Что общего у разных растений. Урок окружающего мира. УМК "Школа России". Тема: "Что общего у разных растений". 1-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру на тему: "Что общего у разных растений" (1 класс). Что общего у разных растений


"Что общего у разных растений" (1 класс)

Урок по окружающему миру в 1 классе по А.А. Плешакову с использованием активных методов обучения.

Тема: «Что общего у разных растений?»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: на материале теории и практики научиться классифицировать группы растений по их характерным признакам; различать органы растений и их функции. Выработать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи:

- воздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой, через создание коллаборативной среды;- совершенствовать знания учащихся о живой и неживой природе, выработать умение распознавать группы растений, органы растений;- способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме, стимулировать познавательную активность учащихся, содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно; - воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Методы Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма работы Коллективная, индивидуальная, парная.

Ресурсы Мультимедийная презентация по теме «Группы растений, органы растений», карточки для парной и индивидуальной работы.

Ход урока1.Организационный момент.

*- Наш урок хочется начать такими словами:Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.Скрестите шпаги ваших мнений - мы вместе сочиним урок!

Метод «Улыбнемся друг другу»

- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте улыбкой меня и наших гостей.

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

- Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Психологический настрой.Мы-умные,Мы-дружные,Мы-внимательные,Мы- старательные,В 1 классе учимся, все у нас получится! Метод «Большого пальца»2.Актуализация и коррекция опорных знаний.- Сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие.Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?Небо светло-голубое, солнце светит золотое,Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.Человек и время года - Это всё вокруг… (Природа).

Метод «Инфо-угадайка». Заполняем таблицу по остановкам:

?

Природа

Группы растений

Органы растений

Береги природу

1 Остановка – Природа Девиз: Всё что знаем, повторяем.Мир Природы нас окружает И блиц – опрос нам предлагаетКоллективная работа– На какие 2 группы делится природа? (Какая бывает природа?) (Живая и неживая)- Назовите признаки живой природы. (рождение, дыхание, питание, движение, рост и увядание (смерть) - Приведите примеры объектов живой природы. (Приводят примеры)

Знания проверили, проверим ваши уменияВсё, что знаем, проверяем.Проверим, как вы умеете различать объекты живой и неживой природы. Работать будем в парах.Игра «Живое и неживое» Метод «Соотношения» Парная работа(Конверт №1)берёза, сирень, одуванчик *- Ваша задача определить, какие предметы (объекты) относятся к живой природе, какие к неживой природе и разложить их в соответствующие корзинки. В зелёную корзинку – предметы живой природы, в красную – неживой природы. (Показ корзинок на слайде)А сейчас, проверим, верно ли вы справились с предложенным заданием. Проверка по слайду «Вопросы высокого порядка» - понимание(Доказывают, почему предметы относятся к той или иной природе), исправляют допущенные ошибки.

Поднимите руку, у кого осталась лишняя картинка.- Какая картинка лишняя? (Н-р: машина, самолёт, дом и т.д.)Коллективная работа- Почему вы считаете, что она лишняя? (Сделано руками человека)Верно, это результат человеческого труда, поэтому не относится к природе.

- Оцените свои знания. Вопрос №1. Если вы умеете различать предметы живой и неживой природы, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать живую и неживую природу, поставьте плюс в графе «Не умею» (После выполнения каждого задания ставят + в нужной графе).

С первым заданием справились на «5», можно дальше продолжать.

Физминутка.Ровно встали, улыбнулись, высоко все потянулись,Дружно вместе все присели и назад за парты сели.

3. Новая тема и цель урока.Сегодня мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром и более подробно поговорим о растениях. Планирование деятельности:ПРОБЛЕМА:Перед нами стоит ряд вопросов, на которые предстоит найти ответ. - На какие группы делятся растения? - Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)- Как мы должны относиться к растениям?Значит чему мы научимся? (Научимся различать….)

4.Восприятие и первичное осознание нового материала.

*2 Остановка – Группы растений.*Назовите растения, которые вы видите на слайде. (Ёлка, берёза, смородина, сирень, ромашка, одуванчик)

Задание «Найди пару»Парная работа- Найти ответ на первый вопрос (На какие группы делятся растения?) нам поможет задание «Найди пару»(Конверт №2) Набор из 3 карточек ёлка, смородина, ромашка. Задание:Найдите пару для каждой картинки, постарайтесь объяснить, почему составили именно такие пары.(Составляют пары с предыдущими картинками из конверта №1 «Живая природа»)

- Сколько пар получилось? (3) - Какие же пары у нас получились? Интересно, а к каким группам растений они относятся?(Ёлка и берёза – это …деревья. Назовите их характерные признаки СТВОЛ – ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ УТОЛЩЁННЫЙ СТЕБЕЛЬСмородина и сирень – это…Одуванчик и ромашка – это…

Сравниваем по высоте, количеству стеблей, толщине, продолжительность жизни.Проверяем по учебнику.(с.32 – 33)- По каким признакам вы можете, отличить дерево от кустарника?

- Теперь вы знаете, на какие группы делятся растения? Назовите. (Деревья, кустарники, травы)Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». Проверим, научились ли вы различать группы растений.(Конверт №3) – для каждого учащегося. Индивидуальная работа (В конверте 1 растение, которое относится к одной из изученных групп). Задание: Определите, к какой группе относится ваше растение, и высадите его на нужной полянке. (Учащиеся прикрепляют растение на доске. Индивидуально спрашиваю, почему сделали такой выбор. Докажи)- Почему вы считаете, что данное растение относится к группе деревья (кустарники, травы)?

- Оцените свои знания. Вопрос №2. Если вы умеете различать группы растений, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать группы растений, поставьте плюс в графе «Не умею»

Физминутка«Деревья, травы» проводится аналогично «Карлики – великаны»*3 Остановка – «Органы растений».Прочитайте название станции, на которой остановимся дальше (Читают со слайда «Органы растений»)- Вот то, что у человека есть органы, я точно знаю, мы с вами это уже изучили.

Игра «Доскажи словечко»дети говорят концовку стихотворения и объясняют, какой это орган чувств.Видеть папу, видеть маму,Видеть небо и леса помогают нам…(глаза) Глаза – это орган…. (зрения)

Запах хлеба, запах меда,Запах лука, запах роз различить поможет…(нос) Нос – это орган… (обоняния)

Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки,Бывают слушки и не слушки. Что же это? Наши…(ушки) Уши – это орган … (слуха)

Чтоб попробовать компот, есть у человека…(рот) Язык – это орган… (вкуса)

Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое…Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…(кожа) Кожа – это орган… (осязания)

- Неужели органы есть и у растений? (Может быть они тоже могут видеть, слышать, говорить?)- Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)На эти вопросы нам и предстоит найти ответ.Задание «Собери картинку»Парная работа(Конверт №5) Пазлы – органы растений - Какое растение у вас получилось? К какой группе относится?- Из каких частей состоит?- Какие общие части есть у дерева и трав?«Кластер» Дети называют, а я составляю кластер.hello_html_47aad3e5.jpg

Проверка по учебнику. С.33 Читаем об органах растений, если о чём-то не сказали, дописываю в кластер (Н-р: плоды, семена)

Индивидуальная работа(Конверт №6) Перед вами изображение растений, самостоятельно определите его органы и укажите его буквой (к- корень, л – листья, с – стебель, ц - цветок)Проверка по слайду.- Нашли ли мы ответ на вопрос, какие органы есть у растений?- Оцените свои знания. Если вы умеете различать органы растений, поставьте + в графе «Умею». Если не научились хорошо отличать органы растений, поставьте плюс в графе «Не умею». Физминутка.Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер выше, выше, выше,Деревцо все ниже, ниже…*4 Остановка - «Береги природу»На которой нам нужно ответить на вопрос, как мы должны относиться к растениям?

Ситуативная минутка «Как бы вы поступили?»1. Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечьДа кричать:«Я здесь храбрец!»-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль дорог, двора?2. Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.А подумайте вот только:Ну, зачем цветов рвать столько?Вопросы классу:Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?3. Деревья садят дети,А две подружки этиГлядят со стороны.Стоят, не помогаютИ деток убеждают:«Деревья не нужны»- Верно ли это утверждение девочек?

Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?

Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься,Если будут уничтожены ониНа планете мы останемся одни.Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!

- Оцените свои знания. Если вы бережно относитесь к растениям, поставьте + в графе «Умею». Если иногда нарушаете правила бережного отношения (Н-р: ломаете ветки растений, топчите цветы), поставьте плюс в графе «Не умею».

5.Обобщение и систематизация знаний.Метод «Незаконченное предложение»

Деревья высокие, а кустарники … (Низкие)У трав стебель, а у деревьев … (Ствол)У дерева один ствол, а у кустарника (Несколько, много)У трав стебель тонкий, а у деревьев… (Толстый)

Метод «Ромашка»Гости нам сейчас помогут выполнить задание,Ну а мы же обобщим и покажем знания.

(Прошу гостей назвать любое число от 1 до 6)1.На какие группы делятся растения?2.Назовите органы растений.3.Почему растения относятся к живой природе?4.Чем деревья отличаются от кустарников?5. Где можно применить растения? (Что из них делают?)6. Что будет, если Я сорву цветок, если ТЫ сорвешь цветок...(Если ВСЕ: и я, и ты – если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты и деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – если МЫ сорвем цветы..).

Итог урока.Давайте вернёмся к вопросам, на которые мы сегодня должны были найти ответы и определить тему урока:- На какие группы делятся растения? - Какие органы есть у растений?- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)- Как мы должны относиться к растениям?

Ни все тайны приоткрыл для нас сегодня мир растений.- На какой вопрос мы с вами не ответили? (Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)) Я предлагаю вам выступить в роли учёных - исследователей и дома самостоятельно найти ответ на данный вопрос. А помогут вам в этом наши помощники «Книга – источник знаний» (Учебник, книги о растениях, интернет и т.д.)

Метод «Дерево знаний»(У каждого из вас на столе стикер – цветок зелёного и розового цвета. Оживим наше «Дерево знаний». Если вам всё понятно по теме урока (вы знаете, на какие группы делятся растения, научились их различать, знаете органы растений), прикрепите зелёный цветок на дерево, если у вас ещё не всё получается и вы испытываете затруднения, тогда розовый цветок.

Посмотрите на свой оценочный лист.У кого в графе «Умею», стоит 4 плюса, тот получает в награду цветок –смайлик)

Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?

(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).

infourok.ru

Что общего у разных растений Окружающий мир

Что общего у разных растений? • Окружающий мир. 1 класс. • К учебнику А. А. Плешакова.

Сегодня на уроке мы узнаем, из каких частей состоит растение, научимся находить, показывать и называть эти части.

Какие части растений вы знаете? К чему прикрепляются листья у кабачка и мака? Какого цвета стебель? Что ещё кроме листьев есть на стебле? Сколько цветков на стебле у мака? А сколько на стебле у кабачка?

Корень- подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле, получает из почвы воду и полезные вещества, а часто и размножается.

Плоды появляются на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки. Сравните плоды у кабачка и мака.

Семена растений могут быть заключены в плоды, стручки, коробочки.

У кокосовой пальмы вырастает несколько очень крупных, тяжёлых семян. А вот у одуванчика образуется несколько десятков лёгких семечек.

Плодовые деревья , такие как вишня и слива, содержат внутри своих плодов по одному семечку, которое заключено в прочную скорлупу.

Арбузы и киви содержат множество семян в мякоти своих плодов.

Найдите известные вам части растений у деревьев.

У хвойных деревьев нет плодов. Вместо плодов у них шишки, состоящие из множества чешуек под которыми развиваются семена.

Почти у всех растений есть цветки. У многих цветки собраны в группы- соцветия. Рассмотрите цветки тюльпана и клевера.

В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко.

Что общего у всех растений? Назовите эти части. Научились ли вы находить эти части? Можете ли вы их показать и назвать?

present5.com

Урок по окружающему миру в 1 классе Что общего у разных растений.

Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.

  • Учить находить, показывать и называть части растений.

  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

  • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать,  делать выводы, опираясь на изученный материал.

  • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.

Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Оборудование: презентация по теме урока, рисунок  «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные – у учеников, увеличенная – на доске), гербарии, муляжи овощей и фруктов, комнатные классные растения. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Библиография:

  • Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру. Автор: Плешаков А.А.

  • Методические рекомендации по предмету.

  • Интернет-ресурсы.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Целеполагание и мотивация

  4. Изучение и первичное закрепление изученного материала

  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

  6. Включение в систему знаний и повторение

  7. Рефлексия

Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Цель: организованное начало урока)

Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.

Повторение пройденного

Как называлась тема нашего последнего урока?

Чем отличаются друг от друга разные камешки?

С какими камнями познакомились на уроке?

Чем интересны гранит, кремень, известняк?

II. Актуализация знаний

(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).

– Вспомните основные вопросы нашего раздела.

– Что и кто?

– Отгадайте загадки и скажите, что это?

1. Масляна головушка, летом в огороде,Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.

2. Сладок он, друзья, на вкус.А зовут его… Арбуз.

3. Что за куст – ни с кем не знается.Не собачка, а кусается. Крапива.

4. Стоит Алёна: платок зеленый,тонкий стан, белый сарафан. Береза.

5. Вроде сосен, вроде елокА зимою без иголок. Лиственница.

6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.Что за ягодка? Рябина.

7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

(По мере отгадывания на Слайде 1 (Приложение 1) появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).

– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)

– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения?

III. Целеполагание и мотивация

– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).

– Хотите узнать, что объединяет все растения?

IV. Изучение и первичное закрепление

(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)

– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)

(После постановки вопроса детьми появляется Слайд 2 «Что общего у разных растений?»)

– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?

1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.

2 группа: плоды рябины, арбуз.

3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.

(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы). Какие еще части растений мы не назвали? Отгадайте загадки:

Он съедобен у моркови

И бывает в каждом слове.

У петрушки – ароматный,

У деревьев он с корой,

А в примерах он квадратный

И кубический порой.

Коль в смекалке ты проворен,

Ты узнаешь, это … (корень).

Я расту, бывает вьюсь,

Прямо к солнышку тянусь.

У деревьев очень крепкий,

Можно даже делать мебель.

Травянистый я у репки,

Часть растенья, длинный … (стебель).

Белый я в твоей тарелке,

А зеленый я на грядке,

На дубах и на березке,

А у кактуса я острый,

У капусты - шелковист.

Часть растенья – тонкий … (лист).

Красный, мягкий – у томата,

У арбуза – полосатый.

Семена во мне живут,

Выхода на волю ждут.

Зрею я из года в год.

Часть растенья – сочный … (плод).

– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли, без него растение не живет).

– Что у нас получилось? (Целое растение)

– Из чего мы его собрали? (Из частей)

– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) Слайд 4.

– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)

Работа по таблице на доске

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Работа в учебнике на стр. 22.

– Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).

– Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)

– Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)

– Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)

– Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)

– А вы знаете, что…Слайд 5. … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)

– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?

– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)

Выполнение задания в тетради (с. 12, №2)

– Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)

– Придумайте и наклейте семена вашим растениям.

VI. Включение в систему знаний и повторение

(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).

– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)

– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.

Кто считает, что в его образце  – листья. Назовите, от каких растений.

– Вторая группа: плоды. От каких растений?

– Третья группа: цветы. От каких растений?

– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!

VII. Рефлексия.

(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)

– На какой вопрос отвечали?

– Что нового узнали?

– Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.

Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.

Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;

Раффлезия – растение хищник;

Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;

Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?

Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.

– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!

infourok.ru

Что общего у разных растений?

II. Актуализация знаний.

Цель: проверить знания учащихся, полученные на предыдущем занятии.

- Вспомните, что мы с вами можем увидеть под ногами?

- О каких горных породах мы говорили на прошлом уроке?

- Чем они различаются?

- Среди предложенных вам камней найдите гранит и известняк.

- Назовите «родственников» известняка.

- Где используют гранит?

III. Мотивация учебной деятельности.

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

1. Презентация.

- Посмотрите на изображённые предметы. (Показ презентации.)

- Как одним словом можно назвать все предметы, которые вы увидели? (Растения.)

- Они все такие разные! А есть ли у растений что-то общее?

-На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. Прочитаем тему сегодняшнего урока на с. 22 учебника. (Что общего у разных растений?)

- Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Узнаем, из каких частей состоит растение. Научимся находить, показывать и называть эти части.)

IV.Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

  1. Работа по учебникам.

2. Сравнение плодов с семенами.

- Рассмотрите изображение кабачка в учебнике и мака на таблице. Найдите на них листья и покажите.

- Какие части растений вы знаете? Познакомимся с ними подробнее.

- К чему прикрепляются листья у кабачка и мака? Прочитаем название.

- Какого цвета стебель? Сравните стебли мака и кабачка. У мака стебель прямой, он растёт вверх. У кабачка стебель вьющийся, он может лежать на земле или подняться вверх, цепляясь за что-нибудь.

- Что ещё, кроме листьев, есть на стебле? Сколько цветков на стебле у мака? А сколько на стебле у кабачка? Количество цветков может быть разным, но они есть.

- Спускаемся по стеблю вниз. Зелёная часть растения заканчивается. Какого цвета следующая часть растения? Прочитайте её название.

- Корень – подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле и не сдувается ветром, получает из почвы воду, полезные вещества, а часто и размножаются.

- Мы с вами назвали корень, стебель, лист и цветок. Что ещё есть у растений.

- Сравним плоды с семенами у мака и кабачка. Они разные. Но оба они появились на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки. С помощью семян растения размножаются. Плоды могут быть крупные или мелкие, сочные или твёрдые.

На многих растениях, например, на дубе, вырастают твёрдые плоды. Каждый плод имеет прочную оболочку – скорлупу, которая защищает находящийся внутри орех. Эти орехи и есть семена дуба. Семена мака созревают внутри прочной коробочки.

- Семена растений могут быть заключены в плоды, стручки или коробочки. Количество семян в них может быть от одного до нескольких тысяч. Например, у кокосовой пальмы вырастает несколько очень крупных, тяжёлых семян. А у орхидеи образуется несколько тысяч крошечных, лёгких семечек.

- Плодовые деревья такие, как вишня и слива, содержат внутри своих плодов по одному семечку, которое заключено в прочную, словно каменную, скорлупу. А арбузы и бананы содержат в мякоти своих плодов множество семян.

Физминутка

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

V.Закрепление изученного материала

Цель:закрепить полученные знания на уроке. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляциии сотрудничества.

  1. Практическая работа.

  1. Работа в тетрадях.

3. Практическая работа в группах.

Н, детиа столе корзина с плодами.

- Что у меня в корзине? Как это всё назвать одним словом? Что внутри у этих плодов? Давайте посмотрим.

Учитель разрезает яблоки, дети самостоятельно раскрывают стручки гороха и коробочки мака.

- Разложите семена на с.13 рабочей тетради рядом с изображениями плодов. Сравните их по форме, величине, цвету.

- А теперь – сюрприз!

Учитель достаёт арбуз – это тоже плод. А внутри у него – семена.

- А у дерева есть ли все это, что у всех растений?

Рассмотрите изображения деревьев на плакате и в учебнике. Найдите у них все названные нами части. Стебель у дерева – это его ствол с ветвями. Они толстые и твёрдые. Остальные части у лиственного дерева такие же, как у других растений. Обратите внимание на то, что я сказала «у лиственных деревьев». Что это значит?

Это значит, что у хвойных деревьев что-то не так. Что? У хвойных деревьев нет плодов. Вместо плодов у них шишки, состоящие из множества жёстких чешуек. Шишка растёт долго – два года. Вначале она зелёная, а когда семена в ней полностью созреют, становится коричневой. Чешуйки раскрываются, и семена выпадают.

Мы знаем, что почти у всех растений есть цветки. А Мудрая Черепаха знает об этом ещё больше. Прочитайте, что она говорит.

- Рассмотрите рисунок клевера. Вы видите, как выглядит один цветок. Множество таких мелких цветочков собрано в соцветие. В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко.

- Посмотрите на цветы, которые держит Мудрая Черепаха. Чем они различаются? (У тюльпана – один цветок, а у клевера – соцветие.)

- Повторите ещё раз названия всех частей растений. Найдите их на рисунках яблони и крыжовника в учебнике.

- А теперь разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с изображением какого-либо растения.

- У вас перфокарты с прорезями. Надо в эти прорези вставить названия частей растений.

- Проверим.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

  1. Беседа.

  1. Самопроверка.

- Что общего у всех растений? Назовите эти части. Нау3чились ли вы находить эти части у растений? Можете ли их плоказать и назвать? Значит, вы научились всему, о чём говорили в начале урока. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задания на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске.

- Итак, урок закончен. Все работали замечательно. Спасибо.

multiurok.ru

"Что общего у разных растений?" (окружающий мир, 1 класс)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие растений.

ПР (планируемый результат): узнать о многообразии растений.

Работать с информацией, представленной в стихотворении.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать введение в тему, заранее подготовленным стихотворением.

показать учащимся всё многообразие растений,

включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.

II этап. Актуализация знаний.

Послушайте Стихотворение С. Никулина «Русский лес».

Нет ничего милее - бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

и видно всё до дна.

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану –присяду на пенёк.

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.

II этап. Актуализация знаний.

-Какую роль играют растения в вашей жизни?

Растения – зелёный наряд земли. Они выделяют кислород, который так нам необходим. Растения одевают человека – лен, хлопок.Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста картофель…Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо, многие растенияиспользуют в медицине.

III этап. Постановка учебной задачи.

Цель –сформулировать тему и учебные задачи урока.

Сформулировать тему и учебные задачи урока.

Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию.

III этап. Постановка учебной задачи.

О чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (о растениях?) Слайд 2 и 3.

- На какие группы можно разделить растения? (Слайд 4: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники)

Около половины земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы. Самым высоким деревом считается мамонтовое дерево в Америке, его высота112 метров. Самым старым деревом была остистая сосна в Америке. Когда её спилили, ей исполнилось 4900 лет. Как вы думаете, как об этом узнали?

(по годовым кольцам)

-А чем кустарники отличаются от деревьев? (Они более низкорослые, у них не один ствол, а много стволиков.)

- Какие кустарники вам известны?(орешник,сирень,жимолость,бузина,бересклет,крушина)

3 группа- травы. у них нет такого твёрдого ствола, как у дерева или стволиков, как у кустарника,у травянистого растения- стебель.

- Отгадайте, о каком травянистом растении идёт речь?

1.Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(земляника)

2. На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

(ромашка)

3.Как зовут меня - скажи

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок

Синеглазый…( василёк).

4.Не пустили в огород –

Оттого она и жжёт

(крапива)

5.С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

(одуванчик)

- Итак, как можно назвать одним словом деревья,кустарники,травы? (растения)

-Растения – живой организм, почему? (потому что растение растёт, развивается, цветёт, размножается и отмирает.)

- Какой же проблемный вопрос нам предстоит изучить и решить? Какие учебные задачи будем решать?

-Что общего у всех растений? (растения состоят из одинаковых частей)

Сегодня мы с вами и познакомимся с этими частями растений. И научимся их распознавать на разных растениях.

III этап. Постановка учебной задачи.

Познавательные УУД.

(логические – анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные УУД.

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

-Из каких частей состоит растение? Какие ваши предположения?

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Коммуникативные УУД

(постановка вопросов)

Познавательные УУД

(самостоятельное формулирование темы-проблемы)

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель –познакомить учащихся с частями растений.

ПР: Усвоить, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).

Участвовать в практической исследовательской работепо изучению частей растений.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую исследовательскую работу по изучению частей растений.

Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, вы изучили много растений. Они такие разные! А есть ли у них что-нибудь общее?

Учитель открывает запись темы на доске.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.

Учитель демонстрирует несколько растений: настурция, мак, бархатцы. В них хорошо выражены части: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

-Найдём на всех растениях листья.

Листьями растения дышат, ловят солнечные лучи. С помощью солнечного света, углекислого газа и воды «готовят пищу» всему растению. Этот процесс называют фотосинтезом, о нём вы узнаете на уроках биологии.

- Какие части растений вам знакомы?

(Дети отвечают из личного опыта).

- Откроем учебник с 22. Какое растение изображено?

(Кабачок). Слайд 5.

- Найдём у него листья, посчитаем, сколько их у нарисованного растения.

- Посмотрите, какие длинные у листьев черешки. К чему они крепятся? (к стеблю)

По стеблям вода и питательные вещества передвигаются к листьям и другим частям растений.

- Проведите пальчиком вдоль всего стебля вниз. Закончилась зелёная часть? Ведём палец ниже. Какого цвета эта часть растения? Как она называется?

(Корень)

-Это подземная часть растения. Корнями растения берут воду и минеральные соли из почвы. Корнями растение закрепляется в почве. Корни бывают разной длины (примеры корни верблюжьей колючки и корни сосны).

Поднимаемся вверх от корня по стеблю. Повторяем знакомые части растений. Какие части растения мы ещё не назвали?

(Цветок) Цветы могут быть одиночными, как у кабачка, а могут быть собранные в соцветия. Посмотрите на плакате клевер 1 цветок и всё соцветие. Слайд 6. Цветы собраны в соцветия у георгинов, астр, календулы ( стр. 23 в учебнике)

- Когда цветок отмирает, на его месте в большинстве случаев образуется плод с семенами. Яблоко, кабачок, огурец – это плоды. Разрежем, внутри семена, значит плод. Разрежем морковь, свёклу, лук, капусту.Внутри нет семян, значит это не плод, а другая часть растения (корень, стебель или листья).

- На месте какой части растения образуется свёкла и морковь? (на месте корня) Такие образования на месте корня называются корнеплодами.

Какие вы ещё знаете корнеплоды? (редис, репа, редька)

-Существует очень много видов плодов. Их условно можно разделить на 2 группы: сочные и сухие. Слайд 7.

Сочные : ягода и костянка.

Сухие : семянка, зерновка, боб, коробочка.

У вас на столе карточки с информацией об этих плодах. В парах прочитайте и поделитесь с нами этой информацией.

-Итак, перечислите, что мы увидели, рассматривая растение.

- Так что же такое корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами? (Части растения).

Назовите его части в паре друг другу.

-Растения имеют много общего

(корень, стебель, листья, цветок…) могут быть одинаковы по форме, но могут быть разные по форме, окраске, по размеру.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Практическая работа в группах: поиск у разных растений их частей. Каждая группа получает растение и карточку с заданием.

Карточка с заданием.

1.Как называется растение?

2.Есть ли у растения корень? Найдите и покажите.

3. Есть ли у растения стебель? Найдите и покажите.

4.Есть ли на стебле листья? Найдите и покажите.

5. Есть ли у растения цветок? Найдите и покажите.

6.Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его.

По окончании работы группы рассказывают о проведённом исследовании.

Делается вывод: «У разных растений есть одни и те же части - корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

- А есть ли эти части у деревьев?

Высказывания детей.

- Стебли у деревьев это их стволы и ветки, они толстые и твёрдые. Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки.

Регулятивные УУД(планирование)

Познавательные УУД

(моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,доказательство)

Коммуникативные УУД(инициативноесотрудничество в поиске и выборе информации)

Ягода – сочный плод с тонкой кожицей с мякотью внутри. Внутри плода находятся семена. Плоды смородины, клюквы, черники, винограда, томатов – ягоды.

Костянка-внутри плода – косточка.внутри которого находится семя. Плоды костянки имеет вишня, слива, черёмуха, абрикос.

Семянка – сухой плод у подсолнечника.

Зерновка – сухой плод у пшеницы и кукурузы.

Боб – сухой плод имеет 2 створки : у фасоли, гороха, бобов, акации.

Коробочка – сухой плод у льна, хлопчатника, мака.

V этап. Первичное закрепление изученного материала.

Цель – Научиться находить, показывать и называть эти части.

ПР: уметь находить, называть показывать части растений.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.

V этап. Первичное закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа в паре с рисунками. Слайд 8.

- Найти одни и те же части у двух изображённых растений и соединить их линиями.

-Слайд 9. Соберите растение из его частей.

2. На плакате Мудрая черепаха держит землянику. Рассмотрите части этого растения и зарисуйте их в рабочую тетрадь стр. 11.,задание 1.

Рассмотрим плоды и семена на этой же стр., задание 2. Соедините линиями плоды и семена.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю.

Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким

Разделите яблоко с соседом по парте пополам. Что в серединке? (Семена).

-Какие они по форме, цвету, величине?

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки- дробинки. (Горох)

-Раскройте горох. Какие семена по форме, цвету, величине? (Ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос, какие части растения человек употребляет в пищу? Слайд 10.

V этап. Первичное закрепление изученного материала.

Работа в рабочей тетради с.11. Работа в парах. Взаимопроверка

Регулятивные УУД (контроль, коррекция)

Познавательные УУД(выбор наиболее эффективных способов решения задач,умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание)

КоммуникативныеУУД(контроль, коррекция действий партнёра и себя)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите посхеме: знаю

Я запомнил

смог

-Растения – это часть природы. Они имеют для нас огромное значение, значит, относиться к ним нужно бережно. Не срывать ветки деревьев, не губить цветы, принимать участие в посадках деревьев. И об этом послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Будущий лес», которое приготовила для вас ваша одноклассница.

Спасибо всем за урок!

Рекомендации для занятий дома:

-Посадите дома растение и понаблюдайте, как растение развивается. Что общего есть у этих растений?

В лесу я видел огород:

На грядках зеленели

Побеги всех родных пород –

Берёзы, сосны, ели.

И сколько было здесь лесной

Кудрявой, свежей молоди!

Дубок с мизинец толщиной

Тянулся вверх из жёлудя.

Он будет крепок и ветвист,

Вот этот прут дрожащий

Уже сейчас раскрыл он лист –

Дубовый настоящий.

multiurok.ru

Окружающий мир 1 класс "Что общего у разных растений?"

Конспект урока в 1 классе

Предмет: Окружающий мир. 1 класс.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Что общего у разных растений?

Место урока в теме: 8 урок в теме «Живая природа»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: научить детей различать части растений; находить, показывать и называть эти части; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи предметные:

- закрепить полученные ранее знания о растениях;

- выяснить, из каких частей состоит растение и что образуется на месте цветка, когда он отцветёт.

- научиться находить, показывать и называть все части растений;

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- развивать умение слушать и слышать одноклассника и учителя;

- закрепить положительную мотивацию к учению посредством организации самостоятельной работы и самооценки деятельности на уроке;

-формировать стойкую установку на здоровьесбережение

Регулятивные УУД:

- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- учить само- и взаимоконтролю , самооценке.

Познавательные УУД:

- формировать умение понимать информацию, представленную в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций;

- развивать умение строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

- способствовать формированию собственного мнения по обсуждаемым вопросам;

- развивать умение работать в паре.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

-образцы растений (раздаточный материал): пастушья сумка, дикая редька;

- картины: куст смородины, яблони, помидоры, горох, пастушья сумка;

- таблицы «Части растений»;

- плоды растений: яблоко, растения, листья которых человек использует в пищу: капуста, укроп.

Для учеников:

- учебник, рабочая тетрадь, конверты с карточками из приложения «Части растений».

.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Актуализация знаний обучающихся

Целеполагание

Открытие нового знания

Первичное формирование умений на основе самоконтроля

Рефлексия

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Постараюсь всё понять,

Многое хочу узнать!

Я желаю, чтобы этот урок открыл для вас много нового, научил думать и правильно выражать свои мысли.

-Урок начнем с загадки. Отгадайте ее:

Дышит, растёт,

А ходить не может.

-На какие группы делятся растения?

Вспомнить это вам помогут опять же загадки.

Загадка№1

Стоит в саду кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое?

Загадка № 2

На зеленной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Загадка№3

На опушке у пеньков много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это …

-Ребята, давайте вспомним все наши отгадки. Внимание на экран…Как можно их назвать одним словом?

На доске вывесить табличку «Травянистые растения».

Загадка№7

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Что за кустик ароматный?Ягод вкус его приятный -Висят, как черный виноград,И каждый пробовать их рад!Давно у вас в саду растет,Свой дом не бросит, не уйдет,Теперь его там родина.Как куст зовут?

- Ребята, а малина и смородина, чем являются?

На доске вывесить карточку со словом: «Кустарники».

-Продолжим отгадывать загадки.

Загадка№4

Что это за дерево: и зиму, и лето зелено?

Загадка№5

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке

На доске вывесить карточку со словом: «Деревья».

Итак, давайте посмотрим на слайд. Как все это можно назвать одним словом?

К какой природе относятся растения?

СЛАЙД

Я предлагаю вам поиграть и проверить, как вы знаете растения нашего края. Игра называется «я знаю»

Я знаю 3 названия дерева…

Я знаю 3 названия кустарника …

Я знаю 3 названия травы ..

-Кто мне поможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься, т.е назвать тему урока? Поможет нам в этом иллюстрация. Посмотрите на слайд. Это рисунок Маши и Миши. Маша рисовала, а что сделал Миша?

как вы думаете, что этим хотели сказать нам ребята?

Так какая же тема нашего урока?

Что мы сегодня должны выяснить на уроке?

Мы будем с вами говорить о частях растений

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше

-Открываем учебник на стр. 20-21.

Рассмотрите рисунок на стр. 20

Какое дерево изображено?

Какие части яблони показаны в увеличенном виде?

Какой кустарник изображен?

Назовите части этого растения

Какое травянистое растения изображено?

Назови его части.

Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор?

Где образуются плоды?

Разрезаю яблоко, помидор. Что находится внутри каждого плода?

Что же общего у трав, кустарников и деревьев?

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила. Как нужно работать в группе?

На каждой парте разрезанные на части картинки растений

-Рассмотрите части растений, назовите их друг другу

Покажите корень, стебель, листья, цветок

Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.

один человек от группы выходит, показывает что получилось, называет и прикрепляет на доску, под соответствующую запись.

– Удалось вам выполнить задание?

Выходит ученик и выполняет задание.

- соедини стрелками общие части растений. Ребята, какие общие части растений мы выделили?

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Ребята, мы с вами знали о растениях? А что мы узнали о растениях сейчас?

-Давайте немного отдохнем

Физминутка

Вот так яблоко! Оно

Соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать –

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Продолжим нашу работу, открываем печатные тетради на стр. 16-17

-Какие растения здесь нарисованы? (задание 14)

-Посоветуйтесь с соседом по парте и нарисуйте недостающие части растений. Какие части растений вы дорисовали?

А как вы думаете, какая часть самая важная? На этот вопрос нам помогут ответить ребята.

Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?

Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю!

Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко.

Стебель  (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.

Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.

Семена. Ваши пререкания пусты.

Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.

Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)

1. Корень. – Зачем растению нужны корни?

2. Стебель.

–Какое следующее растение вступило в спор?

- А для чего растению нужен стебель?

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев. Может растение жить без стебля?

   3.Листья

- Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки? Почему листочки зелёного цвета?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород.

- Важны листья для растения?

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен? –

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше

-Какие растения здесь нарисовано? (задание 15)

Зачем нам нужна природа?

Как нужно относиться к природе?

Природа – это часть России.Раздолье, степи и леса.Природа – это вся Россия,Для тех, кому она близка.

Поймите, люди, что природаНа всех на нас она однаПусть хорошеет год от годаОна ведь всем нам так нужна!

-Оцените свою работу с помощью условных обозначений: красный кружочек - я умею определять части растений; желтый кружочек - я знаю части растений, но путаюсь в их определении; синий кружочек - Я не запомнил, какие части есть у растений.

- Что нового узнали на уроке?

-Какие затруднения встретились?

-Пригодятся ли нам эти знания в жизни?

Проверяют, всё ли готово к уроку.

Включаются в работу: отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.

-Растение

-Ответ: Ромашка.

-Одуванчик.

-Земляника

-Ромашка, одуванчик, земляника – это травянистые растения.

-Малина.

-Смородина.

-Малина и Смородина – являются кустарниками

Ель.

- Сосна.

Растения

К живой природе

С помощью учителя формулируют тему и цели урока:

-Будем говорить о растениях.

- о частях растений

Части растений.

Узнаем, что общего у деревьев, кустарников, трав.

Работают с учебником.

-Яблоня.

-Яблоко, листья цветы, корень, ствол.

-Черная смородина.

-Ягоды, листья, цветы, корни, стебли.

-Помидор.

-Помидор, листья, цветы, стебель, корень.

-Плоды.

-Плоды образуются на месте цветков.

-Внутри всегда есть семена.

-У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.

Практическая работа.

( в группах)

Называет корень, стебель, листья, цветок и плод;

Показывает части растений.

Часть живой природы, делятся на 3 группы(этажа). Они имеют одинаковые части.

Работают с тетрадью на печатной основе.

-Рябина, смородина, пастушья сумка.

Слушают рассказ одноклассников

  • Впитывают влагу

  • Берут питание из почвы

  • Удерживают растение в земле

Работают с тетрадью на печатной основе.

-Томат.

-Корень, листья, цветок, плод с семенами.

С помощью учителя подводят итоги урока, оценивают свою деятельность.

У деревьев, кустарников и трав есть: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена.

-Да

Л: Мотивация к изучению нового материала

К: Монологические высказывания детей

Р: Определять последователь-ность изучения материала, опираясь на схемы, таблицы и раздаточный материал

К: Умение выражать свои мысли

П: Понимать информацию представленную в виде текста, картинок

П: Поиск и выделение информации

К: Работа в группре, обмен мнениями о различных частях растений

Л: умение слушать и слышать

Л: владение приёмами здоровьесбережения

П:Ориентирова-ние в печатной тетради

П: Нахождение существенных признаков

К:Монологичес-кие высказывания

Р: Контроль

К:Монологичес-кие высказывания

Р: Самооценка

infourok.ru

"Что общего у разных растений". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить различать части растений;
  • дать представление о соцветиях;
  • развивать умение работать в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать части растения.

Оборудование:

  • Коробочки с образцами камней;
  • Таблица «части растений»;
  • Корзина с плодами;
  • Листья капусты, укропа, петрушки, салата;
  • Школьный словарик «Растения России»;  гербарии с образцами разных растений на группу;   листы картона, пластилин,  цветные карандаши, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Чтобы обо всём узнать, Надо нам во всё вникать – Это мы запомним впрок, Начинается урок!

II. Актуализация знаний

– Любопытный Муравьишка так спешил к нам на урок, что забыл, о чем мы говорили на прошлом уроке. Напомните ему, пожалуйста, ребята. (О том, что у нас под ногами.)

Работа в парах:

– Откройте коробочку, которая находится у вас на столе. Что  вы там видите?  (Это  камни, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.) – Расположите камни так, чтобы гранит лежал правее кремня, но левее известняка. – Возьмите табличку, обсудите в паре и соедините карандашом  названия камней с их характеристикой.

Кремень

Гранит

Известняк

Используют в строительстве. Состоит из раковин морских животных Можно высекать искры

– Кто узнал что-нибудь о других камнях?  (Ответы детей) – Какую картинку вам удалось создать при помощи собранных вами камушков?  

Демонстрация   и пояснение  картинок.  Организация небольшой выставки  работ. (Приложение 1) 

III. Самоопределение к деятельности

– Мудрая Черепаха готова загадать вам загадку. Отгадайте, что это:

И дышит, и  растет, а ходить не может. (Растение)

– Любопытный Муравьишка знает, что дерево и цветок – это растение, но хочет понять:  есть ли что-то общее между ними?  (Ответы детей) – А кто из вас, ребята, уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях) – Давайте прочитаем  тему урока на стр.22 учебника.  (Что общего у разных растений?) – Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.  (Читающие дети зачитывают из учебника)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику:

– Рассмотрите рисунок ( с.22.)  Кто узнал это длинное растение? (Это кабачок) – Рассмотрите, из каких частей он состоит.  (Учащиеся показывают название части и показывают его на рисунке) – Теперь давайте эти же части покажем у других растений: крыжовника и яблони.  

(Учитель называет части растения, а дети показывают его в учебнике, сверяя свой ответ с ответом соседа)

2. Практическая работа в группах. Проговариваются правила работы в группах.

1. Выбрать руководителя группы (по желанию). 2. Уметь уступать, чтобы никому не было обидно. 3. Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не мешать друг другу. 4. Помнить, что из отдельных результатов получается общий (каждая группа получает гербарий).

– Рассмотрите гербарий. Что общего у всех растений? (Растение имеют одинаковые  части). – Найдите, назовите и покажите части растений. Пусть задание выполнит каждый член группы. Учитель обращает  внимание на то, как дети умеют договариваться. Далее, обучающиеся выполняют задание в рабочей тетради с. 12, №1.  Каждая группа сообщает о результатах своей работы. – Какой вывод мы сделаем? (У разных растений есть общие части).

3. Выполнение задания №2 в рабочей тетради с.12.

– Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему? (Нет, не хватает некоторых частей.) – Какая часть растений изображена? (Стебель) – А каких частей растения не хватает? (Ответы детей) – Найдите в приложении на с.61 части этого растения, выполните задание. – Какое растение у вас получилось? (Колокольчик)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (движение руками к лицу), Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны в стороны) Ветер тише, тише, тише (движение руками к лицу с замедлением), Деревцо всё выше, выше, выше (потягивание руками вверх с подъёмом на носки).

VI. Продолжение работы по теме урока (в паре)

– Ребята, посмотрите с.23 учебника. Мудрая Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам сказать? Прочитайте новую информацию об этом самостоятельно.  (Читающие дети информируют свою, не умеющую читать, пару   о соцветиях). – О чем вы узнали?  (Многие цветки имеют соцветия.) – Рассмотрите рисунок с.23. У каких цветков есть соцветия?  (У клевера, подсолнечника, календулы, георгина). – Сегодня Муравьишка Вопросик принес нам целую корзину сюрпризов.  (Учитель показывает корзину, прикрытую платком.) – Если отгадаете загадки, вы узнаете что принес Муравьишка.

Круглое, румяное с дерева достану я.  (Яблоко)

(Учитель достает из корзины яблоко).

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.  (Арбуз)

(Учитель достает дольку арбуза.)

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … (горох)

(Учитель показывает стручки гороха)

Голова на ножке, в голове горошки (Мак)

Учитель показывает головку мака.

– К какой  же части растений относится все то, что я достала из корзинки? (Это плоды) – А что бывает в плодах у растений? (Семена)

(Учитель показывает семена арбуза, гороха, мака).

– Одинаковы ли плоды и  семена у разных растений? (Семена и плоды растений разнообразны). – А для чего  растению нужны семена? (Чтобы появились новые растения). – А эти растения вы узнаете? (Учитель показывает укроп, петрушку, капусту , салат). – Какие части этих растений человек использует в пищу? (Листья) – Что можно сказать о листьях разных растений? (Листья разных растений тоже разнообразны) – Какую часть растения человек употребляет в пищу? (Разные части у разных растений). – Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки»  (Приложение 2), как вы думаете, почему Медведь рассорился с мужиком?  (Медведь не знал о том, какую часть у разных растений можно употреблять в пищу).

VII. Рефлексия

– Отгадайте загадки о частях растения:

Не рыл, не бурил, а воду добыл.  (Корень)

Я расту, бывает, вьюсь, прямо к солнышку тянусь. У деревьев я очень крепкий, можно делать даже мебель. Травянистый я у репки, часть растенья, длинный … (Стебель)

Белый я в твоей тетрадке, А зеленый я на грядке, на дубах и на березке. А у кактуса, я острый, у капусты шелковист. Часть растенья – тонкий … (лист)

Красный, мягкий – у томата, у арбуза полосатый, Семена во мне живут, выхода на волю ждут. Зрею я из года в год. Часть растенья – сочный … (Плод)

– Молодцы! Все загадки отгадали! Муравьишка и Мудрая Черепаха очень довольны вами  и я передаю корзину с различными частями растений вашим мамам. Пока мы с вами подводим итоги, они приготовят нам вкусные салаты из овощей и фруктов.

– А сейчас оцените свои достижения на уроке (Учащиеся достают один из смайликов  и объясняют свой выбор)

VIII. Подведение итогов урока

– Вернемся к учебной задаче урока. Вы узнали, из каких частей состоит растение. Назовите их. (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) – Кто может самостоятельно показать эти части? – И, последнее задание на сегодняшний день для работы в группах: на листке бумаги из пластилина вылепить любое, рассмотренное на уроке растение со всеми его составными частями. (Приложение 3 – выполненные в группах работы)

Рекомендации для занятий дома:

1. Рабочая тетрадь: №3, с.13. 2. Найти рисунки растений, показать и перечислить все их части. 3. Вместе со  взрослыми почитать школьный  словарик «Растения  России» и узнать о двух-трех растениях.

Литература:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2011. 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая  тетрадь. В 2ч. М.: Просвещение, 2011. 3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова. Новое издание. 1 класс. М.: ВАКО, 2012 4. Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта