Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс. Диктант сакура порой встречи с растениями
Конспект урока:Входной диктант в 9 классе
Предмет: Русский язык
Класс: 9
Четверть: 1
Урок:
Дата:23.10
Тема:
диктант.
Цели:
Проверка знаний по пройденному материалу. Прививать внимательность , умение применять изученные правила на письме. Воспитание самостоятельности, умения работать вдумчиво,
Тип урока:
Урок контроля.
Методы и приемы
Чтение и запись текста диктанта.
Оборудование
Текст диктанта.
Этапы урока.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие. Записать дату,
Подготовка к восприятию
Целеполагание.
Первичное чтение диктанта.
Работа с текстом.
Чтение и запись текста в тетрадь.
Повторное чтение, проверка текста.
Текст диктанта.
Порой встречи с растениями, как с хорошими людьми, приносят огромную радость. Прошлой весной довелось мне побывать в Закарпатье. Цвела сакура. Зрелище необыкновенное. Там ее называют майским деревом, поскольку цветение часто совпадает с праздниками этого весеннего месяца. Представьте целые аллеи цветущих розовых сакур. Если даже весна запоздала, деревья, покрытые розово-красными бутонами, словно огоньками, все равно нарядны.
Ветка сакуры — символ Японии. Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это — одна из древнейших традиций японцев.
Если икебана — сложное искусство аранжировки цветов — доступна не всем японцам, то уж любоваться цветущими деревьями может каждый. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае это — святая обязанность, которая никем не нарушается, в другом — настоящее удовольствие. Растение оказывает на человека благотворное воздействие. (157 слов)
Домашнее задание
Упр 181
infourok.ru
Диктанты
Оглавление
1. Хаджи-Мурат
Хаджи – Мурат это был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, не выезжавший иначе, как со своим значком в сопровождении десятков мюридов, джигитовавших вокруг него. Теперь, закутанный в башлык и бурку, из – под которой торчала винтовка, он ехал с одним мюридом, стараясь быть как меньше замеченным. Осторожно вглядываясь своими быстрыми чёрными глазами в лица попадавшихся ему на дороге жителей.
Въехав в середину аула, Хаджи – Мурат поехал не по улице, ведущей к площади, а повернул влево, в узенький проулочек. Подъехав ко второй в проулочке, врытой в полугоре сакле, он остановился, оглядываясь. Под навесом перед саклей никого не было, на крыше же за свежесмазанной глиняной трубой лежал человек, укрытый тулупом. Хаджи – Мурат тронул лежавшего на крыше человека слегка рукояткой плётки и цокнул языком. Из – под тулупа поднялся старик в ночной шапке и в лоснящемся рваном бешмете. Глаза старика, без ресниц, были красны и влажны, и он, чтобы разлепить их, мигал ими. Хаджи – Мурат проговорил обычное: «Салям алейкум», - и открыл лицо.
Хаджи – Мурат слез с лошади и , слегка прихрамывая, вошёл под навес. Навстречу ему из двери быстро вышел лет пятнадцати мальчик и удивлённо уставился чёрными, как спелая смородина, блестящими глазами на приехавших.
К оглавлению2. Сакура
Порой встречи с растениями, как с хорошими людьми, приносят огромную радость. Прошлой весной довелось мне побывать в Закарпатье. Цвела сакура. Зрелище необыкновенное. Там её называют майским деревом, поскольку цветение часто совпадает с праздниками этого весеннего месяца. Представьте целые аллеи цветущих розовых сакур. Если даже весна запоздала, деревья, покрытые розово – красными бутонами, словно огоньками, всё равно нарядны.
Ветка сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело – розовыми облаками нежных лепестков. Это – одна из древнейших традиций японцев.
Если икебана – сложное искусство аранжировки цветов –доступна не всем японцам, то уж любоваться цветущими деревьями может каждый. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, а в другом – настоящее удовольствие. Растение оказывает на человека благотворное воздействие. (157 слов)
3. Скрипач – музыкант.
Старый скрипач – музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и с четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежали кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтобы в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их музыканту, но не знали, куда их положить. Футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника.
Уходил домой он поздно, когда народ становился редким и лишь какой – нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.
К оглавлению4. Айгерим
Дверь распахнулась, впуская гостей. Первыми вошли двое джигитов в скромных халатах и тумаках, в сапогах с высокими голенищами. Они держались почтительно и, не поднимая глаз, отдали салем. За ними появились несколько подростков и две молодые невестки. Абай не отрывал глаз от двери. Он терял терпение. Спустя немного на пороге показалась ещё одна молоденькая женщина в серебристом халате, накинутом на голову и скрывавшем наполовину её смуглое лицо. Видимо, это была замужняя дочь Бекея.
Последней вошла девушка, поразительно похожая на Тогжан. В косах звенели серебряные шолпы, белизна лица подчёркивалась розоватым оттенком кожи. Она вошла, улыбаясь сдержанно, но чуть лукаво, приоткрывая белые ровные зубы. Когда она смущённо поздоровалась с гостями, лёгкий румянец вспыхнул и для Абая долгожданной утренней зарёй.</span></p><p> Девушка была среднего роста, как Тогжан. Да и вся она – верно сказал Ербол – была вылитая Тогжан: те же черты лица, белизна и румянец щёк, то же бело – розовое яблочко подбородка, лёгкое и нежное, те же волосы, чёрные и шелковистые, - всё то же самое, о чём он так тосковал, что некогда столько раз приводило его в восхищение…Строгая линия носа, чуть вздёрнутого на кончике шаловливо и прелестно…Алые губы, тонко очерченные и по – детски наивные…Тёмные брови, острые и длинные, разлетающиеся к вискам, как крылья ласточки…Лёгкая улыбка ничем не омрачённой души…
Девушка прошла по юрте, движения её были мягки и гибки. Камзол и белое платье подчёркивали стройность стана…
К оглавлениюshporgen.ru
Входной контрольный диктант для 9 класса
Входной контрольный диктант для 9 класса
Лесные пожары.
Пожары на Севере редко бывали повальными, когда огнём объяты целые стволы и пламя бушует, выбрасывая длинные языки. Чаще всего случались пожары низовые. Горели сухая трава, мох, а высота пламени едва достигала метра. Но сколько несчастий для леса приносил такой огонь!
Погибали хвойный подрост, кустарники, выходящие на поверхность корни деревьев. Нередко низовой пожар действовал как раковая опухоль, как мина замедленного действия. Внешне, казалось бы, невредимые, но на самом деле обессиленные деревья уже не могли сопротивляться полчищам жучков-короедов и прочей насекомой нечисти, которая миллионами крепких челюстей вгрызалась в древесную мякоть, превращая её в труху.
Можно ли подсчитать урон, нанесённый живой природе одним невинным на первый взгляд туристским костром? Думаю, математика здесь бессильна. Конечно, можно посчитать гектары сгоревшего леса, стоимость пожарных работ. Но войдут ли в такую калькуляцию погибшие животные, птицы, растения?
Этот убыток, моральный и материальный, просто непредсказуем, он не попадёт ни в одну бухгалтерскую ведомость, точно так же, как непредсказуемо содержание лесного пожарника, лётчика, егеря. Мои спутники почти закончили утренний обход. Их загорелые лица выражали усталое довольство и благодушие.
(166 слов.) (По О. Ларину.)
Входной контрольный диктант для 10 класса.
Осень в Сибири.
Сентябрь — осенний месяц, но он совсем не одинаков на побережье Ледовитого океана и на юге.
Осень начинается в Арктике на просторах Сибири. Под косыми лучами северного солнца красным, оранжевым, жёлтым пламенем вспыхнули краски осенней тундры. Это начало полярной осени. Здесь она наступает ещё в летнем месяце — августе. К сентябрю тундра выцветает, буреет. Крепкие ночные морозы схватывают пропитанную влагой почву. Снег сыплется всё чаще, и к концу месяца тундра белеет.
Сибирь — страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. Медведь ищет берлогу, барсук чистит нору, белки и бурундуки делают запасы грибов, ягод, орехов. В это же время ласка, горностай, песец, лиса и другие пушные звери линяют и одеваются в красивые зимние шубы.
На Дальнем Востоке своя осень. Лето здесь чаще сырое. Зато осень тихая, теплая и ясная. Это лучшее время года у берегов Тихого океана. Прогретое Японское море сверкает бездонной голубизной. Краски дальневосточной осени неистовы, преобладает красно-багровый цвет, до самого горизонта простираются пламенеющие сопки.
Южнее лесов раскинулись степи, почти целиком распаханные. Но кое-где сохранилась заповедная первозданная целина. Там под бледно-голубым знойным небом волнуются и мерцают заросли ковыля.
Вот так осень, начиная в августе своё шествие по стране, к середине октября завоевывает всё пространство. (190 слов.)
Входной контрольный диктант для 11 класса.
Сентябрь.
В погожий день ещё мелькают над жухлыми травами нарядные бабочки, трепетно стучат большие стрекозы-коромысла. Отрадны и птицы с их прощальными песнями. Особенно голосисты скворцы, поющие у родных домишек. Вдаль пронеслись молодые трясогузки. Скоро осеннее небо огласится криками журавлиных стай.
Впереди будут ещё и по-настоящему ведренные дни, когда природа ненароком расщедрится на тепло и ласку. За полосой ненастья — яркая теплынь «бабьего лета». Золотые снопы лучей вернут среднерусским просторам не только приветливые улыбки цветов, но и звонкие песни пернатых, кучевые, причудливые облака, радушие светлых вод.
Сентябрь — умильная пора года! Запасайтесь бумагой и карандашом, надо торопиться в поля, луга, к реке, чтобы не упустить случая узнать самые свежие осенние новости.
Застарелое жнивье кое-где заткано тончайшим шёлком пауков-тенетников. А на озимом клину — изумруд чистейшей зелени: всходы выкрасились, преодолев младенческую лиловость.
В лесу самое интересное сентябрьское явление — начало листопада. В сентябре расстанутся с летней красотой вязы, черемухи и липы. Кроме погоды, на скорость листопада влияют также местность, грунтовые воды, особенности почвы и, конечно, возраст деревьев.
Взглянем и на клумбы. Как они встретили осень? Похоже, что во всей красе. Поздние цветы стоят горделиво и к тому же собой обаятельны, живописны. Особенно радуют взор густо-красные канны, венчающие мощные стебли. Им стоять неувядаемыми до самых морозов.
(По А. Стрижеву.) (202 слова.)
multiurok.ru
Контрольный диктант в 7 классе № 3 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 7 классе № 3
24.09.2014 47234 0Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала за 6-й класс, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- написание корней с чередованием;
- написание е-и в суффиксах существительных;
- н-нн в прилагательных;
- написание -тся – ться в глаголах;
- правильное написание глагольных окончаний;
- написание не с глаголами.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- разбор слова по составу;
- синтаксический разбор предложения;
- умение вычерчивать схемы к предложениям;
- разбирать слово морфологически и фонетически.
Диктант
Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно.
Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.
Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлётом пернатых в далёкие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.
Чёрными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.
«До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы.
(119 слов)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Деревьев - 1-й вариант листья - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Подмораживает, серебряные, кустарник - 1-й вариант
Обнажаются, журавлиную, зарослей - 2-й вариант
3. Составить схему к предложению:
Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи. - 1-й вариант
«До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы. - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно. - 1-й вариант
По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. - 2- вариант
tak-to-ent.net
Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс
Контрольный диктант по теме:
«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными»
Осенняя прогулка
Группа школьников осенью ходила в парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.
Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.
В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.
Радостные ребята вернулись с прогулки.
Грамматическое задание:
Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом с каждым словом напиши проверочное.
Выпиши из текста два слова: одно – в котором звуков больше, чем букв; второе – в котором звуков меньше, чем букв.
Контрольный диктант по теме:
«Однородные члены предложения»
Медвежонок.
Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.
Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.
Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.
Грамматическое задание:
Разбери по членам предложения: Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк.
Составь и запиши предложение, используя однородные члены: в лесу, в поле, на огороде
Контрольный диктант по теме:
«Склонение имён существительных»
Журавли
Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!
Грамматическое задание:
Разбери по членам предложение: Журавли летели над лесами, полями, шумными городами.
Определите падеж имён существительных второй части.
Контрольный диктант по теме:
«Правописание окончаний существительных»
Дельфины – наши друзья.
Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.
Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.
Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.
С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.
Грамматическое задание:
Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания. Огромная волна обрушилась на рыбака.
Определи склонение и падеж существительного:
на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли.
Контрольный диктант по теме:
«Множественное число имён существительных»
Доброе дело.
Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.
Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.
Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.
Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали добро дело.
Грамматическое задание:
Определи падеж в предложениях: Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.
Разбери по составу слова: лежали, зимней, снегом.
Контрольный диктант по теме:
«Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Зимняя ночь в лесу.
По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.
Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.
Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.
Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
Грамматическое задание:
Разбери по членам первое предложение.
Определи падеж прилагательных в третьем абзаце.
Контрольный диктант по теме:
«Изменение глаголов по временам, неопределённа форма глагола»
Жизнь спасена.
В красивой местности раскинулся рабочий посёлок. Зимой дороги заметает снегом. Трудно доехать жителям посёлка до ближнего населённого пункта.
Однажды в посёлке тяжело заболел человек. Его надо было срочно отправить в больницу. Но как подготовить площадку для посадки вертолёта? Даже на реке снег лежит толстым слоем.
Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли к реке, взялись за руки и стали утаптывать снег. К вечеру площадка была готова. Вертолёт опустился и утром доставил больного в город.
Грамматическое задание:
Выпиши из текста по 2 глагола в прошедшем времени, настоящем и неопределённой форме.
Разбери предложение по членам: В красивой местности раскинулся рабочий посёлок.
Контрольный диктант по теме:
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Весна в степи.
Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.в тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.
Грамматическое задание:
Определи время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.
Разбери по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
На рыбной ловле.
Было чудесное утро. Мы спешили отправиться на рыбалку. Дорога к ближней речке идёт полями. Направо и налево колосится рожь. От лёгкого ветерка по ней пробегают золотистые волны. Стрижи проворно носятся в свежем воздухе.
Мы переходим по узкой тропинке через овраг. В нём бежит ключ с холодной водой. Можно попить. Впереди речка. Один берег у неё высокий, а другой низкий. Быстро доходим до речки. Как хорошо кругом! Сядешь на берег, закинешь удочку и ждёшь.
Вдруг поплавок скрывается под водой. Радостно дёргаешь удочку. Весело возвращаться домой с богатым уловом.
Грамматическое задание:
Разбери как часть речи слово пробегают
Разбери по членам предложения: Стрижи проворно носятся в свежем воздухе.
Контрольный диктант по теме: «Повторение»
Белки.
У старой ветвистой ели резвятся весёлые белочки. Рады они тёплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С ёлки на ёлку носились белочки по лесу, грызли тяжёлые смолистые шишки.
Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далёкие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, заходит в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.
Грамматическое задание:
Разбери как часть речи: у белки
Выполни звукобуквенный анализ слова: шубки
infourok.ru
Контрольный диктант в 9 классе № 6 | Сборник диктантов по Русскому языку в 9 классе с русским языком обучения
Контрольный диктант в 9 классе № 6
24.09.2014 120743 0Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- правописание корней с чередованием;
- з-с на конце приставок;
- написание -тся -ться в глаголах;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложносочинённом предложении;
- запятые при обособлении обстоятельств.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
-фонетического разбора слова;
-разбора слова по составу;
- умение работать с простым осложнённым предложением.
Диктант
Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья – великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи леса, а на Байкале - точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.
(165 слов) (По В. Пескову)
Грамматические задания.
1. Произвести фонетический разбор слова:
Голая - 1-й вариант июня - 2-й вариант
2. Сделать разбор слова по составу:
Пробираемся, запоздалым, загородив - 1-й вариант
остановиться, безбрежное, по-весеннему - 2-й вариант
3. Осложнить предложение обособленным определением - 1-й вариант
Обстоятельством - 2-й вариант
Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу.
4. Сделать синтаксический разбор сложносочинённого предложения:
Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая. - 1-й вариант
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. - 2-й вариант
tak-to-ent.net
Контрольные диктанты (срезы) 4-11 классы по русскому языку
Контрольная работа по русскому языку
(диагностический срез)
9 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.
Диктант.
Осень.
На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду волновались бесчисленные легкие нити осенних паутин. Ни на реке, ни в поле в это время делать нечего. В такой день в лес входишь, как в теплый уютный дом. Чего только нет в осеннем лесу! Здесь и ягоды, и грибы. Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительно ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная роса, обжигающая ноги*.
Лес еще полон жизни. Трусит сытый зверь, отяжеленный летним жиром, иная птица готовится к отлету, собираясь шумными стаями в полях. Другая летает по-прежнему, но уже с осенней повадкой, реже теперь подают они свой голос, не слышно переливов птичьего пения. Но нет еще вовсе той пустой тишины, что ожидает испуганный лес зимой.
Осенью лес еще щедр для зверя и человека. Надо только уметь расположить его к себе, и он расскажет о себе и откроет свои кладовые. Знатока он всегда наградит полным кузовом крепких молодых грибов и напоит прелой остротой своего воздуха*.
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).
2. Выписать два - три с чередующимися гласными в корне слова
Объяснить графически выбор орфограмм.
3. Выполнить разбор слов по составу:
1 вариант – испуганный
2 вариант – расположить
Контрольная работа по русскому языку
(диагностический срез)
9 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.
Диктант.
Стараясь не шуметь, я осторожно вышел из комнаты и, тихо ступая, прошел в коридор, где стояли мои удочки. Утро еще только зачиналось, лес спал, птицы молчали.
Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось небо, и вскоре, пронзая сероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца. Через миг оно появилось само, удивительно круглое и большое, и от его теплой улыбки оживилась вся природа. Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые горячими лучами солнца, стали медленно отступать в низины.
Очарованный этой картиной, я совсем забыл про рыбалку*. Вспомнив, я бросился бегом через поле к речке. У изогнутого временем старого ствола ивы, склоненной к самой воде, я закинул удочки и стал терпеливо ждать*. Как опытный рыболов, я знал, что рыба хорошо клюет у того, кто рано встает.
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).
2. Выполнить морфологический разбор слов:
1 вариант – появилось
2 вариант – забыл
3. Выполнить фонетический разбор слов:
1 вариант – клюет
2 вариант – встает
Контрольная работа по русскому языку
(диагностический срез)
9 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.
Диктант.
Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картинно рисовались на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.
За курганами блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы*. В воде, мелкой и прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака.
Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. «Время его, - подумал я, - навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое…».
Грамматическое задание
(выполнить три задания на выбор)
1. Выпиши из текста 6 словосочетаний разного типа, разбери их.
2. Объясни постановку знаков препинания в предложении со звездочкой.
3. Произведи синтаксический разбор простого осложненного предложения.
4. Составь односоставное безличное предложение на тему текста.
5. Сделай морфологический разбор причастия или деепричастия.
6. Объясни постановку знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Контрольная работа по русскому языку
(диагностический срез)
9 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.
Осень.
На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду волновались бесчисленные легкие нити осенних паутин*. Ни на реке, ни в поле в это время делать нечего. В такой день в лес входишь, как в теплый уютный дом. Чего только нет в осеннем лесу! Здесь и ягоды, и грибы. Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
В середине осени, в начале октября, устанавливается иногда удивительно ясная погода*. Утром, переливаясь серебром, выпадает на траву холодная роса, обжигающая ноги.
Лес еще полон жизни. Трусит сытый зверь, отяжеленный летним жиром, и, поглядывая по сторонам, выбирает место для зимней спячки. Иная птица готовится к отлету, собираясь шумными стаями в полях. Другая летает по-прежнему, но уже с осенней повадкой, реже теперь подают они свой голос, не слышно переливов птичьего пения. Но нет еще вовсе той пустой тишины, чего ожидает испуганный лес зимой.
Осенью лес еще щедр для зверя и человека. Надо только уметь расположить его к себе, и он расскажет о себе и откроет свои кладовые*. Знатока он всегда наградит полным кузовом крепких молодых грибов и напоит прелой остротой своего воздуха.
Грамматическое задание
1. Выполни разбор по составу и словообразовательный разбор слов:
1 вариант: красноватой, отяжеленный
2 вариант: бесчисленные, соломинках
2. Произведи синтаксический разбор подчеркнутых предложений.
3. Составь односоставное безличное предложение на тему текста.
4. Объясни постановку знаков препинания в предложениях, отмеченных звездочкой, и выполни схему предложений.
Контрольная работа по русскому языку
(диагностический срез)
9 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.
Диктант.
Высота.
Прозрачный и чистый после дождя воздух, веявший влажными травами, донос до волчицы овечий запах. Несмотря на усталость и голод, она осторожно и легко побежала вперед**.
Перевалив через бугор, волчица увидела стадо*. Клыки ее звонко лязгнули. Она припала еще ниже к траве и стала подбираться к стаду, прячась за низкорослыми кустарниками*.
Робкие животные медленно двигались в траве, семенили копытцами. И вдруг овцы почуяли волка. Стадо шарахнулось в сторону. Волчица стрелой метнулась вперед, огромным прыжком настигла овец и схватила жирного валуха.
Баран не собирался сопротивляться, но, не успев обернуться, он оказался прямо перед оскаленной мордой**. Страшные клыки и дьявольская пасть так напугали его, что он метнулся в сторону и побежал прочь от стада.
Когда волчица настигла его, он мчался еще быстрее. Но робкий и глупый баран не понимал того, что волчица отрезала его от стада и сейчас гнала в свое логово.
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).
2. Преобразуйте предложение «Волчица метнулась стрелой…» в предложение с обособленным обстоятельством, постройте его схему.
3. Выполните схемы предложений, отмеченных **.
Контрольная работа по русскому языку
(диагностический срез)
9 класс
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям государственных образовательных стандартов и учебной программы; проанализировать, насколько прочно и осознанно сформированы навыки грамотного письма; определить уровень сформированности специальных умений.
Диктант.
Незнакомая усадьба.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу*. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам*. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на липовую длинную аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошел мимо дома с террасой, и передо мною неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, знакомого.
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор предложения (отмечены звездочкой).
2. Выполнить морфологический разбор слов:
1 вариант – дрожал
2 вариант – горел
3. Выполнить фонетический разбор слов:
1 вариант – отражая
2 вариант – повеяло
infourok.ru