Группы растений и животных. Образовательная программа «Экологические группы растений и животных»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Образовательная программа «Экологические группы растений и животных». Группы растений и животных


Образовательная программа «Экологические группы растений и животных»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Экологические группы растений и животных» имеет естественнонаучную направленность. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Планета Земля является домом для всех существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым  последствиям. Поэтому экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания целостности окружающего мира.

Актуальность программы состоит в том, что она помогает детям воспринять окружающую природу в ее полноте и осознать сложность взаимосвязей в ней. Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности.

Программа включает большое количество практических работ и экскурсий, что позволяет обучающимся непосредственно видеть и воспринимать все то, о чем идет речь в данном курсе. В ходе обучения по данной программе учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с основными методами исследования в биологии, научатся работать в полевых условиях.

Новизна программы в том, что познание экологии растений и животных происходит через активный, практический подход к экологическому образованию. Приоритетными формами организации занятий являются практические занятия, экспериментальные, лабораторные и полевые исследования. В данной программе растения, животные и человек рассматриваются как компоненты единого природного комплекса, взаимовлияющие друг на друга.

Целью программы является формирование у обучающихся представлений о многообразии форм живых организмов, об их жизни и взаимосвязи, о единстве их с условиями существования, о развитии и связи компонентов любого природного комплекса.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать знания о живых организмах и методах их изучения;
  • ознакомить с экологическими группами растений и животных по отношению к различным факторам окружающей среды и их взаимосвязями;
  • ознакомить с распространенными растениями и животными нашего региона;
  • обучить основам исследовательской деятельности в биологии и экологии.

Развивающие:

  • развить наблюдательность, мышление и творческие способности обучающихся;
  • сформировать навыки выполнения практических работ и ведения исследовательской деятельности;
  • развить умения находить необходимые данные в литературе, умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • сформировать навыки подготовки и проведения экскурсий.

Воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе;
  • сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (76 часов).

Принимаются все дети, желающие заниматься в объединении. Прием по заявлению родителей, со справкой о здоровье.

Возраст обучающихся. Программа ориентирована на обучающихся 11-16 лет. Формы и режим занятий.

Формы занятий – теоретические, практические в лаборатории и на местности, экскурсии и индивидуальная или коллективная работа по подготовке материалов исследований.

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут + 15 минут перерыв).

Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

В результате обучения обучающиеся будут знать:

  • основные понятия экологии;
  • особенности строения растений и животных в связи с их приспособлением к окружающей среде;
  • экологические группы растений по отношению к различным факторам окружающей среды;
будут уметь: А также:
  • иметь представления об основных методах исследования и оценки состояния окружающей среды;
  • обладать практическими навыками проведения исследовательских работ;
Способы проверки результатов.

Окончательные результаты обучения проверяются с помощью представления и защиты обучающимися итогов своих собственных исследований в виде докладов и презентаций на занятиях или специализированных конкурсах и конференциях.

Механизм отслеживания результатов

Критерии оценки по параметрам диагностики

Высокий уровень. Обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Обучающийся грамотно и четко может ответить на любой вопрос по темам программы с подробным теоретическим объяснением. Самостоятельно проводит исследования по тематике программы.

Средний уровень. Обучающийся показывает знания всего изученного программного материала. Обучающийся односложно, но правильно отвечает на поставленные вопросы по темам программы. Исследования проводить с помощью педагога.

Низкий уровень. Обучающийся усвоил основное содержание программного материала, имеет пробелы в усвоении материала. Обучающийся не может достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы по темам программы. Не освоил приемы проведения самостоятельных исследований по тематике программы. Формы подведения итогов реализации программы Проверка знаний по всей образовательной программе осуществляется в форме собеседования по темам, контрольных определений, «мозговых штурмов» и зачётных занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Название раздела
Кол-во часов Из них:
Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1. Введение. 1 1 -
2. Свет в жизни растений. 5 2 3
3. Тепло и вода в жизни растений. 6 2 4
4. Воздух и почва в жизни растений. 3 2 1
5. Сезонные изменения в жизни растений и животных. 4 2 2
6. Особенности строения животных и приспособления их к окружающей среде. 6 1 5
7. Взаимосвязь растений и животных в природе 4 2 2
8. Учебно-исследовательская работа «Деревья и кустарники зимой». 6 1
5
9. Жизненные формы растений. 2 1 1
10. Растительные сообщества. 2 2 -
11. Учебно-исследовательская работа в школьном музее «Тропический рай». 6 1 5
12. Животные в природных сообществах. 7 6 1
13. Взаимоотношения между животными одного вида. 4 2 2
14. Отношения между животными различных видов. 3 2 1
15. Экологические факторы и их воздействие на растения и животных. 3 1 2
16. Биоиндикация и биотестирование окружающей среды. 4 1 3
17. Влияние человека на растения и животных. 5 1 4
18. Численность растений и животных и изменение в растительном и животном мире Земли. Охрана растений и животных. 3 1 2
19. Итоговое занятие. 2 1 1
Итого: 76 32 44

Содержание программы 1. Введение.

Правила безопасности и охраны труда.

Знакомство с учебно-тематическим планом программы, с требованием к поведению во время практических и экскурсионных занятий, правилами ведения дневника наблюдения и постановки опытов. Что изучает экология растений и животных. 2. Свет в жизни растений. Фотосинтетические пигменты. Различие в содержании пигментов в листьях в зависимости от условий существования.

Экологические группы растений по требованию к условиям освещенности. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая часть.

1. Выполнение лабораторной работы «Разделение пигментов листа».

2. Выполнение лабораторной работы «Особенности строения световых и теневых листьев в кроне дерева или кустарника».

3. Экскурсия в Филевский парк или заказник «Долина реки Сетунь» по теме: Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения в парках города Москвы.

3. Тепло и вода в жизни растений. Приспособление растений к высоким и низким температурам. Жаростойкие, теплолюбивые и холодостойкие растения.

Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Обеспечение растений водой. Экологические группы растений по отношению к влаге. Ксерофиты, мезофиты и гидрофиты.

Практическая часть .

1. Экскурсия в ботанический сад МГУ по теме «Осенние явления в жизни растений и животных».

2. Выполнение лабораторной работы «Изучение прохождения воды и растворенных в ней веществ по побегу».

3. Выполнение лабораторной работы «Наблюдение за движением устьиц».

4. Воздух и почва в жизни растений. Газовый состав воздуха в жизни растений. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Определение кислотности, механического и минерального состава почвы».

5. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Осень и зима в жизни растений и животных. Весна и лето в жизни растений и животных. Спячка и оцепенение, миграции животных.

Практическая часть.

Экскурсия в заказник «Долина реки Сетунь» по темам: Зима в жизни растений. Выносливость против низких температур. Вечнозеленые и зимнезеленые растения.

6. Особенности строения животных и приспособления их к окружающей среде.

Среда обитания животных и условия существования. Факторы среды. Вода и воздух в жизни животных. Температура и свет в жизни животных. Приспособления к среде обитания у животных разных групп.

Практическая часть.

1. Выполнение лабораторной работы «Экологические группы насекомых».

2. Выполнение лабораторной работы «Приспособления к среде обитания у рыб».

3. Выполнение лабораторной работы «Адаптации к среде обитания у амфибий и пресмыкающихся».

4. Выполнение лабораторной работы «Экологические группы птиц».

5. Выполнение лабораторной работы «Экологические группы млекопитающих».

7. Взаимосвязь растений и животных в природе. Животные опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные, растения-хищники.

Практическая часть.

Экскурсия в заказник «Долина реки Сетунь» по теме «Распространение плодов и семян с помощью различных факторов окружающей среды». Сбор и составление коллекции плодов и семян.

8. Учебно-исследовательская работа «Деревья и кустарники зимой».

Что такое исследование? Формы и методы исследовательской деятельности.

Морфология побега и почки древесных растений.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы: «Составление определителя древесных растений по побегам и почкам в безлистном состоянии».

9. Жизненные формы растений. Разнообразие жизненных форм растений.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Жизненные формы комнатных растений в школьном музее «Тропический рай»».

10. Растительные сообщества. Что называют растительным сообществом? Состав растительных сообществ, его изменение. 11. Учебно-исследовательская работа в школьном музее «Тропический рай». География и экология комнатных растений, их определение и использование.

Практическая часть.

Изучение видового состава растений, их географии, экологических и морфологических особенностей. Подготовка и проведение экскурсий для начальной школы.

12. Животные в природных сообществах. Животные пресноводных водоемов. Животные морей и океанов. Животные лугов. Животные хвойных, смешанных и широколиственных лесов. Животные степей. Животные пустынь. Животные арктических пустынь и тундры.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Простейшие и беспозвоночные пресноводных водоемов».

13. Взаимоотношения между животными одного вида. «Своя» территория. Встреча будущих родителей. Взаимоотношения между родителями и детенышами. «Начальники и подчиненные» в группах животных. Поведение животных. Этологические наблюдения.

Практическая часть.

Выполнение учебного исследования «Наблюдение за японскими макаками в Московском зоопарке».

14. Отношения между животными различных видов. Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Составление пищевых цепей».

15. Экологические факторы и их воздействие на растения и животных. Общая характеристика экологических факторов. Климатические, биотические и антропогенные факторы.

Практическая часть.

Экскурсия в ботанический сад МГУ по теме «Особенности ранневесенних растений. Приспособления ранневесенних растений к окружающим условиям».

16. Биоиндикация и биотестирование окружающей среды. Растения и животные – индикаторы загрязнения окружающей среды. Методы биотестирования.

Практическая часть.

1. Выполнение лабораторной работы «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны» (в заказнике «Долина реки Сетунь»).

2. Выполнение лабораторной работы «Определение степени экологического загрязнения воды с помощью биотеста на проростках». 17. Влияние человека на растения и животных. Прямое и косвенное влияние человека на окружающую среду. Городская растительность. Животные в населенных пунктах. Птицы города. Видовой состав орнитофауны города Москвы.

Практическая часть.

1. Наблюдение за птицами города. Участие в соревнованиях по спортивной орнитологии.

2. Выполнение исследования «Состояния фитоценозов в лесопарковых зонах города» (Филевский парк или заказник «Долина реки Сетунь»). 18. Численность растений и животных и изменение в растительном и животном мире Земли. Охрана растений и животных. Популяции растений и животных. Как и почему меняется численность растений и животных. Почему некоторые растения и животные становятся редкими? Красные книги.

Практическая часть.

Самостоятельная работа с литературой, подготовка сообщений и презентаций о редких растениях и животных.

19. Итоговое занятие. Подведение итогов занятий.

Практическая часть.

Заслушивание сообщений, обсуждение результатов.

Методическое обеспечение Теоретические, лабораторные и учебные исследования проводятся в кабинете биологии школы, в музее «Тропический рай» (рекреация 3-го этажа школы). Практические занятия на местности, экскурсии и учебные исследования проводятся на пришкольной территории, в заказнике «Долина реки Сетунь», в Филевском парке, в Ботаническом саду МГУ и в Московском зоопарке.

В качестве дидактических материалов используются:

- наглядные пособия: плакаты и демонстрационные таблицы по темам «Экологические факторы» и «Растительные сообщества»;

- карта «Природные зоны и подзоны»;

- слайд-презентации, видеофильмы;

- записи голосов птиц на дисках;

- коллекционный материал: гербарий, коллекции плодов и семян, коллекция комнатных растений; коллекции насекомых, готовые препараты животных.

Лабораторное оборудование, используемое для реализации практических занятий:

- микроскопы;

- фотоаппарат;

- лабораторная химическая посуда;

- ножницы, пинцеты, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла и др.

Примерные темы учебно-исследовательских работ:
  1. Определение степени экологического загрязнения воды в реке Сетунь.
  2. Изучение флоры заказника «Долина реки Сетунь» в районе Фили-Давыдково г. Москвы.
  3. Изучение орнитофауны заказника «Долина реки Сетунь» в районе Фили-Давыдково г. Москвы.
  4. Простейшие и беспозвоночные реки Сетунь.
  5. Влияние городского благоустройства и озеленения на естественную растительность.
  6. Редкие растения и животные Москвы и Московской области.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов 1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. – М., Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1955. – 244с.

2. Биологические экскурсии: Книга для учителя/  И.В.Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков и др. – М.: Просвещение, 1983. – 244 с.   

3. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя./ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. – М., Просвещение, 1990. – 192 с.

4. Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 1: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1980. – 430 с.

5.Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 2: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1981. – 511 с.

6. Жизнь растений: В 6 т., Т. 6: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна– М., Просвещение, 1982. – 534 с.

7. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя. – М., Просвещение.,1997. – 89 с.

9. Кожевников А. В. Весна и осень в жизни растений. – М., Изд-во МОИП, 1950.– 239 с.

10. Комнатные растения в практикумах по ботанике и физиологии растений/ Под ред. С. В. Бабкиной. – Комсомольск-на-Амуре. Изд-во АмГПГУ, 2011. – 163 с.

11. Мансурова С. Е., Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города. 9 – 11 классы. Школьный практикум. – Владос, 2001. – 112 с.

12. Полянский И. И. Сезонные явления в природе. Пособие для учителей. – Л., Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1956. – 512 с.

13. Потапов И. В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 286 с.

14. Степанчук Н. А. Экология. 7 – 8 классы. Практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. –Волгоград, Учитель, 2009. – 183 с.

15. Хрипкова А.Г., Манке Г.Г., Маш Р. Д., Михеева М. Я., Мягкова А. Н. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. – М., Просвещение, 1988. – 174 с.

Для обучающихся 1. Акимушкин И.И. Рассказы о насекомых. – М., Молодая Гвардия, 1975. –240 с.

2. Акимушкин И.И. Рассказы о птицах. – М., Молодая Гвардия, 1973. –384 с.

3. Былова А.М., Шорина Н. И. Экология растений. Учебное пособие для 6 класса. – М., Вентана-Графт, 2003. – 192 с.

4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М., Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР,1951. -348 с.

5. Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 1: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1980. – 430 с.

6.Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 2: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1981. – 511 с.

7. Жизнь растений: В 6 т., Т. 6: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна– М., Просвещение, 1982. – 534 с.

8. Калякин М.В., Гроот Куркамп X. К.,  Конторщиков В.В., Косенко С.М., Коузов С.А., Морозов В.В., Редькин Я.А. Птицы европейской части России: Атлас-определитель. – М., Фитон+, 2009. – 352 с.

9. Красная книга города Москвы. [Электронный ресурс]. – 2011 – Режим доступа: darwinmuseum.ru

10. Красная книга Московской области. – М., Аргус и русский университет, 1998. –558 с.

11. Петров В. В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1986. – 156 с.

12. Сергеев Б. Ф. Мир амфибий. – М., УРСС, 2012. – 192 с.

13. Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. – М., Молодая гвардия, 1988. – 256 с.

ekollog.ru

Образовательная программа «Экологические группы растений и животных»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Экологические группы растений и животных» имеет естественнонаучную направленность. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Планета Земля является домом для всех существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым  последствиям. Поэтому экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания целостности окружающего мира.

Актуальность программы состоит в том, что она помогает детям воспринять окружающую природу в ее полноте и осознать сложность взаимосвязей в ней. Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности.

Программа включает большое количество практических работ и экскурсий, что позволяет обучающимся непосредственно видеть и воспринимать все то, о чем идет речь в данном курсе. В ходе обучения по данной программе учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с основными методами исследования в биологии, научатся работать в полевых условиях.

Новизна программы в том, что познание экологии растений и животных происходит через активный, практический подход к экологическому образованию. Приоритетными формами организации занятий являются практические занятия, экспериментальные, лабораторные и полевые исследования. В данной программе растения, животные и человек рассматриваются как компоненты единого природного комплекса, взаимовлияющие друг на друга.

Целью программы является формирование у обучающихся представлений о многообразии форм живых организмов, об их жизни и взаимосвязи, о единстве их с условиями существования, о развитии и связи компонентов любого природного комплекса.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать знания о живых организмах и методах их изучения;
  • ознакомить с экологическими группами растений и животных по отношению к различным факторам окружающей среды и их взаимосвязями;
  • ознакомить с распространенными растениями и животными нашего региона;
  • обучить основам исследовательской деятельности в биологии и экологии.

Развивающие:

  • развить наблюдательность, мышление и творческие способности обучающихся;
  • сформировать навыки выполнения практических работ и ведения исследовательской деятельности;
  • развить умения находить необходимые данные в литературе, умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • сформировать навыки подготовки и проведения экскурсий.

Воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе;
  • сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (76 часов).

Принимаются все дети, желающие заниматься в объединении. Прием по заявлению родителей, со справкой о здоровье.

Возраст обучающихся. Программа ориентирована на обучающихся 11-16 лет. Формы и режим занятий.

Формы занятий – теоретические, практические в лаборатории и на местности, экскурсии и индивидуальная или коллективная работа по подготовке материалов исследований.

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут + 15 минут перерыв).

Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

В результате обучения обучающиеся будут знать:

  • основные понятия экологии;
  • особенности строения растений и животных в связи с их приспособлением к окружающей среде;
  • экологические группы растений по отношению к различным факторам окружающей среды;
будут уметь: А также:
  • иметь представления об основных методах исследования и оценки состояния окружающей среды;
  • обладать практическими навыками проведения исследовательских работ;
Способы проверки результатов.

Окончательные результаты обучения проверяются с помощью представления и защиты обучающимися итогов своих собственных исследований в виде докладов и презентаций на занятиях или специализированных конкурсах и конференциях.

Механизм отслеживания результатов

Критерии оценки по параметрам диагностики

Высокий уровень. Обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Обучающийся грамотно и четко может ответить на любой вопрос по темам программы с подробным теоретическим объяснением. Самостоятельно проводит исследования по тематике программы.

Средний уровень. Обучающийся показывает знания всего изученного программного материала. Обучающийся односложно, но правильно отвечает на поставленные вопросы по темам программы. Исследования проводить с помощью педагога.

Низкий уровень. Обучающийся усвоил основное содержание программного материала, имеет пробелы в усвоении материала. Обучающийся не может достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы по темам программы. Не освоил приемы проведения самостоятельных исследований по тематике программы. Формы подведения итогов реализации программы Проверка знаний по всей образовательной программе осуществляется в форме собеседования по темам, контрольных определений, «мозговых штурмов» и зачётных занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название раздела Кол-во часов Из них:
Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1. Введение. 1 1 -
2. Свет в жизни растений. 5 2 3
3. Тепло и вода в жизни растений. 6 2 4
4. Воздух и почва в жизни растений. 3 2 1
5. Сезонные изменения в жизни растений и животных. 4 2 2
6. Особенности строения животных и приспособления их к окружающей среде. 6 1 5
7. Взаимосвязь растений и животных в природе 4 2 2
8. Учебно-исследовательская работа «Деревья и кустарники зимой». 6 1 5
9. Жизненные формы растений. 2 1 1
10. Растительные сообщества. 2 2 -
11. Учебно-исследовательская работа в школьном музее «Тропический рай». 6 1 5
12. Животные в природных сообществах. 7 6 1
13. Взаимоотношения между животными одного вида. 4 2 2
14. Отношения между животными различных видов. 3 2 1
15. Экологические факторы и их воздействие на растения и животных. 3 1 2
16. Биоиндикация и биотестирование окружающей среды. 4 1 3
17. Влияние человека на растения и животных. 5 1 4
18. Численность растений и животных и изменение в растительном и животном мире Земли. Охрана растений и животных. 3 1 2
19. Итоговое занятие. 2 1 1
Итого: 76 32 44

Содержание программы 1. Введение.

Правила безопасности и охраны труда.

Знакомство с учебно-тематическим планом программы, с требованием к поведению во время практических и экскурсионных занятий, правилами ведения дневника наблюдения и постановки опытов. Что изучает экология растений и животных. 2. Свет в жизни растений. Фотосинтетические пигменты. Различие в содержании пигментов в листьях в зависимости от условий существования.

Экологические группы растений по требованию к условиям освещенности. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая часть.

1. Выполнение лабораторной работы «Разделение пигментов листа».

2. Выполнение лабораторной работы «Особенности строения световых и теневых листьев в кроне дерева или кустарника».

3. Экскурсия в Филевский парк или заказник «Долина реки Сетунь» по теме: Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения в парках города Москвы.

3. Тепло и вода в жизни растений. Приспособление растений к высоким и низким температурам. Жаростойкие, теплолюбивые и холодостойкие растения.

Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Обеспечение растений водой. Экологические группы растений по отношению к влаге. Ксерофиты, мезофиты и гидрофиты.

Практическая часть .

1. Экскурсия в ботанический сад МГУ по теме «Осенние явления в жизни растений и животных».

2. Выполнение лабораторной работы «Изучение прохождения воды и растворенных в ней веществ по побегу».

3. Выполнение лабораторной работы «Наблюдение за движением устьиц».

4. Воздух и почва в жизни растений. Газовый состав воздуха в жизни растений. Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Определение кислотности, механического и минерального состава почвы».

5. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Осень и зима в жизни растений и животных. Весна и лето в жизни растений и животных. Спячка и оцепенение, миграции животных.

Практическая часть.

Экскурсия в заказник «Долина реки Сетунь» по темам: Зима в жизни растений. Выносливость против низких температур. Вечнозеленые и зимнезеленые растения.

6. Особенности строения животных и приспособления их к окружающей среде.

Среда обитания животных и условия существования. Факторы среды. Вода и воздух в жизни животных. Температура и свет в жизни животных. Приспособления к среде обитания у животных разных групп.

Практическая часть.

1. Выполнение лабораторной работы «Экологические группы насекомых».

2. Выполнение лабораторной работы «Приспособления к среде обитания у рыб».

3. Выполнение лабораторной работы «Адаптации к среде обитания у амфибий и пресмыкающихся».

4. Выполнение лабораторной работы «Экологические группы птиц».

5. Выполнение лабораторной работы «Экологические группы млекопитающих».

7. Взаимосвязь растений и животных в природе. Животные опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные, растения-хищники.

Практическая часть.

Экскурсия в заказник «Долина реки Сетунь» по теме «Распространение плодов и семян с помощью различных факторов окружающей среды». Сбор и составление коллекции плодов и семян.

8. Учебно-исследовательская работа «Деревья и кустарники зимой».

Что такое исследование? Формы и методы исследовательской деятельности.

Морфология побега и почки древесных растений.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы: «Составление определителя древесных растений по побегам и почкам в безлистном состоянии».

9. Жизненные формы растений. Разнообразие жизненных форм растений.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Жизненные формы комнатных растений в школьном музее «Тропический рай»».

10. Растительные сообщества. Что называют растительным сообществом? Состав растительных сообществ, его изменение. 11. Учебно-исследовательская работа в школьном музее «Тропический рай». География и экология комнатных растений, их определение и использование.

Практическая часть.

Изучение видового состава растений, их географии, экологических и морфологических особенностей. Подготовка и проведение экскурсий для начальной школы.

12. Животные в природных сообществах. Животные пресноводных водоемов. Животные морей и океанов. Животные лугов. Животные хвойных, смешанных и широколиственных лесов. Животные степей. Животные пустынь. Животные арктических пустынь и тундры.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Простейшие и беспозвоночные пресноводных водоемов».

13. Взаимоотношения между животными одного вида. «Своя» территория. Встреча будущих родителей. Взаимоотношения между родителями и детенышами. «Начальники и подчиненные» в группах животных. Поведение животных. Этологические наблюдения.

Практическая часть.

Выполнение учебного исследования «Наблюдение за японскими макаками в Московском зоопарке».

14. Отношения между животными различных видов. Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.

Практическая часть.

Выполнение лабораторной работы «Составление пищевых цепей».

15. Экологические факторы и их воздействие на растения и животных. Общая характеристика экологических факторов. Климатические, биотические и антропогенные факторы.

Практическая часть.

Экскурсия в ботанический сад МГУ по теме «Особенности ранневесенних растений. Приспособления ранневесенних растений к окружающим условиям».

16. Биоиндикация и биотестирование окружающей среды. Растения и животные – индикаторы загрязнения окружающей среды. Методы биотестирования.

Практическая часть.

1. Выполнение лабораторной работы «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны» (в заказнике «Долина реки Сетунь»).

2. Выполнение лабораторной работы «Определение степени экологического загрязнения воды с помощью биотеста на проростках». 17. Влияние человека на растения и животных. Прямое и косвенное влияние человека на окружающую среду. Городская растительность. Животные в населенных пунктах. Птицы города. Видовой состав орнитофауны города Москвы.

Практическая часть.

1. Наблюдение за птицами города. Участие в соревнованиях по спортивной орнитологии.

2. Выполнение исследования «Состояния фитоценозов в лесопарковых зонах города» (Филевский парк или заказник «Долина реки Сетунь»). 18. Численность растений и животных и изменение в растительном и животном мире Земли. Охрана растений и животных. Популяции растений и животных. Как и почему меняется численность растений и животных. Почему некоторые растения и животные становятся редкими? Красные книги.

Практическая часть.

Самостоятельная работа с литературой, подготовка сообщений и презентаций о редких растениях и животных.

19. Итоговое занятие. Подведение итогов занятий.

Практическая часть.

Заслушивание сообщений, обсуждение результатов.

Методическое обеспечение Теоретические, лабораторные и учебные исследования проводятся в кабинете биологии школы, в музее «Тропический рай» (рекреация 3-го этажа школы). Практические занятия на местности, экскурсии и учебные исследования проводятся на пришкольной территории, в заказнике «Долина реки Сетунь», в Филевском парке, в Ботаническом саду МГУ и в Московском зоопарке.

В качестве дидактических материалов используются:

- наглядные пособия: плакаты и демонстрационные таблицы по темам «Экологические факторы» и «Растительные сообщества»;

- карта «Природные зоны и подзоны»;

- слайд-презентации, видеофильмы;

- записи голосов птиц на дисках;

- коллекционный материал: гербарий, коллекции плодов и семян, коллекция комнатных растений; коллекции насекомых, готовые препараты животных.

Лабораторное оборудование, используемое для реализации практических занятий:

- микроскопы;

- фотоаппарат;

- лабораторная химическая посуда;

- ножницы, пинцеты, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла и др.

Примерные темы учебно-исследовательских работ:
  1. Определение степени экологического загрязнения воды в реке Сетунь.
  2. Изучение флоры заказника «Долина реки Сетунь» в районе Фили-Давыдково г. Москвы.
  3. Изучение орнитофауны заказника «Долина реки Сетунь» в районе Фили-Давыдково г. Москвы.
  4. Простейшие и беспозвоночные реки Сетунь.
  5. Влияние городского благоустройства и озеленения на естественную растительность.
  6. Редкие растения и животные Москвы и Московской области.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов 1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. – М., Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1955. – 244с.

2. Биологические экскурсии: Книга для учителя/  И.В.Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков и др. – М.: Просвещение, 1983. – 244 с.   

3. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя./ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. – М., Просвещение, 1990. – 192 с.

4. Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 1: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1980. – 430 с.

5.Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 2: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1981. – 511 с.

6. Жизнь растений: В 6 т., Т. 6: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна– М., Просвещение, 1982. – 534 с.

7. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя. – М., Просвещение.,1997. – 89 с.

9. Кожевников А. В. Весна и осень в жизни растений. – М., Изд-во МОИП, 1950.– 239 с.

10. Комнатные растения в практикумах по ботанике и физиологии растений/ Под ред. С. В. Бабкиной. – Комсомольск-на-Амуре. Изд-во АмГПГУ, 2011. – 163 с.

11. Мансурова С. Е., Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города. 9 – 11 классы. Школьный практикум. – Владос, 2001. – 112 с.

12. Полянский И. И. Сезонные явления в природе. Пособие для учителей. – Л., Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1956. – 512 с.

13. Потапов И. В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 286 с.

14. Степанчук Н. А. Экология. 7 – 8 классы. Практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. –Волгоград, Учитель, 2009. – 183 с.

15. Хрипкова А.Г., Манке Г.Г., Маш Р. Д., Михеева М. Я., Мягкова А. Н. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. – М., Просвещение, 1988. – 174 с.

Для обучающихся 1. Акимушкин И.И. Рассказы о насекомых. – М., Молодая Гвардия, 1975. –240 с.

2. Акимушкин И.И. Рассказы о птицах. – М., Молодая Гвардия, 1973. –384 с.

3. Былова А.М., Шорина Н. И. Экология растений. Учебное пособие для 6 класса. – М., Вентана-Графт, 2003. – 192 с.

4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М., Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР,1951. -348 с.

5. Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 1: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1980. – 430 с.

6.Жизнь растений: В 6 т., Т. 5. Ч. 2: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна. – М., Просвещение, 1981. – 511 с.

7. Жизнь растений: В 6 т., Т. 6: Цветковые растения/ Под ред. А. Л. Тахтаджяна– М., Просвещение, 1982. – 534 с.

8. Калякин М.В., Гроот Куркамп X. К.,  Конторщиков В.В., Косенко С.М., Коузов С.А., Морозов В.В., Редькин Я.А. Птицы европейской части России: Атлас-определитель. – М., Фитон+, 2009. – 352 с.

9. Красная книга города Москвы. [Электронный ресурс]. – 2011 – Режим доступа: darwinmuseum.ru

10. Красная книга Московской области. – М., Аргус и русский университет, 1998. –558 с.

11. Петров В. В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1986. – 156 с.

12. Сергеев Б. Ф. Мир амфибий. – М., УРСС, 2012. – 192 с.

13. Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. – М., Молодая гвардия, 1988. – 256 с.

www.ekollog.ru

Сделано задание 1, 4,5Практическое занятие 4

Практическая работа № 4. Жизненные формы и экологические группы организмов.

Задание 1. Прочитайте и запишите определение понятий «Экологическая группа» и «Жизненная форма». Какое из понятий является более широким, почему?

«Жизненная форма – тип приспособления к условиям внешней среды, отражающийся в характерных особенностях внешнего строения растений и животных».

«Экологи́ческая гру́ппа — совокупность видов, характеризующаяся сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными анатомо-морфологическими и иными признаками, закрепившимися в генотипе».

Ответ: Понятие жизненная форма шире понятия экологическая группа, поскольку в нем идет речь обо всей совокупности животных или растений, а не только о нескольких видах.

Задание 2. Экологические группы растений.

Изучите таблицу. Заполните последний столбец, выбрав признаки растений из списка, расположенного ниже таблицы.

Экологические группы растений

Фактор

Название группы

Приспособления

Влага

Ксерофиты

растения засушливых местообитаний

Мезофиты

растения среднеувлажнённых местообитаний

Гидрофиты

водные растения

Температура

Мегатермофиты

жаростойкие растения

Мезотермофиты

теплолюбивые растения

Микротермофиты

холодостойкие растения

Гекистотермофиты

очень холодостойкие растения

Свет

Сциофиты

тенелюбивые растения

Сциогелиофиты

теневыносливые растения

Гелиофиты

светолюбивые растения

Трофность почв

Олиготрофы

растения бедных почв

Мезотрофы

растения умеренно плодородных почв

Эутрофы

растения плодородных почв

Засоление почв

Гликофиты

растения, не переносящие засоление

Галофиты

солеустойчивые растения

Кислотность почв

Ацидофиты

растения кислых почв

Нейтрофиты

растения нейтральных почв

Базофиты

растения щелочных почв

Признаки: Снижение проницаемости мембран клеток; изменение ионного обмена; уменьшение размера листьев; скручивание листьев нижней поверхностью внутрь; образование воскоподобной кутикулы; погружение устьиц в глубину тканей; образование мясистых стеблей; превращение листьев в мелкие колючки; способность поворачивать листья ребром к солнцу; длинные корни; корневая система становится поверхностной; широкие мясистые листья; листья отличаются большой толщиной; большое количество хлоропластов в тканях листа; ткани инкрустированы кремнеземом; листья сильно рассечены; растения большую часть года находятся в зачатках, срок вегетации очень короткий;

Задание 3. Жизненные формы растений. Рассмотрите жизненные формы растений по классификации К.Раункиера и И.Г.Серебрякова. Вспомните, какой принцип положен в основу выделения жизненных форм в каждой из классификаций. Приведите примеры каждого типа жизненных форм.

3.1. Классификация К. Раункиера: 1. Фанерофиты; 2. Хамефиты; 3. Гемикриптофиты; 4. Геофиты; 5. Терофиты

3.2. Классификация И.Г. Серебрякова.

Задание 4. Экологические группы животных.

Создайте систему классификации экологических групп животных по следующим признакам.

4.1. Экологические группы моллюсков, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (по месту обитания).

1. наземные

А. собственно наземное

Б. подземное

В. смешенное

2. воздушные

А. летающие на длительные расстояния

Б. имеющие малую протяженность полета.

3. водные

А. постоянно живущие в воде

Б. проживающие в воде некоторый период жизни

4.2 Экологические группы млекопитающих (по способам добывания пищи).

1. травоядные

А. питающиеся травой

Б. питающиеся листвой

2. хищники

А. питающиеся падалью

Б. не питающиеся падалью

1) загоняющие жертву

2) поджидающие жертву

3. всеядные

Задание 5. Жизненные формы животных.

Заполните таблицу жизненных форм животных по классификации Д.Н.Кашкарова

Жизненная форма

Особенности строения

Примеры

Плавающие

Жабры, плавники, перепонки на пальцах

Дельфин, Сом, Камбала

Роющие

Слабое зрение, конечности роющего типа

Крот, Землеройка

Наземные

Хорошо развиты конечности, активность приспособлений к окр. среде

Лев, Сурикат, Кенгуру, Кобра

Древесные

Конечности хватательного типа, или др. приспособления к удерживанию на деревьях

Мартышка, Лемур, Шемпанзе

Воздушные

Хорошее зрение, крылья, полые кости, оперение.

Сокол, Орел, Альбатрос, Ласточка

Плавающие формы:

1. Чисто водные:

а) нектон;

б) планктон;

в) бентос.

2. Полуводные:

а) ныряющие;

б) не ныряющие;

в) лишь добывающие из воды пищу.

Роющие формы:

1. Абсолютные землерои (всю жизнь проводящие под землей).

2. Относительные землерои (выходящие на поверхность).

Наземные формы:

1. Не делающие нор:

а) бегающие,

б) прыгающие,

в) ползающие.

2 Делающие норы:

а) бегающие,

б) прыгающие,

в) ползающие.

3. Животные скал.

Древесные и лазающие формы:

а) не сходящие с деревьев;

б) лишь лазающие на деревьях.

Воздушные формы:

а) добывающие пищу в воздухе;

в) высматривающие её с воздуха.

studfiles.net

Экологические группы животных и растений водохранилищ

Водные организмы (гидробионты) в зависимости от образа жизни делятся на два основных типа: население толщи воды — пелагические организмы (планктон) и население дна — бентические организмы (бентос).

Планктон является совокупностью растительных и животных организмов, обитающих в толще воды во взвешенном состоянии. Большая часть планктона совершенно независима от твердого грунта, и лишь немногие формы временно используют его в качестве опоры. Планктонные организмы не способны противостоять даже слабому движению воды и пассивно переносятся течением и волнами. Некоторые водоросли и беспозвоночные образуют вокруг своего тела мощные слизистые оболочки, богатые водой, по размерам иногда превосходящие размеры самого организма (синезеленые и зеленые водоросли, коловратки и др.).

Фитопланктон состоит в основном из микроскопических водорослей, обитавших в затопленных водоемах. Фитопланктон водохранилищ интенсивно развивается в первые годы их существования вследствие выщелачивания биогенных элементов из затопленных почв. Развитие фитопланктона в значительной мере зависит от степени мутности поступающей воды и быстроты ее осветления. В верховьях, где вода отличается значительной мутностью, фитопланктона меньше, и он по своему видовому составу (преобладание диатомовых) ближе к речному, чем в средней части. В приплотинных участках фитопланктона снова становится меньше, так как из-за больших глубин биогенные элементы выходят из круговорота, задерживаясь в грунте, и недостаток питательных солей ограничивает развитие водорослей. Кроме того, количество фитопланктона зависит от времени года. В фитопланктоне открытой части водохранилища обычно преобладают две группы водорослей — диатомовые, характерные для весны и осени, и синезеленые, особенно интенсивно развивающиеся во второй половине лета. В прибрежных мелководных районах и заливах фитопланктон качественно разнообразнее. Здесь в значительном количестве встречаются эвгленовые, протококковые, десмидиевые водоросли. Синезеленые водоросли во время «цветения» дают более 90 % массы планктона. Планктонный период жизни синезеленых относительно короток — с июня по сентябрь. Остальную часть года они находятся на дне на глубине 10—15 м в анаэробных илах. На поверхности воды водоросли образуют мощные скопления, шаровидные и в виде пленок. Биомасса этих скоплений нередко достигает десятков килограммов в одном кубическом метре воды. Они представляют собой наиболее вредный компонент «цветения» воды: бывают насыщены продуктами распада, в том числе токсическими. Поверхностные пленки синезеленых водорослей усиливают испарение: оно может возрастать в периоды «цветения» на 20—30 %. Мощному развитию синезеленых в равнинных водохранилищах способствуют три фактора: замедленный водообмен, накопление взвешенных и растворенных веществ, уменьшение содержания кислорода у дна при глубине не более 10—15 м.

Зоопланктон состоит из мелких животных, обитающих в толще воды, которые являются основной пищей для планктоноядных рыб и молоди многих рыб. В состав зоопланктона входят мелкие ракообразные, которые в изобилии развиваются на хорошо прогреваемых мелководьях, особенно в первый год затопления водохранилища. На верхних плесах зоопланктон беднее, чем на средних и нижних.

После распадения льда быстро размножаются и заселяют различные участки водохранилища циклопы и коловратки (важная часть зоопланктона). При наступлении тепла развиваются кладоцеры в основном из зимних яиц. Циклопы, дафнии, босмины на зиму собираются в придонных слоях глубоких участков и у плотин в нижнем плесе, где температура воды около 3 °С. Здесь же зимует молодь рыб, питающаяся рачками. При зимней сработке уровня водохранилища рачки и зимующая рыба могут выноситься из водохранилища в нижний бьеф. При интенсивной летней сработке часть рачков выносится из водохранилища, а часть погибает на осушенных участках. Мутная речная вода, поступающая в водохранилища, бедна питательными веществами, и развития зоопланктона почти не происходит.

Для зоопланктона водохранилищ характерны более интенсивное развитие ротаторий и кладоцер по сравнению с копеподами.

Для всех крупных равнинных водохранилищ характерны дафнии, циклопы, диаптомусы и др.

По водохранилищу зоопланктон распределяется неравномерно: характерно нарастание биомассы зоопланктона от верхнего участка, имеющего речной облик, к плотине. Зоопланктон заливов отличается более высокой биомассой (в 2—5 раз) по сравнению с открытой частью. В середине лета (июль — август) нередко отмечается значительное уменьшение биомассы зоопланктона.

Степень развития планктона зависит от конфигурации водохранилища. В узких русловых водохранилищах с большей проточностью и большим водообменом зоопланктон не успевает формироваться и остается по своему составу речным с преобладанием коловраток, причем обычно низкой биомассы.

Бентос — совокупность растительных и животных организмов (фито-, зообентос), населяющих дно водоема.

Фитобентос состоит из ряда водорослей и макрофитов — водяная гречиха, рдесты, элодея, камыш, осока и др. В первый год существования водохранилища наиболее интенсивно развиваются немногие макрофиты. Лишь к десятому году в прибрежной зоне складываются сообщества макрофитов.

Зообентос состоит на 80 % из личинок хирономид, преимущественно хирономус плюмозус, глиптодентипес, эндохирономус, проклядиус, питающихся планктонными водорослями и распространяющихся по всему водохранилищу. Личинки хирономид быстро заселяют дно, так как за лето дают по 6 генераций и распространяются воздушным путем. Ими питается сазан, лещ и другие рыбы. В верхнем плесе хирономиды развиваются в меньшем количестве, чем в среднем и нижнем, где происходит массовое развитие планктонных водорослей (мелозира и анабена), являющихся пищей для хирономид. Хирономиды распространяются от нулевых глубин до 18 м и более. При летне-осенней и зимней сработке водохранилища хирономиды, как правило, погибают на осушаемой площади. При новом залитии площади они вновь заселяют ее, как в первый год залития. На осушенных летом участках водохранилища улучшается аэрация почвы, ускоряется минерализация органических веществ, благодаря чему создаются благоприятные условия для успешного развития хирономид.

На глубоких участках встречаются черви и двустворчатые моллюски, реже — личинки ручейников и поденок.

Водохранилища заселяются в основном теми видами бентосных организмов, которые обитали в затопленных водоемах.

В заливах на участках затопленного леса развивается весьма богатая, разнообразная фитофильная фауна. Биомасса бентоса здесь в 2—4 раза больше, чем в открытой части водохранилища. Для водохранилищ Дона, Днепра, Волги характерно массовое развитие реликтового моллюска дрейссены, численность личинок которого в толще воды достигает 300—400 тыс. экз/м3, а взрослых особей — 5—10 тыс. экз./м2. Биомасса скоплений этого моллюска достигает 3—5 кг/м2. Дрейссена проникает в системы водоснабжения и создает значительные помехи в их эксплуатации. Для борьбы с дрейссеной весьма эффективна промывка системы горячей водой температурой 40—55 °С, а также применение электрического тока.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Группы организмов в биосфере

Дробянки (прокариоты) – безъядерные организмы, которые играют роль редуцентов, биологических азотфиксаторов, продуцентов (хемотрофов и фототрофов).

В составе царства - два подцарства:

Бактерии – организмы микроскопически малых размеров, преимущественно с гетеротрофным типом питания, которые играют важную роль в функционировании естественных и искусственных экосистем. Им принадлежит ведущая роль в круговоротах элементов питания. Бактерии выступают в качестве регуляторов плотности популяций организмов (микропаразиты), вступают с растениями и животными в симбиотические отношения типа сотрудничества – мутуализма (бактерии желудка жвачных животных, бактерии -азотфиксаторы на корнях бобовых и вокруг корней растений любых семейств). Существуют бактерии, которые используют в качестве источника энергии свет (окрашенные в красный, оранжевый, зелёный цвета хлорофиллами и каротиноидами). Однако при этом варианте фотосинтеза свободный кислород не выделяется.

Цианеи (сине-зелёные водоросли) – микроскопические одноклеточные и многоклеточные организмы, которые обитают в воде и почве, они являются фототрофами и биологическими азотфиксаторами. При « растекании жизни» (В. И. Вернадский) цианеи становятся пионерами, заселяющими самые бедные и холодные субстраты, обнажающиеся при таянии ледников.

Три остальные царства представлены эукариотами, т.е. организмами, клетки которых имеют ядра.

Растения – фототрофные организмы, размножающиеся спорами (мхи, плауны, хвощи, папоротники) или семенами (голосеменные, цветковые). К растениям также относятся разнообразные водоросли, входящие в состав водных экосистем и обитающие в почве. Совокупность видов растений называется флорой.

Все растения, независимо от сложности их организации и условий среды, которые требуются им для жизни, выполняют одну биосферную функцию – фиксируют солнечную энергию и используют неорганический углерод в процессе фотосинтеза, снабжая органическим веществом все остальные группы организмов экосистемы. Условно к растениям относятся лишайники – сложные организмы из гриба и водоросли, которые связаны отношениями мутуализма.

Разнообразие растений в мире достаточно велико. В их составе- около 300 тысяч видов цветковых растений, около 700 видов голосеменных, 10 тысяч видов папоротникообразных. Количество мохообразных составляет примерно 25 тысяч видов, водорослей – около 10 тысяч видов.

Животные - разнообразнейшее царство природы, гетеротрофы. Совокупность видов животных называется фауной. В составе этого царства около 4 тысяч видов млекопитающих, 9 тысяч видов птиц, 20 тысяч видов рыб, 25 тысяч видов амфибий, 5,5 тысяч видов рептилий, около 1 миллиона видов насекомых и свыше 500 тысяч видов прочих низших животных (черви, кишечнополостные, моллюски, различные одноклеточные). Только на территории России встречается 20видов амфибий, 50 видов рептилий, 700 видов птиц, 245 видов млекопитающих. Животные населяют все среды жизни – водоёмы, почвы и приземистый слой атмосферы.

В экосистемах животные входят в состав групп фитофагов, зоофагов (хищников разных порядков), паразитов, детритофагов (поедателей мёртвого органического вещества.). Разделение животных по этим трофическим группам часто условно, так как многие из них характеризуются смешанным типом питания. Так, птицы в период откорма потомства- типичные хищники, питающиеся насекомыми, но в другие периоды года они могут довольствоваться семенами и плодами. Смешанный рацион питания (из растительной и животной пищи) имеет большинство карповых рыб, а также представители млекопитающих- медведь, лиса, свинья, крыса и др. Животные- фитофаги и паразиты- основные регуляторы плотности популяций и переносчики семян для многих видов растений.

Грибы - совокупность гетеротрофных организмов, отличающихся от животных тем, что они ведут прикреплённый образ жизни и имеют неограниченный рост. Раньше грибы включались в царство растений. Грибы различают по размерам - от микроскопических(дрожжевых) до гигантских дождевиков с весом плодового тела в 50 кг- и разделяют на несколько функциональных групп:

Сапротрофы - редуценты, разрушающие мёртвое органическое вещество.

Симбиотрофы - входят в симбиоз с корнями высших растений и формируют микоризу, что облегчает поглощение растениями питательных элементов из почвенного раствора.

Паразиты - регулируют плотность популяции растений и животных. Грибные болезни (головня, ржавчина и др.) наносят ущерб сельскому хозяйству.



biofile.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта