Как приспосабливаются растения к сезонному ритму климатических условий. Как приспосабливаются растения к неблагоприятным условиям. Как приспосабливаются растения к различным климатическим условиям? Приведите примеры

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения, животные и среда их существования. Как приспосабливаются растения к различным климатическим условиям? Приведите примеры. Как приспосабливаются растения к сезонному ритму климатических условий


Как приспосабливаются растения к климату

Растения обитают в любых климатических условиях, даже самых неблагоприятных. Но их формы и разновидности тесно связаны с особенностями климата. Количество доступной воды, температура, солнечная радиация и концентрация углекислого газа имеют огромные различия от места к месту, но растения сумели приспособиться к любым условиям.

Большинство растений получают влагу из почвы при помощи корневой системы, а листья выполняют функции фотосинтеза (образование органических веществ при участии энергии солнца), транспирации (испарение воды) и газообмена. Лист испаряет воду через устьица, их движения (открывание и закрывание) регулируют интенсивность транспирации. В сухих условиях они закрываются, чтобы уменьшить влагопотерю. Засухоустойчивые растения имеют развитую корневую систему, чтобы доставать воду из глубоких слоев почвы, или сильно разветвленные корни, расположенные в верхних слоях почвенного покрова, чтобы собирать влагу с максимально возможной площади. Как правило, эго растения суккуленты с сочными листьями и стеблями, в которых накапливается влага.

В районах с жарким климатом, где хорошо выражены сухой и влажный сезоны, или в районах с холодным климатом, где зимой снег и лед «запирают» влагу, многие растения сбрасывают листву. Морозную погоду и ограниченное количество солнечной радиации в зимние месяцы многие растения переносят, находясь в состоянии покоя. Растения тундры, например арктический гравилат, стелются по земле, чтобы получать больше тепла. У них толстые опушенные листья для сохранения влаги и тепла. Даже в суровых климатических условиях Антарктики лишайники, водоросли и мхи имеют свою нишу. Они приспособились к минимальному количеству питательных веществ, существуют практически без почвы и воды. Находясь в состоянии покоя большую часть года, они так медленно растут, что их возраст измеряется веками.

Завоеватель камней. Эти скалы служат домом для лишайников — маленьких, медленно растущих организмов, представляющих собой ассоциации грибов с водорослями. Они могут жить в самых суровых климатических условиях, получая все необходимые питательные вещества из воздуха и голого камня.

Ствол, полный воды. Баобабы распространены в полупустынях Африки. Они накапливают влагу в стволах, похожих на огромные бутылки. Это листопадные деревья, которые сбрасывают листву во время длинного сухого сезона и вновь распускаются и цветут, когда наступает сезон дождей.

Безжалостный ветер. В районах, где дуют мощные ветры, их господствующее направление определяет форму растений. Ветви этих деревьев подчинились силе ветра.

Колючие растения. Кактусы — растения пустынь Америки. Это типичные суккуленты, у них мясистый зеленый стебель, покрытый колючками. Они благополучно существуют в очень сухом климате, накапливая влагу в стебле, покрытом восковым налетом. Не уходящая глубоко, но сильно разветвленная корневая система собирает влагу, попадающую в почву с росой и редкими дождями, на максимально возможной площади, пока та не просочилась в песок. Складчатая поверхность кактусов позволяет им увеличиваться в размерах, когда они насыщаются водой, и сжиматься при ее потерях, а колючие шипы отпугивают животных. Другие представители суккулентов — опунции и агавы.

Резервуар. Бромелиевые растут в тропических дождевых лесах Центральной и Южной Америки. Они располагаются на деревьях и собирают воду в образованные листьями резервуары. Для привлечения насекомых-опылителей во время цветения листья становятся ярко-красными.

Береговое укрепление. Мангровые деревья образуют заросли в тропических соленых болотах и приливной полосе эстуариев. Ходульные корни удерживают их стволы над уровнем воды. Переплетение корней снижает береговую эрозию, удерживая осадочные породы.

Похожие статьи:

poznayka.org

Как приспосабливаются растения к неблагоприятным условиям. Как приспосабливаются растения к различным климатическим условиям? Приведите примеры

Урок: окружающего мира (№23)

Тема. Зависимость растений от природных условий.

Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.

Задачи урока:

Формировать систему единичных понятий о закономерностях развития природы.

Создавать фундамент для изучения предмета в следующих классах.

Развивать умение работать в группе и парами.

Воспитывать национальную гордость за свой народ, за свою страну.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы: фронтальная, работа в парах, групповая

Оборудование: учебное пособие, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятель ность обу чаю щихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I .Организацион

ный момент .

Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Интересное узнать.

Настрой на работу. Организует уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку

Личностные УУД : положительное отношение.

II .Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

А) Загадка :

Ты весь мир освещаешь

Всю планету обогреваешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все... Солнце

Назовите главный источник жизни на Земле? (Солнце)

Б) Работа в парах :

Покажите, как солнце распределяет свои лучи на землю? Такое распределение равномерное или неравномерное? (неравномерное) Как это отражается на Земле?

Одинаковые ли на Земле природные условия?

- (Солнце неравномерно распределяет свои лучи на Землю. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными. И зимой и летом они скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Это холодный пояс.

Там, где солнечные лучи попадают на Землю прямо, солнце поднимается высоко, зимой так же жарко, как и летом. Здесь жаркий пояс.

Всё, что находится между холодным и жарким поясом называется умеренным поясом. Здесь лето не очень жаркое, а зима не очень суровая.)

Природные условия

Холодный пояс

Умеренный пояс

Жаркий пояс

Умеренный пояс

Холодный пояс

В) На доске: заполняем таблицу

Картинки разных растений деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, травы.

Назовите группу одним словом (перед нами растения)

Почему? (общие части)

Назовите части растений

В списке есть ли исключения?

Да. Цветы бывают не у всех растений, н-р у хвойных их нет; у деревьев стволы, а у кустарников стволики; листья хвойных деревьев называют хвоинками; корни есть тоже не у всех растений, н-р у водорослей нет ни корней ни стебля.

Что обозначают слова тепло, свет, воздух, вода?

Это главные условия необходимые для жизни: роста и развития растения.

…………..

Дуб

Смородина

Ель

Лютики

Ягель

(появляется после объяснения)Части

Плод

Цветок

Лист

………….

…………..

…………………………..

Тепло

Свет

Воздух

Вода

Питание

Растения

Дуб

Смородина

Ель

Лютики

Части

Плод

Цветок

Лист

Стебель

Корень

Условия для жизни

Тепло

Свет

Воздух

Вода

Питание

Рассказы детей

Познавательные УУД : воспроизведение информации

Регулятивные УУД: принимать и сохранять задачу.

III . Постановка цели и задач урока.

Проблемный вопрос:

Жизнь растений будет зависеть от разных природных условий? (да) (нет)

Как? (в разных природных условиях будут разные растения)

Да. Определите тему урока. Проследить зависимость растений от природных условий.

Что для этого нужно?

Рассмотреть несколько растений. Определить условия их жизни.

Выяснить, как растения приспособились к разным природным условиям.

Каким образом будем работать?

Предлагаю работу в группе

Определение и обоснова ние темы урока

Личностные УУД: интерес к учебному материалу.

Познавательные УУД : построение ответов.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группе.

По серии пейзажных картинок определите природные условия. Вместе подумайте, какой пояс вам подходит. Обоснуйте свой выбор..

(Пейзажные картинки арктической зоны и тундры)

Холодный пояс

Умеренный пояс

Жаркий пояс

Примеры растений

(карликовая ива, лишайник, мох на камнях, камнеломка, ягель, карликовая береза)

Пейзажные картинки лесной и лесостепной зоны

Холодный пояс

Умеренный пояс

Жаркий пояс

(Береза, ромашка, малина, дуб)

Пейзажные картинки пустыни

Холодный пояс

Умеренный пояс

Жаркий пояс

Примеры растений

(саксаул, перекати-поле, солянка, джузгун)

Анализ и синтез.

Коммуникативные УУ Д: работа в парах

V . Динамическая пауза.

Рябинка

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивание – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем.)

Но рябинка только гнётся, (Наклоны в сторону.)

Не печалится – смеётся.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками.)

Выполне ние движений

Личностные УУД : установка на здоровый образ жизни.

VI . Первичная проверка понимания.

Обсуждение итога работы в группах

Дети обосновывают выбор названия природного пояса.

Почему именно это растение вы выбрали в свой природный пояс.

Обсуждение каждого плаката подкрепляется коротким сообщением, которое готовил ребенок заранее.

На глобус закрепляем флажок с названием пояса.

Слайд №1,2(Рассказы к уроку)

Холодный пояс. Зона Арктических пустынь .

На Северном полюсе зона арктических пустынь. Здесь долгая и лютая зима, земля скована вечной мерзлотой и покрыта снегами и ледниками. Несколько месяцев подряд длится полярная ночь, а несколько месяцев полярный день. Растительность почти отсутствует и все же она есть в виде лишайников.

Холодный пояс. Тундра.

В холодном поясе находится тундра. В тундре солнце не всходит над горизонтом в течение долгих зимних месяцев, снежный покров лежит с октября по июнь. Лето всего два месяца. Почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять, поэтому в тундре много болот. В тундре растут в основном только травы, а деревьев почти нет. Свирепые холодные ветры и вечная мерзлота дают выжить только карликовым деревьям, стволы которых пригибаются к земле. Мхи, лишайники, камнеломка, морошка, голубика, брусника, карликовые деревья – вот и вся растительность тундры.

-Правильно ли дети определили природные условия? Как приспособились растения? (стволы низко пригибаются к земле, мелкие листья, мелкие корни, т.к. вечная мерзлота не дает расти глубоко корням.

Слайд 2. Умеренный пояс

В умеренном поясе не очень жаркое лето и не очень суровая зима. Здесь ярко выр

lunniy-kalendar.ru

Растения, животные и среда их существования. Как приспосабливаются растения к различным климатическим условиям? Приведите примеры

Создание для каждой овощной культуры наиболее благоприятных условий роста больше доступно в теплицах, но и то не всегда. В открытом же грунте такие условия могут или чередоваться по периодам роста (месяцам и неделям), или сочетаться в случайном оптимальном совпадении нескольких условий среды и приемов ухода. И, тем не менее, несмотря на очевидную неблагоприятность по отдельным годам, растения все же ежегодно дают урожаи, в общем удовлетворяющие хозяев огородов.

Способность культур давать урожаи практически в любых сочетаниях климатических факторов и любых недостатков в уходе заложена в их биологической приспособляемости к условиям выращивания. В качестве примеров таких приспособлений (адаптационных способностей) можно указать на быстрый рост (скороспелость), очень глубокую или широко разветвленную ближе к поверхности почвы корневую систему, многочисленность плодовых завязей, взаимовыгодное сообщество корней с микроорганизмами и другие.

Кроме указанных, есть немало и других механизмов приспособления растений к складывающимся внешним условиям и противостояния им. О них и пойдет речь.

Защита от перегрева

Тридцать лет назад молдавские ученые, исследовав 200 видов растений (в т. ч. большинство овощных), пришли к выводу о наличии у них в межклеточных пространствах листьев своеобразных физиологических "холодильников".

До 20-40% влаги в виде пара, образующегося внутри листа, и часть пара, поглощаемого листом из наружного воздуха, конденсируется (оседает) на клетках внутренних тканей и предохраняет их от чрезмерного перегрева при высоких наружных температурах.

С резким повышением температуры воздуха и при снижении влагообеспеченности (недостаточный или задержанный полив) растительные охладители активизируют свою деятельность, благодаря чему в процесс вовлекается углекислый газ, поглощаемый листом, понижается температура листа и уменьшается расход воды на испарение (транспирацию). При непродолжительном действии жары растение успешно справится с таким неблагоприятным фактором.

Перегрев листа может происходить при поглощении им избытка тепловой солнечной радиации, называемой в спектре солнечных лучей ближней инфракрасной. Регулировать такое поглощение и не допускать его избытка растению помогает достаточное содержание в листьях калия, что достигается своевременными периодическими подкормками этим элементом.

Спящие почки - защита от заморозков

На случай гибели растений от заморозка при сильной корневой системе у них пробуждаются спящие почки, которые в обычных условиях никак бы себя не проявили.

Развивающиеся новые побеги зачастую позволяют получать урожаи не хуже, чем без такого стресса. Спящие почки помогают растениям выправиться также при отравлении части листовой массы (аммиачном и др.) Для защиты от токсичного действия аммиака растение вырабатывает дополнительное количество органических кислот и сложных азотных соединений, которые и помогают восстановлению жизнедеятельности.

При всяких резких изменениях среды (стрессовых ситуациях) в растениях усиливаются системы и механизмы, позволяющие им более рационально использовать имеющиеся биологические ресурсы. Они и позволяют продержаться, как говорится, до лучших времен.

Немного радиации идёт на пользу

Растения оказались приспособленными даже к небольшим дозам радиоактивных излучений. Мало того, они их поглощают с пользой для себя. Излучения усиливают ряд биохимических процессов, что способствует росту и развитию растений. И важную роль в этом играет, между прочим, аскорбиновая кислота (витамин С).

Растения адаптируются к ритмам окружающей среды

Смена светлого времени темнотой, чередование в течение дня интенсивности света и его спектральных характеристик (из-за облачности, запыленности воздуха, высоты солнца) вынудили растения приспособить к этим условиям свою физиологическую деятельность. Они меняют активность фотосинтеза, образование белков и углеводов, создают определенную суточную и дневную ритмичность внутренних процессов.

Растения "привыкли" к тому, что с уменьшением света снижается температура, к чередованию величины температуры воздуха днем и ночью при сохранении более стабильной температуры почвы к различным ритмам поглощения и испарения воды.

При временном недостатке в растении ряда элементов питания действует механизм перераспределения их от старых листьев к молодым, растущим и верхушкам побегов. То же происходит и при естественном отмирании листьев. Таким образом, происходит экономия пищевых средств с их вторичным использованием.

Растения приспособились давать урожаи в теплицах

В теплицах, где условия освещенности часто бывают хуже, чем в открытом грунте (из-за затенения покрытием, отсутствия отдельных частей спектра), фотосинтез в целом протекает менее интенсивно, чем в открытом грунте. Но тепличные растения приспособились его компенсировать за счет более развитой листовой поверхности и большого содержания в листьях хлорофилла.

В нормальных условиях роста для увеличения растительной массы и формирования урожая у культур все происходит согласованно и приспособлено к тому, чтобы получение веществ от фотосинтеза было больше, чем их расход на дыхание.

Растения тоже хотят жить

Все приспособительные системы и реакции растений к тем или иным условиям существования служат одной цели - сохранению постоянного внутреннего состояния (биологической саморегуляции), без чего не может обходиться ни один живой организм. А доказательством наилучшей приспособленности любой культуры служит получение от нее урожая на приемлемом уровне в наиболее неблагоприятный год.

Э. Феофилов , заслуженный агроном России

Встреча 35. КАК РАСТЕНИЯ ПРИСПОСОБИЛИСЬ К РАЗЛИЧНЫМ ПРИРОДНЫМ УСЛОВИЯМ?

Цель : формировать у учащихся элементарные понятия об отдельных признаках приспособления растений к жаре, недостатку влаги, света, избытка влаги; умение различать признаки приспособления отдельных растений к различным условиям жизни; воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Фронтальное опрос

Что называют средой обитания организмов?

Какие условия необходимы для существования растений?

Подумайте: почему подснежники и подснежники цветут в лесу до распускания листьев на деревьях?

Какие растения в местности, где вы живете, любят свет, а которые могут расти в тени?

Какие теплолюбивые растения вы знаете? Или их выращивают в той местности, где вы живете? Приведите примеры.

2. Игра «Верю-не верю»

Цветок является органом размножения цветковых растений.

Плоды не способствуют распространению семян в природе.

Плоды рябины, облепихи, калины вкусные и имеют яркий цвет, чем привлекают птиц.

Вырастить новое растение можно только из семян.

Если срезанную ветку традесканции поставить в воду, то через некоторое время образуются корешки.

Комнатная фиалка не размножается листьями.

3. Как выращивают растения?

Игра «Найди соответствие»

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете о приспособление растений к недостатку воды, различных грунтов и жизнь в водоемах.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 95-96)

- Вспомните! Какие условия необходимы для существования растений?

Работа в парах

Подумайте, могут ли растения жить без воды?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о значении воды в жизни растений?

Работа в парах

Рассмотрите рисунки на стр. 95 и расскажите, как растения засушливых степей экономят воду. Используйте такие словосочетания: длинные корни, стебель соломина, накопление воды в сочных листьях и корнях.

Рассмотрите рисунки на стр. 96. Подумайте! Какие растения называются водолюбними?

О чем напомнил Мудрый Лесовичок?

Выводы

Цветковые растен

lunniy-kalendar.ru

Биологические ритмы жизни.

Поиск Лекций

Жизненные формы животных

Разные организмы распределены по различным местообитаниям отнюдь не беспорядочно: между ними и средой имеется соответствие. Оно проявляется в сходстве строения и образа жизни организмов, обитающих в сходных условиях, но принадлежащих к различным ветвям эволюционного древа: между ними отсутствует родственная связь, которой можно было бы объяснить возникновение общих признаков или свойств. Экологическое положение организмов как бы запечатлевается в них самих.

Изменения внешнего строения организмов – наиболее яркий пример адаптации к условиям жизни. Как нам уже известно, у разных видов, ведущих сходный образ жизни и занимающих сходное положение в сообществе, в результате естественного отбора происходит конвергенция – схождение признаков внешнего строения. Эти группы видов, сходным образом приспособленные к жизни в одинаковых условиях, называют жизненными формами (рис. 105).

Сходные жизненные формы могут возникать у систематически очень далеких друг от друга видов: тушканчиков и кенгуру, дельфинов и рыб, птиц и летучих мышей, червей и змей и т. д.

Компактное тело, короткий хвост, короткие конечности (причем передние очень мощные и похожие на лопату), подслеповатые глаза и короткий, словно подстриженный, мех говорят о том, что перед нами подземный зверек, ведущий роющий образ жизни. Это может быть лесной крот, степной слепыш, австралийский сумчатый крот или другое млекопитающее, ведущее сходный образ жизни.

Роющие насекомые – медведки также имеют компактное тело, мощные передние конечности и по внешнему виду напоминают маленького крота.

Сходство между этими далекими друг от друга животными затрагивает преимущественно те органы, которые непосредственно контактируют с внешней средой, и гораздо слабее проявляется в строении внутренних систем.

Сходные жизненные формы могут возникать в результате параллелизма (возникновение сходных признаков на общей организационной основе). Хороший пример параллельных изменений дает эволюция дикобраза. Два разных вида этого колючего млекопитающего эволюционируют независимо друг от друга вАфрике и в Южной Америке. Более 70 млн лет назад, когда они обитали вместе, их общий предок был похож на большую, покрытую шерстью крысу. Когда два континента разошлись, популяция разделилась на две части, каждая из которых развивалась независимо от другой. Однако, поскольку условия существования обеих новых популяций были сходны, развитие дикобразов шло параллельными путями. Несмотря на то что они самостоятельно жили более 70 млн лет, и американский и африканский дикобразы очень близки по строению и образу жизни и занимают сходные ниши в сообществах.

Биологические ритмы жизни.

Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Способность организмов к циклическим изменениям (образа жизни, скорости физиологических процессов, особенностей внешнего и внутреннего строения) также возникла в процессе эволюции путем естественного отбора. Живые организмы способны измерять время, то есть обладают «биологическими часами», которые управляют биологическими ритмами – суточными, месячными, сезонными. В результате естественного отбора произошло закрепление таких ритмов организмов, которые наилучшим образом отвечают условиям их существования.

Со временем любые экологические условия изменяются. Эти изменения могут иметь различный характер: быть циклическими, т. е. повторяющимися через более или менее равные промежутки времени, направленными, т. е. изменяющимися лишь в определенную сторону, или хаотическими, т. е. неопределенными, плохо предсказуемыми. Ни строение организма, ни его поведение не могут соответствовать внешним условиям, не изменяясь при этом вместе с ними.

Наиболее известны суточные, сезонные и лунные ритмы. Суточный ритм свойствен большинству физиологических процессов (время сна и бодрствования, частота деления клеток, колебания температуры тела, интенсивность обмена веществ и энергии у животных и человека). Он проявляется в состоянии и поведении живых организмов, при этом меняется двигательная активность животных, положение листьев и цветочных лепестков у растений. У животных обнаружены нейро-гуморальные центры, координирующие суточную периодичность физиологических процессов.

Сезонные ритмы. Смена времен года является периодически повторяющимся, циклическим изменением, так же как и чередование темного и светлого времени суток, прилива и отлива. Многократное воздействие циклических изменений привело к возникновению у организмов характерных физиологических ритмов, которые сами по себе также являются циклическими. Таковы, например, ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), сезонные линьки млекопитающих.

Способ переживания организмом циклических изменений в окружающей среде зависит от продолжительности его жизни. Жизнь дуба, слона, кита или человека вмещает многократную смену времен года, а с ними – чередование голодовок и, наоборот, изобилия пищи, суровых испытаний и полного благополучия. Короткая продолжительность жизни способствует высокой специализации организмов, т. е. их приспособленности к строго определенным условиям. Так, некоторые насекомые (например, майский жук) вылетают из куколок лишь после появления листьев или цветков на растениях определенных видов. Все остальное время года они проводят глубоко в почве, где сезонные изменения незаметны.

Многие виды птиц, млекопитающих, рыб сохраняют активность в течение всего года. Они менее специализированы и обладают рядом свойств, позволяющих им справляться с трудностями, возникающими при сезонных или иных изменениях условий жизни. Пресмыкающиеся, например змеи, зимуют, прячась в укромных местах. Другие поступают иначе: у животных, обитающих в условиях суровой зимы, к наступлению холодов мех становится гуще и длиннее. В ряде случаев меняется и его окраска, как это происходит, например, у зайца-беляка. Такие приспособления помогают животным не только уберечься от холода, но и маскироваться от врагов.

Из всех сезонных изменений образа жизни наиболее замечательны те, что связаны с миграциями — массовыми переселениями в иные климатические области. Это, например, ежегодные перелеты птиц, миграции северных оленей и т. д.

Растениям и прикрепленным животным этого, конечно, не дано, зато именно у них наиболее ярко проявляются сезонные изменения строения. Некоторые растения, живущие в засушливых районах, образуют в течение одного года три поколения листьев, причем листья каждого из поколений отличаются характерными особенностями строения: во время влажного сезона образуются сравнительно крупные листья, в более засушливый сезон они опадают, а на смену им приходят мелкие листья или чешуйки; иногда исчезает и такая листва, и в самое засушливое время на зеленом стебле растения остаются лишь колючки.

В различных участках обитания на фоне сезонных изменений внешних условий могут происходить их разнонаправленные, случайные колебания, влияющие на жизнедеятельность организмов. Как правило, таким изменениям наиболее подвержены климатические условия. Большинство организмов могут сравнительно легко переносить колебания условий жизни, не выходящие за рамки привычных и случающихся в районах, которые давно освоены данным видом.

Чрезвычайно суровые условия (очень холодные зимы, длительные засухи и т. п.) могут приводить к гибели части особей. В этих случаях в преимущественном положении оказываются те группы организмов, которые обладают более широкими границами распространения и более высокой скоростью размножения.

Письменная работа с карточками:

1. Какая жизненная форма характерна для таких животных как лесной крот, степной слепыш, австралийский сумчатый крот? Почему они похожи и имеют сходную жизненную форму?

2. Приведите примеры жизненных ритмов у растений? Как сформировались данные ритмы?

3. Приведите примеры жизненных ритмов у различных млекопитающих.

  1. Суточные и сезонные биологические ритмы.

Карточка у доски:

1. Что такое жизненная форма животных?

2. Приведите примеры животных имеющих сходную жизненную форму?

3. Каким образом формируются сходные жизненные формы у неродственных видов?

4. Что такое биологические ритмы жизни?

5. Приведите примеры суточных ритмов у животных.

6. Приведите примеры сезонных ритмов у растений.

7. Приведите примеры сезонных ритмов у птиц.

8. Приведите примеры сезонных ритмов у млекопитающих.

9. Каким образом формируются сезонные ритмы?

Тестовое задание:

1. Что такое жизненная форма животных:

1. Адаптация организма к среде обитания.

2. Систематическая категория, в которую объединены родственные виды.

3. Сходные приспособления различных видов к жизни в одинаковых условиях.

4. Внешний вид организма.

2. Какие животные имеют сходную жизненную форму:

1. Слепыш.

2. Крот.

3. Лесная мышь.

4. Дождевой червь.

3. Каким образом формируются сходные жизненные формы у неродственных видов:

1. Были сформированы изначально.

2. Жизнь в определенной среде приводит к упражнению органов, они развиваются и эти изменения передаются по наследству.

3. В результате естественного отбора.

4. В результате стремления приспособиться к жизни в данной среде.

4. Что такое биологические ритмы жизни:

1. Сезонное изменение климатических факторов.

2. Суточное изменение климатических факторов.

3. Циклические изменения биологических процессов и явлений.

4. Биологические часы, измеряющие время и существующие в любом живом организме.

**5. К суточным ритмам относятся:

1. Движения лепестков цветов.

2. Изменение температуры тела человека.

3. Интенсивность обмена веществ.

4. Интенсивность размножения многоклеточных животных.

**6. Сезонные ритмы у растений проявляются в явлениях:

1. Осенний листопад.

2. Интенсивность фотосинтеза.

3. Интенсивность транспирации.

4. Цветение.

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта