Немного общей теории или как важна экология. Взаимосвязь животных и растений. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными
Контрольная работа для промежуточной аттестации по биологии в 8 классе ОВЗ (ментальные нарушения)
Фамилия, имя учащегося __________________________________ Дата _________________
Контрольная работа для промежуточной аттестации по биологии учащихся 8в класса
Как называется наука, изучающая внешнее и внутреннее строение животных и их повадки? Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. география; Б. ботаника; В. зоология.
Назови главное отличие растений от животных. Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. растения создают питательные вещества, а животные их потребляют;
Б. растения и животные имеют разные органы.
Животные, у которых шесть ног относятся к … Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. паукообразным; Б. насекомым; В. многоножкам.
Назови группу животных, к которой относятся лягушки, жабы и тритоны. Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. земноводные; Б. пресмыкающиеся; В. Млекопитающие.
Укажи, как называется группа животных, которая питается мухами, гусеницами и комарами. Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. растительноядные; Б. хищные; В. Насекомоядные.
6. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными.
Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.
Б. Рыба питается личинками комара. Человек питается рыбой.
В.Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идёт снег.
7.Какое животное имеет защитную окраску? Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. божья коровка; Б. муха; В. Кузнечик.
8. Какое слово нужно вставить в цепочку развития черепахи: яйцо - ___________ взрослая черепаха. Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. малёк; Б. маленькая черепашка. В. Головастик.
9. Ученики определяли, какие животные являются всеядными. С кем из ребят ты согласишься? Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. Ира сказала, что это животные, которые едят растения и насекомых;
Б. Юра сказал, что это животные, которые едят насекомых и зверей;
В. Оксана сказала, что это животные, которые едят растения, грибы и животных.
10. Люди какой профессии не работают в животноводстве ? Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. агроном; Б. доярка; В. зоотехник
11. Ученики во время экскурсии знакомились с разведением пчёл, затем – карпов, а потом – коров. К отчёту об экскурсии они приложили маршрут движения. Выбери маршрут, на котором правильно обозначена последовательность движения детей. Обведи кружком букву выбранного ответа.
А. пасека – ферма – прудовое хозяйство;
Б. прудовое хозяйство – пасека – ферма;
В. Пасека – прудовое хозяйство – ферма.
Контрольная работа по биологии для промежуточной аттестации учащихся 8 класса ОВЗ. Составлена на основе требований к результатам на конец 8 класса по программе В.В. Воронковой.
Спецификация
7Птицы
Уметь рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Млекопитающие
Ключ к контрольной работе по биологии в 8в классе
Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными.а
2
7
Какое животное имеет защитную окраску?
в
1
8
Какое слово нужно вставить в цепочку развития черепахи: яйцо - ___________ взрослая черепаха.
б
2
9.
Ученики определяли, какие животные являются всеядными. С кем из ребят ты согласишься?
в
1
10.
Люди какой профессии не работают в животноводстве ?
а
2
11.
Ученики во время экскурсии знакомились с разведением пчёл, затем – карпов, а потом – коров. К отчёту об экскурсии они приложили маршрут движения. Выбери маршрут, на котором правильно обозначена последовательность движения детей.
в
3
Итого:
16б
Критерии оценивания
13-16б – «5» (72-100%) 8-11б – «4» (50 – 70%)
4-7 б – «3» (25 – 48%) Менее 4б – «2»
infourok.ru
Олимпиада по окружающему миру
1. Прочитай вопрос. Напиши ответ.
*Какая птица в мире самая большая?
*Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом?
*Какое дерево цветёт позже всех?
*Какой гриб носит название хищного зверя?
*Самый быстрый зверь.
2. Узнай природную зону. Напиши ответ.
а) растения низкорослые, с мелкими листьями:
б) растения имеют очень длинные корни
в) расположены растения всех ярусов
г) сплошной травянистый покров
3. Какая наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой? Подчеркни правильный ответ:
психология
биология
экология
4. Как называются участки земли, где вся земля находится под строгой охраной? Подчеркни правильный ответ:
зоопарк
музей
заповедник
5. Какая ситуация отражает связь между растениями и животными? Подчеркни правильный ответ.
*Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.
*Рыба питается личинками комаров. Человек питается рыбой.
*Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идёт снег.
6.Какое вещество повышает плодородие почвы? Подчеркни правильный ответ:
перегной
песок
глина
7.Подчеркни только лекарственные растения:
Боярышник, ромашка, ясень, тысячелистник, колокольчик, малина, яблоня, пижма, подорожник, календула.
8.Найди и исправь ошибки. Для этого зачеркни неправильное слово или слова и напиши правильный ответ.
*Зимой заяц одет в серую шубку.
*С приходом зимы к нам прилетают грачи.
*Зимой лиса питается орехами и грибами.
9. Какие из перечисленных рек протекают на территории Ивановской области? Подчеркни.
Нева, Дон, Волга, Амур, Клязьма, Енисей, Уводь, Лена, Обь.
10. Напиши правила друзей природы.
Ответы к олимпиадным заданиям:
№ вопроса | Ответ | Балл |
1 | Страус, оляпка, липа, лисичка, гепард. | За каждый правильный ответ 1 балл |
2 | а) тундра, б) пустыня, в) лес, г) степь | За каждый правильный ответ 1 балл |
3 | экология | 1 балл |
4 | заповедник | 1 балл |
5 | первая ситуация | 2 балла |
6 | перегной | 1 балла |
7 | Боярышник, ромашка, тысячелистник, малина, пижма, подорожник, календула | За каждый правильный ответ 1 балл |
8 | За каждую найденную и исправленную ошибку 1 балл | |
9 | Волга, Клязьмя, Уводь. | За каждый правильный ответ 1 балл |
10 | За каждое правило 1 балл |
eco.na5bal.ru
Немного общей теории или как важна экология. Взаимосвязь животных и растений.
Известный ученый, академик С. С. Шварц говорил: «Любой вид животных или растений биологически уникален. Его вымирание — принципиально невосстановимая утрата».
Человек, казалось бы, всемогущ: он может создать удивительные машины и новые сорта растений; может восстановить разрушенные землетрясением города; он проник в космос и расщепил атом; он меняет облик планеты. И только одного он пока сделать не может — создать новый живой организм или восстановить утраченный. Да, вот так: истребили какое-то животное, уничтожили какое-то растение, и ни один институт, ни одна лаборатория, даже все институты, все лаборатории, все ученые мира, если бы даже объединили свои усилия, не смогли бы оживить червя или восстановить жившего некогда на Земле жучка. Не говоря о более сложных организмах. Уже одно это заставляет (или должно заставить) нас бережно и внимательно относиться ко всему живому.
И тут может возникнуть такой вопрос: допустим, каждый живой организм уникален и неповторим, но такая ли, действительно, будет беда, если какие-то животные или растения исчезнут? Тем более, что среди них, как известно, есть и вредные, даже очень вредные...
Ответить на такой вопрос легко и просто. Можно, конечно, сказать: да, важны все животные и растения. Но ответ будет многим непонятен, потому что очень прочно вошло в сознание людей представление о вредных и полезных представителях фауны и флоры.
Люди издавна привыкли делить растительный и животный мир на две части. Одни растения — те, которые идут в пищу или являются лекарственным сырьем, служат строительным материалом или украшают нашу жизнь,— полезные; другие — сорняки, ядовитые — вредные.
С животными та же история: охотничьи или домашние животные — полезные, полезны и те, что опыляют растения или как-то еще проявляют себя с положительной стороны. Они — нужны. Остальные — нет.
Однако такое деление совершенно неверно. Конечно, есть растения и животные очень нужные, даже необходимые человеку, есть и такие, к которым он безразличен. Есть и просто мешающие, вредящие ему. Но тут надо обратить внимание на формулировку: мешающие человеку, вредящие человеку, нужные человеку. Поэтому, говоря «вредные» или «полезные», необходимо всегда добавлять (или, по крайней мере, помнить), что полезны или вредны они именно для человека, а не сами по себе.
Да, человеку некоторые животные (и в особенности насекомые) часто вредят. И человек борется с вредящими животными всеми доступными ему способами. Тем не менее до сих пор насекомые и грызуны уничтожают почти одну пятую всех сельскохозяйственных продуктов. Но и эти животные — часть природы. И мы не можем обойти их в книге, хотя главная ее задача — рассказать о тех, кто нуждается в защите и охране. Кроме того, не зная вредящих человеку животных и растений, мы не сможем по-настоящему оценить тех, кто приносит человеку пользу. Ну в самом деле, всем известно, что многие птицы полезны для нас. Но представляем ли мы, насколько? Или почему надо бережно относиться к таким, например, насекомым, как жужелицы или наездники? Ну, уничтожают они всяких гусениц, каких-то личинок, жуков, но стоит ли уж так заботиться об их благополучии?
Чтоб понять это, необходимо кое-что знать.
Насекомые, как правило, очень небольшие. Поэтому и съесть много не могут. Даже самая крупная тля за сутки выпивает максимум от девяноста до ста пятнадцати миллиграммов сока растений. Такая потеря сока для растений ничего не значит. Но дело тут не в количестве съедаемого одним насекомым, а в количестве самих насекомых.
Насекомые, и тля в том числе, обладают, как говорят ученые, колоссальной энергией размножения. Если записать то количество, которое даст потомство одной обыкновенной тли, появившееся в течение лета (с детьми, внуками, правнуками, прапра... и так далее), то цифру можно было бы записать единицей с двадцатью семью нулями. Потомство кровяной тли — единицей с тридцатью нулями, а потомство одной капустной тли, если бы оно все выжило, к концу лета весило бы восемьсот миллионов тонн, примерно в сорок раз больше, чем все люди на Земле. Конечно, такого количества тлей не бывает. Потому что в природе есть силы, сдерживающие энергию их размножения.
Тля — классический пример, который любят приводить энтомологи. Второй, тоже классический,— мухи.
Знаменитый шведский ученый Карл Линней как-то сказал, что три мухи могут съесть труп лошади так же быстро, как и лев. Невероятное на первый взгляд утверждение станет понятным, если мы будем знать такие факты и цифры. Личинки некоторых мух развиваются на падали. Самка мухи откладывает до ста двадцати яичек, из которых появляется, естественно, столько же личинок. За лето самка может это проделать пять-шесть раз. Большинство новорожденных, как правило, самки... Но даже если самок только половина, то через несколько месяцев количество потомков одной мухи достигнет нескольких триллионов! А ведь есть мухи, самки которых откладывают до двух тысяч яичек одновременно. Если бы все это потомство выжило, то земной шар оказался бы под слоем мух толщиной в четырнадцать с половиной метров.
Есть такая бабочка: луговой мотылек. Крошечная, незаметная, весит она какие-то доли граммов. А потомство одной такой бабочки к концу лета может весить четверть тонны!
Семья одного амбарного долгоносика за лето может составить армию в восемьсот тысяч жуков.
Итак, тли, мухи, бабочки, жуки — все они очень плодовиты. И можно представить себе, что произошло бы на нашей планете, не будь сдерживающих их размножение сил. И мы говорим здесь, в этой книге, о вредящих насекомых для того, чтоб отчетливее было видно, как нужны сдерживающие силы и почему надо беречь и охранять хищных насекомых, птиц, несекомоядных зверьков.
Но это лишь частичный ответ на вопрос: почему в этой книге рассказано не только о тех животных и растениях, которых необходимо охранять? Есть и другая сторона этой проблемы.
Известно, что растения — основа жизни на Земле. А большинство растений не могут продолжать свой род, не давая семян. Опыляют очень многие растения насекомые. Без насекомых исчезли бы многие растения, и вместе с ними — жизнь на Земле. Но шестиногие полезны и в более узком плане, они увеличивают богатство человека: повышают урожай, а то и вообще способствуют его появлению. Отсутствие или недостаточное количество насекомых- опылителей снижает на пятьдесят — семьдесят процентов урожай плодов и семян и может принести не меньшую беду, чем нападение вредящих насекомых.
Ну что ж, это, казалось бы, ничему не противоречит: существуют насекомые- вредители — и с ними, естественно, надо бороться, существуют и насекомые-опылители — и их надо беречь. Но дело в том. что такой строгой границы в природе нет. Вот, например, те же бабочки. Сама бабочка — хороший опылитель растений, а гусеница ее нередко наносит существенный вред. Как быть? Попробовать подсчитать пользу и вред и сопоставить?
Пока сделать такие расчеты невозможно. Разве что только очень и очень приблизительно. Зато мы тут столкнемся с любопытным парадоксом. Дело в том, что какая-то часть вреда, который приносят насекомые, поедая листья растений, будет зачтена им как... активная польза. Эти враждебные по отношению к растениям действия на самом деле не только полезны, но и просто необходимы растениям.
Такая уж она многообразная и многоликая, не поддающаяся прямому измерению и примитивному учету, наша великая природа. В ней нельзя все разложить по полочкам, нельзя все решать однозначно.
Сейчас установлено, что в лесу нужны гусеницы, объедающие листву на деревьях. Подсчитано даже, сколько должно быть таких гусениц: двести — триста килограммов на гектар. Больше — это плохо. Но и меньше — скверно. Гусеницы прожорливы. И как всякие живые существа, имеют выделения. Не существенная и отнюдь не занимательная проблема для неспециалиста имеет, оказывается, очень существенное значение для жизни леса. Маленькие — до ста миллиграммов в сутки — порции выделений за период развития гусеницы превращаются в несколько десятков граммов, а в пересчете на гектар — это уже несколько сот килограммов прекрасного и равномерно распределенного удобрения.
Но ведь от насекомых страдают деревья, страдает их листва! Да, листья страдают, точнее, их становится меньше. Но самим деревьям опасность, если, повторяем, количество насекомых не превышает нормы, не грозит. Деревья легко переносят потерю части листвы, что, в общем-то, при нормальном развитии событий в лесу, происходит каждое лето.
За многовековой период своего существования деревья прекрасно приспособились к насекомым. Многие формируют листьев гораздо больше, чем им требуется для нормального существования. И это позволяет деревьям безболезненно «платить дань» листогрызущим насекомым.
В течение лета листва частично восстанавливается, но ее уже становится меньше. Опадая осенью, она создает так называемую подстилку, которую успешно перерабатывают почвенные животные. Но если бы листьев оставалось больше, то есть если бы какое-то количество их не уничтожалось, то, естественно, и подстилка была бы толще (по подсчетам некоторых специалистов, в два раза). И кто знает, смогли бы с ней справиться те, кто живет в почве и на почве? Возможно, какая-то часть подстилки оставалась бы непереработанной и, накапливаясь из года в год, рано или поздно погребла бы лес, и деревья задохнулись бы.
По крайней мере, такой точки зрения придерживаются некоторые ученые. К счастью, проверить это мы не можем, потому что лес никогда не задохнется в собственных листьях, а это, в свою очередь, не произойдет потому, что почвенным животным помогают те насекомые, которые находятся на деревьях. То есть те самые вредные листогрызы! Значит, они полезны? Ни то, ни другое. «В лесу стихийном или девственном нет ни полезных, ни вредных животных — там все полезны для леса»,— писал замечательный лесовод Г. Ф. Морозов.
Это лишь отдельные примеры того, как нельзя все раскладывать по полочкам в природе.
Мы говорили сейчас в основном о насекомых, потому что они — самые многочисленные, самые распространенные и самые активные животные. Их гораздо больше, чем всех остальных животных на Земле, и по видовому и по количественному составу. С ними мы сталкиваемся гораздо чаще, чем с другими, их роль к жизни нашей планеты очень многообразна (гораздо многообразнее, чем мы сказали здесь) и наиболее заметна.
Мышевидные грызуны питаются в основном семенами злаков и запасают их в своих норках. Лесу, степям, лугам эта биологическая особенность грызунов, как правило, большого ущерба не приносит. Но когда речь заходит о культурных растениях, отношение к грызунам, естественно, меняется, тут они становится опасными вредителями. В природе же эти мелкие грызуны необходимы. Во-первых, потому, что некоторые грызуны-землерои, перелопачивая почву, активно участвуют в ее обогащении, повышают ее плодородие. Во-вторых, унося в свои убежища или подземные кладовые семена, грызуны- землерои тем самым способствуют расселению растений. Например, сейчас установлено, что в расширении площади лесов Курской области решающую роль сыграла деятельность грызунов.
Однако и это еще далеко не все. Если бы мы уничтожили грызунов, то тем самым погубили бы и горностаев, лис, куниц, хищных птиц. Точнее, они погибли бы сами от голода, потому что грызуны — основная пища многих животных.
Конечно, это вовсе не значит, что с грызунами нельзя бороться. Можно и нужно. Но не доводить до полного уничтожения животных. Не случайно в науке появился термин «щадящая борьба». Когда грызунов много — плохо, когда мало тоже нехорошо. Впрочем, это относится не только к грызунам, а ко всем животным.
Равновесие — один из основных законов природы. И в животном мире это равновесие в огромной степени поддерживают хищники. Да, те самые хищники, которые испокон веков считались вредными, уничтожающими животных, необходимых человеку.
Прежде чем говорить об этом, приведем несколько примеров, ставших хрестоматийными.
В начале нашего века в Норвегии решили уничтожить всех хищных птиц. Они, мол, ловят белых куропаток. И уничтожили. В первые годы действительно количество куропаток сильно увеличилось. Прошло несколько лет, и люди стали замечать: количество птиц начало резко снижаться. А потом они чуть было не исчезли совсем.
Примерно в те же годы в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность карибу начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.
Еще один пример. В некоторых водоемах люди стали уничтожать хищных рыб. Однако рыболовам это «мероприятие» не доставило радости, после первых удач начались постоянные неудачи: рыба не клевала, неводы оказывались пустыми.
Эти примеры (а привести их можно было бы гораздо больше) — свидетельство того, как люди, не зная жизни природы и роли в ней хищников, решили «поправить» ее по своему разумению и в результате...
В случае с куропатками получилось вот что: среди них распространилась ка- кая-то болезнь, которая и погубила этих птиц почти полностью. Раньше распространители болезни, то есть заболевшие птицы, сразу же уничтожались: больные, ослабевшие птицы в первую очередь становились добычей хищников. Конечно, не потому, что хищникам больше нравятся больные, просто бальные менее подвижны, менее увертливы, менее сильны и поймать их легче. Таким образом, хищные птицы не давали болезням распространяться.
В случае с оленями карибу то же самое. Плюс еще и то, что отсутствие хищников позволило оленям сильно размножиться, им стало не хватать еды, и олени, кроме болезней, погибали еще и от голода.
Ну и наконец, хищные рыбы тоже в первую очередь хватают больных и ослабленных и не позволяют возникнуть эпидемии среди рыб.
Это относится и к рыбоядным птицам, которых тоже часто нещадно преследовали за то, что они якобы поедают в больших количествах рыбу и тем самым вредят, мешают рыболовству. Но и тут выяснилось, что рыбоядные птицы зачастую не мешают, а помогают рыболовам и рыбоводам: они тоже служат санитарами.
Однако все это вовсе не значит, что нельзя бороться с вредящими человеку животными. Но мы уже говорили: борьба должна вестись с учетом биологического равновесия и значения каждого вида в общей цепи природных взаимоотношений. Задача эта очень трудная еще и потому, что человек сам нарушил и продолжает нарушать сложившееся равновесие в природе. И часто делает это по необходимости. Тем важнее помнить, что за миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов удивительно приспособились, «притерлись» и к условиям неживой природы, и друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый необходим друг другу, зависит друг от друга, живет за счет или с помощью другого.
Приведем самый простой пример. Бабочка и цветок. Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существование. Допустим, кто-то вдруг уничтожил все растения, нектаром которых питались бабочки. И бабочки погибли бы от голода, не оставив потомства.
Если такое произойдет в больших масштабах, погибнет целый вид. И наоборот, если исчезнут бабочки, то растения, которые они опыляли, не дадут семян и тоже исчезнут. Это, конечно, очень упрощенный пример. В природе же все животные и растения связаны между собой гораздо более сложной системой взаимоотношений. Но как бы ни сложны были эти связи, суть остается: все друг другу нужны, каждый зависит от другого, и выпадение любого звена в цепи этих взаимоотношений, как правило, приводит к нарушению биологического равновесия в природе. А последствия этого могут быть самые разные и порой очень неприятные для человека. Известны случаи, когда люди, не зная или не принимая в расчет эту общую взаимосвязь или взаимозависимость в природе, истребляли вредителей сельского хозяйства (конечно, из самых лучших побуждений: чтобы сохранить урожай), но тем самым способствовали бурному развитию других вредителей. Например, в одном районе велась химическая борьба с грызунами. Пострадали и птицы. И тотчас же появилось много гусениц, которые нанесли огромный вред лесам и полям.
Это пример быстрой и довольно понятной реакции природы на нарушение биологического равновесия. А вот пример несколько отдаленной реакции, которую вначале и распознать-то трудно.
Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве общественных ос. Осы жалили людей, проникая даже в дома. Не сразу удалось понять, почему появилось так много этих насекомых. Оказалось, виновны лисы. Точнее, отсутствие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся в земле. И тем самым не давали им возможности размножаться в огромных количествах. Когда лисы исчезли (одних истребили, другие ушли из-за активной деятельности человека), осы размножились настолько, что стали досаждать людям.
Следующий пример более сложный.
В прошлом веке фермеры одного из английских графств были сильно обеспокоены падежом овец. Овцы не болели, но быстро худели, а затем гибли. Ветеринары ничем не могли помочь фермерам — сами не знали, в чем дело.
Тогда фермеры обратились к Чарлзу Дарвину, известному естествоиспытателю, который жил в этом графстве. Дарвин несколько дней ходил по пастбищам, а потом посоветовал фермерам завести кошек. Фермеры очень удивились: при чем здесь кошки, если гибнут овцы? Уж не стал ли великий натуралист чудаком на старости лет? Нет, Дарвин не стал чудаком. Обследовав пастбища, он увидел, что с них почти исчез клевер — основная пища овец в этих местах. Причина исчезновения клевера для Дарвина была ясна: отсутствуют его главные опылители — шмели. А отсутствуют шмели потому, что их гнезда разрушают появившиеся в большом количестве мыши. Значит, надо уничтожить или резко сократить количество мышей. Это могут сделать, естественно, кошки. Итак, кошки сокращают количество мышей, появляется достаточно шмелей, они опыляют клевер, клевер дает обильный урожай, и овцы обеспечены едой... А ведь, кажется, кошки и гибель овец — что тут общего?
А вот еще один пример, очень близкий нам и довольно типичный в тех или иных вариантах.
В районе крупного пионерского лагеря появилось большое количество гусениц, которые начали губить лес. Ребята были очень огорчены этим. Но ни они, ни их вожатые не могли себе представить, что сами виноваты в гибели леса. А суть дела была вот в чем. Вокруг лагеря ребята постоянно собирали цветы. Собирали и цветущие, и еще не успевшие расцвести — в общем, обрывали все. А на цветах жили и питались нектаром цветочные мухи — тахины, личинки которых уничтожают гусениц, вредящих лесу. И вот исчезли цветы, значит, исчезли и мухи. Не стало мух, естественно, не появились и личинки. А не появились личинки — некому стало уничтожать гусениц. Они размножились в огромных количествах и атаковали лес. Лес сильно пострадал. А ребята так и не узнали, почему это произошло.
Есть еще множество других примеров того, как элементарная биологическая неграмотность приводила к очень печальным результатам. Ученые зарегистрировали уже немало последствий непродуманного вмешательства человека в дела природы. Вот почему так серьезен вывод, к которому они пришли: неизвестно, что может произойти в будущем, если исчезнет какой-либо вид животных или растений, и неизвестно, чем это обернется для самого человека.
Но можно предвидеть новое возражение: а для чего нам дикая природа? Человечество уже не живет охотой, не собирает коренья, не использует дикие злаки. Может быть, стоит вырубить леса и распахать все залежные земли, чтоб засеять их пшеницей или рожью, уничтожить всех диких животных и развести только домашних?
Не будем повторять уже сказанное о биологическом равновесии, о роли птиц или иных животных в защите растений (как дикорастущих, так и культурных). Скажем о другом.
Почти все животные и растения, которых сейчас использует человек, приручены, окультурены, одомашнены еще в доисторические времена. Потом человек выводил лишь новые сорта, породы, улучшал их, делал более продуктивными, жизнестойкими. Но человечество идет вперед, жизнь выдвигает новые требования, в том числе и создание иных форм и пород культурных растений и животных.
Современные культурные растения и домашние животные, естественно, имели диких предков. Это был, как говорят ученые, «исходный материал». Для выведения новых форм животных, возможно принципиально отличающихся от уже существующих, понадобится и новый исходный материал. Фауна и флора нашей планеты очень богаты. Известно, например, что в нашей стране существует свыше шестисот видов диких растений — родственников сельскохозяйственных культур. Многие из них, по мнению специалистов,— потенциальные культурные растения или, во всяком случае, материал для выведения новых сортов. Но для этого необходимо сохранить дикие виды.
Сейчас ученые условно разделили всех представителей фауны и флоры на несколько групп. В одну группу входят животные и растения, представляющие ценность для человека сегодня. В другую — те, что окажутся необходимы в будущем (это уже известно). Это те, которые станут исходным материалом для выведения новых пород и сортов или станут поставщиками медицинского и промышленного сырья. И наконец, третья группа — животные и растения, ценность которых мы сегодня еще не в состоянии определить, не в состоянии предвидеть, какую роль сыграют они в будущем. Однако уже сейчас ясно: люди никогда не смогут обойтись без животных и растений, без естественных продуктов питания, никогда, несмотря на все свои успехи, химия не заменит многие необходимые человеку лекарства, никогда человек не сможет полностью перейти на синтетические ткани или искусственный мех. Человек сможет нормально существовать только тогда, когда будет получать естественные продукты, естественное сырье, естественные материалы (искусственные — лишь как добавку).
Но человечество не сможет существовать без животных и растений и по другой причине: многие ученые считают, что научно-техническая мысль уже не в состоянии дальше развиваться без «подсказки» животных.
Люди много и упорно трудились над созданием сложных аппаратов и приборов. И не знали, что подобные аппараты и приборы уже давно созданы природой. Природа — гениальный конструктор. Она создает такие «аппараты» и «приборы», о которых люди могут пока только мечтать. И люди мечтают. Но не сложа руки — они изучают животных и растения, пытаются проникнуть в их тайны, использовать «патенты природы». И многое уже сделано. Но это лишь первые шаги. Для того чтобы эта работа шла успешно, должны жить на Земле все ее представители — и те, в тайны которых люди уже проникли, и те, о тайнах которых люди еще не знают.
Много, очень много загадок у живой природы! Есть свои секреты у всех животных и растений, которые тебя окружают, к которым ты привык, на которых ты часто не обращаешь внимания и, возможно, несправедлив к ним.
И наконец, еще одна причина, по которой мы должны беречь окружающий нас мир природы.
Во все времена природа вдохновляла поэтов и художников, композиторов и писателей. Без нее не было бы самых лучших картин и симфоний, стихов и песен. А без музыки, без стихов, без живописи люди жить не могут. О некоторых художниках, воспевающих русскую природу, ты сможешь прочитать в последнем разделе этой книги. Автор этих рассказов — В. Порудоминский.
Природа прекрасна, конечно, не только в произведениях искусства, она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекрасней, ярче, богаче.
Конечно, есть и другие причины, по которым мы должны беречь животный и растительный мир нашей планеты. Причин много. Но спасти животных и растения можно, только зная и любя их.
b-energy.ru