Лабораторная по биологии 9 класс растения. Лабораторные работы по биологии в 9 классе (учебник Сонина Н.И.)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторные и практические работы по биологии (9 класс). Лабораторная по биологии 9 класс растения


Лабораторные работы к курсу «Биология» 9 класс

Лабораторные работы к курсу «Биология 9 класс»

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Сравнение растительной и животной клеток"

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных.

Оборудование:

микроскопы,

микропрепараты клеток многоклеточных растений и животных

Ход работы:

рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животного и растительного организмов организма

сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

Оформление результатов:

Заполните таблицу

Клетки ткани

Рисунок клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Столбчатой

     

Покровной

     

Нервной

     

Мышечной

     

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах"

Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза

Оборудование:

микроскоп

постоянный микропрепарат «Митоз в корешке лука»

Ход работы:

рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении

найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза

Оформление результатов:

Зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза

Сделайте вывод, объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

по теме «Решение генетических задач»

Сколько типов гамет и каких даст генотип: 1) Аа; 2) вв

Скрестили гомозиготных норок: серебристую самку и коричневого самца. Серебристый цвет доминирует над коричневым. Определите генотипы и фенотипы потомства.

Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребенка – голубые глаза. Какие генотипы по цвету глаз у отца? У матери? У ребенка? (Карий цвет глаз доминирует над голубым).

     

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

    по теме: "Статистические закономерности модификационной изменчивости"

    Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

    Оборудование: каждому из 5 вариантов

    по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

    карточка с заданием

    Ход работы:

    рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

    выполните задания, предложенные вам на карточке

    Оформление результатов:

    полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже – частоты их встречаемости - p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко

    отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

    вычислите среднюю величину признака:

    Σ (vp)

    M = ------------,

    n

    где M – средняя величина признака, n - общее число вариант

    Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

     

    Задания на карточках:

    Вариант 1.

    Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

    110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

    Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

    Вариант 2.

    Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

    25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

    Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака

     

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

    по теме: "Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных"

    Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации,

    дегенерации и объяснять их значение

    Оборудование:

    гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, сосны, цветковых растений

    таблица «Разнообразие приспособлений у птиц»

    картины по зоологии (лось, тюлень, летучая мышь)

    влажный препарат «Бычий цепень»

    Ход работы:

    рассмотрите растения, назовите имеющиеся у них органы

    рассмотрите клювы и лапы у птиц, каковы их особенности

    выявите особенности внешнего строения млекопитающих из разных отрядов

    вспомните, какие системы органов есть у бычьего цепня, каково их строение

    Оформление результатов:

    запишите особенности строения организмов в тетрадь

    Сделайте вывод,

    объяснив по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных

    раскрыв эволюционное значение идиоадаптаций и дегенераций у животных

     

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

    по теме: «Приспособленность растений к совместному обитанию в еловом лесу»

    Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

    Оборудование:

    гербарные материалы или наборы картинок (черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

    справочные материалы:

    описание особого растительного сообщества –

    елового леса описание растений

    Ход работы:

    рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

    Оформление результатов:

    заполните таблицы и продолжите записи

    Биологические особенности ели

    Как изменяет среду

    Густая крона

    Вечнозелёное

    Светолюбивое (во взрослом состоянии)

    Требовательное к почве

       

      Условия жизни растений в еловом лесу:

      Освещение…

      Температура…

      Почвы…

      Наличие насекомых-опылителей…

      Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

        Приспособления

                   

        К жизни при недостатке света:

        крупная листовая пластинка

        листья не крупные, но растение вечнозелёное

        К бедной почве:

        наличие клубней

        наличие корневищ

        наличие других органов запаса

        К недостатку насекомых-опылителей:

        вегетативное размножение

        крупные белые цветки

        цветки в соцветиях

        опыление мухами

        наличие самоопыления

                   

        Сделайте вывод, дополнив записи:

        Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса . . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений) . . .

        ПРИЛОЖЕНИЯ

        Справочные материалы.

        Еловый лес – особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.

        Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах – покров из кукушкиного льна.

        Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель – эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

        Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска – приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)

        Почти все травянистые растений елового леса – многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.

        Ещё одна характерная особенность растений ельника – то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)

        Описание растений.

        Черника – кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 – 200 лет.

        Майник двулистный – это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху – рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих – только один. Майник – растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми – под землёй у майника тонкое ползучее корневище.

        Кислица обыкновенная – маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами – такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.

        Брусника – вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки – это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых – улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.

        Седмичник европейский. Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник – летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он – многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.

        Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй – корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре – небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано – вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них – буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета – этот вырост привлекает муравьёв.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Лабораторные работы для 9 класса по биологии

        Лабораторная работа№1

        Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

        Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

        Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

        Ход работы:

        1. Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.

        2. Изучите строение клеток столбчатой паренхимы дорзовентрального листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.

        3. Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.

        4. Рассмотрите строение клеток

        хрящевой ткани, выполните

        необходимые подписи.

        1. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

        Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

        Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

        Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

        Лабораторная работа № 2

        Выявление изменчивости организмов.

        Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

        Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

        Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

        1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

        Результат занесите в таблицу:

        Номер листовой пластинки

        Длина листовой пластинки

        2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

        3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

        Лабораторная работа №3

        Морфологический критерий вида

        Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

        Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

        ХОД РАБОТЫ.

        простые – сложные

        тип жилкования

        прикрепление на стебле

        листорасположение

        СТЕБЕЛЬ:

        травянистый или одревесневший

        прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

        ЦВЕТОК

        СОЦВЕТИЕ

        ПЛОД

        Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

        Лабораторная работа №4

        Изучение палеонтологических доказательств эволюции

        Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

        Оборудование: учебник

        Ход работы:

        1. Прочтите текст, приложения.

        2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

        3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

        4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

        5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

        6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

        Характеристика археоптерикса

        Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

        Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

        infourok.ru

        Лабораторный практикум по биологии 9 класс

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

        Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

        Цель: на основе изучения клеток растений и животных показать основ­ные отличия в строении клеток эукариот, а также выявить основные черты сходства в их строении как показатель единства организации живых форм.

        Оборудование:

        • микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой

        • лук репчатый

        • микропрепараты клеток многоклеточных животных

        Ход работы.

        • приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите их под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма

        • сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

        Оформление результатов:

        Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды

        Сделайте вывод, сравнив эти клетки, между собой и ответив на вопрос: каковы, причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция животных, растений.

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

        Выявление изменчивости организмов.

        Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее

        статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

        Оборудование: листья дуба с одного дерева (или других растений), карточка с заданием

        Ход работы.

        • рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, измерьте длину листьев

        • выполните задания, предложенные вам на карточке

        Оформление результатов:

        Σ (v p)

        M = ------------,

        n

        где M – средняя величина признака

        n - общее число вариант

        Сделайте вывод о том,

        какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

        Задания на карточках:

        Вариант 1. Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились

        следующие

        110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

        Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

        Вариант 2. Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см)

        Получились следующие

        25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

        Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

        Изучение морфологического критерия вида.

        Цель: определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду, закрепить умение составлять описательную характеристику.

        Оборудование: живые растения, гербарные материалы растений разных видов, чучела птиц, открытки с изображением птиц.

        Ход работы.

        1. Величина (с воробья, больше или меньше)

        2. Форма

        • Хвост (короткий, длинный)

        • Клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

        • Хохолок на голове

        1. Окраска

        • Общая (серая, чёрная, зеленоватая, с пестринами и т.д.)

        • Характерные цветовые отметины (чёрная голова, жёлтая «шапочка», белые щёки и т.д.)

        • Грудь (жёлтая, красная, с пестринами и т.д.)

        • На крыльях белые полосы

        • Хвост (красноватый, белый на кончике и т.д.)

        Оформление результатов:

        • запишите морфологическую характеристику птицы,

        • данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода.

        № п/п

        Название растений

        Корневая система

        Стебель

        Листорасположение

        Лист простой, или сложный, строение листа

        Цветки, соцветия

        Плод

        1

        2

        Сделайте вывод,

        multiurok.ru

        Лабораторные работы по биологии в 9 классе

        Лабораторная работа №1

        «Изучение приспособленности организмов среде обитания»

        Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

        Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

        Ход работы

        1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

        1. Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

        Вид

        Ареал

        Место обитания

        Форма и окраска тела

        Развитие когтей

        Агама кавказская

        Агама степная

        3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

        Лабораторная работа №2

        «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

        Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.

        Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

        Ход работы

        1. составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.

        2. Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.

        Критерии вида

        Показатели критерия для объекта №1

        Показатели критерия для объекта №2

        1.Морфологический

        2. Физиологический

        3.Эколдого-географический

        1. Ответьте на вопросы:

        -можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?

        - Какова структура вида?

        - Какова роль популяций в эволюционном процессе?

        Лабораторная работа №3

        Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом

        Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

        Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

        Ход работы

        1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

        2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

        Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой

        микроскоп, организмы.

        3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

        Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?

        Лабораторная работа № 4

        «ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

        ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»

        Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,

        методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

        Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

        Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

        Ход работы.

        1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

        Результат занесите в таблицу:

        Номер листовой пластинки

        Длина листовой пластинки

        2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.

        3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.

        4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

        5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

        Лабораторная работа №5

        Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

        Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

        2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

        Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

        Ход работы:

        1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

        0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40

        Змееяд

        Ужи

        Лягушки

        Кузнечи-ки

        Растения

        Тонны

        0 1 2 3 4 5 6 7 8

        Змееяд

        Ужи

        Лягуш-ки

        Кузнечи-ки

        Особи, млн

        Рис.2. Пирамида чисел

        2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

        3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

        4. Ответьте на вопросы:

        • Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

        • В чем сущность правила экологической пирамиды?

        • Чем определяется устойчивость биоценозов?

        Лабораторная работа №6.

        Изучение и описание экосистемы своей местности.

        Выявление типов взаимодействия разных видов

        в данной экосистеме (на примере дубравы).

        Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть

        показатели, характеризующие биоценоз;

        2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,

        определить их значение в природе и жизни человека.

        Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

        коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

        Ход работы.

        1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

        растений.

        2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

        П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

        2)Приведите примеры влияния растений на животных

        и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

        Виды взаимоотношений

        Организмы, вступающие во взаимоотношения

        Значение

        симбиоз

        микориза

        паразитизм

        хищничество

        конкуренция

        3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

        1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

        отметьте цепи питания).

        1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

        У. Вывод. Что такое дубрава?

        Практическая работа №1.

        «Решение генетических задач и составление родословных»

        Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

        Оборудование: инструктивные карточки-задания.

        Ход работы.

        1. Полное доминирование.

        Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?

        2. На неполное доминирование.

        У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а. Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.

        3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.

        У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

        4. Полигибридное скрещивание.

        • Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?

        • У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?

        5. На сцепленное с полом наследование.

        Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?

        П. Анализ родословных.

        В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

        Составьте схему родословных трех поколений и определите:

        а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;

        б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

        Практическая работа № 2.

        Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

        Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

        2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

        Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

        Ход работы:

        Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).

        1. Определите формы влияния человека на живую природу.

        2. Приведите примеры этих влияний.

        3. Данные занесите в таблицу.

        Влияние человека на живую природу.

        Формы влияния

        Примеры

        Последствие влияния

        Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

        Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

        Предложите пути решения этих проблем.

        www.metod-kopilka.ru

        Лабораторные и практические работы по биологии (9 класс)

        Лабораторная работа №1

        «Изучение приспособленности организмов среде обитания»

        Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

        Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

        Ход работы

        1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

        1. Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

        Вид

        Ареал

        Место обитания

        Форма и окраска тела

        Развитие когтей

        Агама кавказская

        Агама степная

        3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

        Типы ног у взрослых насекомых

        Конечности насекомых, представляющие систему подвижно соединённых друг с другом рычагов с большим числом степеней свободы, способны к разнообразным и совершенным движениям.

        Бегательные

        Такие конечности можно обнаружить у тех, кто вынужден быстро перемещаться за живой добычей. Например, у пахучего красотела– длинные тонкие ноги, которые позволяют ему проявлять большую проворность.

        Копательные

        Встречаются у насекомых, живущих в норах или являющихся вредителями корневой системы растений. Широко известный пример – Обыкновенная медведка (фото), первая пара ног которой преобразована в короткие утолщенные конечности, снабженные мощными мускулами и оканчивающиеся закругленной уплощенной лапкой с зазубринами. Благодаря этому ей удается разбивать плотные комки почвы и копать в ней ходы.

        Плавательные

        Этот тип ног – относительная редкость, потому что подобные видоизмененные конечности в форме «весел» необходимы только тем немногочисленным насекомым, что обитают в воде. Например, если посмотреть на водяного клопа (фото), можно увидеть, что у него они отличаются уплощенной, обтекаемой формой без зазубрин и утолщений. Это помогает гораздо быстрее двигаться в воде, но, если жук случайно попадет на сушу (что возможно, как минимум, потому, что все насекомые дышат атмосферным воздухом), такие конечности при передвижении будут даже мешать.

        Прыгательные

        Четырехчлениковые задние ноги большого зеленого кузнечика (фото), и других представителей Кузнечиковых отличаются большой длиной бедер и голеней, а также их особым соединением («назад коленом»), что позволяет им перемещаться на расстояния, в десятки раз превышающие размер их тела.

        Хватательные

        Переднюю пару хватательных ног можно увидеть у богомола (фото), который при их помощи «выясняет отношения» с сородичами или охотится на мелких и средних насекомых, причем не только вредителей, но и полезных, например, пчел.

        Ходильные

        По строению они не особенно сильно

        отличаются от бегательных, но

        обычно имеют меньшую длину и

        меньшую разницу в размере между

        соседними члениками. Ходильные

        ноги встречаются у многих жуков,

        например, долгоносиков или

        листогрызов (фото).

        Собирательные

        На голени и лапке задних ног медоносной пчелы (фото), находится специальное приспособление – корзиночка для сбора пыльцы.

        Область распространения которой охватывает все Восточное Закавказье, горный Дагестан, южные районы Туркмении и Таджикистана, а также Северо - Восточную Турцию, Иран и Афганистан. Подобно большинству, она имеет довольно массивную угловатую голову и широкое приплюснутое туловище, покрытое сверху мелкой чешуей, среди которой вдоль спины выделяется дорожка из нескольких рядов увеличенных плоских чешуи. Общий фон ее туловища оливково-серый, грязно-бурый или пепельно-серый, что в значительной мере зависит от колорита окружающей местности. На светлых известковых скалах ящерицы белесые, почти белые, тогда как на темных базальтовых лавах они грязно-бурые или почти черные. По сторонам спины расположен обычно сетчатый узор из темных разводов и линий, а нижняя часть тела грязно-серая с мраморным узором на горле. Длина взрослых особей достигает 36 см вместе с хвостом. Кавказская агама — настоящее горное животное, избирающее для своего местообитания различного рода скалы, каменистые склоны и отдельно лежащие крупные каменные глыбы. Поселяется она также на крутых откосах и склонах вдоль горных дорог и на сложенных из крупных камней заборах и стенах строений. Убежищами ей служат всевозможные трещины и щели между камнями, от которых ящерица не отходит обычно далее чем на несколько метров. Несмотря на свою кажущуюся неуклюжесть, агамы очень подвижны; перебегая открытое пространство, они высоко задирают хвост, а взбираясь на скалы, напротив, плотно прижимают его к камню, используя в качестве опоры хвостовые шипы. Приближающуюся опасность ящерица замечает уже на расстоянии 25—30 м и настороженно обращается в сторону врага, выдавая свое волнение быстрыми наклонами головы. Подпустив врага на 2 — 3 м, она поспешно срывается с места и, подбежав ко входу в убежище, плотно прижимается к камню, скрываясь внутрь лишь в случае крайней опасности. Вытащить забившуюся в щель агаму чрезвычайно трудно, поскольку она сильно раздувает тело, цепляясь многочисленными шипами за малейшие неровности почвы. Нередко животное настолько сильно заклинивается в узкой щели, что оказывается не в состоянии самостоятельно выбраться и погибает от истощения. Пойманная ящерица очень редко пускает в ход зубы, перестает сопротивляться и впадает в полуобморочное состояние. Ее можно положить на спину, подвесить за хвост и даже поставить на голову — животное будет оставаться неподвижным и лишь какой-нибудь резкий звук, например удар в ладони, сейчас же выводит агаму из оцепенения. По утрам агамы появляются из убежищ вскоре после восхода солнца и, взобравшись на камень или выступ скалы, принимают длительные солнечные ванны, высматривая в то же время добычу, состоящую из различных насекомых, пауков, многоножек или небольших ящериц. Значительное место в их кормовом рационе составляют также цветки, листья, сочные плоды растений, отчего осенью челюсти ящериц бывают сплошь вымазаны липким синим соком. Заметив добычу, агама быстро к ней направляется и всегда безошибочно схватывает, иногда слегка подпрыгивая и отрываясь от земли передними лапами, если насекомое находится в воздухе. В конце сентября — начале октября агамы уходят на зимовку, собираясь по нескольку десятков или даже сотен в какой-либо глубокой щели или промоине в скалах. Края таких щелей бывают сглажены шероховатыми телами многих тысяч проползавших из года в год ящериц. Известны случаи массовой гибели зимующих агам в особенно суровые зимы. Однажды на берегу озера Севан в Армении было обнаружено целое кладбище из нескольких десятков замерзших и высохших агам.

        Принадлежит к числу наиболее характерных ящериц степей и пустынь Казахстана и Средней Азии. От других среднеазиатских представителей своего рода она отличается однородной, ребристой, с приостренными шипиками чешуей туловища и длинного хвоста и небольшим ушным отверстием, в глубине которого расположена барабанная перепонка. Общая длина животного не превышает 30 см, причем взрослые самцы заметно длиннее самок. Молодые агамы сверху светло-серого цвета с проходящим вдоль хребта рядом светло-серых более или менее овальных пятен, распространяющихся на основание хвоста, и двумя рядами таких же вытянутых в длину пятен по бокам туловища. С возрастом расцветка меняется, и взрослые ящерицы становятся серого или желтовато-серого цвета, причем у самцов темные пятна часто почти полностью исчезают. При повышении температуры, а также под влиянием какого-либо нервного возбуждения скромная расцветка половозрелых агам уступает место чрезвычайно яркой окраске, причем обнаруживаются существенные цветовые различия между полами. У самцов горло и вся нижняя поверхность туловища и конечностей становятся темно- или даже черно-синими, на спине появляются кобальтово-синие пятна, а хвост приобретает яркую оранжево-желтую окраску. В этих же условиях у самок основной фон туловища становится голубовато- или зеленовато-желтым, темные пятна на спине ярко-ржаво-оранжевыми, а ноги и хвост приобретают такую же, как у самцов, но менее яркую расцветку. Степная агама населяет песчаные, глинистые и каменистые пустыни и полупустыни, придерживаясь мест с кустарниковой или полудревесной растительностью. Встречается она также и в тугайных лесах по берегам рек, часто в непосредственной близости от воды. В качестве убежищ степные агамы используют норы грызунов, пространства под камнями и трещины в грунте. Реже они вырывают собственные норы, располагающиеся между корнями или у основания камней. Пищей им служат всевозможные насекомые, пауки и мокрицы, а также сочные части растений, в частности цветки. Из насекомых эти ящерицы предпочитают муравьев, которых они ловко захватывают при помощи клейкого языка. Бегают агамы очень быстро, держа тело приподнятым на вытянутых ногах и не касаясь хвостом земли. Чрезвычайно ловко взбираются они по стволам и веткам деревьев и кустарников, перепрыгивая иногда с ветки на ветку на расстояние до полуметра. В селениях их можно видеть бегающими по вертикальным поверхностям глинобитных и каменных заборов и стенам построек. Каждая взрослая ящерица обладает сравнительно небольшим по величине участком обитания, за пределы которого выходит очень редко. Распространена степная агама в пустынной и степной зонах Казахстана, Средней Азии, Афганистана и Северного Ирана до Восточного Предкавказья на западе и Северо - Западного Китая на востоке.

        infourok.ru

        Лабораторный практикум по биологии 9 класс

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

        Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

        Цель: на основе изучения клеток растений и животных показать основ­ные отличия в строении клеток эукариот, а также выявить основные черты сходства в их строении как показатель единства организации живых форм.

        Оборудование:

        • микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой

        • лук репчатый

        • микропрепараты клеток многоклеточных животных

        Ход работы.

        • приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите их под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма

        • сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

        Оформление результатов:

        Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды

        Сделайте вывод, сравнив эти клетки, между собой и ответив на вопрос: каковы, причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция животных, растений.

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

        Выявление изменчивости организмов.

        Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее

        статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

        Оборудование: листья дуба с одного дерева (или других растений), карточка с заданием

        Ход работы.

        • рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, измерьте длину листьев

        • выполните задания, предложенные вам на карточке

        Оформление результатов:

        Σ (v p)

        M = ------------,

        n

        где M – средняя величина признака

        n - общее число вариант

        Сделайте вывод о том,

        какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

        Задания на карточках:

        Вариант 1. Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились

        следующие

        110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

        Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

        Вариант 2. Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см)

        Получились следующие

        25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

        Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

        Изучение морфологического критерия вида.

        Цель: определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду, закрепить умение составлять описательную характеристику.

        Оборудование: живые растения, гербарные материалы растений разных видов, чучела птиц, открытки с изображением птиц.

        Ход работы.

        1. Величина (с воробья, больше или меньше)

        2. Форма

        • Хвост (короткий, длинный)

        • Клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

        • Хохолок на голове

        1. Окраска

        • Общая (серая, чёрная, зеленоватая, с пестринами и т.д.)

        • Характерные цветовые отметины (чёрная голова, жёлтая «шапочка», белые щёки и т.д.)

        • Грудь (жёлтая, красная, с пестринами и т.д.)

        • На крыльях белые полосы

        • Хвост (красноватый, белый на кончике и т.д.)

        Оформление результатов:

        • запишите морфологическую характеристику птицы,

        • данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода.

        № п/п

        Название растений

        Корневая система

        Стебель

        Листорасположение

        Лист простой, или сложный, строение листа

        Цветки, соцветия

        Плод

        1

        2

        Сделайте вывод,

        multiurok.ru

        Лабораторные работы по биологии в 9 классе (учебник Сонина Н.И.)

        Лабораторная работа №1

        «Изучение приспособленности организмов среде обитания»

        Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

        Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

        Ход работы

        1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

        1. Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

        Вид

        Ареал

        Место обитания

        Форма и окраска тела

        Развитие когтей

        Агама кавказская

        Агама степная

        3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

        Лабораторная работа №2

        «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

        Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.

        Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

        Ход работы

        1. составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.

        2. Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.

        Критерии вида

        Показатели критерия для объекта №1

        Показатели критерия для объекта №2

        1.Морфологический

        2. Физиологический

        3.Эколдого-географический

        1. Ответьте на вопросы:

        -можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?

        - Какова структура вида?

        - Какова роль популяций в эволюционном процессе?

        Лабораторная работа №3

        Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом

        Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

        Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

        Ход работы

        1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

        2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

        Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой

        микроскоп, организмы.

        3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

        Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?

        Лабораторная работа № 4

        «ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

        ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»

        Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,

        методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

        Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

        Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

        Ход работы.

        1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

        Результат занесите в таблицу:

        Номер листовой пластинки

        Длина листовой пластинки

        2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.

        3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.

        4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

        5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

        Лабораторная работа №5

        Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

        Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

        2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

        Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

        Ход работы:

        1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

        0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40

        Змееяд

        Ужи

        Лягушки

        Кузнечи-ки

        Растения

        Тонны

        0 1 2 3 4 5 6 7 8

        Змееяд

        Ужи

        Лягуш-ки

        Кузнечи-ки

        Особи, млн

        Рис.2. Пирамида чисел

        2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

        3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

        4. Ответьте на вопросы:

        • Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

        • В чем сущность правила экологической пирамиды?

        • Чем определяется устойчивость биоценозов?

        Лабораторная работа №6.

        Изучение и описание экосистемы своей местности.

        Выявление типов взаимодействия разных видов

        в данной экосистеме (на примере дубравы).

        Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть

        показатели, характеризующие биоценоз;

        2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,

        определить их значение в природе и жизни человека.

        Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

        коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

        Ход работы.

        1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

        растений.

        2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

        П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

        2)Приведите примеры влияния растений на животных

        и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

        Виды взаимоотношений

        Организмы, вступающие во взаимоотношения

        Значение

        симбиоз

        микориза

        паразитизм

        хищничество

        конкуренция

        3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

        1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

        отметьте цепи питания).

        1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

        У. Вывод. Что такое дубрава?

        Практическая работа №1.

        «Решение генетических задач и составление родословных»

        Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

        Оборудование: инструктивные карточки-задания.

        Ход работы.

        1. Полное доминирование.

        Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?

        2. На неполное доминирование.

        У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а. Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.

        3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.

        У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

        4. Полигибридное скрещивание.

        • Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?

        • У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?

        5. На сцепленное с полом наследование.

        Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?

        П. Анализ родословных.

        В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

        Составьте схему родословных трех поколений и определите:

        а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;

        б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

        Практическая работа № 2.

        Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

        Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

        2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

        Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

        Ход работы:

        Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).

        1. Определите формы влияния человека на живую природу.

        2. Приведите примеры этих влияний.

        3. Данные занесите в таблицу.

        Влияние человека на живую природу.

        Формы влияния

        Примеры

        Последствие влияния

        Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

        Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

        Предложите пути решения этих проблем.

        infourok.ru


        Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта