Лукреция растение фото. Италия. Феррара: Лукреция Борджиа, дворцы, замки и хлеб

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Прекрасная и ужасная Лукреция Борджиа. Лукреция растение фото


Италия. Феррара: Лукреция Борджиа, дворцы, замки и хлеб

На проходившей в Падуе выставке, посвященной итальянскому гуманисту, кардиналу, поэту и ученому Пьетру Бембо (1470 — 1547 гг), особое внимание гостей привлекал один экспонат. Прядь золотистых волос, заточенная в хрустальный футляр.

Историки уверены, этот локон принадлежал Лукреции Борджиа — одной из самых известных и неоднозначных женщин в истории Италии, по слухам, она была возлюбленной Бембо.

локон волос Лукреции Борджиа

На фото: локон Лукреции Борджиа

Лукреция Борджиа — незаконнорожденная дочь куртизанки Ванноцци деи Каттанеи и кардинала Родриго Борджиа, ставшего в 1492 году Папой Римским Александром VI и прославившего в веках развратным (даже по меркам Ватикана того времени) поведением. Сестра (а по слухам и любовница) Чезаре Борджиа — тирана и величайшего политического деятеля Ренессанса, именно он первым решил объединить Италию и стал прообразом «Государя» Макиавелли.

На фото: Холлидей Грейнджер в роли Лукреции Борджиа (сериал Борджиа)

Говорят, именно Лукреция Борджиа, славившаяся экзотической для итальянки испанского происхождения красотой (она была блондинкой со светлыми глазами) позировала в образе Флоры для Бартоломео Венето и Лоренцо Лотто (портрет кисти последнего, к сожалению, был утерян).

картина "Флора" кисти Бартоломео Венето

На фото: картина «Флора» кисти Бартоломео Венето, предположительно портрет Лукреции Борджиа

Личная жизнь этой необыкновенной женщины, как и положено, была необыкновенной. Официально Лукреция выходила замуж трижды, в первый раз она пошла под венец в еще совсем юном возрасте за Джованни Сфорца. В процессе замужества девушка умудрилась не только изменить своему мужу с протолюдином, но и забеременеть от другого, союз Лукреции и Джованни был расторгнут ее отцом папой Александром Шестым на основании того, что брак не был консумирован: Лукреция, в то время уже бывшая на сносях, в официальном документе называлась девственницей, а ее бывший супруг — импотентом.

Кадр из фильма "Аморальные истории", Лукреция Боржиа

На фото: кадр из фильма «Аморальные истории», Лукреция Боржиа с семьей

Второй брак Лукреции с герцогом Бишелье Альфонсо Арагонским был более удачным с любовной точки зрения (супруги питали друг к другу нежные чувства), но тоже недолговременным, вскоре молодого мужа Лукреции убили, а в смерти супруга белокурой красавицы толпа обвинила ее же брата — Чезаре Борджиа. В третий и последний раз Лукреция вышла замуж за Альфонса Д’Эсте — принца Феррары, в то время богатейшей провинции Италии.

На фото: центральная площадь Феррары и замок Эсте

Сегодня всем гостям этого города гиды с гордостью демонстрируют лестницу в родовом замке Эсте, приговаривая: «Да, именно тут грустила по своим погибшим мужчинам Лукреция Борджиа».

На фото: лестница в муниципалитете Феррары, на которой грустила Лукреция Борджиа

Замок Эсте — главная достопримечательность Феррары. Он настолько большой и многоуровневый, что в его стенах нашлось место и музею, и галерее, где проходят тематические выставки, и даже местному муниципалитету.

На фото: замок Эсте

Во рве, что окружает замок, и по сей день водятся крупные карпы, на поднимающихся мостах замка и в кафешках близ крепостных стен любят коротать вечера влюбленные, а во дворе замка Эсте иногда дают концерты местные рок-группы.

На фото: замок Эсте 

Кстати, та самая лестница, на которой грустила Лукреция Борджиа, относится уже не к территории музеев замка, а к местному муниципалитету, сегодня по ней поднимаются пары, решившие вступить не в церковный, но в гражданский брак, — то, что именно тут любила проводить свои дни одна из главных «черных невест» Европы эпохи Возрождения, похоже, никого не смущает.

На фото: муниципалитет города Феррара

Расцвет Феррары пришелся на эпоху Ренессанса. В то время город, которым управляла династия Эсте, стоял на берегу притока полноводной реки По, кстати, и по сей день самой крупной в Италии. Река приносила и радости, и горести в процентном соотношении примерно пятьдесят на пятьдесят.

На фото: улочка в городе Феррары

С одной стороны, именно близость реки позволяла городу вести активную торговлю и, как следствие, богатеть, с другой — случавшиеся здесь наводнения приводили к весьма печальным последствиям. В конце-концов, минусы перевесили плюсы, и после очередного наводнения приток реки перенесли от Феррары на значительное расстояние, город больше не затапливало, но с и экономической точки зрения Феррара потеряла слишком многое, и в результате город постепенно утратил свое могущество.

На фото: центральная площадь Феррары 

Но, это случилось позже. Во времена же Лукреции Боржиа ее супруг — принц Феррары Альфонсо Д’Эсте был поглощен одной идеей: как спасти богатейший город Эмилия-Романья от папских притязаний. Кстати, он и женился на папской дочке исключительно из политических соображений, как женщина Лукреция его никогда особенно не интересовала.

На фото: фасад собора Duomo San Giorgio

О том, как католические принципы вторгались в жизнь Феррары рассказывает в прямом смысле этого слова фасад расположенного близ замка Duomo San Giorgio, — кстати, одного из красивейших соборов Италии. Собор начал строиться в двенадцатом веке и барельефы, украшающие нижнюю часть его фасада, явно свидетельствуют о том, что в то время влияние Ватикана на жизнь феррарцев было относительным. Приглядитесь к этой фотографии.

На фото: древний фасад Дуомо Сан-Джорджио

Все барельефы очень мирные и даже позитивные: обнимающие друг друга Мария и Иосиф, рождение младенца Иисуса, дары волхвов и Святой Георгий, побеждающий змея. Никаких сцен распятия, страшного суда или ужасов ада тут не наблюдается.

фасад дуомо Сан-Джорджио

На фото: фрагмент древнего барельефа на фасаде Дуомо, символизирующее рождение Христа и поклонение волхвов.

А вот верхняя часть декора фасада, созданная несколькими веками позже, когда влияние Ватикана в Ферраре усилилось.

На фото: фасад собора Святого Георгия

Мы видим скульптурную композицию, в центре которой Мадонна, над ней — изображение Страшного суда. По левую руку от Мадонны — праведники, попавшие в рай, композиция достаточно стандартная и не слишком интересная. По левую — грешники в аду, тут скульпторы уже постарались на славу: страшные черти варят души несчастных в котле и скармливают грешников Церберу.

черти с грешниками на, фрагмент скульптурной композиции на фасаде собора

На фото: черти с грешниками, фрагмент скульптурной композиции на фасаде собора San Giorgio. 

Стоит заметить, в то время лишь малый процент жителей Феррары умел читать, потому данные «иллюстрации» на входе в кафедральный собор должны были предельно доступно объяснить горожанам, что с ними приключится после смерти, если они не будут слушаться Папу. Также примечательны колонны Duomo San Giorgio, справа колонну держит на своих плечах молодой человек, слева — старик.

Старик поддерживает колонну одной рукой, в то время как молодой парень использует две руки — это символическое изображение того, что старость приносит не только немощь, но и мудрость, а мудрость — сила ума, которая подчас превосходит в разы силу физическую.

На фото: колонна на входе в собор, скульптура старика, держащего колонну одной рукой.

Вообще Duomo San Giorgio — очень любопытный собор. Местная колокольня сложена из розового мрамора, а стена, выходящая на площадь, состоит из маленьких клетушек-комнатушек. В старые времена тут располагались лавки, а заодно и жилища купцов, сейчас тут по-прежнему кто-то живет (об этом свидетельствуют кондиционеры на окнах), а внизу располагаются магазинчики, торгующие туристической ерундой.

На фото: колокольня и лавочки на стене собора Святого Георгия

В одной из этих лавочек вам непременно попадется магнит с изображением профиля Лукреции. То, почему Лукреция Борджия (дама, скажем прямо, не с самой лучшей репутацией) стала одной из живых легенд Феррары, — вполне объяснимо.

серебряная гравюра с изображением Лукреции Борджиа и ее сына

На фото: серебряная гравюра с изображением Лукреции Борджиа и ее сына

Именно при ее посредничестве замок Эсте стал одним из самых блистательных дворов в Европе того времени, познакомиться с удивительной красавицей приезжали известнейшие скульпторы, поэты и политические деятели Ренессанса, в числе которых был и Пьетро Бембо — гуманист, поэт, один из основателей археологии как науки и изобретатель карманных книг (до него книги выпускались только в крупном формате и читать их можно было лишь в библиотеке).

На фото: лестница замка Эсте

Кстати, некоторые из своих стихов он посвятил как раз Лукреции, а в одном сонете Бембо даже признался, что готов «молиться балкону, на котором она стояла». О величии Феррары того времени сегодня свидетельствуют многочисленные дворцы, построенные в шестнадцатом веке. Самый известный из них — Palazzo dei Diamante или Алмазный дворец. Его стены выложены мраморными квадратами (на отделку ушло более 12 тысяч квадратов), и каждый из них повторяет своей формой огранку бриллианта.

На фото: Алмазный Дворец, Феррара

А вот от крепостных стен, что раньше окружали город, сегодня осталось немного, сейчас на их месте — велосипедные дорожки, которыми активно пользуются жители Феррары. Вообще велосипед в Ферраре — основное средство передвижения, на них ездят и стар, и млад, а количество велосипедов на душу население так высоко, что даже Амстердам может позавидовать.

На фото: велосипеды в Ферраре

На улице Сводов — еще одно известное место города — обычно парковаться негде, поэтому велосипедисты иногда прикрепляют велосипеды прямо к стенам базилик. Вообще улица Сводов — необыкновенно красивое место: все дома этой узенькой улочки соединены между собой подобием арок. Дело в том, что раньше это была не улица, а канал, с одной стороны которого находились жилые дома купцов, с другой — торговые ряды. Купцы переходили из дома в магазин по мостикам, потом канал осушили, и теперь это просто улочка с прелестными арками.

На фото: улица Сводов в Ферраре

Кстати, о каналах. Феррара, как и многие окрестные города, некоторое время принадлежала венецианцам, в наследство от того периода феррарцам достались барельефы с изображением крылатого льва, которыми, как известно, представители Светлейшей республики помечали все места, которые завоевывали, фото ниже.

Впрочем, гораздо любопытнее в Ферраре разглядывать барельефы местных цервей. Вот, к примеру, этот вполне себе русский витязь украшает Museo della Cattedrale, расположенный на главной площади города.

барельеф на входе в Museo della Cattedrale

На фото: барельеф на входе в Museo della Cattedrale

Или мозаичное изображение девы Марии с младенцем на улочке, ведущей от центра в сторону крепостных стен, на Мадонне и Иисусе короны, вызывающие ассоциации с искусством Византии.

На фото: Мадонна на стене одного из домов Ферраре

Еще один исторический персонаж и символ Феррары — великий и ужасный проповедник Джироламо Савонарола. Прославился тем, что обличал развратные нравы Ватикана, проповедовал строгий аскетизм и предсказывал скорый конец света.

На фото: статуя Джироламо Савонарола

Хотя проповедовал Савонарола, преимущественно, во Флоренции, где его вначале все слушали, а потом там же и сожгли, памятник этой одиозной личности воздвигли на его родине, в Ферраре, причем, на почетном месте, близ замка Эсте, и, кстати, в Ферраре Савонаролу и по сей день считают святым.

Ну, и напоследок, переходим от пищи духовной к пище материальной или, проще говоря, от зрелищ к хлебу. Он в Ферраре необыкновенный.

хлеб из Феррары

На фото: знаменитый хлеб из Феррары

Формой местный хлеб напоминает морскую звезду, осьминога или какого-то другого обитателя подводных глубин. Попробовать стоит хотя бы из любопытства.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Донати, Лукреция — википедия фото

  Fortitude, Sandro Botticelli (1470)

Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах под именем «Дианы». Он превозносил её как светлую звезду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небесное совершенство.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой)[1].

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей женой Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентийских праздников»[2].

Турнир 7 февраля 1469 года, как утверждают, был связан с образом Лукреции: Лоренцо выступал под штандартом работы Верроккьо, изображающим молодую женщину, плетущую венок из зеленых и бурых листьев лавра. Над женской фигурой была радуга в солнечном небе с девизом «Эпоха возвращается». В женской фигуре видели намёк на Лукрецию[2]. Лоренцо, естественно, был объявлен победителем, а Лукреция — королевой красоты турнира.

А перед турниром, который давал Браччио Мартелли, чтобы отпраздновать свою свадьбу, Лукреция сплела венок из фиалок[1] для Лоренцо Медичи и попросила его надеть в знак любви к ней[3].

То, что страсть Лоренцо к Лукреции оставалась платоническим поклонением, известно из писем его друзей, которые в своей переписке на это жаловались (и даже рапортовали Лоренцо о том, что они увидели, подглядывая за первой брачной ночью Лукреции, и о размерах мужского достоинства её супруга — за этим подглядывал Браччио Мартелли)[2]. Алессандра Строцци, родственница её мужа, отпускает в письме своему сыну ядовитую реплику, что Лукреция почти не видит своего супруга, посвящая в его отсутствие по торговым делам все своё время балам и праздникам. Она пишет, например, о том, что на роскошном празднике, который Лоренцо устроил в честь Лукреции 3 февраля 1466 года в папском зале Санта-Мария-Новелла, эта молодая дама была в великолепных одеждах, в ожерелье из больших жемчужин. Угрозу она видит не в ущербе репутации, а осуждает лишь безделье и излишнюю роскошь[4].

Лукреция скончалась в 1501 году, похоронена в церкви Санта-Тринита, в капелле Ардингелли[5].

org-wikipediya.ru

Портрет Лукреция Борджиа - nezhnaya4you

Эта златовласая итальянка была современницей Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле и Христофора Колумба. Она не владела кистью, не писала романов и не открывала новых, земель. И тем не менее осталась в истории на века

Лукреция Борджиа (1480 - 1519).О детстве Лукреции достоверных сведений мало. Очевидно, она получила хорошее образование, разбиралась в музыке, живописи и поэзии, что, собственно, и требовало ее социальное положение. Что же касается увлечений историей и алхимией, то тогда это было модным поветрием и занимались этим практически все. Ну а владение несколькими иностранными языками (кроме основного, латинского) свидетельствовало не столько о широкой эрудиции, сколько об объективном положении вещей — в ту эпоху Италия, Франция, Португалия, Испания, раздробленные на отдельные княжества, существовали в смешанном языковом пространстве.Художник Лоренцо Лото. Лукреция. 1533 г. (700x600, 171Kb)Главными же «университетами» Лукреции стали придворные интриги и дворцовая жизнь, насыщенная сугубо раблезианским колоритом. А яркая красота, горячая испанская кровь и рано пробудившаяся чувственность уже к 11 годам сделали ее пусть и полураспустившимся, но притягательным созданием.

Нравы в те времена были незамысловаты и кровавы. Видимо, поэтому никто не удивился, когда два первых кавалера Лукреции один за другим отправились на тот свет. Имена убийц также не являлись тайной, поскольку едва ли не всем было очевидно, что и Джованни, и Чезаре питали к своей сестре не совсем братские чувства. И если старший, красивый и вальяжный Джованни, унаследовал незлобивый характер матери, то Чезаре, гордящийся сходством с отцом, обнажал кинжал по любому поводу. Быть может, поэтому кардинал Родриго поспешно отправил своих сыновей учиться подальше от сестры и друг от друга — одного в Пизанский, другого в Падуанский университеты. Но это не помогло...

В 1492 году Лукреция Борджиа родила от Джованни девочку, которую тут же отдали на воспитание в крестьянскую семью.Мария Вальверде в роли Лукреции Борджиа (700x533, 83Kb)А юную грешницу незамедлительно обвенчали хоть и с титулованным, но небогатым арагонским дворянином доном Эстебаном. Это «мероприятие» было также призвано положить конец разговорам о кровосмесительной связи Лукреции с собственным отцом, который и на шестом десятке умудрялся источать неуемную жизненную энергию и сохранять живой ум. Когда же нашелся более выгодный марьяжный вариант, Борджиа просто откупились от сыгравшего свою роль бутафорского мужа.

По случаю перерождения в том же 1492 году кардинала Родриго в Римского Папу Александра VI семья первым делом упрочила положение своих незаконнорожденных детей: Джованни получил герцогство Гандийское, Чезаре — Валенсию и Романью, а Лукреция — нового, куда более подходящего ей по положению, жениха, брак с которым обеспечивал клану Борджиа необходимый политический союз с могущественным родом миланских герцогов.

В то время как богатый вдовец граф Джованни Сфорца решил обрести новую супругу, Лукреции не исполнилось еще и тринадцати. Впрочем, тогда это обстоятельство было не столь важно: будь она и старше — ее желанием все равно никто не стал бы интересоваться. К тому же ходили упорные слухи о том, что отец выгодно использовал красоту своей дочери и, по всей видимости, далеко не всегда руководствуясь ее согласием.

Свадьбу с Джованни Сфорца сыграли через год, с подобающим событию размахом. Но уже через неделю сиятельного мужа и след простыл, а Лукреция вопреки обычаям за ним не последовала. Сама ли новобрачная разобралась с дражайшей половиной или ее родня указала ему надлежащее место — неизвестно. Но Сфорца редко напоминал Борджиа о своем существовании, видимо, не желая иметь дела с семьей, за которой уже тогда тянулся шлейф недоброй славы. Пребывая в таком замужестве, Лукреция вела совершенно свободную и беззаботную жизнь. Отец обеспечил любимую дочь огромным состоянием, подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима.Художник Пинтуриккьо. Возможно, портрет Лукреции в образе Св. Катерины Александрийской, спорящей с философами. Аппартаменты Борджа в Ватикане. (700x635, 243Kb)Дом Лукреции поражал роскошью. Был здесь и светский салон с целым сонмом поэтов, художников и музыкантов — меценатствовать считалось хорошим тоном во все времена.Когда же отец семейства воцарился в Ватикане, приняв имя Александра VI, Лукреция фактически поселилась в покоях Папы, ведь проживание в ватиканском дворце сулило самый большой соблазн — возможность властвовать. С тех самых пор святая обитель превратилась в эпицентр изощренного разгула, немалая роль в котором отводилась, по мнению современников, и Лукреции.

Нетрудно представить, какое раздражение должны были испытывать подданные понтифика, когда, помимо прочего, его дочь принялась заправлять делами святого отца: читать папскую корреспонденцию, созывать кардиналов на коллегии, решать — кого награждать, а кого наказывать. Поведение Лукреции, равно как и попустительствовавшего ей Папы, не могло не шокировать: каково было, скажем, послу иностранного государства или провинциальному епископу, добившимся приема у главы Церкви, увидеть вместо почтенного старца юную кокетку в вызывающих туалетах? — вопрошают современники.

Интересно, была ли Лукреция таковой на самом деле? Почему отец доверял ей настолько, что позволял от своего имени решать едва ли не любые вопросы? Художник Бартоломео Венето. Портрет неизвестной (699x644, 94Kb)Известен факт, что в скором времени Александр VI назначил Лукрецию губернатором городов Сполетто и Фолиньо, поправ непреложное доселе правило, гласившее, что столь высокий пост мог занимать лишь мужчина с кардинальским титулом.

Однако, если верить историческим свидетельствам, Лукреция показала на этой стезе весьма недюжинные способности. Например, когда вражда между городами Терни и Сполетто грозила перерасти в кровавое противостояние, юная губернаторша в качестве «посла доброй воли» изыскала способ примирить противников. Очевидно, Александр VI направил свою дочь в бунтующие города не случайно — был уверен в уме и исключительных деловых и организационных качествах Лукреции...Художник Alfonso de Este y su esposa Lucrecia Borgia, Museo Schifanoia (Ferrara). (698x425, 84Kb)Графу Джованни Сфорца, коему союз с юной красавицей принес сплошное разочарование и всеобщие насмешки, можно было только посочувствовать. Хотя судьба его хранила — он все еще продолжал жить, в то время как многим другим избранникам Лукреции везло гораздо меньше. А 5 лет спустя некие высшие соображения снова побудили Папу Александра VI выдать любимую дочь замуж — теперь ради упрочения связей с Неаполитанским королевством.

Правда, на сей раз безропотный вариант не прошел — Лукреция совершенно неожиданно заявила, что в прежнем качестве возвращаться к отцу не намерена. Тогда он применил силу: ватиканские гвардейцы арестовали строптивицу и заточили в монастырь Святого Сикста. С окончательно униженным графом Сфорца поступили еще более неприглядно, объявив его больным и вследствие этого супружески несостоятельным — причина для развода более чем очевидная.Художник Джон Кольер. На обеде с Чезаре Борджа. 1914 (700x565, 112Kb)Тем временем семнадцатилетняя Лукреция, ожидавшая официального расторжения супружеских уз в монастырских стенах, сошлась с камергером Педро Кальдесом, который был приставлен к ней для надзора. Любовникам довольно долго удавалось скрывать свои отношения. Связь их выдала лишь явная беременность Лукреции.

Когда же ее заметил брат Чезаре, он в ярости набросился на совратителя с ножом прямо на глазах Папы. Но, забрызгав кровью и ватиканский трон, и восседавшего на нем родителя, лишь ранил Кальдеса. И тем не менее шансов выжить у провинившегося камергера все равно не было — через несколько дней его труп выловили в Тибре вместе с телом любимой камеристки Лукреции, поплатившейся за недоносительство.

Дальше — больше: ревность Чезаре к брату Джованни и прежде была нескрываемой, а когда в начале 1497 года он узнал, что отец видит своим преемником первенца, Джованни был обречен — ему перерезали горло и утопили в том же Тибре. Спешное бегство Чезаре из города навело безутешного отца на мысль о его виновности. Александр «запытал до смерти многих знатных нотаблей, выбранных наугад», и по их показаниям убедился в этом. «Тогда, — пишет папский церемониймейстер Бурхард, — он осушил слезы и, запершись в своих покоях, утешался в объятиях Лукреции».

Прошло совсем немного времени, и домой возвратился милостиво прощенный Папой Чезаре.В знак примирения отца с сыном была устроена грандиозная охота, масштабы которой, судя по свидетельству современников, с трудом поддавались описанию.Художник Бартоломео Венето, Флора, предположительно портрет Лукреции Борджиа, Штедель (602x691, 173Kb)В мае 1498 года Лукреция родила мальчика, нареченного Джованни. На семейном совете было решено, что мать никогда не сможет взглянуть на сына, рожденного от презренного Педро Кальдеса. Но тем не менее младенца решили узаконить. Таким образом, на свет появились сразу две папские буллы: в одной Александр VI утверждал, что Джованни — сын Чезаре от связи с некой незамужней женщиной.

Вторая булла — тайная — признавала, что в действительности «римский инфант» не кто иной, как ребенок самого Папы. Этот документ Александр велел оставить якобы стой целью, чтобы узаконить передачу внуку герцогства, на которое претендовал неуемный Чезаре. Когда стало известно о буллах, семья Борджиа в очередной раз подверглась всеобщему порицанию.

А спустя год после развода с графом Сфорца Лукрецию выдали замуж за Альфонсо Арагонского, герцога Бисалью, из царствующего неапольского дома. Кроме политической перспективы породниться с арагонской династией, брак с 17-летним побочным сыном короля Альфонсо II сделал Лукрецию хозяйкой состояния, которому могла позавидовать любая европейская принцесса. Впрочем, так же, как и в прежние времена, герцог Бисалья отправился к себе в Неаполь, а его супруга... вновь осталась при Папе, продолжая вести привычный образ жизни. (700x654, 242Kb)Получилось так, что выполнить задуманное — присоединить посредством очередного брака дочери Неаполь к римским владениям — Папе не удалось. Тогда он, приложивший к этому важному делу столько усилий, объявил зятя изменником. Относительно плачевной судьбы очередного официального супруга Лукреции исторические хроники разнятся. По одной версии, Чезаре по какому-то малозначительному поводу придрался к Альфонсо на семейном приеме и тут же заколол его кинжалом.Художник Бартоломео Венето. Предполагаемый портрет Лукреции Борджиа в виде Блаженной Беатриче II де'Эсте (695x699, 174Kb)По другой — старший Борджиа послал к нему наемных убийц, но покушение не получилось: Лукреция несколько месяцев заботливо выхаживала супруга. И Альфонсо совсем уже было поправился, но вот окончательно выздороветь ему не удалось. Все тот же Чезаре, разметав охрану, ворвался в его покои и собственными руками задушил несчастного принца.

После неудачи с Неаполем интересы Александра VI сосредоточились на севере Италии. В связи с чем он в который уже раз подобрал для овдовевшей дочери новый «политический» вариант — герцога Феррары Альфонсо д'Эсте.Очередная свадьба Лукреции состоялась в 1501 году. Действо было организовано вполне в традициях тогдашнего Ватикана, как свидетельствовали очевидцы, «с такой пышностью и развратом, какового не знала даже языческая древность». Спустя недолгое время Лукреция вместе со своим мужем Альфонсо д'Эсте покинула Вечный город и, как оказалось, — навсегда.

Казнь «главного врага» Савонаролы совпала с торжествами по случаю рождения у Александра VI очередного отпрыска, после чего, по словам современника, «он предался самым необузданным страстям, словно сожжение врага-обличителя сняло последнюю узду с похотливости и властолюбия Папы»...Художник Pino Alexia Lucrecia Borgia  (700x628, 90Kb)Покинув Рим, Лукреция вела в провинциальной Ферраре более чем скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва по-прежнему приписывает «кровавой Лукреции» жестокие деяния (например, смерть шестерых представителей знатных феррарских семей), фактами это не подтверждается.

Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. Что сохранила прежнюю красоту. «Она среднего роста, стойкими чертами, немного удлиненным лицом, у нее слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все ее существо проникнуто добродушием и веселостью», — писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла — герцогский замок быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих — в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто , известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо. А один из них — Лудовико Ариосто — в «Неистовом Роланде» посвятил Лукреции хвалебную октаву.Художник Dante Gabriel Rossetti Lucrezia Borgia (417x693, 124Kb)Между тем клан Борджиа шел к своему закату. В 1503 году жертвой своего коварства пал Александр VI. Всего на год пережила своего мужа мать Лукреции, графиня Кастильская (для получения этого титула ей пришлось вступить в фиктивный брак с комендантом Ватиканского дворца). Со смертью всесильного Папы померкла и звезда Чезаре — родственники ограбленных княжеских семей восстали и с помощью оружия вернули себе законные владения, лишив наследника Александра VI всего нажитого ценой крови.

Брак Чезаре с Шарлоттой Наваррской, родственницей французского короля, не спас положения — по свидетельствам того времени, Чезаре вел довольно жалкое существование, он даже вынужден был пойти на королевскую службу, где и был убит в очередной межклановой разборке — даты разнятся: либо в 1507-м году, либо в 1513-м... Лукреция, по свидетельству современников, приняла эти известия равнодушно. За несколько лет до кончины она вдруг стала очень набожной, вступила в ассоциацию мирян при Ордене Святого Франциска. Она окончательно перестала принимать гостей, вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу. И едва ли не сутками пропадала в городском храме — возможно, предчувствовала скорую смерть.Художник Dossi dossi, lucrezia borgia, 1518 (699x589, 129Kb)Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность иссушила последние ее силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет.

Отпевал усопшую последний любовник Лукреции — кардинал, живший при дворе ее мужа герцога Альфонсо д'Эсте.На ее могильной плите высекли такие слова: «Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка Папы Александра VI».Волосы Лукреции (700x556, 86Kb)Если учесть все вышеизложенное, может показаться странным тот факт, что власти расположенного на севере Италии городка Феррара, где Лукреция Борджиа провела оставшиеся годы жизни и где находится место ее упокоения, каждый год 5 февраля устраивают в ее честь торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами. Версий, призванных возвратить прекрасной итальянке доброе имя, было выдвинуто несколько. По одной из них, Лукрецию — в отместку за обвинение в супружеской несостоятельности — оклеветал ее бывший муж Джованни Сфорца, повсюду твердивший, будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями.

По другой — утверждалось, что у Лукреции было несколько неудачных беременностей, и она вообще осталась бездетной...Так это или иначе, но даже сейчас, по прошествии пяти веков, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Лукреция, несомненно, была частью и орудием политических интриг Папы Александра VI и дворцовых перестановок, которыми «увлекался» ее брат Чезаре, распространивший влияние семьи Борджиа на всю Италию.Могила Альфонсо д’Эсте и Лукреции Борджиа в Ферраре (700x418, 118Kb)Подлинных же документальных свидетельств, способных пролить свет на эту историю, осталось не очень много. И тем не менее жители Феррары не оставляют надежду на то, что в один прекрасный день им все-таки удастся доказать миру, что прекрасная Лукреция стала жертвой наветов, зависти, а также непомерного честолюбия и нечеловеческой гордыни собственных отца и брата.ПортретЛичностьИстория

nezhnaya4you.livejournal.com

Лукреция — википедия фото

Лукреция была дочерью Спурия Лукреция Триципитина и женой Луция Тарквиния Коллатина (чей отец был двоюродным братом царя Тарквиния Гордого). Согласно позднему источнику[2], Брут приходился ей дядей по матери, то есть Лукреций Триципитин был женат на Юнии, сестре Брута и внучке царя Тарквиния Древнего. Отец Лукреции, римский префект, принадлежал к древнему сабинскому роду, связанному с царями (например, жену царя Нумы Помпилия по одной версии тоже звали Лукрецией, т.е. они были родней)[3].

Детали истории являются варьируются в зависимости от источника. Основная канва такова: Во время осады Ардеи на пиру у Секста Тарквиния (сына царя Тарквиния Гордого) произошёл спор о достоинствах жен пирующих. Чтобы его разрешить, спорщики вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Только жену Коллатина застали за работой — она пряла шерсть у окна, в то время как царские невестки предавались забавам. На следующий вечер Секст вернулся в дом своего родича.

Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её под угрозой шантажа.

«А если ты попытаешься сопротивляться из желания сохранить целомудрие, я убью тебя и, прикончив одного из рабов, положу ваши тела рядом и заявлю, что застал тебя, когда ты предавалась разврату с рабом, и наказал, мстя за оскорбление родственника, так что смерть твоя окажется позорной и постыдной, и тело твое не удостоится ни погребения, ни чего другого, положенного по обычаю»[4].

Лукреция послала гонца к отцу и мужу. Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она рассказала им о произошедшем и покончила с собой. Вытащив нож из мертвого тела Брут (по Титу Ливию) клянется: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Затем Брут передает нож Коллатину, Лукрецию и Валерию, которые повторяют слова клятвы.

Тело Лукреции вынесли на улицы, демонстрируя преступление царской власти. Подняв народ в Коллации, восставшие устремляются в Рим. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя.

Первыми консулами республики были избраны Брут и вдовец Коллатин. Но вскорости народ стал тяготиться именем Тарквиния, поскольку тот принадлежал к царскому дому. Дабы не стать жертвой народного раздражения и вняв увещеваниям друзей, Коллатин добровольно отправился в изгнание в Лавиний. Вместо него консулом стал Публий Валерий Публикола.

Источники

  Анри Пинта. «Клятва Брута над телом Лукреции», 1884

Историю ее рассказывают Тит Ливий («История Рима от основания города», кн. I, 57-59)[5] и Дионисий Галикарнасский («Римские древности», кн. IV, LXIV-LXVII)[4] — со ссылкой на несохранившийся текст Фабия, а также другие историки. Каковы были источники Ливия и Дионисия, точно не известно, однако скорей всего, прямо или через посредство Валерия Анциата история Лукреции восходила к Фабию Пиктору и Кальпурнию Пизону[1].

Рассказ Тита Ливия, записанный приблизительно около 25 года до н. э. — самая ранняя полная версия истории; Дионисий опубликовал свой труд около 7 года н. э.. Овидий около 8 года н. э. посвящает Лукреции строчки в своих «Фастах» (II. 721—834). Аврелий Виктор (IV век) в книге «О знаменитых людях» (IX) посвятил этой истории краткий раздел, излагающий выжимку истории[6]. Существуют и другие упоминания в античной литературе[7]. Теренций в комедии «Самоистязатель» (269—299) разыгрывает сцену, которая может рассматриваться как пародия на историю Лукреции.

Достоверность и архетипичность

Единства мнений о подлинности этой истории среди историков Нового времени нет. Одни исследователи видят в ней всего лишь легенду, имевшую отношение к религиозным культам Ардеи и принесенную в Рим только во второй половине IV века до н. э. Есть версия, что это полностью вымышленная история, введенная в III веке до н. э., чтобы прикрыть неприятный для римлян факт, что последний царь был изгнан этруском Порсенной, а не в результате народного восстания. Вероятней всего, героиня может быть вымышленной, однако некое историческое ядро в описании событий, приведших к свержению Тарквиния, имеется[1].

Большое количество романтизированных и поэтических черт в истории выдают ее значительную обработку в рамках древнеримского литературного процесса. Возможно, у истории был какой-то театральный источник[1].

Архетипичными чертами истории является, в частности, родство между мужем героини и ее насильником (в сказках и мифах мужчины в подобных ситуациях оказываются вообще братьями). На трех погребальных урнах I века до н. э. угадывают этрусскую версию этого сюжета — и в трактовке другого народа Лукреция оказывается соблазненной Тарквинием, а с собой она кончает, когда любовник ее бросил. Если женщина была старше Тарквиния, то история могла быть сходна с мифами о Федре, Потифаре, Дидоне и Энее. А поскольку история Лукреции является компонентом изгнания династии Тарквиниев из Рима, это придает ей сходство с рассказами о тиранах-насильниках, которые были распространены в древнегреческой литературе; Тарквиний Гордый воплощает стереотипные черты античного тирана. Плутарх рассказывает несколько историй о греческих женщинах, подвергшихся насилию, которые отомстили своему насильнику (Mul. virt. 20, 22, 24, 26), а у Павсания (VIII. 47. 6) написано о безвестной девушке, которая была изнасилована тираном Орхомена и покончила с собой. У него же (II. 20. 2) рассказывается об аргосском военачальнике Брианте, из-за аналогичного поступка которого поднялось народное восстание. Есть версия, что поэт Акций в несохранившейся трагедии «Брут» (последняя треть II века до н. э.), написав пьесу как перепев «Электры» Еврипида, воспел там самоубийство Лукреции. Возможно, имело место «превращение истории Лукреции из литературного сюжета в псевдоисторический рассказ о падении древней римской монархии», либо «подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии»[1]. Наличие в ней специфически римских деталей было вызвано ритуальной практикоей и ее осмыслением римскими историками от Акция до Ливия[1].

Уже Авл Геллий во II веке н. э. обратил внимание на то (XVII. 21. 6—7), что свержение династии Тарквиниев в Риме происходило в то же десятилетие, что и свержение тиранов Писистратидов в Афинах (514-8 годы до н. э.), после чего там тоже установилась республика. Поводом к восстанию против сыновей Писистрата, которое подняли Гармодий и Аристогитон, была попытка одного из них — Гиппарха, соблазнить Гармодия — возлюбленного Аристогитона (потом он еще отстранил его сестру от участия в церемониях, что тоже было оскорбительно). После победы афинской демократии из города был изгнан кузен и тезка Писистратидов — Гиппарх, сына Харма, лишь за то, что его имя ассоциировалось с тираном; аналогичным образом из республиканского Рима был изгнан вдовец Тарквиний Коллатин, кузен и тезка насильника. Этот Гиппарх происходил из дема Колит (Κολλυτός), а родиной Коллатина был город Коллации (Collatia), то есть похожесть обеих историй — не просто совпадение. «Очевидно, что римская история была сконструирована по афинской модели, в сюжете которой уже имелось готовое место для Лукреции (обиженные Гармодий и его сестра)»[1]. Другие детали и сюжеты многих рассказов о царствовании Тарквиниев брались римскими анналистами у Геродота — из рассказов о полководце Зопира при захвате Дарием Вавилона, совететирана Милета Фрасибула коринфскому тирану Периандру и проч.[1]

  «Добродетель Лукреции»: женщина изображена со служанками за прядением шерсти, гравюра 1789 года.

Обращают внимание на сходство между рассказом о проверке Лукреции и описанной у Геродота историей о Кандавле, который решил похвастаться своей обнаженной женой перед Гигесом. Идея «состязания жен» — эллинистическая по духу и неоднократно встречалась в греческой литературе; а примерное поведение Лукреции (прядение шерсти) явно соответствует политике императора Августа[8][9], во время которого был опубликован текст Тита Ливия. Разные записанные версии истории могут зависеть от того, что при подготовке и после издания законов Августа обсуждалась проблема соотношения в римском праве прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и, соответственно, наказания — история Лукреции могла использоваться как иллюстрация. «Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus), и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum)»[1].

  Родословное древо Тарквиниев, показывающее связи рода с Лукрецией и Брутом

Существует теория, что в легенде можно вычленить следы обряда по смене царя в Древнем Риме. Скачка молодых людей для проверки женщин, по Овидию, приходился на 24 февраля — день, когда по римскому календарю справлялся праздник Регифугия, связанный с ежегодным обновлением царской власти, конные скачки издавна были центральным ритуалом этого праздника. «К главным участникам состязания следует отнести царских сыновей, Тита, Аррунта и Секста, царских племянников — Тарквиния Коллатина и Юния Брута и, вероятно, Валерия Попликолу, степень родства которого с Тарквиниями неизвестна. Результатом состязания, как известно, стало изгнание царских сыновей и учреждение республики, первыми консулами которой были Коллатин, Брут, а затем и Валерий. Это позволяет предположить, что конные скачки возглавлялись двумя триадами знатных юношей и победившее трио получило власть в Риме». По мнению историков, анализ легенды с этой точки зрения показывает, что победителем скачки стал Коллатин, а Секст Тарквиний попытался узурпировать его победу. Лукреция в этом ритуале, очевидно, играла роль жены «священного царя» (regina), тем более, что по матери она была потомком той же царской династии. Изнасилование могло произойти в тот день, когда Лукреция ожидала Священного Брака с царем — и именно нарушение обряда привело к преемственности царской власти в Риме[1][10]. Поскольку у Лукреции не было детей, это подтверждает версию, что супруги были молодоженами, или даже их брак еще не был консуммирован — то есть Тарквиний поспешил занять место Священного царя, украсть чужую невесту[3].

Клятва родственников над мертвым телом Лукреции позволяет интерпретировать ее смерть как жертвоприношение, связанное с обновлением царских полномочий. Фигуры Брута и Валерия являются чужеродными в этой истории соперничества двух «братьев» из-за женщины, это подтверждает быстрая смерть Брута после победы: «с точки зрения литературного сюжета его фигура совершенно не была необходимой в этой истории». Однако рост популярности Брута как исторической личности в последующие века вытеснил персонажа-вдовца, другого царского племянника. Возможно, этот Брут вообще является фиктивной фигурой, введенной позже для возвышения его «потомков»; его возвышение в памяти началось примерно в конце IV века до н. э.[1]

org-wikipediya.ru

Лукреция | Винксопедия | FANDOM powered by Wikia

Магия

Драгоценных металлов

Первое появление

1 сезон

Статус

Ученица Облачной башни

Лукреция - ведьма драгоценных металлов, одноклассница Трикс, второстепенная студентка Облачной Башни. Появляется в качестве массовки в сериале и нескольких выпусках комикса. Ей посвящена большая часть комикса "Проклятое зелье", в котором Лукреция становится первым подопытным кроликом для конфет из проклятого зелья, изготовленных Айси и их же первой жертвой.

    Магия

    Лукреция обладает магией драгоценных металлов, что подтверждается наличием в её одежде большого количества золотых украшений, при том, что сама ведьма не относится к состоятельной семье, так как испытывает проблемы с деньгами. Так же многие ведьмы часто говорят об удаче, связанной с ней. Возможно, Лукреция действительно способна в какой-то мере влиять на удачу.

    История

    Лукреция учится в одном классе с Трикс, начиная с первого сезона.

    Сериал

    3 сезон

    Извеняется перед Гриффин за то, что служила Валтору.

    Комиксы

    «Турнир по магии»
    Y 1c7b3f42Y 1c7b3f42

    Команда Облачной Башни

    Лукреция участвует в волшебном турнире между школами в составе команды Облачной Башни, наравне с Трикс, Линель и Луниллой.

    В самом же начале состязания она оказывается опутана лианами, как и остальные ведьмы, и не может двигаться.

    Она освобождается, когда Винкс, с помощью специалистов расправляются с плющом.

    В этом комиксе её волосы окрашены в рыжий цвет, а одежда имеет нехарактерные цвета, но Лукреция остаётся узнаваема за счёт прически и дизайна костюма.

    «Проклятое зелье»
    3GWYwByk8n83GWYwByk8n8 У класса Трикс проходит лекция профессора Заратустры по теории зелий. Лукреция обсуждает её со своей подругой Сабриной. Она жалуется на усталость, сложность и бесполезность изучаемой формулы «зелья, которое пробьет камень» и говорит, что все равно никогда не будет им пользоваться. Лукреция высказывает вслух мысль о том, что было бы здорово использовать какое-нибудь заклинание, которое помогло бы сдать экзамены без учёбы, подруга соглашается с ней. Их разговор подслушивает Айси и берет идею на вооружение.

    Лукреция всю ночь зубрит материал к внеплановому зачёту через два дня.

    RJETlnmedM8RJETlnmedM8

    Лукреция, Сабрина и профессор Заратустра

    На следующий день Лукреция и Сабрина идут по коридору на занятия и жалуются друг другу на усталость из-за бессонной ночи над учебниками. Их останавливает Заратустра и предупреждает о том, что будет спрашивать Лукрецию у доски.

    Девушку эта новость приводит в уныние. Она говорит Сабрине, что не помнит ничего, что учила и чувствует себя овощем. К подругам подходит Айси и спрашивает у Лукреции: «Разве тебе не должно повезти?» Та в ответ огрызается, что не нужно издеваться, сегодня не её день. Тогда Айси предлагает ей приобрести конфету, которая «поможет вспомнить всё, что учила и даст вдохновляющий боевой дух». Лукреция не верит своему счастью и осторожничает, переспрашивает у Айси, как называется эта магия.

    Не дождавшись ответа, ведьма ест конфету и отмечает, что она имеет вкус печенья. Айси сообщает ей ложное название «Сублимакс», но Лукреция её уже не слушает, так как проявляется положительный эффект зелья. Девушка приходит в восторг от того, что вспомнила весь изученный материал.

    2FwepmJ0FLc-02FwepmJ0FLc-0

    Действительно, без проклятого зелья и не запомнишь...

    2FwepmJ0FLc2FwepmJ0FLc

    На уроке Лукреция блестяще отвечает формулу зелья, одолевающего повторяющееся кошмары, под вопросительные взгляды одноклассниц. Преподавательница отмечает, что она сегодня умнее, чем обычно и желает так же хорошо применить свои знания на завтрашнем зачёте. Другие ведьмы восхищаются выступлением Лукреции и расспрашивают девушку, как ей это удалось. Она рассказывает остальным о волшебных конфетах.

    Лукреция продолжает употреблять конфеты и также на отлично сдаёт зачеты.

    PpcfWAPpcfWA

    Лукреция и Айси

    Ведьмы решают отметить окончание экзаменов в баре «Белая лошадь». Пока остальные веселятся, Лукреция разыскивает Трикс, которые отдыхают на пляже, для того, чтобы купить еще конфет. Она выглядит очень нервной и обеспокоенной и просит продать ей четыре конфеты, но денег оказывается недостаточно. Лукреция просит о скидке по дружбе, но Айси остается непреклонной. Тогда Лукреция предлагает Трикс все свои деньги и золотой браслет в придачу. Айси берет только браслет и отдает конфеты. Ведьма тут же убегает на вечеринку к остальным.

    5V s3DuMro85V s3DuMro8

    В кафе Лукреция танцует вместе с подругами и парнем-специалистом. Внезапно у неё начинает кружиться голова, её партнер беспокоится о самочувствии девушки и спрашивает у неё, всё ли в порядке. Ведьма падает в обморок, её подхватывает тот же парень и зовет на помощь. Он усаживает Лукрецию на стул, и совместными усилиями её приводят в чувство. Блум приносит стакан воды и предлагает вызвать врача, но Лукреция отказывается и говорит, что все в порядке, после чего возвращается в Облачную Башню.

    3g-tT2lG7yM3g-tT2lG7yM

    Из-за того, что Винкс выясняют правду о проклятом зелье и сообщают Гриффин, всем ведьмам, и Лукреции в том числе, приходится пересдавать экзамены. Ведьмы мстят феям за это, наводя бардак в кафе и разрисовывая стены. Лукреция не была замечена за этим занятием, но в конце, когда феи спасают Трикс от ужасных последствий зелья, она вместе с остальными приходит в кафе и извиняется перед Блум, после чего остается на вечеринке вместе с феями.

    Характер

    Лукреция явно добрая, но иногда способна на нечестные поступки ради собственной выгоды. Она имеет некоторые проблемы с учёбой, ей трудно даётся запоминать сложные термины и формулы. («Проклятое зелье»)

    Отношения

    Лучшей подругой Лукреции является Сабрина, они практически неразлучны. Также она хорошо общается с Линель и считает своей подругой Айси.

    Лукреция встречается со специалистом со светлыми волосами и цветной косичкой.

    Внешность

    У Лукреции длинные бирюзовые волосы, тёмно-серые глаза, бледная кожа и жёлтые губы. Она носит тёмно-синий топ необычной угловатой формы, облегающие лосины того же цвета с золотым ремнём и золотое с синим камнем украшение на шее. Обувь — золотые туфли без каблуков.

    В комиксе «Турнир по магии» у Лукреции рыжие волосы, а одежда состоит из оранжевого с голубым топа и синих лосин.

    Галерея

    ru.winxopedia.wikia.com

    Борджиа, Лукреция — википедия фото

    Происхождение

    В детстве дочь кардинала Родриго Борджиа была отдана на воспитание двоюродной сестре отца, испанке Адриане де Мила, покойный муж которой происходил из влиятельной римской семьи Орсини. Получила у неё хорошее домашнее образование, говорила по-итальянски, по-каталонски и по-французски, читала на латыни, разбиралась в поэзии, хорошо танцевала. Нарушение обета целомудрия духовенством уже тогда воспринималось как мелкое прегрешение, однако отец скрывал наличие у него детей (тем более, что итальянская аристократия недолюбливала его как чужака-испанца), официально их называли его племянниками[7].

      Фрагмент фрески «Диспут святой Екатерины» из апартаментов Борджиа, где святая, вероятно, имеет черты лица Лукреции.

    К 13 годам Лукреция была обручена дважды с неаполитанскими аристократами, но эти помолвки не были доведены до свадьбы.

    Первый брак

    Став папой (1492), Родриго Борджиа выдал в июне 1493 году дочь замуж за Джованни Сфорца, незаконнорождённого двоюродного племянника правителя Милана Лодовико Сфорца, союз с которым был в тот момент ему выгоден. Джованни (вдовец на 13 лет старше жены) получил за ней 31 000 дукатов приданого и был нанят на службу в папскую армию. Первые месяцы брака (как минимум до ноября 1493 года) его к жене не пускали, поскольку она считалась ещё слишком юной для супружеской постели[6]. Позже супруги жили то в Риме, то во владении Джованни, городе Пезаро[3].

    В 1497 из-за изменения политической ситуации (см. Итальянские войны) союз Борджиа с семьей миланских Сфорца рухнул. В марте 1497 года Джованни в спешке покинул Рим. Говорили, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом, но отношения его с семьей Борджиа сильно испортились ещё раньше, когда он, по некоторым сведениям, пытался шпионить на своих родственников против неаполитанцев в 1494-1495 годах, а в 1496 году сбежал из Рима, чтобы не участвовать в войне Александра VI против Орсини[3].

    Папа убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца, в необходимости согласия на развод из-за того, что брак не был консуммирован, то есть что Джованни якобы не сумел лишить жену девственности. Это, согласно средневековому праву, было одним из немногих уважительных поводов для развода. В случае отказа зятя папа мог расторгнуть брак своею властью, тогда семейство Борджиа потребовало бы назад приданое Лукреции. Не желая стать предметом насмешек, Джованни отказывался от развода, утверждая, что жена клевещет на него. Ему предложили вступить в половую связь с ней при свидетелях для доказательства своей состоятельности, однако он отказался (возможно, решив что от волнения у него действительно ничего не получится). Семейство Сфорца потребовало от Джованни принять условия Борджиа, грозя в противном случае лишить его своей защиты. Лишенный выбора Джованни явился в Рим подписать документы о своем сексуальном бессилии, и брак официально потерял силу 22 декабря 1497 года. Публично опозоренный семьей Борджиа, Джованни Сфорца принялся распространять слухи об инцесте между бывшей женой и её отцом.

    А когда Его Светлость спросил, верно ли утверждение папы о неспособности его осуществлять супружеские обязанности и о том, что брак его с Лукрецией является по сути фиктивным, он категорически возразил. Напротив, с женой он имел частые сношения. Однако папа отобрал у него Лукрецию, чтобы самому ей воспользоваться. В завершение он высказал все, что думает о Его Святейшестве

    [6]

    ,— так описывал поведение Джованни посол Феррары в письме своему господину. После заявлений Джованни слухи об инцесте и пошли гулять по свету, обрастая яркими подробностями.

    Беременность вне брака

    В период затянувшегося развода с Джованни, а также многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что она девственница и готова подвергнуться осмотру, между тем, в конце 1497 года Лукреция, вероятно, уже ждала ребёнка. Летом 1497 года она уехала из Рима в монастырь доминиканок святого Сикста. Весной 1498 года появились противоречивые слухи о рождении у неё ребёнка[6].

      Портрет куртизанки в образе Флоры. Традиционно считался изображающим Лукрецию Борджа.

    Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы — Педро Кальдероном (Перотто), который служил посыльным между отцом и дочерью. Письма венецианского посла Паоло Капелло рассказывают, что Чезаре Борджиа якобы с мечом бегал по Папскому дворцу за Перотто, любовником сестры, и ударил его мечом прямо на глазах папы[2]. Правда это или вымысел, но от Перотто избавились — позже, в феврале 1498 года труп юноши нашли в Тибре[8].

    Весной 1498 года в семье Борджиа появился младенец, Джованни Борджиа. В 1501 году были выпущены две папские буллы в отношении этого младенца. Одна называла отцом ребёнка Чезаре. Вторая, найденная годы спустя в бумагах Лукреции булла называла отцом самого Александра VI. Лукреция не упоминалась нигде, но, возможно, Джованни и был этим ребёнком, рождённым Лукрецией от убитого любовника[6][2]. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино — одной из территорий, завоеванных Чезаре для папы. После смерти Александра VI Джованни переехал к Лукреции и её третьему мужу в Феррару, где был воспитан в качестве её единокровного брата. Однако тот факт, что третий муж Лукреции, герцог Феррарский, спокойно относился к Джованни как к её брату, может означать, что он и правда был ребёнком самого Александра VI от неизвестной матери, а ребёнок Лукреции вполне мог умереть в младенчестве или родиться мертвым или вовсе быть выдумкой сплетников[6][7].

    В связи с этими буллами распространилось обвинение не только в кровосмесительной связи дочери с отцом, выдвинутое её опозорённым мужем, Джованни Сфорца, но и обвинение в связи Лукреции с тремя её родными братьями. Позднее молву недоброжелателей отразило двустишие-эпитафия ненавидевшего Александра VI (за его согласие на раздел Неаполитанского королевства) неаполитанского поэта-сатирика Саннадзаро:

    «Здесь якобы покоится Лукреция, на деле ж — Таис,Александру — дочь, и невестка, и жена».[9]

    Впрочем, всевозможные сексуальные отклонения вообще были любимой темой итальянских сплетен. Так, про современника Борджиа, правителя Перуджи, Джанпаоло Бальони, рассказывали, что он принимал послов, лежа в постели с родной сестрой[6].

    Второй брак

      Один из бастионов замка Непи

    Лукрецию 21 июня 1498 в Риме года выдали замуж за Альфонсо, герцога Бишелье и князя Салерно — внебрачного сына Альфонсо II, короля Неаполя[3]. Он был на год младше жены. При этом папой был запланирован брак Чезаре с законной дочерью неаполитанского короля Федериго Карлоттой, воспитанной при французском дворе, — брак Лукреции с её двоюродным братом был только ступенью к этому союзу (так и не состоявшемуся из-за категорического отказа невесты)[2].

    Молодые поселились в Риме, первая беременность Лукреции закончилась выкидышем. В августе 1499 года дружба Александра VI и Чезаре с французами испугала неаполитанское правящее семейство, и юный Альфонсо уехал из Рима, хотя вскоре вернулся к жене. Беременную Лукрецию отец не отправил к нему, а назначил правительницей городка Сполето[3], за несколько месяцев своего правления она сумела помирить жителей Сполето с их врагами, жителями соседнего городка Терни[1]. Кроме того, папа подарил дочери замок Непи, конфискованный у кардинала Сфорца.

    В Риме 1 ноября 1499 года она родила мальчика[3]. (Этот ребёнок, Родриго, герцог Бишелье, умрет в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери).

    Союз с ослабленным неаполитанским королевским домом оказался уже не нужен Чезаре. Вечером 15 июля 1500 года мужу Лукреции нанесли несколько ножевых ранений в Риме у базилики св. Петра, Альфонсо был ранен в шею, руку и бедро, но остался в живых — его спасла подоспевшая стража. Лукреция целый месяц выхаживала мужа, но 18 августа он был задушен в своей постели. Венецианский и флорентийский послы писали своим правительствам, что убийцей был Микеле де Корелла, доверенное лицо Чезаре Борджиа, которому шурин до этого якобы угрожал[2]. Впрочем, известно, что у убитого были и другие враги среди римских баронов[2]. Его похоронили почти тайно.

    Лукреции подарили замок Сермонету, отобранный папой у семьи Каэтани, она стала работать в Ватикане в папской канцелярии, в отсутствие отца отвечая на письма. Таким образом, уже в юном возрасте она проявила определённые административные способности.

    Третий брак

    Вскоре Александр VI стал думать о новом, более выгодном браке дочери. Её руку предложили молодому вдовцу Альфонсо д'Эсте, старшему сыну и наследнику герцога Феррары, одного из самых могущественных наместников Папской области. Он был куда лучшей партией, чем два первых мужа Лукреции, небогатые незаконнорождённые родственники правящих семей. У этого брака тоже был определённый политический смысл: речь шла о возможном союзе папы и Феррары против амбиций их северного соседа, Венеции. Первоначально отец и сын отказывались из-за её дурной репутации: феррарский посол в Риме писал им, как она оклеветала первого мужа и родила ребёнка вне брака[6]. Но давление французского короля Людовика XII и огромное приданое в 100 000 дукатов вынудило их согласиться. Новый феррарский посол описывал герцогу будущую невестку:

      Лукреция, герцогиня Феррарская, с сыном Эрколе принимает благословение святого Маврелия, покровителя Феррары (гравюра Джан Антонио да Фолиньо. 1512 г.)

    Мадонна Лукреция в высшей степени умна и прекрасна, а также исключительно любезна. Она скромна, у неё нежное сердце и прекрасные манеры. Более того, она истинная богобоязненная христианка. Завтра она идет на исповедь и во время рождественской недели примет причастие. Она очень красива, однако её очаровательные манеры поражают ещё больше. Короче, характер её таков, что невозможно обнаружить в ней и следа греховности

    [6]

    2 февраля 1502 года она с пышной свитой прибыла в Феррару. Своего сына от второго мужа, Родриго, она, согласно обычаю, не взяла с собой в новую семью. Хотя семья Эсте пошла на этот брак неохотно, Лукреция, видимо, со временем сумела найти дорогу к сердцу свекра и мужа, Альфонсо выказывал ей явное расположение и ночевал в её спальне регулярно[6]. После смерти Александра VI в 1503 году брак потерял политическое значение, но он не стал пытаться избавиться от жены (требуя от папы Юлия II объявить её развод с Джованни Сфорца незаконным и вернуть её ему), хотя ему намекали на такой вариант[6].

    В этом браке она многократно бывала беременна, но здоровье её было плохим, она перенесла несколько выкидышей и смертей своих новорождённых младенцев. Так, её первая беременность закончилась тяжёлой болезнью и рождением мёртвой девочки в 1502 году. Только в 1508 году она принесла мужу долгожданного здорового наследника Эрколе[3].

    В начале 1503 года она познакомилась с поэтом и философом Пьетро Бембо, они вступили в долгую нежную переписку, пересылая друг другу стихи и портреты, но с конца 1503 года, вероятно, больше не виделись лично. Весьма возможно, что связи между ними не было, а Лукреция была просто идеальной возлюбленной поэта, согласно куртуазной традиции той эпохи[6]. Позже Бембо работал личным секретарем папы Льва X, врага Феррары. Затем она постепенно сблизилась с Франческо Гонзагой, маркизом Мантуи: то ли для того, чтобы насолить его жене Изабелле, сестре Альфонсо (которая презирала Лукрецию как выскочку), то ли потому, что надеялась,что Франческо сумеет помочь потерявшему все её брату Чезаре[7] (и Франческо даже отправил в Испанию посланника с просьбой о его освобождении). Их переписка продолжалось вплоть до самой смерти Франческо в начале 1519 года. Возможно, именно с тайнами их переписки было связано загадочное убийство в 1508 году в Ферраре поэта Эрколе Строцци.

    Не исключено, что, встречаясь вживую, они с Франческо имели и физические отношения, но точно это неизвестно. Для Лукреции (в промежутках между частыми беременностями) было риском заводить любовника, теряя расположение мужа и его родни, а Франческо, как минимум, с 1509 года или раньше сильно страдал от сифилиса[6].

    Альфонсо (став герцогом после отца в 1505 году) первоначально друживший с новым папой Юлием II, после 1510 года был вынужден в союзе с Францией тратить много сил на спасение своего герцогства от папской экспансии, из-за этого он даже был отлучён от церкви (см. Война Камбрейской лиги). В 1512 году Феррара едва не пала под натиском папской армии.

    Альфонсо уезжал на целые месяцы по дипломатическим делам, и регентшей герцогства, разбирая множество документов и отдавая хозяйственные распоряжения, оставалась Лукреция с братом мужа, кардиналом Ипполито. Возможно, личные отношения супругов были не безоблачными, но муж доверял её политико-административным способностям, как когда-то отец. Замок герцогов Эсте быстро стал одним из блистательных дворов, а Лукреция имела репутацию женщины мудрой и добродетельной. Она щедро поощряла деятелей искусства, поэтов (Лодовико Ариосто посвятил немало строк доброй герцогине Феррарской в "Неистовом Роланде") и особенно художников, отдавая предпочтение религиозным темам, основала в Ферраре благотворительную организацию для помощи бедным и женский монастырь (настоятельницей которого потом стала её дочь), вступила в организацию мирян-терциариев при францисканском монастыре[6].

    Дети

      Могила Альфонсо д’Эсте и Лукреции Борджиа в Ферраре.

    Лукреция была много раз беременна и стала матерью многих детей (не считая нескольких выкидышей):

    • (?) Джованни Борджиа (ок. 1498—1548) по прозванию infans Romanus («римский ребёнок»), родился накануне второго брака Лукреции. Александр VI в секретной папской булле признал его собственным сыном от неизвестной женщины (которой, по слухам, была его дочь Лукреция). Есть мнение, что это плод связи Лукреции со своим слугой Перотто[10].
    • Родриго, герцог Бишелье, (1 ноября 1499 — 28 августа 1512), сын и наследник Альфонсо Арагонского, герцога Бишелье.
    • мертвая дочь (5 сентября 1502 года)
    • Алессандро д’Эсте (19 сентября 1505 — 16 октября 1505)
    • Эрколе II д’Эсте (5 апреля 1508 — 3 октября 1559), герцог Феррары, Модены и Реджо
    • Ипполито II д’Эсте (25 августа 1509 — 1 декабря 1572), архиепископ Милана и кардинал.
    • Алессандро д’Эсте (1 апреля 1514 — 10 июля 1516).
    • Леонора д’Эсте (3 июля 1515 — 15 июля 1575), монахиня.
    • Франческо д’Эсте, маркиз ди Масса-Ломбарда (1 ноября 1516 — 2 февраля, 1578).
    • Изабелла Мария д’Эсте (14 июня 1519—1521), была названа в честь Изабеллы д'Эсте, а в качестве крестных родителей были выбраны Элеонора делла Мирандола и граф Александро Серафино. Умерла в два года в Ферраре и похоронена рядом с матерью.

    Родным сыном внучки Лукреции, Анны д’Эсте, был знаменитый герцог Анри де Гиз, французский политический деятель, глава Католической лиги, один из вдохновителей Варфоломеевской ночи, персонаж романов Дюма и многих других произведений.

    Смерть

    Весной 1519 года Лукреция почти не вставала с постели: очередная беременность истощила её. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы начались самопроизвольные схватки. 14 июня на свет появилась недоношенная девочка, опасаясь, что она умрет некрещеной, Альфонсо велел тотчас ее окрестить и назвал Изабеллой Марией. Сперва у Лукреции был небольшой жар, но 20 июня её состояние стало угрожающим. У нее началось носовое кровотечение, она утратила зрение и способность говорить. Альфонсо все время был рядом с умирающей женой. На десятый день после родов 24 июня 1519 года врачи перестали бороться за жизнь Лукреции, «увидев сотрясавшие ее конвульсии». Она умерла в возрасте 39 лет от родильной горячки, составив завещание и позаботившись о феррарских церквях и монастырях. Похоронена в монастыре Корпус Домини рядом с мужем, двумя детьми (Александром и Изабеллой) и свекровью.

    org-wikipediya.ru

    Прекрасная и ужасная Лукреция Борджиа — Неведомый мир

    XV век вошел в историю человечества, как расцвет эпохи Ренессанса, как торжество духовной культуры. Но если художники возрождали античное искусство, то аристократы возродили безнравственность, жестокость, животность Древнего Рима. В одно время с Рафаэлем и Микеланджело, Сервантесом и Ариосто, жила Лукреция Борджиа, самая, пожалуй, известная и самая ужасная женщина XV века, куртизанка и убийца, имя которой стало нарицательным для женщин без сердца.

    Яд в фамильном перстне

    Ее отец, кардинал Родриго Ленцуали Борджиа был известен в Италии своим богатством и распутством, а также тем. что родился от запрещенной церковью связи брата и сестры. Родриго с ранней юности жил с вдовушкой, прикончившей своего мужа. У любовницы было две дочери: старшая — так себе и красотка Роза, младшая. Когда любовница постарела, а дочери повзрослели, Родриго обратил внимание на свежую Розу. Нет. — сказала красавица. — Пока мамочка жива, не могу».

    Кардинал был отличным химиком и умел составлять из трав превосходные яды. Толику яда он всегда хранил в фамильном перстне. Родриго, не долго думая, отравил любовницу, старшую дочку отправил в монастырь, а младшую сделал любовницей.

    Когда дела Господние призвали его в Рим. Родриго взял юную наложницу с собой. И жизнь стала еще веселее. Роза устраивала такие роскошные оргии, на которые в наше время не хватит фантазии и «новым русским». Мало того, время от времени она рожала кардиналу красивых и здоровых детей. В общей сложности трех сыновей и дочь Лукрецию.

    Папа Александр VIДевочке дали блестящее для того времени образование, как общее (история, математика, музыка, словесность), так и сексуальное (с младенчества она имела возможность наблюдать за творящимся вокруг нее развратом). Уже в 11 лет Лукреция превосходила мамочку в некоторых способах любовного удовлетворения мужчин. Как известно, в древние времена южные дети взрослели очень рано, и в своем нежном возрасте Лукреция искала достойного любовника.

    Сила братской любви

    Оказалось, что целомудрие юной Лукреции оберегает ее родной брат Чезаре, который безумно любит ее. «Ты не будешь принадлежать никому, кроме меня», — заявил Чезаре. Восхищенная силой братской любви, Лукреция становится его любовницей.

    Вскоре и старший брат. Франческо, признается в греховной страсти к сестре. Лукреция с удовольствием утешает и Франческо. Но когда у нее от этой двойной кровосмесительной связи рождается дочь, разгневанная мать Роза отдает младенца крестьянам, а сыновей ссылает подальше от развратной дочурки — одного в Пизу, другого — в Падую.

    Опечалиться Лукреция не успела. На нее. расцветшую после родов, обратил благосклонное внимание шестидесятилетний папенька. Осыпая Лукрецию золотом и драгоценностями, он получил прелестную любовницу. На всякий случай Родриго выдал Лукрецию, когда ей исполнилось 12, замуж.

    «Соломенная вдова»

    Вскоре Родриго становится Папой Римским. Франческо и Чезаре получают по герцогству, а Лукреция... свободу! Знаменитый перстень семьи Борджиа пускается а ход, и Лукреция, следя за предсмертной агонией мужа, испытывает невероятное сексуальное возбуждение.Из политических соображений Лукреции пришлось выйти замуж за брата миланского герцога. Свадьба, которая поражала богатством и развратом, длилась 3 дня. Когда наступила пора первой брачной ночи, отец сам отвел Лукрецию в спальню и исполнил при ней роль камеристки. Затем были приглашены все гости, которые поддерживали молодоженов аплодисментами и одобрительными выкриками. Правда, молодому мужу довелось обладать Лукрецием только раз. Услышав ревнивые угрозы Чезаре, герцог позорно бежал и от жены, и от ее свирепой семейки. Пятнадцатилетняя Лукреция остается «соломенной вдовой», продолжая связь и с отцом, который щедро расплачивается с ней, и обоими братьями.

    Чезаре — брат и любовникПребывая в таком замужестве, Лукреция вела совершенно свободную и беззаботную жизнь. Отец обеспечил любимую дочь огромным состоянием, подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима, Дом Лукреции поражал роскошью. Был здесь и светский салон с целым сонмом поэтов, художников и музыкантов: меценатствовать считалось хорошим тоном во все времена.Но любила она понастоящему только пылкого красавца и весельчака Франческо. Мечтая о жизни с ним, единственным, она укрывается в монастыре, заявляя отцу и младшему брату, что уходит от мира раскаяться в грехах. Но Чезаре проследил за любовницей, и после очередного страстного свидания Франческо с кинжалом в груди оказался в Тибре. А Лукреция вернулась в Ватикан, где они с отцом в объятиях друг друга горевали по убиенному сыну и счастливому сопернику, брату и любовнику...

    Новый брак

    Из политических соображений Папа Римский счел необходимым породниться с арагонской династией. Жаль, что Лукреция замужем. Но Папе ничего не стоит устроить любой развод, тем более родной дочери, тем более, что ее муж неизвестно где. И вскоре Лукреция становится женой королевича Арагонского. Новый муж отправляется с важной миссией в Неаполь. А Лукреция, богатейшая, прекраснейшая и развратнейшая Лукреция, остается с отцом, имея одновременно до дюжины любовников.

    Умная и образованная, она решает политические вопросы, помогает отцу в управлении церковью, читает письма и деловые бумаги, подписывает приказы, разрешает и запрещает. Ее любимая игра — исполнять должность председателя святой коллегии. Наряженная в прозрачные одежды, она сидит на коленях у отца и расточает ему ласки, вызывая шок у присутствующих кардиналов.Лукреция — превосходный массовикзатейник. Считая, что ноги женщины должны быть такими сильными, чтобы ими можно было задушить мужчину, Лукреция устраивает своеобразные соревнования: обнаженные женщины наперегонки несутся по улицам Рима. Количество бегущих порой зашкаливало за 7000 (именно столько было в Риме проституток).

    Лукреция очень любила убийства» Пир не считался пиром, если пара-тройка гостей не отправлялась к праотцам. Иногда Лукреция или ее папенька любезно подносили кубок — со знаменитым, мгновенно действующим ядом или с не менее знаменитым вином, после которого месяцами выпадали волосы, зубы, сходила кожа. В любом случае, кубок был знаком смерти. Если же приговоренный отказывался испить, его ждал удар кинжалом. Богатства убитых переходили к Папе Римскому — к убийце. Кстати, и очередной муж прекрасной Лукреции был найден в постели задушенным.

    Утверждали также, что семейка Борджиа владела искусством разрезать отравленным ножом персик так. чтобы самим, съев одну половинку, оставаться невредимым, в то время как отведавший другую часть плода погибал в страшных мучениях.

    Неожиданно Лукреция удаляется во владения своего четвертого мужа — герцога Ферранского, покинув безутешных любовников — и отца, и брата. Вероятно, устала. С 10 лет вести такую жизнь... Здоровья не хватит! А здесь тихо, спокойно, поэты, художники. Великий Ариосто пишет во имя Лукреции хвалебную оду, художник становится ее нежным любовником.

    Умирает отец, мать, Чезаре, но Лукрецию это не трогает. Та жизнь далеко в прошлом. Герцогиня даже вспоминает о дочери, которую родила 20 лет назад. Но в этот день, когда Лукреция приказывает разыскать девушку, та неожиданно скончалась. Даже мысли этой женщины были ядовиты, даже ее память убивала.

    24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет, не сумев оправиться после тяжелых родов. Отпевал усопшую последний любовник Лукреции — кардинал. На ее могильной плите высекли такие слова: «Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка Папы Александра VI». Нет сомнений, что попала она в ад, получив наиболее достойного ее любовника — дьявола.

    Елена ХОЛКИНА

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Одноклассники

    Рекомендуем:

    10 фактов о гениальном ученом ХХ века Альберте Эйнштейне

    nmir.net


    Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта