “волшебными линиями”, стаканчики с водой, палитры, кисточки, зубные щетки, губки, клеенка, салфетки, магнитофон, диск “Волшебные звуки природы”, раскраска “Морские животные” из серии “Окружающий мир”, картинки разных рыб.
Предварительная работа:
Беседы, просмотр журналов, картинок, совместная деятельность воспитателя и детей по лепке и аппликации, отгадывание загадок, дидактические игры “Золотая рыбка”, “Собери картинку”, малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов.
Ход занятия
Дети и воспитатель сидят на коврике.
Воспитатель: Ребята, вы любите делать открытия?
Дети: Да-а!
Воспитатель: Мы сегодня с вами поедем на морское путешествие. Точнее, мы спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся на глубины морские. Через специальное окошко наблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир.
Дети закрыли глаза, слышна музыка и звуки морского побережья.
Воспитатель:
- Вот какое море – Без конца и края. На песчаный берег Волны набегают. Перестанет ветер На море сердиться. Станет видно, кто там В глубине таится.
Ребята, что же мы видим в морской глубине?
Предполагаемые ответы детей: Разные рыбки, акула, осьминоги, раки, медуза, морская звезда и т.д.
Воспитатель: Что же растет на дне морском?
Дети: Травы, водоросли.
Воспитатель: Какие они? Какого цвета водоросли?
Дети: Длинные, узкие, широкие, зеленые или коричневые.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют водорослями?
Дети: Потому что они в воде растут.
Подготовительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столам и разделимся на две подгруппы (по 4 чел.). У нас есть 2 панно (одноразовые тарелки с пластилиновой основой) и множество других предметов: пластмассовые рыбки, осьминоги, морская звезда, черепахи, раки. Тут есть еще цветная бумага, фасоль, горох, ракушки, думаю, они нам будут нужны. Нам нужно составить композицию “Морское дно” - правильно расставлять все предметы в панн.
Дети рассматривают предложенный материал, расставляют рыбки и других морских жителей по панно. Воспитатель помогает детям аккуратно рвать бумагу на полосы, похожие на водоросли. Дети красиво расположат их на фоне панно, выложат на дно “камешки”, улитки, мелкие ракушки.
Воспитатель: А теперь, ребята, немножко отдохнем.
Физминутка.
Рыбки плавали, плескались (движения руками) В прохладной морской воде. То погружаются, то сплывают, (приседания) То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Воспитатель: Ребята, а на дне морском, где живут диковинные рыбы, осьминоги, медузы, приключилась сказочная история. Послушайте…
Жил на дне моря рак-отшельник. Одна клешня больше другой, хвостик маленький, брюшко мягкое. Нашел он как-то пустую раковину, забрался в нее. Понравился домик: надежный, защищает от зубастых рыб. Днем и ночью рак ползал с домиком по песку, покидал его редко: много вокруг хищниц. Бывало, высунется из раковины, чтобы схватить травинку или червяка, а враги тут как тут, только успевай прятаться. И решил рак найти себе хорошего друга. Такого, который смог бы его защитить.
- Береговушка! Давай с тобой дружить, - предложил он улитке-береговушке.
- Боюсь я твоих острых клещей, а мое тело мягкое и нежное, - ответила улитка.
Услыхала их медуза.
- Плыви ко мне, - предложила раку. – Будем с тобой дружить.
- Но я не умею плавать. Могу только по дну ползать, - ответил рак.
Медуза разочарованно удалилась.
Приуныл рак, даже об осторожности забыл, оставил домик свой, чертит на дне клешней разные фигуры. Вдруг навстречу огромная рыба плывет. Метнулся рак и домику, да в водорослях запутался. Глаза от страха закрыл и ждет своей погибели.
Прошла минута, вторая. Открыл рак глаза – тихо вокруг, никого. И вдруг увидел совсем рядом необычный цветок.
- Ты это спас меня? Как тебя зовут?
- Актиния.
Рачок внимательно посмотрел на актинию и спросил:
- Ты растение?
- Нет, я животное, но похожа на цветок. Посмотри на мои щупальца, они словно лепестки. Но тем, кто к ним прикоснется, несдобровать, обожгу.
- Давай с тобой дружить и жить вместе, - предложил рак-отшельник актинии. – Только ты будешь жить на крыше моего домика.
Призадумалась актиния: “А что, если в самом деле поселиться на крыше? Тогда мы будем вместе путешествовать по дню моря. Я увижу много интересного: морские растения, различных обитателей дна…. Это гораздо лучше, чем сидеть на одном месте”.
- Я буду ходить по дну и искать корм, а ты своими щупальцами будешь отпугивать врагов, - продолжил рак.
- Хорошо, я согласна стать твоим другом, - согласилась актиния. Обрадовался рак и бережно посадил ее на крышу своего домика.
С тех пор стали вдвоем жить-поживать. Актиния отпугивает своими щупальцами всех недругов, а рак-отшельник ищет корм да угощает ее обедом.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций морских животных из серии “Окружающий мир”.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем эту сказку. Для этой работы у нас все есть, нужно включить наши умения и фантазию.
Алгоритм работы:
- Смочите бумагу водой.
- По сырой бумаге проводите зубной щеточкой или губкой, используя больше различных цветов.
- Вспомните, какие “волшебные линии” используем при рисовании.
- По фону нарисуйте водоросли: рисуя их, применяйте линию красоты и разные приемы, которых вы знаете.
- Нарисуйте камешки с помощью пальчиков.
- Рисуйте кораллы, смешивая красный, алые и белые цвета.
- Нарисуйте карандашом героев сказки из “волшебных линий” и геометрических фигур.
- Раскрашивайте их.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились. Какие обитатели живут в этих рисунках?
Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.
Воспитатель: Мы хорошо поработали, а теперь, давайте, поиграем в игру “Рыбки и щука”. Выбираем “щуку”, а остальные будут “рыбками”. Двигаемся, изображая рыбок, сопровождая движения стихами:
Мы умеем быстро плавать, Любим прыгать и нырять Раз, два, три, четыре, пять- Ни за что нас не поймать.
Вдруг водящий кричит: “Щука!” и дети - “рыбки” убегают, “щука” ловит их.
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Цветы на дне морском - Фото из Америки
г.Мэдисон, Висконсин16.03.2018г.
Цветы на дне морском- так называлась выставка цветов, которую мы посетили во время нашей поездки в Мэдисон.
Ежегодно дизайнеры ботанического сада Олбрич придумывают для весеннего показа цветов всё новые и новые оригинальные сюжеты.
В прошлом году выставка называлась Праздничный обед для фей и эльфов, годом раньше-Мебель среди весенних цветов,ещё раньше-Вечеринка в саду.Были так жеи другие,не менее интересные выставки.
A в этот раз,помимо весенних цветов,на выставке были представлены различные виды растений, растущих на морском дне:водорослей и морских трав.
Центром экспозиции был затонувший корабль с сундуками пиратских сокровищ,погубленный жестоким штормом и коварными рифами,последним пристанищем которого стало морское дно.
Немного поодаль,рядом с останками другого затонувшего судна,лежала якорная мина.
Среди цветов и водорослей, можно было увидеть ракушки и огромные морские раковины.
Крошечные рыбки кардиналы,голотурии и морские звёзды окружали русалку,загадочную жительницу морского царства.
Морской ёж притаился среди водорослей,
a наверху, на мягких волнах,покачивалась рыбачья лодка.
При входе нам вручили карту с названием цветов и растений, представленных на выставке:
нарциссы,лилии,крокусы,ирисы, гиацинты,колумнеи, фуксии, пеларгонии,
гибискусы,мускари,анютины глазки,герберы,незабудки и тюльпаны.
Выставка продлилась до 25-го марта, а по окончании выставки,многие из этих цветущих экспонатов были распроданы и каждый желающий мог унести с собой частицу весеннего настроения и красоты.
marawarren.livejournal.com
На морском дне
Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми еще в древности. Древнейшее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется чертой V и VI тысячелетий до нашей эры. В V веке до нашей эры афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. Через несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в Средиземном воды, чтобы ознакомиться с подводными заграждениями финикийского города Тир. Вскоре после успешной разведки город был захвачен войсками молодого царя- полководца. Однако все эти попытки исследований в течение еще достаточно долгого времени оставались единичными.
Фернан Магеллан, совершил кругосветное плавание, делал попытки измерять глубину океана, но стравлений за борт 800- метровый лень дна не получил.Шли годы, развивалось кораблестроение. И вскоре исследования, а так же измерение глубин, стали жизненно необходимыми. Ведь от этого зависел развитие судоходства и морской торговли, существенно влияло на экономику целого ряда стран. Тогда на каждом корабле появился свой прибор для глубинных измерений — лот, длинная веревка с грузом на конце. Однако на больших глубинах это устройство было крайне неточным, а зачастую и ненужным.Одной из причин изучения подводного рельефа было то, что во многих прибрежных участках морей дно было покрыто подводными скалами или коралловыми рифами. Это представляло серьезную опасность для судов, особенно во время штормов. Используя лот, сложно было определить местонахождение опасных участков, ведь для этого его пришлось бы опускать в воду через каждые 1,5-2 метра. Поэтому для подобных исследований начали применять другой прибор — промерные трал. Это — подвешен с помощью поплавков на заданной глубине горизонтальный трос. При буксировке он должен был зацепиться за любую преграду, поднимается выше трал. Так прочесывали всю наймилководнишу часть океанского дна.
Однако большие глубины, как и раньше, оставались загадкой для человека. Но наука не стояла на месте. В начале 30- х годов XX века два американца — инженер Отис Бартон и гидробиолог Уильям Биб — создали специальный аппарат для изучения глубин океана. Свое изобретение они назвали батисферы. Он представлял собой стальную шар диаметром полтора метра с тремя иллюминаторами. Батисферы опускали с борта исследовательского судна и поддерживали с ним связь с помощью телефонного кабеля. Первые испытания проводились без людей, и только убедившись, что стальной шар выдерживает давление воды, ученые решились впервые заглянуть в глубоководный пространство. Это произошло 19 июня 1930. Тогда изобретателям батисферы повезло погрузиться на глубину 400 м в районе Бермудских островов. Уильям Биб вспоминал о своих впечатлениях от этого путешествия, среди которых важное место занимали воспоминания о постепенном переходе от света к темноте: «Сначала исчезли красные лучи, за ними оранжевые, зеленые и синие, осталось только слабое фиолетовое свечение. После этого море приобрело чорносинього цвета, а на глубине 1000 фунтов исчезли последние признаки света. Ниже этот мир стал чернее черного». Если бы батисферы не имела мощного прожектора, исследователи не смогли бы увидеть ничего.
Марианский желоб (11022 м) находится в Тихом океане вблизи острова Гуам. Желоб было обнаружено советской экспедицией на научно — исследовательском судне «Витязь» еще в 1957 году. Второе место по глубине занимает желоб Тонга (10 882 м). Это наибольшая глубина Мирового океана в южном полушарии. Затем идет Филиппинский (10625 м), Кермадек (10047 м) и другие глубоководные желоба. Все они находятся в Тихом океане.
Следующее погружение произошло через четыре года и долго оставалось абсолютным рекордом — 940 м, почти километр от поверхности, — и дало исследователям немало новых знаний о жизни глубоководных животных. Однако это было только начало…
Следующим исследователем рельефа дна стал известный швейцарский физик Огюст Пикар. В свое время (в 1932 году) он уже поставил мировой рекорд, поднявшись в стратосферу, на высоту 16 200 м. А после Второй мировой войны он начал исследовать океанские глубины. Огюст Пикар изобрел альтернативу батисферы — батискаф, который мог самостоятельно передвигаться под водой. Это было огромным шагом вперед, поскольку теперь ученые могли не только заглядывать в глубины океана, но и путешествовать им. 23 января 1960 Огюст Пикар вместе с сыном Жаком погрузились в глубокое место в Мировом океане — Марианский желоб.
В Мировом океане есть не только безграничные равнины, среди которых лежат острова и континенты, не только подводные горы и вулканы. Там есть и свои «реки» — океанские течения. Некоторые фрагменты течений были хорошо известны местным жителям: рыбаки использовали их, чтобы добраться до мест, богатых рыбой, или, наоборот, вернуться домой. Впрочем, долго не могли проследить эти «реки» полностью: во-первых, большинство из них было слишком длинной, а во-вторых, исследователей интересовали только те, которые можно было использовать для облегчения плаваний купеческих караванов. В XVH веке появились первые карты, на которых было отмечено фрагменты течений, но часто они воспроизводили не так реальные факты, как фантазии составителей. Только в 1770 году была создана достаточно точная карта Гольфстрима. Ее автором был ученый и главный почтмейстер британских колоний Б. Франклин. Его заинтересовало, что американские китобои и торговые моряки проходили от Англии до Нового Света на две недели быстрее, чем британские почтовые пакетботы. После расспроса моряков выяснилось, что американские капитаны на пути в Англию используют мощную океанскую течение, а возвращаются, держа курс в стороне от нее. В XIX веке немецкий географ фон Гумбольдт, английские моряки- исследователи Дж. Ренкелл и М. Мори начали собирать и систематизировать сведения о течениях Мирового океана. Первую обобщенную карту составил М. Мори.
3 середины XIX века, согласно международному соглашению, была организована единая система наблюдений за движениями атмосферных и водных потоков в Мировом океане.Если взглянуть на эту карту, мы увидим целую «речную систему». Среди течений есть и теплые, и холодные, и широкие, и узкие. Если кто-то сопоставил бы «Книгу рекордов» среди океанских «рек», то первые места в ней распределились бы так. Самой большой и мощной океаническим течением нашей планеты является Антарктическая циркумполярное. Ее длина превышает 30 000 км, ширина — 1000 км, а глубина распространения — 2-4,5 км. Скорость движения течения в верхних слоях составляет 3,5 км в час. Каждую секунду это течение переносит более 240 млн м3 морской воды, т.е. значительно больше, чем все другие течения вместе взятые. Мощная теплая морская течение — Гольфстрим. Он простирается на 10 000 км от подводной части Флоридского пролива и доходит до островов Шпицбергена и Новой Земли. При выходе в океан расхода воды этого течения составляют 25 млн м2 / с, что в 20 раз превышает расход всех рек земного шара. Ширина течения меняется от 75 км (у берегов Флориды) до 200 км (в районе Большой Ньюфаундлендской банки), толщина потока составляет 700-800 м. Скорость течения у берегов Флориды равна 6 — 10 км / ч, а в районе Большой Ньюфаундлендской банки сокращается до 3-4 км / час. Воды этого течения несут колоссальное количество тепла, которым обогревается вся Западная и Северная Европа. При этом на каждый квадратный сантиметр побережья поступает 4000 млрд калорий тепла в год — столько, сколько дает сжигание 500 тысяч тонн угля. Благодаря Гольфстрима в Англии растут вечнозеленые растения, а Лофотенские острова, лежащие вблизи Северного полярного круга, имеют среднегодовую температуру Крыму.Самая быстрая из течений — Наквато Рапидс, которая несет свои воды у берегов канадской провинции Британская Колумбия в Тихом океане. По данным Книги рекордов Гиннесса, ее скорость составляет 29,6 км в час.
Наиболее основательную научную экспедицию, которая была организована для изучения океанских течений, организовало Британское морское ведомство на корабле «Челленджер» (1872-1876). Отчет экспедиции составил 50 томов. Один из ученых, проводивший эти работы Дж. Меррей, в начале XX века составил океанографическое сведения, в котором указал все основные горизонтальные и вертикальные, холодные и теплые течения Мирового океана.Исследованию океанских глубин посвятили свою жизнь люди, чье мужество заслуживает уважения. В отличие от тех, кто путешествовал по суше или пускался в путь морем на кораблях, подводные исследователи не располагали двух важных вещей: воздух и света. Человек не приспособлен для жизни под водой: она не умеет получать кислород из воды, как это делают жители моря. Анакачуваты его с поверхности (как это делали уже в древности) можно только на небольших глубинах. Итак, в изобретения способов «консервации» воздуха люди могли «гостить» в подводном царстве очень недолго. Что же касается света, то подальше от поверхности, тем его становится меньше. Большинство подводных растений предпочитает глубинам до 150-200 м, поскольку дальше света для них уже мало. К тому времени, как были изобретены электрические фонари, не существовало источников освещения, которые можно было бы взять под воду. Еще одной проблемой, которую долгое время не могли решить, было давление. Итак, подводный мир имеет много общего с космосом: почти все необходимые для жизни вещи его исследователи должны иметь с собой.Одним из тех, кто сумел преодолеть на своем пути все эти препятствия, был Жак Ив Кусто. И о нем необходимо рассказать подробнее, потому этот человек внес огромный вклад в исследование подводного мира.
Когда узнаешь о фактах биографии Кусто, кажется, будто сама судьба велела ему быть исследователем морских глубин. В 1923 году в руки тринадцатилетнего Жака попадает кинокамера, с которой он с тех пор не расстается. Он строит декорации, снимает, проявляет пленку и даже организует общество для производства кинофильмов «Фильм Зикс, Жак Кусто». Через семь лет юноша поступает в Высшей национальной военно — морской школы во Франции. В 1937 году Кусто знакомится с Филиппом Тайе — морским офицером, поэтом, гуманистом, человеком, влюбленным в море. Именно он стал для Кусто «крестным отцом» в свободном погружении. В одно мгновение изменилась жизнь Жака. С тех пор он полностью посвятил себя познанию тайн подводного мира. В 1942 году, благодаря своему фильму «18 метров под водой», Кусто получает разрешение на подводные съемки в военной зоне Средиземноморского побережья. Он создает свою кинокомпанию и участвует в разработке оборудования для глубоководных погружений. Так начиналась настоящая одиссея капитана Кусто. Переоборудована «Калипсо» со своей командой энтузиастов бороздит моря и океаны, проводит огромное количество глубоководных исследований и съемок. Фильм «Мир тишины», вышедший в 1956 году, был назван произведением века.
категория: Географияmoykonspekt.ru
Установлена природа таинственных кругов на дне Балтийского моря
Последствия бомбардировок времён второй мировой или следы от посадок космических кораблей неведомых пришельцев? Поскольку первые снимки таинственных подводных кругов были сделаны вблизи балтийского побережья Дании, за их изучение взялись исследователи из Университета Южной Дании и Университета Копенгагена. Сегодня им доподлинно известна природа непонятного явления.
Первые любительские снимки зафиксировали какие-то странные круговые образования на мелководье у знаменитых белых меловых скал острова Мон в 2008 году. В 2011-м круги вернулись, причём на этот раз их было столь много, что информация о них попала в СМИ.
Биологи быстро установили, что круги образуют заросли морской травы зостеры на мелководье. Но почему взморник, как её ещё называют, вдруг стал расти кругами, ведь обычно его заросли образуют обширные поля?
«Это не имеет ничего общего ни с воронками, ни с посадочными знаками инопланетян, ни с феями, на которых в своё время возлагали ответственность за подобные явления на суше», – рассказывают биологи Марианна Хольмер (Marianne Holmer) из Университета Южной Дании и Йенс Борум (Jens Borum) из Университета Копенгагена.
Круги морской травы достигают 15 метров в диаметре. Их периметр состоит из пышных зелёных кустов зостеры, тогда как внутри круга можно встретить лишь слабые растения или вообще представителей других видов.
«Мы изучили ил, который накапливается среди стеблей и увидели, что он содержит вещество, токсичное для морской травы», – поясняют Хольмер и Борум. Вредными веществами оказались сульфиды, которые накапливаются на морском дне у острова Мон, так как его почва содержит много известняка и крайне мало железа.
Обычно ил не накапливается на бесплодном меловом дне, но так же, как растительность удерживает почву на склонах, морские растения становятся ловушкой для него. Сульфиды достаточно токсичны, чтобы угнетать ослабленные старые и неокрепшие молодые побеги зостеры, но взрослые и сильные растения справляются с его действием. Поскольку зостера развивается радиально удаляясь от материнского корня, то внутри круга оказываются старейшие и наиболее слабые растения.
Каждое взрослое растение распространяет вегетативные побеги вокруг себя во всех направлениях, создавая свой собственный круг. С накоплением сульфидов внутри круга, самые старые и ослабленные растения страдают от его действия. В то же время снаружи круга сульфидов меньше, и зостера процветает.
Воды острова Мон не единственное место, где сульфиды угнетают зостеру. Отравление ими морских растений — мировая проблема. Сульфиды часто образуются в тех местах, где у морского дна ощущается дефицит кислорода. Это случается, например, когда в воду попадают сельскохозяйственные удобрения.
Подводные луга зостеры и других морских трав растут во многих частях света. Они служат домом для различных мелких животных, фильтруют воду, связывают углерод и питательные вещества. Однако, эти луга находятся под угрозой во всех регионах мира. В некоторых местах, в том числе и в Дании, исследователи и власти предпринимают усилия для сохранения морской растительности.
Источник: Facepla.net
Похожие новости
wwportal.com
Самое большое растение в мире обитает на дне Средиземного моря — Августина
Название было дано в честь древнегреческого бога Посейдона. Произрастает на дне Средиземного моря недалеко от Балеарских островов. Растёт, обычно, крупными колониями на глубине до 50 м, образуя некое подобие зеленых лугов. Самое крупное растение в мире обладает моноподиальными ползучими, мощными корнями.
Быстрое развитие Посидонии обеспечивается наличием двух типов побегов: в центральной части колонии произрастают прямостоячие, а на окраинах стелющиеся побеги, которые со временем становятся корневыми. Длина и ширина листьев растения зависит от глубины расположения, чем глубже, тем длиннее и шире. В среднем длина листьев составляет 15-50 см, а ширина 6-10 мм.
Опыление Посидонии происходит в воде. Оно имеет нитевидные пыльцевые зерна, которые позволяют облегчить контакт с рыльцем. После опыления образуются плоды с мясистым околоплодником, которые могут бороздить морские просторы достаточно долгое время. И лишь после разрушения околоплодника они падают на морское дно. Плод начинает прорастать и укореняться. Вот так и происходит процесс произрастания Посидонии.
Некоторые ошибочно называют Посидонию водорослью, однако это не так, она обладает всеми атрибутами растения: корневая система, листья, цветы, стебли, семена и плоды.
Это растение приносит большую пользу подводному миру. Оно насыщает воду кислородом, ее заросли становятся домом для многих мелких рыб и даже морского конька Hippocampus ramulosus. Поэтому в некоторых местах её даже специально высаживают.
Колонии Посидонии являются важной частью экосистемы Средиземного моря, но в связи с ухудшением природной ситуации они начали постепенно сокращаться.
www.avgustina.com