Косвенные признаки растений съедобных. Курсовые работы / Автономное выживание / Автономное выживание

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

А. Заполните таблицу, указав в ней вид костра и их назначение. Косвенные признаки растений съедобных


съедобные растения - безопасность жизнедеятельности

Сбор дикорастущих съедобных растений и грибов.

В тайге, тундре, пустыне, степи у водоемах можно отыскать множество съедобных растений. Некоторые из них распространены повсеместно, другие имеют точный географи-ческий адрес. С их помощью можно обеспечить свой организм необходимыми питательными веществами и витаминами. В пищу используются практически все плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы и орехи. Одни из них можно есть в сыром виде (плоды, ягоды, листья) другие требуют кулинарной обработки (клубни, корневища, луковицы). Съедобен тот или иной плод можно узнать по косвенным признакам (птичий помет, обрывки кожуры, многочисленные косточки, поклеванные плоды и т.д.). Однако, используя в пищу растения, следует строго придерживаться определенных правил, ибо, ошибочно приняв то или иное растение за съедобное, можно получить серьезное отравление. При использование в пищу не знакомые растения, плоды и т.д за один прием съедать не более 3-5 граммов. Растительный яд содержащий в таком приеме, не нанесет организму серьезного вреда. Если в течение часа после приема неизвестной пищи не появятся признаки отравления (схваткообразные боли в животе, рвота, тошнота, головокружение, расстройство кишечника), значит растение пригодно в пищу. Однако  в целях профилактики незнакомые плоды, коренья, клубни лучше всего проварить, т.к. многие растительные яды разрушаются при термической обработке. Дикорастущие растения обладают не только лечебными свойствами, но и диетическими. Много известно о лечебных свойствах калины, крапивы, мяты, шиповника, душицы, и др. а ведь эти растения являются в то же время пищевыми и пряновкусными. Достаточно сказать, что: — из щавеля и крапивы получаются вкусные щи, — из обыкновенного одуванчика можно приготовить разнообразные блюда, такие как салаты, котлеты, запеканка. — иван–чай хорош в щах, салате, — корни лопуха можно отварить, печь и жарить. — дудник, первоцвет, тмин, медуница, пастернак расширяют ассортимент блюд. — из корневищ обыкновенного камыша получают муку, которая в дореволюционной России использовали как добавку к пшеничной или ржаной муке, при этом собирают корневища поздней осенью или ранней весной, — мышиный горошек часто используют как крупу, — из желудей дуба, кроме суррогата кофе, можно приготовить хлеб. Их собирают поздней осенью и ранней весной, прежде чем они начали прорастать. Очистив и измельчив хорошо высушенные желуди, вымачивают 2-3 суток, причем воду меняют регулярно 12-15 раз. В заключении снова меняют воду и варят, а дальше сушат. Из желудевой муки пекут лепешки, оладья. Печенья. Во Франции и Англии эта мука идет на изготовление деликатесов. Салат из крапивы является наиболее простым и доступным блюдом. Доста-точно нашинковать промытые молодые листья, соединить с измельченным луком, слегка потолочь, заправить уксусом и растительным маслом. Салат из одуванчика. Листья одуванчика заливают кипятком на одну минуту. Крапиву перетирают с солью, листья Иван-чая нарезают мелкими кусочками. Все перемешивают, солят по вкусу и заправляют растительным маслом. Заготовка грибов. Грибы часто называют лесным мясом.. На то есть основания, например, сушеные белые грибы почти в двое питательнее яиц, вареной колбасы, солонины, шпрот, еще лучше бульон из них (калорийнее мясного в 7 раз, вкуснее и душистее). Т.о. находясь в автономном режиме, можно смело рассчитывать на пищу из грибов(разумеется, если сезон).

Собирая грибы, легко можно ошибиться, приняв ядовитый гриб на без-обидную сыроежку. Чтобы избежать, отравление грибами, надо помнить, что все ядовитые грибы пластинчатые, т.е. имеют на нижней стороне шляпки веер, расходящийся от корня пластинок (ножки гриба). Значит надо все пластинчатые грибы из употребления исключить.

Собирать надо только трубчатые (белый гриб, маслята, подберезовик, подосиновик, моховики и т.д.). Эти грибы легко отличить от других, нижняя сторона шляпки ровная или пористая. Правда, среди трубчатых грибов есть два не съедобных – горький гриб и овечка, но они не ядовиты, а просто испортят горечью все блюдо. К ядовитым грибам относятся – белая поганка, сатанинский желтый гриб, мухомор, ложный опенок и ложная лисичка.

Лучшее правило определения съедобных растений и грибов «не знаешь – не употребляй».

Как известно, приготовление пищи в домашних условиях искусство, а приготовление ее в автономном существовании – искусство вдвойне. Одно дело когда дома на кухне есть все необходимое, другое дело, когда нет ничего, кроме подручных средств. Но обед приготовить можно, но для этого нужна хоть какая-то посуда. Об этом надо по беспокоиться прежде всего.

Изготовление посуды. 1. Хорошо если рядом окажется береза, а у реки можно отыскать и глину. Из глины и бересты получится удобный котелок. Подобным пользовались первобытные люди. Для этого вдоль ствола березы сделать разрез длиной 20 см. Осторожно снять кору по диаметру дерева, полученный цилиндр аккуратно сшить по шву тоненькими берестяными полосками. Сделать отверстие, продевать полоски и связать. Дно сплести из веток и аккуратно присоединить к уже полученному цилиндру с помощью тех же берестяных полосок. Останется только обмазать глиной  и подсушить на солнце или около костра. Котелок готов, можно наливать воду, кипятить, готовить обед. 2. Еще проще сделать конический сосуд, но здесь надо помнить, что длительное нагревание такая посуда не выдерживает. 3. Способ древнего человека – приготовление пищи в такой посуде. В земле копается ямка, застилается сухой травой, мхом и ставится туда сосуд (цилиндр или конус). Заполняем его водой, мясом и т.д. и начинаем класть туда камешки, предварительно раскаляемые в костре, до тех пор пока вода не закипит.

Это долго и сложно, но как-то надо выжить. 

4.Это способы изготовления посуды можно заменить обыкновенной фольгой (если она есть). И все проделать по приготовлению пищи так же как и в пунк-тах  1,2. 5. Удобен способ приготовлении пищи под костром. Для этого в грунте выкапывают ямку глубиной 30-40 см. и выстилают ее свежими листьями или тканью. Мясо или коренья выкладывают на дно ямки. Засыпают их сверху 1,5 – 2 см. песка, а затем сверху разводят костер. Через 30-40 мин. пища готова. 6. Можно мясо варить на раскаленных камнях, укрыв его сверху листьями, травой а затем слоем писка, земли. Готовя, таким образом моллюсков, не рекомендуется их заворачивать в листья. 7. Корни и клубни растений, рыбу и мелкие животные, также птиц можно готовить прямо на горящих углях, предварительно обмазав слоем глины или обвернув фольгой. После приготовления шкура удаляется вместе со слоем глины. Однако более пригодным, для приготовления пищи пригоден костер оборудован для этого.    

khrush.mypage.ru

Проверка и тест на съедобность растений в условиях выживания

Научиться питаться дикими растениями в целях выживания чрезвычайно полезно — и не только потому, что их встречается много, но и в первую очередь потому, что они могут оказаться главным, если не единственным, источником питания. Но прежде надо научится проводить проверку и тест на съедобность незнакомых дикорастущих растений. 

Съедобны менее половины всех дикорастущих растений, причем большинство из них — лишь частично. Поэтому, чтобы воспользоваться щедростью природы, от вас потребуется точное знание ее даров. Если вы будете знать, какие растения искать, и каких избегать, то сможете добыть себе достаточно пищи для поддержания своего существования. Если вы точно не уверены, с каким растением встретились, или желаете определить, съедобно ли оно, тщательно соблюдайте следующие правила проверки на съедобность.

Проверка и тест на съедобность дикорастущих растений в условиях выживания в экстремальной или аварийной ситуации

1. Никогда не собирайте растений из загрязненной воды или с грязной поверхности. Обязательно тщательно очищайте все растения прежде, чем пытаться их есть или готовить, причем удаляйте поврежденные или испорченные части.

2. Установив, что какая-то часть растения съедобна, не считайте всё его съедобным.

3. Не тратьте время и силы на проверку съедобности растения, если оно не легкодоступно и не имеется в достаточном количестве.

4. Проверьте, не содержится ли в растении какой-либо контактный яд. Для этого раздавите лист и натрите соком внутреннюю сторону запястья. Подождите пятнадцать минут. После этого, если не почувствуете зуда, жжения, не возникнет волдырей, переходите к следующему этапу.

5. Подержите кусочек растения во рту (минут пять). Если не возникнет неприятных ощущений, пережуйте его и снова подождите, не почувствуете ли сильной горечи, жжения или мыльного привкуса. Если нет, проглотите сок, но выплюньте мякоть. Подождите восемь часов.

6. Если не возникнет неприятных последствий (как-то тошнота, головокружение, сонливость, боль в животе или колики), съешьте примерно чайную ложку этого растения и вновь в течение восьми часов убедитесь в отсутствии тех же последствий.

7. В случае, если все в порядке, съешьте примерно пригоршню растения. Если за последующие сутки ничего не случится, значит, тест на съедобность пройден, растение не ядовито и его можно без риска есть в большом количестве.

8. Ешьте только здоровые растения, избегая тех, которые подгнили, заплесневели, больны или кишат насекомыми.

9. Избегайте растений с млечным соком (за исключением одуванчика и козлобородника) либо едким, горьким или жгучим вкусом. Листья с колючими или жгучими волосками обязательно подвергайте варке (например, крапиву).

10. Проверяйте растения исключительно по одному и только на одном человеке за раз, чтобы можно было четко и однозначно указать на источник нежелательных последствий.

11. Даже вкусные дикорастущие растения могут причинить вред здоровью, если их съесть много за один раз либо употреблять в пищу в течение длительного времени. Если возможно, старайтесь готовить салат или растительный суп, сочетая листья, ягоды, орехи, мягкий внутренний слой коры и корневища. Ваша диета станет более сбалансированной, а пища более вкусной. Это тот случай, когда можно утверждать, что вкус жизни — в разнообразии.

12. Этот способ проверки растений на съедобность не применим по отношению к грибам.

Тест растений на съедобность может показаться слишком затянутым и сверхосторожным, однако один из основных принципов техники выживания состоит в том, чтобы выбирать самый безопасный, пусть и не простой, вариант. Начинайте проверять имеющиеся растения еще до того, как иссякнут ваши запасы продовольствия. А еще лучше заняться этим в рамках плановой подготовки к выживанию в природных условиях. Сохраняйте записи о своих экспериментах.

По материалам книги «На подножном корму». Верещагин С.А.

Другие статьи схожей тематики :

  • Растительная пища, косвенные признаки съедобности дикорастущих плодов и растений.
  • Съедобные орехи и семена некоторых дикорастущих растений, их приготовление и употребление в пищу при выживании в аварийной ситуации.
  • Правила сбора съедобных дикорастущих растений, особенности сбора корней, клубней и луковиц.
  • Употребление в пищу внутреннего слоя коры деревья, смолы и камеди, хвойный чай, березовый и кленовый сироп.
  • Где и какие грибы собирать весной, в мае, летом, в июне, июле и августе, осенью, в сентябре, октябре и ноябре, с наступлением заморозков, грибной календарь.
  • Как избежать отравления ядовитыми растениями, грибами и ягодами при выживании в аварийной ситуации, тест растений на съедобность.
  • Когда и в каких лесах собирать съедобные грибы, некоторые особенности приготовления и заготовки съедобных грибов.

survival.com.ua

Автономное выживание - Стр 2

При высоком снежном покрове у подножия большого дерева можно вырыть «снежную траншею» (рис. 2,А). Сверху траншею прикрывают брезентовым полотнищем или парашютной тканью, а дно выстилают несколькими слоями лапника.

Добывание огня

Костер в условиях автономного существования — это не только тепло, это сухая одежда и обувь, горячая вода и пища, защита от гнуса и отличный сигнал для поискового вертолета. И главное, костер — аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности. Но прежде чем разводить огонь, следует принять все меры для предупреждения лесного пожара. Это особенно важно в сухое, жаркое время года. Место для костра выбирают в стороне от хвойных, и особен­но высохших деревьев. Тщательно очищают пространство на метр-полтора вокруг от сухой травы, мха и кустарника. Если почва торфяниста, то, чтобы огонь не проник сквозь травяной покров и не вызвал возгорания торфа, насыпают «подушку» из песка или земли.

Зимой при высоком снежном покрове снег тщательно утаптывают, а затем сооружают помост из нескольких стволов деревьев.

Для получения огня надо воспользоваться огнивом, куском кремня. Огнивом может служить любой стальной предмет, в крайнем случае, тот же железный колчедан. Огонь высекают скользящими ударами по кремню так, чтобы искры попадали на трут — сухой мох, измельченные сухие листья, газета, вата, и т.п. Огонь можно добывать трением. Для этой цели изготавливают лук, сверло и опору: лук — из мертвого ствола молодой березы или орешника толщиной 2 – 3 см. и куска веревки в качестве тетивы; сверло — из сосновой палочки длиной 25 – 30 см., толщиной в карандаш, заостренный с одного конца; опору очищают от коры и высверливают ножом лунку глубиной 1 – 1,5 см. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук перпендикулярно к сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева или надевают перчатку. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить в растопку, заготовленную заранее. Чтобы достигнуть успеха, следует помнить о трех правилах: трут должен быть сухим, действовать надо в строгой последовательности и главное, проявить терпение и упорство. Для приготовления пищи и просушивания одежды наиболее удобен костер «шалаш», дающий большое, ровное пламя, или «звездный» из 5 – 8 расположенных звездообразно сухих стволов. Их поджигают в центре и сдвигают по мере сгорания. Для обогрева во время ночлега или в холодную погоду на толстый ствол веером укладывают 3 – 4 стволика потоньше. Такой костер называется таежным. Для обогрева в те­чение продолжительного времени пользуются костром-нодьей. Два сухих ствола укладывают один на другой и закрепляют по концам с обеих сторон кольями. Между стволами вставляют клинья и в просвет закладывают растопку. По мере обгорания древесины пе­пел и золу время от времени очищают. Уходя с места стоянки, тлеющие угли необходимо тщательно загасить, залив их водой или забросав землей. Для добывания огня при отсутствии спичек или зажигалки можно воспользоваться одним из способов, издавна известных человечеству до их изобретения.

Добывание пищи и воды

Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т. е. использовать все, что дает природа. На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу. При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2 % растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цикута), белена горькая и др. Пищевые отравления вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опенке, ложной лисичке и др. От употребления незнакомых растений, ягод, грибов лучше воздержаться. При вынужденном использовании их в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 – 2 г. пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 – 2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 – 15 г. Через сутки можно есть без ограничений. Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т. п. желательно проварить. Варка уничтожает многие органические яды.

Встречается множество деревьев и кустарников, дающих съедобные плоды: рябина, актинидия, жимолость, шиповник и др. Из съедобных дикорастущих растений можно воспользоваться стеблями и листьями борщевика и дудника, клубнями стрелолиста, корневищем рогоза, а также разнообразными съедобными грибами. В пищу можно использовать садовых или виноградных улиток. Их обваривают кипятком или обжаривают. Они по вкусу напоминают грибы. Улиток без раковин — слизней, тоже надо предварительно варить или жарить.

Пригодны в пищу куколки одиночных пчел в стеблях ежевики, малины или бузины, куколки жука дровосека, которые можно разыскать в пнях, бревнах, дубовых поленьях. Личинки можно есть, предварительно выпотрошив, обрезав задний конец и прополоскав в воде. На дне рек и озер зимой встречаются двустворчатые ракушки беззубки и перловицы, вполне годные для еды. В стоячей воде водятся улитки с завитой раковиной катушек и прудовики. Высококалорийным источником пищи являются куколки муравьев или, как их называют, муравьиные яйца. В теплое время года муравьиные яйца, похожие на белые или желтоватые рисовые зерна, во множестве встречаются в муравейниках у самой поверхности. Для сбора «добычи» вблизи от муравейника, на участке, освещенном солнцем, расчищают площадку 1 X 1 м и расстилают на ней кусок ткани, завернув края и подложив под низ немного мелких веточек. Затем верхнюю часть муравейника срывают и рассыпают тонким слоем на ткани. Через 20 – 30 мин. муравьи перетаскают все куколки под завернутые края ткани, спасая их от солнца.

В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себя питанием. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, и менее трудоемко, чем охота. Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: леску — из распущенных шнурков ботинок, нити, вытащенной из одежды, расплетенной веревки, крючки — из булавок, сережек, заколок от значков, «невидимок», а блесны — из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т.п.

Мясо рыбы допустимо есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохраниться. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу — с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоки, печень, т. к. они часто бывают ядовитыми.

Охота — наиболее предпочтительный, в зимнее время единственный способ обеспечить себя питанием. Но, в отличие от рыбалки, охота требует от человека достаточного умения, навыков, больших трудозатрат. Мелких животных и птицу добывать сравнительно нетрудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления. Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая. После приготовления обуглившаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренности. Мясо более крупной дичи целесообразно после потрошения и очистки обжечь на сильном огне, а затем дожаривать на углях. Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи. Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 – 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой. Самый надежный способ обеззараживания воды — кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни. Иногда приходится пользоваться природными указателями для выхода к водному источнику — тропами, проложенными животными к водопою. Верным указателем источника, расположенного в радиусе одного километра, могут служить пчелы. Колонны муравьев также могут свидетельствовать о том, что где-то неподалеку имеется вода. При отсутствии поблизости водоема можно добыть воду с помощью полиэтиленового пакета. Его надо надеть на толстую ветку дерева и завязать у основания веревкой. Через несколько часов на дне пакета накопится до 200 мл воды. Человеку в сутки достаточно 2 л воды.

Предотвращение и лечение заболеваний

    1. Солнечный удар. Пострадавшего нужно перенести в тень, дать холодной воды, при возможности, положить на голову лед/холодный компресс, обернуть мокрой тканью, — охладить.

    2. Обморожение. Растереть обмороженное место тканью, погрузить в теплую воду, растереть спиртом, выпить горячее. Из лекарственных растений при обморожении можно использовать тертый лук (для растирания обмороженного места), настойку ежевики. Снегом, грубой тканью растирать нельзя. Понижение температуры тела до 25 градусов опасно для жизни. Человек становится вялым, безучастным к окружающим, лицо бледнеет.

    3. Отравление. Противоядиями являются сырой яичный белок, камфора (при отравлениях растительными веществами, ядах насекомых), молоко, растительное масло, марганцовка.

    4. Укусы змей/насекомых. Конечность обездвижить, постараться отсосать яд (10 – 15 мин.). При попадании в желудок он, как уверяют, безвреден, если только яд не попадет в кровь. При укусе гремучей змей помогает только удаление поврежденного участка, вплоть до отсечения конечности. При укусах других змей используют алкоголь, чеснок, лук. Нельзя прижигать, разрезать рану, нельзя накладывать жгут (кроме укуса кобры). При укусе скорпиона к ране прикладывают одуванчик, кровь клопа, разжеванный чеснок. При укусах насекомых поврежденное место смазывают соком бузины или подорожника. Опасным заболеванием является весенне-летний клещевой энцефалит. Поскольку заболевание передается клещом, очень важно вовремя обнаружить и удалить присосавшегося паразита. Для этого проводятся регулярные телесные осмотры, особенно после перехода через густой подлесок, после ночного привала. Нельзя отрывать клеща руками. Чтобы он отвалился, достаточно прижечь его сигаретой, помазать йодом, спиртом или присыпать табачной крошкой, солью. Оставшийся в ранке хоботок удаляется иглой, прокаленной на огне, а ранка смазывается спиртом или йодом. Случайно раздавив клеща, ни в коем случае нельзя тереть глаза, прикасаться к слизистой носа, прежде чем руки не будут тщательно вымыты. Для защиты от летающих кровососущих и клещей используются специальные отпугивающие препараты-репелленты. Они применяются в чистом виде, в растворах, мазях, пастах, лосьонах. На длительность действия репеллента влияет температура окружающей среды и влажность. Наиболее длительным действием обладают репеллентные мази и лосьоны.

В лечении заболеваний следует широко использовать некоторые растения. Кора ясеня оказывает противовоспалительное действие. Для этого следует снять кору с не очень молодой, но и не очень старой ветки и приложить сочной стороной к ранке. Хорошо помогают свежие толченые листья крапивы. Они способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление ткани. Для этих же целей рану можно присыпать зеленовато-коричневой пыльцой зрелого гриба дождевика, туго зажимая порез вывернутой наизнанку бархатистой кожицей того же гриба. Пух кипрея, камыш, льняную и конопляную паклю можно использовать как вату. Жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод. А белый мох используется в качестве перевязочного средства с дезинфицирующим действием. Свежий сок подорожника и полыни останавливает кровотечение и обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим действием. Незаменимо это средство и при сильных ушибах, растяжении связок, а так же при укусах ос и шмелей. Листья подорожника и полыни измельчают и прикладывают к ране.

Сигналы бедствия

Костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации. Чтобы своевременно подать сигнал поисковому вертолету, костер заготавливают заранее. Сухие ветви, стволы, мох и пр. складывают на открытых местах — поляне, вершине холма, просеке, иначе деревья будут задерживать дым и сигнал останется незамеченным. Чтобы столб дыма был гуще и чернее, в разгоревшийся костер подбрасывают свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох и т. п. Костер поджигают тогда, когда вертолет или самолет появились в зоне видимости и отчетливо слышен шум работающих двигателей. Внимание экипажа воздушного поискового судна можно привлечь также различными сигналами, демаскирующими местность: например, вытоптать в снегу геометрические фигуры, вырубить (выломать) кустарники, а если имеется ткань яркой расцветки, растянуть ее на открытом месте.

Для подачи сигнала используют сигнальные ракеты, трассирующие патроны, сигнальное зеркало.

Заключение

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них — прочные знания из различных областей. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться.

studfiles.net

Дикорастущие съедобные растения и грибы

Обратная связь

С их помощью можно обеспечить организм необходимыми питательными веществами и витаминами. В пищу используют плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы, орехи. Ягоды, плоды едят в сыром виде; корневища, луковицы, клубни растений и грибы требуют кулинарной обработки.

Не рекомендуется употреблять в пищу:

- косточки и семена плодов.

- луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха,

- растения, выделяющие на изломе млечный сок,

- фрукты, которые делятся на пять долек,

- траву и растения с крошечными шипиками на корне и листьях, напоминающими волоски,

- перезрелый папоротник,

- грибы с неприятным запахом, и все незнакомые на вид.

Съедобен ли тот или иной плод, иногда можно узнать по косвенным признакам: птичьему помету, обрывкам кожуры и многочисленным косточкам, валяющимся у подножия дерева, поклеванным плодам и т.п. Однако, используя в пищу растения, следует строго придерживаться определенных правил, ибо, ошибочно приняв то или иное растение за съедобное, можно получить серьезное отравление.

Ядовитые свойства растений связаны с содержанием в них алкалоидов, глюкозидов, органических кислот, сапонинов. Цвет, запах, вкус незнакомого плода не всегда являются надежным признаком его съедобности. Большой токсичностью обладают некоторые бобовые, молочайные и ряд других представителей растительного мира и некоторые виды грибов, отравления которыми могут привести даже к смертельному исходу.

При использовании в пищу незнакомых растений, плодов рекомендуется есть за один раз не более 3-5 г. Растительный яд, содержащийся в такой порции, не нанесет организму серьезного вреда. Если в течение последующих 1-2 часов не появятся признаки отравления (схваткообразные боли в животе, рвота, тошнота, головокружение, расстройства кишечника), значит растение пригодно в пищу.

Однако в целях профилактики незнакомые плоды и клубни следует тщательно проваривать, поскольку большинство растительных ядов разрушается при термической обработке.

Сырые буковые орешки употреблять в пищу нельзя! Они содержат алкалоид фагин и могут вызвать отравление.



pdnr.ru

Выживание в дикой природе

В тайге и тундре, в пустыне и джунглях можно отыскать множество съедобных дикорастущих растений. С их помощью можно обеспечить организм необходимыми питательными веществами и витаминами.

В пищу используются плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы, орехи. Одни из них, например ягоды, плоды, можно есть в сыром виде, другие — корневища, луковицы, клубни требуют кулинарной обработки. Не рекомендуется употреблять в пищу косточки и семена плодов, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха и растения, выделяющие на изломе млечный сок.

Съедобен ли тот или иной плод, иногда можно узнать по косвенным признакам: птичьему помету, обрывкам кожуры и многочисленным косточкам, валяющимся у подножия дерева, поклеванным плодам и т. п. Однако, используя в пищу растения, следует строго придерживаться определенных правил, ибо, ошибочно приняв то или иное растение за съедобное, можно получить серьезное отравление.

«Зеленые береты» армии USA рекомендуют следующую тактику употребления в пищу не знакомых растений.

Необходимо не большое количество не знакомого растения растереть между пальцами руки. Если через 15-20 минут вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, положите его на внутреннюю часть локтевого сгиба. Если через 15-20 минут вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, поместите его между губами. При отсутствии раздражения, жжения через 15-20 минут возьмите крохотную часть не знакомого растения в рот и разжуйте его, но не глотайте. При отсутствии раздражения, жжения, горького вкуса через 15-20 минут проглотите его. Если через 15-20 минут вы не почувствуете тошноты, головокружения и др. признаков ухудшения здоровья – используйте в пищу не большое количество этого растения. Если на следующий день вы не почувствовали ухудшения здоровья, смело употребляйте это растение в пищу.

Основные ядовитые растения и грибы

В целях профилактики незнакомые плоды и клубни следует тщательно проварить, поскольку большинство растительных ядов разрушается при термической обработке. Так, например, клубни маниока (важный источник питания в тропических странах), необычайно ядовитые в сыром виде, становятся после термической обработки вкусными и совершенно безвредными для здоровья.

Листья, стебли, побеги лучше собирать с растений до их цветения или с не цветущих экземпляров. Они нежнее, сочнее, легче перевариваются и усваиваются. После цветения наземные части растений грубеют, теряют свою пищевую ценность. Наиболее питательны молодые листья, побеги и их растущие верхушки. Можно, кстати, заметить, что особенно нежна зелень у растений, укрывшихся в тени деревьев и кустарников.

Заготовленную зелень промывают в проточной воде и едят в том или ином виде. Выкопанные корни, луковицы, клубни следует сразу же отряхнуть от земли и тщательно вымыть, а затем разобрать, удалив участки, пораженные гнилью, имеющие ненормальный цвет, наросты или вовсе не свойственную корневищу бугристость.

Корни и клубни растений, рыбу и мелких животных можно готовить без посуды, прямо на горячих углях, предварительно обмазав слоем глины или обернув фольгой, листьями.

Грибы можно высушить, мелко нарезав и развесив на нитке, растянутой между двумя деревьями на открытом солнцу и ветру месте, или разложив на расстеленной на сухом месте газете или полиэтиленовой пленке. При этом выбирать, выбрасывать червивые грибы не следует, так как в аварийной ситуации черви не портят гриб (так же, как ягоды, фрукты), а сами являются ценным пищевым продуктом.

Share Button

brief-obozrenie.ru

А. Заполните таблицу, указав в ней вид костра и их назначение.

Виды костров Назначение костров
Пламенные Используют для приготовления пищи, освещения бивуака.
Жаровые Используют для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды и вещей.
Дымовые Используют для отпугивания комаров, мошкары и подачи сигналов.

 

Б. Посмотрите внимательно на рисунки и укажите под каждым из них тип костра.

 

«Колодец» «Звездный» «Шалаш» «Таежный»

 

В. Предложите рекомендации, определяющие требования безопасности при выборе места разведения костра.

Вариант ответа:

· Полянка для разведения костра должна быть защищена от сильного ветра.

· Место для разведения костра необходимо выбирать подальше от сухих деревьев.

· Место для разведения костра обязательно очистить от сухой травы, листвы, обложить камнями. На сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.

 

Оценка задания.Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое

состоит из 3-х частей – 9 баллов,при этом:

а) за правильное выполнение части «А» задания начисляется до 3 баллов (по 1

баллу за каждую из трех позиций. Если по какой либо позиции ответ неверен, или не указан, баллы за эту позицию не начисляются

б) за правильное выполнение части «Б» задания начисляется до 4 баллов (по 1

баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ неверен, или не указан, баллы за эту позицию не начисляются

в) за правильное выполнение части «В» задания начисляется до 2 баллов при оценке необходимо учитывать вариативность ответов, знаниевый компонент и умение логично излагать смысловое содержание;

ЗАДАНИЕ 3. Выполните тестовые задания

Тестовые задания Макс балл Кол-во набранных баллов
Определите правильные ответы
1. Назовите, какие растения можно использовать, чтобы заварить чай: а) иван-чай; б) бузина; в) брусника; г) волчьи ягоды;  
2. Возможны разные причины вынужденного автоном­ного существования в природных условиях. Укажите их. а) потеря части продуктов питания; б) потеря группы в результате отставания или несвоевременного выхода к месту сбора; в) несвоевременная регистрация туристической груп­пы перед выходом на маршрут; в) потеря ориентировки на местности во время похода; г) потеря компаса; д) авария транспортных средств в условиях природ­ной среды; е) отсутствие средств связи.  
3. Существуют косвенные признаки съедобных расте­ний. Укажите их. а) небольшая высота растений; б) кора обглодана животными; в) плоды поклеваны птицами; г) множество косточек у основания дерева; д) засохшее растение; е) плоды растения, обнаруженные в гнездах.  
4. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь? а) не следует что-либо предпринимать до приезда спа­сателей; б) сразу же перебраться в безопасное место, а также оказать первую помощь пострадав­шим; в) покидая транспортное средство, взять с собой иму­щество, которое может пригодиться для автоном­ного существования; г) сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных клима­тических условиях соорудить временное укрытие; д) выключить зажигание, радиоприемник; е) осмотреть себя на предмет наличия травм.  
5. Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)? а) наличие поблизости населённого пункта, где мож­но взять материалы и инструменты; б) температуру воздуха и насекомых; в) наличие материалов, необходимых для строитель­ства укрытия, и продолжительность предполагае­мой стоянки; г) небольшое количество времени для разборки укры­тия; д) наличие нескольких выходов из укрытия; е) количество и физическое состояние потерпевших бедствие.  
Итого:  

 

Матрица ответов на тестовые задания

Номер теста Верный ответ Номер теста Верный ответ Номер теста Верный ответ Номер теста Верный ответ Номер теста Верный ответ
А, В Б, В, Д Б, В, Е Б, В, Е Б, В, Е

Примечание: при оценке всех тестовых заданий, 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы.

*Во 2 вопросе опечатка – два варианта под буквой в,правильные ответы выделены жирным шрифтом

*В 4 вопросе возможен вариант г(дополнительно или вместо одного из правильных вариантов), оценка за этот вопрос в любом случае не больше 3 баллов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Выживание в природе. 6-й класс

Разделы: ОБЖ

ЗАНЯТИЕ: Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования.

ЦЕЛИ УРОКА:

учебная:

  1. Дать понятие об экстремальной ситуации и автономном существовании.
  2. Научить правильно экипироваться при подготовке в поход.
  3. Дать обучающимся понятие об ориентировании, научить их способам определения сторон горизонта без компаса.
  4. Закрепить знания о разновидностях съедобных растений и грибов.

воспитательная:

  1. Воспитывать в учащихся инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений.
  2. Расширить словарный запас и работать над постановкой монологической речи.

ТИП УРОКА: бинарный (совместно с учителями географии и биологии).

ВРЕМЯ: 45 минут.

К уроку обучающиеся должны прочитать рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 2 минуты.

Проверка наличия обучающихся в классе, объявление темы, целей и вопросов урока.

II. Основная часть – 38 минут.

Вопросы урока:

  1. Понятие об экстремальной ситуации и вынужденном автономном существовании в природе.
  2. Экипировка человека, идущего в поход или в лес.
  3. Ориентирование на местности без компаса.
  4. Съедобные растения и грибы.

1-й вопрос (преподаватель ОБЖ):

Экстремальная ситуация – это ситуация, несущая в себе угрозу для жизни и здоровья человека.

Вынужденное автономное существование – это ситуация, при которой один или несколько человек оказываются отрезанными от остального мира.

2-й вопрос:

Экипировка: компас; нож; часы; минимум 2 коробка спичек, завернутых в полиэтиленовые пакеты и уложенные в разные карманы; запас еды; фляжка с водой; котелок или чайник, йод; бинт; противоболевое средство. Одежда должна быть чистой, сухой, многослойной, нижнее белье должно хорошо поглощать пот.

3-й вопрос (учитель географии):

Способы определения сторон горизонта без компаса:

  1. По таянию снега на больших камнях (быстрее снег тает на южной стороне).
  2. По муравейнику (в лесу муравейник расположен с южной стороны дерева, на открытой местности южная сторона муравейника более пологая; рисунок на доске).
  3. По мху на дереве и грибам рядом с деревом (мох и грибы растут с северной стороны).
  4. По ветвям на деревьях (крона дерева более густая с южной стороны. В густом лесу определить это порой бывает трудно, тогда нужно смотреть на сосну. Она обычно возвышается над остальными деревьями, и по ее кроне можно четко определить направление “север-юг”. (Не подходит данный способ для сосен, растущих на болоте).
  5. По годичным кольцам на спиленных пнях (с южной стороны расстояние между кольцами шире, чем с северной. (Крайне редко возможен такой способ).
  6. По солнцу и часам (в 6 утра солнце на востоке, в 12 – на юге, в 18 – на западе).
  7. По коре на березе (с южной стороны она более белая, соответственно с северной – более темная, часто в трещинах. (Очень надежный способ для определения сторон горизонта в густом лесу).
  8. По Полярной звезде.

Преподаватель ОБЖ:

Если человек заблудился, то нужно попытаться выйти на берег реки, к ручью, на какую-то лесную вырубку или поляну, в крайнем случае – к болоту.

Каким бывает лес. В густом лесу чаще встречаются хвойные деревья. Лиственные, напротив, встречаются в одиночных экземплярах. Лиственный лес встречается в основном по берегам ручьев, рек, озер, по краям еланей (лесных полян), а также на вырубках.

4-й вопрос (учитель биологии):

Съедобные растения и грибы: крапива (сначала заварить в кипятке), березовый луб от молодого дерева, березовый сок, малина, черника, голубика, морошка, клюква, плоды шиповника, брусника, смородина, черемуха, рябина, сыроежка.

Грибы, которые перед употреблением нужно сварить: подосиновик, подберезовик, белый гриб, маслята, лисички.

Съедобные грибы, которые нужно готовить особым способом, поэтому в условиях автономного существования их лучше не трогать: груздь, волнушка, опенок, рыжик.

Косвенные признаки съедобных растений:

  1. Кора растения обглодана животными.
  2. Птичий помет на ветках.
  3. Плоды растения поклеваны птицами.
  4. Множество косточек у основания куста.
  5. Плоды растения обнаружены в гнездах.

Никогда не трогать руками незнакомые растения или тем более плоды, так как они могут оказаться ядовитыми!

По ходу урока – обсуждение рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем Васютка ушел в лес?
  2. Как Васютка заблудился?
  3. Какие советы и приметы помогают Васютке?
  4. Как удается герою преодолеть страх?
  5. Каким способом Васютка приготовил себе пищу и как он заночевал?
  6. Какие знания о природе рек и озер помогли Васютке выйти к Енисею?
  7. Что помогло Васютке спастись в лесу?

III. Заключительная часть – 5 минут.

Краткий опрос на закрепление пройденного материала по вопросам урока. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта