Генеративные органы растений цветковых. Тема 2. Генеративные органы. Размножение цветковых растений.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Генеративный орган цветковых растений: описание и строение. Генеративные органы растений цветковых


ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ ЦВЕТОК План Строение цветка

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. ЦВЕТОК

План: Строение цветка n Двойное оплодотворение n Классификация цветков. Формула цветка. n Андроцей и гинецей n Соцветия n

2. СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА Цветок –видоизмененный, укороченный побег, в котором формируются половые клетки (гаметы) и происходит опыление и оплодотворение ЦВЕТОНОС – побег растения, несущий цветок. ЦВЕТОНОЖКА – ось, соединяющая цветок со стеблем ЦВЕТОЛОЖЕ – расширенная верхняя часть цветоножки, к которой прикрепляются остальные части цветка ОКОЛОЦВЕТНИК – совокупность частей цветка, окружающих и защищающих андроцей и гинецей. ЧАШЕЧКА – наружная часть двойного околоцветника, состоящая из свободных или сросшихся чашелистиков, чаще зеленого цвета. ВЕНЧИК – внутренняя, большей частью ярко окрашенная часть двойного околоцветника, состоящая из свободных или сросшихся лепестков.

Венчик Рыльце Лепесток Пыльник Пестик Столбик Тычиночная нить Завязь Чашелистик Цветоложе Цветоножка Тычинка

Механизм двойного оплодотворения 1 спермий + яйцеклетка = зигота зародыш 2 спермий + диплоидная клетка = триплоидная клетка эндосперм(запасающая ткань) Стенки семязачатка – семенная кожура Стенки завязи - околоплодник зародыш ПЛОД Необходимые условия для процесса оплодотворения: -Одновременное созревание половых клеток. -Своевременная доставка гамет к гаметам. -Биологическая совместимость двух половых клеток в оплодотворении

♂♀ ٭ Са 5 Со 5 А∞ G 1 -∞ Околоцветник – двойной (чашечка+венчик) или простой ♀♂ - однополый / раздельнополый Са – чашечка из чашелистиков Со – венчик из лепестков А – андроцей, из тычинок G – гинецей из плодолистиков Р – простой околоцветник Нижний индекс- число элементов; () – срастание элементов 1+2 – расположение элементов в двух и более кругах ∞ - Множественные элементы (более 10)

Цветок правильный АКТИНОМОРФНЫЙ ЦВЕТОК – цветок, имеющий более двух плоскостей симметрии. Цветок неправильный ЗИГОМОРФНЫЕ ЦВЕТЫ - тип цветков, околоцветник которых имеет одну плоскость симметрии.

Двудомное растение (ива) n Тычиночные цветки § Пестичные цветки Однодомное растение огурец Кукуруза

АНДРОЦЕЙ – совокупность тычинок цветка. ТЫЧИНКА – часть цветка, образующая микроспоры, пыльцу, мужские половые клетки и состоящая из нити, связника и пыльников. ПЫЛЬНИК – верхняя часть тычинки, располагающаяся на вершине тычиночной нити и прикрепляющаяся к ней связником, разделенная на две половины, в каждой из которых имеются микроспорангии, производящие пыльцу. ПЫЛЬЦА – совокупность пыльцевых зерен, образующихся в гнездах пыльника.

ГИНЕЦЕЙ – репродуктивная часть цветка, представляющая собой совокупность простых пестиков или плодолистиков сложного пестика. ПЛОДОЛИСТИК – мегаспорофилл покрытосеменных, имеющий листовую природу и несущий на своей внутренней поверхности семязачатки. СЕМЯЗАЧАТОК – многоклеточное образование семенных растений, из которого после оплодотворения развивается семя.

Эволюция гинецея (от отдельных плодолистиков к сростному паракарпному гинецею) Эволюция тычинки из микроспорофилла

ТИП ЗАВЯЗИ 1 - верхняя; 2 - верхняя погруженная; 3 - нижняя; 4 - полунижняя

Различные типы завязи в цветке АПОКАРПНЫЙ ГИНЕЦЕЙ Одноплодолистковая одногнездная завязь Завязь верхняя, цветоложе выпуклое, околоцветник свободный. Такое строение присуще бобовым, пасленовым и др.

ПАРАКАРПНЫЙ ГИНЕЦЕЙ Трехплодолистковая одногнездная многосемянная завязь Завязь верхняя, погружена в вогнутое цветоложе, сросшееся с чашечкой. Такое строение присуще розоцветным (шиповник).

СИНКАРПНЫЙ ГИНЕЦЕЙ Пятиплодолистковая пятигнездная многосемянная завязь Завязь полунижняя. Такое строение присуще землянике.

Название семейства Формула цветка Розоцветные ♂♀ ٭ Са 5 Со 5 А∞ G 1 - ∞ Крестоцветные ♂♀ ٭ Са 4 Со 4 А 2+4 G 1 Пасленовые ♂♀ ٭ Са(5) Со(5) А 5 G(2) Бобовые ↑ Са 5 Сo 1+2+(2) А(9)+1 G 1 Сложноцветные ♂♀ ↑/٭ Со(5) А(5) G(2) Лилейные ♂♀ ٭ P 6 А 6 G 1 Злаковые ↑ ♀♂ P(2)+2 А 3 G 1

СОЦВЕТИЯ СОЦВЕТИЕ – часть побеговой системы покрытосеменных растений, служащая для образования цветков и измененная в соответствии с этой функцией.

ТИПЫ СОЦВЕТИЙ ФРОНДОЗНЫЕ – с хорошо развитыми зелеными листподобными прицветниками БРАКТЕОЗНЫЕ – с чешуевидными прицветниками (ландыш, сирень) ЭБРАКТЕОЗНЫЕ – с редуцированными прицветниками (капустные) ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ КИСТЬ – соцветие с удлиненной главной осью и цветами на цветоножках ЩИТОК – нижние цветоножки длинее верхних и цветы находятся в одной плоскости КОЛОС – хорошо развитая главная ось и сидячие цветки (подорожник) ПОЧАТОК – хорошо развитая мясистая главная ось и сидячие цветки ЗОНТИК – главная ось укорочена, цветоножки равной длины ГОЛОВКА – укороченная ось с сидячими цветками (клевер) КОРЗИНКА – мелкие цветки на плоской или конусовидной оси (астровые)

СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ ДВОЙНЫЕ КИСТИ – на удлиненной оси пазушные простые кисти СЛОЖНЫЕ КОЛОСЬЯ – на главной оси двурядно или по спирали сидят частные соцветия – колоски (злаки) СЛОЖНЫЕ МЕТЕЛКИ – на главной оси двурядно или по спирали сидят частные соцветия – колоски на ножках (злаки) ЦИМОИДЫ – соцветия без выраженной главной оси: ДИХАЗИЙ – каждая ось несет 2 оси второго порядка МОНОХАЗИЙ – материнская ось несет одну дочернюю (извилины, завитки) ПЛЕЙОХАЗИЙ – материнская ось сменяется мутовками дочерних осей ТИРЗУС – сложные соцветия, нарастающие главной осью и боковыми частными соцветиями – цимоидами (двойные извилины, двойные завитки)

Ось длинная Ось короткая На ножках Кисть Метёлка Щиток Зонтик простой Зонтик сложный Сидячие Колос простой Колос сложный Початок Головка Корзинка

present5.com

Тема 2. Генеративные органы. Размножение цветковых растений.

Поиск Лекций

Часть А.

1. Размножение – это:

1) способность организма воспринимать воздействие внешней среды

2) воспроизведение новых особей, способствующее увеличению численности вида

3) состояние организма, при котором почти полностью прекращается жизнедеятельность

4) увеличение размеров и массы тела растений

 

2. Признак, по которому огурец считают плодом

1) его едят

2) он растет на стебле

3) внутри него находятся семена

4) он содержит питательные вещества

 

3. Функция плодов

1) защита семян от поедания животными

2) распространение семян

3) защита семян от болезней

4) защита семян от испарения

 

4. Из семязачатков развиваются

1) яйцеклетка 3) спермии

2) семена 4) пыльцевые зерна

 

5. Приспособления яблони к опылению насекомыми

1) цветки образуют много пыльцы

2) пыльца очень легкая

3) цветки имеют нектар

4) цветки рано зацветают

 

6. Опыление – это:

1) процесс слияния женской и мужской половых клеток

2) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

3) образование из материнской клетки двух дочерних

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

 

7. Сроки посева семян зависят

1) от теневыносливости растения

2) от светолюбивости растения

3) от теплолюбивости растения

4) от размера семян и запаса питательных веществ в них

 

8. Условия, необходимые для прорастания семян

1) тепло, вода, воздух

2) тепло, свет, вода

3) тепло, воздух, свет

4) холод, воздух, свет

 

9. Самоопылению способствует

1) одновременное созревание пыльцы и яйцеклетки

2) перенос пыльцы насекомыми

3) созревание пыльцы и яйцеклетки в разное время

4) образование большого числа пыльцевых зерен

 

10. Оплодотворение – это:

1) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

2) процесс слияния мужской и женской половых клеток

3) образование из материнской клетки двух дочерних

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

 

11. Перенос пыльцы с цветка одного растения на цветок другого

1) оплодотворение 3) опыление

2) размножение 4) развитие зародыша

 

12. Глубина заделки семян при посеве зависит

1) от формы семян

2) от температуры окружающей среды

3) от устойчивости семян к вредителям

4) от размера семян и запаса в них питательных веществ

 

13. Воздух необходим прорастающим семенам

1) для осуществления процесса фотосинтеза

2) для поглощения питательных веществ

3) для дыхания

4) для защиты от потери воды

 

14. Всхожесть семян зависит

1) от запаса питательных веществ в семени

2) от размеров семян

3) от наличия здорового зародыша

4) от глубины их посева в почву

 

15. Самоопыление – это процесс переноса пыльцы

1) с тычинок на рыльце пестика ветром

2) с тычинок на рыльце пестика насекомыми

3) с тычинок на рыльце пестика того же цветка

4) при участии человека

 

16. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается

1) околоплодник 3) эндосперм

2) зародыш 4) семенная кожура

17. Семена подсолнечника содержат большой запас жира, который необходим

1) для защиты зародыша от мороза

2) для защиты зародыша от засухи

3) для питания зародыша

4) для дыхания зародыша

 

18. Семена свёклы и огурцов сеют глубже, чем семена моркови и укропа, так как

1) семена свёклы и огурцов крупнее семян моркови и укропа

2) семена свёклы и огурцов меньше нуждаются в освещении

3) семена свёклы и огурцов требуют меньше кислорода для прорастания

4) семена свёклы и огурцов требуют больше тепла

 

19. Приспособленность к опылению ветром у растений

1) яркие крупные цветки

2) цветки с резким запахом

3) цветки с нектарниками

4) цветки с пыльниками на длинных свисающих нитях

 

20. Растение, семена которого сеют неглубоко

1) дуб 3) мак

2) лещина 4) груша

 

21. Из стенок завязи развивается

1) семенная кожура 3) околоплодник

2) зародыш нового растения 4) эндосперм

 

22. У растений, опыляемых ветром

1) яркие цветки

2) цветение до появления листьев

3) цветки с запахом

4) крупные белые цветки

 

23. Какая часть цветка привлекает опылителя?

1) цветоножка 3) цветоложе

2) околоцветник 4) чашелистик

 

24. У какого растения образуется многосемянный плод

1) вишня 2) тюльпан 3) слива 4) абрикос

 

25. Что содержит завязь пестика?

1) семязачатки 2) пыльцу 3) тельца 4) спермии

 

26. Назовите ветроопыляемое растение

1) яблоня 2) ольха 3) вишня 4) абрикос

 

27. Что защищает пестик и тычинки

1) эпидерма 2) чешуи 3) кожура 4) околоцветник

 

28. Что находится внутри пыльника тычинки

1) семязачатки 2) семядоли 3) пыльца 4) тельца

 

29. Какое растение является двудомным

1) огурец 2) крапива 3) тыква 4) кукуруза

 

30. Какому растению свойственно саморазбрасывание семян?

1) недотроге 2) лопуху 3) череде 4) шалфею

 

31. Из чего развиваются плоды

1) из завязи пестика 3) из семязачатков пестика

2) из пыльцы пыльника 4) из венчика

 

32. Из чего развиваются семена

1) из пыльцы пыльника 3) из спермия

2) из семязачатков пестика 4) из венчика

 

33. Для чего цветки растения объединяются в соцветия?

1) для улучшения аромата 3) для привлечения опылителей

2) для красоты 4) для привлечения человека

 

34. Плоды, имеющие острые зубчики, распространяются с помощью

1) животных 3) ветра

2) воды 4) саморазбрасыванием

 

35. Плод дуба (желудь) относится к

1) сухим многосемянным плодам

2) сочным многосемянным плодам

3) сухим односемянным плодам

4) сочным односемянным плодам

 

36. Плод состоит из

1) семян 3) околоплодника

2) околоплодника и завязи 4) околоплодника и семян

 

37. Плод томата относится к

1) сухим многосемянным плодам

2) сочным многосемянным плодам

3) сухим односемянным плодам

4) сочным односемянным плодам

 

38. Однополые цветки характерны для

1) тыквы 2) капусты 3) ржи 4) редиса

 

39. Соцветие кисть характерно для

1) кукурузы 3) ландыша

2) пшеницы 4) клевера

 

40. К сложным соцветиям относится

1) кисть 3) корзинка

2) метелка 4) головка

 

41. Многосемянные плоды у

1) одуванчика 3) кукурузы

2) пшеницы 4) фасоли

 

42. Сочные плоды у

1) хлопчатника 2) репы 3) редьки 4) барбариса

 

43. У мака плод

1) зерновка 3) коробочка

2) семянка 4) стручочек

 

44. Венчик у цветка яблони состоит из

1) пестика 3) чашелистиков

2) лепестков 4) пестика и тычинок

 

45. Двойной околоцветник состоит из

1) венчика и тычинок 3) венчика и чашечки

2) чашечки и пестика 4) пестика и тычинок

 

46. Плоды клевера, фасоли и гороха называют

1) стручком 2) коробочкой 3) семянкой 4) бобом

 

47. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений открыл

1) Г. И. Мендель 2) И. И. Шмальгаузен 3) А. И. Опарин 4) С. Г. Навашин

 

48. Двойным оплодотворением у растений называют слияние

1) спермиев сначала между собой, а потом с яйцеклеткой

2) яйцеклетки с одним, а затем с другим спермием

3) яйцеклетки с первым спермием, а центральной клетки со вторым

4) одного сперматозоида с яйцеклеткой, а второго сперматозоида с центральной диплоидной клеткой

 

49. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется

1) триплоидный эндосперм 3) зародыш семени

2) диплоидный эндосперм 4) семя

 

50. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы

1) на пестик своего же цветка

2) с тычинок одного цветка на тычинки другого цветка

3) с тычинок одного цветка на пестики как в пределах одного растения, так и на цветки других растений того же вида

4) с пестика на тычинки

 

51. Как называется сухой раскрывающийся плод, семена которого прикрепляются к центральной перегородке?

1) боб 3) семянка

2) зерновка 4) стручок

 

52. Плоды какого растения распространяют птицы

1) лопуха 3) пырея

2) рябины 4) березы

 

53. Какая часть семени возникла без участия яйцеклетки

1) семядоля 3) почечка

2) эндосперм 4) зародышевый корешок

 

54. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений из генеративной клетки пыльцевого зерна образуется

1) зародышевый мешок 3) спермий

2) центральная клетка 4) яйцеклетка

 

55. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений яйцеклетка располагается в

1) завязи пестика 3) рыльце пестика

2) пыльцевом зерне 4) цветоложе

 

56. Плодами цветковых растений не являются

1) ягода смородины 3) стручок капусты

2) тыквина дыни 4) клубень картофеля

 

57. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений эндосперм семени образуется из

1) яйцеклетки

2) центрального ядра

3) клеток – спутниц яйцеклетки

4) вегетативной клетки пылинки

 

58. Цветок покрытосеменных растений, который продуцирует мужские и женские половые клетки, называют

1) тычиночным 3) вегетативным

2) обоеполым 4) пестичным

 

59. К многосемянным плодам цветковых растений не относят

1) зерновку пшеницы 3) тыквину арбуза

2) ягоду смородины 4) коробочку мака

 

60. В процессе двойного оплодотворения в семенах цветковых растений триплоидный набор хромосом присущ

1) семядолям 3) зародышевой почке

2) эндосперму 4) оболочкам семени

 

61. К сухим плодам цветковых растений не относят

1) зерновку пшеницы 3) стручок капусты

2) тыквину арбуза 4) коробочку мака

 

Часть В

1. Установите соответствие между некоторыми частями цветка и тем, что из них образуется после оплодотворения

poisk-ru.ru

Генеративные органы. Размножение цветковых растений. — МегаЛекции

Тесты в формате ЕГЭ по теме: «Ботаника»

Ткани растительного организма. Вегетативные органы.

Ткани.

Часть А

1. Группа сходных по строению клеток, выполняющих определенную функцию

1) орган 2) часть растения 3) организм 4) ткань

2. В состав органов цветкового растения входят:

1) только покровные ткани 3) разнообразные ткани

2) только проводящие ткани 4) только механические ткани

3. Роль механической ткани в растении.

1) обеспечивает передвижение веществ

2) придает ему прочность и упругость

3) защищает его от повреждений

4) обеспечивает его рост

4. Покровная ткань

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает растение от повреждений

3) служит местом синтеза веществ

4) придает растению прочность и упругость

5. Проводящие ткани в растении

1) защищают его от повреждения

2) обеспечивают передвижение веществ по нему

3) придают ему прочность и упругость

4) обеспечивают отложение питательных веществ в запас

6. Образовательная ткань в растении

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает его от повреждения

3) придает ему прочность и упругость

4) обеспечивает его рост

7. Ткань, выполняющая в листе функцию образования органических веществ

1) запасающая 3) основная

2) покровная 4) проводящая

8. Особенности строения ситовидных трубок, способствующие передвижению по стеблю органических веществ

1) удлиненные клетки без содержимого с толстыми одревесневшими оболочками

2) длинные клетки с толстыми боковыми стенками, поперечные перегородки между которыми разрушились

3) живые клетки удлиненной формы с поперечными перегородками и отверстиями в них

4) молодые узкие клетки с тонкими оболочками

9. Ткань, к которой относится пробка

1) покровная ткань, ее клетки с толстыми оболочками плотно прилегают друг к другу

2) образовательная ткань, клетки ее молодые, способны делиться

3) механическая ткань, одревесневши оболочки ее клеток придают растению прочность и упругость

4) проводящая ткань, клетки ее удлиненные, по ним передвигаются вещества

10. Каковы функции основных тканей?

1) обеспечение роста растения за счет постоянного деления клеток

2) защита растения от перегрева и пересыхания, обеспечение газообмена

3) создание и накопление питательных веществ

4) обеспечение передвижения веществ в организме

11. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры?

1) покровная 3) механическая

2) образовательная 4) проводящая

12. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию?

1) вытянутая форма, отсутствие ядра

2) наличие ядра, тонкая оболочка

3) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки

4) плотное расположение клеток, тонкие оболочки

13. Какой признак НЕ характерен для проводящей ткани?

1) живые клетки 3) крупное ядро

2) мертвые клетки 4) вытянутая форма

14. Какие ткани обеспечивают прочность органов растения за счет наличия утолщенных клеточных стенок?

1) покровные 3) механические

2) проводящие 4) основные

15. Какие ткани составляют большую часть всех органов растений и заполняют пространство между другими тканями?

1) покровные 3) механические

2) проводящие 4) основные

Часть С

1. В чем проявляется приспособленность покровной ткани к выполняемой ею функции?

Корень.

Часть А

1. Роль корня в жизни растения

1) образует органические вещества из неорганических

2) укрепляет растение в почве, поглощает воду и минеральные вещества

3) поглощает органические вещества из почвы

4) обеспечивает растения энергией

2. Вещества, поглощаемые корнем из почвы, - это:

1) вода и минеральные соли 3) органические вещества

2) углекислый газ 4) перегной

3. Процесс, обеспечивающий передвижение воды и минеральных веществ из корня в стебель

1) корневое давление и испарение воды листьями

2) процесс дыхания

3) образование органических веществ в клетке

4) деление и рост клеток

4. В процессе дыхания корни, как и другие органы растения:

1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

3) поглощают воду и выделяют кислород

4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ

5. Корень – это

1) видоизмененный побег

2) корневище с почками

3) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли

4) клубень с почками

6. Корни, отрастающие от главного корня

1) боковые 3) придаточные

2) воздушные 4) дыхательные

7. Зона корня, участвующая в поглощении воды и минеральных солей

1) зона проведения 3) зона деления

2) зона роста 4) зона всасывания

8. Образованию боковых корней способствует

1) обрезка верхушки побега 3) пасынкование

2) окучивание 4) пикировка

9. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как

1) она бедна минеральными веществами

2) в ней мало органических веществ

3) содержащаяся в ней вода недоступна растениям

4) в ней мало воздуха, необходимого для дыхания корней

10. Корневой волосок – это

1) часть корня, состоящая из одного ряда клеток

2) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ

3) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ

4) небольшие боковые корни

11. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые (развитый)

1) клубни 3) главный корень

2) придаточные корни 4) корневище

12. Зона корня, в которой за счет размножения клеток осуществляется рост корня в длину

1) зона проведения 3) зона деления

2) корневой чехлик 4) зона всасывания

13. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня

1) пасынкование 3) прививка

2) черенкование 4) пикировка

14. Минеральные удобрения необходимо вносить в почву

1) для улучшения дыхания растений

2) с целью повышения устойчивости растений к заболеваниям

3) для улучшения водного обмена

4) чтобы улучшить азотное, фосфорное и калийное питание растений

15. Для снабжения корней воздухом необходимо

1) вносить в почву удобрения

2) пропалывать посевы

3) рыхлить почву

4) поливать растения

16. При пересадке растений важно не повредить корневые волоски, так как они

1) укрепляют растение в почве

2) защищают корень от повреждения

3) поглощают воду и минеральные соли из почвы

4) препятствуют проникновению в корень возбудителей болезней

17. Функция, которую выполняют корнеплоды моркови

1) отложение в запас питательных веществ

2) образование органических веществ

3) поглощение воды и минеральных веществ

4) поглощение воздуха из почвы

18. При прополке культурных растений необходимо удалять с корнями многие сорняки, например осот, так как

1) они занимают место в почве

2) с помощью корней эти растения размножаются

3) корни сорняков выделяют вредные для культурных растений вещества

4) они поглощают много воды и минеральных солей и составляют конкуренцию культурным растениям

19. Особенности клеточного строения корня, способствующие передвижению воды в листья

1) наличие покровной ткани

2) наличие корневого чехлика, который покрывает верхушку корня

3) наличие сосудов (удлиненных клеток без поперечных перегородок)

4) наличие запасающей ткани

20. Мочковатая корневая система имеет

1) хорошо развитый главный корень

2) хорошо развитые придаточные корни, а главный отсутствует

3) хорошо развитый главный корень и придаточные корни

4) одинаково развитые главный и боковые корни

21. Зона корня, в которой осуществляется передвижение воды и минеральных веществ

1) зона проведения 3) зона деления

2) зона роста 4) зона всасывания

22. Рыхление почвы способствует

1) поглощению корнями органических веществ

2) усилению испарения

3) улучшению дыхания корней и уменьшению испарения воды из почвы

4) передвижению органических веществ

23. Ткань, отсутствующая в корне

1) покровная 3) фотосинтезирующая

2) образовательная 4) проводящая

24. Видоизмененные корни (корнеплоды, корнеклубни) можно определить по наличию в них

1) листьев 3) придаточных корней

2) большого запаса органических веществ 4) почек

25. Как называется корень, растущий от стебля или листа

1) главный 3) боковой

2) придаточный 4) дополнительный

26. Как называется явление, при котором корни растения всегда направляются вниз?

1) геотропизм 3) конъюгация

2) хемотропизм 4) симбиоз

27. Какими бывают корневые системы?

1) стержневой и придаточной

2) мочковатой и придаточной

3) придаточной и боковой

4) стержневой и мочковатой

28. Что такое зона всасывания?

1) самая длинная и прочная зона, по клеткам которой передвигаются вещества

2) зона, в которой клетки не растут, а имеется много корневых волосков

3) покрытая корневым чехликом зона, клетки которой активно делятся

4) зона, в которой клетки сильно вытягиваются и удлиняются

29. Какие корни у орхидеи?

1) ходульные 3) дыхательные

2) воздушные 4) втягивающие

30. Первым при прорастании семени появляется (-ются)

1) главный корень

2) боковые корни

3) придаточные корни

4) у однодольных растений – придаточные, а у двудольных – главный корень

31. Воздушные корни монстеры являются

1) главными корнями 3) придаточными корнями

2) боковыми корнями 4) видоизменениями стебля

32. Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?

1) запас питательных веществ

2) выделение ненужных растению веществ

3) фиксация азота воздуха

4) поглощение органических веществ

33. Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться

1) главный корень 3) придаточные корни

2) боковые корни 4) главный и боковые корни

34. Главный корень развивается у растений

1) двулетних 3) двудольных

2) однолетних 4) однодольных

Часть В

1. Укажите соответствие между типом корневой системы и растением

РАСТЕНИЕ ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ

1) пшеница А) стержневая

2) редис Б) мочковатая

3) лук

4) яблоня

2. Укажите соответствие между зонами корня и их особенностями

ОСОБЕННОСТИ ЗОНА КОРНЯ

1) имеются корневые волоски А) всасывания

2) происходит всасывание воды и минеральных веществ Б) корневой чехлик

3) выполняет защитную функцию

4) выделяет органические кислоты

Часть С

1. Как узнать, какой частью корень растет в длину?

2. В чем проявляется приспособленность корня к поглощению воды и минеральных солей?

3. Почему культурные растения плохо растут на заболоченной почве?

Стебель.

Часть А.

1. Ветвлению наземных частей растения способствует

1) пасынкование 3) удаление части побегов

2) обрезка верхушки стеблей 4) окучивание растения

2. Побег – это

1) часть листа 3) верхушка стебля

2) стебель с листьями и почками 4) часть корня

3. Значение вегетативной почки в жизни растения состоит в том, что

1) из нее развивается новое растение

2) в ней откладываются в запас питательные вещества

3) из нее развивается побег

4) из нее развиваются листья

4. Значение стебля в жизни растения состоит в том, что:

1) в нем образуются органические вещества

2) он поглощает воду

3) он поглощает минеральные вещества

4) по нему передвигаются питательные вещества

5. Чечевички в стебле древесного растения

1) защищают от проникновения пыли

2) обеспечивают обмен газами с окружающей средой

3) замедляют испарение воды растениями

4) затрудняют проникновение микробов

6. Функция, которую луб выполняет в стебле древесного растения

1) образование органических веществ

2) передвижение воды и минеральных веществ

3) отложение органических веществ в запас

4) передвижения органических веществ, опоры

7. Клетки, в результате деления которых стебель дерева растет в толщину

1) клетки камбия 3) клетки луба

2) клетки сердцевины 4) клетки древесины

8. Возраст дерева можно определить

1) по толщине стебля

2) по высоте стебля

3) по числу годичных колец в древесине

4) по числу ветвей

9. Почка – это

1) часть стебля 3) завязь с семязачатками

2) зачаточный побег 4) листовая пластинка и черешок

10. Жилки представляют собой

1) запасающую ткань 3) проводящую ткань

2) покровную ткань 4) основную ткань

11. Место на стебле двудольного растения, где происходит его рост в длину

1) верхушка стебля 3) клетки камбия

2) основание стебля 4) генеративные почки

12. Часть стебля, по которой передвигаются вода и минеральные вещества

1) сердцевина 3) ситовидные трубки

2) камбий 4) сосуды

13. Об условиях жизни растений в разные годы можно узнать

1) по толщине сердцевины 3) по толщине годичных колец

2) по толщине пробки 4) по толщине коры

14. Составная часть луба – это:

1) ситовидные трубки и волокна

2) сосуды и клетки разной формы

3) узкие молодые клетки, способные делиться

4) плотно прилегающие друг к другу клетки, среди которых располагаются устьица

15. Клетки стебля, в которых откладываются запасные органические вещества

1) клетки камбия 3) клетки древесины

2) клетки сердцевины 4) клетки луба

16. Функция лубяных волокон

1) осуществляется обмен газами

2) защищает внутренние ткани от испарения, попадания пыли и микробов

3) обеспечивают рост стебля в толщину

4) обеспечивают прочность и упругость стебля

17. Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1) окисление органических веществ

2) поглощение минеральных веществ корневыми волосками

3) корневое давление

4) испарение воды

18. Как называется участок стебля между двумя соседними узлами?

1) узел 2) междоузлие 3) почка 4) цветок

19. Как называется листорасположение, при котором от узла отходят три листа и более?

1) мутовчатое 3) внеочередное

2) очередное 4) супротивное

20. Как называются следы в узлах стебля от опавших листьев у листопадных растений?

1) листовые места 3) листовые раны

2) листовые рубцы 4) листовые следы

21. Как называется увеличение размеров побега за счет клеток, находящихся в основании междоузлий?

1) верхушечный рост 3) вставочный рост

2) средний рост 4) боковой рост

22. Что применяют для усиления ветвления побега?

1) пасынкование 3) прищипку

2) кущение 4) окучивание

23. Как называется растущая часть побега на верхушке зачаточного стебля?

1) росток 3) синус нарастания

2) конус нарастания 4) стебелек

24. По каким клеткам происходит передвижение органических веществ?

1) по ситовидным трубкам 3) по трахеидам

2) по сосудам 4) по волокнам

25. По каким клеткам стебля идет восходящий ток?

1) по сосудам и трахеидам 3) по лубяным волокнам

2) по ситовидным трубкам 4) по камбию

26. Что относится к суккулентам?

1) хмель 2) подорожник 3) горох 4) алоэ

27. Корневища имеют

1) лук, чеснок, тюльпан 3) картофель, цикламен, хохлатка

2) крапива, ветреница, ландыш 4) лилия, нарцисс, гиацинт

28. Минеральные вещества и вода передвигаются в растении по

1) ксилеме 2) флоэме 3) камбию 4) вторичной коре

29. Место прикрепления листьев и почек к стеблю называют

1) междоузлие 2) пазуха листа 3) побег 4) узел

30. К видоизмененным побегам цветковых растений не относят

1) луковицу тюльпана 3) клубень картофеля

2) корнеплод свеклы 4) коневище ландыша

Часть В

1. Какие растительные ткани есть в древесине дуба?

1) образовательная 4) проводящая

2) покровная 5) механическая

3) запасающая 6) фотосинтезирующая

2. Установите правильную последовательность слоев стебля трехлетней липы, начиная снаружи

А) древесина Д) первичная кора

Б) кожица Е) пробка

В) камбий Е) сердцевина

Г) луб

Лист.

1. Значение листьев в жизни растений состоит в том, что

1) они создают тень для стебля и корней

2) они служат пищей для животных

3) в хлоропластах, расположенных в клетках листа, происходит фотосинтез

4) они поглощают влагу из воздуха

2. Ткань, из которой состоит мякоть листа

1) образовательная 3) основная и проводящая

2) покровная 4) запасающая

3. Фотосинтез – это

1) процесс образования органических веществ на свету из углекислого газа и воды

2) процесс расходования органических веществ с освобождением энергии

3) процесс превращения крахмала в сахар при прорастании семян

4) процесс использования органических веществ растением

4. Превращение некоторых листьев барбариса в колючки

1) повышает устойчивость растения к болезням

2) защищает растения от вредителей

3) влияет на дыхание растений

4) защищает растения от чрезмерного испарения, поедания животными

5. Поступление углекислого газа в клетки листа обеспечивает такая особенность его строения, как

1) прозрачность клеток кожицы

2) наличие в клетках хлоропластов

3) наличие устьиц и межклетников

4) наличие жилок

6. Испарение воды растением

1) ускоряет рост побега

2) защищает его от перегрева

3) ускоряет рост корня

4) повышает интенсивность фотосинтеза

7. Роль кожицы листа в растении

1) придает растению форму

2) защищает от механических повреждений

3) обеспечивает рост растения

4) выполняет запасающую функцию

8. Проникновение света в клетки листа к хлоропластам обеспечивает

1) наличие жилок

2) наличие устьиц и межклетников

3) прозрачность клеток кожицы

4) наличие крупных клеток основной ткани

9. Особенности строения растения, уменьшающие испарение воды

1) простые листья

2) видоизмененные листья – колючки

3) большие листья

4) сложные листья

10. Роль фотосинтеза в природе

1) обеспечивает живые организмы минеральными веществами

2) продукты фотосинтеза человек использует в практической деятельности

3) повышает влажность воздуха

4) обеспечивает живые организмы веществами и энергией

11. Кислород поступает в клетки листа

1) через устьица и межклетники

2) через прозрачные клетки кожицы

3) через проводящие пучки

4) через хлоропласты

12. Растения влажных мест обитания имеют

1) глубинные корни

2) крупные листья

3) листья, видоизмененные в колючки

4) на листьях восковой налет, опушенность

13. Какое растение имеет сложные листья?

1) яблоня 2) сирень 3) тополь 4) земляника

14. У сидячих листьев отсутствует

1) листовая пластинка 3) черешок

2) проводящие ткани 4) основание листа

15. Среди перечисленных листьев простыми листьями являются

1) березы, дуба и клена 3) липы, гороха и ясеня

2) клена, рябины и кукурузы 4) березы, земляники, шиповника

16. Среди перечисленных листьев сложными являются листья

1) черники, бузины и пшеницы 3) сирени, клена и ясеня

2) акации, березы и тополя 4) шиповника, рябины и земляники

17. Хлорофилл не присутствует в клетках

1) эпидермы 3) губчатой ткани

2) столбчатой ткани 4) замыкающих клеток устьиц

18. Каждый простой лист имеет

1) листовую пластинку и черешок

2) черешок и несколько листовых пластинок

3) листовую пластинку, черешок, основание и прилистники

4) листовую пластинку и основание

Часть В

1. Какие из нижеперечисленных элементов входят в состав жилки листа

1) столбчатая паренхима 4) губчатая паренхима

2) ситовидные трубки 5) устьица

3) сосуды 6) волокна

Часть С

1. К. А. Тимирязев назвал испарение воды растением необходимым «физиологическим злом». Объясните это высказывание ученого.

2. Весна была сухая, и у плодовых деревьев выросли мелкие листья. Почему это огорчало садоводов? Каким будет урожай плодов и почему?

Генеративные органы. Размножение цветковых растений.

Часть А.

1. Размножение – это:

1) способность организма воспринимать воздействие внешней среды

2) воспроизведение новых особей, способствующее увеличению численности вида

3) состояние организма, при котором почти полностью прекращается жизнедеятельность

4) увеличение размеров и массы тела растений

2. Признак, по которому огурец считают плодом

1) его едят

2) он растет на стебле

3) внутри него находятся семена

4) он содержит питательные вещества

3. Функция плодов

1) защита семян от поедания животными

2) распространение семян

3) защита семян от болезней

4) защита семян от испарения

4. Из семязачатков развиваются

1) яйцеклетка 3) спермии

2) семена 4) пыльцевые зерна

5. Приспособления яблони к опылению насекомыми

1) цветки образуют много пыльцы

2) пыльца очень легкая

3) цветки имеют нектар

4) цветки рано зацветают

6. Опыление – это:

1) процесс слияния женской и мужской половых клеток

2) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

3) образование из материнской клетки двух дочерних

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

7. Сроки посева семян зависят

1) от теневыносливости растения

2) от светолюбивости растения

3) от теплолюбивости растения

4) от размера семян и запаса питательных веществ в них

8. Условия, необходимые для прорастания семян

1) тепло, вода, воздух

2) тепло, свет, вода

3) тепло, воздух, свет

4) холод, воздух, свет

9. Самоопылению способствует

1) одновременное созревание пыльцы и яйцеклетки

2) перенос пыльцы насекомыми

3) созревание пыльцы и яйцеклетки в разное время

4) образование большого числа пыльцевых зерен

10. Оплодотворение – это:

1) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

2) процесс слияния мужской и женской половых клеток

3) образование из материнской клетки двух дочерних

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

11. Перенос пыльцы с цветка одного растения на цветок другого

1) оплодотворение 3) опыление

2) размножение 4) развитие зародыша

12. Глубина заделки семян при посеве зависит

1) от формы семян

2) от температуры окружающей среды

3) от устойчивости семян к вредителям

4) от размера семян и запаса в них питательных веществ

13. Воздух необходим прорастающим семенам

1) для осуществления процесса фотосинтеза

2) для поглощения питательных веществ

3) для дыхания

4) для защиты от потери воды

14. Всхожесть семян зависит

1) от запаса питательных веществ в семени

2) от размеров семян

3) от наличия здорового зародыша

4) от глубины их посева в почву

15. Самоопыление – это процесс переноса пыльцы

1) с тычинок на рыльце пестика ветром

2) с тычинок на рыльце пестика насекомыми

3) с тычинок на рыльце пестика того же цветка

4) при участии человека

16. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается

1) околоплодник 3) эндосперм

2) зародыш 4) семенная кожура

17. Семена подсолнечника содержат большой запас жира, который необходим

1) для защиты зародыша от мороза

2) для защиты зародыша от засухи

3) для питания зародыша

4) для дыхания зародыша

18. Семена свёклы и огурцов сеют глубже, чем семена моркови и укропа, так как

1) семена свёклы и огурцов крупнее семян моркови и укропа

2) семена свёклы и огурцов меньше нуждаются в освещении

3) семена свёклы и огурцов требуют меньше кислорода для прорастания

4) семена свёклы и огурцов требуют больше тепла

19. Приспособленность к опылению ветром у растений

1) яркие крупные цветки

2) цветки с резким запахом

3) цветки с нектарниками

4) цветки с пыльниками на длинных свисающих нитях

20. Растение, семена которого сеют неглубоко

1) дуб 3) мак

2) лещина 4) груша

21. Из стенок завязи развивается

1) семенная кожура 3) околоплодник

2) зародыш нового растения 4) эндосперм

22. У растений, опыляемых ветром

1) яркие цветки

2) цветение до появления листьев

3) цветки с запахом

4) крупные белые цветки

23. Какая часть цветка привлекает опылителя?

1) цветоножка 3) цветоложе

2) околоцветник 4) чашелистик

24. У какого растения образуется многосемянный плод

1) вишня 2) тюльпан 3) слива 4) абрикос

25. Что содержит завязь пестика?

1) семязачатки 2) пыльцу 3) тельца 4) спермии

26. Назовите ветроопыляемое растение

1) яблоня 2) ольха 3) вишня 4) абрикос

27. Что защищает пестик и тычинки

1) эпидерма 2) чешуи 3) кожура 4) околоцветник

28. Что находится внутри пыльника тычинки

1) семязачатки 2) семядоли 3) пыльца 4) тельца

29. Какое растение является двудомным

1) огурец 2) крапива 3) тыква 4) кукуруза

30. Какому растению свойственно саморазбрасывание семян?

1) недотроге 2) лопуху 3) череде 4) шалфею

31. Из чего развиваются плоды

1) из завязи пестика 3) из семязачатков пестика

2) из пыльцы пыльника 4) из венчика

32. Из чего развиваются семена

1) из пыльцы пыльника 3) из спермия

2) из семязачатков пестика 4) из венчика

33. Для чего цветки растения объединяются в соцветия?

1) для улучшения аромата 3) для привлечения опылителей

2) для красоты 4) для привлечения человека

34. Плоды, имеющие острые зубчики, распространяются с помощью

1) животных 3) ветра

2) воды 4) саморазбрасыванием

35. Плод дуба (желудь) относится к

1) сухим многосемянным плодам

2) сочным многосемянным плодам

3) сухим односемянным плодам

4) сочным односемянным плодам

36. Плод состоит из

1) семян 3) околоплодника

2) околоплодника и завязи 4) околоплодника и семян

37. Плод томата относится к

1) сухим многосемянным плодам

2) сочным многосемянным плодам

3) сухим односемянным плодам

4) сочным односемянным плодам

38. Однополые цветки характерны для

1) тыквы 2) капусты 3) ржи 4) редиса

39. Соцветие кисть характерно для

1) кукурузы 3) ландыша

2) пшеницы 4) клевера

40. К сложным соцветиям относится

1) кисть 3) корзинка

2) метелка 4) головка

41. Многосемянные плоды у

1) одуванчика 3) кукурузы

2) пшеницы 4) фасоли

42. Сочные плоды у

1) хлопчатника 2) репы 3) редьки 4) барбариса

43. У мака плод

1) зерновка 3) коробочка

2) семянка 4) стручочек

44. Венчик у цветка яблони состоит из

1) пестика 3) чашелистиков

2) лепестков 4) пестика и тычинок

45. Двойной околоцветник состоит из

1) венчика и тычинок 3) венчика и чашечки

2) чашечки и пестика 4) пестика и тычинок

46. Плоды клевера, фасоли и гороха называют

1) стручком 2) коробочкой 3) семянкой 4) бобом

47. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений открыл

1) Г. И. Мендель 2) И. И. Шмальгаузен 3) А. И. Опарин 4) С. Г. Навашин

48. Двойным оплодотворением у растений называют слияние

1) спермиев сначала между собой, а потом с яйцеклеткой

2) яйцеклетки с одним, а затем с другим спермием

3) яйцеклетки с первым спермием, а центральной клетки со вторым

4) одного сперматозоида с яйцеклеткой, а второго сперматозоида с центральной диплоидной клеткой

49. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется

1) триплоидный эндосперм 3) зародыш семени

2) диплоидный эндосперм 4) семя

50. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы

1) на пестик своего же цветка

2) с тычинок одного цветка на тычинки другого цветка

3) с тычинок одного цветка на пестики как в пределах одного растения, так и на цветки других растений того же вида

4) с пестика на тычинки

51. Как называется сухой раскрывающийся плод, семена которого прикрепляются к центральной перегородке?

1) боб 3) семянка

2) зерновка 4) стручок

52. Плоды какого растения распространяют птицы

1) лопуха 3) пырея

2) рябины 4) березы

53. Какая часть семени возникла без участия яйцеклетки

1) семядоля 3) почечка

2) эндосперм 4) зародышевый корешок

54. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений из генеративной клетки пыльцевого зерна образуется

1) зародышевый мешок 3) спермий

2) центральная клетка 4) яйцеклетка

55. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений яйцеклетка располагается в

1) завязи пестика 3) рыльце пестика

2) пыльцевом зерне 4) цветоложе

56. Плодами цветковых растений не являются

1) ягода смородины 3) стручок капусты

2) тыквина дыни 4) клубень картофеля

57. В процессе двойного оплодотворения цветковых растений эндосперм семени образуется из

1) яйцеклетки

2) центрального ядра

3) клеток – спутниц яйцеклетки

4) вегетативной клетки пылинки

58. Цветок покрытосеменных растений, который продуцирует мужские и женские половые клетки, называют

1) тычиночным 3) вегетативным

2) обоеполым 4) пестичным

59. К многосемянным плодам цветковых растений не относят

1) зерновку пшеницы 3) тыквину арбуза

2) ягоду смородины 4) коробочку мака

60. В процессе двойного оплодотворения в семенах цветковых растений триплоидный набор хромосом присущ

1) семядолям 3) зародышевой почке

2) эндосперму 4) оболочкам семени

61. К сухим плодам цветковых растений не относят

1) зерновку пшеницы 3) стручок капусты

2) тыквину арбуза 4) коробочку мака

Часть В

1. Установите соответствие между некоторыми частями цветка и тем, что из них образуется после оплодотворения

megalektsii.ru

Генеративный орган цветковых растений: описание и строение

20 мая 2017

Любая культура имеет вегетативные и генеративные органы. Они выполняют разные функции: одни отвечают за размножение, другие – за нормальный рост. Рассмотрим далее строение генеративных органов. генеративный орган

Общие сведения

Генеративные органы растений представлены:

  1. Семенем. К генеративным органам относится спорангий (у споровых) и шишка (у голосеменных).
  2. Плодом.
  3. Цветком.

За нормальный рост и развитие отвечают корень и побег. Последний включает в себя стебель, листья и почки.

Основной генеративный орган: цветок

Он формируется из почки. Генеративные органы растений могут находиться в пазухах листьев, на верхушке стебля. Чаще всего, однако, они располагаются на побеге. Здесь они собраны в пучок. Цветок представляет собой видоизмененный укороченный побег с ограниченным ростом. В нем листья располагаются концентрически, что обеспечивает реализацию функции размножения. Осевая часть – цветоложе. Она переходит в ножку. На этой части располагается непосредственно сам цветок. Внешними частями являются венчик и чашечка. Они составляют покров цветка, именуемый околоцветником. Он может быть простым или двойным. Первый формируется только лепестками или только чашелистиками. В составе двойного околоцветника присутствуют венчик и чашечка. Есть культуры, в которых этот элемент вовсе отсутствует. Такие цветки называют голыми. Они встречаются, например, у ивы, ясеня. вегетативные и генеративные органы

Особенности элементов

Чашелистики, как правило, имеют зеленую окраску. Они больше других элементов похожи на обычные листья. Чашелистики могут быть сросшимися или свободными. Соответственно, чашечка будет называться сростно- или раздельнолистной. Лепестки могут также быть сросшимися или свободными. Эти элементы обеспечивают защиту пестикам и тычинкам. Кроме того, они привлекают насекомых, опыляющих культуру.

Главные части

Генеративные органы цветковых растений содержат пестики и тычинки. В последних присутствует тонкая нить, на конце которой находится пыльник. Он представляет собой группу мешочков, в которых идет развитие микроспор. Из них формируются пылинки или пыльцевые зерна. Они имеют микроскопические размеры. В пыльцевых зернах формируются спермии – мужские клетки, участвующие в оплодотворении. Тычинки могут быть сросшимися или свободными. Их совокупность именуется андроцеем. Пестик формируется из плодолистиков (одного или нескольких). Их совокупность называется гинецеем. В пестике присутствует завязь. В ней находятся семяпочки (семязачатки), рыльце, столбик (также один или несколько). Завязь может быть свободной (закрепленной на цветоложе), средней (сросшейся с ним) или нижней (расположенной под околоцветником).

Классификация

Генеративный орган цветковых может содержать только пестик или только тычинку. Если в нем присутствует оба элемента, то его называют обоеполым. Генеративный орган, содержащий только тычинку, именуется, соответственно, тычиночным, а только пестик – пестичным. Если они располагаются на одной культуре, то ее называют однодомной. К примеру, на верхушке стебля кукурузы находится соцветие. Его именуют метелкой. В ней собраны тычиночные цветки. Пестичные же находятся в початках. Однодомными являются орешник, береза, дуб, тыква, огурец и пр. У двудомных пестичные цветки располагаются на одном растении, а тычиночные – на другом. Такими культурами являются ива, конопля и пр. генеративный орган цветковых

Плод

Этот генеративный орган формируется после оплодотворения. В его функции входит не только размножение, но и защита семян. В умеренном климате созревание плодов происходит, как правило, в летнее и осеннее время. Распространение семян может осуществляться разными способами. Поэтому в природе встречаются самые разные виды плодов. Например, они могут быть сочными и сухими. В первых присутствует мякоть. Сочные плоды распространяют обычно животные, которые их едят. В пищеварительном тракте происходит переваривание околоплодника, а семена выходят вместе с экскрементами. Такое распространение выгодно для культур. Животные переносят семена на достаточно большие расстояния, что исключает борьбу растений за ресурсы. Сухие плоды распространяются, как правило, с помощью ветра. Но иногда в этом процесса участвуют и животные. Это, например, характерно для растений, в которых плодом является орех. Они переносятся грызунами, делающими запасы на зиму. Иногда животные забывают о них, и семена прорастают.

Сухие плоды

Наиболее распространенными видами считаются боб, зерновка, коробочка, семянка, стручок. Первый состоит из двух створок. При созревании плода они размыкаются. Сухие створки скручиваются и растрескиваются. При этом семена, под действием небольшой силы, вылетают из них. Очень похож на боб стручок. В нем также присутствует две створки. Однако этот генеративный орган включает в себя еще и внутреннюю перегородку. К ней прикрепляются семена. Стручки развиваются у таких культур, как редис, редька, капуста. Семянки – плоды, в которых присутствует одно семя. При этом оно не срастается с сухим околоплодником. Семя располагается внутри него. Самой известной культурой с таким плодом является подсолнечник. В коробочках находится множество семян. В таких плодах есть отверстия. Если ветер покачивает растение, то через них высыпаются созревшие семена. Коробочка созревает у мака и тюльпана. генеративный орган цветок

Семя

Этот генеративный орган развивается из оплодотворенного семязачатка. У покрытосеменных семена находятся в полости плода, а у голосеменных – формируются на поверхности макроспорофилла. Эти элементы обладают некоторыми особенностями, обусловленными прогрессивной эволюцией. В первую очередь стоит отметить, что семя – многоклеточная структура. В ней присутствует запасающая ткань, дочернее зачаточное растение, а также защитный покров. В этом существенное отличие семени от споры. В ней все, что нужно для развития, присутствует в одной клетке. Продолжительность периода покоя у разных семян различен. На протяжении этого времени они не проявляют активности, из них не образуется проросток. В этой связи семена считаются более универсальными и надежными единицами расселения культур.

Специфика развития

Сначала зигота, находящаяся в семязачатке, вытягивается и разделяется поперечной перегородкой. Из одной клетки формируется "подвесок" (суспензор), а из второй, собственно, зародыш. Первый обеспечивает питание. Подвесок погружает зародыш в эндосперм. Во второй клетке происходит многократное деление. В результате чего образуется зародыш. Эндосперм голосеменных гаплоидный. Он формируется из тканей женского гаметофита. У покрытосеменных эндосперм образуется из триплоидного ядра. Оно, в свою очередь, является результатом слияния вторичного диплоидного ядра и спермия. Уровень развития эндосперма у различных таксонов неодинаковый. Обычно, чем примитивнее в эволюционном плане систематическая группа, тем более развитым будет эндосперм. Его редукция, как правило, обуславливается увеличением относительного размера зародыша. к генеративным органам относится

Виды

Зрелые семена классифицируются в зависимости от структуры, величины, окраски, поверхности, внутреннему строению и пр. Очень разнообразна форма семян. Она может быть шаровидной, линейной, эллипсоидной, дисковидной и пр. Как правило, размер семян небольшой. Только в некоторых случаях они могут достигать нескольких сантиметров в длину. Крупные семена характерны для конского каштана, бобовых, ряда пальм и тыквенных. Поверхность может быть гладкой, шероховатой, блестящей, ребристой, бороздчатой, опушенной волосками, ямчатой. Семена различаются и по цвету. Особенное разнообразие окраски отмечается у бобовых. Часто у семян обнаруживаются разнообразные придатки, выросты, в некоторых случаях - пучки волосков. Как правило, они прикрепляются к фуникулусу. Это специальная ножка, которая соединяет семя и стенку завязи. В некоторых случаях присоединение осуществляется прямо к плаценте. строение генеративных органов

Вегетативные органы

Они поддерживают ключевые жизненные процессы. В качестве основной особенности вегетативных органов выступает полярность. У каждого элемента есть 2 полюса: нижний и верхний. Эти органы обладают способностью ориентироваться в пространстве. Так, корень всегда развивается по направлению к центру Земли, а стебель – от него. Осевые органы располагаются вертикально, листья – под углом к поверхности почвы. Эта специализация связана с двумя сферами питания – почвенной и атмосферной. Корень не ограничен в росте, на нем нет листьев. Он выполняет функции поглощения и транспортировки питательных соединений, воды, синтез веществ, а также дыхание. За счет стебля обеспечивается связь листьев и корня. Он способствует образованию ассимиляционной поверхности последних и наиболее эффективному их расположению относительно солнечного света. В стебле также скапливаются питательные вещества. Лист представляет собой боковой орган растения. Он ограничен в росте. В нем выделяют листовую пластинку и черешок, прилистники. У однолетних культур продолжительность жизни листа и стебля одинаковые. Этот орган выполняет транспираторную, газообменную, фотосинтезирующую, защитную, очистительную, питательную функцию. Расчленение тела культуры на разные элементы, образование большого числа веток, корней, листьев позволили развить фотосинтезирующую поверхность, которая обеспечивает поглощение достаточного количества минеральных соединений и воды. генеративные органы цветковых растений

Дополнительно

Принято считать, что вегетативные органы в размножении не участвуют. Тем не менее, они могут способствовать ему. В частности, при их участии происходит так называемое вегетативное размножение. Для этого используются клубни, корневища, луковицы. В этом случае новое растение формируется из многоклеточного элемента материнского организма. Для этих же целей могут использоваться и листья.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Растения и животные водоемов: описание и их значение в природе Растения и животные водоемов: описание и их значение в природе

Задумав прогулку на берег реки, пруда или озера, не забудьте захватить фотоаппарат, альбом или блокнот для рисования. У водоема столь многое заслуживает внимания! Снующие туда-сюда стайки мелких рыбешек, лягушки и жаб...

Суд как орган судебной власти - описание, характеристики и особенности Суд как орган судебной власти - описание, характеристики и особенности

Суд как орган судебной власти – довольно сложное понятие, что связано с разветвленностью, иерархичностью, запутанностью этой ветви власти в пределах нашей державы. Существует несколько разновидностей судебных ин...

Белена - ядовитое растение. Фото и описание Белена - ядовитое растение. Фото и описание

Многие наши читатели наверняка слышали выражение «Ты словно белены объелся». При этом далеко не всем известно, что белена черная — ядовитое растение. Оно является дальним родственником картофеля. Пог...

Растение-паразит повилика: виды, описание, меры борьбы Растение-паразит повилика: виды, описание, меры борьбы

Определенный вред в огороде может причинить любая сорная трава. Но есть класс сорняков, который особенно опасен – это растения-паразиты. Повилика является одним из таких вредителей, причиняющих массу неприятност...

Масару Эмото: биография и исследования Масару Эмото: биография и исследования

Есть ли в воде мистика? Как знать. На первый взгляд это всего лишь прозрачная жидкость, однако в этой неприметной прозрачности скрывается большая тайна зарождения жизни. О скрытых свойствах и странных особенностях вод...

Какая самая мощная пневматическая винтовка Какая самая мощная пневматическая винтовка

Использование современных технологий в области стрелкового вооружения привело к тому, что к некоторым образцам пневматического оружия вполне можно применить эпитет "мощный". Пневматику можно встретить не только в тире...

Кувшинка желтая: описание и применение растения Кувшинка желтая: описание и применение растения

Кувшинка желтая представляет собой растение невероятной красоты. Она растет на озерах, спокойной глади рек, в заводях прудов. Периодически этот удивительный цветок можно встретить и на болоте, так как он не нуждается ...

Донниковый мед: полезные свойства и противопоказания. Растение донник: описание и фото Донниковый мед: полезные свойства и противопоказания. Растение донник: описание и фото

Мед является ценнейшим натуральным продуктом, обладающим множеством целебных свойств. Его разные сорта влияют на организм по-разному. Всем известно, что липовый незаменим при кашле, а подсолнечный – отличный пом...

Растения пустыни - джузгун: описание и свойства Растения пустыни - джузгун: описание и свойства

Пустыни — природные зоны, характеризующиеся жарким климатом и малым количеством выпадающих осадков. Такие климатические условия влияют на местную флору и фауну. Растительность на этой территории крайне скудная. ...

Плод пасленовых растений, картофеля и томата, называют... Особенности строения и фото Плод пасленовых растений, картофеля и томата, называют... Особенности строения и фото

Плоды растений отличаются удивительным разнообразием. А вы знаете, что плод пасленовых растений, картофеля и томата называются ягодой? Не верите? Тогда читайте нашу статью.Характерные признаки семейства

kak.green


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта