Морфологический критерий вида примеры растений. Морфологический критерий- особи одного вида имеют сходное строение

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида". Морфологический критерий вида примеры растений


Морфологическая критерия примеры

Морфологическая критерия примеры

Ответы:

1 вариант Основные критерии вида 1. Морфологический критерий вида. Основан на существовании морфологических признаков, характерных для одного вида, но отсутствующих у других видов. Например: у гадюки обыкновенной ноздря находится в центре носового щитка, а у всех других гадюк (носатая, малоазиатская, степная, кавказская, гюрза) ноздря смещена к краю носового щитка. 2. Географический критерий. Основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию (или акваторию) – географический ареал. Например, в Европе одни виды малярийного комара (род Anopheles) населяют Средиземноморье, другие – горы Европы, Северную Европу, Южную Европу. 3. Экологический критерий. Основан на том, что два вида не могут занимать одну экологическую нишу. Следовательно, каждый вид характеризуется своими собственными отношениями со средой обитания. У видов, характеризующих определенными биотическими связями (паразитических видов, переносчиков заболеваний, комменсалов, симбионтов) широко используется их приуроченность к определенному хозяину. Дополнительные критерии вида 4. Физиолого-биохимический критерий. Основан на том, что разные виды могут различаться по аминокислотному составу белков. На основании этого критерия различают, например, некоторые виды чаек (серебристая, клуша, западная, калифорнийская) . В то же время в пределах вида существует изменчивость по структуре многих ферментов (белковый полиморфизм) , а разные виды могут иметь сходные белки. 5. Генетико-кариотипический критерий. Основан на том, что каждый вид характеризуется определенным кариотипом – числом и формой метафазных хромосом. Например, у всех твердых пшениц в диплоидном наборе 28 хромосом, а всех мягких – 42 хромосомы. Однако у разных видов могут быть очень сходные кариотипы: например, у большинства видов семейства кошачьих 2n=38 . В то же время, в пределах одного вида может наблюдаться хромосомный полиморфизм. Например, у лосей евразийских подвидов 2n=68, а у лосей североамериканских видов 2n=70 (в кариотипе североамериканских лосей на 2 метацентрика меньше и на 4 акроцентрика больше) . У некоторых видов существуют хромосомные расы, например, у черной крысы – 42-хромосомная (Азия, Маврикий) , 40-хромосомная (Цейлон) и 38-хромосомная (Океания) . 6. Физиолого-репродуктивный критерий. Основан на том, что особи одного вида могут скрещиваться между собой с образованием плодовитого потомства, похожего на родителей, а особи разных видов, обитающих совместно, не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно. Однако известно, что в природе часто распространена межвидовая гибридизация: у многих растений (например, ивы) , ряда видов рыб, земноводных, птиц и млекопитающих (например, волк и собака) . В то же время в пределах одного вида могут существовать группировки, репродуктивно изолированные друг от друга. Некоторые тихоокеанские лососи (горбуша, кета и др. ) живут два года и нерестятся только перед смертью. Следовательно, потомки особей, отметавших икру в 1990 году, будут размножаться только в 1992, 1994, 1996 годах ("четная" раса) , а потомки особей, отметавших икру в 1991 году, будут размножаться только в 1993, 1995, 1997 годах ("нечетная" раса) . "Четная" раса не может скрещиваться с "нечетной". 7. Этологический критерий. Связан с межвидовыми различиями в поведении у животных. У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек. 8. Исторический критерий. Основан на изучении истории вида или группы видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов, анализ Ни один из рассмотренных критериев вида не является главным или наиболее важным. Для четкого разделения видов необходимо их тщательное изучение по всем критериям. 2 вариант Морфологический – внутреннее и внешнее строение. •Физиолого-биохимический – как работают органы и клетки. •Поведенческий – поведение, особенно в момент размножения. •Экологический – совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) •Географический – ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид. •Генетико-репродуктивный – одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

cwetochki.ru

Критерии вида — реферат

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации.

Департамент кадровой политики и образования

«Санкт-Петербургская Академия ветеринарной медицины»

Кафедра биологии, экологии и гистологии.

 

 

 

Реферат по биологии на тему:

«Критерии вида»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 1 курса 3 группы

Алексеева Анна.

Проверил:

Доцент 

Прилуцкая Л. И.

 

Санкт-Петербург, 2013

Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………………………Стр.3
  2. Определение понятий «вид» и «критерии вида»…………Стр..4
  3. Основные критерии вида……………………………………………Стр.5-11

4. Дополнительные критерии вида………………………….…Стр.12-13

5.Заключение………………………………………………………………….….Стр.14

6. Выводы……………………………………………………………………………Стр.15

7. Список литературы………………………………………………………Стр.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Тема моего реферата – критерии вида. Я считаю, что поднятая тема достаточно актуальна, т. к в мире существует огромное разнообразие видов живых организмов и каждый со своими особенностями и отличиями. В связи со всем вышесказанным, я хочу подчеркнуть, что у каждого современного человека должны иметься начальные знания о виде и его критериях для распознания этих самых отличий и особенностей.

При написании данного реферата я  ставила перед собой несколько  задач:

  • Дать определение понятиям «вид», «критерии вида»;
  • Рассмотреть критерии вида: основные, дополнительные;
  • Привести примеры каждого критерия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие вида.

Основной, элементарной и реально  существующей единицей органического мира, или иначе-универсальной формой существования жизни, является вид (от лат. Species- взгляд, образ).

Вид -основная категория биологической классификации. Понятие «вид» впервые было введено в конце 17 в. Английским ботаником Джоном Реем (1627-1709.

Вид -исторически сложившаяся совокупность популяций, особи которых обладают наследственными сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область- ареал. Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида, характеризуются генетической общностью, единством происхождения.

Каждый вид живых организмов можно описать исходя из совокупности характерных черт, свойств, которые  называются признаками. Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого, называются критериями вида. Критерии вида делят на основные (которые используются практически для всех видов) и дополнительные (которые трудно использовать для всех видов).(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные критерии:

Морфологический критерий.

Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида.

По  внешнему виду, размерам и окраске  оперения можно, например, легко отличить большого пестрого дятла от зеленого, малого пестрого дятла от желны, большую  синицу от хохлатой, длиннохвостой, голубой  и от гаички. По внешнему виду побегов и соцветий, размерам и расположению листьев легко различают виды клевера: луговой, ползучий, лю-пиновый, горный.     

                                                      

               Пестрый дятел                                                              Желна

Но морфологический  критерий не является основным так  как у него есть такие особенности, как мимикрия, альбинизм, виды-двойники.

Мимикрия-подражение неядовитово вида ядовитому. (Муха-Журчалка и Оса)

                                       

    Муха-Журчалка                                                                       Оса

Альбинизм-  врождённое отсутствие пигмента меланина, который придает окраску коже, волосам, радужной и пигментной оболочкам глаза.

                                     

 

Виды-двойники

Близкие виды могут отличаться по малозаметным признакам. Существуют виды-двойники, настолько схожие, что использовать морфологический критерий для их разграничения очень трудно. Например, вид комар малярийный на самом  деле представлен девятью очень  сходными видами. Эти виды различаются  морфологически лишь по строению репродуктивных структур (например, окраска яиц  у одних видов гладко-серая, у  других – с пятнами или полосами), по числу и ветвистости волосков на конечностях у личинок, по размерам и форме чешуек крыла.

У животных виды-двойники встречаются  среди грызунов, птиц, многих низших позвоночных (рыб, амфибий, рептилий), многих членистоногих (ракообразных, клещей, бабочек, двукрылых, прямокрылых, перепончатокрылых), моллюсков, червей, кишечнополостных, губок и др.

               

 

Физиологический критерий

Физиологический критерий заключается в сходстве жизненных процессов, в первую очередь  в возможности скрещивания между  особями одного вида с образованием плодовитого потомства. Между разными  видами существует физиологическая  изоляция.

В то же время между некоторыми видами живых организмов скрещивание возможно, при том этом могут образоваться плодовитые гибриды (зяблики, вороны, зайцы, ивы, и др.)

 

                                        

 

     

 

 

 

 

     

 

 

 

 

      Географический критерий

Географический  критерий (географическая определенность вида) основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию. Иными словами, каждый вид характеризуется определенным географическим ареалом. Но огромное число видов имеет совпадающие (накладывающиеся) или прикрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также видо-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши или океана (ряска, тростник). Существуют также виды,которые имеют разорванный ареал.

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

Экологический критерий.

Экологический критерий основан  на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя определенную функциональную роль в  определенном биогеоценозе. Иными словами каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологической приуроченности. Это, во-первых, так называемые синантропные виду (виды обитающие рядом с человеком или его жилищем)- вши, клопы, тараканы, мухи, крысы, мыши и т. д. Во-вторых, комнатные и культурные растения, домашние животные, которые находятся под опекой человека.

 

                               

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 Генетический критерий.

Генетический критерий основан на различии видов по кариотипам. Для подавляющего большинства видов характерен  строго определенный кариотип. Открытие методов, способствовавших изучению морфологии митотических хромосом, отделило  возникновение целого направления в биологии-кариосистематики, которое внесло Соответствующие поправки уточнения в построенную на основе морфологических признаков  филогенетическую систему.

Этот критерий является главным, однако и не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Во-вторых, в пределах  одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций. В случае возникновения полиплоидных или анеуплоидных (отсутствие одной или появление лишней хромосомы в геноме) форм на основе генетического критерия нельзя достоверно определить принадлежность особей к конкретному виду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биохимический критерий.

Биохимический критерий позволяет  различать виды по биохимическим  параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и другие веществ). Известно, что синтез определенных высокомолекулярных веществ свойственен лишь отдельным группам видов. Однако этот критерий не находят широкого применения- он трудоемкий и далеко не универсальный. Существует значительная внутривидовая изменчивость практически всех биохимических показателей, вплоть до последовательности аминокислот в молекулах белков и нуклеотидов в отдельных участках ДНК.(2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные  критерии вида.

Молекулярно-генетический критерий.

Основан на степени сходства и различия последовательностей нуклеотидов в нуклеиновых кислотах. Как правило, для оценки степени сходства или различия используются «некодирующие» последовательности ДНК (молекулярно-генетические маркеры). Однако в пределах одного и того же вида существует полиморфизм ДНК, а разные виды могут характеризоваться сходными последовательностями. 

 

Физиолого-биохимический  критерий.

Основан на том, что разные виды могут различаться по аминокислотному  составу белков. В то же время в пределах вида существует белковый полиморфизм (например, внутривидовая изменчивость многих ферментов), а разные виды могут иметь сходные белки. 

 

Цитогенетический (кариотипический) критерий.

Основан на том, что каждый вид характеризуется определенным кариотипом – числом и формой метафазных хромосом. Например, у всех твердых  пшениц в диплоидном наборе 28 хромосом, а всех мягких – 42 хромосомы. Однако у разных видов могут быть очень  сходные кариотипы: например, у большинства  видов семейства кошачьих 2n=38 . В  то же время, в пределах одного вида может наблюдаться хромосомный  полиморфизм. Например, у лосей евразийских  подвидов 2n=68, а у лосей североамериканских видов 2n=70 (в кариотипе североамериканских лосей на 2 метацентрика меньше и на 4 акроцентрика больше). У некоторых видов существуют хромосомные расы, например, у черной крысы – 42-хромосомная (Азия, Маврикий), 40-хромосомная (Цейлон) и 38-хромосомная (Океания).

 

 

Репродуктивный  критерий.

Основан на том, что особи  одного вида могут скрещиваться между  собой с образованием плодовитого  потомства, похожего на родителей, а  особи разных видов, обитающих совместно, не скрещиваются между собой, или  их потомство бесплодно.

Однако известно, что  в природе часто распространена межвидовая гибридизация: у многих растений (например, ивы), ряда видов  рыб, земноводных, птиц и млекопитающих (например, волк и собака). В то же время в пределах одного вида могут  существовать группировки, репродуктивно  изолированные друг от друга. 

 

Этологический критерий. 

Связан с межвидовыми различиями в поведении у животных. У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек. 

 

 Исторический (эволюционный) критерий. Основан на изучении истории группы близких видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов (географический критерий), сравнительный анализ геномов (молекулярно-генетический критерий), сравнительный анализ цитогеномов (цитогенетический критерий) и другие.  

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Перед написанием реферата я ставила перед собой задачи, состоявшие в изучении тех или  иных аспектов темы. В заключении я  могу с полной уверенностью написать о том, что с этими задачами я справилась. Отныне я подкована в вопросах o виде и его критериях, а моя работа может послужить пособием, дающим начальные знания в этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выводы:

– виды реально существуют в природе, они относительно постоянны.

– виды различаются по основным и дополнительным критериям.

– каждый критерий относителен, поэтому при определении принадлежности особи к тому или иному виду следует учитывать комплекс критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Алтухов Ю. П. «Вид и видообразование»//Соровский образовательный журнал. 1997. №4
  2. Концепции современного естествознания. / Сост. Алексеева М. Ю. –М.:Наука,2004
  3. Риклефс Р. Основы общей экологии. М., 1979. 424 с.
  4. Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология. СПб, 1995. 240 с.
  5. Экология: Учеб. пособие для студентов вузов/Общ. ред. С.А. Боголюбова.- М.:Знание, 1999.-287с.
  6. Рисунки: www.yandex.ru

 

 

 

 

myunivercity.ru

Морфологический критерий- особи одного вида имеют сходное строение

Морфологический критерий- особи одного вида имеют сходное строение

Морфологический критерий самый удобный и заметный, поэтому  и сейчас широко используется в систематике растений и животных.

Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого дятла, малого пестрого дятла и желны (черного дятла), большую синицу от хохлатой, длиннохвостой, голубой и гаички, клевер луговой от ползучего и люпиновидного и т. д.

Несмотря на удобство, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически.

Примеры видов-двойников: полевая и курганчиковая мышь, различаются числом хромосом (46 и 54), черная крыса – два вида (38 и 42 хромосомы).

Использование одного только морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенности внешнего строения отнес самца и самку утки кряквы к разным видам (половой диморфизм – морфологическое отличие самца и самки). Сибирские охотники по окраске меха лисиц выделили пять вариаций: сиводушки, огневки, крестовки, черно-бурые и черные. Полиморфизм — широко распространенное явление. Он встречается у всех видов. Затрагивает он и те признаки, по которым различаются виды. У белого гуся существует две цветовые морфы - белая и голубая.

Мимикрия - подражание менее защищенного вида более защищенному. Например, муха осовидка и оса Имеют внешнее сходство.

Среди млекопитающих встречается явление – альбинизма, отсутствие пигмента. Так, встречаются белые крысы, львы и др.

Сейчас, когда установлено, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и в большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Физиологический критерий

Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые сроки миграций.

Из-за изменения климатических условий могут измениться сроки размножения. Так, озерная лягушка мечет икру в первой декаде мая, а ранней весной в конце апреля.

Может измениться рацион питания, чайки питаются рыбой, но вблизи городов кормятся на свалках.

. Географический критерий

  • Ареал – область распространения вида. При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и других групп организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. Многие виды занимают разные ареалы. Например, черная ворона распространена в Западной Европе, а ворона серая в Восточной и западной Сибири. Но огромное число видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты (например, рыжий таракан, домовая муха), обитающие на огромных пространствах суши или океана. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).

Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

 Экологический критерий

Сходство по местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования. Каждый вид имеет непосредственную среду обитания – экологическую нишу. Особенности образа жизни вида, определяют его положение, его роль в биогеоценозе, то есть его экологическую нишу. Даже самые близкие виды, как правило, занимают разные экониши, то есть различаются хотя бы по одному-двум экологическим признакам.

Так, экониши всех наших видов дятлов различаются по характеру питания. Большой пестрый дятел зимой питается семенами лиственницы и сосны, раздалбливая шишки в своих «кузницах». Черный дятел желна добывает личинок усачей и златок из-под коры и из древесины елей, а малый пестрый дятел долбит мягкую древесину ольхи либо добывает насекомых из стеблей травянистых растений.

Каждый из 14 видов дарвиновых вьюрков (названных так в честь Ч. Дарвина, впервые обратившего на них внимание), обитающих на Галапагосских островах, имеет свою специфическую эконишу, отличающуюся от других прежде всего характером корма и путями его добывания.

Экологический критерий не являются универсальными. Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.

Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Генетический критерий

Характерный для каждого вида набор хромосом, строго определенное их число, размеры, форма. Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак.

В то же время все эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним видов. Например, различия в песне дроздов, пеночек, славок, зябликов и вьюрка, глухой и обыкновенной кукушек препятствуют образованию смешанных пар, несмотря на сходство их окраски и экологии (у птиц, обладающих специфической песней, почти не встречаются гибриды). Даже в тех случаях, когда, несмотря на изоляционные барьеры, произошло скрещивание особей разных видов, гибридная популяция, как правило, не возникает, так как начинает действовать механизмы репродуктивной изоляции. Важнейшие из них — это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов: скрещивание разных подвидов косуль, например, сибирской и европейской, часто приводит к гибели самок и потомства из-за крупных размеров плода, стерильность гибридов – неспособность давать потомство (неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка).

  Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Например, некоторые виды семейства бобовых имеют 22 хромосомы (2п = 22). Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом. У радужной форели число хромосом варьирует от 58 до 64, у беломорской сельди встречаются особи с 52 и 54 хромосомами.

 Биохимический критерий

Интерес к этому критерию появился в последние десятилетия в связи с развитием биохимических исследований. Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот у особей одного вида. Он не находит широкого применения, так как не существует каких-либо специфических веществ, характерных только для одного вида и, кроме того, он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата (А. рhеgеа и А. гugazzii) диагностическими признаками являются два фермента. Некоторые виды низших грибов синтезируют неодинаковые биологически активные вещества. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК при классификации бактерий.

gigabaza.ru

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

Разделы: Биология

Цель урока: углубить и расширить знания о виде, как о центральном компоненте эволюционного процесса, и его критериях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение нового материала о виде и его критериях;
  • продолжить формирование умений работать с гербарными образцами растений и описывать растения по плану;
  • продолжить формирование умения работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы и при работе с текстом;
  • развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении лабораторной работы и заполнении таблицы;
  • содействовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: электронная презентация “Критерии вида”, медиапроектор, экран, гербарные материалы для лабораторной работы, видеофильм “Байкал”.

Организация деятельности учащихся на уроке

Урок проведен в форме заседания клуба “БИО”. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции:

  • “История биологии”
  • “Морфология и систематика”
  • “Физиология и биохимия”
  • “Биогеография”
  • “Генетика”
  • “Экология и охрана природы”
  • “Информационно-коммуникационные технологии”

Каждая секция представляет краткие сообщения по своему направлению и 3-4 слайда в качестве иллюстрации. К концу урока совместными усилиями создается общий продукт – электронная презентация. Представители всех секций активно участвуют в заседании клуба: дополняют ответы, приводят научные доказательства, новые данные в пользу того или иного критерия вида. Учитель координирует работу секций, направляет разговор в нужное русло.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя, пожелание успешной деятельности.

На экране появляется тема урока.

 

Учитель: Заседание нашего клуба “БИО” мне хочется начать стихами поэта Я.Акима:

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно…

Природа нашей планеты многолика и разнообразна. Мы любуемся красотой цветущего луга, наблюдаем за полетом бабочек, слушаем пение птиц... Все это многообразие жизни состоит из различных видов живых организмов.

Беседа с целью актуализации знаний

- Что мы называем видом?

- Приведите примеры видов, используя текст стихотворения.

Какие виды растений характерны для наших лесов? Какие виды перелетных птиц вам известны? Назовите вид ландыша, виды стрекоз.

Учитель: люди ещё в древности обратили внимание на различие между разными растениями и животными, пытались их систематизировать, но применяли для этого не биологические, а другие принципы.

- Каким образом развивались представления о виде в истории биологии?

Этот вопрос изучала секция “История биологии”.

Секция “История биологии”

1 ученик: мы представляем исторический аспект развития представлений о виде. До 17 века ученые использовали научные труды Аристотеля, который воспринимал виды как совокупность сходных особей. Термин “вид” предложен английским ботаником Д.Реем в 1693 году. Он попытался определить те признаки, по которым можно судить о принадлежности особей к одной группе. Д.Рей первым из ученых предположил, что особи, относящиеся к одному виду схожи внешне, имеют сходные признаки внутреннего строения и могут давать потомство, относящееся к данному виду.

2 ученик: следующие, наиболее важные дополнения в учение о виде, внес Карл Линней. Он рассматривал вид в качестве основной систематической единицы, но считал, что виды постоянные и не изменяются. В своем труде “Система природы” (1735) он заложил основы современной систематики.

3 ученик: через 100 лет Жан-Батист Ламарк сформулировал предположение об изменяемости видов, их эволюционном родстве. В то же время Ламарк предполагал, что виды в природе не существуют, а реально существует только особь. Ламарк считал, что виды – это понятие, придуманное для удобства классификации.

4 ученик: в 19 веке распространилась точка зрения Ч.Дарвина: виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Чарлз Дарвин назвал “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).

2 ученик: в настоящее время существует несколько определений вида. Мы приводим определение, в котором перечислены признаки вида: вид – группа особей, сходных по морфолого-физиологическим признакам, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал, обитающих в сходных экологических условиях и характеризующихся общностью происхождения.

Учитель: как и любое понятие в науке, понятие “вид” претерпевало изменения, накапливались новые биологические знания, которые подкрепляли, расширяли это понятие. Можно вспомнить труды русских ученых, внесших вклад в развитие представлений о виде: А.П.Семенов-Тян-Шанский, В.Л.Комаров, Н.И.Вавилов и др.

Есть ли дополнения у других секций по этому вопросу?

Секция “Морфология и систематика”

1 ученик: хочу дополнить, что К.Линней ввел в науку бинарную номенклатуру названий видов, произвел описания 1200 родов и более 8000 видов растений. Именно Линней первым обратил внимание на универсальность вида как структурной единицы живой природы.

Учитель: дополнение принимается.

По каким признакам можно судить о видовой принадлежности организмов?

Давайте обратимся к энциклопедическому словарю “Естествознание” и найдем значение слова “критерий”.

2 ученик: критерий (от греческого kriterion) – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Учитель: критерий для определения вида – это наличие каких-либо признаков, которые определенную группу особей делают похожими друг на друга и в то же время отличают от всех других групп. Какие это критерии?

4 ученик из секции “История биологии”: ученые выделяют несколько критериев: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический, исторический.

Учитель: какой критерий можно назвать абсолютным при установлении видовой принадлежности организма?

2 ученик: в первую очередь рассматривают признаки внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Они будут составлять морфологический критерий.

3 ученик: наша секция предлагает выполнить лабораторную работу по изучению морфологического критерия вида на примере растений.

Лабораторная работа “Изучение морфологического критерия вида”

Цель работы: определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы растений.

Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода. (в случае затруднения можно воспользоваться определителями растений).

Сделайте вывод о причинах сходства и различия.

План описания растений Название 1 растения Название 2 растения
1. Корневая система    
2. Стебель    
3. Листорасположение    
4. Лист простой, или сложный, строение листа    
5. Цветки, соцветия    
6. Плод    

Учитель: Можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду?

4 ученик: мы изучили гербарий 2–х растений: клевера красного и клевера ползучего. Морфологические признаки разные, следовательно, морфологический критерий дает информацию для определения вида (демонстрируют гербарий).

2 ученик: мы изучали 2 растения из рода колокольчик: колокольчик раскидистый и колокольчик сборный. Они имеют разные признаки, хорошо отличаются друг от друга, поэтому их отнесли к разным видам (демонстрируют гербарий).

Учитель: в чем сходство и различие видов?

1 ученик: сходство у изученных нами видов проявляется, прежде всего, в строении цветка, т.к. эти виды относятся к одному роду, а различия обусловлены принадлежностью к разным видам.

В разговор вступают представители секции “Генетика”

1 ученик: я считаю, что морфологический критерий для определения вида нельзя считать абсолютным, т.к. внутри вида может существовать различие между особями разного пола, например, самка и самец павлина – половой диморфизм. Весенние и летние побеги хвоща полевого различаются между собой – сезонный диморфизм.

2 ученик: А ещё более убедительным является пример с видами – двойниками. Ранее считали, что малярийный комар – это один вид, а сейчас установлено, что это 6 разных видов. Их называют видами-двойниками.

Учитель: а как это определили?

3 ученик: генетики установили, что у этих видов разное число хромосом, и они не могут скрещиваться между собой. Имеются виды-двойники у млекопитающих, например, черные крысы внешне похожи, но один вид имеет 38 хромосом, а другой – 42. Такие виды-двойники известны сред рыб, насекомых, млекопитающих и растений.

4 ученик: генетический критерий - один из основных критериев вида. Вид – это реально существующая, генетически неделимая единица органического мира. Вид существует в виде популяций.

1 ученик: мы выяснили, что встречаются виды, у которых хромосомы очень трудно различить. Кроме того, возможны хромосомные мутации, поэтому мы считаем, что генетический критерий нельзя считать абсолютным.

Учитель: все особи одного вида имеют одинаковый кариотип. У каждого вида существуют механизмы, защищающие генофонд вида от притока генов извне. Таким регулирующим механизмом является репродуктивная изоляция.

Как вы думаете, физиологические процессы и биохимический состав у особей одного вида одинаковые или отличаются? (заслушиваются предположения учащихся).

А сейчас предоставляем слово секции “Физиология и биохимия”.

Секция “Физиология и биохимия”

1 ученик: мы считаем, что очень важную роль в установлении реальности вида играет физиологический критерий. В его основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, в т.ч. сходство процессов размножения. Представители разных видов не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно. Такие гибриды известны у яка и крупного рогатого скота, лошади и осла, но потомства у них нет.

2 ученик: нескрещиваемость видов определяется различиями в строении полового аппарата, сроков размножения. Но в тоже время ученые установили, что есть исключения: некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив могут давать плодовитое потомство. Физиологический критерий не может быть единственным для установления принадлежности организма к определенному виду.

1 ученик из секции “История биологии”: хочу привести пример, подтверждающий относительность физиологического критерия. Арктические виды рыб и внешне, и по набору хромосом отличаются от тропических, но некоторые из них имеют интенсивность обмена веществ такую же, как у тропических рыб.

3 ученик: очень важно учитывать биохимический критерий, т.к. он основан на одинаковом строении и одинаковых функциях макромолекул (ДНК, РНК, белков) у особей одного вида.

2 ученик из секции “Генетика”: у видов-двойников малярийного комара биохимические показатели яиц разные, что также послужило причиной к разделению их на разные 6 видов. А есть ли подтверждения относительности биохимического критерия?

4 ученик: да, этот критерий также можно считать относительным, т.к. у некоторых разных видов макромолекулы имеют сходное строение и сходные функции.

Учитель: а что нам скажут биогеографы?

Секция “Биогеография”

1 ученик: географический критерий показывает ареал, занимаемый особями одного вида в природе. Например: норка европейская и норка американская обитают на разных материках. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири. Разные ареалы обуславливают репродуктивную изоляцию, которая препятствует смешению видов.

2 ученик: относительность географического критерия проявляется в совпадении ареалов многих видов одного рода. Существуют виды – космополиты, распространенные повсеместно (таракан, домовая муха). Ареалы быстро расселяющихся видов могут быстро изменяться. У перелетных птиц выделяют ареалы зимовки и ареалы гнездования.

3 ученик: ареал или область распространения вида, может быть большим и малым, сплошным или прерывистым. Если ареал вида начинает сокращаться, то виду может грозить исчезновение.

Учитель: виды, обитающие только на одной территории, называются видами-эндемиками. Эндемичной является большая часть флоры и фауны удаленных от материка островов. К видам-эндемикам можно отнести некоторых обитателей озера Байкал (демонстрируется фрагмент фильма о фауне Байкала, определяется статус представленных видов).

В Пермском крае эндемиками являются растения, занесенные в Красную книгу края: астрагал кунгурский, цицербита уральская, качим уральский и др.

Секция “Экология и охрана природы”

1 ученик: экологический критерий показывает место вида в природных сообществах, обитание особей одного вида в сходных экологических условиях. В лабораторной работе мы изучали 2 вида лютиков. Оба вида характерны для нашей территории. Лютик ползучий - обитатель сырых лугов и болот, а лютик едкий обитает на лугах, опушках лесов, где почвы умеренно увлажненные. Эти виды отличаются по морфологическому, генетическому, физиологическому, биохимическому и экологическому критериям.

2 ученик: а у нас были гербарии лютика едкого и лютика золотистого. Эти виды обитают в одинаковых условиях, а вот остальные критерии у них разные (демонстрируют гербарий). Следовательно, экологический критерий не может быть абсолютным при установлении видовой принадлежности. В одинаковых условиях обитания могут проживать особи разных видов одного рода.

3 ученик: сохранение видов имеет большое значение. Каждый вид уникален и неповторим. Каждый вид имеет право на существование. Редкие виды подлежат охране. Информация о редких видах заносится в Красные книги регионов (демонстрируется Красная книга Среднего Урала, Красная книга России).

1 ученик из секции “История биологии”: при определении критериев вида необходимо помнить о происхождении вида и его общих предках. У каждого вида единая история возникновения и развития. Это исторический критерий.

Учитель: в умеренных широтах обитает около 1 миллиона видов, некоторые ученые считают, что на Земле не менее 5 миллионов видов. Ежегодно ученые открывают новые виды. В конце прошлого столетия в Подмосковье обнаружено 80 новых видов почвенных беспозвоночных. Освоение новых земель, вырубка лесов, прокладка дорог, разработка месторождений полезных ископаемых приводят к снижению численности видов, сокращению ареалов. К сожалению, некоторые виды уже исчезли: стеллерова корова, странствующий голубь, зебра-квагга и др.

Секция “Информационно-коммуникационные технологии”

- из материалов, представленных всеми секциями, мы подготовили электронную презентацию “Критерии вида”, в которой 26 слайдов. Желающие могут скопировать её, чтобы дома успешно подготовиться к следующему уроку.

Учитель: заседание клуба заканчивается, и нам необходимо подвести итоги.

  • Беседа по вопросам:
  • Что такое вид?
  • Почему в обозначении вида используют двойные названия?
  • Назовите критерии вида.
  • Почему по одному критерию нельзя судить о видовой принадлежности организма?
  • Какие два критерия вы бы назвали самыми главными и почему?
  • Как вы думаете, могут ли быть ещё какие-то критерии вида, кроме изученных нами сегодня?

Достижение урока: общими усилиями мы создали интеллектуальный продукт - презентацию, которой может воспользоваться каждый из вас.

Домашнее задание для всех: § 4.1, новые термины.

Задание по выбору: а) из дополнительной литературы найти примеры к 2-3 критериям вида; б) выполнить задание № 152 в рабочей тетради.

Литература для учащихся

  1. Большой справочник по биологии. – М.: изд-во “Астрель”, 2000.
  2. Биология: Энциклопедия / под ред. М.С.Гилярова.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост.В.Д.Шолле. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  4. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Литература для учителя

  1. Новиков В.С., Губанов И.А.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.
  2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника “Введение в общую биологию и экологию”: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта