Какие косвенные признаки свидетельствуют о съедобности растений. Человек в условиях автономного существования. Чрезвычайные ситуации локального характера в природе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Выживание в экстремальной ситуации. Какие косвенные признаки свидетельствуют о съедобности растений


Человек в условиях автономного существования. Чрезвычайные ситуации локального характера в природе

Тема: Человек в условиях автономного существования.

Вариант № 1

1. Выбрать косвенные признаки съедобности растения:

       а) приятный вкус;                        г) на изломе выделяет млечный сок;

       б) плоды поклеваны птицами;   д) кора обглодана, небольшая высота

       в) приятный запах;                           растения.

2. В условиях автономного существования можно пить без опасения воду:

        а) рек, озер, болот;                г) росу, «конденсатную» воду;

        б) родников, ключей;            д) из всех этих источников.

        в) горных рек;

3. Временный лагерь в горах должен быть защищен от:

         а) камнепада, перегревания, переохлаждения;

         б) ветра;

         в) осадков;

         г) перепадов атмосферного давления;

         д) снежной лавины, оползня.

4. Основными подручными материалами для строительства временного убежища лесу могут быть:

          а) ____; б) _____; в) _______; г) _____.

5. Основным предназначением костра в лесу является:

          а) освещение;                                             г) приготовление пищи;

          б) сигнал бедствия;                                   д) дружеская беседа.

          в) обогревание и высушивание одежды;

6. Добыть огонь в условиях автономного существования можно с помощью:

          а) трения;                                                   г) линзы;

          б) размахивания ветками;                        д) компаса.

          в) солнечного «зайчика»;

7. Основными предметами аварийной мини-укладки являются:

           а) ______; б) ______; в) ____; г) _____; д) ______.

8. В условиях автономного существования источниками белка в пище могут быть:

           а) рыба, яйца птиц;                                   г) жабы, осы, пчелы;

           б) ягоды, травы, кора деревьев;               д) жуки, гусеницы.

           в) клубни камыша, тростника, жолуди;       

9. Основным способом определения северного направления ночью является

     ориентирование на _______  ________.

10. Выбрать соответствие.

       Психофизиологические факторы:

                         А - способствующие выживанию;

                         Б - препятствующие выживанию;

        а) переутомление;                              е) решительность и воля;

        б) чередование работы и отдыха;    и) голод и жажда;

        в) переохлаждение;                           к) растерянность и паника;

        г) перегревание;                                 л) четкий план действий;

        д) страх, боль;                                    м) целеустремленность.

Тема: Человек в условиях автономного существования.

Вариант № 2

1. Выбрать съедобные растения:

       а) белена, ландыш, лютик;                     г) цикута, одуванчик;

       б) малина, крапива, листья березы;      д) зверобой, клевер, белена.

       в) вороний глаз, волчье лыко;

2. Человеку в сутки требуется воды:

       а) 1 литр;   б) 3-5 литров;   в) 1,5- 2 литра;   г) 0,5 литра;    д) 10 литров.

3. Временное укрытие в лесу должно защищать от:

       а) урагана, наводнения;                          г) диких зверей;

       б) перегревания, боли;                            д) голода, жажды.

       в) осадков, холода, жары;

4. Основными видами шалашей являются:

       а) __________;      б) _________;     в) ________.

5. Найти соответствие.

    Способы получения и поддержания огня.

     А - растопка для костра;               а) толстые сучья и ветки;

     Б - способ поддержания огня;      б) тонкие веточки и мох;

     В - способ получения огня            в) спички и зажигалка;

                                                              г) береста и сухая трава;

                                                              д) увеличительное стекло.

6. Стороны горизонта можно определить по:

     а) ______; б) _______; в) _______; г) _________; д) ______.

7. Для подачи сигнала бедствия используют:

     а) костер и факел;                              г) годовые кольца на пнях;

     б) контрастные, яркие предметы;    д) самодельную линзу. 

     в) зарубки на деревьях;

8. Факторы выживания в условиях вынужденной автономии делятся на:

     а) антропологические;                     г) сезонные;

     б) диетические;                                д) экологические;

     в) природные;                                  е) материально-технические.

vunivere.ru

КАКИЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О СЪЕДОБНОСТИ РАСТЕНИЙ - В пустынной и полупустынной зонах при отсутствии запаса воды от употребления незнакомых растений лучше воздержаться, т.к. даже легкое отравление значительно усиливает обезвоживание организма.

Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Выполнение различных работ в аварийной ситуации должно быть продуманным и коллективным. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне, и наоборот. При наличии в группе тяжелобольного необходимо организовать за ним постоянный уход и наблюдение, для чего назначают одного или нескольких дежурных.

От несчастного случая аварийная ситуация отличается тем, что в критическом положении, угрожающем самой жизни, оказываются не один-два пострадавших, а вся группа. В период подготовки похода необходимо тщательно проанализировать маршрут с точки зрения обеспечения безопасности.

Например, с помощью куска полиэтилена можно добыть в пустыне воду, защититься от ветра и осадков, обернуть им спальный мешок при переправе через реку и т.д. Аварийные комплекты и неприкосновенный запас продуктов следует переносить в специальном «аварийном» или «штабном» рюкзаке в середине передвигающейся группы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации этот рюкзак спасают и эвакуируют из опасной зоны в первую очередь.

Все боящиеся влаги предметы необходимо заключить в герметичную упаковку. Для аварийных условий характерны в первую очередь травмы. В условиях нехватки лекарственных средств и отсутствия квалифицированной медицинской помощи лечение пострадавших крайне затруднено, а порой невозможно. В подобных случаях основная помощь пострадавшему заключается в устранении или ослаблении воздействия на организм факторов, провоцирующих возникновение и развитие болезни.

Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данную минуту

В походе могут возникать болезни, возможны и обострения хронических заболеваний. В экстремальных условиях возможны также различные нервно-психические расстройства и острые психические заболевания. Желательно широко использовать произрастающие в данной местности лекарственные растения.

Перед походом необходимо ознакомиться с наиболее полезными растениями, а еще лучше составить краткую памятку с их изображением и описанием

Каждый турист независимо от планируемого маршрута, его сроков и географической зоны проведения должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Достигается это обучением действию в условиях аварии. Правильные действия «записаны» в подсознании опытного туриста. Поэтому желательно заранее составить план действий на каждый случай аварии и провести несколько тренировок, чтобы закрепить полученную информацию, так сказать, в мышцах.

Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия. Крайне опасно в аварийной ситуации анализировать обстоятельства, приведшие к аварии, действия людей, тем более искать или наказывать виновных!

Например, при аварии в пустыне надо ослабить воздействие на человека солнечного излучения, соорудив солнцезащитный тент, в тундре защитить от холода, построив снежное убежище, и т.п

В аварийной ситуации «завтрашнего дня» может не быть. Из подобных мелких волевых решений складывается такое понятие, как «воля к жизни», обеспечивающее длительное выживание. Основа выживания — прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины и кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц.

Приемы выживания в каждой климатогеографической зоне различны. В аварийной ситуации следует внести в общую «копилку» знаний любую имеющуюся полезную информацию. При возникновении аварийной ситуации все имеющиеся продукты необходимо рассортировать с учетом срока годности. При малых запасах продуктов первые 2—3 суток от употребления пищи лучше воздерживаться.

При сборе съедобных растений необходимо соблюдать осторожность. Можно не знать «в лицо» все съедобные растения, но распознавать ядовитые должен уметь каждый турист (см. Грибы, Ядовитые растения).

Лишь незначительная часть аварий возникает из-за объективных, не зависящих от туристов причин, например, когда группа попадает в зону стихийного бедствия — пожара, наводнения, урагана, землетрясения. Исходя из полученных сведений, надо выявить наиболее вероятные, а желательно и маловероятные стечения обстоятельств, ведущих к возникновению аварии. При «проигрывании» возможных случайностей нужно исходить из худшего.

Любая травма, в обычных условиях чреватая лишь прекращением похода, в аварийной ситуации может обернуться гибелью пострадавшего и даже всей группы. В любой географической зоне можно отыскать растения, которые с успехом заменят перевязочный материал и кровоостанавливающие препараты. При сборе даров леса следует отдавать предпочтение высококалорийным растениям, обычно произрастающим в прибрежной части водоемов (рогоз, чилим, тростник, сусак и др.), а также орехам.

lowekader.ru

Качественные и количественные признаки в селекции

загрузка...

Понятие признака в селекции с точки зрения характера их наследования совпадаете понятием признака, принятым в генетике. Генетик постоянно имеет дело с признаками и определяющими их генами. Передача генов из поколения в поколение прослеживается по проявлению того или иного признака, его доминантного или рецессивного состояния. Закономерности расщепления отражают способность гена к стабильному самовоспроизведению, а закономерное проявление доминантного или рецессивного признака отражает другую характеристику гена — его способность фенотипически проявляться. Эти два свойства гена неотделимы друг от друга.

Важный принцип гибридологического анализа, введенный австрийским естествоиспытателем Грегером Иоганном Менделем, — исследование дискретных признаков, различия по которым наследуются альтернативно. Таким образом, понятие признак» в менделеевских экспериментах — это специальный термин. Он конкретизируется на основании гибридологического анализа и выступает п форме элементарной составляющей фенотипа. Есть элементарные, дискретные, единицы генотипа — гены и элементарные единицы фенотипа, элементарные признаки, иди (рены.

В опытах Менделя в качестве элементарных признаков выступали: форма горошин, которая могла быть круглой или с неровностями, окраска цветков — пурпурная иди белая, длина растения (высокое или низкое) и т. д. Альтернативные выражения каждого элементарного признака детерминировались различными аллелями одного гена. Один аллель определяет развитие доминантного, другой — рецессивного состояния признака.

Практически любой признак может использоваться в гибридологическом анализе в качестве элементарного признака: форма, окраска органов иди целых организмов, наличие или отсутствие органов. Иными словами, вся морфология организма может быть представлена как система элементарных признаков.

Поведение животных или человека тоже можно разложить на элементарные признаки. Например, известны так называемые вальсируюшие мыши. Выявлено огромное количество особенностей обмена веществ, которые также представляют собой элементарные признаки. Даже строение отдельных белковых молекул представляет собой выражение элементарных признаков. Хорошо изученным примером этого рола служат так называемые гемоглобинопатии человека — «болезни гемоглобина». Известно несколько десятков примеров аномальных гемоглобинов, отличаюшихся от нормального гемоглобина всего одной аминокислотой в молекуле.

Таким образом, признак - это условное обозначение единицы морфологической, физиологической или биохимической дискретности организма; определенное качество организма, по которому можно отличить один организм от другого.

h3> Деление организмов генетики делят на качественные и количественные.

Качественные — это альтернативные олигогенные признаки, контролируемые одним или несколькими генами. Различия по качественным признакам устанавливаются непосредственно путем наблюдения или сравнения, без измерения или взвешивания. Качественные признаки обладают прерывистой изменчивостью, описываемой по принципу «есть/нет».

Количественные — это мерные полигенные признаки. Они генетически контролируются суммарным действием большого числа генов. Отличаются цифровым выражением: различия устанавливаются путем измерения, взвешивания, подсчета и т. п. Вследствие политенного контроля и большой модификационной изменчивости под влиянием условий внешней среды количественные признаки обладают непрерывной изменчивостью. Они могут быть описаны по принципу «больше меньше».

Один и тот же ген может быть, по крайней мере, в двух разных состояниях — нормальном и мутантном, что и обусловливает альтернативное состояние признака. При этом понятия «норма» и «мутант» относительны. Например, желтая или зеленая окраска семян — что является нормой, а что мутацией? Нормальным геном, или геном дикого типа, называют наиболее широко представленный в данной популяции ген. Так что в одном случае может быть нормальной желтая окраска, а в другом — зеленая.

Разные состояния одного и того же гена называются аллелями. Аллельные гены расположены в одном и том же локусе гомологичных хромосом и отвечают за формирование одного и того же признака. Каждый организм (за исключением прокариот и вирусов) имеет парные хромосомы, независимо от их числа в генотипе: аскарида — I пару, человек — 23, горох — 7, карась — 50, корова — 30, куры — 39 пар и т. д.

Парные хромосомы называют гомологичными, они сходны по строению, конъюгируют в мейозе и содержат аллельные гены. Следовательно у каждого организма любой ген представлен двумя аллелями — если они одинаковы, то организм является гомозиготным поданному локусу, если они разные, то организм гетерозиготен. Два разных алделя у гетерозигот при взаимодействии друг с другом могут по-разному влиять на проявление признака.

Newer news items:

Older news items:

загрузка...

www.phytology.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта