Охрана растений и животных. 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок природоведения на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". 4-й класс. Охрана растений и животных


6 класс. Биология. Влияние человека на растительный мир, охрана растений - Влияние человека на растительный мир, охрана растений

Комментарии преподавателя

Влияние вредных факторов на растения. Растительный мир чрезвычайно многообразен. Но растения, как и другие живые организмы Земли, подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами. Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни и многие растения исчезают совсем. Специалисты ищут пути оздоровления окружающей среды. На промышленных рпедприятиях устанавливают фильтры, обезвреживают действие выхлопных газов транспорта.

Загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая в конечном счёте здоровью и даже жизни человека.

Использование растений для охраны среды от загрязнения. Стараясь оздоровить воздух в городах и посёлках, люди высаживают растения. При этом повышается содержание кислорода и уменьшается доля вредных газов и пыли. Желательно высаживать растения, выделяющие, например, фитонциды, но не все они выдерживают загрязнённый воздух: у них отмирает листва, прекращается рост и дерево постепенно засыхает. Поэтому для городских насаждений годятся не все древесные породы.Многие растения, особенно чувствительные к ядовитым веществам, могут служитьиндикаторами загрязнения воздуха. При повышенном содержании в воздухе сернистого газа подсыхает и опадает хвоя ели обыкновенной (1). Листья люцерны (2) и редьки повреждаются даже при слабой концентрации в воздухе хлористого водорода. При наличии в воздухе фтора – листья гладиолуса (3). Подобных примеров известно много.

Растения-индикаторы следует высаживать вокруг промышленных предприятий, вдоль автомагистралей, чтобы вовремя получать сигналы опасности.

Многие растения способны поглощать и перерабатывать вредные для человека вещества. Определено, что значительное количество таких веществ поступают в хлоропласты. Большое количество сернистого газа поглощает тополь бальзамический. Тополь чёрный (2), липа мелколистная (3) и конский каштан обыкновенный(4) поглощают свинец. Сирень обыкновенная и бузина красная (6) – радиоактивные вещества. Хорошо очищает воздух городов снежноягодник (5).

Многие растения, содержащие или выделяющие вещества губительные для других организмов, можно использовать вместо ядохимикатов при борьбе с вредителями сада и огорода. Отвар чистотела применяют против крыжовникового пилильщика, гусениц яблоневой плодожорки, тли и щитовки. Отвар горчицы – от гороховой плодожорки. Лук и чеснок можно высадить около растений, которые страдают от долгоносика, клещей, проволочника.

Охрана растений и растительных сообществ. Человек постоянно вмешивается в жизнь природы. К серьёзным нарушениям в равновесии природы приводит загрязнение среды промышленными предприятиями, выхлопными газами автомобилей, бытовым мусором, ядохимикатами. Губительны для природы распашка степей, осушение болот, неконтролируемая вырубка лесов, лесные пожары. Также к исчезновению растительности приводит: сбор плодов и цветов, вытаптывание, поломанные ветки, отсутствие птиц, распуганных присутствием человека. Исчезают целые растительные сообщества и отдельные виды.

Исчезающие виды растений внесены в Красные книги России или области, района. Они подлежат особой охране. Среди них много красивых растений – это виды подснежников (4), ятрышников (2), сон-травы (1), лилий.

Отдельные виды растений сохраняют в ботанических садах. Но для того чтобы сохранить растительные сообщества и виды исчезающих растений в природе, создана сеть охраняемых территорий, где воздействие человека на природу ограничено или вовсе исключено.

Заповедники – это большие территории, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность человека, в том числе сенокошение, сбор растений, выпас скота. В заповедниках работают учёные, изучающие жизнь природы. Самые крупные заповедники получают статус биосферных. На территории России это Кавказский, Центральнолесной, Воронежский, Центральносибирский, Байкальский заповедники.Заказники – небольшие участки временно охраняемой территории с ограничением хозяйственной деятельности и посещения людей. В заказниках сохраняют отдельные виды растений или животных.

Национальные парки – большие территории, как правило, расположенные в живописных местах, на которых сохранились природные комплексы особой ценности. Большая часть национальных парков, в отличие от заповедников, открыта для посещения людей. В них проводятся работы по сохранению редких видов растений и животных. На территории Москвы и Московской области расположен национальный парк Лосиный остров. На Кавказе – Сочинский национальный парк.

******************************************************

Че­ло­век ра­зум­ный по­явил­ся на земле около 200 тыс. лет назад.

Ан­тро­по­ген­ные фак­то­ры – фак­то­ры, ко­то­рые по про­ис­хож­де­нию свя­за­ны с де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка.

Эко­ло­гия – наука об от­но­ше­нии ор­га­низ­мов и их со­об­ществ между собой и с окру­жа­ю­щей сре­дой.

Около 10 000 лет назад че­ло­век начал одо­маш­ни­ва­ние рас­те­ний и жи­вот­ных. Так че­ло­век пе­ре­шел от охоты и со­би­ра­тель­ства к зем­ле­де­лию и ско­то­вод­ству. В ре­зуль­та­те хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­ность умень­ши­лось ко­ли­че­ство диких жи­вот­ных, пло­ща­ди лесов.

Умень­ше­ние пло­ща­ди лесов при­ве­ло к об­ме­ле­нию рек. Ис­то­щи­лись почвы, стало боль­ше овра­гов, уча­сти­лись су­хо­веи. Во мно­гих во­до­е­мах вода стала непри­год­ной для питья.

Араль­ское море

Араль­ское море (см. Рис. 1) – быв­шее со­ле­ное озеро на гра­ни­це Ка­зах­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на. На­чи­ная с 60-х годов про­шло­го века, из пи­та­ю­щих его рек про­из­во­дил­ся забор воды для оро­ше­ния полей. И уро­вень воды в море стал па­дать, оно рас­па­лось на 2 во­до­е­ма. До об­ме­ле­ния Араль­ское море было 4-м по ве­ли­чине озе­ром мира. На быв­шем дне озера от­кла­ды­ва­лись ядо­хи­ми­ка­ты с полей, ко­то­рые с пылью раз­но­сят­ся на окру­жа­ю­щие тер­ри­то­рии. И рост дикой рас­ти­тель­но­сти тор­мо­зит­ся. Со­глас­но рас­че­там уче­ных, спа­сти Араль­ское море невоз­мож­но даже при пол­ном от­ка­зе от за­бо­ра воды.

Аральское море

Рис. 1. Араль­ское море

За­гряз­не­ние воды, воз­ду­ха, почвы может вы­зы­вать на­ру­ше­ние и ги­бель при­род­ных со­об­ществ. По­это­му в раз­ных стра­нах есть за­ко­ны, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щие ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных бо­гатств.

Но в се­ре­дине XX века хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка при­ве­ла к очень се­рьез­ным по­след­стви­ям.

Рас­те­ния под­вер­же­ны дей­ствию за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды. За­гряз­не­ние может быть хи­ми­че­ским (вы­хлоп­ные газы), фи­зи­че­ским (на­грев воды от ТЭЦ, шум) и био­ло­ги­че­ским (ввоз бор­ще­ви­ка Сос­нов­ско­го (см. Рис. 2) на тер­ри­то­рию Рос­сии, ввоз кро­ли­ков на тер­ри­то­рию Ав­стра­лии, что при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му умень­ше­нию кор­мо­вой базы).

Борщевик Сосновского

Рис. 2. Бор­ще­вик Сос­нов­ско­го (Ис­точ­ник)

Газы (вы­хлоп­ные, про­мыш­лен­ные) вы­зы­ва­ют ги­бель рас­те­ний: ли­стья опа­да­ют, корни от­ми­ра­ют. И мно­гие рас­те­ния могут со­всем ис­чез­нуть. Для оздо­ров­ле­ния окру­жа­ю­щей среды на вы­хлоп­ных тру­бах уста­нав­ли­ва­ют филь­тры, ко­то­рые за­дер­жи­ва­ют ядо­ви­тые ве­ще­ства. Ис­чез­но­ве­ние рас­те­ний гу­би­тель­но ска­жет­ся на че­ло­ве­ке.

В на­сто­я­щее время во всех раз­ви­тых стра­нах при­ни­ма­ют за­ко­ны и про­во­дят ме­ро­при­я­тия по за­щи­те окру­жа­ю­щей среды.

Охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии со­зда­ют­ся для со­хра­не­ния наи­бо­лее ред­ких и цен­ных видов.

За­по­вед­ник – тер­ри­то­рия, где пол­но­стью за­пре­ще­на любая хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность.

За­каз­ник – тер­ри­то­рия, где охра­ня­ет­ся часть при­род­но­го ком­плек­са, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет вы­жи­ва­ние опре­де­лен­ных видов рас­те­ний и жи­вот­ных. Хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность, ко­то­рая не за­тра­ги­ва­ет эту часть ком­плек­са, здесь может быть раз­ре­ше­на.

На­ци­о­наль­ный при­род­ный парк – тер­ри­то­рия, где в целях охра­ны окру­жа­ю­щей среды огра­ни­че­на де­я­тель­ность че­ло­ве­ка. В от­ли­чие от за­по­вед­ни­ка, сюда до­пус­ка­ют­ся ту­ри­сты. В огра­ни­чен­ных мас­шта­бах раз­ре­ше­на хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность.

Бо­та­ни­че­ский сад – тер­ри­то­рия, на ко­то­рой со­дер­жит­ся кол­лек­ция живых ред­ких рас­те­ний.

Крас­ная книга – спи­сок ред­ких и на­хо­дя­щих­ся под угро­зой ис­чез­но­ве­ния жи­вот­ных, рас­те­ний и гри­бов. Крас­ные книги бы­ва­ют раз­лич­но­го уров­ня — меж­ду­на­род­ные, на­ци­о­наль­ные и ре­ги­о­наль­ные.

Зе­ле­ная книга яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным до­ку­мен­том, в ко­то­ром со­бра­ны све­де­ния о со­вре­мен­ном со­сто­я­нии ред­ких, ис­че­за­ю­щих и ти­пич­ных при­род­ных рас­ти­тель­ных со­об­ществ, нуж­да­ю­щих­ся в охране и име­ю­щих важ­ное зна­че­ние как со­став­ная часть био­ло­ги­че­ско­го раз­но­об­ра­зия.

Рас­те­ния имеют раз­ную чув­стви­тель­ность к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды, наи­бо­лее чув­стви­тель­ны мхи, пихта, граб.

Осо­бен­но чут­кие виды на­зы­ва­ют ви­да­ми-ин­ди­ка­то­ра­ми, на­блю­дая за ними можно оце­нить со­сто­я­ние окру­жа­ю­щей среды.

Ли­хе­но­ин­ди­ка­ция

Ли­хе­но­ин­ди­ка­ция – метод опре­де­ле­ния со­сто­я­ния окру­жа­ю­щей среды при по­мо­щи ли­шай­ни­ков. Ли­шай­ни­ки впи­ты­ва­ют влагу всем телом, так же могут по­сту­пать и ток­сич­ные ве­ще­ства. По­это­му ли­шай­ни­ки особо уяз­ви­мы к дей­ствию за­гряз­не­ния воз­ду­ха. Пер­вые со­об­ще­ния о мас­со­вой ги­бе­ли ли­шай­ни­ков в окрест­но­стях про­мыш­лен­ных го­ро­дов от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­вине XIX века. Ли­хе­но­ин­ди­ка­ция пред­на­зна­че­на для дли­тель­ных ис­сле­до­ва­ний.

Наи­бо­лее устой­чи­вые рас­те­ния сле­ду­ет ис­поль­зо­вать для озе­ле­не­ния и со­зда­ния за­щит­ных ле­со­по­лос. К за­гряз­не­ни­ям ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха устой­чи­вы то­поль, лист­вен­ни­ца. Они по­гло­ща­ют мно­гие вред­ные ве­ще­ства и яв­ля­ют­ся хо­ро­ши­ми пы­ле­уло­ви­те­ля­ми.

Леса во­круг про­мыш­лен­ных го­ро­дов по­гло­ща­ют и обез­вре­жи­ва­ют вред­ные ве­ще­ства.

Вы­ми­ра­ние – есте­ствен­ный про­цесс

Жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир древ­но­сти силь­но от­ли­чал­ся от со­вре­мен­но­го. Мно­гие груп­пы рас­те­ний пол­но­стью вы­мер­ли. Вы­ми­ра­ние – один из ос­нов­ных про­цес­сов эво­лю­ции. За жизнь пла­не­ты на­счи­ты­ва­ют 5 мас­со­вых вы­ми­ра­ний видов. По­след­нее и

www.kursoteka.ru

25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.

На современном этапе охрана природы в РБ направлена на:

- взаимодействие деятельности человека и окружающей среды;

- сохранение и восстановление природных ресурсов и рациональное использование природных ресурсов.

Основные проблемы экологии РБ.

Загрязнение радионуклеидами Чернобыльской АЭС;

  • негативное влияние хоз. деятельности;

  • истощаемость и ограниченность природных ресурсов;

  • отсутствие средств для финансирования природных мероприятий;

  • отсутствие утилизации отходов;

  • стремительный рост парка автомобилей, увеличение вредных выбросов.

В РБ большое кол-во животных и растений под угрозой исчезновения. Красная Книга (КК) – руководство к их спасению и сохранению. В настоящем издании учтено 189 видов животных: 17 млекопитающих, 72 птиц, 70 насекомых. За 400 лет в Беларуси полностью исчезли 20 видов животных: тур, соболь, песец, лань, дрофа и др.

КК представляет собой издание, содержащее список редких и находящихся под угрозой исчезновения в Беларуси видов (подвидов) диких животных и дикорастущих растений. На основе КК прогнозирование развития развитие растительного и животного мира Беларуси и разработка мер по его охране.

Заповедники и другие охраняемые территории. Наиболее совершенной формой охраны живой природы является заповедный режим. Виды заповедных объектов:

- заповедники – это особо охраняемые пространства, нетронутые деятельностью человека природные комплексы;

- памятники природы – это объекты природы, связанные с историческими событиями или лицами;

- заказники – участки природы, где временно прекращены формы хозяйственной деятельности;

- ландшафтные парки – это искусственно созданные ландшафты с высокой природной эстетичностью;

- резерваты природы – охраняемые территории с заповедными или заказными регионами.

На территории РБ 2 государственных заповедника: Березенский, Полесский;

4 национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский, Нарочанский;

94 заказаника; 95 памятников.

Березениский заповедник внесен в список ЮНЕСКО как один из лучших.

Полесский радиационный заповедник изучает влияние радиации на живые формы.

1/3 Беловежской пущи – польская территория.

Нарочанский славится минеральными водами.

Припятский – подводной фауной.

26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.

Целью экологического образования явл-ся формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.

Значение воспитания:

Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире для которой характерны:

-ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления чел-ка и природы;

-восприятие природных объектов как равноправных партнеров по общению;

-баланс прагматического и непрагматического в отношениях с природой.

В науке суще-ет другой тип экологического сознания:

Антропоцентрический – противопоставление чел-ка природе, от природы только берется и ничего не дается.

Личность обладающая экоцентричным типом и есть экологическая личность.

studfiles.net

Как вы можете помочь охране растений и животных?

Задуматься о том, что я могу сделать для того, чтобы сохранить природу, меня заставил фантастический рассказ Р. Брэдбери "И грянул гром". Меня поразило, что случайное уничтожение маленькой бабочки стало причиной изменений во всей Вселенной. Я понял, что каждая травинка или насекомое ценно для природы.

Долг каждого – беречь природные богатства

Я очень не люблю, когда о человеке говорят, как о царе природы, приписывая какую-то исключительную роль. Мне больше нравится выражение, что все мы – дети Матушки-природы. Она дала нам всё необходимое для жизни: пищу, воздух, воду, лекарства, жилище. И наша задача сохранить её для потомков.

Что я могу сделать для сохранения растительного мира

Растения – неотъемлемая часть природных богатств земли. Деревья, кустарники, цветы и травы одевают планету в неповторимый наряд, а человеку дают очень много, в первую очередь – возможность дышать. Без растений земля превращается в безжизненную пустыню. Чтобы этого не произошло, каждый из нас должен помогать растениям.

Для этого нужно:

  • не ломать и не рубить живые деревья;
  • не рвать цветы и травы, особенно редкие;
  • очищать леса и насаждения от сухостоя и мусора;
  • высаживать новые леса, разбивать парки и скверы;
  • не разжигать костры в лесах и полях, ведь именно пожары уничтожают растения на огромных площадях.

Как я могу помочь животным

Животным в дикой природе каждый может помочь тем, что не будет вмешиваться в их жизнь. Это значит, что в лесу нужно соблюдать тишину, чтобы не напугать птиц и животных. Не нужно брать в руки птенцов или детёнышей зверей – этим можно навредить малышам.

Самое доступное каждому ребенку дело в помощи животным – это подкармливание птиц зимой. Крошки и зерно найдутся в каждом доме, а кормушку легко сделать из пластиковых емкостей.

Когда я вижу на улице бездомных собак и кошек - от жалости сжимается сердце. Ведь все они оказываются на улице по вине людей. Собираясь завести питомца, нужно помнить о том, что мы несём ответственность за его жизнь, и понимать, что это живое существо, а не игрушка, которую можно выбросить.

travelask.ru

Урок природоведения на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

План:

Части блока урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся). Временная реализация
Организационный момент. Установка на правильную речь, фоноритмика. 4 минуты.
Введение в тему. 2 минуты.
Беседа по содержанию. 15 минут.
Гимнастика для глаз. 1 минута.
Загадки. Отгадывание кроссворда. 10 минут.
Игра: «Угадай, кто это?» (Вопрос-ответ). 6 минут.
Итог. 2 минуты.
   

 Задачи: (на материалах «Красной книги» и экологических данных). Обучающая: Расширять и уточнять знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Дать детям знания о том, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других, (вырубка леса ведёт к уменьшению численности животных). Приучать детей заботиться о красоте и чистоте родной природы.  Коррекционная: Развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.  Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к природе, стремление охранять и приумножать природные богатства,  пробуждать эстетические чувства.Тип урока: обобщающий.Форма проведения: урок.Методы: словесные, наглядные.Оборудование урока: компьютеры, загадки, кроссворд.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Встали все красиво. А - У   А - У  Я сегодня в лес пойду. (Хором) Наденьте наушники.Па-па-па Как слышите? (Я слышу хорошо) -К уроку готовы? (Я готов к уроку). -Какой сейчас урок? (Сейчас урок природоведения). Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте на вопросы. -Отгадайте загадку.Летом в солнце и в жаруДарит людям тень свою. -Как вы думаете, когда очень жарко, куда хочется спрятаться от палящего солнца, кто нам дарит тень? Верно, ребята, это дерево.

II.Введение в тему.

-Сегодня на уроке мы будем говорить об экологии, о деревьях и других растениях, о животных и птицах, о том, как нужно беречь природу. -Прочитайте тему урока: «Охрана животных и растений. Отношение человека к природе».

III.Работа по вопросам.

1.Как вы думаете, что такое экология?» (Экология-это взаимодействие человека с природой)2.Чем вы питаетесь? ( Мы питаемся продуктами).3.Куда вы выбрасываете отходы и мусор? ( Мы выбрасываем мусор в контейнер, в урну или сжигаем его).4.Почему необходимо убирать мусор? (Мусор- это зараза). Верно, ребята. Прочитайте и запомните: (Читают текст).-Мусор нельзя разбрасывать.-Мусор-это ядовитый след на планете.-Через мусор не может пробиться ни один листок.-Бумага не сгнивает 2 года.-Целлофан не сгнивает 200 лет.-Консервная банка может поранить ногу и через 30 лет.5.Почему исчезают многие растения и животные? (Растения и животные исчезают из-за того, что человек загрязняет природу?)

6.Откуда в воздух попадают вредные вещества? (Заводы и фабрики загрязняют воздух).7.Где легко дышится человеку?  (На свежем воздухе)8.Почему грязным воздухом дышать вредно? (Грязный воздух ухудшает здоровье).9.К чему может привести плохое отношение человека к лесу? (Лес может погибнуть).

IV.Работа с аппаратурой. (За экраном) -Какое сейчас время года?-По каким признакам можно сказать, что сейчас весна?-Весной тает снег, бегут ручьи, ярко светит солнце, появились проталины.-Какое время года было?-Была зима.10.Как помочь птицам зимой? (Птиц нужно подкармливать).

V.Чтение стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна. Горсть одна- И не страшна будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть. Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать! Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц зимой К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

11.Какие растения, насекомые и животные нашей области занесены в Красную книгу?Животные – ёж Насекомые – муравьи, стрекоза, паук, шмель, бабочка-Адмирал, божья коровка.Растения – медуница, колокольчик, ландыш, мать-и-мачеха.Пресмыкающиеся - ящерица, лягушка.Птицы - скворец, синица.

-Прочитайте основные правила охраны природы:-Не срывай цветов.-Не ломай ветки деревьев.-Не лови насекомых. -Не убивай лягушек. -Не лови диких животных и птиц. -Рассмотри эти запрещающие знаки. О чём они говорят? -Не бери яйца птиц. -Не уничтожай грибы. -Не вырезай свои имена на коре деревьев.

VI. Гимнастика для глаз.

VII. Кроссворд.

-Будем отгадывать кроссворд. 1. Как надела сто рубах Захрустела на зубах. (Капуста).

2.Дом медведя. (Берлога).

3. Растение-первоцвет. (Примула)

4. Кора берёзы. (Береста).

5.Узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. (Просека).

6.Овощ, горькая на вкус. Откуси - услышишь хруст Сверху – красная она, А внутри-белым-бела. (Редиска).

7.Есть в лесу одна трава, Очень жгучая она. (Крапива)

 VI. Игра «Угадай, кто это? (Ответь кратко на вопросы).

-У кого длинный хобот?-У кого сильный клюв?-У кого красивые рога? -У кого пушистый хвост?-У кого острые зубы?-У кого длинная шея?-У кого короткие ножки?-У кого на спине щит?-У кого на голове свой  гребешок?

-Что мы сегодня делали на уроке?-Мы отвечали на вопросы. -Мы отгадывали загадки.-Мы отгадывали кроссворд.-Мы играли.

VII. Итог.

-Ребята, берегите природу, не бросайте мусора, и она нас всегда будет радовать своей красотой. Как красива эта поляна! И как сиротливо она будет смотреть в спину тем, кто её опустошит. Щади каждый листок, каждую травинку, каждый цветок. Они дают нам кислород, а значит жизнь. Всем ребятам за урок оценка-5. Надеюсь, что и в жизни относиться к природе Вы будете на 5.

Презентация

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок в начальной школе по теме "Охрана растений и животных. Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа

Цель: Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Ивановской области.

Для реализации цели урока поставлены задачи:

Обучающие: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений, встречающихся в Ивановской области; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.Развивающие: развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
  • Презентация. (см. Приложение 1)
  • Картина природы родного края; вырезанные рисунки охраняемых видов растений и животных, экологические знаки.
  • Тексты для групповой работы. (см. Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

-Чтобы настроиться на урок поиграем в игру «Доскажи словечко».

На доске.

Ять -ять - ять - Природу нужно … охранять.

Ля - ля - ля - Мы спасем тебя, … Земля.

Я- я - я - Наука … экология.

- У вас на столах лежат опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.

Проверка.

- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)

- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные).

-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)

-Что вы понимаете под «средой обитания»? (Воду, воздух, почву).

- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае? (Вода, воздух, почва загрязняются)

- Кто страдает от этого? (Животные и растения.)

3. Формирование новых знаний и умений. Знакомство с животными и растениями Красной книги нашего края.

- Рассмотрите уголок природы нашего края.

- Что заметили? (Мало растений и нет животных.)

- Как его оживить? (Поселить туда животных и растения.)

- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Охранять)

- О чем будем говорить на уроке? (Об охране животных и растений нашего края.)

Тема на доске: Охрана животных и растений нашего края.

- Какую цель перед собой поставим? (Научиться охранять животных и растения)

- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге)

-Что такое Красная книга?

Выберите на карточке № 1 ответ.

На столах карточки (выбрать)

  1. Книга в красной обложке.
  2. Книга учета животных и растений.    
  3. Книга тревоги.

Проверка.

Книга в красной обложке.

- О чем предупреждает красный цвет? Кому грозит опасность?

Книга учета животных и растений.

Книга «тревоги». Почему?

- Есть ли ещё вариант?

Вот у меня в руках Красная книга.

- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нудно предпринять для их спасения.)

- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. Экологи и краеведы Ивановской области ведут свою «Красную книгу».

- Давайте посмотрим каким животным и растениям грозит опасность исчезновения в нашем крае?

Мультимедийная презентация.

- Среди животных, занесённых в Красную книгу России, встречаются и в Ивановской области. Вот некоторые из них: птицы - орел змееяд, скопа, беркут, орлан - белохвост, сокол - сапсан; звери - русский выхухоль, бобр, выдра; бабочки - аполлон, мнемозина.

- Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Ивановской области встречаются: венерин башмачок настоящий, касатик аировидный, ветреница дубравная, орхидеи - калипсо луковичная, водяной орех (чилим), кубышка чистобелая, кубышка желтая.

Физкультминутка.

По родному краю Дружно мы шагаем (марш на месте) Справа от нас – зеленый луг. (поворот) Слева находится лес. (поворот) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (махи руками) Солнце над березами светит нам. (повороты головы) Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

Исследование “Страничка в Красной книге”

(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу).

- Мы познакомились с исчезающими животными и растениями нашего края. Давайте поселим их в наш уголок природы.

- Работать будем в группах.

- У вас на столах лежит фотография животного или растения, нуждающегося в вашей защите. Прочитаете текст и ответите на вопросы по плану.

План работы: (В презентации)

  1. Место обитания.
  2. Причины сокращения численности.

Защита проектов-исследований.

(На доске плакат с изображением природы края. Во время ответов детей прикрепляю на доску фотографии этих видов.)

Первая группа: РУССКИЙ ВЫХУХОЛЬ.

- Поселите животное в наш уголок природы.

- Как спасти?

(Меры по спасению. Запретить вырубку леса в местах обитания этого животного, загрязнение водоёмов, охоту на этих животных.)

- Выберите экологические знаки.

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бобров и ондатры. (Размещение бобра и ондатры в уголке природы.)

Вторая группа: СКОПА.

- Поселите животное в наш уголок природы.

- Какие меры нужно предпринять для спасения?

- Выберите экологические знаки.

Третья группа: Башмачок настоящий /Венерин башмачок/.

- Поселите растение в наш уголок природы.

- Предложите меры по спасению.

- Выберите экологические знаки.

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность кубышки и кувшинки. (Размещение этих растений в уголке природы.)

Четвертая группа – Бабочка Мнемозина.

- Поселите животное в наш уголок природы.

(Меры по спасению. Рекомендуется охрана растений рода хохлатка. Запретить отлов. Запретить вырубку леса в местах обитания.) (Размещение хохлатки в уголке природы)

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бабочки Парусник Аполлон. (Размещение бабочки в уголке природы.)

- Выберите экологические знаки.

- Чья вина, что численность этих растений и животных сокращается?

- Но не все люди наносят вред природе. Большинство понимают, что природу нужно охранять. Они создают охраняемые территории, такие как:

Заповедники - где природа находится под строгой охраной.илиЗаказники - где люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением.

- Где можно взять редкие виды животных и растений для их переселения в природу? (В заказнике)

- На территории Ивановской области находится 6 заказников. Об одном из них нам расскажет …

Доклад.

-На территории Ивановской области, в окрестности села Холуй, находится Клязьминский боброво - выхухолевый заказник. В нем занимаются разведением выхухоли, бобров, ондатры и редчайшего для нашего края растения - водяной орех, или чилим.

(Размещение этого растения в уголке природы.)

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Какой у нас получился уголок природы?

- Почему?

- Какие правила друзей природы вы бы выполняли? Экологические знаки.

- Но не все люди знают охраняемые виды растений и животных.

- Что же делать? (Надо им рассказать.)

- Кому можем рассказать?

- Что будет помощником в вашей разъяснительной работе? (Экологические знаки.)

- Где их разместите?

- Кому поможет узнать об охраняемых видах созданный нами уголок природы?

- Вы работали с научной литературой и писали работы. Как помогут? (Создать свою Красную книгу.)

- Как до всех жителей города довести информацию?

- Что мы с вами можем сделать?

5. Домашнее задание.

Сегодня ваше домашнее задание будет творческим. Вам надо написать статью в газету. А темы вашей статьи на доске.

Природу нужно охранять.Мы спасем тебя, Земля.

6. Рефлексия.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Если урок доставил удовлетворение, вы довольны своей работой, поднимите зеленую карточку.

- Если урок понравился и вы хотели бы продолжить работу по этой теме, поднимите желтую карточку.

- Если вы устали и не желаете возвращаться к этой теме, покажите коричневую карточку.

Итог урока

Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять Родину".

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта