Курай растение в башкирии. Почему татаркий курай стал башкирским народным инструментом? 

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Курай — башкирский национальный инструмент. Курай растение в башкирии


Курай (растение):описание, использование

Что такое курай? Растение или музыкальный инструмент? И то и другое верно. Семейство зонтичных объединяют одним словом – курай. Но так же называют и музыкальный инструмент, который изготавливают из их высушенных стеблей.

Лучше всего для этих целей подходит реброплодник уральский. Недаром это растение стало символом Башкирии. Там к нему относятся уважительно и даже изобразили на гербе.

Следует сказать, что курай – растение, которое обладает жгучим токсичным соком. При попадании на кожу он вызывает ожог, а попадая в глаза – слепоту. Но люди приспособились и к такому соседству, тем более что некоторые представители этого семейства обладают целебными свойствами.

курай растение

Гордость Башкирии

Реброплодник уральский не зря стал символом Башкирии. Помимо того, что из него изготавливают продольную флейту - национальный башкирский инструмент, он обладает лечебной силой. Для медицинских целей используют траву и корни этого растения. Стебли, листья и корни богаты полезными веществами, среди которых эфирные масла, кумарины, сапонины, кислоты, флавоноиды.

Из правильно заготовленного сырья делают настои и отвары. Их пьют при заражении организма гельминтами. Также полезны они при различных кожных заболеваниях. При панарициях, фурункулах, абсцессах, язвах к ранам прикладывают припарки из корней этого растения. Отвары пьют при различных легочных заболеваниях. Кроме того, порошок, изготовленный из корней, способен останавливать кровотечение, успокаивать боль, заживлять раны.

Таких много

Реброплодник уральский или курай - растение, которое растет не только в Башкирии. Представители его рода распространились не только по России, например в Сибири, но и в Монголии, Японии, Кореи, Китае. Его легко узнать, так как семейство зонтичных включает в себя растения с цветками определенного вида. Это и дало название всему семейству.

Реброплодник уральский цветет в июне-июле. На его цветоносном побеге находится несколько щетковидных цветков. Причем центральные крупнее боковых. Толщина стебля реброплодника 1-2 см. В высоту он достигает 70-120 см. Листья его треугольные, перистые.

семейство зонтичных

Есть и другие

Курай – растение, которое может быть разным. Этим названием могут именовать и других представителей семейства зонтичных. Например, дягиль (дудник). Его еще называют красивым словом «ангелика», потому что оно такое полезное, что им, по легенде, пользовался для излечения больных сам архангел Михаил.

Цветки дягиля также имеют форму зонтика. Он отличается от других растений подобного вида своим специфическим запахом, идущим от корневищ. Его цветки до созревания имеют зеленый цвет, а затем меняют его на белый, желтоватый или розоватый. Ствол у него крупный, полый. Дягиль любит расти вдоль водоемов.

курай цветок

Очень полезный

Курай – растение лекарственное. Не исключение и дягиль. Но для заготовки сырья подойдет именно дягиль лекарственный. А его собрат дягиль лесной для этих целей не годится. Лечат настоями дягиля расстройства кишечника, где он нормализует микрофлору. Применяют его в урологии, как мочегонное и противовоспалительное средство. Также он поможет очистить организм от паразитов. Сок этого растения помогает отоларингологам бороться с отитами и шумами в ушах. Также его соком лечат витилиго и псориаз.

Свойства этого растения изучают в различных странах. Например, в Японии из дягиля готовят препараты, улучшающие кровообращение, помогающие восстанавливаться после инсульта. А в Китае считают его очень полезным в борьбе с женскими недомоганиями. Курай - цветок, который помогает нормализовать гормональный баланс, придает силы, восстанавливает энергию. Кроме того, он восполняет потерю железа во время менструаций и делает их менее болезненными. Также справится он и с негативными проявлениями климакса.

Но есть и другой представитель зонтичных, который известен как вредный и опасный сорняк.

Описание борщевика

Это растение имеет название Heraclium. Не трудно догадаться, получило оно его в честь могучего героя. И ведь вправду это растение большое, мощное, крепкое и с ним очень трудно бороться. В народе его называют борщевик. Хотя на первый взгляд непонятно, какое отношение это растение имеет к еде, ведь его не то что есть, в руки взять невозможно.

Дело в том, что раньше, во время продуктового дефицита, его действительно использовали в пищу. Варили суп, делали цукаты, а из корней гнали водку. Также он служит прекрасным кормом скоту. Именно поэтому его начали выращивать в нашей стране. Идею подал И. В. Сталин. Но во времена перестройки посадки этой травы перестали контролировать, поэтому со временем они разрослись, и теперь приходится тратить огромные усилия, борясь с этим сорняком.

дягиль дудник

Коварный сорняк

Справедливости ради надо сказать, что не все его разновидности опасны. Некоторые из них, произрастающие, например, на Кавказе, в Сибири, Крыму, не ядовиты. Но того, который растет в средней полосе, надо опасаться. Не зря маленьких детей учат даже близко не подходить к борщевику. У него ядовиты все части. Даже запах этого растения может вызвать аллергию или нанести ожог носоглотке. А если ожоги, полученные от соприкосновения с борщевиком, будут очень обширны, то человек может умереть.

При этом действует хитрый механизм. Растение не само обжигает человека. Его сок, при попадании на кожу, лишает ее возможности защищаться от воздействия солнца. При этом человек может даже не заметить, что его покровы повреждены. Обратит внимание он на это только через какое-то время, когда кумарин, содержащийся в растении, начнет действовать. Тогда на коже под воздействием солнца образуются страшные ожоги, которые будут заживать очень долго.

Симптомами отравления кумарином являются тошнота, вялость, головная боль. Поэтому надо быть внимательным и не соприкасаться с незнакомыми растениями, прогуливаясь за городом. Если контакт все же произошел, надо немедленно обратиться к врачу, прикрыв кожу от солнечных лучей. Аллергикам следует принять антигистаминные препараты.

описание борщевика

Как с ним бороться?

Лучше всего заранее изучить внешний вид ядовитых растений той местности, где вы живете. Борщевик имеет большие зеленые листья, которые могут вырастать в длину до полуметра. Сам он растет в высоту на 1,5 метра. Но это в среднем, на самом деле он часто вырастает выше головы человека. Стебель у него полый внутри, сверху покрыт ворсинками.

Цветет борщевик в середине лета, тогда он особенно опасен. Цветы у него большие, представляющие собой соцветия, состоящие из множества маленьких зонтиков, которые, в свою очередь, составлены из крошечных цветочков.

Да, курай – цветок, но в вазу его лучше не ставить. Если это растение начало подбираться к вашему дому, с ним обязательно надо бороться. Иначе оно забьет все другие растения. Дело в том, что около борщевика не могут выжить другие представители растительного мира. Они погибают от его яда.

Как же бороться с этим сорняком? Можно выкашивать его заросли, надев безопасную одежду, лучше влагоотталкивающую, очки, сапоги и перчатки. Можно сжигать, когда растение подсохнет осенью. Иногда выкапывают молодые ростки. Но корни борщевика мощные и часто выживают, даже если их повредить. Главное, не останавливаться и вести непримиримую борьбу до полной победы.

реброплодник уральский

Не все так плохо

И все-таки человек сам виноват, что ему приходится бороться с борщевиком. Не лучше ли было выращивать его под контролем, как это задумывалось вначале. Ведь такое неприхотливое и живучее растение, к тому же активно растущее, является отличным и недорогим кормом для домашнего скота. К тому же оно обладает и лечебными свойствами. Настои из борщевика лечат болезни пищеварительного тракта, облегчают мышечные спазмы, очищают гнойные раны, обладают успокаивающим действием. Так что все в руках человека. И ему решать, как сделать опасное растение своим другом.

загрузка...

worldfb.ru

Курай — башкирский национальный инструмент

Библиографическое описание:

Султанова А. И. Курай — башкирский национальный инструмент // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 627-628. — URL https://moluch.ru/archive/137/38368/ (дата обращения: 03.08.2018).



Национальное музыкальное искусство, восходящее к глубокой древности и сопутствующее всей истории и жизни народа, позволяет заключить, что художественно-творческая и бытовая жизнь народа были органично взаимосвязаны, и складывание башкирской народной музыки в единую образно-смысловую и стилевую систему происходило одновременно с формированием башкирской народности [1, с. 19]. Наряду с песенным творчеством у башкир была развита и музыка, причем инструментальная чуть ли не преобладала над вокальной. Почти к каждой песенной мелодии у башкир имелась инструментальная, как свободная ее вариация.

Свойственная народной жизни охотничья практика: подражание голосам животных, крикам и пересвистам птиц явилась той базой, на которой развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу — редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосья с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного (тянущегося) звука и одновременно — особого тембра мелодии, звучащей в верхнем регистре [2, с. 172–173]. Возникновение этого жанра связано с шаманскими практиками звукоподрожательного сопровождения ритуалов и обрядов [3, с. 43], и обнаруживает единые корни и общность с тюрко-монгольской культурой. Древнейшее и сложное искусство узляу, называемое в народе «тамак-курай» (горло-курай), впервые было описано С. Рыбаковым [4, с. 271–272]. Оно вызывало неподдельный восторг русских исследователей. Л. Н. Лебединский подробно описал не только вокальные, но и физиологические особенности уникального способа мелодичного гортанного звукоизвлечения.

Башкирский народный музыкальный инструментарий располагал всем тем богатством и многообразием, которые были присущи искусству родственных тюркских народов с древнейших времен. В него включались курай (несколько разновидностей: кыйык-курай, сур-курай, сыбызга-курай), думбыра, также «дудка о пяти ладах, бандура в виде небольшой гитары, гудок в виде скрипки, на которой тоже играют смычком, кобыз железный, у русских называемый органчиком и рыле» [5, с. 282–283], сурнай (гудок), дунгур (ударный инструмент).

Возникший в глубине веков курай за долгий исторический период совершенствовался как сольный аккомпанирующий и ансамблевый инструмент, мастерская игра на котором сопровождалась и пением песни, и горловым пением (узляу). Курай упоминается в эпических сказаниях «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», «Куныр буга». Обширный репертуар протяжных мелодий озон-кюй («Ашкадар», «Баяс», «Тафтиляу», «Буран-бай», «Бейеш», «Азамат» и др.) с диапазоном в 1 или 1,5 октавы исполнялся сольно или для сопровождения песен. Курайное музицирование сочетало сказительские, певческие, танцевальные импровизации. Мастера-кураисты были почитаемыми людьми в обществе, значимость йыйынов определялась присутствием на них знаменитых кураистов. Главный приз майданов завоевывал мастер, который исполнял несколько мелодий, предварительно рассказав их истории, а звук его курая должен был быть слышен на 10 верст по ветру. Выразительным искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц, животных владели отдельные мастера-кураисты [6, с.408].

Курай делался из стебля растения, называемого медвежьей дудкой. Для курая выбирался гладкий, пустой и чистый внутри стебель растения, в котором вырезали пять прямоугольных отверстий. На некотором расстоянии от нижнего конца дудки прорезывалось четыре отверстия с промежутком в два пальца одно от другого; пятое же отверстие проделывалось с противоположной стороны на несколько сантиметров выше четвертого отверстия. Музыкант (курайсы) вкладывал курай широким концом в рот между зубами, закрывая половину верхнего отверстия губой, другую половину отверстия он зажимал языком, а пальцами обеих рук перебивал боковые отверстия. Различные регистры курая дают различные звукоряды. Самый низший регистр, звуки которого извлекаются простым способом — открыванием или прикрыванием пальцевых отверстий, дает мажорный гекса-хорд, т. е. шесть звуков мажорной гаммы (до, ре, ми, фа, соль, ля). В среднем регистре, звуки которого извлекаются уже сложным путем — передуванием воздуха в трубку, — мажорный гексахорд превращается в полную мажорную гамму, к которой прибавляются четвертая повышенная и седьмая пониженная (т. е. звуки «си-бемоль» и «фа-диез»). В верхнем регистре, звуки которого извлекаются также сложным способом (передуванием воздуха в трубку), нет четвертой повышенной (фа-диез) и седьмой пониженной (си-бемоль), но сохраняется вводный тон (си) и появляется пятая повышенная (соль-диез) — звук, извлекаемый далеко не всяким кураистом [7, с.263].

Старый, сухой инструмент перед игрой смачивали теплой водой. Звуки курая, как это отмечал С. Г. Рыбаков, были столь мелодичны, что достаточно хорошо воспроизводили лиричность башкирских мелодий. Этим мелодиям вообще были свойственны размашистые интервалы (ноны, децимы, дуодецимы и проч.), а характерной их особенностью являлось то, что в начале мелодии выдерживалась довольно долго определенная нота, как бы фермата, к которой игрок подыскивал голосом квинту и этим как бы устанавливал строй мелодии. Несмотря на тихие звуки курая, у хорошего игрока на этом инструменте мелодия приобретала относительную силу и величественность. Подобно казахам, инструментальную мелодию игрок-башкир постоянно сопровождал неизменным тянущимся (остинатным) звуком, производимым горлом [8, с.13].

Почти к каждой мелодии башкиры приводили какое-нибудь сказание или легенду, поясняющую ее происхождение. Играли на курае преимущественно мужчины, но были и женщины курайсы, хорошо владеющие этим инструментом.

Таким образом, именно курай был и остается главным музыкальным инструментом, занявшим важнейшее место в национальной культуре. Курай — древнейший музыкальный инструмент башкир. Несмотря на длительную,

сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир.

Литература:
  1. Атанова Л. П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского народа // Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974.
  2. История казачества Урала. Учебное пособие. Оренбург—Челябинск, 1992.
  3. Ахметжанова Н. В. Башкирская этномузыкология. Уфа, 2009. Ч. 2.
  4. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта // Записки императорской академии. СПб., 1897. Т. II.
  5. Игнатьев Р. Г. Песни о батыре Салавате. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Башкирия в русской литературе. Уфа, 1991. Т. II.
  6. История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа, 2011. Т. 3.
  7. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографически очерки. Уфа, 2006,
  8. Рыбаков С. Г. Курай — башкирский музыкальный инструмент // Русская музыкальная газета. СПб.,1896.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, курай, верхний регистр, стебель растения, башкир, быль, мелодия, отверстие.

moluch.ru

Почему татаркий курай стал башкирским народным инструментом? — Рамблер/новости

Новость о том, что башкиры запатентовали курай, взбудоражила музыкальную общественность Татарстана. Разве курай не татарский инструмент?

«Те, кто говорит, что курай больше башкирский инструмент, чем татарский, не знают историю и культуру этих двух родственных тюркоязычных народов, — считает ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры Эльмира Каюмова. — Я 30 лет участвую в экспедициях, собирала материалы на обширной территории проживания татар, а также изучала работы предшественников. И могу с уверенностью сказать, что курай издавна был в музыкальном обиходе татар.

Мы выезжали в деревни, где башкиры никогда не жили, но на курае там играли издавна. Там сохранились подлинные кураи, не только деревянные, но и сделанные из стеблей полых зонтичных растений. В Апастовском районе были присущие только этой местности деревянные кураи с двумя отверстиями. Есть разновидность музыкального инструмента нугай-курай, название которого имеет чёткую привязку к казанским татарам, называвшимся ногаями. Это ещё раз подтверждает, что и в Татарстане есть корни этого инструмента.

У башкир и татар есть свои особенности держания курая и вдувания в него воздуха, есть и конструктивные отличия инструмента. Но наука так и не нашла ответа на вопрос, кто у кого заимствовал этот музыкальный инструмент. Ведь татары и башкиры на некоторых территориях жили настолько тесно, что местное население уже и само не могло определить точно свою национальность.

Было бы правильным констатировать, что это общий инструмент татар и башкир. И то, что башкиры в этом вопросе пытаются перетянуть одеяло на себя, для музыкальной общественности Татарстана непонятно. Конечно, в Башкирии соцветие курая — государственный символ. Там многое делают для возрождения этого инструмента, чего нет в Татарстане. Но это не значит, что курай не татарский инструмент».

«Курай — общее название и инструмента, и растения, из которого его изготавливают, — говорит башкирский искусствовед Карима Кайдалова. — У татар свой вариант курая — сыбызга, нечто похожее есть у многих тюркских народов, но в таком виде, как в Башкирии, нет нигде. Растение же курай произрастает только в нашей республике, у нас работают непревзойдённые мастера по изготовлению этого инструмента».

В 1981 году миссию по его возрождению взял на себя мастер Вакиль Шугаюпов: он начал изготавливать курай из строганого шпона, довёл инструмент до совершенства и запатентовал. С тех пор в Башкирии началось массовое изготовление национального инструмента.

Читайте также

news.rambler.ru

Курай Википедия

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский[1] и татарский[2]духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

У башкир курай является наиболее широко распространённым музыкальным инструментом. 1 марта 2018 года для курая как товара зарегистрировано место происхождения (производства) (г. Уфа и г. Кумертау Республики Башкортостан)[3]. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[4].

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» с

ruwikiorg.ru

Курай - это... Что такое Курай?

Классификация Диапазон: Родственные инструменты Музыканты Производители Связанные статьи
Курай

Духовой, деревянный, 4.аэрофон

диапазон флейты

Сыбызгы, Хобрах, Камыль

Салават Юлаев, Кахым-туря, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Гайфулла Сарбаев, Азат Аиткулов, Юмабай Исанбаев

Вакиль Шугаюпов, Янгужин Ансар

Курайчи,

Курай на викискладе

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой инструмент[1].

Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[2].

Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта).

В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[3].

Происхождение

Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[3] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор.

В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии.

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылыу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Этнографические и музыковедческие исследования

Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в ХVIII веке. Так, об этом инструменте у татар и башкир упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[4].

О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.

В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».

В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую Империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.

Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.

В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре[источник не указан 180 дней]. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в переферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определенные усилия исследователей[источник не указан 180 дней].

С начала 30-х годов ХХ века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.

В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях[источник не указан 180 дней]. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[источник не указан 180 дней].

Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирии и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухамедов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.

Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирии им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирии. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём.

С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.

Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И.Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.

Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.

В 70-80-е годы ХХ века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.

Разновидности курая

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбыҙғы).

Технология изготовления курая

Технология изготовления классического курая

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа.

I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.

II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забираю растение когда оно уже высохло целиком.

III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.

IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Другие технологии

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Звукоряд

Строй курая по С. Г. Рыбакову состояние отверстий тон
все отверстия открыты ля
все отверстия закрыты до
открыто только 1-е отверстие ре
открыто 2-е отверстие или 1-е и 2-е отверстия ми
открыто 3-е отверстие или 1-е, 2-е и 3-е отверстия фа
открыто 4-е отверстие или 1-е, 2-е, 3-е и 4-е отверстия соль
открыто 5-е отверстие или все отверстия ля

Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:

В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[5].

Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[6].

Игра на курае

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

Выступление группы «Аргамак» на акции «Спасем Шиханы», 2011 год
  • c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
  • h
  • b
  • a — средний курай
  • as
  • g — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Творческие конкурсы

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабай Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Известные кураисты

  • Аиткулов, Азат Миннигалеевич — заслуженный артист РФ (1998), народный артист БССР (1991), заслуженный артист БАССР (1987).
  • Ахметшин, Хасан Шагимарданович
  • Баик-Айдар (Баик Аблаев, по другим данным Баймухамет Байназаров)
  • Бикитимиров, Рушан Салаватович — заслуженный артист РБ (2009)
  • Бикчурин, Азат Нуриманович — заслуженный артист РБ (2011)
  • Буляканов, Рахматулла Губайтович
  • Габит-Сэсен (Аргынбаев, Габит Бикмухаметович)
  • Гайзуллин, Рамил Мавлитович — заслуженный артист РФ (2008), народный артист РБ (2003), заслуженный артист РБ (1994)
  • Гайнетдинов, Юлай Ишбулдович — народный артист Республики Башкортостан (1994).
  • Дильмухаметов, Ишмулла Ишкалеевич — заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист БАССР (1973), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1974).
  • Дияров, Карим Мухамадеевич — заслуженный работник культуры БАССР (1983).
  • Ильбаков, Ишморат Каюмович — народный артист РБ (1997), заслуженный артист БАССР (1989).[7]
  • Искужин, Адигам Динисламович — заслуженный работник культуры РБ (1993).
  • Исянбаев, Юмабай Мутигуллович — народный артист БАССР (1991).
  • Ишмуратов, Ильшат Шайхисламович
  • Ишмухамет-сэсэн (Балапанов Мурзакай Магадеевич)
  • Карабулатов, Расуль Рафикович — заслуженный артист РБ (1997), народный артист РБ (2003)
  • Кахым-турэ
  • Кубагуш сэсэн
  • Рахимов, Ришат Рашитович — народный артист РБ (1995), заслуженный работник культуры БАССР (1982).
  • Рахматуллин, Мухамет Абдрахманович
  • Сарбаев, Гайфулла Фахрисламович — заслуженный артист РСФСР (1957)
  • Сулейманов, Гата Зулькафилович — заслуженный работник культуры РСФСР (1978), заслуженный артист БАССР (1953), народный артист БАССР (1963)
  • Салават Юлаев
  • Тулебаев, Мухамет Усманович — заслуженный работник культуры БАССР (1986)
  • Шарипов, Рустам Фазыльянович
  • Юлдашев, Роберт Нажипович — народный артист Республики Башкортостан (2012)

Музыканты других направлений, использующие курай

Поговорки, связанные с кураем

  • «Не пляши под чужой курай»
  • «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»

Интересные факты

  • Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.
  • Мелодия Сыңрау торна («Звенящие журавли») с древних времён исполняется только на курае.
  • В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14-15 клапанов) с хроматическим строем.
  • В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
  • В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкирии», проведенного Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, курай был признан одним из чудес Башкирии.

Литература

  • Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.2. — М., 1988.
  • Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
  • Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
  • Кубагушев А. М. Курай // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т.3. З-К. — Уфа, 2007.
  • Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
  • Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
  • Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
  • Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
  • Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
  • Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
  • Сөләймәнов Ғ.З. Ҡурай. Башҡортостан китап нәшриәте. — Өфө, 1985.

Примечания

Ссылки

dik.academic.ru

Курай - это... Что такое Курай?

Классификация Диапазон: Родственные инструменты Музыканты Производители Связанные статьи
Курай

Духовой, деревянный, 4.аэрофон

диапазон флейты

Сыбызгы, Хобрах, Камыль

Салават Юлаев, Кахым-туря, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Гайфулла Сарбаев, Азат Аиткулов, Юмабай Исанбаев

Вакиль Шугаюпов, Янгужин Ансар

Курайчи,

Курай на викискладе

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой инструмент[1].

Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[2].

Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта).

В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[3].

Происхождение

Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[3] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор.

В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии.

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылыу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Этнографические и музыковедческие исследования

Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в ХVIII веке. Так, об этом инструменте у татар и башкир упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[4].

О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.

В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».

В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую Империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.

Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.

В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре[источник не указан 180 дней]. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в переферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определенные усилия исследователей[источник не указан 180 дней].

С начала 30-х годов ХХ века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.

В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях[источник не указан 180 дней]. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[источник не указан 180 дней].

Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирии и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухамедов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.

Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирии им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирии. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём.

С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.

Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И.Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.

Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.

В 70-80-е годы ХХ века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.

Разновидности курая

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбыҙғы).

Технология изготовления курая

Технология изготовления классического курая

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа.

I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.

II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забираю растение когда оно уже высохло целиком.

III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.

IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Другие технологии

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Звукоряд

Строй курая по С. Г. Рыбакову состояние отверстий тон
все отверстия открыты ля
все отверстия закрыты до
открыто только 1-е отверстие ре
открыто 2-е отверстие или 1-е и 2-е отверстия ми
открыто 3-е отверстие или 1-е, 2-е и 3-е отверстия фа
открыто 4-е отверстие или 1-е, 2-е, 3-е и 4-е отверстия соль
открыто 5-е отверстие или все отверстия ля

Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:

В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[5].

Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[6].

Игра на курае

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

Выступление группы «Аргамак» на акции «Спасем Шиханы», 2011 год
  • c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
  • h
  • b
  • a — средний курай
  • as
  • g — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Творческие конкурсы

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабай Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Известные кураисты

  • Аиткулов, Азат Миннигалеевич — заслуженный артист РФ (1998), народный артист БССР (1991), заслуженный артист БАССР (1987).
  • Ахметшин, Хасан Шагимарданович
  • Баик-Айдар (Баик Аблаев, по другим данным Баймухамет Байназаров)
  • Бикитимиров, Рушан Салаватович — заслуженный артист РБ (2009)
  • Бикчурин, Азат Нуриманович — заслуженный артист РБ (2011)
  • Буляканов, Рахматулла Губайтович
  • Габит-Сэсен (Аргынбаев, Габит Бикмухаметович)
  • Гайзуллин, Рамил Мавлитович — заслуженный артист РФ (2008), народный артист РБ (2003), заслуженный артист РБ (1994)
  • Гайнетдинов, Юлай Ишбулдович — народный артист Республики Башкортостан (1994).
  • Дильмухаметов, Ишмулла Ишкалеевич — заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист БАССР (1973), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1974).
  • Дияров, Карим Мухамадеевич — заслуженный работник культуры БАССР (1983).
  • Ильбаков, Ишморат Каюмович — народный артист РБ (1997), заслуженный артист БАССР (1989).[7]
  • Искужин, Адигам Динисламович — заслуженный работник культуры РБ (1993).
  • Исянбаев, Юмабай Мутигуллович — народный артист БАССР (1991).
  • Ишмуратов, Ильшат Шайхисламович
  • Ишмухамет-сэсэн (Балапанов Мурзакай Магадеевич)
  • Карабулатов, Расуль Рафикович — заслуженный артист РБ (1997), народный артист РБ (2003)
  • Кахым-турэ
  • Кубагуш сэсэн
  • Рахимов, Ришат Рашитович — народный артист РБ (1995), заслуженный работник культуры БАССР (1982).
  • Рахматуллин, Мухамет Абдрахманович
  • Сарбаев, Гайфулла Фахрисламович — заслуженный артист РСФСР (1957)
  • Сулейманов, Гата Зулькафилович — заслуженный работник культуры РСФСР (1978), заслуженный артист БАССР (1953), народный артист БАССР (1963)
  • Салават Юлаев
  • Тулебаев, Мухамет Усманович — заслуженный работник культуры БАССР (1986)
  • Шарипов, Рустам Фазыльянович
  • Юлдашев, Роберт Нажипович — народный артист Республики Башкортостан (2012)

Музыканты других направлений, использующие курай

Поговорки, связанные с кураем

  • «Не пляши под чужой курай»
  • «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»

Интересные факты

  • Кахым-Туря, герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.
  • Мелодия Сыңрау торна («Звенящие журавли») с древних времён исполняется только на курае.
  • В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14-15 клапанов) с хроматическим строем.
  • В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
  • В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкирии», проведенного Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, курай был признан одним из чудес Башкирии.

Литература

  • Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.2. — М., 1988.
  • Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
  • Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
  • Кубагушев А. М. Курай // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т.3. З-К. — Уфа, 2007.
  • Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
  • Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
  • Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
  • Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
  • Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
  • Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
  • Сөләймәнов Ғ.З. Ҡурай. Башҡортостан китап нәшриәте. — Өфө, 1985.

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта