Мир растений вокруг нас. Сценарий урока биологии в 6 классе, Тема "Условия жизни растений на земле", УМК Пономаревой И.Н.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мир растений глазами детей младшего дошкольного возраста. Мир растений вокруг нас


Мир вокруг нас

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Программы по обучению здоровому образу жизни

детей с глубоким нарушением интеллекта

МИР ВОКРУГ НАС

(элементарный курс по естествознанию)

Автор-составитель Т.Н.Беликова,

учитель детского дома-интерната №1 г.Петродворца

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на то, чтобы дать детям знания об изме­нениях в природе в разные времена года, а также научить их уста­навливать связи между явлениями живой и неживой природы, по­знакомить с элементарными физическими и химическими свойства­ми предметов.

У глубоко умственно отсталых детей нарушен не только интел­лект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания недоразви­ты, в результате чего дети получают неполное, искаженное пред­ставление об окружающем мире. Страдает процесс восприятия. Для таких детей требуется больше времени, чтобы воспринять предла­гаемый материал. Они с трудом выделяют главное, нс понимают внутренние связи между частями. Их восприятием необходимо ру­ководить.

Недостаточно сформировано мышление. При анализе предметов дети выделяют только общие свойства предмета, а не его индивиду­альные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предмете отдельные части, дети не могут ус­тановить связи между ними, поэтому затрудняются составить пред­ставление о предмете в целом. Сравнение проводят по несущест­вующим признакам. Хотя отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, это отнюдь не означает, что такие дети необучаемы.

В процессе специального обучения развиваются высшие психи­ческие функции и корригируются недостатки.

В программе предлагается непосредственное общение ребенка с природой на экскурсиях, прогулках, при наблюдениях, в играх, практических действиях. Знания, полученные через природу, ис­пользуются на других уроках.

Например, на экскурсии в парке дети любовались осенним пей­зажем, выясняли причину и значение листопада. На уроках рисова­ния по знакомым впечатлениям они изображали в рисунке «Золо­тую осень», а на уроках развития речи составляли короткий рас­сказ про осень.

В данной программе дети учатся познавать свойства и качества предметов в единении с природой. Только в природе ребенок чув­ствует себя свободно, раскованно, а следовательно, легче воспри­нимает предлагаемый материал.

Например, чтобы показать детям, что снег предохраняет землю от охлаждения, а вода из жидкого состояния может пере­ходить в твердое, им предлагается сделать опыты. Дети берут две жестяные баночки с водой. Одну закапывают глубоко и снег, а другую оставляют па воздухе, и убеждаются в том, что вода быстрее замерзла па воздухе, значит снег защитил воду, окутал ее, словно одеялом, а следовательно, и землю тоже. А вода, ос­тавленная на воздухе, стала твердым, гладким, холодным, бле­стящим и хрупким льдом.

В природе дети по-другому видят предметы, их отдельные свой­ства. У них быстрее формируются временные представления, разви­ваются органы чувств. Все накопленные при этом знания создают необходимую подготовку к восприятию более сложного материала, который будет способствовать дальнейшему развитию детей, при­способлению их к жизни, труду.

Чтобы каждый урок имел практическую направленность, необ­ходимо теоретические знания связывать с практическими действия­ми. что и предусмотрено в программе.

Программа включает в себя разделы ознакомления детей с эле­ментарными законами живой и неживой природы, практические уп­ражнения, опыты, предусматривает зарисовки, экскурсии, беседы, содержащие первоначальные сведения о пашей планете Земля.

Программа включает разделы:

I. Познай свой край.

II. Неживая природа.

III. Живая природа.

IV. Земля, па которой мы живем.

В каждом разделе даны темы уроков, определено содержание практических работ, упражнении, опытов, дидактических игр, виды работ по развитию устной речи, выделены слова для словарной ра­боты.

Основные формы и методы обучения - это практические уп­ражнения н опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, ди­дактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступно­сти, практической направленности, коррекции. Каждый урок по­строен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вы­звать желание повторной встречи с учителем.

В разделе «Познай свой край» основное внимание уделяется развитию познавательной деятельности, психических процессов, воспитанию любви к природе своего края и бережному к йен отно­шению.

Темы уроков зтого раздела: «Моя Редина», «Природа полна не­обыкновенных чудес», «Из всего многообразия мира - природа наи­более доступна детям». «Здравствуй, гостья - зима», «К нам весна шагает...», «Лето красное настало».

При изучении первого раздела большое значение имеет обще­ние детей с учителем, обучение умению спрашивать. Формируется запас сведении, точность представлений-, способность дифференци­ровать.

При изучении остальных разделов основное внимание уделяется умственному развитию детей, их познавательной деятельности, раз­витию органов чувств, практической направленности, установлению причинно-следственных зависимостей.

Темы уроков раздела «Неживая природа»: «Солнце», «Воздух», «Вода», «Почва».

Темы уроков раздела «Живая природа»: «Растения», «Растения леса», «Животные леса», «Птицы леса», «Растения лугам, «Живот­ные луга», «Растения поля», «Животные поля», «Растения водо­емов», «Животные водоемов».

Темы уроков раздела «Земля, на которой мы живем»: «Гори­зонт», «Ориентирование но солнцу», «Знакомство с компасом», «Какую поверхность имеет Земля?», «Чем богата наша страна?:»

Задачами данной программы являются:

- Развить познавательные способности детей, научить их удив­ляться.

- Сформировать в пределах возможного мыслительного процесса.

- Корригировать высшие психические функции детей.

- Выработать у детей осмысленное, правильное представление об изучаемых предметах и явлениях в природе.

- Научить пользоваться этими представлениями в быту.

- Воспитать в детях любовь к природе, стремление ее беречь и защищать.

Процесс обучения глубоко умственно отсталых детей должен способствовать их всестороннему развитию. На уроках следует уде­лять внимание развитию речи ребенка, учить его правильно произ­носить и употреблять слова, правильно строить предложения. Осо­бое внимание следует уделять развитию диалогической речи, уме­нию отвечать на вопросы учителя, выполнению практических уп­ражнений.

Познавая мир природы, дети переносят свои впечатления в мир рисунка. У них лучше развиваются творческие способности. Все увиденное в природе - цветы, плоды, листья, рыбы, водоросли -оживает в их творческих работах по изобразительной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

примерное ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ
Тема 1. Моя Родина

Знакомство с понятием Родины (это моя школа, мой участок, мой город, моя страна).

Знания, умения, навыки. Сформировать представление о Родине и природе своего края. Воспитать эмоциональный подъем, гордость за свою Родину.

Словарь. Родина, край, страна.

Работа по развитию устной речи. Составление словосочета­ний: моя Родина, Родина-мать, моя страна, родная сторона, страна.

Тема 2. Природа полна необыкновенных чудес

(беседа об изменениях в природе на протяжении лета)

Изменение температуры воздуха в течение лета. Самый жаркий месяц лета. В каком месяце осадков было больше? Небо в начале, середине и в конце лета. Наблюдение за радугой. Цветение кустов и деревьев, плодоношение. Лекарственные растения, сроки их сбо­ра. Птицы в парке, поле, на участке, их поведение в течение лета.

Чтение стихотворения Е. Трутьевой «Дождик» и Е. Дрожжина «Первый гром».

Поговорки-шутки: «Туча летуча, а дождь - бегун», «Как гром ни гремит, а все замочит»..

Знания, умения, навыки. Расширение кругозора, систематизация опыта, развитие речи, познавательной деятельности. Развитие навы­ков речевого общения. Учить понимать скрытый смысл народной мудрости. Устанавливать причинно-следственные отношения между предметами. Учить анализировать и делать простые выводы.

Словарь. Радуга.

Работа по развитию устной речи. Составление словосочета­ний: радуга разноцветная, радуга-дуга.

Тема 3. Из всего многообразия мира -природа наиболее доступна детям

Три периода осени (экскурсия в парк в начале, середине и ко­нце осени). Составление календаря погоды и природы.

Наблюдение за явлениями живой и неживой природы (солнце, воздух, осадки, почва). Солнце не поднимается высоко, греет, но не сильно. Воздух становится холоднее. Еще бывают грозы. Туман -охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. Первые заморозки на почве. Небо - это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения.

Р а с т и т е л ь н ы й м и р

В парке становится все красивее. Окраска листьев, опадание листьев. Причина и значение листопада.

Ж и в о т н ы й м и р

Насекомые. Рассматривание серебристой паутины. Заметить, кто ее плетет, где прячется. После заморозков жизнь насекомых за­мирает. Почему?

Муравьи забрались в глубь муравейника, закрыв ходы.

П т и ц ы

Птицы летают стаями, Почему? Постепенный отлет птиц. Кто улетает раньше и почему? (Когда становится мало насекомых, уле­тают ласточки и стрижи). Позже всех улетают водоплавающие пти­цы. Почему?

Ж и в о т н ы е н а ш и х л е с о в

Еж устраивает свое жилище. Зачем?

Медведь начинает много есть. Забирается в поле, где растет овес, в малинник, ест желуди. Почему?

Лиса и волк - хищники, запасов на зиму не делают. Почему?

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й

А. К. Толстой «Осень», М. А. Познанской «Журавли».

Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы

И. И. Левитан «Золотая осень».

П о с л о в и ц а

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

П р а к т и ч е с к и е д е й с т в и я

Рассматривание через лупу паука, как он плетет паутинную нить.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«Чего не стало?», «Найди, о чем расскажу», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве», «Все по домам».

П р о г у л к а н а в о д о е м

Вода изменилась - стала прозрачнее. Водные растения опусти­лись на дно. Лягушки, улитки зарылись в ил. Рыбы собираются в стаи. Первый лед на водоемах. Под водой становится темно.

Знания, умения, навыки. Воспитывать любовь к родной природе и бережное к пей отношение. Создавать положительные эмоции. Показать многообразие н красоту окружающего мира. Расширять познания об окружающем мире. Устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Учить вычленять отдельные признаки предме­тов, явлений; сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Способствовать развитию мышле­ния и речи. Называть растения по памяти. Описывать и называть признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Найти предмет по сходству. Найти часть по целому. Найти целое по части. Установ­ление причинно-следственных зависимостей. Закрепление получен­ных ранее знаний.

Словарь. Туман, золотые монетки, листопад, ил.

Работа по развитию устной речи. Подбор однокоренных слов: туманный - затуманено; листопад, водоплавающие, малинник, хищ­ник. Словообразование: ил - илистый.

Тема 4. Итоговая беседа об осени

Знания, умения, навыки. Закрепление полученных ранее знаний.

Тема 5. «Здравствуй, гостья - зима»

(экскурсия в парк в начале, середине и конце зимы)

Наблюдения за явлениями неживой природы, их изменениями в течение зимы. Составление календаря погоды и природы. Солнце -яркое, тусклое или закрытое тучами. Солнце все позже восходит и раньше заходит. Дни становятся короче. Отметить высоту солнца в полдень, продолжительность светового дня. Отметить погоду, срав­нить ее со вчерашней.

Снег, его свойства. Снег согревает землю от промерзания. Снежный покров является источником влаги для растений в весен­ний период. Обратить внимание на то. как легко дышится в мороз­ный день, когда идет снег. Это потому, что падающий снег забира­ет из воздуха мельчайшие частички пыли. Почему глубина снега неодинакова в разных местах? (Работа ветра).

Ветер. Обычно усиливается в феврале. Ветер - сильный, сла­бый, холодный, пронизывающий. Определение силы ветра. Вьюга. метель, поземка.

Сильные морозы.

Р а с т и т е л ь н ы й м и р

Зимой деревья без листьев. Рассмотреть строение дерева: ствол, крону, расположение веток.

В парке тихо. Ветки деревьев опустились под тяжестью снега.

Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа, па бережное отношение к природе. В сильный мороз ветки деревьев и кустарни­ков хрупки. Сравнить хвойные и лиственные деревья. Рассмотреть почки на деревьях. Вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью.

Зимой деревья отдыхают, чтобы набраться сил к будущей пес­не. Зимой деревья не питаются, не растут, как бы погружаясь в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Летом под корой у них образуется особая ткань - пробковая. Она не пропус­кает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слон, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще одна защита - пушистое снежное одеяло.

П т и ц ы

С наступлением холодов птицы прилетают к жилищу человека. Почему?

Появление новых птиц в парке. Снегири, чечетки, щеглы - это кочующие птицы, которые прилетели к нам с Севера. Класси4зика-цпя птиц (перелетные, зимующие, кочующие). Понаблюдать, чем питаются птицы (плодами деревьев и кустарников: ягодами, сереж­ками, шишками, семенами трав: чертополоха, репейника, крапивы). Трудно найти корм птицам в февральские лютые морозы. В это время часто бывает гололед, стволы и ветки деревьев покрываются тонким слоем льда. В результате птицы не могут достать насеко­мых из-под оледеневшей коры. Как помочь птицам? Устройство кормушек.

Ж и в о т н ы е н а ш и х л е с о в

Лиса и волк бегают по лесу в поисках пищи. Лиса охотится за мышами, которые снуют под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается и, обнаружив мышиные ходы, начинает пры­гать по снегу, мыши, испугавшись, выбегают.

Зайчик весь день сидит под кустом, а ночью поскачет искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину. Лесни­ки заботятся о зайцах и заготавливают им кучи осиновых веток.

В солнечный день можно увидеть белку. Весь день белка занята добыванием пищи. В сильные морозы она прячется в дупле. За­ткнув отверстие, она несколько дней сидит в своем теплом гнезде.

В феврале у медведицы появляются медвежата.

Р ы б ы

В сильные морозы рыбы опускаются ближе ко дну, многие из них засыпают. Тело рыб покрыто слизью, как шубой. Водные рас­тения все полегли. Некоторые водоросли начинают гнить. Воздуха становится все меньше, и рыбам труднее дышать. Чтобы они не задохнулись, люди пробивают в реках, прудах проруби, через кото­рые под воду поступает чистый, свежий воздух.

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й

А. С. Пушкин «Зимнее утро». «Идет волшебница зима». И. Су­риков «Зима». Н. Никитин «Ж.гуч мороз». С. Маршак «Февраль». Л. Татьяничева «Снегири». С. Есенин «Береза».

Ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н о й п р о з ы

М. Пришвин «Ночевка зайца». Н. Павлова «Зимняя пирушка». В. Бианки «Январь», «Синичкин календарь». Г. Скрябитскнй «В зимнюю стужу», «Маленький лесовод», «Четыре художника».

Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н

В. А. Серов «Зима в Абрамцеве». К. А. Коровин «Зимой». И. Э. Грабарь «Зимний солнечный день».

П о с л о в и ц ы , п о г о в о р к и, п р и м е т ы

Спасибо, мороз, что снег нанес. Береги нос в большой мороз. Снег глубок - хлеб хорош. Снег на полях - зерно в закромах. Дым столбом - к морозу.

П р а к т и ч е с к и е д е й с т в и я

Рассматривание снежных хлопьев через лупу. Вывод: это от­дельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками воз­дух, поэтому снег пушистый. Рассматривание снежинки на куске фанеры или картона через лупу. Строение отдельных снежинок. Самая простая форма - шесть лучей в виде иголочек. Писатель И. Тургенев приветствовал снег такими словами: «Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега».

Раскопать снег там, где росла трава. Под снежным покрывалом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться.

Опыт: налить в две банки воды и в морозный день одну зако­пать глубоко в снег, а другую оставить на воздухе. Где вода замерз­нет быстрее? Вывод: слой снега лучше сохраняет тепло.

Срезать веточку и поставить в теплую воду. Она не распустится очень долго. Провести этот опыт в конце зимы. Срезанные ветки через несколько дней дадут молодые побеги. Вывод: во время по­коя деревьев происходят какие-то жизненные процессы.

Следы на снегу. Определить, чьи они.

Измерить высоту сугроба, свежевыпавшего снега.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«Загадай, мы отгадаем», «Кто лучше запомнит», «Найди, о чем расскажу», «Найди дерево по кроне (стволу, коре)».

Путешествие - прогулка на водоем

Водоем закрыт толстым льдом. Сверху он засыпай снегом, по­этому рыбам очень темно. Они стали сонными, движутся мало. Под водой мало воздуха. Как помочь рыбам?

Итоговая беседа о зиме.

Знания, умения, навыки. Способствовать расширению представ­лений об окружающем мире. Развивать умственные способности. Корригировать психические процессы. Воспитывать эстетические чувства. Повышать активность мыслительных процессов. Развитие всех психических процессов, их коррекция. Формирование диало­гической речи. Установление причинно-следственной зависимости в природе. Воспитание любви к родной природе и желание ее охра­нять. Воспитание интереса, заботливого отношения к обитателям водоемов. Выработка практических умений. Активизация словаря, мыслительных операций. Воспитание чувств и их коррекция. За­крепление знаний о деревьях. Развитие познавательной деятельности.

Словарь. Солнце, снегопад, снег, ветер, вьюга, метель, поземка, прорубь, снежинка.

Работа по развитию устной речи. Словообразование:

Солнце тусклое. Солнце яркое. Солнце, закрытое тучами. Сне­гопад обильный. Снегопад сильный. Снегопад слабый. Снег, как пух. Снежное покрывало. Снег пушистый, лохматый. Снег искрится.

Ветер сильный. Ветер слабый. Ветер пронизывающий. Вьюга воет. Вьюга завывает. Метель метет, заметает. Поземка стелется.

Снегирь красногрудый. Чечетка веселая, быстрая. Репейник ко­лючий.

Снежника снежная. Снежинка нежная. Снежинка разрезная. Снежинка лучистая.

Составление предложений со словом «прорубь».

Тема 6. «К нам весна шагает...»

(экскурсия в парк в начале, середине и конце весны)

Наблюдение за неживой природой в течение весны. Составле­ние календаря погоды и природы.

Солнце яркое, но еще мало греет. Солнце поднимается все вы­ше. Восходит солнце на востоке, заходит на западе. День увеличи­вается. Появились кучевые облака. Они появляются при нагревании воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Образо­вались сосульки.

Снег стал рыхлым, темным, ноздреватым, грязным, зернистым. Образовались проталины. С юга дуют теплые ветры.

Идет ледоход.

В начале мая гремит первый гром. Понаблюдать, как природа меняется перед грозой.

Показать детям половодье. Вода мутная, грязная, ее много. По­чему так много воды?

Р а с т и т е л ь н ы й м и р

Зазеленела трава. У деревьев начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворенными в ней питательными веществами из почвы поднимается по стволам деревьев к почкам. Они оживают, и распускаются листья.

Понаблюдать, как цветут ольха, верба, как появляется хвоя у лиственницы. Лиственница дает ценную древесину, которая не гни­ет. Из нее делают телеграфные столбы, используют при строитель­стве мостов, в самолетостроении. Ее древесина не гниет.

Появляются первые весенние цветы: голубая полоска, тонкая ветреница, фиалка, гусиный лук, мать-и-мачеха, зацветают ландыш, черемуха.

Н а с е к о м ы е

Появляется большое количество насекомых: комаров, мух, ба­бочек. Все они рады солнцу.

П т и ц ы

Воробьи громко чирикают. Скачут целыми стаями. Понаблю­дать, что они носят в своих клювах и зачем. Остальные птицы уле­тели в лес устраивать гнезда. Какие птицы улетели в лес? Возвращение перелетных птиц. Птицы не вьют гнезд па чужбине, а выво­дят птенцов на Родине. Развешивание скворечников.

Прилет пернатых из дальних стран: грачей, скворцов, жаворон­ков. В парке стало шумно и радостно.

Д и к и е ж и в о т н ы е

Весной у зайчихи появляются зайчата.

Выходит медведь из берлоги. У медведицы подросли медвежата. Они бродят по лесу в поисках пищи. Чем они питаются?

У волчицы в логове появились волчата.

Все взрослые звери линяют. Почему? Что дает линька?

Р ы б ы

Рыбы начинают расти. Чешуйки нарастают колечками, по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и й

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Е. Серова «Под­снежник», «Ландыш». О. Иваненко «Сосулька». С. Маршак «Март». Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза». С. Есе­нин «Черемуха».

Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н

И. Левитан «Март». И. Грабарь «Мартовский снег». А. Савра­сов «Грачи прилетели». К. Юон «Конец зимы».

П о с л о в и ц ы , п о г о в о р к и, п р и м е т ы

Длинные сосульки к долгой весне. Если ольха зацветет раньше апреля, весна будет ранняя. Май холодный - год хлебородный.

П р а к т и ч е с к и е д е й с т в и я

Наблюдение за сосульками. Почему днем тают? Почему тают не со всех сторон крыши?

Познакомить детей со сторонами света (север, юг). Понаблюдать за течением ручейков. Где скапливаются? Куда вытекают?

Опыт с грязным и чистым снегом. Какой снег быстрее тает? *'• Чье пальто быстрее нагревается па прогулке? Почему?

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы .

«Продайте то, что назову». «Кто быстрее найдет дуб, березy, сосну». «Найди пару».

П р о г у л к а н а в о д о е м

В воде появилась жизнь. Вода спокойная, в ней плавают стайки маленьких рыб. Это мальки, которые вывелись из икры и живут са­мостоятельно. У берегов вода уже согрелась - они и выплыли на солнышко.

Послушать кваканье лягушек. Если получится, можно рассмот­реть лягушечьи икринки, из которых формируются головастики.

Итоговая беседа о весне.

Знания, умения, навыки. Расширение познаний об окружающем мире. Формирование мыслительных операций. Способность обоб­щать и делать выводы. Формирование познавательных способностей.

Развитие навыков речевого общения. Учить понимать скрытый смысл пословиц, поговорок, примет.

Найти цветок по названию. Найти предмет по сходству.

Словарь. Облака, сосульки, проталины, ледоход, половодье, ло­гово, мальки, головастики.

Работа по развитию устной речи. Словообразование: облака кучевые, прозрачные, легкие; сосульки прозрачные, острые; мальки быстрые, юркие; головастики круглые, хвостатые. Словосочетание:

Волчье логово.

Тема 7. «Лето красное настало»

(экскурсия в парк, поле, луг в начале, середине и конце лета)

Наблюдение за явлениями неживой природы.

Солнце поднимается все выше, припекая сильнее. Наступают теплые дни. Понаблюдать за теплыми дождями, радугой, грозой, ро­сой.

Р а с т и т е л ь н ы й м и р

На деревьях много листвы. На шишках сосны лежит пыльца. Цветут лекарственные травы.

На лугу растут кормовые травы (мышиный горошек, донник). Кормовые злаки (овсяница луговая, тимофеевка). В июле луг - бе­лый. Почему? Цветут ромашка, тмин, тысячелистник, донник бе­лый. Наступает нора сенокоса.

В лесу тихо и прохладно: листва на деревьях разрослась и дает много тени.

Ржаное поле из зеленого стало золотым. Поле называют нивой. В августе зелень деревьев потускнела. В лесу появилось много ягод. Ягоды рябины стали красными.

П т и ц ы

Птицы выводят птенцов. У жаворонка гнездо в траве. Поет он высоко в небе, а спускается на землю далеко от гнезда, чтобы ни­кто не увидел, где его дом. У иволги гнездо подвешено высоко над землей, оно похоже на легкую корзиночку. Это очень трудная нора для птиц. Самочка сидит в гнезде и согревает яйца, а самец прино­сит еду и поет около гнезда.

У птиц много врагов.

В августе птицы летают стаями и обучают летать птенцов.

Н а с е к о м ы е

Появилось много жуков: майские, навозные. Весело летают ба­бочки и стрекозы. Дружно трудятся муравьи. Какую пользу они приносят? С какой стороны дерева устраивают муравейник? Почему?

По вечерам летают летучие мыши, которые ловят жуков, комаров.

Большую пользу приносят стрекозы. Они ловят не только кома­ров, но и других мелких насекомых.

Ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н о й п р о з ы, с т и х о в

Ю. В. Жадовский «Нива». Е. Трутнева «Дождик», «В родном краю». В. Бианки «Голубые лягушки».

П о с л о в и ц ы , п о г о в о р к и, п р и м е т ы

Туча летуча, а дождь - бегун. Сосна пылит, значит началось лето. Лето грозовое, значит и грибное. Июль - макушка лета.

П р а к т и ч е с к и е д е й с т в и я

Сбор растений для гербария: «Лекарственные травы», «Расте­ния нашего луга». «Цветы нашего парка».

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы «Где что растет?», «От какого растения цветок?».

Знания, умения, навыки. Установление причинно-следственной зависимости живой и неживой природы. Выработка умения сравни­вать с целью выявления сходства и различия.

Словарь. Роса, сенокос, нива, жаворонок.

Работа по развитию устной речи. Роса, как слезинка. Роса -росинка. Составление предложений со словом «сенокос». Уточне­ние смыслового значения. Словообразование: жаворонок звонкий.

  1. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Тема 1. Солнце

Что такое солнце? Солнце светит. Солнце греет.

П р а к т и ч е с к и е у п р а ж н е н и я

Ощущение теплых лучей солнца на лице, одежде. Опыт с уве­личительным стеклом. Игры с солнечным зайчиком.

Знания, умения, навыки. Дать систему знаний, необходимых в повседневной жизни. Расширение и уточнение словарного запаса.

Словарь. Солнце, звезда.

Работа по развитию устной речи. Составление словосочета­ний и образных выражений. Солнце - солнышко, солнечный. Сол­нышко мое. Звезда - звездное.

Тема 2. Воздух

Что такое воздух? Свойства воздуха.

Опыты: помахать листом бумаги возле лица; выпустить воздух из надувного шарика, направив его струю в лицо. Что почувству­ешь? Бросить в стакан с водой камушек, пойдут пузырьки. Почему?

На улице провести игры с «султанчиками», с полосками тонкой бумаги, с надувным шариком. Пускание бумажного змея. Вывод:

воздух прозрачный и бесцветный, но он есть повсюду. Воздух пере­мещается.

Знания, умения, навыки. Развитие познавательной деятельности, практических действий.

Словарь. Воздух.

Работа по развитию устной речи. Словосочетания: воздух чистый, прозрачный, свежий.

Тема 3. Вода

Свойства воды.

Опыты. Вода - жидкость: переливание воды из сосуда в сосуд. Вода - прозрачная жидкость: в стакан с водой и стакан с молоком поместить ложку. Вода - растворитель: растворить в воде соль и сахар. Вывод: вода - жидкость, без цвета и запаха, растворяет соль и сахар, она не имеет формы.

Значение воды. Вода - источник жизни.

Знания, умения, навыки. Коррекция органов чувств. Активиза­ция и обогащение словаря.

Словарь. Вода, жидкость.

Работа по развитию устной речи. Составление словосочета­ний: вода прозрачная, вода холодная.

Тема 4. Почва

Что такое почва? Состав почвы, ее свойства.

Опыт. Положить горсточку почвы в стакан с водой, размешать. На спиртовке в баночке прокалить почву. Вывод: в почве имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков).

Значение почвы.

Знания, умения, навыки. Сформировать понятие о составе почвы.

Словарь. Почва.

Работа по развитию устной речи. Почва плодородная.

  1. ЖИВАЯ ПРИРОДА
Тема 1. Растения

Строение растения. Основные части. Значение растений. Срав­нение герани и фикуса. Зарисовка частей растения в тетради. Ус­ловия, необходимые для жизни растений.

Опыт. Одно растение поставить на окне, другое - в темной комнате. Одно растение поливать, другое - нет. Одно растение сто­ит в теплой комнате, другое - в холодной. Вывод: для жизни расте­ний необходимы тепло, свет, влага.

Знания, умения, навыки. Коррекция внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи, мыслительных операций.

Словарь. Стебель, лист, корень, цветок.

Работа по развитию устной речи. Составление словосочета­ний: лист упругий, продолговатый, круглый.

Тема 2. Растения леса

Деревья леса. Хвойные, лиственные деревья. Места произраста­ния деревьев. Кустарники. Экскурсия в лес, парк. Сбор листьев для гербария.

Значение леса. Бережное отношение к природе.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«Узнай дерево по листочку», «Подбери листочек к дереву», «От какого дерева плоды, семена?», «Помоги Незнайке выйти из леса».

Знания, умения, навыки. Воспитание практических умений и навыков, необходимых для дальнейшей адаптации детей. Активиза­ция словаря, речи, мышления.

Словарь. Береза, хвойный, лиственный.

Работа по развитию устной речи. Береза - березонька. Береза кудрявая, белоствольная, плакучая.

Тема 3. Животные леса

Классификация животных (домашние и дикие). Использование наглядных пособий (муляжей, картинок). Внешний вид животных, характерные особенности. Чем питаются? Как устраивают жилище? Как готовятся к зиме?

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«Узнай по описанию», «Чей это детеныш?», «Кто чем питает­ся?», «Кто как зиму проводит?».

Знания, умения, навыки. Уметь соотносить и называть предметы по их изображению. Накопление активного и пассивного словаря, уточнение смыслового значения слов.

Словарь. Лось, кабан.

Тема 4. Птицы леса

Классификация птиц (перелетные, кочующие, зимующие). Ра­бота с муляжами, картинками. Пища птиц. Устраивание гнезд, вы­ведение птенцов. О пользе птиц.

Экскурсия и лес в начале, середине, конце лета. Помощь птицам в зимний период.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«Кто чем питается?», «Чем отличаются зимующие птицы от пе­релетных?», «Кто выводит птенцов зимой?»

Знания, умения, навыки. Расширение кругозора, познавательно­го интереса. Формирование мыслительных операций.

Словарь. Перелетные, зимующие, кочующие.

Работа по развитию устной речи. Составление предложений со словосочетаниями: птицы перелетные, птицы кочующие, птицы зимующие.

Тема 5. Растения луга

Отличие луга от леса. Работа с иллюстрациями. Экскурсия на луг. Растения луга: клевер, тимофеевка, мышиный горошек (это кормовые травы). Ядовитые растения: лютик, чемерица.

Сбор гербария из кормовых трав.

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«Найди такое же растение», «Узнай по описанию».

Знания, умения, навыки. Обогащение и активизация словаря, коррекция внимания, зрительного и слухового восприятия, мышле­ния, речи.

Словарь. Клевер, тимофеевка.

Тема 6. Растения поля

Что выращивают на поле? Кто в поле работает? Сорняки поля и борьба с ними. Рассматривание колосков и зерен ржи, пшеницы, ячменя, овса, кукурузы, их сравнение, (рассматривание зерен). Что делают из зерен? Что делают из муки? Мука ржаная и пшеничная (сравнение).

Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы

«С какого колоска зернышко?», «Узнай на ощупь». Знания, умения, навыки. Расширение представлений об окру­жающем мире, умение пользоваться речью. Словарь. Колосья, ячмень, рожь, зерна.

Работа по развитию устной речи. Словообразование:: рожь -ржаной, зерно – зернистый.

Тема 7. Растения водоемов

Кувшинка, элодея. Место ид произрастания, внешний вид. Связь между растениями и животными водоемов. Экскурсия к водо­ему. Охрана мелких водоемов.

Знания, умения, навыки. Развитие познавательной деятельности, речи, воспитание бережного отношения к природе. Установление причинно-следственной зависимости явлений. Развитие умственных способностей. Умение правильно произносить и употреблять слова.

Словарь. Кувшинка, элодея.

Работа по развитию устной речи. Словообразование: кувшин­ка белая, красивая, нежная.

Тема 8. Животные луга

Собиратели нектара (пчелы, шмели). Бабочки, мыши, кроты. Приспособляемость животных. Экскурсия на луг.

Тема 9. Животные поля

Пища животных. Подготовка к зиме.

Тема 10. Животные водоемов

Наблюдения за водомеркой, лягушкой. Взаимосвязь животных и растений водоемов.

  1. ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ
Тема 1. Горизонт

Формирование понятий горизонта и линии горизонта. Экскур­сия на залив. Наблюдение на заливе за горизонтом (подняться на возвышенность, спуститься вниз - где шире горизонт?) Изменение горизонта при подъеме. Наблюдение за водным транспортом. Рас­сматривание иллюстраций таблиц.

Знания, умения, навыки. Формирование понятия о горизонте.

Словарь. Горизонт, линия горизонта.

Работа по развитию устной речи. Расширение и уточнение словарного запаса.

Тема 2. Ориентирование по солнцу

П р а к т и ч е с к и е у п р а ж н е н и я

Встать спиной к солнцу. Тень от тела покажет направление на север. Сзади - юг. Развести руки в стороны. Правая рука показыва­ет направление на восток, левая - на запад.

Определение промежуточных сторон горизонта. Зарисовка в тетрадях. Ориентирование по местным признакам. В лесу мох па камнях и деревьях нарастает с северной стороны. У деревьев, рас­тущих на открытом -месте, с северной стороны ветвей меньше и они короче. Муравьи строят муравейники с южной стороны дерева. Весной снег начинает таять на склоне с южной стороны и дольше лежит на северной.

Знания, умения, навыки. Развить умение ориентироваться по солнцу. Развивать идеологическую речь. Закреплять навыки ориен­тирования па местности по солнцу, по местным признакам. Упраж­нять в определении сторон горизонта по компасу.

Тема 3. Знакомство с компасом

Устройство компаса, основные детали. Назначение компаса. Обучение пользованию компасом. Закрепление знаний о горизонте. Определение сгорои горизонта по солнцу.

Игры с заданиями. Какие предметы находятся в направлении юга, севера...? Название промежуточных сторон горизонта.

Создание игровых ситуаций: если заблудились в лесу, по каким Яризнакам будете ориентироваться?

Знания, умения, навыки. Дать элементарные сведения о компа­се, его использовании. Умение ориентироваться. Обогащение сло­варя, речи.

Словарь. Компас.

Тема 4. Какую поверхность имеет Земля?

Равнины. Холмы. Овраги. Горы.

Какую поверхность имеет наша местность? (Наблюдение на прогулках, экскурсиях). Зарисовки в тетрадях.

Знания, умения, навыки. Расширение познаний об окружающем мире. Накопление активного н пассивного словаря, формирование понятий.

Словарь. Равнины, холмы, овраги, горы.

Работа по развитию устной речи. Подбор однокоренных слов.

Тема 5. Чем богата наша страна?

Полезные ископаемые.

Песок и глина. Образование песка и глины, их состав (рассмат­ривание через лупу). Свойства песка и глины.

Опыт. В две воронки положить немного ваты. В одну насыпать песок, в другую - глину. Налить воду. Вывод: песок и глина раз­личны но цвету. Песок состоит из отдельных песчинок различной величины. Глина состоит из мелких частичек, скрепленных между собой.

Использование песка и глины в народном хозяйстве.

Обследование кусочков гранита: тяжелый, твердый, прочный, зернистый, серого или темно-красного цвета. Состоит из отдельных зерен, тяжелее воды. Добыча гранита. Использование в народном хозяйстве.

Обследование кусочков каменного угля. Определение его по­верхности (гладкая, блестящая), прочности. Каменный уголь имеет черный цвет, блестит па солнце, тонет в воде, твердый, но хруп­кий. Добыча каменного угля. Использование в народном хозяйстве.

Планета Земля. Модель Земли - глобус. Изображение Земли.

Знания, умения, навыки. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности, их коррекция. Приобретение знаний о полезных ископаемых. Обогащение и активизация словаря. Разви­тие органов чувств, расширение кругозора. Осмысление практиче­ского опыта. Дать систему знаний, необходимых в повседневной жизни.

Словарь. Гранит, каменный уголь, глобус.

Работа по развитию устной речи. Образование словосочета­ний: гранит гладкий, зернистый, прочный; глобус большой, глобус - модель Земли.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

(предметно-практическая деятельность)

Авторы-составители Э. С. Флоринская, А. Е. Коновалова, учителя детского

дома-интерната № 1 г. Петродворца

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Растения вокруг нас | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 166 «Росинка» КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию» (ребенок в мире природы) на тему: «Растения вокруг нас» Составила: Слепкова Любовь Викторовна, воспитатель первой категории г. Ульяновск Программное содержание Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве. Дать детям представление о функции корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле. Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели. Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; «модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска; ёмкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: деревья, кусты, травянистые растения; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Ульяновской области. Длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей «признаки живого», «строение растений, проведение игр-превращений «Представь себя иным», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин. Ход образовательной деятельности Дети садятся полукругом, на столе перед ними стоит ваза с искусственным цветком. Воспитатель: «Ребята, давайте мне скорее горшок с землей. Я хочу по

educontest.net

Сценарий урока биологии в 6 классе, Тема "Условия жизни растений на земле", УМК Пономаревой И.Н.

22.09.2014 год

6 класс

Тема: Условия жизни растений на Земле.

Экскурсия: «Мир растений вокруг нас»

Цель: Закрепить знания о многообразии растений, познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на живые организмы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Ввести понятия: абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, экология, экологические факторы.

  2. Научить отличать древесные, кустарниковые и травянистые растения (жизненные формы растений). Дать понятие о продолжительности их жизни.

  3. Наблюдать осенние явления в жизни растений

  4. Познакомить с местными видами дикорастущих, культурных, лекарственных и декоративных растений.

  5. Научить приводить примеры влияния экологических факторов на живые организмы.

  6. Раскрыть особенности природных условий Республики Бурятия.

Развивающие:

  1. Формировать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах при проведении экскурсии.

  2. Формировать умение составлять отчет об экскурсии.

Социализирующие:

1 .Формировать позитивное ценностное отношение к живой природе.

Ход урока

II. Изучение новой темы.

Задание:

Прочитать §4, стр.19-20 до экологических факторов.

1. Какие среды жизни существуют на Земле?

Заполни в тетради схему

Среды жизни

Среды жизни: наземно – воздушная, водная, почвенная, организмы.

2. Что называют факторами среды? Запиши в тетрадь определение.

Окружающая среда - все, что окружает живые организмы.

Факторы среды - все, что оказывает влияние на живые организмы

Абиотические, биотические, антропогенные

3. Какие факторы оказывают влияние на растения? Приготовь устный ответ.

Действие на растительный организм:

Экология - наука об отношениях организмов между собой и с окружающей средой (беседа).

Инструктаж при проведении экскурсии

Экскурсия

Цель: Познакомиться с растениями Республики Бурятия, научиться различать жизненные формы, пронаблюдать осенние явления, происходящие с растениями.

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса…

Отчет:

  1. Какие жизненные формы растений вы встретили на экскурсии?

  2. Какие изменения происходят с деревьями кустарниками и травами осенью?

  3. Приведите примеры цветковых растений произрастающих в Республике Бурятия.

  4. Приведите примеры голосеменных растений произрастающих в Республике Бурятия.

  5. Какие факторы среды оказывают влияние на наблюдаемые вами растения?

ДЗ §4 вопросы 1-3 стр. 22, выучить понятия

Проведение экскурсии.

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Отчет

  1. Какие жизненные формы (деревья, кустарники, травы) вы встретили?

  2. Какие изменения происходят с деревьями, кустарниками, травами осенью?

  3. К какой группе относятся наблюдаемые вами растения (высшие (споровые, голосеменные, цветковые), низшие)?

  4. Опишите, какие факторы среды оказывают влияние на какое – либо наблюдаемое вами растение?

Тема: Условия жизни растений на Земле.

Задание:

Прочитать §4, стр.19-20 до экологических факторов.

1. Какие среды жизни существуют на Земле?

Заполни в тетради схему

Среды жизни

2. Что называют факторами среды? Запиши в тетрадь определение.

3. Какие факторы оказывают влияние на растения? Приготовь устный ответ.

Экскурсия: «Мир растений вокруг нас»

Цель: Познакомиться с растениями Республики Бурятия, научиться различать жизненные формы, пронаблюдать осенние явления, происходящие с растениями.

Отчет:

  1. Какие жизненные формы растений вы встретили на экскурсии?

  2. Какие изменения происходят с деревьями кустарниками и травами осенью?

  3. Приведите примеры цветковых растений произрастающих в Республике Бурятия.

  4. Приведите примеры голосеменных растений произрастающих в Республике Бурятия.

  5. Какие факторы среды оказывают влияние на наблюдаемые вами растения?

Тема: Условия жизни растений на Земле.

Задание:

Прочитать §4, стр.19-20 до экологических факторов.

1. Какие среды жизни существуют на Земле?

Заполни в тетради схему

Среды жизни

2. Что называют факторами среды? Запиши в тетрадь определение.

3. Какие факторы оказывают влияние на растения? Приготовь устный ответ.

Экскурсия: «Мир растений вокруг нас»

Цель: Познакомиться с растениями Республики Бурятия, научиться различать жизненные формы, пронаблюдать осенние явления, происходящие с растениями.

Отчет:

  1. Какие жизненные формы растений вы встретили на экскурсии?

  2. Какие изменения происходят с деревьями кустарниками и травами осенью?

  3. Приведите примеры цветковых растений произрастающих в Республике Бурятия.

  4. Приведите примеры голосеменных растений произрастающих в Республике Бурятия.

  5. Какие факторы среды оказывают влияние на наблюдаемые вами растения?

infourok.ru

Проект Зелёный мир вокруг нас

Зелёный мир вокруг нас Выполнили работу обучающиеся 2В класса филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» с. Столовое Виляев Д., Морозова К.,Дарвин К.

Зелёный мир вокруг нас

Выполнили работу

обучающиеся 2В класса филиала МБОУ «Новолядинская СОШ»

с. Столовое

Виляев Д., Морозова К.,Дарвин К.

А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? Где надо ставить растения, чтобы они были красивыми? Чтобы растения в комнате хорошо росли, им нужны условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания.

А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? Где надо ставить растения, чтобы они были красивыми?

Чтобы растения в комнате хорошо росли, им нужны условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания.

Цель исследования овладение знаниями правильного расположения комнатных растений в различных помещениях

Цель исследования

овладение знаниями правильного расположения комнатных растений в различных помещениях

Объект исследования: комнатные растения Предмет исследования: свет как условие для развития растений.

Объект исследования: комнатные растения

Предмет исследования:

свет как условие для развития растений.

Гипотеза: Если мы правильно отберём растения для посадки в классах нашей школы, то сможем создать оптимальные условия для роста и размножения комнатных растений

Гипотеза:

Если мы правильно отберём растения для посадки в классах нашей школы, то сможем создать оптимальные условия для роста и размножения комнатных растений

1)узнать о значении света для растений; 2) выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение; 3) опытным путём определить освещённость классных комнат. Задачи :

1)узнать о значении света для растений;

2) выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение;

3) опытным путём определить освещённость классных комнат.

Задачи :

Мы наблюдали за нашими саженцами растений и увидели появление листьев со стороны источника света.

Мы наблюдали за нашими саженцами растений и увидели появление листьев со стороны источника света.

Свет жизненно необходим для растений. Если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма.

Свет жизненно необходим для растений.

Если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету. Эта реакция известна под названием фототропизма.

Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света.

Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего.

Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света.

Все комнатные растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые. При недостатке света многие растения перестают цвести, они начинают чахнуть и могут погибнуть. При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На листьях растений появляется ожог.

Все комнатные растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые.

При недостатке света многие растения перестают цвести, они начинают чахнуть и могут погибнуть.

При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На листьях растений появляется ожог.

Вот что мы увидели Для изучения внутреннего озеленения школы провели обход классов . Растения были разные по размеру, по облику. В основном растения ухожены, но встречаются сухие, пожелтевшие листья, пятна на листьях, особенно после выходных и праздничных дней. Ассортимент видов недостаточно продуман, им было плохо в этих помещениях. Некоторым очень жарко, а некоторым мало света.

Вот что мы увидели

Для изучения внутреннего озеленения школы провели обход классов . Растения были разные по размеру, по облику. В основном растения ухожены, но встречаются сухие, пожелтевшие листья, пятна на листьях, особенно после выходных и праздничных дней. Ассортимент видов недостаточно продуман, им было плохо в этих помещениях. Некоторым очень жарко, а некоторым мало света.

Поэтому мы Определили расположение окон в классах по сторонам горизонта и освещённость помещений в течении дня.

Поэтому мы

Определили расположение окон в классах по сторонам горизонта и освещённость помещений в течении дня.

А вот и наши результаты юг север 6, 7 классы холл восток запад ГПП, 9, 5Г классы 2, 3, 1, 4, 5в, 8 классы

А вот и наши результаты

юг

север

6, 7

классы

холл

восток

запад

ГПП,

9, 5Г

классы

2, 3, 1,

4, 5в, 8

классы

Мы установили, что с южной стороны продолжительнее всего естественное освещение. Освещённость помещений в течении дня Долго остаются освещёнными классы на восточной стороне, на западной стороне здания освещённость умеренная, а вот на северную сторону могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования- там менее всего естественного освещения и рекомендуется подключать искусственное.

Мы установили, что с южной стороны продолжительнее всего естественное освещение.

Освещённость помещений в течении дня

Долго остаются освещёнными классы на восточной стороне, на западной стороне здания освещённость умеренная, а вот на северную сторону могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования- там менее всего естественного освещения и рекомендуется подключать искусственное.

бегония Фишера, пеперомия, плющ обыкновенный, монстера Борзига, сансивьера трехполосатая, циперус, шефлера восьмилисточковая В классах, находящихся на восточной и западной стороне необходимо увеличить фитонцидные растения

бегония Фишера,

пеперомия,

плющ обыкновенный,

монстера Борзига,

сансивьера трехполосатая, циперус,

шефлера восьмилисточковая

В классах, находящихся на восточной и западной стороне необходимо увеличить фитонцидные растения

В помещениях классов с южной стороны гибискус китайский, каланхоэ, пеперомия, плющ обыкновенный, толстянка, хлорофитум, эухарис, фикус;

В помещениях классов с южной стороны

гибискус китайский,

каланхоэ,

пеперомия,

плющ обыкновенный,

толстянка,

хлорофитум,

эухарис,

фикус;

с северной стороны хлорофитум, эухарис, плющ обыкновенный, монстера Борзига, аукуба, аспидистра

с северной стороны

хлорофитум,

эухарис,

плющ обыкновенный,

монстера Борзига,

аукуба,

аспидистра

Возле компьютера тонизирующие растения, летучие выделения которых повышают иммунитет человека, способствуют снятию усталости – такие как розмарин, мирт, герань, лавр

Возле компьютера

тонизирующие растения, летучие выделения которых повышают иммунитет человека, способствуют снятию усталости – такие как розмарин, мирт, герань, лавр

Мы сделали вывод: если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается. Поэтому для правильной расстановки растений в комнате надо знать, какие световые условия необходимы каждому растению

Мы сделали вывод:

если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается. Поэтому для правильной расстановки растений в комнате надо знать, какие световые условия необходимы каждому растению

Литература 1. Востряков В. Искусственный климат// Маленький садовник. 2005, №6.     С. 2-3. 2. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989. 190 с. 3. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Ред. коллегия: И.М. Терехов (гл. ред.) и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 36-40. 4. Цыбуля Н.В., Рычкова Н.А., Чиндяева Л.Н. и др. Правила внутреннего и наружного озеленения детских учреждений. Новосибирск: Издательство  «Арта», 2005. 32 с.

Литература

1. Востряков В. Искусственный климат// Маленький садовник. 2005, №6.     С. 2-3.

2. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989. 190 с.

3. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Ред. коллегия: И.М. Терехов (гл. ред.) и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 36-40.

4. Цыбуля Н.В., Рычкова Н.А., Чиндяева Л.Н. и др. Правила внутреннего и наружного озеленения детских учреждений. Новосибирск: Издательство  «Арта», 2005. 32 с.

multiurok.ru

Мир растений глазами детей младшего дошкольного возраста

Ребенок младшего дошкольного возраста знакомится с миром растений в ближайшем природном окружении.

Растения – благодатный объект для познания, для развития наблюдательности, мышления ребенка.

Они всегда доступны взору, их можно потрогать, понюхать, ощутить на вкус и т.д. Неподвижные и молчаливые на первый взгляд растения своими стеблями и листьями, цветками и плодами, ветками и почками дают богатую пищу для размышлений. Как в сельских, так и в городских условиях, как в теплое время года, так и зимой ребенок может видеть множество растений. И это многообразие растений, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, а постоянно изменяющемся виде.

мальчик нюхает цветы

Ребенок к трем годам уже осознает, что все в окружающем мире имеет свои названия. Замечая растения, он интересуется, как оно называется. Иногда его не устраивают обобщенные названия, типа цветок, ягодка и требует определенной конкретизации. Например, девочка держит в руках лесные орехи и интересуется:

— Это как называется?

— Орешки.

— Я знаю! А фамилия как?

Дети задумываются, почему растениям дали такое название. Услышав названия, они проводит определенные аналогии с уже известными им предметами. Так, услышав название цветок «гвоздика», ребенок предположил:

— Посадили гвозди и выросли гвоздики?

Названия растений соотносят с движениями, действиями, которые они должны совершать. Выяснив, что цветы называются колокольчики, ребенок интересуется:

— Ветер подует, и они зазвенят?

Услышав название куста «шиповник», один ребенок тут же поинтересовался:

— А почему он не шипит?

У другого ребенка название этого же растения вызывает иные ассоциации. Так два мальчика стоят перед кустом шиповника и спорят:

— Это роза!

— Нет, не роза!

— А что?

— Подшипник!

Слыша названия растений, дети приходят к выводу о принадлежности этих растений кому-либо, например, какому-либо животному. Так, во время прогулки в лесу, ребенку рассказали:

— Это заячья капуста, ее можно есть.

Ребенок, пожевав нежные, кислые листочки, окинул взглядом плантацию и деловито промолвил:

— Вкусная! Зайцы тут наквасят целую бочку.

Узнав название кустарника, один ребенок интересуется:

— Волчьи ягоды волк посадил?

Другой полагает, что название растения связано с его определенными свойствами. Например, ребенок рассказывает:

— Наша воспитательница сказала, что волчьи ягоды есть нельзя. А Дима ел!

— И что же он?

— Что, что… Пока не воет…

Название растений дети также соотносят с предполагаемым местом произрастания. Услышав в разговоре взрослых выражение «карликовые березы» девочка интересуется:

— А почему они у нас растут, а не у карликов?

Если в названии животных дети младшего дошкольного возраста больше стремятся подчеркнуть маленькие размеры животного, уточнить названия детенышей, то в мире растений они стремятся конкретизировать названия больших растений, крупных плодов. Так собирая урожай на грядке, девочка восторженно заявляет:

— А я нашла огур!

— Почему огур?

— Потому что огурчик – это маленький, а это большой, это – огур.

Во время прогулки на поле детям показывают, какие большие тыквы растут по обеим сторонам дороги. Один мальчик укоряет:

— Надо, говорить вежливо: не тыквы, а выквы.

Рассматривая растения, дети отмечают особенности их строения и характеризуют, используя названия частей тела человека. Например, рассматривая дерево, ребенок отмечает:

— У деревьев одна ножка и много рук.

Во время дождя ребенок замечает:

— Папа, мама, скорее, посмотрите – какие у деревьев шеи мокрые… .

Интерес к внутреннему строению растений у детей проявляется в большей степени к плодам. Так кушая сливы, ребенок с недоумением замечает:

— Одного не пойму: как это в сливы косточки запихивают?!

Другой ребенок, кушая яблоко, с уверенностью рассказывает о его строении:

— Я знаю: сверху у яблока кожура, а внутри лежит огрызок!

Наблюдая растения, дети четвертого года жизни отмечают и их наиболее яркие признаки внешнего вида. Например, впервые увидев вдалеке березу, ребенок заметил:

— А вон все дерево в газетах.

Рассматривая ягоды на кусте крыжовника, один мальчик увидел необыкновенно крупную ягоду и удивился:

— Какая ягода и небритая!

А другой поинтересовался:

— Почему крыжовник натыкался булавками?

Под влиянием взрослого дети младшего дошкольного возраста знакомятся с разнообразными свойствами растений. Но особого внимания детей заслуживают такие свойства, как:

  • запах растений

Один ребенок, нюхая букет цветов, отмечает:

— Цветы так вкусно пахнут – прямо как компот!

Другой ребенок, вдыхая аромат цветка, говорит:

— Как ново пахнет!

  • свойства жгучести, колючести.

Эти свойства для детей иногда являются важными для определения вида растения. Например, девочка интересуется:

— Это что, елка?

— Нет, сосна.

Подошла, потрогала:

— Нет, все-таки немножко елка.

Дети воспринимают эти свойства, как защитные свойства растений и их интересует, почему другие растения этими свойствами не обладают:

— Бабушка, почему чертополох колючий?

— Он не хочет, чтобы его коровы съели.

— А остальная трава хочет?

Выделяя свойства у растений, дети находят определенные сходства с предметным миром. Например, ребенок интересуется:

— Мама, а лук и мыло родственники!

— Почему?

— Они ведь оба глаза щиплют…

Или сходства с миром животных. Так мальчик интересуется:

— Дедушка, а крапива кусается?

— Еще как!

— А лаять она умеет?

Или по аналогии: животное заснуло-проснулось, ребенок интересуется:

— Цветочки завяли, а когда они отвянут?

  • свойства ядовитости.

Зная от взрослого, что от яда растений можно умереть, ребенок в своих размышления идет дальше:

— А если раздавить лопаткой ядовитую ягоду, лопатка умрет?

  • Выделяемые свойства растений дети используют для характеристики людей. Например, ребенок заявляет:

— Мальчики грубые, как солома, а девочки мягонькие, как трава.

Или:

— Мама, у тебя такие руки теплые – как травяная дорожка летом.

Дети в младшем дошкольном возрасте усваивают, что растения развиваются и изменяются, но для них наиболее яркими являются сезонные изменения. Дети хорошо усваивают, что осенью листья меняют окраску, опадают, а весной листья появляются:

  • мальчик несет опавший лист с комнатного растения:

— Смотрите, в большой комнате осень наступила!

  • весной девочка обращает внимание на деревья:

— Смотрите, как деревья листеют!

  • ребенок обобщает:

— Осенью листочки с деревьев улетают, а весной прилетают.

— Как хорошо кто-то придумал. Летом цветы цветут, а осенью – листья.

Из-за недостаточного объема представлений, дети четвертого года жизни, замечая изменения в растениях, могут неверно их трактовать:

  • мальчик увидел проросший картофель.

— Мама, смотри – макароны из картошки выросли!

  • Девочка показывает подружке колосок:

— Видишь, какие маленькие зернышки в нем появляются? Они растут, растут и становятся булками.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги большое внимание уделяют такому вопросу, как формирование представлений о том, что растения живые. В отличие от животных, растения не обладают такие яркими витальными признаками. И дети пытаются их уяснить, сравнивая потребности, проявления растений с человеком. Например,

  • Вечером гуляет с папой по парку, мальчик замечает:

— А почему деревья спят стоя?

  • Девочка просит:

— Мама, купи мне яблоко.

— Уже поздно, доченька, яблоки все спят.

— Это маленькие яблоки спят, а большие – еще нет.

  • Ребенок раскрашивает альбом. Мама спрашивает:

— А почему яблоко синее?

— А оно упало.

— Ну и что?

— И синяк получился.

  • Мальчик несет дыньку за хвостик и приговаривает:

— Потерпи немножко!

  • Вслушиваясь в шелест листьев на дереве, девочка поясняет:

— Это листочек-мама рассказывает листочку-ребенку сказку.

Но все же для детей главным проявление живого организма является движение, поэтому они интересуются, почему дерево нельзя переставить на другое место.

Дети обращают внимание на количество растений и пытаются одним словом назвать их совокупность. Например,

  • гуляя с мамой в парке, ребенок увидел полянку, где много одуванчиков:

— Ой, сколько цветов! Целая стая.

  • на прогулке дети вышли на лужайку, где много невысоких кустарников. Один из детей воскликнул:

— Ой, какая кустыня!

Отношение к растениям дети второй младшей группы могут высказывать:

  • в слове . Например, девочка заявила:

— Я очень люблю цветы, я настоящая любовница цветов.

  • через отношение к другим объектам природы. Например, мальчик в беседе с дедом:

— Дедушка, ты какое дерево больше всего любишь?

— Пальму.

— А я березку. Знаешь почему? На березе больше всего майских жуков и муравьев.

  • чаще всего через действия по отношению к растения. Например, дети, на прогулке в парке увидели желтую от одуванчиков полянку. Зная, что рвать растения нельзя, все дети метнулись срывать одуванчики. На возглас педагога, что нельзя рвать цветы, дети ответили:

— Но ведь они же без разрешения растут.

Для того чтобы у детей уже в младшем дошкольном возрасте складывались правильные представления о мире растений, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, наполняя их хоть и элементарной, но уже научной информацией.

Стреха Е. А.

vscolu.ru

Мир вокруг нас - полезные свойства комнатных растений

Категория: Новости 26 декабря 2016

Мир вокруг нас - полезные свойства комнатных растений

За окном - зимняя сказка: белые снежинки мягко падают, покрывая деревья, крыши, тротуары белым пушистым ковром. А в тёплой уютной гостиной нашего пансиона - уголок тропиков: вот расправил свои стебли величественный алое, также известный под названием "столетник", вот - причудливо изогнутый стебель каланхое.

Наши бабушки, под руководством директора Светланы Петровны, занимаются любимой ими гарденотерапией. Тема сегодняшней сессии - комнатные лекарственные растения. На огромном столе - горшочки, цветы для рассады, лопаточки, ножницы, лейки с водой, красивые морские камешки для оформления.

В гостях у бабушек - бабушки живущие одни к своих собственных домах и руководитель общества слабовидящих людей Елена Николаевна Павленко. Елена принесла подарки для бабушек - различные "вкусности" и украшения к новогоднему столу и ёлке.

Бабушки тоже преподнесли свой подарок Елене - свежепосаженный и заботливо украшенный цветок. Но это - в конце занятия. А пока - бабушки с энтузиазмом принялись за дело: маленькие отростки и целые растения заботливыми руками бабушек обретают новые жилища в приготовленных горшочках.

Все в работе. На лицах улыбки. Бабушки делятся своими знаниями о лекарственных растениях и своим опытом ухода и применения комнатных лекарственных растений. А Анастасия Николаевна даже приготовила водный лосьон из стеблей алоэ!

Но вот вся работа завершена - все растения рассажены, политы и украшены. Бабушки довольны результатами.

А стол тем временем преображается заботливым персоналом - вместо горшочков с цветами появляется ароматный чай и аппетитная выпечка. Бабушки и гости обмениваются впечатлениями от занятия гарденотерапией.

https://goo.gl/photos/5RA162NUWwfYpngG6 

news.rf-vmeste.ru

Растения вокруг нас

Пташке ветка дороже золотой клеткиМир растений вокруг нас очень многообразен. Живой лес, под пологом которого цветущие травы – это поистине наш зелёный храм.

Особенно радуют растения вокруг нас в моей любимой Сибири. Здесь почти повсеместно зелёное море тайги, первозданная природа. Но, пожалуй, главное – покой и тишина, которую нарушают лишь пение птиц, шелест листьев, но главный фон всё-таки – тишина. Например, в Омской области можно в полной мере наслаждаться красотами природы, особенно в северной стороне. Мест, где можно отдохнуть душой и телом, в Сибири предостаточно. Растения вокруг нас прекрасны в любое время года, особенно осенью, в пору разнообразия красок, когда, как писал А.С. Пушкин “в багрец и золото одетые леса”. Как приятно идти по пружинистому покрову из листьев и мха и с удовольствием вдыхать чистый воздух. И местные жители, и многочисленные туристы имеют возможность собирать экологически чистые грибы, душистые ягоды, ловить рыбу. Душевный покой можно обрести только среди цветущей природы. Я считаю себя почитателем миниатюр о природе М. Пришвина. Строки из его произведений можно читать каждый день и находить всё новые и новые, ранее не замеченные картинки живой природы. Уж он-то умел описать растения, растущие вокруг нас. Привожу несколько любимых мной миниатюр:

Молодые листики

Но мне хочется услышать, как шепчутся бледно-желтые ароматно-блестящие и еще маленькие листья моей березы. Нет! Они такие нежные, что только трепещутся, блестят, пахнут, но не шумят.

Отрывок из книги М. Пришвина “Незабудки”

Когда появится сережка, как вилочка о двух и трех рожках; когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми, и вся береза стоит золотая, и когда, наконец, войдешь в березовую рощу, и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень…

Тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.

… опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

После таких строк хочется закричать во весь голос: “Впечатляюще!!!”

Мир медоносных растений вокруг нас

У человека, работающего с пчёлами, всегда появляется множество вопросов, касающихся медоносных растений. Как найти медоносные угодия, какие медоносы лучше? Распознать всё это поможет изучение медоносных растений, произрастающих в местности, где вы проживаете.

Начинать изучение медоносных растений лучше с цветных рисунков и снимков, которые сейчас имеются в прекрасных солидных изданиях о жизни растений, справочниках. Как правило, многие авторы представляют зоны произрастания, начало цветения и медопродуктивность. Многое сейчас можно найти в Интернете.

Но для большинства пчеловодов и любителей природы важно изучить состав главных медоносных растений своего региона. Ознакомившись теоретически с биологией, сроками цветения, плодоношения, способами размножения этих растений надо научиться находить нужные растения по приметам. Это пригодится в практической работе, особенно при организации кочёвок пчёл. Чтобы получить мёд, пчеловод должен заранее побеспокоиться о подвозе ульев к массиву медоносов не позднее, чем за день до начала их цветения. Для правильного планирования летних работ на пасеке надо знать среднемноголетние сроки начала и конца цветения медоносных растений данной местности.

В этом вопросе лучше накапливать собственный опыт. Для этого результаты своих наблюдений следует записывать в тетрадь. Кроме текста можно продумать диаграммы, таблицы. Ещё лучше создать документ в ПК. Данные пополнять ежегодно, что пригодится затем спустя много лет вам, вашим детям и внукам.

Сюда напрашивается ещё один важный момент: пожары и варварское отношение к охране природы приводят к уничтожению целых зарослей пустырника, иван-чая, мяты, одуванчика, ивовых кустарников. Это дорого обходится медоносным пчёлам и природе.

Медоносные растения вокруг нас, с точки зрения целебности, более ценны, так как именно цветущая природа выделяет аромат и фитонциды.

К сожалению, мы всё реже и реже пользуемся богатством окружающего нас растительного мира. А ведь только в гармонии с природой, с её неиссякаемым разнообразием можно достичь внутренней гармонии.

archive.is


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта