Значение корня растения. Сайт рентгенологической и…не только литературы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Корень растения и его значение. Значение корня растения


строение корня растений, значение корня, виды корней

 

 

Корень является частью вегетативного тела растения, расположенный под землей  Он закрепляет растение в почве и впервые появляется у сосудистых растений

 

Значение корня:

 

1.       Поглощение воды с необходимыми для растения веществами, которые разносятся через ксилему к органам растения Также эти вещества принимают участие в фотосинтезе

2.       Транспортная, так как от корня к остальной части растительного организма происходит передвижение через ксилему и флоэму воды и питательных веществ

3.       Сберегающее значение , так как в корне происходит накопление веществ,  синтезированные во флоэме

4.       Синтезирующее значение Корень участвует в образовании таких веществ как: гормоны, алкалоиды и др

5.       Опорное Корневая система «держит»  растение в грунте

 

Корни у голосеменных и цветковых бывают главными (которые формируются еще в зародыше ,и направлены вниз) и боковымы  , отходящие от главного

Корень является осью , обладает радиальной симметричностью , растет в длину довольно продолжительно  за счет верхушечной (апикальной ) меристемы , которая прикрыта чехликом (что отличает ее от стебля)

 

 

Основные виды корневых систем:

Для двудольных цветковых и голосеменных растений характерна стержневая система Она представляет собой главный и боковые корни

Мочковатая- образуется из придаточных корней, растущих из нижней части побега

 

Значение почвы для растений

Почва имеет определенный минеральный состав в зависимости от образующих ее частиц Чтоб растение могло впитать в себя нужные вещества-необходимо вода Именно она определяет фактор развития растений   Почвы из различных по размеру частиц наиболее благотворны для удержания воды  Плодородию почв способствуют деятельность микроорганизмов , грибов , беспозвоночных и мелких позвоночных  животных Например некоторые бактерии и сине-зеленые водоросли снабжают почву связанным азотом ,а микоризообразующие грибы  обеспечивают минеральное питание для растений Также плодородию почвы  способствуют минерализация  органических остатков, которую совершают микроорганизмы Чем больше органических остатков в почве-тем она плодороднее

 

Строение корня «изнутри» К проводящей системе корня относят ситовидные трубки и сосуды Они находятся радиально в центре корня , образуя осевой цилиндр за счет клеток основной ткани Перемещение воды с растворенными в ней веществами происходит по сосудам к наземным  органам растения  от корневых волосков Ситовидные трубки как бы пронизывают тяжи сосудов Эти трубки нужны для перемещения  органических растворов от наземной части растений к подземной части, то есть к корню

 

 

Рост корня в толщину осуществляется за счет деления клеток камбия, который находится между флоэмой и ксилемой За непосредственный контакт с почвой и всасывания воды с растворенным необходимыми веществами  отвечают корневые волоски Эти волоски  живут 20 дней а потом заменяются на новые

 

 

Корень на продольном разрезе:

 

Корневой чехлик:

Зона деления – делящиеся клетки образовательной ткани.

Зона роста —отвечает за  рост корня в длину.

Выше зоны роста находится зона всасывания  Она покрыта корневыми волосками , которые всасывают воду с растоверенным в ней веществами Эти волоски покрыты слизью (слизь играет важную роль: она растворяет минералы почвы )   Также в этой зоне образуются  боковые корни

Зона проведения  находится в центре корня где находятся ткань, образованная  ксилемой (древесина) и лубом (флоемой) Здесь наблюдается постоянный рост Именно эта зона занимает большую часть корня Корень в этой области утолщается , за счет постоянного деления камбия Корень ветвится

Разновидности корни Корни могут разрастаться паренхимой или за счет дополнительного действия  слоев камбия и таким образом формируется корнеплод Примеры редька .свекла, репа –у них корнеплод образован разросшимся  стеблем А у моркови основную часть корнеплода формирует главный корень Биологическое значение корнеплодов у растений-в них запасаются питательные вещества Еще виды  корней-воздушные корни (кукуруза), корнеклубни (георгин)

 

 

kvashka.ru

Корень растения и его значение

Цели урока:

Образовательные: 

дать представление о значении корня для растений;

познакомить учащихся с разнообразием корней;

закреплять знания об органах растений;

обобщать знания учащихся о разнообразии растений на Земле.

Развивающие:

развивать у учащихся интерес к окружающему миру;

развивать словарный запас учащихся;

развивать познавательную активность детей.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

воспитывать аккуратность и усердие в работе.

Ход урока

Презентация Корень растения и его значение

Организационный момент.

- Приветствие.

- Организация рабочего места.

- Психологический настрой на работу.

               - Сегодня на уроке вы будите работать в группах. Вспомним правила, которые нам пригодятся для работы.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

умею слушать мнения других.

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, на какие группы делятся все растения. Назовите основные пять групп.  

Работа в группах.

Задания для 1, 2, 3, 4, 5 групп:

- Возьмите конверты, соберите мозаику.  – смотрите документ

- Дайте название полученному растению.

- Определите, к какой группе растений оно относится.

- Подготовьте рассказ о растениях этой группы.

Задания для 6 группы:

- Поработайте с гербарием. Распределите растения по основным группам. Распределите образцы растений под соответствующей табличкой на доске.

Гербарий: мох сфагмум, мох шребера, папоротник, водоросль зелёная, водоросль бурая, сосна, черёмуха.

Работа с интерактивной доской.

Группы растений

корень

стебель

лист

цветок

мхи

-

+

+

-

папоротники

+

+

+

-

водоросли

-

-

-

-

хвойные растения

+

+

+

-

цветковые растения

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

– Согласны ли вы с утверждением, что у любого растения есть корень, стебель, лист, цветок плод с семенами? (Нет)

- Обоснуйте свой ответ.

               Обоснование:

мхи не имеют ни корней, ни цветков;

у папоротников нет цветков, плодов;

водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;

у хвойных растений нет цветков

Актуализация знаний.

- Как мы видим, растения разнообразны, но у них много общего. Что их объединяет?

- Ответ на этот вопрос вы получите при чтении статьи учебника.

Работа с учебником. С. 60 «Как живёт растение» (1, 2 абзацы). Чтение текста вслух одним учеником.

- Что объединяет все растения. (Зелёная окраска, все растения состоят из клеток, имеют органы, каждый из которых отвечает за свою «работу».)

– Почему растения относятся к живым организмам? Выскажите своё мнение. (Они питаются, дышат, растут, размножаются.)

Работа по индивидуальным карточкам.

- На примере одного растения рассмотрим его составные части (органы).

- Внимание на экран. Послушайте видео-задание.

(Видео-задание: Рассмотрите картинку. Определите, из каких частей состоит это растение.)

Видео http://interneturok.ru/ru Учителя вызывали?

Страница материала –

 http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/undefined/raznoobrazie-rastenij

Работа по индивидуальным карточкам. Схема «Органы (части) растения»

- Выполните задание на карточке №1. – смотрите документ

- Что это за растение? (Фиалка.)

Способ проверки: просмотр отрывка  inter neturok.ru Учителя вызывали? Фрагмент урока «Разнообразие растений»

- Оцените свою работу по карточке.

Критерии оценки: нет ошибок – «5»; одна ошибка – «4»; две ошибки – «3».

Беседа.

- К какой группе растений оно относится? (Цветковые растения.)

- Назовите наземный орган растений, на котором расположены листья, почки? (Стебель.)

- Назовите боковой орган растений, расположенный на стебле? (Лист.)

- Назовите самый красивый, яркий орган растений, привлекающий насекомых? (Цветок.)

- Что образуется на месте цветка у растений? (Плод с семенами.)

Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы более подробно поговорим и познакомимся только с одним органом растения, закрепляющий его в земле? Узнаем, какую роль играет этот орган на развитие растений. О каком органе растений пойдёт речь? (О корне.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Корень и его значение.)

- Слово «корень» можно объяснить по – разному, оно многозначное. Какие еще значения имеет это слово? (Корень слова, корень зуба, корень волос…и т.д.)

- Но нас с вами будет интересовать слово «корень» в каком значение? (Орган растений.)

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

Весь материал - смотрите архив.

videouroki.net

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Значение и видоизменения корней

Роль корня в жизни растения очень велика. Значение корня можно определить по тем функциям, которые он выполняет.

Важнейшая функция корня – питание растения, т. е. всасывание воды и минеральных веществ.

Благодаря всасывающей способности корня растение получает из почвы соли калия, кальция, магния и фосфора, соединения азота и серы и многие другие вещества, необходимые растению для обмена веществ, образования клеток и различных внутриклеточных структур. Например, без магния у растений не образуется хлорофилл.

Другая функция корня – укрепление растения в почве.

Посредством корней растение прочно укрепляется в почве, это особенно важно при сильном ветре или ливневом дожде. В этих условиях корень, как якорь, крепко удерживает растение на месте. Прочность и гибкость корня достигается тем, что проводящие сосуды, направляющие воду с растворенными веществами вверх к стеблю, вместе с механической тканью сосредоточены в центре корня.

Еще одна функция корня – вегетативное размножение растения. На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги. Такие растения называют корнеотпрысковыми. Отделившись от материнского, они могут жить как самостоятельное растение. Осина, сирень, щавелек, вьюнок, льнянка, иван-чай, слива, малина могут размножаться вегетативно – корнем.

Следующая функция корня – запасающая, так как в корне происходит отложение запасных питательных веществ.

У многих растений корни участвуют в запасании питательных веществ. В них откладываются главным образом углеводы в виде крахмала, сахаров и инулина. Например, у моркови, редьки, петрушки, редиса корнеплод, представляющий собой утолщенный главный корень, специально приспособлен для отложения питательных веществ.

Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой системе называют корневыми шишками. Так, у георгины, батата и некоторых других растений утолщены придаточные корни.

Корни, пронизывая рыхлые песчаные почвы, укрепляют их. Протискиваясь в плотной глинистой и каменистой почвах, они придают им рыхлость и своими выделениями обеспечивают растворимость поглощаемых минеральных веществ. Постоянно отмирающие корневые волоски вместе с выделениями и слущиванием слизистых клеток чехлика обеспечивают питание (и привлечение) многочисленного микроскопического населения почвы (бактерий, грибов, простейших). Тем самым корни создают благоприятные условия для своей жизни и жизни других организмов.

Еще одна важная функция корня – служить пищей другим организмам, в том числе и человеку. Корни также обеспечивают плодородие почвы. Кроме названных корень может выполнять и ряд других функций. У растений корни видоизменяются при изменении условий окружающей среды.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корень – специализированный орган, приспособленный для поглощения питательных веществ из почвы. Все разнообразие корней связано с видоизменениями главного или боковых и придаточных корней. Видоизменение обусловлено его функциями.

 

< Предыдущая страница "Зоны (участки) корня "

Следующая страница "Побег: функции, строение и многообразие" >

biolicey2vrn.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта