Конспект урока "Строение, особенности выращивания лука репчатого". Лук строение растения
Лук особенности строения корневой системы
Мочковатая корневая система: особенности строения и функций
Похожие статьи
Что такое корень?
Папоротниковидные
Многолетние и однолетние травы.
Типы корневых систем
Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения. Ее формирование обеспечивают преимущественно боковые корни. Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.
3.У фасоли, относящейся к классу Двудольные, стержневая корневая система.
Корни лука очень слабые, похожие на струны. Они мало ветвятся и имеют небольшое количество корневых волосков. Очень быстро высыхают на воздухе. Новые корни появляются в процессе роста по периферии донца. Корни лука проникают на глубину до 50 см, большая их часть находится в поверхностном слое почвы. Для хорошего роста им требуется короткий световой день и температура +5-10 градусов, а также воздух, поэтому лук очень отзывчив на рыхление. В стороны корни распространяются до 30см. Употреблять в пищу корни лука нельзя. Многолетние луки часто имеют корневище. Это не корень, а видоизмененный стебель, находящийся в почве. На корневище находятся почки, дающие начало новым побегам.
Мочковатая корневая система
Таким образом, мочковатая корневая система характерна для многих растений и обеспечивает важнейшие функции роста, питания и размножения.
Мочковатая корневая система характерна для растений, которые имеют луковицы. В них накапливается вода с растворенными питательными веществами. Тюльпан, лилия, лук-порей, чеснок используют их в качестве запаса. Это помогает им пережить неблагоприятный период.
Длина мочковатой корневой системы варьируется. У преобладающего большинства злаковых растений она достигает трех метров, а у кукурузы - до десяти. У одних из самых ценных представителей однодольных - пшеницы и ржи - основная масса придаточных корней развивается на глубине до нескольких десятков сантиметров. Поэтому такие растения очень чувствительны к недостатку влаги.
Среди двудольных подземный орган такого типа есть у подорожника. Мочковатая корневая система развивается на видоизменениях побега. Примером этого могут служить усы клубники или корневища папоротника.
Но для обеспечения всего многообразия функций подземного органа одного типа растительному организму недостаточно. Поэтому они объединяются, образуя два вида корневых систем. Стержневая состоит из главного и боковых. Ее основным преимуществом является то, что растения со стержневой системой могут получить воду глубоко из-под земли.
Растения с мочковатой корневой системой
Корень выполняет в растительном организме важнейшие функции. Основные из них - закрепление в почве, всасывание и проведение воды с растворенными в ней веществами, а также вегетативное размножение. Возможность осуществления этих процессов связана с особенностями строения различных корневых систем.
Клевер ползучий
Видоизменения и их функции
------------
Стержневая система имеет хорошо развитый главный корень, который развивается из зародышевого и ветвится за счет боковых корней. Главный корень способен проникать на значительную глубину.
4.Шиповник - стержневая корневая система.
fb.ru
особенности строения корневой системы лука? особенности строения корневой системы лука?
Любовь и Ирина
перр
Строение лука немного отличается от привычных нам растений. Четкого подразделения на стебель и листья, стебель и корневище у него нет. Нижние части листьев представляют собой трубчатые влагалища, из которых формируются ложные стебли. основания ложных стеблей утолщаются и образуют луковицу. В середине луковицы находится точка роста или почка.
В мочковатой корневой системе часто происходят видоизменения. В связи с этим появляются дополнительные функции. Например, придаточные корни георгина, чистяка и сладкого картофеля батата, который является востребованной культурой тропических стран, утолщаются и образуют клубни. Они не только запасают питательные вещества и воду, но и участвуют в вегетативном размножении. Воздушные корни орхидеи также являются придаточными. Они способны впитывать влагу прямо из воздуха.
Владимир
Но у мочковатой корневой системы есть и масса преимуществ. Находясь на небольшой глубине, она охватывает гораздо большую площадь питания. Например, суммарная длина всех корней пшеницы составляет около 20 км.
Биология. 6 класс. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ : фасоль, пырей, лук, шиповник, мать-и-мачеха помогите :з
kolzirin
Мочковатая корневая система способна проникать в глубь почвы на расстояние до двух метров. Там она достаточно сильно разрастается в ширину.Мочковатая корневая система образована только придаточными корнями, которые отходят от надземной части растения - побега. Они растут крупным пучком, большинство из них имеет одинаковую длину.Корнем называют подземный орган растения. Хотя в природе встречаются его особые разновидности - дыхательные, которые способны впитывать влагу, находящуюся в воздухе. В зависимости от особенностей строения различают несколько типов корней: главный, боковой и придаточный.БархатцыМочковатая корневая система образована совокупностью придаточных корней, растущих от стебля, и боковых корней. Главный корень в ней отсутствует. Формируется мочковатая корневая система во время кущения. На подземной части стебля при этом образуется узел кущения, из которого развиваются дополнительные побеги, то есть происходит подземное ветвление стебля, с многочисленными дополнительными корнями.
Особенности строения корневой системы у лука, пшеницы, щавеля. Пожалуйста очень надо!
Штирлиц
Такой вид корневых систем имеют многие представители двудольных растений, большинство видов деревьев и кустарников, а также многие травянистые растения.
Приведите примеры мочковатой и стержневой системы, их особенности строения корневой системы. Зарание спасибо
Ольга К.
5.Мать-и мачеха имеет мощное корневище, а на нём - многочисленные придаточные корни.
1.Корневая система лука - мочковатая (т. к. он относится к классу Однодольные). Мочка корней отрастает от видоизменённого побега - луковицы. Все корни являются придаточными.
Корни лука
Мочковатая корневая система характерна и для плюща. С ее помощью он цепляется за опору и растет вверх, вынося листья к свету. Некоторые растения тропиков формируют придаточные корни прямо на стволах и ветвях. Дорастая до земли, они выполняют роль подпорок для широкой кроны. Такое же приспособление имеет и кукуруза. Поскольку придаточные корни обычно занимают поверхностное положение и не способны удержать растение в почве, эту функцию выполняют своеобразные подпорки.
Если засуха является злейшим врагом злаков и их корней, то для растений влажных природных зон она не страшна. Ведь они, наоборот, страдают от переизбытка воды. Это может вызвать процессы гниения, что неминуемо приведет к гибели растений. Именно поэтому они имеют ряд жизненно важных приспособлений для развития в этой природной зоне. Это и листья с широкой листовой пластинкой, и тонкая кора деревьев. Особое значение имеет и строение подземного органа тропических растений. Большое количество придаточных поверхностных корней обеспечивает быстрое всасывание достаточного количества влаги. По восходящему току эта вода поступает к листьям, которые обеспечивают процесс транспирации - испарения воды с поверхности пластинки.С начала развития главный корень этой системы начинает расти. Однако вскоре он отмирает и заменяется на придаточные стеблеродные виды.Мочковатая корневая система характерна для представителей семейств Злаковые (Мятликовые), Луковые, Лилейные. Все они относятся к классу Однодольные.
Первый у растения всегда один. От него отходят боковые корни. Обычно их достаточно много, благодаря этому увеличивается площадь всасывательной поверхности. Корни, которые растут сразу от побега, называются придаточными.злаки, василек луговой, лютик едкий, чай луговой, клевер средний, горошек мышиный, горошек заборный, тысячелистник обыкновенный и др.Кокосовая пальмаДвудольные - ним относятся пищевые и кормовые растения (картофель, гречиха, соя, свёкла, бахчевые и мн. др.) ; плодовые и ягодные культуры (виноград, яблоня, смородина и др.) ; масличные (подсолнечник, арахис, тунг и др.) ; большинство видов деревьев (дуб, берёза, липа и др.) ; чай, кофе, какао и сотни важнейших лекарственных растений, пряные и ароматические растения (лавр, коричное дерево и др.) ; важнейшие волокнистые растения (хлопчатник, лён, конопля, джут и др.) ; растения, дающие каучук, камеди и смолы; многие дубильные, красильные, эфиромасличные и декоративные растения.щавель - стержневая, лук и пшеница - мочковатая
2.Корневая система пырея усложнена тем, что вместе с придаточными корнями находится корневище, но оно является видоизменённым подземным побегом. Корневая система мочковатая.
0sade.ru
Строение луковицы лука репчатого
Это черновик проекта.
В своём проекте я хочу многих познакомить со строением луковицы репчатого лука и доказать что это - видоизменённый побег
В моём проекте чётко показано строение луковицы репчатого лука. Сначала я о нём и расскажу.
Корневая система луковичных и клубнелуковичных цветочных растений состоит из придаточных корней различной формы, образующихся из донца луковицы или основания клубнелуковицы.
Например, нарцисс, белоцветник имеют толстые шнуровидные корни, крокус — волосовидные. Корни могут быть ветвистыми, как у пролески, и неветвистыми, как у нарцисса и подснежника. Кроме придаточных корней, у луковичных растений существуют вытягивающие, или контрактильные, корни, которые обычно развиваются у молодых растений в первые 2—3 мес (в проростках).
Они расположены близко к поверхности почвы и служат растению для заглубления в почву. Втягивающие корни не ветвятся, лишены корневых волосков и растут прямо вниз. Клетки этих корней содержат много глюкозы, которая быстро усваивается растущими растениями, вследствие чего мясистая часть корня становится дряблой и сжимается в продольном направлении, втягивая вглубь луковицу или клубнелуковицу.
Чешуи - видоизменённые подземные листья. В чешуях луковицы находятся запасы воды с растворёнными в ней сахаром и другими веществами.У однолетних и всех клубнелуковичных корни сменяются ежегодно (луковица кандыка, рябчика, клубнелуковица крокуса). У некоторых многолетних луковиц корневая система сменяется также ежегодно после отмирания надземных частей, которые образуются вновь лишь осенью (пролеска, хионодокса и др.). При разработке технологии выращивания луковичных и клубнелуковичных растений учитываются особенности корневой системы, сроки отмирания и закладки новых корней.
Почему луковица - это видоизменённый побег?
Клубень, луковица, корневище представляет собой видоизмененные побеги, т.к. у них есть почки, укороченные междоузлия, большой запас органических веществ, нет хлорофилла, т.е. своим строением они повторяют строение надземных побегов.
Видоизмененные побеги являются своеобразным кладовым, где накапливаются питательные вещества, содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды.Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Кроме того они имеют и большое биологическое значение - все являются органами естественного вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
globallab.org
Конспект урока "Строение, особенности выращивания лука репчатого"
ГБОУ «Максатихинская школа-интернат».
Тема: «Строение, особенности выращивания лука репчатого».
Учитель: Овчинникова Татьяна Михайловна
Цель: - познакомить со строением лука репчатого и особенностями выращивания.
Задачи:
Образовательные.
1.Изучить строение лука репчатого.
2. Изучить особенности выращивания лука репчатого.
Коррекционно-развивающие.
1.Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использования наглядного материала + практические упражнения.
2.Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.
3.Способствовать развитию логического мышления через применение дидактического материала.
Воспитательные.
1.Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.
2.Воспитывать дисциплинированность, любовь к труду.
Наглядность.
- индивидуальные карточки-задания, материалы для практических заданий( лук, семена и т.д.),иллюстрации + плакаты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Эмоциональный настрой детей (улыбнуться друг другу).
- Коррекционное упражнение.
Цель: - настрой слухового восприятия.
- Все вы слышали звонок?
Можно начинать урок?
Настроение на пять?
Хотите новое познать?
Тихо за парты сядем сейчас,
И я урок начну для вас.
II. Повторение домашнего задания.
- Цель: закрепить имеющиеся у учащихся знания по теме:
«Группы овощных растений».
Карточка - сюрприз. - Ребята первой группы отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы).
Если ученики правильно ответили на все вопросы, то на обратной стороне должна сложиться картинка.(Переход к теме урока).Если нет, то будут полосы белой бумаги (т.к. неверные ответы распечатываются на бумаге без рисунка).
-Ребята второй группы работают по индивидуальным карточкам (вопросы для заданий упрощены).
-Что получилось на обратной стороне?
-Правильно, репчатый лук.
III. Изучение нового материала.
-К какой овощной группе относится лук репчатый?
А. Вступительная беседа.
-Луковичные овощные растения человек использовал в пищу с давних пор. И сейчас эти овощные культуры очень распространены. Это объясняется их ценными вкусовыми и питательными свойствами.
-Самым распространённым из всех луковичных растений является репчатый лук. (Показ иллюстраций).
За ним по значению идёт:
Лук – порей
Лук – шалот
Лук – слизун
Лук – батун
Шнитт – лук
Показ иллюстраций +дети по форзацу подставляют карточки с названиями к иллюстрациям на доске + словарная работа + записи в тетрадях + краткая характеристика каждого вида.
- Особое внимание мы сегодня уделим строению и особенностям выращивания лука репчатого.
Б. Строение растения.
Объяснение учителя.
- Растение лука репчатого имеет длинные трубчатые (внутри пустые) листья. Под землёй образуется луковица, состоящая из укороченного стебля (донца) и многочисленных плотно прижатых листьев – луковичных чешуй. На донце расположены почки, которые потом могут развиваться в новые луковицы. Вокруг нижней части донца (пятки) образуются корни растения. Наружные чешуи луковицы тонкие и сухие, белой, жёлтой, коричневой или фиолетовой окраски. Внутренние чешуи толстые и сочные, белые или с фиолетовыми
прожилками. Верхушка луковицы называется шейкой. (Объяснение материала + работа с иллюстрациями).
- Луковица по форме похожа на репу, поэтому растение называется лук репчатый. (Сравнение формы лука и репы по иллюстрации).
- При определённых условиях растение лука репчатого даёт прочный цветоносный стебель с вздутием – стрелку. На верхушке этого стебля образуется соцветие в виде шаровидного зонтика, а впоследствии созревают семена. Семена у лука мелкие,чёрного цвета, их называют чернушкой. (Показ семян лука учащимся).
Закрепление:
Практическая работа « Строение лука репчатого».
-1 луковица на парту разрезанная вдоль.
- Рассмотрите сочные внутренние чешуи, найдите донце, пятку, сочные чешуи, сухие чешуи и т.д.
2. Динамичная пауза + закрепление.
- Нам необходимо размяться (дети выходят к доске и к плакату «Строение луковицы» прикрепляют карточки с названиями).
В. Особенности выращивания растения.
Объяснения учителя.
- Лук хорошо переносит холод, поэтому его можно высевать рано, в начале полевых работ. В первый период роста для растения необходима влажная почва. В конце лета нужна сухая погода, чтобы луковицы хорошо созрели и были сухими. При избыточной влажности почвы луковицы плохо хранятся, быстро загнивают.
- Для выращивания лука репчатого в первый год сеют семена. В год посева лука – чернушки вырастают мелкие луковицы, которые называют луком – севком. На следующий год посаженный лук – севок даёт крупные луковицы, которые называют репкой. Эти луковицы и идут в пищу. Посаженный в грунт на третий год лук – репка образует цветоносный стебель, цветки и семена. (Объяснение + работа с иллюстрациями).
Закрепление:
- Ребята, я предлагаю вам выстроить цепочку из настоящего материала на парте 1,2,3 год выращивания лука репчатого.
Проверка.
IV. Закрепление изученного материала.
- Способствовать развитию мышления, памяти учащихся.
1.Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Какие виды лука вы знаете?
- Какие виды лука выращивают для получения зелёных листьев?
- Какие виды лука выращивают для получения луковиц?
2. Работа в тетрадях, карточки «Строение лука репчатого».
V. Итог.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
- Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение домашнего задания.
1. Обязательное. Стр.130-132, вопросы.
2. Тренировочное. В подготовленную ёмкость «Ананас» посадить лук.
3. Творческое. Нарисовать рисунок 76.
4. Индивидуальное задание для ученика испытывающего трудности при обучении.
-Спасибо за урок.
doc4web.ru
Представители рода луковых, описание и характеристика
Род луков (Allium L.) принадлежит к семейству Alliaceae J. К. Ayardh. Известно около 400 их видов, из которых овощными культурами являются 228 видов. Они относятся как к культурным, так и к дикорастущим лукам и чеснокам.
Из луковичных культур наибольшее значение в тропиках и субтропиках имеют лук репчатый, лук-шалот, лук-порей и чеснок. Многие луки используют в сыром, вареном, жареном, маринованном и сушеном видах в качестве приправы, вторых блюд, а также в консервной и других видах пищевой промышленности. Луковица содержит сухих веществ 16-20%, в том числе сахара — 4-12%, азотистых веществ — 2, 3%, более 10 мг/100 г витамина С, значительное количество разнообразных минеральных солей и эфирных масел, обладающих бактерицидными свойствами. Во многих странах лук имеет важное пищевое значение, как, например, в республиках Средней Азии, где до 20-25% потребляемых овощей приходится именно на него.
Различные виды лука являются лекарственными растениями. Издавна известна пословица «Лук от семи недуг». Недаром древнегреческий историк Геродот живший 2500 лет назад, сообщал, что одна из надписей на большой пирамиде Хеопса содержала сведения о том, сколько лука и чеснока истрачено в пищу рабочим
По морфологическим особенностям строения луковицы возделываемые луки можно разделить на 3 группы:
1. Виды лука, образующие луковицу реповидной, округлой и плоской формы. Основными видами в культуре являются следующие: лук репчатый (Allium сера L), чеснок (Allium sativum L.), лук-шалот (Allium ascolonicum L.) и многоярусный лук (Allium proliferum L).
2. Виды лука с цилиндрической луковицей. Лук-порей (Allium porrum L.).
3. К многолетним видам лука, не образующим луковицу, относятся лук-батун (Allium fistulosum L.) и шнитт-лук (Allium schoenoprasum L).
Лук репчатый — Allium cepa
Использование. Зеленые листья лука и луковицы сладких сортов употребляют в пищу преимущественно в свежем виде, луковицы острых сортов — как приправу к различным блюдам. Велико экспортное значение лука для ряда субтропических стран, в первую очередь Египта. В настоящее время мировое производство лука составляет 26,3 млн т (1989 г.). При этом главные лукопроизводящие страны (Китай — 3,8 млн т, СССР — 2,50, Индия — 2,50 млн т) всю выращенную продукцию потребляют внутри своей страны.
Рис.1. Лук репчатый (лат. Allium сера L)
Общая площадь, занятая культурой лука, составляет 1,9 млн га при средней урожайности 14,0 т/га. Первое место в мире по экспорту лука занимает Египет (500 тыс. т), имеющий очень благоприятные условия для круглогодичного выращивания репчатого лука.
Распространение. Наибольшее распространение из всех возделываемых видов имеет лук репчатый (Allium сера L). Другие виды возделывают в меньших масштабах. Лук репчатый выращивают повсеместно с древнейших времен.
Описание растения. Луковица — покоящаяся форма видоизмененного растения. Сильно укороченный стебель называют донцем. На нем в зависимости от типа лука развивается один или несколько зачатков (точек роста), которые окружены мясистыми чешуями. Чешуи — утолщенные основания листьев. Из зачатков образуются новые луковицы или цветочная стрелка. Снаружи луковица покрыта сухими чешуями, которые служат для защиты ее от высыхания. Листья (перо) у репчатого лука трубчатые, покрыты восковым налетом, они утолщаются у основания, образуя мясистые чешуи луковицы. Соцветие — шаровидный простой зонтик. Плод — 3-гнездная, 3-гранная коробочка. Семена неправильной 3-гранной формы, морщинистые, с твердой оболочкой, черного цвета (чернушка). В 1 г содержится 260-400 семян.
Биологические особенности. Лук репчатый — многолетнее растение. От посева до образования семян проходит 2 года. Получение семян в условиях тропиков затруднено, что связано с высокой температурой и коротким суточным световым периодом. Для продовольственных целей его возделывают как однолетнее растение, ежегодно убирая урожай. В зависимости от содержания сухих веществ и эфирных масел различают сладкие, полуострые, острые и горькие сорта. Острые и горькие луки содержат сахара 9-12%, полуострые — 8-9, сладкие — 4-8%. Последние на вкус кажутся более сладкими потому, что меньше содержат эфирных масел, обусловливающих горький вкус лука. Способность лука образовывать из одной луковицы одну или несколько луковиц называется гнездностью. Сорта, имеющие на донце 1 луковицу, — 1-гнездные, 2 — 2-гнездные. Сладкие и полуострые луки — 1-гнездные, острые — средне- и многогнездные, горькие — многогнездные.
Лук — холодостойкое растение. Оптимальная температура прорастания семян 20°С. Рост корней наблюдается при 2-4°С. При 6-10° он идет быстрее, температура выше 20°С замедляет рост корней. Корневая система лука располагается в верхнем слое почвы и имеет небольшую всасывающую поверхность, что определяет повышенные требования лука к влаге в период нарастания ассимиляционного аппарата и луковицы. Во второй половине вегетации лучшее вызревание луковицы происходит при недостатке влаги.
Особо следует сказать об отношении лука к световому режиму. По фотопериодической реакции он относится к растениям длинного дня. Формированию луковиц способствуют условия с длинным световым периодом в течение суток, что характерно для умеренных и высоких широт. В условиях короткого дня (12-13 ч) луковица у большинства высокоширотных сортов не образуется. Поэтому в тропиках в условиях короткого дня возможно выращивание лишь специальных сортов, обладающих небольшой критической длиной дня и способных образовывать луковицы. В основном это местные сорта народной селекции или специально выведенные сорта и гибриды группы Bermuda — Granex — Grano.
Интересно отметить, что больших успехов в создании новых высокопродуктивных сортов для низких широт в последние годы добились Нидерланды, Дания, Япония, Чехословакия. Многие из этих форм показывают неплохие результаты не только в тропиках, но и в условиях озимой культуры в странах умеренного климата в Западной Европе. В СССР путем массового отбора в популяциях также выведены сорта для подзимнего посева в условиях субтропиков (Пешпазак, Дусти и др.).
Большинство тропических сортов лука — сладкие. Крупный их недостаток — плохая лежкость при хранении. Это связано с быстрым завершением послеуборочного периода покоя, после чего луковицы начинают прорастать, болеть и т. д. Поэтому повышение лежкости является одним из важнейших признаков при селекции — не случайно у многих новых сортов в названиях так или иначе присутствует слово «лежкость»: Keep Well, Hi-Keeper, Pukekohe Long Keeper и т. д.
Если в умеренных широтах сроки выращивания лука определяются температурными условиями, то в тропиках определяющим фактором является распределение осадков в течение года. Например, в Северной Индии основной сезон для выращивания лука — «раби» (октябрь — март), когда выпадает наименьшее количество осадков. Урожай же, выращенный в муссонный сезон — «хариф» (июль — октябрь), гораздо меньше, да и хуже хранится. На юге Индии, где муссонный характер климата выражен еще сильнее, основным сезоном выращивания лука является «наварай» (совпадает с «раби» на Севере).
Современная классификация вида репчатого лука относит основные следующие сорта и местные формы к 3 подвидам: южный, западный и восточный, которые в свою очередь разделяются на экологические группы и сортотипы. В условиях тропиков широко распространен вид лука-шалота (Allium ascolonicum L), который в отличие от репчатого лука размножается вегетативно. Особенность этого вида лука — его многогнездность, а также более высокая лежкость при хранении.
Требования к почвам. Лук очень требователен к плодородию почвы. Лучше всего он растет на высокоплодородных супесях, легких и средних суглинках, а также на пойменных почвах.
Лук-порей — Allium porrum
Использование. В растениях содержится около 3% белков, до 12% углеводов, ряд минеральных солей и витаминов. Важным свойством порея является то, что во время зимнего хранения в отбеленном ложном стебле происходит не уменьшение, а значительное увеличение содержания витамина С. Порей употребляют в пищу в свежем виде, приготовляют луковый суп, различные вторые блюда, начинки для пирожков, из молодых листьев делают салаты. В консервной промышленности его используют в качестве сырья при изготовлении овощных консервов и для сушки, его можно успешно хранить 2-3 месяца в зеленом виде в холодильнике.
Рис.2. Лук-порей (лат. Allium porrum)
Происхождение. Центр происхождения — Средиземноморье (в диком виде не встречается).
Древнеримский поэт Марк Валерий Марциал, живший в I-II вв. н. э., в своих эпиграммах писал:
Кому порей приятен, пусть поест его:
Всех овощей полезнее он тем,
Что изгоняет из желудка боли прочь!
Описание растения. Лук-порей имеет луковицу цилиндрической формы и лентовидные листья, утолщенные влагалища которых образуют ложный стебель.В первый год жизни образует мощную корневую систему, большое количество плоских длинных (40-60 см) листьев, расположенных веером (очерёдно), белую ложную луковицу длиной 10-12 см и диаметром 2-8 см, переходящую в светло-зелёный ложный стебель высотой до 80 см. На второй год формируется цветоносный стебель (стрелка) высотой до 2 метров и семена. Цветки у порея мелкие, розовые и беловато-розовые, собранные в соцветие — зонтик, изначально закрытый чехлом. Опыление перекрёстное. Семена 3-гранные, морщинистые, внешне напоминают семена репчатого лука. Сохраняют всхожесть 2-4 года. Порей — холодостойкая культура. Взрослые растения при их окучивании и утеплении торфом или опилками зимуют в условиях средней полосы, особенно в снежные зимы. Требователен к влаге, предпочитает суглинистые, высокогумусные пойменные почвы. Тяжёлые глинистые и лёгкие песчаные почвы, а также переувлажнёные и кислые для порея непригодны. Размножается семенами. В центральных и северных районах используют рассадный метод. В южных районах предпочтительна безрассадная культура (высев семян в открытый грунт). Районированы 2 сорта порея — Карантанский и Сизокрыл. Применяют также сорта и гибриды нидерладской селекции. Наиболее опасный вредитель — луковая муха.
Чеснок — Allium sativum
Использование. Чеснок (Allium sativum L.) употребляют в свежем виде, в качестве специи при консервировании овощей, в колбасном производстве и как приправу ко многим блюдам. Цветочные стрелки солят и маринуют. Последние особенно популярны в азиатских странах. Чеснок богат витамином С (в луковице 8-10 мг/100 г, в листьях — до 40 мг/100 г). В чесночном масле содержится много фитонцидов, обладающих сильным бактерицидным действием против многих болезнетворных микробов.
Рис.3. Чеснок (Allium sativum L.)
Чеснок широко используется как лекарственное растение, особенно при лечении гнилостных ран, при авитаминозах.
Происхождение. Растение возделывается человеком на протяжении более чем 3000 лет.
Описание растения. Чеснок образует сложную луковицу, состоящую из большого количества (5-50 шт.) зубков-зачатков, которые развиваются на донце в пазухах листьев. Листья плоские, линейные, с удлиненными влагалищами, образуют ложный стебель.
Биологические особенности. Известно 4 подвида чеснока: стерильный (sterilis), фертильный (fertilis), бульбообразный (bulbiferum) и обыкновенный (vulgare). В культуре возделывают стрелкующиеся и нестрелкующиеся подвиды чеснока. Стрелкующийся чеснок (A. s. ssp. bulbiferum) образует центральную стрелку с соцветием, на котором вместо семян формируются воздушные луковички (бульбиллы). Особенно ценится в тропиках и субтропиках чеснок восточный, образующий большую луковицу.
Чеснок восточный — засухоустойчивое растение, но его малочисленные струновидные, почти лишенные волосков корни находятся в явном противоречии со способностью растения противостоять почвенной засухе.
Объяснение этому явлению следует искать в истории формообразования данного вида чеснока. Его родичи встречаются в зонах континентального климата, на наносных почвах горных склонов и долин. У чеснока выработалась способность заканчивать рост с наступлением засухи в силу краткости периода благоприятной почвенной влажности. В засушливый период, когда почва высыхает до материнской породы, струновидные корни становятся бесполезными и отмирают. Луковица же способна переносить сильную почвенную засуху и зимние холода, с наступлением весны она оживает и образует новые корни.
Вегетативное размножение чеснока осуществляется зубками или бульбиллами. Семена образуются только у фертильного чеснока в географическом центре происхождения (Центральная Азия) в горных условиях при коротком дне.
biofile.ru
Тема: «Строение, особенности выращивания лука репчатого»
Тема: «Строение, особенности выращивания лука репчатого»
Цель: - познакомить со строением лука репчатого и особенностями выращивания.
Задачи:
Образовательные.
1.Изучить строение лука репчатого.
2. Изучить особенности выращивания лука репчатого.
Коррекционно-развивающие.
1.Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использования наглядного материала + практические упражнения.
2.Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.
3.Способствовать развитию логического мышления через применение дидактического материала.
Воспитательные.
1.Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.
2.Воспитывать дисциплинированность, любовь к труду.
Наглядность.
- индивидуальные карточки-задания, материалы для практических заданий( лук, семена и т.д.),иллюстрации + плакаты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Эмоциональный настрой детей (улыбнуться друг другу).
- Коррекционное упражнение.
Цель: - настрой слухового восприятия.
- Все вы слышали звонок?
Можно начинать урок?
Настроение на пять?
Хотите новое познать?
Тихо за парты сядем сейчас,
И я урок начну для вас.
II. Повторение домашнего задания.
- Цель: закрепить имеющиеся у учащихся знания по теме:
«Группы овощных растений».
Карточка - сюрприз. - Ребята первой группы отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы).
Если ученики правильно ответили на все вопросы, то на обратной стороне должна сложиться картинка.(Переход к теме урока).Если нет, то будут полосы белой бумаги (т.к. неверные ответы распечатываются на бумаге без рисунка).
-Ребята второй группы работают по индивидуальным карточкам (вопросы для заданий упрощены).
-Что получилось на обратной стороне?
-Правильно, репчатый лук.
III. Изучение нового материала.
-К какой овощной группе относится лук репчатый?
А. Вступительная беседа.
-Луковичные овощные растения человек использовал в пищу с давних пор. И сейчас эти овощные культуры очень распространены. Это объясняется их ценными вкусовыми и питательными свойствами.
-Самым распространённым из всех луковичных растений является репчатый лук. (Показ иллюстраций).
За ним по значению идёт:
Лук – порей
Лук – шалот
Лук – слизун
Лук – батун
Шнитт – лук
Показ иллюстраций +дети по форзацу подставляют карточки с названиями к иллюстрациям на доске + словарная работа + записи в тетрадях + краткая характеристика каждого вида.
- Особое внимание мы сегодня уделим строению и особенностям выращивания лука репчатого.
Б. Строение растения.
Объяснение учителя.
- Растение лука репчатого имеет длинные трубчатые (внутри пустые) листья. Под землёй образуется луковица, состоящая из укороченного стебля (донца) и многочисленных плотно прижатых листьев – луковичных чешуй. На донце расположены почки, которые потом могут развиваться в новые луковицы. Вокруг нижней части донца (пятки) образуются корни растения. Наружные чешуи луковицы тонкие и сухие, белой, жёлтой, коричневой или фиолетовой окраски. Внутренние чешуи толстые и сочные, белые или с фиолетовыми
прожилками. Верхушка луковицы называется шейкой. (Объяснение материала + работа с иллюстрациями).
- Луковица по форме похожа на репу, поэтому растение называется лук репчатый. (Сравнение формы лука и репы по иллюстрации).
- При определённых условиях растение лука репчатого даёт прочный цветоносный стебель с вздутием – стрелку. На верхушке этого стебля образуется соцветие в виде шаровидного зонтика, а впоследствии созревают семена. Семена у лука мелкие,чёрного цвета, их называют чернушкой. (Показ семян лука учащимся).
Закрепление:
Практическая работа « Строение лука репчатого».
-1 луковица на парту разрезанная вдоль.
- Рассмотрите сочные внутренние чешуи, найдите донце, пятку, сочные чешуи, сухие чешуи и т.д.
2. Динамичная пауза + закрепление.
- Нам необходимо размяться (дети выходят к доске и к плакату «Строение луковицы» прикрепляют карточки с названиями).
В. Особенности выращивания растения.
Объяснения учителя.
- Лук хорошо переносит холод, поэтому его можно высевать рано, в начале полевых работ. В первый период роста для растения необходима влажная почва. В конце лета нужна сухая погода, чтобы луковицы хорошо созрели и были сухими. При избыточной влажности почвы луковицы плохо хранятся, быстро загнивают.
- Для выращивания лука репчатого в первый год сеют семена. В год посева лука – чернушки вырастают мелкие луковицы, которые называют луком – севком. На следующий год посаженный лук – севок даёт крупные луковицы, которые называют репкой. Эти луковицы и идут в пищу. Посаженный в грунт на третий год лук – репка образует цветоносный стебель, цветки и семена. (Объяснение + работа с иллюстрациями).
Закрепление:
- Ребята, я предлагаю вам выстроить цепочку из настоящего материала на парте 1,2,3 год выращивания лука репчатого.
Проверка.
IV. Закрепление изученного материала.
- Способствовать развитию мышления, памяти учащихся.
1.Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Какие виды лука вы знаете?
- Какие виды лука выращивают для получения зелёных листьев?
- Какие виды лука выращивают для получения луковиц?
2. Работа в тетрадях, карточки «Строение лука репчатого».
V. Итог.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
- Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение домашнего задания.
1. Обязательное. Стр.130-132, вопросы.
2. Тренировочное. В подготовленную ёмкость «Ананас» посадить лук.
3. Творческое. Нарисовать рисунок 76.
4. Индивидуальное задание для ученика испытывающего трудности при обучении.
-Спасибо за урок.
kopilkaurokov.ru
Лук репчатый (АШит сера L.) — двух-, трехлетнее, однодольное, перекрестноопыляющееся, травянистое растение семейства луковые (АШасеае L.), образующее семена на второй или третий год жизни и в первый или второй год формирующее новые луковицы. В первый год он образует из семян крупную розетку листьев, луковицу, а на второй год развивает цветоносы (стрелки) с соцветиями, которые цветут и дают семена. Однако если длительность периода вегетации в зоне недостаточна и отсутствует орошение для развития луковицы в один год до степени технической или биологической (маточной) спелости, то лук выращивают через севок в три года. В связи с такими особенностями разработаны и освоены технологии выращивания лука репчатого из семян в один год, выращивания лука-севка и выращивания лука репчатого из севка в двухлетней культуре. Кроме этих трех технологий, имеется технология производства семян. Морфологические признаки лука репчатого отличаются от других овощных растений. Характерной его особенностью является образование пленчатой симподиальной луковицы, которая имеет донце — видоизмененный, утолщенный, укороченный вегетативный стебель.Луковица — покоящаяся форма растения. Она состоит из донца (стебель), наружных сухих и внутренних сочных чешуи, открытых и закрытых — видоизмененных сильно утолщенных листьев, облегающих почки-зачатки. Сухих чешуи у полуострых сортов 1—2, у острых — 2—4. Чем больше сухих чешуи и чем плотнее они прилегают к луковице, тем меньше усыхает и загнивает лук при хранении. Цвет наружных сухих чешуи лука бывает белый, желтый, коричневый, красный, фиолетово-красный с различными оттенками. Открытые сочные чешуи размещаются концентрическими слоями. В верхней части они образуют шейку луковицы, а внизу укрывают внутренние замкнутые или закрытые чешуи, которые, в свою очередь, облегают почки-зачатки. Замкнутые чешуи являются разросшимися листовыми влагалищами. Толщина открытых сочных чешуи колеблется от 2,5 до 6,5 мм. Почки-зачатки располагаются сверху настоящего укороченного и сильно разросшегося со сближенными междоузлиями стебля растения — донца, в нижней наружной части которого находится пятка. Донце бывает простое, несущее на себе только одну луковицу, и ветвящееся с несколькими луковицами. У крупных луковиц высота донца достигает 1,5 см, ширина 4 см. Форма луковиц варьирует от плоской до удлиненной со сбежистостью к шейке или донцу. Наиболее изменчивым признаком является масса луковицы. Она колеблется от 20 г у мелких луковиц до 250 г и больше у крупных и очень крупных (до 800 г). В луковице образуется от 1 до 5 и больше зачатков, каждый из которых дает листья, а затем цветочный стебель (стрелку). Цветоносный стебель у лука репчатого полый, нежный, со вздутием на различной высоте от основания. Высота цветоносного стебля связана с крупностью маточной луковицы. Она колеблется от 50 до 175 см. Соцветие лука — простой шаровидный зонтик. В одном соцветии бывает 250—900 цветков. В цветке 6 тычинок и 1 пестик с маленьким рыльцем. Опыление перекрестное при помощи ветра и пчел. Цветет в июле — августе. Завязь верхняя — трех- или шестигнездная. Плод — сухая трехгранная и трехгнездная коробочка с двумя или тремя семенами в гнезде, созревает в августе — сентябре. Семена мелкие (в 1 г 250—350 шт.), 2,5—3,1 мм длины, 1,8—2,1 мм ширины и 1,8 мм толщины, трехгранные, угловатые, черной или желто-коричневой окраски с твердой, морщинистой, роговидной оболочкой (кожурой), состоящей из толстостенных клеток, в середине — белых, мучнистых. Масса 1000 семян — 2,6—5 г. Корневая система лука репчатого сильно мочковатая, слаборазвитая. Количество корней достигает 4,5 тыс., общая длина составляет 239 м. Корни располагаются на донце луковицы кругами, соответственно расположению листьев, не имеющих боковых разветвлений и проникающих на глубину 40— 50 см. Листья сочные, темно-зеленые с густым восковым налетом, светло-зеленые со слабым восковым налетом или ярко-зеленые, блестящие без воскового налета, трубчатые (полые), в поперечном разрезе круглые, овальные или плоскоовальные, диаметром 0,5—1,5 см и длиной 40—50 см. Листья отходят от ложного стебля под углом 30— 50, 50—70 или 70—90°. Они являются не только органами ассимиляции, но и местом отложения питательных веществ в своем основании — сочных чешуях. Рост и развитие растений лука репчатого начинается с прорастания семян. Они очень медленно набухают, что является своеобразным приспособлением к существованию в условиях засушливого климата. При севе весной во влажную почву и при теплой погоде семена дают всходы только на 10— 16-е сутки. При низкой температуре и недостатке влаги в почве всходы лука появляются очень поздно — через 20, а иногда и через 30 суток. Лук-севок дает всходы на 7—9-е сутки. Всходы лука имеют вид петельки, образуемой единственной семядолей и частью подсемядольно-го колена, нижняя часть которого погружена в почву. Семядоля прекращает рост раньше, чем под-семядольное колено, и создаваемое при этом натяжение способствует выходу наружу верхней части семядоли вместе с оболочкой семени. В результате всходы выпрямляются. Выпрямление всходов наступает через 10—15 суток. Почти одновременно с выпрямлением петельки при основании подсемядольного колена формируется почка, которая дает первый настоящий лист. Этот лист сначала растет внутри подсемядольного колена, а затем выходит через особое отверстие в семядоле. Спустя некоторое время после появления первого настоящего листа семядоля желтеет и отмирает. Каждый последующий новый лист прорастает изнутри предыдущего. Рост и развитие сеянцев лука в первое время происходит очень медленно. Через месяц после появления всходов лука длина листьев одного растения составляет 11—15 см, масса растения 1,4— 1,5 г, а масса листьев 0,1—0,2 г. Первый настоящий лист образуется на 7—15-е сутки после появления всходов, последующие — через каждые 5—6 суток. Общее количество листьев, образующихся на одном растении лука, весьма различно; оно может достигать 25 штук и зависит от сорта, длительности вегетационного периода и условий выращивания. Высота последовательно появляющихся листьев увеличивается до момента утолщения базальной части растения и начала формирования луковицы. Перед образованием луковицы и по мере ее формирования длина листьев постепенно уменьшается вплоть до полной редукции у сомкнутых сочных чешуи. Луковица формируется, когда растения достигнут 60—65-суточного возраста. Из севка значительно раньше формируется луковица, чем из семян. По мере роста и формирования луковицы листья отмирают, начиная с самых ранних по времени появления, а вместе с ними отмирают и влагалища. Постепенно засыхая, они образуют тонкую плотную замкнутую шейку, состоящую из наружных чешуи. Чем раньше подсыхает шейка, тем быстрее и лучше созревает луковица. Прирост сырой массы листьев происходит до оттока питательных веществ в луковицу, а затем начинает падать. Увеличение луковиц в размере и массе продолжается в течение 45—55 суток. За 2—3 недели до уборки увеличение массы растений происходит очень медленно. Способ выращивания лука влияет на изменение признаков, соответствующих данному сорту. При рассадной культуре луковицы наиболее рыхлые, крупные, удлиненной формы, с малой зачатко-востью, низкой лежкостью, при подзимнем посеве образуются луковицы более короткой, плоской формы, с повышенно-острым вкусом. Наибольшей лежкостью отмечаются маточники, полученные при выращивании лука из севка, несколько менее лежкие — маточники с подзимних посевов. Начиная от созревания луковицы в течение всего зимнего периода сочные чешуи постепенно отмирают и подсыхают. Питательные вещества из них переводятся растениями внутрь луковицы и расходуются на рост молодых почек-зачатков, находящихся на донце луковицы. По мере расходования питательных веществ верхние сочные чешуи становятся все тоньше и наконец превращаются в сухие чешуи. Зрелая луковица представляет собой живое растение, находящееся в состоянии покоя. Эта способность переходить в состояние покоя при наступлении неблагоприятных внешних условий является ценной природной особенностью лука. В.И. Эдельштейн при анализе роста и развития лука репчатого из севка выделяет 4 периода в жизни растений. Первый период (первая декада) является периодом роста за счет запасов материнских чешуи луковицы. Второй период (вторая декада) — период приспособления к самостоятельному питанию. Третий период (третья и четвертая декады) — период усиленного роста корней и построения ассимиляционных органов. В это время наблюдается полная мобилизация запасных веществ богатых белками листьев лука. Четвертый период характеризуется формированием новых луковиц. В этот период происходит отложение запасов в расширенных основаниях влагалищ листьев и образование зачатков. Он продолжается в течение двух последующих месяцев (с 4 по 10 декаду). У луковиц, выращенных из севка, донце большое и удлиненное, в виде «рожка» или «пятки», а у луковиц, полученных из семян, — донце плоское. Во второй или третий год жизни растений при прорастании луковицы вначале отрастают листья, а затем начинается формирование цветоносного стебля. Длительность цветения лука репчатого колеблется от 3 до 4 недель и более. От момента опыления до созревания семян проходит 35—55 суток. Обычно молочная спелость начинается через 20 суток, восковая — через 30 суток, уборочная — через 50 и полная — через 55 суток после оплодотворения. От начала до массового созревания семян проходит 3—7 суток. Урожай семян повышают созданием условий для опыления. Для этих целей на участок вывозят пчел. По данным Д.В. Гирника, в период массового цветения необходимо 200 одновременно работающих пчел на 100 м2 опыляемых семенников (3—5 ульев на 1 кг). Наиболее удаленная часть поля должна находиться не далее 500 м от ульев. При большей длине поля применяют встречное опыление. В США, например, на 1 га посевов лука устанавливают 10—15 пчелосемей. Растения лука, как и всякий живой организм, характеризуются наличием обмена веществ с внешней средой. Основными факторами внешней среды являются тепло, свет, влага и пища. Эти факторы жизни равноценны и незаменимы. Лук — холодостойкое растение. Прорастание семени начинается при температуре +2…+5°С, но при более высокой всходы появляются раньше. Оптимальной температурой для прорастания семян является +18…+20°С. Всходы лука чувствительны к заморозкам. Семядоли погибают при -2°С. В фазе 1—2 настоящих листьев лук выдерживает заморозки —2…—3°С. Оптимальная температура для роста лука не должна превышать +25°С. При повышении температуры до +32…+35°С рост растений задерживается и ускоряется переход к формированию луковицы. Луковицы формируются и созревают при температуре +20…+28°С. При температуре +30°С рост их замедляется. Для нормального развития зеленой массы (зелени) и корней необходима температура от +12 до +22°С. Следует отметить, что оптимальная температура почвы для роста корней на 2—3°С ниже, чем для развития листьев. Лучшее формирование и вызревание луковиц происходит тогда, когда от массовых всходов до уборки сумма эффективных температур (выше +10°С) составляет не менее 510—540°С. Хранение лука при температуре +2…+18°С вызывает последующее стрелкование растений, так как при таких температурах происходит дифференциация почек луковиц и формирование зачатков репродуктивных органов. Чтобы лук-севок не стрелковался на второй год жизни, его хранят при температуре +16…+18°С или при 0…—ГС. После высадки севка растения продолжают расти и образуют крупную луковицу. Слабо происходит дифференциация почек в мелком (диаметр 0,5 см) севке. Лук-матку, которую высаживают весной для получения семян, хранят при температуре +1…+6°С. В этих условиях все зачатки почек луковицы завершают дифференциацию репродуктивных органов и на следующий год формируют стрелки и семена. Лук репчатый — светотребовательное растение. Он требует высокой интенсивности освещения и плохо переносит затенение. Лук менее требователен к свету, чем томат, огурец, горох, но более требователен, чем корнеплодные растения и капуста белокочанная. Лук репчатый (сорта северного происхождения) — растение длинного дня. Он хорошо растет и развивается при 15—18-часовом дне. Минимальная длина дня, которая требуется для формирования луковиц южных сортов лука, колеблется от 10 до 14 ч. Образование луковиц (среднерусских сортов) в условиях длинного дня является исторически сложившимся приспособительным свойством растений к перенесению неблагоприятных условий. При поздних сроках сева и позднем появлении всходов все ростовые процессы у растений лука сдвигаются на период, когда день становится короче, в результате чего растения долго вегетируют, луковицы получаются невызревшими, с толстой шейкой, а иногда и совсем не образуются. То же самое происходит при сильном затенении растений лука сорняками. При этом как бы создаются условия короткого дня. Лук репчатый относится к достаточно влаготребовательным растениям, несмотря на то что его листья отличаются высокой ксерофитностью. Это обусловлено большой оводненностью протоплазмы клеток растений, небольшим объемом и слабой сосущей силой корневой системы. Наибольшая потребность растений во влаге (80% НВ) наблюдается во время прорастания семян, нарастания листьев и формирования луковиц. При недостатке влаги в фазе нарастания листьев рост их прекращается и начинает формироваться луковица (севок). Этот процесс необратим. В последнюю треть вегетационного периода избыток влаги, обеспечивая сильный рост листьев и задерживая их полегание, замедляет формирование и ухудшает вызреваемость луковиц. Поэтому в этот период влажность почвы должна быть на уровне 70% НВ. Он требует пониженной (60—70%) влажности воздуха. Лук репчатый отличается повышенной требовательностью к плодородию почвы. По выносу элементов питания из почвы он занимает среднее место среди овощных растений, уступая корнеплодным, капусте, огурцу. Острые сорта лука выносят больше элементов питания, чем сладкие: соответственно азота 53 и 30 кг, фосфора — 16 и 11, калия — 40 и 29 кг на 10 т урожая. Лук предъявляет особенно большие требования к плодородию почвы при выращивании его из семян. Вначале его необходимо обеспечить азотом. Во второй половине вегетационного периода, начиная с образования луковиц, излишек азота может быть вредным для накопления урожая, так как он задерживает их вызревание. Поэтому азотные удобрения вносят в легкоусвояемых формах перед севом. Высокие урожаи лука получают на легких плодородных супесчаных и суглинистых почвах, имеющих слабокислую или нейтральную реакцию (рН 6—7). Хорошие урожаи можно получить на низинных торфяных почвах. Однако избыток азота на этих почвах задерживает созревание луковиц, в результате чего они плохо хранятся в зимний период. На кислых почвах лук плохо формирует луковицы и затягивает созревание. Поэтому в данном случае его лучше всего размещать по второму-третьему году после внесения извести, так как непосредственное известкование лук не выносит. Лук репчатый требователен к повышенной концентрации минеральных солей в почве. Внесение больших доз навоза приводит к сильному росту листьев и задержке вызревания луковиц. Наиболее высокие урожаи лука получают при внесении средних доз минеральных удобрений в сочетании с применением перегноя. На торфяно-болотных почвах хорошо отзывается он на внесение микроэлементов, особенно меди (15—30 г/10 м2 медного купороса) вместе с минеральными удобрениями. Плохо отзывается на подкормки. Лучше сразу все удобрения вносить под зяблевую вспашку. Наличие в луке репчатом горчичных масел, в состав которых входит сера, свидетельствует о его повышенной потребности в этом элементе. Болезни растений при недостатке отдельных минеральных элементов выглядят так. При недостатке азота растения ослаблены, имеют короткие и тонкие листья светло-зеленой окраски. Иногда листья краснеют, начиная с верхушки. Признаки недостатка фосфора проявляются поздно. Растения при этом угнетаются в росте, верхушки старых листьев увядают, затем чернеют и отмирают. У лука при недостатке калия верхушки листьев серовато-желтого или соломенно-желтого цвета. В дальнейшем листья усыхают. При недостатке меди растения развиваются очень медленно. Чешуи луковиц истончаются, снижается плотность. Недостаток бора вызывает угнетение и искривление растений. Листья приобретают разнообразную окраску (от темно-серой до темно-зеленой), становятся желтыми и ломкими. На молодых листьях развивается желтая или зеленая пятнистость. При недостатке магния около верхушек листьев образуются беловатые пятна неправильной формы. Когда они исчезают, листья надламываются и гибнут. |
www.ovoschevodstvo.ru
Конспект урока "Строение, особенности выращивания лука репчатого"
ГБОУ «Максатихинская школа-интернат».
Тема: «Строение, особенности выращивания лука репчатого».
Учитель: Овчинникова Татьяна Михайловна
Цель: - познакомить со строением лука репчатого и особенностями выращивания.
Задачи:
Образовательные.
1.Изучить строение лука репчатого.
2. Изучить особенности выращивания лука репчатого.
Коррекционно-развивающие.
1.Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использования наглядного материала + практические упражнения.
2.Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.
3.Способствовать развитию логического мышления через применение дидактического материала.
Воспитательные.
1.Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.
2.Воспитывать дисциплинированность, любовь к труду.
Наглядность.
- индивидуальные карточки-задания, материалы для практических заданий( лук, семена и т.д.),иллюстрации + плакаты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Эмоциональный настрой детей (улыбнуться друг другу).
- Коррекционное упражнение.
Цель: - настрой слухового восприятия.
- Все вы слышали звонок?
Можно начинать урок?
Настроение на пять?
Хотите новое познать?
Тихо за парты сядем сейчас,
И я урок начну для вас.
II. Повторение домашнего задания.
- Цель: закрепить имеющиеся у учащихся знания по теме:
«Группы овощных растений».
Карточка - сюрприз. - Ребята первой группы отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы).
Если ученики правильно ответили на все вопросы, то на обратной стороне должна сложиться картинка.(Переход к теме урока).Если нет, то будут полосы белой бумаги (т.к. неверные ответы распечатываются на бумаге без рисунка).
-Ребята второй группы работают по индивидуальным карточкам (вопросы для заданий упрощены).
-Что получилось на обратной стороне?
-Правильно, репчатый лук.
III. Изучение нового материала.
-К какой овощной группе относится лук репчатый?
А. Вступительная беседа.
-Луковичные овощные растения человек использовал в пищу с давних пор. И сейчас эти овощные культуры очень распространены. Это объясняется их ценными вкусовыми и питательными свойствами.
-Самым распространённым из всех луковичных растений является репчатый лук. (Показ иллюстраций).
За ним по значению идёт:
Лук – порей
Лук – шалот
Лук – слизун
Лук – батун
Шнитт – лук
Показ иллюстраций +дети по форзацу подставляют карточки с названиями к иллюстрациям на доске + словарная работа + записи в тетрадях + краткая характеристика каждого вида.
- Особое внимание мы сегодня уделим строению и особенностям выращивания лука репчатого.
Б. Строение растения.
Объяснение учителя.
- Растение лука репчатого имеет длинные трубчатые (внутри пустые) листья. Под землёй образуется луковица, состоящая из укороченного стебля (донца) и многочисленных плотно прижатых листьев – луковичных чешуй. На донце расположены почки, которые потом могут развиваться в новые луковицы. Вокруг нижней части донца (пятки) образуются корни растения. Наружные чешуи луковицы тонкие и сухие, белой, жёлтой, коричневой или фиолетовой окраски. Внутренние чешуи толстые и сочные, белые или с фиолетовыми
прожилками. Верхушка луковицы называется шейкой. (Объяснение материала + работа с иллюстрациями).
- Луковица по форме похожа на репу, поэтому растение называется лук репчатый. (Сравнение формы лука и репы по иллюстрации).
- При определённых условиях растение лука репчатого даёт прочный цветоносный стебель с вздутием – стрелку. На верхушке этого стебля образуется соцветие в виде шаровидного зонтика, а впоследствии созревают семена. Семена у лука мелкие,чёрного цвета, их называют чернушкой. (Показ семян лука учащимся).
Закрепление:
Практическая работа « Строение лука репчатого».
-1 луковица на парту разрезанная вдоль.
- Рассмотрите сочные внутренние чешуи, найдите донце, пятку, сочные чешуи, сухие чешуи и т.д.
2. Динамичная пауза + закрепление.
- Нам необходимо размяться (дети выходят к доске и к плакату «Строение луковицы» прикрепляют карточки с названиями).
В. Особенности выращивания растения.
Объяснения учителя.
- Лук хорошо переносит холод, поэтому его можно высевать рано, в начале полевых работ. В первый период роста для растения необходима влажная почва. В конце лета нужна сухая погода, чтобы луковицы хорошо созрели и были сухими. При избыточной влажности почвы луковицы плохо хранятся, быстро загнивают.
- Для выращивания лука репчатого в первый год сеют семена. В год посева лука – чернушки вырастают мелкие луковицы, которые называют луком – севком. На следующий год посаженный лук – севок даёт крупные луковицы, которые называют репкой. Эти луковицы и идут в пищу. Посаженный в грунт на третий год лук – репка образует цветоносный стебель, цветки и семена. (Объяснение + работа с иллюстрациями).
Закрепление:
- Ребята, я предлагаю вам выстроить цепочку из настоящего материала на парте 1,2,3 год выращивания лука репчатого.
Проверка.
IV. Закрепление изученного материала.
- Способствовать развитию мышления, памяти учащихся.
1.Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Какие виды лука вы знаете?
- Какие виды лука выращивают для получения зелёных листьев?
- Какие виды лука выращивают для получения луковиц?
2. Работа в тетрадях, карточки «Строение лука репчатого».
V. Итог.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
- Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение домашнего задания.
1. Обязательное. Стр.130-132, вопросы.
2. Тренировочное. В подготовленную ёмкость «Ананас» посадить лук.
3. Творческое. Нарисовать рисунок 76.
4. Индивидуальное задание для ученика испытывающего трудности при обучении.
-Спасибо за урок.
globuss24.ru