Курай (растение). Курай википедия растение
Курай (растение) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кура́й (башк. ҡурай) — народное название некоторых крупных зонтичных растений, относящихся в основном к родам Дудник (Angelica), Борщевик (Heracleum) и Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense).
Из высушенных и затвердевших стеблей зонтичных растений изготавливают продольные флейты — аэрофоны, известные как курай. Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный (Angelica archangelica) — традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, усиливающее секреторную функцию кишечника, мочегонное и потогонное, отхаркивающее при бронхитах и ларингитах, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении, эпилепсии, истерии, бессоннице, спазмах желудка и кишечника.
Растения рода Angelica, именуемые в юго-восточной Азии женским женьшенем и используемые для лечения аменореи и дисменореи, климактерических расстройств, гипертонии, анемии, вегетативно-сосудистой дистонии и т. д., официальны во многих странах. Показана высокая гепатопротекторная активность экстрактов дягиля лекарственного.
Представители рода Дягиль накапливают большое количество железа и кобальта, что позволяет использовать их в качестве противоанемических средств.
Корни дягиля лекарственного содержат 0,35—1,3 % эфирного масла, богатого монотерпеновыми соединениями (80—90 %). Терпеновая фракция включает: β-фелландрен (13—28 %), α-фелландрен (2—14 %) и α-пинен (14-31 %). Выделены также β-пинен, сабинен, карен, мирцен, лимонен и т. д. Всего в эфирном масле корней идентифицировано 118 компонентов. Сесквитерпены представлены β-бисаболеном, бисабололом, β-кариофилленом. В эфирном масле обнаружены макроциклические лактоны, которые придают растению специфический аромат, а именно тридеканолид (0,58-0,81), пентадеканолид (тибетолид) — 0,87 %.
Эфирное масло представителей рода Angelica содержит также полиацетиленовые соединения — фалькаринол, фалькариндиол, обладающие высокой антибиотической, противоопухолевой, противовоспалительной, антиагрегантной и антитуберкулезной активностью. Антиагрегантная активность экстрактов дягиля обусловлена в немалой степени наличием оксикоричных кислот, обладающих антиоксидантной, бактериостатической и желчегонной активностью. Так, феруловая кислота ингибирует тромбининдуцированную агрегацию тромбоцитов. Содержание её в экстрактах корней должно составлять не менее 0,05—0,1 %.
Качество сырья регламентируется ГОСТ 21569-76 «Корневища и корни дягиля лекарственного».
Сок растений, известных под названием «курай» токсичен, при попадании на кожу детей при ярком солнечном освещении он вызывает фотодерматиты. Сок некоторых видов зонтичных растений дудника и борщевика содержит фуранокумарины (фурокумарины) — вещества, повышающие чувствительность кожи к свету. Особенно чувствительны к действию сока лица с низким содержанием меланина в коже. Высушенные стебли растений не содержат фотосенсибилизирующие вещества. В виде музыкальных инструментов курай не представляет опасности.
Напишите отзыв о статье "Курай (растение)"
Литература
- [http://www.rusvrach.ru/articles/farm-4-2004str46-48 Р. М. Баширова и др. «Растения рода дягиль: химический состав и фармакологические свойства»]
- Chen Chien-Yi Elemental analysis of the taiwanese health food Angelica keiskei by INAA//J. Radioanalitical and nuclear Chemistry. 2002. Vol.252. N 3.
223 с.
- Штейнберг М.А. Фотодерматозы. М.: Медгиз, 1958. 131 с.
Ильясов, Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент – курай: к истории происхождения. / Т. Т. Ильясов // Вестник Челябинского гос. Ун-та. История. – 2009. - вып. 34. - № 28 (166). – С. 35-38.
Отрывок, характеризующий Курай (растение)
Они были гонимы. Они были дичью, за поимку которой давались большие награды.И всё же, Катары пока не сдавались... Перебравшись в пещеры, они чувствовали себя там, как дома. Они знали там каждый поворот, каждую щель, поэтому выследить их было почти невозможно. Хотя прислужники короля и церкви старались вовсю, надеясь на обещанные вознаграждения. Они шныряли в пещерах, не зная точно, где должны искать. Они терялись и гибли... А некоторые потерянные сходили с ума, не находя пути назад в открытый и знакомый солнечный мир... Особенно преследователи боялись пещеру Сакани – она заканчивалась шестью отдельными ходами, зигзагами вёдшими прямиком вниз. Настоящую глубину этих ходов не знал никто. Ходили легенды, что один из тех ходов вёл прямиком в подземный город Богов, в который не смел спускаться ни один человек.Подождав немного, Папа взбесился. Катары никак не хотели исчезнуть!.. Эта маленькая группка измученных и непонятных ему людей никак не сдавалась!.. Несмотря на потери, несмотря на лишения, несмотря ни на что – они всё ещё ЖИЛИ. И Папа их боялся... Он их не понимал. Что двигало этими странными, гордыми, неприступными людьми?!. Почему они не сдавались, видя, что у них не осталось никаких шансов на спасение?.. Папа хотел, чтобы они исчезли. Чтобы на земле не осталось ни одного проклятого Катара!.. Не в силах придумать ничего получше, он приказал послать в пещеры полчища собак... Рыцари ожили. Вот теперь всё казалось простым и лёгким – им не надо было придумывать планы по поимке «неверных». Они шли в пещеры «вооружившись» десятками обученных охотничьих псов, которые должны были их привести в самое сердце убежища катарских беглецов. Всё было просто. Оставалось лишь чуточку подождать. По сравнению с осадой Монтсегюра, это была мелочь... Пещеры принимали Катар, раскрыв для них свои тёмные, влажные объятия... Жизнь беглецов становилась сложной и одинокой. Скорее уж, это было похоже на выживание... Хотя желающих оказать беглецам помощь всё ещё оставалось очень и очень много. В маленьких городках Окситании, таких, как княжество де Фуа (de Foix), Кастеллум де Вердунум (Castellum de Verdunum) и других, под прикрытием местных сеньоров всё ещё жили Катары. Только теперь они уже не собирались открыто, стараясь быть более осторожными, ибо ищейки Папы никак не соглашались успокаиваться, желая во что бы то ни стало истребить эту скрывавшуюся по всей стране окситанскую «ересь»... «Будьте старательны в истреблении ереси любыми путями! Бог вдохновит вас!» – звучал призыв Папы крестоносцам. И посланцы церкви действительно старались... – Скажи, Север, из тех, кто ушёл в пещеры, дожил ли кто либо до того дня, когда можно было, не боясь, выйти на поверхность? Сумел ли кто-то сохранить свою жизнь? – К сожалению – нет, Изидора. Монтсегюрские Катары не дожили... Хотя, как я тебе только что сказал, были другие Катары, которые существовали в Окситании ещё довольно долго. Лишь через столетие был уничтожен там последний Катар. Но и у них жизнь была уже совершенно другой, намного более скрытной и опасной. Перепуганные инквизицией люди предавали их, желая сохранить этим свои жизни. Поэтому кто-то из оставшихся Катар перебирался в пещеры. Кто-то устраивался в лесах. Но это уже было позже, и они были намного более подготовлены к такой жизни. Те же, родные и друзья которых погибли в Монтсегюре, не захотели жить долго со своей болью... Глубоко горюя по усопшим, уставшие от ненависти и гонений, они, наконец, решились воссоединиться с ними в той другой, намного более доброй и чистой жизни. Их было около пятисот человек, включая нескольких стариков и детей. И ещё с ними было четверо Совершенных, пришедших на помощь из соседнего городка.
o-ili-v.ru
Курай — WiKi
Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский[1] и татарский[2]духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.
У башкир курай является наиболее широко распространённым музыкальным инструментом. 1 марта 2018 года для курая как товара зарегистрировано место происхождения (производства) (г. Уфа и г. Кумертау Республики Башкортостан)[3]. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[4].
Этимология названия
Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» соответствует значению «сухой», «высушенный». В алтайском языке каурай означает «сухой камыш», в монгольском языке хуурай — «сухой»[5], в древнем монгольском языке кагурай — «сухой стебель», в сибирскотатарском языке курау — «высушивать», в марийском языке каура — «сухой», «ломкий», в венгерском языке koro — «сухой стебель»[6].
В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[7].
Происхождение
Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[7] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор[8].
В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии[9]
Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.
Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Этнографические и музыковедческие исследования
Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в XVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[10][11][9][12].
О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.
В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал у башкир такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».
В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.
Курайсы — башкир-игрок на курае. Иллюстрация из книги С. Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897)Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.
В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в периферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определённые усилия исследователей[13].
С начала 30-х годов XX века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.
В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[14].
Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирской АССР и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухаметов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.
Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирской АССР им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирской АССР. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём.
С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.
Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И. Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.
Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.
В 70-80-е годы XX века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.
В постсоветский период исследования игры на курае были продолжены в работах искусствоведов Башкортостана. Рассматривались особенности двухголосного гортанного пения, сопровождаемого игру на курае (искусствовед Х. С. Ихтисамов), проблемы выделения и изучения стилей, исполнительских школ кураистов (искусстовед Ф. Х. Камаев), процессы влияния народной музыки, включая курай, на композиторское творчество и формирование академической музыки в Башкортостане (искусствовед Е. Р. Скурко). Проводилсь исследования, посвященные исполнительскому репертуару, стилям игры кураистов, музыкальным жанрам инструментальных мелодий и их музыковедческому анализу (Р. Ф. Зелинский).
Разновидности курая
Классический курай
Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8—10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4—5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2—2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.
На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.
Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.
Копшэ курай
Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.
Агач курай
Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.
Медный курай
Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.
В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14—15 клапанов) с хроматическим строем.[источник не указан 69 дней]
Казан курай
Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20—30 мм, у основания — 10—15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.
Ногайский курай
Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.
Курай из соломки
Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3—3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20—25 мм, ширину 2,5—3 мм. Его вырезали на расстоянии 8—10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.
Другие разновидности
- Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
- Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
- Сыбызгы (һыбыҙғы).
Технология изготовления курая
Технология изготовления классического курая
Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.
Процесс изготовления включает четыре этапа:
- Подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдаётся тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.
- Растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле—августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.
- Осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.
- Производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.
Другие технологии
Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5—0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.
Звукоряд
|
Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:
В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[15].
Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[16].
Игра на курае
На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:
- c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
- h
- b
- a — средний курай
- as
- g — длинный курай.
Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.
Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.
Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.
Общественные организации
В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.
Творческие конкурсы
Выступление группы «Аргымак» на акции «Спасём Шиханы» у подножия Тратау, 2011 год- Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)
- Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
- Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
- Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
- Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
- Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
- Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
- Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)
Кураисты
А. М. Аиткулов, Г. Б. Аргынбаев (Габит-сэсэн), Х. Б. Ахметов, Х. Ш. Ахметшин, М. М. Балапанов (Ишмухамет-сэсэн), Р. Г. Буляканов, Ю. И. Гайнетдинов, Р. М. Гайзуллин, И. И. Дильмухаметов, И. Ш. Дильмухаметов, С. И. Дильмухаметов, К. М. Дияров, И. К. Ильбаков, А. Д. Искужин, Ю. М. Исянбаев, Р. Р. Карабулатов, Р. Р. Рахимов, М. А. Рахматуллин, Г. З. Сулейманов, М. У. Тулебаев, Г. Г. Ушанов, Р. Н. Юлдашев, М. Б. Ямалетдинов[17].
Музыканты других направлений, использующие курай«Виртуозы Москвы», Владимира Теодоровича Спивакова[18][19], Гарик Сукачев совместно с Пелагеей и Чайфом[20], Николай Носков, Марат Файзуллин (Taturas), ДДТ (на альбоме Метель августа и др.)
Поговорки, связанные с кураем
- «Не пляши под чужой курай»
- «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
- «Всё продай, купи курай»
- «Где башкир, там курай»
Памятники
- В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь». Памятник представляет собой обнаженного мальчика с кураем. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова, архитектор Татьяна Милорадович[21].
- В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
См. также
Примечания
- ↑ Курай // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Курай (муз. инструмент) — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Роспатент Номер государственной регистрации: 170
- ↑ Благодатов, 1976.
- ↑ Монгол-рус сүзлеге
- ↑ Рифгать Әхмәтьянов. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. Казан: ТКН, 2001. ISBN 5-298-01004-0
- ↑ 1 2 Ильясов, 2009, с. 35.
- ↑ Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
- ↑ 1 2 Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004.
- ↑ Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1., СПб, 1773, С.341-342.
- ↑ Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967, С.450
- ↑ Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
- ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.34-36.
- ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.97, С.104.
- ↑ Беляев В. М. Ладовые системы в музыке народов СССР // В. М. Беляев. [Сб. статей]. М.: Сов. композитор, 1990, с.308.
- ↑ Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897, С.113
- ↑ Кураисты // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-306-8.
- ↑ По Уфе: Курай forever
- ↑ Башинформ: Роберт Юлдашев победил на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге
- ↑ Белые дороги
- ↑ Памятники всего мира - Памятник кураю. Проверено 28 марта 2013.
Литература
- Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа, 1996. — 105 с.
- Бадретдинов С. Башкирский курай. // Ватандаш. — 2000. — № 1. — С.130—135.
- Беляев В. М. Реконструкция башкирского курая //Проблемы музыкального фольклора народов СССР. — М., 1973. — С. 351—355.
- Благодатов Г. И. Курай // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
- Гайнетдинов Ю. Башкирское чудо. // Ватандаш. — 2009. — № 5. — C. 164—176. (башк.)
- Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. II //М.: Советский композитор. — 1988. — С. 127—136.
- Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент — курай: к истории происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — Вып. 34. — № 28 (166). — С. 35—38.
- Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
- Камаев Ф. Х. Напевы курая: Фольклорный сборник. — Уфа: Башкнигоиздат, 1991. — 56 с.
- Кубагушев А. М. Курай : К 100- летию Г. З. Сулейманова : Учебное пособие. — Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-9613-0207-3.
- Кубагушев А. М. Региональные традиции искусства игры на курае // Ватандаш. — 2011. — № 8. — С. 156—161. — ISSN 1683-3554.
- Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
- Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
- Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. — Уфа: изд-во БГПУ, 2010. — 188 с. ISBN 5-87978-297-2
- Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие: На баш. языке. — Уфа: Китап, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-295-05401-3. (башк.)
- Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие. — Уфа: Китап, 2012.
- Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
- Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
- Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
- Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
- Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
- Сөләймәнов Ғ. З. Ҡурай. — Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1985. (башк.)
- Сулейманов Г. З. Курай : на башкирском языке. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. — 88 с. (башк.)
Ссылки
ru-wiki.org
Курай | |
изображение </span> |
ru.pages.wikia.com
Курай - это... Что такое Курай?
Курай | |
Духовой, деревянный, 4.аэрофон | |
диапазон флейты | |
Сыбызгы, Хобрах, Камыль | |
Салават Юлаев, Кахым-туря, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Гайфулла Сарбаев, Азат Аиткулов, Юмабай Исанбаев | |
Вакиль Шугаюпов, Янгужин Ансар | |
Курайчи, | |
Курай на викискладе |
Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой инструмент[1].
Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[2].Этимология названия
Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта).
В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[3].
Происхождение
Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[3] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор.
В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии.
Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.
Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылыу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Этнографические и музыковедческие исследования
Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в ХVIII веке. Так, об этом инструменте у татар и башкир упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[4].
О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.
В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».
В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую Империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.
Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.
В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре[источник не указан 180 дней]. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в переферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определенные усилия исследователей[источник не указан 180 дней].
С начала 30-х годов ХХ века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.
В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях[источник не указан 180 дней]. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[источник не указан 180 дней].
Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирии и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухамедов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.
Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирии им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирии. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём.
С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.
Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И.Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.
Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.
В 70-80-е годы ХХ века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.
Разновидности курая
Классический курай
Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.
На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.
Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.
Копшэ курай
Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.
Агач курай
Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.
Медный курай
Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.
Казан курай
Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.
Ногайский курай
Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.
Курай из соломки
Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.
Другие разновидности
- Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
- Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
- Сыбызгы (һыбыҙғы).
Технология изготовления курая
Технология изготовления классического курая
Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.
Процесс изготовления включает четыре этапа.
I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.
II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забираю растение когда оно уже высохло целиком.
III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.
IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.
Другие технологии
Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.
Звукоряд
|
Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:
В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[5].
Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[6].
Игра на курае
На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:
Выступление группы «Аргамак» на акции «Спасем Шиханы», 2011 год- c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
- h
- b
- a — средний курай
- as
- g — длинный курай.
Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.
Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.
Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.
Общественные организации
В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.
Творческие конкурсы
- Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабай Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)
- Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
- Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа).
- Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
- Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
- Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
- Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
- Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)
Известные кураисты
- Аиткулов, Азат Миннигалеевич — заслуженный артист РФ (1998), народный артист БССР (1991), заслуженный артист БАССР (1987).
- Ахметшин, Хасан Шагимарданович
- Баик-Айдар (Баик Аблаев, по другим данным Баймухамет Байназаров)
- Бикитимиров, Рушан Салаватович — заслуженный артист РБ (2009)
- Бикчурин, Азат Нуриманович — заслуженный артист РБ (2011)
- Буляканов, Рахматулла Губайтович
- Габит-Сэсен (Аргынбаев, Габит Бикмухаметович)
- Гайзуллин, Рамил Мавлитович — заслуженный артист РФ (2008), народный артист РБ (2003), заслуженный артист РБ (1994)
- Гайнетдинов, Юлай Ишбулдович — народный артист Республики Башкортостан (1994).
- Дильмухаметов, Ишмулла Ишкалеевич — заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист БАССР (1973), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1974).
- Дияров, Карим Мухамадеевич — заслуженный работник культуры БАССР (1983).
- Ильбаков, Ишморат Каюмович — народный артист РБ (1997), заслуженный артист БАССР (1989).[7]
- Искужин, Адигам Динисламович — заслуженный работник культуры РБ (1993).
- Исянбаев, Юмабай Мутигуллович — народный артист БАССР (1991).
- Ишмуратов, Ильшат Шайхисламович
- Ишмухамет-сэсэн (Балапанов Мурзакай Магадеевич)
- Карабулатов, Расуль Рафикович — заслуженный артист РБ (1997), народный артист РБ (2003)
- Кахым-турэ
- Кубагуш сэсэн
- Рахимов, Ришат Рашитович — народный артист РБ (1995), заслуженный работник культуры БАССР (1982).
- Рахматуллин, Мухамет Абдрахманович
- Сарбаев, Гайфулла Фахрисламович — заслуженный артист РСФСР (1957)
- Сулейманов, Гата Зулькафилович — заслуженный работник культуры РСФСР (1978), заслуженный артист БАССР (1953), народный артист БАССР (1963)
- Салават Юлаев
- Тулебаев, Мухамет Усманович — заслуженный работник культуры БАССР (1986)
- Шарипов, Рустам Фазыльянович
- Юлдашев, Роберт Нажипович — народный артист Республики Башкортостан (2012)
Музыканты других направлений, использующие курай
Поговорки, связанные с кураем
- «Не пляши под чужой курай»
- «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
Интересные факты
- Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.
- Мелодия Сыңрау торна («Звенящие журавли») с древних времён исполняется только на курае.
- В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14-15 клапанов) с хроматическим строем.
- В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
- В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкирии», проведенного Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, курай был признан одним из чудес Башкирии.
Литература
- Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.2. — М., 1988.
- Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
- Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
- Кубагушев А. М. Курай // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т.3. З-К. — Уфа, 2007.
- Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
- Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
- Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
- Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
- Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
- Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
- Сөләймәнов Ғ.З. Ҡурай. Башҡортостан китап нәшриәте. — Өфө, 1985.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Слово КУРАЙ - Что такое КУРАЙ?
Слово курай английскими буквами(транслитом) - kurai
Слово курай состоит из 5 букв: а й к р у
Значения слова курай. Что такое курай?
Курай
Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса...
ru.wikipedia.orgКурай — башкирский духовой деревян. инструмент, — род свирели; открыт с обоих концов трубки. Имеет четыре отверстия на одной стороне и одно на другой. Звуки к. не громки, приятны и хорошо сливаются с песнями башкир.
Музыкальный словарь. — 2008Курай башкирский и татарский духовой муз. инструмент: открытая флейта из стебля зонтичного растения. Имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Дл. 45-100 см. Звукоряд диатонический в объёме сексты…
Музыкальная энциклопедия. - 1973-1982Бал-курай
Бал-курай или Курай (по-киргизски медовый тростник, Dorema ammoniacum Don.), растение из семейства зонтичных, родом из Персии, где оно называется вешак, или ошак; встречается также и в Средней Азии, напр., во многих местах между Аму и Сыр-Дарьей.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907Курай (растение)
Кура́й (башк. ҡурай) — народное название некоторых крупных зонтичных растений, относящихся в основном к родам Дудник (Angelica), Борщевик (Heracleum) и Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense).
ru.wikipedia.orgКурай (телеканал)
«Ҡурай» (башк. Ҡурай) — башкирский музыкальный телеканал, структурное подразделение ТРК «Башкортостан». Канал призван пропагандировать музыкальное наследие башкирского народа, знакомить с национально-культурными традициями и искусством.«Кура́й» (башк. Ҡурай) — башкирский музыкальный телеканал, структурное подразделение ТРК «Башкортостан».
ru.wikipedia.orgКурай (сорное растение)
Курай, название нескольких сорных растений, обитающих в лесостепи, полупустынях и пустынях. Обычно — это жёсткие, колючие растения, относимые к жизненной форме перекати-поле.
БСЭ. — 1969—1978КУРАЙ, название нескольких видов р-ний, распространённых [распространенных] в лесостепи, полупустынях и пустынях. Жёсткие [Жесткие], колючие р-ния, относимые к жизненной форме перекати-поле.
Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. - 1989Курай (приток Кызыл-Таши)
Курай — река в России, протекает в Республике Алтай, Алтайском крае. Устье реки находится в 7 км по правому берегу реки Кызыл-Таш. Длина реки составляет 21 км.
ru.wikipedia.orgКураев
Кураев В. В. (1892-1938) - член большевистской партии с 1914 г. Накануне Февральской революции был арестован за антивоенную пропаганду. Был избран в Совет солдатских и офицерских депутатов гарнизона Пензы.
1000 биографийКураев, Андрей Вячеславович
Андре́й Вячесла́вович Кура́ев (15 февраля 1963, Москва) — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ...
ru.wikipedia.orgКураев, Вячеслав Иванович
Вячесла́в Ива́нович Кура́ев (15 февраля 1939, Саратов — 24 мая 2012, Москва) — российский философ и исследователь русской философии, эксперт в области теории познания, логики, методологии науки и философии религии.
ru.wikipedia.orgКураев, Вячеслав Иванович (р. 15.02.1939) — спец. по проблемам теории познания, логики и методол. науки; канд. филос. наук, доц. Род. в Саратове. Окончил филос. ф-т МГУ (1963). Работал мл. н. с. ИФ АН СССР (до 1967)…
Большая биографическая энциклопедия. - 2009Кураев, Михаил Николаевич
КУРАЕВ Михаил Николаевич (родился в 1939), русский писатель. Психологические портреты, судьбы людей, причастных к трагическим событиям советской истории: Кронштадтскому восстанию 1921 (повесть "Капитан Дикштейн", 1987)…
Современная энциклопедия. - 2000КУРАЕВ, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1939), русский советский прозаик, сценарист. Родился 18 июня 1939 в Ленинграде в семье инженера, в ленинградскую блокаду был в эвакуации в г.Череповце.
Энциклопедия КругосветМихаил Николаевич Кураев (18 июня 1939, Ленинград) — русский писатель, сценарист, лауреат Государственной премии России (1998). Родился 18 июня 1939 в Ленинграде. Во время блокады Ленинграда был эвакуирован в Череповец.
ru.wikipedia.orgРусский язык
Кура́й, -я.
Словарь ударений. — 2000- куражливый
- куражом
- кураж
- курай
- курак
- курантами
- курантам
wordhelp.ru
Курай (растение)
Из высушенных и затвердевших стеблей зонтичных растений изготавливают продольные флейты — аэрофоны, известные как курай Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный Angelica archangelica — традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, усиливающее секреторную функцию кишечника, мочегонное и потогонное, отхаркивающее при бронхитах и ларингитах, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении, эпилепсии, истерии, бессоннице, спазмах желудка и кишечника
Растения рода Angelica, именуемые в юго-восточной Азии женским женьшенем и используемые для лечения аменореи и дисменореи, климактерических расстройств, гипертонии, анемии, вегетативно-сосудистой дистонии и т д, официальны во многих странах Показана высокая гепатопротекторная активность экстрактов дягиля лекарственного
Представители рода Дягиль накапливают большое количество железа и кобальта, что позволяет использовать их в качестве противоанемических средств
Корни дягиля лекарственного содержат 0,35—1,3 % эфирного масла, богатого монотерпеновыми соединениями 80—90 % Терпеновая фракция включает: β-фелландрен 13—28 %, α-фелландрен 2—14 % и α-пинен 14-31 % Выделены также β-пинен, сабинен, карен, мирцен, лимонен и т д Всего в эфирном масле корней идентифицировано 118 компонентов Сесквитерпены представлены β-бисаболеном, бисабололом, β-кариофилленом В эфирном масле обнаружены макроциклические лактоны, которые придают растению специфический аромат, а именно тридеканолид 0,58-0,81, пентадеканолид тибетолид — 0,87 %
Эфирное масло представителей рода Angelica содержит также полиацетиленовые соединения — фалькаринол, фалькариндиол, обладающие высокой антибиотической, противоопухолевой, противовоспалительной, антиагрегантной и антитуберкулезной активностью Антиагрегантная активность экстрактов дягиля обусловлена в немалой степени наличием оксикоричных кислот, обладающих антиоксидантной, бактериостатической и желчегонной активностью Так, феруловая кислота ингибирует тромбининдуцированную агрегацию тромбоцитов Содержание её в экстрактах корней должно составлять не менее 0,05—0,1 %
Качество сырья регламентируется ГОСТ 21569-76 «Корневища и корни дягиля лекарственного»
Сок растений, известных под названием «курай» токсичен, при попадании на кожу детей при ярком солнечном освещении он вызывает фотодерматиты Сок некоторых видов зонтичных растений дудника и борщевика содержит фуранокумарины фурокумарины — вещества, повышающие чувствительность кожи к свету Особенно чувствительны к действию сока лица с низким содержанием меланина в коже Высушенные стебли растений не содержат фотосенсибилизирующие вещества В виде музыкальных инструментов курай не представляет опасности
Примечанияправить
Литератураправить
- Баширова Р М, Касьянова А Ю, Галяутдинов И В Растения рода дягиль: химический состав и фармакологические свойства // Фармация — 2004 — № 4 — С 46—48 Архивировано из первоисточника 13 марта 2008
- Ильясов Т Т Башкирский национальный музыкальный инструмент — курай: к истории происхождения // Вестник Челябинского государственного университета — 2009 — № 28 166 — С 35—38
- Штейнберг М А Фотодерматозы — М: Медгиз, 1958 — 131 с
- Chen C-Y Elemental analysis of the taiwanese health food Angelica keiskei by INAA // Journal of Radioanalitical and Nuclear Chemistry — 2002 — Vol 252, № 3 — P 551—558 — DOI:101023/A:1015863006311
Курай (растение) Информация о
Курай (растение)Курай (растение)Курай (растение) Информация Видео
Курай (растение) Просмотр темы.Курай (растение) что, Курай (растение) кто, Курай (растение) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Реферат Курай
Реферат на тему:
План:
- Введение
- 1 История
- 2 Разновидности
- 3 Изготовление
- 4 Мастера по изготовлению курая
- 5 Звукоряд
- 6 Игра на курае
- 7 Известные кураисты
- 8 Эстрадные музыканты, использующие в своём творчестве курай
- 9 Поговорки связанные с кураем
- 10 Интересные факты Примечания
Введение
Кура́й (башк. ҡурай) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты. Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.
Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.
Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.
1. История
О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе».
Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.
В 1970 году в башкирском издательстве «Китап» (г. Уфа) вышла книга «Курай» автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.[1]
2. Разновидности
- Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
- Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
- Сыбызгы (һыбыҙғы).
- Медный, серебряный курай.
3. Изготовление
Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Инструмент имеет пять отверстий, длина — около метра. Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех — пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два-два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего.
4. Мастера по изготовлению курая
- Шугаюпов, Вакиль Шакирович
- Янгужин Ансар
5. Звукоряд
Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Строй курая натуральный. Диапазон — около трех октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. В среднем регистре путем передувания воздуха в трубке формируется мажорный лад с повышенной IV и низкой VII ступенями. В верхнем регистре, используя тот же прием передувания воздуха, исполнитель получает мажорный лад, но с VI низкой ступенью. Возможности инструмента достаточно широки. Извлекаются мажорные (ионийский, лидийский, миксолидийский) и минорные (эолийский, фригийский, дорийский, гармонический) лады.
6. Игра на курае
На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:
- c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
- h
- b
- a — средний курай
- as
- g — длинный курай.
Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.
Виртуозы — кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновроеменно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.
Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.
7. Известные кураисты
- Салават Юлаев
- Талгат Зарипов [2]
- Кахым-турэ
- Ишмулла Дильмухаметов
- Гата Сулейманов
- Сарбаев Гайфулла Фахрисламович
- Азат Аиткулов
- Роберт Юлдашев
- Юмабай Исанбаев
- Карабулатов, Расуль
- Азат Бикчурин
- Рамиль Гайзуллин
- Рустам Шарипов
- Рушан Биктимеров
- Ильшат Ишмуратов
- Ишмурат Ильбаков
- Айнур Фатихов
- Кубагуш сэсэн
- Баик сэсэн
- И. Мурзакаев
- Г. Аргинбаев
- Юмабай Исянбаев
- К. Дияров
- Р. Рахимов,
- Юлай Ишбулдович Гайнетдинов
- Адигам Динисламович Искужин
- Мухаммат Усманович Тулыбаев
- Давлетбай Рахматуллин[3]
- Ямиль Исангалин[4] директор музыкальной школы в селе Старосубхангулово
8. Эстрадные музыканты, использующие в своём творчестве курай
- Владимир Теодорович Спиваков
- Гарик Сукачев совместно с Пелагеей и Чайфом [5]
- Николай Носков
- Ди-джей Марат Taturas
- ДДТ (на альбоме Метель августа и др.)
9. Поговорки связанные с кураем
- «Не пляши под чужой курай»
- «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
10. Интересные факты
- Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.
- Цветок растения курай является частью государственной символики Башкортостана, его семь лепестков олицетворяют союз семи древнебашкирских племён.
- Мелодия Сыңрау торна («Звенящие журавли») с древних времен исполняется только на курае.
- В 90-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14-15 клапанов) с хроматическим строем.
Примечания
- «Совет Башкортостаны» № 26 от 31го января 1971 года.
- Талгат Зарипов - Кураист и музыкант - www.talgatzaripov.ru/
- Давлетбай Рахматуллин - nika-pavlenko.livejournal.com/348049.html
- Ямиль Исангалин - nika-pavlenko.livejournal.com/384126.html
- Белые дороги - www.youtube.com/watch?v=SbDWjG-V8w8
wreferat.baza-referat.ru