Лиственные и хвойные растения. Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Лиственные и хвойные растения зимой»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Хвойные и лиственные деревья, история их обработки. Лиственные и хвойные растения


Лиственные и хвойные растения - МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ - ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 28

Тема. Лиственные и хвойные растения

 

Цель: расширять представление учащихся о многообразии растений; учить сравнивать лиственные и хвойные растения, различать растения по виду, по листьям; развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение работать в группах, парах; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

— Какая сейчас пора года?

— Какой месяц?

— Какое число?

— Тепло или холодно на улице?

— Какое состояние неба?

— Какая температура воздуха?

— Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Работа над загадками

• Летом одевается, а зимой одежды чурается. (Дерево с листьями)

• Зимой черный, весной и летом зеленый, а осенью желтый. (Лес)

• Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (Лиственные деревья)

• Зимой спит, а летом шумит. (Дерево)

• Немаленький вырастает,

Мощь с годами набирает.

Может жить сотни лет,

Имеет огромный род. (Дуб)

 

• У нее красивые, пышные ветви,

И колючек не счесть...

Не равнодушна к украшениям,

На праздники спешит к нам. (Ель)

На доске — слова: лес, деревья, дуб, ель.

— Как взаимосвязаны эти слова?

— Сегодня мы поговорим о многообразии растений, узнаем, как их классифицируют.

 

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление с понятием «хвойные и лиственные деревья»

— Посмотрите внимательно на таблицу «Растения. Деревья». Все деревья можно разделить на две группы: хвойные и лиственные. Лиственные деревья на веточках имеют плоские зеленые листочки большие, как ладошка у человека (например, дуб, береза, тополь, акация, яблоня и др.). Лиственные деревья сбрасывают листья осенью, а весной у них вырастают новые молодые листья. Хвойные деревья вместо листьев имеют зеленые иголочки (например, ель, сосна, кипарис). На зиму эти деревья не сбрасывают листочки. О них говорят вечнозеленые, потому что вместо одних иголок сразу вырастают новые, а нам кажется, что они всегда зеленые.

На доске — слова лиственные, хвойные.

— Сравните листовую пластинку и хвою.

 

 

— Чем они отличаются? Какие хвойные деревья вам известны?

2. Ознакомление с хвойными деревьями

Елку мы сначала

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки —

Значит, это елочки.

 

А когда на веточку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

 

 

— Елочный лес называется ялинником. У дерева острая верхушка, вниз крона расширяется. Любит влагу. Хвоинки колючие, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300500 лет. Из древесины ели изготавливают бумагу, искусственный шелк.

►► Загадка

Снег ее не напугает,

И на жару не обращает внимания.

Зеленеет даже зимой,

Имеет с иголочек платочек. (Сосна)

— Сосновый лес называется бором. Сосна любит свет. Хвоинки растут в паре. Сосна растет на любой почве. В сосновом лесу целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

Есть у родственницы елки

Неколючими иголочки.

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

— Осенью золотые хвоинки лиственницы, как листья, падают на землю. Отсюда и возникло русское название дерева «техники». Хвоинки собраны в пучки по 20-60 штук. Светолюбива. Древесина не гниет.

Пихта (пихта) и кедр — тоже хвойные деревья.

►► Физкультминутка

Травка низенько-низенько,

Деревья высоко-высоко.

Ветер деревья колышет, качает,

То направо, то налево наклоняет,

То вперед, то назад.

Птички летят, улетают.

А дети тихонько за парты садятся.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа по рисункам

— Рассмотрите рисунки. Попытайтесь определить время года по разным деревьям.

 

 

— Как называют деревья, у которых есть листья? Выберите правильный ответ: хвойные, лиственные.

— Что такое ноябрь? (Ноябрь — средство приспособления растений к суровым условиям зимы.)

— Зачем деревьям нужен листопад?

• Защита дерева от зимней засухи, ведь листья испаряют много влаги.

• Избавление дерева от ядовитых веществ из земли и воздуха.

• Защита тонких и хрупких веток от тяжести снега.

2. Игра «Учимся различать хвойные и лиственные деревья»

Учитель сообщает учащимся названия деревьев. Дети рассматривают иллюстрацию дерева, определяют его вид, аргументируя свое мнение.

Названия деревьев: кипарис, дуб, ива, береза, тополь, сосна, калина, каштан, ель.

3. Игра «Найди плод и листочек от дерева»

Ученики рассматривают рисунок, находят листья и плоды от деревьев (дуб, береза, ель, каштан, сосна, рябина, клен), соединяют их стрелками, классифицируют деревья на лиственные и хвойные. В конце работы учащиеся выясняют значение деревьев в жизни человека, животных, делают вывод о необходимости бережного отношения человека к деревьев и других растений, высадка новых деревьев.

4. Кроссворд «С какого дерева листочек»?

 

 

Ответы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Клен. 4. Ель.

 

5. Игра «Что лишнее?»

 

 

6. Блицопрос

1) Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) Колючка;

б) игла;

в) хвоїнка.

2) Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму?

а) Сосна;

б) лиственница;

в) ель.

7. Сообщение о некоторые деревья

Выходят дети в соответствующих костюмах и представляют подготовленные заранее сообщения.

Береза. Белоснежная береза... Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто о ней вспоминают в сказках, загадках, поговорках. Из березы производят фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовый природный бумагу! У березы есть полезный сок.

Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его глубоко уходят в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину из дуба производили корабли, а сейчас — мебель, паркет, грузовые вагоны. Кору применяют в кожевенной делу, а если положить несколько листьев в банку с солеными огурцами — они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен. Клен — желанный гость всех парков и улиц городов. его резное листья такое красивое во время осеннего листопада! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении, а также изготавливают музыкальные инструменты. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества. Листья у клена осенью краснеет.

Ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним накануне нового года в дома приходит сказка. В еловом лесу можно укрыться в жаркий день, потому что в нем всегда сумрачно и прохладно. Живут ели очень долго — до 200 лет. Из эластичной древесины изготавливают скрипки, мебель, бумага. Возможно, книга, что лежит у вас на столе, сделана из ели.

— Все деревья — и хвойные, и лиственные — нужно беречь. Без них наша планета была бы мертвой. не уютно бы стало нам всем, не было бы такой красоты и, конечно, чистого воздуха.

 

V. Итог урока

— С какими двумя группами растений мы ознакомились на уроке?

— Какие главные признаки лиственных и хвойных деревьев вы запомнили?

— Какое дерево применяют для изготовления лыж?

— У какого дерева осенью листья краснеют?

— Из какого дерева производят музыкальные инструменты?

— У какого дерева сладкий сок?

schooled.ru

Лиственные и хвойные деревья

СОСНА Сосны до неба хотят дорасти, Небо ветвями хотят подмести, Чтобы в течение года Ясной стояла погода. Сосны — деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе. Сосны — растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и, кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку. Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям.

Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности. Сосны — самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300—500 лет. В Северной Америке встречаются сосны -долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что е возраст — 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет. ЗАГАДКА У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви — только на макушке. (Сосна) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ • Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь и жито - все придет. • На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит’ а дуб - стонет.

тополь Тополь — это знают все — Чемпион по росту. И достать мою макушку Вам совсем не просто, Потому что я за лето Вырастаю на два метра. Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5—2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода. Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода. Давайте повнимательнее посмотрим на тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу — светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли и копоти слишком много и воздух сильно загрязнен, тополиные листья подают сигнал бедствия — становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно принимать меры, ведь, жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку. Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды — коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками — в народе и называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, на город обрушивается «белая метель». Тополины пух, словно снег, покрывает землю и деревья. — Признавайся нам, петух, Почему повсюду пух? Ты — известный забияка! Здесь была, наверно, драка? — Не дерусь я восемь дней! Пух летит от тополей! (М. Дружинина) Тополиный пух быстро впитывает влагу, создана тем самым хорошие условия для прорастания семян, Тополиное семечко набухает за 4 часа, а через 8—1 часов у него появляется корешок. древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее дела ют фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.

БЕРЁЗА В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. (А. Прокофьев) Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни, стихи:

Во поле березка стояла,

Во поле кудрявая стояла.

***

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром, На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках. Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы — малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие

расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли. Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет, то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушил в тени и разглаживали под прессом. Из берест изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба другие предметы быта. Из внутренней части коры березы — лыка — плели лапти, корзины, баулы. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700—8С лет, сохранились до наших дней. Береза и в наши дни приносит пользу. Из Е древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств. ЗАГАДКА Клейкие почки, Зеленые листочки, С белой корой, Стоит над горой. (Береза)

КЕДР Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр. Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры. Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола — 1 ,5—2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых — раскидистая. Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика. Он описал, как новгородские купцы, в ХII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром. В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица:

России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры - деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет. Сибирский кедр — настоящее дерево-комбинат практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры использую в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства. В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000—1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами. ЗАГАДКИ Есть в тайге сибирской кедры, На орехи кедры щедры. Знают белки, знают мышки, Что искать их надо в... (шишке)

ЕЛЬ Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (А. Рождественская) Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр. У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели — стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская — самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров. Ели на опушке — до небес макушки — Слушают, молчат, смотрят на внучат. А внучата-елочки, тонкие иголочки, У лесных ворот водят хоровод. Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, — лиственница. В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири — ель сибирская, на Дальнем Востоке — ель корейская, на Кавказе —

ель восточная, в Карелии — ель финская. Вот сколько видов! На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина — Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето. Ее всегда в лесу найдешь — Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Живет ель несколько сотен лет, самые старые ел в нашей стране обнаружены в Костромской области Им больше 500 лет. Древесина у ели мягкая, приятного белого ил желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумаг музыкальные инструменты. ЗАГАДКИ Зимой и летом одним цветом. (Ель) У нее одежки колки — Всё иголки да иголки. Звери шутят: дядя Еж На нее слегка похож!"

(Елка)

ИВА Сядем здесь у этой ивы. Что за чудные извивы На коре вокруг дупла! А под иной как красивы Золотые переливы Струй дрожащего стекла. (А. Фет) Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита ветла, чернотал, белотал. Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге — это огромные ЗО-метровые деревья. Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить? (И. Токмакова) У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов, каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте — где-то совсем рядом есть вода — пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз - значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами. Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносу их далеко от родительского дерева. Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвост ком — корешком, а вверх поднимается стебелек. Молодыми побегами ивы питаются многие животные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне — лоси. И новые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. И древесины ивы белой изготавливают различные поделки. ЗАГАДКА Почки — серебряные, Цветки — золоченые, А кожа на ветке — Красной рас цветки. (Верба)

multiurok.ru

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Лиственные и хвойные растения зимой»

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром

«Лиственные и хвойные растения зимой»

Цели урока: закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники;

показать роль снегового покрова для защиты растений от вымерзания;

выполнить практическую работу с ветками , семенами и шишками растений;

развивать умение сравнивать, выявлять сходство и различие, делать выводы;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: ветки хвойных деревьев (сосны, ели), ветки лиственных деревьев, шишки, семена, рисунки с изображением деревьев, почек, семян; карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

-Чтение учителем стихотворения И.Сурикова:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

-Эти строки Сурикова прекрасно подходят к состоянию погоды сегодня.

-Скажите, какое время года наступило?

-Кто может описать погоду сегодняшнего утра? (Календарь погоды)

--А теперь вспомним: о чем мы говорили на предыдущем уроке? (О признаках зимы в неживой природе)

-Сейчас я раздам карточки, некоторые ребята поработают с ними. А с остальными мы побеседуем.

-Назовите основные признаки зимы.

-Кто объяснит, почему так происходит? (Все зависит от высоты солнца над горизонтом. Зимой оно стоит низко)

-Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Метель, снегопад, оттепель, гололед)

-Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на мои вопросы.

Проверка работающих по карточкам.

III.Сообщение цели урока.

У нас сегодня очень интересная тема. Мы познакомимся с тем, как зимуют разные растения. Вспомним, какие растения называют лиственными, а какие – хвойными. Еще мы выполним практическую работу. Я предлагаю вам найти ответ на вопрос: «Умирают ли на зиму растения?»

IV. Работа над новой темой.

1.(Под фонограмму «Птичьи голоса»)

-Представьте, что мы отправились на экскурсию. На этой картине изображен лес, в который мы с вами попали. Какой это лес, и в какое время года он изображен? (Лиственный лес летом)

-Какие деревья мы там можем встретить? Как мы отличим один вид дерева от другого? (По листьям, стволам)

-Давайте немножко пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть машина времени. Мы перенесемся с ее помощью на несколько месяцев вперед. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

(Физминутка «Снежинки»)

Мы снежинки, мы снежинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

-А теперь мы прогуляемся по этому зимнему лесу.

-Изменился ли вид леса? (Опали листья)

-А как называется это явление? (Листопад)

-Когда это происходит?

-Почему опадают листья?

-Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от питания, погружаются в глубокий сон.

Идем по лесу и видим вокруг голые серые и коричневые ветки и стволы деревьев.

-Как же мы можем различить деревья и кустарники зимой?

-Это нетрудно, ведь у них сохранилось еще столько примет.

2. Практическая работа №1.

Сейчас я научу вас различать некоторые деревья по оставшимся на веточках семенам.

(Дети рассматривают веточки с семенами, сравнивают их)

Рассматривание сопровождается рассказом учителя.

Липа. Рыжеватым пятном выделяется раскидистая липа. Не листья на ней рыжеют, а маленькие длинные язычки-крылышки, которые прикреплены к орешкам-семенам.

Ясень. На ветках висят сухие плоды тяжелыми пучками, узкие, длинные, похожие на стручки.

Татарский клен. Еще не расстался со своими крылатками. Но он не нарядный. Наоборот, из-за этих больших, неряшливых сухих пучков он кажется жалким.

Береза.Тут и там виднеются на ветках сухие сережки. Береза успела приготовить кое-что для весны. У нее на концах веточек сидят молодые сережки. Придет весна, сережки расцветут.

Остролистный клен. Его плоды – также крылатки. Но они отличаются от крылаток татарского клена. Сравним их.

Сирень. На ее ветках также гроздями висят семена.

Рябина увешена яркими гроздьями ягод.

Ребята, теперь, я уверена, вы легко сможете угадать деревья даже зимой.

3.Практическая работа №2.

Послушайте, как говорит И.Суриков о лесе в своем стихотворении «Зима».

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

-Мы можем подумать, что лес заснул «крепко, непробудно», навсегда. Так ли это?

(Наступит весна, и лес снова наденет свое зеленое убранство)

-Ребята, а как вы думаете, откуда появятся весной листочки? (Из почки)

-Правильно, на ветках растений чуть выше листьев на зиму остаются почки.

_Возьмите веточки с почками. Рассмотрим почку.

-Чем покрыта снаружи почка? (Чешуйками)

-Какие они? 9Плотные, кожистые, часто пропитаны клейкой смолой)

-Осторожно раскройте чешуйки. Что мы увидим внутри? (Маленькие зеленые листочки, цветки)

- Зачем они снаружи покрыты чешуйками? (От холода)

-Разотрите почку пальцами, понюхайте, попробуйте на вкус. (птицы склевывают почки)

-А теперь, я думаю, мы сможем ответить на вопрос: умирают ли лиственные деревья зимой? (Нет, листочки живут в почках)

Значит, какой вывод мы сможем сделать о том, как зимуют лиственные деревья и кустарники?

Дети формулируют вывод: большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья, но на ветках остаются почки, в которых находятся молодые листочки. На некоторых деревьях можем увидеть сухие семена и плоды.

4.Хвойные растения зимой.

–А сейчас мы продолжим свою прогулку по зимнему лесу.

(Физминутка «Лыжи»)

-Мы попали с вами в очень интересный лес, зеленый даже зимой. Как называется этот лес? (Хвойный)

-А вот какие деревья в нем растут, вы должны отгадать.

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

А на ней иголки

И коротки, и колки. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

-Какие же деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр)

-А почему их называют хвойными?

Хвоя (иголки) – это тоже листья, но видоизмененные.

Практическая работа №3.

-Возьмите веточку ели или сосны. Потрогайте хвоинку. Какая она? (Плотная)

-Проведите пальчиком по ней. Что вы заметили? (Она изменила цвет)

Хвоя снаружи покрыта восковым налетом. Этот налет предохраняет иголку от холода и не дает быстро испарять воду. Поэтому хвойные растения не сбрасывают хвою на зиму. Хвойные растения растут даже зимой, но очень медленно, так как мало тепла.

Исключение составляет лиственница. Она зимует без иголок. Почему это происходит?

Об этом нам расскажет… (Доклад ученик)

Родин лиственницы – Восточная Сибирь. Температура зимой там достигает 60 градусов, почав скована вечной мерзлотой. При таких условиях хвое не хватает водных растворов – она замерзает и опадает. Хвоя у лиственницы густая, но мягкая. Ею даже руки не уколешь. К осени она окрашивается в нежно-золотистый цвет, а затем опадает. Но зато на ее голых ветках зимой можно увидеть много шишек.

-Все хвойные растения с хвоей, но у всех она разная. Давайте сравним веточку ели и сосны:

1. По стеблю (цвет)

2. По листочкам-хвоинкам (размер, окраска, какая хвоя более мягкая, как расположены хвоинки). Работа с плакатом.

3. По шишкам (размер, окраска, форма чешуек)

4. По семенам (крылышко, цвет)

Зимой семенами и хвоей лакомятся многие животные, например, лось, клест.

-Итак, мы можем сделать вывод, как же зимуют хвойные растения?

(Дети формулируют вывод).

5.Растения под снегом.

-А сейчас поговорим, как зимуют другие растения. Чтобы продолжить наш урок, отгадайте загадку:

Белое одеяло,

Не руками сделано,

Не ткалось, не шилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

-Как называют снег? С чем его сравнивают?

-А как вы думаете, почему так говорят:

Зима без снега – лето без хлеба.

Снег на полях – хлеб в закромах.

-А видим ли мы зимой низкие растения? (землянику, злаковые)

-А где же они находятся зимой?

Снег помогает растениям переносить низкие температуры. Чем толще покров, тем теплее растениям. Если на улице мороз -20 градусов, то под снегом всего -5. Значит, снег защищает растения от морозов, как одеяло.

V. Закрепление пройденного.

-А теперь проверим, как вы усвоили все то, о чем мы сегодня говорили. Я буду читать рассказ, а вы должны найти в нем ошибки, объяснить, почему так не бывает.

(Чтение фенологического рассказа)

В зимнем лесу.

Мы пошли на прогулку в лес. Солнце стояло высоко над горизонтом, шел сильный снег. Ласточки и стрижи летали очень низко, казалось, можно услышать шум их крыльев. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Ели были усыпаны круглыми серыми шишками. Долго гулять мы не стали, так как побоялись, что быстро стемнеет, и мы заблудимся.

VI. Формулирование общего вывода по уроку.

VII. Оценка учащихся. Домашнее задание. Составить рассказ о лиственном или хвойном дереве по плану в учебнике, подобрать картинку, загадку, стихотворение.

infourok.ru

Хвойные и лиственные деревья - история их переработки

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики Блога Андрея Ноака! Предлагаю сегодня отдохнуть и прочитать небольшую интересную статью о истории зарождения деревообработки и как начинали перерабатывать хвойные и лиственные деревья...

История деревообработки

Пиломатериалы это общий термин, к ним относится продукция из древесины, установленных размеров и качества, и имеющая как минимум две плоско параллельные пласти. Куски древесины вырезаются продольно из стволов деревьев и характеризуются наличием обычно прямоугольного или квадратного сечения, в отличии от столбов или свай, которые имеют круглые сечения.

История деревообработки и использование древесины в качестве строительного материала началось очень давно. Самые ранние свидетельства о деревянном строительстве идут с районов Ниццы, Франции, там строились хижины 6 метров в ширину и 15 метров в длину и были эти строения 400 000 лет назад.

Одна из самых старых конструкций также найдена нетронутой на северо-западе Германии, данная конструкция, как утверждают археологи, была построена около 7 300 лет назад.

К 500 г. до н.э. железные топоры, пилы, долота уже широко использовались для резки и обработки древесины. Первое упоминание о резке древесины на лесопилке, а не с помощью ручного инструмента, происходит в Северной Европе и датируется примерно 375 годом н.э... Любопытно что эта лесопилка была приведена в действие потоком воды.

Древние топоры

Кажется топоры нуждаются в заточке! smile

История деревообработки кардинально меняется с приходом и развитием режущего инструмента и технологий. Дерево начинает становится основным строительным материалом, к примеру когда в Северной Америке европейские колонисты обнаруживают обширные леса деревьев. Дисковая пила, которая разработана в Англии, вводится в США в 1814 году и широко используется в лесопилках.

Крупномасштабная ленточнопильная лесопилка была разработана и запатентована Якобом Р. Хофманом в 1869 году и заменяет циркулярную пилу во многих операциях.

Производимые изначально пиломатериалы имели различные размеры, в зависимости от конкретного заказа клиента или по возможностям лесопильного оборудования — конкретных регламентирующих документов не существовало (типа сейчас ГОСТ).

Большинство грубо нарезанных досточек сушилось, а затем еще раз пропускалось через станок, чтобы сгладить стороны. Теперь это история насчитывающая десятки веков, в настоящее время качество пиломатериалов очень сильно претерпело изменения...

На сегодняшний день, переработка древесины это миллиарды долларов в мировой индустрии. После переработки мы получаем строительные пиломатериалы, фанеру, ДСП, ДВП, картон, скипидар, канифоль, бумагу, а также широкий спектр промышленных химикатов.

Отличия хвойных от лиственных

Древесина из которой получают пиломатериалы классифицируется как хвойные и лиственные породы. Отличие хвойных от лиственных деревьев в том, что леса лиственных пород твердые, леса хвойных пород мягкие. На большинстве лиственных пород имеются листья, которые опадают в зимний период.

Паркет из березы

Березовый паркет...

К лиственным породам мы можем отнести березу, дуб, клен, грецкий орех, вишню и конечно же нашу русскую березку, также относится лес бальзы, которая является самой мягкой и легкой из всех лесов и относится к роду деревьев семейства Мальвовых (подсемейство баобабовых). С другой стороны отличие хвойных от лиственных деревьев заключается также в наличии у хвойных пород вместо листьев иглы.

Иглы не опадают в зимнее время и поэтому деревья остаются зелеными круглый год, их также часто называют вечнозелеными растениями. К хвойным деревьям относят сосну, пихту, болиголов, ели и секвойи.

Древесина лиственных пород, как правило дороже, хвойных, хотя в редких исключениях встречается и наоборот, это тоже одно из существенных отличий между породами. Используется лиственная древесина для покрытия полов, панелей, дверей, а также для производства мебели. Кому не знакома дорогая дубовая мебель?

Хвойная древесина используется для стоек стен, балки, доски, стропила, настилы, обшивка, основа пола — больше для строительных работ чем для отделки дорогих внутренних интерьеров.

Хвойные и лиственные деревья после распиловки подвергаются жесткой сортировке, в зависимости от количества и размеров дефектов древесины. Дефекты встречаются разные, самые распространенные это гнилые сучки, трещины, гниль.

Белая сосна

На фото белая сосна...

При этом лиственные породы не имеют часть дефектов как у хвойных пород и наоборот, к примеру у листвы нет синевы, смолянистости, смоляных карманов. Дефекты древесины влияют на внешний вид (товарный вид), иногда на прочность.

Интересным фактом является то что в Соединенных Штатах, большинство деревьев планируемых переработать в ту или иную продукцию, выращивается в управляемых лесах и принадлежит компании производящей продукцию из этой древесины.

После того, как древесина достигла соответствующего возраста и размера, деревья вырубаются и перевозятся на переработку, где получают из них необходимую для человека продукцию.

Видео по теме

Спасибо за внимание! Удачи и до новых встреч...

andreynoak.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта