Растения экваториального леса 3 класс. Урок по теме "Разнообразие природы на земле. Растения экваториального леса."

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по человеку и миру на тему "Животные экваториального леса" ( 3 класс). Растения экваториального леса 3 класс


Экваториальные леса (3 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Животные влажных экваториальных лесов – фауна и обитатели экваториального леса

Экваториальный лес – это уникальная экосистема планеты. Здесь всегда тепло, а потому что почти каждый день идут дожди, повышена влажность. В таких условиях приспособились жить многие виды животных и птиц. Поскольку деревья растут очень плотно, лес представляется труднопроходимым, и именно поэтому мир фауны здесь мало изучен. Ученые утверждают, что в различных ярусах экваториального леса проживает около 2/3 всех обитателей животного мира, которые есть на земле.

Представители нижних ярусов леса

На нижнем ярусе обитают насекомые и грызуны. Здесь огромное количество бабочек и жуков. К примеру, в экваториальном лесу, живет жук-голиаф, самый тяжелый жук на планете. На различных уровнях водятся ленивцы, хамелеоны, муравьеды, броненосцы, паукообразные обезьяны. По лесной подстилке перемещаются дикобразы. Также здесь бывают летучие мыши.

Жук-голиаф

Жук-голиаф

Ленивец

Ленивец

Хамелеон

Хамелеон

Паукообразные обезьяны

Паукообразные обезьяны

Летучая мышь

Летучая мышь

Хищники экваториальных лесов

Среди крупнейших хищников следует назвать ягуаров и леопардов. Ягуары выходят на охоту в сумеречные часы. Они охотятся на обезьян и птиц, а особенно убивают различных копытных животных. У этих кошачьих очень мощные челюсти, которые способны раскусить панцирь черепахи, и они также становятся жертвами ягуаров. Эти животные прекрасно плавают, и могут даже порой нападать на аллигаторов.

Ягуар

Ягуар

Леопард

Леопард

Леопарды водятся в различных местах. Они охотятся в одиночку в засаде, убивают копытных и птиц. Также они тихо подкрадываются к жертве и нападают на нее. Окрас позволяет скрываться с окружающей средой. Эти животные обитают в лесах, могут забираться на деревья.

Земноводные и пресмыкающиеся

В водоемах водятся более двух тысяч рыб, а на берегу лесов можно встретить лягушек. Некоторые виды откладывают икру в дождевую воду на деревьях. В подстилке леса можно обнаружить различных змей, питонов, ящериц. В реках Америки и Африки можно обнаружить бегемотов и крокодилов.

Питон

Питон

Бегемот

Бегемот

Крокодил

Крокодил

Птичий мир

Мир пернатых экваториальных лесов интересен и многообразен. Здесь водятся маленькие птички-нектариницы, у них яркое оперение. Они питаются нектаром экзотических цветов. Еще одни обитатели леса – туканы. Они отличаются огромным клювом желтого цвета и яркими перьями. Леса переполнены различными попугаями.

Птичка-нектариница

Птичка-нектариница

Тукан

Тукан

Экваториальные леса – это удивительная природа. Мир флоры насчитывает несколько тысяч видов. Поскольку чащи леса густые и труднопроходимые, флора и фауна мало изучена, но в дальнейшем откроется много удивительных видов.

ecoportal.info

Урок по теме "Разнообразие природы на земле. Растения экваториального леса."

Человек и мир 3 класс.

Тема: Разнообразие природы на земле.

Растения экваториального леса.

Обучающая цель: предполагалось, что к окончанию урока учащиеся будут:

  • иметь представление о разнообразии природы на Земле;

  • знать о существовании экваториальных лесов и их месторасположении;

  • знать особенности экваториальных лесов, их ярких представителей;

  • уметь объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни;

развивающая цель: содействовать развитию умения анализировать и находить причинно-следственные связи, а также содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Человек и мир» через привлечение дополнительного материала;

воспитательная цель: способствовать воспитанию восхищения удивительным разнообразием природы и бережного отношения к окружающему миру.

  1. Организационный момент. Слайд 1

Оздоровительная минутка «Подари тепло другу».

(Цель: повышение функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановление здоровья, эмоционального настроения)

- Садитесь, ребята. Повернитесь, пожалуйста, лицом друг к другу. Одни из вас пусть раскроют свои ладошки, а другие накроют их своими ладонями. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

А теперь каждый скажите друг другу нежные и ласковые слова-пожелания на урок, чтобы от этих пожеланий ваши ладошки потеплели ещё сильнее.

  1. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы завершили изучение растительного и животного мира Республики Беларусь. И дома я просила вас поискать в энциклопедиях и подготовить малоизвестные сведения о животных разных природных сообществ нашего края. Кто готов? Помним, что сведения должны быть очень интересными, а излагать их вы должны коротко. Начинать своё сообщение будете словами: «А знаете ли вы…»

- За каждый правильный ответ на протяжении урока берём по одной фишке.

  1. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете, ребята, на нашей огромной и красивой Земле везде такой же растительный и животный мир, как и в Беларуси?

-Сегодня мы с вами должны познакомиться с разнообразием природы на Земле. Слайд 2

- Хочу вам сказать, что картины природы на Земле удивительно разнообразны. Слайд 3

Где-то раскинулся лес, где-то бескрайние просторы заняты травянистыми равнинами или жаркой пустыней, а где-то земля покрыта огромной толщей льда и снега.

И наша цель – понять, почему природа так разнообразна? Слайд 4

«Мозговой штурм»

Давайте попробуем ответить на такие вопросы: Слайд 5

  1. Какие условия нужны растениям для роста и развития?

  2. Чем отличаются эти картины природы?

  3. Что вы можете сказать о наличии влаги в каждом из этих природных сообществ?

  4. Так почему картины природы так разнообразны?

- Проверим свои предположения. Обратимся к учебнику с. 87

А для того, чтобы очень внимательно читать, ничего важного не пропускать, сделаем зарядку для наших глаз.

Физкультминутка для глаз (офтальмотренажер)

  1. Работа по новой теме.

После прочтения заполняем таблицу.

- Так от чего зависит разнообразие растительности на земле? Слайд 6

infourok.ru

Урок по человеку и миру на тему "Животные экваториального леса" ( 3 класс)

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий нас мир;

  • Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизм.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в экваториальные леса.

А чтобы отправиться в путешествие, нужно выбрать транспорт.

-На чем же мы отправимся в путешествие? Угадайте.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом

Развернется – под лучами

Отливает серебром (самолет).

-А почему удобнее всего нам будет путешествовать на самолете?

-Удобно-то, удобно сверху разглядеть, а можно ли подробно, близко познакомиться с местностью и обитателями с высоты?

-Поэтому по прибытию предлагаю приземлиться, путешествовать пешком, делая привалы, где мы будем отдыхать.

-Чтобы отправиться в путешествие нам нужно приобрести билеты. А билетами будут вот эти жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы.

- А для этого мы должны ответить на некоторые вопросы и выполнить задания.

II. Проверка д/з.

- Первая наша остановка - привал “Проверяй-ка”.

- Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Растения экваториального леса).

- Сейчас я проверю, насколько вы хорошо усвоили материал.

1-й вариант – работает по тестам;

2-й вариант- по карточкам (синквейн),

А несколько человек – со мной у доски.

Тест:

1-й вариант.

  1. Укажи правильный ответ.

Экваториальные леса расположены там, где:

А) много тепла и влаги летом;

Б) много тепла и влаги круглый год;

В) много тепла и влаги осенью и весной;

Г) мало тепла и влаги круглый год.

  1. Назовите признаки экваториального леса.

  2. Назовите растения экваториального леса.

  3. Закончи предложение.

Чтобы защититься от солнечных ожогов и ливневых дождей, у растений листья покрыты …

  1. Почему многие растения в экваториальном лесу цветут и плодоносят непрерывно или несколько раз в году?

Синквейн.

2-й вариант.

Тема:

Описание:

Действие:

Фраза о том, что мы должны делать для экваториальных лесов:

Работа с остальными детьми:

  1. Чем экваториальный лес отличается от смешанного? Растительный мир?

  2. Назовите основные признаки экваториального леса.

  3. Какие растения произрастают в экваториальных лесах?

  4. А какие там деревья: низкие или высокие? (Высокие).

  5. А почему в этих лесах больше всего мы сможем встретить высокие деревья, а не травянистую и кустарниковую растительность?

  6. Какие корни у деревьев? (Воздушные, досковидные).

  7. Для чего они служат? (Дополнительной опорой, т.к. деревья очень высокие).

  8. Какие лисья у таких деревьев, для чего они служат? (Листья большие, кожистые, не боятся солнца, по ним хорошо стекает дождевая вода).

  9. Что такое «лианы»? Расскажите не про них.

  10. Что может случится, если люди будут продолжать вырубать экваториальные леса?

infourok.ru

Человек и мир. 3 класс. Урок: Экваториальный лес

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

урок экваториальный лес

Тема урока: Экваториальный лес

Цели урока:

— формировать представление об амазонском экваториальном лесе как самом уникальном лесе на Земле, занимающем самую большую площадь и выполняющем функцию легких планеты;

— развивать умения: объяснять особенности строения растений как  приспособления к условиям жизни и сравнивать;

— содействовать поддержанию интереса к изучению природы, восхищения удивительной целесообразностью строения живых организмов.

Оборудование: физическая карта полушарий, иллюстрации с изображением растений экваториального леса, фикус, бегония.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка изученного

По методике «Взаимопроверка». Вопросы и задания для работы в парах:

1. Закончи предложение: Чем дальше от экватора, тем …

2. Какая растительность произрастает там, где круглый год много тепла и влаги?

3. Какая растительность произрастает там, где достаточно тепла и влаги?

4. Какие условия характерны для жарких пустынь?

5. Почему в жарких и ледяных пустынях очень скудная растительность?

6. Закончи предложение: Чем дальше от океанов, тем …

7. Какие условия характерны для смешанных лесов?

8. Почему на некоторых участках земли находятся ледяные пустыни?

9. Какая растительность произрастает там, где тепло, но не достаточно влаги?

10. Какие условия характерны для экваториальных лесов?

На первые 5 вопросов отвечает в паре один ученик, на вторые 5 – второй. Затем ученики оценивают друг друга на основании сравнения с эталоном ответов или ответами учителя.

3. Изучение нового материала

— Сегодня мы отправимся в далекое-далекое путешествие: за моря и океаны, за дремучие леса. Куда? Отгадайте: через Атлантический океан, на материк, расположенный в Южном полушарии.

— Да, верно, в Южную Америку, а точнее в неповторимую Амазонию. Найдите на карте полушарий реку Амазонку.

— Территория бассейна этой реки и называется Амазония. Здесь находятся знаменитые амазонские экваториальные леса. Их называют легкими всей планеты. А почему, сегодня мы и узнаем на уроке. Чтобы разгадать все загадки Амазонских лесов, нам нужно попасть в самую глубь, хотя бы на километров 15. Если мы выполняем все задания, мы сможем пройти такой сложный путь.

— Итак, первое задание Экваториальные леса на карте. Цена выполнения каждого задания 2 км.

(Учитель поручает кому-то из учеников вести учет пройденных километров.)

— Посмотрите на карту и скажите, где расположены эти леса?

— Почему они называются экваториальными?

— Какие условия для произрастания растений в этих лесах? Почему? Сравните с текстом учебника.

Второе задание:

— Какие условия для произрастания растений в этих лесах? Почему?

— Сравните с текстом учебника и сделайте вывод, правильно ли мы ответили на вопрос.

Третье задание:

— Установите с помощью текста главные особенности экваториальных лесов (можно легонько карандашом подчеркнуть ключевые слова в тексте учебника).

Задания выполняются в группах или парах.

4-е задание:

— Как растения приспособились к условиям жизни в экваториальных лесах, где почти каждый день после обеда идет дождь?

— Посмотрите на два растения, которые находятся на столе (фикус и бегония). Скажите, какое из этих растений могло бы жить в условиях экваториального леса? Почему?

— Сравним наши предположения с текстом учебника и узнаем, кто прав.

После чтения текста (3-го абзаца) ученики называют растение, которое могло бы выжить в условиях экваториального леса и почему.

— Можно провести небольшой опыт: польем немного воды из лейки на лист фикуса и понаблюдаем, что происходит с водой (вода собирается в капельки, которые стекают вниз по желобку листа в районе средней жилки и черешка, а лист практически остается сухой).

— Фикус тоже родом из лесов – тропических, таких же как и экваториальные леса. Только там он растет в виде высокого дерева.

5-е задание «Чем они отличаются?»

— Сравните леса экваториальные и наши смешанные.

Предлагается для заполнения следующая таблица (здесь дается уже заполненная, которая используется в качестве эталона для самопроверки учащихся):

Признаки сравнения Смешанные леса Экваториальные леса
Условия Достаточно тепла и влаги, теплое лето, холодная зима Круглый год много тепла и влаги
Деревья:
вечнозеленые, листопадные;
высота 20 – 25 м 60 м – самые высокие, средняя высота 35 м
ярусность 1 – 2 4 – 5 (ярусность только древесного яруса)
разнообразие меньшее На 1 га – 100 видов
Другие отличия Досковидные корни,травянистые растения на стволах, много лиан

— Почему экваториальные леса богаче, чем смешанные?

— Хотя и амазонские леса богаче, разнообразнее, чем смешанные, нам все же милее наши: с белоствольной березкой, кряжестым и могучим дубом, красноягодной рябинкой… Амазонский лес интересно увидеть, но жить в нем очень трудно.

6-е задание «Найди лишнее»

А) Береза, папоротник, дуб, пальма,  лещина, осина.

Б) Кофейное дерево, шоколадное дерево, гевея, древовидный папоротник, фикус, бальса.

7-е задание:

— Прочитайте спрятанные здесь названия  растений:

Багельвеясабапанальнма

(Названия растений разбиты по слогам и частям слова: вначале читаем первый слог «ба», через несколько букв продолжение названия; в конечном итоге читаем: бальса, гевея, банан, пальма).

4. Подведение итогов

— Можете ли вы сейчас ответить, почему экваториальные леса являются легкими планеты? (Занимают самую большую площадь, очень богатые, поэтому выделяют очень много кислорода.)

— В последнее время амазонские леса стали активно вырубаться из-за ценной древесины. Что будет, если леса будут продолжать вырубать?

— На сколько километров нам удалось проникнуть вглубь амазонских лесов? За последний ответ можно еще накинуть 3 км. Сколько будет всего?

— Итак, мы прошли весь путь и о многом узнали. Понравилось ли вам путешествие?

— А что нового вы узнали?

— Что больше всего понравилось? Почему?

— Что бы вы хотели еще узнать?

5. Домашнее задание

Прочитать текст о экваториальных лесах, выполнить задания к нему; разделить текст на части, озаглавить их.

Для желающих: принести книги, в которых речь идет об экваториальных лесах или природе других территорий.

Здесь — все уроки в начальной школе

Смотрите также уроки:

Животный мир экваториального леса

Африканская саванна

Животные саванны

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

Урок по предмету «Человек и мир» (3 класс)

скачать файлГУО «Гимназия №6 г.Минска»

Урок по предмету «Человек и мир» (3 класс)

Подготовила учитель начальных классов:

Гущина Людмила Казимировна

Тема: Растительный и животный мир экваториального леса. Цели:

- дать представление учащимся о растениях и животных экваториальных лесов, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни;

- развивать умение у учащихся работать в коллективе, устанавливать причинно-следственные связи, обогащать словарный запас учащихся;

-формировать у учащихся условия для воспитания чувства удивления и восхищения мудростью природы, бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация, фонограммы голосов птиц и животных; логико-смысловая модель по теме «Экваториальные леса»; карточки для самостоятельной работы; карточки с названием животных и растений, карточки для групповой работы, фланелёграф, географическая карта, картинки божьих коровок.

Ход урока

  1. Организационный момент
– Ранее на уроках мы изучали животный и растительный мир наших лесов. Этот мир оказался очень разнообразен. Сегодня мы продолжим знакомиться с разнообразием растительного и животного мира нашей планеты. Я предлагаю отправиться туда, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.

Для того, чтобы вас заинтересовать, я подготовила фишки, которые вы сможете заполучить в течение урока, активно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. В конце урока я сообщу, какая отметка соответствует набранному количеству фишек.

  1. Актуализация знаний и опыта учащихся
( Фронтальный опрос. Метод словесный)

- Посмотрите на карту. Больше всего солнечного тепла получают те участки на Земле, которые находятся вблизи экватора.

- Где на географической карте находится экватор? (ученик прикрепляет ленту к линии экватора)

- Как будут называться леса, расположенные вблизи экватора?

(экваториальные). Слайд 1(название)

(К доске в логико-смысловую модель прикрепляется карточка с названием темы урока. Приложение 1).

– Через какие материки на нашей карте проходит линия экватора? (Линия экватора проходит через Южную Америку, Африку, Индонезию). (Названия континентов прикрепляются к географической карте. Приложение 1).

Слайд 2 (названия континентов)

-- Вот именно туда мы и направляемся. Окунёмся в мир растений экваториального леса.

Слайд 3 (название подтемы)

  1. Изучение нового материала (1 этап урока)
(Опрос в форме беседы, частично-поисковый метод)

– Хозяева экваториального леса – вечнозеленые деревья. А знаете ли вы, почему там деревья называют вечнозелеными? (Листва на деревьях есть круглый год).

-- Они растут очень близко друг к другу, так как их много, поэтому их кроны плотно смыкаются, не давая проникать свету, внизу под деревьями

Слайд 4 (изображение экваториального леса)
  • Растения экваториальных лесов дают огромное количество кислорода. Деревья очень стройные и высокие (до 60м).

Слайд 5 (сравнение с домом)

–Как вы думаете, какая погода в экваториальных лесах?

Ответы детей.

-- Как же растения приспособились к постоянному теплу и большому количеству влаги?

Слайд 6 (листья)

-- Листья растений большие, кожистые, плотные, блестящие. Такие листья не боятся солнца, ведь оно там всегда до обеда. По листьям хорошо стекает дождевая вода, а во второй половине, там идет дождь.

Слайд 7 (воздушные корни)

− Многие деревья имеют воздушные корни. Они служат дополнительной опорой.

Слайд 8 (фотографии растений)

− В экваториальных лесах большое разнообразие видов деревьев и цветов. Это пальмы, кофейное дерево, древесные папоротники, орхидеи. Цветы и деревья цветут несколько раз в году. А многие травянистые растения растут прямо на стволах деревьев.

-- Предлагаю вам самим узнать о самых распространенных растениях экваториального леса – лианах. На с. 90 читаем 3 абзац со слов «Одна из…». Слайд 9(лианы)

− Что вы запомнили о лиане? (Лазающее растение, обвивает деревья до самых верхушек, длина 300м, толщина 20м)

Слайд 10-11(бамбук)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о бамбуке.

Приложение 2.1)

-- Посмотрите, какое удивительное дерево. На что похожи его плоды? (на булки).

Слайд 12-13-14(хлебное дерево)

− Оно и называется хлебным. Конечно, на нем не растут ни батоны, ни булочки, а круглые тяжелые плоды по 30кг каждый.

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о хлебном дереве. Приложение 2.2)

− А сейчас послушайте рассказ еще об одном очень «вкусном» дереве.

Слайд 16-17-18(какао)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о какао. Приложение 2.3)

− Значит, родина шоколадок – экваториальные леса.

Слайд 19(гевея)

-- В экваториальных лесах растет интересное дерево – гевея (каучуковое дерево). Местные жители с древних времен из сока этого дерева изготавливали себе непромокаемую обувь.

Так как климатические условия не меняются в течение года, то растительность экваториальных лесов такая богатая и разнообразная.

-- Как вы думаете, все ли растения были перечислены? Слайд 20 (манго)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о манго. Приложение 2.4) Слайд 21-22 (раффлезия)

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о раффлезии. Приложение 2.5)

-- Экваториальные леса – это территория самых разнообразных и красивых цветов на планете – орхидей.

Слайд 23-24-25 (орхидеи)

Слайд 26-27 (разнообразие растений)

  1. Предварительный контроль.
(Способы обучения: индивидуальный опрос, работа в парах)

-- Подведём промежуточный итог: проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить то, о чём мы беседовали в первой части нашего урока.

  • К доске приглашаются 5 учеников, которые отвечают на вопросы. (По мере ответов учащихся на вопросы, в логико-смысловую модель на доске вывешиваются соответствующие карточки с ответами. Приложение 1.)
  1. На каких материках можно встретить экваториальные леса?
  2. Какая температура воздуха в течение года?
  3. Как часто выпадают осадки и какие?
  4. Какие растения встречаются?
  5. Какие особенности растений экваториального леса?
  • Распределите растения в две группы, первая – растения экваториального леса, вторая – смешанного. Карточки с названиями растений возьмите в конверте на парте (Приложение 4)
(Дети работают в парах. Выполняется самопроверка.) Слайд 28 – для самопроверки

-- Растения в экваториальных лесах растут, как и в наших лесах, по ярусам.

Слайд 29 (ярусы леса)

– Сделайте вывод о растительном мире экваториальных лесов. (В логико-смысловую модель на доске вывешиваются соответствующие карточки с ответами. Приложение 1)

  1. Изучение нового материала (2 этап урока)
(Объяснительно-иллюстративный метод. Беседа с использованием наглядного материала, фонограммы звуков животных). (По мере знакомства с животными экваториальных лесов, соответствующие названия животных вывешиваются в логико-смысловую модель на доске. Приложение 1). – Да, ребята, экваториальные леса—это зеленая оранжерея нашей планеты с удивительным многообразием форм и красок, это поистине райский уголок.

– Как вы думаете, если так богат растительный мир, что можно предположить о животном мире экваториальных лесов? (Очень много животных).

– Почему? (Много пищи)

– А каких животных экваториальных лесов вы знаете?

Слайд 30 (разнообразие животного мира)

–Предлагаю вам послушать звуки экваториального леса. (Фонограмма звуков экваториального леса) .

-- Вот мы с вами и в экваториальном лесу. Как и растительность, животный мир располагается на разных высотных этажах леса. В малонаселённом нижнем ярусе обитают различные насекомые и грызуны, а также хищники, например леопард в Африке и ягуар в Южной Америке, более мелкие дикие кошки, небольшие копытные и дикие свиньи. В Индии в таких лесах обитают индийские слоны. Они не столь крупные, как африканские, и могут перемещаться под покровом многоэтажных лесов. В полноводных реках и озёрах и на их берегах водятся бегемоты, крокодилы и водяные змеи.

Жизнь животных экваториального леса тесно связана с деревьями. Это их дом, здесь они находят укрытие, пищу, здесь отдыхают. Вот с ветки на ветку ловко перепрыгивают какие-то животные. Они цепляются лапами, хвостами за деревья. Догадались, кто это?

Слайд 31 (обезьяны)

- Кроны деревьев — царство обезьян. Перескакивая с ветки на ветку, с лианы на лиану, обезьяны используют цепкие лапы, а некоторые — и хвосты. В экваториальных лесах обитают и шимпанзе, и мартышки, и гориллы. Постоянное местообитание гиббонов находится на высоте около 40-50 м над землёй, в кронах деревьев. Эти животные довольно лёгкие (5-6 кг) и буквально перелетают с ветки на ветку, раскачиваясь и цепляясь гибкими передними лапами.

-- Здесь обитают самые маленькие в мире обезьянки. Слайд 33 (игрунки)

- А есть ревуны.

- Как вы думаете, почему им дали такие названия? Слайд 33 (ревуны)

Слайд 34 (гориллы)

-- Гориллы — самые крупные представители обезьян. Их рост превышает 180 см, а весят они гораздо больше человека — до 260 кг. Несмотря на то, что внушительные размеры не позволяют гориллам так же легко, как орангутангам и шимпанзе, скакать по ветвям, они достаточно быстры. Стаи горилл живут преимущественно на земле, устраиваясь в ветвях только для отдыха и сна. Гориллы едят только растительную пищу, которая содержит много влаги и позволяет им утолять жажду. Взрослые гориллы настолько сильны, что крупные хищники боятся на них нападать.

– Догадайтесь, чем питаются эти животные? (плодами, листьями деревьев)

– Двигаемся дальше по лесу. Нас встречает следующий обитатель экваториального леса.

--Про него говорят, что он самый медлительный и ленивый в лесу. Как бы вы назвали самое ленивое животное?

– Правильно. Это животное называется ленивец.

Слайд 35 (ленивец)

– Внимание! Кто-то длинный зашипел и свернулся в кольцо. Кто это может быть?

Слайд 36 (змеи)

– Да, на деревьях обитает множество змей, большей частью ядовитых. А как называется самая крупная змея в мире?

Слайд 37-38 (анаконда)

-- Самый большой удав в мире — анаконда — обитает в Южной Америке. Анаконда способна длительное время находиться под водой. Чудовищные размеры (до 10 метров) анаконды позволяют ей охотиться и на крупных животных. Обычно это птицы, другие змеи, небольшие млекопитающие, пришедшие к водопою, но среди жертв анаконды могут оказаться крокодилы и даже люди. При нападении на жертву питоны и анаконды сначала душат ее; а затем постепенно заглатывают, «надеваясь» на тело добычи подобно перчатке. Переваривание идет медленно, поэтому эти огромные змеи долго обходятся без пищи. Анаконды могут жить до 50 лет.

Тропические змеи имеют окраску зеленого цвета. Как вы думаете, для чего им такая окраска? (оставаться незаметными) Физкультминутка (звуки экваториального леса). – Осторожно пробираемся по лесу. Высоко над головой щебечут попугаи, перепрыгивают с ветки на ветку обезьяны. Пригнитесь, лианы густыми гирляндами переплелись над головой, не зацепитесь. Над головой светит яркое солнце, пот катится градом — смахните его правой рукой, затем левой. А потом пошёл дождь – нужно спрятаться под кустом. Смахните капельки дождя с одежды. А теперь поднимайте повыше ноги: здесь много муравьев. Внимание! Бамбуковые заросли! Очень тяжело пробираться. А вот и река! Амазонка! Красота! – Чей это рык доносится из чащи? (фонограмма рыка ягуара) Слайд 39 (ягуар) Америка

Слайд 40 (леопард) Африка

-- Эта большая африканская кошка хорошо лазает по ветвям и стволам деревьев. Объектом охоты леопарда становятся, как правило, обезьяны, небольшие копытные, дикие свиньи. Леопард способен нести в зубах добычу, вес которой превышает его собственный. Охотиться этому хищнику помогает его пятнистая окраска, хотя встречаются и совершенно чёрные леопарды — их называют пантерами. В Южной Америке живет ягуар, который похож окраской на леопарда, а сложением — на тигра.

– А знаете ли вы, как называется это животное? Слайд 41(муравьед)

-Догадались, почему его так называют?

--Попробуйте догадаться, зачем муравьеду сильные когти на передних лапах?

–А для чего ему длинный клейкий язык?

--Питается муравьями и термитами.

Термиты – это насекомые, по виду напоминающие муравьев. Термиты питаются отмершими растениями, опавшими ветками, древесиной деревьев. Слайд 42 (термиты)

– Экваториальные леса полны птиц. Птицы, обитающие на всех этажах очень разнообразны

Угадайте птиц по голосу (фонограмма).

–Конечно, один из самых распространённых птиц вечнозелёных лесов – это попугаи. Здесь очень много попугаев. Самый большой из них – ара. Его длина тела составляет 95 см.

Слайд 43-44(попугаи)

– Какая птичка самая маленькая в Беларуси? (королек)

-А о самой маленькой птичке экваториальных лесов мы сейчас услышим.

(Заранее подготовленное сообщение учащегося о колибри. Приложение 2.6). Слайд 45 (колибри) V. Проверка полученных знаний

(Фронтальный опрос)

-- Проверим, как вы усвоили информацию о животном мире экваториальных лесов.

  • Самые маленькие обезьянки в мире – игрунки.
  • Самый медлительный зверь на Земле – ленивец.
  • Самая крупная в мире змея – анаконда.
  • Самый крупный хищник – ягуар.
  • Самая маленькая в мире птичка – колибри.
  • Самый большой попугай экваториальных лесов – ара.

(В логико-смысловую модель на доске вывешиваются соответствующие карточки с ответами. Приложение 1.)

  1. Изучение материала на дополнительном уровне
(Метод обучения: объяснительно-иллюстративный)

–Посмотрите на логико-смысловую модель на доске. Как вы думаете, мы назвали всех животных тропического леса ?

-- Внимание на экран (демонстрация слайдов с изображением животных экваториального леса) Слад 46 (гарпия)

Слайд 47(равнинный тапир)

Слайд 48 (капибара)

Слайд 49 (слон)

Слайд 50 (жабы)

Слайд 51(бегемоты)

Слайд 52(крокодилы)

  1. Обобщение полученных знаний
– Давайте проанализируем наши наблюдения и сделаем выводы. Посмотрите на логико-смысловую модель на доске.

– Как вы думаете, почему в тропиках такое многообразие животных? С чем это связано? (Много пищи для животных--растений)

– А почему растительный мир так богат? (Благоприятные климатические условия.)

  1. Закрепление изученного материала. Применение материала в измененной ситуации
(Метод обучения: исследовательский, способ обучения – работа в группах.) 1 группа:

Вставить в текст пропущенные слова (Приложение 3) 2группа:

Выбрать предложения, характеризующие особенности растений экваториального леса (Приложение 3). 3группа:

Соединить начало предложения с его окончанием.

(Приложение 3). 4 группа:

Ответить на вопрос: Что может случиться, если люди буду вырубать экваториальные леса

Составить 2 цепи питания в экваториальном лесу, используя карточки: (Приложение 3).

растения, ягуар, обезьяна,

тапир, гарпия, растения

5 группа.

Прочитайте текст в учебнике (стр.95) и заполните таблицу (Приложение 3):

муравьед

длина тела –

масса тела –

длина языка –

съедает за день – 6 группа:

Найти лишнее слово в каждом ряду (Приложение 3 ) :

обезьяна, колибри, ягуар

ленивец, анаконда, бамбук

термиты, муравьед, капибара

Проверка выполнения заданий в группах, используя слайды:

Слайд 53(соединить предложения, группа 3)

Слайд 54 (цепи питания, группа 4)

Слайд 55 (муравьед, группа 5)

Слайд 56 (лишнее слово, группа 6) IX. Выходной контроль

(Текст с ошибками)

Тест «Верите ли вы, что…?» (дети фиксируют ответы с помощью знаков +,-)

1.Верите ли вы, что колибри питаются нектаром растений?

2.Верите ли вы, что длина анаконды 20 м?

3.Верите ли вы, что богатство животного мира экваториальных лесов зависит от богатства растительного мира?

4.Верите ли вы, что самая маленькая птичка в мире – это королек?

5.Верите ли вы, что способ защиты у ленивца – оставаться незаметным?

Проверка выполнения задания, используя слайд:

Слад 57 (верите ли вы)

X. Домашнее задание на выбор: Слайд 58 (д.з.) а) сообщение о животных экваториальных лесов Африки;

б) сочинение «Растительный мир экваториальных лесов»;

в) стр. 92-95, прочитать и ответить на вопросы. XI. Итог урока.

– Наш урок подходит к концу.

–Можно ли сказать, что экваториальный лес – это лес удивлений? А что вас удивило, расскажите.

– Мы сделали вывод, что животный мир этих лесов богат и разнообразен. Но… знаете, ребята, многие животные находятся под угрозой исчезновения. Наверное, мы должны с вами сделать еще один вывод, пожалуй, самый главный… Какой? (экваториальные леса нужно сберечь) (вывешивается на схеме) XII. Выставление отметок:

5 фишек или больше, поднимите руки. Ваша отметка – 10.

4 фишки – отметка 9,

3 фишки—отметка 8.

XIII. Рефлексия (Приложение 5)

У каждого из вас на парте лежит божья коровка. Прикрепите её на фланелёграф:

На 1 ярус, если урок был интересен, и вы узнали много нового.

На 2 ярус, если материал был понят недостаточно хорошо,

На 3 ярус, если вам на уроке было неинтересно.

Приложение 1

Приложение 1

Южная Америка

Африка Индонезия

t = + 25 C

Приложение 1

Тепло и влажно

Приложение 1

Богат и разнообразен растительный мир

Приложение 1

Богат и разнообразен

животный мир

Приложение 1

обезьяна ленивец

змеи ягуар муравьед термиты слон крокодил бегемот

Приложение 1

гивея папоротник бамбук орхидея лианы жабы колибри

крокодилы попугаи

Приложение 2

Приложение 2.1

Почти все бамбуковые достигают огромных размеров. Из корневища обыкновенного бамбука очень быстро вырастают многочисленные стебли, длиной 18м и выше, на которых имеются листья длиной 18см и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются скорость роста.

Приложение 2.2

Это довольно крупное, до 20-26 м в высоту, и быстро растущее дерево, облик которого несколько напоминает обычный дуб. Кора серая, гладкая. Листья растения необычайно разнообразны. Цветки мелкие, зеленоватые и невзрачные. Опыляются летучими мышами. Плоды образуются по одному или гроздьями на вершинах веток. Молодые плоды имеют зелёный цвет; по мере созревания жёлто-коричневыми. Диаметр плода может достигать 30 см, масса — 3-4 кг.

Хлебное дерево — одно из самых урожайных плодовых растений; одно дерево приносит от 150 до 700 плодов в год. В благоприятном климате хлебное дерево непрерывно плодоносит круглый год; вернее, 9 месяцев в году, а затем 3 месяца «отдыхает» — и так на протяжении 60-70 лет.

Дерево может расти при осадках не менее 1000 мм в год. Может выдержать 3 месяца засухи. Максимальная температура для растения — плюс 40 градусов, минимальная — ноль.Мякоть созревших плодов хлебного дерева пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из неё тесто для своеобразных «блинчиков». Подобно бананам, недозрелые плоды используются как овощи, а зрелые, более сладкие — как фрукты. О зрелости плодов свидетельствуют капельки сока, проступающие на его кожуре. По вкусу жареные плоды напоминают скорее картофель, чем хлеб. Свежая мякоть быстро портится, но сухари из хлебного дерева хранятся очень долго, до нескольких лет. Семена хлебного дерева едят вареными и жареными, с солью. Плоды и листья также идут на корм скоту (козам, свиньям) Приложение 2.3

Крупное дерево. Достигает высоты 12 м. Листья тонкие, вечнозелёные, продолговатые. Цветы небольшие, розовато-белые, выступающие прямо из коры и крупных ветвей дерева в виде пучков.

Плод напоминает крупный огурец или вытянутую дыню, полностью созревает за 4 месяца.

В благоприятных условиях вечнозеленое дерево какао цветёт круглогодично и плодоносит круглый год. Первые цветы появляются на дереве в возрасте 5-6 лет. Плоды образуются в течение 30-80 лет. В мякоти фрукта содержится до 50 бобов какао. Высокие урожаи дерево даёт, начиная с 12 года жизни.

Приложение 2.4

Вечнозелёное манговое дерево имеет высоту 10 — 45, крона дерева достигает радиуса 10 м. Зрелые фрукты висят на длинных стеблях и весят до 2 кг. Кожура манго тонкая, гладкая, зелёного, жёлтого или красного цвета в зависимости от степени зрелости. Мякоть манго окружает большую твёрдую плоскую косточку. Плоды манго часто используются в домашней медицине в Индии и других азиатских странах. К примеру, в Индии манго применяют для остановки кровотечений, для укрепления сердечной мышцы и для лучшей работы мозга.

Приложение 2.5

Растение-паразит с неприятным запахом и самым крупным в мире цветком, диаметром 1 м и весом до 8 кг.

У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и корни, и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей растения-хозяина.

Проросток раффлезии внедряется в корни растения-хозяина с помощью присосок. Части проростка, остающиеся вне растения-хозяина, постепенно отмирают.

Насекомых - опылителей цветки привлекают видом и запахом разлагающегося мяса, за что их еще называют «трупными лилия». Схожесть цветков с гниющими кусками мяса достигается соответствующей окраской околоцветника — на красном, ядовито-красном, коричневом фоне располагаются светлые нерегулярно расположенные пятна неправильной формы. Сначала насекомые попадают на диск, затем проваливаются ниже, в кольцевую борозду.

Развитие раффлезии происходит медленно: от высева семян до появления бутонов проходит около трёх лет, ещё от девяти месяцев до полутора лет требуется бутону, чтобы превратиться в открытый цветок. Но время функционирования самого цветка раффлезии очень коротко — всего от двух до четырёх суток, после чего он начинает разлагаться, постепенно превращаясь в бесформенную массу чёрного цвета. Приложение 2.6

Колибри – это самая маленькая птичка в мире. Размером она немного больше шмеля. Гнездышко у нее – с половину грецкого ореха, а яйцо – с горошинку. Питаются колибри нектаром растений. По земле эти птички почти не ходят, потому что слабенькие у них ножки. Зато мышцы крыльев очень сильные.

Приложение 4 Бамбук

Какао

Манго

Раффлезия

Росянка

Гевея

Осока

Рогоз

Камыш

Кислица

Ландыш

Можжевельник

Приложение 3

ГРУППА 1

Вставьте в текст пропущенные слова

Экваториальные леса расположены вблизи .

Круглый год в экваториальных лесах температура градусов.

Во половине дня идёт дождь.

В экваториальных лесах наиболее благоприятные условия для роста

________.

Приложение 3

ГРУППА 2

Выберите предложения и словосочетания, которые характеризуют особенности растений экваториального леса.

Листья кожистые, блестящие.
Листья нежные, бархатистые.
Деревья очень высокие.
Деревья низкие.
Мало травянистых растений и кустарников.
Много травянистых растений и кустарников.
Вечнозелёные деревья.
Деревья с опадающей листвой.
Многие растения цветут несколько раз в году.
Многие деревья имеют воздушные корни.

Приложение 3

ГРУППА 3

Соедини линией начало предложения с его окончанием.

Очень важно сохранить экваториальные леса, травянистые растения.
Одна из характерных особенностей экваториальных лесов - так как их богатая растительность даёт большое количество кислорода, необходимого для дыхания живым организмам.
Прямо на стволах деревьев растут обилие лиан, или лазающих растений.

Приложение 3

ГРУППА 4

а) Порассуждайте и подготовьте ответы на вопрос:

Что может случиться, если люди будут продолжать вырубать экваториальные леса?

б) Составьте цепи питания в экваториальном лесу:

растения, ягуар, обезьяна,

тапир, гарпия, растения ГРУППА 5

Прочитайте текст в учебнике (стр.95) и заполните таблицу

муравьед

длина тела –

масса тела –

длина языка –

съедает за день – Приложение 3 ГРУППА 6

Найди лишнее слово в каждом ряду Обезьяна, колиюри, ягуар

Ленивец, анаконда, бамбук

Термиты, муравьед, капибара Приложение 5

скачать файл

takya.ru

РАСТЕНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ Исполнитель ученик 3 В класса

РАСТЕНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ Исполнитель: ученик 3 «В» класса гимназии № 21

На долю экваториальных лесов приходится 1/3 общей лесной площади планеты и 4/5 массы всей существующей на Земле растительности.

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА Экваториальные леса расположены на материках вблизи экватора(больше всего в Южной Америке). Здесь произрастает 70% всех высших растений и 90% всех лиан на Земле. Одних только деревьев насчитывается более 100 видов.

ПОЧВА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ В почвах много железа, окрашивающего их в красный цвет. Обширные территории сильно заболочены.

РАСТЕНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНОГО ЛЕСА В экваториальных лесах растёт много ценных пород деревьев: каучуконос – гевея, из сока которой производят натуральный каучук, чёрное (эбеновое) и красное дерево, дающие ценную древесину, хинное дерево.

СОСТОЯНИЕ ЛЕСА Сегодня эти леса безжалостно вырубаются, особенно в связи со строительством дорог, освоением месторождений полезных ископаемых, распашкой территории.

present5.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта