Хвойные и лиственные растения. "Лиственные и хвойные растения осенью". Урок во 2-м классе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру "Лиственные и хвойные деревья". Хвойные и лиственные растения


Лиственные и хвойные растения - МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ - ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 28

Тема. Лиственные и хвойные растения

 

Цель: расширять представление учащихся о многообразии растений; учить сравнивать лиственные и хвойные растения, различать растения по виду, за листьями; развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение работать в группах, парах; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Работа над загадками

• Летом одевается, а зимой одежды чурается. (Дерево с листьями)

• Зимой черный, весной и летом зеленый, а осенью желтый. (Лес)

• Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (Лиственные деревья)

• Зимой спит, а летом шумит. (Дерево)

• Немаленький вырастает,

Мощь с годами набирает.

Может жить сотни лет,

Имеет огромный род. (Дуб)

 

• У нее красивые, пышные ветви,

И колючек не счесть...

Не равнодушна к украшениям,

На праздники спешит к нам. (Ель)

На доске - слова: лес, деревья, дуб, ель.

- Как взаимосвязаны эти слова?

- Сегодня мы поговорим о многообразии растений, узнаем, как их классифицируют.

 

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление с понятием «хвойные и лиственные деревья»

- Посмотрите внимательно на таблицу «Растения. Деревья». Все деревья можно разделить на две группы: хвойные и лиственные. Лиственные деревья на веточках имеют плоские зеленые листочки, большие, как ладошка у человека (например, дуб, береза, тополь, акация, яблоня и др.). Лиственные деревья сбрасывают листья осенью, а весной у них вырастают новые молодые листья. Хвойные деревья вместо листьев имеют зеленые иголочки (например, ель, сосна, кипарис). На зиму эти деревья не сбрасывают листочки. О них говорят вечнозеленые, потому что вместо одних игл сразу вырастают новые, а нам кажется, что они всегда зеленые.

На доске - слова лиственные, хвойные.

- Сравните листовую пластинку и хвою.

 

 

- Чем они отличаются? Какие хвойные деревья вам известны?

2. Знакомство с хвойными деревьями

Елку мы сначала

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки -

Значит, это елочки.

 

А когда на веточку ели

Мы немного лучше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

 

 

- Елочный лес называется ялинником. У дерева острая верхушка, вниз крона расширяется. Любит влагу. Колючие хвоинки, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300500 лет. Из древесины ели изготавливают бумагу, искусственный шелк.

►► Загадка

Снег ее не напугает,

И на жару не реагирует.

Зеленеет даже зимой,

Имеет с иголочек платочек. (Сосна)

- Сосновый лес называется бором. Сосна любит свет. Хвоинки растут в паре. Сосна растет на любой почве. В сосновом лесу целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

Есть у родственницы елки

Неколючими иголочки.

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

- Осенью золотые хвоинки лиственницы, как листья, падают на землю. Отсюда и возникло русское название дерева «техники». Хвоинки собраны в пучки по 20-60 штук. Светолюбива. Древесина не гниет.

Пихта (пихта) и кедр - тоже хвойные деревья.

►► Физкультминутка

Травка низенько-низенько,

Деревья высоко-высоко.

Ветер деревья колышет, колышет,

То вправо, то влево наклоняет,

То вперед, то назад.

Птички летят, улетают.

А дети тихонько за парты садятся.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа по рисункам

- Рассмотрите рисунки. Попробуйте определить время года по разным деревьями.

 

 

- Как называют деревья, у которых есть листья? Выберите правильный ответ: хвойные, лиственные.

- Что такое листопад? (Ноябрь - средство приспособления растений к суровым условиям зимы.)

- Зачем деревьям нужен ноябрь?

• Защита дерева от зимней засухи, ведь листья испаряют много влаги.

• Избавление дерева от ядовитых веществ из земли и воздуха.

• Защита тонких и хрупких веток от тяжести снега.

2. Игра «Учимся различать хвойные и лиственные деревья»

Учитель сообщает учащимся названия деревьев. Дети рассматривают иллюстрацию дерева, определяют его вид, аргументируя свое мнение.

Названия деревьев: кипарис, дуб, ива, береза, тополь, сосна, калина, каштан, ель.

3. Игра «Найди плод и листик от дерева»

Ученики рассматривают рисунок, находят листья и плоды от деревьев (дуб, береза, ель, каштан, сосна, рябина, клен), соединяют их стрелками, классифицируют деревья на лиственные и хвойные. В конце работы учащиеся выясняют значение деревьев в жизни человека, животных, делают вывод о необходимости бережного отношения человека к деревьев и других растений, высадка новых деревьев.

4. Кроссворд «С какого дерева листочек»?

 

 

Ответы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Клен. 4. Ель.

 

5. Игра «Что лишнее?»

 

 

6. Блицопрос

1) Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) Колючка;

б) игла;

в) хвоїнка.

2) Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму?

а) Сосна;

б) лиственница;

в) ель.

7. Сообщение о некоторые деревья

Выходят дети в соответствующих костюмах и представляют подготовленные заранее сообщения.

Береза. Белоснежная береза... Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто о ней упоминают в сказках, загадках, поговорках. С березы производят фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовый природный бумага! У березы есть полезный сок.

Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его глубоко уходят в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину из дуба производили корабли, а сейчас - мебель, паркет, грузовые вагоны. Кору применяют в кожевенной делу, а если положить несколько листьев в банку с солеными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен. Клен - желанный гость всех парков и улиц городов. его резное листьев такое красивое во время осеннего листопада! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении, а также изготавливают музыкальные инструменты. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества. Листья у клена осенью краснеет.

Ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним в канун нового года до наших домов приходит сказка. В еловом лесу можно укрыться в жаркий день, потому что в нем всегда сумрачно и прохладно. Живут ели очень долго - до 200 лет. Из эластичной древесины изготавливают скрипки, мебель, бумага. Возможно, книга, что лежит у вас на столе, сделана из ели.

- Все деревья - и хвойные, и лиственные - нужно беречь. Без них наша планета была бы мертвою. не уютно стало нам всем, не было бы такой красоты и, конечно, чистого воздуха.

 

V. Итог урока

- С какими двумя группами растений мы познакомились на уроке?

- Какие главные признаки лиственных и хвойных деревьев вы запомнили?

- Какое дерево применяют для изготовления лыж?

- У какого дерева осенью листья краснеют?

- Из какого дерева производят музыкальные инструменты?

- У какого дерева есть сладкий сок?

na-uroke.in.ua

Формирование хвойных и лиственных растений

   Формирование хвойных деревьев и кустарников чаще всего проводится из-за неправильного подбора вида и сорта для конкретного места в саду и реже, когда  специально высаживается полноразмерное дерево, например сосна обыкновенная, чтобы сформировать растение в стиле ниваки (садовый бонсай).

Формирование сосны

   Независимо от причины, заставившей садовода создавать искусственную крону, способы сдерживания роста для формирования общие:

  • Прореживание кроны — удаления ветви целиком или частично, для прореживания или создания желаемой формы кроны
Формирование сосны нивакиУдаление загущающих побегов
  • Укорачивание (прищипывание) — удаление части молодого побега сосны, так называемой свечки, в момент ее полного выдвижения. Обычно это конец мая — начало июня, когда иголочки на свечке уже начали отклоняться. Удалять можно до 2/3 длины свечки
Прищипывание сосны
Прищипывание свечки сосны
  • Растяжка ветвей — фиксация ветви в заданном положении. Проводится любыми подручными средствами, желательно с защитой коры сосны в месте крепления
Фиксация побегов при формированииФиксация побегов

   В условиях Подмосковья неплохо переносят ежегодную обрезку и прищипывание  сосна обыкновенная и сосна горная.

   При формировании сосны надо оценить свои силы и возможности, так как с каждым годом объем и высота обрезки будут увеличиваться. Если формирование начинается обычно  с прищипывания нескольких свечек, то с годами их количество растет в геометрической прогрессии.

   Следует помнить, что сдерживание роста и сильная обрезка угнетает и ослабляет растение. Загущение кроны способствует грибным заболеваниям, ржавчине хвои, пузырчатой ржавчине

Болезни сосныРжавчина хвоиБолезни сосны
Пузырчатая ржавчина

   Для того чтобы снизить риск заболеваний, инструмент для обрезки необходимо постоянно дезинфицировать (хотя бы водкой). Растения после обрезки поддержать обработкой каким-либо стимулятором — эпин-экстра, циркон, НВ -101, эмистим. И обязательная обработка весной и осенью фунгицидами, например препаратами Ордан, Абига-пик и др.,  чередуя их.

   Рассмотрим примеры формирования.

Формирование сосны обыкновенной

   Посажена в 2002 г., высота 70 см.  Несколько  лет отведено на укоренение и формирование нескольких ярусов ветвей. В 2006 г. проведено прореживание ветвей и их фиксация для горизонтального расположения

Формирование сосны нивакиСосна обыкновенная, начало стрижки 2006 г.

   С ростом сосны и окружающих растений, концепция формирования менялась

Формирование сосны ниваки
Сосна обыкновенная, 2014 г.

   Ежегодная обрезка молодых побегов привела к сильному загущению «облаков» на концах ветвей. А это вызывает сложности с обязательным вычесыванием хвои, которая каждую осень отмирает у сосен

Формирование сосны нивакиСосна обыкновенная до стрижки, 2016 г.

   И как итог — пузырчатая ржавчина нескольких побегов. Поэтому проведено сильное прореживание и оставлено несколько  побегов для продолжения роста ветвей

Формирование сосны нивакиСосна обыкновенная после стрижки 2016г.

   Вычесывание старой хвои, особенно с признаками грибных заболеваний, обязательный прием ухода за хвойными растениями

Болезни сосныГрибное заболевание сосны

   Стряхивать такую хвою лучше на какую-нибудь подкладку, затем  сжечь

Болезни сосныСбор хвои

Придание сосне формы шара

   Сосна была посажена в 2002 г. и через несколько лет начато укорачивание молодого прироста по всей кроне. Несколько лет это работало, но как только рядом посаженные растения выросли и начали затенять часть кроны, форма шара нарушилась. Пришлось постепенно удалять нижние ярусы ветвей и поднимать шар наверх

Формирование сосны нивакиСосна обыкновенная формирование шар

   Сейчас это уже не прищипывается, а просто стрижется бордюрными ножницами

Формирование сосны нивакиСтрижка сосны бордюрными ножницами

Формирование сосны горной

   Сосна горная видовая была посажена маленьким саженцем. На большую  скорость роста сосны никто не рассчитывал, но скоро она заняла всю площадь так, что стала мешать проходу. Пришлось начать обрезку. Была совершена ошибка — на оставленных стволах были удалены все ветви   кроме верхушечных.  Ветви на штамбе дерева способствуют его утолщению, а получились «облака» на тонких стволах, которые приходилось поддерживать в вертикальном положении, подвязывая их

Формирование сосны нивакиСосна горная формирование

Делаем вывод — нельзя удалять сразу все ярусы ветвей сосны. Если это необходимо по замыслу, то процесс должен проходить в течение  нескольких лет. Если же все-таки все ветви удалены, сохраняем побеги, отрастающие по стволу. Они помогут утолщению ствола и могут в дальнейшем пригодиться для формирования.

   Для придание сосне «легкости и воздушности» было проведено прореживние густых «облаков»

Формирование сосны нивакиСосна горная прореживание побегов

Формирование сосны в стиле ниваки

   При классическом  формировании сосны в стиле ниваки,  надо:

  • Оставить нужное количество ветвей в каждом ярусе. Японцы считают, что количество ветвей должно быть нечетным -3 или 5
Сосна нивакиФормируем нечетное количество ветвей в ярусе
  • Проредить ветвь у основания ствола. По периметру оставить обрастающие побеги, удалив центральную, самую крупную свечку, остальные слегка прищипнуть
Принципы формирования нивакиПример формирования ветви сосныПринципы формирования нивакиОставляем хорошо расположенные побегиПрищипываниеПрищипывание

   После этой процедуры ветвь должна напоминать треугольник, расположенный в одной плоскости

Принципы формирования нивакиРезультат формирования ветви

   В последующие годы — продолжать формирование, оставив хорошо освещенные побеги, фиксировать и отгибать их в соответствии со своим представлением о возможном конечном результате.

   Формирование ели, лиственницы, туи рассмотрим позже, когда вырастит молодой прирост для стрижки.

Формирование лиственных

Формирование лиственныхФормирование лиственных

   В Подмосковье можно стричь не все виды лиственных деревьев и кустарников — постоянное удаление вегетативной массы угнетает их также как и хвойные культуры. Традиционно стригут:

  • Боярышники кроваво-красный и однопестичный
  • Кизильник блестящий
  • Пузыреплодник
  • Клены приречный, татарский
  • Дерены белый, кроваво-красный, отпрысковый
  • Чубушник
  • Смородина альпийская и золотистая
  • Ива — виды

   Форма стрижки в принципе может быть любой, чем мельче листва, тем она может быть сложнее. Обязательно следует обращать на скорость роста. Например, пузыреплодник придется стричь не менее 4-х раз за сезон. А вот при стрижке смородины альпийской можно ограничиться 2-мя .

   Также при выборе формы следует помнить о назначении объекта. Живая изгородь, шар, конус могут быть фоном для других растений, а стрижка в стиле ниваки – это всегда акцент.

Обрезка формы Шар

   Стрижку формы Шар проводят, когда растение сформировало достаточное количество  побегов. Чтобы этого добиться, растение, в течение первого года после посадки, два раза за летний сезон коротко обрезают. Через два года формирования можно начинать стрижку.

   Берутся бордюрные ножницы и формируется полушарие

Формирование кизильника блестящегоФормирование кизильника блестящего

   Стрижку повторяют по мере роста побегов.  Кизильник блестящий отрастает быстро

Формирование лиственныхКизильник блестящий после стрижки

   Если желаемая форма уже сформирована, то можно воспользоваться  садовым кусторезом. Он значительно ускоряет процесс стрижки

Формирование лиственныхСтрижка жимолости кусторезомФормирование лиственныхЖимолость обыкновенная после стрижки

Формирование лиственных в стиле ниваки

   Для формирования растения в стиле ниваки, необходимо выбрать сильные, хорошо расположенные ветви и укоротить их на разной высоте. Оставить несколько точек роста наверху, удалив все остальные по всей длине ветви. Затем стричь верхнюю часть регулярно, оставляя 3-5 междоузлий

Формирование лиственныхПузыреплодник до обрезки

   Стричь удобно также бордюрными ножницами

Формирование лиственныхСтрижка пузыреплодника бордюрными ножницами

   Так как стрижка идет «слепым» методом, т. е., не обращая внимания на точки роста побега, то после ножниц берем секатор и удаляем все оставшиеся пеньки. Если их не удалить, то засыхая, оставшиеся пеньки будут портить вид.

   Можно стричь только секатором, аккуратно выстригая все побеги на нужную высоту на «внешний» листик

Формирование лиственныхУдаление пеньков на пузыреплодникеФормирование лиственныхПузыреплодник после обрезки

   В мае нужно сделать обрезку ветвей, которые так и не распустились и своим видом портят крону. Например, вяз малый Jacqueline Hillier. Он каждый год имеет большую массу подмерзших побегов

Формирование лиственныхВяз малый Jacqueline hillier — удаление засохших побегов

   Многолетнее вырезание мертвых побегов занимает много времени, но придает вязу своеобразную топиарную форму

Вяз малый Jacqueline hillierВяз малый Jacqueline hillier

   Живые стены хорошо получаются из боярышника. Боярышник кроваво-красный растет достаточно медленно. За сезон — одна или две стрижки, а вот  на создание стены уходят годы

Живая стена из боярышникаЖивая стена из боярышника

   В заключение, еще раз хочется повторить, что стрижка любых растений – это ежегодный, трудоемкий, творческий процесс. Если начали, то  пропускать этапы формирования уже нельзя. Поэтому до начала формирования необходимо оценить свои силы, время, желание.

gardenschool.ru

"Лиственные и хвойные растения осенью". Урок во 2-м классе

Разделы: Экология

Цели урока: формирование знаний о лиственных и хвойных растениях; научить распознавать хвойные и лиственные растения осенью.

Обеспечение: Книги: “Мир вокруг нас” – учебник для первого класса, тетрадь “Оглянись вокруг” под редакцией А.А. Плешакова, индивидуальные карточки, книги: “Мы идем в лес”, таблица “Лиственные и хвойные растения”, гербарии, конверты с заданиями, листья и веточки хвойных и лиственных растений.

Ход урока

I.

 Организационный момент.

II.

 Вступительная беседа.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в царство “Берендея”. А экскурсоводом у нас будет наш друг Лесовичок.

Итак, в путь! Ой, что же это такое? Похоже, это конверт. А что интересно внутри?

III.

 Повторение.

Учитель. Это загадки. Их прислал царь Берендей. Давайте отгадаем их.

(Учитель читает загадку, дети отгадывают. Затем рассказывают о каждом дереве, параллельно учитель показывает их на таблице и гербарии.)

Стоит красавица – Косы зеленые, Платье белое, Кора горючая, Ветка плакучая, Семя летучее. (Береза.)

Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото-сережки. Древесина березы очень плотная. Из нее делают даже части машин и инструменты. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без сока береза зачахнет и погибнет.

Темной он покрыт корой, Лист красивый, вырезной. А на кончиках ветвей Много-много желудей. (Дуб.)

Дуб растет очень медленно, но зато живет он до тысячи лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина, ценится как очень прочная и красивая. Кора дуба содержит лекарственное вещество, а для животных и птиц дуб – настоящая кормушка.

Весной растет, летом цветет, Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то – медок, Лечит от кашля, хрипа и гриппа. (Липа.)

Липа цветет летом, и цветы ее медоносны. Липовый мед считается самым лучшим. Липовый чай помогает от простуды. Древесина липы очень мягкая, поэтому она незаменимый материал для резьбы. В липовых кадушках хорошо сохраняются продукты.

Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Штили колючие, Под тучами летучими. (Ель.)

Ель обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино... Из ели делается и бумага. А для нас с вами елка – украшение нашего дома в праздник Нового года.

Стоит столб до небес, А на нем шатер – навес. Красной меди столб точеный, А навес сквозной, зеленый. (Сосна.)

Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

– Хорошо, а сейчас прочитаем про эти деревья в наших книжках “Мы идем в лес”. (Читают ученики.)

– Как называется лес, в котором много берез? (Березовая роща.) И так далее.

IV.

 Работа над новым материалом.

– Итак, можно отправляться дальше. Попали мы в хвойный лес. А почему в хвойный? (Ответы детей.) Дальше идти не можем. Конверт нам путь загородил. Что же в нем? Вопросы:

1. Какие ты знаешь хвойные растения? 2. Какой у них внешний вид осенью?

(Ответы детей.)

Идем дальше. Перед нами какой лес? (Лиственный.). А как вы узнали? (Ответы детей.)

И здесь лежит конверт. Ответим на вопросы:

1. Какие вы знаете лиственные растения? 2. Какой у них внешний вид осенью? 3. Какого цвета у них листья?

Вышли мы на лесную полянку. Отдохнем немного.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, Кистью встряхнули. Это ветер сбивает росу. Руки в стороны, Плавно помашем. Это птицы к нам летят. Как они сядут, Тоже покажем. Руки сложим, Сядем вот так!

V.

 Практическая работа.

А куда же мы отправимся дальше? Может, ответ на наш вопрос мы найдем в этом конверте? Чтобы получить ответ нужно выполнить практическую работу. По гербарию даем характеристику растениям по плану:

1. Название растения. 2. Хвойное или лиственное? 3. Дерево или кустарник? 4. Где ты видел это растение? 5. Были ли на нем листья? 6. Были ли плоды (шишки)? 7. Изменилось ли растение осенью по сравнению с летом?

(Дети дают характеристику хвойным и лиственным растениям.)

– Итак, мы побывали в осеннем лесу. Какой мы можем сделать вывод?

VI.

 Обобщение.

– Как изменились деревья с приходом осени? (Ответы детей.)

Мы с вами – друзья леса. Давайте прочитаем правило друзей леса:

Много леса – не губи, Много леса – береги, Нет леса – посади.

– Как нужно себя вести в лесу? Чего нельзя делать? (Ответы детей.)

VII.

 Итог урока.

– Что запомнилось вам из урока? Что понравилось? Что нового узнали?

Молодцы, дети, хорошо поработали на уроке.

Домашнее задание. Ответить на вопросы на с. 16–17; рисунки осеннего леса.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лиственные и хвойные деревья. 1 класс. Окружающий мир. - Лиственные и хвойные деревья

Комментарии преподавателя

Как вы зна­е­те, у каж­до­го де­ре­ва есть свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки. Одним из таких при­зна­ков яв­ля­ют­ся ли­стья. Лист – это один из ос­нов­ных ор­га­нов рас­те­ния, вы­пол­ня­ю­щий функ­цию ды­ха­ния и пи­та­ния. Ли­стья де­ре­вьев очень раз­но­об­раз­ны по форме и ве­ли­чине.

Бе­ре­за имеет ма­лень­кие рез­ные ли­стья.

 

Ли­стья липы по форме на­по­ми­на­ют сер­деч­ко.

       

Ду­бо­вые ли­стья рас­ши­рят­ся в верх­ней части листа.

Ши­ро­кую ли­сто­вую пла­сти­ну с за­ост­рен­ны­ми кон­ца­ми имеет клен.

     

 

У ря­би­ны лист слож­ный, на цен­траль­ном че­реш­ке на­хо­дит­ся до 15 ма­лень­ких ли­сточ­ков.

Слож­ный лист и у каш­та­на. Слег­ка за­ост­рен­ные ли­стья со­еди­ня­ют­ся на вер­хуш­ке ос­нов­но­го че­реш­ка.

Бе­ре­за, ря­би­на, дуб, клен, липа – это лист­вен­ные де­ре­вья. Они имеют свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки.

1) На­ли­чие ли­стьев.

2) Осе­нью окрас­ка ли­стьев ме­ня­ет­ся.

3) Все лист­вен­ные де­ре­вья сбра­сы­ва­ют свою лист­ву. Это яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся ли­сто­пад.

Боль­шое ко­ли­че­ство де­ре­вьевоб­ра­зу­ют лист­вен­ный лес.

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми лист­вен­ных де­ре­вьев.

Самым мо­гу­чим де­ре­вом леса счи­та­ет­ся дуб. Наши пред­ки счи­та­ли дуб свя­щен­ным де­ре­вом. Вы­со­та дуба со­став­ля­ет около 50 мет­ров, про­дол­жи­тель­ность жизни – 500 лет. Но есть и дол­го­жи­те­ли более ты­ся­чи лет. Осе­нью на дубах со­зре­ва­ют же­лу­ди.

  

Это сыт­ные и пи­та­тель­ные плоды. Белка любит по­ла­ко­мить­ся же­лу­дя­ми, еще в дупло про запас спря­чет. Лес­ная птица сойка тоже лю­би­тель­ни­ца вкус­ных пло­дов. Мчат­ся за же­лу­дя­ми и дикие ка­ба­ны, ведь им необ­хо­ди­мо на­ко­пить жир, чтобы пе­ре­зи­мо­вать зиму.

Наши пред­ки знали: много же­лу­дей на дубе – к су­ро­вой зиме. Сеять пше­ни­цу нужно, когда раз­вер­нут­ся ду­бо­вые ли­стья. А еще дуб счи­та­ет­ся сим­во­лом мощи и силы. Ду­бо­вы­ми вен­ка­ми на­граж­да­ли самых храб­рых во­и­нов.

В на­ро­де о трус­ли­вых людях го­во­рят: «Дро­жит, как оси­но­вый лист». В дей­стви­тель­но­сти оси­но­вый лист дро­жит от ма­лей­ше­го ду­но­ве­ния ветра. Свя­за­но это со стро­е­ни­ем че­реш­ка. Че­ре­шок осины очень тон­кий и длин­ный, даже в без­вет­рен­ную по­го­ду, ли­стья осины тихо ше­ле­стят. Вес­ной до по­яв­ле­ния ли­стьев на осине по­яв­ля­ют­ся се­реж­ки. В на­ро­де го­во­рят: «По­ле­тел пух с осины, иди в лес за под­оси­но­ви­ком».

Под­оси­но­вик

Это грибы, ко­то­рые любят расти под оси­ной. Шляп­ки этих гри­бов на­по­ми­на­ют осен­нюю окрас­ку оси­но­вых ли­стьев.

О каком де­ре­ве эта за­гад­ка?

С моего цвет­ка берет

Пчел­ка самый вкус­ный мед.

А меня все оби­жа­ют,

Шкур­ку тон­кую сни­ма­ют.

Это липа. Ду­ши­стые аро­мат­ные цветы липы при­вле­ка­ют пчел. И неда­ром пчелы про­из­во­дят ли­по­вый мед, он об­ла­да­ет це­леб­ны­ми свой­ства­ми. Наши пред­ки хо­ди­ли к липе за лыком. Это внут­рен­няя часть коры. С де­ре­ва сни­ма­ли тон­кие по­ло­сы и плели лапти. Дре­ве­си­на липы очень мяг­кая и белая. Из нее из­го­тав­ли­ва­ют ме­бель, по­су­ду и му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты.

Вто­рая груп­па де­ре­вьев – это хвой­ные.

Хвоя – это ви­до­из­ме­нен­ные ли­стья. К хвой­ным де­ре­вьям от­но­сят­ся ель, сосна кедр, пихта, лист­вен­ни­ца. Лес, со­сто­я­щий из хвой­ных де­ре­вьев, на­зы­ва­ет­ся хвой­ным. В от­ли­чие от лист­вен­ных де­ре­вьев хвой­ные де­ре­вья не сбра­сы­ва­ют хвою осе­нью, по­это­му дру­гое их на­зва­ние – веч­но­зе­ле­ные.

Ель – веч­но­зе­ле­ное хвой­ное де­ре­во. Крона де­ре­ва опус­ка­ет­ся до самой земли, по­это­му в еле­вых лесах темно и сыро. Ело­вые леса на­зы­ва­ют­ся ель­ни­ка­ми. Корни ели рас­по­ло­же­ны близ­ко от по­верх­но­сти земли. По­это­му от силь­но­го ветра ели па­да­ют, об­ра­зуя непро­хо­ди­мые чащи и бу­ре­ло­мы. Так вы­гля­дит ветка ели с шиш­ка­ми. Шишки про­дол­го­ва­тые.

    

Ель – очень ин­те­рес­ное и по­лез­ное де­ре­во. Ее дре­ве­си­на идет на из­го­тов­ле­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов и бу­ма­ги. Хвой­ные де­ре­вья вы­де­ля­ют осо­бые ве­ще­ства, они на­пол­ня­ют воз­дух при­ят­ным аро­ма­том и очи­ща­ют его. Сколь­ко ра­до­сти при­но­сит зе­ле­ная кра­са­ви­ца в дом под Новый Год!

Сосна – хвой­ное де­ре­во. Крона де­ре­ва на­хо­дит­ся у самой вер­хуш­ки, по­это­му в сос­но­вых лесах свет­ло. Такой лес на­зы­ва­ет­ся сос­но­вым бором. У сосны мощ­ные корни, по­это­му ей не страш­ны силь­ные ветра. А еще сосна может расти на ска­лах и овра­гах. Так вы­гля­дит ветка сосны с шиш­кой.

У сосны хвоя длин­нее, чем у ели. Игол­ки рас­тут на ветке по две вме­сте. Шишки ко­рот­кие, округ­лой формы.

Есть среди хвой­ных де­ре­вьев де­ре­во с необыч­ны­ми свой­ства­ми – это лист­вен­ни­ца. Как ель и сосна лист­вен­ни­ца

www.kursoteka.ru

Урок по окружающему миру "Лиственные и хвойные деревья"

Мамутова Майре Рефатовна

МБОУ «Родниковская школа – гимназия». Республика Крым.

1 класс. Окружающий мир

Окружающий мир. 1 класс

Тема: Лиственные и хвойные растения

Цель:дополнить и расширить представления первоклассников о хвойных и лиственных растениях; учить различать хвойные и лиственные

деревья; развивать наблюдательность, умений анализировать,

сравнивать, делать выводы; прививать любовь к предмету.

Оборудование: карточки с изображением пяти растений, рисунки с изображением листа и хвоинки, веточки лиственного и хвойного дерева, шишки ели и сосны, разрезные рисунки-пазлы с изображением деревьев.

Ход урока

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке.

А) Фронтальный опрос.

  • Что изучали на предыдущем уроке?

  • На какие виды делятся растения?

  • По каким признакам мы определяем, что перед нами дерево?

  • Как доказать, что куст – это куст?

  • Чем отличается травянистое растение от куста или дерева?

Б) Работа в парах. Дети получают конверты с изображением растений. Дети называют эти растений и определяют лишнее среди них.

В) Дидактическая игра «Продолжи ряд».

Я буду называть растения одной группы, а вы продолжите его.

Дуб, липа, тополь, … , … , … .

Смородина, сирень, калина, … , … , … .

Подорожник, барвинок, колькольчики, … , … , … .

  1. Мотивация учебной деятельности

  • Кто из вас бывал в лесу?

  • Что такое лес?

  • Какие деревья рас тут в лесу?

  • А что еще растет в лесу?

  • Как называется лес, в котором рас тут только сосны?

  • Как называется лес, в котом рас тут только березы?

  • Что такое чаща?

  1. Актуализация опорних знаний. Сообщение темы и задач урока.

  • Отгадайте загадку. «ЭИМОЙ И ЛЕТОМ ОДНИМ ЦВЕТОМ» (ель)

  • Почему ель круглый год одного цвета?

  • На уроке мы узнаем, как называется группа растений, к которой относится ель, есть ли у нее листя, меняет ли свой наряд красавица ель в течение года?

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала

  1. Дидактическая игра «Собери картину»

(хвойный лес и лиственный лес)

  • Какие деревья растут в этих лесах?

  • Как называются деревья, которые рас тут в этих лесах?

  1. Практическая работа.

  • Сравните веточки с двух деревьев.

  • Чем они похожи?

  • Чем отличаются?

  1. Рассказ учителя.

По форме листьев дервья и кусты делятся на лиственные и хвойные. Лиственные деревья и кусты – это береза, дуб, липа, клен, яблонька, груша, смородина, орешник, сирень. На веточках у них рас тут листья разного размера и разной формы.

А у хвойных деревьев и кустов – ели, сосны, можжевельника – вместо обычных листочков – иголочки, которые называются хвоинками. Отсюда и название – хвойные растения.

  • Когда опадает листва у лиственных растений?

  • А когда появляется?

  • А хвойные растения – неужели они вечно в одной и той же одежде ходять?

В отличии от лиственных растений хвойные меняют свою одежду понемногу, но постоянно. На месте опавши хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что с елкой или сосенкой никаких изменений не произошло.

Вы, наверне, не раз слышали о том, что нельзя рубить ели. Почему? Как и все хвойные растения, ель – полезное дерево. Оно имеет приятный запах и очищает воздух от пыли, вредных газов, бактерий. Кроме того является домом и пищей для многих зверей и птиц. Ель растет очень медленно: за 10-15 лет вырастает на 1-2 метра.

Рассмотрите рисунок с изображением лиственницы.

-Какое это растение: лиственное или хвойное?

Лиственница единственное вечнозеленое дерево, которое сбрасывает свои листочки-хвоинки осенью. Хвоинки осенью желтеют и опадают, как и листья лиственных деревьев.

6. Практическая работа.

- Раскройте шишку и найдите семена.

- Почему они скрыты в чешуйках шишки?

- Для чего нужны семена?

  1. Закрепление и осмысление знаний

  1. Работа с учеником.

  2. Работа с тетрадью. С.23.

  3. Ртгадайте загадку. С елью стройной мы родня.

Обе зелены и колки.

Но длиннее у меня

И назване и голки. (Сосна)

  1. Обобщение и систематизация знаний. Слушание стихотворения

  1. Дидактическая игра. Хвойные, лиственные растения

  2. Отгадывание загадок.

7. Рефлексия учебной деятельности.

    - Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу?

- Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?

  8.  Домашнее задание:  приготовить сообщение о деревьях;

составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.

multiurok.ru

Какие деревья относятся к лиственным, а какие - к хвойным? - МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ - Мой конспект ПРИРОДОЗНАВСТВО 1 КЛАСС - по підгруником Грушинської - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

УРОК 26 Какие деревья относятся к лиственным, а какие - к хвойным?

 

Тема. Какие деревья относятся к лиственным, а какие - к хвойным?

Цель: расширить представление учащихся о многообразии растений, учить сравнивать лиственные и хвойные растения, различать растения по внешнему виду, листьям; развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение работать в группах, парах; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

- Какие группы растений вы знаете?

- Какие вы знаете деревья нашего края?

- Какие вы знаете кустарники нашего края?

- Сегодня вы узнаете, на какие группы делятся деревья.

III. Восприятие и осознание нового материала

1. Сообщение учителя.

- Все деревья и кусты можно разделить на две группы: хвойные и лиственные. Лиственные растения на веточках имеют плоские зеленые листочки, большие, как ладошка у человека, например, дуб, береза, тополь, акация, яблоня и др. Лиственные растения сбрасывают листья осенью, а весной у них вырастают новые молодые листья. Хвойные растения вместо листочков имеют зеленые иголочки, например, ель, сосна, кипарис. На зиму эти растения листочки не скидають. их называют вечнозеленые, потому что вместо игл, опадают постепенно, вырастают новые, поэтому нам кажется, что они всегда зеленые.

На доске появляются слова лиственные, хвойные.

- Сравните листовую пластинку и хвою.

- Чем они отличаются?

- Какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр)

- Какие лиственные деревья вы знаете?

2. Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Работа по учебнику (с. 63)

- Рассмотрите фото и сравните их.

- Назовите изображенные деревья. Расскажите, чем они отличаются.

- Какие листья у лиственных растений?

- Какие листья у хвойных растений?

- Как их называют? (Хвоей)

- Определите, какая из изображенных растений - хвойное дерево, а какая - лиственное. Чем они отличаются?

Вывод. Все деревья делятся на лиственные и хвойные.

Работа в группах

- Подумайте: почему ель называют вечнозеленой?

- Отгадайте загадку.

Летает, опадает на землю ложится.

С земли не встает, а на ней перегнивает.

- Рассмотрите фото на с. 63 вверху и узнайте: с каких деревьев эти листья?

- Они лиственные или хвойные?

- Как можно использовать осенние листья?

Задачи для друга природы

- Рассмотрите фото на стр. 63 внизу.

- Что на нем изображено?

- Сравните их. Чем сходны и чем отличаются растения в этих

лесах?

- Найдите три отличия и три сходства между лиственными и хвойными деревьями.

- Какие хвойные растения растут в лесах твоей местности?

2. Игра «Учимся различать хвойные и лиственные деревья»

Учитель сообщает учащимся названия деревьев, предлагает иллюстрации деревьев, дети определяют вид дерева, аргументируя свои высказывания.

Названия деревьев: кипарис, дуб, ива, береза, тополь, сосна, калина, каштан, ель.

VИтог урока

- На какие группы разделяются дерева?

- Какие главные признаки лиственных и хвойных деревьев вы запомнили?

- Какие хвойные деревья своей местности вы знаете?

- Какие лиственные деревья своей местности вы знаете?

- Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) Колючка;

б) игла;

б) хвоїнка.

- Почему ель называют вечнозеленой?

Приложение к уроку 26

Кроссворд «С какого дерева листочек»?

Ответы: 1. Дуб. 2, Береза. С, Клен. 4. Ель.

na-uroke.in.ua

Лиственные и хвойные деревья | Sakuteiki.com Зеленый и цветочный мир

Много споров, что основа, а что все же подчинение – лиственные или хвойные деревья, кому отдать предпочтение. Истина, как всегда в природе, в идеале лиственные и хвойные деревья должны друг друга дополнять. Если то, что сажаете вы, имеет естественный аналог, это верно. Например, группа из разнообразных лиственных деревьев при соблюдении законов композиции (колористика, сезонность, пропорциональность) будет смотреться вполне естественно, с хвойными добиться этого куда сложнее. Происходит это потому, что смешанный лиственный лес в природе существует, а вот хвойные насаждения, как правило, однородны (ельник, бор). Аргумент сторонников «хвойных садов»: эти растения декоративны в течение всего сезона. Сезонная изменчивость лиственных – колоссальный плюс. Очень важно, когда акценты в саду блуждающие, а не константные. Весной нас радует цветущая яблоня, осенью листья клена, а зимой на первые роли выходит хвоя ели.

Если вы планируете любоваться красивым деревом, будт то лиственным или хвойным,, отдалите его от себя, по крайней мере, на две с половиной его высоты.

Сейчас стирается грань, которая разделяет утилитарную и декоративную функции сада, посадки деревьев, кустарников позволяют расставить акценты в саду по своему вкусу. Плодовые растения стали использоваться как украшение, что нисколько не умаляет их пищевой ценности. Плодоносящая яблоня на фоне ели - красивый и вкусный тандем.

Каким-то деревьям прикрытый ствол идет на пользу, а каким-то противопоказан. Дерево с вертикальной кроной без подбивки смотрится уж очень одиноко. Это должна быть или группа из нескольких таких же, но разновысоких растений, или одно, но с подбивкой. Контур миксбордера поддеревом должен быть подобен контуру проекции кроны: подбивка дерева с раскидистой кроной обычно занимает большую площадь, чем дерева с вертикальной кроной. Важна высота этой подбивки, насколько она закрывает ствол. Например, красивые декоративные яблони с низко опущенными кронами и корявыми ветвями, будучи закрытыми даже на треть, теряют большую часть своей прелести.

Но помимо эстетики есть и приземленные вещи, такие как нормативы, рекомендации, регламентирующие расстояние деревьев от построек (5 м) от линии водопровода, сплошного забора, подпорной стенки (1,5 м), от электрокабеля (2 м), от газопровода (2,5 м). Но надо критично относиться к этим нормативам. Ведь и само понятие «дерево», это относится к лиственным и хвойным, весьма растяжимое. Что-то, являясь биологически деревом, у нас из-за особенностей климата ведет себя как кустарник, а то и летник (мало кто знает, что любимые нами клещевины в ЮАР – пятнадцатиметровые деревья). То есть все относительно и данные нормы приведены для крупных деревьев с раскидистыми кронами и разветвленными корневыми системами, которые могут действительно повредить и фундамент дома, и водопровод. А если это домик на ленточном фундаменте, рядом с которым вы хотите посадить вертикальное дерево со стержневой корневой системой (дуб черешчатый Fastigiata, сосна обыкновенная Fastigiata), то сажайте хоть вплотную к стене.

sakuteiki.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта