Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными. Контрольная работа для промежуточной аттестации по биологии в 8 классе ОВЗ (ментальные нарушения)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Немного общей теории или как важна экология. Взаимосвязь животных и растений. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными


Контрольная работа для промежуточной аттестации по биологии в 8 классе ОВЗ (ментальные нарушения)

Фамилия, имя учащегося __________________________________ Дата _________________

Контрольная работа для промежуточной аттестации по биологии учащихся 8в класса

  1. Как называется наука, изучающая внешнее и внутреннее строение животных и их повадки? Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. география; Б. ботаника; В. зоология.

  1. Назови главное отличие растений от животных. Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. растения создают питательные вещества, а животные их потребляют;

Б. растения и животные имеют разные органы.

  1. Животные, у которых шесть ног относятся к … Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. паукообразным; Б. насекомым; В. многоножкам.

  1. Назови группу животных, к которой относятся лягушки, жабы и тритоны. Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. земноводные; Б. пресмыкающиеся; В. Млекопитающие.

  1. Укажи, как называется группа животных, которая питается мухами, гусеницами и комарами. Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. растительноядные; Б. хищные; В. Насекомоядные.

6. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными.

Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.

Б. Рыба питается личинками комара. Человек питается рыбой.

В.Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идёт снег.

7.Какое животное имеет защитную окраску? Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. божья коровка; Б. муха; В. Кузнечик.

8. Какое слово нужно вставить в цепочку развития черепахи: яйцо - ___________ взрослая черепаха. Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. малёк; Б. маленькая черепашка. В. Головастик.

9. Ученики определяли, какие животные являются всеядными. С кем из ребят ты согласишься? Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. Ира сказала, что это животные, которые едят растения и насекомых;

Б. Юра сказал, что это животные, которые едят насекомых и зверей;

В. Оксана сказала, что это животные, которые едят растения, грибы и животных.

10. Люди какой профессии не работают в животноводстве ? Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. агроном; Б. доярка; В. зоотехник

11. Ученики во время экскурсии знакомились с разведением пчёл, затем – карпов, а потом – коров. К отчёту об экскурсии они приложили маршрут движения. Выбери маршрут, на котором правильно обозначена последовательность движения детей. Обведи кружком букву выбранного ответа.

А. пасека – ферма – прудовое хозяйство;

Б. прудовое хозяйство – пасека – ферма;

В. Пасека – прудовое хозяйство – ферма.

Контрольная работа по биологии для промежуточной аттестации учащихся 8 класса ОВЗ. Составлена на основе требований к результатам на конец 8 класса по программе В.В. Воронковой.

Спецификация

7

Птицы

Уметь рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Млекопитающие

Ключ к контрольной работе по биологии в 8в классе

Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными.

а

2

7

Какое животное имеет защитную окраску?

в

1

8

Какое слово нужно вставить в цепочку развития черепахи: яйцо - ___________ взрослая черепаха.

б

2

9.

Ученики определяли, какие животные являются всеядными. С кем из ребят ты согласишься?

в

1

10.

Люди какой профессии не работают в животноводстве ?

а

2

11.

Ученики во время экскурсии знакомились с разведением пчёл, затем – карпов, а потом – коров. К отчёту об экскурсии они приложили маршрут движения. Выбери маршрут, на котором правильно обозначена последовательность движения детей.

в

3

Итого:

16б

Критерии оценивания

13-16б – «5» (72-100%) 8-11б – «4» (50 – 70%)

4-7 б – «3» (25 – 48%) Менее 4б – «2»

infourok.ru

Олимпиада по окружающему миру

Олимпиада по окружающему миру

1. Прочитай вопрос. Напиши ответ.

*Какая птица в мире самая большая?

*Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом?

*Какое дерево цветёт позже всех?

*Какой гриб носит название хищного зверя?

*Самый быстрый зверь.

2. Узнай природную зону. Напиши ответ.

а) растения низкорослые, с мелкими листьями:

б) растения имеют очень длинные корни

в) расположены растения всех ярусов

г) сплошной травянистый покров

3. Какая наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой? Подчеркни правильный ответ:

психология

биология

экология

4. Как называются участки земли, где вся земля находится под строгой охраной? Подчеркни правильный ответ:

зоопарк

музей

заповедник

5. Какая ситуация отражает связь между растениями и животными? Подчеркни правильный ответ.

*Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.

*Рыба питается личинками комаров. Человек питается рыбой.

*Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идёт снег.

6.Какое вещество повышает плодородие почвы? Подчеркни правильный ответ:

перегной

песок

глина

7.Подчеркни только лекарственные растения:

Боярышник, ромашка, ясень, тысячелистник, колокольчик, малина, яблоня, пижма, подорожник, календула.

8.Найди и исправь ошибки. Для этого зачеркни неправильное слово или слова и напиши правильный ответ.

*Зимой заяц одет в серую шубку.

*С приходом зимы к нам прилетают грачи.

*Зимой лиса питается орехами и грибами.

9. Какие из перечисленных рек протекают на территории Ивановской области? Подчеркни.

Нева, Дон, Волга, Амур, Клязьма, Енисей, Уводь, Лена, Обь.

10. Напиши правила друзей природы.

Ответы к олимпиадным заданиям:

вопроса

Ответ Балл
1 Страус, оляпка, липа, лисичка, гепард. За каждый правильный ответ 1 балл
2 а) тундра, б) пустыня, в) лес, г) степь За каждый правильный ответ 1 балл
3 экология 1 балл
4 заповедник 1 балл
5 первая ситуация 2 балла
6 перегной 1 балла
7 Боярышник, ромашка, тысячелистник, малина, пижма, подорожник, календула За каждый правильный ответ 1 балл
8 За каждую найденную и исправленную ошибку 1 балл
9 Волга, Клязьмя, Уводь. За каждый правильный ответ 1 балл
10 За каждое правило 1 балл

eco.na5bal.ru

Немного общей теории или как важна экология. Взаимосвязь животных и растений.

Известный ученый, акаде­мик С. С. Шварц говорил: «Любой вид животных или растений биологически уникален. Его вымирание — принципи­ально невосстановимая утрата».

Человек, казалось бы, всемогущ: он может создать удивительные машины и новые сорта растений; может восстано­вить разрушенные землетрясением го­рода; он проник в космос и расщепил атом; он меняет облик планеты. И толь­ко одного он пока сделать не может — создать новый живой организм или вос­становить утраченный. Да, вот так: ист­ребили какое-то животное, уничтожили какое-то растение, и ни один институт, ни одна лаборатория, даже все инсти­туты, все лаборатории, все ученые мира, если бы даже объединили свои усилия, не смогли бы оживить червя или вос­становить жившего некогда на Земле жучка. Не говоря о более сложных ор­ганизмах. Уже одно это заставляет (или должно заставить) нас бережно и вни­мательно относиться ко всему живому.

И тут может возникнуть такой вопрос: допустим, каждый живой организм уни­кален и неповторим, но такая ли, дей­ствительно, будет беда, если какие-то животные или растения исчезнут? Тем более, что среди них, как известно, есть и вредные, даже очень вредные...

Ответить на такой вопрос легко и про­сто. Можно, конечно, сказать: да, важны все животные и растения. Но ответ бу­дет многим непонятен, потому что очень прочно вошло в сознание людей пред­ставление о вредных и полезных пред­ставителях фауны и флоры.

Люди издавна привыкли делить рас­тительный и животный мир на две части. Одни растения — те, которые идут в пи­щу или являются лекарственным сырь­ем, служат строительным материалом или украшают нашу жизнь,— полезные; другие — сорняки, ядовитые — вредные.

С животными та же история: охот­ничьи или домашние животные — по­лезные, полезны и те, что опыляют рас­тения или как-то еще проявляют себя с положительной стороны. Они — нужны. Остальные — нет.

Однако такое деление совершенно не­верно. Конечно, есть растения и живот­ные очень нужные, даже необходимые человеку, есть и такие, к которым он безразличен. Есть и просто мешающие, вредящие ему. Но тут надо обратить внимание на формулировку: мешающие человеку, вредящие человеку, нужные человеку. Поэтому, говоря «вредные» или «полезные», необходимо всегда до­бавлять (или, по крайней мере, пом­нить), что полезны или вредны они именно для человека, а не сами по себе.

Да, человеку некоторые животные (и в особенности насекомые) часто вредят. И человек борется с вредящими жи­вотными всеми доступными ему спо­собами. Тем не менее до сих пор на­секомые и грызуны уничтожают почти одну пятую всех сельскохозяйственных продуктов. Но и эти животные — часть природы. И мы не можем обойти их в книге, хотя главная ее задача — рас­сказать о тех, кто нуждается в защите и охране. Кроме того, не зная вре­дящих человеку животных и расте­ний, мы не сможем по-настоящему оце­нить тех, кто приносит человеку пользу. Ну в самом деле, всем известно, что многие птицы полезны для нас. Но представляем ли мы, насколько? Или почему надо бережно относиться к та­ким, например, насекомым, как жуже­лицы или наездники? Ну, уничтожают они всяких гусениц, каких-то личинок, жуков, но стоит ли уж так заботиться об их благополучии?

Чтоб понять это, необходимо кое-что знать.

Насекомые, как правило, очень не­большие. Поэтому и съесть много не могут. Даже самая крупная тля за сутки выпивает максимум от девяноста до ста пятнадцати миллиграммов сока расте­ний. Такая потеря сока для растений ничего не значит. Но дело тут не в количестве съедаемого одним насеко­мым, а в количестве самих насекомых.

Насекомые, и тля в том числе, обла­дают, как говорят ученые, колоссальной энергией размножения. Если записать то количество, которое даст потомство одной обыкновенной тли, появившееся в течение лета (с детьми, внуками, прав­нуками, прапра... и так далее), то цифру можно было бы записать единицей с двадцатью семью нулями. Потомство кровяной тли — единицей с тридцатью нулями, а потомство одной капустной тли, если бы оно все выжило, к концу лета весило бы восемьсот миллионов тонн, примерно в сорок раз больше, чем все люди на Земле. Конечно, такого ко­личества тлей не бывает. Потому что в природе есть силы, сдерживающие энер­гию их размножения.

Тля — классический пример, который любят приводить энтомологи. Второй, тоже классический,— мухи.

Знаменитый шведский ученый Карл Линней как-то сказал, что три мухи мо­гут съесть труп лошади так же быстро, как и лев. Невероятное на первый взгляд утверждение станет понятным, если мы будем знать такие факты и цифры. Ли­чинки некоторых мух развиваются на падали. Самка мухи откладывает до ста двадцати яичек, из которых появляется, естественно, столько же личинок. За лето самка может это проделать пять-шесть раз. Большинство новорож­денных, как правило, самки... Но даже если самок только половина, то через несколько месяцев количество потомков одной мухи достигнет нескольких трил­лионов! А ведь есть мухи, самки кото­рых откладывают до двух тысяч яичек одновременно. Если бы все это по­томство выжило, то земной шар оказался бы под слоем мух толщиной в четыр­надцать с половиной метров.

Есть такая бабочка: луговой мотылек. Крошечная, незаметная, весит она ка­кие-то доли граммов. А потомство одной такой бабочки к концу лета может весить четверть тонны!

Семья одного амбарного долгоносика за лето может составить армию в во­семьсот тысяч жуков.

Итак, тли, мухи, бабочки, жуки — все они очень плодовиты. И можно пред­ставить себе, что произошло бы на на­шей планете, не будь сдерживающих их размножение сил. И мы говорим здесь, в этой книге, о вредящих насекомых для того, чтоб отчетливее было видно, как нужны сдерживающие силы и по­чему надо беречь и охранять хищных насекомых, птиц, несекомоядных зверьков.

Но это лишь частичный ответ на во­прос: почему в этой книге рассказано не только о тех животных и растениях, которых необходимо охранять? Есть и другая сторона этой проблемы.

Известно, что растения — основа жизни на Земле. А большинство расте­ний не могут продолжать свой род, не давая семян. Опыляют очень многие растения насекомые. Без насекомых ис­чезли бы многие растения, и вме­сте с ними — жизнь на Земле. Но шестиногие полезны и в более узком плане, они увеличивают богатство человека: по­вышают урожай, а то и вообще способствуют его появлению. Отсутствие или недостаточное количество насекомых- опылителей снижает на пятьдесят — семьдесят процентов урожай плодов и семян и может принести не меньшую беду, чем нападение вредящих насе­комых.

Ну что ж, это, казалось бы, ничему не противоречит: существуют насекомые- вредители — и с ними, естественно, надо бороться, существуют и насекомые-опы­лители — и их надо беречь. Но дело в том. что такой строгой границы в при­роде нет. Вот, например, те же бабочки. Сама бабочка — хороший опылитель растений, а гусеница ее нередко наносит существенный вред. Как быть? Попро­бовать подсчитать пользу и вред и со­поставить?

Пока сделать такие расчеты невоз­можно. Разве что только очень и очень приблизительно. Зато мы тут столкнем­ся с любопытным парадоксом. Дело в том, что какая-то часть вреда, который приносят насекомые, поедая листья рас­тений, будет зачтена им как... активная польза. Эти враждебные по отношению к растениям действия на самом деле не только полезны, но и просто необходи­мы растениям.

Такая уж она многообразная и мно­голикая, не поддающаяся прямому из­мерению и примитивному учету, наша великая природа. В ней нельзя все раз­ложить по полочкам, нельзя все решать однозначно.

Сейчас установлено, что в лесу нужны гусеницы, объедающие листву на деревь­ях. Подсчитано даже, сколько должно быть таких гусениц: двести — триста ки­лограммов на гектар. Больше — это плохо. Но и меньше — скверно. Гусе­ницы прожорливы. И как всякие живые существа, имеют выделения. Не суще­ственная и отнюдь не занимательная проблема для неспециалиста имеет, ока­зывается, очень существенное значение для жизни леса. Маленькие — до ста миллиграммов в сутки — порции выде­лений за период развития гусеницы пре­вращаются в несколько десятков грам­мов, а в пересчете на гектар — это уже несколько сот килограммов прекрасного и равномерно распределенного удобре­ния.

Но ведь от насекомых страдают де­ревья, страдает их листва! Да, листья страдают, точнее, их становится меньше. Но самим деревьям опасность, если, по­вторяем, количество насекомых не пре­вышает нормы, не грозит. Деревья легко переносят потерю части листвы, что, в общем-то, при нормальном развитии со­бытий в лесу, происходит каждое лето.

За многовековой период своего суще­ствования деревья прекрасно приспосо­бились к насекомым. Многие формиру­ют листьев гораздо больше, чем им тре­буется для нормального существования. И это позволяет деревьям безболезнен­но «платить дань» листогрызущим на­секомым.

В течение лета листва частично вос­станавливается, но ее уже становится меньше. Опадая осенью, она создает так называемую подстилку, которую успеш­но перерабатывают почвенные живот­ные. Но если бы листьев оставалось больше, то есть если бы какое-то ко­личество их не уничтожалось, то, есте­ственно, и подстилка была бы толще (по подсчетам некоторых специалистов, в два раза). И кто знает, смогли бы с ней справиться те, кто живет в почве и на почве? Возможно, какая-то часть под­стилки оставалась бы непереработанной и, накапливаясь из года в год, рано или поздно погребла бы лес, и деревья за­дохнулись бы.

По крайней мере, такой точки зрения придерживаются некоторые ученые. К счастью, проверить это мы не можем, потому что лес никогда не задохнется в собственных листьях, а это, в свою оче­редь, не произойдет потому, что почвен­ным животным помогают те насекомые, которые находятся на деревьях. То есть те самые вредные листогрызы! Значит, они полезны? Ни то, ни другое. «В лесу стихийном или девственном нет ни по­лезных, ни вредных животных — там все полезны для леса»,— писал замеча­тельный лесовод Г. Ф. Морозов.

Это лишь отдельные примеры того, как нельзя все раскладывать по полоч­кам в природе.

Мы говорили сейчас в основном о на­секомых, потому что они — самые мно­гочисленные, самые распространенные и самые активные животные. Их гораздо больше, чем всех остальных животных на Земле, и по видовому и по количе­ственному составу. С ними мы сталкиваемся гораздо чаще, чем с другими, их роль к жизни нашей планеты очень многообразна (гораздо многообразнее, чем мы сказали здесь) и наиболее заметна.

Мышевидные грызуны пи­таются в основном семенами злаков и запасают их в своих норках. Лесу, сте­пям, лугам эта биологическая особен­ность грызунов, как правило, большого ущерба не приносит. Но когда речь за­ходит о культурных растениях, отноше­ние к грызунам, естественно, меняется, тут они становится опасными вредите­лями. В природе же эти мелкие грызуны необходимы. Во-первых, потому, что не­которые грызуны-землерои, перелопачи­вая почву, активно участвуют в ее обо­гащении, повышают ее плодородие. Во-вторых, унося в свои убежища или подземные кладовые семена, грызуны- землерои тем самым способствуют рас­селению растений. Например, сейчас ус­тановлено, что в расширении площади лесов Курской области решающую роль сыграла деятельность грызунов.

Однако и это еще далеко не все. Если бы мы уничтожили грызунов, то тем самым погубили бы и горностаев, лис, куниц, хищных птиц. Точнее, они по­гибли бы сами от голода, потому что грызуны — основная пища многих жи­вотных.

Конечно, это вовсе не значит, что с грызунами нельзя бороться. Можно и нужно. Но не доводить до полного унич­тожения животных. Не случайно в науке появился термин «щадящая борьба». Когда грызунов много — плохо, когда мало тоже нехорошо. Впрочем, это относится не только к грызунам, а ко всем животным.

Равновесие — один из основных за­конов природы. И в животном мире это равновесие в огромной степени поддер­живают хищники. Да, те самые хищни­ки, которые испокон веков считались вредными, уничтожающими животных, необходимых человеку.

Прежде чем говорить об этом, при­ведем несколько примеров, ставших хре­стоматийными.

В начале нашего века в Норвегии ре­шили уничтожить всех хищных птиц. Они, мол, ловят белых куропаток. И уничтожили. В первые годы действи­тельно количество куропаток сильно увеличилось. Прошло несколько лет, и люди стали замечать: количество птиц начало резко снижаться. А потом они чуть было не исчезли совсем.

Примерно в те же годы в Канаде уничтожили всех хищных зверей в рай­оне, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность карибу на­чала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчез­ли бы совсем.

Еще один пример. В некоторых во­доемах люди стали уничтожать хищных рыб. Однако рыболовам это «меро­приятие» не доставило радости, после первых удач начались постоянные не­удачи: рыба не клевала, неводы оказы­вались пустыми.

Эти примеры (а привести их можно было бы гораздо больше) — свидетель­ство того, как люди, не зная жизни природы и роли в ней хищников, решили «поправить» ее по своему разумению и в результате...

В случае с куропатками получилось вот что: среди них распространилась ка- кая-то болезнь, которая и погубила этих птиц почти полностью. Раньше распро­странители болезни, то есть заболевшие птицы, сразу же уничтожались: больные, ослабевшие птицы в первую очередь ста­новились добычей хищников. Конечно, не потому, что хищникам больше нра­вятся больные, просто бальные менее подвижны, менее увертливы, менее сильны и поймать их легче. Таким образом, хищные птицы не давали болезням рас­пространяться.

В случае с оленями карибу то же самое. Плюс еще и то, что отсутствие хищников позволило оленям сильно раз­множиться, им стало не хватать еды, и олени, кроме болезней, погибали еще и от голода.

Ну и наконец, хищные рыбы тоже в первую очередь хватают больных и ос­лабленных и не позволяют возникнуть эпидемии среди рыб.

Это относится и к рыбоядным птицам, которых тоже часто нещадно преследо­вали за то, что они якобы поедают в больших количествах рыбу и тем самым вредят, мешают рыболовству. Но и тут выяснилось, что рыбоядные птицы за­частую не мешают, а помогают рыбо­ловам и рыбоводам: они тоже служат санитарами.

Однако все это вовсе не значит, что нельзя бороться с вредящими человеку животными. Но мы уже говорили: борь­ба должна вестись с учетом биологиче­ского равновесия и значения каждого вида в общей цепи природных взаимоот­ношений. Задача эта очень трудная еще и потому, что человек сам нарушил и продолжает нарушать сложившееся рав­новесие в природе. И часто делает это по необходимости. Тем важнее помнить, что за миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроор­ганизмов удивительно приспособились, «притерлись» и к условиям неживой природы, и друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый необходим друг другу, зависит друг от друга, живет за счет или с помощью другого.

Приведем самый простой пример. Ба­бочка и цветок. Бабочка питается нек­таром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принад­лежит этот цветок, продолжает суще­ствование. Допустим, кто-то вдруг унич­тожил все растения, нектаром которых питались бабочки. И бабочки погибли бы от голода, не оставив потомства.

Если такое произойдет в больших масшта­бах, погибнет целый вид. И наоборот, если исчезнут бабочки, то растения, кото­рые они опыляли, не дадут семян и тоже исчезнут. Это, конечно, очень упрощен­ный пример. В природе же все животные и растения связаны между собой гораз­до более сложной системой взаимоот­ношений. Но как бы ни сложны были эти связи, суть остается: все друг другу нужны, каждый зависит от другого, и выпадение любого звена в цепи этих взаимоотношений, как правило, приво­дит к нарушению биологического рав­новесия в природе. А последствия этого могут быть самые разные и порой очень неприятные для человека. Известны слу­чаи, когда люди, не зная или не при­нимая в расчет эту общую взаимо­связь или взаимозависимость в природе, истребляли вредителей сельского хозяй­ства (конечно, из самых лучших побуж­дений: чтобы сохранить урожай), но тем самым способствовали бурному разви­тию других вредителей. Например, в од­ном районе велась химическая борьба с грызунами. Пострадали и птицы. И тот­час же появилось много гусениц, кото­рые нанесли огромный вред лесам и полям.

Это пример быстрой и довольно по­нятной реакции природы на нарушение биологического равновесия. А вот при­мер несколько отдаленной реакции, ко­торую вначале и распознать-то трудно.

Не так давно жители некоторых рай­онов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве общественных ос. Осы жалили людей, проникая даже в дома. Не сразу удалось понять, почему появилось так много этих насекомых. Оказалось, виновны ли­сы. Точнее, отсутствие лис. Лисы раз­рушали гнезда ос, находящиеся в земле. И тем самым не давали им возможности размножаться в огромных количествах. Когда лисы исчезли (одних истребили, другие ушли из-за активной деятельно­сти человека), осы размножились на­столько, что стали досаждать людям.

Следующий пример более сложный.

В прошлом веке фермеры одного из английских графств были сильно обеспокоены падежом овец. Овцы не болели, но быстро худели, а затем гибли. Ве­теринары ничем не могли помочь фер­мерам — сами не знали, в чем дело.

Тогда фермеры обратились к Чарлзу Дарвину, известному естествоиспытате­лю, который жил в этом графстве. Дар­вин несколько дней ходил по пастби­щам, а потом посоветовал фермерам за­вести кошек. Фермеры очень удивились: при чем здесь кошки, если гибнут овцы? Уж не стал ли великий натуралист чу­даком на старости лет? Нет, Дарвин не стал чудаком. Обследовав пастбища, он увидел, что с них почти исчез клевер — основная пища овец в этих местах. Причина исчезновения клевера для Дар­вина была ясна: отсутствуют его глав­ные опылители — шмели. А отсутствуют шмели потому, что их гнезда разрушают появившиеся в большом количестве мы­ши. Значит, надо уничтожить или резко сократить количество мышей. Это могут сделать, естественно, кошки. Итак, кош­ки сокращают количество мышей, появ­ляется достаточно шмелей, они опыляют клевер, клевер дает обильный урожай, и овцы обеспечены едой... А ведь, ка­жется, кошки и гибель овец — что тут общего?

А вот еще один пример, очень близкий нам и довольно типичный в тех или иных вариантах.

В районе крупного пионерского лаге­ря появилось большое количество гусе­ниц, которые начали губить лес. Ребята были очень огорчены этим. Но ни они, ни их вожатые не могли себе предста­вить, что сами виноваты в гибели леса. А суть дела была вот в чем. Вокруг лагеря ребята постоянно собирали цве­ты. Собирали и цветущие, и еще не ус­певшие расцвести — в общем, обрывали все. А на цветах жили и питались не­ктаром цветочные мухи — тахины, ли­чинки которых уничтожают гусениц, вредящих лесу. И вот исчезли цветы, значит, исчезли и мухи. Не стало мух, естественно, не появились и личинки. А не появились личинки — некому стало уничтожать гусениц. Они размножились в огромных количествах и атаковали лес. Лес сильно пострадал. А ребята так и не узнали, почему это произошло.

Есть еще множество других примеров того, как элементарная биологическая неграмотность приводила к очень пе­чальным результатам. Ученые зареги­стрировали уже немало последствий не­продуманного вмешательства человека в дела природы. Вот почему так серьезен вывод, к которому они пришли: неизве­стно, что может произойти в будущем, если исчезнет какой-либо вид животных или растений, и неизвестно, чем это обернется для самого человека.

Но можно предвидеть новое возраже­ние: а для чего нам дикая природа? Человечество уже не живет охотой, не собирает коренья, не использует дикие злаки. Может быть, стоит вырубить леса и распахать все залежные земли, чтоб засеять их пшеницей или рожью, унич­тожить всех диких животных и развести только домашних?

Не будем повторять уже сказанное о биологическом равновесии, о роли птиц или иных животных в защите рас­тений (как дикорастущих, так и куль­турных). Скажем о другом.

Почти все животные и растения, ко­торых сейчас использует человек, при­ручены, окультурены, одомашнены еще в доисторические времена. Потом человек выводил лишь новые сорта, породы, улучшал их, делал более продуктивны­ми, жизнестойкими. Но человечество идет вперед, жизнь выдвигает новые тре­бования, в том числе и создание иных форм и пород культурных растений и животных.

Современные культурные растения и домашние животные, естественно, имели диких предков. Это был, как говорят ученые, «исходный материал». Для вы­ведения новых форм животных, воз­можно принципиально отличающихся от уже существующих, понадобится и но­вый исходный материал. Фауна и флора нашей планеты очень богаты. Известно, например, что в нашей стране сущест­вует свыше шестисот видов диких ра­стений — родственников сельскохозяй­ственных культур. Многие из них, по мнению специалистов,— потенциальные культурные растения или, во всяком случае, материал для выведения новых сортов. Но для этого необходимо со­хранить дикие виды.

Сейчас ученые условно разделили всех представителей фауны и флоры на несколько групп. В одну группу входят животные и растения, представляющие ценность для человека сегодня. В дру­гую — те, что окажутся необходимы в будущем (это уже известно). Это те, которые станут исходным материалом для выведения новых пород и сортов или станут поставщиками медицинского и промышленного сырья. И наконец, третья группа — животные и растения, ценность которых мы сегодня еще не в состоянии определить, не в состоянии предвидеть, какую роль сыграют они в будущем. Однако уже сейчас ясно: люди никогда не смогут обойтись без живот­ных и растений, без естественных про­дуктов питания, никогда, несмотря на все свои успехи, химия не заменит мно­гие необходимые человеку лекарства, никогда человек не сможет полностью перейти на синтетические ткани или ис­кусственный мех. Человек сможет нор­мально существовать только тогда, когда будет получать естественные продукты, естественное сырье, естественные мате­риалы (искусственные — лишь как до­бавку).

Но человечество не сможет существо­вать без животных и растений и по дру­гой причине: многие ученые считают, что научно-техническая мысль уже не в со­стоянии дальше развиваться без «под­сказки» животных.

Люди много и упорно трудились над созданием сложных аппаратов и прибо­ров. И не знали, что подобные аппа­раты и приборы уже давно созданы природой. Природа — гениальный кон­структор. Она создает такие «аппараты» и «приборы», о которых люди могут по­ка только мечтать. И люди мечтают. Но не сложа руки — они изучают животных и растения, пытаются проникнуть в их тайны, использовать «патенты природы». И многое уже сделано. Но это лишь первые шаги. Для того чтобы эта работа шла успешно, должны жить на Земле все ее представители — и те, в тайны которых люди уже проникли, и те, о тайнах которых люди еще не знают.

Много, очень много загадок у живой природы! Есть свои секреты у всех жи­вотных и растений, которые тебя окру­жают, к которым ты привык, на которых ты часто не обращаешь внимания и, воз­можно, несправедлив к ним.

И наконец, еще одна причина, по ко­торой мы должны беречь окружающий нас мир природы.

Во все времена природа вдохновляла поэтов и художников, композиторов и писателей. Без нее не было бы самых лучших картин и симфоний, стихов и песен. А без музыки, без стихов, без живописи люди жить не могут. О неко­торых художниках, воспевающих рус­скую природу, ты сможешь прочитать в последнем разделе этой книги. Автор этих рассказов — В. Порудоминский.

Природа прекрасна, конечно, не толь­ко в произведениях искусства, она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, пре­красней, ярче, богаче.

Конечно, есть и другие причины, по которым мы должны беречь животный и растительный мир нашей планеты. Причин много. Но спасти животных и растения можно, только зная и любя их.

b-energy.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта