Урок природоведения на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". 4-й класс. Охрана растений и животных
6 класс. Биология. Влияние человека на растительный мир, охрана растений - Влияние человека на растительный мир, охрана растений
Комментарии преподавателя
Влияние вредных факторов на растения. Растительный мир чрезвычайно многообразен. Но растения, как и другие живые организмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами. Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни и многие растения исчезают совсем. Специалисты ищут пути оздоровления окружающей среды. На промышленных рпедприятиях устанавливают фильтры, обезвреживают действие выхлопных газов транспорта.
Загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая в конечном счёте здоровью и даже жизни человека.
Использование растений для охраны среды от загрязнения. Стараясь оздоровить воздух в городах и посёлках, люди высаживают растения. При этом повышается содержание кислорода и уменьшается доля вредных газов и пыли. Желательно высаживать растения, выделяющие, например, фитонциды, но не все они выдерживают загрязнённый воздух: у них отмирает листва, прекращается рост и дерево постепенно засыхает. Поэтому для городских насаждений годятся не все древесные породы.Многие растения, особенно чувствительные к ядовитым веществам, могут служитьиндикаторами загрязнения воздуха. При повышенном содержании в воздухе сернистого газа подсыхает и опадает хвоя ели обыкновенной (1). Листья люцерны (2) и редьки повреждаются даже при слабой концентрации в воздухе хлористого водорода. При наличии в воздухе фтора – листья гладиолуса (3). Подобных примеров известно много.
Растения-индикаторы следует высаживать вокруг промышленных предприятий, вдоль автомагистралей, чтобы вовремя получать сигналы опасности.
Многие растения способны поглощать и перерабатывать вредные для человека вещества. Определено, что значительное количество таких веществ поступают в хлоропласты. Большое количество сернистого газа поглощает тополь бальзамический. Тополь чёрный (2), липа мелколистная (3) и конский каштан обыкновенный(4) поглощают свинец. Сирень обыкновенная и бузина красная (6) – радиоактивные вещества. Хорошо очищает воздух городов снежноягодник (5).
Многие растения, содержащие или выделяющие вещества губительные для других организмов, можно использовать вместо ядохимикатов при борьбе с вредителями сада и огорода. Отвар чистотела применяют против крыжовникового пилильщика, гусениц яблоневой плодожорки, тли и щитовки. Отвар горчицы – от гороховой плодожорки. Лук и чеснок можно высадить около растений, которые страдают от долгоносика, клещей, проволочника.
Охрана растений и растительных сообществ. Человек постоянно вмешивается в жизнь природы. К серьёзным нарушениям в равновесии природы приводит загрязнение среды промышленными предприятиями, выхлопными газами автомобилей, бытовым мусором, ядохимикатами. Губительны для природы распашка степей, осушение болот, неконтролируемая вырубка лесов, лесные пожары. Также к исчезновению растительности приводит: сбор плодов и цветов, вытаптывание, поломанные ветки, отсутствие птиц, распуганных присутствием человека. Исчезают целые растительные сообщества и отдельные виды.
Исчезающие виды растений внесены в Красные книги России или области, района. Они подлежат особой охране. Среди них много красивых растений – это виды подснежников (4), ятрышников (2), сон-травы (1), лилий.
Отдельные виды растений сохраняют в ботанических садах. Но для того чтобы сохранить растительные сообщества и виды исчезающих растений в природе, создана сеть охраняемых территорий, где воздействие человека на природу ограничено или вовсе исключено.
Заповедники – это большие территории, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность человека, в том числе сенокошение, сбор растений, выпас скота. В заповедниках работают учёные, изучающие жизнь природы. Самые крупные заповедники получают статус биосферных. На территории России это Кавказский, Центральнолесной, Воронежский, Центральносибирский, Байкальский заповедники.Заказники – небольшие участки временно охраняемой территории с ограничением хозяйственной деятельности и посещения людей. В заказниках сохраняют отдельные виды растений или животных.
Национальные парки – большие территории, как правило, расположенные в живописных местах, на которых сохранились природные комплексы особой ценности. Большая часть национальных парков, в отличие от заповедников, открыта для посещения людей. В них проводятся работы по сохранению редких видов растений и животных. На территории Москвы и Московской области расположен национальный парк Лосиный остров. На Кавказе – Сочинский национальный парк.
******************************************************
Человек разумный появился на земле около 200 тыс. лет назад.
Антропогенные факторы – факторы, которые по происхождению связаны с деятельностью человека.
Экология – наука об отношении организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Около 10 000 лет назад человек начал одомашнивание растений и животных. Так человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате хозяйственной деятельность уменьшилось количество диких животных, площади лесов.
Уменьшение площади лесов привело к обмелению рек. Истощились почвы, стало больше оврагов, участились суховеи. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья.
Аральское море
Аральское море (см. Рис. 1) – бывшее соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана. Начиная с 60-х годов прошлого века, из питающих его рек производился забор воды для орошения полей. И уровень воды в море стал падать, оно распалось на 2 водоема. До обмеления Аральское море было 4-м по величине озером мира. На бывшем дне озера откладывались ядохимикаты с полей, которые с пылью разносятся на окружающие территории. И рост дикой растительности тормозится. Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море невозможно даже при полном отказе от забора воды.
Рис. 1. Аральское море
Загрязнение воды, воздуха, почвы может вызывать нарушение и гибель природных сообществ. Поэтому в разных странах есть законы, регламентирующие использование природных богатств.
Но в середине XX века хозяйственная деятельность человека привела к очень серьезным последствиям.
Растения подвержены действию загрязнения окружающей среды. Загрязнение может быть химическим (выхлопные газы), физическим (нагрев воды от ТЭЦ, шум) и биологическим (ввоз борщевика Сосновского (см. Рис. 2) на территорию России, ввоз кроликов на территорию Австралии, что привело к значительному уменьшению кормовой базы).
Рис. 2. Борщевик Сосновского (Источник)
Газы (выхлопные, промышленные) вызывают гибель растений: листья опадают, корни отмирают. И многие растения могут совсем исчезнуть. Для оздоровления окружающей среды на выхлопных трубах устанавливают фильтры, которые задерживают ядовитые вещества. Исчезновение растений губительно скажется на человеке.
В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия по защите окружающей среды.
Охраняемые природные территории создаются для сохранения наиболее редких и ценных видов.
Заповедник – территория, где полностью запрещена любая хозяйственная деятельность.
Заказник – территория, где охраняется часть природного комплекса, которая обеспечивает выживание определенных видов растений и животных. Хозяйственная деятельность, которая не затрагивает эту часть комплекса, здесь может быть разрешена.
Национальный природный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедника, сюда допускаются туристы. В ограниченных масштабах разрешена хозяйственная деятельность.
Ботанический сад – территория, на которой содержится коллекция живых редких растений.
Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Зеленая книга является государственным документом, в котором собраны сведения о современном состоянии редких, исчезающих и типичных природных растительных сообществ, нуждающихся в охране и имеющих важное значение как составная часть биологического разнообразия.
Растения имеют разную чувствительность к условиям окружающей среды, наиболее чувствительны мхи, пихта, граб.
Особенно чуткие виды называют видами-индикаторами, наблюдая за ними можно оценить состояние окружающей среды.
Лихеноиндикация
Лихеноиндикация – метод определения состояния окружающей среды при помощи лишайников. Лишайники впитывают влагу всем телом, так же могут поступать и токсичные вещества. Поэтому лишайники особо уязвимы к действию загрязнения воздуха. Первые сообщения о массовой гибели лишайников в окрестностях промышленных городов относятся ко второй половине XIX века. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.
Наиболее устойчивые растения следует использовать для озеленения и создания защитных лесополос. К загрязнениям атмосферного воздуха устойчивы тополь, лиственница. Они поглощают многие вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.
Леса вокруг промышленных городов поглощают и обезвреживают вредные вещества.
Вымирание – естественный процесс
Животный и растительный мир древности сильно отличался от современного. Многие группы растений полностью вымерли. Вымирание – один из основных процессов эволюции. За жизнь планеты насчитывают 5 массовых вымираний видов. Последнее и
www.kursoteka.ru
25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
На современном этапе охрана природы в РБ направлена на:
- взаимодействие деятельности человека и окружающей среды;
- сохранение и восстановление природных ресурсов и рациональное использование природных ресурсов.
Основные проблемы экологии РБ.
Загрязнение радионуклеидами Чернобыльской АЭС;
негативное влияние хоз. деятельности;
истощаемость и ограниченность природных ресурсов;
отсутствие средств для финансирования природных мероприятий;
отсутствие утилизации отходов;
стремительный рост парка автомобилей, увеличение вредных выбросов.
В РБ большое кол-во животных и растений под угрозой исчезновения. Красная Книга (КК) – руководство к их спасению и сохранению. В настоящем издании учтено 189 видов животных: 17 млекопитающих, 72 птиц, 70 насекомых. За 400 лет в Беларуси полностью исчезли 20 видов животных: тур, соболь, песец, лань, дрофа и др.
КК представляет собой издание, содержащее список редких и находящихся под угрозой исчезновения в Беларуси видов (подвидов) диких животных и дикорастущих растений. На основе КК прогнозирование развития развитие растительного и животного мира Беларуси и разработка мер по его охране.
Заповедники и другие охраняемые территории. Наиболее совершенной формой охраны живой природы является заповедный режим. Виды заповедных объектов:
- заповедники – это особо охраняемые пространства, нетронутые деятельностью человека природные комплексы;
- памятники природы – это объекты природы, связанные с историческими событиями или лицами;
- заказники – участки природы, где временно прекращены формы хозяйственной деятельности;
- ландшафтные парки – это искусственно созданные ландшафты с высокой природной эстетичностью;
- резерваты природы – охраняемые территории с заповедными или заказными регионами.
На территории РБ 2 государственных заповедника: Березенский, Полесский;
4 национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский, Нарочанский;
94 заказаника; 95 памятников.
Березениский заповедник внесен в список ЮНЕСКО как один из лучших.
Полесский радиационный заповедник изучает влияние радиации на живые формы.
1/3 Беловежской пущи – польская территория.
Нарочанский славится минеральными водами.
Припятский – подводной фауной.
26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
Целью экологического образования явл-ся формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.
Значение воспитания:
Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире для которой характерны:
-ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления чел-ка и природы;
-восприятие природных объектов как равноправных партнеров по общению;
-баланс прагматического и непрагматического в отношениях с природой.
В науке суще-ет другой тип экологического сознания:
Антропоцентрический – противопоставление чел-ка природе, от природы только берется и ничего не дается.
Личность обладающая экоцентричным типом и есть экологическая личность.
studfiles.net
Как вы можете помочь охране растений и животных?
Задуматься о том, что я могу сделать для того, чтобы сохранить природу, меня заставил фантастический рассказ Р. Брэдбери "И грянул гром". Меня поразило, что случайное уничтожение маленькой бабочки стало причиной изменений во всей Вселенной. Я понял, что каждая травинка или насекомое ценно для природы.
Долг каждого – беречь природные богатства
Я очень не люблю, когда о человеке говорят, как о царе природы, приписывая какую-то исключительную роль. Мне больше нравится выражение, что все мы – дети Матушки-природы. Она дала нам всё необходимое для жизни: пищу, воздух, воду, лекарства, жилище. И наша задача сохранить её для потомков.
Что я могу сделать для сохранения растительного мира
Растения – неотъемлемая часть природных богатств земли. Деревья, кустарники, цветы и травы одевают планету в неповторимый наряд, а человеку дают очень много, в первую очередь – возможность дышать. Без растений земля превращается в безжизненную пустыню. Чтобы этого не произошло, каждый из нас должен помогать растениям.
Для этого нужно:
- не ломать и не рубить живые деревья;
- не рвать цветы и травы, особенно редкие;
- очищать леса и насаждения от сухостоя и мусора;
- высаживать новые леса, разбивать парки и скверы;
- не разжигать костры в лесах и полях, ведь именно пожары уничтожают растения на огромных площадях.
Как я могу помочь животным
Животным в дикой природе каждый может помочь тем, что не будет вмешиваться в их жизнь. Это значит, что в лесу нужно соблюдать тишину, чтобы не напугать птиц и животных. Не нужно брать в руки птенцов или детёнышей зверей – этим можно навредить малышам.
Самое доступное каждому ребенку дело в помощи животным – это подкармливание птиц зимой. Крошки и зерно найдутся в каждом доме, а кормушку легко сделать из пластиковых емкостей.
Когда я вижу на улице бездомных собак и кошек - от жалости сжимается сердце. Ведь все они оказываются на улице по вине людей. Собираясь завести питомца, нужно помнить о том, что мы несём ответственность за его жизнь, и понимать, что это живое существо, а не игрушка, которую можно выбросить.
travelask.ru
Урок природоведения на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". 4-й класс
Разделы: Начальная школа
План:
Части блока урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся). | Временная реализация |
Организационный момент. Установка на правильную речь, фоноритмика. | 4 минуты. |
Введение в тему. | 2 минуты. |
Беседа по содержанию. | 15 минут. |
Гимнастика для глаз. | 1 минута. |
Загадки. Отгадывание кроссворда. | 10 минут. |
Игра: «Угадай, кто это?» (Вопрос-ответ). | 6 минут. |
Итог. | 2 минуты. |
Задачи: (на материалах «Красной книги» и экологических данных). Обучающая: Расширять и уточнять знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Дать детям знания о том, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других, (вырубка леса ведёт к уменьшению численности животных). Приучать детей заботиться о красоте и чистоте родной природы. Коррекционная: Развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к природе, стремление охранять и приумножать природные богатства, пробуждать эстетические чувства.Тип урока: обобщающий.Форма проведения: урок.Методы: словесные, наглядные.Оборудование урока: компьютеры, загадки, кроссворд.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Встали все красиво. А - У А - У Я сегодня в лес пойду. (Хором) Наденьте наушники.Па-па-па Как слышите? (Я слышу хорошо) -К уроку готовы? (Я готов к уроку). -Какой сейчас урок? (Сейчас урок природоведения). Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте на вопросы. -Отгадайте загадку.Летом в солнце и в жаруДарит людям тень свою. -Как вы думаете, когда очень жарко, куда хочется спрятаться от палящего солнца, кто нам дарит тень? Верно, ребята, это дерево.
II.Введение в тему.
-Сегодня на уроке мы будем говорить об экологии, о деревьях и других растениях, о животных и птицах, о том, как нужно беречь природу. -Прочитайте тему урока: «Охрана животных и растений. Отношение человека к природе».
III.Работа по вопросам.
1.Как вы думаете, что такое экология?» (Экология-это взаимодействие человека с природой)2.Чем вы питаетесь? ( Мы питаемся продуктами).3.Куда вы выбрасываете отходы и мусор? ( Мы выбрасываем мусор в контейнер, в урну или сжигаем его).4.Почему необходимо убирать мусор? (Мусор- это зараза). Верно, ребята. Прочитайте и запомните: (Читают текст).-Мусор нельзя разбрасывать.-Мусор-это ядовитый след на планете.-Через мусор не может пробиться ни один листок.-Бумага не сгнивает 2 года.-Целлофан не сгнивает 200 лет.-Консервная банка может поранить ногу и через 30 лет.5.Почему исчезают многие растения и животные? (Растения и животные исчезают из-за того, что человек загрязняет природу?)
6.Откуда в воздух попадают вредные вещества? (Заводы и фабрики загрязняют воздух).7.Где легко дышится человеку? (На свежем воздухе)8.Почему грязным воздухом дышать вредно? (Грязный воздух ухудшает здоровье).9.К чему может привести плохое отношение человека к лесу? (Лес может погибнуть).
IV.Работа с аппаратурой. (За экраном) -Какое сейчас время года?-По каким признакам можно сказать, что сейчас весна?-Весной тает снег, бегут ручьи, ярко светит солнце, появились проталины.-Какое время года было?-Была зима.10.Как помочь птицам зимой? (Птиц нужно подкармливать).
V.Чтение стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна. Горсть одна- И не страшна будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть. Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать! Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц зимой К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
11.Какие растения, насекомые и животные нашей области занесены в Красную книгу?Животные – ёж Насекомые – муравьи, стрекоза, паук, шмель, бабочка-Адмирал, божья коровка.Растения – медуница, колокольчик, ландыш, мать-и-мачеха.Пресмыкающиеся - ящерица, лягушка.Птицы - скворец, синица.
-Прочитайте основные правила охраны природы:-Не срывай цветов.-Не ломай ветки деревьев.-Не лови насекомых. -Не убивай лягушек. -Не лови диких животных и птиц. -Рассмотри эти запрещающие знаки. О чём они говорят? -Не бери яйца птиц. -Не уничтожай грибы. -Не вырезай свои имена на коре деревьев.
VI. Гимнастика для глаз.
VII. Кроссворд.
-Будем отгадывать кроссворд. 1. Как надела сто рубах Захрустела на зубах. (Капуста).
2.Дом медведя. (Берлога).
3. Растение-первоцвет. (Примула)
4. Кора берёзы. (Береста).
5.Узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. (Просека).
6.Овощ, горькая на вкус. Откуси - услышишь хруст Сверху – красная она, А внутри-белым-бела. (Редиска).
7.Есть в лесу одна трава, Очень жгучая она. (Крапива)
VI. Игра «Угадай, кто это? (Ответь кратко на вопросы).
-У кого длинный хобот?-У кого сильный клюв?-У кого красивые рога? -У кого пушистый хвост?-У кого острые зубы?-У кого длинная шея?-У кого короткие ножки?-У кого на спине щит?-У кого на голове свой гребешок?
-Что мы сегодня делали на уроке?-Мы отвечали на вопросы. -Мы отгадывали загадки.-Мы отгадывали кроссворд.-Мы играли.
VII. Итог.
-Ребята, берегите природу, не бросайте мусора, и она нас всегда будет радовать своей красотой. Как красива эта поляна! И как сиротливо она будет смотреть в спину тем, кто её опустошит. Щади каждый листок, каждую травинку, каждый цветок. Они дают нам кислород, а значит жизнь. Всем ребятам за урок оценка-5. Надеюсь, что и в жизни относиться к природе Вы будете на 5.
Презентация
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок в начальной школе по теме "Охрана растений и животных. Будь природе другом"
Разделы: Начальная школа
Цель: Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Ивановской области.
Для реализации цели урока поставлены задачи:
Обучающие: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений, встречающихся в Ивановской области; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.Развивающие: развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
- Презентация. (см. Приложение 1)
- Картина природы родного края; вырезанные рисунки охраняемых видов растений и животных, экологические знаки.
- Тексты для групповой работы. (см. Приложение 2)
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
-Чтобы настроиться на урок поиграем в игру «Доскажи словечко».
На доске.
Ять -ять - ять - Природу нужно … охранять.
Ля - ля - ля - Мы спасем тебя, … Земля.
Я- я - я - Наука … экология.
- У вас на столах лежат опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.
Проверка.
- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)
- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные).
-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)
-Что вы понимаете под «средой обитания»? (Воду, воздух, почву).
- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае? (Вода, воздух, почва загрязняются)
- Кто страдает от этого? (Животные и растения.)
3. Формирование новых знаний и умений. Знакомство с животными и растениями Красной книги нашего края.
- Рассмотрите уголок природы нашего края.
- Что заметили? (Мало растений и нет животных.)
- Как его оживить? (Поселить туда животных и растения.)
- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Охранять)
- О чем будем говорить на уроке? (Об охране животных и растений нашего края.)
Тема на доске: Охрана животных и растений нашего края.
- Какую цель перед собой поставим? (Научиться охранять животных и растения)
- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге)
-Что такое Красная книга?
Выберите на карточке № 1 ответ.
На столах карточки (выбрать)
|
Проверка.
Книга в красной обложке.
- О чем предупреждает красный цвет? Кому грозит опасность?
Книга учета животных и растений.
Книга «тревоги». Почему?
- Есть ли ещё вариант?
Вот у меня в руках Красная книга.
- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нудно предпринять для их спасения.)
- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. Экологи и краеведы Ивановской области ведут свою «Красную книгу».
- Давайте посмотрим каким животным и растениям грозит опасность исчезновения в нашем крае?
Мультимедийная презентация.
- Среди животных, занесённых в Красную книгу России, встречаются и в Ивановской области. Вот некоторые из них: птицы - орел змееяд, скопа, беркут, орлан - белохвост, сокол - сапсан; звери - русский выхухоль, бобр, выдра; бабочки - аполлон, мнемозина.
- Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Ивановской области встречаются: венерин башмачок настоящий, касатик аировидный, ветреница дубравная, орхидеи - калипсо луковичная, водяной орех (чилим), кубышка чистобелая, кубышка желтая.
Физкультминутка.
По родному краю Дружно мы шагаем (марш на месте) Справа от нас – зеленый луг. (поворот) Слева находится лес. (поворот) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (махи руками) Солнце над березами светит нам. (повороты головы) Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
Исследование “Страничка в Красной книге”
(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу).
- Мы познакомились с исчезающими животными и растениями нашего края. Давайте поселим их в наш уголок природы.
- Работать будем в группах.
- У вас на столах лежит фотография животного или растения, нуждающегося в вашей защите. Прочитаете текст и ответите на вопросы по плану.
План работы: (В презентации)
- Место обитания.
- Причины сокращения численности.
Защита проектов-исследований.
(На доске плакат с изображением природы края. Во время ответов детей прикрепляю на доску фотографии этих видов.)
Первая группа: РУССКИЙ ВЫХУХОЛЬ.
- Поселите животное в наш уголок природы.
- Как спасти?
(Меры по спасению. Запретить вырубку леса в местах обитания этого животного, загрязнение водоёмов, охоту на этих животных.)
- Выберите экологические знаки.
- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бобров и ондатры. (Размещение бобра и ондатры в уголке природы.)
Вторая группа: СКОПА.
- Поселите животное в наш уголок природы.
- Какие меры нужно предпринять для спасения?
- Выберите экологические знаки.
Третья группа: Башмачок настоящий /Венерин башмачок/.
- Поселите растение в наш уголок природы.
- Предложите меры по спасению.
- Выберите экологические знаки.
- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность кубышки и кувшинки. (Размещение этих растений в уголке природы.)
Четвертая группа – Бабочка Мнемозина.
- Поселите животное в наш уголок природы.
(Меры по спасению. Рекомендуется охрана растений рода хохлатка. Запретить отлов. Запретить вырубку леса в местах обитания.) (Размещение хохлатки в уголке природы)
- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бабочки Парусник Аполлон. (Размещение бабочки в уголке природы.)
- Выберите экологические знаки.
- Чья вина, что численность этих растений и животных сокращается?
- Но не все люди наносят вред природе. Большинство понимают, что природу нужно охранять. Они создают охраняемые территории, такие как:
Заповедники - где природа находится под строгой охраной.илиЗаказники - где люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением.
- Где можно взять редкие виды животных и растений для их переселения в природу? (В заказнике)
- На территории Ивановской области находится 6 заказников. Об одном из них нам расскажет …
Доклад.
-На территории Ивановской области, в окрестности села Холуй, находится Клязьминский боброво - выхухолевый заказник. В нем занимаются разведением выхухоли, бобров, ондатры и редчайшего для нашего края растения - водяной орех, или чилим.
(Размещение этого растения в уголке природы.)
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Какой у нас получился уголок природы?
- Почему?
- Какие правила друзей природы вы бы выполняли? Экологические знаки.
- Но не все люди знают охраняемые виды растений и животных.
- Что же делать? (Надо им рассказать.)
- Кому можем рассказать?
- Что будет помощником в вашей разъяснительной работе? (Экологические знаки.)
- Где их разместите?
- Кому поможет узнать об охраняемых видах созданный нами уголок природы?
- Вы работали с научной литературой и писали работы. Как помогут? (Создать свою Красную книгу.)
- Как до всех жителей города довести информацию?
- Что мы с вами можем сделать?
5. Домашнее задание.
Сегодня ваше домашнее задание будет творческим. Вам надо написать статью в газету. А темы вашей статьи на доске.
Природу нужно охранять.Мы спасем тебя, Земля.
6. Рефлексия.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
- Если урок доставил удовлетворение, вы довольны своей работой, поднимите зеленую карточку.
- Если урок понравился и вы хотели бы продолжить работу по этой теме, поднимите желтую карточку.
- Если вы устали и не желаете возвращаться к этой теме, покажите коричневую карточку.
Итог урока
Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять Родину".
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai