Есть ли эффект от цифровой музыки для растений. Какую музыку больше любят растения? Какой диск для них выпущен? Испытывают ли растения страх, ревность, обиду...?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Научный проект " Влияние музыки на рост и развитие огурцов". Есть ли эффект от цифровой музыки для растений


Какую музыку больше любят растения? Какой диск для них выпущен? Испытывают ли растения страх, ревность, обиду...?

Последние исследования ученых приводят к поразительным выводам: растения, возможно, обладают сознанием! А может быть, и душой…С помощью современных сверхчувствительных приборов удалось установить, что растения различают людей, чувствительны к музыке, имеют память и воспринимают эмоции — такие, как ненависть и любовь. Множатся новые свидетельства того, что растения испытывают боль, радость и страх.Одним из первых серьёзным исследованием воздействия музыки на растения занялся индийский учёный Т. Ц. Синх, который выяснил, что под воздействием музыки биохимические процессы у растений ускоряются в два раза!Исследования последних десятилетий показали, что у растений могут быть свои симпатии и антипатии к человеку, они могут реагировать на его эмоциональное состояние, поведение и действия по отношению к растениям и даже …на его мысли! Раньше люди догадывались об этом, но теперь это доказано в строгих и многочисленных экспериментах. Оказалось, что растения реагируют на музыку .Они любят произведения Баха, Луи Амстронга, Дюка Эллингтона и Антонио Вивальди - особенно его "Весну" из "Времён года". При звучании классической музыки -они расцветают, а рок- музыка действует на них отрицательно. И пусть секрет любви растений к музыке пока не раскрыт, важно знать, что растения также как и мы многое чувствуют и нуждаются в любви и заботе. Более того, эксперименты показали, что растения реагируют на гибель животных, находящихся рядом с ними.

А в России выпущен спкциальный компакт - диск с музыкой, стимулирующей рост растений. Записал его московский композитор Олег Сачков.

Вспомнив, что когда-то он читал о влиянии звуков определенной частоты на рост клеток, композитор провел испытания.Выяснилось, что самое восприимчивое к музыке растение - чайная роза. Неприхотливый «тещин язык» (или сансевиерия) также любит музыку и тянется вверх, когда она ей нравится. Остальные цветы тоже реагируют, но не так заметно. Через два года Олег выделил определенный спектр частот, влияющих благотворно на любой цветок.Получив «исходный материал» в виде звуков определенной частоты, он составил несколько инструментальных композиций. Шесть треков, от 7 до 10 минут вошли в первый диск. Составил и инструкцию - когда и что ставить цветам для прослушивания, хотя это понятно и из названий: «Пробуждение» , «Вместе с дождем» , «Колыбельная» . Человеческий слух эта музыка не раздражает, даже, наоборот, гармонические сочетания такого рода на подсознательном уровне положительно влияют на эмоциональное состояние.

В этом году диск Олега Сачкова «Музыка для роста цветов» получил золотую медаль ВВЦ. А Олег тем временем сочиняет музыку для помидоров.. .

КСТАТИАнглийский ученый Антонио Хаксли - один из тех, для кого исследование влияния музыки на растения стало делом жизни. Он пришел к выводу, что музыка имеет огромное значение для улучшения роста и жизненного тонуса растений. По его исследованиям, 42 процента садовников с удовольствием разговаривают с цветами, как с живыми существами, а одна индийская исследовательница для ускорения роста цветов даже ежедневно танцует между клумбами.[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

otvet.mail.ru

Воздействие музыки на растения и другие живые организмы

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на человека и другие живые организмы

Обзор литературы: В газете “Золотой век” автор статьи “Целебная сила музыки” [8] Г. Саго поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример, случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой. Автор Шкляр Л. В. в книге “Музыкальное образование в школе” [7] говорит о том, что под воздействием громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить зависимость от такой музыки. Из книги Н. Ситниковой “Давайте слушать музыку” [10. ] автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель наполняются спокойствием и умиротворением. В книге “Я познаю мир” [9] автор А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий, исцеляющий.

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: выявить, какая музыка благотворно воздействует на человека и живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.

Задачи:

1. Изучить литературу по предмету исследования и обозначить точки зрения авторов.2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.4. Сравнить результаты наблюдений.5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.

Гипотеза: если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.

Предмет исследования: музыка различных направлений.

Методы исследования: сбор информации, цитирование, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация., лабораторное исследование.

Значимость: наша работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет. Авторы относят свою работу к предмету “музыка”, потому что она выполнена в рамках образовательной программы по музыке

Раздел 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Задача: изучить, в чём заключается сила музыки и её влияние на человека.

1.1. “Музыкальная медицина”

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.

По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.

— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.

Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” [3] Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.

1.2. Эффект Моцарта.

“Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера”. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. “Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы” [6]. В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – “эффект Моцарта”.

1.3. “Звуковой яд”.

В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки на животных, растения и человека была исключительно велика. К сожалению, с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них действуют разрушительно на живые организмы, особенно сверхгромкие звуки – подобную музыку специалисты называют “музыкой–убийцей”, “звуковым ядом”. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Русский психолог Д. Азаров однажды признался: “Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок–музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю”. Множество музыкальных произведений создано из “звуков–самоубийц”. Кто–то скажет: “если такая музыка существует – значит, она кому–то нужна”.

Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: “Слушать Прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться”.

Вывод: Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка действует разрушительно на живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА ВСЁ ЖИВОЕ

Задача: изучение воздействия музыки на живые организмы.

“Музыка и растения... Связь этих слов между собой поначалу кажется невероятной. Один из первопроходцев изучения действия музыки на растения – индийский ученый Сингх. Его ученики провели эксперимент на луковицах репчатого лука. Исследования четко показали, что на музыку шумов ветра и воды растения отзывались положительно, в то время как на тяжелый рок растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса.

Научно установлен факт, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. Люди давно это заметили и использовали для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

Американский цветовод Локер радиофицировал свою теплицу и регулярно передавал концерты классической музыки. “Озвученные” цветы выросли высокими и прямыми, обильно цвели, цветы отличалась сочностью окраски, и дольше держались на цветоножках.

Животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

Известно также воздействие музыки на организмы, относящиеся к царству грибов. Когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее.

А рок отрицательно действует даже на слонов. Коровы, слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.

Вывод: Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Раздел 3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ СПАТИФИЛЛУМ

Цель исследования: В ходе лабораторных исследований выяснить, оказывает ли музыка воздействие на рост и развитие растений.

Задачи исследования:

1. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост иразвитие комнатного растения спатифиллум.2. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.3. Сравнить результаты наблюдений.4. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие растения как живогоорганизма.

Объект исследования: комнатное растение – спатифиллум.

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения

Методы исследования:

* использование рок и классических звучаний для лабораторного исследования;* наблюдение;* сравнительный анализ.

Ход исследования.

Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых 60–дневных черенка растения, выращенных из семян комнатного растения спатифиллум Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 12см, и у них было по 5 листьев разной величины. Эти черенки были посажены в 3 одинаковых горшка, и в течение 4 месяцев осуществлялся уход за ними с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании черенков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:

* рок–музыка,* классическая музыка.

По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.

Сравнительный анализ:

сравнительный анализ результатов исследования показал что:

• Растение №1, которому включали классическую музыку каждый день на два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.

• Растение № 2, которому включали рок музыку каждый день на два часа, заметно отставало в стеблевом росте, листья его желтели и опадали.

• Растение №3, было контрольным, которому не создавали музыкальный фон – мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.

• Растение №1 под действием классической музыки зацвело на 10 дней раньше контрольного растения и растения № 2 и имело крупный цветок.

• Растение №2 тоже зацвело, спустя 15 дней, но цветок был маленький и слабый.

Результаты исследования:

В ходе лабораторного исследования было установлено:

* Растение № 1 под воздействием классической музыки хорошо развивалось и зацвело раньше, чем контрольное растение № 3 на 10 дней.

* Растение № 2 под воздействием рок–музыки развивалось медленно, листья желтели и опадали, цветок появился на 15 дней позднее, чем у контрольного растения № 3.

* Контрольное растение №3, которому не создавали музыкальный фон, мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1, которому создавали классический фон.

Вывод. Данные результаты исследования дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка воздействует на растения (классическая благоприятно воздействует на физиологические процессы растений, а рок– музыка – угнетает и ослабляет растение).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы.

Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение губительно.

Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.

Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков музыки на рост и развитие растений. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в зимнем саду помещений, при озеленении кабинетов

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 1993.2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006.4. Кузовлев В. П. Английский язык (Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобраз. учреждений. // М.: Просвещение, 2001.5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. // М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2004.6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.7. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.8. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.9. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.10. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г

Работу выполнили:

Кадет – Розов Александр,Кадет – Назаров Илья,Кадет – Битяев Владислав9 класс

Руководители:

Малиновская Евдокия Андреевна, учитель биологииНикитина Юлия Анатольевна, учитель музыки

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа–интернат “Ачинский кадетский корпус”

Презентация работы: http://static.livescience.ru/music/music.pdf

livescience.ru

Как музыка влияет на рост растений?

Все мы слышали, что музыка помогает растениям расти быстрее. Итак, музыка может ускорить рост растений, или это просто еще одна легенда? Могут ли растения действительно слышать звуки? Действительно ли они любят музыку? Читайте дальше, чтобы узнать, что эксперты могут сказать о влиянии музыки на рост растений.

Может ли музыка ускорить рост растений?

Верите или нет, но многочисленные исследования показали, что звучание музыки действительно способствует более быстрому и здоровому росту растений. В 1962 году индийский ботаник провел несколько экспериментов по влиянию музыки на рост растений. Он обнаружил, что некоторые растения выросли на 20 процентов в высоту, когда подвергались воздействию музыки, причем значительно увеличился рост биомассы. 

Он нашел похожие результаты для сельскохозяйственных культур, таких как арахис, рис и табак, когда он воспроизвел музыку через громкоговорители, размещенные вокруг поля. 

Владелица оранжереи в Колорадо экспериментировала с несколькими типами растений и различными жанрами музыки. Она решила, что растения, «слушая» рок-музыку, стали хилыми и пропали в течение нескольких недель, а когда подвергались классической музыке – растения процветали. 

Исследователь скептически относился к тому, что растения положительно реагируют на музыку, поэтому он занимался несколькими высоко контролируемыми тепличными экспериментами. Удивительно, но он обнаружил, что соевые и кукурузные растения, подвергшиеся воздействию музыки, были более толстыми и более зелеными со значительно большими урожаями. 

Исследователи из канадского университета обнаружили, что урожайность пшеницы почти удваивается при воздействии высокочастотных колебаний. 

Найти и скачать музыку вам поможет специализированный сайт. Заходите на музыкальный сервис http://mp3shka.fun/, чтобы ознакомиться с выбором. Музыкальные композиции по жанрам, направлениям, ретро, новинки, хиты, минусовки и многое другое.

Как музыка влияет на рост растений?

Когда дело доходит до понимания воздействия музыки на рост растений, кажется, что речь идет не столько о «звуках» музыки, сколько о вибрациях, создаваемых звуковыми волнами. Проще говоря, вибрации производят движение в растительных клетках, что стимулирует растение производить больше питательных веществ. Если растения не очень хорошо реагируют на рок-музыку, это происходит не потому, что они «любят» классику лучше. Однако вибрации, создаваемые громкой рок-музыкой, создают большее давление, которое не способствует росту растений. 

Музыка и рост растений: еще одна точка зрения

Исследователи из Калифорнийского университета выражают сомнения на счёт влияния музыки на рост растений. Они говорят, что до сих пор нет убедительных научных доказательств того, что музыка для растений помогает им расти, и что необходимы более научные испытания при строгом контроле над такими факторами, как свет, вода и состав почвы. Интересно, что они предполагают, что растения, подвергнутые воздействию музыки, могут процветать, потому что они получают уход на высшем уровне и особое внимание со стороны их опекунов. Пища для размышлений!

art-assorty.ru

Влияет ли музыка на рост растений?

АНТОНИО ХАКСЛИ - английский учёный. Тематика научных исследований Хаксли - влияние музыки на растения. Антонио пришёл к выводу, что музыка имеет огромное значение для улучшения роста и жизненного тонуса растений. Даже дружеский негромкий разговор с цветами оказывает воздействие улучшению их самочувствия. В соответствии с опрашиванием, около 42 процентов садовников с удовольствием разговаривают с цветами, как с живыми существами, а одна индийская исследовательница для ускорения роста цветов ежедневно танцует между клумб. - http://www.jobs.epak.infocom.lviv.ua/sadovnik.htmГруппа чилийских ученых из университета Сантьяго опубликовала доклад, в котором содержатся результаты опытов по изучению влияния музыки на растения. В помещении, где звучали медленные мелодии, молодые побеги росли гораздо быстрее, чем их собратья, находившиеся в тишине, а листья первых приобретали намного более яркую окраску. Если посмотреть в микроскоп на клетки растений, мы без труда увидим, как протоплазма ускоряет движение, когда включается музыка. ..-http://newsinfo.ru/news/2005/03/prn_news96042.php?id_r=11фермер Дeн Карлсон создал специальную методику 100% повышения роста и урожайности любых растений (овощных, декоративных, плодовых деревьев, зерновых, бахчёвых культур) . Основой его методики является внекорневая подкормка растений через листья и, как это не покажется странным, проигрывание вблизи растений мелодичной музыки, со звуками в определенном диапазоне частот, в которую ещё введено… щебетание птиц! Тысяи фермеров приобрели набор Дана Карлсона для ускоренного выращивания растений в который входят флаконы с подкормкой, распылитель и обязательно кассета с музыкальной записью. Высокий урожай им гарантирован, ибо за 25 лет прошедших с момента своего открытия Дан Карлсон не получил ни одной рекламации, а сам он был включён в книгу Рекордов Гиннеса, как человек, вырастивший самое большое растение в мире! - [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] Выдающийся русский ученый А. П. Дубров является крупным специалистом в области биологии и психологии. Недавно вышла его книга "Музыка и растения". Книга очень интересна, поэтому я хочу о ней рассказать своим читателям и ученикам. . Можно ли с помощью звуков музыки вырастить не куст, а целое томатное дерево высотой в двухэтажный дом, на котором вызревает почти тысяча плодов? Возможно ли, чтобы розовый куст, прослушав цикл классики, в знак благодарности одарил вас не пятью-семью розами, как обычно, а букетом из 65 бутонов? Среди пионеров изучения действия музыки на растения особая роль принадлежит индийскому ученому Т. Ц. Н. Синху. Он одним из первых, еще в 1950 году, обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Лабораторные исследования показали, что такие важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки ускорены почти в два раза по сравнению с контролем. Эксперименты с влиянием музыки и звука электрически действующего камертона на растения выявили, что у озвученных растений усиливается фотосинтез. По мнению зарубежных экспериментаторов, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Американский исследователь Джордж Мильштейн даже выпустил специальную пластинку с музыкальными записями под названием "Музыка для выращивания растений". Впоследствии он предложил фирме грампластинок соединять с мелодиями популярных песен отдельные звуковые частоты и проигрывать их для ускорения роста растений, причем частота в три килогерца, как он полагает, биологически

otvet.mail.ru

Влияние музыки на растения. Миф или реальность? - Общий

Jump to content
  • Общий
This Topic
  • All Content
  • This Topic
  • This Forum
  • Advanced Search
  • Shop
  • Forums
    • Online Users
    • Staff
    • Guidelines
    • More
    • Gallery
    • Blogs
    • Activity
      • Search
      • More
      • Chatbox
      • Регистрация
        • Войти
        • More
        Магазин Ganja Seeds
        Бонусные семки. Наложенный платеж по Украине и России скидки до 30% Заказать в России Заказать в Украине
        Бонус к заказу
        Бонусные орехи за каждые 15 евро Вашего заказа Заказать в России Заказать в Украине
        • Existing user? Sign In  
          Sign In

        ganjalive.online

        Музыка в теплице | О пасеке

        Март, 201623

        Музыка в теплице

        Опубликовал: Petr_MS

        «Правда ли, что с помощью классической музыки можно повысить урожайность популярных садово-огородных культур? »

        Мария Нестеренко, Красноярск

        Такие исследования действительно есть. Научно доказано, что звуки классической музыки помогают культурным растениям активнее развиваться и давать высокие урожаи. Но насколько полезны эти знания на даче?

        Да, звуки классики способствуют развитию и росту, даже повышению урожайности у растений. Это было доказано маститыми учеными разных стран мира.

        Первооткрывателем «растительной музыкальности» считается Т.Ц. Сингх, индийский ученый, проводивший свои эксперименты в середине XX века. В его опытах рост флоры ускорялся в два раза! И агроном Джордж Смит, и фермер Дан Карлсон, и советские ученые получали подобные результаты. Растения от хорошей музыки росли, говорят, словно на дрожжах.

        Подопытным так нравились классические мелодии, что их стебли и листья столь же активно тянулись к динамику, как обычно тянутся к солнечному свету. Размер цветков и скорость их появления, высота особей, диаметр листьев — все превосходило параметры у контрольных групп растений, обитавших в тишине. И такие результаты повторялись у всех, от известных специалистов до школьников, пишущих рефераты.

        До сих пор не верится? Что ж, напомним вам, что первыми обратили внимание на музыкальность растений... Дарвин и Линней! К сожалению, тогда их просто-напросто грубо высмеяли. А еще раньше в мифологии народов нашей планеты появились истории о волшебных флейтах и других музыкальных инструментах, играя на которых, боги якобы помогали растениям подниматься ввысь и наливать сочные плоды.

        Отголоски этой веры есть даже в сказке Катаева «Дудочка и кувшинчик», где ягоды доверчиво показывались на свет, стоило зазвучать волшебной мелодии.

        Так что музыка, повышающая урожай растений — это правда. Теоретически все мы можем увеличить отдачу дачи с помощью записей классики. А практически?..

        Ассортимент

        • Больше всего растения любят слушать произведения Иоганна Себастьяна Баха, Луи Амстронга, Дюка Эллингтона и Антонио Вивальди — особенно «Весну» из «Времен года». Не любите классическую музыку? Попробуйте кельтские мелодии!
        • Если вы действительно очень увлечены влиянием звука на урожай, то попробуйте обзавестись диском московского композитора Андрея Скачко, записавшего специальную музыку для роста растений. Или просто поставьте Вольфганга Амадея Моцарта...
        • По некоторым непроверенным данным, музыка советского кинематографа тоже стимулирует развитие овощных и цветочных культур.

        Как вы это сделаете?

        В сериале «Семейный дом» персонаж Валентина Гафта целыми днями играл своим посадкам на баяне «Полет шмеля», приводя в бешенство всех соседей. Чтобы не попасть в похожую ситуацию, советуем отказаться от идеи «озвучивания» открытых грядок. У нас на дачах можно бесконфликтно включать музыку лишь в теплице, стены которой немного приглушат звук, удерживая внутри.

        Человеку порой достаточно услыхать кусочек любимой мелодии, чтобы воспрянуть духом. А вот растениям нужны более продолжительные «концерты». По разным теориям — от 30 минут в сутки до двух часов и дольше.

        Вы живете на даче постоянно? Вам не лень выносить в теплицу магнитолу на батарейках, ставить кассету или диск? Вы уверены, что в случае использования автоматического включения-выключения динамиков воришки не унесут стереосистему?

        В общем, продумать подробности «музыкального обслуживания» теплицы нужно заранее — и как следует. В том числе, помня про Закон о тишине: в Красноярске шуметь запрещается с 22-00 до 9-00, и прилегающие к городу дачи тоже подпадают под данное правило. Даже если штраф в садоводческом товариществе взыскать с вас некому совести и принципов мирного соседства эта «свобода» не отменяет.

        Осторожно!

        • Кроме «белого списка» музыки, любимой растениями, существует и «черный». Он походит на рекомендацию чересчур правильной мамы, но такова жизнь.
        • Растениям чужд тот молодежный бунт, который породил рок, рэп и хип-хоп. Поэтому и жанры такие — им только во вред.
        • К современной «попсе» и дискотечным мелодиям растения в лучшем случае равнодушны, а в худшем — теряют от них листья и замедляют рост.

        Вместе, а не вместо

        Было бы абсурдным полагать, будто музыка в теплице позволит вам отказаться от полива, проветривания, подкормки и других мероприятий по уходу за растениями. Хотя бы себя вспомните! Сидите в душном офисе, мучаетесь жаждой, и давно проголодались, а время обеда еще не настало. Поможет ли вам классика в наушниках? Ой, сомневаюсь...

        По аналогии — тепличные посадки. Музыка будет полезна растениям, когда они у вас прополоты, окучены, политы — в общем, обслужены по полной программе. И вот тогда вы вправе ожидать прибавки урожая после приятного воздействия звуковых волн.

        А кстати, какую громкость необходимо устанавливать в теплице? Сделайте уровень звука комфортным для человека. Оглушительный «вой» не радует, а убивает растение.

        Если вы сами любите классические мелодии, можно включать их во время работы в теплице — это будет приятно и вам, и посадкам. Есть даже теория, что растения чувствуют эмоции человека, работающего с ними. Если это справедливо — радостный и счастливый владелец, копающийся на грядке, тоже повышает урожай...

        Нужно ли возиться?

        А стоит ли, как говорится, овчинка этой выделки? Сильно ли прирастает урожай от использования музыки, или она всего лишь слегка помогает, ничего особо не меняя? В интернете почему-то легко встретить описания экспериментов с комнатными цветами. И тяжело — что-то конкретное в отношении плодово-ягодных и овощных культур.

        Результаты в «цветочных» экспериментах поражают воображение.

        Пишут то про мимозы на 50% выше, то про бархатцы на 60% крупнее. Казалось бы, если это перенести на овощные растения, получится гарантия полуторного урожая, от которой не откажется ни один огородник. Но можно ли уверенно об этом рассуждать?

        • Во-первых, знаменитыми становятся ученые, чьи эксперименты были яркими и необычными, запомнились людям. Допустим, проводились научные опыты, которые в самом деле дали впечатляющие результаты. Но где гарантия, что на один потрясающий эксперимент с гигантскими цветками не пришелся десяток других, менее успешных?

        • Во-вторых, овощи и цветы — далеко не одно и то же. Возможно, урожай огурцов от влияния классической музыки повысится всего на десять процентов. Какой от этого смысл в маленькой теплице? Вот на больших плантациях, конечно, такой прирост дал бы тонны овощей. Но не в дачных условиях...
        • А более всего меня смущает, почему использование музыки не стало практикой в крупных тепличных хозяйствах. Ведь коммерсанты, умеющие считать деньги, охотно и с удовольствием применяют все, что повышает урожай. Музыка для растений не ввела бы их в большие расходы: кустикам и травам достаточно просто поставить запись. Где же реклама огурцов, выращенных под Моцарта?

        В общем, насчет музыки в теплице пока нельзя сказать ничего определенного. Эта идея кажется интересной, но вам самим предстоит выяснить, велик ли эффект. Мы, во всяком случае, можем предположить — хуже точно не будет. Навредить растению музыкой сложно — разве только уронить на него большущие колонки?

        Если у вас в сердце дремлет экспериментатор, которого зажигает мысль о таком необычайном новшестве — возможно, именно сейчас его пора выпустить на свободу. А если эта идея приводит к поджатым губам и тяжелому вздоху: «Там еще и с музыкой возиться, а дел и без нее по горло» — то займитесь чем-нибудь более привычным и прагматичным.

        Важно!

        • Еще раз напомним, что растениям музыку надобно включать каждый день. Можно пропалывать в теплице раз в неделю — все равно сорняки быстрее не нарастут. А вот раз в неделю радовать посадки классикой почти бессмысленно. Мало!
        • Хотя сам факт позитивного влияния классической музыки на растения теперь уже известен почти повсеместно, конкретные рекомендации к ее использованию на даче если и существуют, то найти их сложно. Так что, начиная применять этот непривычный приём агротехники, вы будете больше первопроходцем, чем потребителем готовых решений.

        Екатерина ХОЗЯИНОВА,Тюменьг-та «Фазенда» №12, 2015 г.

        Понравилась статья? Расскажите друзьям:

        Общайтесь со мной:

        o-paceke.ru

        Научный проект " Влияние музыки на рост и развитие огурцов"

        Введение.Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет... Но… Давно известно, что растения реагируют на свет, температуру, влажность, механические и химические раздражители. Однако, звук и музыка также являются в той или иной степени раздражителями. Влияние звуков на растения в науке изучено слабо и в литературных источниках очень редко встречаются материалы этих исследований. Меня эта проблема заинтересовала, и я решила самостоятельно разобраться, как зависит жизнь и развитие растений от влияния различных звуков и музыки.

        Цель работы - в ходе исследований выяснить и убедиться какое влияние оказывает музыка на рост и развитие огурцов. Задачи:

        1) На основе анализа специализированной литературы выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения, и какие выводы были сделаны в результате исследований.

        2) Провести собственное исследование по изучению влияния музыки на прорастание семян и на рост и развитие огурцов;3) Сделать самостоятельные выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.4) Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании огурцов с целью стимулирования их роста и развития.

        Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков музыки на рост и развитие растений.

        Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в теплицах школы.

        Актуальность работы:Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их. Результаты этой работы пригодятся в сельском хозяйстве (для лучшей урожайности и скорости роста), в промышленности и во всех случаях, где используются растения.Возможность использования полученных результатов на уроках биологии, в школьных теплицах. Гипотеза:Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений (или не влияет на рост и развитие).Методы исследования:1)Исследование и анализ литературы по теме.2)Проведение лабораторного эксперимента с целью выявления различий в развитии огурцов и прорастании семян под влиянием различной музыки.

        3)Сравнительный и сопоставительный анализ при экспериментальном фенологическом наблюдении, проводимом с использованием   музыкальных произведений.

        Объект исследования - огурец.

        Предмет исследования - зависимость роста и развития растения от музыкального сопровождения.

        Оборудование и материалы: посадочный материал, магнитофон, сборники классической музыки.

        Сроки проведения исследования: 1 сентября 2011 года - 1 мая 2012 года

        1.Теоретическая часть.

        1.1 Изучение влияния различных музыкальных мелодий на растения.

        Еще в старых книгах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли.

        В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо-танцевальный ритуал как перед посевом семян в почву, так и перед охотой. [12]

        Все это – далекое прошлое, и оно кажется сказочным и фантастическим, не укладывается в сознании людей, привыкших к тому, что в развитии растений есть определенные фазы и стадии, зависящие только от погодных условий, от светового и температурного режимов, условий полива и питания. И возникает невольный вопрос: стоит ли верить рассказам в древних, пожелтевших от времени фолиантах.

        Но что заставляет нас внимательно отнестись к фактам  влияния музыки на растения? Это существование подтверждений и доказательств, полученных уже не так давно в опытах, проведенных в строго контролируемых условиях с соблюдением всех научных требований.

        Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! [14] Вместе со своими учениками и сотрудниками школы ботаники при университете он многие годы исследовал влияние музыки на растения.

        Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древних индийских сказаниях, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у опытных растений число устьиц на листьях было больше, эпидермис листьев толще, клетки палисадной паренхимы длиннее и шире, чем у контрольных растений, не получавших музыки, но росших в аналогичных условиях. [7]

        Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше, и у них активнее шли процессы обмена веществ (на 75%). Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии, белы лилии, космейя - и сельскохозяйственные культуры: лук, редис, батат, тапиока, кунжут. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели, гармони или вины – длилось по получасу ежедневно.

        Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. Несколько позже было доказано, что аналогичное действие вызывает музыка, записанная на граммофонной пластинке: декоративное растение Photos (Арасеае) в течение 30 минут ежедневно с 5 до 6 часов вечера озвучивалось игрой на флейте. У озвученных растений наблюдалось положительное действие музыки – увеличивалась высота (на 25%), число листьев (на 50%), корней (на 100%) по сравнению с контрольными, росшими в тишине. [11]

        Важно то, что в работах Сингха и его сотрудников было обнаружено резкое изменение физиолого-биохимических свойств растений под влиянием музыки. Лабораторные исследования показали, что такие жизненно важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с контролем. Эксперименты с влиянием музыки и звука электрически действующего камертона на растения выявили, что у озвученных растений усиливался фотосинтез, а также ускорялся обмен веществ, и процессы синтеза (анаболизма) преобладали над распадом.

        А также ботанику и агроному Джорджу Е. Смиту. В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое, выращиваемых в вегетативных сосудах в 2-х одинаковых по режиму теплицах с той лишь разницей, что в одной из них непрерывно звучала музыка Джорджа Гершвина. Опыты были положительными: вновь, как и в других исследованиях, озвученные проростки у обеих культур появились раньше, их стебли были толще, прочнее и зеленее по цвету, а вес семян превышал контроль на 42% у кукурузы и 24% - у сои.

        Смит проводил измерения температуры почвы в течение всего вегетативного сезона. Оказалось, что температура почвы, непосредственно находящейся перед громкоговорителем, была на 2 градуса выше той, что находилась на некотором расстоянии от него. Смит сделал вывод, что этот фактор может оказывать влияние на почвенные микроорганизмы.[9]

        В целом, проведенные опыты наглядно показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется и он связан с характерными звуковыми частотами. Поэтому их подбор должен проводиться избирательно для каждого вида растений. Этот принцип и был положен в основу работ, проводимых канадским исследователем                  П. Вайебергером с сотрудниками У. Грэфе и М. Мезюрс в 1969 г. В серии работ по влиянию слышимых звуковых частот на растения пшеницы, продолжавшихся 4 года на озимых и яровых сортах, выяснялось, оказывают ли звуковые частоты влияние на растения, подобно музыке.[3] В результате исследований было установлено, что наилучшие результаты (удвоение урожая) дает озвучивание растений с частотой 5 килогерц. По мнению экспериментаторов, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Этот вывод о роли резонансного механизма хорошо подкрепляются работами шведского биофизика Х. Бурстрема (1971), разработавшего резонансно-частотный метод изучениия свойств живых растительных тканей. На основе этого метода определяется тургор клеток и тканей, проницаемость, действие гормонов, ростовые характеристики.

        Очень интересными были также исследования по изучению действия музыки на растения, проведенные в 1969 г. американским музыкантом и певицей Дороти Ретолэк. Свои исследования, она описала в книге «Звук музыки и растения». В ней она подробно рассказала о своей работе по музыкальному озвучиванию растений. Ее первые опыты показали большую биологическую эффективность музыки и неодинаковость реакции растений на нее. [15]

        Они первые выявили на опытах влияние музыки на рост растений. В целом, проведенные опыты наглядно показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется и он связан с характерными звуковыми частотами.Роль растений в биосфере Земли огромна, благодаря их способности осуществлять биосинтез. Весьма существенна еще одна функция растений - индикаторная. Человек давно заметил, что среди растений есть такие, у которых хорошо развито «особое» чувство, т.е. растения чутко реагируют на изменения условий окружающей среды: давления, влажности, характера почв.

        Велик и многообразен мир растений - от луговой травы до гигантской секвойи, достигающей в высоту 100-150 м. Человечество во все времена уделяло внимание растениям, заботясь о них, выращивая новые сорта цветов и деревьев. Относительно недавно люди стали изучать влияние музыки на растения.

        Первенство в этом открытии принадлежит индийским ботаникам, которые установили, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на рост растений. Причем одни растения любят негромкую, мелодичную музыку, а другие начинают пышно цвести от «убойных» звуков «металла» и джаза. Многие цветы, особенно тропические, «заслушиваются» рэпом. А самыми чувствительными к музыке растениями признаны табак и рис. Если на плантациях этих растений включат их любимые мелодии, они растут быстрее.

        О том, что музыка каким-то образом влияет на растения, (растения как будто слышат ее) было известно еще в древности. В древних индийских сказаниях говорилось о том, что бог Кришна своей музыкальной игрой очаровывал не только людей, но и окружающие их растения: кустарники, деревья, цветы и траву.

        Рассказывается, что во время игры на арфе раскрывались розы на виду изумленных слушателей. В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посевов злаков способствует их последующему росту и богатому урожаю.

        Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным - установлено, что гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. При этом было обнаружено резкое изменение физико-химических свойств под влиянием музыки. Лабораторные исследования показали, что такие жизненно-важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с обычными условиями произрастания.

        В целом проведенные опыты показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется, и он связан с характерными звуковыми частотами, По мнению исследователей, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме.

        1.2 Строение растений и процессы, происходящие в них.

        Есть один неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения? Вопрос  в непосредственном физическом влиянии звуковых волн на растение или в каком-то другом действии самих музыкальных мелодий, тональностей, тембров, поскольку избирательность их действия на растения тоже четко показана?

        Опыты указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. Растения реагируют на свет, температурные изменения, подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации. У них происходит обмен веществ, который совершается особых активных белков-ферментов. А.А. Замятин кандидат физико-математических наук, сравнил числа оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, и оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков.[6]

        Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название резонансный механизм.

        Биофизики Романов С.Н., Мужеев Е.А., проводя исследования с растениями и модельные опыты с ферментами, установили связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций, происходящие в растительных клетках.[9]

        Растения - главный первичный источник пищи и энергии для всех других форм жизни на Земле. У некоторых растений питание гетеротрофное (сапрофиты и паразиты). Известно около 350 тыс. видов ныне живущих растений, которые делятся на низшие и высшие растения.

        Чтобы лучше понять механизм влияния музыки на различные виды растений, необходимо знание строения растений, разбираться в явлении фотосинтеза. В нашей работе мы будем исследовать только высшие растения, имеющие корень, стебель, лист и цветок.

        Растения - одно из царств органического мира. Важнейшее отличие растений от других живых организмов - способность к автотрофному питанию, т.е. синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических. При этом зеленые растения используют энергию солнечных лучей, т. е. осуществляют фотосинтез - процесс, в результате которого создается основная масса органического вещества биосферы и поддерживается газовый состав атмосферы. Растения- живые организмы. Они обладают всеми качествами живой материи, могут реагировать на свет, температурные изменения окружающего воздуха, они подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации, у них имеется электрическая активность клеток.

        Лист- эта та «волшебная фабрика», где под воздействием солнечных лучей происходит превращение из неорганических веществ (воды, углекислого газа) в вещества органические. Помимо этого, лист дышит и испаряет воду. Листья могут превращаться в колючки (кактусы), усики (у гороха), ловчие аппараты. Лист - один из основных органов растения, занимающий боковое положение в побеге.

        Далее необходимо более подробно остановиться на внутреннем строении листа. На листовой пластинке многих видов растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью. На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и межклеточную щель между ними называют устьицем. Через устьице проходит газообмен и испаряется влага.

        В основе биологического воздействия музыки на растения лежит резонансный механизм. Резонанс - это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

        Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация- явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда их колебаний их возрастает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

        При музыкальном воздействии на растения наблюдаются эффекты и, очевидно, за счет явления резонанса. Этот факт не вызывает у ученых сомнений в его применимости. Таким образом, можно видеть последовательную связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций на основе резонанса, происходящего в растительных клетках. Но этот механизм, на мой взгляд, очень сложен, и должен найти свое подтверждение в новых исследованиях ученых. В дальнейшем я хочу на практике показать, как влияет музыка на растения.

        2.Практическая часть

        2.1. Влияние музыки на овощную культуру-огурец.

        Цель: в ходе лабораторного эксперимента установить влияние музыкальных произведений на рост и развитие огурцов.Объект изучения: огурец.Оборудование и материалы: семена огурцов, посадочный материал, магнитофон, сборники различной музыки.Сроки эксперимента:

        Опыт № 1-1 сентября 2010года - 1 мая 2011года

        Опыт №2 -1 сентября 2011года - 1 мая 2012 года.

        Гипотеза:Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений (или не влияет на рост и развитие).Ход работы:

        Для исследования мы взяли овощную культуру - огурец. Потому что уже третий год в нашей школе проводятся исследования этой культуры. В первый год мы определили сорта огурцов для Северо-Казахстанской области, далее изучали влияние удобрений на рост и развитие огурцов, а в этом году решили выявить, как влияет музыка на эту культуру.

        Исследование проводили в школьной теплице, где уже 4 года мы выращиваем эту культуру. В прошлом году мы выращивали огурцы без сопровождения музыки, а в этом включали музыку.

        Чтобы все растения находились в одинаковых условиях мы определили:

        место их нахождения (теплица)

        частоту полива растений (1 раз в 3 дня)

        рыхление (1 раз в 15 дней)

        2.2. Методика проведения опыта

        1. Отбор семян. Особенно важное значение имеет правильная подготовка к посеву. Это в значительной степени определят урожай, и ускоряет выход ранней продукции. На посев мы отобрали самые крупные, полновесные семена. Произвели замачивание семян в 5% растворе поваренной соли. Мелкие и щуплые семена – всплыли. Отсортированные семена – прогрели.

        2. Посев семян. К посеву приступают при температуре воздуха выше 15°С и почвы не менее 12°С (на глубине 10 см). Обычно огурцы высевают рядовым способом с междурядьями 70 см и расстоянием между растениями в рядке 10–15 см. В тщательно пролитые бороздки раскладывают семена, сверху засыпают сухой. Лучше сеять сухими семенами, которые набухают постепенно и прорастают при благоприятных условиях. В теплице для улучшения светового режима гряды ориентируют с севера на юг. Растения располагают в шахматном порядке.

        Мы применили уже изученный нами способ выращивание огурцов. При этом способе, удается получить урожай раньше.

        3. Уход за растениями. После посева семян необходим уход за растениями, который заключается в своевременном рыхлении почвы, прополки. Огурцы выращивают при обязательном поливе. Норма воды на один полив – 200-250 м3.

        Обработку почвы и внесение удобрений производили согласно агротехническому плану по уходу за растениями на каждой из делянок одинаково. Рыхление, подкормка и т.д. – согласно плану.

        4. Строго вести фенологические наблюдения.

        2.3. Технология выращивания огурцов в теплице

        Огурцы дают высокий урожай только на богатых органическим веществом почвах. Корни у огурца слабые, глубже 20 см они не проникают, поэтому крайне чувствительны к почвенному плодородию. Опытные огородники знают — без навоза огуречная грядка будет пустой. Огурцы не боятся высоких доз органики. Ее вносят от 4 до 20 кг на 1 м2. Почву лучше удобрять навозом, но его можно заменить перегнившим мусором, листьями, торфом, соломой, опилками. Такой компост обязательно нужно обогатить азотом (20 г аммиачной селитры на 5 кг опилок). Вносить удобрения лучше локально. Вдоль гряды, на месте будущего рядка, копают канаву, укладывают органические удобрения слоем 15— 20 см и засыпают землей слоем 12—15 см. Получается своеобразный пирог. Через 5—6 дней высаживают растения.

        Минеральные удобрения тоже нужны: 10—15 г аммиачной селитры, 17—25 г сернокислого аммония, 20—30 г суперфосфата и 10—20 г хлористого калия на 1 м2. Песчаные почвы требуют больше азотных, пойменные—калийных удобрений.

        В начале вегетации растения огурца усваивают азот интенсивнее других элементов, поэтому после посадки через 3—4 дня растения следует подкормить аммиачной селитрой (15—20 г на 1 м2), особенно если почвы легкие. В период образования плетей и плодоношения огурцы наиболее интенсивно используют калий, поэтому в этот период вносят на 1 м2 20 г азотнокислого калия и 2 5— 30 г суперфосфата.

        Огурец — неженка, любит тепло. Если вы хотите получить дружные всходы, семена перед посевом прогрейте при температуре 50—55°С в течение 2,5—3 часов. Лучше, чтобы они хранились 2—3 года.

        Огурцы — самые влаголюбивые из всех овощных культур. Они перестают расти, если влажность почвы снижается до 10,1% от полной влагоемкости, в то время как, например, капуста прекращает рост только при 8,7% влажности почвы. Оптимальная относительная влажность воздуха — 80—90%, почвы — 65—95% влагоемкости. Но не нужно забывать, что и избыточная влажность почвы вредна, так как в перенасыщенной водой почве недостаточно воздуха, корневая система задерживается в росте и может отмереть совсем.

        Огурцы наиболее продуктивно развиваются, если в воздухе содержится не менее 0,2—0,3% углекислого газа, следовательно внесение навоза особенно эффективно для них.

        Если после длительного похолодания устанавливается теплая погода, огурцы следует немедленно подкормить аммиачной селитрой. Подкормку проводят с заделкой удобрений в борозды на глубину 5—7 см, затем борозды поливают.

        При пониженных температурах нарушается жизнедеятельность корней и растения начинают испытывать затруднения в усвоении минеральных солей. В этот период их необходимо поддержать внекорневыми подкормками, которые на 4— 5 дней ускоряют начало плодоношения и увеличивают урожай.

        Для внекорневой подкормки используют аммиачную селитру в концентрации 0,5%, суперфосфат 0,3, хлористый калий 0,2, марганцовокислый калий 0,05%. Из суперфосфата в течение суток готовят водную вытяжку. Опрыскивание проводят в вечерние часы в безветренную, сухую погоду, расходуя 0,5 л раствора на 1 м2. Обеззараживание семян от вредителей и болезней можно проводить в растворе микроэлементов и биологически активных веществ. Для этого в 1 л горячей воды разводят 1 чайную ложку нитрофоски, медный купорос и борную кислоту, взятые на кончике ножа. Используется для протравливания и такой раствор: по 1 столовой ложке сухого коровяка и просеянной древесной золы растворить в 1 л горячей воды. Семена держат в тряпочке, смоченной одним из растворов, в течение 12 часов.

        Растение весьма требовательно к теплу. При температуре ниже 12°С семена не прорастают, при температуре 18°С всходы появляются медленно (через 8—10 дней), а при 30°С — через 3—5 дней. Семена, высеянные в холодную почву, нередко погибают. Для молодых всходов губительны заморозки даже около минус 0,5°С. Наиболее оптимальная температура при вегетации растений 22—28°С.

        Посадка огурцов

        Обычно огурцы высевают рядовым способом с междурядьями 70 см и расстоянием между растениями в рядке 10–15 см. В тщательно пролитые бороздки раскладывают семена, сверху засыпают сухой. Лучше сеять сухими семенами, которые набухают постепенно и прорастают при благоприятных условиях. В теплице для улучшения светового режима гряды ориентируют с севера на юг. Растения располагают в шахматном порядке.

        Уход

        Для полноценного роста огурцам нужна температура не ниже тринадцати градусов по Цельсию. В связи с этим ранней, а особенно холодной весной следует оберегать огурцы от сквозняков и, возможно даже придется создавать для них специальный защитный отсек. Затем уже после того, как начался рост и в сам период созревания просто необходим именно обильный полив, но при этом нужно избегать переувлажнения. Окружающий воздух должен быть обязательно влажным, но стоит также опрыскивать пол водой. Еще полезным будет подкармливание огурцов специальным удобрением.

        Дополнительные действия

        Основной побег, как правило, регулярно подвязывается к опоре, а также к достаточно высокому и одновременно прочному шесту. В нижней части побега длиной около шестидесяти сантиметров нужно прищипывать боковые побеги. Затем уже когда оставшиеся выше побеги дойдут до длины сантиметров в пятнадцать – двадцать, на каждом из них уже должен завязаться небольшой огурчик. В этом случае нужно прищипнуть конец побега на расстоянии примерно через пару листов непосредственно после самого плода. При выполнении всех вышеперечисленных действий в дальнейшем нужно будет дважды в неделю прищипывать верхушки боковых побегов и постоянно подвязывать главный стебель к опоре – огурцы в теплице, по сути, растут очень быстро.

        2.4. Требования к методам проведения опыта

        Мы выполняли все требования к методике проведения опыта.

        Все подопытные растения находились в одинаковых условиях. Одинаково поливали и обрабатывали.

        Агротехника по уходу за опытными растениями

        Наименование работы

        Выполнение работы

        Сроки

        Рыхление почвы

        Поверхность почвы вскопать.

        По плану через 15 дней.

        Обработка почвы и внесение удобрений

        Перед посевом огурцов площадь удобрить

        20 сентября.

        Посев семян

        Высеять семена рядами в бороздки.

        Расстояние между рядами 70 см (2 ряда на делянку)

        1 сентября.

        Поливка

        Вечером поливать теплой водой по мере необходимости. В момент появления плодов поливку усилить.

        По мере необходимости

        Прополка и рыхление

        Как только появляются всходы почву разрыхлить, произвести прополку через 15 дней.

        По мере необходимости

        2.5.Наблюдения и результаты эксперимента.

        Наблюдения за развитием наших растений мы проводили каждый день. Результаты наблюдений нам помогли объективно оценить значимость нашей работы.

        Фенологические наблюдения и учеты мы проводили во всех опытах по заранее составленному плану. Проводили учет, приурочивая переход растений от одной фазы развития к другой. Эти наблюдения проводили по каждому номеру опыта отдельно. Отмечали следующие фазы развития: посев, единые всходы, массовые всходы.

        Фенологические наблюдения

        Таблица № 1(без музыки)

        Наблюдения

        за фазами

        развития

        Сроки

        Сбор урожая

        Учет урожая

        Итого

        1

        Единичные всходы

        10.09

        6.12

        1 кг

        1 кг

        2

        Массовые всходы

        14.09

        10.12

        6 кг

        7 кг

        3

        Появление листа

        22.09

        13.12

        3,5 кг

        10,5 кг

        4

        Появление 3 листа

        28.09

        20.12

        6 кг

        16,5 кг

        5

        Бутонизация

        14.10

        23.12

        4,5 кг

        21 кг

        6

        Цветение

        16.10

        27.12

        4 кг

        25 кг

        7

        Появление завязи

        29.10

        30.12

        3 кг

        28 кг

        В период нашего наблюдения опыта без сопровождения музыки мы собрали урожай 28 кг, огурцов.

        Таблица № 2 (с музыкой)

        Наблюдения

        за фазами

        развития

        Сроки

        Сбор урожая

        Учет урожая

        Итого

        1

        Единичные всходы

        08.09

        6.12

        1,5 кг

        1,5 кг

        2

        Массовые всходы

        11.09

        10.12

        7 кг

        8,5 кг

        3

        Появление листа

        20.09

        13.12

        3,5 кг

        12 кг

        4

        Появление 3 листа

        26.09

        20.12

        8 кг

        20 кг

        5

        Бутонизация

        12.10

        23.12

        6 кг

        26 кг

        Цветение

        15.10

        27.12

        4 кг

        30 кг

        7

        Появление завязи

        23.10

        30.12

        3,5 кг

        33,5 кг

        А в ходе эксперимента, когда мы выполняли опыт и включали музыку, культура взошла раньше на два дня, появление листьев тоже шло раньше прошлого года, раньше появилась завязь и плоды, урожайность составила 33,5 кг, огурцов.

        Таким образом, можно сделать вывод, что классическая музыка влияет на развитие растений, ускоряет рост растений.

        Заключение

        Изучение литературы по влиянию музыки на рост и развитие растений показало:

        1.   Биологическое действие звуков музыки на растения связано с определенными звуковыми частотами;

        2.  Гармонические звуковые волны частотой в 3 килогерца  благоприятно действуют на рост,  развитие,  цветение растений;

        3.  Звуковые волны частотой от 7 до 9  килогерц угнетают процессы роста и развития, а звуковые волны выше 10 килогерц губительно действуют на растение.

        Теоретические выводы дали нам возможность предположить, что музыка частотой от 3 до 5 килогерц (классическая) будет благоприятно воздействовать на физиологические процессы растений.

        Для проверки гипотезы мы провели экспериментальное исследование, в результате которого узнали, что растение, уход за которым сопровождался классической музыкой, значительно прибавило в стеблевом росте и процессе листообразования, дало раннее продолжительное цветение, по сравнению с растением, уход за которым сопровождался музыкой с высокими частотами. 

        Влияние классической музыки, спокойной мелодии на растения:

        1. Увеличивает скорость всхожести.

        2. Увеличивает рост растения .

        3. Усиливает цветение и плодоношение.

        4. Растение наклоняется под углом 60° в сторону источника звука.

        Таким образом, в завершение работы, хочется сказать, что как видно из вышесказанного, все живое на Земле взаимосвязано. Изучая влияние музыки на растения, мы можем судить о таком же влиянии на животных и человека. Это влияние может быть более сильно, так как человек является высшей формой жизни на планете, и он должен жить в гармонии с природой. Я знаю, что, проведя данное исследование, мне еще больше захочется слушать классическую музыку, которая призывает любить окружающую природу, любить и уважать друзей и близких. Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость и стремление жить, и познавать новое вокруг нас.

        Рекомендации:

        Проведенные исследования и вся практика использования музыки в растениеводстве служат развитию науки. Они помогают лучшему пониманию того, что представляет собой сознание, в чем отличие живой материи от неживой, каковы формы и виды сознания. Они расширяют наше познание мира, раскрывают новые глубины в понимании единства и многообразии черт и свойств живой материи, обогащают наше знание и снимут покровы с еще одной тайны природы.

        Проведя свою работу, мы даем свои рекомендации:

        -Можно увеличить скорость роста сельскохозяйственных растений с помощью музыки, а именно классической.

        -В школах, домах, офисах растения растут лучше, где играет классическая музыка, а это большее выделение кислорода и поглощение углекислого газа.

        Список литературы :

        1. Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М.: Наука и знание, 1990.

        2. Пономарева И.Н. Биология: Учебник для 6 кл. – М., 2004.

        3. Исмаилова С. Энциклопедия для детей «Биология». – М., 1994.

        4. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учебное пособие. – М., 1999.

        5. Воробьева Р. Комнатные растения: Мини – энциклопедия. – М., 2001.

        6. CD – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

        Приложение

        Фото

        Приложение 2

        Результаты фенологических наблюдений:

        Таб. 1

        № измерения

        Дата

        Опыт №1(с музыкой)

        Опыт №2(без музыки)

        Высота, см

        Число листьев

        Высота, см

        Число листьев

        1

        25 сентября

        6

        4

        4

        2

        2

        1 октября

        11

        8

        9

        6

        3

        12октября

        13

        11

        11

        10

        4

        20 октября

        20

        16

        19

        14

        5

        24 октября

        28

        21

        26

        17

        6

        10 ноября

        35

        24

        33

        21

        Результаты фенологических наблюдений:

        Таб. 2

        № измерения

        Дата

        Растение №1(с музыкой)

        Растение №2(без музыки)

        Ширина листа, см

        Длина листа, см

        Ширина листа, см

        Длина листа, см

        1

        25 сентября

        3

        2,2

        2

        1,2

        2

        1 октября

        6

        5,5

        5,8

        5,2

        3

        12 октября

        6,3

        6

        5,9

        5,7

        4

        22 октября

        7

        6,6

        6

        6

        5

        24 октября

        7,6

        7

        6,3

        6

        6

        10 ноября

        8,5

        7,2

        6,7

        6,2

        infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта