Характеристика растений 6 класс. Методическая разработка урока биологии, тема ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА ЛИЛЕЙНЫЕ, 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по биологии на тему "Характеристика основных экологических групп растений" (6 класс). Характеристика растений 6 класс


Тесты по биологии 6 класс "Общая характеристика растений" четыре варианта

  1. Наука, изучающая живую природу

А) экология В) биология

Б) ботаника Г) зоология

  1. Жизненная форма брусники:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Культурным растением является:

А) одуванчик В) земляника

Б) роза Г) пшеница

  1. Начало научного изучения растений заложил

А) Карл Линней В) Теофраст

Б) Чарльз Дарвин Г) В.И. Вернадский

  1. Вегетативный орган высших растений

А) корень В) цветок

Б) семя Г) плод

  1. К растительным тканям не относится ткань

А) покровная В) образовательная

Б) эпителиальная Г) проводящая.

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растения по типу питания относят к гетеротрофам.

  2. Отдел Моховидные принадлежит подцарству Споровые.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

  1. Наука, изучающая царство Растения

А) экология В) биология

Б) ботаника Г) зоология

  1. Жизненная форма липы:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Декоративным растением является:

А) одуванчик В) земляника

Б) роза Г) пшеница

  1. Сегодня открыто и описано видов растений

А) 1 млн. В) 500 тыс.

Б) 3, 5 млн. Г) 300 тыс.

  1. Генеративный орган высших растений

А) корень В) цветок

Б) лист Г) стебель

  1. К цветковым растениям не относят

А) папоротник В) томат

Б) слива Г) фасоль

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растения – автотрофы, для них характерен процесс фотосинтеза.

  2. Лук – это цветковое растение.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

  1. Наименьшая единица в классификации живых организмах:

А) вид В) род

Б) царство Г) семейство

  1. Жизненная форма ромашки:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Лекарственным растением является:

А) акация В) подорожник

Б) роза Г) пшеница

  1. Споровые растения относят

А) к низшим растениям В) к высшим растениям

Б) к водорослям Г) к грибам

  1. Вегетативный орган высших растений

А) лист В) цветок

Б) семя Г) плод

  1. К споровым растениям не относят

А) мох В) папоротник

Б) хвощ Г) мать и мачеха

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растительная клетка содержит пластиды с пигментом.

  2. Ель относится к цветковым растениям.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

  1. Наибольшая единица в классификации живых организмах:

А) вид В) род

Б) царство Г) семейство

  1. Жизненная форма шиповника:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Дикорастущим растением является:

А) огурец В) одуванчик

Б) роза Г) пшеница

  1. Водоросли не бывают

А) бурыми В) красными

Б) желтыми Г) зелеными

  1. Генеративный орган высших растений

А) корень В) плод

Б) лист Г) стебель

  1. Не употребляют в пищу плоды

А) свеклы В) тыквы

Б) томата Г) сливы

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растительная клетка не имеет оболочки.

  2. Ель европейская относится к голосеменным растениям.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

infourok.ru

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика царства Растения" (6 класс)

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения. Систематика растений. Разнообразие, значение и охрана растений».

Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Подготовьте ручки, учебники и дневники. Кто готов может садиться.

Проверка отсутствующих в классе.

Изучение нового материала (35 минут)

Ребята мы с вами являемся частью огромного мира. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. Живая природа – это растения, бактерии, грибы, животные, человек. Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа как вы уже знаете это?

А какие царства вы знаете?

Сегодня нам предстоит знакомство с новым интересным царством, а каким мы попытаемся с вами угадать. Я вам загадаю загадки, а вы записываете ответ на листочке. Если угадали правильно, ставьте себе плюсик.

  1. До чего ж цветок пригож -

Он на солнышко похож.

  1. Одеждой сер,

Да телом бел.

  1. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

  1. Домик маленький, зеленый

Был в руках у Люсеньки.

Расколола - и упали

На ладонь ей бусинки.

  1. Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами.

Молодцы! А теперь подсчитайте количество плюсов, если 5 то оценка 5, 4-4, 3-3.

Так какое же у нас получилось царство?

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением, систематикой и значением растений.

Давайте запишем число, классная работа и тему урока «Царство Растения. Общая характеристика»

Мир растений очень разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, в лесу и даже в реках, морях.

Чем же отличаются растения от других живых организмов? Сейчас мы рассмотрим основные признаки растений и запишем их в тетрадь:

  1. Способны к фотосинтезу.- образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света.

  2. Питаются растворенными неорганическими веществами путем всасывания. Запасное питательное вещество – крахмал.

  3. Являются основными производителями органических веществ – продуцентами. Растения образуют ту биомассу, которой питаются животные.

  4. Клетки растений окружены толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы.

  5. В клетках имеются специальные органоиды – пластиды, в которых содержаться особые пигменты. Выделяют 3 основных типов пластид :

- хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, отвечающий за зеленую окраску;

-хромопласты окрашены в желтый, красный и оранжевый цвета, за счет накопления в них пигментов каротиноидов. Хромопласты определяют окраску осенних листьев, лепестков цветов, корнеплодов, созревших плодов;

-лейкопласты неокрашенные пластиды.

6. Обладают неограниченным ростом. Увеличиваются в размерах в течение всей своей жизни.

7. Относительно неподвижны. Только некоторые части растений могут поворачиваться, например листовые пластинки.

8. Все процессы жизнедеятельности растений регулируют фитогормоны. Фитогормоны – это особые растительные гормоны, которые отвечают за рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях.

Растения встречаются по всему миру: в воде, на суше, лесах, болотах, степях, садах, парках и т.д., то есть отличаются огромным многообразием форм жизни. А вы можете сказать, что такое жизненная форма?

А вы знаете, какие бывают жизненные формы растений? И приведите их примеры.

А вы знаете, что бывают такие растений культурные и дикорастущие. Почему одни растения называют культурные, а другие дикорастущими? Какие вы можете привести примеры?

Многие растения лекарственные, из них человек получает лекарства. Какие лекарственные растения вы знаете?

Многие растения человек выращивает для красоты. Как можно назвать такие растения и какие это растения?

Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы: низшие и высшие.

Давайте запишем схему в тетрадь.

Низшие растения не имеют отдельных органов. К ним принадлежат водоросли. Растения, тело которых образовано разными органами называют высшими. Это мхи, хвощи, плауны, папоротники, покрытосеменные и голосеменные. Высшие растения делят на споровые и семенные. Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми. Это мхи, плауны, хвощи и папоротники.

Растения, образующие семена, называют семенные. Это покрытосеменные и голосеменные.

Растений насчитывают более 550 тысяч видов. Мы уже познакомились с их многообразием, а для чего они вообще нужны? Не было бы растений и жили бы мы без них себе… Нет, без растений жизнь на нашей планете невозможна. Давайте определим для чего они нужны и где используются.

Царство.

Растения, бактерии, грибы, животные.

  1. Ромашка

  2. Рис

  3. Одуванчик

  4. Горох

  5. Овес

РАСТЕНИЯ

Записывают число, классная работа и тему урока.

Записывают в тетрадь.

Жизненная форма – общий внешний облик растений.

Деревья, кустарники, кустарнички, травы. Различные примеры.

Культурные – выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей. Огурец, морковь, пшеница, земляника садовая.

Дикорастущие – растут, развиваются и расселяются без помощи человека. Одуванчик, боярышник, клевер, кислица.

Одуванчик, мать-и-мачеха, чистотел.

Декоративные. Розы, флоксы, гвоздики, пионы.

Записывают в тетрадь.

А) в природе:

  • обогащают воздух кислородом

  • поглощают углекислый газ

  • очищают воздух от пыли, вредных химических соединений

  • служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники

  • являются средой обитания для животных

  • служат убежищем для ценных животных и птиц

  • участвуют в образовании почвы

  • вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества

  • способствуют понижению температуры воздуха

  • снижают действие ветра и шума

Б) в жизни человека

  • служат пищей (демонстрация наглядных образцов овощей и фруктов)

  • сырьё для различных отраслей промышленности

  • приготовление лекарств

  • изготовление бумаги

  • изготовление одежды

  • украшают жизнь и приносят радость

Закрепление материала (5 минут)

Мы уже разобрались, чтобы бывают деревья, кустарники, кустарнички, травы, дикорастущие растения и культурные, а так же лекарственные и декоративные. Сейчас я покажу вам слайды с растениями, а вы расскажите о них.

Тюльпан

Подорожник

Яблоня

Ландыш

Клевер

Смородина

Многолетние травы, культурные и дикорастущие, декоративные.

Одно и многолетние травы (есть полукустарнички), дикорастущие, лекарственные.

Деревья, культурные, дикорастущие, декоративные.

Травы, культ., дик., дек., лек.

Одно и многолетние травы, дик.

Кустарник, культ. и дик.

Домашнее задание (2 минуты)

Страницы 5-10 учебника, самостоятельная практическая работа.

Записывают в дневники домашнее задание.

Подведение итогов урока (1 минута)

Выставление оценок

infourok.ru

Конспект урока "Характеристика основных экологических групп растений" (6 класс)

Урок биологии в 6 классе

МКОУ Верх-Майзасская ООШ

Учитель Болтовская Елена Сергеевна

Тема: Характеристика основных экологических групп растений.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичной проверки усвоения знаний.

Форма проведения: урок с использованием технологии коллективного способа обучения.

Методы: самопроверка, работа по алгоритму, самостоятельная работа с учебником, дифференцированное домашнее задание, работа по тестам.

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению основных экологических групп растений, биологических особенностей растений этих экологических групп; способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их. И я надеюсь, что вы проявите себя с наилучшей стороны, покажите, как хорошо вы умеете работать на уроке. Не забываем, что на каждый вопрос нужно давать полный ответ.

2.Целеполагание и мотивация

Стерегут вас загадки и тайны вокруг,

А ответ не дается никак!

И волнуется рядом ваш искренний друг,

Ваш слуга – вопросительный знак.

А когда вместе с вами я цели добьюсь,

И ответ наш блеснет, как маяк, -

Я от радости вмиг разогнусь – превращусь

В восклицательный знак!

Ребята, поможем вопросительному знаку превратиться в восклицательный?

Давайте сформируем тему и цели нашего урока и запишем её в тетрадь. На прошлом уроке мы изучали основные экологические факторы и их влияние на растение, сегодня мы рассмотрим основные экологические группы растений.

Ребята высказывают свои мнения, делаем вместе вывод.

Цель нашего урока понять, почему те или иные растения проживают в определённых условиях и что этому способствует.

Но для начала давайте вспомним наш прошлый урок - экологические факторы.

Работаем пока устно.

3. Актуализаций знаний и умений

Задание «Незаконченное предложение»

  1. Отдельные элементы внешней среды, которые воздействуют на организм, называются (экологические факторы).

  2. Влияние со стороны других живых организмов называется (биотические факторы).

  3. Факторы неживой природы называются (абиотические).

  4. Растения, которые живут только на освещенных солнцем открытых местах, называются (светолюбивые).

  5. Растения, которые не выносят сильного освещения и хорошо растут только в затененных местах, называются (тенелюбивые).

  6. Растения, которые хорошо растут на свету, но могут мириться и с затенением, называются (теневыносливые).

  7. Вертикальное расположение листьев, уменьшение поверхности листа, развитие колючек – это приспособления, (позволяющие избежать вредных последствий перегрева).

Письменная работа

Работа по дидактическим карточкам:

Укажите, к какой группе относятся перечисленные растения

(ответы обозначьте буквами: с – светолюбивое, т – тенелюбивое,

тв- теневыносливое, х – холодостойкое, в – влаголюбивое, з – засухоустойчивое).

Вариант - 1

Вариант - 2

Ландыш майский

Алоэ древовидное

Дыня

Фиалка трёхцветная

Звездчатка средняя (мокрица)

Камыш озёрный

Огурец

Ромашка

Пролеска сибирская

Майник двулистный

Ковыль перистый

Полынь горькая

Берёза бородавчатая

Кактус

Горох посевной

Тростник обыкновенный

Кубышка жёлтая

Тыква обыкновенная

4. Изучение нового материала

Итак, мы выяснили, что условия среды обитания влияют на особенности внешнего строения. В природе на растение влияет не только такой фактор как влажность, но и количество света, движение воздушных масс, состав и строение почв и т.д. В определённых условиях произрастают растения с определёнными внешними и внутренними признаками.

Сегодня на уроке мы познакомимся с экологическими группами растений. Перед нами стоит задача выяснить, учитывая особенности внешнего строения растений, в какие экологические группы они входят.

Мы рассмотрим 3 группы растений:

1 гр. Миша. Светолюбивые и тенелюбивые.

Карточка 1

  1. Внимательно прочитайте текст учебника п. 55 на стр.243, 244 «Светолюбивые и тенелюбивые растения».

  2. Ответьте на вопросы (устно):

- чем внешне отличаются светолюбивые растения, растущие на открытом месте, от деревьев, растущих в лесу? Почему?

- Как вы объясните существование низкорослых растений с укороченным побегом? Назовите такие растения.

- В каких условиях растут тенелюбивые растения?

- Почему у тенелюбивых растений хлоропласты крупнее, чем у светолюбивых растений?

- Как связано строение листьев с обилием света? (письменно)

- Какое влияние оказывают условия жизни на строение тенелюбивых растений? (письменно).

2 гр. Сергей. Растения водных и избыточно-увлажнённых мест.

Карточка 2

1. Внимательно прочитайте текст учебника п. 55 на стр.244 «Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания».

2. Ответьте на вопросы (устно):

- Почему сухопутные растения, живущие в сильно увлажненных местах, совсем не выносят даже кратковременного иссушения?

- Чем объясняется «плач растений»?

- Как приспособились к условиям жизни такие растения, как рогоз, рис?

- Перечислите особенности строения водных растений, связанные с их образом жизни (письменно).

3 гр. Захар. Растения сухих мест.

Карточка 4

1. Внимательно прочитайте текст учебника п. 55 на стр.247 «Растения сухих мест обитания».

2. Ответьте на вопросы:

- В каких условиях живут растения сухих мест обитания?

- Выпишите особенности строения растений, в связи с условиями жизни

- Зачем на листьях и других органах сахарного тростника есть водонепроницаемый восковой налет?

Выступление каждой группы защита своих ответов. Вместе с учителем делают выводы.

Следующее задание выполнить тест.(самоконтроль)

Тест

1.Светолюбивые растения имеют

А) небольшие, плотные листья

Б) крупные листья

В) мало устьиц

2. Эвкалипт относится к

А) тенелюбивым растениям

Б) светолюбивым

В) теневыносливым

3. У тенелюбивых растений

А) хлоропласты мелкие

Б) хлоропласты крупные

В) хлоропластов нет

4. Кувшинка – это

А) водное растение

Б) тенелюбивое

В) сухопутное

5. Ковыль – это растение

А) влажных мест обитания

Б) сухих мест

В) лесной обитатель

Ученики обмениваются результатами теста и делают проверку друг друга.

Вспомним цели урока, которые мы ставили в начале и достигнуты ли они.

Определяют результаты своей работы.

5. Рефлексия

Как вы считаете, удалось ли нам помочь вопросительному знаку превратиться в восклицательный? Что этому мешало? Что значительно помогало?

Ребята, вот и заканчивается наш урок. Я уверена, что на последующих уроках вы будете такими же активными и любознательными, какими вы были сегодня.

Ребята, а какое настроение у вас после урока? Вы раскрылись как эта роза, или еще не раскрылись, как этот бутон? Выберите и покажите, что соответствует вашему настроению. Я рада была с вами пообщаться.

6. Домашнее задание

Предлагает прочитать текст учебника параграф 55,записи в тетради и выполнить одно из заданий. Подготовить сообщение об экологической группе растений. Напишите мини – сочинение: «Путешествие с комнатным растением» (из любой экологической группы)

infourok.ru

Методическая разработка урока биологии, тема ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА ЛИЛЕЙНЫЕ, 6 класс

Муниципальное образовательное учреждение

Кесемская средняя общеобразовательная школа

Весьегонского муниципального района

Тверской области

171701 Тверская область Весьегонский р-н, с. Кесьма, ул. Пушкинская, д. 38а, тел 8(48264)3-32-61

Методическая разработка урока биологии

6 класс

Тема: «Характеристика растений семейства лилейные»

Разработала:

Кукушкина

Алевтина Николаевна

учитель химии и биологии МОУ Кесемская СОШ

с. Кесьма

2014 hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.png

Слайд1

Цели урока:

образовательная: изучить характерные особенности семейства Лилейные на примере некоторых видов растений. Познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных.

развивающая: развивать умение учащихся делать выводы, ставить цели к уроку, умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом, обобщать и анализировать информацию, используя личный опыт, впечатления. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, через применение нетрадиционных форм и методов обучения.

воспитательная: воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство ответственности за сохранение природы, воспитание экологической грамотности.

Оборудование: компьютер, проектор, рисунки и гербарные экземпляры растений семейства Лилейные.

Термины и понятия урока: класс Однодольные растения, семейство Лилейные, видоизмененные побеги, корневище, клубни, луковицы, простой околоцветник, фитонциды, растения- первоцветы.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Актуализация знаний.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала)

  4. Закрепление полученных знаний.

  5. Контрольно – оценочный этап.

  6. Информирование о домашнем задании.

  • Какое царство живых организмов мы изучаем? Каковы признаки этого царства?

  • Какой отдел этого царства мы изучаем? Каковы отличительные признаки растений этого отдела? Слайд 3

  • К какому классу Покрытосеменных растений относятся Шиповник коричный, Пастушья сумка, Дурман обыкновенный? Слайд 4

  • По каким признакам можно отличить растения класса двудольных? Слайд 5

  • Игровые задания «Третий лишний» Слайд 6

  • Игра «Отгадай растение» Слайд 7

  • К какому семейству относятся все эти растения? Назовите признаки растений семейства Паслёновых. Запишите формулу цветка растений семейства Паслёновых. Слайд 8

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о растениях, относящихся к классу Двудольных, а сегодня познакомимся с растениями класса Однодольных.

Кто назовет мне признаки этого класса? Слайды 9, 10

Сегодня на уроке мы познакомимся с семейством Лилейные. Слайд 11

Луковка на макушке православной церкви, лилия в гербе королевской династии во Франции, тюльпан – символ весенней степи, нарцисс – образ самолюбивого человека. Все это – растения семейства Лилейных. Как вы думаете, что привлекает внимание человека к Лилейным и почему?

Итак, мы знаем, что привлекает внимание человека к Лилейным, а теперь давайте определим задачи нашего урока.

Задачи: Изучить особенности строения и значение этих растений в жизни человека.

Сегодня мы совершим путешествие в мир лилейных растений. Экскурсоводами будут, учащиеся вашего класса, и по окончании экскурсии вам нужно заполнить таблицу: Слайд12

Признаки

Описание

1

Жизненные формы

2

Продолжительность жизни

3

Формула цветка

4

Типы плодов

5

Подземные побеги

Ш. Изучение нового материала (20 мин)

Начинаем путешествие.

Два ученика по очереди рассказывают о луке.

1-й ученик: Яркими представителями семейства Лилейные являются лук и чеснок. Науке известно около 400 их видов. О распространении и потреблении лука в России свидетельствуют старинные пословицы и поговорки: «Голь голью, а луковка во щи есть»; «В нашем краю словно в раю: рябины да луку не переешь»; «Лук да баня все правят»; «Кто сеет лук, тот избавится от мук»; «Лук от семи недуг» и др. Слайд13

2-й ученик: В годы Великой Отечественной войны выведенных из окружения страдающих дистрофией бойцов сутки держали на луковой диете. Еще в 1250 г. Сарацины так высоко ценили лук, что за одного пленного брали 8 луковиц в качестве выкупа. Изображения лука обнаружены в египетских пирамидах и даже найдены пучки лука вместе с мумиями в саркофагах.

Учитель: Ребята, а как вы объясните пословицу «Лук от семи недуг»?

Что такое фитонциды?

Какие еще растения их выделяют?

Мы видим, что лук это не только пищевое растение, но и лекарственное.

- Познакомимся с лекарственными растениями семейства Лилейные. Слайды 14,15

- ландыш майский;

- купена лекарственная;

- вороний глаз;

- алоэ древовидное.

Давайте закроем глаза и представим себе весенний лес и поляну на опушке леса, всю усыпанную маленькими белыми колокольчиками. Слайд16

Звучит музыка, на ее фоне стихотворение А.Фета «О первый ландыш».

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает -

О чем — неясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Ученик: дает характеристику ландышу майскому.

Ландыш майский.

Многолетняя трава с белым сочным корневищем. Лист широкий с дуговым жилкованием. Цветет в конце мая – начале июня. Соцветие – кисть с 6-15 поникшими цветками. Околоцветник простой. Формула цветка 0(6)Т6П1. Плоды - сочные красные ягоды. Растение ядовито. Обладает лекарственными свойствами; его настойки используют при заболеваниях сердца. Слайд17

Учитель: Ландыш, купена и вороний глаз содержат алкалоиды – ядовитые вещества, которые в определенных дозах применяются для изготовления различных лекарственных средств: болеутоляющих, спазмолитических.

Ученик: читает стихотворение В.Шекспира «…И добродетель стать пороком может»

И добродетель стать пороком может,

Когда ее неправильно приложат.

Наоборот, деянием иным

Порок мы в добродетель обратим.

Вот так и в этом маленьком цветочке:

Яд и лекарство – в нежной оболочке;

Его понюхать – и прибудет сил,

Но стоит проглотить, чтоб он убил.

Декоративные Лилейные Слайды 18-19

Ученик: посмотрите, как прекрасны эти растения: - лилии,

- нарциссы,

- тюльпаны,

- гиацинты.

Ученик: рассказывает о тюльпане.

Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» - «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 в. В Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 века в Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В Амстердаме есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана! Это время описал А.Дюма в романе «Черный тюльпан».

Учитель: Слайд20 Рассмотрите рисунок тюльпана. Какие признаки семейства и класса есть у него? Составьте формулу цветка.

Ученик: рассказывает о лилии, показывая рисунок. Слайд 21

Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории СНГ произрастает около 20 видов лилий.

Учитель: Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский. Слайд 22

Как вы думаете – какие особенности позволяют им, так быстро вырасти и зацвести?

Рассказ учителя о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.

Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы»

Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.

В Красную книгу занесены растения сем. Лилейные: Слайд 23

рябчик русский,

кандык сибирский,

лилия кудреватая.

Наше путешествие закончено и я предлагаю вам заполнить таблицу.

IV. Закрепление изученного материала (7мин.)

Проверка заполнения таблицы, учащиеся делаю выводы об отличительных признаках растений семейства лилейные

Выполнение проверочного теста.

Тест

1. Растения семейства лилейные обладают признаками:

а) в семени одна семядоля;

б) стержневая корневая система;

в) сетчатое жилкование листьев;

г) мочковатая корневая система;

д) простой околоцветник;

е)параллельное или дуговое жилкование листьев.

2. К лилейным относятся растения:

а) роза; б) лилия; в) ландыш; г) яблоня; д) вороний глаз; е) гусиный лук.

3. Какое из растений семейства лилейные относится к лекарственным?

а) тюльпан; б) лилия в) ландыш; г) нарцисс.

4. Где сохраняется запас питательных веществ у лилейных?

а) в клубнях б) в корнях в) в корневищах г) в луковицах.

5. Растения семейства лилейные имеют плоды:

а) коробочка б)костянка в) ягода г) зерновка.

6. Какая формула обозначает строение цветка тюльпана?

а) Ч3О3Т6П1; б) О6Т6П1; в) Ч6О6Т3П3.

V. Контрольно – оценочный этап.

Учащиеся проводят взаимопроверку теста, Слайд 24 учитель проводит рефлексию Слайд 25

Ребята, скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Подумайте в паре выразите свои впечатления, одним словом.

Спасибо Вам за отзывы и я хочу подвести итоги урока (выставляются отметки ученикам).

VI. Домашнее задание. Слайд 26

Подобрать дополнительный материал о разнообразных декоративных растениях семейства лилейных, мифы и легенды о их названиях. Составить синквейн к термину ЛИЛЕЙНЫЕ.

Пример синквейна

1. ЛИЛЕЙНЫЕ

2. Декоративные, ядовитые

3. Радуют, лечат, цветут

4. Относятся к классу Однодольных растений

5. Семейство

infourok.ru

Урок по биологии на тему "Характеристика основных экологических групп растений" (6 класс)

Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: Характеристика основных экологических групп растений

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять основные экологические группы растений.

– формировать умение приводить примеры растений к среде обитания и объяснять их значение;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: компьютер, презентация, конверты с заданиями для команд.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Приветствует учащихся. Настраивает на работу.

ХОД УРОКА:

п/п

Этап урока

деятельность

учителя

учащихся

1

Мотивация

Приветствует учащихся. Настраивает на работу.

2

Актуализация знаний:

а) выявление пройденного материала

Организует работу по группам.  У нас сегодня с вами необычный урок. Мы проводим его в форме игры, во время которой мы сможем проверить ваши знания по прошлым темам, а также изучить новый материал. На столе у каждой команды лежат конверты с заданиями, которые вы сможете открыть лишь по моей команде. Каждая команда за правильные ответы получает баллы, которые я буду фиксировать на доске. Если нет вопросов — мы приступаем к нашей игре.

Итак, капитаны команд, найдите на своих столах конверт под номером «1» (Приложение 1), и возьмите его в руки. В первом задании вам необходимо будет разгадать кроссворд и получить ключевое слово. Время на выполнение данного задания — 2 минуты, по истечении которых капитан каждой команды должен будет принести разгаданный кроссворд мне на стол. Максимальное количество баллов за первое задание — 4 балла

Ученики распределяются по группам и отвечают.

б) актуализация на новый материал

Перед вами на столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло?

Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды.

Ученики отвечают.

4

Первичное закрепление

Какие факторы природы влияют на растения?

Перечисляют какие факторы влияют на растения.

2

Актуализация знаний на новый материал

И вот в связи с этим выделяют основные экологические группы растений, на которых влияют эти факторы среды. Записываем тему: Характеристика основных экологических групп растений.

Какие бывают растения по отношению к свету:?

Чем они отличаются?

Как вы думаете, чем отличается сосна, выросшая в разных условиях освещенности – растущие на открытом месте и в лесу?

Учитель показывает презентацию.

 А сейчас, капитаны команд, откройте конверты со вторым заданием: вы видите перед собой текст и внизу таблицу. В тексте рассказывается об одной из экологических групп растений по отношению к свету и воде. У каждой команды своя группа растений. Ваша задача — прочитать текст и заполнить таблицу в своих тетрадях. Эту работу выполняете в парах в течение 5 минут, затем капитаны команд зачитывают нам то, что у вас получилось.

Сравните записи друг у друга, обсудите результаты полученного.

Расскажите об изученной группе растений представителям другой группы одноклассников. Помогите записать информацию в таблицу тетради.

Записывают тему.

- Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.

Ученики отвечают.

5

Первичное закрепление

1) Ну, а сейчас, мы проверим, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Я открою презентацию, игра называется «третий лишний».На слайде будут три фотографии растений — ваша задача найти среди них лишнее растение и  объяснить, почему?

2) Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от отношения растений к влаге?

3) какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений.

Объясняют.

6

Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Полезен ли был урок, для чего он нужен. Где эти знания вы будете применять? Что показалось вам сегодня трудным? И показываем смайликом вам понравился урок или нет.

Записывают на листках, что нового узнали на уроке

Что знал

Хотел знать

Узнал

7

Задание на дом

Дифференцированно:

«Творческий проект» (для сильных учащихся): Провести наблюдения за весенними явлениями в жизни растений, инструкция на стр. 248.

Для тех кто учится на 4 прочитать параграф 55 и подготовить доклад о растении любой экологической группы, а остальным прочитать параграф 55 и ответить письменно на вопросы на стр. 248.

Приложение 1

Кроссворд «Проверь себя»

1. Это один из важнейших факторов в жизни зеленого растения, так как он является источником энергии в процессе фотосинтеза.

2. Процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и

углекислого газа.

3. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также

использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии.

4. Пластиды, которые определяют зеленый цвет растений, потому что содержат

пигмент хлорофилл.

1

2

3

4

Приложение 2.

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Гелиофиты – это светолюбивые растения, живут только на освещенных солнцем открытых местах. Они имеют характерное строение листьев. Они обычно небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами. У многих растений листья покрыты восковым налетом или волосками, что предохраняет их от прямого воздействия солнечных лучей. У некоторых растений листья на стебле расположены вертикально (злаки) или повернуты ребром к падающим лучам солнца (эвкалипт). Это также избавляет лист от чрезмерного нагревания. В клетках мякоти листа хлоропластов, как правило, немного, поэтому они имеют светло-зеленую окраску. У них хорошо развита корневая система.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Сциофиты – это тенелюбивые растения, растут под пологом леса, в глубоких расщелинах и других местах, куда не проникают прямые лучи солнца (лишайники, вороний глаз). В таких местах обычно повышенная влажность. Механические ткани развиты слабо, поэтому побеги обычно хрупкие и нежные. Листовые пластинки у этих растений довольно крупные, тонкие. Кожица листа тонкие, устьица могут быть расположены на верхней и нижней сторонах листа. Хлоропласты в клетках листьев крупные, хлорофилла в них больше, чем у светолюбивых растений. Это обеспечивает возможность фотосинтеза при слабом, рассеянном освещении.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Задание: прочитайте текст и заполните таблицу в тетради.

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Растения водных мест обитания–это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду. Они поглощают воду и растворенные в ней вещества всей поверхностью тела, в связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем отсутствует (ряска, элодея). У извлеченных из воды растений стебли и листья обвисают. Это связано с тем, что их механические ткани развиты очень слабо и растения и могут сохранять вертикальное положение только в воде, которая их поддерживает.

У кувшинки плавающей на поверхности воды, на верхней стороне образуются многочисленные устьица, обеспечивающие газообмен с воздушной средой и интенсивное испарение. Поверхность листа покрыта плотной глянцевой кожицей, она плохо смачивается, поэтому вода скатывается и не заливает устьица.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Растения водных мест обитания–это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду. Они поглощают воду и растворенные в ней вещества всей поверхностью тела, в связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем отсутствует (ряска, элодея). У извлеченных из воды растений стебли и листья обвисают. Это связано с тем, что их механические ткани развиты очень слабо и растения и могут сохранять вертикальное положение только в воде, которая их поддерживает.

У кувшинки плавающей на поверхности воды, на верхней стороне образуются многочисленные устьица, обеспечивающие газообмен с воздушной средой и интенсивное испарение. Поверхность листа покрыта плотной глянцевой кожицей, она плохо смачивается, поэтому вода скатывается и не заливает устьица.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Растения водных мест обитания–это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду. Они поглощают воду и растворенные в ней вещества всей поверхностью тела, в связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем отсутствует (ряска, элодея). У извлеченных из воды растений стебли и листья обвисают. Это связано с тем, что их механические ткани развиты очень слабо и растения и могут сохранять вертикальное положение только в воде, которая их поддерживает.

У кувшинки плавающей на поверхности воды, на верхней стороне образуются многочисленные устьица, обеспечивающие газообмен с воздушной средой и интенсивное испарение. Поверхность листа покрыта плотной глянцевой кожицей, она плохо смачивается, поэтому вода скатывается и не заливает устьица.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха или почвы. Местообитание: сырые леса, болота, берега водоемов, тропические влажные леса.

Среди этих растений можно выделить две группы. К первой относя растения, живущие в сильно увлажненных тенистых местах (папоротники). У них обычно плохо развита корневая система, многочисленные устьица расположены на верхней и нижней сторонах листа.

Ко второй группе относят растения, живущие в хорошо освещенных местах, на переувлажненных почвах, во влажном воздухе, например, калужница болотная, пушица, рогоз, рис, камыш. Кожица их листьев достаточно плотная, устьица расположены главным образом на нижней стороне. У некоторых, кроме устьиц, есть особые образования – гидатоды, через которые излишки воды удаляются из растений. Поэтому у многих растений, живущих при повышенной влажности почвы и воздуха, на листьях часто появляются капли воды. Это явление получило название «плач растений».

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Ксерофиты – это растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху. Растут в пустынях и полупустынях. Обладают хорошо развитой корневой системой, их листья имеют толстую, плотную кожицу, опушение или превращены в колючки (кактусы). Способны благодаря ряду признаков и свойств переносить обезвоживание: мясистые листья (алоэ), мясистые стебли (кактусы), длинная корневая система, достигающая грунтовых вод (верблюжья колючка). На листьях и других органах есть водонепроницаемый восковый налет, листья в период засухи могут быть свернуты в трубку.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

Экологические группы растений по отношению к влажности.

Ксерофиты – это растения сухих мест обитания, способные переносить продолжительную засуху. Растут в пустынях и полупустынях. Обладают хорошо развитой корневой системой, их листья имеют толстую, плотную кожицу, опушение или превращены в колючки (кактусы). Способны благодаря ряду признаков и свойств переносить обезвоживание: мясистые листья (алоэ), мясистые стебли (кактусы), длинная корневая система, достигающая грунтовых вод (верблюжья колючка). На листьях и других органах есть водонепроницаемый восковый налет, листья в период засухи могут быть свернуты в трубку.

Экологическая

группа растений

Особенности строения

Место

обитания

Примеры

Растений

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта