История декоративных растений. 1.1 История изучения декоративных древесных растений Северо-Западного Кавказа

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

01. Краткий исторический очерк развития цветоводства. История декоративных растений


Биология для студентов - 01. Краткий исторический очерк развития цветоводства

Цветоводство является одной из отраслей растениеводства, т. е. искусственного выращивания растений. За многовековую историю развития цветоводства человеком было выведено большое разнообразие видов и сортов декоративных растений, которые имеют не только различные таксономическую принадлежность и генотип, но и, следовательно, онтогенетические и физиологические особенности.

Оформление участка цветами

Задачи и роль цветоводства:

  • формирование одного из основных элементов архитектурно-художественного оформления населённых пунктов;
  • удовлетворение эстетических потребностей;
  • имитация общения с природой для урбанизированного населения современных мегаполисов.

Имеется также и утилитарное значение цветоводства:

  • очищение загрязненного воздуха,
  • улучшение микроклимата.

Цветы человек разводит с глубокой древности Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тысячелетию до нашей эры: по археологическим данным, начиная с глубокой древности люди использовали цветы для украшения. Найдены вазы для цветов, относящиеся к бронзовому веку. Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в г. Уре в XX веке до н.э., задолго до знаменитых вавилонских садов. В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов именно их использовали для букетов и венков, высаживали у храмов и дворцов. О размахе использования цветов в храмах Египта можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамсеса 3, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета. На острове Крит найдены изображения роз датированные 3000 г. до н. э. В древней Иудее особенно любили розы и белую лилию (известно, что в окрестностях Иерусалима Соломон имел долину Роз), а нарцисс служил эмблемой мира.

Человек не только любовался цветами, взятыми из природы, но и пытался отбирать лучшие из них. Разводя растения с самыми крупными, махровыми и красивыми цветами, еще в глубокой древности люди получили много интересных форм. Первое упоминание о розе с 60 лепестками находят у древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.). Цветочно-декоративное строительство древнего мира с геометрически правильными планировками садов и парков внесло большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Оно оказало влияние на развитие садово-паркового искусства во всей Европе.

Английский ландшафтный дизайнАнглийский сад

Народы Востока устраивали сады и парки в пейзажном стиле, обогащая и без того красивый ландшафт уникальными рукотворными произведениями искусства:

  • скалами,
  • водоемами,
  • ручьями,
  • мостиками беседками,
  • лестницами,
  • тропинками в зеленом наряде и цветах.

Это характерно для китайских мотивов озеленения.  Сад в пейзажном стилеВ Европе – Византии, Испании, Португалии – садово-парковое искусство начинает развиваться под влиянием арабов. Восточные традиции в озеленении здесь сочетаются с новинками:

  • колоннами,
  • памятниками,
  • вазами,
  • скульптурами и т. д.

Эпоха Возрождения характеризуется новым расцветом декоративного садоводства в Европе. Создаются шедевры, до сих пор входящие в сокровищницу мировых достижений в озеленении.

История развития цветоводства в России

О любви наших предков к садам и цветам свидетельствуют фрески в старинных рукописях XIV в., цветы в самобытных вышивках на скатертях и полотенцах. Недаром о цветах упоминается в старинных народных песнях. В XII – XIII вв. садоводство распространилось в Московском, Владимирском, Рязанском и других княжествах. Князь Андрей Боголюбский (1110 -1174) развел сад в селе Боголюбове (под Владимиром). Развитие садоводства в Москве и Подмосковье относится к началу XIV в. Сады славились не только изобилием плодов, но и большим количеством благоухающих цветов. В России до XVI в. на первом месте были монастырские сады с цветниками, называвшиеся раем или райогородами. Таким раем называлась усадьба основателя Москвы – князя Юрия Долгорукова.

Много внимания уделял цветам Петр I. Петрозаводский городской «…сад разведен и насажден собственными трудолюбивыми руками Петра Великого в 1703 г.» В 1704 году Петр I приказал ‘«…прислать в Санкт-Петербург, не пропустил времени, всяких цветов из Измайлова, а больше тех, которые пахнут». В XVIII – XIX вв. сады и парки стали возникать за пределами Петербурга и Москвы. Хорошо известны такие парки южного Крыма, как Пушкинский парк в Гурзуфе, Алупкинский парк, Ливадийский парк и др. Из парков Черноморского побережья Кавказа наиболее замечательны: парки курорта «Гагры», парк-дендрарий в г. Сочи и др.Дендрарий в Сочи

 Цветники представляли систему квадратов и прямоугольников простых и компактных форм. После 1861 г. наблюдается подъём в садовопарковом искусстве и ландшафтном строительстве в связи с ростом городов, как промышленных центров. В послевоенные годы начинается большое развитие и зарождение садовопаркового и ландшафтного строительства как науки. Повышается значение знаний биологии интродуцентов.

Цветоводу важно знать происхождение и особенности развития цветочных культур, чтобы легче решать задачи по уходу за ними. В Древней Греции и Древнем Риме были известны такие растения, как ирис, пион, нарцисс, роза, гвоздика, в Древнем Египте — ирисы и нарциссы. Розы же культивировали за 3,5 тысячелетия до н.э. индусы и древние персы. Страну персов поэты называли Гюлистан (в переводе с персидского — сад роз). Культ роз был присущ Древней Греции, Древнему Риму, древним германцам, куда эти растения проникли из стран Востока. Розовая арка

Розы высоко чтили в средние века во Франции, куда их завезли из Малой Азии. Розы из Китая и Индии, которые послужили исходным материалом для выведения чайных, ремонтантных, чайно-гибридных роз, роз флорибунда и грандифлора, только в конце XVIII — начале XIX в. попали в Европу. В Россию европейские розы (в частности, роза галльская) попали скорее всего в XVI в. и были достоянием лишь царских садов. Большое распространение они получили при Петре I и Екатерине II.

Хризантемы были известны в Китае более 2000 лет назад, их использовали в пищу и как лечебные средства. Природные виды хризантем имеют желтую окраску. Растения с разной окраской и формой цветков и соцветий появились позднее. В IV в. хризантемы попали в Японию, которая стала их второй родиной. В Европе первые хризантемы зацвели в 1764 г. в ботаническом саду г. Челси в Англии.

Гвоздика садовая, названная К.Линнеем диантус (в переводе с латинского — божественный цветок), появилась во Франции в конце XIII в. Ее привезли из Туниса рыцари как память о погибшем во время крестового похода Людовике IX. В Англии гвоздика появилась в конце XVI в. и стала любимым цветком Елизаветы I. Разведением этой культуры стал заниматься придворный садовник Герард, и к 1629 г. в Англии существовало около 50 видов и форм гвоздики.

Современные популярные луковичные имеют разную историю появления в Европе. Так, гиацинт (в переводе с греческого — цветок дождей) упоминается в древнегреческих мифах, которые по¬явление гиацинта связывают с гибелью дискобола Гиацинта, из крови которого появился этот цветок Первые сведения о тюльпанах происходят из Персии, где их воспели многие поэты. Но больше всего тюльпаны почитали в Турции, где ежегодно жены султанов устраивали их праздник. Из Турции тюльпаны в 1559 г. были завезены в Германию, откуда они быстро распространились по Европе.

О нарциссах первые упоминания встречаются в греческих мифах. Древние римляне плели из нарциссов венки для пиров, венчали ими победителей. Нарциссы Жонкилии обнаружены в гробницах Древнего Египта, а китайцы использовали нарциссы в новогодних церемониях. Но одним из главных центров культуры нарциссов стала Англия, куда в 1570 г. из Константинополя прислали луковицы для лорда-казначея — большого любителя цветов

В цветоводстве используется огромное число видов из разных районов земного шара, однако большая часть их происходит из теплых субтропических и тропических районов Америки, Африки, островов Тихого океана.

vseobiology.ru

История развития декоративного садоводства в различных странах

Когда возникло искусство декоративного садоводства?

В VI-II вв. до н.э. садоводство уже сформировалось и достигло довольно высокого уровня. Именно к этому периоду относятся первые упоминания о садах Египта, Ассирии и Вавилонии (знаменитые висячие сады Семирамиды). Несколько позднее в Древнем Иране и Персии не только создаются прекрасные дворцовые сады, но и благоустраиваются достаточно большие территории, предназначенные для царской охоты, так называемые парадизы. В современном представлении, это окультуренная стараниями садовода природная растительность, более напоминающая парк.

Персия подарила миру ряд исключительно декоративных и полюбившихся садоводам всего мира культур: розы, спиреи, лилии, тюльпаны. Она оказала огромное влияние на развитие ландшафтного искусства не только стран Востока, но и Древней Греции и Испании (мавританские сады).

В Древней Греции имелись и собственные садоводческие традиции. В садах выращивали плодовые – яблоню, персик, маслину, группу, айву, гранат и непременно виноград; высаживали овощные, пряные и цветочные растения. Священные рощи благоустраивали в честь богов и украшали скульптурами. Для спортивных игр и состязаний стали создавать специальные парки, а «философские» рощи предназначались для раздумий и занятий науками. Рощи и парки состояли уже из лесных пород: каштанов, вязов, платанов, дубов. Массивы зелени пересекались прямыми дорогами-аллеями. По мере развития городов развивалось и городское озеленение, включавшее как дворцовые, так и публичные развивалось и городское озеленение, включавшее как дворцовые, так и публичные сады и парки, богато украшенные фонтанами, скульптурой, увитыми виноградом беседками. В ряде случаев посадки делали на выровненных террасах, связанных между собой лестницами, что придавало садам еще большую прелесть. В условиях гористой Греции террасирование стало вполне естественным приемом ландшафтного искусства.

Богатство и роскошь Древнего Рима нашли свое отражение и в садоводстве, расцвет которого приходится на I в. До н.э. – I в. н.э. По примеру частные сады состояли из плодовых растений, в то же время в них нашлось место лавру, кипарисам, платанам, самшиту, каштанам и другим древесным растениям местной флоры. Дома имели уютный небольшой дворик – перистиль, где, как правило, росли виноград, благородный лавр и неприхотливые цветы. Во внутренних двориках почти всегда присутствовала вода. Городские улицы и площади обсаживали рядами деревьев и кустарников, и зелень улиц сливалась с зеленью частных садов. Загородные виллы богатых патрициев утопали в садах, поражавших своей роскошью. Почти каждый сад имел бассейн или купальню, часто выложенную мозаикой. Великолепные колоннады, портики, мраморные скамьи и вазы, скульптурные изображения богов или героев, украшавшие сад, подчеркивали богатство хозяина. В планировке таких садов прослеживались традиции античной Греции: зеленые массивы рассекали прямые аллеи, в пересечении которых стояли скульптуры, фонтаны, беседки; природные гроты украшали колонны, поддерживающие свод. Греческие сады – ипподромы – утрачивают функции стадиона для спортивных состязаний, но сохраняют форму прямоугольного поля с одной закругленной стороной. По периметру открытого пространства высаживали аллеи из деревьев и кустарников. Появляются и новые решения. Фасадную часть перед домом стали оформлять как сад-ксист, или плоский сад, впоследствии получивший свое развитие в партерах. В то же время в садах выделяются определенные функциональные зоны: плодовый сад, огород и декоративный сад.

В дальнейшем сады античности оказали огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры всей Европы.

Средние века с их непрекращающимися войнами не благоприятствовали развитию садоводства. Сады «спрятались» за крепостными стенами. Как правило, эти очень маленькие внутренние садики при замках имели колодец, бассейн или фонтан, несколько кустов роз или шиповника, скамью, покрытую дерном, клумбы с красивым рисунком из цветов, несколько плодовых деревьев – обычно яблонь. Монастырские сады, также очень небольшие, традиционно пересекались двумя взаимно перпендикулярными дорожками, образующими крест, в пересечении которого устраивали фонтан или колодец, часто крест или распятие. Основной состав растений – лекарственные, пряные травы и достаточно много цветочных растений. Именно в монастырских садах накапливался опыт выращивания диких растений в условиях культуры, целенаправленно формировались первые ботанические коллекции. Несколько позднее при университетах появляются и первые ботанические сады.

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VII по XIVв.) под влиянием арабов, на основе опыта и традиций как восточного, так и римского садоводства сформировался новый тип сад – мавританский сад. Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) – продолжение покоев дома – представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи и крытые аллеи, увитые виноградом или плетистыми розами. Большое внимание уделялось воде, что естественно для страны с жарким климатом. Каналы, фонтаны, бассейны, источники – вода присутствует в каждом саду и заключена в самые разные формы: спокойная зеркальная гладь, струящиеся истекающие ленты, падающие струи, разлетающиеся брызги. Планировка сада регулярная, но деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно; обилие цветов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность. Однако здание и сад не были связаны общим композиционным решением и в известном смысле не зависели друг от друга.

Вслед за мрачным Средневековьем наступила эпоха Возрождения (XIV – XVвв.) – эпоха расцвета культуры и искусства. В Италии формируется так называемый медицийский тип сада, для которого характерно в первую очередь композиционное единство с архитектурными сооружениями. Богато и разнообразно декорированные сады разбивали непосредственно у дома, часто на террасированном склоне. Террасы соединялись между собой лестницами, которые становились одним из главных декоративных элементов сада. Подпорные стенки украшали гротами, колоннами, маскаронами, в нишах устанавливали скульптуры, вазы, устраивали пристенные источники и фонтаны. Воды, также как и в мавританских садах, очень много, но только в более богатом оформлении. Сооружались весьма сложные гидротехнические системы, подающие воду во множество фонтанов, прудов, каналов и бассейнов. Регулярная планировка садов предполагала аллейную посадку деревьев и кустарников, подчеркивавших осевую симметрию сада. Тщательно продумывались видовые точки, находившиеся в пересечении аллей, - там возводили беседки, павильоны, фонтаны, бассейны, устанавливали скамьи, скульптуры и т.д. Предпочтение отдавали тем растениям, которые хорошо поддаются стрижке и долго после нее сохраняют правильную форму (вечнозеленые, медленнорастущие, мелколистные), - лавру, мирту, самшиту. Широко распространены шпалеры, увитые виноградом, плетистыми розами. В оформлении сада впервые появляются боскеты – геометрически правильные и симметрично расположенные небольшие участки, обрамленные стриженой изгородью из самшита. Внутри боскетов высаживали деревья, кустарники или цветы. Посадки могли быть регулярными или свободными. В целом сад планировался как дом, имеющий несколько «комнат», как бы перенесенных на открытый воздух. Одна из таких «комнат» предназначалась для отдыха – это небольших размеров, скрытый от посторонних взглядов садик для уединения и раздумий.

Особенно декоративно оформляли партеры перед фасадом главного здания. Их украшали красивоцветущими кустарниками, клумбами и причудливыми арабесками из цветов и стриженых кустарников. Составной частью партера могли быть симметрично расположенные пруды с фонтанами или без них. В целом планировка сада подчинялась. В целом планировка сада подчинялась общему архитектурному решению при господствующей роли дома.

Итальянские сады эпохи Возрождения создали неповторимые садово-парковые ансамбли, красоту и гармонию которых, казалось бы, невозможно превзойти, но уже в XVI – XVII вв. во Франции строятся парки (в том числе и Версаль), ни в чем не уступавшие итальянским, а по масштабности решения и превосходившие их. Основные приемы паркостроения Италии, безусловно использовались французскими архитекторами, однако при этом были учтены и природные условия Франции – равнинный ландшафт и более умеренный климат. Регулярная планировка сохранялась, но сады не ограничивались оградой дома, а выходили за ее пределы; широкая главная перспектива и подчиненные ей второстепенные; лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка; чередование детально проработанных, часто очень сложных партеров. Партеры, обрамленные стриженными изгородями, включали декоративные бассейны, пруды, каналы и фонтаны; оформлялись изысканными цветниками и арабесками с использованием цветного песка и кирпичной крошки. В целом парк представлялся своеобразным городом, где аллеи – улицы, пересечения аллей – площади, боскеты – кварталы или дома. Воды не так много, как в итальянских парках, преобладали водоемы со спокойной водной поверхностью, более похожие на зеркала, отражающие небо, солнце и окружающую роскошь. Ассортимент растений садов и парков достаточно разнообразен: бук, дуб, граб, каштан, липа, вяз, ясень; очень много цитрусовых в кадках, которые в теплое время года выставляли на открытый воздух, а на зиму убирали в оранжереи. Перголы и шпалеры оплетены различными вьющимися растениями. В XVII в. во Франции закладывается целый ряд прекрасных регулярных парков, каждый из которых – жемчужина ландшафтной архитектуры. Французская школа садоводства завоевывает заслуженное признание, и аналогичные садово-парковые ансамбли возникают по всей Европе, включая Австрию, Польшу, Россию, Германию и т.д. Регулярный стиль господствовал повсеместно вплоть до конца XVIII в.

Изменение философских идей, связанных с развитием общественно-экономического строя, а именно, с зарождением капитализма, способствовало появлению свободолюбивых идей и в искусстве. Естественно, что в ландшафтной архитектуре возникли новые тенденции, направленные на воспроизведение природных пейзажей. Регулярный стиль критиковался как чересчур формальный, статичный, в значительной мере нарушающий естественный ландшафт. В Англии, на фоне холмистого рельефа, лугов и полей, украшенных живописными группами деревьев, зарождался новый пейзажный стиль. Садоводы рассматривали природный ландшафт как часть сада или парка, которые искусно формировали вырубкой или дополнительной посадкой деревьев, кустарников и цветов. Дорожки прокладывали по наиболее живописным местам. Создавали и искусственные ландшафты, и пейзажи, имитировавшие природу, проводя при этом достаточно масштабные работы: насыпали холмы, изменяли береговую линию водоемов или выкапывали искусственные водоемы, выравнивали открытые поляны, высаживали большое количество растений. Ландшафтный стиль динамичен и богат: по мере движению по дорожкам открывались все новые и новые картины. Смена пейзажей постоянно привлекала внимание, не создавала впечатления монотонности и не вызывала пресыщенности. Более того, в отличие от помпезности большинства садов и парки парков ре регулярной планировки, ландшафтным паркам был присущ совершенно характер, меняющийся в зависимости от состояния погоды, времени дня и года. Приемы, использовавшиеся в ландшафтном паркостроении, также разнообразны, как и сама природа. Прямые перспективы уступили место извилистым дорожкам, декоративные группы пришли на смену регулярным посадкам деревьев, строгие геометрические формы водоемов и цветников приобрели плавные очертания. Изменились и сами цветники: вместо клумб – миксбордеры (смешанные цветники), составленные более по законам живописи, нежели по законам архитектуры. Картинные пейзажи парка дополнены каменистыми гротами и пещерами, павильонами, шалашами и хижинами. Часто строят искусственные водотоки с порогами, небольшими водопадами и каменистыми переходами через воду. Для удобства созерцания особенно красивых пейзажей устраивали видовые площадки. С этой же целью в местах видовых точек устанавливали садовые скамьи. Основной список древесных растений пейзажных парков изначально составляли местные растения, но со временем ассортимент значительно дополнился и расширился за счет декоративных экзотов. Революционным можно считать устройство миксбордеров из самых обычных полевых цветов.

Говоря о ландшафтном (пейзажном) тиле в паркостроении, нельзя не упомянуть о садах Восточной Азии, понимание которых требует не только прямого восприятия организованного определенным образом пространства, но и знания восточной культуры и философии, основанной на буддистской религии. Касаясь только внешней стороны садово-паркового искусства стран Восточной Азии, следует отметить присущую им особую утонченность, гармоничность, вкус и чувство меры. Садово-парковое искусство Японии формировалось под влиянием китайских традиций, с которыми европейцы знакомы несколько меньше, чем с японскими. Сады и парки создавались в Китае еще до новой эры, но расцвет паркостроения приходится на X – XIV вв. н.э. В садах и парках водоемы, часто с островами, занимали достаточно большие пространства, ассортимент растений разнообразен, как и сама природа Восточной Азии. Садовых построек не много, в основном это мосты, небольшие легкие беседки или павильоны. В большей мере использовался природный материал: красивые одиночные камни или композиции из нескольких камней, стволы деревьев, галька и песок. Практически каждый элемент сада имел смысловое значение, символизируя тот или иной материальный объект или абстрактное понятие. Японские сады во многом унаследовали китайские традиции, еще более одухотворив создаваемый искусственно ландшафт. И светские, и храмовые сады созерцательны, во многом каноничны, но бесконечно разнообразны. Причем разнообразие достигается не столько композиционным решением, сколько использованием широкого спектра самых разных растений и материалов. Неповторяемость элементов, обусловленная живой природой, их противопоставление и сопоставление и в то же время гармоничность сочетаний растений, камней, воды, садового декора абсолютно индивидуальны для каждого сада.

Ландшафтный стиль по своей сути предполагает подражание природе, имитацию ее лучших образцов. Природа же – неисчерпаемый источник. Многообразие ее проявлений, фантастичность ландшафтов, разнообразие цвета и форм способствуют появлению у садоводов новых и новых идей.

Похожие статьи

melissa-taldom.ru

История возникновения и развития цветоводства.

flowersС древних времен люди выращивали цветы, чтобы наслаждаться их внешним видом. Роза — первый цветок, с которого началась история цветоводства. Она была известна в Древнем Египте еще во времена Рамзеса II. История донесла до нас упоминания о садовниках Древнего Египта, добившихся почти круглогодичного цветения роз.

История комнатного цветоводства, по мнению историков, тоже связана с Древним Египтом, где цветы выращивали в горшках и специальных поддонах. В список любимых и почитаемых древними египтянами цветов входили лотос, лилия, резеда, жасмин и мирт. С Древнего Рима пошла традиция украшать цветами в горшках внутренние дворы домов. В Древней Греции одной из самых почитаемых и любимых богинь была богиня садов, хлебных злаков и цветов Флора, имя которой означает «цветок». Праздники в ее честь называли флоралиями. По-видимому, Флору можно назвать первой покровительницей развития цветоводства, ведь именно ее алтарь украшали бесчисленным количеством гирлянд цветов, в том числе и розами.

История цветоводства – это история странствий цветов, которая началась очень давно. Из Древней Индии и Передней Азии, которые принято считать родиной розы, ее перевезли в Древнюю Грецию и Рим, а затем и дальше в Европу. В Древней Индии роза считалась цветком Вишну – хранителя Вселенной, поэтому розами и ее лепестками украшали храмы. Считалось, что при созерцании цветущих роз проясняется рассудок и исцеляется душа, она обретает гармонию с миром.

Самыми первыми цветоводами в мире, согласно выводам ученых, были китайцы. Они начали выращивать розы за несколько тысяч лет до нашей эры. До наших дней дошли предания о первых поразительной красоты диких розах, принесенных с берегов рек Янцзы и Хуанхэ. Садовники бережно ухаживали за розами и отбирали самые прекрасные из них.

Китай стал родиной другого великолепного цветка – хризантемы. Китайские цветоводы культивировали его из полевой ромашки. Вторую родину хризантема обрела в Японии, где она стала эмблемой императорского дома. Этот цветок называют здесь «кику», что переводится как «солнце». Изображение хризантемы чеканят на японских монетах, а в 1988 году император Японии учредил орден Хризантемы. Для японцев хризантема – магический цветок, продлевающий жизнь. Почитание хризантемы нашло свое выражение в ежегодном Празднике девятой луны (9 сентября). В этот день, который называют еще Праздником Хризантем, хризантемы относят в храм для освящения, а японцы пьют саке с плавающими в нем лепестками хризантем и передают чашечки своим родным, желая долголетия.

Появление хризантемы в Европе вначале не произвело особого впечатления. Ею заинтересовались в 1829 году, когда цветоводам удалось получить цветы новой окраски. Вскоре хризантема стала одним из любимых цветов англичан.

Полюбили хризантему и в России, этому цветку посвящен прекрасный романс о грустной любви. С осени и практически до самого снега хризантема радует нас разнообразием форм и разноцветием. Возможно, что в настоящее время Россия является обладательницей самой большой коллекции хризантем в Европе – в Никитском ботаническом саду насчитывается 350 ее сортов.

Если вернуться к теме роз, то в Москве махровые розы появились в начале XVII века при царе Михаиле Федоровиче. Главные цветники России в средние века были в монастырских садах. У них было удивительное название — «рай» и «райгородок». Раем называли и усадьбу Юрия Долгорукова, основателя Москвы.

Сохранилась своеобразная веха в истории цветоводства в России — перечень цветов, которые произрастали в XVI – XVII веках в саду Московского Кремля и в других садах Москвы. Среди них есть пионы махровые, тюльпаны, фиалки лазоревые, фиалки желтые, нарциссы, мальвы алые, лилии белые, лилии желтые и другие цветы. Неравнодушен к разведению цветов был Петр I. В 1710 году при его кабинете была учреждена «Садовая контора». Конторы выписывала из других стран редкостные цветы и украшения для цветников. Денег на приобретение цветов царь Петр не жалел. Начиная с древних времен, цветы всегда были хорошо продаваемым товаром, а выращивание красивых цветов приносило немалый доход.

В истории развития цветоводства есть голландская страничка под названием «тюльпаномания». В Европу тюльпаны завезли в середине XVI века из Турции, а в Голландию их привез ботаник –садовод Каролюс Клюзиус в 1593 году. Цветы произвели фурор, но ботаник отказался их продавать. В конце концов луковицы были украдены отчаянными голландцами и через определенное время тюльпаны появились в садах. Голландцы буквально помешались на них. За луковицу редкого сорта они были готовы на все: заложить земли, имения и даже пойти на преступление. Тюльпаномания началась в 1625, а закончилась в 1637. Но тюльпановый бизнес не закончился – Нидерланды являются крупнейшим в мире производителем тюльпанов. Реализация цветов и луковиц тюльпанов приносит в казну страны весомую прибыль.

Современное цветоводство постановило выращивание цветочных культур на широкую производственную ногу. В теплицах и в открытом грунте применяются научно просчитанные автоматические режимы полива и подкормки растений, другие новейшие технологии, включая клонирование цветов. Не изменилось лишь значение цветов в истории человеческой цивилизации: они были и остаются символом гармонии Природы, благополучия жизни и стремления человека к красоте.

daji.ru

1.1 История изучения декоративных растений. Проект озеленения пришкольного участка МОУ СОШ №39 станицы Воронцовской Динского района

Похожие главы из других работ:

Агроэкологические особенности выращивания капусты белокочанной и картофеля в условиях выщелоченного чернозема Кубани

1. История изучения вопроса

История выращивания человеком овощей для своего питания очень древняя и насчитывает тысячелетия. Семена и плоды различных овощных культур находили при раскопках в гробницах египетских фараонов...

Вегетативное размножение роз

2.1.1 История изучения зеленого черенкования

Отечественными учеными проводились многочисленные исследования по зеленому черенкованию древесно-кустарниковых пород различных видов и разновидностей...

Горшечные растения

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ГРУНТА

В защищенном грунте выращивают как декоративно-лиственные, так и цветущие растения, требующие положительных температур. По продолжительности жизни и характеру роста растения этой группы очень разнообразны - от двулетников до многолетников...

Декоративные водоемы и каменистые сады

2. Виды декоративных водоемов

Водоемы динамичного типа Источник - это самый простой вариант водоема с движущейся водой. Как правило, он имеет не большие размеры, обустройство его не требует больших затрат, но вместе с тем, источник способен передать всю красоту струй воды...

Декоративные водоемы и каменистые сады

3. Устройство декоративных водоемов

Водоем может включать в себя множество различных элементов: фонтаны, водопады или альпийские горки. Поэтому при строительстве водоемов используются разного рода приемы, технологии и инструменты...

Желтоземы влажных субтропиков

1. История изучения почв влажных субтропических лесов - желтоземов

Первыми исследователями почв влажных субтропиков были А.И. Краснов (1893) и В.В. Докучаев (1898). В более поздний период красноземы и желтоземы изучали В.Р. Вильяме, С.А. Захаров, Б.Б. Полынов, К.Д. Глинка, Д.П. Гедеванишвили, М.Н. Сабашвили, М.К...

Лесная селекция и генетика

4. Селекция при интродукции лесных и декоративных древесных пород

Несмотря на бесспорное преимущество местной дендрофлоры в диких лесных фитоценозах, в настоящее время имеются доказательства о превосходстве некоторых интродуцированных видов по объёму выращиваемой древесины по сравнению с местными видами...

Механизация работ питомника декоративных культур

1. Технология механизированных работ по строительству питомника декоративных растений

...

Обоснование системы мероприятий по защите смородины и крыжовника от американской мучнистой росы

1.История изучения американской мучнистой росы смородины и крыжовника

Возбудителем американской мучнистой росы является сумчатый гриб Sphaerotheca mors-uvae (Schwein.) Berk et Curt [20]. Как объект чисто микологического исследования впервые он был описан в 1834 году L. D. Schweinitzoм под названием Erysiphe mors-uvae Schwein. (в списке грибов...

Проект озеленения пришкольного участка МОУ СОШ №39 станицы Воронцовской Динского района

4.4.1 Жизненные формы декоративных растений

Из таблицы 2 видно, что декоративная флора представлена всеми жизненными формами: деревьями, кустарниками и травами. Деревья представлены 4 видами; кустарники - 2 видами и 1 гибридом; лианы представлены 1 видом; травы включают 2 гибрида и 6 видов...

Создание схемы рассадника декоративных культур

Раздел 1. Организация декоративных рассадников

...

Специфика классификации декоративных собак

4. Классификация декоративных пород собак

Декоративные собаки являются важной составной частью жизни современного человека, хоть они и не выполняют полезных функций, таких как охрана имущества и человека, розыскная и другая служебная деятельность...

Сущность лептоспироза

1. История изучения

Лептоспироз человека и животных долгое время не могли дифференцировать от сходно проявляющихся с ним болезней. Лишь в конце XIX в. впервые было представлено подробное описание клинической картины так называемой инфекционной желтухи человека...

Формирование, обрезка и диагностика декоративных древесных растений на объектах озеленения

Главная задача обрезки декоративных древесных растений на объектах озеленения

Главная задача обрезки деревьев и кустарников - продлить период максимальной декоративности или урожайности, поддержать здоровье растения. Конечно, дерево или кустарник можно и не обрезать...

Цветочное оформление в ландшафтном дизайне

1 История клумбовых растений

...

agro.bobrodobro.ru

Исторические этапы развития цветоводства

Биология Исторические этапы развития цветоводства

просмотров - 456

Тема: Краткий обзор развития истории цветоводства

Вопросы:

1. Исторические этапы развития цветоводства

2. История развития цветоводства в России

3. Происхождение и особенности развития цветочных культур

Декоративные растения - самая многочисленная и разнообразная группа полезных растений, служащих как удовлетворению эстетических потребностей человека, так и улучшению его здоровья.

Цветоводство является одной из отраслей растениеводства, т. е. искусственного выращивания растений. За многовековую историю развития цветоводства человеком было выведено большое разнообразие видов и сортов декоративных растений, которые имеют не только различные таксономическую принадлежность и генотип, но и, следовательно, онтогенетические и физиологические особенности. По этой причине в настоящее время для специалистов-цветоводов так велико значение умения ориентироваться во всём разнообразии современных видов и сортов как окультуренных так и дикорастущих цветов.

Задачи и роль цветоводства в озелœенении населœенных мест и обеспечении населœения цветами достаточно разнообразны: это и формирование одного из базовых элементов архитектурно-художественного оформления населённых пунктов; и удовлетворение эстетических потребностей; имитация общения с природой для урбанизированного населœения современных мегаполисов. Имеется также и утилитарное значение цветоводства: очищение загрязненного воздуха, улучшение микроклимата͵ крайне важность при рекультивации территорий.

Цветы человек разводит с глубокой древности. Букеты диких цветов и снопы лекарственных растений вставляли в расщелины кам­ней, бревен и досок жилья. Их часто использовали - заваривали чай, особенно для больных соплеменников. В случае если недуг отступал, то на камнях жилища высекали изображения тех растений и цветов, кото­рые исцелили больного.

Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 ты­сячелœетию до нашей эры: по археологическим данным, начиная с глубокой древности люди использовали цветы для украшения. Най­дены вазы для цветов, относящиеся к бронзовому веку. Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в ᴦ. Уре в XX веке до н.э., задолго до знаменитых вавилон­ских садов. В описаниях древнейших танцев и обрядов упоминается роза. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили и маленький венок из полевых цветов.

В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, и можно предположить, что в первую очередь именно их использова­ли для букетов и венков, высаживали у храмов и дворцов. Об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определœен­ных растений. О размахе использования цветов в храмах Египта можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамсеса 3, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета.

На острове Крит найдены изображения роз датированные 3000 ᴦ. до н. э. В древней Иудее особенно любили розы и белую ли­лию (известно, что в окрестностях Иерусалима Соломон имел долину Роз), а нарцисс служил эмблемой мира. В садах Ирана наряду с деко­ративными и плодовыми деревьями и кустарниками выращивали цве­ты - тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки, маки и другие, но в особой почести были розы. Иран в древности поэты называли стра­ной роз.

Человек не только любовался цветами, взятыми из природы, но и пытался отбирать лучшие из них. Разводя растения с самыми круп­ными, махровыми и красивыми цветами, еще в глубокой древности люди получили много интересных форм. Первое упоминание о розе с 60 лепестками находят у древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.).

Цветочно-декоративное строительство древнего мира с геометрически правильными планировками садов и парков внесло большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Оно оказало влияние на развитие садово-паркового искусства во всœей Европе.

Народы Востока устраивали сады и парки в пейзажном стиле, обогащая и без того красивый ландшафт уникальными рукотворными произведениями искусства: скалами, водоемами, ручьями, мостиками беседками, лестницами, тропинками в зелœеном наряде и цветах. Это характерно для китайских мотивов озелœенения. В Европе - Византии, Испании, Португалии - садово-парковое искусство начинает разви­ваться под влиянием арабов. Восточные традиции в озелœенении здесь сочетаются с новинками: колоннами, памятниками, вазами, скульп­турами и т. д.

Эпоха Возрождения характеризуется новым расцветом декора­тивного садоводства в Европе. Создаются шедевры, до сих пор вхо­дящие в сокровищницу мировых достижений в озелœенении.

oplib.ru

1.1 История изучения декоративных древесных растений Северо-Западного Кавказа. Экологические особенности декоративных древесных растений, используемых в озеленении города Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Похожие главы из других работ:

Анализ возможности использования короотходов ООО "Камабумпром" в сельском хозяйстве

1.3 Использование древесных отходов

В качестве основных направлений использования отходов деревопереработки и короотходов можно рассматривать их сжигание, использование в качестве субстрата для получения удобрений, для мульчирования почв...

Заповедники России и их роль в сохранении биоразнообразия

1.4 Заповедники Северо-западного федерального округа

В Северо-Западный федеральный округ входят 11 заповедников: Кандалакшский, Ненецкий, Пасвик, Лапландский, Костомукшский, Пинежский, Кивач, Нижне-Свирский, Дарвинский, Полистовский, Рдейский (табл. 4)...

Заповедники России и их роль в сохранении биоразнообразия

Заповедники Северо-западного федерального округа

Название Год образования Общая территория...

Изучение влияния антропогенной нагрузки на травянистую растительность Лабинского района

3.2.3 Методы изучения влияния загрязняющих веществ на органы травянистых растений города Краснодара на примере Polygonum aviculare

Анализ накопления тяжёлых металлов в органах Polygonum aviculare проводился методом атомно-адсорбционной спектроскопии на приборе «Спектр» СП-115 по «Методическим указаниям по проведению полевых и лабораторных исследования почв и растений при...

Изучение растительного покрова Черноморского побережья Туапсинского района

1.1 Краткая история изучения растительного покрова черноморского побережья Туапсинского района и, в частности, города Туапсе

Научное изучение территории края начинается в XVIII в., когда здесь побывали участники экспедиций Российской Академии наук С.Г. Гмелин [1771] и П.С. Паллас [1799]. Особое внимание во время своих путешествий С.Г. Гмелин уделял обследованию лесов...

Природа Кавказа: Тебердинский заповедник

1 ПРИРОДА КАВКАЗА

Кавказ занимает площадь около 500 000 км2 и отличается от других территорий России удивительным разнообразием и контрастностью природы. Богатство природы Кавказа обусловлено положением его в южных широтах...

Рельеф как экологический фактор

5. Типы высотной поясности западного Кавказа

Кавказ - горная страна, горные системы определяют его географическую специфику, обусловливают исключительное разнообразие природных особенностей. С горным рельефом связана высотная зональность ландшафтов Кавказа...

Рельеф как экологический фактор

6. Характеристика организмов альпийского и субальпийского пояса Северо-Западной части Большого Кавказа

Высота 1900-2100 метров над уровнем моря - субальпийский пояс растительности. Это сложный комплекс различных типов растительности. За верхней границей леса, заканчивающейся редколесьем и криволесьем, начинается субальпийский пояс...

Флора лесных сообществ островной поймы реки Волги в административных границах Саратовского района

1.1 История изучения сосудистых растений поймы реки Волги

Крупнейшая речная долина Европы - Волжская пойма всегда привлекала внимание ботаников. Первые исследования в основном касались видового состава флоры. В разное время область посетили: П.С. Паллас, К.К. Клаус, Э.А. Эверсманн, И.К. Пачоский, А.Я...

Экологическая обстановка Северо-Западного округа Москвы

1. Общая характеристика Северо-Западного округа Москвы

Занимает площадь в 106.9 кв.км. Население округа - около 601.3 тыс. чел., плотность населения - около 6 тыс. чел. на кв.км. Уровень загрязнения невысокий по сравнению с другими округами...

Экологически неблагополучные регионы России

3. Северо-Западного района

В состав Северо-Западного района входит один город федерального подчинения - Санкт-Петербург; Ленинградская, Псковская и Новгородская области. Промышленность района специализируется главным образом на машиностроении...

Экологические и этнографические исследования озера Дальнего

§8. История изучения озера в датах

1879 - 1883 гг. - изучение озера Дальнего Б. Дыбовским. 1908 - 1909 гг. - работа комплексной экспедиции Русского географического общества по изучению Камчатки, в том числе озера Дальнего. 1932 г....

Экологические особенности декоративных древесных растений, используемых в озеленении города Славянска-на-Кубани Краснодарского края

1.2 Экологические особенности декоративных древесных растений, используемых в озеленении города Славянска-на-Кубани Краснодарского края

...

Экологические особенности декоративных древесных растений, используемых в озеленении города Славянска-на-Кубани Краснодарского края

1.2.1 Предварительный систематический список декоративных древесных растений города Славянска-на-Кубани

В результате проведённых исследований и обработки литературных данных составлен предварительный систематический список декоративных древесных растений города Славянска-на-Кубани...

Экологические особенности декоративных древесных растений, используемых в озеленении города Славянска-на-Кубани Краснодарского края

1.2.4 Описание некоторых видов древесных растений

Ель колючая форма голубая - Picea pungens forma glauca Hort Хвойное крупномерное дерево высотой от 15 до 25 метров с правильной конусовидной кроной. Кора ствола серо-коричневая, гладкая или чешуйчатая. Хвоя ели от сизо-зеленого до серебристо-серого цвета...

eco.bobrodobro.ru

Декоративные растения в интерьере

«Декоративные растения в интерьере»

ПЛАН

I. История комнатного цветоводства.

Эксперимент по созданию зимних садов.

Волшебный «ящик Уорда».

Политический взгляд на растениеводство.

Они всегда среди нас.

II. Кое-что о комнатных растениях.

Комнатные цветы и экология жилища.

Растения, которые дарят нам энергию.

Душистые растения.

Бонсаи – искусство выращивания деревьев в миниатюре.

Влияние на атмосферу дома и офиса.

Влияние на эмоциональное состояние.

III. Размещение растений в интерьере.

Методы и способы озеленения помещения.

Комнатный садик.

Пот-э-флер (цветущий горшок).

Террариум.

Уголок пейзажа.

Сад в аквариуме.

Вертикальное озеленение. Устремленные вверх.

Озеленение балконов, лоджий, веранд.

Аранжировка праздничных букетов.

«Ресторанный букет».

Особенности фуршетных столов.

Сервировочные и винные столики.

Закон флористов.

IV. Типы емкостей для растений.

Выбор горшка. Импровизируйте.

О маленьких и больших.

V. Знакомство с семействами комнатных растений.

Классификатор комнатных растений.

VI. Список использованной литературы.

I. История комнатного цветоводства.

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом.

Понятие "комнатное растение" существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей. Храмы древней Эллады украшали вазоны с растениями. Более 1000 лет назад в Китае зародилось искусство бонсаи, которое перешло в Японию и обрело в стране Восходящего Солнца настоящее признание. В последующие эпохи искусство выращивания растений выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей. Так самый распространенный орнамент – растительный, который предоставляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы.

К наиболее распространенным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Так растительный мир проник в изобразительное искусство.

Открытие новых земель принесло вслед за собой и открытие новых декоративных растений. Основное количество "диковинки" попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII - начале XVIII вв., тогда из Америки везли кактусы и орхидеи. Из Индокитая - цитрусовые, из Индии - растения, дававшие пряности. В северных странах с отсутствием зелени в зимние месяцы вечнозеленые растения не могли не вызвать восхищения. Вспомните розовый куст Кая и Герды. Это не вымысел писателя - сказочника Андерсена. Разнообразие декоративных комнатных растений достигалось за счет введения в комнатную культуру дикорастущих представителей тропической флоры.

Эксперимент по созданию зимних садов.

Первое упоминание об исключительных результатах, полученных при выращивании растений в закрытом помещении, относится к XIII веку. Холодной зимой 1240 г. в Кельн прибыл голландский король Вильгельм, которому устроили пышный прием в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, будто летом.

Это был самый первый в Европе зимний сад. Зрелище было столь непривычным, что его создателя выдающегося садовода Альберта Магнуса обвинили в колдовстве. Но эксперимент по созданию зимних садов оказался столь успешным, что вскоре европейские монархи в стремлении перещеголять друг друга заставляли своих садовников строить специальные помещения и выращивать в них диковинные растения. Правда, поначалу это были виды, имеющие практический интерес для императорских кухонь, например, апельсины (по-французски "orange"), а помещения, в которых их содержали, стали называть оранжереями. Хотя были исключения - картофель и подсолнечник, например, предварительно завозились из Америки как цветы. Не устоял перед соблазном и Петр I и построил Петергофе небольшой павильон для зимнего содержания цитрусовых, которые летом располагались на свежем воздухе.

Но рано или поздно, но хочется новенького. Так случилось и на этот раз: возникла потребность в обновлении ассортимента оранжерей. Коллекционерам захотелось чего-нибудь особенного, но доставка новых диковинок на европейский континент оказалась делом нелегким. Нужно было везти капризные тропические растения на парусных судах много недель через теплые и холодные воды. Нередко растения погибали от соленых морских брызг, попадавших на листья и корни; страдали без пресной воды, запас которой на судах того времени был весьма ограничен. Растения можно было разместить только на палубе, щедро освещаемой палящими лучами тропического солнца. Выходцы из влажных лесов, они получали ожоги и высыхали. Многодневное плавание сказывалось даже на их семенах: зачастую они теряли всхожесть, так и не увидев своего нового дома.

Первыми берегов Европы достигли самые неприхотливые экземпляры, которые можно было ввести в состояние покоя: луковичные и клубневые растения, суккуленты и растения с долго хранящимися семенами. Но и их нелегко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна ботаникам лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Приходилось выращивать их "по наитию", что, впрочем, давало возможность делать научные открытия и описывать новые, доселе неизвестные науке виды прямо в оранжерее.

Например, директор Императорского ботанического сада Э.Л. Регель вырастил в Санкт-Петербурге необычное тропическое растение из привезенных семян и дал ему имя стрелиции Николая (Strelitzia nicolai) в честь Николая Второго.

Волшебный «ящик Уорда».

В середине XIX столетия изменить ситуацию помогло одно казалось бы незначительное изобретение англичанина Н. Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения посвящал им все свое свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезенных со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона. Можно было без конца совершенствовать земельные смеси и применять новые удобрения, а вот с воздухом ничего поделать было нельзя: лондонцы топили камины и печи углем.

Клубы дыма витали в сыром воздухе, смешиваясь с туманом английской столицы, жирная копоть пачкала стены домов, старинные картины и белоснежные манишки джентльменов. Со всем этим мистер Уорд еще мог примириться, но терял самообладание и мрачнел, если видел слой гари на нежных листьях своих любимых растений. Бормоча проклятия, он снова и снова пытался очистить их, уже не надеясь найти решение этой проблемы. Ему хотелось спрятать своих любимцев, просто накрыть чем-нибудь. Так, из отчаяния и бессилия родилось поистине гениальное изобретение: мистер Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком.

Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В террариуме - так назвал свое детище его создатель - можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате.

Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать "ящик Уорда" для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В 1834 г. Уорд сконструировал первый "чемодан" для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от соленых брызг и солнца.

Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания: папоротники, орхидеи, бромелиевые. Что здесь началось! В Англии повальное увлечение орхидеями приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили просто безумные деньги! Вызванный ажиотаж сравним только с "золотой лихорадкой". Теперь в районы их произрастания, в первую очередь это Южная Америка, отправляются настоящие экспедиции. Знатоками орхидей становятся проходимцы и авантюристы, вывозящие растения в Старый Свет тоннами. Словно пираты, берут они "на абордаж" непроходимые леса. Труд востребован – орхидеи покупают и короли, и ремесленники, но добыть новые редкие растения было непросто. В погоне за богатством многие погибли от лихорадки и укусов змей, утонули в болотах и разбились на скалах. Однако поток растений не иссякает.

Наступило райское время для ботаников: новые виды описывались десятками и сотнями, выделялись новые рода и семейства. Все большее внимание к представителям тропической флоры проявляли и садоводы.

Политический взгляд на растениеводство.

Например, камелии из Южного Китая смогли попасть в европейские оранжереи лишь после побед Англии в "опиумных" войнах, обоснования британцев в Гонконге и активизации торговых отношений с Китаем. После получения молодыми государствами Южной Америки независимости от испанской короны и установления дипломатических отношений с ними стал возможен и ввоз образцов флоры этих стран. Нередко в дипломатической почте можно было найти какое-нибудь экзотическое растение целиком или его семена. Так, в 1714 г. посланный с целью шпионажа французский офицер А. Фрезье привез во Францию чилийскую землянику, которая стала родоначальницей всех современных крупноплодных сортов, известных как "клубника".

Европейские державы довольно быстро осознали, что комнатные растения - огромное богатство, и ввели в своих колониях запреты на вывоз тропических растений. При этом растения не только вывозились. Сначала их изучали, затем многие из них перевозили в колонии, находящиеся уже в других частях света.

Такова история, например, кофейного дерева. После заключения Урехтского мира между Голландией и Францией король Людовик XIV получил поистине царский подарок - черенок кофейного дерева из Амстердама. Он стал родоначальником всех(!) французских колониальных кофейных плантаций. Ваниль, каучуковое и гвоздичное дерево, черный перец и многие другие растения начали свое победное шествие по тропическим странам через европейские оранжереи, т.е. успели побывать комнатными растениями.

В конце ХХ века законодателями цветочной моды по праву можно назвать кактусы. Любители разнообразных форм и колючек, преимущественно мужчины, объединились в клубы. Многим частным коллекциям могли завидовать крупнейшие оранжереи мира при Ботанических садах. А известный сейчас во всем мире помидор в XVIII веке украшал комнаты и оранжереи. "Сеньора" почитали как цветущее растение, а вот плоды считались ядовитыми. Как говорится, что было - то было.

Они всегда среди нас.

Можно ли себе представить современный дом без комнатных растений, ассортимент которых складывался в течение двух столетий кропотливым трудом ботаников и просто увлеченных людей? Скорее всего, что нет. Конечно же, в мире технического прогресса и глобального объединения всего человечества посредством информационных технологий напольные цветочные композиции, расположенные в просторных залах у дверей или окон могут быть просто незамеченными. Но и это не самое важное. Главное, что «зеленый мир» давно уже един и является благодатной почвой для проявления творчества многих людей.

II. Кое-что о комнатных растениях.

Комнатные растения и экология жилища

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный же городской человек оторван от природы. Что делать? Искать помощи у природы. То есть постараться окружить себя различными растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. Поэтому важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы максимально обезопасить себя и своих близких.

В современных панельных домах из железобетона влажность воздуха гораздо ниже нормы - почти как в пустыне. И тут на помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус.Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Кстати, такие поддоны с любыми влаголюбивыми растениями хорошо иметь во всех комнатах - они прекрасно влияют на состояние воздуха. Водно-газовый обмен в помещении улучшаютантуриум, маранта и монстера.

Сотрудники Американского агенства по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) выяснили, что хлорофитум, плющ, хризантема и алоэявляются высокоэффективными очистителями воздуха.

Многие комнатные растения обладают фитонцидными (бактерицидными) свойствами. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, розмарин, мирт, хлорофитумв воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощаютаспарагусы.

Нет нужды говорить о том, как плохо чувствует себя человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, катастрофически не хватает его отрицательных ионов, число которых, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. Но оказывается есть комнатные растения, которые выделяют такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания. Это хвойные бонсаи (кипарис, туя, криптомерия).

Желательно чтобы в доме был хотя бы один куст герани. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух. А то, что герань помогает при головной боли и способна изгонять из дома злых духов и прочую нечисть, известно еще издревле.

Но, пожалуй, лучше всего поддерживает и корригирует биополе человека роза. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности. Особенно эффективно воздействие розы тогда, когда в той же комнате растутбазилик, тархун (эстрагон) и мята-мелисса.В этом случае в вашей комнате будет почти целебный воздух.

А еще настоятельно советуем выращивать в горшках лук и чеснок.Кроме того, что эти растения дезинфицируют воздух, они еще и значительно улучшают сон. Особенно рекомендуется иметь их в своей спальне тем, кто подвержен различным кошмарным сновидениям.

Полезно иметь в своем комнатном садике карликовый гранат(он стимулирует иммунную систему человека),алоэи всю ту зелень, которую с удовольствием потребляем летом:петрушку, сельдерей, кинзу и укроп. Это тот нормальный минимум растений, который желательно иметь каждому, кто хоть немного заботится о себе и своих родных.

У хорошо освещенных стен можно разместить цветущий садик на фоне ампельных растений, пущенных на стену. Декоративные растения живописно располагают на подиуме, слегка возвышающемся над полом, контур которого может быть самым разнообразным и многоуровневым. Это расположение благоприятно и для цветов, и будет радовать ваш взгляд.

Эти рекомендации не являются жестким правилом. Вы вполне можете выбирать любые другие понравившиеся вам растения. И будьте уверены, что если бы какое-то растение отрицательно влияло на самочувствие человека, люди давно бы это заметили и вывели нежелательного соседа из своего дома. Живое, здоровое растение всегда приносит в ваш дом приятные ощущения, создает пестрые уголки и зеленые островки для отдыха, наполняет ваш дом благоуханием экзотических диковинок, пробуждает в вашем сердце нежные чувства и приятные ощущения.

Растения, которые дарят нам энергию

Заселив свой дом или рабочее место декоративными растениями, вы будете уделять им свое внимание. В благодарность за это зеленые питомцы будут врачевать вашу душу, восполняя дефицит общения с природой. Если мы находимся в одной комнате с гиппеаструмом, то ощущаем свежесть и не поддаемся нервозности – это надежный помощник при стрессе. Аналогичное действие оказывают и некоторые другие растения, напримералоэ, кротон, хамедорея изящная, хлорофитум, адиантум, гибискус.

Вам не хватает уверенности в себе? Благотворное влияние комнатного плюща , дающего вам чувство уверенности в себе, по-видимому, связано с его внешним видом и энергетическим полем, а также со способностью устранять токсины, содержащиеся в воздухе, такой же эффект оказываеторхидеи, папоротник.

Тонизирующее действие оказывают такие растения, как калла, жасмин, толстянка и миниатюрная роза, оказывают мягкое бодрящее действие. Они рассеивают депрессию и апатию. Под влиянием этих растений охладевшие друг к другу партнеры, могут, например, возродить свои чувства.

Вдохновение. Кто бы мог подумать, что цикламены излучают энергию, которая толкает нас на новые идеи, помогает нам преодолеть стереотипы мышления? К подобным растениям относятся так же гибискус, декоративный ананас, бугенфиллея и орхидея венерин башмачок. Но у цикламенов есть свойственная только им особенности: они помогают вспыльчивым людям справиться с эмоциями, дарят чувство защищенности.

Для разрешения споров пригодятся растения, которые удивительным образом настраивают людей на мирный лад, помогая разрешать конфликты. Узумбарские фиалки, например, - типичные "миротворцы". Апельсиновые деревца, жасмин, драцена, монстера, лавр и маранта оказывают аналогичное воздействие. Долой безынициативность! Такой девиз можно провозгласить, только если на столе или на подоконнике вы расставите, например, бальзамин или импатиенс, гелкфину, мирт, хавортию, пуансеттию. Энергия антуриума настолько велика, что даже самые робкие люди под ее влиянием становятся смелее.

Душистые растения

Немногие из комнатных растений, даже цветущих, пахнут. Все комнатные растения выращены в неестественных условиях. Но те из них, которые источают ароматы, могут вызывать у нас различные чувства, настроения, навеять воспоминания.

Вероятно, не случайно, чтобы придать таинственность романтической встречи, очаровать, когда-то давным-давно возникла «мода» прикреплять к платью букетик душистых цветов. Можно воспользоваться не только букетиком фиалок или лаванды, но и веточками розмарина или мирта. В последнее время мирт приобрел особую популярность. Многие девушки хотят получить в подарок на день рождения миртовое деревце, чтобы спустя несколько лет срезать его душистые веточки для гостей, которых они пригласят на свою свадьбу. Хотя в последнее время этот обычай встречается все реже, однако мирт по-прежнему остается одним из любимых растений. Просто разотрите веточку в руках.

Не случалось ли вам оказаться в цветущем цитрусовом саду в марте- апреле? Это поистине упоительная прогулка которая надолго сохранится в памяти. Некоторое представление об этом вы можете получить, вырастив цитрус у себя дома. Аромат комнатного апельсина может быть также сладок и живителен. К тому же, после того, как деревце отцветет, на нем появятся еще и душистые плоды.

Цветки хойи (Hoya carnosa, а также Hoya bells) испускают сильный сладкий аромат, который несколько противоречит строгому виду этого плюща с его темно-зелеными кожистыми листьями и мясистыми цветками, похожими на восковые.

Зимой во многих квартирах расцветают гиацинты. Их аромат как бы предвещает весну. Однако, он так силен, что не все могут жить с ними в одной комнате. Впрочем, запахи, как и прочие ощущения, каждым человеком воспринимаются по- своему.

Царица цветов роза хорошо знакома каждому цветоводу. Существует множество сортов, которые можно выращивать как горшечные растения. Летом лучше вынести растение в сад, в остальное время оно будет наполнят ваш дом своим благоуханием.

Сильный и сладкий аромат гардении, который от них исходит, вполне соответствует благородному облику этого растения. От столь интенсивного запаха рекомендуется содержать растение в достаточно просторных помещениях.

Гардения немного напоминает запах жасмина. Этот красивый кустарник невозможно не заметить, даже гуляя в ночную пору. Его аромат будит в нас воспоминания о нежном мае. Однако в комнате он становится слишком сильным, так что может даже вызвать головокружение. Поэтому лучше содержать жасмин в большом и хорошо проветриваемом помещении.

Терпкий, строгий и немного резкий аромат примулы звучит немного ностальгически. Его никак нельзя назвать неприятным, но он очень интенсивен.

Сильнее всего он становится, если прикоснуться к растению. Целый букет запахов дарят нам пеларгонии. Они столь же разнообразны, сколь и облик этого растения. Мы встретим среди них аромат розы, мяты, лимона, мускатного ореха и еще многие и многие другие. Некоторые запахи, возможно, кто-то сочтет неприятными, но это уже дело вкуса.

Особо следует упомянуть суккуленты и орхидеи. Одни из них почти не обладают запахом, другие источают прекрасный аромат. Орхидея – очень капризное растение. Ей нужны влажный, теплый микроклимат и тщательный уход. Чтобы орхидеи цвели дольше, их можно поставить горшочки в наполненные водой и галькой емкости или использовать гидрогошок (метод «Гидропоника»). Это повысит влажность воздуха и станет дополнительным элементом в интерьере.

То, что является для нас приятных и поднимает наше настроение, служит растениям всего лишь средством для достижения цели. С помощью запаха они приманивают насекомых для опыления. Некоторые душистые растения в качестве дополнительной приманки используют также цвет. И тем не менее мы снова и снова испытываем наслаждение, окунаясь в разнообразный мир запахов, которые дарят нам растения.

Бонсаи – искусство выращивания деревьев в миниатюре. Правильно сформированное деревце-бонсаи является уменьшенной копией соответствующего взрослого дерева: лиственница, с возрастом все ниже склоняющая свои ветви к земле, вишня с изогнутыми ветвями - все внимание на то, насколько явно выражены типичные признаки дерева-оригинала.

Влияние на атмосферу дома и офиса.

Комнатными бонсаи могут стать многие растения, свойства которых в естественном виде сильно различаются. Но все бонсаи, исходя из правил их выращивания и конечных размеров, обладают общими свойствами: уменьшая размер тела, цветовод увеличивает духовный смысл жизни растения. Бонсаи хорошо иметь в домах, где люди излишне трепетно относятся к материальным благам, превознося их над остальными ценностями жизни. Растения впитывают попадающую в атмосферу дома энергию любых мыслей, слов и чувств людей о чем бы то ни было материальном, освобождая пространство для помыслов и речей о духовном, о вечном. При этом бонсаи симметричной формы помогают таким материалистам, которые, считая деньги и материальные блага своей основной опорой, все же допускают существование других ценностей. Бонсаи несимметричной формы хороши для материалистов, вовсе не допускающих существование каких-то иных ценностей, кроме материальных. Бонсаи каскадной или полукаскадной формы способны очистить атмосферу от энергии людей, просто погрязших в мирской суете, глядя на которых кажется, что они стремятся не к Солнцу, а к ядру Земли, куда-то вниз. Но бонсаи абсолютно любых форм помогут уменьшить в атмосфере дома энергию зависимости людей от земных благ, внося в нее звенящую нотку духовности, благодаря чему сама атмосфера станет склонять людей к помыслам о нетленном.

Такое свойство делает бонсаи полезными в помещении, где проходят религиозные обряды, где собираются люди на духовные беседы - везде, где необходимо уменьшить степень озабоченности мирскими проблемами.

Влияние на эмоциональное состояние.

Уменьшив размер тела растений, мы усилили духовный смысл их существования, поэтому бонсаи помогают нам увидеть духовный, невидимый смысл любых явлений, развивая видение тонких закономерностей в явлениях жизни. Благодаря присутствию таких растений в доме люди начинают обращать внимание на знаки, подсказки, посылаемые жизнью. Бонсаи делают сердце человека чутким, а разум чище, развивая способность предвидения событий своей жизни. Такое свойство делает эти растения полезными для чрезвычайно приземленных людей, не признающих иную форму жизни, оэтому бонсаи может стать отличным подарком для прагматика.

Даже если под тонким влиянием бонсаи человек не научится видеть проявления духа в материи, то непременно станет больше значения придавать своим чувствам и ощущениям, что постепенно приведет к развитию интуиции, способности расшифровывать сны. А если вы мечтаете безошибочно определять характеры людей, с которыми общаетесь, тогда бонсаи может быть прекрасным дополнением рабочего места психолога, врача, учителя и для всех, кто устал ошибаться в людях. Поставьте деревце так, чтобы наиболее красивая его сторона находилась спереди. Лучше всего бонсаи смотрится на уровне глаз.

III. Размещение растений в интерьере.

При размещении растений, кроме их природных требований, необходимо учитывать декоративно-художественную ценность растений и возможность их лучшей группировки. По существу, в последнем заключается главная цель разведения комнатных декоративных растений. Поэтому их размещают так, чтобы они украшали помещение и были легко обозримы.

Для большинства растений благоприятным местом в интерьере главным образом будет окно, так как в первую очередь им нужен свет. С этой целью используют подоконники и места около окон. Но и здесь необходимо учитывать физиологические особенности каждого растения.

Наиболее светолюбивые растения помещают на подоконниках или вблизи них (особенно требовательны к свету кактусы и суккуленты), менее светолюбивые - около окон, а на расстоянии до 2-3 метров от них и в освещенных углах - только самые теневыносливые растения. В основном, все горшечные растения устанавливают на поддонниках.

У окон растения размещают на столиках, подставках, горках и других приспособлениях. Художественно оформленные цветочные столики называются жардиньерками. На них в центре устанавливают средней высоты растения так, чтобы они своими вершинами не выходили за пределы окна; около них группируют более низкие растения, а по краю столика - мелкие, бордюрные и со свешивающимися побегами. Высокие растения, преимущественно кадочные (пальмы, фикусы, филодендроны, лавры и др.) устанавливают на низких подставках (скамейках) или на полу на решетчатых подставках. На горках горшки с растениями ставят также в зависимости от требовательности их к свету и от архитектурных и декоративных особенностей.

Ампельные (свешивающиеся) растения размещают в специально изготовленных подвесях (амплях) и подвешивают вверху окон, устанавливают на полочках, укрепленных на кронштейнах на боковых стенах, примыкающих к окнам, или ставят по краям цветочных столиков, на тумбах. Ассортимент ампельных растений многообразен. При выборе необходимо учитывать требования растений к свету и теплу, особенно в зимний период. В светлых помещениях хорошо растут аспарагусы (они выносят и небольшое затенение), колокольчики ("невеста" и "жених"), сеткреазия пурпуровая.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта