Отчет по практике: Физиология растений. Фитостерины. Дневник полевой практики по физиологии растений
Дневник
Учебной практики по физиологии растений
Студента 3 курса биолого-химического факультета
____________________________________________
Цель учебной практики – закрепление и углубление знаний теоретического курса по физиологии растений, приобретение навыков в изучении важнейших физиологических процессов.
Задачи учебной практики:
1. Закрепить и углубить теоретические знания по физиологии растений;
2. Освоить методы постановки полевых и вегетационных опытов;
3. Изучить сезонный ритм растений и оценить их состояние с использованием полевого оборудования и экспериментальных методов анализа;
4. Познакомиться с последними достижениями в области повышения урожайности и выращивания экологически чистых продуктов;
6. Выяснить экологические особенности важнейших физиологических процессов;
7. Развитие способностей к самостоятельному анализу, сопоставлению и обобщению материала, касающегося особенностей протекания основных физиолого-биохимических процессов у растений.
Распределение дней учебной практики
№ | Виды занятий | Количество дней |
1 | Установочное занятие | 1 (весна) |
2 | Закладка полевых и вегетационных опытов | 1 (весна) |
3 | Изучение физиологии культурных и дикорастущих растений. Выполнение лабораторно-практических работ | |
4 | Выполнение индивидуальных работ | 1 (лето) |
5 | Уход за опытными растениями (полив, прополка, рыхление и др.) | 1 (лето) |
6 | Уборка урожая, оформление дневников, отчетов | 2 (осень) |
Итого: | 12 |
Закладка полевых и вегетационных опытов Основные требования методики полевого опыта
Полевой опыт - широко распространенный метод исследования, применяемый в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, а также в условиях школьного учебно - опытного участка.
Полевой опыт закладывается в полевых условиях, близких к производственной обстановке.
Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, сроков посадки, приемов возделывания, на урожай растения и его качество.
Требования:
1. Типичность опыта, т.е. соответствие условиям проведения опыта, почвенно-климатическим и агротехническим условиям данного района или зоны, и биологическим особенностям изучаемой культуры.
Опыт ставится на таких же почвах, где будут в дальнейшем использоваться результаты исследований.
2. Соблюдение принципа единственного различия. В полевом опыте допустимо различие лишь в отношении изучаемого фактора, приема; все остальные условия опыта (почвенные, предшественник, сорт, посев, уход и т.д.) должны быть одинаковые.
3. Проведение опыта на специально выделенном участке, который в предыдущие 2-3 года был занят монокультурой и где не применялись минеральные и органические удобрения, а если применялись, то в одинаковой дозе на всем участке.
Планирование опытной работы
Педагогическая эффективность опытнической работы зависит от уровня ее организации, тематики и методики полевых опытов и наблюдений. Опытническая работа начинается с выбора темы опыта и составления программы опыта, которая включает цель опыта, схему опыта, наблюдение, уборку урожая и определение его качества. Схема опыта включает в себя контрольные или стандартные и опытные варианты. Контролем или стандартом называют такой вариант, с которым сравнивают опытный вариант. После составления схем опыта необходимо определить площадь делянок, их число и размещение. Размеры делянок зависят от культуры и могут быть от 1-50-100 м. Форма делянок квадратная или прямоугольная.
Программа опыта включает:
1. фенологическое и метеорологическое наблюдение, наблюдение за болезнями, вредителями и сорняками.
2. физиологические исследования, определение динамики роста, еженедельные(подекадные),определение общей оводненности и интенсивности транспирации. Определение продуктивности фотосинтеза и др. физиологических показателей.
3. уборка урожая с учетом площадки каждой делянки
4. определение качества урожая
5. первичная и математическая обработка данных
6. подготовка иллюстрированного материала и составление отсчета по опыту.
Дневник полевой практики по ботанике
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ в.И. вЕРНАДСКОГО»
(фгаоу во «кфу ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»)
Бахчисарайский колледж строительства,
архитектуры и дизайна (филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Дневник учебной практики
по ботанике
для обучающихся ІІІ курса дневной формы обучения
по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Группа СПХ 35
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________________________________
Руководитель практики – преподаватель Штойко Екатерина Владимировна
г.Бахчисарай, 2015
Дневник учебной практики по ботанике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», рабочей программы дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений».
Организация-разработчик: Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Разработчик:
Штойко Е.В., преподаватель Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна, г. Бахчисарай.
Рекомендована цикловой комиссией № 6 дисциплин профессионального цикла по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Протокол № ______ от «______» __________________ 2015 г.
Председатель цикловой комиссии _______________ /Демчич В.П./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-практической работе _____________ /Подокшина Д.И./
Дневник полевой практики по ботанике
Цель: закрепление знаний, полученных обучающимися в ходе изучения дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений», и изучение флоры и растительности Крыма.
Задачи:
- получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;
- укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и использовании растений в профессиональной деятельности техника садово-паркового и ландшафтного строительства;
- закрепление методики сбора гербарного материала;
- составление геоботанических описаний растительных сообществ Крыма;
- изучение морфогенетического состава популяций;
- камеральная обработка материалов и анализ первичных данных;
- привитие навыков рационального использования растений и их охраны.
Учебный план изучения дисциплины в часах
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
V
VI
Учебная практика по ботанике с основами физиологии растений
36
36
Тематический план проведения учебно-полевой практики
№ п/п
Тема
Всего
1
2
3
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами учебной полевой практики по ботанике с основами физиологии растений, маршрутом полевых исследований, графиком работы, методикой гербаризации. Распределение поручений и индивидуальных заданий. Тема: «Теоретические основы морфологии растений».
6
2.
Тема: «Изучение морфогенетического состояния популяций» (экскурсия к водоёму). Сбор гербарного материала.
8
3.
Изучение флор (экскурсия окрестностями г. Бахчисарая). Знакомство с флорой. Составление геоботанического описания. Изучение различных методик исследования растительного покрова.
8
Методики описания растительности (экскурсия). Сбор гербарного материала.
8
5.
Подготовка отчёта, сдача зачёта (работа в колледже).
Привести в соответствие с требованиями дневник полевой практики, отчёт по полевой практике.
6
Всего:
36 часов
Оборудование для одной бригады (2-3 человека):
1. Папка для сбора растений.
2. Копалка (1 шт.)
3. Рубашки для сбора и сушки растений (50 шт.)
4. Ножницы (1 шт.)
5. Веревка или шпагат
6. Рулетка
7. Линейка
8. Дневник полевой, карандаш, этикетки.
Гербаризация растений
Гербарий (от латинского herba - трава) - собранное и засушенное тем или иным образом растение (или его часть), закрепленное на плотной бумаге или картоне определенного формата. Гербарий - важнейшее учебное пособие, позволяющее познакомиться с большим разнообразием дикорастущей и культурной флоры. Обычно гербарный образец сопровождается этикеткой с указанием места сбора, местообитания, даты сбора и фамилии коллектора.
Монтировка гербария
Для монтировки гербария используют плотный картон белого или светло-серого тона, размером 30x40 см, либо листы ватмана формата А3.
Вначале высушенное растение красиво размещают на гербарном листе, оставляя свободным правый нижний угол. Растение размещают таким образом, чтобы корни и корневища были внизу. Пришивают растение к гербарному листу нитками. Пришивать нужно осторожно, так как высохшее растение очень ломкое. Стежки на лицевой стороне делают очень маленькие, незаметные. Дополнительные части растений (плоды, семена) в пакетиках приклеивают на гербарный лист. В правом нижнем углу аккуратно приклеивается этикетка размером 10x15 см, заполненная аккуратно и разборчиво по форме. Гербарный лист обтягивается полиэтиленовой пленкой или вкладывается в файл соответствующего формата.
Морфологический анализ растений
Описание любого вида растений проводят по определенному плану, соблюдая принятую последовательность.
Сначала устанавливают жизненную форму растения, затем отмечают особенности подземных органов, после чего переходят к описанию надземной части растения, начиная со стебля и заканчивая плодами. Для определения некоторых видов большое значение имеют некоторые особенности поверхности органов растения, которая часто покрыта восковым налетом или опушена. С помощью лупы рассматривают поверхность стебля и листьев, чтобы установить наличие волосков. Определение представителей некоторых семейств невозможно без знания особенностей строения плодов, а иногда и семян.
Определение растений по определителям
Одним из первоначальных и неотъемлемых этапов всестороннего изучения растений является распознавание и определение их видов. Руководством в этом отношении служат определители растений. Определителем растений называют пособие, при помощи которого каждый человек может определить незнакомое ему растение.
Изучение растительных сообществ
Для изучения фитоценозов используют различные методы. Наиболее распространенным и разработанным является метод пробных площадок. Размеры пробных площадок зависят от типов сообществ, которые изучаются. Например, в лесах величина пробных площадок варьирует от 200 до 400 м2, при изучении лугов ограничиваются площадками в 25 м2 или даже меньше. Как правило, для изучения фитоценозов закладывают не одну, а несколько пробных площадок. Пробная площадка должна иметь однородный растительный покров. В пределах пробных площадок учитывают все параметры, необходимые для достаточно полной характеристики исследуемого фрагмента растительности.
Изучение и описание фитоценоза проводится по определенной схеме, поэтапно.
1. Первый этап - физиогномия, или аспект. Проставив дату описания, дается словесное описание общей картины участка, указываются растения, играющие главную роль (доминирующие), перечисляются второстепенные, сопутствующие виды, которые также влияют на внешний облик описываемого фитоценоза.
2. Второй этап - собственно описание. Включает составление исчерпывающего списка всех видов растений, произрастающих на данной площадке. В данном списке дается характеристика флористического состава растительного сообщества, указываются жизненные формы и экологические группы растений. Запись ведется при обходе участка по периметру, а потом по диагоналям, но не сильно приминая растения, т.к. требуется изучение других показателей, характеризующих фитоценоз.
3. Третий этап описания фитоценоза - это определение качественных и количественных характеристик видов растений, его слагающих. К ним относятся фенологическое состояние (фенофаза), ярусность, обилие, проективное покрытие, жизненность. Все сведения сводятся в таблицу.
Ботанические экскурсии
Основу летней практики по ботанике с основами физиологии растений составляют экскурсии, во время которых обучающиеся знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.
На экскурсиях надо всегда помнить об охране природы. Собирая растения, нельзя уничтожать их бесцельно, надо брать только необходимое количество растений. Нельзя собирать с одного места много растений, которые в данной местности встречаются редко: их собирают для научных целей в исключительных случаях. Нельзя во время экскурсий собирать без разрешения растения в заповедниках, ботанических садах и в искусственных насаждениях. Категорически запрещается срывать виды растений, занесенные в «Красную книгу», но об их местонахождении необходимо указывать в отчете.
Экскурсия обычно проходит в первой половине дня; продолжается она в зависимости от маршрута 3-4 часа. Во второй половине дня обучающиеся самостоятельно оформляют собранный материал, делают записи в дневнике и т. п.
Занятие 1. Теоретические основы морфологии растений
«___» ______________ 20 __ г.
Зарисовать в полевом альбоме два образца растений: травянистого и древесно-кустарникового, сделать обозначения основных органов растений.
Сделать сравнительный морфологический анализ предложенных образцов.
Заполнить таблицу:
Признаки сравнения
Жизненная форма
травянистая
древесно-кустарниковая
Корень (корневая система)
Стебель:
- характер одревеснения;
- расположение в пространстве;
- цвет;
- характер опушения.
Лист:
- листорасположение на стебле;
- цвет;
- тип листовой пластины;
- форма листовой пластины;
- край листовой пластины;
- характер опушения;
- жилкование
Наличие генеративных органов:
- одиночные цветки;
- соцветия;
- плоды.
Занятие 2. Изучение морфогенетического состава популяций.
«___» ______________ 20 __ г.
Изучение возрастного состава популяций является одним из главных направлений в исследовании онтогенетического вопроса развития растений.
Классификация возрастных состояний растений
Период
Возрастное состояние растений
Условное обозначение
Латентный
Семена
sm
Виргинильный
Проростки
p
Ювенильные
j
Имматурные
im
Виргинильные
v
Генеративный
Молодые генеративные
g1
Средние генеративные
g2
Старые генеративные
g3
Сенильный
Субсенильные
ss
Сенильные
s
Отмирающие
sc
Классификация ценопопуляций по спектру возрастного состава
Возрастное состояние особи
Ценопопуляция
инвазионная
нормальная
регрессивная
Ювенильное
+++
+
-
Генеративное
+
+++
+
Сенильное
-
+
+++
Во время экскурсии провести морфогенетический анализ популяции одного из предложенных преподавателем растений.
Для анализа берётся среднестатистическая популяция растения, произрастающая на пробном участке площадью 1 м2. На участке выкапываются все растения определённого вида.
В аудитории все экземпляры раскладываются в соответствии с возрастными группами. Далее проводится анализ по следующей схеме.
Вид (русское и латинское названия) ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Место произрастания:________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Дата и время сбора: __________________________________________.
Показатели в популяции
Возрастные группы (всего особей __________)
p
j
im
v
g1
g2
g3
ss
s
sc
Количество особей (шт.)
Соотношение в популяции (%)
Заполнение графика возрастной структуры популяции
Заполнить таблицу жизненных показателей растения
Возрастные группы
Количество генеративных побегов
Количество вегетативных побегов
Длина побега (см)
Диаметр побега (мм)
Количество листьев
Площадь листа (см2)
Количество соцветий
Количество цветков
Длина соцветия
p
j
im
v
g1
g2
g3
ss
s
sc
Занятие 3. Описание прибрежно-водной растительности
«____»___________20__г.
Тип леса_______________________________________________________
Размер пробной площадки________________________________________
Географическое положение________________________________________
Название части водоема или реки (открытый берег, залив, центр водоема, пойма, стержень и т.д.)____________________________________________
Прозрачность и цвет______________________________________________
Травянистые растения:
Русское название
Латинское название
Видовой состав древостоя
Аспект__________________________________________________________
Ярусность_______________________________________________________
Проективное покрытие надводной части:_____________________________
Название растения
Обилие
(по Друде)
Ярус (высота в см)
Фенология
Занятие 4. Основы фитоценологии
Описание лесного фитоценоза
«____»__________20___г.
Тип леса_______________________________________________________
Размер пробной площадки________________________________________
Географическое положение ________________________________________
Микрорельеф___________________________________________________
Условия увлажнения (умеренное, недостаточное, обильное, застойное, проточное, атмосферное, грунтовое)_______________________________
Влияние человека, животных_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Древесный ярус
Состав древостоя (формула)_______________________________________
Степень сомкнутости крон (СК)____________________________________
Вид
Ярус
Высота
Фенология
Подлесок (кустарниковый ярус)
Сомкнутость крон________________________________________________
Вид
Ярус
Высота
Фенология
Полог (молодые растения древесного яруса)
Вид
Ярус
Высота
Фенология
Травяно-кустарничковый ярус
Аспект_________________________________________________________
Проективное покрытие___________________________________________
Название растения
Обилие
(по Друде)
Ярус (высота в см)
Фенология
infourok.ru
Отчет по практике - Физиология растений. Фитостерины
Реферат
Физиология растений. Фитостерины
Физиология растений
Физиология растений, биологическая наука, изучающая общие закономерности жизнедеятельности растительных организмов. Физиология растений. изучает процессы поглощения растительными организмами минеральных веществ и воды, процессы роста и развития, цветения и плодоношения, корневого (минерального) и воздушного (фотосинтез) питания, дыхания, биосинтеза и накопления различных веществ, совокупность которых обеспечивает способность растения строить своё тело и воспроизводить себя в потомстве. Раскрывая зависимость жизненных процессов от внешних условий, Физиология растений создаёт теоретическую основу приёмов и методов повышения общей продуктивности растительных организмов, питательной ценности, технологического качества их тканей и органов. Физиологические исследования служат научной основой рационального размещения растений в почвенно-климатических условиях, наиболее полно соответствующих их потребностям.
РОЛЬ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ
Основная задача физиологии растений — объяснить, как растут растения и как физиологические процессы и внутренняя среда реагируют на окружающие условия и антропогенные воздействия. Исследования таких процессов, как фотосинтез, передвижение веществ, ассимиляция, дыхание и транспирация, могут показаться далёким от практических задач лесоводства и садоводства. Однако, рост — это результат взаимодействия физиологических процессов, и чтобы понять, почему деревья растут неодинаково в разных окружающих условиях и при различных агротехнических воздействиях, необходимо знать природу этих физиологических процессов и как на них влияют окружающие условия.
Неблагоприятные окружающие условия, влияющие на существенные физиологические процессы, снижают рост дерева. Например, водный дефицит тормозит рост, так как при этом закрываются устьица, снижается интенсивность фотосинтеза, уменьшается тургесцентность, прекращается рост клеток и возникают другие неблагоприятные условия внутри дерева. Снижает рост дерева и недостаток азота, который является существенной составной частью белков, необходимых для формирования новой протоплазмы, ферментов и других необходимых веществ. Очень важны для роста дерева фосфор, калий, кальций, сера и другие минеральные элементы, входящие в состав коферментов, буферных и других биохимических систем, необходимых для осуществления различных биохимических процессов.
Насекомые и грибы, поражая дерево, тормозят его рост или вызывают заболевание, если повреждение достаточно глубоко нарушает один или несколько физиологических процессов. Дефолиация дерева непосредственно не снижает ростовые процессы, а косвенно влияет на скорость фотосинтеза и синтез регуляторов роста в кроне. При повреждении флоэмы уменьшается перемещение питательных веществ и регуляторов роста к корням, а при повреждении корневой системы сокращается поглощение воды и питательных веществ из почвы. Фитопатологи и энтомологи иногда слишком увлекаются описанием и классификацией болезнетворных организмов и не учитывают тот факт, что в действительности они имеют дело с физиологическими проблемами. Устойчивость к поражению насекомыми и грибами в значительной мере является биохимической проблемой, и повреждение является результатом нарушения биохимических и физиологических процессов. Борьбе с заболеваниями человека способствует использование биохимических и физиологических подходов. Борьба с древесными заболеваниями станет также более эффективной, если энтомологи и фитопатологи станут больше уделять внимания физиологическим аспектам проблемы вместо простого описания болезнетворных организмов и использования химических средств.
Единственный способ, которым генетические различия, внешние факторы, агротехнические воздействия, а также болезни и насекомые могут влиять на рост, — это их влияние на внутренние условия и физиологические процессы дерева. Усилия лесоводов-озеленителей, лесоводов и садоводов должны быть направлены на создание подходящих генотипов и факторов окружающей среды для того, чтобы управлять физиологическими механизмами, которые действительно регулируют ростовые процессы. Для результативного и умелого подхода они должны понять природу основных физиологических процессов, их роль в ростовых процессах и реакцию на действие различных факторов внешней среды.
Фитостерины
Фитостерины – растительные стерины, структурно подобные холестерину, обладают антиатеросклеротической, онкопрофилактической, антиоксидантной и иммуностимулирующей активностью. В организм человека фитостерины попадают с растительной пищей. Доказано, что потребление фитостеринов с пищей снижает риск ишемической болезни сердца на 20-25%; в связи с этим, с начала 1990-х годов в развитых странах широко применяются продукты функционального питания, обогащенные фитостеринами. Механизмы антиатеросклеротического действия фитостеринов связаны с их способностью тормозить всасывание холестерина в кишечнике, снижать в крови уровень холестерина и липопротеидов низкой плотности – «плохих липидов». Повышенное потребление фитостеринов снижает риск рака толстой кишки, простаты, молочной железы, желудка, легких. Механизмы онкопрофилактического действия фитостеринов связаны с их влиянием на структуру клеточных мембран и регуляцию клеточных сигналов, способностью тормозить опухолевый рост и вызывать самопроизвольную гибель раковых клеток, стимулировать реакции иммунитета. Пищевыми источниками фитостеринов являются соя, фасоль и другие бобовые, морковь, томаты, цитрусовые, инжир и другие овощи и фрукты. В России широко распространен хронический дефицит фитостеринов в питании.
Во всем мире насчитывается не одна тысяча сторонников функционального питания. Создание функциональных молочных напитков с растительными добавками открывает новое направление в сфере производства продуктов питания нового поколения. Эти молочные напитки получили название «фитомолоко» и могут содержать добавки различных питательных веществ, выделенных из растений – чаще всего калий, магний, витамины С и Е, полиненасыщенные жирные кислоты и антиоксиданты.
Среди добавок растительного происхождения выделяются фитостеролы (в русскоязычном варианте – фитостерины – от фито… и стерины). Это та группа веществ, которую часто путают с холестерином – стерином животного происхождения. Фитостерины – растительные стерины, выделяемые из неомыляемой части липидов растений. В отличие от стеринов животных (например, холестерина), боковая цепь в молекулах фитостеринов ненасыщена и содержит не 8, а 9 или 10 атомов углерода.
Растительные стеролы приобрели значительную популярность среди производителей и потребителей. Так, компания Unilever Becel/Flora использует их для производства широкого спектра продуктов Pro-Activ, включающих снятое молоко и пасты. А известная Coca-Cola стала добавлять фитостерины в напитки и фруктовые соки. Американская фирма Bravo! производит обогащенные витаминами молочные напитки. Большим спросом пользуется молочная сыворотка, содержащая большое количество питательных веществ, в том числе кальций и водорастворимые витамины. Поскольку этот продукт беден на вкус, в него добавляют сок и получают новый функциональный напиток.
Доктор Michael de Vrese из Германского федерального исследовательского центра по пищевым продуктам (Germany's Federal Research Centre for Nutrition and Food) предупреждает, что к молочным продуктам, произведенным «по секретной технологии» и не получившим официального сертификата, потребители должны относиться с определенной долей осторожности. Только после получения научно подтвержденных результатов о безвредности и полезности таких продуктов ими можно смело заполнять продуктовую корзину.
Следует подчеркнуть, что реклама функциональных молочных напитков с растительными добавками в большинстве случаев построена на утверждении, что фитостерины снижают уровень «плохого» холестерина в крови. Не покупайтесь на этот примитивный и затасканный рекламный трюк!
СЛОЖНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Такие физиологические процессы, как фотосинтез, дыхание или транспирация представляют совокупность химических и физических процессов. Чтобы понять механизм физиологического процесса, необходимо выделить его физические и химические компоненты. В связи с этим физиология растений все более нуждается в усовершенствованных методах биохимии. Биохимический подход оказался очень плодотворным в исследованиях таких сложных процессов, как фотосинтез и дыхание.
Основная цель этой книги — объяснить, каким образом растет дерево. Наш подход при этом скорее экологический, чем биохимический, так как больше внимания уделяет способам воздействия факторов окружающей среды на процессы, чем детальному обсуждению их физиологической природы. Однако мы будем, хотя и кратко, рассматривать, как факторы окружающей среды могут влиять на растение на клеточном и молекулярном уровнях. Такие факторы, как температура, вода и свет, влияют на физиологические процессы непосредственно, прямыми путями, которые можно легко объяснить, а также и косвенно, через побочные регулирующие системы, которые понять труднее. Например, при понижении температуры снижается скорость дыхания вследствие замедления скорости молекулярных превращений и биохимических реакций. При этом также уменьшается проницаемость мембран и увеличивается вязкость протоплазмы и, как следствие, снижается скорость перемещения участников реакции к активным центрам на мембранах. Более того, низкая температура оказывает сложное косвенное воздействие: например, нарушаются покой семян и «выход в стрелку» или происходит преждевременное цветение, которое вызывается главным образом изменениями в концентрации гормональных регуляторов роста. Это должно приводить к активизации или инактивации генов — регуляторов синтеза специфических белков-ферментов. Водный стресс тормозит рост клеток и открывание устьиц непосредственно из-за снижения тургора клеток, но он также оказывает и важное косвенное влияние на ферментативно опосредствованные процессы, такие, как синтез белка. Свет прямо воздействует на фотосинтез, но он влияет и косвенно на рост и цветение (фотоморфогенез) через генную регуляцию ферментативно-регулирующего синтеза ростовых гормонов. Минеральные вещества, являясь составными частями важных клеточных компонентов, оказывают прямое действие, а также и косвенное — в качестве коферментов.
ПРОЦЕССЫ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ РОСТА
Еще во времена Сакса было установлено, что не все физиологические процессы одинаково важны на разных стадиях роста. Например, в насаждениях сосны условия бывают настолько благоприятными для прорастания семян, что появляются бесчисленные всходы, но эти же условия могут быть неблагоприятны для их укоренения в почве, и они через год-два они погибают.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РОСТА
Стадия | Процессы и условия | Наиболее важные окружающие факторы |
Прорастание семян | Поглощение воды Усвоение питательных веществ Дыхание Ассимиляция | Температура Вода Кислород |
Укоренение проростков | Фотосинтез Ассимиляция Водный баланс | Свет Вода Температура Питательные вещества |
Вегетативный рост | Фотосинтез Дыхание Ассимиляция Передвижение Водный баланс | Свет Вода Температура Питательные вещества |
Размножение | Фотосинтез C/N баланс Готовность к цветению Заложение цветочных зачатков Накопление питательных веществ | Свет Питательные вещества Температура |
Старение | Не выяснены (возможно, водные и гормональные отношения, передвижение и соотношение между фотосинтезом и дыханием) | Вода Питательные вещества Насекомые и болезни |
ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОВОДОВ, САДОВОДОВ И РАБОТНИКОВ САДОВО-ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Цели садоводов и лесоводов-озеленителей при выращивании деревьев совершенно разные, соответственно их интересуют и разные физиологические проблемы. Лесоводы заботятся о получении максимального количества древесины с единицы площади. При этом они имеют дело с древостоем и вынуждены считаться с факторами, влияющими на конкурентные отношения деревьев в них. Главная цель садоводов — снять больше плодов, поэтому их усилия направлены на то, чтобы добиться цветения и плодоношения деревьев в более раннем возрасте. Из-за высокой ценности фруктовых деревьев садоводы, как и озеленители, часто встречаются с проблемами отдельного дерева, и они особенно озабочены тем, как снизить поражаемость деревьев насекомыми и грибными заболеваниями.
Лесоводы-озеленители заинтересованы в том, чтобы вырастить деревья и кустарники хорошей формы независимо от почвенных и других условий среды. Поэтому у лесоводов-озеленителей часто возникают трудности вследствие плохого дренажа, недостаточной аэрации, повреждений корней во время строительства, газовых утечек, загрязнения воздуха и других неблагоприятных факторов окружающей среды. Несмотря на различные цели лесоводов, озеленителей и садоводов, общей задачей для них является глубокое понимание физиологии дерева.
СОВРЕМЕННЫЕ И БУДУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИИ
Значительные изменения в методах, применяемых в лесоводстве и садоводстве, уже сейчас создали некоторые проблемы, и насколько позволяют наши знания физиологии дерева, можно предположить, что со временем этих проблем будет еще больше. Возросшая эксплуатация тропических лесов создала проблемы, с которыми не сталкиваются в умеренных зонах, а увеличивающийся интерес к древесине высокого качества требует лучшего понимания факторов, влияющих на плотность древесины и другие ее свойства. Уменьшение возраста рубки вызывает необходимость добиваться ускоренного роста деревьев и, вероятно, улучшения минерального питания при условии более полной утилизации всей массы дерева (см. главу 10). Большинство приемов, используемых в лесоводстве и садоводстве (прореживание, обрезка, удобрение и др.), только тогда бывают эффективными, когда положительно действуют на физиологические функции деревьев.
Некоторые экономически выгодные приемы могут нежелательно воздействовать на физиологические процессы. Например, предполагали, что если листопадные плодовые деревья в центральной долине Калифорнии обработать осенью дефолиантами, то обрезку весной можно будет начинать раньше. Однако в конце вегетационного периода фотосинтез вносит существенный вклад в резервы углеводов, поэтому преждевременное опадение листьев нежелательно. Часто бывает целесообразным выкопать сеянцы из питомника и хранить их упакованными до момента посадки, но это нежелательно, из-за истощения в них запасов углеводов во время хранения. Также не обязательно, что самые крупные саженцы будут успешнее переносить пересадку. В связи с этим необходимы более полные знания о том, как создавать физиологически полноценные саженцы. Для этого требуется дополнительная информация о накоплении питательных веществ, о сезонных колебаниях корнеобразующей способности саженцев. Возрастающая потребность разведения саженцев в контейнерах повышает интерес к их физиологии. Программы селекции и улучшения деревьев создают необходимость методов, индуцирующих более раннее зацветение, большее образование семян и более успешное укоренение черенков (см. главу 4). Это создает противоречивые требования, так как для цветения и образования семян желательна более ранняя физиологическая зрелость, а более эффективное укоренение черенков происходит в молодом, незрелом состоянии. Настало время интенсифицировать исследования по получению желаемых генотипов с применением методов клеточной и тканевой культуры.
Садоводы достигли больших успехов, чем лесоводы, в познании физиологии деревьев, особенно в области минерального питания. Однако и у них есть свои проблемы, например сокращение времени, необходимого для перехода плодовых деревьев в стадию плодоношения, устранение двухгодичного цикла плодоношения у некоторых сортов и уменьшение интенсивного опадения плодов. Старая проблема, которая становится более серьезной в связи с тем, что неосвоенных земель остается все меньше, — это изыскание возможностей пересадки старых плодовых деревьев, проблема «пересадки». Это важно и для лесоводов при использовании более коротких периодов оборота рубки (см. главу 17). В связи с возрастающим интересом к карликовым деревьям, часто используемым в качестве живой изгороди, возникает необходимость снизить затраты труда на.обрезку, опрыскивание и ощипку плодов. Этот новый прием вызвал большой интерес к корневым подвоям и, вероятно, создаст новые физиологические проблемы.
Лесоводы-озеленители также заинтересованы в маленьких, компактных деревьях для небольших городских участков земли. Как озеленители, так и садоводы сталкиваются с проблемой возраста растений вследствие короткой жизни некоторых ценных фруктовых и декоративных деревьев. К сожалению, практически ничего неизвестно о биохимических и физиологических основах, почему, например, деревья сосны остистой или секвойи живут до 3000-4000 лет, а деревья персика и некоторых других видов всего лишь несколько десятилетий.
Для понимания физиологических процессов знание различных форм и строения древесных растений не менее существенно, чем знание химии. Например, свойства кроны воздействуют на многие физиологические процессы, которые в свою очередь влияют на различные ростовые процессы, включая рост ствола, апикальное доминирование, камбиальный рост, рост корня. Особенности кроны играют роль и в конкурентных взаимоотношениях между древесными растениями.
Необходимо знать строение листа, чтобы понимать, каким образом окружающие факторы влияют на фотосинтез и транспирацию. Сведения о стволе дают возможность понять, каким образом происходят ток воды и передвижение питательных веществ, а также камбиальный рост. Изучение строения корня важно для понимания механизма поглощения воды и солей. На любой физиологический процесс в той или иной степени влияет строение тканей или органов, в которых он происходит, поэтому знание анатомии важно для понимания ростовых процессов древесных растений.
Для понимания физиологических процессов знание различных форм и строения древесных растений не менее существенно, чем знание химии. Например, свойства кроны воздействуют на многие физиологические процессы, которые в свою очередь влияют на различные ростовые процессы, включая рост ствола, апикальное доминирование, камбиальный рост, рост корня. Особенности кроны играют роль и в конкурентных взаимоотношениях между древесными растениями.
Необходимо знать строение листа, чтобы понимать, каким образом окружающие факторы влияют на фотосинтез и транспирацию. Сведения о стволе дают возможность понять, каким образом происходят ток воды и передвижение питательных веществ, а также камбиальный рост. Изучение строения корня важно для понимания механизма поглощения воды и солей. На любой физиологический процесс в той или иной степени влияет строение тканей или органов, в которых он происходит, поэтому знание анатомии важно для понимания ростовых процессов древесных растений.
Можно считать, что дерево состоит из шести частей. Три части — листья, ствол, корни — вегетативные структуры; цветы, плоды и семена — репродуктивные органы. Каждая из этих частей состоит из большого количества тканей. Особенно важные из них — ксилема и флоэма, так как они образуют проводящую систему для воды, солей и питательных веществ от кончиков очень глубоко расположенных корней до листьев вершины кроны.
Литература
1. Международное общество по анаэробиозу растений (ISPA). 25-летняя деятельность членов Общества. Б.Б. Вартапетян,
2. Исследование радиальных и продольных профилей аэрации в первичных корнях кукурузы с помощью кислородных микроэлектродов типа Кларка. М.Дж. Дарвент, В. Армстронг, Дж. Армстронг, П.М. Бекетт,
3. Анаэробный обмен аминокислот. Р. Реджиани, А. Бертани,
4. Молекулярные и физиологические механизмы избегания затопления и приобретения выносливости к нему у риса. А.М. Альмейда, В.Х. Вризен, Д.Ван дер Стрэтен,
5. Использование аллилового спирта для отбора регуляторных ADh2 мутантов Arabidopsis. Д.М. Сантос, Ж. Рихо, М. Якобс, Э.С. Деннис, Р. Долферус,
6. Механизмы трансляционного контроля, действующие в растениях кукурузы при недостатке кислорода. К. Сцик-Миранда, С. Джаячандран, А. Там, Дж. Вернер-Фрачек, А.Дж.Вильямс, Дж. Бейли-Серрес,
7. In vivo и in vitro анализ колеоптилей риса, подвергнутых анаэробиозу, открывает неожиданные метаболические пути. Т.В.-М. Фан, А.Н. Лейн, Р.Х. Хигаши.
www.ronl.ru
Основные требования методики полевого опыта
ДНЕВНИК
Учебной практики по физиологии растений
Студента 3 курса биолого-химического факультета
____________________________________________
Цель учебной практики –закрепление и углубление знаний теоретического курса по физиологии растений, приобретение навыков в изучении важнейших физиологических процессов.
Задачи учебной практики:
1. Закрепить и углубить теоретические знания по физиологии растений;
2. Освоить методы постановки полевых и вегетационных опытов;
3. Изучить сезонный ритм растений и оценить их состояние с использованием полевого оборудования и экспериментальных методов анализа;
4. Познакомиться с последними достижениями в области повышения урожайности и выращивания экологически чистых продуктов;
5. Изучить влияние различных экологических факторов в естественных условиях на физиологические процессы растений;
6. Выяснить экологические особенности важнейших физиологических процессов;
7. Развитие способностей к самостоятельному анализу, сопоставлению и обобщению материала, касающегося особенностей протекания основных физиолого-биохимических процессов у растений.
Распределение дней учебной практики
№ | Виды занятий | Количество дней |
Установочное занятие | 1 (весна) | |
Закладка полевых и вегетационных опытов | 1 (весна) | |
Изучение физиологии культурных и дикорастущих растений. Выполнение лабораторно-практических работ | 6 (лето) | |
Выполнение индивидуальных работ | 1 (лето) | |
Уход за опытными растениями (полив, прополка, рыхление и др.) | 1 (лето) | |
Уборка урожая, оформление дневников, отчетов | 2 (осень) | |
Итого: |
Закладка полевых и вегетационных опытов
Основные требования методики полевого опыта
Полевой опыт - широко распространенный метод исследования, применяемый в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, а также в условиях школьного учебно - опытного участка.
Полевой опыт закладывается в полевых условиях, близких к производственной обстановке.
Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, сроков посадки, приемов возделывания, на урожай растения и его качество.
Требования:
1. Типичность опыта, т.е. соответствие условиям проведения опыта, почвенно-климатическим и агротехническим условиям данного района или зоны, и биологическим особенностям изучаемой культуры.
Опыт ставится на таких же почвах, где будут в дальнейшем использоваться результаты исследований.
2. Соблюдение принципа единственного различия. В полевом опыте допустимо различие лишь в отношении изучаемого фактора, приема; все остальные условия опыта (почвенные, предшественник, сорт, посев, уход и т.д.) должны быть одинаковые.
3. Проведение опыта на специально выделенном участке, который в предыдущие 2-3 года был занят монокультурой и где не применялись минеральные и органические удобрения, а если применялись, то в одинаковой дозе на всем участке.
Планирование опытной работы
Педагогическая эффективность опытнической работы зависит от уровня ее организации, тематики и методики полевых опытов и наблюдений. Опытническая работа начинается с выбора темы опыта и составления программы опыта, которая включает цель опыта, схему опыта, наблюдение, уборку урожая и определение его качества. Схема опыта включает в себя контрольные или стандартные и опытные варианты. Контролем или стандартом называют такой вариант, с которым сравнивают опытный вариант. После составления схем опыта необходимо определить площадь делянок, их число и размещение. Размеры делянок зависят от культуры и могут быть от 1-50-100 м. Форма делянок квадратная или прямоугольная.
Программа опыта включает:
1. фенологическое и метеорологическое наблюдение, наблюдение за болезнями, вредителями и сорняками.
2. физиологические исследования, определение динамики роста, еженедельные(подекадные),определение общей оводненности и интенсивности транспирации. Определение продуктивности фотосинтеза и др. физиологических показателей.
3. уборка урожая с учетом площадки каждой делянки
4. определение качества урожая
5. первичная и математическая обработка данных
6. подготовка иллюстрированного материала и составление отсчета по опыту.
________________________________________________________
Название опыта
studopedya.ru
Дневник полевой практики по ботанике
МЗО УКРАИНЫ
Луганский государственный медицинский университет
Кафедра медицинской биологии, паразитологии и генетики
ДНЕВНИК ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
по ботанике
студентки 11 курса, 60 группы
фармацевтического факультета
Новохацкой Екатерины Юрьевны
Луганск-2004 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
1. Знакомство с разнообразием и многообразием видов растений, распространенных на территории в изучаемом районе- лекарственными, кормовыми, техническими, сорняками и, особенно, ядовитыми.
2. Работа с определителями непосредственно в природе или в лаборатории- для выявления диагностических признаков семейства, рода или вида для овладения элементами систематизации растений.
3. Изучая и наблюдая растения в естественных условиях, т.е. изучая экологические свойства отдельных видов, студенты особое внимание обращают:
- на его местообитание и приуроченность видов к определенным условиям среды;
- на степень зависимости от внешних условий среды, различные приспособления к ним и реакции на изменение условий привычной среды обитания.
4. Изучение детального эволюционно-морфологического строения растения.
5. Изучение разнообразных жизненных форм как динамической системы, т.е. изменяющегося принципа строения в течение сезона.
6. Развитие наблюдательности, ориентации в природе, умение сочетать теорию с практикой. Закрепить умение по конкретным приемам морфологического анализа высших растений, их определению и выявлению диагностических признаков.
7. Обучить студентов практическим флористическим навыкам по уходу за культивируемыми растениями.
8. Формирование профессиональной ответственности, трудовой дисциплины и бережного и рационального отношения к природе.
9. Овладение специальными практическими навыками по гербаризации, сушке, сбору лекарственных растений и основами заготовки лекарственного сырья.
10. Практика дает возможность расширить и углубить знания по эволюционной морфологии, систематике и закономерностям сложения растительных сообществ.
БАЗЫ ПРАКТИКИ
Ботанические сады, опытные поля, опытные участки Вуза, лесные массивы, луга, колхозные поля, учебные лаборатории ЛГМУ, загородные базы , заказники и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№ |
Наименование выполняемой работы. Темы экскурсий |
Кол-во дней |
|
1. |
Подготовка к учебно-полевой практике. Ознакомление студентов с задачами и целями практики. Инструктаж по методике сбора и гербаризации растений. Обзорная экскурсия для ознакомления с разнообразием и многообразием растительных сообществ и жизненных форм. Знакомство с приемами эколого-морфологических и геоботанических описаний. |
1-й день |
|
2. |
Экскурсия в лес. Структура и состав лесных фитоценозов. Изучение лекарственных растений лесов. Геоботанические и эколого-морфологические описания растений. Определение представителей разных семейств цветковых растений. |
2-3й день |
|
3. |
Экскурсия на болото. Ботанический состав растений болот и их приспособление к среде обитания. Лекарственные растения. Геоботанические и эколого-морфологические описания растений. Сбор гербария. |
4-5й день |
|
4. |
Экскурсия на луг. Типы лугов. Ботанический состав растений лугов и их приспособление к среде обитания. Лекарственные растения. Геоботанические и эколого-морфологические описания растений. Сбор гербария. |
6й день |
|
5. |
Сорные растения, их биологические особенности и классификация по морфолого-экологическим признакам. Придорожные сорняки. Описание и определение видов. |
7й день |
|
6. |
Экскурсия в ботанический сад. Систематический обзор растений. Знакомство с методами филогенетических исследований. Основы классификации лекарственного растительного сырья. Растительность Украины. |
8-9й день |
|
7. |
Зачет по учебно-полевой практике. 1. Сдача теоретического минимума по основам экологии, геоботаники, морфолого-биологической и эколого-географической характеристике лекарственных растений, произрастающих на базах практики. 2. Сдача гербарного материала и морфологических тематических коллекций. 3. Сдача оформленного информационного дневника по учебно-производственной практике |
10й день |
|
Полевая практика обычно включает следующие формы работы: экскурсии студентов под руководством преподавателя, камеральную обработку собранных материалов, ведение дневников ,самостоятельные наблюдения и исследования по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций.
1 ДЕНЬ.
Вводная беседа по полевой практике.
Послушали лекцию, на которой были определены цели и задачи учебно-полевой практики. Были распределены тематические коллекции по морфологии и систематике растений. Были определены формы работ: экскурсии под руководством преподавателя, обработка собранных растений, ведение дневников и написание флористических отчетов, самостоятельные наблюдения и исследования по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций. Базы практики: ботанические сады, заказники, опытные поля, лесные массивы, луга и т.д.
Прослушали инструктаж по методики сбора и гербаризации растений, по технике безопасности при проведении полевых работ по сбору гербарного материала и морфологических коллекций. Знакомство с примами эколого-морфологических и геоботанических описаний.
Нам предоставили план на период полевой практики, согласно которому мы должны будем побывать в Юницком ботаническом заказнике, в Донецком ботаническом саду, в урочище острая могила.
В ходе практики мы должны овладеть методами сбора и сушки гербарного материала.
2-3 ДЕНЬ.
Экскурсия в лес.
1. Определите неизвестные представители различной жизненной формы семейств цветковых (3-5 экземпляров). Запишите код определения.
- Травянистое растение мочковатой корневой системой. Листья собраны широкояйцевидные. Жилкование – дуговое. Листья собраны в прикорневую розетку. Цветоносные стрелки до 40 см, заканчиваются соцветием – колос. Цветы мелкие, неприглядные, пленчатые беловато-буроватые, венчик сухой.
Формула цветка: * Ca(4) Co(4) A(4) G(2)
Определение:
1- 22- 28 29- 45- 49 50- 121- 122- 123- 127- 128- 139- 145- 146- 147- 150 153. Подорожниковые (Plantaginaceae), род Подорожник (Plantago L.) 1- 2- 3- 6- 10 Подорожник большой (P. major L.)
- Травянистое растение. Стебли прямостоячие или стелющиеся, Листья – супротивные короткочерешковые, почти сидячие, продолговато-элиптические по краям мелкореснитчатые, тоненькие. Доли чашечки линейно-ланцетные. Лепестки заострены (5 шт.), сине-фиолетовые. Корневище небольшое, Цветы размещаются на длинных цветоножках по одному в пазухах листьев. Растет на лугах, степных склонах.
Формула цветка: * Ca(5) Co(5) A5 G(2)
Определение:
1- 22- 28 29- 45- 49 50- 121- 122- 123- 127- 128- 139- 145- 146- 147- 150- 151- 152 153- 134. – Кутровые (барвінкові) (Apocynaceae).
1- 2 – 1 род Барвинок (Vinca L.)
1- 2 Б. малый (V. minor L.)
- Небольшое растение с ребристым, чуть опушенным стеблем. Листья на коротких черенках, большие перистороздельные с большой верхушечной долей прилистников. Цветки зигоморфные, одиночные, на удлиненных цветоножках. Чашечка – 5 несросшихся чашелистиков. Лепестков 5 – желтые. Тычинок 5 на коротких тычиночных нитях. Пестик образован тремя плодолистиками.
Формула цветка: Ca5 Co5 A5 G(3)
Определение:
1- 22- 28 29- 45- 49 50 51 52- 56- 107- 108- 109- 110- 111- 112 - 64. Семейство Фиалковые (Violaceae)
1 2 3- 4- 6 7- 2 - 8. Фиалка утренняя (V. matutina Klor)
2. Занесите в таблицу данные по травянистым лекарственным растениям, произрастающим на лесной территории области.
Таблица №1.
ТРАВЯНИСТЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
№ п.п. |
Семейство Название растения (русское, латинское.) |
Жизненная форма |
Лекарственное сырье |
Основные действующие вещества |
Фарм. действие и применение |
1.
|
Семейство Маковые (Papaveraceae) Чистотел большой (Chelidonium majus) |
Многолетнее травянистое растение |
Листья и стебли |
Алкалоиды, аскорбиновая к-та, эфирные масла, органические к-ты |
Бактерицидное, желчегонное, болезни кожи, печени, туберкулёз |
2.
|
Семейство Розацветные (Rosaceae) Земляника лесная (Flagaria versa) |
Многолетнее травянистое растение |
Молодые листья, спелые плоды
|
Фитонциды, аскорбиновая к-та, эфирные масла, флавоны |
Мочегонное, при гипертонии, атеросклерозе, подагре, камнях в почках |
3
|
Семейство Лилейные (Liliaceae) Ландыш майский (Convallaria majalis L.) |
Многолетнее травянистое растение |
Листья, цветы
|
Сердечные гликозиды |
Регулирует деятельность сердца. При заболевании сердца |
4.
|
Семейство Гречковые (Polygonaceae) Щавель конский (Rumex confertus) |
Многолетнее травянистое растение |
Корневище и семена |
аскорбиновая к-та, дубильные в-ва, каротин, гликозиды |
Дизентерия,ожоги, заболевание печени,легочные кровотечения |
5.
|
Семейство Астровые (Asteraceae) Полынь горькая (Artemisia absintium) |
Многолетнее травянистое растение |
Листья, стебли, корни |
Горькие гликозидные в-ва, эфирные масла |
Для лечения ран, ожогов, при заболеваниях печени, желчного пузыря |
6.
|
Семейство Крапивные (Urticaceae) Крапива двудомная (Urtica dioica L.) |
Многолетнее травянистое растение |
Листья, Стебли, иногда корни и семена |
Аскорбиновая и муравьиная к-та, филохинол, гликозиды |
Кровоостанавливающее, мочегонное, общеукрепляющее. При ревматизме, диабете, в дарматологии |
4-5 ДЕНЬ.
Экскурсия на луг.
1. Соберите необходимое количество луговой растительности (согласно заданию). Ознакомьтесь с их морфологическими особенностями, связанными с условиями существования. Определите их систематическую принадлежность и заполните таблицу.
Таблица №2.
ЛУГОВЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
№ п.п. |
Семейство Название растения (русское, латинское.) |
Жизненная форма |
Лекарственное сырье |
Основные действующие вещества |
Фарм. действие и применение |
1.
|
Семейство Астровые (Asteraceae) Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale) |
Многолетнее травянистое растение |
корни |
Горькие гликозидные, тараксацил, дубильные в-ва, жирные и эфирные масла, В1, В2, С |
Улучшает деятельность ЖКТ и аппетит |
2.
|
Семейство Астровые (Asteraceae) Пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare) |
Многолетнее травянистое растение |
Цветы, семена |
Эфирные масла, флавоноиды, дубильные в-ва, алкалоиды |
Желчегонное, глистогонное, спазмолитическое |
3.
|
Семейство Астровые (Asteraceae) Тысячелистник (Ashillea) |
Многолетнее травянистое растение |
Цветы, листья и стебли |
Эфирные масла, алхилиин, танины фитонциды |
Кровоостанавливающее, противовоспалительное, желчегонное, мочегонное |
4.
|
Семейство Астровые (Asteraceae) Цирконий дикий (Cicorium intybus) |
Многолетнее травянистое растение |
Корни, листья и стебли |
Каротин, витамины |
При диабете, успокаивает ЦНС, улучшает сердечную деятельность и аппетит |
5.
|
Семейство Губоцветные (Labiatae) Мята перечная (Mentha piperita) |
Многолетнее травянистое растение |
листья |
Каротин, каротин, терпены, горечи, органические кислоты |
Спазмолитическое, антисептическое, болеуспокаивающее, улучш. пищеварение |
6.
|
Семейство Фиалковые (Violaceae) Фиалка трехцветная (Viola tricolor) |
Многолетнее травянистое растение |
Наземная часть |
Сапонины, танины, гликозиды, каротин, аскорбиновая к-та |
Мочегонное, при диатезе, от кашля |
7.
|
Семейство Пасленовые (Solanaceae) Дурман обыкновенный (Datura stramonium) |
Многолетнее травянистое растение |
листья |
алкалоиды |
Успокаивающее средство при бронхиальной астме |
8.
|
Семейство Гречковые (Polygonaceae) Cпорыш обыкновенный (Polygonum aviculare) |
Многолетнее травянистое растение |
Наземная часть |
Каротин, гликозиды, дубильные в-ва |
Противовосполительное, вяжущее, болеуспокаивающее |
9.
|
Семейство Клузевые (Clusiaceae) Зверобой обыкновенный (Hypericum perforatum) |
Многолетнее травянистое растение |
Наземная часть |
Гиперин, эфирное масло, кверцитин |
вяжущее, желчегонное, улучшает работу ЖКТ |
10. |
Семейство Подорожниковые (Plantaginaceae) Подорожник большой (Plantago major L.) |
Многолетнее травянистое растение |
Листья, семена |
Гликозид аукубин, горечи, ферменты, дуб. в-ва, аскорбиновая к-та |
Обволакивающее, отхаркивающее, противовоспалительное, кровоостанавливающее |
3. Охарактеризуйте ассоциации лесного луга, отметив наиболее характерные доминантные растения.
Луга – это пространства, покрытые многолетней травянистой растительностью, требующей для своего развития умеренно богатые, сравнительно теплые почвы с достаточной аэрацией. Лесные луга располагаются внутри лесной зоны. Большинство из них возникли в результате деятельности человека – осушение болот, уничтожение лесной растительности, посевом многолетних кормовых трав и превращением в сенокосы и пастбища. Однако некоторые виды лугов образовались естественным путем под влиянием периодических затоплений. По характеру происхождения луга делятся на естественные и исскуственные. Естественные делятся на два типа: водораздельные – развиваются на месте сведенных лесов на водоразделах; и пойменные (заливные), формируются в речных долинах и периодически испытывающие затопление. Ботанический состав растений их очень разнообразен. Растения лугов относятся к 582 родам 76 семейств. По численности первое место занимают семейство астровые (свыше 900 видов) (тысячелистник, полынь и т.д.), далее следуют злаки, бобовые, лютиковые, норичниковые, зонтичные, розоцветные, гречишные, капустные, колокольчиковые и др.
Луговая растительность выполняет средозащитную функцию, препятствуя процессам эрозии и выдуванию почвы, под ней формируются особо плодородные почвы. Видовое многообразие растений является одним из характерных свойств лугов. Ботанический состав фитоценозов насчитывает около 4000 видов трав, среди которых много лекарственных, кормовых и декоративных. Помимо цветковых растений, в состав некоторых луговых сообществ входят мхи, образующие нижний ярус. Растения луговых фитоценозов принадлежат к разным биоморфологическим формам. Около 85% их составляет многолетние растения, 15% - однолетние.
4. Загербаризируйте растения (согласно заданию). Определите их видовую принадлежность. Зафиксируйте их соцветия или цветки, соберите плоды.
Семейство Астровые (Asteraceae)
Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)
6 ДЕНЬ.
Экскурсия на болото.
1. Из перечисленных в таблице растений их биоморфологических особенностей строения, приведенных в справочном разделе, заполните ее графы, выбрав соответствующие характеристики для каждого вида.
Таблица.
№ п.п. |
Название растения и семействарус., лат. |
Характерные биоморфологические и анатомические особенности строения |
1.
|
Мухоловка |
|
2.
|
Росянка Dosera L. |
Листья все в прикорневой розетке, покрытые красновато железистыми волосками. Цветок в одностороннем кистевидном завитке, на верхушке цветочной стрелки |
3.
|
Пузырчатка Urticularia L. |
Листья многократно рассечены, на нитевидные доли, несущие в разветвлениях мешочки с клапанами. Цветки жёлтые, зигоморфные, двугубые со шпорцем, собраны в короткую кисть. Плод – многосеменной, коробочка |
4.
|
Клюква Oxycoecus Hill |
Листья 8-12 мм кожистые яйцевмдные, черенки короткие, снизу сине-зеленые. Цветки 1-4 поникшие, цветник длинный опущенный с прицветником. Венчик розовый. Чашелистики по краям реснитчатые. Ягодо – тёмно-красная. |
5.
|
Черника Vaccinium L. |
Ветви остроребристые. Листья по краям мелко-пильчатозубчатые. Цветки на коротких цветоножках, выходящие по 1-ой из пазухи листа. Венчик шаровидный, с 5 оточ. Зубцами, зелено-белый. Тычинок 10. Ягода – чёрная. |
6.
|
Брусника Rhodococcum (Rupr.) Avror. |
Листья с загнутыми краями, сверху темно-, снизу светло-зеленые с черновато точечными ямочками. Венчик колокольчатый, бледно розовый. Цветки красноватые. Тычинок 8. Ягоды – красные. |
7.
|
Подбел обыкновенный Tussilago farfara L. |
Листья чешуйчатые, яйцевидно-ланцетные, буроватые. Корзинки одиночные. Цветки золотисто-жёлтые, краевые, язычковые, срединные – трубчатые. Семянки цилиндрические. |
8.
|
Багульник болотный Ledum palustre L. |
Разветленный кустарник с рыжеватым войлочно опущенными ветвями. Цветки в зонтиковидных щитках, белые. Плоды – удлиненные поникшие коробочки. |
9.
|
Вереск Calluna Salisb. |
Венчик не опадает, 4-раздел-й колокольчатовидный. Чашечка длинее венчика из розово фиолетовых пленчатых лепестков. Тычинок 8. Листья мелкие. |
10.
|
Водяника черная Empetrum nigrum L. |
Цветки однополые,растение двудольное. Тычиночные нити в 1,5-2 раза превышают длину лепестка. Стебель стеющийся, до 1 м и более. |
11.
|
Осока пузырчатая Carex vesicaria L. |
Стебель чаще остро-3-гранные. Листья складчатые, ярко-зеленые, блестящие, 3-6 мм шириной, Соцветие – колос. Ж. с косо вверх напрв. Мешочками, желтовато-зеленые, 7-8 мм длинной. |
12.
|
Пушицы влагалищная Eriophorum vaginatum L. |
Верхушка колос, после цветения шаровидный колос 1-3 см, овальный. Листья 3-гранно-желтые, узкие. |
13.
|
Очеретник белый Rhynchospora alba vahl. |
Растение дернистое. Стебель 3-гранный, листья узколенейные. Соцветиенеплотноголовчатые или короткозонтиковидные. Чешуи колосков ланцетные бело-бурые. Плод-орешек (гладкий). |
14.
|
Белокрыльник болотный Colla palustris |
Корзинки многочисленные, собраны в общее колосовидное соцветие, растение с крупно отмирающими на зиму прикорневыми листьями, треуг- и округло- яйцевидными. |
15.
|
Вахта трехлистная Menyanthes trifoliate L. |
Растения с голыми ползучими ветвями и толстым корневищем. Венчик белый с заостренными лопастями. Листья тройчатые на длинных черенках. Плод – коробочка. |
16.
|
Сабельник болотный Comarum palustre L. |
Листья непарноперистые 3-10 см длиной. Соцветие в верхушке щитковидные. Чашелистики яйцевидные, снаружи зеленые, изнутри красные Лепестки краевые, яйцевидные, ланцетные. |
17.
|
Болотный мирт или кассандра Comarum palustre |
Вечнозеленое растение, удлиненно-овальные листья, белые одиночные цветы. |
18. |
Сосна болотная Pinus polustris |
|
19.
|
Сфагнум Sfagnum |
Не имеют ризоидов, в верхней части их боковые веточки собраны в головку. Листья – одиночные, слойные. В местах прикрепления листьев к стеблю водособирающие ритортовидные клеткм. |
2. Познакомьтесь с видовым составом, морфобиологическими особенностями прибрежных и водных растений, характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.
3. Перечислите ядовитые растения и их характерные признаки.
Из перечисленных в таблице растений ядовитыми являются:
- Белокрыльник болотный. (Корневище ползучее. Листья сердцевидные, заостренные, с длинными черешками. Соцветие – початок цилиндрический. Цветки обоеполые. Пестик один, с верхней завязью. Покрывало яйцевидное или эллиптическое, внутри белое, снаружи зеленое. Плод – красная ягода, содержащая 6-8 цилиндрических овальных семян)
- Багульник болотный. (Разветвленный кустарник с рыжеватыми войлочно опушенными молодыми ветвями, плодом, цветоножкой и нижней поверхностью вечнозеленых линейных завернутыми краями листьев. Цветки в зонтиковидных щитках, имеют сильный одурманивающий запах. Плод – удлиненная поникающая коробочка.)
4. Зарисуйте морфологические особенности (по выбору, согласно заданию) лютика ползучего, рогоза широколистного, камыша озерного, череды трехраздельной, стрелолиста обыкновенного, элодеи, веха ядовитого.
5. Соберите различные виды хвощей и плауновидных (не менее 2-х). Запишите их диагностические родовые и видовые признаки.
Отдел плауновидные объединяют 4 рода и около 1000 современных видов.
- Плаун булавовидный – Licopodium clavatum – многолетнее вечнозеленое растение. Доминирующее поколение – спорофит, состоящий из ветвистого ползучего стебля, от которого отходят придаточные корни и дихотомически ветвящийся побег, заканчивающийся спороносными колосками. Листья мелкие, шерстистые, густорасположенные. Размножаются вегетативно, бесполым и половыми путями.
- Плаунок (селагинелла) – Selaginella selaginelloides - разноспоровое растение высотой 0,5м, имеет дихотомично ветвящийся стебель. Ветви покрыты мелкими заостренными листочками. В почве укореняются корнями и реуоформами, которые отходят от стебля. На концах побегов имеются спороносные колоски с микро- и макроспорами. Наблюдается половая дифференциация и редукция заростков.
Отдел хвощевидных представлен родом – хвощ.
- Хвощ полевой – equisetum arvense – многолетнее растение. Подземный орган – клубеньки, где хранятся питательные вещества. На верхушке побегов – спороносные колоски. Споры физиологически неравноспоровые. Хвощ полевой произрастает на лугах и как бурьян на посевах.
7 ДЕНЬ.
Сорные растения.
1. Ознакомление с биологическими особенностями, классификацией. Описание и определение видов.
2. Соберите сорные растения (согласно заданию). Укажите место произрастания, время сбора и фенологическую фазу.
- Сурепка обыкновенная – Barbarea vulgaris – растет на полях, лугах; собирают с июня по август в период цветения и плодоношения.
- Подорожник большой – Plantago major – растет на лугах пустырях; собирают все лето.
- Крапива двудомная – Urtica dioica – встречаются в лесах, в садах; растение собирают с июня по сентябрь в фазу цветения.
2. Рассмотрите и опишите 2-3 сорняка, которые преобладают в зоне прохождения практики. Выделите характерные морфолого-экологические признаки, отметьте биологические особенности.
- Подорожник большой (Plantago major) – многолетнее травянистое растение с хорошо развитыми облиственными стеблями. Листья ланцетовидные. Цветонос 10-50см, голый несущий густой колос из буроватых цветков. Плод – коробочка. Семена – угловатые, коричневые. Растет на пустырях, сорных местах, вдоль дорог, в посевах, на лугах.
- Спорыш обыкновенный (Polygonum aviculare) однолетнее растение высотой 10-40см с прямостоящим или стелящимся стеблем. Листья небольшие, элептические или ланцетные, они содержат в пазухах маленькие зеленоватые цветы с белым или красноватым краем. Плод – орешек. Растет по всей Украине, один из наиболее распространенных растений.
3. Отклассифицируйте все собранные растения по основным биологическим группам и заполните таблицу.
Таблица.
№ п.п. |
Биологич. группа |
Название растения (рус., латин.). |
Семейство |
znakka4estva.ru
Дневник полевой практики
по ботанике
для студентов заочной формы обучения
по специальности 060301 - Фармация
Красноярск, 2012
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра биологии с экологией и курсом фармакогнозии
Дневник полевой практики
по ботанике
для студентов заочной формы обучения
по специальности 060301 - Фармация
Красноярск, 2012
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Рецензент
Доктор биологических наук, профессор
А.Н. Васильев
Зубарева Е.В.
З 391 Дневник полевой практики по ботанике. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012. – 18 с.
В дневнике содержатся методические указания к выполнению работ по фитоценологии, систематике растений и флоре во время полевой практики. Каждая работа предусматривает изучение определенной систематической группы организмов на краеведческом материале, описание основных типов растительности данного региона, составление конспектов локальных флор и т.д.
Дневник предполагает самостоятельную работу и самоконтроль обучающихся, помощь в подготовке к зачету, экзамену.
© Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2012
© Зубарева Е.В., 2012
Дневник полевой практики по ботанике
Цель: закрепление знаний полученных студентами в течение учебного года по дисциплине «Ботаника» и изучение флоры и растительности Красноярского края.
Задачи:
- получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;
- укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и значении растений в жизни человека;
- овладение методикой сбора гербарного материала;
- составление геоботанических описаний растительных сообществ Красноярского края;
- составление морфологического и систематического гербария;
- камеральная обработка материалов и анализ первичных данных;
- привитие навыков рационального использования растений и их охраны.
Учебный план изучения дисциплины в часах и зачетных единицах
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
V | VI | ||
Полевая практика по ботанике | 72 | - | 72 |
Тематический план проведения учебно-полевой практики
№ п/п | Тема | Всего |
1 | 2 | 3 |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами учебной полевой практики по ботанике, маршрутом полевых исследований, графиком работы, методикой гербаризации. Распределение поручений и индивидуальных занятий. Выдача папок, прессов, лопаток. | 6 |
2. | Экскурсия в сосновый лес. Структура фитоценоза, понятие доминант, эдификатор и др. Описание растительности. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений. Определение растений по вегетативным органам. Сбор систематического, морфологического гербария, укладка в прессы, заготовка спиртоматериала. | 6 |
3. | Экскурсия в мелколиственный лес (березовый, осиновый). Знакомство с флорой. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений. Составление геоботанического описания, гербаризация, укладка в прессы. В университете: контроль сушки гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
4. | Степная растительность (экскурсия). Типы степей: настоящие луговые. Особенности экологии ксерофитов. Составление геоботанического описания. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль сушки гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
5. | Луговая растительность (экскурсия). Типы лугов: настоящие, остепненные, заболоченные. Составление геоботанического описания. Флора лугов, особенности биологии луговых растений. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль за сушкой гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
6. | Растительность водоемов и болот (экскурсия в природу). Геоботаническое описание. Знакомство с флорой. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. В университете: укладка в прессы, контроль за сушкой гербарного материала, смена «рубашек», заготовка спиртоматериала. | 6 |
7. | Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете). Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. | 6 |
8. | Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете). Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. | 6 |
9. | Обработка материала, собранного на экскурсии (работа в университете). Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Оформление полевых дневников. Студенты в соответствии с индивидуальным заданием, описывают морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений, собранных на экскурсиях. Составляют морфологический и систематический гербарий. | 6 |
10. | Полезные растения местной флоры: лекарственные, пищевые, ядовитые. Охраняемые растения. Составление списков по имеющимся гербарным материалам и литературным источникам. Подготовка студентами индивидуальных заданий. | 6 |
11. | Подготовка к зачету (работа на территории кафедры). Привести в соответствие с требованиями два гербария: морфологический и систематический, дневник полевой практики, списки лекарственных, пищевых, ядовитых растений местной флоры, выявленных в ходе полевой практики. | 6 |
12. | Экзамен. | 6 |
Всего: | 72 часа |
studfiles.net
Полевой опыт Основные требования методики полевого опыта
Полевой опыт - широко распространенный метод исследования, применяемый в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, а также в условиях школьного учебно - опытного участка.
Полевой опыт закладывается в полевых условиях, близких к производственной обстановке.
Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, сроков посадки, приемов возделывания, на урожай растения и его качество.
Требования:
1. Типичность опыта, т.е. соответствие условиям проведения опыта, почвенно-климатическим и агротехническим условиям данного района или зоны, и биологическим особенностям изучаемой культуры.
Опыт ставится на таких же почвах, где будут в дальнейшем использоваться результаты исследований.
2. Соблюдение принципа единственного различия. В полевом опыте допустимо различие лишь в отношении изучаемого фактора, приема; все остальные условия опыта (почвенные, предшественник, сорт, посев, уход и т.д.) должны быть одинаковые.
3. Проведение опыта на специально выделенном участке, который в предыдущие 2-3 года был занят монокультурой и где не применялись минеральные и органические удобрения, а если применялись, то в одинаковой дозе на всем участке.
Планирование опытной работы
Педагогическая эффективность опытнической работы зависит от уровня ее организации, тематики и методики полевых опытов и наблюдений. Опытническая работа начинается с выбора темы опыта и составления программы опыта, которая включает цель опыта, схему опыта, наблюдение, уборку урожая и определение его качества. Схема опыта включает в себя контрольные или стандартные и опытные варианты. Контролем или стандартом называют такой вариант, с которым сравнивают опытный вариант. После составления схем опыта необходимо определить площадь делянок, их число и размещение. Размеры делянок зависят от культуры и могут быть от 1-50-100 м. Форма делянок квадратная или прямоугольная.
Программа опыта включает:
1. фенологическое и метеорологическое наблюдение, наблюдение за болезнями, вредителями и сорняками.
2. физиологические исследования, определение динамики роста, еженедельные(подекадные),определение общей оводненности и интенсивности транспирации. Определение продуктивности фотосинтеза и др. физиологических показателей.
3. уборка урожая с учетом площадки каждой делянки
4. определение качества урожая
5. первичная и математическая обработка данных
6. подготовка иллюстрированного материала и составление отсчета по опыту.
Тематика индивидуальных работ
1. Влияние внешних условий на поступление воды в растение.
2. Наблюдение и измерение корневого давления на живом растении.
3. Наблюдение восходящего тока в растении.
4. Изучение транспирации.
5. Значение и работа устьичного аппарата листьев.
6. Критический процент потери воды при завядании, как один из показателей засухоустойчивости растений.
7. Роль листьев в накоплении органических веществ растений.
8. Обнаружение крахмала, образующегося в листьях на свету.
9. Плач растений.
Определение жизнеспособности пыльцы.
Отчет
studfiles.net