Комнатные растения биология. Интегрированный урок по биологии на тему "Комнатные растения в интерьере "

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Использование комнатных растений кабинета биологиии на уроках. Комнатные растения биология


Использование комнатных растений кабинета биологиии на уроках

Разделы: Общепедагогические технологии

Введение

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнители воздуха представляют угрозу для здоровья человека и ответственны за 1,6 млн. смертей ежегодно. Воздух в помещении в 12 раз грязнее наружного воздуха. Особенно опасными для здоровья являются испарения лаков, красок, стройматериалов и даже водопроводной воды.

Современный человек большую часть жизни проводит в помещении, поэтому важно позаботиться о его экологическом благополучии. Многие комнатные растения служат не только для эстетического оформления помещений, но и улучшают их гигиеническое состояние. Они увлажняют воздух, возвращая до 90% влаги. Испаряя воду, растения способны снизить температуру воздуха на несколько градусов в летнее время. В процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ, выделяют кислород. Комнатные растения уничтожают микроорганизмы, выделяя фитонциды, очищают от вредных газообразных примесей, способствуют звукопоглощению. Микроклимат помещений (благодаря комнатным растениям) благоприятно действует на физиологическое и психологическое состояние человека.

Пояснительная записка

Основываясь на личном опыте, могу сказать, что коллекция комнатных растений кабинета биологии является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. На уроках они могут служить демонстрационным материалом при изучении морфологии и систематики растений, их приспособленности к среде обитания, для иллюстрации взаимосвязи строения и функций растительного организма. Комнатные растения незаменимы при формировании многих биологических понятий по всем курсам предмета биологии. (Презентация). Эти живые объекты – раздаточный материал при проведении лабораторных работ, материал для работы экологических кружков. Растения используются для постановки опытов, проведения наблюдений. При выращивании комнатных растений у ребят вырабатываются навыки правильного ухода: рыхление, полив ,подкормка, пересадка. Они учатся размещать растения в соответствии с их биологическими особенностями, знакомятся с разнообразными способами вегетативного размножения и методами борьбы с вредителями и болезнями. В процессе работы с натуральными объектами у учащихся углубляются и расширяются знания о практической значимости конкретных комнатных растений. Общение с комнатными растениями облагораживает человека, стимулирует присущую ему от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное , развивает потребность беречь и самим создавать красоту.

И что еще особенно важно – комнатные растения всегда под рукой, независимо от погодных условий и времени года (да еще в условиях дефицита наглядности).

Задачи, решаемые на уроках с использованием растений кабинета биологии:

Знакомить учащихся с многообразием комнатных растений.

Формировать знания о приспособлениях растений к факторам среды.

Устанавливая межпредметные связи, способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Развивать навыки исследовательской работы.

Воспитывать экологическую культуру и этичное отношение к окружающему миру.

Использование комнатных растений при изучении биологии

Изучение биологии не должно сводится к рассматриванию изображений объектов на таблицах и заучиванию терминов. Каждый ребенок интуитивно стремится к познанию окружающей его естественной среды. Умелое использование комнатных растений на разных этапах урока в сочетании с другими средствами обучения пробуждает у учащихся интерес к предмету.

Приложение 1

Установление межпредметных связей

Думаю, что нет необходимости доказывать важность межпредменых связей. Между предметами, преподаваемыми в школе, не должно быть резких границ. Учебные дисциплины с разных сторон и каждая своим методом изучают материальный мир. А совокупность полученных результатов и дает общее представление об окружающем мире. Межпредметные связи нужно рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. Одна из целей современной школы – формирование у школьников целостного представления о мире, поэтому интеграция уроков – реальная потребность времени.

Во всем многообразии видов межпредметного взаимодействия выделяются три направления:

  1. Комплексное изучение разными науками одного и того же объекта.
  2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
  3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Цели, которые ставит учитель в процессе обучения учащихся использованию межпредметных связей:

Познавательные. Учить искать связи между фактами и явлениями, делать выводы и обобщения.

Развивающие. Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать. Обучать переносу знаний из предмета в предмет.

Практические. Учить применять понятия, законы для доказательства единства мира.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании. Это делает возможным применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях (как в учебной, так и во внеучебной деятельности). Интеграция позволяет выйти за рамки одного учебного предмета и наглядно показать, как все в мире взаимосвязано. В.А.Сухомлинский считал, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, “открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги”. Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.А. Сухомлинского, его “уроки мышления в природе”, которые он проводил в Павлышской школе. “Кроме специальных знаний, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные всем наукам”, – утверждал К.Д.Ушинский.

Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения показывает, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению И.М.Фролова именно интегрирование обучения является целью образования будущего.

Проведение интегрированного урока требует от учителя тщательной подготовки. Такой урок больше похож на театральную постановку. И не нужно злоупотреблять этим. Нужно чаще включать в содержание уроков элементы интеграции. Какие результаты при этом достигаются:

Углубление представления о предмете.

Нахождение новых связей между фактами в различных областях. Знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых на других предметах.

Повышение мотивации учения, эмоционального настроя учащихся.

При создании коллекции комнатных растений должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, техника безопасности. Нужно отбирать растения, не вызывающие какие-либо аллергические реакции. С целью демонстрации на уроках в лаборантской можно выращивать 1-2 ядовитых растения (например, паслен, олеандр).Каждый учитель при подборе комнатных растений учитывает площадь помещения и микроклимат в нем (освещенность, температуру, влажность).

Растения в кабинете биологии – это инструмент, который стимулирует учащихся и является помощником учителя.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с географией

Н.Верзилин не зря сравнивал “окно со своеобразной растительной картой”, так как по ней тоже можно путешествовать на уроках.

Приложение 2.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с химией

Великий дидакт Ян Амос Каменский говорил: “Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”.

Приложение 3.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с физикой

Мир един, и он пронизан бесчисленными внутренними связями. Связь биологии и физики стала более тесной с возникновением таких наук как бионика и биофизика. Испарение, отдача растениями воды в окружающую атмосферу происходит по тем же законам, что и с поверхности любого смоченного тела. Гравитация, диффузия, корневое давление, осмос, капиллярные явления – законы физики универсальны для живой и неживой природы.

Растения чувствительны ко всем факторам электрических и магнитных воздействий. Они способны воспринимать звуки, недоступные для слуха человека; различать цветовые длины волн (инфракрасное излучение и ультрафиолет). Растения особенно чувствительны к рентгеновскому излучению и телевизионному ВЧ-излучению.

Растение – настоящий генератор электрического тока. Оно полностью себя электрифицировало: мембраны клетки, группы клеток, органы – все пронизано электричеством.

Изучение электрических явлений в растениях имеет не только научное, но и практическое значение – можно сделать вывод о качестве продукции.

Более высокий электрический потенциал из комнатных растений имеют фикус, монстера, молочай. Это обьясняется хорошим развитием проводящей ткани в листьях растений. А в листьях толстянки и бриофиллюма развита паренхима, накапливающая воду, что снижает способность растений к генерации импульсов и их проведению.

Приложение 4.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с историей.

История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. Использование комнатных растений на уроках позволяет учащимся эмоциональнее соучаствовать в изучаемых событиях, развивает личностное отношение к прошлому.

Приложение 5.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с литературой.

К.Д.Ушинский говорил: “Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали”. А воздействовать на чувства учащихся возможно максимально связывая изучаемый материал с реальной жизнью.

Комнатные растения можно использовать при изучении биографии писателей. Много стихов, сказок и рассказов о растениях. Комнатные растения упоминаются и в произведениях известных писателей.

Приложение 6.

Есть пословицы, поговорки, загадки о комнатных растениях.

Приложение 7.

Мифами, сказаниями, легендами о комнатных растениях богат фольклор многих народов.

Приложение 8.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с математикой

“Вся природа… – не что иное, как материализованные числа”,– доказывал О.М. Айванхов.

Математика сопровождает нас по жизни. Математические знания имеют большую ценность тогда, когда они подкреплены определенными познавательными умениями, позволяющими пользоваться ими в жизненной практике.

Приложение 9.

Использование растений кабинета биологии во внеурочной работе

Широкие возможности использования комнатных растений на занятиях кружка, факультатива, во время летней оздоровительной работы. Именно там реализуются практические навыки, происходит формирование экологически ориентированного мировосприятия, закладываются основы исследовательской деятельности.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Комнатные растения" - Биология - 7 класс

МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа

имени С.А.Новгородова

ЖИЗНЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Выполнила Пинигина Аиша, 7 кл

Руководитель: Спиридонова А.А., учитель биологии

Чурапча

Содержание

Введение …………………………………………………..3

1. Группы применения комнатных растений ………...4

2. Определитель комнатных растений………………6

3. Аптека на окне……………………………………...8

4. Размножение комнатных растений………………..9

5. Уход за комнатными растениями………………….11

Заключение…………………………………………………12

Список используемой литературы……………………….13

Введение

Многообразна красота окружающей нас природы. Растения, например, обращают на себя внимание, прежде всего изобилием цветов; их окраска, запахи и формы производят впечатление и приглашают остановиться и полюбоваться. Огромное разнообразие родов и видов комнатных растений может привлекать великолепием разноцветной листвы, очарованием нежных оттенков листовых пластинок и тончайшей структурой жилок. Комнатных растений очень много. Почти все они жители влажных тропических лесов и жарких пустынь, переселившихся в наши комнаты из Бразилии, Индии, Мексики, Африки, Индонезии. Они круглый год зеленые, ведь в тропиках нет осеннего листопада. Цветоводы не только отобрали интересные растения, пригодные для жизни в помещениях, они создали такие виды, каких нет, и никогда не было в природе. Комнатные растения, наверное, с большим правом могут называться домашними. Они еще очень молоды, потому что вошли в нашу жизнь совсем недавно, буквально на глазах у нескольких поколений людей разных профессий и возрастов. Любовь к растениям – это не просто увлечение, это и возможность приблизиться к живой природе, стремление узнать как можно больше о ее жизни и законах. Выращивание растений в комнатах впервые началось в тех странах, где долгое время царит зима, а цветы на подоконнике позволяют легче перенести зимние холода «запирающие» человека в стенах дома.

Целью и задачей нашей исследовательской деятельности является: определение комнатных растений, имеющихся в нашей школе; изучение этих растений ( т.е. узнать их родину, исследовать условия при которых эти растения живут у нас ) ; изучение способов размножения; роль растений в жизни человека.

Группы применения комнатных растений

В комнатной культуре выращивают преимущественно субтропические и тропические растении, рост и развитие которых происходит в условиях, близких к условиям жилых помещений. Поэтому создание ассортимента комнатных растений неразрывно связано с историей географических открытий в тропиках и субтропиках, откуда местные теплолюбивые растения попали в наши северные страны.

После открытия Колумбом Америки в 1492 году вплоть до конца XVI века их было, по-видимому, всего три: американская агава, виргинская традесканция и опунция.

Сейчас же по самым скромным подсчетам количество видов растений, используемых для внутреннего озеленения, уже давно перевалило за тысячу.

Декоративно - листные растения: циперус очереднолистный, алоэ пестрое, аспарагус, бегония, нефролепис возвышенный (папоротник), сансевиерия трехполосная (щучий хвост), маранта , кордилина верхушечная, шеффлера звездчатолистная. Глядя на эти растения, лишний раз убеждаешься, что фантазия природы безгранична. Тут и листья, похожие на иголку, и огромные опахала, и разрезные, и в крапинку, и в полоску.

Ампельные растения: традесканция белоцветковая, хлорофитум хохлатый. Это название (от нем. ampel - висячая ваза) декоративных комнатных растений, выращиваемых в подвесных вазах-кашпо, горшках и корзинках. Одни из них способны образовывать стелющиеся по земле побеги (бегония), другие, подвешенные в вазах образуют множество длинных побегов с розетками листьев на концах.

Лианы: пассифлора голубая, плющ обыкновенный, мини-плющ. Так называют большую группу растений, использующих для своего роста любую опору. Лианы подразделяются на декоративно – листные и красивоцветущие.

Красивоцветущие: калла, пеларгония, глоксиния, цикламен, сенполия (узамбарская фиалка). Благодаря исключительной декоративности во время цветения их относят к группе красивоцветущих. Крупные душистые цветки гиппеаструма смогут развеять грусть, внеся свои яркие краски. Одно из любимых комнатных растений- сенполия, или узамбарская фиалка-награждает нас своими удивительно нежными неповторимыми цветками.

Суккуленты: алоэ, алоэ древовидное, эхиноцериус, эхинокактус, опунция, молочай блестящий, очитки. Это очень своеобразная эколого-морфологическая группа растений с толстыми сочными листьями и стеблями. Отличительная способность суккулентов- умение накапливать большие запасы влага, а потом, в период засухи, медленно расходовать ее.

Эпифиты: зигокактус притупленный. Своеобразная группа растений, выбравшая местом своего обитания другие деревья и поселившаяся на их ветвях и стволах, не причиняя им при этом никакого вреда.

Определитель комнатных растений

  1. Алоэ пестрое столетник

  2. Род алоэ

  3. Семейство лилейные

  4. Родина Южная Африка

Цветение нерегулярное

В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное. Этот суккулент имеет одревесневший стебель с боковыми побегами и узкими мясистыми листьями с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Большое распространение имеет также алоэ пестрое с мясистыми ланцетными листьями в прикорневой розетке. Листья украшены полосками из белых точек. Хорошо растет на солнечном окне. Полив зимой ограничен, весной и летом умеренный. Размножается стеблевыми отпрысками.

  1. Сансевьера, щучий хвост

  2. Род Сансевьера

  3. Семейство агавовые

  4. Родина тропики Западной

  5. Африки

Сансевьера относится к самым неприхотливым комнатным растениям. Имеет мечевидные листья, заостренные на конце, прямостоячие с серо-зелеными поперечными полосками. Может достигнуть в высоту до 1,5 метров. Растению необходимое светлое или полутенистое место. Поливают равномерно и умеренно. Терпима к сухому воздуху. Размножается делением или листовыми черенками.

  1. Толстянка крассула

  2. Род толстянка

  3. Семейство толстянковые

  4. Родина Южная Африка

Денежное дерево, толстое дерево, дерево Иуды или немецкий дуб- это народное название этого растения. Толстянка – растение кустовидной формы. Листья продолговато-овальные, блестящие, мясистые, зеленые. Круглый год требуется солнечное место. Летом умеренный полив, зимой ограниченный. Размножается верхушечными или листовыми черенками.

  1. Бокарнея, слоновая нога

  2. (еще бутылочное дерево)

  3. Род бокарнея

  4. Семейство агавовые

  5. Родина Мексика

Необычен ствол этого растения – в основании утолщенный, а кверху сужающийся. На верхушке ствола в виде пучка – листья. Называют это растение еще и семейным деревом. Любит светлые и солнечные места.. Летом обильно увлажняют, не допускают пересыхания. Размножается черенками с боковых побегов. Относится к группе кадочных растений.

  1. Кордилина верхушечная

  2. Род кордилина

  3. Семейство агавовые

  4. Родина тропики Азии,

  5. Индии, Новой Зеландии

Кордилина верхушечная – вечнозеленое растение, внешне схожее с драцемой. Существуют виды и сорта с листьями разнообразной формы и яркими прожилками и полосками. Хорошо растет на светлом, но не солнечном окне при постоянной комнатной температуре воздуха. Не переносит сквозняков. Размножается верхушечными черенками или отрезками ствола.

  1. Сенполия гибридная

  2. Род сенполия

  3. Семейство геснериевые

  4. Родина Африка

Сенполия, или узамбарская фиалка, - невысокое травянистое растение с розеткой мясистых опущенных округлых или слегка продолговатых листьев. Известно несколько сотен сортов и гибридов, в основном происходящих от сенполии фиалковой . При правильном уходе цветет 6-10 месяцев в году . Требует яркий рассеянный свет, умеренный полив, температура воздуха 18-20 градусов С. Размножается черенками.

Еще мы определили следующие растения, которые имеются у нас в школе и дома:

Хлорофитрум хохлатый, пассифлора, опунция, эхинокактус, пеларгония, нефролепис, циперус, калатея, шеффлера звездчатолистная, традесканция, аспарагус, мини-плющ, каланхоэ дэгремона, комус(крапивна), зефирантес, зигокактус притупленный, маранта, очиток, плющ обыкновенный.

Аптека на окне

Изучая комнатные растения, мы узнали, что многие из них часто могут прийти на помощь.

Алоэ, называемое в народе столетником, замечательное средство народной медицины.

Его применяют и внутрь, и наружно: при простудах, ожогах, фурункулах, астме, туберкулезе, язве желудка и других болезнях. Алоэ повышает сопротивляемость организма в целом, укрепляет иммунитет.

Пеларгония (герань) наружно применяется для обмывания ран и язв, а в виде примочек— при экземе и коньюктивите. Препараты герани применяют при почечнокаменной болезни, простудных заболеваниях, расстройствах кишечника, ревматизме, бессоннице, эпилепсии.

Традесканция излечивает заболевания желудочно – кишечного тракта, повышает иммунитет.

Золотой ус (дихоризанда) это лучшее растение для лечения хронического панкреотита, он снимает воспаление желчного пузыря и желчных путей , желудка. Сок растения обладает высокими ранозаживляющими свойствами, хорошо лечит кожные болезни: лишаи, язвы.

А вот соком каланхоэ можно вылечить герпес , (точнее, «загнать его в неактивную форму) если на ночь делать ватные тампоны в течении 5-6 дней.

Напряжение с глаз можно снять, если смотреть на цветы азалии. А людям страдающим астмой, необходимо в спальне выращивать цитрусовые.

Нельзя забывать и о том , что среди красивоцветущих комнатных растений, есть и ядовитые . К ним относятся : молочай блестящий, олеандр, азалии и др.Надо помнить, что сок этих растений ядовит и может вызвать сильное раздражение.

Размножение комнатных растений

Комнатные растения размножаются как семенами, так и при помощи вегетативных органов. У семенного размножения есть ряд недостатков : длинный цикл развития растения от семени до цветения, малые размеры семян и трудности их проращивания. В 2002 году из десяти посаженных семечек бокарнеи, взошло только одно. За пять лет высота стебля достигла 40 см, а диаметр ствола составляет 18 см.

Мы в классе размножаем комнатные растения вегетативным способом. Хотим поделиться некоторыми из них.

  1. Размножение листовыми черенками.

Листовые черенки – это целые листья с черешком или без него, а также кусочки листьев. При помощи листовых черенков можно размножить различные виды бегоний. Для этого берут целый лист растений и делают надрезы в уголках, где сходятся крупные жилки. Нижней стороной лист кладут в воду. Недели через две в надрезах появятся молодые побеги. При появлении третьего настоящего листа молодые побеги высаживаем в почву.

А еще при помощи листьев мы размножаем узамбарские фиалки. Лист с коротким черешком укореняется быстрее, чем с длинным. Черешок нужно срезать под углом, дать ему полчаса подсохнуть, затем заглубить в землю. Лист помещаем в светлое теплое место, но не на солнце и не на сквозняке. Через30-40 дней он образует корешки. Молодое растение сажаем в землю, когда корни достигают 2-3 см, на глубину 1-2 см. Когда молодые растения достигнут 4 см, их отделяем от листа и высаживаем в горшки.

Сансевьеру тоже размножают листьями. Их можно разрезать на небольшие кусочки в 2-3 см, причем каждый кусочек должен иметь часть главной жилки и отходящую от него боковую жилку. Кусочки листьев высаживаем в песок на глубину на 0,5-1 см, поливаем водой и накрываем стеклянным стаканом.

  1. Размножение стеблевыми черенками

Это наиболее распространенный способ размножения комнатных растений. С помощью черенков мы размножаем пеларгонию, традесканцию, колеус. Черенки должны быть 5-7 см с двумя – тремя листьями. Если брать черенки с верхней части материнского растения, то новое растение будет цвести в этом же году.

  1. Размножение отводками

Это наиболее простой способ размножения традесканции. Мы берем один из ее побегов и укореняем его в ящике с песком и землей. (См. приложение)

  1. Размножение делением куста (корневища)

Это наиболее простая возможность получить молодые растения. Например, корни нефролеписа можно разъединить руками, поврежденную поверхность необходимо посыпать порошком древесного угля, чтобы не допустить загнивания корней.

  1. Размножение детками

Размножение детками мы наблюдаем на комнатном растении каланхоэ

  1. Размножение корневыми отпрысками

Корневые отпрыски алоэ отделяем обязательно с корнями и рассаживаем, пока они не приживутся, их держим во влажном затененном месте.

  1. Размножение луковицами

У зефирантеса в горшках со взрослыми растениями образуется много маленьких луковичек, мы их отделяем и пересаживаем в другие горшки.

  1. Размножение дочерними розетками

Этим способом мы размножаем хлорофитум. В горшочки с землей сажаем дочерние розетки, по мере укоренения молодое растение отделяем от материнского.

Уход за комнатными растениями

Жизнь комнатных растений полностью зависит от ухода.

Свет- основное условие для нормального развития растения. Обилие света и недостаток тепла меньше вредят цветам, чем излишнее тепло и темнота.

Лучше всего цветы чувствуют себя на окнах, обращенных на юго-восток. Для них солнце светит с раннего утра и почти весь день. Не очень хороши для выращивания цветов окна, обращенные на юго-запад. И уж совсем плохо, когда цветам отведено окно на северной стороне. Наш кабинет находится на втором этаже с окнами, обращенными на север. Комнатные растения, конечно, растут, но их рост и цветение немного замедленное. В кабинете биологии ( окна обращены на юг), глоксиния уже цветет, а наш цветок только чуть подрос. Точно такой же цветок на первом этаже, северного крыла- очень бледный, листья светло-зеленые, хотя тоже набирает цвет.

Для нашего кабинета подходят теневыносливые растения : аспарагус , шеффлера звездчатолистная, плющ обыкновенный.

Там, где находятся растения, воздух должен быть свежим, чистым и не слишком сухим. И в то же время цветы боятся сквозняков.

Чтобы воздух и влага проходили к корням, землю в цветочном горшке нужно рыхлить деревянной палочкой с тупым концом.

Обычно считают, что поливать цветы очень легко. На самом деле это не так просто. Весной и летом надо поливать чаще и по вечерам, зимой- реже и по утрам. Поливать цветы нужно водой комнатной температуры. От холодной воды у многих растений загнивают корни, а у цветущих опадают бутоны.

В помещениях с сухим воздухом цветы очень полезно опрыскивать, а между горшками ставить банки с водой. Нельзя опрыскивать только те растения, листья которых покрыты волосками, например, бегонию.

Заключение.

Природа, растение, человек… Неразделимы эти понятия, огромна зависимость между ними. Так было сотни, тысячи лет назад, вчера, сегодня, так будет завтра. Не стоит гадать, когда именно возникли растения, как развивались, видоизменялись,- это история. Главное, что без них наше существование невозможно.

Быт современного человека- мебель, интерьеры квартир, служебных помещений- резко изменился. Однако и сейчас редко встретишь дом, в котором мы не увидели хотя бы одного растения.

Роль живых растений в жизни человека особенно важна. Известно, что комнатные цветы в процессе фотосинтеза, поглощая углекислый газ, выделяют кислород. Они способствуют поддержанию в жилом помещении, особенно во время отопительного сезона, нормальной влажности воздуха. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений. Они поглощают пыль, очищают воздух, уничтожают многие вредоносные микроорганизмы.

Природа бесконечно разнообразна, и, значит мы всегда будем иметь возможность наслаждаться прекрасным зеленым миром нашего дома.

Наблюдая за ростом и размножением комнатных растений, ухаживая за ними, у нас пробуждается подлинный интерес к удивительному миру живой природы, окружающей нас в повседневной жизни, расширяется кругозор. И если мы с любовью и трепетом будем относиться к живому, красивому, то и природа отблагодарит нас, подарив нам незабываемые встречи с прекрасны.

Литература.

1. Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г.Рогожкин.—М.:Педагогика, 1981.—406с.,ил.

2. Головкин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П./ Все о комнатных растениях.—4-е изд.—М.:Айрис-пресс,2005.—368с.

3. К.Д.Титова/ Комнатные растения. Определитель.—М.:АСТ Астрель,2002.—240с.

4. Узамбарские фиалки.—Ростов н/Д: ЗАО «Книга», ООО «Владис», 2002.—96с.,ил.

5. Капранова Н.Н./ Комнатные растения в интерьере.—М.:Изд-во МГУ,1989.—190с.

6. Гельмут Янтра/Комнатные растения. Декоративные растения в доме.—

М.: АСТ,2003

7. Тавлинова Г.К. / Цветы в комнате и на балконе.—Л.: Колос,1982.—192с.,ил.

Загрузка...

multiurok.ru

Проект по биология "Роль комнатных растений"

Название работы « Какую роль играют комнатные растения в жизни человека».

Актуальность: Данная тема заинтересовала нас, потому что в коридорах и кабинетах нашей школы очень много различных растений. И нам стало интересно, какую пользу они приносят и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

Комнатные растения очень давно пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Замечали ли вы – стоит только отправиться в лес или городской парк, и насморк с кашлем, донимавшие всю неделю, исчезают сами собой? Да и настроение меняется в лучшую сторону, как только взгляд упадёт на островок зелени. Ничего удивительного в этом нет. Современный человек – дитя города, однако каменные джунгли не были естественной средой обитания наших предков. Поэтому мы интуитивно пытаемся привести в свой дом хотя бы частичку природы. Выбирая «зелёных друзей», мы ориентируемся на собственный эстетический вкус, прислушиваемся к советам родных и знакомых. Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем!

Проблема: выявление особенностей домашних растений и их влияние на здоровье человека.

Актуальность данной темы обоснована проблемой резкого снижения здоровья учащихся и повышение ответственности каждого человека и общества в целом за сохранение и укрепление духовного и физического здоровья.

Цель: выявить как влияют комнатные растения на здоровье школьников.

Задачи:

1. Выявить какие комнатные растения имеются в нашей школе.

2. Выявить растения ядовитые и полезные для здоровья человека.

3. Выявить влияние цвета и аромата комнатных растений на психологическое здоровье человека.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: комнатные растения и их влияние на здоровье школьников.

Метод исследования: наблюдение, анализ, обобщение

.

С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду Роль комнатных растений в жизни человека очень велика. Оказывают свое благотворное влияние домашние цветы и на здоровье хозяев. Ни для кого не секрет, что растения обладают целебными свойствами и многие используют фитотерапию в своей жизни. Но оказывать влияние на наш организм могут не только отвары и настойки из высушенных растений. Влияние живых цветов на человека тоже вполне ощутимо. Попадая в наш дом, комнатные растения начинают незримо менять атмосферу нашего жилья. Если Вы хотите изменить или улучшить что-то в своей жизни, воспользуйтесь помощью комнатных растений. Заведите у себя те растения, которые оказывают благотворное влияние на нужную Вам сферу жизни. Только не забудьте поддерживать растения в здоровом состоянии. Больные и чахлые растения не смогут Вам помочь, все свои силы они будут тратить на свое выживание. В наш век технического прогресса, растущих ввысь городов для многих комнатные растения являются единственной связью с природой. Среди растений человек отдыхает, снимает стрессы, укрепляет нервную систему, обретает устойчивость против болезней.

У каждого комнатного растения есть свой индивидуальный набор свойств и качеств, благодаря которым оно может оказывать влияние на нашу жизнь тем или иным способом. Например, хлорофитум хохлатый с одной стороны очищает воздух и поглощает запахи, и тем самым, облагораживает атмосферу в доме. А с другой стороны хлорофитум способствует развитию коммуникабельности у своих хозяев. Герань успокаивает нервную систему и нормализует кровообращение. Роициссус ромбический предотвращает заболевания ангиной, а роза помогает избавиться от усталости и раздражения.

Вывод: В ходе исследования мы пришли к выводу, что в каждом доме имеются растения наиболее распространенными являются: хлорофитум, алоэ, герань, фиалки, бегония, декабрист. Также мы выяснили что знания, которыми владеют школьники, незначительны. Не всегда продумывается место для определенных растений, а это очень важно. Растения стоящие не на своих местах могут навредить здоровью учащихся. В связи с незнаниями свойств растений, и не зная ядовиты они или полезны, существует возможность размещения в помещении ядовитого растения, которое отрицательно влияет на здоровье человека. Как уже сказано, в нашей школе присутствуют ядовитые растения, это молочай и диффенбахия. В целом же растения благоприятно влияют на организм человека, повышая жизненный тонус, преобразовывая отрицательную энергию в положительную, очищая воздух от химически вредных веществ и обогащая его кислородом. не достаточно озеленены. Возможно, наши рекомендации помогут правильно подобрать растения для своих кабинетов.

infourok.ru

Презентация к уроку биологии "Комнатные растения"

Проект по биологии «Что растёт на подоконнике?» Работу выполнила: Ученица 5 класса МОУ – СОШ посёлка Сазоново Аткарского района Саратовской области Мещанова Юлия

Проект по биологии «Что растёт на подоконнике?»

Работу выполнила:

Ученица 5 класса МОУ – СОШ посёлка Сазоново Аткарского района

Саратовской области

Мещанова Юлия

Цели и задачи: Цель : Познакомится с различными видами комнатных растений, научиться правильно ухаживать за ними и подобрать полезные растения для озеленения своего класса. Задачи : Изучить литературу о комнатных растениях; Выяснить какие растения растут на подоконниках нашей школы; Создать этикетку для каждого растения; Выбрать те растения которым будет комфортно в нашем классе и которые будут положительно влиять на учеников.

Цели и задачи:

Цель :

Познакомится с различными видами комнатных растений, научиться правильно ухаживать за ними и подобрать полезные растения для озеленения своего класса.

Задачи :

Изучить литературу о комнатных растениях;

Выяснить какие растения растут на подоконниках нашей школы;

Создать этикетку для каждого растения;

Выбрать те растения которым будет комфортно в нашем классе и которые будут положительно влиять на учеников.

Гипотеза: Если в жилище человека есть комнатные растения, то это делает воздух чище, способствует укреплению здоровья и украшает жизнь людей

Гипотеза:

Если в жилище человека

есть комнатные растения,

то это делает воздух чище,

способствует укреплению

здоровья и украшает

жизнь людей

Огонёк Е. Благинина Хрустит за окошком Морозный денёк. Стоит на окошке Цветок - огонёк. Малиновым цветом Цветут лепестки, Как будто и вправду Зажглись огоньки. Его поливаю, Его берегу, Его подарить Никому не могу! Уж очень он ярок, Уж очень хорош, Уж очень на мамину Сказку похож!

Огонёк Е. Благинина

Хрустит за окошком

Морозный денёк.

Стоит на окошке

Цветок - огонёк.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу,

Его подарить

Никому не могу!

Уж очень он ярок,

Уж очень хорош,

Уж очень на мамину

Сказку похож!

Школа – наш дом. В нашем доме очень много цветов. Одни имеют красивую листву, другие необычно цветут. Но все они одинаково нуждаются в уходе. Чтобы растение было здоровым, нужно знать, как за ним ухаживать.

Школа – наш дом.

В нашем доме очень много цветов. Одни имеют красивую листву, другие необычно цветут. Но все они одинаково нуждаются в уходе. Чтобы растение было здоровым, нужно знать, как за ним ухаживать.

Что же необходимо растением?

Что же необходимо растением?

Исследование подоконников нашей школы

Исследование подоконников нашей школы

  • Самые распространённые растения : герань, хлорофитум, сенполия, каланхоэ, циссус.
Самые редкие растения в нашей школе – абутилон, адромисхус, стапелия, ледебурия, шеффлера, эхмея.

Самые редкие растения в нашей школе – абутилон, адромисхус, стапелия, ледебурия, шеффлера, эхмея.

В коридорах и Актовом зале нашей школы мы встретим – гибискус, молочай, монстеру, диффенбахию .

В коридорах и Актовом зале нашей школы мы встретим – гибискус, молочай, монстеру, диффенбахию .

Абутилон (канатник)

Абутилон (канатник)

  • Неприхотливое растение, его называют у нас комнатный клен, вечнозеленый кустарник,  пришел к нам из Бразилии.
  • Такое интересное название было выбрано совсем не случайно. Крупные листья абутилона очень напоминают листья всем хорошо знакомого клена.
  • Другое название этого кустарника канатник. Это название связано с тем, что из некоторых видов абутилона добывали грубое волокно, которое использовалось в различных технических целях.
Алоэ (столетник)

Алоэ (столетник)

  • Родиной этого удивительного растения считаются просторы Южной Африки. Род алоэ очень разнообразен и получил широкое распространение в коллекциях домашних цветоводов, благодаря своим уникальным свойствам.
  • Алоэ по своей природе принадлежит к разряду очень выносливых растений. Размножается тоже очень хорошо. Но главной причиной популярности все же является целебный сок, содержащийся в растении.
  • Например, если приложить к ранке разрезанный листочек алоэ или просто его часть, то заживление ускоряется в несколько раз.
Бальзамин (огонёк)

Бальзамин (огонёк)

  • Бальзамин , получивший у нас ласковое название « огонек », относят к семейству бальзаминовых. Есть и еще одно очень интересное название бальзамина – недотрога.
  • Первое связано с небольшими, но яркими и оригинальными цветками этого растения, которые издали похожи на маленькие огоньки. А вот второе название растение получило потому, что созревшие плоды даже при незначительном прикосновении раскрываются и разбрасывают семена.
Гибискус (китайская роза) Гибискус или «китайская роза» относится к семейству мальвовые и появилось в наших краях из Юго-Востчной Азии. Это растение прекрасно подходит для расположения на солнечном подоконнике.

Гибискус (китайская роза)

Гибискус или «китайская роза» относится к семейству мальвовые и появилось в наших краях из Юго-Востчной Азии. Это растение прекрасно подходит для расположения на солнечном подоконнике.

  • Гибискусы отличаются яркими крупными цветами и поэтому часто используются в качестве украшения. Так, например, на Гавайский островах молодые девушки часто украшают свои волосы цветками гибискусов, называя их «цветками прекрасных женщин».
Глоксиния Родиной этих привлекательных растений считается Бразилия. Свое название глоксиния получила благодаря форме своих симпатичных цветков очень похожих на яркие колокольчики. А в немецком языке слово «glocke» как раз и означает колокольчик. Достаточно крупные цветки, которые могут достигать  10 — 12  сантиметров, в народе еще называют «граммофонами». Поражают они и своей цветовой гаммой.

Глоксиния

Родиной этих привлекательных растений считается Бразилия. Свое название глоксиния получила благодаря форме своих симпатичных цветков очень похожих на яркие колокольчики. А в немецком языке слово «glocke» как раз и означает колокольчик. Достаточно крупные цветки, которые могут достигать  10 — 12  сантиметров, в народе еще называют «граммофонами». Поражают они и своей цветовой гаммой.

Шлумбергера усечённая

Шлумбергера усечённая

  • Зигокактус Шлумбергера усечённая относится к группе лесных кактусов, которые называют  декабристы . Такое название эти кактусы влажных лесов получили из-за того, что цветут они в зимний период.
  • Родиной данных кактусов являются районы тропических лесов Бразилии, Гватемалы, а также Ямайки, в которых растения произрастают в условиях с повышенной влажностью воздуха.
Диффенбахия

Диффенбахия

  • Диффенбахии относятся к категории декоративнолистных и представляют собой вечнозеленые комнатные растения с ярко выраженными крупными листьями. Родиной диффенбахий являются влажные тропические леса, находящиеся в Южной и Центральной Америке. Именно поэтому для выращивания диффенбахии в комфортных условиях, понадобится поддерживать повышенную влажность и температуру воздуха.
Калатея

Калатея

  • Калатеи  принадлежат к семейству марантовые. Родиной этих необычных растений считают обширные пространства Центральной, а также Южной Америки.
  • Отличаются калатеи от других представителей « зеленой братии » своими необычными и оригинальными листьями. Вот именно из-за этих можно сказать «не стандартных» декоративных листьев, калатеи и размещают в своих домах любители комнатных растений и цветов.
Кислица

Кислица

  • Кислица, относящаяся к семейству кисличные, представляет собой небольшое и достаточно хрупкое, но нежное растение. В народе его называют по-разному. В некоторых местах это растение получило название  заячьей капусты, а в других оно известно как кукушкин клевер или же кислый клевер.
Ледебурия

Ледебурия

  • Наименование  « ледебурия »  
  • общественная растение получило в память о прославленном  исследователе Сибирских просторов А. Ледебуре.  А вот эпитет «общественная» был присвоен благодаря интересным  особенностям, проявляющимся в росте этого, как иногда выражаются цветоводы «приземистого» луковичного растения.
  • Существует и второе название данного растения – сцилла фиолетовая.
  • Обильное появление многочисленных «деток» приводит к тому, что емкость, в которой установлено растение, в очень короткие сроки заполняется луковицами.
Молочай гребенчатый

Молочай гребенчатый

  • Есть у  молочаев гребенчатых  еще одно интересное название – «реснитчатоугловатые».
  • Так называют растение не случайно. Если внимательно осмотреть молочай гребенчатый, то можно отметить, что реснички красноватого цвета выступают в данном случае как прилистники. Благодаря тому, как располагаются листочки, на ребристой поверхности стеблей образованы пять гребней. Эти гребни имеют тенденцию прерываться в самой нижней части.
О пользе комнатных растений Не все знают, что комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение.

О пользе комнатных растений

Не все знают, что комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение.

О пользе комнатных растений

Чемпионом по пользе среди цветов является хлорофитум . Нескольких таких растений достаточно для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из синтетических материалов в квартире средней величины. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом. Специалисты выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Растение это неприхотливое, хотя летом требует обильного полива. Интересно, что его очистительные свойства заметно усиливаются, если положить в цветочные горшки активированный уголь. Еще одна группа полезных фитонцидных растений - кактусы , особенно с длинными иголками. Эти растения не только убивают микробы, но и снижают вредную ионизацию воздуха, защищая нас от электромагнитного излучения. Лучшее место для этих цветов - вблизи телевизора и мониторов компьютеров. Для нормального роста им необходимо много тепла и света. С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. Это фиалки, цикламены, папоротники.

Вывод: Комнатные растения украшают помещение, способствуют очищению воздуха, укреплению здоровья людей. Они улучшают настроение. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Вывод:

Комнатные растения украшают помещение, способствуют очищению воздуха, укреплению здоровья людей. Они улучшают настроение. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Комнатные растения - это источник красоты

Тема "Комнатные растения - это источник красоты". Цель работы: - сделать класс зелёной лабораторией,, в которой мы ближе познакомимся с живой природой, научимся любить и беречь её;

- узнать, какие комнатные растения являются лекарственными.

Обзор используемой дополнительной литературы.

Мы узнали, что в кабинетах нашей школы на подоконниках растёт 8 видов лекарственных растений.

Наши выводы: * Комнатные растения - наши друзья;

*они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь в лечении болезней;

* мы постараемся вырастить новые лекарственные растения на подоконнике.

Дали  советы по уходу за комнатными растениями.

Комнатные растения - это: - источник красоты;

- хорошего настроения;

- доброты;

- чистого воздуха;

- здоровья.

Показали комнатные растения, которые ребята сами вырастили.

Просмотр содержимого документа «Комнатные растения - это источник красоты »

Комнатные растения- источник красоты

Комнатные растения- источник красоты

… Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

… Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить.

У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить.

Цель работы нашей группы:

Цель работы нашей группы:

  • Сделать класс зеленой лабораторией, в которой мы ближе познакомимся с живой природой, научимся любить и беречь ее, приобретем много полезных знаний, умений и навыков по уходу за комнатными растениями, их выращиванием.
  • Узнать, какие комнатные растения являются лекарственными .
Литературный обзор

Литературный обзор

МЫ УЗНАЛИ! Оказывается, в кабинетах нашей школы на подоконниках растёт 8 лекарственных растений: алоэ каланхоэ сансевьерия толстянка

МЫ УЗНАЛИ!

Оказывается, в кабинетах нашей школы на подоконниках растёт

8 лекарственных растений:

  • алоэ
  • каланхоэ
  • сансевьерия

толстянка

  • фикус
  • папоротник
  • хлорофитум
  • кактус
АЛОЭ

АЛОЭ

  • Алоэ или столетник – в народной медицине применяют для лечения ожогов, ран, язв.
  • Алоэ нейтрализует действие вредных газов, поэтому его полезно содержать на кухне , в кабинете , химии
КАЛАНХОЭ В медицине используют сок растения. Сок каланхоэ обладает противовоспалительным действием и поэтому используется для заживления ран, при ожогах, обморожениях. Соком каланхоэ лечат тонзиллит, пародонтоз, стоматит.

КАЛАНХОЭ

В медицине используют сок растения. Сок каланхоэ обладает противовоспалительным действием и поэтому используется для заживления ран, при ожогах, обморожениях.

Соком каланхоэ лечат тонзиллит, пародонтоз, стоматит.

САНСЕВЬЕРИЯ Тёплый сок из листьев закапывают в уши для устранения боли. Отвар растения применяют против зуда и чесотки.

САНСЕВЬЕРИЯ

  • Тёплый сок из листьев закапывают

в уши для устранения боли.

  • Отвар растения применяют

против зуда и чесотки.

  • Дым от горящих листьев снимает головную боль.
Папаротник Хлорофитум Хлорофитум в кабинете химии несколько хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Хлорофитум

в кабинете химии несколько хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Защищает от радиоактивного излучения. Кактус

Защищает от

радиоактивного

излучения.

Кактус

БУДЬ ОСТОРОЖЕН! Ядовитое растение – диффенбахия !

БУДЬ ОСТОРОЖЕН!

Ядовитое растение –

диффенбахия !

Загадки о комнатных растениях Лист горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит нас в любой день и час. Зелёный, в колючках, Похож на ежа, А цветки атласные Белые, жёлтые, красные. Комнатное растение, в народе называемое “бабьи сплетни”. Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево”. Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы.

Загадки о комнатных растениях

  • Лист горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит нас в любой день и час.
  • Зелёный, в колючках, Похож на ежа, А цветки атласные Белые, жёлтые, красные.
  • Комнатное растение, в народе называемое “бабьи сплетни”.
  • Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные,

но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево”.

  • Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные,

тонкие, вырезные, похожи на перья птицы.

Наши советы по уходу за комнатными растениями Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Наши советы по уходу за комнатными растениями

  • Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
  • Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
  • Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

  • Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
  • Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
  • Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
НАШИ ВЫВОДЫ

НАШИ ВЫВОДЫ

  • Комнатные растения – наши друзья.
  • Они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь нам справиться с болезнью.
  • Мы постараемся вырастить новые лекарственные растения для наших кабинетов
… Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. С. Виргун

… Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С. Виргун

kopilkaurokov.ru

Интегрированный урок по биологии на тему "Комнатные растения в интерьере "

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Сибайский Центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому

Интегрированный урок по биологии.

Тема : «Роль комнатных растений в жизни человека".

учителя высший категории

Идрисовой Разиды Юнировны.

Сибай 2016 — 2017 уч. год

Тема : «Роль комнатных растений в жизни человека".

Цель:

Расширить представление учащихся о разнообразии комнатных растений, сформировать первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями и их размещением в интерьере квартиры.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека;

- познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений;

- научить приемам посадки комнатных растений.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся при расстановке комнатных растений в интерьере квартиры;

- развивать кругозор, познавательный интерес;

- развивать эстетические способности.

Воспитательные:

- воспитывать художественное мышление при оформлении интерьера;

- воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Материально-техническое оснащение:

мультимедийный проектор, компьютер, презентации, рабочая тетрадь, карточки-задания, эскизы кухни и комнатных растений, черенки разных видов цветов, горшки для цветов разных размеров и из разного материала, материал для дренажа, земляная смесь, совок садовый, лейка, хозяйственные перчатки.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный,

- практическая работа.

Тип: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты.)

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

— Сегодня мы продолжаем изучать раздел программы «Технология ведения дома», и тема нашего урока — «Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями и их размещение в интерьере квартиры». Мы с вами уже знакомы с такими понятиями, как "комнатные растения», «дренаж», «кашпо», «интерьер», а также знакомы со словами «основные части интерьера», «характерные особенности жилища» и т.д. Давайте еще раз вспомним, что они обозначают. Я предлагаю вам по работать с карточками «Технологического лото» и «Узнавайка».

II. Актуализация знаний (10 минут.)

«Технологическое лото»

Учащимся предлагаются два конверта: в одном — термины, во втором —определения

Задание: 1. Подобрать к термину правильное определение.

2. Выбрать рис комнатных растений среди многообразия «зелени».

Все многообразие комнатных растений можно подразделить на группы:

декоративно-лиственные и декоративно-цветущие растения.

Декоративно-лиственные растения привлекают красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.), либо яркой и пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.).

Декоративно-цветущие растения выращивают исключительно ради красивого, эффектного цветения (азалия, цикламены, пеларгонии и др.).

Внимательно изучим презентацию, и разделим комнатные растения на соответствующие две группы. Настало время когда мы с вами сможем найти ответ на наши проблемные вопросы.

1. Хотим ли мы, чтобы растения радовали нас в течение всего года?

( Презентация.)

Сообщение учащейся о размещении растений в интерьере.

Некоторые растения известны как исключительно выносливые. К таким «железным» видам относятся сансеиверия, фуксия, аспидистра, многие суккуленты и цеперус. Не составит большого труда содержать дома неприхотливые растения. В зависимости от морфофизиологических особенностей рассмотрим комнатные растения: лианы и суккуленты.

Лианы для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли (аспарагусы, пассифлора, плющи и др.).

Суккуленты, растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ и др.)

2. Как много времени мы можем потратить на наши комнатные растения?

III. Изложение нового материала (15 минут.)

Учитель биологии:

— Никому не надо доказывать, что комнатные растения — наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений мы, жители города, стараемся восполнить дефицит общения с природой. Выбор комнатного растения — пусть не великое, но искусство, и для того чтобы не ошибиться, нужно знать его азы.

Поэтому на сегодняшнем уроке мы выясним:

Какую роль в жизни человека играют комнатные растения?

Что необходимо для их нормального роста и развития?

Что включает в себя уход за комнатными растениями и как их разместить в интерьере?

Учитель биологии:

— Чтобы правильно выбрать комнатное растение изучим презентацию, и составим небольшой список комнатных растений, которые удовлетворят вашим условиям содержания.

3. Растения какого размера и облика нам требуются?

Сообщение учащейся о размещении растений в интерьере (продолжение)

Основное правило заключается в том, что аранжировка должна учитывать облик входящих в нее растений и вписываться в стиль помещения. Примеры: одиночное крупное растение размещается на полу просторного помещения; высокое узкое растение зрительно приподнимает потолок; низкое распростертое — дает противоположный эффект и т.д.

Учитель ИЗО и технологии:

Немаловажную роль в этом вопросе играет и правильный подбор посуды для цветов. Вы, наверное, обращали внимание на то, что иногда комнатные растения нелепо смотрятся в горшках, в которые посажены. Так бывает, когда форма и размер растения не сочетаются с внешним обликом цветочного горшка. И сейчас мы познакомимся с видами цветочных горшков и узнаем, как их правильно подбирать.

Сообщение учащейся о правилах подбора посуды для комнатных растений, видах дренажа. Сейчас в продаже имеется большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая, металлическая, деревянная. Но лучше всего сажать цветы в обыкновенные глиняные горшки. Подойдут, конечно, и пластмассовые, но в них труднее регулировать полив, так как их стенки не пропускают влагу, и земля в них дольше не просыхает. Многие пластики, особенно светлых тонов, могут пропускать сквозь себя значительное количество света. Это приводит к тому, что на влажной внутренней поверхности горшка появляются синезеленые водоросли, отходы жизнедеятельности которых — яд для растения, но эти горшки недорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид, поэтому их очень часто используют для посадки.

А если нас не устроит внешний вид горшка мы можем его декорировать. Ребята достаем наши заготовки, которые мы с учителем ИЗО и технологии приготовили, и начинаем работу .

hello_html_192e0f47.jpg

И украсим наш цветочный горшок методом аппликации и рисунка:

№ 1

hello_html_m3d56e6a1.jpg

№ 2

hello_html_m59a0de12.jpg

№ 3

hello_html_78d55dc.jpg

Любая посуда для цветов независимо от ее формы, размера, цвета, материала, из которого она изготовлена, должна иметь в своем днище отверстие для стока воды. И все же самое главное при выборе посуды не ошибиться в ее форме. Общепризнано, что лучшей считается посуда в виде усеченного конуса, раскрытого вверх. Однако есть и еще один критерий оценки — внимание человека. Исходя из него, лучшей надо признать ту посуду, которую человек, смотрящий на растение, не замечает.

Четвертый вопрос.

4. Какие условия необходимы комнатным растениям?

( Презентация.)

Сообщение учащихся о правилах ухода за комнатными растениями.

Главное для цветов — свет и тепло. По степени любви к освещению, комнатные растения разделяют на: светолюбивые, теневыносливые,тенелюбивые .

Светолюбивые растения — кактусы, агавы, жасмин, кливия, пеларгония;

теневыносливые — аспарагус, фуксия, бегония; тенелюбивые — плющ, папоротники.

Разборчивы растения и по отношению к земле. Для комнатного цветоводства используют смеси, состоящие из компостной, листовой, дерновой, парниковой земли и песка. Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточный полив, так и его недостаток приводит к повреждению прежде всего корневой системы, а в дальнейшем — к ослаблению всего растения, нередко и к его гибели.

Обильный полив — такого полива требует большинство тропических растений: бегония, фикусы, лимон и др.

Умеренный полив — растения поливают не сразу после просыхания земли, а спустя день-два. Так поливают: аспарагус, хлорофитум, пальмы, аспидисперу и др.

Редкий полив — растения оставляют сухими в течение нескольких дней и даже недель. Это относится к кактусам, алоэ, глоксиниям, гиппеаструму и др.

Немаловажную роль в уходе за растениями играет и подкормка. Подкормку растения осуществляют весной и летом. Растения можно подкармливать только растворами слабой концентрации, так как высокое содержание солей может вызвать ожоги корневой системы.

Правильная посадка растения — одно из условий ухода.

(Презентация.)

При посадке на дно горшка поверх дренажного отверстия кладут черепок выпуклой стороной вверх, затем дренаж слоем 2–3 см. Затем насыпают подготовленную земляную смесь. Растения сажают так, чтобы горшок был заполнен не до краев, а оставалось место для полива. После посадки растение поливают несколько раз теплой водой и хорошо опрыскивают. В следующие 3–4 дня оно должно быть равномерно увлажненным. Затем поливают как обычно, давая подсохнуть земле.

Учитель ИЗО и технологии:

— Я благодарю выступавших за исчерпывающую информацию по всем интересующим нас вопросам и предлагаю перейти к практической части нашего урока.

  1. Практическая работа:

«Подбор горшка и посадка черенка растения»

(30 минут.)

Вводный инструктаж

Учитель:

Сейчас каждый выполнит посадку черенка выбранного комнатного растения, применяя знания, которые вы сегодня получили.

На ваших столах приготовлены горшки для посадки, земляная смесь, дренаж, инструменты, перчатки, инструкционные карты, карточки-задания.

Инструктаж по охране труда, надо соблюдать правила и быть внимательными и аккуратными во время работы, пользоваться защитной одеждой, соблюдать порядок выполнения работы, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены.

-комнатных-растений.jpg-комнатных-растений.jpg-комнатных-растений.jpg

1. Растения с неодревесневшими стеблями , такие , как пеларгония , размножаются при помощи верхушечных здоровых стеблей . Срежьте верхнюю часть стебля с 3 - 4 узлами .

2. Удалите нижние листья со стебля и острым ножом отрежьте черенок непосредственно под узлом . 

 3.Заполните небольшой горшок субстратом для черенков и сделайте отверстие при помощи карандаша или палочки . Вставьте черенок в отверстие и слегка уплотните субстрат вокруг него .

-комнатных-растений.jpg

1. Многие растения образуют отростки по периметру у основания . Выньте материнское растение из горшка и аккуратно отделите приемлемых размеров отросток , предпочтительно с корнями.

-комнатных-растений.jpg

2. Посадите отросток в субстрат на такую же глубину , на которой он был рядом с материнским растением . Когда образуется корневая система , за отростком можно ухаживать также, как за взрослым растением .

Пока сажают растения, у учителей есть возможность, проверить знания учеников.

Назовите комнатное растение, выбранное для посадки;

  • расскажите об особенностях этого растения;

  • укажите возникшие сложности при выполнении практического задания;

  • заполните информационный лист.

V. Закрепление нового материала (15 минут.)

(Презентация.)

Работа учащихся по карточкам задания «Декорирование комнатных цветочных горшков для кухни кухни».

Учитель ИЗО и технологии:

  • Вы знаете функциональные зоны квартиры, одной из них является зона кухни. Кухня – одно из «производственных» помещений в доме, как правило, самое маленькое. Если раньше кухня предназначалась исключительно для приготовления пищи, то в сегодняшних условиях она выполняет функции столовой, а иногда и гостиной. Цветы в кухне размещают так же часто, как в гостиной. Интерьер кухни и оформление повышают аппетит и располагает к быстрому всасыванию пищи. Рекомендуется для озеленения кухни использовать неприхотливые растения, такие как бегония, бальзамин, традесканция, сциндапсус, каланхоэ, которые терпимы к повышенной циркуляции воздуха, влажности, теплу и освещенности.

tsvetochnyie-gorshki-09.jpg

При размещении комнатных цветов в кухонном помещении следует помнить некоторые правила: - цветы не должны мешать приготовлению пищи;

VI. Анализ и оценка урока (3 минут.)

Учитель биологии:

  • Сегодня на уроке вы узнали о роли комнатных растений в жизни человека, классификацию комнатных растений, получили первоначальные навыки посадки и размещения комнатных растений в интерьере. И я надеюсь, что, используя эти знания, вы сможете украсить, оживить свою квартиру. Помните, что даже несколько горшочков с любимыми цветами не только украсят ваш дом, делая его более уютным, но и улучшат настроение, снимут напряжение. Комнатные растения понижают содержание углекислого газа в воздухе, поглощают пыль, очищают и увлажняют воздух, уничтожают вредоносные микроорганизмы.

Выставление оценок, их аргументация (5 минут.)

  1. Домашнее задание. Предлагаю вам дома выполить творческий проект «Комнатные растения в интерьере вашей кухни» и подготовить сообщения.

Уборка рабочих мест (5 минут.)

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта